Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационная стратегия предприятий: На примере нефтехимического комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Партнерские отношения — это, прежде всего, отношения сотрудничества, взаимопомощи. В России эти отношения только складываются, несмотря на многочисленные заявления официальных лиц о признании огромной роли и значимости предпринимательства, практически мало что сделано для создания благоприятных условий для развития цивилизованного бизнеса. Сегодня эти отношения скорее напоминают отношения между… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы и практика инновационной деятельности в нефтехимии
    • 1. 1. Формирование в России инновационной системы
    • 1. 2. Переход к новому технологическому порядку и инновационные системы
    • 1. 3. Влияние интеграционных процессов на развитие нефтехимического комплекса
  • Глава 2. Инновации как экономическая основа управления нефтехимическим комплексом
    • 2. 1. Механизм функционирования новых структурных образований
    • 2. 2. Инновационные стратегии субъектов хозяйствования в нефтехимическом комплексе
    • 2. 3. Анализ критериев и методов обоснования инновационных решений
  • Глава 3. Организационно-экономический механизм реализации инновационных стратегий в нефтехимическом комплексе
    • 1. 1. Управление затратами на создание нововведений в процессе стратегического планирования
    • 1. 2. Лизинг, факторинг и амортизация как инструменты реализации инновационных стратегий
    • 1. 3. Экономическая оценка наукоемкости и измерение эффективности и потребности в затратах живого труда в сфере науки и материального производства

Инновационная стратегия предприятий: На примере нефтехимического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Инновации играют первостепенную роль в современной экономике, являясь объективным элементом ее функционирования. Без нововведений невозможно обеспечить рост уровня производительных сил, создать условия для эффективного развития производства. Инновации являются основой повышения качества и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Использование инноваций ныне выступает стратегической линией развития многих фирм. Причем определяющим фактором развития считаются технологические нововведения, играющие жизненно важную роль в формировании основной нефтяных компаний в условиях все возрастающей конкуренции.

Конечной целью инновационных процессов является практическая реализация новых решений, т. е. нововведения, составляющие основную стратегию для успеха на рынке. Этот успех обеспечивается либо повышением производительности труда и сокращением издержек производства, либо увеличением сбыта продукции за счет улучшения ее потребительских качеств и снижения цены. Именно опираясь на гибкий механизм нововведений, компании и фирмы получают возможность поддержать конкурентоспособность своей продукции и владеть инициативой в формировании спроса.

Однако, в настоящее время усиливаются негативные факторы, сдерживающие инновационную деятельность: нет стимулов к внедрению новшествне хватает инвестиций на реализацию результатов инновационной деятельностинарушены хозяйственные связи между предприятиями. Наблюдается технологическая экспансия западных фирм в России.

Падение объемов выполняемых НИОКР и отсутствие условий для экономического роста во многом связаны с недостаточным вниманием, уделяемым инновационному развитию национальной экономики. Такая ситуация имеет место как на макроуровне, так и на уровне предприятий, фирм, холдингов. Отсутствуют механизмы стратегического управления инновациями, и само понятие инновационной стратегии в переходной экономике не исследовано в соответствии с требованиями этого периода.

Обеспечение научно-технического и конкурентоспособного уровня продукции требует значительного увеличения затрат на науку, то есть повышения наукоемкое&tradeпродукции и производства.

Только в этом случае следует рассчитывать на получение потребителем данной продукции гораздо большего экономического эффекта. Причем такого эффекта, который перекрывает по своей величине затраты труда, использованные в производстве данной продукции. Отсюда возникает необходимость учета соответствующих затрат научного труда в себестоимости создаваемого и производимого изделия. Но в этом случае при условии даже сохранения необходимой рентабельности, а тем более ее повышении, требуется значительно поднять научно-технический уровень и конкурентоспособность готовой продукции. Выполнить эти задачи без фундаментальных научных исследований и внедрения их результатов в проектную и производственную практику невозможно.

В последние годы резко сократилось количество исследований и соответственно снизился поток публикаций по инновационной проблематике в российской печати, чего нельзя сказать о зарубежных изысканиях в данном направлении. Это, безусловно, обострило кризисные явления не только на финансовых рынках, но и в сфере исследований и разработок, создания новых технологий в области производства и вывода на рынок новой, конкурентоспособной продукции. Поэтому очевидна актуальность исследования механизма стратегического управления инновационными процессами, и, прежде всего, в переходный период.

