Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения: на примере социально-педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что разработанная модель организационно-педагогической системы управления развитием ПОУ, построенная на принципах гуманизации, демократизации, научности, системности, мобильности, оптимальности и эффективности, позволяет по-новому организовать процесс управления в колледже. Модель включает в себя методологический блок, технологический блок, обеспечивающий управление развитием ПОУ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования организационнопедагогической системы управлении развитием профессионального образовательного учреждения
    • 1. 1. Ретроспективный анализ исследования проблемы управле- 17 пия развитием профессионального образовательного учреждения на основе системного подхода
    • 1. 2. Сущность и структура организационно-педагогической сис- 37 темы управления развитием профессионального образовательного учреждения
    • 1. 3. Теоретическая модель организационно-педагогической 56 системы управления развитием профессионального образовательного учреждения
  • Глава 2. Экспериментальное исследование организационнопедагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения
    • 2. 1. Проектирование систем управления как вид инновационной 85 организационно-педагогической деятельности в развивающемся профессиональном образовательном учреждении
    • 2. 2. Реализация организационно-педагогической модели управ- 119 ления развитием социально-педагогического колледжа
    • 2. 3. Условия эффективности реализации организационно- 146 педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения

Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения: на примере социально-педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования па период до 2010 года утверждает необходимость обеспечения опережающего развития начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что на современном этапе преобразования в экономике и социальной сфере увеличивается потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах, изменяются их функции, повышаются требования к их компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Механизмом такого развития является инновационная деятельность в инженерно-педагогических коллективах, которую можно понимать как особый процесс, реализующий смену одного вида деятельности другим, при этом смысл и назначение управления усматривается в обеспечении целенаправленности и организованности совместной деятельности всех заинтересованных субъектов, включенных в специфические виды деятельности. Управление вносит особый вклад в интеграцию совместных усилий, сохранение и развитие целостности социально-педагогических систем и тем самым в решение проблем становления, функционирования и адекватного развития системы профессионального образования.

В настоящее время профессиональная школа решает три группы разнонаправленных задач. Во-первых, она обеспечивает элементарное выживание и адаптацию педагогов и обучающихся к быстро меняющейся обстановке в образованииво-вторых, обеспечивает нормальное функционирование образовательного процесса, достижение результатов, соответствующих требованиям государственных стандартов начального и среднего профессионального образованияв третьих, в профессиональных образовательных учреждениях инициируется инновационная деятельностьс помощью нововведений решаются проблемы развития профессионального образования.

Решение этих задач требует большого напряжения и усилий всех нижеперно-иедагогических работников, повышения их организованности и сплоченности вокруг общих целей. Это означает, что в жизнедеятельности современных профессиональных образовательных учреждений существенно возрастает значение управления и повышаются требования, предъявляемые к системам управления, к профессиональной компетентности и мастерству руководителей профессиональных лицеев, техникумов и колледжей.

Объективная необходимость не позволяет применять в управлении устаревшие системы, принципы и основания их построения, те идеи и модели, которые заложены в действующие системы и продолжают воспроизводиться до сих пор.

В профессиональных образовательных учреждениях сегодня требуется создание систем управления нового поколения с качественно иными свойствами и возможностями, таких систем, формирование и освоение которых усилит профессиональный потенциал руководителей училищ, лицеев, техникумов и колледжей и повысит эффективность управления, что и определило актуальность темы исследования:

Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения (на примере социальпо-педагоги-ческого колледжа)".

Особенности рыночной экономики обусловливают поиск новых образовательных моделей и структур, новых образовательных траекторий подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов. Все большее признание приобретают модели многоуровневого профессионального образования.

Профессиональное образование может рассматриваться в рамках различных подходов: педагогических, психологических, экономических, социологических и т. д. как особый вид (или совокупность видов) образования, как процесс, как система, как деятельность, как социальный институт.

Для нашего исследования наиболее значимым является подход, при котором профессиональное образовательное учреждение рассматривается как сложная педагогическая система с адекватной организационной структурой.

В связи с этим становится необходимым научное обоснование системного проектирования и практическая реализация организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения (ПОУ).

Научная разработанность проблемы.

Проблема эффективного управления развитием профессионального образовательного учреждения относится к числу наиболее значимых в педагогической науке. Сегодня происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную модель по результатам деятельности.

Действующие системы управления ПОУ требуют преобразования, потому что они зачастую не носят целевого характера, не обеспечивают направленность совместной деятельности педагогов и обучающихся па достижение конкретных результатовне адаптируются в необходимой мере к особенностям, потребностям и возможностям ПОУ, его коллектива и внешней средыне ориентируют педагогический коллектив на системные преобразования в образовательном учреждении и т. д. Однако разработки по проблеме системного управления развитием профессионального образовательного учреждения на основе новых организационных структур практически отсутствуют, т.к. традиционное функциональное управление рассматривается в целевой модели организации.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы М. П. Горчаковой, B.C. Лазарева, A.B. Лоренсова, А. Я. Наина, Н. В. Немовой, Т. В. Орловой, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, А. И. Пригожина, О. Г. Хомерики, П. И. Третьякова и других. Ученые рассматривают инновации с позиции основ теории инновационных процессов в воспитании и обучении, проблематики и классификации нововведений в образовании, развития инноваций в современном образовательном учреждении и управления ими.

В.П. Беспалько, Ю. В. Васильев, Г. Г. Габдуллин, Ю. А. Конаржевский,.

H.B. Кузьмина, В. П. Симонов, Л. И. Фишман и др., рассматривая системпо-деятельностную концепцию инновационных процессов, характеризуют инновационную деятельность как сложную развивающуюся систему, имеющую стабильную организационную структуру и вариативное, динамичное содержание.

Процесс управления образовательным учреждением исследуют 10.К. Бабанский, К. Я. Вазина, Т. М. Давыдепко, Ю. А. Конаржевский, Л. Г. Соколов, F.X. Шакуров, Т. И. Шамова, В. А. Якунин, П. А. Ямбург и др.

Различные аспекты процесса управления развитием образовательного учреждения исследуются в работах А. Е. Капто, A.B. Лоренсова, I I.В. Немовой, Т. В. Орловой, М. М. Поташника, П. И. Третьякова и др.

Технологии управления образовательными учреждениями разрабатываются в отечественной педагогике В. В. Гузеевым, В. И. Зверевой, В.В. Кра-евским, Г. К. Селевко, В. П. Симоновым, В. Э. Штейнбергом и др.

Особенности управления функционированием и развитием учреждений начального и среднего профессионального образования нашли свое отражение в работах А. П. Беляевой, А/Г. Глазунова, М. В. Никитина, A.M. Новикова, М. А. Петухова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и др.

Вопросы повышения эффективности управления образовательным учреждением исследуются в работах В. В. Давиденко, З. Г. Даниловой, М.Е. Де-машевой, Э. В. Литвинеико, Ю. А. Назарова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Г. М. Тюлю и др.

Анализ научно-педагогической литературы, основных тенденций развития профессионального образования, опыта практической деятельности проектирования и внедрения организационно-педагогической системы управления развитием ПОУ позволяет констатировать наличие ряда противоречий, требующих разрешения между:

— возрастающей потребностью в эффективной системе управления развитием профессиональных образовательных учреждений нового вида и отсутствием теоретических разработок, позволяющих с учетом сущности и специфики инноваций осуществлять процесс управления инновационной деятельностью;

— высоким инновационным потенциалом модернизации профессиональных образовательных учреждений и неразработанностью программного, психолого-педагогического, научно-методического обеспечения процесса управления внедрением новшеств в реальную образовательную практику;

— потребностью практики в новом подходе руководителей к управлению развитием ПОУ и неразработанностью новых технологий управления профессиональными образовательными учреждениями.

