Совершенствование методов внутриорганизационного поведения предпринимательских структур розничной торговой сети на основе системы мотивации
Одним из основных факторов успешного внедрения новой мо-тивационный системы стало влияние лидера предприятия (в нашем случае его непосредственный руководитель). На этапах анкетирования, выявления работающих и неработающих мотивационных факторов, на этапе перехода на новую систему руководитель предприятия четко следил за выполнением поставленной задачи, плавно формировал и сохранял коллектив… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты методов внутриорганизационного поведения в предпринимательских структурах
- 1. 1. Понятие, сущность и функции мотивации
- 1. 2. Концепции развития мотивации как метода внутриорганизационного поведения в предпринимательских структурах
- 1. 3. Лидер как основа системы мотивации
- Глава 2. Анализ современного состояния и особенности внутриорганизационного поведения предпринимательских структур в сфере розничной торговли Ставропольского края
- 2. 1. Современное состояние предпринимательства в Ставропольском крае
- 2. 2. Характеристика систем мотивации на предприятиях розничной торговли г. Ставрополя
- 2. 3. Материальная составляющая мотивации персонала
- 2. 4. Нематериальная и моральная составляющие мотивации персонала
- Глава 3. Основные направления развития методов внутриорганизационного поведения в предпринимательских структурах
- 3. 1. Совершенствование методов внутриорганизационного поведения на основе системы мотивации
- 3. 2. Организация консультационно-информационной поддержки предпринимательских структур розничной торговой сети
Совершенствование методов внутриорганизационного поведения предпринимательских структур розничной торговой сети на основе системы мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современных российских условиях, с переходом от административно-командной системы к рыночным отношениям, меняется характер и направление процессов организации, производства, конкуренции. Отношения между наемным работником и работодателем строятся на основе успешности предприятия и максимальной выгоды для сотрудников.
Готовность работников и их желание выполнять работу являются одним из основных факторов конкурентоспособности предприятия на рынке, при этом руководители стремятся к более результативному труду подчиненных. Эффективное управление зависит от понимания мотивации наемного работника.
Уменьшить текучесть кадров и увеличить прибыль организации можно через эффективную систему форм и методов управления человеком, через определенные мероприятия, выражающие признательность руководства и систему мотивации, нацеленную на результативность действий всего персонала предприятия. Использование действенной системы мотивации персонала обеспечивает заинтересованность работника в максимальном использовании своего потенциала в интересах предприятия и продолжительном взаимном сотрудничестве.
Система мотивации персонала, построенная с учетом потребностей работника и работодателя, играет важную роль при регулировании таких показателей, как объем продаж и текучесть кадров в сфере розничной торговли. Российская действительность в данной сфере такова, что грамотная и эффективная система мотивации персонала наблюдается в основном в крупных национальных компаниях.
Объективная необходимость совершенствования системы мотивации в предпринимательских структурах розничной торговли определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ монографической литературы по проблематике диссертационного исследования свидетельствует о наличии ее исходной концептуальной основы. В отечественной экономической литературе значительное внимание уделено теоретическим и практическим вопросам мотивации труда. В частности, данные вопросы освещены в работах Т. Андреевой, И. Ф. Беляевой, И. С. Варданян, О. С. Виханского, П. В. Журавлева, А. П. Егоршина, А. Я. Кибанова, М. Г. Лапуста, Б. Г. Маз-мановой, Ю. Г. Одегова, А. И. Рофе, Т. О. Соломанидиной, В. В. Травина, С. В. Шекшни, Э. А. Уткина.
В западной экономической литературе содержатся сведения о мотивации сотрудников в работах следующих авторов: Д. Адаира, В. Врума, Ф. Герцберга, П. Друкера, А. Маслоу, Д. МакГрегора, У. Оучи, А. Пелла, Э. Цандера, М. Эггерта.
Дискуссионными и малоизученными остаются проблемы, связанные с построением действенной системы мотивации с учетом российской действительности, а также оценкой мотивированности работников сферы розничной торговли.
Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием для проведения данного исследования.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство и соответствует п. 10.23 — «Формы и методы внутриорганизационного поведения в системе предпринимательства (стимулы, мотивы, корпоративная структура и т. д.)» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования РФ (по экономическим наукам).
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является уточнение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию методов внутриорганизационного поведения предпринимательских структур розничной торговой сети на основе системы мотивации. В соответствии с поставленной целью в работе определен ряд взаимосвязанных задач:
— определить сущность и функции мотивации;
— обобщить концепции развития мотивации как метода внутриорганизационного поведения в предпринимательских структурах;
— проанализировать и охарактеризовать существующие системы мотивации в предпринимательских структурах розничной торговли г. Ставрополя;
— раскрыть сущность материальной и нематериальной составляющих мотивации как метода внутриорганизационного поведения;
— разработать систему мотивации в предпринимательских структурах розничной торговой сети и представить алгоритм ее внедрения;
— предложить создание некоммерческой организации, осуществляющей консультационную и информационную поддержку предприятий в совершенствовании форм и методов внутриорганизационного поведения.