Проблемы инновационного развития исследовались различными авторами, как зарубежными, так и отечественными. Среди зарубежных исследователей можно отметить Г. Менша, К. Фримена, Ч. Макмиллана, А-Кляйнкнехта, Ш. Тацуно, Э. Мэнсфилда, М. Портера, ПДрукера. Значительный вклад в решение проблем инновационного развития России внесли А. И. Анчишкин, В. М. Аньшин, Г. Л. Багиев, С. Ю. Глазьев, А. А. Горбунов, B.C. Кабаков, А. Е. Карлик, Г. Я. Киперман, А. Б. Крутик, Д. С. Львов, А. А. Маркин, А. И. Муравьев, Ю. П. Панибратов, А. Н. Петров, С. Э. Пивоваров, В. В. Томилов и другие.

Отдельные концептуальные положения этих авторов в той или иной мере были критически осмыслены и использованы в диссертации.

Вместе с тем, многие проблемы активизации инновационной деятельности недостаточно проработаны, особенно формирование ее эффективного организационно-экономического механизма в нефтехимической промышленности, вопросы экономического обоснования инновационных проектов в свете новых рыночных отношений. Это и определило выбор темы диссертации.

Целью диссертационной работы является выявление тенденций формирования современного организационно-экономического механизма инновационной деятельности предприятий нефтехимической промышленности, обоснование путей активизации и повышения ее эффективности.

В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие задачи:

• исследование концепций теории инновационного развития и их эволюции на современном этапе;

• изучение влияния интеграционных процессов на развитие нефтехимического комплекса;

• раскрытие особенностей и проблем становления национального нефтяного рынка;

• анализ условий устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов нефтехимического комплекса с уточнением места и роли производственных структур в современном хозяйственном механизме;

• с целью адаптации к современному этапу развития экономики России, разработка методики формирования стратегий с учетом требований рынка нововведений;

• разработка стратегии планирования нововведений с использованием современных рыночных механизмов — лизинга, факторинга и патентной системы, обеспечивающей право собственности на инновации;

• разработка экономических методов воздействия на восприимчивость к нововведениям в условиях, адекватных современному уровню рыночных отношений.

Объектом исследования являются производственный потенциал и деятельность предприятий и холдингов нефтехимического комплекса, в том числе НК «ЛУКойл» и ее дочерние предприятия, участники фондового рынка в России и за рубежом.

Предмет исследования — система стратегического управления инновационными процессами.

Теоретико-методологической основой исследования явились система концепций теории инновационного развития, основные положения рыночной экономики, теория стратегического управления общественным производством.

В диссертации широко использовались труды крупных ученых-экономистов, посвященные вопросам формирования и функционирования организационных форм рыночной экономики, стратегического управления этими структурами.

Информационную базу исследований сформировали данные НК «ЛУКойл» и ряда других вертикально-интегрированных компаний и предприятий нефтяной промышленности России. Необходимая глубина анализа и достоверность выводов достигаются применением методов и приемов научного исследования, в том числе системного подхода, сравнительного анализа, экономико-математического аппарата.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

• углублено и расширено понятие «инновационная система», которая понимается нами как взаимосвязанный единым организационно-экономическим механизмом комплекс прелприятий, функционирование которого направлено на создание, внедрение и распространение новшеств;

• исследовано состояние, структура и динамика национального нефтяного рынка и дано определение путей его трансформации из стихийно-криминального в организованный и эффективный;

• выполнен теоретический анализ процессов создания новых структурных образований в Россииразработана схема формирования и управления стратегией развития холдинговой компаниисформулирована методика выбора стратегии инновационно-активного предприятия, входящего в крупную вертикально-интегрируемую структуру;

• разработана методика оценки реального экономического эффекта по инновационному проекту, учитывающая не только движение денежных средств, а реальное влияние проекта на экономику хозяйствующего субъекта, его прямые экономические результаты;

• предложена концептуальная модель оптимизации затрат инновационно-активного предприятия;

• предложена модель организации работ по продаже лицензий, отличающаяся своей ориентацией на многостороннюю проработку лицензионной тематики, даны рекомендации по расчету стоимости лицензий;

• обоснован механизм формирования договорной цены нововведения, базирующийся на соблюдении закономерности соотношений между нормативом прибыльности у заказчика и нормативом рентабельности разработчика.