В соответствии с вышеизложенным была сформулирована проблема исследовании: каковы теоретические основы организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения, соответствующей потребностям социально-педагогической практики.

Цель исследовании — разработать и научно обосновать организационно-педагогическую систему управления развитием профессионального образовательного учреждения, соответствующую потребностям развивающейся социально-педагогической практики.

Объект исследован и и — процесс управления профессиональным образовательным учреждением.

Предмет исследования — организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения.

Гипотеза исследовании: процесс управления профессиональным образовательным учреждением будет эффективным, если.

— определены сущность, содержание и функциональная структура процесса управления профессиональным образовательным учреждением, даны определения основных понятий;

— разработана и обоснована организационно-педагогическая модель системы управления развитием профессионального образовательного учреждения;

— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия примепения системы управления развитием профессионального образовательного учреждения.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задами:

1. Провести анализ исследований проблемы управления развитием профессионального образовательного учреждения в теории и современной практике.

2. Определить сущность, содержание и структурно-функциональную характеристику процесса управления развитием профессионального образовательного учреждения.

3. Разработать и обосновать инновационную организационно-педагогическую модель системы управления развитием профессионального образовательного учреждения.

4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия управления развитием профессионального образовательного учреждения.

5. Экспериментально проверить эффективность организационно-педагогической системы управления развитием ПОУ.

Тсорстико-мстодологическис основы исследовании составили философские положения, определяющие специфику системного подхода в целом и к анализу педагогических явлений в частности, раскрытые в работах.

A.Н. Аверьянова, Р. Акоффа, В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Д. М. Гвишиани, Ю. А. Конаржевского, Ф. Ф. Королева, В. В. Краевского, В. Н. Садовского, М. Н. Скаткипа, Э. Г. Юдина, С. Янга и др.

Общие методологические подходы к исследованию целостного педагогического процесса и обусловленности его социальными и психологическими факторами рассматривались по работам Н. Т. Абрамовой, В. П. Беспалько, Ю. В. Васильева, Б. С. Гершупского, B.C. Загвязипского, В. В. Краевского,.

B.C. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткипа, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и др.

Исследование психологических основ управленческой деятельности описана в работах Д. П. Кайдалова, B.C. Лазарева, В. И. Лебедева, Б. Ф. Ломова, С. Д. Полякова, С. Л. Рубинштейна, А. Л. Свенцицкого, В. Д. Шадрикова, Р. Х. Шакурова и др.

Теоретические и практические подходы к проектированию педагогических систем разрабатываются в отечественной педагогике 10.К. Бабапскпм, С. Г. Вершловским, В. В. Гузеевым, О. И. Дониной, В. И. Зверевой, В.В. Краев-ским, Г. К. Селевко и др.

Теория педагогического менеджмента изучалась по работам К.Я. Вази-ной, М. В. Никитина, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, М. М. Поташника, В. П. Симонова, А. Г. Соколова, П. И. Третьякова, K.M. Ушакова, Л. И. Фишмапа, Т. Н. Шамовой, Р. Х. Шакурова, и.др.

Теоретические подходы к инноватике, инновационной деятельности рассматривались по трудам В. И. Загвязинского, А. Е. Капто, A.B. Лорепсова, С. Д. Полякова, М. М. Пригожина, В. А. Сластенииа, П. И. Третьякова, О.Г. Хо-мерики и др.

Исследования по теоретическому обоснованию и проектированию моделей инновационных образовательных учреждений проведены B.C. Лазаревым, A.M. Моисеевым, H.B. 11емовой, М. В. Никитиным, Т. В. Орловой, М. М. Поташником, K.M. Ушаковым, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбургом.

Общие методологические подходы к исследованию процесса управления образовательными системами отражены в трудах А. П. Беляевой, С.Г. Вершлов-ского, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, B.C. Ледиева, П. С. Лернера, НИ. Морозова, A.M. Новикова, А. Г. Соколова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Р. Х. Шакурова и др.

Для решения поставленных в исследовании задач были использовапы следующие методы:

— теоретические — анализ философской, психолого-иедагогической, научной и научно-методической литературы, структурно-функциональный анализ объекта и предмета исследованиясоциально-педагогическое проектирование и моделирование оргапизационио-педагогической системы с заданными свойствами;

— эмпирические — опытно-экспериментальная проверка теоретической модели, социологические методы (опросы, анкетирование) — метод экспертных оценок, наблюдение, беседа, изучение рабочей документации, систематизация и обобщение данных эксперимента;

— статистические — первичная и вторичная математическая обработка.

Этапы исследовании. Исследование данной проблемы проводилось в три этапа.

На первом этане (1999;2001 г. г.) изучалось состояние проблемы в теории и практике: изучались научные труды по проблеме управления профессиональными образовательными учреждениями, проводился анализ процессов и систем управления и их влияние на развитие профессионального образованиявыявлялись методологические предпосылки, цели и задачи исследования, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика констатирующего и формирующего экспериментов, обобщались результаты изучения проблемы в современных условиях.

На втором этапе (2001;2003 г. г.) разрабатывались основные концептуальные положения, организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения, изучались внешние и внутренние условия функционирования и развития колледжа.

Проектировалась модель профессионального колледжа с развитой организационной структурой управления.

Проводились констатирующий и формирующий экспериментывнедрение разработок в профессиональные образовательные учреждения области, модернизация в них структуры управления в соответствии с разработанной моделью.

На третьем этапе (2003;2006 г. г.) систематизировались результаты reoрегического и экспериментального исследований, проводилась апробация результатов исследования, выявлялось влияние организационно-педагогических условий на эффективность управления развитием колледжа. Оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

База исследования: в качестве экспериментальных учреждений участвовали педагогические и профессиональные колледжи Ульяновской области.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Дапо определение понятия «процесс управления развитием профессионального образовательного учреждения». Конкретизирована сущность управления развитием профессионального образовательного учреждения как комплексной характеристики, отличающейся сложной, систематизированной, целенаправленной практической деятельностью и усовершенствованной управленческой технологией, обеспечивающей последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний процесса управления и действий его участников.

2. Разработанная модель организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения, построенная па принципах гуманизации, демократизации, научности, системности, мобильности, оптимальности и эффективности, позволяет по новому организовать процесс управления в колледже. Модель включает в себя целеполаганиетехнологический блок, обеспечивающий управление развитием ПОУ специфическими функциями, методами, стилями, формами и средствамиструктурный блок, включающий элементы различных организационных структур управления, выстроенных в определенной последовательности, организационный механизм, объекты и субъекты управления.

3. Разработанный комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих, в отличие от традиционных, эффективное управление развитием профессионального образовательного учреждения за счет стратегии развития ПОУ, применения демократического стиля руководства и методов стимулирования инновационной деятельности педагогов, ресурсного обеспечения инновационной деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— обоснованы сущность, содержание и структурно-функциональная характеристика процесса управления развитием ПОУ, позволяющие на научной основе осуществлять своевременное принятие управленческих решений, с учетом особенностей уровня управления и субъектов управления, в том числе и в инновационной деятельности, что вносит вклад в теорию принятия управленческих решений;

— разработана и обоснована инновационная модель управления развитием ПОУ, позволяющая по новому организовать процесс управления и выявлять значимые компоненты педагогической системы, подлежащие изменению, что, по нашему мнению, расширяет теорию педагогической ипповатики в части управления;

— обоснованные положения по организационно-педагогическим условиям управления развитием ПОУ, включающие стратегии развития, применение демократического стиля руководства и методов стимулирования исследовательской деятельности педагогов, на наш взгляд, конкретизируют теорию управления образовательным учреждением;

В целом полученные в исследовании объективные научные результаты дополняют и расширяют теорию и методику управления образовательными системами.