Объектом исследования являются предпринимательские структуры розничной торговой сети Ставропольского края и г. Ставрополя.
Предметом исследования является система мотивации как метод внутриорганизационного поведения в предпринимательских структурах розничной торговой сети.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в области управления персоналом, психологии труда и кадрового менеджмента. Информационной базой исследования послужили данные, публикуемые в периодических изданиях, отраслевой литературе, законодательные акты и материалы, полученные в процессе проведения исследований на предприятиях розничной торговли.
Инструментарно-методический аппарат работы. В ходе исследования системы мотивации и мотивированности работников розничной торговли Ставропольского края были использованы методы категориального и эмпирического анализа, экономико-математический, статистический, монографический, системный, сравнительно-аналитический, сопоставительный анализ и метод социологического опроса.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических подходов по совершенствованию методов внутриорганизационного поведения предпринимательских структур розничной торговой сети на основе системы мотивации. Основные элементы научной новизны состоят в следующем: 'I.
— уточнено понятие мотивации как состояния предрасположенности и готовности, побуждающее к активному определенному поведению посредством внутренних и внешних движущих сил работника;
— определена специфика мотивации персонала розничной торговой сети, положенная в основу построения системы мотивации, заключающаяся в привязке к количественным показателям: выручка от реализации, прибыль, коэффициент обслуживания клиентов;
— разработана система мотивации для предпринимательских структур розничной торговли и предложены этапы ее внедрения, включающие определение уровня мотивированности наемных сотрудников, постановку целей и приоритетов, выяснение мотивационных возможностей предпринимательской структуры и оценку эффективности внедренной системы мотивации;
— доказана необходимость и предложено создание консультационного центра «Ставропольская Ассоциация Менеджмента» (САМ), оказывающего помощь предпринимательским структурам в разработке и адаптации форм и методов внутриорганизационного поведения.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что отдельные положения диссертации содержат принципиально новые подходы к совершенствованию методов внутриорганизационного поведения предпринимательских структур розничной торговой сети, что может служить продолжением углубленного ее изучения.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения инструментария для совершенствования внутри-организационного поведения в предпринимательских структурах розничных торговых сетей магазинов «Евросеть», «Мобайл Юнион», «Спортмастер», расположенных в г. Ставрополе.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в процессе преподавания учебных курсов «Менеджмент», «Управление персоналом», «Организационное поведение».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку: на ежегодной научно-практической конференции «Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития» (г. Ставрополь, 24−25 марта 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы управления организацией в современных условиях» (г. Пенза, март 2004 г.), на II Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы реформирования российской экономики XXI века в контексте мирового экономического развития» (г. Ставрополь, 2005 г.), на I Международной научно-практической конференции, посвященной 240-летию Вольного экономического общества, «Россия: экономические проблемы в условиях глобализации» (г. Ставрополь, апрель 2005 г.), а также опубликованы в журнале-книге «Предпринимательство» (г. Москва, № 4'06) и сборнике материалов III Международной научно-практической конференции «Социальноэкономические технологии в повышении потенциала современного общества: российский и зарубежный опыт» (г. Пенза, апрель 2006 г.).
Результаты работы опубликованы в 7 научных работах общим объемом 1,8 п. л. авторского текста.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (163 наименования), изложена на 147 страницах печатного текста, содержит 14 таблиц, 35 рисунков, 10 приложений.
Выводы и предложения.
На основе выполненных в работе исследований по проблеме совершенствования системы мотивации персонала розничной торговли, разработанных теоретических и практических рекомендаций можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Исследование показало, что в теории вопроса нет однозначного определения понятия «мотивация». Многие авторы под мотивацией понимают предмет, на который направлена деятельность, аргументы, определяющие поведение, процесс или силу, побуждающие к действию. Мы считаем, что мотивация представляет собой состояние предрасположенности и готовности, побуждающее к активному определенному поведению посредством внутренних и внешних движущих сил работника. Мы также считаем, что понятия «мотивация труда» и «стимулирование труда» тождественны, и в ходе исследования одно понятие заменяли другим.
2. Установлено, что мотивация выполняет функции начала действия, ориентирования, усиления, регулирования. В работе выделен механизм взаимодействия мотивации и цели в предпринимательских структурах. При этом рассмотрено превращение внутренних и внешних потребностей в мотивацию, заставляющую людей идти к намеченной цели.