Вклад автора в проведенное исследование.

Диссертация является самостоятельным завершенным научным исследованием актуальной проблемы. Непосредственное участие автора в получении научных результатов выражается:

• в постановке и обосновании цели исследования, в выборе объекта исследования, определении совокупности взаимосвязанных задач исследования и их решении;

• в получении научных результатов и разработке теоретических положений по обоснованию концепции управления научно-техническими нововведениями в процессе развития рыночных отношений.

Практическая значимость полученных результатов.

Результаты проведенных автором исследований способствуют принятию обоснованных решений при выработке научно-технической политики, при отборе и реализации нововведений в производстве.

Экономическая ценность предложенных автором методик и концептуальных подходов заключается в обеспечении возможностей отбора наиболее эффективных инноваций, в сокращении времени на разработку и освоение, в определении оптимальных условий для реализации инновационной стратегии.

Отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы при обучении студентов по специальности «Экономика предприятий» и направлению «Менеджмент».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных научно-методических и практических конференциях, на проблемных семинарах и конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.

Разработанные рекомендации и предложения в виде отдельных методик использованы в ООО ЛУКойл-Холдинг-Сервис.

Публикации.

1. Булат П. В. Инновационная политика промышленности. / Сб. докладов Международной конференции «Условия конкуренции реструктурированных предприятий в Средней и Восточной Европе». Польша, Экономическая академия в Познани, 4.11,1999,0,25 п.л. 2. Организационно-экономический механизм управления научно-техническими инновациями. / Глава в монографии А. Б. Крутика «Инновации и информационные технологии в предпринимательских структурах. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999,204с.

3. Формирование инноваций предприятия. / Сб. Финансовый кризис и пути выхода из него. СПб.: РАН, 1999,0,25 п.л.

4. Инновационная политика предприятия. / Сб. докладов Ме>кдународной конференции «XXI век: Проблемы подготовки маркетологов в России и зарубежом». СПб.: СПБ ГУЭФ, 1999,0,2 п.л.

5. Организационно-экономический механизм инновационного развития компании на примере ЛУКОЙЛ-Холдинг. / Сб. докладов Международно-практической конференции «Рыночная экономика и стратегия безопасного развития личности». СПб.: Таврический дворец, 1999, 0,25п.л.

Структура работы. Цель и задачи диссертационной работы определили ее структуру и содержание. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время в отечественной практике проблема выбора того или иного типа инновационной стратегии наиболее остро стоит перед крупными товаропроизводителями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и удовлетворительно сложившейся производственной базой. Причем, проблема почти в одинаковой степени актуальна и для тех, кто имеет сильных конкурентов на внутреннем рынке, и для монополистов в своих сферах деятельности, монополия не может быть вечной. Однако сегодня говорить о широком распространении активной инновационной стратегии в наших отечественных условиях преждевременно.

Объективно существующий недостаток практического опыта, а также боязнь риска и возможных последствий принятия нестандартных решений тогда, когда многие товаропроизводители балансируют на грани выживания, не могут вести к тому, что большинство высших руководителей крупных предприятий не решается на активную инновационную стратегию развития. Многие хозяйствующие субъекты, в их числе и те, что занимают лидирующее положение в своей отрасли хозяйства, отдают предпочтение адаптационному типу стратегии.

В действительности выход из кризиса возможен только при максимальной активизации инновационной деятельности предприятия. Именно поэтому большое место в диссертации занимают вопросы реструктуризации нефтехимического комплекса, исследование процесса нововведения, системы организации и управления этим процессом, обоснование и выбор перспективных инновационных структур, обеспечивающих ускорение внедрения научно-технических разработок.

В западной литературе широко исследуется механизм инноваций как фактор экономического роста деловой активности. В процессе исследования было установлено, что термин «инновационный процесс» сравнительно новый не только для отечественной экономической науки, но и для зарубежной. Не случайно в англо-американской экономической литературе встречаются различные варианты его написания (process of innovation, innovative process). В последнее время наметилась тенденция использовать русифицированный англо-язычный термин — «инновация».

