Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессами социально-экономического развития региона при переходе к рынку: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбранный курс на создание социально ориентированной рыночной экономики предполагает выработку условий для эффективного использования новых стимулов и механизмов экономического роста и обеспечения определенного уровня социальной защищенности нуждающихся слоев населения. Однако при этом возникает сложнейшая задача соединения принципов рыночной экономики с практикой разработки и реализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально — экономические аспекты формирования рыночной экономики
    • 1. 1. Теоретические основы социальной рыночной экономики
      • 1. 2. 0. соотношении государственных и рыночных регуляторов в реализации социально — экономических процессов в регионе
  • ГЛАВА 2. Региональные предпосылки перехода к социально ориентированной экономике в условиях РД
    • 2. 1. Макроэкономические и финансовые предпосылки решения социальных проблем региона
    • 2. 2. Социальный базис рыночных преобразований в регионе
  • ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования управления социально-экономическими процессами в регионе
    • 3. 1. Концептуальные подходы к формированию социально ориентированной рыночной экономики в РД
    • 3. 2. Организационные аспекты в формировании и реализации региональных социально — экономических программ
    • 3. 3. Методические основы оценки социально — экономического состояния региона

Управление процессами социально-экономического развития региона при переходе к рынку: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время глубокие социально — экономические трансформации происходят во всем мире, и Россия, в том числе и Дагестан не являются исключением. Но трудности, с которыми столкнулись российские и дагестанские реформы, видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей. Они имеют более глубокие корни, которые заложены в неверном подходе к управлению экономикой. Исследования глобальных изменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоления узкоэкономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальные процессы и требования поддержки широких слоев населения. На сегодняшний день каждая западноевропейская индустриальная страна может назвать себя социальным государством, которое отличает исключительно высокий уровень социального и экономического благосостояния граждан.

Выбранный курс на создание социально ориентированной рыночной экономики предполагает выработку условий для эффективного использования новых стимулов и механизмов экономического роста и обеспечения определенного уровня социальной защищенности нуждающихся слоев населения. Однако при этом возникает сложнейшая задача соединения принципов рыночной экономики с практикой разработки и реализации социальных программ. С этой целью требуется разработка новой концепции управления процессами социально-экономического развития, которая предполагает увязку принципов рыночной свободы с принципами социальной справедливости, обеспечение баланса рыночной эффективности и социальной гармонии.

Определение социальных приоритетов и разрешение социальных проблем предполагает большие расходы, а, следовательно, и возрастание государственной роли в управлении социальными процессами.

Традиционно развитие кризисных, депрессивных и отсталых регионов находилось в ведении федерального центра и решалось за счет экономически развитых стран. Однако в условиях общероссийского кризиса экономики и усиления позиций экономической суверенизации региональных властей тех субъектов Федерации, которые обладают значительным экономическим потенциалом, федеральное правительство в ближайший период будет не в состоянии полностью разрешить проблемы дотируемых регионов за счет средств федерального бюджета.

Поэтому необходим новый механизм управления социально экономическими процессами в регионе при переходе к рынку. Необходима обновленная структура государственного управления социальными процессами и разработка такой государственной политики, которая будет ориентирована не столько на помощь из Центра, сколько на достижение долгосрочного экономического роста и социального благосостояния за счет внутренних резервов и с максимальным использованием имеющихся средств. Эта задача выполнима только с применением современных достижений науки в области эффективного управления социально — экономическими процессами.

Степень изученности проблемы. Теоретические и практические аспекты функционирования управления социально — экономическими процессами в условиях рыночной экономики изучались начиная с XIX века классиками экономической науки (Д.Рикардо, Дж. Кейнс, К. Маркс). Большой вклад в понимание управления экономикой в условиях формировании социально ориентированной рыночной экономики внесли Х. Ламперт,.

Й.Шумпетер, Фон Хайек, В. Ойкен, Ф. Бёем, Г. Гросман — Дёерт, А. Мюллер

Армак, А. Рюстов, В. Рёпке, Л. Эрхард.

