Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь духовных ценностей в социально-философском учении Л. Н. Толстого

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из своего социально-философского учения, Толстой в отношениях этического и эстетического приоритетное внимание уделяет этическому, поскольку, жизнь для него является критерием оценки добра. Универсальность нравственной, деятельности, равно как и эстетической, состоит в их способности охватывать духовную и практическую жизнедеятельность людей, сохраняя при этом определенное различие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-антропологическая концепция Л. Н. Толстого как основа иерархии духовных ценностей в его учении
    • 1. Смысл жизни и смерти
    • 2. Свобода как важнейший этический и педагогический принцип
    • 3. Религия любви и философия ненасилия
  • Глава 2. Специфика этико-эстетических взглядов Л. Н. Толстого как социокультурного феномена
    • 1. Взаимовлияние этического и эстетического в формировании духовного миро-отношения
    • 2. Ценности «истинного» искусства (на материале трактата «Что такое искусство?»)

Взаимосвязь духовных ценностей в социально-философском учении Л. Н. Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

диссертации обусловлена, с одной стороны, повышенным интересом к вопросам духовного развития и духовных ценностей общества и человека в условиях современных общественных преобразований. С другой стороны, она связана и с усилением внимания к творческому наследию отечественных мыслителей, деятелей культуры, писателей, художников, творчество которых не утратило своей злободневности и дает ответ на многие вопросы, встающие перед современниками. Особое значение здесь имеет вечноживое наследие великого писателя Л. Н. Толстого (1828−1910), оригинально решавшего проблему отношений этических и эстетических ценностей в их органической связи с поисками человеком смысла жизни, свободы личности. В философских исканиях Толстого воплотились как основные достижения, так и противоречия культуры конца 19 — начала 20 веков.

Потребность в критической рефлексии прежде всего философских и социальных взглядов русского мыслителя обусловлена его активным интересом к проблеме взаимосвязи духовных ценностей в жизни человека и общества. По взгляду писателя, нравственная потребность отражает необходимость для индивида общения с другим человеком, которое несет в себе сопричастность к его деятельности и проникновение в духовную жизнь другого человека, без чего невозможно развитие личности. Стремление к обмену своими дарованиями раскрывает необходимость осознания человеком общественной ценности его собственной деятельности, так как в процессе обмена деятельностью с другими людьми происходит наиболее полное утверждение ценности самого себя в этом мире. Такое видение проблемы обусловило наш интерес к философской антропологии Л. Н. Толстого. Во внутреннем антиномизме взглядов писателя, в постоянной незавершенности, можно сказать незавершаемости его мысли, открывается поразительная сила его духа. «Индивидуалист до мозга костей, отбрасывающий без раздумья все, что ему было чуждо, он был в то же время самым сильным и ярким выразителем в России философского имперсонализма» 1. Оригинальность взглядов мыслителя как раз заключается в том, что он не абсолютизирует значение личности как таковой, а указывает на ее значение в жизни общей. Путь обновления человечества лежит, по его мнению, через.

1 Зсиьковскин В. В. История русской философии: В 2 т. — М., 1999. — Т. ]. — С. 447. замену себялюбия любовыо к другим, это изменит все внешние условия жизни, мешающие нравственному общению людей. Любовь как внутреннее единение, связь с жизнью других людей и общение выступает в качестве необходимого инструмента духовного развития человека. И важную роль в этом процессе, согласно эстетической теории Толстого, призвано сыграть искусство. Здесь, с точки зрения диссертанта, именно эстетическая концепция писателя представляет большой интерес в современных условиях. Толстой развил общую идею об искусстве как существенной составной части мировоззрения, которая не просто является вспомогательным средством, но и сама участвует в установлении подлинно-человеческого бытия. Определение смысла и назначение искусства заняло одно из важнейших мест в деятельности художника. Сущность искусства, связь искусства с действительностью, законы, определяющие сущность исторического процесса, его формы и результаты — все эти вопросы волновали мыслителя на протяжении всей жизни. Конечная мысль его по данной проблеме, изложенная в трактате «Что такое искусство?» такова: искусство не имеет самодовлеющей ценности, его ценность в утверждении добра. Автор прямо ставил вопрос о соотношении Истины, Добра и Красоты. Отметая противоречивое понятие красоты, как главного принципа искусства, он в качестве абсолютного идеала выдвигает одно из наиболее общих понятий морального сознания — добро. Оценка достоинства искусства определяется пониманием людьми смысла жизни, пониманием того, в чем состоит благо и зло жизни. Так возникает центральная проблема эстетики Толстого — взаимоотношение духовных ценностей в жизни личной и общественной.

Степень научной разработанности проблемы.

Творческие взгляды Толстого привлекали и привлекают большое внимание как в нашей стране, так и за рубежом. Глубокий анализ они получили в трудах А. Белого, H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова, H.A. Заозерского, В. В. Зеньковского, Вяч. Иванова, И. А. Ильина, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, В. Соловьева, Л. И. Шестова, С. Л. Франка и проч. Шкала их оценок распределялась от восхищения глубиной, искренностью и мощью духовных исканий Л. Н. Толстого до полного их отвержения. В фокусе их внимания были религиозно-нравственные, антропологические, социально-философские построения отечественного мыслителя.

Немало философских исследований, посвященных анализу мировоззрения Толстого в современной отечественной литературе. Значительный вклад в изучение философских, нравственно-этических, эстетических взглядов мыслителя внесли такие известные ученые, как: В. Ф. Асмус, Э. Г. Бабаев, A.A. Гусейнов, Ю. Н. Давыдов, Г. Н. Ищук, Д. Ю. Квитко, Н. С. Козлов, Г. В. Краснов, Н. В. Кудрявая, E.H. Купреянова, К. Н. Ломунов, Л. З. Немировская, Э. А. Нуралов, М. Ф. Овсянников, Л. Д. Опульская, A.C. Полтавцев, В. Б. Ремизов, О. С. Соина, Л. Н. Столович, М. Б. Храпченко и др.