Практическим значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения и выводы могут быть использованы при решении перспективных задач инновационного развития профессионального образования.

Результаты исследования используются в практической деятельности руководителей учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Разработанные методические рекомендации по проектированию организационных структур управления ПОУ эффективно применяются при модернизации систем управления в педагогических колледжах области.

Достоверность н обоснованность результатов исследования обеспечены адекватностью теоретической модели исследования объекту исследования, при этом они «подобные" — исходными методологическими позициямикомплексом методов, адекватных целям и задачам исследованияопорой па эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостьюмониторингом результатов па уровне педагога и руководителя профессионального образовательного учреждениядлительным характером исследований, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализконтрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике профессионального образования опытомподтверждением гипотезы.

Положении, выносимые па защиту:

1. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения — это комплексная характеристика, включающая сложную систематизированную целенаправленную практическую деятельность и принципиально новую управленческую технологию, обеспечивающую последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний процесса управления и действий его участников.

Модель организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения выстраивается на принципах гуманизации, демократизации, научности, системности, мобильности, оптимальности и эффективности и включает в себя целеполагапие, технологический блок, обеспечивающий управление развитием ПОУ специфическими функциями, методами, стилями, формами и средствамиструктурный блок, включающий элементы различных организационных структур, выстроенных в определенной последовательности, и организационный механизм, который позволяет организовать эффективный процесс управления в колледже.

2. Обеспечение реализации инновационной модели системы управления развитием профессионального образовательного учреждения достигается при использовании следующих организационно-педагогических условий: наличие стратегии развития ПОУ, применение демократического стиля руководства и методов стимулирования исследовательской работы педагогов, ресурсное обеспечение инновационной деятельности, которое включает нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое, организационное обеспечение и др.

Апробация и внедрение результатов исследовании. Основные положения и паучпо-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях автораосновные результаты исследования докладывались па научно-практических конференциях, включая.

— международные паучпо-практические конференции: «Образование, культура, христианство: их взаимодействие и миссия в 21 веке» (Смоленск, 2001) — «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества» (Минск. 2002) — «Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования» (Санкт-Петербург, 2003) — «Постдип-ломпое образование в системе непрерывного образования» (Санкт-Петербург,.

2005) — «Постдипломное образование: проблемы качества» (Санкт-Петербург,.

2006);

— межрегиональные научно-практические конференции: «Контроль качества подготовки специалистов среднего профессионального образования» (Ульяновск, 2001);

— региональные паучпо-практические конференции: «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона» (Ульяновск, 1998, 1999, 2001,2002, 2003,2004, 2005).

Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры профессионального образования и охраны труда Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1, Ульяновского музыкально-педагогического колледжа № 2, Ульяновского педагогического колледжа № 4, Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Сенгилеевского педагогического колледжа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 230 страниц машинописи, из них 177 страниц основного текста, 38 страниц приложений. Библиографический список литературы включает 249 наименований. Работа содержит 20 таблиц, 21 рисунок.

Выводы по главе 2.

1. Определена сущность управления развитием ПОУ, как комплексной характеристики, отличающейся сложной систематизированной, целенаправленной практической деятельностью и усовершенствованной управленческой технологией, обеспечивающей последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний процесса управления и действий его участников.

Доказано, что разработанная модель организационно-педагогической системы управления развитием ПОУ, построенная на принципах гуманизации, демократизации, научности, системности, мобильности, оптимальности и эффективности, позволяет по-новому организовать процесс управления в колледже. Модель включает в себя методологический блок, технологический блок, обеспечивающий управление развитием ПОУ специфическими методами, формами, стилями и средствамиструктурный блок, включающий элементы различных организационных структур управления, выстроенных в определенной последовательностифункциональный блок, объединяющий функции управления развитием в управленческом циклеобъекты и субъекты управленияпрофессионально-педагогическую готовность педагогического коллектива-условия управления.

Выявлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих, в отличие от традиционных, эффективное управление развитием профессионального образовательного учреждения за счет развития стратегии развития ПОУ, применения демократического стиля руководства и методов стимулирования инновационной деятельности педагогов, ресурсного обеспечения инновационной деятельности.

Заключение

.

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов. Усиление ориентации СПО па региональные условия и потребности, вариативность и гибкость образовательных программ, диверсификация средних специальных учебных заведений с учетом многопрофильное&trade-, многоуровневое&tradeи многофункциональности требует модернизации систем управления.

Процесс модернизации управления в колледже основывается на педагогической деятельности по проектированию и реализации инновационной образовательной системы, в которой отражаются новые философские, психологические, педагогические подходы к пониманию личности обучающихся, его воспитания, обучения, развития, формирования и образования.

Такая система, в отличие от традиционной, ориентирует педагогов на поиск новых целей, соответствующих им содержания, методов, форм организации жизни и деятельности обучающихся и педагогов. Естественная составляющаяосвоение новых технологий, методов и форм управления и соуправления. Именно управление вносит основной вклад в интеграцию совместных усилий, сохранение и развитие целостности педагогической системы и, тем самым — в решение проблем становления, функционирования и развития системы профессионального образования.

Как показывает опыт инновационной деятельности Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1, наиболее приемлемым способом управления опытно-экспериментальной работой педагогов является поиск компромисса между объективной необходимостью в управлении, а следовательно, в структурной субординации, и демократизацией управления, то есть координации, кооперации, интеграции. На смену технологии воздействия в управлении колледжем приходит технология взаимодействия. Суть взаимодействия всех субъектов развивающегося профессионального образовательного учреждения состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органичного сочетания изменений, воздействующих друг па друга субъектов. Такое понимание взаимодействия, представляющего суть управления развитием ПОУ, предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых.

Результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, что у последнего развиваются способности к самоуправлению своей деятельностью.

При такой технологии управления усиливаются возможности творческой составляющей в деятельности преподавателей и администрации колледжа путем создания условий для переосмысления, рефлексии своего педагогического и управленческого опыта. Освоение данной технологии проходило в условиях экспериментальной площадки в рамках областной целевой программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы.

Главной целью проведенного нами эксперимента было научное обоснование, разработка и внедрение модели организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения как действенного инструмента модернизации системы управления учреждением среднего педагогического профессионального образования.

Задачами нашего исследования являлись:

— провести анализ исследований проблемы управления развитием профессионального образовательного учреждения в теории и современной практике;

— определить сущность, содержание и структурно-функциональную характеристику процесса управления развитием профессионального образовательного учреждения;

— разработать и обосновать инновационную модель системы управления развитием профессионального образовательного учреждения;

— выявить и обосновать организационно-педагогические условия управления развитием профессионального образовательного учрежденияэкспериментально проверить эффективность организационно-педагогической системы управления развитием ПОУ.

Начиная наше исследование, мы выдвинули гипотезу: процесс управления развитием профессионального образовательного учреждения будет эффективным, если:

— определены сущность, содержание и функциональная структура процесса управления развитием профессионального образовательного учреждения, даны определения основных понятий;

— разработана и обоснована модель системы управления развитием профессионального образовательного учреждения;

— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия применения системы управления развитием профессионального образовательного учреждения.