Автором изучены разнообразные подходы к определению содержания понятий «инновация» и «инновационная система». В отличие от существующих ныне понятий в работе уточнена система показателей инновационной деятельности, которая может быть применена в статистике. В частности, в Модельном законе об инновациях полностью отсутствует понятие «инновационная система», которая понимается автором, как взаимосвязанный единым организационно-экономическим механизмом комплекс предприятий, функционирование которого направлено на создание, внедрение и распространение новшеств.

В развитой рыночной экономике бизнес — господствующая форма производства и торговли, движущая и определяющая сила.

Абсолютизация невидимой руки рынка как руководящей и направляющей силы пропорционального развития экономики и оптимизации интересов бизнеса и государства неизбежно оборачивается необузданной стихией, анархией, коррупцией, преобладанием частных интересов над национальными. Все это приводит к появлению мощной, теневой экономики, которая забирает основную массу ресурсов и работает только на саму себя. Официальная же экономика стагнирует и еле-еле сводит концы с концами.

Зарубежная практика показывает, что без сильного государства и его активной созидательной роли нет и не может быть сильной экономики. Для того, чтобы политическую силу государства соединить с экономической мощью бизнеса, они должны стать партнерами.

Партнерские отношения — это, прежде всего, отношения сотрудничества, взаимопомощи. В России эти отношения только складываются, несмотря на многочисленные заявления официальных лиц о признании огромной роли и значимости предпринимательства, практически мало что сделано для создания благоприятных условий для развития цивилизованного бизнеса. Сегодня эти отношения скорее напоминают отношения между сильным и слабым. С одной стороны, государство очень вольно и далеко не всегда разумно вмешивается в экономическую жизнь, с другой — потеряна управляемость процессами реформирования экономики. Неопределенность экономического поведения государства, противоречивость многих правовых норм, чрезмерные налоги, ужесточение лицензирования и т. п. лишают предпринимательство уверенности в своем будущем.

В связи с этим возникает исключительно сложная и важная проблема оптимизации текущих, или как их еще называют, краткосрочных интересов государства и бизнеса. Более или менее успешное решение этой проблемы возможно лишь при условии, что и государство, и бизнес будут идти навстречу друг другу, что практически невозможно без взаимных уступок. Поэтому в работе сделан вывод, что к каждому виду бизнеса необходим научно-обоснованный дифференцированный подход государства к формам и методам своего воздействия на его экономическое поведение. Это, по нашему мнению, будет способствовать превращению рынка, включая и рынок нефтепродуктов, из стихийного в организованный.

В рамках ускоренных реформ, проводимых при переходе к рыночной экономике, требовалось решение сложной задачи — разрушить все окостеневшие структуры и стереотипы, возникшие при господстве государственной собственности и помочь зарождению новых экономических институтов.

Состояние экономики России характеризуется тем, что отечественный капитал ещё слаб, а для зарубежных инвесторов отдельные предприятия не представляют интереса. С этой точки зрения холдинговые компании как более крупные и стабильные производственные единицы могли бы стать привлекательным объектом для потенциальных вкладчиков.

Рассматривая преимущества холдинговых компаний сквозь призму проблем отечественной экономики переходного периода, мы пришли к выводу, что создание холдингов поможет решить проблемы кризисной ситуации — значительно сократить убытки предприятий, снизить до минимума кредиторскую и дебиторскую задолженности, объёмы незавершенного капитального строительства, устранить угрозу банкротства.

Если холдинг строится по вертикальной интеграции, то сохраняется производственная цепочка, то есть все — от добывающего сырьё до выпускающего готовый продукт — предприятия будут задействованы в холдинг-структуры, а значит, заинтересованы в сохранении связей. При горизонтальной интеграции (отечественный опыт подтверждает именно это) есть опасность сохранения старых или возникновения новых монополистических структур в рамках одной отрасли.

Нами создана и реализована в исследовании типовая схема формирования холдинга на базе акционированного государственного предприятия.

В принципе высокоэффективная и перспективная форма холдингов не является сама по себе панацеей от всех бед.

Инновационные цели предприятий реализуются с помощью проектов как одной из основных организационных форм исследований и разработок. Инновационный проект включает в себя конкретный организационно-экономический механизм практического воплощения инновационной стратегии. Спецификой данного рода проектов является четко выраженный срок эффективного функционирования, а также рисковый характер их реализации.

Эффективность инновационных мероприятий носит многомерный характер. Ее оценка должна осуществляться в разрезе стратегической и тактической, потенциальной и реальной, народнохозяйственной и коммерческой эффективности инноваций.

Методика оценки реального экономического эффекта, то есть реального движения денежных средств данного хозяйствующего субъекта, с точки зрения автора, должна учитывать его прямые экономические результаты. При дисконтировании разновременного эффекта следует разделять влияние инфляции и, собственно, фактора времени. Формула дисконтирования может быть представлена в качестве норматива эффективности длительного действия.

С экономической эффективностью инвестиционного проекта неразрывно связана необходимость учета рыночной ситуации при формировании цены на выпускаемую продукцию вследствие внедрения нововведения. В этой связи возникает потребность в организации рационального управления затратами. Это объясняется тем, что усиление влияния рыночной конъюнктуры на жизнедеятельность предприятия ставит проблему снижения затрат на производство новой продукции.

В основе эффективного управления затратами лежат: организация рационального учета затрат, отслеживание процессов их накопления, анализ и выработка управленческих решений. В этой связи автором построена концептуальная модель оптимизации затрат предприятия, позволяющая устанавливать нормы конкретных видов затрат и позволяющая снижать затраты посредством регулирования между рентабельностью продаж и рентабельностью издержек.

В работе обоснованы принципы и перспективные организационные структуры управления разработкой и реализацией нововведений в современных условиях, так как повышение наукоемкости продукции должно сопровождаться в еще большей степени повышением наукоотдачи, то есть обратного показателя по сравнению с наукоемкостью. Исключительно важной является проблема реализации наукоемких научно-технических разработок. Эффективная форма реализации — продажа лицензий.

С переходом на рыночные модели экономического развития необходимо кардинально изменить политику в отношении патентно-информационного обеспечения, сформировать банки инноваций, предоставить государственную поддержку зарубежного патентования отечественных изобретений с целью проникновения на мировые рынки товаров и лицензий.

Поэтому в работе обоснованы преимущества лицензионных договоров во взаимоотношениях субъектов инновационной деятельности, предложена концептуальная модель организации работ по продаже лицензий, отличающаяся своей ориентацией на многостороннюю проработку лицензионной тематики, даны рекомендации по расчету стоимости лицензий.

Для более полного учета экономических интересов разработчиков и потребителей нововведений в механизме ценообразования целесообразно учитывать соотношения между нормативом эффективности (прибыльности) у потребителя и нормативом рентабельности у разработчика. С этой целью в диссертации разработаны верхний и нижний предел договорной цены.

Заканчивая рассмотрение вопросов эффективности нововведения как объекта использования, отметим, что увеличение годовых объемов реализации продукции, как при внедрении нововведения, так и при экстенсивном расширении производства требует корректировки увеличения денежной массы в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: Пер. с англ. М.: Сов. радио .1994. — 272с.
  2. А.И. Наука, техника, экономика. М.: экономика, 1989 г., 383 с.
  3. В.М. Стратегическое планирование на предприятии. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992.С.54.
  4. А.В., Багиев Г. Л. Лейдинг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. Под общей редакцией академика Багиева Г. Л. СПб.: Изд-во СПб УЭФ. 1996.
  5. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие. СПб УЭФ. 1995. — 116с.
  6. Г. Л., Новиков О. А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Изд-во ЛФЭИ, 1991. — 136с.
  7. Р. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1995.
  8. Ф.Ф. и др. Сущность понятия «инновация» и его классификация.//Инновации. 1998.-№ 2,3.
  9. A.M., Добрин Г. Н., Карлик А. Е. Управление затратами на промышленном предприятии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ.1998.
  10. А.М., Добрин Г. Н., Карлик А. Е. Методика анализа рентабельности и финансового состояния предприятия, организации. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ.1998.
  11. И.Э. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997.
  12. Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий. -М.: Вопросы экономики. 1993,№ 9. с. 42−57.
  13. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998.
  14. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. М.:Инфра-М, 1996.
  15. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: ФИЛИНЪ, 1997.- с. 174.
  16. Вестник Российской Академии наук. 1997. — т.67 -с.208−229.
  17. А.В. Конечные результаты производства и методы их определения. //ЛГУ им. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 150 с.
  18. Ф.Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в IV квартале 1998 г. Инновации. АО «Трансфер» 1−2. с. 23.
  19. А. Управление финансовыми потоками и имитационные модели хозяйственных структур.// Бизнес и банки. 1997. — № 29. -с.7.
  20. А.А., Капранов С. Е., Кулибанов B.C. Экономические аспекты инвестирования региональной экономики. СПб.: ИСЭП РАН. 1996.-103с.
  21. А.А. Реформирование экономики при дефиците инвестиций. СПб ИСЭП РАН. 1995.
  22. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство (теория систем и руководство системами): Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1971. — 648 с.
  23. В. Активизация структурно-инвестиционной политики и ФПГ// Экономист.- 1996. № 9. — с.44−51.
  24. К. Введение в управленческий и производственный учет. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  25. К. Учет затрат методом стандарт-костс / Пер. с англ. Под. ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Аудит, ЮНИТИ.1997.
  26. А.Г. Принятие решений в условиях неопределенности. Учебное пособие.- М.:1997.-135с.
  27. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства. // Экономист. -1996. № 5.
  28. В. А. НТП и интенсификация социалистического производства./ Изд-во АН СССР. Серия «Экономика», 1976. № 3.
  29. П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка. -СПб.: Наука, 1994.
  30. И. Малый бизнес: проблемы государственной поддержки// Проблемы прогнозирования. -1994. № 5.
  31. А.С. 1997г.: инвестиционная деятельность и структурная политика // ЭКО. 1998. — № 6.
  32. А.С. Инвестиционная активность в России //ЭКО.-1998.-№ 10.
  33. А.Н. Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. М.: Инфра -М.1996.
  34. И., Рогов С. Воспроизводство основных фондов и его инвестиционные источники // Российский экономический журнал.-1995.-№ 7.
  35. Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики.// Российский экономический журнал. 1995.-№ 12.
  36. В., Фокин Ю. Фонд амортизации: вопросы формирования и использования. // Экономист.-1997.-№ 3-с.28−35.
  37. А.М., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб.: Изд-во СПб УЭФ.1992 с. 184.
  38. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: ФИЛ ИНЪ, 1996.
  39. Инновации в производстве: ред. Аноша. Киев: Наук, думка, 1992.
  40. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-аналитический обзор. М.:ИНИОН, 1994.
  41. Инновации и передача технологий в технологической стратегии промышленности. М.: Аналитический центр по научной и промышленной политике, 1996.
  42. Инновационный менеджмент: Справ. пособие/Под ред. П. Н. Завлина, СПб.:Наука, 1997.
  43. Инновационный менеджмент: Справ, пособие. М.: Центр исследований и статистики в науке, 1998.
  44. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: СПб ГИЭА. 1996. — 73с.
  45. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. -СПб., ГИЭА, 1995.
