Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типология отечественной региональной прессы рубежа XX-XXI веков: На примере печатной периодики Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о методологической базе диссертационной работы, необходимо отметить, что в ходе анализа предмета исследования мы опирались на широко известные научные принципы историзма, объективности и системности. Кроме того, базовым методом всей работы следует считать типологический метод, особое внимание теоретическим основам которого наряду с системным анализом уделяется в первой главе данного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТИПОЛОГИЯ КАК СПОСОБ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • 1. Специфика системного подхода и его применение к изучению прессы
    • 2. Становление метода типологии в изучении отечественных периодических изданий
    • 3. Теоретические основы типологии прессы
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ РУБЕЖА ХХ-ХХ1 ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕЧАТНОЙ ПЕРИОДИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 1. Социально-экономическое развитие Воронежской области на рубеже веков
    • 2. Общественные предпосылки трансформации системы региональных
    • 3. Тенденции развития прессы Воронежской области
    • 4. Классификация периодических изданий Воронежской области

Типология отечественной региональной прессы рубежа XX-XXI веков: На примере печатной периодики Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рубеж ХХ-ХХ1 веков, ставший поворотным не только для нашей страны, по и для всего мирового сообщества, лишившегося двухполярного устройства, ознаменовал собой новый этап исторического развития, в который вступила отечественная система средств массовой информации. Вот уже почти двадцать лет прошло после знакового апрельского Пленума ЦК КПСС, положившего в 1985 году начало перестройке. За этот короткий с исторической точки зрения период общественная жизнь претерпела кардинальные изменения, которые можно назвать скорее революционными, чем эволюционными. Большую роль в этих преобразованиях шрали и продолжают играть СМИ, и в первую очередь, печатная периодика, которая к началу перестройки являлась самым многочисленным и влиятельным их видом. Специфика природы журналистики, отражающей и одновременно формирующей социальные процессы, предопределила то, что отечественная система СМИ активно выступала на протяжении двух последних десятилетий как в качестве субъекта, так и в качестве объекта общественно-государственных преобразований. В первые годы перестройки печать стала основным средством гражданской и духовной переориентации массового населения на новые образцы мышления и поведения. Именно СМИ, пользуясь популярным тогда принципом гласности, окончательно развенчали идеологию социализма и советскую систему государственного устройства. Оказывая определяющее влияние на результаты многих выборных кампаний, проходивших в 90-е годы, предлагая читателю и зрителю новые темы, среди которых оказались и откровенное насилие, пошлые сплетни, секс, криминал, СМИ в последние десятилетия существенным образом влияли на политическое развитие страны, смену духовно-нравственных ориентиров. В то же время общественные изменения не могли не отразиться на самой системе печати, которая уже в начале 90-х годов претерпела заметные трансформации. Либерализация экономики, законодательства в области СМИ, серьезные достижения научно-технического прогресса в этот период привели к резкому количественному росту периодики страны, прежде всего, в ее региональном сегменте.

Формируя в общественном сознании ориентацию на коренные структурные общественные преобразования, газеты и журналы фактически способствовали разрушению основ советской системы печати, элементами которой являлись. Децентрализация государственном власти, провозглашение рыночной экономики, заставившей каждого заботиться о самостоятельном выживании, оказали большое влияние на одну из ключевых тенденций развития российского общества и в частности системы СМИ, обозначенную исследователями как регионализация. Бурный количественный рост, высокая динамичность, становление многих новых типов периодики — эти и другие явления уже на протяжении второго десятилетия являются неотъемлемыми чертами печатной региональной журналистики России. Все это заставляет исследователей относиться с особым вниманием к данному сегменту СМИ. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена объективными процессами исторического развития страны, которые на рубеже веков привели к значительному усилению роли отдельных регионов, а также способствовали невиданному на протяжении всего XX века развитию региональной периодики. Системное изучение региональных печатных СМИ с использованием метода типологии особенно важно, так как они являются зеркалом современной общественной жизни, и, соответственно, через их системное изучение можно достигнуть немалых успехов в деле исследования уже самого общества, его устройства и движения вперед. Как справедливо замечает профессор Л. И. Лкоиов, «.журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения"1.

На фоне интенсивного развития отечественных СМИ одной из ключевых остается проблема эффективного функционирования системы российской печати и ее региональных подсистем. Адекватность потребностям и интересам большей части населения государства со стороны журналистики является залогом позитивного развигия всего общества. В условиях рынка данная проблема связана, в первую очередь, со структурой прессы, се типологическим строением.

Подчеркивая большое историческое значение региональной прессы, исследователь журналистики Б. И. Псин отмечает: «Уже с середины 60-х гг. XIX века постоянно отмечался рост провинциальной печати, а в конце века справедливо указывалось не только па ее количественный рост, но и на важное идейно-политическое значение в.

1 Лкопов Л. И. Периодические издания: Учсб.-метод. пособ. — Ростов-на-Доиу, 1995. — С. 6. общем потоке русской периодики, воздействии на читателя"1. Исследования региональных систем печати являются сегодня как никогда значимыми. На примере Воронежской области можно убедиться, что в последнее время ежегодно рождаются и прекращают существовать десятки периодических изданий, многие из которых не проходят официальной регистрации и номерами которых не располагают крупнейшие библиотеки области. Сведения о многих из них со временем безвозвратно утрачиваются. Между тем, как справедливо замечает профессор Е. Л. Корнилов, «.лишь зная всю систему печати, можно дать четкий, глубокий анализ ее отдельных отрядов, отдельных изданий, обеспечить их верную группировку и классификацию, оценку их содержания, их роли в общественной жизни, борьбе"2. Вот почему сегодня так важен сбор эмпирических данных о региональных печатных СМИ рубежа веков, анализ их типологического облика и тенденций развития. .Трудно проводить полноценное изучение системы СМИ, не имея достаточно полного представления о ее элементном составе. По этой причине для исследователя региональной печати одинаково важны как крупнейшие общественно-политические издания, так и мелкие газеты, распространяющиеся ограниченным тиражом и не оказывающие существенного влияния па духовную жизнь региона. Своевременный оперативный анализ складывающейся на региональных рынках печати ситуации позволяет не просто дать исчерпывающую характеристику ее современному состоянию, но и высказать прогноз развития как всей системы в целом, так и отдельных ее типологических ниш.

Необходимо сразу оговориться, что понятие «система СМИ» употребляется в данной работе не в широком, а в узком смысле, то есть под ним подразумевается не вся инфраструктура журналистики как социального института, а лишь совокупность каналов распространения массовой информации (газет, журналов) с присущими им структурными и функциональными взаимосвязями. Рассматриваемые нами в качестве элементов системы иечати, они представляют собой главный объект исследования данной работы. Подобный выбор обусловлен целым рядом причин. Во-первых, система воронежской печатной периодики в 90-е годы прошлого века, но количеству выпускаемых газет и журналов являлась самой многочисленной по сравнению с анало.

1 Есии Б. И. Проблемы методологии и методики изучения местной дореволюционной печати / Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г. Э. Кучеровой. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 29.

2 Корнилов Е. А. Актуальные проблемы исследования истории местной советской журналистики / Становление н развитие местной печати России: Сб. науч. тр. — Воронеж, 1985. — С. 20. гичными системами других областей Центрального Черноземья. Так, например, к концу 1997 года п Воронежской области было официально зарегистрировано 154 газеты и 19 журналов1. Белгородская область в это же время насчитывала 111 газет н всего один журнал, остальные соседние области — еще меньше2. В реальности количество издаваемой периодики по областям было несколько большим, чем вышеприведенные цифры, так как к концу XX века ряд газет выпускался без регистрационных документов. На рубеже XX—XXI вв.еков количественный рост воронежской периодики неуклонно продолжался: в 2002 году в области издавалось 198 газет, а также 35 журналов и иных печатных СМИ3. С учетом незарегистрированных печатных изданий, выпуск которых предпринимался с переменным успехом в этот же период, общее число газет и журналов превышало три сотни.