В течение ряда лет мы проводили эксперимент на базе Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1. Образовательное учреждение уже имело опыт участия в опытно-экспериментальной деятельности.

Динамичное развитие колледжа связано именно с педагогической иннова-тикой. В 1995 году педагогическое училище № 1 становится экспериментальной площадкой в рамках областной целевой программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы (ПИЭР). С этого времени коллектив активно работает по развитию содержания среднего профессионального педагогического образования, его организационных форм и методов. В училище создаются группы творческого поиска, особенностью работы которых является разработка и внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс. Такие группы, в отличие от регламентированной деятельности предметпо-цикловых комиссий, предоставляют возможности для «распредметчивания» преподавателей. Именно в них воплощаются идеи педагогического сотрудничества, взаимовыгодного обмена проблемами, фактами, мыслями, опытом.

Повышение инновационного потенциала коллектива педагогического училища № 1 позволило ему в 1998;м году реформироваться в педагогический колледж, а в 2001;м году — в социально-педагогический колледж.

Все эти годы управление инновациями осуществлялось через временные исследовательские коллективы. Они создавались для решения четко обозначенных проблем в определенных временных рамках. Руководство осуществлялось научными руководителями, исследования носили коллективный характер. Примером исследований может служить разработка предложений по подготовке специалистов (наряду с основной специальностью 0313 «Дошкольное образование») по семи дополнительным специальностям, обеспечивающим конкурентоспособность выпускников колледжа па рынке труда.

В 2002;м году социально-педагогический колледж переходит па новый статус исследовательских коллективов: в числе двенадцати лучших образовательных учреждений Ульяновской области он становится научно-методическим центром.

В этом качестве профессиональное образовательное учреждение решало следующие задачи:

— создавало условия для непрерывного образования педагогов (консалтинговая деятельностьпродвижение положительного опыта в учреждения образованияоказание методической помощи квалифицированными специалистами во внедренческий период);

— разрабатывало концепцию модернизации системы управления и обновляло программу развития колледжа;

— актуализировало содержание образования с учетом потребностей и интересов личности, спроса специалистов на рынке труда;

— развивало научио-методическую и исследовательскую деятельность преподавателей и студентов;

— обобщало и распространяло положительный опыт педагогов колледжа, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой, но внедрению современных образовательных технологий;

— обеспечивало поддержку преподавателей, ведущих инновационную деятельность по модернизации содержания образования.

На базе колледжа проводятся областные совещания, заседания совета директоров ССУЗов, научно-практические конференции, краткосрочные курсы, семинары-практикумы, мастер-классы.

Организация образовательного процесса в колледже велась таким образом, чтобы каждый обучающийся осваивал новый опыт па основе целенаправленного формирования творческого мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

Проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что эффективность управления развитием профессионального образовательного учреждения обеспечивается реализацией принципов управлениясозданием организационно-педагогической модели управления развитием колледжаналичием управляющей подсистемы, обладающей комбинированной организационной структурой, ориентированной на повышение результативности функционирования системы управления и ее развитиеинтеграцией подсистемы управления инновационными процессами в целостную систему управления развитием профессионального образовательного учреждения.

Создание организационно-педагогической системы управления развитием ПОУ потребовало тщательной подготовки, включающей в себя как теоретические исследования, так и практическое изучение системы управления инновационными процессами в социально-педагогическом колледже № 1, других учебных заведениях среднего профессионального педагогического образования Ульяновской области. Поскольку данная работа достаточно объемна, было выделено несколько этапов для ее реализации, на каждом из которых необходимо было решить определенную задачу. В общей сложности это заняло более пяти лет.

В результате нам удалось создать модель организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения, которая позволила эффективно управлять инновационными процессами.

Основная сложность состояла в том, что в системе управления не всегда можно провести четкое деление на управляющую и управляемую подсистемы. Например, директор колледжа наряду с административной деятельностью непосредственно взаимодействует с обучающимися.

Кроме того, в состав управляющей подсистемы во многих случаях необходимо включать не только руководителей, но и каждого педагога. Процессы воспитания и обучения есть процессы управляемые, и, следовательно, педагог как субъект такого педагогического управления осуществляет не только педагогическую, но и управленческую деятельность.

Успешность модернизации систем управления мы напрямую связываем с овладением руководителями образовательных учреждений навыками стратегического управления (выработка стратегии, овладение методами проектной деятельности, работа с социальными партнерами, управление финансами и т. д.), такими видами управленческой деятельности, как умение обосновать миссию колледжа, разработать программу развития, создать информационно-методическую службу и т. п. Все эти задачи решались в ходе проведения эксперимента.

Одним из важнейших направлений пашей экспериментальной деятельности стала выработка оптимальной организационной структуры управляющей системы. Нами была разработана комбинированная структура управления, построенная на сочетании линейной, функциональной и матричной структур, что позволило сохранить всю совокупность связей (субординации, координации, кооперации, интеграции), не нарушая принципа единоначалия, а создаваемые в процессе работы проектные подразделения, будучи высокодинамичиыми и легко перестраиваемыми, облегчают управление педагогическим работниками. В соответствии с данной схемой была разработана программа развития Г10У, которая содержала описание обновленной управляющей системы.

В соответствие с разработанной моделью управления создан новый организационный механизм развития ПОУ, основанный на участии педагогов в управлении. Он представляет собой закрепленный способ распределения фуикций управления развитием ПОУ между органами управления с указанием периодичности выполнения предписанных функций и позволяет сделать процесс развития колледжа непрерывным.

Нами выявлено, что факторами реализации модели организационно-педагогической системы управления развитием профессионального образовательного учреждения являются:

— обеспечение системности, па основе которой управление инновационными процессами в колледже рассматривается как элемент системы более высокого порядка;

— соответствие содержания инновационной деятельностью педагогического колледжа целям и задачам развития колледжа в целом;

— моделирование и проектирование современных организационных структур управления развитием профессионального образовательного учреждения;

— осуществление управленческой деятельности на основе современных технологий управления, ориентированных на достижение конкретных результатов поисковой, исследовательской, экспериментальной работы;

— реализация информационных связей управления между различными уровнями управления и отдельными участниками инновационного процесса.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения, основанная на технологии взаимодействия всех субъектов инновационного процесса, является главным инструментом управления, позволяющим адекватно развивать освоение новшеств в колледже.

2. Организационную структуру управляющей системы целесообразно моделировать на основе сочетания линейных, функциональных и матричных структур управления, что позволяет создать комбинированную структуру управления с высокоорганизованными связями управления (субординация, координация, кооперация, интеграция) между всеми ее компонентами.

3. Организационный механизм развития профессионального образовательного учреждения основан на активном участии педагогов в управлении, представляет собой закрепленный способ распределения функций управления развитием ПОУ с указанием периодичности выполнения предписаний функций и позволяет сделать процесс развития непрерывным.

4. Технология управления инновационной деятельностью педагогов заключается в делегировании части управленческих полномочий и обязанностей руководителям структурных подразделений и отдельным педагогам по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива и ориентации всех участников инновационных процессов па достижение конкретных результатов в соответствии с целями и задачами колледжа.