3. Анализ развития предпринимательства в крае показал, что в целом за 5 лет количество предприятий и организаций в крае выросло на 5%. Предприятий промышленности стало больше на 12%, торговли и общественного питания — на 12%, предприятий культуры и искусства — на 26%. Предприятий обеспечивающих функционирование рынка, стало больше в 2 раза. При росте всех показателей особо хотелось бы отметить предприятия и организации, связанные с операциями с недвижимостью, количество которых увеличилось практически в 3 раза. За последние 5 лет поменялось и распределение организаций по формам собственности. Увеличилось количество государственных и муниципальных организаций (на 10% и 25% соответственно, по сравнению с 2000 годом), при этом доля государственных предприятий сократилась на 0,3%, а доля муниципальных организаций увеличилась на 0,5%. Больше всего частных предприятий в крае зарегистрировано в следующих отраслях экономики: торговля и общественное питание -52,2%, промышленность — 14,3 и строительство — 10,7. При этом количество предприятий в каждой из этих сфер увеличилось по сравнению с 2000 годом на 78% (торговля и общественное питание), 46% (промышленность), 26% (строительство).
4. Проведенные исследования показали, что большая часть сотрудников розничной торговли (72%) недовольна уровнем своих доходов, при этом половина персонала чувствует связь между своими усилиями и уровнем дохода. Другая половина, зная, что от интенсивности работы зависит заработная плата, не стремится «утруждать» себя лишней нагрузкой. Данный факт говорит о том, что-либо сотрудники лукавят, утверждая, что их не устраивают доходы, либо затраченные усилия и интенсивность работы хоть и оплачивается, но не в том объеме, на который рассчитывают сотрудники.
Профессиональный рост сотрудников в розничной торговле не всегда соответствует ожиданиям работника. В среднем на предприятии работают 20−30 человек, при этом над ними существует всего один руководитель. Поэтому по весьма объективным причинам продавцам некуда расти, если их руководитель прочно занимает свою позицию. Именно поэтому после 2−3-х лет работы на одном месте сотрудники, не видя перспектив, уходят на другую работу.
5. Проведенный анализ данных состояния материальной и нематериальной составляющих мотивации на предприятиях розничной торговли Ставропольского края и г. Ставрополя позволяет сделать следующие выводы. Вознаграждение за труд разделяют на фиксированную часть и переменную. На предприятиях розничной торговли Ставропольского края и г. Ставрополя используется 4 вида материальной составляющей мотивации. В зависимости от вида, известности, оборота и специализации предприятия в материальной составляющей изменяется доля фиксированной и переменной части. Нематериальная и моральная составляющие играют важную роль в системе мотивации труда. Предприятия стараются использовать все доступные и известные методы нематериального и морального стимулирования для поддержания работоспособности персонала. Материальная, нематериальная и моральная составляющие мотивации равнозначны по своему значению, так как современный работник не хочет отдавать свой труд только за вознаграждение.
6. В ходе исследования была выявлена специфика мотивации труда персонала в сфере розничной торговли. Так, во-первых, в розничной торговле определить критерии результативности гораздо проще, чем у офисных работников. Во-вторых, у продавцов всегда существует четкая привязка к количественным показателям, таким как оборот, прибыль, количество клиентов, количество множественных покупок. В-третьих, всегда необходима быстрая реакция на снижение мотивации, так как это отражается на уменьшении прибыли или оборота. Практически всегда необходима оперативная коррекция мотивов. В-четвертых, привязка системы мотивации персонала к сложности поставленных задач (чем абсурднее цель, тем ниже мотивация). Пятым отличием мотивации продавцов можно отметить, что один стимул мотивирует не дольше чем в течение полугода, поэтому необходимо всегда иметь в запасе несколько самых различных методов.
7. В ходе проведенного нами исследования была разработана система мотивации персонала, которая позволила выявить мотивирующие и демотивирующие мероприятия, присутствовавшие на исследуемом объекте. Постановка и внедрение новых целей, а также использование дополнительных стимулов привело к повышению мотивации труда на предприятии и повышению лояльности к организации у сотрудников. За исследуемый период коэффициент обслуживания покупателей вырос на 33%, так, если раньше из 100 зашедших в магазин покупку совершали 21 человек, то на конец периода 28 человек из 100. Количество обслуживаемых покупателей в месяц соответственно увеличилось и на конец периода составляло 127 человек в месяц. Увеличение числа покупателей у одного продавца привело к росту производительности одного продавца на 75 руб. / час., увеличению стоимости средней покупки на 22 рубля и росту заработных плат продавцов-консультантов на 52%. До начала исследования текучесть кадров в магазине составляла 54% в год, т. е. до конца года уходил практически каждый второй из тех, кто начинал работать в начале года. За 2005 год текучесть кадров в исследуемой предпринимательской структуре сократилась на 33%.
8. Одним из основных факторов успешного внедрения новой мо-тивационный системы стало влияние лидера предприятия (в нашем случае его непосредственный руководитель). На этапах анкетирования, выявления работающих и неработающих мотивационных факторов, на этапе перехода на новую систему руководитель предприятия четко следил за выполнением поставленной задачи, плавно формировал и сохранял коллектив (в зависимости от поставленной цели) и мотивировал каждого сотрудника в отдельности, применяя различные известные теории мотивации. На момент окончания исследования руководитель как лидер сохранил профессиональный высокоэффективный коллектив. Итогами эффективного лидерства можно считать уменьшение текучести кадров на 33%, увеличение объемов продаж, коллектив, стремящийся к процветанию и благополучию предприятия, на котором работает.