Система печатных СМИ Воронежской области не только является самой многочисленной по своей структуре, но и имеет одни из самых богатых исторический традиций в Центральном Черноземье. 1 января 1838 года во исполнение правительственного Постановления в Воронежской гу бернии начала издаваться первая газета — печатный орган местных властей под названием «Воронежские губернские ведомости». Позже здесь же начали выходить в свет газеты и журналы, многие из которых оказали значительное влияние на развитие всей отечественной журналистики. Среди них журнал «Филологические записки», основанный в 1860 году и посвященный вопросам литературы и языкознания, общественно-политическая газета «Дон», стремившаяся распространить свое влияние в других губерниях, «Воронежский телеграф», отражавший не только жизнь региона, но и всей страны. Созданию самобытного, яркого и в то же время характерного для России облика провинциальной прессы способствовали многие известные общественные деятели, среди которых просветитель Е. А. Болховитинов, поэт И. С. Никитин, учитель A.A. Хованский, владелец воронежской типографии В. А. Гольдштейн и многие другие. Традиции воронежской журналистики, заложенные этими талантливыми людьми в прошлых веках, до сих нор в немалой степени определяют направления ее развития. Благодаря глубоким историческим корням, развитой информационной инфраструктуре, кадровому потенциалу на рубеже XX—XXI вв.еков воронежские печатные издания начали активно осваивать.

1 См.: Андреева A.A., Худякова Э. Л. Деловая пресса Черноземья. — Воронеж, 1998. — С. 110.

2 Там же.

3 См.: Трубчанннова II. Крыша для СМИ // Молодой коммунар. — Воронеж, 2003. — 11 февр. — С. 6. рынки периодики соседних областей и всей страны. Это дает основания выдвинуть предположение о том, что в конце 90-х годов прошлого века не просто происходил процесс регионализации и децентрализации отечественной системы СМИ, по и начался процесс создания своеобразных региональных географических медиацентров страны, влиянием которых в ближайшем будущем будут охвачены не только отдельные области, но и целые макрорегиопы, каковым, например, является Центральное Черноземье. Учитывая рыночный характер, присущий современной системе печати, а также серьезные типологические изменения, характерные для воронежской периодики в последнее время, главным предметом данного исследования мы выбрали типо-формирующие и типологические признаки периодических изданий, входящих в региональную систему СМИ. На основе их изучения осуществлена попытка анализа и оценки состояния и тенденций развития воронежской прессы на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Различные исследователи по-разному подходят к вопросу определения ключевых критериев, определяющих тип периодического издания, и выделяют различное их количество и структуру. Однако большинство из них сходится во мнении, что главными типоформирующими признаками являются читательская аудитория, цели и задачи, поставленные перед периодическим органом, а также его учредитель. Более детальный типологический облик издания формирует целый ряд дополнительных критериев, среди которых называют тематику, ареал распространения, жанровую палитру, дизайн, авторский состав, периодичность, формат, объем, тираж, способ распространения, форму издания, способ финансирования и др.

Географические рамки дисссртаииоииой работы охватывают печатные средства массовой информации Воронежской области. К ним мы относим все периодические издания, редакционная работа над которыми ведется на территории данного региона. Несмотря на утверждения ряда исследователей о том, что границы региональных систем СМИ далеко не всегда совпадают с административно-территориальным делением страны, есть все основания считать совокупность воронежских периодических изданий отдельной относительно самостоятельной системой. Благоприятствует этому как долгая история существования Воронежской области в качестве полноправного субъекта страны, так и единый социально-экономический и культурный уклад жизни населения, проживающего на данной территории. Именно на этой основе вот уже на протяжении второго столетия идет формирование воронежской системы СМИ.

Хронологические рамки диссертации включают в себя период новейшей истории страны, характеризующийся кардинальными социально-политическими переменами, а также процессами реформирования отечественной прессы. Нижняя его граница (1990 год) отмечена принятием первого в отечественной истории закона, посвященного регулированию деятельности СМИ. 12 июня Верховный Совет СССР принял Закон «О печати и других средствах массовой информации». Заменивший его в 1991 году Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» окончательно сформировал предпосылки фундаментальной трансформации системы СМИ, которая на тот момент в значительной степени структурно представляла собой еще прежнюю советскую систему периодики. Период развития воронежской региоиалг. ной прессы с 1985 по 1990 годы рассматривается в работе лишь контурно, так как в это время еще не происходит серьезных типологических изменений па региональном рынке печати. Развитие идей гласности, перестройки на этом первом этапе происходило путем смены тематического курса уже существовавших на тот момент воронежских периодических изданий. Структурные преобразования самой системы СМИ активно начинают происходить с 1990 года, когда в Воронеже и районах области появляются на свет первая демократическая общественно-политическая газета «Воронежский курьер», общественно-политические газеты «Левый берег», «Мой город», экологическая газета «Бумеранг», возобновленное религиозное издание «Воронежские епархиальные ведомости», последний помер которого вышел в далеком 1914 году, и ряд других печатных СМИ, разнохарактерных по тематике, оформлению, читательской аудитории.

Верхняя граница данного исследования соответствует 2002 году, в котором федеральная власть впервые за долгие годы реформирования страны официально заявила о необходимости прекращения государственной поддержки, оказываемой средствам массовой информации, которая на протяжении 90-х годов осуществлялась в виде предоставления налоговых льгот, а также прямого субсидирования многих российских редакций. Данное решение создает принципиально новые условия функционирования системы СМИ, которая окончательно переходит на рыночные условия существования. Несомненно, подобная политика способна в ближайшее время привести к качественным преобразованиям типологического облика как центральной, так и региональной прессы, ознаменовав собой очередной этап постсоветского развития печатной журналистики.

При проведении диссертационного исследования мы опирались па широкий круг научных работ. Типология как метод научного изучения сложных по своему строению объектов тесно связана с системным подходом, к которому активно обращаются представители различных отраслей науки, особенно с начала XX века. Используемый в химии, биологии, языкознании, психологии и других областях человеческого знания, он потребовал глубокой теоретической разработки, которая велась на протяжении всего XX века и не прекращается до сих пор. Исследуя системные характеристики, присущие средствам массовой информации, мы обращались к работам, посвященным общенаучному универсальному взгляду на понятия системы и системного подхода. Среди них присутствуют как концепции отдельных авторов1, так и коллективные сборники научных статей2. Что касается непосредственно типологического метода изучения печатных СМИ, его теоретическое осмысление применительно к системе прессы в России имеет глубокие корни. Первоначально происходившее в рамках практической типоформирующей деятельности, оно занимало умы таких известных российских ученых, издателей и общественных деятелей, как М. Ломоносов, II. Полевой, II. Надеждип, II. Греч, В. Белинский, Л. Герцен и др. Что интересно, именно люди, занимавшиеся классификацией периодики и систематизацией представлений о ее развитии еще в XIX веке, предложили ряд терминов, без которых немыслима современная наука о печатном слове. Так, II. Полевой в 1825 году в журнале «Московский телеграф» впервые употребил слово «журналистика», а слово «публицистика» было впервые применено И. Снегиревым в «Историческом обзоре московской журналистики» в 1847 году. Известный издатель II. Надеждин предлагал выделять официальные и частные издания, сходное мнение было у библиографа А. Краевского. На основе другого признака — месте выхода в свет — проводил классификацию периодики в 1830-х годах Я. Неверов. Во второй половине XIX века появилась официальная пра.

1 См., например: Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). — М., 1976; Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. — М., 1986; Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. — СПб., 2000.

2 См., например: Системный анализ в технике. — М., 1991; Системный анализ и структу ры управления / Под общей ред. В. Г. Шорина. — М., 1975; Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование: Сб. науч. тр. — М., 1983; Шаракшанэ А. С., Железное И. Г., Ив-ницкий В. А. Сложные системы.-М., 1977. вительственная классификация прессы: «I. Частные и правительственные издания с политическими и литературными отделами, II. Издания сатирические, III. Издания педагогические, IV. Издания духовные (частные и епархиальные), V. Издания специальные и ученых обществ, VI. Губернские ведомости и прочие правительственные издания"1. Благодаря интенсивной целенаправленной типоформирующей деятельности, которая приобрела централизованный характер с приходом к власти большевиков, в 70-е годы XX века в ряде исследовательских центров России происходит становление отдельного полноценного раздела науки о журналистике — типологии СМИ. В ряде работ этого времени авторы обосновывают теоретические основы метода типологии применительно к печати2, открывая тем самым путь к дискуссии в научном сообществе по данному вопросу. На рубеже XX—XXI вв.еков научные проблемы теоретических основ типологии прессы, актуальные в свете происходящих трансформаций системы печати, обсуждаются все в более широких кругах.