5. Организационно-педагогические условия реализации модели системы управления развитием ПОУ включают в себя:

— наличие стратегии развития ПОУформирование общественно-значимой, реальной, достижимой цели, которая становится ядром творческой деятельности коллектива;

— содержание управленческой деятельности, мотивирующей и стимулирующей творчество педагоговвовлечение их в совместную деятельность на планирование образовательного процесса, обобщение и распространение положительного педагогического опыта, гарантия свободы творческой деятельности, наличие в колледже демократических начал в управлении и социальная защищенность членов педагогического коллектива;

— эффективная организация научно-методической работы, одно" 115 дач которой становится проведение паучпо-педагогического эксперимента, формирование и реализация потребностей педагогов в исследовательской деятельности, в повышении их профессиональной компетентности через различные активные формы (11ПК, семинары, практикумы, ОДИ и т. д.).

Таким образом, можно отметить, что задачи исследования выполненыгипотеза, в целом, подтвердилась.

Намечены направления дальнейшей опытно-экспериментальной работы:. совершенствование разработанной модели организациоппопедагогической системы управления развитием ПОУ-. повышение качества функционирования и развития системы управления, например, информационное обеспечение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Механизм управления, его генезис и системоорганизующая роль. /Р.Ф. Абдеев//Философские пауки. 1990. — № 4.- С. 105−113.
  2. Н.Т. Целостность и управление. /Н.Т. Абрамова М.: Наука, 1974.-248 с.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. /А.Н. Аверьянов М., 1985. — 263с.
  4. A.B. Доклад Всемирного банка о политике в области профессионального образования. /Перевод с английского/ А. В Адаме, Дж. Мидлтон, Зай-дерман А.-М., 1993.- 134с.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах.- /Р. Акофф, Ф. Эмери -М, 1974.-272 с.
  6. Аллан Жак. Вклад в будущее: приоритет образования /Перевод с английского/ Жак Аллан — М.: Педагогика-пресс. 1993. — С. 37−61.
  7. М.Г. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах. / М. Г. Андреева JL, 1992 — 91 с.
  8. Н.С. Интегративная функция обучения. /Н.С. Антонов М.: Просвещение, 1985.- 304с.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. /В.Г. Афанасьев-М., 1981.- 432с.
  10. В.Г. Функции социальных систем. /В.Г. Афанасьев/ /Социологические исследования. 1980. -№ 2 — С. 48, 50.
  11. В.В., Пидкасистый П. И. Управленческая проблема как объект педагогических исследований. /В.В. Афанасьев, П.И. Пидкасистый/ /Педагогика. 2001. -№ 5 — С. 12−17.
  12. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. /Г.А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения. /Ю.К. Бабанский М.: Педагогика, 1982. — 492с.
  14. Я.Р. Организационно-педагогическая система управления маркетинговой деятельностью в профессиональном лицее коммерческого профиля: Дис. канд. пед. наук./Я.Р. Бандурович СПб., 1998 — 277с.
  15. С.Я. Блочно-модулыюе обучение. /С.Я. Батышев М., 1997. -255с.
  16. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике /С.Я. Батышев М.: AI10, 1993−91с.
  17. B.C. Педагогика профессионально-технического образования: проектирование педагогического процесса в профтехучилище: текст лекций / B.C. Безрукова/Свердл. инж. пед. институт. — Свердловск, 1990. — 171с.
  18. B.C. Директору об исследовательской деятельности школы./ B.C. Безрукова М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
  19. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. /А.П. Беляева М., 1991. — 205с.
  20. Л.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования /А.П. Беляева- М., 1987. 199с.
  21. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях /А.П. Беляева СПб., 1995. — 228с.
  22. А.П. Интегративпо-модульная педагогическая система профессионального образованиям /А.П. Беляева СПб, 1996. — 227с.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем// Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систему /В.П. Беспалько/Воронеж, 1977. 304с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько -М., 1989.- 192с.
  25. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: 1973 — 270с.
  26. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография./ Г. А. Бордовский, A.A. Нестеров, С. Ю. Трапицып. СПб.: изд-во РГПУ им. А. П. Герцена, 2001. — 359с.
  27. В.И., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. /В.И. Бурков, В. В. Кондратьев. М, 1981. — 383с.
  28. К.Я. Педагогический менеджмент /К.Я. Вазипа, IO. I I. Петров, В. Д. Белиловский М.: Педагогика, 1991. — 268с.
  29. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика /Ю.В. Васильев М., 1990. — 133с.
  30. С.Г. Теоретико-методологические проблемы изучения образовательной среды/ С.Г. Вершловский/ Материалы 1-ой Международной НПК «Проблемы организации развивающей среды в постднпломпом образовании». СПб- 2001. — 271 с.
  31. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. Н. Шамовой. М.: Педагогика, 1991.- 191с.
  32. А.И. Организационные формы производственного обучения в учебных заведениях профтехобразования. /А.И. Войиатовский М., 1990. — 127с.
  33. Е.А. Информация управления: социально-экономический аспект./ Е. А. Волков М.: Финансы и статистика, 1990. — 224с.
  34. Г. Г. Информационная культура управленческого труда.- /ГГ. Во-робьев-М, 1971.
  35. М., Френсис М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. /М. Вудкок, М. Френсис М.: Дело, 1991. — 315с.
  36. Г. Г. Организационно-педагогические основы перестройки впутришкольного управления. Дис. доктора пед. наук. / Г. Г. Габдуллин. -Казань, 1990.-276с.
  37. Д.М. Организация и управление. / Д. М. Гвишиани. М., 1972. -450с.
  38. Г. А. Типология организационных структур и условия их применения. /Г.А. Герчес Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. — 28с.
  39. Г. А. Целевые комплексные программы в управлении общеобразовательной школой" /Г.А. Герчес Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 72с.
  40. .С. Педагогическое науковедение: Проблемы и перспективы (прогностический аспект). /Б.С. Гершунский М.: Знание, 1985. — 48с.
  41. .С. Основы свободного общества: Учебно-практическое пособие /Б.С. Гершунский М.: МЭСП, 1999. — 286с.
  42. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем./ Дж. Гиг. /Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-488с.
  43. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее /А.Т. Глазунов М., 1995. — 96с.
  44. А.Т. Управление профшколой па образовательном рынке. / А. Т. Глазунов М., 2004. — 42с.
  45. О. Управленческая деятельность: прорыв к новому качеству / О. Глазунова, 10. Громыко, Д. Дмитриев/ /Народное образование. 1989. -№ 5.- С.32−38.
  46. В.В. Основы менеджмента./ /В.В. Глухов М., 1995. — 39с.
  47. A.A. Введение в теорию управления /A.A. Годунов М.: Экономика, 1967.
  48. Е.А. Управление по целям. Теория и практика.//Е.А. Грамп М., 1975.
  49. М.Т. Организационное поведение. /М.Т. Громкова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 1999.-207с.
  50. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112с.
  51. Горчакова-Сибирская М. П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: учебное пособие /М.П. Горчакова-Сибирская -СПб., 2000, — 176 с.
  52. В.В. Системный подход к определению перспектив развития среднего профессионального педагогического образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук /В.В. Давиденко Челябинск, 1997 -20с.
  53. О. П. Рационализация труда руководителя /О.П. Дайненко -М.: Знание, 1983. 64с.