9. В ходе исследования был выведен алгоритм совершенствования системы мотивации персонала. Считаем возможным использование данной схемы не только на предприятиях розничной торговли, но и на предприятиях других отраслей.
10. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о необходимости создания консультационной и информационной поддержки предприятий розничной торговли в таком вопросе, как внутри-организационное поведение в предпринимательских структурах. Считаем возможным создание двух консультационных центров в связи с тем, что Союз предпринимателей Ставрополья официально зарегистрирован и функционирует в г. Пятигорске, а Ассоциация честного предпринимательства — в г. Ставрополе. Ассоциация будет являться органом содействия развитию финансового, товарного и трудового рынков Ставропольского края.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1−3. М.: Юркнига, 2006.-320 с.
- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ.
- Распоряжение Минимущества № 27-ПП от 27.01.2004 г.
- Ставропольский край в цифрах: статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2005. 209 с.
- Абрамова, Е. Танцуют все! / Е. Абрамова // Компания. 2004.- № 328. -Режим доступа: www.hh.ru.
- Адаир, Д. Эффективная мотивация / Д. Адаир. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-256 с.
- Аллин, О. Н., Сальникова, Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / О. Н. Аллин, Н. И. Сальникова. М.: Генезис, 2005.-248 с.
- Андреева, Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала / Т. Андреева // Управление персоналом. 2004 — № 4. — С. 30−32.
- Анисимов, В. М. Энциклопедический словарь работника кадровой службы / В. М. Анисимов, С. В. Дудников, В. Ф. Ковалевский и др. — под общ. ред. В. М. Анисимова. М.: ИНФРА-М, 1999. — 328 с.
- Арутюнов, В. В. Управление персоналом / В. В. Арутюнов, И. В. Волко-выский, Ф. Д. Кадария и др. М.: Изд-во «Феникс», 2004. — 448 с.
- И. Байков, А. Е. Мотивация труда и формирование доходов работников сельского хозяйства: на материалах сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан: дис.. канд. экон. наук / А. Е. Байков. Уфа, 2000.-209 с.
- Баткаева, И. А. Формы и системы заработной платы / И. А. Баткаева. М.: Экономика, 1993. — 63 с.
- Беляева, И. Ф. Материальное стимулирование в новом хозяйственном механизме / И. Ф. Беляева // Социологические исследования. 1989. — № 3.
- Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом : пер. с англ. / Г. Дж. Болт. -М.: Экономика, 1991.-271 с.
- Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. М.: «Советская энциклопедия», 1968−1978.
- Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Война и мир, 1996.-400 с.
- Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
- Бухалков, М. И. Управление персоналом : учебник / М. И. Бухалков. М.: ИНФРА-М, 2005.-336 с.
- Быстров, Ю. В. Мотивация труда в условиях гибких форм хозяйствования : дисканд. экон. наук/Ю. В. Быстров. Иваново, 1998. — 167 с.
- Варданян, И. С. Исследования системы управления мотивацией персонала / И. С. Варданян // Управление персоналом. 2005. — № 15. — С. 58−64.
- Варданян, И. С. Мотивация начинается там, где заканчивается воздействие приказа / И. С. Варданян // Управление персоналом. 2005 — № 11.
- Варданян, И. С. Новые тенденции к мотивации персонала / И. С. Варданян // Управление персоналом. 2005 — № 9−10. — С. 39−44.
- Варданян, И. С. Предложения по совершенствованию системы нематериального стимулирования / И. С. Варданян // Управление персоналом. -2005.-№ 4.-с. 42−47.
- Верховин, В. И. Профессиональные способности и трудовое поведение : учеб. пособие / В. И. Верховин. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 110 с.
- Веснин, В. Р. Менеджмент / В. Р. Веснин. М.: ТД Элит-2000, 2003. -552 с.
- Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. М.: Издательство «Триада, Лтд», 1996. — 442 с.
- Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. М.: Юристъ, 2001. — 496 с.
- Веснин, В. Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами : учеб.-практ. пособие / В. Р. Веснин. М.: Эмет-2000,2002. — 592 с.
- Ветлужских, Е. Есть ли связь между клиентоориентированностью и удовлетворенностью персонала? / Е. Ветлужских // Управление персоналом. -2004.-№ 17.-С. 47−50.
- Вечканов, Г. С. Краткая экономическая энциклопедия / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова, В. Т. Пуляев. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 508 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002. — 288 с.
- Вишневский, Ю. Р. Ради чего мы работаем : социол. очерк / Ю. Р. Вишневский. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988. — 174 с.