Посвятив свою работу изучению одной из региональных систем российской периодики, мы не могли обойти вниманием исследования, посвященные развитию провинциальной прессы и, в частности, самой воронежской печатной журналистике. Еще в 20-е годы XX века со всей очевидностью встает вопрос сбора библиографических сведений о провинциальной печати: «В 1926 г. на II Всероссийском библиографическом съезде с докладами выступили JI.K. Ильинский «Местная печать и краеведение» и H.A. Королев «Местная печать как объект краеведения и проблемы библиографирования се». Было признано неотложной задачей собирание, хранение, описание «всякого рода местных изданий», особенно периодических и «особенно газет как периода революции, так и дореволюционного времени"3. Стоит отмстить, что журналистику отдельных регионов краеведы и историки изучали еще в конце XIX века, посвящая этой теме отдельные книги. Так, например, Н. Ядрипцев в 1892 году выпустил книгу «Начало печати в Сибири», годом раньше А. Сидоров издал в Омске «Исторический очерк русской печати в Привислянском крае"4. В XX веке этот процесс не только ха.

1 Цит. по: Станько А. И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в. -60-е гг. XIX в.).-Ростов, 1986.-С. 183.

2 См., например: Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). — Иркутск, 1985; Методы исследования журналистики: Сб. науч. тр. / Под ред. Я. Р. Симкина. — Ростов, 1979; Методы исследования журналистики: Тез. докл. науч. конф. — Ростов, 1974.

3 Есин Б. И. Указ. соч. — С. 30.

4 См.: Станько А. И. У истоков изучения русской провинциальной журналистики / Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г. Э. Кучеровой. — Ростов-на-Дону, 1983.-С. 46. рактсризовался сбором н анализом эмпирических данных о периодике регионов, он приобрел теоретическую направленность. В целом ряде научных центров страны публикуются исследовательские статьи и монографии, посвященные задачам функционирования тех или иных типов региональной периодики, методам се изучения1.

Среди исследований, посвященных непосредственно воронежской периодике, необходимо, в первую очередь, отметить фундаментальные исторические работы профессора Г. В. Лнтюхина2, который по праву является одним из основоположников планомерного и всестороннего изучения региональной прессы. Охватывая большой исторический период от начала зарождения воронежской печати до 1945 года, его труды предлагают богатый фактический материал о структуре и тенденциях развития периодики Воронежской области. Различные стороны развития современных печатных СМИ региона освещаются в статьях и книгах таких авторов, как В. В. Тулупов, Л. Л. Андреева, Э. А. Худякова, А. А. Золотухин, А. Е. Богоявленский, Т. В. Лебедева, Ю. М. Поспеловский, Н. С. Сапслкип и др.3.

Несмотря па то, что воронежские печатные СМИ рассматриваются в данной работе как самостоятельная система, мы старались учитывать, что так или иначе они остаются всего лишь подсистемой более крупного образования, именуемого система печати страны. Вот почему в данной диссертационной работе помимо исследований, посвященных непосредственно воронежской прессе и прессе регионов России, мы использовали также труды отечественных авторов, рассматривающих развитие отечественного рынка СМИ в целом в интересующий пас временной промежуток4. Стоит.

1 См., например: Проблемы местной печати, радиовешания и телевидения: Сб. статей / Под ред. Э. В. Блиновой, C.B. Сыпченко. — Томск, 1989; Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. — М., 1977; Становление и развитие местной печати России: Межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж, 1985.

2 Антюхии Г. В. Очерки истории печати Воронежского края (1798−1917 гг.). — Воронеж, 1973; Антюхин Г. В. Очерки истории партийно-советской печати Воронежской области (1917;1945). — Воронеж, 1976.

3 См., например: Андреева A.A., Худякова Э. А. Деловая пресса Черноземья. — Воронеж, 1998; Богоявленский А. Е. Региональные медиа-проекты // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2003; Золотухин A.A. Перспективы развития региональных СМИ // Коммуникация в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2001; Лебедева Т. В. Воронежские СМИдетям // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. — Воронеж, 1999; Поспеловский Ю. М. Судьбе наперекор. Исповедь журналиста. — Воронеж, 2002; Сапелкин U.C., Сту колова И. Ю. Вся воронежская пресса. — Воронеж, 2002; Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. — Воронеж, 2000.

4 См., например: Акопов А. И. Местные журналы: особенности и место в системе / Типология местной прессы. Советский Союз — Польша. — Ростов-на-Дону, 1991; Корнилов Е. А. Журналистика па рубеже тысячелетий. — Ростов-на-Дону, 1999; Кулев B.C. Деловая пресса России. — М., 1996; Овсегтян P. I1. История новейшей отечественной журналистики (феврапь 1917 — 90-е гг.): Учеб. пособ. — М., 1999; Ресияиская J1JI., Фомичева И. Д. Газета для всей России. — М., 1999; Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособ. / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 2002; Шкондин М. В. Газетная периодика постсоветской России // Акценты: новое в массовой коммуникации. — Воронеж, 2002. — Л1> 3−4. отмстить, что в данных работах достаточно детально и подробно рассматриваются основные этапы становления постсоветской системы отечественных СМИ. Авторы не просто очерчивают ключевые тенденции ее развития, но и выделяют новые типы периодических изданий, появившихся в России в конце XX века. Так, Л.Л. Грабелыш-ков помимо традиционных типов общественно-политических, детских, районных изданий, известных с советских времен, выделяет новый тип информационно-коммерческой прессы, появившейся в начале 90-х годов, в которую входят такие подгруппы как деловая печать, рекламно-справочные, рекрутерские издания. Наряду с ними в работах различных авторов можно встретить такие разновидности печатной периодики новейшего времени, как бульварная, желтая, массовая, качественная, тусовочная, потенциальная, сопутствующая пресса и др. Заводская, многотиражная печать все чаще называется корпоративной. Подобное разнообразие новых понятий свидетельствует о научном поиске, попытке переоценки всего строения системы СМИ, происходящих в настоящее время. И в этом процессе любая точка зрения имеет право на существование. Группа трудов, посвященных изучению постсоветской журналистики, лишь частично касается развития региональной прессы, хотя и отмечает ее возросшую значимость. Что касается работ, посвященных непосредственно воронежской региональной системе СМИ указанного нами периода, в большинстве случаев авторы затрагивают отдельные типологические группы периодических изданий, не рассматривая в комплексе становление системы печати данного региона. Одним из трудов, наиболее близких теме данного исследования, является диссертация С. С. Ефремовой «Новейшая история региональной прессы Черноземья (1985;1998 гг.)». В ней периодика Воронежской области во всем ее многообразии рассматривается в качестве одной из систем СМИ Черноземья, определивших в указанный период идейно-духовное развитие Центрального Черноземья. В то же время необходимо отметить, что, проведя исследование в широких географических рамках на стыке таких наук, как отечественная история, история местной печати, политология и социология, С. С. Ефремова по вполне попятным причинам не рассматривает детально тенденции и итоги развития системы печатных СМИ конкретно Воронежской области, отмечая: «Не претендуя на всеохватность темы, автор полагает, что диссертация такого рода открывает зеленую улицу новым историко-журналистским исследованиям по региональной печати. Проявление научного интереса к истории печати Воронежской, Курской, Липецкой, Белгородской и Тамбовской областей — актуальная научная задача"1. Таким образом, определяя степень разработанности выбранной темы в существующей научной литературе, можно отмстить, что в ходе работы над диссертацией нами не было обнаружено трудов, посвященных системному подходу в изучении периодики выбранного региона рубежа ХХ-ХХ1 веков с использованием метода типоло-/ гического анализа, где бы вся совокупность периодических изданий региона являлась самостоятельным объектом научного анализа. В то же время фундаментальные труды, посвященные теоретическим основам системного подхода, типологии как научному методу, развитию общероссийского рынка СМИ и его региональных подсистем, оказали большую помощь в проведении данного исследования.

Цель нашей диссертационной работы состоит в том, чтобы подробно рассмотреть состояние, тенденции развития, а также структуру воронежской региональной печати в условиях кардинальных политических, экономических и духовно-нравственных преобразований, происходящих в стране, на основе чего получить подтверждение выдвинутой нами гипотезе о начавшемся процессе формирования принципиально новой системы российских СМИ, отличительной чертой которой в ближайшем будущем станет создание новых географических региональных медиацеп-тров, которые будут определять информационную политику не только в отдельных областях, но и в целых макрорегионах страны. Для достижения поставленной исследовательской цели необходимо решить следующие основные задачи:

1) исследовать системную природу периодических изданий, выходящих на определенной территории, выявить главные системообразующие характеристики, присущие печатным СМИ, раскрыть особенности строения современной системы отечественных печатных изданий, отразить главные взаимосвязи, присущие ей;

2) изучить закономерности влияния общественно-государственного развития на трансформацию региональной системы печати, выявить ключевые факторы внешней среды, определяющие ее современный облик;

3) определить степень разработанности теоретических основ метода типологического анализа применительно к изучению журналистики и в частности систем печати;

1 Ефремова С. С. Новейшая история региональной прессы Черноземья (1985;1998 гг.): Лвтореф. дне.. канд. истор. наук. — Воронеж, 1999.-С. 14.