  54. З.Г. Организационно-педагогические основы управления профессиональным колледжем: Дис. канд. пед. паук./ /З.Г. Данилова Москва. 2001, — 180с.
  55. З.Г., Наровский В. М. Управленческие технологии в современных условиях. /З.Г. Данилова, В. М. Наровский М., 2001. — 51 с.
  56. И.Ф. Методы социологического исследования. / И. Ф. Девятко. М., 2002. -296с.
  57. М.Е. Управление развитием педагогической деятельности коллектива профессионального лицея: Дис. канд. пед. наук /М.Е. Демашева -Москва, 2001.-272с.
  58. Ф.Е. Саморегулирующая система профессионального образования. /Ф.Е. Довжко//Профессиональное образование. 1997. — № 1. — С. 7−9.
  59. О.И. Концептуальные основы аэрокосмического образования.
  60. О.И. Донииа. Ульяновск: УлГУ, 2000. — 214с.
  61. О.И. Педагогическая система аэрокосмического образования и условия ее реализации / О. И. Доиииа. Ульяновск: УлГУ, 2000. — 100с.
  62. П. Ф. Управление, нацеленное на результаты /Перевод с английского/ /П.Ф. Драйкер — М: Технология школьного бизнеса. — 1992. — 199с.
  63. Екатеринославский 10.10. Управленческие ситуации: анализ и решения, — / 10.10. Екатеринославский М.: Экономика, 1988. — 191с.
  64. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связн.-/В.А. Ерофеева М.: Статистика. 1992. — 192с.
  65. Ю.В. Новые подходы к организации научно-методической работы в лицее. /Ю.В. Есенков/ Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. Тезисы первой региональной научно-практической конференции. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- С. 84.
  66. Ю.В. Организация самообразовательной деятельности ипже-нерно-педагогических работников: Методические рекомендации. /Ю.В. Есенков. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. — 28с.
  67. Ю.В. Управление развитием профессиональных образовательных учреждений: проблемы, подходы, решения. /Ю.В. Есенков/ /Управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ.-М., 2001.-С. 182−185.
  68. Ю.В. Введение в профессию мастера производственного обучения: Учебно-методическое пособие. 4.1. /Ю.В. Есеиков. Ульяновск- ИПК ПРО, 2001.-48с.
  69. Ю.В. Управление развитием профессионального колледжа: из опыта работы. /Ю.В. Есенков, Т. В. Душенькина, Т. В. Ашлапова и др. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002, — 84с.
  70. . Ю.В. Управление инновационными процессами в профессиональном лицее: Методические рекомендации. /Ю.В. Есенков. Ульяновск: ИПК ПРО, 2003.- 56с.
  71. Ю.В. Управление образовательным процессом в колледже: методические рекомендации. /Ю.В. Есенков, Т. В. Ашлапова. Ульяновск: ИПК ПРО, 2003.-48с.
  72. Ю.В. Инновационные процессы и исследовательская деятельность педагога в образовательном учреждении: методические рекомендации / Ю. В. Есенков. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. — 48с.
  73. Ю.В. Профессиональная адаптация молодых рабочих в условиях практики. / Н. М. Шилов, Ю.В. Есенков// Профессиональное образование -2004 № 2 — С.23−24.
  74. Ю.В. Проектирование организационных структур управления профессиональными образовательными учреждениями: методические реко-мендации/Ю.В. Есенков. Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. — 48с.
  75. Ю.В. Организационно-педагогическая модель управления развитием профессионального образовательного учреждения/ Ю. В. Есенков. Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. — 48с.
  76. Ю.В. Системное управление качеством образовательного процесса в колледже./Т.В. Ашлапова, Ю.В. Есенков//Среднее профессиональное образование 2005 — № 6 — С.35−39.
  77. Ю.В. Управление процессом реализации профессиональных образовательных программ. /Т.В. Душепькина, Т. В. Ашлапова, Ю.В. Есенков// Специалист 2005 — № 7 — С.29−31.
  78. И.М. Директор профтехучилища организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса/И.М. Жабипец — М., 1984.- 135с.
  79. В.И. Методология и методика дидактического исследования. /В.И. Загвязипский. М., 1982.- 160с.
  80. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1993. — 43с.
  81. И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя /И.И. За-рецкая М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
  82. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы./ /В.И. Зверева М: Новая школа, 1997. — 320с.
  83. Э. Ф. Аттестация руководителей: теория и практикум /Э.Ф. Зеер,
  84. Н.С. Глуханюк Екатеринбург, 1994. — 121с.
  85. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. /Сокращенный перевод с немецкого// В. Зигерт, Л. Ланг М., 1990. — 88с.
  86. В. Б., Глазунов А. Т. Вариативные региональные структуры управления НПО / В. Б. Золотарев, А. Т. Глазунов / /Профессиональное образование. 1998. -№№ 11, 12. — С.4.
  87. Информация и модели структур управления. М., 1972. — 334с.
  88. С.Д. Социально-педагогический анализ управления образованием/ /С.Д. Казарцев Л., 1990. — 210с.
  89. Д.П., Психология единоначалия и коллегиальности/ /Д.П. Кандалов, Е. М. Суименко М., 1986. — 93с.
  90. А. Е. Управление школой: оптимальное соотношение централизации и децентрализации. /А.Е. Капто/ /Сов. педагогика. 1989. — № 6. -С. 42−46.
  91. А.Е. Формирование оптимальной организационной структуры управления на основе его демократизации. /А.Е. Капто/ /Совершенствование управления народным образованием в условиях демократизации советского общества. М. 1988. — 206с.
  92. Е.А. Управление профессиональным лицеем в условиях регионализации образования: Дис. канд. пед. наук. /Е.А. Киуру. М., 2000. -206с.
  93. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. / Т. М. Ковалева. Москва-Воронеж, 2003. — 256с.
  94. Ю. А. Внутришкольный менеджмент./ / Ю.А. Конаржев-ский-М., 1993, — 320 с.
  95. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе /Ю.А. Конаржевский Челябинск, 1986. — 133с.
  96. Концепция модернизации Российского образования па период до 2010 года. Уфа: РА Информ-реклама, 2002. — 30с.
  97. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике. /Ф.Ф. Королев М., 1974. — 211с.
  98. М.Н. Информационное обеспечение управления./ /М.И. Костомаров М., 1981.- 45с.
  99. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики. /В.В. Краевский./ /Новые исследования в педагогических пауках. 1971. -№ 445 — С. 5−68.
  100. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. /В.В. Краевский./ /Педагогика. 1 992. — №№ 7, 8. — С. 17−21.
  101. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. /Под общей ред. Беляевой А. П. СПб., 1994 — 122с.
  102. В. П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания. /Системные исследования. /В.П. Кузьмин М.: Наука, 1984.- 53с.
  103. Н.В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки. /Методы системного педагогического исследования./ /Н.В. Кузьмина Л., 1979.-224 с.
  104. H.B. Анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профтехучилища. /Н.В. Кузьмина -М., 1978.- 172 с.
  105. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуативный анализ управленческих функций, Т.1, 2 /Г. Кунц, О’Доннел М.: Прогресс, 1981.- 495с.
  106. B.C. Психология стратегических решений. / B.C. Лазарев. М., 1994.- 122с.
  107. B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы//B.C. Лазарев М., ЦСЗИ., 1995. — 223с.
  108. B.C. Системное развитие школы. Изд. 2-ое / B.C. Лазарев. М.: Педагогическое общество России, 2003. 304с.
  109. В. И. Психология в управлении./ /В. И. Лебедев М., 1990.
  110. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы /B.C. Леднев М.: Высшая школа, 1991. — 234с.
  111. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования.//А.Н. Лейбович М., 1996. — 228с.