- Вишняков, О. А. Мотивирование персонала в системе сбалансированных показателей / О. А. Вишняков, В. П. Грачев // Управление персоналом. -2004.-№ 19.-С. 47−50.
- Владимирова, И. Г. Компании будущего: организационный аспект / И. Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. -С. 58−72.
- Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. Изд. 2-е, перераб. — М.: Изд-во Дело, 1993. — 320 с.
- Генкин, Б. М. Оплата труда в условиях перехода к рыночной экономике / Б. М. Генкин. J1.: Знание, 1991.-32 с.
- Герчиков, В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала : учеб. пособие / В. И. Герчиков. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 280 с.
- Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 2004. -499 с.
- Гордиенко, Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 352 с. — Серия «Высшее образование».
- Горностаев, С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации / С. Горностаев // Управление персоналом. -2005.-№ 4.-С. 39−40.
- Грэхем, X. Т. Управление человеческими ресурсами : пер. с англ.: учеб. пособие для вузов / X. Т. Грэхем, Р. Беннетт. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. -598 с.
- Глухова, И. В. Мотивация труда управленческого персонала строительных организаций : дис.. канд. экон. наук / И. В. Глухова. Пенза, 2004. -160 с.
- Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. М.: БИНОМ, 1997. -432 с.
- Драккер, П. Управление, нацеленное на результаты : пер. с англ. / П. Драккер. -М.: Технолог- Школа бизнеса, 1992.-310 с.
- Драницына, Е. Практические советы по мотивации / Е. Драницына // Top-Manager. 2004 — № 36. — Режим доступа: www.hh.ru.
- Друкер, П. Эффективное управление / П. Друкер — пер. с англ. М. Котель-никовой. М.: ООО «Издательство Астрель» — ООО «Издательство ACT» — ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 284 с.
- Дубрин, Э. Что значит быть хорошим начальником / Э. Дубрин — пер. с англ. И. В. Болгова. М.: ООО «Издательство ACT» — ООО «Издательство Астрель», 2003.-348 с.
- Егоршин, А. П. Управление персоналом : учеб. по спец. «менеджмент орг.», «маркетинг» и «упр. персоналом» / А. П. Егоршин. 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.-716 с.
- Журавлев, П. В. Персонал : словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов и др. М.: Экзамен, 1999. — 531 с.
- Журавлев, П. В. Технология управления персоналом / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов и др. М.: «Экзамен», 1999. — 576 с.
- Захаров, Н. JT. «Загадка русской души», или особенности мотивации труда российского персонала/ Н. JL Захаров // Управление персоналом. -2004-№ 22−23. С. 35−40 — 2005. — № 1−2. — С. 66−69.
- Зеленевский, Я. Организация трудовых коллективов / Я. Зеленевский. -М.: Прогресс, 1971.-311 с.
- Зинин, В. А. Мотивация труда: содержание и формы осуществления в рыночных условиях: дис. канд. экон. наук / В. А. Зинин. -М., 1993. 140 с.
- Иванов, Ю. В. Соционика и мотивация / Ю. В. Иванов // Управление персоналом. 2005 — № 18. — С. 44−48.
- Изотов, В. Всесторонняя мотивация сотрудников, или как продлить жизнь на восемь часов? / В. Изотов // www.zarplata.ru.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -508 с.
- Кабушкин, И. И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. -6-е изд., стереотип. Минск: Новое знание, 2003. -336 с.
- Казанцев, А. К. Менеджмент в предпринимательстве : учеб. пособие по спец. «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / А. К. Казанцев, А. А. Крупанин. М.: ИНФРА-М, 2003. — 230 с.
- Как создать успешную гибкую систему бонусов, выгод и привилегий? // http://www.hrzone.co.uk/.
- Кацай, М. Ю. Социальная ипотека как механизм материального стимулирования персонала / М. Ю. Кацай // Управление персоналом. 2004- № 18. -С. 37−40.
- Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник / А. Я. Кибанов. -М.: ИНФРА-М, 2003. 304 с.
- Кичеджи, В. Н. Управление производительностью труда в рыночных условиях хозяйствования : дис.. канд. экон. наук / В. Н. Кичеджи. М., 1998. -207 с.
- Кнорринг, В. И. Искусство управления : учебник / В. И. Кнорринг. М.: Изд-во БЕК, 1997.-288 с.
- Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления : учеб. для вузов / В. И. Кнорринг. 2-е изд., изм., доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 511 с.
- Козлов, А. А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики / А. А. Козлов // Менеджмент в России и за рубежом. 2001 -№ 1.-С. 46−55.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Е. И. Сидоренко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 850 с.
- Кондратьев, О. В. Мотивация персонала. Нет мотива нет работы / О. В. Кондратьев, М. В. Снежинская, Ю. Е. Мелихов. — М.: Альфа-Пресс, 2005.-215 с.