4) детально рассмотреть преобразования региональной системы периодических изданий, происходившие па рубеже ХХ-ХХ1 веков, определить и охарактеризовать основные типы периодических изданий, выходивших в Воронежской области на рубеже ХХ-ХХ1 веков, проанализировать в целом развитие системы региональной печати на основе ряда типологических критериевI 5) обосновать степень соответствия уровня развития системы воронежской печати уровню общественного развития региона.

Говоря о методологической базе диссертационной работы, необходимо отметить, что в ходе анализа предмета исследования мы опирались на широко известные научные принципы историзма, объективности и системности. Кроме того, базовым методом всей работы следует считать типологический метод, особое внимание теоретическим основам которого наряду с системным анализом уделяется в первой главе данного исследования. Фактически типологический подход к изучению систем СМИ к настоящему времени развит настолько, что можно говорить о целой совокупности методов исследования, базирующихся на понятиях «тип» и «система». Он помогает изучать сложную систему СМИ, се трансформацию, тем более что сама система имеет тенденцию к структурному и функциональному усложнению. Без вычленения моделей, образцов, базирующихся на типологических признаках, изучение прессы приобретает хаотический характер, сводится к описательной деятельности отдельных исследователей. Именно типологический подход позволяет наиболее полно отражать ту ситуацию, которая складывается на рынке печати. Поскольку система СМИ иод влиянием глобальных факторов (экономических, политических, технологических и т. д.) постоянно меняется, то воссоздать картину даже десятилетней давности оказывается достаточно трудно. Системный подход к изучению прессы на основе постоянного сбора и обновления эмпирических данных, их своевременного анализа позволит историкам через несколько десятилетий пользоваться богатыми фактологическими данными о развитии тех или иных систем СМИ. Типологический анализ уже широко используется в качестве инструмента маркетинга на этапах сегментирования рынка и позиционирования на нем нового издания. Типологические анализ и моделирование позволяют верно выбрать пишу на рынке печати для нового издания, а также грамотно определить структуру содержания и внешний облик печатного органа соответственно выбранному типу печатного органа. Чем четче и яснее сформулирован тип издания, тем понятнее, па какую аудиторию ориентируется издание. Соответственно, тем эффективнее взаимоотношения с рекламодателем, получающим требуемую отдачу от рекламы. Таким образом, типология востребована на современном этапе развития системы СМИ и может быть использована как для решения научных, так и практических задач, в том числе имеющих конечной целью коммерческую выгоду. Немаловажным достоинством исполЕ. зоваиия типологического анализа является возможность прогнозирования развития отдельных изданий, типов или всего рынка.

Разделяя подходы известных теоретиков типологии, в целях решения поставленных исследовательских задач мы постарались уточнить предлагаемую ими систему формирования типов периодических изданий, а также выявить некоторые проблемы теоретического характера (например, полиморфизм типологических признаков), предложив свое видение их разрешения (в случае с полиморфизмом применение принципа дискретности в ходе типологического анализа). В рамках решения поставленных отдельных исследовательских задач в работе применяются общенаучные методы дедукции и индукции, а также специфические для гуманитарных наук ретроспективный, сравнительно-исторический и текстологический методы.

Эмпирическую базу диссертации образуют периодические издания с их типологическими характеристиками, выходившие на рубеже веков в Воронежской области (более 300 наименований), нормативно-правовые и законодательные документы органов местной власти, регулирующие деятельность региональных СМИ (более 100 единиц), тексты журналистских выступлений, на примере которых рассматриваются некоторые из тенденций развития системы печати, публикации местных краеведов, журналистов, политиков, социологов по вопросам развития воронежской прессы.

В соответствии с целью и решаемыми задачами структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 181 наименование и приложения, состоящего из 68 иллюстраций и одной схемы, иллюстрирующих положения данной диссертационной работы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, освещается состояние ее разработанности в научной литературе, определяются объект и предмет исследования, ставятся его цели и задачи, даются географические и хронологические рамки работы, освещается методология и эмпирическая база диссертации. Здесь же указывается научная новизна и практическая значимость проводимого исследования, а также положения, выносимые.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Запершая нашу исследовательскую работу, посвященную изучению развития системы воронежской региональной печатной журналистики на рубеже ХХ-ХХ1 веков, очертим еще раз основные выводы и наиболее существенные положения диссертации.

С неизбежным усложнением структуры и функциональных взаимосвязей СМИ, наблюдавшимся в России в конце XX века, системный подход к изучению периодических изданий приобретает все большую актуальность. Типологический анализ как один из методов системного исследования той или иной совокупности периодики на рубеже веков оказался востребованным не только в научной деятельности, но и в практической работе современных редакций, оказывая незаменимую помощь на этапе маркетинговых исследований, в ходе сегментирования рынка печатных СМИ и позиционирования новых изданий на этом рынке. Несомненно, большое внимание многих исследователей в настоящее время привлекает региональный уровень отечественной журналистики, бурное развитие которого в 90-х годах прошлого века оказалось неожиданным процессом с трудно предсказуемыми результатами. Децентрализация системы печати, дробление региональных рынков периодики па более мелкие сегменты на фоне количественного роста, высокая динамика развития способствовали приходу периода типологического хаоса, когда многие издания рождались и умирали, не обретя концептуально выверенного типологического облика. Несмотря па структурные преобразования, снижение роли отдельного периодического издания в деле отражения и формирования общественного мнения, значение в целом региональной системы СМИ для общественно-политического и духовно-нравственного развития региона не снизилось, вследствие чего актуальность ее системного изучения остается неизменно высокой: «Изучение местной печати в тесной связи с историческими событиями Воронежского края позволяет увидеть ее огромное общественно-политическое значение и определить важное место периферийных периодических изданий в русской журналистике"1.

1 Антюхнн Г. В. Очерки истории печати Воронежского края (1798−1917 гг.). — Воронеж, 1973. — С. 269.

На основе существующих классификаций любых возможных систем следует считать, что СМИ относятся к числу искусственных, сложных, открытых, относительно исрархичпых, абстрактных описательных систем. Подобная природа определяет свойства, характерные для системы СМИ, среди которых можно назвать детерминированность, инструментальность, динамичность, многосубъектность, структурно-функциональное единство и адаптивность. Эти свойства в значительной степени определяют взаимосвязь общегосударственного развития и трансформации типологического облика систем печати. В частности, не подлежит сомнению утверждение, что появлению новых типов изданий традиционно предшествуют качественные изменения в общественном развитии (появление новых социальных статусов в обществе приводит к появлению новых целевых читательских групп, и, соответственно, новых типов изданийпоявление новых потребностей в защите своих интересов со стороны групп индивидуумов также приводит к необходимости осуществлять информационное обеспечение этих интересов с помощью СМИ). Кризисы, переломные этапы развития общества, революционные изменения в тех или иных областях жизни государства всегда сопровождаются активизацией общественной мысли, что непосредственным образом отражается на системе печати, отклик которой проявляется не только в тематике, но и в изменяющейся структуре самих периодических изданий. Как показывает исторический опыт не только России, по и других стран, переходные периоды, сопровождающиеся нестабильностью, высокой динамикой развития событий, порождают аналогичные процессы в системе печати. Недолговечность существования тех или иных периодических органов становится прямым следствием текучести, подвижности, непостоянства общественного развития.

Учитывая то, что система СМИ относится к числу искусственных и за короткий период может претерпевать значительные структурно-функциональные трансформации, рациональным представляется подход к ней с эволюционистских позиций, которые не признают существования так называемых архетипов, идеальных образцов элементов системы, актуальных и востребованных независимо от временных и пространственных рамок.

Принимая во внимание другую сторону природы системы СМИ, которая заключается в абстрактном и описательном ее характере, необходимо признать, что при ее научном исследовании так или иначе приходится обращаться к моделированию, создавать образец, замещающий реальную систему. Опыт же моделирования не только в журналистике, по и в других отраслях знаний показывает, что для одного и того же объекта возможно создание большого числа альтернативных моделей, которые будут отражать различные существенные стороны изучаемого оригинала. Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый исследователь, занимаясь изучением той или иной системы печати, может использовать различные типологические признаки для классификации периодики, исходя, в первую очередь, из поставленных целей и задач исследования.