  46. B.C. Нововведения в хозяйственном механизме в условиях интенсификации производства. М.: Высшая школа, 1998. -с.95.
  47. Л.И. Конъюнктура мирового рынка нефти и перспективы нефтяного комплекса России.// Фокус.-1996.-№ 1.-с, 3−34.
  48. . Деловая стратегия. Пер. с англ.-М. Экономика. 1991.-273с.
  49. Я. Путь к свободной экономике (страстное слово в защиту экономических преобразований). Пер. с англ. М.: Экономика. 1990.
  50. Г. Рынок акций нефтегазовых компаний.// Экономическая газета.-1995.-№ 2-с.9.
  51. В.Ж. Социальные аспекты процесса формирования в России инновационной системы// проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Материалы 6 сессии Международной школы социологии и науки /под ред. С. А. Кугеля. 1996.-вып.10.
  52. Г. Я. Наши налоги, наши проблемы И Финансовая газета.- Информационный выпуск. № 26.-с.9.
  53. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор стратегий. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 1997.
  54. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
  55. Контроллинг как инструмент управления предприятием Е. А. Ананькина и др.- под ред. Н. Г. Данилочкиной. И.:Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  56. Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций. Утверждена постановлением правительства РФ от 30 октября 1997 г. ,№ 1373.
  57. А.К. Об отраслевыхприоритетах выделения средств на инвестиционную деятельность // проблемы прогнозирования. -1999. -№ 1.
  58. П.А. и др. Менеджмент. Финансы и кредит, 1993. С. 184.
  59. Краткий словарь экономических терминов // Под ред. Р. Г. Маниловского.-М.: Финансы и статистика, 1997.
  60. Э.Н., Фешенко А. С. организация и деятельность товариществ, АО и частных предприятий. -Л. СПб ГУ, 1991.
  61. Э.Н. Порядок и способы приватизации предприятий. Создание товариществ и акционерных обществ СПб., Знание, 1992, с. 42.
  62. А.Б., Пименова В. А. Введение в предпринимательство. -СПб.: Политехника, 1995.
  63. А.Б., Маркушевич О. Г. Механизм управления предприятием в условиях свободной экономики. СПб., Политехника, 1992. 360 с.
  64. А.Б. Антикризисная стратегия предпринимательства. СПб.- Казань. АБАК, 1999. С. 132−134.
  65. А.Б. Новые организационные структуры управления предприятием в условиях рыночной экономики. СПб.: Стенограмма ИСЭП АН РФ, 1992.
  66. А.Б., Ескин К. Ф. Инновационная деятельность и новые открытия государственная стратегия реформирования России. Инновации. 3−4 (20−21), май 1999.
  67. В., Кулагин В. Инновационная политика: меры по активизации. М.: Экономист., 1994,№ 9 — с.24−32.
  68. Л. Экономико-математический словарь. М.: ABF, 1996.
  69. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. -Таллинн, 1993.
  70. А.А. Проблемы повышения эффективности производства в условиях рынка. // СПб. Вестник СПб ун-та, 1992. сер.5.вып.1. с.3−7.
  71. А.И. Инвестирование структурных преобразований в экономике // экономист. 1998.-№ 12.
  72. А. И др. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. М.: Статистика, 1997.
  73. В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. -М.: Инфра М, 1997.
  74. Методика определения эффективности капитальных вложений. -М.: Наука, 1990.
  75. Методы структурной настройки систем управления производством. М.: Статистика. 1976.
  76. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Экономика и жизнь. 1994. № 7.
  77. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия.// экономика и жизнь. -1998. № 2.
  78. . Управление будущего: предпосылки и тенденции // Экономист. 1995. — № 4. — с.23−32.
  79. Х.Х. Становление новых организационно-хозяйственных структур в Российской индустрии. II Российский экономический журнал. -1993. № 9.-с.25−34.
  80. А. И, Локшина Э.Х., Старков Б. А. Экономика и этика предпринимательства. СПб.: СПб УЭФ, 1992.-142с.
  81. А. И, Попов А.И. Очерки теории переходной экономики. -СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995.
  82. А. И, Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. (Учебное пособие, ч.1 и 2). СПБ.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 1998.-500.
  83. Р., Корренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек, обеспечение их рациональной структуры. М.: ЗАО «ФКБ-ПРЕСС», 1996.84. «Нефть России», 1998, № 2, с. 75.
  84. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: Постановление правительства РФ от 29.06.1995 г.,№ 633.
  85. Основы бизнеса на рынке недвижимости. СПб. 1997.
  86. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993. — с. 106.
  87. И. С., Стратегический менеджмент холдинга. СПб: -Печатный Двор. 1994 — 172с.
  88. Ю. Инноватор это. Презде всего. Предприниматель // Финансовый бизнес. — 1997 — № 3.
  89. Т., Уортман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1996. 218с.
  90. П.Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательской деятельности. СПб: СПб УЭФ, 1995. 58с.
  91. А., Марковский А. Интеграция производства и инвестирования // Экономист. 1997. — № 10.