- Кочиева, Т. Б. Базовые системы стимулирования / Т. Б. Кочиева, Д. А. Новиков. М.: Апостроф, 2000. — 108 с.
- Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособ. для вузов / А. И. Кравченко. М.: Академ, проект, 2002. — 555 с.
- Красовский, Ю. Д. Организационное поведение : учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «Менеджмент» и «Маркетинг» / Ю. Д. Красовский. -М. :ЮНИТИ, 1999.-472 с.
- Кристиани, А. Мотивация успеха. 111 советов для достижения лучших результатов / А. Кристиани. М.: Интерэксперт, 2005. — 256 с.
- Лапуста, М. Г. Предпринимательство / М. Г. Лапуста. М.: ИНФРА-М, 2004.-224 с.
- Лафта, Дж. К. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / Дж. К. Л афта. -2- е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2004. — 592 с.
- Лафта, Дж. К. Теория организации / Дж. К. Лафта. СПб.: Проспект, 2003.-416 с.
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и сознание / А. Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 1971.-С. 90−94.
- Ловчева, М. В. Повышение результативности труда управленческого персонала на основе совершенствования механизма мотивации (на примере машиностроительных предприятий): дис. канд. экон. наук / М. В. Ловчева. -М&bdquo- 2003.-210 с.
- Лукичева, Л. И. Управление персоналом : курс лекций — практические занятия / Л. И. Лукичева- под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2004. — 264 с.
- Магун, В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности / В. С. Магун. Л.: Наука, 1983.- 176 с.
- Магура, М. И. Формирование приверженности работников своей компании / М. И. Магура // Управление персоналом. 2005. — № 5. — С. 71−76.
- Мазманова, Б. Г. Стимулирование персонала, занятого продажами / Б. Г. Мазманова // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 4. -С. 62−70.
- Макарова, И. К. Управление персоналом. Схемы и комментарии / И. К. Макарова. М.: Изд-во Юриспруденция, 2002. — 96 с.
- Малуев, П. А. Управление персоналом / П. А. Малуев, Ю. Е. Мелихов. -М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2005. 184 с.
- Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
- Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. -2-е изд. М.: Гардарика, 1996. — 461 с.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 704 с.
- Мильнер, Б. 3. Теория организации: учебник / Б. 3. Мильнер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 477 с.
- Мирзаев, И. К. Управление производительностью в реальном секторе экономики (вопросы методологии измерения): дис.. канд. экон. наук / И. К. Мирзаев. СПб., 1999. — 346 с.
- Морднов, Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Морднов. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. 559 с.
- Мордовии, С. К. Управление персоналом: современная российская практика / С. К. Мордовии. СПб.: Питер, 2005. — 304 с.
- Мотивация людей на работе // Управление персоналом. 2004. — № 4. -С. 33−35.
- Мотивация персонала: выбор необходимой методики // Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 9. — Режим доступа: www.sup.kadrovik.ru.
- Новиков, Д. А. Механизмы стимулирования в организационных системах / Д. А. Новиков. М.: ИЛУ РАН (научное издание), 2003. — 147 с.
- Одегов, Ю. Г. Управление персоналом, оценка эффективности / Ю. Г. Одегов, JL В. Карташова. М.: Экзамен, 2002. — 256 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Российская АН — Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. -928 с.
- Организация и регулирование оплаты: учеб. пособие для вузов по на-правл. «Менеджмент», «Экономика», спец. «Экон. и социология труда» / под ред. В. В. Адамчука. -М.: Финстатинформ, 1996. 174 с.
- Организация производства и управление предприятием: учебник / О. Г. Туровец, М. И. Буханков, В. Б. Родионов и др.- под ред. О. Г. Туровца. М.: ИНФРА-М, 2002. — 528 с.
- Основы менеджмента: учеб. пособ. для студ. вузов управленч., экон. и коммерч. спец. / уауч. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. — 432 с.
- Основы управления персоналом: учеб. для вузов, обуч. по направл. и спец. «Менеджмент» / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др. — под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996. — 238 с.
- Пелл, А. Как управлять людьми / А. Пелл — пер. с англ. М. Трибрат/ М.: ООО «Издательство ACT» — ООО «Издательство Астрель», 2005. — 355 с.
- Персонал: как руководить организацией. М.: ИКК «ДеКА», 1990. -85 с.
- Персонал: словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Кар-ташов, Н. К. Маусов и др. М.: ЭКЗАМЕН, 2000. — 512 с.
- Поварич, И. П., Прошкин, Б. Г. Стимулирование труда: системный подход / И. П. Поварич, Б. Г. Прошкин. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990.- 198 с.
- Попов, С. Г. Управление персоналом : учебное пособие / С. Г. Попов. -М. :Ось-89, 2002.- 144 с.
- Потапов, Д. Мотивируют не деньги, а «золотые корабли» / Д. Потапов, С. Потапов // Управление персоналом. 2005. — № 15. — С. 64−67.