Типологический анализ к концу XX века применялся в таких отраслях пауки, как биология, химия, археология, языкознание, социология, психология и др. Являясь универсальным общенаучным методом изучения всевозможных систем, он характеризуется рядом отличительных особенностей применительно к изучению таких объектов, как системы СМИ. Среди них наличие множества признаков, влияющих на формирование типов периодических изданий и взаимосвязанных между собой, высокая динамичность структурно-функциоиальиых преобразований в современной отечественной системе СМИ, искусственный и относительный характер моделирования типов изданий и др. Использованию типологического анализа как метода научного изучения отечественных периодических изданий предшествовал период использования типологии в практической типоформирующей деятельности, которой активно занимались М. Ломоносов, И. Полевой, Н. Надеждин, II. Греч, В. Белинский, А. Герцен и др., а также библиографическая работа, но сбору эмпирических данных о выходивших в России в прошлых веках повременных изданиях, участие в которой принимали В. Анастасевич, П. Kennen, А. Краевский, Н. Лисовский и др. В настоящее время идет как углубление теоретических представлений о методе типологии, приведение их в соответствие с изменениями общественной жизни, так и активное применение типологического анализа в ходе изучения СМИ, а также в практической работе современных редакций. Благодаря этому процессу существующие на сегодня исследования, затрагивающие типологию СМИ, можно разбить по ряду направлений, среди которых исследования отдельных периодических органов, исследования отдельных типов изданий, исследования каких-либо систем периодики, включающих разные типы изданий, теоретические исследования типологии как метода научного изучения СМИ, исследования, посвященные роли и значению отдельных или нескольких типологических признаков в деле развития печатной периодики.

Сохранив в годы реформ статус центра такого макрорегиона, как Центральное Черноземье, Воронежская область на рубеже веков обогатилась большим количеством новых периодических изданий. Либерализация экономики и законодательства о СМИ привела к тому, что местные регистрирующие органы к концу XX века не располагали достаточной полнотой информации о выходящих па территории области газетах и журналах. Такая ситуация вновь актуализирует вопрос сбора эмпирических данных о воронежской региональной системе СМИ, которая на рубеже веков характеризовалась малыми тиражами и объемами. Одновременно с количественным ростом периодики области в 90-е годы происходил процесс расширения влияния воронежских изданий, многие из которых стали выходить на медиарынки соседних областей и городов всей страны. Наряду с географической концентрацией ресурсов, необходимых для издательского бизнеса, указанные тенденции могут подтверждать выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что в настоящее время идет процесс формирования географических медиацентров России, которые вместе с городами федерального значения в будущем будут определять развЕттис как систем СМИ отдельных субъектов РФ, так и целых макрорегиоиов страны.

Формирование воронежской региональной системЕл СМИ в кошге XX века проходило под воздействием кардипальшлх преобразований в экономике, политике, на-учио-техпической сфере, культуре, закоЕЮдательстве. В комплексе это привело к тому, что на рубеже веков в развитии периодики обозначились три Е1аправлепия: обращение к опыту и традициям дореволюционной воронежской печати, частичное сохранение советской системы СМИ, в частости сети районных об1Е1ественно-иолитических газет, и разработка типов новой демократической прессы. Их сосуще-ствоваЕЕие определяет специфику современЕюго облика российской печатЕюй журналистики. Отдельно необходимо отметить тот факт, что факторЕ. г внешней средЕЛ могут не только служить катализаторами типологических преобразова1Еий в системе СМИ, ею и тормозить ее развитие. Так, профессор М. В. Шкондин С1Ераведливо отмечает, что экономический фактор не позволяет трансформировать структуру СМИ в соответствии с возросшими и активно меняющимися потребностями аудитории"'.

Ряд исследователей справедливо говорят о большом пути, который проделала региональная периодика в 90-с годы XX века: «Вообще следует сказать, что провинциальная печать 90-х годов — заметное явление в отечественной журналистике. Если в доперестроечные годы она практически во всех регионах была похожей и невыразительной, то при переходе к рынку ситуация существенно изменилась. С ослаблением влияния федерального центра и центристской печати местная пресса обрела собственное лицо, а также солидный вес в глазах местной аудитории"2. Теперь нет оснований утверждать, что роль региональной периодики недооценивается в ходе изучения всей системы отечественных СМИ, поскольку се значение признается исследователями различных научных центров: «Весьма актуальной для реконструкции истории отечественной журналистики является и проблема региональной прессы, имеющая практический характер для исследовательских центров, которые занимаются изучением местной истории"3.

Переход большей части средств производства в частные руки за недолгий период привел к выходу на лидирующие позиции негосударственной коммерческой прессы, которая закрепилась в сегментах наиболее прибыльных в современных условиях типов периодики, как, например, деловая, рекреативная печать. Наряду с существовавшими в советские годы общественно-политическими, литературно-художественными, заводскими периодическими изданиями в 90-е годы XX века появились многочисленные специализированные региональные издания, которые ориентируются на узкую целевую читательскую аудиторию, исходя из ее социально-демографических, социально-психологических характеристик, интересов, увлечений, профессиональных занятий. ПартиЙЕЕая пресса приобрела за годы реформ совсем иную трактовку. Если раньше иод ней подразумевались органы единственной правящей партии КПСС, бывшие в свое время самыми влиятельными и многотиражными изданиями, то сегодня партийная пресса выражает интересы многочисленных политических партий и объединений, не отличаясь от традиционной низовой прессы.

1 Шкондин М. В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты / Ог книги до Интернета. Журналистика и литература на ру беже нового тысячелетия. — М., 2000. — С. 108.

2 Грабельников А. А. Указ. соч. — С. 87.

3 Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 63. корпоративных печатных СМИ — ни качеством, ни тиражами, ни стабильностью вел-хода в свет. Религиозная печать, интенсивно развивавшаяся в дореволюционное время, вновь укрепляет свои позиции. Офпциалыпле оргашл Русской Православной Церкви с начала 90-х годов ведут активную типоформирующую деятельность не только на федеральном уровне, но и в регионах. Думается, скоро настанет черед создания религиозных изданий, учрежденных частшлми лицами, которгле имели место в системе дореволюциоЕпюй периодики. Доминирующее положение государства по-прежнему сохраняется лишь в сегменте общественно-политических изданий, благодаря чему представители местных властей широко информируют население о своей работе, защищают интересы чиновничества, активно участвуют в локальных информационных войнах, стараются, как и на федеральном уровне, манипулировать общественным сознанием в канун выборных кампаний.

Изучение типологических характеристик отдельных типов периодики показывает, что, несмотря на количественное и качественное разнообразие, целые группы изданий к концу 90-х годов влачили жалкое существование. В первую очередь сюда относится социально ориентированная печать: детские, молодежные издания, культурно-просветительские журналы. Слабо развита региональная политическая !1ресса, кроме того, в регионе так и не удалось создать влиятельного универсального массового делового издания.

В 90-х годах развитие воронежских региональных СМИ проходило не по пути увеличения объемов рынка, а по пути его дробления на более мелкие сегменты, заполнения пустующих типологических ниш, ориентированных, как правило, на узкую целевую читательскую аудиторию. Данный процесс не мог не сказаться на статусе отдельного периодического издания, который в рамках целой системы СМИ значительно понизился. В результате на рубеже веков система печатных СМИ недостаточно адекватно соответствовала уровню развития самого общества, которое значительно дальше продвинулось в деле перехода на рыночные принципы существования. Экономический, технологический, политический факторы, инициировавшие в 90-е годы XX века бурные преобразования в системе СМИ, к настоящему времени в различной степени начинают оказывать уже противодействие поступательному развитию рынка периодических изданий, не позволяя издателям вести свой бизнес на независимой основе, использовать в подпой мере технологические новшества производства печатной продукции, загоняя многие издания в жесткие рамки административного контроля и фактической гласной или негласной цензуры. Количественное и типологическое разнообразие воронежской журналистики не соответствует качественному уровню многих газет и журналов, подавляющее большинство которых (около 90%) выходит тиражом до 10 тысяч экземпляров. Новые принципы функционирования системы СМИ, базирующиеся на рыночной конкуренции и экономической самостоятельности, до сих пор не имеют должного применения. В то же время затянувшимся переходом к новым формам существования отечественная региональная журналистика обязана, в первую очередь, социально-экономическому положению субъектов РФ, многие из которых до сих пор являются дотационными и не обладают эффективной развитой экономической инфраструктурой. Адекватному развитию региональной журналистики должен способствовать не только окончательный переход на рыночные принципы существования, но и кропотливое воспитание думающего читателя, которого потеряла отечественная журналистика за годы реформ. В этом процессе способны участвовать все пишущие журналисты. Именно читатель является основой существования рыночной прессы. Когда из объекта манипуляций он превратится в равноправного собеседника, субъекта двусторонних взаимоотношений «журналистика — общество», тогда развитие системы печати приобретет продуктивную форму, в которой будут учитываться интересы всех сторон.