Проблемы, касающиеся общенациональных и региональных аспектов социально — экономического развития, рассматривались в трудах многих российских исследователей: Абалкина Л. И., Аганбегяна А. Г., Гайдара Е. Т., Гранберга А. Г., Шаталина С. С., Ройка В. и других. Некоторые из вышеназванных ученых рассматривали проблемы экономического и социального развития в условиях перехода к рынку на общенациональном уровне. Однако региональный уровень, особенно в регионах с депрессивным характером развития, был исследован в меньшей степени. Концептуальным вопросам социально — экономического развития, а также организационным аспектам государственного управления Республики Дагестан были посвящены работы ряда дагестанских экономистов: Алиева В. Г., Петросянца В. З. Сагидова Ю.Н., Цапиеву O.K., Атаева A.A.

Тем не менее, никем не была рассмотрена проблема управления экономическим и социальным развитием региона в переходный период на основе единого механизма координации социальных и экономических факторов.

Целью настоящего исследования является разработка комплексного механизма управления процессами социально-экономического развития региона в условиях перехода к рыночным условиям.

Исходя из этого сформулированы задачи:

— проанализировать существующие подходы к управлению процессами социально-экономического развития в различных передовых рыночных странах и адаптировать их к условиям переходной экономики региона;

— рассмотреть социально ориентированный государственный маркетинг как инструмент регулирования в условиях перехода к рыночным условиям;

— оценить социально-экономические результаты рыночных преобразований в регионе и выработать подходы к формированию социально ориентированной рыночной экономики в Республике Дагестан:

— разработать организационные предложения, направленные на совершенствование управления социально-экономическими процессами, формирование и реализацию региональных социально-экономических программ;

— исследовать причины региональной социально-экономической асимметрии и наметать пути ее устранения;

— внести предложения по методическому обоснованию адресной поддержки регионов.

Объект исследования — экономика Республики Дагестан.

Предмет исследования — организационно-экономический механизм управления процессами социального и экономического развития Республики Дагестан.

Методы исследования При работе над диссертацией использованы методы экономического анализа, экономической статистики (групповых оценок, обобщения независимых характеристик, графический, индексный, рядов динамики, сопоставления, экстраполяции и т. д.), абстрактно-логический и другие на основе системного анализа.

Научная новизна исследования состоит в формировании механизма взаимосвязи между экономическими и социальными процессами развития региона при переходе к рынку. При этом автором получены следующие научные результаты:

— уточнена, на основе мирового опыта, классификация моделей социальных рыночных экономик;

— обоснована необходимость социальной ориентации экономических процессов, проходящих и в стране, и в регионах;

— разработана концепция формирования социально ориентированной рыночной экономики в Республике Дагестан;

— определено понятие управления социально-экономическими процессами в регионе при переходе к рынку;

— обоснован организационно-экономический механизм формирования и реализации региональных социально-экономических программ;

— разработаны предложения по методическому обоснованию адресной поддержки регионов.

Достоверность результатов подтверждается расчетами автора и логикой обоснования, опирающейся на данные отечественных и зарубежных источников, законодательные и нормативные документы органов государственного управления Российской Федерации и Республики Дагестан, статистические сборники, рабочие материалы Государственного Совета Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Дагестан.

Практическая ценность работы Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ социально экономического развития Республики Дагестан, организационно-экономического механизма их реализации и при совершенствовании структуры и методов управления социальными и экономическими процессами в регионе.

Апробация и реализация результатов исследования Основные положения и отдельные результаты исследования были изложены на научно-практических конференциях в 1997;1999 гг. в Дагестанском государственном университете.

Полученные теоретические и практические результаты исследования приняты к внедрению Министерством экономики Республики Дагестан в виде методических материалов при разработке региональных программ социальноэкономического развития Республики Дагестан.

Публикации Основные положения и результаты диссертационного исследования были опубликованных в девяти работах общим объемом 2,5 п л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Из проведенных исследований вытекает ряд выводов и предложений, суть которых сводиться к следующему:

1. Социальная рыночная экономика является особым типом хозяйственной системы, характеризующаяся высоким уровнем благосостояния населения и отличающаяся набором социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.

Важнейшая задача государства заключается в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ. Основополагающими принципами социальной рыночной экономики являются: органическое единство рынка и государства, защита конкуренции, социальное партнерство.

2. Модели социально ориентированной рыночной экономики классифицируются по следующим критериям:

•место социальной политики среди национальных приоритетов: •распределение социальных функций между государством, гра жданским обществом и предпринимательским сектором;

•масштабы государственного сектора, определяемые объемами перераспределяемого ВВП и долей, занятых в госсекторе, а также с учетом того, каким образом деятельность государства переплетена с ролью рынка и семьи в социальном обеспечении.