- Пошерстник, Н. В. Заработная плата в современных условиях / Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин. 12-е изд., перераб., доп. — СПб.: Герда, 2004. -768 с.
- Программа индивидуальной мотивации сотрудников // Справочник по управлению персоналом 2003. — № 7. — Режим доступа: www.sup.kadrovik.
- Прошкин, Б. Г. Проблемы теории и практики стимулирования труда : учебное пособие / Б. Г. Прошкин, И. П. Поварич. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 1988.-С 60−72.
- Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983. 291 с.
- Психология. Словарь / gofl общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 496 .
- Райзберг, Б. А. Основы экономики : учеб пособие / Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2003.-416 с.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
- Рофе, А. И. Теоретические основы экономики и социологии труда : учебник для студентов вузов / А. И. Рофе, А. Л. Жуков. М.: Изд-во МИК, 1999.-336 с.
- Самоухина, Н.В. Мотивация персонала как проблема / Н. В. Самоухина // Управление персоналом. 2004. — № 7. — С. 62−68.
- Саркисов, С. Э. Менеджмент. Словарь-справочник / С. Э. Саркисов. М.: Анкил, 2005. — 808 с.
- Семенова, И. И. История менеджмента : учеб. пособ. для студ. вузов / И. И. Семенова. М.: ЮНИТИ, 1999. — 222 с.
- Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000.-234 с.
- Система мотивации: пути и методы формирования // Справочник кадровика. 2000.- № 7. — Режим доступа: www.kadrovik.ru.
- Системы оплаты, стимулирование // Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 1. — Режим доступа: www.kadrovik.ru.
- Словарь-справочник менеджера / под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.-608 с.
- Смирнова, В. В. Секреты мотивации продавцов / В. В. Смирнова. СПб.: Питер, 2004.-272 с.
- Смольков, Д. П. Производительность труда : современная теория и методика измерения: дис.. канд. экон. наук / Д. П. Смольков. М., 1997. -160 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1986. 1600 с.
- Соломанидина, Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005.-280 с.
- Сомов, Л. Эффективная система оплаты труда еще один шаг к успеху вашей фирмы / Л. Сомов // Управление персоналом. — 2004 — № 14. — С. 36−39.
- Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 544 с.
- Сорокоумов, А. Не мотивировать, а искать мотивы и подбирать стимулы / А. Сорокоумов // www. staff-control.ru.
- Социальное управление: словарь / под ред. П. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 208 с.
- Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: ИНФРА * М-НОРМА, 1998. — С.640−650.
- Спивак, В. А. Менеджмент / В. А. Спивак. М.: Вектор, 2005. — 256 с.
- Стимулы свыше // Свой бизнес. 2004. — № 7. — Режим доступа: www.mybiz.ru
- Судьина, Н. Мотивация персонала / Н. Судьина // Sales business / продажи. 2005. — № 2. — Режим доступа: www. sales pro.ru
- Теория управления: учебник / под общ. ред. A. JI. Гапоненко, А. П. Пан-крухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 560 с.
- Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин. М.: Дело, 1995.-272 с.
- Трофимова, Е. Сенсационное открытие: русские любят работать / Е. Трофимова // www. staff-control.ru.
- Удержание сотрудников через мотивацию: результаты исследования компании Towers Perrin // По материалам SHRM.org/
- Ульянова, Н. Плавающая мотивация / Н. Ульянова // Ведомости/ -2004-№ 98 (1138).
- Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.-669 с.
- Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
- Управление персоналом: энцик. слов. / под общ. ред. А. Я Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1998.-454 с.
- Уткин, Э. А., Бутова, Т. В. Общий и стратегический менеджмент / Э. А. Уткин, Т. В. Бутова. М.: Экмос, 2002. — 256 с.
- Уткин, Э. А., Бутова, Т. В. Управление персоналом. Вопросы и ответы / Э. А. Уткин, Т. В. Бутова. М.: Изд-во Экмос, 2002. — 224 с.
- Уткин, Э. А. История менеджмента / Э. А. Уткин. М.: Изд-во ЭКМОС, 1997.-224 с.
- Фрэнкин, Р. Мотивация поведения / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. -652 с.
- Хааснут, Р. Менеджмент за пять минут/ Р. Хааснут. М.: ACT — Аст-рель, 2005.-362 с.
- Хопкинс, Т. Умение управлять для чайников / Т. Хопкинс. М.- СПб.- К.: Диалектика, 2000. — 208 с.
- Цандер, Э. Оплата труда на малых предприятиях : пер. с нем. / Э. Цандер — под ред. Р. М. Гринева. 10-е изд., актуализир. доп. — Обнинск: ГЦИПК, 1995.-257 с.
- Чернов, А. Соревнование как способ мотивации / А. Чернов // HR-Zone.net.
- Чернышева, J1. Менеджер бойкий, со взором горящим / JI. Чернышева // Работа для Вас. 2003.- № 2 (888).
