Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Спорт как социокультурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому вслед за пересмотром учебных планов и программ вузов страны, центральной задачей, которых, стало формирование убеждения в необходимости физкультурно-оздоровительных и спортивных занятиях, считаю необходимым ввести экзамен по нредмету" физическая культура и спорт" в высших учебных заведениях. Это стало бы вторым шагом на пути решения нрактических проблем повышения социальной значимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Спорт в системе общественных отношений и сфере культуры
    • I. Спорт как общественное явление,
    • 2. Спорт как феномен культуры
  • Глава II. Социокультурные характеристики спорта в современном обществе
    • I. Социокультурные функции спорта
    • 2. Соотношение спорта, здоровья и образования
    • 3. Олимпийские игры как выражение социокультурной сущности спорта

Спорт как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблематика человека в современной общественной науке занимает одно из важнейших мест. Бто обусловлены) прежде всего теми задачами, которые решает российское общество в условиях современной российской модернизации. Поэтому не случайно, что разнообразные аспекты данной тематики разрабатываются многими авторами. Вместе с тем необходимо признать, что в специальной литературе пока еще йедостаточно работ непосредственно посвященных философским аспектам взаимосвязей физической культуры, культуры, спорта и образа жизни личности.1 Они в философско-куль-туролргической литературе как бы отошли на второй план, хотя формирование физически крепкого и здорового человека выступает одной из актуальных социальных задач современной российской модернизации. Поэтому проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начал привлекло пристальное внимание ученых в последнее время.

Это и понятно, ведь общество не может не волновать факты деформации в духовной жизни и культуре. Их причины корнями уходят в глубокие пласты общественного сознания, подвергавшегося суровым испытаниям на протяжении последних десятилетий нашей истории.

Существенный вклад в исследование затрагиваемого вопроса внесли работы, посвященные рассмотрению философско-социологичес-ких аспектов теории культуры/ Арнольдов А. И., Баллер Э. А., Дави.

I.Гончаров В. Д. Человек в мире спорта.М.1978., Физическая культура человека: традиции и современность/социологический анализ/. СПб. 1994., Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.М.1982., Пономарев Н. А., Утшцева Е. В, Социология физической культуры.Л. 1991., Столяров В. И. Философско-культуроло-гический анализ физической культуры. Вопросы философии. 1988.№ 4. дович В.Е. .Жданов Ю. А., Межуев Б. М. .Орлов В. Н., Уледов А. К. .Яковлев Б. Д., Каган М.С./*.

Необходимо также отметить работы, раетфывающие специфику и основные особенности развития личности и биологии человека/ Ананьев Б. Г. Гончаров В.Д.Корольков А. А. Сержантов В.Ф., Тугаринов В. П., Столяров В. И. и другие/.^.

Не менее важное значение с социокультурной и социологичее кой точек зрения имеют подходы, сформулированные применительно к физической культуре-как общественному явлению, как фактору воспитания личности/ Агеевец В. У., Выдрин В. М., Милыптейн О. А. .Матвеев Л. П. Пономарев Н.И., Пономарев Н. А., Столяров В. И. Визитей Н.Н.Вишневский И.Б./.3.

В настоящее время важно правильно определить реально существующие проблемы и противоречия в жизни нашего общества, пути их решения на основе анализа и во взаимодействии, которые позволили бы практически повлиять на предотвращение процесса физической деградации человека, прямо связанного с-научно-техничес-ким прогрессом, урбанизацией, гиподинамией и нервными перенапряжениями. Особую опасность представляет гипокинезия, которая, как.

1.Арнольдов А. И. Культура и современность.М.1973.Давидович В. Е. Жданов Ю. А, Сущность культуры. Растов-на-Дону.1979., Межуев В. М. Культура и общество.M.1968., Каган М. С. Человеческая деятельность. M. I974. ———;

2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.Л. 1969., Гончаров В. Д. Лидерство в спортивных командах.ТИПФК.1972.?2., Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека.Л.1974., Тугаринов В. П. Природа, цивилизация. человек .Л.1978.