3. Как показывает мировой опыт, эффективное управление социально-экономическими процессами основывается на принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности.

Приоритетное место следует отвести таким социальным целям, как качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людейсоциальные гарантии и социальная справедливостьсохранение и умножение культурных и духовно — нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Ориентация на удовлетворение потребностей становится абсолютно необходимой и при принятии стратегических решений в инновационной, структурно — инвестиционной и других сферах производственной деятельности.

Все больше средств расходуется на развитие человеческого потенциала и социальной инфраструктуры на уровне отдельных субъектов экономики, регионов, всего общества. Инвестиции в социальную сферу и, прежде всего, вложения в человеческий капитал увеличиваются быстрее, чем капиталовложения в материально — вещественные элементы национального богатства.

Расходы на науку, образование, культуру и здравоохранение — это общественно необходимые вложения в человеческий капитал, эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

4. Переход к социально ориентированной высокоэффективной рыночной экономике предполагает:

• достижение современных характеристик качества жизни населения и среды его обитания;

• формирование для этого нового технологического способа производства;

• создание многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;

• значительное обновление роли государства в регулировании экономических и социальных процессов;

• укрепление инфраструктуры, включая стабильную и пользующуюся доверием населения финансово — банковскую сферу;

• переход к надежной системе социального партнерства работников, предпринимателей и государства.

Решение этих задач важно соединить с историческим опытом, культурой и традициями России. Российская модель социально ориентированной рыночной экономики, на наш взгляд, должна включать в себя: обеспечение приоритета социальных факторов роста: образования, науки, здравоохранения, культуры в целомсоциальную поддержку экономически активного населенияформирование рынка с минимальными социальными рискамисоциальную защиту малообеспеченных слоев населениядальнейший рост социального потенциала.

5. Государственное регулирование социально-экономическими процессами в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. б. Функции государственного управления при переходе к рынку можно сгруппировать в три основных вида.

• функции, обеспечивающие управление страной как единым целым;

• функции, обеспечивающие функционирования рыночного механизма, условий нормальной работы, создание предпосылок для эффективной, самостоятельной и ответственной работы основных звеньев федерального хозяйства.

• функции, связанные с регулированием социально-экономических проблем, которые рыночный механизм не может решать самостоятельно и эффективно.

7. В современных условиях складываются необходимые предпосылки и благоприятные возможности для внедрения рыночных принципов управления в систему государственного регулирования, т. е. формирование, так называемого, социально ориентированного государственного маркетинга. В его сферу входит область услуг, где, с одной стороны, действуют федеральные и региональные органы, комитеты и ведомства, местные органы власти, а с другой — потребители этих услуг — граждане, общины, профсоюзы, политические и общественные организации, группы интересов, финансовые и промышленные объединения и другие.

Один из наиболее сложных вопросов социально ориентированного государственного маркетинга — выбор принципа распределения услуг среди населения. Преобразуя распределение и предлагая альтернативные решения, важно, чтобы они отвечали целям безопасности, справедливости и эффективности. Степень выполнения этих целей и должна служить критерием оценки изменений и результативности новых подходов. Каждой цели соответствует свой основной путь реализации: для безопасности — социальная защита, для справедливости — демократизация, для эффективности — развитие технологии. При этом традиционные административно — распределительные процессы преобразуются в три вида экономических процессов: распределение ресурсов заменяется характерными для рыночных условий отношениями купли — продажи (с использованием системы бирж), распределение доходов превращается в саморегулируемую систему стимулирования эффективного труда, а распределение социальной помощи преобразуется в регламентированные компенсационные процессы, учитывающие уровень материальной обеспеченности каждого человека.

Данный методический подход позволит создать адекватные формы регламентации процессов размещения и использования ресурсов, которые призваны заменить традиционное их распределение.

8. На сегодняшний день практическая деятельность по реадизации социально — экономической политики в большей степени переместился в регионы.

Регионы непосредственно реализуют социально — экономические программы государства, через регионы осуществляется управление страной, в регионах находит свое воплощение государственная стратегия социально-экономических преобразований. Поэтому управление социально экономическим развитием региона выступает проводником общероссийских интересов с учетом специфики региона. Учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Цель новой организации управления социально-экономическими процессами региона должна заключаться, прежде всего, в создании конкурентно — рыночной экономической среды как важного элемента самоорганизации.

Управление социально-экономическими процессами в регионе, на наш взгляд, состоит в совокупном воздействии государственных и рыночных регуляторов на экономическую и социальную сферы. При этом основная задача заключается в том. чтобы обеспечить четкую взаимосвязь между экономическими и социальными результатами в создании всех необходимых условий, при которых экономический рост сопровождается повышением качества и уровня жизни людей.

9. Для перехода как российской экономики в целом, так и экономики Дагестана, в частности, к модели социально ориентированного хозяйства требуется серьезная корректировка системы управления социальными и экономическими процессами. Социальная база преобразований в регионе включает:

— законодательная база реформ и ее институциональное обеспечение, механизмы исполнения законов и преодоления криминализации общества;

— механизмы, создающие условия для разрешения социальных противоречий, обеспечения социально-экономической безопасности, социальной ориентации хозяйственной деятельности;

— средний класс как основу рыночного социально ориентированного общества;

— качество жизни (доходы населения, экономически справедливая оценка труда, социальные гарантии, социальная поддержка и т. д.);

— систему интересов, мотиваций и моральных ценностей широких слоев населения, адекватных потребностям экономической трансформации;

— высокий уровень экономической активности населения и личной ответственности за хозяйственную жизнь;

— накопленное невещественное национальное богатство (научно — технический потенциал, образовательный, духовно — нравственный потенциач, а также потенциал здоровья).

10.Анализ состояния социально-экономического развития Республики Дагестан показывает, что необходимая социальная база, которая могла бы обеспечить успех преобразования социально-экономического управления Дагестана, сегодня практически отсутствует.

Основная задача нового этапа реформ в Республике Дагестан состоит в том, чтобы добиться четкого взаимодействия между процессами стабилизации экономики с последующим экономическим ростом и повышением социального уровня жизни людей.

Поэтому главной стратегической задачей органов государственного управления республики на сегодняшний день представляется разработка концепции социально-экономического развития Дагестана, планов (программ) по ее реализации, ведение единой, целенаправленной социальноэкономической политики.

В связи с этим автором предлагается создание на уровне Правительства Республики Дагестан создание координационного Центра разработки и реализации региональных социально-экономических проектов и программ.

Сформулированы его цели, задачи, принципы и этапы по разработке и реализации социально — экономических программ региона.

Целью деятельности Центра является разработка программных документов является упорядочение деятельности в сфере социальной политики, обоснование требующихся ресурсов, конкретизация источников финансирования. При формировании программно-плановых документов необходимо использовать принцип скользящего планирования, в соответствии, с которым происходит их ежегодная корректировка с учетом фактически выполненных работ, состояния экономики и др.

Задача данного Центра — разработка экономических и организационных решений, стимулирующих превращение информационных технологий и соответствующих экономико-математических методов в стратегический ресурс социально-экономического развития и обеспечивающих надежную защиту и удовлетворение интересов потребителей в результате реализации комплексных социальных программ.

При выполнении социально — экономических проектов должны обеспечиваться конкретность, директивность и адресность заданий и показателей, а относительная высокая степень неопределенности при формировании соответствующих планов компенсируется свободой варьирования ресурсами, рычагами управленческого воздействия, возможностями создания резервов, в том числе и во времени. Конкретность перспективных мероприятий состоит в том, чтобы наметить цели и обосновать приоритеты их достижения, установить требуемый уровень удовлетворения конечных потребностей, ключевые направления социально — экономической политики и поставить реальные задачи перед исполнителями. При этом могут и должны определяться показатели конечных результатов деятельности организаций и предприятий, участвующих в проекте, а также предназначенные им ресурсы. Конкретность и адресность показателей обусловлены объективно необходимой и возможной точностью выполняемых расчетов.

11. К основным принципам научно обоснованной процедуры разработки и управления крупной социально-экономической программой можно отнести следующие:

— четкое и конкретное определение центральной проблемы, для решения которой предназначена данная программа;

— точный расчет требуемых объемов материальных ресурсов и финансирования, сроков выполнения, отдельных этапов программы;

— наличие полной и точной системы социально — экономических критериев, позволяющих готовить заключения относительно степени достижимости целей;

— использование отлаженного и экономически обоснованного механизма, обеспечивающего применение различных видов стимулирования и штрафов;

— организация выполнения программы на основе централизованного управления основными ресурсами независимо от структуры источников финансирования,.

