Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философские проблемы в творчестве Ивана Тимофеевича Фролова: Историко-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Генетика и её философское осмысление (о книге И. Т. Фролова «Генетика и диалектика») // Персонология русской философии. Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции (март — апрель 2001).Екатеринбург, 2001. 165−167.2. Политика государства и научное познание // Русская философия и власть (к 80-летию «философского парохода»). Материалы VI Всероссийской научной заочной конференции (апрель… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ff
  • Глава I. Философские проблемы биологии
    • 1. 1. Проблема детерминизма в биологических науках
    • 1. 2. Диалектика и генетика
    • 1. 3. Мировоззренческие и социально-этические проблемы генетики человека
  • Глава II. Философская антропология: комплексный подход
    • 2. 1. Человек, человечество, человечность -глобальная триада настоящего и будущего
    • 2. 2. Жизнь, смерть и бессмертие человека человечества
    • 2. 3. Методология комплексного подхода к изучению человека
  • Глава III. Глобальные проблемы человечества. t 3.1. Диалектика глобальных проблем
    • 3. 2. Природа и человек: исторические формы взаимодействия
    • 3. 3. Альтернативы человеческой цивилизации в третьем тысячелетии

Философские проблемы в творчестве Ивана Тимофеевича Фролова: Историко-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ситуация, которая сложилась в начале XXI столетия в отечественной философии, парадоксальна. С одной стороны — возвращаются «забытые» имена русских философов начала XX века. С другой стороны, есть советский период русской философии, о котором почему-то не хотят говорить.

Однако философия советского периода является частью мировой философии. Советская философия двойственна по своей сути. Существовала официальная философия, которая поддерживала политический строй. Но была так называемая маргинальная философия, преодолевающая устоявшиеся стереотипы и принципы в научном познании. Подлинно научное изучение истории отечественной философии советского периода только начинается. Поэтому мы обращаемся к философским воззрениям выдающегося советского философа — Ивана Тимофеевича Фролова (1929 — 1999).

Иван Тимофеевич Фролов — русский философ, общественный и политический деятель. И. Т. Фролов окончил философский факультет (1953г.) и аспирантуру МГУ (1956г.). Доктор философских наук, профессор Московского Государственного университета. Член-кореспондент (1976г.), академик АН СССР (1987г.). И. Т. Фролов — редактор журналов «Вопросы философии» (1968;1977), «Коммунист» (1986;1987), «Человек» (1989;1999), газеты «Правда» (1989;1991). Заслуживает внимания его общественная и организаторская деятельность. Её итогом стало образование Института человека при РАН, которым руководил И. Т. Фролов с 1991;1999.

И.Т. Фролов исследовал вопросы философии биологии и диалектики познания жизни, глобальные проблемы современности, вопросы гуманизма, проблемы комплексного междисциплинарного исследования человека.

Обращение к философии И. Т. Фролова актуально не только в связи с восстановлением историко-философской преемственности, но и потому, что главной темой философских исканий И. Т. Фролова является тема человечности, гуманизма, которая важна в наши дни.

В интерпретации философских взглядов И. Т. Фролова существуют определенные сложности, которые связаны с тем, что его философия неразрывно связана с другими областями научного познания (биологией, психологией, социологией, экономикой и др.). Необходимо исследовать философию И. Т. Фролова, показать ее значимость для философского познания.

Степень разработанности темы. Диссертация предполагает сопряженное рассмотрение темы в историческом контексте — с одной стороны, и в философском — с другой стороны. Историческая ситуация второй половины XX в. в нашей стране представлена довольно широко в учебной литературе, в воспоминаниях очевидцев тех лет, в художественных произведениях. Надо отметить, что, как правило, представленные факты полярны (от полного негативного отношения до высказывания о «самом лучшем времени»).

Идеи И. Т. Фролова служили отправной точкой для научных исследований в области философии биологии, глобалистики, антропологии.