  112. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства: инженерно-педагогические аспекты./ / П. С. Лериер М.: Высшая школа, 1989. — 134с.
  113. .Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии/ /Б.Ф. Ломов-М., 1991.-340с.
  114. П.Э. Менеджмент искусство уиравлять.//П.Э. Лэпд — М.: Инфра, 1991.-145с.
  115. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. /В.М. Лизипский. М., 2000. — 160с.
  116. A.C. Общие вопросы теории педагогики. Соч. в 7 томах./ /A.C. Макаренко. М., АПН РСФСР, 1958. — т. 5. — 558с.
  117. С.Ф. Менеджер за работой.//С.Ф. Макаров М., 1989. — 239с.
  118. В.М. Руководство учебно-воспитательным процессом в среднем профтехучилище./ /В.М. Максимова, Г. С. Белов, Т. С. Лопатина Л., 1988.- 120с.
  119. С.Д. Профессионалы в управлении/ /С.Д. Мартынов Л., 1992.- 144с.
  120. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие /Научный редактор Т. И. Шамова. М., 1992.- 232с.
  121. М.Х. Основы мепеджмента./М.Х. Мескои, М. Альберт, Ф. Хе-доури М.: Дело, 1992, — 702с.
  122. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть,-/А.М. Моисеев М.: Сентябрь, 2001. — 160с.
  123. И.Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения/ /И.Н. Мошкова, С. Л. Малов. М.: 1990. — 204с.
  124. A.C. Управление образовательным процессом в колледже. /A.C. Михайлов/ /Специалист 2001. — № 9 — С.30−31.
  125. Морозов Е. И, Методология и методы анализа социальных систем. /Е.И. Морозов. М.: Издательство МГУ, 1992. — 284с.
  126. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования./ / Г. В. Мухаметзяпова М.: Магистр, 1999. -222с.
  127. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений.//А.Я. Найн Челябинск, 1991.
  128. Ю.А. Управление развитием педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения в условиях перехода к многоуровневой подготовке специалиста: Дис. канд. пед. паук./IO.A. Назаров -Волгоград, 1999. 184с.
  129. Н. В. Организация функционирования и развития школы /Н.В. Не-мова М.: АПКи ПРО, 2001.- 80с.
  130. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование / Под ред. X. Бедпарчика. Радом-СПб., 1997. -101с.
  131. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. /М.В. Никитин М., 2001. — 221с.
  132. М. В. Методика SWOT-анализа. /М.В. Никитин/ /Профессиональное образование. 2001. — № 10. — С.З.
  133. Никитина H. R Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования./ /H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов М.: Мастерство, 2002. — 288с.
  134. A.M. Профессиональная школа: стратегия развития /A.M. Новиков- М.: Ровесник, 1991. 67с.
  135. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования/A.M. Новиков//Специалист 1998. — № 1. — С.2−8.
  136. A.M. Принципы построения системы профессионального непрерывного образования. / A.M. Новиков // Педагогика. 1998 — № 3 — С. 1 1 -17
  137. .Д. Модели формирования организационных структур//Б.Д. Овсиевич JI.: Наука, 1979.- 159с.
  138. С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов М.: Русский язык, 1984.- 797с.
  139. О. П. Управление педагогическими системами на основе целевых программ. /О.П. Околелов/ /Сов. педагогика. 1990. -№ 7 — С.50−54.
  140. Т. В. Перспективное планирование развития школы. /Т.В. Орлова -М.: Сентябрь, 2000.- 144с.
  141. Основные подходы к проектированию государственных образовательных стандартов и профессиональное образование. /Под ред. Заварыкина В. М. -М., 1993, — 174с.
  142. Панасюк АЛО. Управленческое общение.//А.Ю. Паиасюк М.: Экономика, 1990.
  143. H.H. Проблемы управления профессиональным лицеем. /H.H. Паншина //Профессиональное образование. 2001. — № 2. — С.6.
  144. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие
  145. Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 340с.
  146. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, Н. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. M., 1998. — 512с.
  147. Педагогические технологии и модернизация учебно-воспитательного процесса профессионального образования / Сост. Рудкова Н. П., Хатенцева Л. И. -Воронеж, 1993, — 182с.
  148. Ф.И. Системная деятельность в образовании./Ф.И. Перегудов//Информатика и образование. 1989. — № 3 — С. 12−27.
  149. М.А. Программа развития Ульяновского технического лицея /М.А. Петухов Ульяновск, 1994. — 83с.
  150. М.А. Научно-методическое обеспечение реализации нового содержания профессионального образовапия.//М.А. Петухов Ульяновск: УГТУ, 1997, — 102с.
  151. М.А. Целевое комплексное планирование личностно ориентированного образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования//М.А. Петухов Ульяновск: НМЦПО, 1999. -56с.
  152. М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам. /Под научной ред. А.П. Беляевой/ /М.А. Петухов СПб.- Ульяновск, 2000.
  153. М.А. Теоретические основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам квалифицированных рабочих и специалистов Автореф. дис. доктора пед. паук.//М.А. Петухов СПб., 2000. -44с.
  154. Н.П. Технологизация управления образованием. /H.H. Пи-щулин, В.М. Ананишнев/ /Школьные технологии. -2001. -№ 4. -С. 12−18.
  155. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дисс. доктора пед. наук/ С. Д. Поляков Ульяновск, 1993. — 398с.
  156. С.Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе.- /С.Д. Поляков, А. И. Резник, Г. В. Морозова М., 1999.
  157. С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии /С.Д. Поляков. М.: Новая школа, 2003. — 304с.
  158. JI.H. Эффективность труда руководителя.- /JI.II. Пономарев -М., 1988.
  159. М.М. Демократизация управления школой/ /М.М. Поташник -М.: Знание, 1990. 76с.
  160. М.М. Управление современной школой./М.М. Поташник М., 1992.-201с.
  161. А.И. Деловая культура: сравнительный анализ /А.И. Пригожин //Социологические исследования. 1995. — № 9. — С.74−80.
  162. О.Г. Теория и практика прогнозирования в области профтехобразования //Теоретические проблемы развития профессионально-технического образования. Сборник научных трудов. НИИ ПТО АПН СССР//О.Г. Прикот-Л., 1991.- 19−35с.
  163. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы, /Под ред. A.M. Моисеева. М., 2001. — 384с.
  164. Проектирование систем внутришкольиого управления. /Под ред. A.M. Моисеева. М., 2001.- 384с.
  165. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997. — 512с.
  166. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. /А.П. Беляева, С. Баев, Н. Ф. Золотухина и др. -СПб., 1995.-230с.
  167. Психологические основы профессионально-технического обучения. /Под ред. Кудрявцевой Т. В. и Сухаревой А. И. М., 1998.
  168. Развитие содержания профессионального обучения в рамках концепции различных форм профтехобразования. Сборник научных трудов/ Отв. ред. Куприянов A.A. Л., 1990. — 115с.
  169. С.Л. Основы общей психологии//СЛ. Рубинштейн М., 1976.- 546с.
  170. Г. А. Профессиональное образование. Структура и программа развитых стран. /Г. А. Рудик Екатеринбург, 1993.
  171. Г. И. Методология научного исследования: Учебное пособие для ВУЗов. /Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317с.
  172. Румянцева 3. К обоснованию новой управленческой парадигмы / / 3. Румянцева // Российский экономический журнал 1993. — № 8. С. 61−70.
  173. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880с.
  174. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. B.C. Лазарева. М.: ЦСЭИ, 1995.- 158с.
  175. В.Н. Основание общей теории систем/ /В.Н. Садовский М., 1974.-277с.
  176. Д.С. Теоретические вопросы системных педагогических исследований: в помощь педагогам-исследователям. /Д.С. Савельев. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 88с.