Обобщающий характер носит исследование Н. С. Козлова о Толстом как мыслителе и гуманисте, опубликованном в середине 80-х годов. Среди новейших работ последнего десятилетия следует назвать работы Е. И. Рачина, Е. И. Мелешко, М. А. Лукацкого, A.A. Кудишиной, М. Л. Клюзовой, Ли Со Ён, И. А. Некрасова, H.A. Моисеевой. Е. А. Рачин в своей работе основательно исследует мировоззренческую и творческую эволюцию взглядов отечественного писателя, а также влияние западной и восточной философской мысли на его творчество. Проблемам философской антропологии Л. Н. Толстого посвящены две работы: Ли Со Ён, где автор выделяет проблемное содержание религиозно-философской антропологии мыслителя, показывает её специфику и выявляет гуманистический характер его учения о человеке и И. А. Некрасова. В контексте анализа этической проблемы в творчестве писателя следует отметить два диссертационных исследования: Е. Д. Мелешко, рассматривающей проблему его учения непротивления злу силой и М. Л. Клюзовой, подробно анализирующей этический рационализм Толстого. Были осуществлены исследования и педагогической мысли писателя: работы H.A. Моисеевой, М. А. Лукацкого, A.A. Кудишиной.

Несмотря на обилие литературы, в которой отражены различные аспекты взглядов писателя, следует отметить, что еще далеко не в полной мере раскрыто значение социально-философского учения Толстого как основы иерархии духовных ценностей. Требует дальнейшего анализа понимание писателем взаимосвязи этического и эстетического в контексте эволюции толстовского учения о человеке, его положении в обществе, поисках смысла жизни, путей самосовершенствования. С нашей точки зрения, усиление внимания к взглядам Толстого на искусство в их отношении к проблемам нравственности дает возможность более полно отразить представление писателя о положительной роли и механизме воздействия на человека и общество в целом, на гуманистические перспективы их развития.

Источники исследования.

В качестве источниковой базы исследования выступают:

— Философско-мировоззренческие, публицистические труды Толстого, его переписка и дневники;

— художественные произведения, особенно последнего периода творчества;

—. работы писателя, связанные с вопросами развития этической и эстетической мысли;

— архивные материалы фондов государственного литературного музея Л. Н. Толстого в Москвелитература по проблемам политического, экономического и культурного развития России 19 — начала 20 столетия;

Цель настоящего диссертационного исследования — выявление особенностей взаимосвязи духовных ценностей в мировоззрении Л. Н. Толстого, исходя из социально-философского учения мыслителя.

Объектом исследования является учение Толстого о человеке и обществе, о ценностных отношениях человека к действительности, их специфики и значении.

Предает исследования составляет анализ Толстым этических, эстетических, религиозных отношений в их противоречивости и единстве, конкретных формах проявления в жизни и искусстве.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1. Проследить эволюцию развития основных положений социально-философской концепции Л. Н. Толстого, выяснить их роль в анализе взаимосвязи религиозного, этического, эстетического начал в жизни человека и общества.

2. Раскрыть ценностное значение его учения о смысле жизни и смерти.

3. Определить роль феномена свободы и свободного воспитания во взглядах мыслителя на формирование духовного мира личности.

4. Обосновать оценку значения религии любви в его учении о ненасилии как основы организации жизни общества на принципах добра и гуманности.

5. Определить специфику этико-эстетических взглядов писателя как социокультурного феномена. Выявить отношения этического и эстетического, их содержания и значения как сущностных характеристик человеческого бытия и сознания.

6. Выявить характер взаимоотношении этического и эстетического и рассмотрен, понятия Добра. Красоты и Истины как критериев определения нравственной и художественной ценности произведения искусства.

Теоретической и методологической основой исследования были философские, публицистические труды Толстого, его художественное наследие, письма и дневниковые’записи. а также современные исследования о творчестве мыслителя. При выполнении работы за основу берутся общеметодологические принципы анализа, сравнения,.обобщения и систематизации. Главным методологическим принципом было сочетание философского подхода с текстологическим анализом конкретных произведений писателя преимущественно последнего периода. Отбор обусловлен внутренней логикой исследования: рассматривались те произведения, в которых автор выступает как выразитель новых идей в этике и эстетике. К методологической основе исследования относится комплексность в постановке и рассмотрении социокультурных проблем, связанных с изучением социально-философских аспектов нравственно-эстетической антропологии Л. Н. Толстого. Анализ проблематики диссертации осуществлялся на основе социально-философских представлений о сущности процессов этической и эстетической социализации, формировании и самореализации личности.

Методы исследования обусловлены спецификой решения поставленных задач и целями диссертационного исследования:

— теоретический анализ историко-философской, этической, эстетической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

— логико-исторический метод рассмотрения творческого наследия писателя.

— текстологические и литературоведческие приемы исследования:

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в осуществлении комплексной реконструкции взглядов Толстого на проблему взаимосвязи духовных ценностей в соотношении с его анализом социального и духовного бытия человека. Определено значение комплекса его идей для целостного понимания теоретических взглядов автора и его художественного творчества.

• Прослежена эволюция взглядов мыслителя и обоснован тезис о том. что положения его социально-философской концепции раскрывают основу взаимоотношения религиозного, этического и эстетического в жизни человека и общества и в искусстве, как форме общественного сознания.

• Раскрыто значение учения Толстого о смысле жизни и смерти для формирования ценностных отношений человека к действительности. Смысл жизни у писателя определяется не в пределах личного существования, а в процессах «роевой» жизни, но путь к этому лежит через личное совершенствование.

• Определена роль влияния внутренней свободы человека и свободного воспитания детей на духовное совершенствование личности. По Толстому, человек становится свободным, если открывает для себя законы добра.

• Обоснована оценка роли религии любви Толстого в организации жизни общества, заключающаяся в преумножении добра и гуманности и формировании высоких нравственных качеств.

• Определена специфика этико-эстетических взглядов Толстого как социокчльтурного феномена, выявлена основа связи и противоречия этического иэстетического начал.

• Выявлен характер отношения этического и эстетического в художественном творчестве, в рамках которого установлены критерии оценки Толстым нравственного и художественного значения произведения искусства. Дана ретроспектива понимания Толстым категорий Добра и Красоты как сущностных характеристик человеческого бытия и культуры, раскрыто, их содержание и значение в духовном мироотношении человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эволюция социально-философских взглядов Толстого привела писателя к пониманию идеи целостности мира и человека как части целого, который подчиняется законам постоянного внутреннего самосовершенствования в направлении единения с миром через реализацию высших духовных ценностей и преодоления ложных представлений и взглядов. Социально-философское учение Толстого раскрывает взаимоотношение индивидуального и общественного и выступает основой иерархии духовных ценностей человека при ориентации на нравственно-религиозный идеал.