В 2001 году опубликована книга «Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи.» (Серия «Ученые России. Очерки, воспоминания, материалы»). В книге прослежен жизненный и творческий путь российского философа. Вместе с тем представлены статьи, авторы которых рассматривают работы и взгляды И. Т. Фролова по философии биологии и теории познания: В. Г. Борзенков, А. Н. Мамзин, JI.JI. Киселев, Ю. П. Алтухов, В. А. Струнников, И. К. Лисеев, А. К. Астафьев,.

С.А. Пастушный, В. В. Петровпо глобальным проблемам человечества: В. Н. Игнатьев, Э.А. Араб-Оглы, В. Ж. Келле, К. В. Фролов, В. В. Загладин,.

B.А. Кобылянский, Д. А. Гущинпо этике науки и гуманизму:

C.С. Солдатенкова, С. Н. Корсаков, П. С. Гуревич, А. А. Гусейнов, М. А. Мануильский, П. П. Гайденко, Н. А. Носов. В сборнике напечатаны воспоминания друзей и коллег о И. Т. Фролове.

Небольшие по объему, но значительные по содержанию статьи очень ценны для понимания того времени, той эпохи, в которой жил и трудился И. Т. Фролов.

Уже два года в Институте философии РАН проводятся чтения, посвященные памяти академика И. Т. Фролова. Первые чтения прошли в декабре 2001 года под темой «Философия, социология и этика науки». Вторые чтения были посвящены философии глобальных проблем, которые состоялись в декабре 2002 года.

О И. Т. Фролове можно прочитать статьи в последних словарях. В статье В. Н. Игнатьева («Философский словарь» под ред. И. Т. Фролова Изд. седьмое, переработ, и допол. М., 2001) — в статье Б. Г. Юдина («Новая философская энциклопедия» в 4 томах М., 2001) — в словаре П. В. Алексеев «Философы России XIXXX столетий: биографии, идеи, труды». М., 2002; в статье А. Н. Чумакова в международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» М., 2003.

В западной научной литературе отметим книгу Лорена Р. Грэхема «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском союзе» М., 1991. В этой книге автор дает анализ событий, которые связаны с историей и развитием генетики в нашей стране, обращаясь к книге И. Т. Фролова «Генетика и диалектика» М., 1968 г.

С точки зрения историко-философского подхода в отечественной литературе по истории философии подробный и систематический анализ философских взглядов И. Т. Фролова отсутствует. Важно рассмотреть философскую систему ученого. Проанализировать, как менялись взгляды философа.

Цель и задачи исследования

Главной целью работы является историко-философский анализ научных взглядов И. Т. Фролова. Это определяет решение ряда исследовательских задач:

— выявить теоретические истоки для становления философии И. Т. Фролова;

— проанализировать основные идеи философских проблем биологии, сформулированных И. Т. Фроловым;

— раскрыть предложенную И. Т. Фроловым философию комплексного изучения человека в системе наук;

— дать содержательный анализ философии глобальных проблем, сформулированных И. Т. Фроловым;

— определить значимость философских идей И. Т. Фролова для дальнейшего развития философской мысли.

Методологические основания исследования. Общетеоретические методы, использованные в работе, определены целью, задачами и самой спецификой историко-философского анализа, в основе которого — принцип историзма и целостности, взаимосвязи исторического и логического.

Данные методы реализуются в конкретно-историческом анализе, позволяя проследить эволюцию философских взглядов И. Т. Фролова в контексте советской философии второй половины XX века.

Метод сравнительного анализа научных текстов применяется при обращении к философским работам И. Т. Фролова. Следовательно, многообразие аспектов изучаемого предмета обуславливает комплексный характер методологии, в основе которой лежит принцип диалектического подхода к анализу исследуемых явлений.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе предлагается целостное рассмотрение философских идей И. Т. Фролова:

— обосновывается и доказывается важность философских воззрений И. Т. Фролова для научного познания и философии;

— дан содержательный анализ проблемного поля и философских взглядов И. Т. Фролова;

— исследуется вклад ученого в разработку проблем, которые связаны с философией биологического познания;

— раскрывается идея комплексного исследования человека, которую предложил И. Т. Фролов;

— анализируется диалектика глобальных проблем, обоснованная И. Т. Фроловым.