Изучение дальнейшего становления региональных рынков печати, проблем, решаемых современной журналистикой — дело недалекого будущего и объект новых исследований, которые без сомнения будут востребованы независимо от выбранного направления движения всего государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А нам какое дело? // Эксперт. -М., 2002. — № 23. — С. 41.
  2. А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (па примере специальных журналов) / А. И. Акопов Иркутск, 1985. — 96 с.
  3. А.И. Местные журналы: особенности и место в системе / А. И. Акопов // Типология местной прессы. Советский Союз Польша: Сб. науч. тр. — Ростов-на-Дону, 1991.-С. 82−92.
  4. А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие / А. И. Акопов Ростов-на-Дону, 1995. — 79 с.
  5. А.И. Становление специализированной курортной прессы в России / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского университета. Ростов, 1997. -№ 1. — С. 60−63.
  6. Актуальные проблемы молодежной печати / Под ред. И. Г1. Магая. М., 1988. — 167 с.
  7. Актуальные проблемы совершенствования средств массовой информации и пропаганды. Свердловск, 1986. — 144 с.
  8. М.И. Советские детские журналы 20-х годов / М. И. Алексеева. -М&bdquo- 1982.- 132 с.
  9. A.A. Деловая пресса Черноземья / A.A. Андреева, Э. А. Худякова. -Воронеж, 1998.- 164 с.
  10. A.A. Периодические издания воронежско-лииспкой епархии / A.A. Андреева, Э. А. Худякова // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-нракт. конф. -Воронеж, 1999.-С. 60−63.
  11. П.Антюхии Г. В. Очерки истории партийно-советской печати Воронежской области (1917−1945) / Г. В. Антюхин. Воронеж, 1976. — 238 с. 12.а1гпохип Г. В. Очерки истории печати Воронежского края (1798−1917 гг.) / Г. В. Антюхин. Воронеж, 1973. — 282 с.
  12. В.Ахмадулин E.B. Системная модель журналистики как исследовательская парадигма / Е. В. Ахмадулнн // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 4−7.
  13. Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э. Г. Багиров, P.A. Бо-рецкий, А. Я. Юровский. М., 1987. — 240 с.
  14. В.В. Средства массовой информации России на современном этане / В. В. Бакшин // Коммуникации в современном мире: Мат-лы науч.-практ. конф. -Воронеж, 2002.-С. 3−5.
  15. В.В. Оформление газет разного типа / В. В. Бакшин. М., 1981.72 с.
  16. Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация / Ю. П. Буданцев. М., 1979. — 262 с.
  17. Ф. Сочинения / Ф. Бэкон//Собр. соч.: В 2 т. -М., 1977.-Т. 1.-567 с.
  18. В.В. Модель газетного менеджмента / В. В. Бармин // Средства массовой информации в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конф. СПб, 2000. -С. 32−33.
  19. А.Е. Региональные медиа-проекты / А. Е. Богоявленский // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 7−10.
  20. В.А. Типология провинциальных СМИ и формирование современного медиа-пространства (на примере Старого Оскола) / В. А. Вербкин // Акценты: новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2002. — № 5−6. — С. 16−19.
  21. Власть, зеркало или служанка (Энциклопедия жизни современной российской журналистики). В 2 т. — М., 1998. — Т. 1. — 278 с.
  22. А. Вот он какой! / А. Вознесенский // Ex libris НГ. М., 2002. -№ 1.-С. 1.
  23. Время действий наше время: Сб. произведений журналистов газеты «Коммуна». — Воронеж, 2000. — 311 с.
  24. В. Узники свободы (срсднсурадьская пресса в эпоху перехода к рынку) / В. Выжутович // Журналист. М., 1995. — № 3. — С. 40−43.
  25. B.II. Молодежная печать: история, теория, практика / В. Н. Ганичев. -М., 1976.-286 с.
  26. Т. Сочинения / Т. Гоббс // Собр. соч.: В 2 т. М., 1991. — Т. 2. — 736 с.
  27. A.A. Плюсы и минусы региональной прессы / A.A. Грабель-пиков // Пресса и общество: Тез. докл. иауч.-практ. конф. Воронеж, 1999. — С. 56−60.
  28. A.A. Потенциальная журналистика / A.A. Грабельников // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 1999. — С. 20−24.
  29. A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы / A.A. Грабельников. М., 2001. — 336 с.
  30. A.A. Типологические изменения в современной печати / A.A. Грабельников // Журналистика в 1997 году: Тез. докл. науч.-практ. конф.: В 4 ч. -М., 1998.-Ч. 1.-С. 6−8.
  31. С.М. Номер газеты // С. М. Гурсвич. М., 2002. — 191 с.
  32. А. Нас накрыла волна свободы / А. Дедюхипа, М. Малых // Эксперт. М., 2002. — № 44. — С. 15−18.
  33. Р. Разыскание истины / Р. Декарт. СПб, 2000. — 288 с.
  34. И.Н. Маркетинг в деятельности средств массовой информации / И. Н. Демина. Иркутск, 1999.- 159 с.
  35. М.Г. Границы свободы / М. Г. Дснхофф. М., 2001. — 232 с.
  36. М. Статистические штрихи к портрету российской печати / М. Дзялошинская // Журналист. М., 1995. — № 1. — С. 52−53.
  37. В.В. Проблемы системологии / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов. -М., 1976.-296 с.
  38. Ю.М. Информационная инфраструктура общества: с чем идет Россия к третьему тысячелетию? / Ю. М. Ершов // Журналистика в 1996 году: Тез. докл. на-уч.-практ. конф.: В 6 ч. М., 1997. — Ч. 1. — С. 5−7.
  39. С.С. Новейшая история региональной прессы Черноземья (19 851 998 гг.): Лвтореф. дис.. канд. истор. наук / Ефремова Светлана Сергеевна. Воронеж, 1999.-23 с.
  40. С.С. Региональные деловые издания: становление и развитие / С.С. Ефремова//Акцепты.-Воронеж, 1997.-№ 1−2.-С. 99−102.
  41. Р.В. Некоторые проблемы становления современной церковной журналистики / Р. В. Жолудь // Журналистика реклама — связи с общественностью: Мат-лы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2000. — С. 24−25.
  42. Г. В. Журналистика 20 века: этапы становления целостности / Г. В. Жирков // Журналистика в 1997 году: Тез. докл. науч.-практ. конф.: В 4 ч. М., 1998.-4.2.-С. 3−4.
  43. Журналист российской провинции: опыт социологического портрета // Журналист. М., 1995. — № 4. — С. 22−26.
  44. И.И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский. М., 1999. -272 с.
  45. Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе / Я. Н. Засурский // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1995. — № 2. — С. 3−6.
  46. A.A. Как уловить читательский запрос? (К типологии «желтой прессы») / A.A. Золотухин // Журналистика реклама — связи с общественностью: Мат-лы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2000. — С. 26−28.
  47. A.A. Перспективы развития региональных СМИ / A.A. Золотухин // Коммуникация в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 2001.-С. 36−38.
  48. Иваницкий B. J1. Независимое печатное периодическое издание: оптимальная организационно-функциональная модель редакции: Дисс.. канд. филолог, паук/ Иваницкий Валерий Людвигович. -М., 2001. 164 с.
  49. B.JI. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ / B.JI. Иваницкий. М., 2000. — 48 с.
  50. В.В. Теория познания. Эпистемология / В. В. Ильин. М., 1974. -136 с.
  51. История печати: антология: В 2 т. М., 2001. — Т. 2.-494 с.
  52. Кажинская J1.B. Система религиозной печати России / JI.B. Кажинская // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1995.-№ 3.-С. 34−39.
  53. Г. Л. К вопросу о свободе журналистики / Г. Л. Карташян // Коммуникация в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 2001. -С. 46−47.
  54. В.А. Страницы истории науки и техники / В. А. Кириллин. М., 1986.-511 с.
  55. П. Дивиденды и ранения. Пресса провинции: от базара к рынку / П. Киричск//Журналист.-М. 1995.-№ 5.-С. 48−51.
  56. В.П. Местная печать: множатся издания, падают тиражи / В. П. Кобзарь // Журналистика в 1997 году: Тез. докл. иауч.-практ. конф.: В 4 ч. М., 1998. -Ч. 3. — С. 24−26.