2. Раскрытие сущности антропологического учения мыслителя, особенностей проникновения во внутренний мир и обогащение духоЬного опыта человека дает возможность раскрыть важнейшие характеристики бытия (каковыми, по Толстому, являются жизнь и смерть), смысл которых позволяет определить назначение. жизненные цели и поведение, а так же быть основой самопознания и самооценки человека.

3. Толстой исходит из понимания свободы как важной стороны аксиологического измерения человека и формирования таких его качеств как активное, творческое отношение к жизни, нравственное достоинство и ответственность. Внутренняя свобода человека органично связана с идеей добра и представляет собой необходимое условие изменения социальных сторон жизни. Рассмотрение м использование в практике воспитания представлений Толстого о свободе отвечают требованиям времени и являются существенным фактором актуализации его творческого наследия.

4. Выявление религиозно-этических и философских оснований учения Толстого о ненасилии и его роли в жизни общества позволяют установить, что, формируя идею универсальной религии, он пересмотрел, по существу, проблему нравственной ориентации, то есть проблему смысла человеческой жизни. Его концепцию можно назвать этикой самосовершенствования, сформированную на началах любви и ненасилия, обладающую значительным прогностическим потенциалом и созидательными возможностями.

5. Определение специфики понимания этических и эстетических взглядов Толстого, их взаимосвязи и противоречия как социокультурного феномена оказывается возможным в контексте комплексного подхода писателя к проблеме смысла бытия, жизни и смерти, внутренней свободы человека, учения о ненасилии и о религии любви. Жизнь человека не может быть ограничена «плотскими» заботами, лишена духовно-нравственного начала и развития способности человека к творчеству. По убеждению писателя, альтернативу духовности составляет гибель человека и общества.

Основой взаимосвязи этического и эстетического является, по Толстому, ценностное отношение к жизни с точки зрения представления об идеале, осознанно «истинно прекрасного», находящего свое воплощение в жизни простого народа, понимание роли труда, «имеющем целью счастье других» .

Исходя из своего социально-философского учения, Толстой в отношениях этического и эстетического приоритетное внимание уделяет этическому, поскольку, жизнь для него является критерием оценки добра. Универсальность нравственной, деятельности, равно как и эстетической, состоит в их способности охватывать духовную и практическую жизнедеятельность людей, сохраняя при этом определенное различие по отношению друг к другу, обусловленное их спецификой. 6. Выявление характера отношений этических и эстетических взглядов Толстого как социокультурного феномена органически связано с проблемой отношения искусства и морали. Толстой приоритетное внимание уделяет нравственным истокам художественного творчества, критикует имморальные концепции и формалистические искания в области искусства, отстаивает его высокое социальное предназначение, народность и самобытное нравственное отношение автора к изображаемому. Обосновано, что Толстой был одним из тех. кто наиболее полно и обстоятельно подчеркивал необходимость приоритета Добра в традиционной триаде Добра, Красоты и Истины. Научно-практическая значимость полученных результатов Работа может стать основой для дальнейшего научного исследования отечественных традиций в области философской антропологии, социальной философии и лучшего понимания перспектив современных поисков в заявленных областях. Близость проблематики к вопросам этики, эстетики личности и философской антропологии позволяет использовать материалы и выводы диссертационного исследования при разработке спецкурсов, лекций и семинаров. Апробация работы.

Основные положения и развернутый план диссертации обсуждались в 1999;2000 гг. на докторантском семинаре ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова.

По материалам диссертации сделаны доклады и сообщения на научных конференциях: 25-е Международные Толстовские чтения «Л. Н. Толстой и A.C. Пушкин: сопричастность идей, образов, судеб». Тула, сентябрь, 1999 г.- 26-е Международные Толстовские чтения «Духовное наследие Л. Н. Толстого и современность». Тула, ноябрь. 2000 г.- Международная конференция «Вторые Илиадиевскпе чтения». Курск, май. 1999 г.- Международная конференция «Третьи Илиадиевскпе чтения» .

Курск, май. 2000 г.: Всероссийская научная конференция «15-е Фетовские чтения». Курск — Орел, 1−5 июля, 2000 г.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ИГ1Г1К МГУ им. М. В. Ломоносова 21 июня 2001 года и рекомендована к защите.

Основное содержание работы.

Работа состоит из двух глав, состоящих соответственно из трех и двух параграфов.

Первая глава диссертации «Социально-антропологическая кот^епция Л. Н. Толстого как основа иерархии духовных г^енностей в его учении» посвящена анализу разработанного в творчестве писателя общего подхода к постановке проблемы совершенствования человека и общества. И поскольку в ходе рассмотрения выявляется, что основополагающими характеристиками являются такие философские категории, как смысл жизни и смерть, свобода человека, то объектом исследования становится антропология Л. Н. Толстого, опосредованная его религией любви — основой учения о ненасилии.

Во второй главе «Специфика этико-эстетических взглядов Л. Н. Толстого как социокультурного феномена» определяются место и значимость этико-эстетических идей писателя в его творчестве. В ней рассматривается сущность и назначение искусства и нравственности в формировании духовного мироотноше-ния человека. На основании анализа ключевых положений его эстетической концепции в контексте основных работ мыслителя выявляются и рассматриваются главные положения специфики взаимовлияния нравственного и эстетического в аспекте социокультурного анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цслыо проведенного исследования было выявление особенностей взаимосвязи духовных ценностей в мировоззрении Л. Н. Толстого, исходя из социально-, философского учения мыслителя.

В ходе исследования социально-философского и антропологического учения писателя показано, что проблема духовных ценностей, их взаимосвязи и роли требует раскрытия в контексте эволюции взглядов Толстого на развитие общества и положение человека в нем. С болыо и гневом говорил писатель о том, что умирает все чистое и доброе в обществе, где нормой становится «развратное, безумное и ужасное». По мнению мыслителя, в этом несправедливом обществе ложное направление приобретают науки и искусства, а деятели культуры оказываются оторванными от жизни народа.

Нам представляется чрезвычайно важным постижение духовного опыта Толстого, и включение его в современную интеллектуальную жизнь, ведь сам писатель стремился к знанию, которое, по его словам, «помогает человеку жить». «Сознание жизни» предстает как феномен, имеющий свою специфику, свои условия появления, роста и развития, как особый тип сознания, кардинально преобразующий все потенции и свойства сознания человека, задающий ему новую духовную перспективу. Данное понятие представляется наиболее применимым для обобщения духовного опыта. Сам термин «сознание жизни» писатель впервые вводит в своем произведении переломного периода — в «Исповеди» .