- Чижов, Н. А. Кадровые технологии / Н. А. Чижов. М.: Экзамен, 2000.-352 с.
- Чурюмов, Б. С. Как меняется доминанта мотивации в зависимости от обстоятельств / Б. С. Чурюмов // Управление персоналом. 2004 — № 1−2. -С. 86−91.
- Шабанова, А. Карьерный рост: мифы и реальность / А. Шабанова // AXES Monitor. 2005. — № 8.
- Шабанова, А. Материальная мотивация сотрудников / А. Шабанова // AXES Monitor 2005. — № 7.
- Шабанова, А. Стабильность начинает и выигрывает / А. Шабанова // AXES Monitor 2005. — № 8.
- Шабанова, Г. Системы оплаты труда и компенсаций на предприятии. / Г. Шабанова. СПб.: ДНК, 2001.-192 с.
- Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации : учебно-практическое пособие / С. В. Шекшня. Изд. 4-е доп.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. — 368 с.
- Шесть составляющих мотивации персонала на рабочем месте // www.hr.com.
- Шишкова, JI. Современные кнуты и пряники, или все о мотивации /
- JT. Шишкова // Работа сегодня. 1999. — № 328. — Режим доступа: www. gob-today.ru.
- Шредер Германн А. Руководить сообразно ситуации / А. Германн Шредер. -М.: Интерэксперт, 1994. 160 с.
- Шубенкова, Е. В. Современные программы признания заслуг персонала в обеспечении высокого качества / Е. В. Шубенкова // Управление персоналом. 2004.-№ 4. — С. 36−39.
- Щур, Д. JT. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста / Д. Л. Щур, Л. В. Труханович. М.: Дело и Сервис, 1999.-704 с.
- Эггерт, М. Мотивация : карманный справочник / М. Эггерт. Пер. с англ. — М.: Hippo, 2003. — 112 с.
- Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / ВВ. Юрчук. -Минск: Современное слово, 1998. 768 с.
- Комплексная система мотивации персоналап/п Компоненты мотивации Инструменты мотивации Цели мотивации1 2 3 4
- Культура организации Конституция (устав), основные принципы руководства и организации Понимание и признание целей деятельности организации. Ориентация на перспективу. Согласование взаимных интересов
- Идентификация с организацией Различные формы информации об организации Единая ориентация в восприятии организации как внутри нее, так и вовне. Чувство принадлежности к организации
- Система участия Формы и методы распределения результатов, участие в капитале- развитие отношений партнерства Установка на корпоративность в поведении. Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску
- Обслуживание персонала Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха разгрузки, занятия спортом Социальная ответственность по отношению к другим. Повышение трудовой активности
- Регулирование рабочего времени Сокращение рабочего времени- гибкий и скользящий график рабочего времени Ответственность и сознательное использование рабочего времени
- Информирование работников Журналы и справочники организации- собрания коллектива- отчеты о работе- совещания работников Положительное влияние на поведение и развитие личности. Ответственность за свои действия. Самокритичная оценка трудовых достижений
- Перечень стимулирующих систем в организациип/п Вид стимулирования Форма стимулирования Основное содержание и источники (практика отечественных и зарубежных организаций)1 2 3 4
- Материальное Бонусы Разовые выплаты из прибыли организации (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение)
- Материальное Участие в акционерном капитале Покупка акций организации (АО) и получение дивидендов- покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций
- Материальное Сберегательные фонды Организация сберегательных фондов для работников организации с выплатой процента не ниже установленного в Сбербанке РФ. Льготные режимы накопления средств
- Материальное Организация питания Выделение средств: на организацию питания в организации- - а выплату субсидий на питание
- Материальное Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру Выделение средств на скидки с продажи этих товаров
- Материальное Стипендиальные программы Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование) на стороне
- Материальное Программы обучения Покрытие расходов на организацию обучения, переподготовку, повышение квалификации
- Материальное Программы медицинского обслуживания Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями. Выделение средств на эти цели
- Материальное Консультативные службы Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми1 2 3 4
- Материальное Программы жилищного строительства Выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях
- Материальное Программы, связанные с воспитанием и обучением детей Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей, внуков сотрудников организации- привилегированные стипендии
- Материальное Гибкие социальные выплаты Организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг. Работник, в пределах установленных сумм, имеет право самостоятельного выбора льгот и услуг
- Материальное Страхование жизни За счет средств организации: страхование жизни сотрудника и за символическую плату членов его семьи. Выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника
- Материальное Программы выплат по временной нетрудоспособности При несчастном случае годовой доход работника- при несчастном случае со смертельным исходом — удвоенный годовой доход
- Материальное Медицинское страхование Как самих работников, так и членов их семей
- Материальное Отчисления в пенсионный фонд Такой альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне
- Материальное Ассоциации получения кредитов Установка льготных кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования, услуг