  92. Проект Федерального закона Российской Федерации «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», представленный к парламентским слушаниям 3 декабря 1998 года.
  93. А. Перераспределение прав собственности. Вопросы экономики, 1999 г., № 6, с. 54.
  94. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. // Госкомстат России. М., 1996.
  95. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. // Госкомстат России. М., 1997.
  96. П. Экономика, т.1. М.: МГП «Алгол» ВНИИСИ, 1992. — 336 с.
  97. П. Экономика: Вводный курс. В 2 т. пер. с англ. М.: Алфавит, 1993.
  98. В.Т. Экономика инвестиций и инновационная деятельность предприятия: Иркутск. Институт хозяйства, 1993.
  99. Справочно-аналитический материал к парламентским слушаниям «О законодательном обеспечении научно-технического прогресса» -М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 3 декабря, 1998.
  100. Е.И. Финансирование инвестиций в недвижимость. -СПб., 1996.
  101. . Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. II Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.-271с.
  102. Д. ДЖ. Стратегия извлечения прибыли из технологической инновации II вестник ЛГУ. -1991. серия 5. — вып. 4. — с.38−39.
  103. А.Б. Оценка коммерческого потенциала нововведения. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.
  104. Толковый словарь рыночной экономики. М.: Глория, 1993.
  105. В.В. Формирование организационной культуры экономических систем. М.: Проблемы теории и практики управления. 1995, № 1, — с.67−73.
  106. В.В. Культура организации предпринимательской деятельности. Учебное пособие. СПб.: СПб УЭФ, 1994. — 164с.
  107. В.В., Крупанин А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: СПб УЭФ, 1996.
  108. Трансформация инновационной системы России. М.: Аналитический центр по научной и промышленной политике, 1995.
  109. В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим благоприятный инновационный климат. // экономистю 1996. — № 9. -с.23−28.
  110. Финансовые известия, 1998, 15 апреля с. 11.
  111. Х.Й. Инструменты контроллинга от, А до Я. / Пер. с нем. Под ред. М. Л. Лукашевича и Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 1998.
  112. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение в 2 т.: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996.
  113. Г. А., блевинс Дж.Д. Недвижимость: зарубежный опыт развития: пер. с англ. М.: Диамант — Меркурий, 1994.
  114. О.В. Согласование интересов партнеров как инновационный аспект управления совместными предприятиями II инновации. — 1998. — № 2,3.
  115. Л. Выбор инновационной стратегии предприятия // Росийский экономический журнал -1996. № 7.
  116. Е.В. Жизнеспособность хозяйственных систем. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.
  117. Э. Консультант и стратегия развития // проблемы теории и практики управления. 1991 № 4. — с.21.
  118. И.А. Теория экономического развития М., 1982.
  119. Экономика, организация и планирование предприятий //под ред. Ю. А. Санамова. СПб.: СПбУЭФ, 1996. -172.
  120. Экономика машиностроения /Под ред. Е. М. Карлика: Учебник для ВУЗов.-Л.: Машиностроение, 1987.
  121. Экономико-математические методы и модели в ценообразовании // Под ред. В. М. Тарасевич. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. -200с.
  122. Экономическое развитие России в 1997 г. // Вопросы экономики. -1998.
  123. Р., Рыдыгин А. Структура собственности и проблемы корпоративного контроля в российской экономике. М.: ИЭПП, 1999.
  124. Ю. Инновационное исследование: новые подходы. М.: Экономист. 1995,№ 1. — с.74−80.
  125. Amann R., Cooper I. Industrial Innovations in the Soviet Union/ New Haven, Yale University Press, 1990.
  126. Balazs K. Innovation Potential Embodied in Research Organizations in Central and Eastern Europe. Social Studies of Science, 1995, vol.25.№ 4
  127. Kline S., Rosenberg N. An overview of Innovation. In: The Positive Sum Strategy. Harnessing Technology for Economic Growth. Wach., National Academy Press, 1986.
  128. Williamson О. Market and Hierarchies: Analysis and Antitrust implications. N-Y.: Free Press, 1975.
  129. Rumelt R. Theory, Strategy and entrepreneurship / In: The Competitive Challenge, /ed. by. D. J. Teece, — N-Y.: Harper & Row publ. 1987.
  130. Jorde. Thomas M. Teece David J. Antitrust, Innovation and Competitiveness. — N-Y: Oxford University Press, 1992. p.48.
  131. Pros Urge Investors to Snap Up Cannibalistic Technology Stocks/fThe
  132. Wall Street Journal Europe. 1992. Vol. X. N 147. August. p. l2.
  133. New Palgrave Dictionary of Economics, The. London.- the Macmillan Press Limited, 1987. p.857,Vol. II.
  134. Drucker P.F. Innovation and Enterpreneurschip. N-Y.: Harper & Row Publ, 1983, p.31.
  135. Schumpeter J. The instability of capitalism. /Economic Journal. 1928. pp 361−86. In: N. Rosenberg (Ed) The Economics of Technological Change. Homewood: Penguin Books, 1971. p.29−31
Заполнить форму текущей работой