3.Агеевец В. У. Физическая культура и гармоническое развитие личности. Дисс.Л. 1970., Выдрин В. М. Культурная революция в СССР и физическая культура.Л. 1973., Пономарев Н. И. Физическая культура как потребность общественного развития.ТИПФК.1972. известно. оказывает крайне отрицательное влияние на здоровье и работоспособность человека, способствует заболеваниям и преждевременному старению, разлаживает и разрушает организм не только физически, но и подрывает его духовные силы. Но объективная закономерность возрастания роли физической культуры и спорта в жизни человека и общества не нашла еще, к сожалению, адеквантно-го отражения в сознании людей, особенно сегодня, когда в условиях действительных опасностей и реальных последствий факторов риска, они не воспринимаются нами во всей полноте и ясности. Например, продолжительность жизни за последние 5 лет сократилась на десять лет. Каждый одинадцатый подросток становится правонарушителем, а каждый двадцать второй — рецедивистом.*.

Причины недооценки роли физической культуры и спорта в жизни человека и общества носят не столько объективный, сколько субъективный характер. К ним можно отнести, во-первых, убаюкивающее ощущение благополучия с физическим здоровьем, поскольку последствия гиподиномии и других так называемых факторов риска проявляются не сразу, а отдалены значительным промежутком времени. Во-вторых, расхождение слова и дела у значительного числа людей, от которых во многом зависит правильное понимание ценности физической культуры и спррта для человека и общества. Речь идет и о личном практическом вкладе в ее развитие, и о личном участии в физкультурно-спортивных занятиях работников здравоохранения, образования государственных органов, в том числе высших социальных классов. включая руководителей предприятий, учереждений, организа.

Аргументы и факты, 1996. 5. ций. Также вызывает недоумение, что каждые девять из десяти участников многодневных научно-практических конференций, заседаний научных советов и симпозиумов по вопросам физической культуры и спорта," остепененных" ученых и руководящих работников именно в этой области, о которой идет речь, имея прекрасные условия для физкультурно—спортивных занятий, не делают даже утреннгао гимнастику! Такие явления выходят за рамки знаний, необходимых для физкультурно-спортивных занятий, они кроются в сфере культуры духовной.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо раскрыть основные проблемы и противоречия развития спорта как составной части культуры, рассмотреть разные аспекты его взаимодействия с культурой духовной, выяснить систему потребностей человека. которые им движут и тем самым выяснить возможность повышения его личной культуры.

Специфическим компонентом культуры как социального феномена является спорт — любительский, профессиональный и так называемый «спорт для всех» .включающий детско-юношеский спорт, учебный спорт, спорт для среднего и старшего возраста. для инвалидов, про-фессионально-прикладной и т. д. Этому компоненту свойственны все элементы и черты самостоятельной подсистемы социальной сферы общества: материально-вещественные .человеческие .институциональные, процессуальные и духовные. Стартуя, посредством физиологической потребности и духовного мотива в субъективной сфере личности, спорт затем опредмечивается в социальных процессах тренировок и состязаний, общественных институтах /например, ассоциациях, федерациях, лигах и т. д./ и предметно-вещественных сооружениях — стадионах дворцах спорта, спортзалах. бассейнах, кортах и т. п.

С учетом вышеизложенного основная цель настоящей диссертационной работы заключается в философском рассмотрении спорта как социокультурного феномена, выступающего составной частью общечеловеческой культуры. Названная цель поэтапно реализуется посредством раскрытия места спорта в системе общественных отношений и сфере культуры, а также последующего показа социокультурных характеристик спорта.