Объектом исследования являются критические и публицистические произведения И. Т. Фролова, появившиеся в период с 1956 года до наших дней, в которых представлены его идеи по вопросам философии естествознания, философии комплексного подхода в изучении человека, философии глобальных проблем.

Предмет исследования — философия И. Т. Фролова, эволюция его философских воззрений, их осмысление и значимость для дальнейшего развития философской мысли.

Источниковая база исследования. Источниками диссертационной работы являются многочисленные статьи и книги И. Т. Фролова. Отметим, что в 2002 — 2003гг. опубликованы «Избранные труды» в 3-х томах академика.

И.Т. Фролова. А также литература, связанная с философскими проблемами биологии, антропологии, глобалистики.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Теоретическое значение данной диссертации заключается в том, что результаты работы расширяют, уточняют и углубляют современное историко-философское понимание в отечественной истории, позволяют скорректировать «образ» философского познания в советский период и преодолеть сложившийся стереотип о том, что в эти годы философии в нашей стране не было. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты и материалы могут быть использованы:

— в научных исследованиях по истории философии и методологии науки, философской антропологии, этики;

— при чтении спецкурсов по истории философии, философии и методологии науки, философской антропологии, этики;

— при чтении курса «История Отечественной философии»;

— в курсе лекций по истории философии, философии науки, философской антропологии, этики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры истории философии Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Материалы диссертации были использованы при проведении круглого стола на тему: «Советская философия: версии и реалии» в рамках дней науки на философском факультете Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Структура работы соответствует поставленной цели и обусловлена последовательностью и характером решаемых задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

В заключении диссертации сформулируем основные положения выносимые на защиту: 'у 1. Исследованы философские взгляды Ивана Тимофеевича Фролова ;

одного из представителей советского периода отечественной философии. Философские искания мыслителя демонстрируют разносторонность его научных интересов. Работы учёного имеют не только историческую ценность, они и в нащи дни представляют научный интерес.2. Исследован вопрос об отношении И. Т. Фролова к учению К. Маркса. Показано, что философия И. Т. Фролова «возвращает» мировоззрение К. Маркса. Для И. Т. Фролова учение немецкого мыслителя — это не только экономическая теория, но и гуманизм.3, Показано, что И. Т. Фролов предлагает свою интерпретацию процессов изменчивости и эволюции как статистически направленных процессов. В дальнейшем эта идея Иваном Тимофеевичем Фроловым была названа «органическим детерминизмом» .И. Т. Фролов телеологическому подходу к решению проблемы органической целесообразности противопоставил концепцию диалектико материалистического детерминизма, тем самым И. Т. Фролов выступил против схематизма Т. Д. Лысенко и его сторонников.И. Т. Фролов рассмотрел соотношение философских и теоретических проблем естествознания. Если биолог в своих теориях обозначает различные аспекты живой природы (живых систем), то задача философа заключается в описании самих этих теорий. Причём, эти теории должны описываться в различных аспектах: онтологическом, гносеологическом, методологическом и даже аксиологическом.4.Выявлено, что И. Т. Фролов формулирует основы комплексной антропологии. И. Т. Фролов, основываясь на учении К. Маркса, определят сущность человека, которая заключена не только в наличии биологических.