Специфика мировоззрения Толстого состоит в признании приоритетного значения религиозно-нравственного начала для понимания характера взаимосвязи духовных ценностей. Христианство, особенно его нравственные заповеди, ценил как практическое руководство к жизни, как народную мудрость. Поэтому он приходит к построению религиозной «философии нравственности». Религия для него была не самоцель, а способ выразить гуманистический смысл жизни, она «ценна правилами морали». Свою концепцию единства человечества Толстой развивает на основе нравственно-религиозной духовности. Мыслитель шел от идеи совершенствования личности к идее совершенствования общества. Вера (и не только религиозная) -важный принцип всего мировоззрения Толстого, страстная убежденность в идеалах добра и справедливости, лежащая в основе любой его мысли.

Развивая мысль о необходимости приведения своей воли в соответствие с требованиями всеобщей воли, Л. Н. Толстой неизбежно задумывается над способами гармонизации данных отношений, над преодолением зла и насилия, царящих в современной ему общественной жизни.

Закономерной антитезой этим разрушительным началам в философской системе мыслителя оказываются любовь и ненасилие во взаимоотношениях людей. Формулируя «закон любви» мыслитель опирается прежде всего на религиозную нравственность. Жизнь человека наполняется практическим смыслом, если это жизнь не праздная, а трудовая. Особенно высоко мыслитель ценил земледельческий труд — нормальный, здоровый и праведный — и устои общинной крестьянской жизни. Резко выступал против «массы искусственных потребностей», порожденных современной цивилизацией, являющейся, как считал Толстой, источником всякого зла, эксплуатации, рабства. Надо «растворрггь» личную жизнь в жизни простого народа, жить только своим трудом. Истинные основы жизни — нравственные, продиктованные взаимной любовью, сознанием братства между людьми.

Указанные понятия составляют основу и его художественной концепции. По мнению писателя, подлинное искусство передает чувства, вытекающие из религиозного осознания положения человека в мире, из отношения человека к Богу и ближнему — искусство религиозное и искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира, — то есть, искусство мирское, всемирное. Искусство, отвечающее данным требованиям имеет право называться ." истинным" .

В русле этих задач искусства Толстым рассматривается и проблема свободы творчества как внутренне свободный выбор художником направления своей деятельности во благо всех. Художник должен твердо, определенно выражать свое отношение к изображаемому. Искусство должно правдиво, талантливо показывать как социальное добро, так и социальное зло.

Само понятие свободы постигается прежде всего по законам добра, так как построение царства справедливости возможно только через проявление нравственной инициативы каждой личности. Оригинальность толстовской концепции свободы как раз и заключается в интерпретации свободы как субстанции, объединяющей личность с другими людьми. Мыслитель противопоставляет свою иерархию ценностей многочисленным концепциям, где «добро, красота и истина ставятся на одну высоту и все эти три понятия признаются основными и метафизическими», между тем как Добро у Толстого играет решающую роль.

В художественной ценности произведения искусства Толстой усматривает своего рода единство добра, красоты и истины: добро — нравственное отношение автора к предметукрасота — как ясность изложения, или красота формыистина — как искренность, которая является субъективной истиной, т. е. истинностью выражения чувств художника. В этом случае само художественное произведение определяется как «истинное». Но всякий раз мысль Толстого возвращается к примату Добра, распространение которого должно стать подлинной задачей искусства. Вместе с тем. на примере художественного творчества JI.H. Толстого мы видим подтверждение того, что нравственное получает наиболее полное выражение при колоритной эстетической форме произведения искусства.

Обобщая мысли о взаимосвязи нравственного и эстетического, можно сделать вывод о том, что проблема единства нравственного и эстетического встает перед нами в связи с тремя основными вопросами: во-первых, в связи с гармоничным развитием человеческой личностиво-вторых, в связи с воспитательной ролью искусствав-третьих, в связи с эмоциональным восприятием прекрасного и нравственного. Искусство как бы собирает, стягивает к себе нравственные и эстетические идеалы.

Для Толстого красота произведения должна служить возбудителем нравственного чувства, основой которого является религиозное сознание, наиболее ярко проявляющее себя в повседневной жизни простого народа. Внимание к взглядам мыслителя на искусство в их отношении к проблемам нравственности дает возможность более полно отразить представления писателя о характере и механизме воздействия духовных ценностей в целом на человека и общество, на гуманистические перспективы их развития.

Глубокие, исполненные внутреннего драматизма, нравственно-философские искания Толстого представляют собой уникальное явление. Эти искания были сложными, противоречивыми и по-своему также выражают силу и слабости писателя. Содержание его философских, публицистических, художественных произведений очень разнообразно и может служить и служит источником множества наблюдении над закономерностями его творчества и путями развития русской мысли. В связи с повышенным интересом к путям обновления человечества в современных условиях. а также к вопросам духовного развития и общественных преобразований в нашей стране, исследование и творческое использование наследия русского мыслителя приобретает особую актуальность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд. — М. — Л., 1928 -' 1958.
  2. Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1984.
  3. Л.Н. Собрание сочинений: В12 т. -М., 1987.
  4. Толстовский листок. Толстой и о Толстом. Выпуск 1−10. — С-Пб., 1996.
  5. Л.Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1993.
  6. Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день мысли писателей об истине, жизни и поведении. М.: Эксмо-Пресс, 1998.1038 с.
  7. Л.Н. Избранное: Исповедь. «Тайный» дневник. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 538 с.
  8. М.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. 1996. -№ 10. — С.58−68.
  9. И.Я. Религия Толстого. М., 1914. — 141с.
  10. Ю.Н. Лев Толстой. М., 1920. — 70 с.
  11. Л.Н. Л.Н. Толстой: Сб. ст. М&bdquo- 1922. — 159 с.
  12. Александров. Учения гр. Толстого о жизни (посвящается читателям «Воскресения»).-М., 1902.-24 с.
  13. А.Я. Идея мира в нравственном учении Л.Н. Толстого // Мир как проблема человека. М., 1990. — С.63−82.
  14. К. Эстетическое: диалоги о таинственном. Часть 1. Нижний Новгород, 1996.- 350 с.
  15. В. Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого // Избр. филос. труды. М., 1969. -Т. 1. — С.40−101.
  16. П.Е. Учение графа Толстого в его целом. М., 1892. — 63с.
  17. Э.Г. Очерки эстетики и творчества. М., 1981. — 198 с.
  18. BaloueffI. Балуев PI. Эволюция эстетических взглядов JI. Толстого
  19. Записи Русс. Акад. группы в США. New-York. 1978. T. l 1: Толстовский номер 1828−1978. С. 197−207.
  20. P.A. Дистерло. Гр. Толстой как художник и моралист. 1887. — С.166−172.
  21. B.C. Социальная жизнь общества. М., 1987.
  22. В.Е. Эстетика Льва Толстого. М., 1978. — 63 с. П. Барышников Е. П. Проблема нравственного выбора в творчестве Толстого
  23. И.А. Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л.Н. Толстого: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2000. — 27 с.
  24. Л.В. Отражение настроений русского общества в творчестве Толстого // Л. Н. Толстой и современные проблемы культуры. М., 1980. — С. 38−46.
  25. А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 527 с.
  26. H.A. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л. Толстого // Русь. 1992. — № 2. — С. 139−158.
  27. .И. Сокровенный Толстой: религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М., 1992. — 206 с.
  28. В.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993. — 253с.
  29. Л.И. Л. Толстой: О необходимости развития религиозного сознания // Проблемы педагогики: ВУЗ школа: Сб. ст. — М., Тольятти. — С.127 — 133.
  30. Л.С. Лев Толстой и пути искусства в России: Автореф. дис. д-ра фп-лол. наук. Л., 1968.-39 с.
  31. П. И. Биография Л.Н. Толстого: В 2 т. М.: Алгоритм, 2000. — Кн. 2. -653 с.
  32. Е.А. Этические воззрения JLH. Толстого и философская их критика. -Юрьев (Дерпт), 1887. 100 с.
  33. Е.А. Отношение искусства к науке и нравственности. Умозрительно-психологические исследования. Юрьев (Дерпт), 1895. — 82 с.
  34. П.Д. Толстой вероучитель. (Опыт оценки) 1916. // На чужой стороне, — Прага, — 1925, — № 13, — С.29−57.
  35. М.Н. Самосознание искусства самопознание человека. Очерки русской эстетической мысли второй половины 19 века. — М., 1997. — 190 с.
  36. Н. Болезнь-к-жизни (О пути Льва Толстого с постоянной оглякой на Киркегора) //' Лев Толстой сам о себе в изложении Янко Лаврина. Челябинск, 1999.-С. 259−303.
  37. Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997.
  38. А. И. История и мораль (Отражение этического учения Л. Толстого в русской религиозной историософии начала 20-го века). // Логос. Санкт- Петербургские чтения по философии и культуре. Российский духовный опыт. СПб., 1992, — С. 22−33.
  39. С.Н. Свет невечерний. М., 1994.-415 с.
  40. В.Ф. Христианская этика. Системные очерки мировоззрения Толстого. М, 1917.-235 с.
  41. И.А. Освобождение Толстого // Лев Толстой сам о себе в изложении Янко Лаврина. Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. 303−461.
  42. Т.Т. Л.Н. Толстой и традиция мировой мудрости о воспитании «совершенного» человека*// 24 Международные Толстовские чтения: Сб. ст. Тула, 1998.-С. 239−242.
  43. Г. А. Категория добра и пользы в учении и творчестве Л.Н. Толстого // Проблема поэтики русского реализма 19 века: Сб. ст. Л.: Изд. Лен. унта, 1984.-С. 170−183.
  44. H.A. Логический и исторический методы в этике. (Об этических системах Л. Толстого и Вл. Соловьева). Сб. ст. в честь Д. Л. Корсакова. — Казань, 1913. — С.449−457.
  45. Вера и неверие Льва Толстого//Новый мир. 1998. — № 7. — С. 151−163.
  46. В.В. Живая жизнь: о Достоевском и Л. Толстом. М.: Политиздат, 1991.-336 с.
  47. Вопросы этики и эстетики. Сб. ст. Отв. ред. P.A. Бурханов, Л. А. Полищук. -Нижневартовск, 1997. — 86 с.
  48. Е.Л. В писках универсальной истины. («Перевод четвертых Евангелие»). Магнитогорск, 1992. — 14с.
  49. И.И. Неизвестный Толстой. Харьков, 1993. — 238 с.
  50. Г. Д. С Толстым. Встреча через век. М., 1999. — 112 с.
  51. С.И. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С. И. Избранные сочинения. -М., 1998, — С. 545−576.
  52. Ги де Маллак. Вечная мудрость Льва Толстого. Изложение жизненной философии Толстого и другие мысли. М., 1995. — С.110−122.
  53. .И. Граф Толстой как богоискатель. С-Пб., 1914. — 64 с.
  54. Л.В. Об истинном искусстве: По переписке Толстого с Ф. Ф. Тищенко // Октябрь, — 2000, — № 9. С. 173−177.
  55. Гневушев М. В: Истинный смысл и значение учения гр. Толстого // Миссионерское обозрение. 1898. — № 2. — С. 189−213.
  56. А.Б. Вблизи Толстого. М., 1959. — 486 с.
  57. А. Л. Толстой и защита человека // Социальная защита. 1991. — № 2. -С. 71−73.
  58. А. Нравственная норма творение добра // Трезвость и культура. -1990.- № 11.-С.6−8.
  59. A.A. Религиозный синтез Льва Толстого. В кн.: Толстой и религия. М&bdquo- 19.96. -С.66−70.
  60. A.K. Перед лицом смерти. Лев Толстой и Николай Федоров. М.: Б.Ш., 1928.
  61. А. Софизмы Л. Толстого по отношению к искусству и критике. Киев.' 1900.-27 с.
  62. А. Граф Л. Н. Толстой. (Эстетические и этические начала в развитии личности художника). Таганрог. — С.1−47.
  63. С., Галифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1995. — 300 с.
  64. А. Основы «религиозного» начала гр. Толстого. -Казань, 1893. 428 с.
  65. H.H. Любовь в учении Толстого // Календарь для всех на 1915 год. М., 1915.-С. 171−177.
  66. H.H. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого 1891−1910. М., 1960.
  67. А. А. Вера, Боги ненасилие в учении Л. Толстого // Свободная мысль.- 1997.-№ 7.- С. 46−55.
  68. A.A. Ненасилие как правда жизни // Опыт ненасилия в 20-м. столетии. Социально-этические очерки. М., 1996. — С.236−264.
  69. A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы фшюсофии. 1994. -№ 6, — С.35−41.
  70. И.В. Философско-эстетические взгляды Толстого. Сб. ст. Минского гос. пед. ун-та им. Горького. — Минск, 1955. — С. 84−108.
  71. Ю.Н. Страх смерти и смысл жизни // Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Мол. гвардия, 1989. — С.53−74.
  72. A.B. Насилие российский вариант // Мораль и право в современных условиях. — М&bdquo- 2000. — С. 14−18.
  73. Жизнь и смерть Толстого. Посвящается памяти великого писателя земли русской: Сб. ст. М., 1911.- 151 с. 79.3аозерский Н. А. Лев Николаевич Толстой о смысле жизни. -М., 1913.
  74. В. Толстой и русская эстетика 90-х годов // Эстетика Льва Толстого. М., 1929.-С. 154−181.
  75. В. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
  76. И.А. Погребение набальзамированного толстовства (главы из книги «О сопротивлении злу силой») // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С. 85−107.
  77. In Memoriam. Сборник памяти Я. С. Лурье. С-Пб., 1997. — 430с.
  78. Л.И. Гр. Толстой как мыслитель. С-Пб., 1911. — 249 с.
  79. Искусство и нравственность. Сб. ст. — М., 1986. — 349 с.
  80. К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — С.106−114.
  81. Г. Н. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов- на -Дону, 1967. -208 с.
  82. А.П. Художник и моралист в Л.Н. Толстом. Харьков, 1911.93.1<алмыков Р. Б. Антиномия свободы. Иваново, 1995. — 25 с.
  83. Л.В. Толстой и мир // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С. 33−54.
  84. Д.Ю. Философия Толстого. М., 1928. — 302 с.
  85. В. Всеобъемлющая душа Толстого // Художник. 1978. — № 9. — С. 2935.
  86. Клюзова M. J1. Этический рационализм JT.H. Толстого: Дпс. канд. филос. наук. -М&bdquo- 2000. -256 с.
  87. В.А. Эволюция взглядов Толстого на задачи писателя и цели искусства // Эстетика и метод: Сб. ст. Свердловск, 1987. — С.19−33.
  88. A.A. Религия гр. JI.H. Толстого. С-Пб., 1888. — 117 С.
  89. Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985. — 136 с,
  90. Н.С. К вопросу о характере социальных исканий Толстого // Актуальные проблемы истории философии народов СССР: Сб. ст. М., 1972. — С. 245−306.
  91. И.Н. Проблема свободы в наследии Льва Толстого: реальность и мистификация // Вестник Ярославского университета. Вып. 15. Философия. Свобода, ответственность, управление. — Ярославль. — 1975. — С. 49−59.
  92. Г. В. «Божеское» и «человеческое» в произведениях позднего Л.Н. Толстого // Кормановские чтения: Сб. ст. Ижевск, 1995.- Вып. 2. — С.164−171.
  93. Г. В. Воскресение в «Воскресении» Л.Н. Толстого // Русская словесность. 1998. — № 6. -С.2−6.
  94. В.А. Религиозная философия в России: Начало 20 века. М., 1980. -309 с.
  95. Н.В. Л.Н. Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Толстого. М., 1993. — 174 с.
  96. Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Л.Н. Толстого: Дне. д-ра пед. наук. М., 1994.
  97. A.A. Философия образования Л.Н. Толстого: Дис. канд. филос. наук. -М. 2000.- 131 с.
  98. JT.H. Толстой о проблеме «синтеза» искусств. // Толстой и наше время. М., 1978.-С. 106−121.
  99. Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Тула, 1959. — 520 с. .
  100. Г. И. Взгляды Л.Н. Толстого на искусство в90-е годы: Автореф. дне. канд. филол. наук. М., 1955. — 11 с.
  101. E.H. Эстетика Л. Н. Толстого. М. — Л., 1966. — С.44−77.
  102. Л.И., Кожурин Я. Я. Антиклерикализм Толстого // Философские и социологические исследования. Л., 1974. — С. 202−214.
  103. Л.И. Социальная философия Л.Н. Толстого: Автореф. дис. канд.филос. наук. Л., 1970. -17 с.
  104. Я. Лев Толстой сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск, 1999. — 461 с.
  105. С.А. Философия жизни и смерти у Льва Толстого // Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. — Т. 2.
  106. Р. Гр. Толстой, его жизнь, произведения и миросозерцание. М., 1904. — 318 с.
  107. К. Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. М., 1882.-68 с.
  108. В.И. Статьи о Толстом. М., 1988. — 159 с.
  109. Ли Со Ён. Религиозно-философская антропология Л. Н. Толстого: Дис. канд. филос. наук. М., 1996. — 150 с.
  110. К. Эстетика Льва Толстого. М., 1972. — 480 с.
  111. N. Нравственная личность Толстого // Лев Толстой. Записки Русской Академической группы в США. Толстовский номер 1828−1978. Т.П. — New-York. 1978.-С.21−33.
  112. М.А. Горизонты культурного творчества человека в философии Л.Н. Толстого // Культура и творчество: Сб. ст. Тверь, 1995. — С.96−106.