  57. В.П. Пресса юных в Приамурье / В. П. Кобзарь // Средства массовой информации в современном мире: Тез. докл. иауч.-практ. конф. СПб, 2000. -С. 36−38.
  58. М.М. Региональная пресса в зеркале молодежной аудитории: Ульяновская область / М. М. Козлова // Коммуникация в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 2001. — С. 49−52.
  59. Е.А. Газета па бульваре / Е. А. Корнилов, B.C. Дядюшенко. Ростов-на-Дону, 1997.-64 с.
  60. Е.А. Журналистика на рубеже столетий / Е. А. Корнилов // Журналистика в 1996 году: Тез. докл. науч.-практ. конф.: В 6 ч. М., 1997. — Ч. 3. — С. 3−4.
  61. Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов. -Ростов-на-Дону, 1999.-224 с.
  62. Е.А. Развитие местной журналистики как индекс демократии / Е. А. Корнилов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 22−25.
  63. А. Об эквивалентности терминов «популярная» («массовая») и желтая («бульварная») пресса в России и на Западе / А. Кравцов // Журналистика конца XX века: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2000. — С. 13−15.
  64. Край Воронежский: судьбы людские: В 4 т. Воронеж, 2001. — Т. 4. — 496 с.
  65. A.M. Моделирование районной газеты. Л., 1982. — 100 с.
  66. B.C. Деловая пресса России / B.C. Кулев. М., 1996. — 19 с.
  67. B.C. Типологическое моделирование (практический аспект) / B.C. Кулев // Журналистика в 1998 году: Тез. науч.-практ. конф.: В 5 ч. М., 1999. -Ч. 1.-С. 28−30.
  68. В.Г. О «непреднамеренной лжи» в журналистике / В.Г. Кулиии-чев // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 1999. — С. 26−28.
  69. В.Г. Рождение делового журнала / В. Г. Кулипичев // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. — Воронеж, 1999. С. 54−56.
  70. Е. Специфика и назначение внутрикорпоративного издания / Е. Лапина // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Тез. докл. науч.-практ. конф. -Воронеж, 2002. С. 33−34.
  71. Я.В. Динамика регионального рынка пресс-рекламы (на примере газеты «Ва-Бапкъ») / Я. В. Лебедев // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Тез. докл. науч.-практ. копф. Воронеж, 2002. — С. 124−126.
  72. Я.В. Становление типа рекламной газеты / Я. В. Лебедев // Коммуникации в современном мире: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. — С. 177 178.
  73. Т.В. Воронежские СМИ детям / Т. В. Лебедева // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. — Воронеж, 1999. — С. 64−67.
  74. Т.В. Детская пресса: динамика развития / Т. В. Лебедева // Журналистика реклама — связи с общественностью: Мат-лы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2000.-С. 53−55.
  75. Т.В. Местная информация и информированность населения / Т. В. Лебедева // Журналистика в 1997: Тез. докл. науч.-практ. конф.: В 4 ч. М., 1998. -Ч. 1.-С. 13−15.
  76. Ли Д. Пресса Китая в условиях экономической реформы (90-е гг. XX века) / Д. Ли.-СПб., 2000.- 168 с.
  77. П. К проблеме существования узкоформатной провинциальной прессы / II. Литвин // Журналистика конца XX века: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2000. — С. 54−55.
  78. И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистического исследования / И. П. Лысакова. Л., 1989. — 184 с.
  79. Л.М. Политика учредителя и концепция газеты / Л. М. Макушин // Коммуникации в современном мире: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. -С. 145−149.
  80. Л.М. Политико-экономические характеристики газеты / Л. М. Макушип // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 1999. — С. 6−8.
  81. М.З. Общественно-политическая пресса Дагестана / М. З. Мамаева // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 32−34.
  82. Е.В. Тенденции развития рынка газетной рекламы в Воронеже / Е. В. Маслова // Коммуникации в современном мире: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. — С. 183−186.
  83. Г. С. Динамика и перспективы развития районной (городской) периодической печати России (итоги социсследования) / Г. С. Мелышк, Ю. С. Пуля // Акценты: новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2003. — № 7−8. — С. 6−11.
  84. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мслюхин. М., 1999. — 208 с.
  85. Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии: Межвуз. сб. паучн. тр. / Под ред. Г. Э. Кучерова. Ростов-на-Дону, 1983. — 124 с.
  86. Методологические основы изучения региональной печати. М., 1993.97 с.
  87. Методы исследования журналистики: Сб. науч. тр. / Под ред. Я. Р. Симкина.- Ростов-на-Дону, 1979. 160 с.
  88. Методы исследования журналистики: Сб. науч. тр. / Под ред. Я. Р. Симкина.- Ростов-на-Дону, 1984. 144 с.
  89. Методы исследования журналистики: Тез. докл. науч. конф. Ростов-на-Дону, 1974.-48 с.
  90. Методы исследования журналистики: Тез. докл. науч. конф. / Под ред. Я. Р. Симкина. -Ростов-па-Дону, 1981. 136 с.
  91. И.В. Средства массовой информации Нидерландов / И.В. Миро-ненко, И. Ю. Нечаева // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1995. — № 3. -С. 49−56.
  92. С. Лсд обреченных / С. Митрофанов // Среда. М., 1995. -№ 3.- С. 46−50.
  93. С. Человек эпохи СМИ / С. Митрофанов // Среда. М., 1996. -№ 11.-С. 34.
  94. С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы / С. А. Михайлов. СПб, 1998. — 112 с. 98. «Молодой коммунар». История продолжается. / Под ред. В.В. 'Гулупова. -Воронеж, 1998.- 145 с.
  95. И. Журнальная периодика региона: проблема и опыт моделирования / И. Мясников // Журналистика конца XX века: Мат-лы науч.-практ. конф. -Воронеж, 2000. С. 57−60.
  96. М.Ф. Газета, читатель, время / М. Ф. Ненашев. М., 1986. — 160 с.
  97. О партийной и советской печати, радиовешании и телевидении. Сб. документов и материалов. -М., 1972. 635 с.
  98. Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 90-е гг.): Учеб. пособие. / Р. П. Овсеиян. — М., 1999. — 304 с.
  99. Т. За горизонтом предсказуемости / Т. Оганесян, Г. Псреходцев // Эксперт. М., 2001. — № 27. — С. 40−42.
  100. В.Ф. Социожурналистика в контексте исследований средств массовой информации / В. Ф. Олешко // Журналистика в 1994 году: Тез. докл. науч.-практ. конф.: В 4 ч.-М., 1995.-Ч. 2.-С. 12−15.
  101. Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме) / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1993.-207 с.
  102. Е. Особенности разработки концепции современного детского журнала / Е. Пссчанская // Журналистика конца XX века: Мат-лы науч.-практ. конф. -Воронеж, 2000. С. 72−76.
  103. В.В. Журнал «Библиографические записки»: общая характеристика и роль в истории русской журналистики XIX века" / В. В. Подвигина // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Тез. докл. иауч.-практ. конф. Воронеж, 2002.-С. 83−86.
  104. В.В. Производство и оформление газеты / В. В. Попов, С. М. Гуревич. -М., 1977.-246 с.
  105. Ю.М. Судьбе наперекор. Исповедь журналиста / Ю.М. По-спеловский. Воронеж, 2002. — 503 с.
  106. Пресса в обществе (1959−2000): Оценки журналистов и социологов. М., 2000.-616 с.
  107. Пресса для всех-2001. Справочник. М., 2001.-352 с.
  108. Проблемы местной печати, радиовещания и телевидения: Сб. статей / Под ред. Э. В. Блиновой, C.B. Сыпченко. Томск, 1989. — 162 с.
  109. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие / Е. П. Прохоров.-М., 1998.-310 с.
  110. Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. М., 2001. -268 с.
  111. В.В. Новые секторы российского информационного поля / В. В. Пугачев // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 38−39.
  112. В.В. Новые тенденции в современных типологических характеристиках печатной периодики / В. В. Пугачев // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 1999. — С. 3−4.