— контроль за общим направлением хода работ;

— строгое согласование структуры федеральной программы и плана ее реализации со всеми региональными исполнителями как по срокам, так по ресурсам.

12. Для совершенствования системы государственной поддержки регионов необходимо учитывать неравномерность их социально экономического развития и возникающую при этом региональную асимметрию.

Региональную асимметрию в широком понимании можно охарактеризовать как отклонение (или отличие) свойств и параметров данного объекта (объектов) от некоего «стандарта», «нормы», «нормального» или «типичного» состояния свойств и параметров для подобного рода систем.

Социальная асимметрия — это отражение во времени и в пространстве устойчивых отклонений в параметрах региональных социальных систем от некоторых заданных стандартов (значений) в федеральном или региональном разрезе безотносительно к уровню экономического развитая сравниваемых регионов.

Социально-экономическая асимметрия — это устойчивые во времени и в пространстве разрывы (отклонения) в условиях и результатах развития объектов социальной сферы в регионах относительно законодательно или нормативно (или определенных расчетным путем и имеющих научное обоснование) установленной системы социальных стандартов и уровня экономического развития регионов, сокращение которых обеспечивает выравнивание условий для более полной реализации конституционных прав граждан в удовлетворении социальных потребностей, а в долгосрочном плане способствует развитию России в целом.

Автором предложена модель расчета региональной асимметрии.

Индикаторы и методы оценки асимметрии разделяются на два типа: индикаторы и методы, применяемые на макрорегиональном уровне, которые в свою очередь, делятся на общие и частныеиндикаторы и методы, предназначенные для измерения асимметрии на уровне конкретных объектов региональной социальной инфраструктуры.

Индикаторы относящиеся к макроуровню подразделяются на три группы.

К первой группе показателей отнесены «индикаторы развития отраслей социальной сферы».

Вторая группа показателей — «Индикаторы распределения полномочий в бюджетной сфере между различными уровнями власти по вертикали».

Третья группа показателей — «Индикаторы социально-экономической асимметрии регионального развития». К этой же группе относится и подгруппа показателей «Индикаторы финансовой обеспеченности социальных расходов в регионах», которые включают: показатели, характеризующие обеспеченность социальных расходов собственными доходами в бюджете региона, показатели, характеризующие обеспеченность социальных расходов собственными доходами в бюджете и средствами внебюджетных фондов в регионе.

13. Оценка региональной асимметрии позволяет поставить вопрос об адресной поддержке наиболее нуждающихся регионов.

Критерий, определяющий первоочередность региона на получение помощи от Федерального Центра, устанавливается на основе расчета рейтинга того или иного региона. Порядок ранжирования регионов по рейтингам раскрыт в диссертационном исследовании.

Все показатели оценки социально — экономической ситуации в регионах можно сгруппировать и представить в следующем виде.

Основные оценочные показатели.

Показатели уровня жизни: среднемесячный денежный доход на душу населениясоотношение среднемесячного дохода и уровня жизнисоотношение средней оплаты труда с учетом выплат социального характера и прожиточного минимума трудоспособного населениясоотношение среднего размера назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат и прожиточного минимума пенсионера;

Показатели безработицы: уровень зарегистрированной безработицычисло безработных, приходящихся на одну вакансиюуровень общей безработицыпоказатели потребления основных продуктов питания: потребление мяса, молока, рыбы, сахара, хлеба.

Дополнительные оценочные показатели. — демографические показатели: доля городского населениядоля мужского населениядоля населения в трудоспособном возрасте;

— показатели обеспеченности населения социальной инфраструктурой: жилплощадь, приходящаяся на одного жителя: стоимость основных фондов, обслуживающих одного жителя;

— показатели структуры занятости населения: доля населения, занятого в промышленностидоля населения, занятого в сельском хозяйстведоля населения, занятого в образовании, культуре и искусстве, науке:

— показатели образования: обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учрежденияхвыпуск специалистов государственными средними специальными учебными заведениямивыпуск специадистов государственными вузамистоимость основных фондов образования в расчете на одного жителя;

— показатели здравоохранения: обеспеченность населения врачамистоимость основных фондов здравоохранения, физкультуры и социадьного обеспечения в расчете на одного жителя.