Поставленным исследовательским задачам соответствует структура работы и логика повествования. Последняя нашла свое выражение в последовательном движении от абстрактного к конкретному, от рассмотрения общеметодологических проблем к конкретному анализу актуальных практических проблем. В соответствии с названной логикой в первой главе «Спорт в системе общвственных отношений и сфере культуры» рассматривается понятие «спорта» как социокультурного феномена, освещается место спорта в системе общественных отношений и особенно в сфере культуры с акцентом на культурологические аспекты и характеристики спорта как самостоятельного социального феномена. Во второй главе «Социокультурные характеристики спорта в современном обществе» рассматриваются социокультурные функции спорта, его связь с образованием и здравоохранением в современном обществе, а также сущностное выражение спорта в Олимпийских играх.

Методологическую основу исследования составили теоретические принципы системного, комплексного анализа социокультурных процессов и явлений. Особую ценность для выработки авторского подхода сыграли труды Маркаряна Э. С., Кагана М. С. Кузьмина В.П.,.

Князевой Е.Н., Курдюмова С, П. 1 и других авторов. Проведенный анализ позволил осветить место и роль спорта как фактора социального развития личности. элемента ее индивидуальной культуры и как необходимую социокультурную потребность. Вместе с тем показана и доказана несомненная актуальность повышения уровня культуры во всех сферах жизни от материального производства и организации политической жизни до человеческих отношений в быту, сфере народного образования и физической культуры.

— 92 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты приведенного рассмотрения спорта как социокультурного феномена позволяют увидеть его сложную, многокачественную природу, его связь с культурный уровнем человека. Культура проявлялась в способности к анализу и обобщению, более полному использованию опыта других людей, к постановке и осуществлено) целей духовного развития. Культура становятся основой формирования еще не образовавшихся потребностей в целом, в том числе и потребности в физическом совершенствовании. Высокое искусство слова и художественного образа помогают сделать предмет познания внутренне принятой ценностью, аксиомой, прикоснуться к нему чувством* В то же время бедность, неразвитость всей системы духовных потребностей в целом сдерживает развитие каждой из них в отдельности, поскольку различные потребности многочисленными связями обьеденены в единую систему.

Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь общего культурного уровня людей с наличием у них одной из важных духовных потребностей — потребности в физическом совершенствовании. В этой связи уместно вспомнить мысль К. Маркса о том, что объем и количество интелектуальных и социальных потребностей определяются общим состоянием культуры.

Материалы диссертации позволяют подтвердить, что занятия физическими упражнениями ж спортом заключают в себе огромный гуманистический и социально-культурный потенциал. Они направ-^ лены на формирование и совершенствование не только физических качеств ж двигательных способностей человека, но также его эстетической, нравственной, экологической, коммуникативной культуры, творческих я других духовных способностей. С помощью определенной технологии, на оенове социально-педагогического воздействия можно сформировать потребность в занятиях спортом х здоровом образе жизни, более полно и эффективно использовать социально-культурный потенциал занятий физическими упражнениями и спортом* А понимание механизма формирования, возвышения и удовлетворения потребностей помогает решению парадоксального противоречия между пониманием многими людьми необходимости физического совершенствования и пассивным отношением к нему в действительности. Опираясь на этот опыт, можно также воспитывать стремление человека к физическому совершенствованию в условиях самодеятельности, самореализации, самоуправления. Занятия физическими упражнениями, закаливание, дыхательная гимнастика, ограничение употребления рафинированных углеводов, жиров, отказ от курения — все это зависит прежде всего от самого человека, от его сознания, культуры и может стать реальностью уже сегодня.

В то же время совершенно очевидно, что современное развитие физической культуры и спорта сдерживают сегодня привычные способы мышления, «старые» стереотипные подходы к делу, умаление их социально-экономической и воспитательной значимости. Над некоторыми из нас продолжает довлеть шаблоиннй, набивший оскомину образ недалекого «пана спортсмена» нли циника — учителя физкультуры. А некоторые в погоне за оригинальностью н самобытностью суждений готовы наклеить спорту ярлык безнравственности и бездуховности. А это не может быть преодолено без активной помощи и участия в них со стороны работников образования, здравоохранения, искусства, литературы, науки и других сфер духовной культуры, поскольку именно они призваны воспитывать в людях творческое мышление, интеллектуальную ' и эмоциональную раскованность, способствуя перестройке их сознания, То есть, когда специалиста, понимая вредное влияние окружающей нас действительности, добиваются широкого внедрения физической культура и спорта, это ознжчает, что общество в их лице сознательно стремится устранить те фактора, которые вредны для здоровья. Вот поэтому, просто необходимо, чтобы будущие специалисты здравоохранения и образования обладали высокой личной культурой для действительно действенной пропаганды здорового образа жизни и реального шага к здоровью общества как физическому, так и духовному.

Одним из главных условий, формирующих внутреннюю мотивацию, а в дальнейшем и потребность людей в физкультурно-спор-тивных занятиях, является социально-экономическое стимулирование в широком его понимании. Разве справедливо не замечать тех, кто поддерживает себя посредством физкультурно-спортжв-ннх занятий за счет личного времени высокий уровень работой способности, закаливает себя, отказался от курения, употребления алкоголя, ограничил себя в употреблении жирной пищи словом, организовал свой собственный, максимально возможный в современных условиях, здоровый образ жизни. Оставляя все по старому, мы вольно или невольно стимулируем заболеваемость и одновременно глушим, подавляем усилия тех. людей, кто стремится к совершенствованию и сохранению здоровья как общественному достоянию, кто бережет и эффективно применяет на пользу себе и обществу это государственное богатство. Тот, безусловно, должен поощряться и, разумеется, не только «премией за здоровье», а всей научно-обоснованной системой социально-экономического стимулирования, включающей льготное налогообложение, предпочтение в повышении по службе, льготные путевки, дополнительно оплачиваемые дни к отпуску и возможность поработать после выхода на пенсию.

Стремление к миру и дружбе составляет сердцевину и главную движущую силу современного епорта. Он в современном обществе выступает как значительная общечеловеческая духовная ценность. Не случайно сегодня спорт называют «послом мира». Вго значение в установлении дружественных связей и улучшении взаимопонимания между людьми признается всеми. Как раз с этим связана притягательность Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, других международных спортивных форумов, которые объединяют людей независимо от их религиозных убеждений, политических взглядов, национальной и расовой принадлежности.

Конечно, физическая культура и спорт не нанацея от всех бед и возможности их нельзя переоценивать. Но и не следует недооценивать. В преодолении пагубных привычек, например, физ-культурно-спортивные занятия — одно из действенных комплексных средств воздействия на человека. Комплексные программы физкультурно—спортивных занятий с использованием их социокультурного потенциала привлекают притягательностью, эмоциональностью, оздоровительным еффектом, приносит чувство радости, возможностью человеческого общения и сближения. Благоприятная для этого обстановка раскованности в спорте не просто заполняет нравственный вакуум, но естественно наполняет смыс-лообразующимн ценностями духовную и физическую жизнь людей, становится элементом полноценного человеческого счастья.

Обучение и воспитание в спорте являются результатом сознательной и целенаправленной спортивной деятельности, которая требует систематически овладевать знаниями и развивать уметвенные способности. В процессе занятий физическими упражнениями и спортом необходимо применять, расширять и проверять имеющиеся знанияпретворять умственные действия в практическую деятельность, самостоятельно проверять ж критически оценивать полученную информациюактивизировать умственные процессы, например восприятие движений, запоминание двигательных представлений, 1 подвижность и скорость мышления — стимулировать степень осознанности умственных процессов.

Сознательное формирование взаимодействия между физическим и интелектуальным обучением и воспитанием на тренировочных занятиях требует целенаправленного освоения и использования умственных потенций. Такие умственные действия, как восприятие, анализ, сравнение, обобщение и мнопе прочие, динамически включены в спортивную деятельность. Это распространяется на двигательный учебный процесс так же, как и на систематические упражнения я на спортивные состязания. В состязании, например, информация прежде всего восириннмает-ся путем наблюдения и восприятия. А праздничная я театрализованная обстановка, создаваемая на состязаниях с помощью яркого и красочного колорита спортивной одежды и нарядных ее дополненяй^/ленточек^ повязок, гетр, наклеек и др./, а также спортивных снарядов я оборудования, вместе с музыкальным сопровождением способствуют более глубокое усвоению получаемой информации, вызывающей у людей эмоциональный подъем я радостные чувства. Переработка этого комплексного воздействия и трансформируются в определенные действия. 7 занимающихся спортом эти действия требуют: различать восприятия на существенные и несущественные, соотнести их друг с другом, применять имеющиеся знания и представления, делать выводы и принимать целесообразные решения. Специфика спортивной деятельности предпологает вариабельное, соответствующее ситуации применение имеющихся представлений.

При этом для достижения высоких показателей во многих спортивных дисциплинах требуются изобретательные и оригинальные решения. Эти многогранные умственные требования осуществляются на различных уровнях познавательной деятельности как непосредственной и косвенной наглядности, так и на уровне языково-нонятийного познания. Следует подчеркнуть, что используемые при описании поведения человека понятия, будь то установки, ценностные ориентации, интересы, мотивы и т. п., являются производными от потребностей, порождаются ими. Формированию и развитию мыслительной деятельной деятельности способствуют знания, например, о закономерностях протекания двигательных процессов, о биологических и физиологических основах спортивной деятельности, о технике и тактике или о правилах данного вида спорта. Проведение занятий по физическому воспитанию предполагает сознательную и активную деятельность учащихся под руководством преподавателя, тренера и планомерное развитие способностей на основе систематического овладения знаниями.

Поэтому вслед за пересмотром учебных планов и программ вузов страны, центральной задачей, которых, стало формирование убеждения в необходимости физкультурно-оздоровительных и спортивных занятиях, считаю необходимым ввести экзамен по нредмету" физическая культура и спорт" в высших учебных заведениях. Это стало бы вторым шагом на пути решения нрактических проблем повышения социальной значимости сохранения здоровья средствами физической культуры и спорта. Возрастание социальной ценности здоровья человека — многокачественный процесс, который приобретает сегодня особую актуальность. Социально-экономическая политика нашей страны выдвигает неотложное требование переоценки существующих подходов применительно к системе здравоохранения. И основным шагом здесь должна хзтать ориентация на конечные результаты: сколько вылечено больных, предупреждено заболеваний и смертельных исходов, как эффективно используются научные и практические медицинские и парамедицинские кадры, каким образом осуществляется прирост финансирования здравоохранения и его распределения, насколько рационально эти дополнительные средства расходуются.

Для реального повышения качества и уровня здоровья человека и населения в целом необходимо и в дальнейшем развивать этот процесс в контексте философии, социологии, здравоохранения, культуры, включая физическую культуру и спорт, устранить механизмы торможения этого процесса, как внутренние, так и внешние, установить реальную меру ответственности в системе «общество — личность» за здоровье на всех уровнях. Выработка целостной теории здоровья, о которой выше было сказано, важна для общества не только с описательной, объясняющей, систематизирующей точки зрения, но и в прогностическом плане. Важность социального прогнозирования, одним из видов которого является прогноз здоровья, не сводится только к интерпритации возможных проблем ближайшего или отдаленного будувщего, к определению соотношения необходимых и случайных тенденций. Прогнозирование здоровья может оказывать определенное влияние на ход самих социальных событий и поэтому выступает как эффективное средство воздействия /через ценностные установки, ориентации/ на деятельною людей, ибо история — это не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.*.

Возрожденные в конце XIX столетия олимпийские игры, основанные на использованию! таких общечеловеческих ценностях, как честное соревнование, уважение к сопернику, стали важнейшим событием современности, фактором имеющим всемирное значение, привлекающее внимание народов, правительств, политических партий, молодежных и других организаций, а также общественных и политических деятелей. Вся обстановка Олимпийских игр — яркого и красочного праздника — оказывает глубокое эмоционально-нравственное воздействие на участников и зрителей, на всю многомиллионную массу увлеченных спортом людей. Это социокультурное событие имеет большое воспитательное значение, поскольку оно изобилует примерами, когда побежденные горячо приветствуют победителей, а недавние соперники выражают чувства взаимной дружбы. А сколько фантазии и увлекательной символики вложено в них: почти языческое зажжение факела прямо от солнца и обязательно девушками в белых одеждах, триумфальный бег с олимпийским огнем, шествие команд-участников в национальных костюмах, олимпийский гимн, олимпийский стяг, олимпийская клятва «. На олимпийских играх активно формируется общественное мнение и общественное сознание. И в то же время, спорт не только отражает свое соци.

I.Cm.: Маркс К., Энгельс Ф.-Соч.Т.2.С.Ю2. альное окружение, но и влияет на общество, создает индивидуальное и социальное поведение и культурные традиции. Поэтому большая честь тому городу и той стране, которой доверят проведение Олимпийских игр.

Санкт-Петербург достоин такого уважения и высокой честя fit.

Полученные автором результаты могут быть использованы прежде всего в учебном и воспитательном процессе /в лекционных кур————сах, на практических занятиях по физической культуре и спорту в школе и высших учебных заведениях/, выработке целостной теории здоровья, преодолеть разрыв между теорией и практикой в использовании средств физической культуры в профилактической медицине, сделать грамотность в области физической культуры и спорта важным звеном профессиональной подготовки для специалистов с высшим образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. У, Физическая культура и гармоническое развитие личности.-Дисс., Л., 1970.
  2. .Г. Человек как предмет познания.- Л., 1969.
  3. А.И. Культура и современность.- М., 1973.
  4. Аргументы и факты, 1996., * 5.
  5. М. Дело Олимпийской чести.-М., 1996.4.
  6. П. Начала, — М., 1994.
  7. Воль А. .Пуделькевич Е. Теоретические и методологические предположения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивной социализации.-М., 1971.
  8. ЕЬдрин В. М. Культурная революция в СССР и физическая культура.- Л., 1973.
  9. В.М. Спорт в современном обществе.-М., 1980.
  10. Г. Спорт за рубежом.-М., 1966, Л 24.
  11. В.Д. Лидерство в спортивных командах.-ТЙПФК., 1972.,* 2.
  12. В.Д. Человек в мире спорта.-М., 1978.
  13. В.Д. Физическая культура человека: традиции и современность /социологический анализ/.-СПб., 1994.
  14. А.Е. Физическое воспитание в России.-СПб., 1994.
  15. В.Е., Дданов Ю. А. Сущность культуры.-Растов-на-Дону., 1979.
  16. Г. Спорт в современном обществе.-М., 1974.
  17. .С. Социальная культурология.Ч.1,2,-М, 1994,
  18. Ешич М. Б, Культура в системе общества./В сб.: Культура в общественной системе социализма./.-М., 1984.
  19. Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: социологический аспект.-М. -Харьков, 199б.
  20. Г. К. Физическое воспитание и спортивная подготовка: новые подходы.-Л., 1991.
  21. Захаров Ю.5. Средства и методы интенсификации физического воспитания студентов вуза.-М., 1993.
  22. М.С. Системный подход и гуманитарное знание.-!., 1991. Каган М. С. Философия культуры.-СПб., 1996. Келле В. Ж. Ковальзон М.Я. Теория и история.-4И., 1981. Князева Б. Н. «Ку^дхяюв С. П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем.-М., 1994.
  23. Л.Н. Теория культуры.-Екатеринбург, 1993. Кондаков Н.й. Логический словарь-справочник.-М., 1975. Контор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики.-М., 1980.
  24. С.И. Краткое методическое пособие по разработке и упорядочению научно-технической терминологии.-М., 1979.
  25. В.В. Спорт основной фактор научного познания резервных возможностей человека.-М., ТПФК., 1979, Л 3.
  26. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.-М., 1976.
  27. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.-М., 1982. Кучеревский В. Б. Спортивные отношения и личность.-М., 1975. Лотман Ю. М. Культура и взрыв.-М., 1992. Манько Ю. В. Состязательность как сущностная черта спорта.-Л., ВДКИФК, 1982.
