Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование концепции журнала «Наука и жизнь» в период с 1950 по 1981 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря подобным переменам «Наука и жизнь» приобрел статус крупнейшего научно-популярного издания в советское время. Соответственно, у нового главного редактора, Лаговского И. К., который стал главным редактором «Науки и жизни» в 1981 году не было потребности менять успешную формулу издания. Поэтому в 80-е годы журнал практически не поменял своего вида. Вместе с Лаговским И. К. издание пошло… Читать ещё >

Формирование концепции журнала «Наука и жизнь» в период с 1950 по 1981 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика анализа концепции журнала «Наука и жизнь»

В XX веке востребованность науки в российском обществе постоянно менялась. В моменты совершения крупных достижений в научной сфере интерес общества возрастал. А когда общественно-политическая ситуация в стране ухудшалась — падал. Тем не менее, вне зависимости от интереса общества к этой сфере, популяризаторы науки стремились нести ее в массы. Журнал «Наука и жизнь» в течение многих десятилетий являлся надежным транслятором информации от ученых к читателям.

За последние 65 лет у издания трижды менялся главный редактор, что напрямую влияло на концепцию журнала «Наука и жизнь». В 50-е годы, когда главным редактором был А. С. Федоров, журнал представлял собой издание, предназначенное исключительно для образованной части населения страны. Более того, можно сказать, что круг освещаемых тем в журнале ограничивался только теоретической направленностью и не имел реального применения в повседневной жизни. Поэтому аудитория журнала ограничивалась научными сотрудниками и людьми, вовлеченными в академическую сферу страны.

В 1961 место главного редактора занял В. Н. Болховитинов, который поменял всю концепцию журнала. В «Науке и жизни» появилось большое количество рубрик, предназначенных для людей разных возрастов, интересов и разного уровня образования. В журнале соседствовали сложные научные статьи и кроссворды, задачки на логику для школьников и советы по приготовлению разнообразных блюд для хозяек. Таким образом издание приобрело черты массового журнала. «Журнал был обращен к людям, к семье, к человеку. Вам, тогда не жившим, не понять, что произошел идеологический прорыв. На страницах — статьи самых известных ученых, самые смелые научные идеи. И даже — фото гена. Это была сенсация! Ведь в те времена в Советском Союзе так называемая формальная генетика не существовала, была под полузапретом. А рядом — столь же полузапретный Честертон с его удивительным, парадоксальным анализом человеческой натуры, фантастические рассказы Брэдбери, повести Амосова, Окуджавы и многое другое. И все это переслоено „гарниром“: шутки, анекдоты, мелкие заметки, рукоделие, задачки, кроссворды, шахматные партии. Всего не перечислишь и все — впервые. Вот ключевое слово. Потом наши придумки разошлись по разным изданиям и зажили своей отдельной жизнью».

Благодаря подобным переменам «Наука и жизнь» приобрел статус крупнейшего научно-популярного издания в советское время. Соответственно, у нового главного редактора, Лаговского И. К., который стал главным редактором «Науки и жизни» в 1981 году не было потребности менять успешную формулу издания. Поэтому в 80-е годы журнал практически не поменял своего вида. Вместе с Лаговским И. К. издание пошло по пути сохранения традиций, заложенных Болховитиновым. Конечно, вместе с переменами, которые происходили в обществе в те годы относительно немного поменялась и тематика журнала. Все чаще стали появляться материалы на общественно-политическую тематику. В 90-е появлялись тексты про открытие и развитие собственного малого бизнеса, были популярны материалы про экономику. Также в журнале стала появляться реклама. Однако подобные новшества существенно не изменили концепцию журнала. «Наука и жизнь» продолжала оставаться журналом для семейного чтения, в котором каждый член семьи мог найти что-то полезное для себя. Однако подобная концепция в 90-е годы перестала быть востребована в обществе. Об этом свидетельствует резкое падение тиражей журнала: в апреле 1989 года тираж журнала составлял 3 млн экземпляров, а в июле 1992 было напечатано только 100 тыс экземпляров.

Формирование концепции журнала «Наука и жизнь» в период с 1950 по 1981 гг.

«Изменение тиража журнала „Наука и жизнь“ в период с 1950 по 2015 год».

«» Наука и жизнь" родилась в конце XIX века в период бурного экономического роста в России. Второе рождение — 1934 год, эпоха первых пятилеток, подъем образования и науки. Третий наш взлет начался в 1961 году, одновременно с выходом человека в космос, когда было принято постановление ЦК КПСС по журналу «Наука и жизнь». Новую концепцию создавали талантливые люди — Анатолий Аграновский из «Известий», Лев Разгон, Владимир Орлов из «Правды», Михаил Хвастунов из «Комсомолки». Мы сохраняем верность традиции: «Наука и жизнь» — журнал широкого научно-популярного профиля для семейного чтения, для самообразования. В 1985 году тираж стал астрономическим — 3,6 млн экземпляров, а подписка была жестко лимитированной", — сказал Игорь Константинович Лаговский в интервью корреспонденту «Известий».

В 2008 году на место Лаговского И. К. пришла Лозовская Е. Л., которая сохранила традиции, заложенные еще Болховитиновым, а концепция журнала опять осталась «законсервированной». Нельзя сказать, что подобный подход позитивно сказывается на популярности и востребованности журнала в обществе: в 2015 году тираж журнала в составлял примерно 40 000 экземпляров ежемесячно.

Чтобы обозначить параметры для оценки и сравнения концепции журнала «Наука и жизнь» разных этапов своего существования, стоит обратиться к работам исследователей, занимающихся разработкой типологических признаков периодических изданий. Для того, чтобы проследить изменение концепции журнала на протяжении 66 лет, следует обратить особое внимание типологическим признакам журнала, которые выделил Александр Иванович Акопов:

  • 1) Типоформирующие (типообразующие):
    • — издающие орган;
    • — цели и задачи;
    • — читательская аудитория.
  • 2) Вторичные (зависимые):
    • — авторский состав;
    • — внутренняя структура;
    • — оформление;
    • — жанры публикуемых материалов.
  • 3) Формальные (подчиненные):
    • — периодичность;
    • — объем;
    • — тираж.

На каждом этапе развития журнала на его концепцию наибольшее влияние оказывали разные признаки. Соответственно, в зависимости от преобладания того или иного признака менялась концепция издания. Так, во времена Федорова на журнал оказывала большое влияние политика партии по пропаганде коммунистических идей. Кроме того, журнал предназначался в основном академическим работникам, что в свою очередь накладывало большие ограничения на круг тем и способ представления информации. Из-за этого издание не могло полноценно развиваться и редакции приходилось подстраиваться под консервативность аудитории. По аналогии с указанным выше можно выделить основные типологические признаки, которые доминировали в разные периоды существования журнала, и определить их влияние на концепцию издания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой