Ритуал и инновация в процессе социального воспроизводства
Во-первых, в ходе нашего анализа существующих антропологических концепций ритуала мы выявили два базовых подхода к его описанию: функциональный анализ и структурный. С точки зрения первого, ритуал рассматривается с позиции той роли, которую он играет в социуме как некотором целом. При этом существование общества как объективной реальности имплицитно содержится в функциональных трактовках ритуала… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Ритуал: социально-философский смысл и оричие формы
- 1. ение отношения ритуала и новации вциальной теории
- 2. Ритуал как проблемациальной филфии
- 3. оричие формы ритуала: от магико-религиозного ритуала ккулярному ритуалу
- Глава вторая. Ритуал в постиндустриальном обществе: проблема произвова инновационного пррава-времени
- 1. Проблема новизны и еециально-филая трактовка
- 2. Социоэкономичий и инновационный ритуала
- 3. Ритуальные практики в инновационном проце
Ритуал и инновация в процессе социального воспроизводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Актуальность темы
исследования обусловлена изменениями в современной философии и обществе XXI века. Изменения в современной философии связаны с формированием принципиально новых направлений и методологий исследования и описания социальной реальности. Особое внимание в современной философии уделяется социальному бытию людей, исследованию стратегий и практик, отвечающих за конструирование и воспроизводство реальности. Гетерогенный и процессуальный характер современного общества указывают на необходимость исследования процессов его воспроизводства, протекающих в пределах определенного социального пространства и времени. Социальное пространство и время являются не только условиями реализации той или иной социальной практики, но их границы задаются телесными практиками, в том числе и ритуалом. Ритуал становится важным объектом исследования, поскольку его всестороннее изучение позволяет описать механизмы, отвечающие за производство и воспроизводство социальной реальности.
Общество XXI века характеризуется усложнением социальных связей и отношений, появлением новых средств коммуникации, Значительно ускоривших динамику происходящих социальных процессов. В условиях мультикультурной и полисубъектной социальности проблемой становится выработка согласованных стратегий взаимодействия индивидов. Умножение числа социальных контактов и их постоянные трансформации вынуждают обращаться к поиску практик, вносящих упорядоченность в протекающие процессы взаимодействия и воспроизводства. Поиск такой упорядоченности и стабильности все чаще сосредотачивается на обращении к ритуальным практикам (особенно это широко распространено в современном бизнесе, который в настоящее время является самой непредсказуемой, связанной со значительным риском, сферой современного общества). Ритуальные практики как раз и несут в себе накопленный поколениями опыт совместного бытия людей. Поэтому их всестороннее изучение социально-гуманитарными дисциплинами, в том числе и философией, является актуальной задачей современных исследований. Наконец, инновационный характер современного общества в целом и отсутствие исследований, посвященных специфике инновационных процессов в их отношении к механизмам обновления, которые существуют в ритуале, также подтверждают актуальность темы диссертационного исследования. Тесная связь ритуала с процессами обновления общества, которая наглядно может быть продемонстрирована на примере ритуалов перехода, ставит проблему связи ритуальных практик с инновационными процессами, происходящими в современном обществе. Эта проблема становится важной при формулировании автором цели своего исследования.
Таким образом, ритуал перестает быть периферийной темой исследований, частным случаем проблемы воспроизводства традиции и становится самостоятельным предметом социально-философской рефлексии.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационной работе автор придерживается тезиса М. Вильсон и М. Дуглас о решающей роли исследования ритуала для понимания специфики происходящих в современных обществах процессах. По мнению В. В. Глебкина, концепт ритуала, который используется для анализа современных обществ, формировался и проходил практическую «обкатку» на материале архаических культур. Поэтому для нас особенно важным является обращение к антропологическим и этнографическим теориям ритуала, предложенным в работах А. Ван Геннепа, Э. Дюркгейма, К. Леви-Строса, Э. Лича, Б. Малиновского, М. Мосса, А. Радклифф-Брауна, У. Робертсон-Смита, В. Тэрнера, Дж. Фрейзера. Современные западные исследования проблемы ритуала представлены работами Р. Кайуа, Р. Коллинза, М. Элиаде, развивающими функциональный подходисследованиями П. Бергера, П. Бурдье, Э. Гидденса, К. Гирца, И. Гофмана, Т. Лукмана, Н. Лумана, Дж.
Мида, О. Розенштока-Хюсси, Р. Жирара, затрагивающими проблематику роли ритуалов повседневной жизни в процессе конструирования и воспроизводства социальной реальностиконцепциями секулярного ритуала Д. Кертцера, С. Мура, Б. Майергофа. Существенный вклад в анализ ритуалов и их роли в создании и поддержании социальных смыслов и социального единства внесли отечественные исследователи: A. JL Баркова, А. К. Байбурин, В. А. Бейлис, С. К. Болдырева, Б. С. Ерасов, В. Б. Иорданский, С. И. Королев, Е. С. Новик, В. Я. Пропп, В. А. Руднев, Г. А. Сугробов, Г. А. Ткаченко, М. И. Шахнович, И. А. Шмерлина, Ю. А. Шрейдер, и др. В соответствии с целью диссертационного исследования автор обращается к проблеме инновации и инновационных процессов в аспекте их взаимосвязи с проблемами воспроизводства социального в современном обществе. Эта проблема освящается в ряде работ зарубежных авторов: Д. Белл, Ж. Бодрийяр, И. Валлерстайн, Ги Дебор, П. Дракер, М. Калески, М. Кастельс, Н. Лин, С. Лэш, Э. М. Роджерс, Т. Робертсон, Б. Санто, Г. Тард, Э. Тоффлер и др., а также у ряда отечественных исследователей: И.В. Бестужев-Лада, Г. С. Гамидов, B.C. Дудченко, В. Иноземцев, Ю. А. Карпова, Н. Д. Кондратьев, Л. Я. Косалс, В. Н. Костюк, Н. И. Лапин, А. А. Мешков, Д. В. Пивоваров, А. И. Пригожин и др. Некоторые аспекты проблемы социального воспроизводства с целью понимания динамики процессов, происходящих в обществе XXI века, автор рассматривает на материале зарубежных авторов: Б. Андерсон, Ж. Батай, В. Беньямин, П. Бергер, Р. Бхаскар, X. Блум, П. Бурдье, Э. Гидденс, Т. Лукман, Н. Луман, Ю. Хабермас, Н. Элиас. В ряде отечественных исследований также поднимается этот вопрос, но с большим вниманием к философским аспектам проблемы: С. А. Азаренко, Е. В. Иванова, С. И. Калайкой, В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов, Н. Н. Козлова, С. Л. Кропотов, Ю. М. Лотман С.А. Никитин, А. В. Перцев, О. В. Шабурова, Е. Г. Трубина и др.
В качестве материала для исследования автором привлечен ряд работ, которые на данный момент не переведены на русский язык: фрагменты работ Д. Хикса, И. Гоффмана, Д. Кертцера и др.
Однако при всем многообразии теорий и концепций ритуала проблема, связанная с анализом ритуальных практик в аспекте их отношения к инновационным процессам в современном обществе, в известных автору работах специально не ставится.
Цель и задачи исследования
Основная цель диссертационной работы состоит в анализе значения и содержания ритуальных практик в процессах социального воспроизводства.
Достижение этой цели в рамках диссертационной работы осуществляется путем решения ряда задач:
• изучить основные подходы к исследованию ритуала;
• исследовать ограниченность антропологических подходов и выявить специфику социально-философского подхода к ритуалу как социальному феномену;
• исследовать трансформацию ритуала и его взаимосвязь с процессами воспроизводства в разных типах общества, а также выявить его основные формы;
• доказать и показать, что ритуал активно участвует в инновационных процессах постиндустриального общества, а для этого: а) исследовать специфику инновационных процессов как одной из основных черт постиндустриального обществаб) выявить значение и содержание ритуальных практик на всех этапах инновационного процесса: создания, внедрения и использования новшества.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является ритуал в его отношении к процессам конструирования и воспроизводства социальной реальности, а также другим социальным практикам, традиции, инновациираскрывающих его связь с разными типами общества.
Предметом исследования является трансформация исторических форм ритуала в постиндустриальном обществе (на основе анализа значения и содержания ритуальных практик в инновационных процессах).
Методологические и теоретические основания исследования определились с учетом специфики цели и задачисследования.
При анализе антропологических и этнографических концепций ритуала в их сравнении с современными исследованиями ритуальных практик с целью выявления ограниченности первых нами использовался компаративистский метод. При анализе трансформаций форм ритуала в разных типах обществ (Д. Белл, О. Тоффлер, В.Е. Кемеров) нами использовался метод исторической социологии (Н. Элиас) во взаимосвязи с генеалогическим подходом к исследованию социальных феноменов (Ф. Ницше, М. Фуко). При описании ритуала в процессе производства инновационного пространства и времени нами использовался социально-феноменологический метод (П. Бергер, Т. Лукман) и социально-топологический (С.А. Азаренко, П. Бурдье), обусловивший наше понимание воспроизводства как удержания накопленного опыта через его изменение (производство) в новых условиях (Р. Бхаскар, Э. Гидденс, В.Е. Кемеров). При экспликации метафизических оснований теорий ритуала, созданных в рамках классической антропологии, нами использовались положения неклассической теории времени и идея социального различия (Т. X. Керимов).
Общая методологическая установка исследования является социально-философской, что позволяет рассматривать ритуал в качестве специфического социального феномена, связанного с процессами социального воспроизводства, формы которого зависят от типов обществ, а также обнаружить и продемонстрировать значение и содержание ритуальных практик в инновационных процессах современного общества.
Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной, теоретико-методологической неразработанностью проблемы ритуала в современной социальной философии, господством антропологического подхода к изучению ритуала, необходимостью развития социально-философской методологии исследования заявленной в диссертационной работе проблемы.
В ходе исследования автор пришел к следующим результатам, определившим научную новизну диссертационной работы:
• осуществлен подробный анализ антропологических концепций ритуала, выявлена ограниченность рассмотренных моделей;
• обоснована необходимость изучения ритуала в современной социальной реальности в рамках социально-философского подхода. Это позволило описать ритуал в качестве социальной практики и предложить новое определение ритуала;
• исследованы и представлены формы ритуала и их трансформации в разных типах обществ;
• доказана ограниченность классической бинарной оппозиции «старое / новое» применительно к анализу современного общества, и доказана необходимость введения тернарной структуры: «старое — новое — инновационное»;
• исследование проблемы соотношения старого и нового позволило прийти к пониманию того, как в ритуале осуществляется продуцирование нового, относительно которого традиция обретает свою весомость, а практики, воспроизводящие социальный опыт, стабильность;
• исследована социоэкономическая функция ритуала, заключающаяся в том, что ритуал в архаических обществах зачастую выполняет экономические функции, когда собственно экономическое поведение отсутствует;
• комплексное изучение ритуала и его социоэкономических функций позволило показать использование ритуальных практик на всех стадиях инновационного процесса: изобретения, внедрения и использования новшества.
Практическая значимость работы определяется возможностями применения результатов исследования при анализе вполне конкретных инновационных процессов в разных отраслях современной экономики и общества в целом. Полученные результаты могут находить практическое применение при анализе причин, препятствующих инновации, а также определять стратегии инновационной деятельности предприятий. Результаты диссертационного исследования могут непосредственно использоваться при чтении лекций и специальных курсов, затрагивающих проблематику социального воспроизводства и инновационных процессов современного общества в разных социально-гуманитарных дисциплинах (социальная философия, социология, инновационный менеджмент и т. д.).
Апробация диссертации. Основные идеи исследования представлены в ряде научных тезисов и статей, а также артикулированы в виде докладов и сообщений на нескольких научных конференциях и конгрессах (Екатеринбург: Гуманитарный университет 2002;2006; Уральский государственный университет 2004;2006; Уральский государственный педагогический университет 2003;2005; Москва: Московский государственный университет 2005). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социальной философии Уральского государственного университета и была рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации
определены поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 168 страниц, список литературы содержит 156 источников, в том числе и на иностранных языках.
В заключение диссертационной работы отметим основные выводы, к которым мы пришли в ходе нашего исследования ритуальных практик в разных типах социальности, в том числе их значения и содержания в инновационных процессах в современном обществе.
Во-первых, в ходе нашего анализа существующих антропологических концепций ритуала мы выявили два базовых подхода к его описанию: функциональный анализ и структурный. С точки зрения первого, ритуал рассматривается с позиции той роли, которую он играет в социуме как некотором целом. При этом существование общества как объективной реальности имплицитно содержится в функциональных трактовках ритуала. Ритуал значим не сам по себе, а лишь в контексте социума. В результате ритуал предстает в качестве функции, отвечающей за социальное воспроизводство, поддержание общности и порядка. Важной особенностью этого подхода является психологизм существующих трактовок ритуала, т. е. рассматривается роль ритуала в формировании определенных психологических состояний. Отношение ритуала к новации указывает нам на то, что ритуал считается частью традиции и традиционного способа воспроизводства, хотя не во всех концепциях (например, у Радклифф-Брауна) эта связь фиксируется однозначно. Однако то, в каком контексте употребляется понятие «новое» в связи с ритуалом указывает нам именно на это отношение. Новшества в ритуале — это либо возобновление в новых условиях прошлого опыта, либо трансформации «уже известного». Структурный анализ предлагает нам рассматривать ритуал в качестве текста сообщения, посредством которого осуществляется культурная коммуникация. Однако, как и в функциональном анализе, ритуал исследуется в контексте объективно существующей структуры, выражением которой он и является. То есть смысл ритуала следует искать не в нем самом, а в порождающем его социуме или структуре. Тема связи ритуала и новации в структурном анализе находит свой новый поворот. Ритуал становится условием новации в силу его специфики порождать периоды «безвременья», в которых устоявшиеся стереотипные связи между вещами и явлениями рушатся, открывая возможность для иной их интерпретации. Новое в контексте анализа ритуального поведения во всех концепциях рассматривается как изменение «уже известного» и противостоит пониманию новизны как «еще неизвестного». Наконец, проведенный анализ обозначил для нас горизонты социально-философского исследования ритуала и новации в противоположность антропологическим способам изучения ритуала, выявив одновременно их ограниченность. Основанием для этого может служить следующее предположение: концепт ритуала, созданный в рамках антропологии, опирается на классическую оппозицию старое/новое и на метафизическое представление о времени.
Во-вторых, мы пришли к выводу, что концепт антропологических теорий ритуала конструируется в рамках «жесткой» бинарной оппозиции старое/новое, укорененной в свою очередь в метафизическом представлении о гомогенном, самотождественном, однонаправленном течении времени. Особенностями этого концепта является то, что ритуал представляется в качестве а) сверхконсервативного социального явления, обеспечивающего гармонизацию, интеграцию сообществаб) социально-психологического механизма, отвечающего за снятие психологического напряженияв) социальной практики по воспроизводству и удержанию прошлого опыта в настоящем. Отталкиваясь от вышесказанного, мы определили специфику социально-философского исследования ритуала, задачи которого заключаются в анализе изменений и трансформаций, которые претерпевают ритуальные формы, а также социальные причины этих изменений в разных типах общества. Осуществление подобного исследования необходимо для последующего объяснения специфики ритуала и его трансформации в современном обществе. Для достижения этой цели в рамках социально-философской методологии было предложено следующее определение ритуала, которое позволит преодолеть методологическую однобокость антропологических концепций ритуала: ритуал — это регулярный тип практического акта, организуемый социальным пространством, в котором разворачивается бытие людей, но одновременно и организующий его посредством характерной для ритуала коммуникацией.
В-третьих, опираясь на данное нами определение ритуала, был представлен анализ трансформаций ритуальных форм в доиндустриальных и индустриальных обществах. В архаических обществах доминирующей формой ритуала является магико-религиозный ритуал, форма которого определяется противопоставлением сакрального и профанного. Представленные аспекты сакрального и профанного раскрывают форму ритуала и производимое им социальное пространство и время. Ритуал подчинен сакральному. Между сакральным и профанным непреодолимая пропасть, при этом профанное оценивается как негативное, обратное сакральному. Профанное существует благодаря сакральному, поддерживается его присутствием. И, наконец, в магико-религиозном ритуале важным является присутствие Другого. В эпоху Античности и Средневековья происходит трансформация оппозиции сакрального и профанного в оппозицию возвышенного и низменного. Трансформируется и социальное пространство, которое выстраивается не горизонтально, как это было в архаических обществах, а вертикально. Произошедшая трансформация отразилась и на ритуале. Основной формой ритуала становится обряд и церемония. В Новое время с формированием индустриального общества господствующей формой ритуала становится секулярный ритуал, понимаемый нами как ряд шаблонных действий и полностью утративший связь с сакральным. Секулярный ритуал в данном проявлении призван обслуживать повседневность, выступая одним из главных ее конституирующих элементов, т. е. практикой, которая конструирует социальную реальность. Подобные трансформации вызваны появлением а) нового различения: традиционного и рационального и его модификации традиционное и инновационноеи б) нового социального пространства и времени, которые становятся все более и более индивидуализированными. Постиндустриальная эпоха, являясь наследницей Нового времени и сформировавшегося в это время индустриального общества, несет в себе отпечаток тех трансформаций, которые претерпел в то время ритуал, но вместе с тем демонстрирует и совершенно иное бытие ритуала в инновационных процессах современной социальности.
В-четвертых, в актуальной социальности, характеризующейся «гонкой за новизной», наблюдается усталость от инноваций, вырастающая в отрицание возможности нового вообще. При исследовании оппозиции старого и нового, которая лишь внешне казалась симметричной, не новое обретает свой смысл в свете старого, как это представлялось прежде, а старое (традиция) обретает онтологический статус, статус присутствия благодаря продуцированию нового. Поэтому в целях описания процессов, происходящих в современной социальности, вместо классической бинарной оппозиции старое/новое нами было предложено понятие «инновационное». В свете вышесказанного определилась значение и содержание ритуальных практик в нынешней социальности. Ритуал больше не рассматривается только лишь как механизм традирования культурного наследия^ а обнаруживается и другая его характеристика, выражающаяся в его способности к продуцированию нового, относительно которой традиция обретает свою весомость, а практики, воспроизводящие социальный опыт, стабильность. В разных социальных пространствах, например в образовании и в армии, ритуал существует через традирование образцов поведения, а в инновационных, творческих группах ритуал существует через продуцирование нового.
В-пятых, на примере работ М. Мосса, П. Бурдье, Ж. Бодрийяра, В. Иноземцева нами было продемонстрировано, что ритуальные практики имеют вполне конкретный социоэкономический смысл, связанный с накоплением капитала в тех обстоятельствах, когда функционирование собственно «экономического» капитала не признается возможным. Это было замечено в так называемых архаических, обществах. Также мы доказали, что ритуал является выражением инновационной практики в традиционном обществе. Связь ритуал с экономическими и инновационными процессами позволило предположить, что данная форма социальной практики до сих пор участвует в производстве инновационного пространства и времени в современном обществе.
И, наконец, в-шестых, обосновав возможность и специфику описания инновационного пространства-времени в рамках социально-топологического подхода, мы продемонстрировали, как ритуальные практики участвуют на основных этапах инновационного процесса: создания, внедрения и использования новшества. На этапе создания новшества особое значение имеет производство ритуалом инновационного пространства и времени. Инновационное пространство производится на границе между старым и новым. В его конструировании используются ритуальные практики, которые организуют порядок коммуникации в особое инновационное пространство-время. Основной особенностью инновационного пространства и времени является его физическая делокализованность в современном обществе. На этапе внедрения особое значение отводится созданию представления о том, что является новшеством, а что нет. Конструирование представления о новом достигается путем стягивания прошлого (старого) и нового в один миг настоящего, схема процесса которого наглядно может наблюдать в ритуалах космогонии. Новшество может быть принято, если оно конгруэнтно прошлому. На последнем этапе, этапе использования, мы рассмотрели процесс рутинизации новшества, и включение его в повседневный обиход людей. Активное использование новшества в повседневной практике людей достигается путем многократного к нему обращения, переходящего в создание особого ритуала обращения с ним. Выявляя и демонстрируя значение и содержание ритуальных практик в инновационных процессах постиндустриального общества, мы пришли к основному для нашего исследования выводу: выделенные нами исторические формы ритуала активно задействуются и органично сосуществуют вместе в повседневном быту людей, участвуя в процессах конструирования и воспроизводства инновационного пространства-времени.
В качестве задела для следующего исследования мы выдвинули проблему инновационных практик традиционного и современного общества, некоторые аспекты данной проблемы были затронуты в настоящем диссертационном исследовании.
Список литературы
- Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерактивную социологию. — СПб., 2000. 315 с.
- Августин Аврелий. Исповедь / Лабиринты души. Симферополь, 1998. -416 с.
- Азаренко С.А. Перспективы социально-топологического способа описания в современном обществознании // Социемы. 2002. № 8.
- Азаренко С.А. Техники тела: проблема целостного описания // Социемы. 2004. № 10.
- Азаренко С.А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры). Екатеринбург, 2000. — 224с.
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М., 2001. 288 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1976. — 567с.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. -М., 1983. 532 с.
- Аристотель. Этика. СПб., 1908. — 235 с.
- Ю.Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. — 240 с. 11 .Баркова А. Л. Новый год: символика современного ритуала // Человек. 2002. № 1.
- З.Бахтин М. М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. М., 1986. — 320 с.
- Бейлис В.А. Традиция в современных культурах Африки. М., 1986. — 248 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. — 956 с.
- Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность. -Красноярск, 1986. 144 с.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механического воспроизведения // Школа философского перевода. 1987. № 1.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.-323 с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М., 1993. 357 с.
- Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998. -352 с.
- Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001. — 438 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. — 387 с.
- Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. — 320 с.
- Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М., 2004. — 280 с.
- Бурдье П. Начала. М., 1994. — 288 с.
- Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. — Ч. 2. — 432 с.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. — 562 с.
- Бхаскар Р. Общества / Социо-логос. М., 1991. — 480 с.
- Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1937. — 142 с.
- Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М., 2004. — 368 с.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. — 808 с.
- Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб., 2000. — 323 с.
- Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. -М., 2002.-198 с.
- Гидденс Э. Новые правила социологического метода / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. — Ч. 2. — 432 с.
- Гидденс Э. Последствия модернити / Новая постиндустриальная волна на западе. М., 1999. — 640 с.
- Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М., 2003.-2003.-528 с.
- Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. — 560 с.
- Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1993. — 247 с.
- Голосовкер Э.Я. Логика мифа. М., 1987. — 218 с.
- Гофман И. Порядок взаимодействия / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. — Ч. 2. — 432 с.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. — 304 с.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления и др. Мн., М., 2000. — 752 с.
- Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000. — 184 с.
- Делез Ж. Гватари Ф. Что такое философия? М., СПб., — 1998. — 146 с.
- Делез Ж. Критика и клиника. СПб., 2002. — 240 с.
- Делез Ж. Ницше и философия. М., 2003. — 392.
- Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. — 512 с.
- Джоселин Дж. Драматерапия с людьми, испытывающими трудности в обучении. // Драматерапия. М., 2002. — 320 с.
- Дракер П. Посткапиталистическое общество / Новая постиндутриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. — 640 с.
- Дракер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике. В Экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении. М., 1994. — 567 с. 51 .Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000. — 288 с.
- Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организации / Нововведения в организациях: Труды семинара. М., 1983.-231 с.
- Дюркгейм Э. Коллективный ритуал / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996 с. — 775 с.
- Дюркгейм Э. Священные объекты как символы / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996 с. — 775 с.
- Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996 с. — 775 с.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.-260 с.
- Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Африки. М., 1982. — 280 с.
- Жирар Р. Насилие и священное. ~ М., 2000. 400 с.
- Иванова Е.В. Мифология добра и зла. Екатеринбург, 1999. — 88 с.
- Иванова Е.В. К проблеме нового культурного героя в мифотворчестве XX века // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 34. Сер. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 17.
- Иноземцев В. За пределами экономического общества. М., 1998. -640 с.
- Иноземцев B.JI. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М., 2003. — 776 с.
- Иноземцев B.JI. Собственность в постиндустриальном обществе в исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. № 12.
- Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. — 343 с.
- Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003. — 296 с.
- Калайков С.Ю. Общество: между «государством» и «индивидом» / Гуманитаризация обществознания. Екатеринбург, 2004. — 210 с.
- Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. — СПб., 2004. 192 с.
- Кассен Б. Эффект софистики. М., СПб., 2000. — 240 с.
- Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. — 468 с.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996. — 215 с.
- Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии // Вопросы философии. 2006. № 2.
- Керимов Т.Х. Поэтика времени. М., 2005. — 192 с.
- Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., 2003. — 792 с.
- Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1998. — 192 с.
- Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию / Личностно-ориентированная социология. М., 2004. -608 с.
- Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Социо-логос. М., 1991. — 480 с.
- Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии / Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 1979.-336 с.
- Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. -Новосибирск, 1989. 287 с.
- Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М., 2001.- 176 с.
- Кропотов С.Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. Екатеринбург, 1999. — 408 с.
- Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000. — 464 с.