В диссертации обосновано, что многофакторная характеристика положения дел в регионах может получить единую оценку путем деления среднеарифметических сумм их оценок в разрезе восьми групп показателей на число упомянутых групп.

Предлагаемая методика комплексного анадиза социадьно экономической ситуации в регионе на базе сопоставления многофакторных показателей позволяет обеспечить его объективность и способствует повышению эффективности социальной политики в субъектах Федерации на основе усиления ее адресности.

Таким образом, решение поставленных задач в диссертации позволило сформировать механизм взаимосвязи между экономическими и социадьными процессами, использование которого в практике осуществления регионадьной стратегии управления будет способствовать повышению его эффективности в решении социальных и экономических проблем региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Перспективы экономики России на исходе XX века Л Экономист. 1996 г., № 12.
  2. Л. Назревшие перемены. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России (доклад ИЭ РАН) Л Вопросы экономики. 1998 г., № 7.
  3. Л. Страна располагает всеми условиями для вывода экономики из кризиса.// Экономист. № 1. 1996.
  4. Л. В тисках кризиса. М., 1994 г.
  5. Л. На перепутье. М. 1993.
  6. Абдурахманов Г. М. Концепция социально экологической реабилитации и устойчивого развития Республики Дагестан"
  7. В.Г. Основы эффективной экономики. Махачкала, 1996.
  8. В.Г. Дагестану статус особого экономического района.// «Дагестанская правда». 1998 г. ,№ 19.
  9. В.Г. Дагестанская модель экономики: взгляд в будущее.// «Аргументы и факты: Дагестан». 1998., № 11−12.
  10. Ю.Алиев В. Г. Концепции рыночных реформ в республике Дагестан. Н «Дагестанская правда» от 2.04.94 г.
  11. П.Алиев В. Г. Концепция социально экономического развития Республики Дагестан: доклад на научно — практической конференции «Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития».// «Дагестанская правда». 1997 г., № 19.
  12. В.Г. Методология разработки региональной программы рыночных реформ.// Вестник Даггосуниверситета, серия гуманитарные науки. -Махачкала, ДГУ, 1995.
  13. В.Г. Мы знаем, что строим: не капитализм, а социальное государство.// «Дагестанская правда» от 7.06.95.
  14. В.Г. На пути к социальному государству.// «Дагестанская правда» от 1.19.95.
  15. В.Г. О концепции программы экономических реформ в республике Дагестан. // В сб. Будущее Дагестана. Махачкала, ДагНТЦРАН, 1994 г.
  16. В.Г. По пути рыночных реформ.// «Дагестанская правда» от 19.07.94.
  17. В.Г. Региональная политика рыночных отношений.// Журнал «Возрождение», № 1, Махачкала, ДагНТЦРАН, 1994.
  18. В.Г. Реформа и жизнь. // «Дагестанская правда» от 16.03 .94. и от 27.05.94.
  19. С.Д. Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу. (Концепция особого экономического режима и приоритеты социального и духовного развития). Махачкала: «Дагттресс». 1997.
  20. А.Ш. Экономическая безопасность Республики Дагестан (Вопросы методологии). Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1998.21 .Бабич A.M., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. -М.: ПАУ, Центр проблем рыночной экономики. 1993.
  21. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка. //Российский экономический журнал. № 3. 1996.
  22. И. Административно государственное управление: опыт Франции. //Проблемы теории и практики управления. № 1.1997.
  23. А. О концепции региональной политики.// Экономист. № 4. 1995.
  24. Г. Н. Дагестан в XXI веке: приоритеты государственной экономической политики. Махачкала. 1998 г.
  25. А., Зайцева Ю. Сравнительный анализ и использование коэффициентов прямых и полных затрат межотраслевого баланса по двум схемам (БНХ и СНС).//Вопросы статистики. № 4. 1997.
  26. Дагестан на пути в будущее. Социально -экономические преобразования. -Махачкала. 1996.
  27. Диагностика и прогнозирование социально экономического развития монофункционального города.//Регион. № 2. 1998.
  28. Н. Обоснование выбора и стратегии региона. //Проблемы теории и практики управления. № 3. 1998.
  29. Информация о социально экономическом положении России. (январь -апрель 1997 г.) -Москва. Госкомстат РФ. 1997.
  30. В., Швецов А. Программные методы регулирования регионального развития// Российский экономический журнал. № 2. 1996.
  31. Ф.Н., Кушникова И. А. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала российских регионов. // Проблемы прогнозирования. № 2. 1998.
  32. РД. Махачкала: Юпитер. 1994.
  33. Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и льгот.// Человек и труд. № 7. 1998.
  34. А.Б., Селиванов А. И. Введение в методологию управления социальными процессами и системами. Уфа: РИО БАГСУ. 1995.
  35. В. Россия и экономический порядок XXI века. // Экономист. № 12. 1997.
  36. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. //Российский экономический журнал. № 5−6. 1995.
  37. А.Я. Экономическая реформа в России и ее цена. М. Культура. 1994.
  38. Н. Региональная политика государства на современном этапе. // Экономист. № 11. 1996.
  39. В. Правовые и экономические аспекты взаимодействия федерального Центра и субъектов Российской Федерации. В сб.: «Региональная социально экономическая ассиметрия и механизмы ее выравнивания». Миннац России. М.: Инсан. 1998.
  40. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа. //Регион. № 2. 1995.51 .Мильнер Б. Кризис управления. //Вопросы экономики. № 1. 1993.
  41. А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России. //Вопросы экономики. № 8. 1998.
  42. . Реформа управления и управление реформой././ Вопросы статистики. № 6. 1996.
  43. С.М. Социальная сфера в условиях реформирования экономики// Региональный рынок: проблемы и решения. Махачкала. 1993.
  44. От кризиса к стабилизации и ее последующему подъему (Предложения Института экономики РАН к разработке программы «Реформы и развитое российской экономики в 1995—1997 гг.»)//Вопросы экономики. № 11. 1994.
  45. Н., Перламутров В. Россия зона экономической катастрофы. //Вопросы экономики. № 3. 1996.
  46. Л., Гриднева И., Хейфец. О значении и роли межотраслевого баланса для анализа и прогнозирования развития экономики региона (на примере Омской области).//Вопросы статистики. № 8. 1998.
  47. В.З., Ахмедов Х. А. Модель оптимизации структуры хозяйственного комплекса регионаУ/Региональный рынок: проблемы и решения. Махачкала. 1993.
  48. В.З., Ахмедов Х. А., Даудова Р. К. Прогнозирование уровня безработицы в условиях реформирования региональной экономики.// Региональный рынок: проблемы и решения. Махачкала. 1993.
  49. В.З. Социально экономическое развитие республики в условиях федерации (опыт моделирования). — М.: Наука. 1993.61 .Петросянц В. З. Комплексная программа развития: системный подход. '/ «Дагестанская правда» от 17 сентября 1994 г.
  50. Проект общего положения о структурных подразделениях Администрации Госсовета и Правительства РД. //Правительство РД. 1996.
  51. Проект Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ на 1996−1997 гг. от 8 мая 1996 г. М. 1996.
  52. Проект программы содействия занятости населения РД на 1996 год. -Махачкала. 1996.
  53. Подпрограмма «Борьба с туберкулезом в РФ на 1999 2004 гг.».// Российская целевая программа. 1999.
  54. Положение об Администрации Госсовета и Правительства РД.//Правительство РД. 1997.
  55. Положение о Министерстве экономики РД. // Минэкономики РД. 1998.
  56. Проблемы становления рыночных отношений в регионе. Махачкала. 1996.
  57. Проблемы сравнительного анализа макроэкономических систем,// Вопросы статистики. № 7. 1998.
  58. Программа деятельности Правительства Республики Дагестан на 1998 2002 годы — Махачкала. 1998.
  59. Программа содействия занятости населения РД на 1998 год. Н Министерство труда и социального развития РД. 1998.
  60. Прогноз социально экономического развития Республики Дагестан на 1999 г. -М. 1999.
  61. Проект Федеральной целевой программы социально экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года. — Махачкала. Министерство экономики РД. 1998.81 .Региональная политика в местном и региональном измерении.//Регион. № 4. 1995.
  62. Региональная политика: мировой опыт и проблемы России.// Регион. № 3. 1998.
  63. Регионы России (в двух томах). М.: Госкомстат России. 1997.
  64. А., Галанц В. Социальная сфера: новый взгляд на проблемы развития. //Человек и труд. № 1.1998.
  65. В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества. // Человек и труд. № 2. 1997.
  66. В. Социальное государство.//Человек и труд. № 11. 1996.
  67. В. Социальное страхование ведущий институт социальной защиты. //Человек и труд. № 9. 1998.
  68. Россия XXI (материалы Всероссийской научной конференции). //Экономист. № 1. 1998.
  69. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России. 1997.
  70. Ю.Н., Петросянц В. З., Цапиева O.K. Продолжение экономических реформ в Дагестане. Концепция. //"Дагестанская правда" от 1.06. 94.
  71. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки Федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам.//Регион. № 1. 1996.
  72. А. Субъекты собственности и управления в рыночной экономике и их функции. // Проблемы теории и практики управления. № 6. 1994.
  73. А. Государственное управление при формировании рыночных отношений. // Экономист. № 9. 1994.
  74. Г. Сложившаяся практика распределения мешает развитию рынка. // Человек и труд. № 10. 1997.
  75. Современные тенденции региональной политики в России. // Регион. № 3. 1995.
  76. В. Взгляд на региональную социальную политику. //Человек и труд. № 4. 1998.
  77. Социальная структура и социальные процессы. Словарь справочник. Т. 1 .М.: Наука. 1990.
  78. Социальная политика: умеренная либерализация.'/Человек и труд. № 4. 1998.
  79. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад Института экономики РАН). //Вопросы экономики. № 3. 1996.
  80. Стратегия регионального развития и приоритеты социально -экономической политики.//Регион. № 4. 1995.
  81. A.B. Методы построения макроэкономических сценариев социально экономического развития.//ГТроблемы прогнозирования. № 4.юЩ, иков А. Мы разработали план социально экономического развития края. // Экономист. № 7.1997.
  82. В. Государство и рынок труда. //Вопросы экономики. № 8. 1998.
  83. В. Конституция отдает приоритет человеку. //Человек и труд. № 1. 1998.
  84. В. Основные модели социального государства.//Человек и труд. № 6. 1998.
  85. Ю.Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. //Человек и труд. № 9. 1998.
  86. В. Социальное развитие не может рассматриваться как второстепенная задача./ЛТеловек и труд. № 1. 1998.
  87. Указ Госсовета РД «О системе и структуре органов исполнительной власти РД"// Правительство РД. 1998.
  88. Уровень жизни населения Дагестана. Статистический сборник. -Махачкала. 1997.
  89. Уточненный прогноз социально экономического развития Российской Федерации на период 1999 — 2001 гг. (по Республике Дагестан). //Минэкономики РД. 1998.
  90. Уроки и перспективы управления переходной экономикой.// Проблемы теории и практики управления. № 1.1998.
  91. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике.// Вопросы экономики. № 11. 1994.
  92. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД. 1994.
  93. Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. -М.: БЕК. 1997.119Дапиева O.K. Концепция рыночных реформ в Дагестане./'' «Эхо Дагестана» № 1. 1994.
  94. ИГаталин С. Экономический курс нужно умно, сбалансировано, но стратегически менять. // «Российские вести» от 14.12.95 г.121 .Шаронов А. Меняющееся лицо социальной политики. //Человек и труд. № 3. 1998.
  95. Г. Г. Приоритеты развития экономики Дагестана. Махачкала: Минэкономики Дагестана. 1996.
  96. Н. Новые этапы российских реформ: пределы и возможности.//Вопросы экономики. № 1. 1998.
  97. .М. Политика размещения производительных сил в переходный период. //Регион. № 4. 1994.
  98. Г. Социальное управление как система. //Проблемы теории и практики управления. № 2. 1997.
  99. З.К., Эскеров Д-Б. и др. Проблемы перехода к рынку трудоизбыточного региона. Махачкала. 1993.
  100. Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита- Пресс. 1996.1. На английском языке:
  101. Social Market Economy. Sankt Augustin, Academia Verlag Richartz. 1991. P.23.
  102. Denison E. Trends in American Economic Growht, 1929−82. Brookings. 1985.1. P.30.
  103. G1mour T. inside Right. London: Quartet. 1978. P. 153.
Заполнить форму текущей работой