  177. Т. и др. Управление по результатам/ /Т. Санталайнен, Э. Во-дтилайнеп, П. Пореине, П. Х. Ниссинен М.: Прогресс, 1993.
  178. А.Л. Социально-психологические проблемы управления./ /А.Л. Свенцицкий Л.: ЛГУ, 1975. — 140с.
  179. Г. К. Современные образовательные технологии./ /Г.К. Селевко М., 1998.-256С.
  180. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду./ /В.В. Сериков- М.: Педагогика, 1988. 192с.
  181. Г. Н. Теоретические основы системного управления.//Т.Н. Сериков Челябинск, 1993.
  182. Г. В. Организация учебно-воспитательного процесса в ПТУ: новые подходы./ / Г. В. Серкутьев Минск, 1991.
  183. В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие./В.П. Симонов М.: Педагогичсское общество России, 1999. 430с.
  184. Система среднего специального образования в СССР. / Сост. Ломакина Т. Ю. Рыбченко Т.Н.-М., 1990.
  185. Системный анализ и структура управления. /Под ред. В. Г. Шорина. М: Паука, 1965.-304с.
  186. М.Н. Методология и методика педагогических исследований /М.Н. Скаткин- М., 1986. 152с.
  187. А.Г. Вопросы управления средними профтехучилищами./А.Г. Соколов -М., 1978, — 144с.
  188. А.Г. Научные основы управления профессионально-техническими учебными заведениями. /А.Г. Соколов М., 1984. — 72с.
  189. А.Г. Теория и практика управления средним профтехучили-щем./А.Г. Соколов М.: Высшая школа, 1988. — 183с.
  190. А.Г. Модель управления учреждениями начального профессионального образования. /А.Г. Соколов СПб., 1997. — 129с.
  191. А.Г. Формирование структур управления училищами в новых социально-экономических условиях. Материалы конференции «Проблемы развития лицеев и колледжей в России» //А.Г. Соколов СПб., 1993. — С. 8890.
  192. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994.
  193. Н.М. Об одном из подходов к управлению педагогическим колледжем /Н.М. Стороженко/ /Специалист. 1997. — № 2 — С.429−316.
  194. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. /Н.Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1975 343с.
  195. Тейлор (1). У. Принципы научного менеджмепта./Ф.У. Тейлор М., 1991. -104с.
  196. В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента./В.К. Терептьев М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
  197. Типовое положение об учреждении начального профессионального об-разоваиия//Вестник образования. 1995.-№ 3-С. 1−18.
  198. Ю.А. Управленческое решепие./ЛО.А. Тихомиров М.: Наука, 1972−288с.
  199. Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования./ Е.В. Ткаченко/ Педагогика. 1999. — № 2. С. 58−61.
  200. В.А. Теория управления: развитие и проблемы // В.А. Трапезников-М., 1974.
  201. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе./ /П.И. Третьяков М.: Педагогика, 1991. — 240с.
  202. П.И. Практика управления современной школой/ /П.И. Третьяков -М., 1995.
  203. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого ирофиля./ЛО.С. Тюнников М.: Высшая школа, 1991. — 192с.
  204. Управление качеством образования. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. — 448с.
  205. Управление это паука и искусство. /А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Т. Форд. -М., 1992.- 351с.
  206. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. M.: Новая школа, 1995. — 463с.
  207. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы). /Под ред. A.C. Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. — 160с.
  208. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и др. M., 1999. — 264с.
  209. Управление развитием образования в регионе на рубеже XXI века: тезисы третьей Всероссийской научно-практической конференции, в 4 частях. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.
  210. Управление развитием инновационных процессов в школе. / Под ред. Т. Н. Шамовой, П. И. Третьякова. М.: Прометей, 1995. — 218с.
  211. K.M. Проблемы управления народным образованием в переходный период / K.M. Ушаков//Народное образование 1993. — № 6. — С.41−45.
  212. K.M. Ресурсы управления школьной оргапизацией.//К.М. Ушаков -М, Сентябрь, 2000.- 144с.
  213. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576с.
  214. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструировапия//Л.И. Фишмап СПб, Самара, 1993.
  215. П.С. Формирование и развитие системы управления средним ПТУ /П.С. Хейфец Л., 1985.
  216. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук / О. Г. Хомерики -М., 1996. -272с.
  217. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. /О.Г. Хомерики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсов М., 1994. — 64с.
  218. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования.//Н.К. Чапаев Екатеринбург, 1992. — 224с.
  219. Ю.И. Информация и управление./ЛО.И. Черняк М., 1974. — 184с.
  220. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея-тельпости.//В.Д. Шадриков М., 1982. — 186с.
  221. Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем.//Р.Х. Шакуров М., 1984. — 192с.
  222. Р.Х. Социально-педагогические основы управления: руководитель и педагогический коллектив//Р.Х. Шакуров М.: Просвещение, 1991. -208с.
  223. Р.Х. С чего начинается управление. /Р.Х. Шакуров/ /Специалист.1993.-№№ 3,4.- С.3−7.
  224. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. /Т.Н. Ша-мова/ /Сов. педагогика. 1975. — № 4 — С.50−59.
  225. Т.И. Оценка управленческой деятельности руководителем школы: Методическое пособие. /Т.И. Шамова, Г. М. Тюлю, Э. В. Литвииепко. Вологда: ИПК ППК, 1995. — 76с.
  226. Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Т.И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Гумапит. издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 320с.
  227. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы./ /И.К. Шалаев М., 1987. — 380с.
  228. В.В. Профтехшкола на путях перестройки/ /В.В. Шапкип Л., 1990.-31с.
  229. В.М. Управленческая этика.//В.М. Шепель М.: Экономика, 1989. -84с.
  230. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология/ /В.М. Шепель М.: Финансы и статистика, 1992. — 238с.
  231. А.П. Принципы системности. /Научный доклад высшей школы./А.П. Шептулин/ /Философские науки. 1985. — № 5. — С.24−49.
  232. А.Х. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в интегративных структурах профессиональной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук./ /А.Х. Шкляр СПб., 1994. -27с.
  233. Г. П. Проблемы методологии системного исследования./ /Г.П. Щедровицкий. М., 1964.
  234. В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов./ /Школьные технологии.- /В.Э. Шгейнберг 1998. -№ 4-С. 102−120.
  235. В.А. Моделирование и философия./ /В.А. Штофф. М., Л.: Наука, 1966.
  236. В.А. Проблемы методологии научного познания,/ /В.А. Штофф. М.: Высшая школа, 1978.
  237. Энциклопедия профессионального образования. /Под научи, ред. С. Я. Катышева. М.: РАО, 1998. — т. 1 — 566с., т.2 — 549с.
  238. С.Г. Методологическая природа системного подхода. /Системные исследования./ С.Г. Юдин- М., 1973. 132с.
  239. Ядов В. А Социологические исследования. Методология и методы./ /В.А. Ядов -М., 1987.
  240. В.А. Обучение как процесс управления.- /В.А. Якунин Л., 1988. -160с.
  241. Е.А. Эта «скучная» наука управления.- /Е.А. Ямбург М., 1992. -62с.
  242. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы п практическая реализация) /Е.А. Ямбург М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  243. Яиг С. Системное управление организацией. Пер. с англ./ Под ред. Мик-о-порова С. П, Бабасова С.А./ /С. Янг M., 1972. — 456с.
  244. P. /The frontiers of management / P. Drui
  245. Action Learning in Practice. Second Edition. Edited by Mike Pedler. Qower Pub-lisching Company Limited, 1991.
Заполнить форму текущей работой