  113. Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. -М., 1977.-264 с.
  114. Районная печать в системе СМИ Сибири: Тез. докл. науч.-практ. конф. -Новосибирск, 2001.- 142 с.
  115. Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. М., 1999.- 151 с.
  116. JI.JI. Общественный диалог и политическая культура общества: Учеб. пособие / Л. Л. Ресиянская. М., 2003. — 44 с.
  117. Л.Л. Особенности процесса формирования систем ел современной периодики: Учеб. пособие/Л.Л. Ресиянская. -М., 1996.-23 с.
  118. Л.Л. Газета для всей России / Л. Л. Ресиянская, И. Д. Фомичева. -М., 1999.-232 с.
  119. Ю.А. Местная пресса: удовлетворение информационной потребности аудитории / Ю. Л. Романова // Средства массовой информации в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конф. СПб, 2000. — С. 23−24.
  120. Русская периодическая печать (1702−1894 гг.). Справочник / Под ред.
  121. A.Г. Дементьева, A.B. Западова, М. С. Черепахова. М., 1959. — 835 с.
  122. В.Н. Лицо районной газеты / В. Н. Рыжков, О. Н. Михальчук. М., 1986.- 135 с.
  123. С.А. Дизайн современной газеты: Учсб.-метод. нособ. СПб., 1997.-37 с.
  124. Н.С. Вся воронежская пресса / Н. С. Сапслкин, И. Ю. Стуколова. -Воронеж, 2002. 92 с.
  125. Н.С. Корпоративная газета как инструмент антикризисных связей с общественностью / Н. С. Сапелкин, И. Ю. Стуколова // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. — С. 140−143.
  126. В.И., Сизова Л. В. Аграрная пресса России. Система экологической прессы России: Учеб.-мстод. пособ. М., 1996. — 40 с.
  127. В.И. Особенности формирования рынка периодической печати в дореволюционной Самаре / В. И. Симатова // Акценты: новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2002. — № 5−6. — С. 53−57.
  128. Система средств массовой информации России: Учеб. пособ. / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001. — 259 с.
  129. Системный анализ в технике: сб. науч. ст.-М., 1991.- 104 с.
  130. Системный анализ и структуры управления: сб. науч. тр. / Под общей ред.
  131. B.Г. Шорина. М., 1975. — 304 с.
  132. В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии / В. П. Ситников. М., 2002. — 223 с.
  133. Слабые медиа и демократия // Эксперт. М., 2002. — № 44. — С. 14.
  134. Современная газетная печать.-М., 1962.-389 с.
  135. В.Н. Основы системного анализа / В. Н. Спицнадель. СПб., 2000.-326 с.
  136. Средства массовой информации в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социально-экономической структур / Под ред. Дж. МакКормак. -Дюссельдорф, 1999.-365 с.
  137. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособ. / Под ред. Я. П. Засурского. М., 2002. — 303 с.
  138. Становление и развитие местной печати России: Межвуз. сб. пауч. тр. Воронеж, 1985.- 117 с.
  139. А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати / Л. И. Станько. Ростов-на-Дону, 1986. — 208 с.
  140. Страшнов CJI. Популярные газеты на переломе 1998 года / C.JI. Страшпов // Пресса и общество: Тез. докл. науч.-практ. конф. Воронеж, 1999. — С. 16−20.
  141. Е.А. Медицинская тема в изданиях разных типов / H.A. Стрельцова // Журналистика в 1995 году: Тез. докл. науч.-практ. конф.: В 5 ч. М., 1996. -Ч. 1.-С. 32−33.
  142. Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода / Д. Л. Стровский. Екатеринбург, 1998.-271 с.
  143. И.Ю. К вопросу содержания понятий «многотиражная» и «корпоративная» пресса / И. Ю. Стуколова // Коммуникации в современном мире: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2002.-С. 151−152.
  144. В.Е. Региональная и локальная периодика / В. Е. Стяжкин. М., 1996.-44 с.
  145. И.Н. Газета и дизайн / И. Н. Табашников. Тюмень, 1994. -154 с.
  146. Тенденции развития массовых информационных процессов: Сб. науч. тр. -М., 1991.-81 с.
  147. Теория познания: Сб. науч. тр.: В 4 т. М., 1991. — Т. 1. — 303 с.
  148. Типологическое развитие журналистики: Сб. статей / Под ред. А. И. Станько. Ростов-на-Дону, 1993. — 176 с.
  149. Типология журналистики: Вопросы методологии и истории / Под ред. Е. А. Корнилова. Ростов-на-Дону, 1987.- 155 с.
  150. Типология периодических изданий: Мсжвуз. сб. / Под ред. Е. А. Корнилова. -Ростов-на-Дону, 1984.- 157 с.
  151. Типология периодических изданий: Сб. науч. статей. Ростов, 1984. — 157 с.
  152. Типология периодической печати. -М., 1995. 144 с.
  153. В. Региональные СМИ как фактор формирования гражданских отношений в обществе / В. Тихомиров // Акценты: новое в массовой коммуникации. -Воронеж, 2002.-№ 5−6.-С. 20−23.
  154. Е. Россия: СМИ у входа в Кремль / Е. Токарева // Среда. М., 1996.-№ 7−8.-С. 14.
  155. В.В. «Вузовка»: многотиражная газета или корпоративное издание? / В. В. Тулупов // Коммуникации в современном мире: Мат-лы иауч.-практ. конф. -Воронеж, 2002.-С. 153−155.
  156. В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В. В. Тулупов. Воронеж, 2000. — 336 с.
  157. В.В. Периодическая печать Воронежской области / В. В. Тулупов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 79−82.
  158. В.В. Региональная пресса: вектор развития / В. В. Тулупов // Журналист. М., 2002. — № 4. — С. 43−44.
  159. В.В. Реклама в коммуникационном процессе / В. В. Тулупов. Воронеж, 2003.- 144 с.
  160. В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В. В. Тулупов. Воронеж, 1996. — 112 с.
  161. В.В. Системный подход к типологии газеты / В. В. Тулупов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. -Воронеж, 2003. С. 41−44.
  162. Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование: Сб. науч. тр. М., 1983. — 328 с.
  163. Н. Государство сбалансирует рынок прессы / Н. Ходакова, Э. Шихлинский, А. Хазбисв // Эксперт. М., 2002. — № 23. — С. 42−43.
  164. Э.А. Средства массовой информации глазами вороиежцев / Э. А. Худякова // Журналистика реклама — связи с общественностью: Мат-лы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2000. — С. 102−107.
  165. З.Ф. Модель региональной журналистики: партиципаторская или либеральная? / З. Ф. Хубецова // Средства массовой информации в современном мире: Тез. докл. иауч.-практ. конф. СПб, 2000. — С. 28−29.
  166. Ю.В. Характеристика и тенденции развития региональных печатных СМИ / Ю. В. Чемякин // Коммуникации в современном мире: Мат-лы науч.-практ. конф.-Воронеж, 2002.-С. 59−61.
  167. П.И. «Этажи» специализированной прессы / П. И. Чуков // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 44−45.
  168. Р. Уберите весь этот чертополох! / Р. Шакиров // Эксперт. М., 2002. -№ 44. -С. 16.
  169. A.C., Сложные системы / A.C. Шаракшапэ, И. Г. Жслезнов, В. А. Ивницкий М., 1977. — 247 с.
  170. М.В. Газетная периодика постсоветской России / М. В. Шкоидин // Акценты: новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2002. -№ 3−4. — С. 16−24.
  171. М.В. Организация средств массовой информации и пропаганды / М. В. Шкондин.-М., 1985.- 185 с.
  172. М.В. Основы организации системы печати в СССР / М. В. Шкондин.-М., 1979.-96 с.
  173. М.В. Печать: основы организации и управления / М. В. Шкондин. -М., 1982.- 184 с.
  174. M.B. Средства массовой информации: системные характеристики /М.В. Шкондин.-М., 1995.-45 с.
  175. P.M. Женская пресса. Ее типологические особенности / P.M. Ямпольская // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1995. — № 1. — С. 1525.
  176. P.M. Тенденции развития типологической структуры женской прессы / P.M. Ямпольская // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1995. — № 6. -С. 3−11.
  177. P.M. Типологические особенности изданий для женщин. Детская пресса России на современном этапе: Учеб. пособ. / P.M. Ямпольская. М., 1996. -31 с.
Заполнить форму текущей работой