  28. Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта./Учеб.пособие/.-Л., ВДКИФК, 1985. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.Т.2,23. Макаренко А. С. Сочинения, т.5,М., 1958. Маньян I. Социология спорта.-М., ВНййФК, 1966.
  29. М. Наука и культура.В кн.:Методологические проблемы историко-научных исследований.-М., 1982,
  30. Л.П. Введение в теорию физической культуры.-М., 1983.
  31. В.М. Культура и общество.-М., 1968.
  32. В.М. Культура и иетория.-М., 1977.
  33. Мид М. Культура и мир детства.-М., 1988.
  34. Милаоевич В.В., Краснов Е. В, Тенденция эколологизации естество знания: Очерки и фрагменты.-Владивосток, 1983. ф
  35. А. Социодинамика культуры.-М., 1973.
  36. В.В. В поисках новых смыслов.^М., 1993.
  37. Общество и культура: проблемы множественности культур.4.2.-М., 1988.
  38. Т. Магия снорта.-М., 1989.
  39. З. М. Мармусевич И.Я., Сушанский В. В. Диалектический принцип всестороннего рассмотрения предмета и всесторонне развитие личности.-Вестник МГУ.-Сер.7. Философия.-1978, * 2.
  40. О структуре государственного управления физическим воспитанием в РФ. Указ Президента РФ. „Российская газета“ * 41,1995.
  41. Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности.-Л., 1949.
  42. В. Феноменология тела.-М., 1995.
  43. Н.А. К вопросу о социальной природе спорте.-Л., ВДШК.1983.
  44. Н.А., Утищева Е. В. Социология физической культуры.-Л., 1991.
  45. Н.й. Феномен жизни и спорта.-М., ТИШ, 1972, J*8.
  46. Н.И. Физическая культура как потребность общественного развития.-М., 1972.
  47. Н.Й., Столяров В. И. Физическая культура и спорт в современном обществе. Физическое воспитание.-М., 1983.
  48. B.C. Технический прогресс союзник спорта.-М. 1972.
  49. В.И. Методологический аспект исследования мест и соотношение науки и искусства в структуре общественного сознания.-Томск., 1970.
  50. В.Ф. Философские проблемы биологии человека.-I.1974.
  51. Л.Л. О некоторых функциях спортивного зрелища.- Тарту., 1973.
  52. Г. Л. Принцип исследования конфликта.-М., ВФ, 1968,* 8.
  53. Э.В. Понятие, сущность и функции культуры.-Л., 1990.
  54. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры.-Вопросы философии, 1988,* 4.
  55. Н.й. К определению сущности и структуры спорта как социальной сферы.-Хабаровск, 1982.
  56. В.М. Культура досуга.- К., 1990.
  57. В.П. Природа, цивилизация, человек.-Л., 1978.
  58. В.И. Игра и эстетическая деятельность.-гАвтореф. дисс.М., 1969.
  59. Физическая культура. Стандарт."ФиС»., 1995.,* 10.
  60. Й. Номо !цоеп .В тени завтрашнего дня.-М., 1992.
  61. Ю.М. История Олимпийского движения.- Челябинск., 1991.
  62. К.А. Концепции нравственного воспитания. -41., 1986.
  63. О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество.-М., 1983.
  64. Enciklopedia Brltaniee.-Chicago, London.#.19б4"п 21, p 257.
  65. Encyclopedie thematigue Weber. -Paris, 1971, b 12, s.286. Maheo R. Sport and Culture Springfeld (USA), 1964. Marx K., Engels 3?. Gesamtansgabe (MEGA) Diets Verlag Berlin, 1982, 1 Band 2, 1, a.12.
  66. Meyers Neues Lexicon.- Leipzig, 1976. В.1Э, s.52. Terminologia Educatiel Lirice si Sportulni.-Buharest* Editurel Stadion, 1974, s.110−112.
Заполнить форму текущей работой