- Лапин Н.И. Системно-деятельностная концепция нововведений / Диалектика и системный анализ. М., 1986. — 320 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. Екатеринбург, 2005.-568 с.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999. — 392 с.
- Леви-Строс К. Путь масок. М., 2000. — 399 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. -М., 1983. — 245 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодернизм? / Ad Marginem'93. М., 1994. — 520 с.
- Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. -М., 2001.-142 с.
- Лобок А. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. — 688 с.
- Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры / Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. — 268 с.
- Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. — Ч. 2. — 432 с.
- Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005. — 280 с.
- Луман Н. Метаморфозы государства: Эссе / Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. — 453 с.
- Луман Н. Общество как социальная система. -М., 2004. 232 с.
- Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005. — 256 с.
- Лучанкин А.И. Социальные представления: образ виртуальной философии. Екатеринбург, 1997. — 412 с.
- Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. — 304 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. — 568 с.
- ЮО.Мертон Р. К. Социальная структура и аномия / Социологияпреступности. М., 1966. — 412 с.
- Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. 1996. № 5.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.-429 с.
- Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. -М., 2003.-288 с.
- Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. — 354 с.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. — 360 с.
- Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000. -448 с.
- Найдыш В. М. «Адвокат дьявола». К 150-летию со дня рождения Дж. Дж. Фрэзера // Человек. 2004. № 5.
- Нанси Ж.-Л. О со-бытии / Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М., 1991. -425 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Мн., 1997. — 624 с.
- Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984. -304 с.
- Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001. — 330 с.
- Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2003. 268 с.
- Пивоваров Д. В. Религия как социальная связь (Сакрализация основания культуры), Екатеринбург, 1993. — 98 с.
- Подорога В. Феноменология тела. М., 1995. — 344 с.
- Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1989. — 271 с.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2004. -332с.
- Робертсон-Смит У. Лекции по религии семитов / Классики мирового религиоведения. Антология. 1. М., 1996. — 496 с.
- Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М., 2000. — 608с.
- Руднев В.А. Обряды народные обряды церковные. Л., 1982. — 159 с.
- Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. -416с.
- Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001. — 304 с.
- Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990.-296 с.
- Сугробов Г. А. О свычах-брядах и религиозных обрядах. М., 1987. -136 с.
- Тард Г. Социальная логика / Западно-европейская социология XIX -начала XX века. М., 1996. — 526 с.
- Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. — 285 с.
- Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб., 2000. — 368 с.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2002. — 669 с.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. — 277 с.
- Уотс А. Миф и ритуал в христианстве. М., 2003. — 240 с.
- Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М., 1983.-704 с.
- Фуко М. Археология знания. К., 1996. — 208 с.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие -СПб., 2000−384 с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. — 468 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М., 2001. — 352 с.
- Чернявская Ю.В. Трикстер, или путешествие в хаос // Человек. 2004. № 3.
- Чухрукидзе К. К. Pound & ?. Модели утопии XX века. М., 1999. -176 с.
- Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971. -374 с.
- Шмерлина И. А. Этологическая концепция ритуала // Человек. 2002. № 1.
- Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — 336 с.
- Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологическиеисследования. 1988. № 2. 142. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003. -358 с.
- Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. — 144 с.
- Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. К.- М., 2002. — 352 с.
- Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1. М.- СПб., 2001. — 332 с.
- Benjamin, Walter. Illumination. L.: Fontana. 1973.
- Cox H. Feast of Fools. A theological essay on festivity and fantasy. Cambridge (Mass). Harvard univ. press, 1969.
- Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N. Y., 1993.
- Gofftnan E. Interaction Ritual, New York, 1993.
- Kalecki M. Trend and Business Cycle Reconsidered. Economic Journal. № 310, 1968.
- Kertzer D. Ritual, politics and power. New York, 1988.
- Kluckhohn C. Myth and rituals: a general theory / Harv. Theol. Rev. 1942. Vol. 35.
- Lash S. Critique of Information. London, 2002.
- Ritual and Belief. / Edited by D. Hiks/. Boston- Burr Ridge, Dubuque- Madison, New York, 2002.
- Turner V. W. The Ritual Process: Structure and Anti-Structure. -Harmonds-worth, 1974.
- Victor Turner, «Ritual Symbolism, Morality, and Social Structure among the Ndembu», in African Systems of Thought, London: Oxford University Press, 1965.