  113. М.А. Религиозная философия Толстого в диалоге культур Запада и Востока // Россия и Запад. Диалог культур: Сб. ст. -Тверь, 1994, — С. 111−121.
  114. М.А. Проблема взаимосвязи мировоззрения и образования в трудах Л.Н. Толстого (философско-методологический анализ): Автореф. дис. д-ра филос. наук. Тверь, 1999. — 37 с.
  115. Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы 20 века. С-Пб., 1993. — 168 с.
  116. Я.С. Лев Толстой и мыслители «серебряного века» // Звезда. 1993. -№ 7. — С. 173−183.
  117. Майорова И. К вопросу об эволюции социальных взглядов Толстого
  118. И.Б. О «новом жизнепонимании» Льва Толстого // Вопросы философии. 1996. — № 9. -С.39−45.
  119. И.Б. Путь восхождения. Т.1. — М., 1993. — 448 с.
  120. В.Ф. Философия красоты. Минск, 1999. — 336 с.
  121. Н.Е. Потребность в общении в модели мира Толстого // Формирование потребности личности в общении: Сб. ст. Новосибирск, 1981. — С. 54−66.
  122. Е.Д. Место этики в мировоззрении Толстого // Вопросы истории этической мысли. М., 1983. — С. 53−59.
  123. Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1999. — 40 с.
  124. Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. -623 с.
  125. Мирза-Ахмедова П.M. Очерки идейно-художественных исканий JI.H. Толстого. Ташкент, 1990. — 103 с.
  126. H.A. Истоки толстовской концепции ненасилия и ее актуальность // Толстой и ненасилие. М., 1995. — С.22−33.
  127. H.A. О новой религии JI.H. Толстого // Толстой и ненасилие. М., 1995, — С.47−54.
  128. H.A. Социально-философские аспекты концепции воспитания и образования J1.H. Толстого: Дис. канд. филос. наук. М., 1997. — 156 с.
  129. К.В. Великие русские писатели !9 века. -С-Пб, 2000. 158 с.
  130. И.А. Философская антропология JI.H. Толстого: Дис. канд. филос. наук. М. 1998. — 137 с.
  131. Немировская JI.3. Религия в духовном поиске Толстого. М.: Знание, 1992. -64 с. (Сер. «Культура и религия" — № 4).
  132. Немировская Л. З. Толстой и Ницше. -М., 1998. С.29−31.'
  133. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. — 188 с.
  134. С.А. Непротивление злу насилием: идеал и действительность // Толстой и ненасилие. М., 1995. — С. 33−38.
  135. В. «Богоискательство» и богоборчество Толстого // Прометей. Т. 12.-М&bdquo- 1980.-С. 113−138.
  136. Л.Н. Толстой и А. Мердок): Дис. канд. филол. наук. М., 1994. — 220 с.
  137. Э.А. Об эстетических взглядах Л.Н. Толстого. Ереван, 1965. — 148 с.
  138. Э.А. Критика буржуазного искусства в эстетике Л.Н. Толстого: Ав-тореф. дис. канд. филол. наук. М., 1965. — 20 с.
  139. О религии Льва Толстого. М., 1912. — 248 с.
  140. М.Ф. Проблема искусства и нравственности в эстетике Толстого // Разум и культура. М&bdquo- 1983. -С.129−133.
  141. М.Ф. Социально философские и эстетические взгляды Толстого // Вопросы философии. — 1978. — № 9. — С. 115−124.
  142. A.A. Теория отражения и искусство. М., 1978. — 133 с.
  143. Л.Д. Особенности реализма Толстого в поздний период творчества (1880−1900): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1952. — 16 с.
  144. Л.Д. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1886 по 1892 годы. -М.: Наука, 1979.-287 с.
  145. Опыт ненасилия в 20 столетии. Социально-этические очерки. М., 1996. -288 с.
  146. В.В. Драматургическое искусство Л.Н. Толстого. Ярославль. 1972.-208 с.
  147. Л.Н. Слово и Дело Толстого. Искусство и этика. М., 1979. — 222 с.
  148. Памяти Толстого: Сб. ст. -Харьков, 1911. 51 с.
  149. В.М. К вопросу о системе философии Л.Н. Толстого // Проблемы социальной детерминации сознания. Труды по философии. Тарту, 1980. — С. 105−128.
  150. . Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М.: Искусство, 1990. -399 с.
  151. Паттерсон Давид. От культурного к человеческому: Случай Ивана Ильича. -Сб. ст. Казанского гос. ун-та. Казань. — С.48−89.
  152. Г. В. Толстой и его религия // Плеханов Г. В. Статьи о Толстом. -М., 1924.-С. 8−94.
  153. A.C. Философское мировоззрение Л.Н. Толстого. Харьков, 1974. — 152 с.
  154. П. Иностранные источники трактата Толстого «Что такое искусство ?» // Эстетика Льва Толстого. М&bdquo- 1929. — С. 123−151.
  155. Ф.П. Гр. Толстой как мыслитель-моралист. Критический очерк. М., 1893.-47 с.
  156. Е.И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993. — 172 с.
  157. Е. И. О жизни и ее смысле у Л.Н. Толстого. М., 1997. — (Деп. в ИИИ-ОН РАН). -19 с.
  158. Е.И. Структура толстовской концепции ненасилия // Толстой и ненасилие. М&bdquo- 1995. — С.38−51.
  159. Е.И. О едином Боге и разных верах в миропонимании Л.Н. Толстого. -М., 1997. (Деп. в ИНИОН). — 17 с.
  160. Е.И. Объективность нравственности в мировоззрении Л.Н. Толстого. М., 1997. — (Деп. в ИНИОН РАН). — 22 с.
  161. Е.А. Истоки эволюции мировоззрения Л.Н. Толстого: Дис. д-ра филос. наук.-М., 1997.
  162. В.Б. Л.Н. Толстой: Диалоги во времени. Тула, 1998. — 300 с.
  163. В. Религиозное миросозерцание Л.Н. Толстого. Казань, 1909.
  164. В.В. Л.Н. Толстой и русская церковь // Розанов В. В. Соч. Т. 1. Религия и культура. — М., 1990. — С. 355−368.
  165. В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. — 734 с.
  166. С.М. «Совестный» бунт// Слово. 1998. — № 5. — С. 89−91.
  167. Г. А., Русанов А. Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. -Воронеж-, 1972.-278 с.
  168. Д. Л.Н. Толстой. Принципы нового мирового порядка. М., 1993. -208 с.
  169. И.Ф. Система нравственно-философских и художественных исканий Л.Н. Толстого в 1880—1900 гг. (Путь к драме «Живой труп»): Автореф. дне. канд. фолол. наук. Томск, 1990. — 19 с.
  170. В.И. Вера и неверие: Достоевский, Толстой, Чехов и др.
  171. H.A. Проблема этического и эстетического в произведениях Тол-' стого // Вопросы эстетики: Сб. ст. Саратов, 1963. — С.55−103.
  172. .Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема. Воронеж, 1985. — 135 с.
  173. Г. А. Антропомания художественных произведений Л.Н. Толстого. -М&bdquo- 1987. (Деп. в ИНИОН РАН). — 17 с.
  174. C.B. Критика религиозных аспектов этических воззрений Толстого // Социально-философские аспекты критики религии: Сб. ст. Л., 1980. — С. 65−80.
  175. С. В. Идея нравственного самосовершенствования в этике Л.Н. Толстого: Дис. канд. филос. наук. Л., 1982. — 165 с.
  176. А. Гр. Толстой как художник и мыслитель. Критические очерки и заметки. С-Пб., 1887. — 234 с.
  177. А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. — 543 с.
  178. Е.Ф. Концепция ненасилия Л.Н. Толстого: Дис. канд. филос. наук. -М&bdquo- 1992, — 198 с.
  179. Л.З. «Учение истины» и практическая мораль Толстого // Вестник Европы. 1891. — № 9. — С. 287−309.
  180. Смысл жизни: Антология. М., 1994. — 592 с.
  181. О.С. Лев Толстой: парадоксы этического человекотворения //Человек. 1996. — № 2. С.62−79.
  182. О.С. Толстой о смысде жизни: этические искания и современность // Вопросы философии. 1985. — № 11. — С. 124−132.
  183. О.С. Проблема смысла жизни в этических учениях Толстого и Достоевского: Дне. канд. филос. наук. Новосибирск, 1988. — 195 с.
  184. К. Проблема «духовной» и «плотской» любви в мировоззрении и художественном творчестве JT.H. Толстого (1850−1900 г. г.): Автореф. дис. канд. филол. наук. М&bdquo- 2000. — 16 с.
  185. Столович J1.H. Эстетическое в действительности и в искусстве. М., 1959. -256 с.
  186. JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк исторической эстетической аксиологии. М. 1994, — С.357−359.
  187. Струве П.Б. Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. -527 с.
  188. Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1980. — 527 с.
  189. .Ф. В поисках «зеленой палочки» // Новый мир. 1988. — № 10. — С. 266−269.
  190. А.Б. Праведники и праведничество в позднем творчестве Л.Н. Толстого: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1998. 18 с.
  191. В. Божеское и человеческое Льва Толстого // Звезда. 1978. — № 8. — С.196−206.
  192. С.А. Моя жизнь // Октябрь. 1998. — № 9. — С. 136−177.
  193. Толстой и современный мир. Сб. научных ст.: В 2 ч.- Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1998.
  194. Толстой и наше время. М., 1978. — 363 с.
  195. В.И. Искусство и мораль (О социальной сущности и функции искусства).-М., 1973.-439 с.
  196. Д.С. Гр. Толстой об искусстве и науке: Критический разбор. Киев, 1901.- 123 с.
  197. В.И. Толстой и проблемы культуры: Сб. ст. Издательство Тульского гос. ун-та. — Тула, 1996−1997. — Вып.1. — С. 87−92.
  198. Н.Ф. Проблемы науки и мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого // Вопросы философии. 1978. — № 9.
  199. М. Красота и правда в искусстве // Научное обозрение. С-Пб., 1898.-№ 11.-С. 2006−2027.
  200. C.JI. Нравственное учение Л.Н. Толстого // Нравственное мировоз-' зрение. С-Пб., 1996. — С. 432−474.
  201. С.Л. Смысл жизни. Брюссель, 1992. — 132 с.
  202. И.Т. О жизни, смерти, бессмертии // Вопросы философии. 1983. -№ 2.
  203. К.С. Л.Н. Толстой как религиозный тип правдоискателя // Толстой и религия. М., 1996, — С.37−47.
  204. Е. В. Критика Л.Н. Толстым эстетики модернизма: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1982. 19 с.
  205. М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. — С.220−254.
  206. Г. П. Социально-справедливый поступок Л.Н. Толстого // Самобытность русской философии: проблема мировоззренческого поступка. Тюмень, 1997.-С.166−173.
  207. Человек: образ и сущность (Гуманитарные аспекты). Совесть, труд, счастье. Ежегодник РАН. — М, 1998. — 290 с.
  208. Т.В. Проблема художественного общения в эстетической теории Л.Н. Толстого. Л., 1988.
  209. Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. -' 1990. № 7.
  210. А.И. Л. Толстой -обличитель буржуазной культуры. Тула, 1960. -111с.
  211. В.Б. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия, 1967. — 656 с.
  212. Шрейдер 10. А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.85−86.
  213. Щетинина Г. И. JI.H. Толстой как социальный реформатор: Основные идеи и последователи к. 19 н. 20 в. в. — М., 1995. — 104 с.
  214. Эгути Мицуру. Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу и его влияние на' общественную мысль в Японии: Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 2001. -23 е.
  215. П.К. Критика научных и художественных учении гр. Толстого.- М. 1898.
  216. Эстетическая культура. М., 1996. — 201с.
  217. Эстетическая теория и нравственность. Сб. ст. МГУ. — М., 1984.
  218. Эстетический идеал и современность. Понятие, проблема, преемственность.- Сб. ст. Отв. ред. М. Ф. Овсянников. М., 1986. — 184 с.
  219. Эстетическое сознание личности. -М., 1994. 219 с.
  220. .М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.
  221. С.Ф. К вопросу о социально-философских взглядах позднего Л.Н. Толстого. Уфа, 1984.
  222. С.Е. Проблема смерти в творчестве А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого и в современной культуре // 25-е Международные Толстовские чтения: Сб. ст. Тула, 1999.-С. 189−199.
  223. Berlin I. The hedgehog and the Fox. An essay on Tolstoy’s view of history. -London: Weidenfeld & Nicolson, 1953. 86 p.
  224. Greenwood E.E. Tolstoy: The Comprehensive Vision. New York, St. Martin’s Press, 1975. — 184 p.
  225. Gustafson R.F. Leo Tolstoy: Resident and Stranger: A Study in Fiction and Theology. Discuss: Tolstoy Studies Journal. — San Fransisco, 1988. — № 1. — P. 1326/
  226. Gustafson R.F. Tolstoy and the XXI century // Lev Tolstoy and conceptot Brotherhood: Proc. of conf. 2t Univ. Of Ottawa. 22−24 Febr. 1996. P. 142−146.
  227. Sampson R.V. Tolstoy: The Discovery of Peace. L., Heinemam- NewYork, Pantheon, 1973.- 205 p.
  228. Sampson R.V. Tolstoy on the causes of war: An essay. London: Peace pledge union, 1987. — 26 p.
  229. Spiers L. Tolstoy and Chekhov. London and New York, Cambridge University Press, 1971.- 237 p.1. РОСТ V IrOCVfiA- ?cnij^ /-isfliioiesaf jr
Заполнить форму текущей работой