(природных) факторов, но и социальных. Человек — социальное существо. Актуализирован значимый для современности тезис И. Т. Фролова о том, что для того чтобы человек мог существовать в обществе, он должен взаимодействовать с обществом по законам гуманизма. Более того, для И. Т. Фролова — человек, человечество, человечность — это единое целое, которое должно рассматриваться как «глобальная триада настоящего и будущего»: человек-человечество-человечность. Выявлены основные положения и рассмотрена история создания Института человека, директором которого был И. Т. Фролов.5. Раскрыта концепция глобальных проблем, которую предложил И. Т. Фролов. В Советском Союзе он был первым, кто философски обосновал вопросы о глобальных проблемах. Глобальные проблемы рассматривались И. Т. Фроловым как техногенные, т. е. во многом естественно-научные, но вызванные человеческой деятельностью. Только диалектический материализм, считал И. Т. Фролов, позволяет определить значение глобальных проблем, показать их связь и взаимодействие с современными условиями существования человечества. Глобальные проблемы — это диалектически развивающаяся система с иерархической соподчиненностью друг к другу в зависимости от того, какие причинно-следственные отнощения существуют между ними.6. Проанализированы идеи И. Т. Фролова о назначении философии, показана их актуальность для современного философского познания. Учёный считал философию методологической основой для изучения гуманитарных и естественных наук. Несомненная заслуга И. Т. Фролова в том, что он активно формировал научную среду в нашей стране, будучи редактором журналов «Вопросы философии», «Коммунист», учёный, который организовывал международные конгрессы по философии, создатель учебников и словарей. Основные положения исследования отрал<�ены в следующих публикациях:

1. Генетика и её философское осмысление (о книге И. Т. Фролова «Генетика и диалектика») // Персонология русской философии. Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции (март — апрель 2001).Екатеринбург, 2001. 165−167.2. Политика государства и научное познание // Русская философия и власть (к 80-летию «философского парохода»). Материалы VI Всероссийской научной заочной конференции (апрель — май 2002 г.). Екатеринбург, 2002.3. От методологии естественных наук к гуманистическим идеалам. Философские взгляды И.Т. Фролова// Дискурс-Пи Научнопрактический альманах. Вып. 2. Екатеринбург, 2002. 50 -51.4. Ренессанс человека // Антроподицея. Сборник научных статей. Екатеринбург, 2003. 103−109.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Esse Homo // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001. С. 211.
  2. И.Т. Человек и глобальные проблемы человечества: необходимость мыслить и действовать по-новому// Избр. труды: В Зт. М., 2003. Т. 3: О человеке и гуманизме. Работы разных лет. С. 413.2 Там же С. 426.
  3. И.Т. Человек, природа и род человеческий: перспективы гармонизации взаимодействия и роста// Избр. труды: В Зт. М., 2003. Т. .3: О человеке и гуманизме. Работы разных лет. С. 483.
  4. К. Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года Соб. соч. Т. 42 С.118
  5. Исследован вопрос об отношении И. Т. Фролова к учению К. Маркса. Показано, что философия И. Т. Фролова «возвращает» мировоззрение К. Маркса. Для И. Т. Фролова учение немецкого мыслителя это не только экономическая теория, но и гуманизм.
  6. Генетика и её философское осмысление (о книге И. Т. Фролова «Генетика и диалектика») // Персонология русской философии. Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции (март апрель 2001). Екатеринбург, 2001. С. 165−167.
  7. Политика государства и научное познание // Русская философия и власть (к 80-летию «философского парохода»). Материалы VI Всероссийской научной заочной конференции (апрель май 2002 г.). Екатеринбург, 2002. С.44−45.
  8. От методологии естественных наук к гуманистическим идеалам. Философские взгляды И.Т. Фролова// Дискурс-Пи Научно- практический альманах. Вып. 2. Екатеринбург, 2002. С. 50 -51.
  9. А.А. Современная биология как социальное явление // Вопросы философии. 1981. № 3. С. 17−26
  10. P.JI. Из воспоминаний генетика // Вопросы философии. 1993 .№ 7 С.93−124
  11. Н.М., Курамшина Н. Г., Гилязетдинов Ш. Я. Элементарная единица живого и философские аспекты биологии. Учебное пособие по биологии. Башкирский институт повышения квалификации работников образования. УФА, 1994. 54с.
  12. В.Р. Философские основания эволюции. М., 1987. 62с.
  13. Э. В., Филюков A.M. Философские вопросы теории вида.Минск, 1966. 210с.
  14. Л. С. Педагогическая психология М., 1991. 480 с.
  15. Генетика человека, её философские и социально-этические проблемы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии 1970. № 7. С. 106−115- № 8. С. 125−134.
  16. М.Д. Геном человека и соблазны детерминизма // Знамя 2001. № 1. С. 199−204.
  17. Л. Л. Новая биология началась в феврале 2001 года // Наука и жизнь 2001. № 5. С. 20 -28.19."Ковчег жизни" на стапелях эволюции (интервью с биологом B.C. Репиным) // Новый мир 2000. № 2. С. 170−184.
  18. Т.Д. Агробиология. Работы по вопросам генетики, селекции и семеноводства. М., 1949. 687с.25Маркс К. и Энгельс Ф. Соб. соч. Т. 20.2 В.Маркс К. и Энгельс Ф. Соб. соч. Т. 23.
  19. К. и Энгельс Ф. Соб. соч. Т. 42.
  20. Маркс К и Энгельс Ф. Соб. соч. Т. 46 4.1, 4.II.
  21. Г. Д. Общие работы по генетике. Пер. с англ. Под общей ред. акад. Вавилова Н. И. M.-JI., 1937. 231 с.
  22. Т.Г. Избранные работы по генетике. Пер. с англ. Под общей редакцией и с вводной статьей акад. Вавилова Н. И. M.-JI., 1937. 285с.
  23. А.И. Проблема происхождения жизни в свете достижений современного естествознания. М., 1957. 9 с.
  24. A.M. Возникновение жизни на земле. М., 1957. 457 с.
  25. А.И. Жизнь, её природа, происхождение и развитие. М., 1960. 191с.ЗА.Павлов Т. К диалектическому единству дарвинизма и генетики. София, 1968. 33 с.
  26. C.JI. Сознание человека // Основы общей психологии. В 2 т. Т.1.М, 1991.
  27. М. Философия биологии. М., 1977. 317 с.
  28. Тейяр де Шарден П. Феномен человека М., 1987. 240 с. З&.Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. 435 с.
  29. В.Н. Власть и наука. История разгрома генетике в СССР. М., 1993. 706 с.АО.Сойфер В. Н. Международный проект «Геном человека» // Экология и жизнь 1999. № 4. С.44−52.
  30. В. С. Оправдание добра. М., 1996. 479с. А2.Стволинская Н. С. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека» // Биология в школе. 2002. № 2. С.12−17.
  31. Франк-Каменецкий М., Шахнович Е. Виват, виват. что дальше? // Наука и жизнь 2001. № 2. С. 12−16.А4.Фрим С. Э. Сквозь призму времени. М., 1992. 429 с.
  32. И.Т. Против субъективизма и модернизации // Вопросы философии. 1956. № 3. С. 202−207.
  33. Фролов И. Т Детерминизм и телеология (О философской интерпретации проблемы органической целесообразности в современной биологии)//Вопросы философии. 1958. № 2. С. 34−49.
  34. И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем // Вопросы философии. 1961. № 2. С.39- 51
  35. И.Т. О причинности и целесообразности в живой природе (Философский очерк). М., 1961. 162 с.
  36. И.Т. Методологические проблемы генетики. М., 1967. 45с.
  37. И.Т. Генетика и диалектика. М., 1968. 359 с.
  38. И.Т. Органический детерминизм, телеология и целевой подход в исследовании // Вопросы философии. 1970. № 10. С. 38−47.
  39. Фролов И. Т, Копиин П. В. Советская философская наука ее развитие и проблемы. // Правда. 1971. 22 янв.
  40. И.Т. Загадка жизни, научный поиск и философская борьба // Вопросы философии. 1972. № 3. С. 88−100.51 .Фролов И. Т. Природа современного биологического познания (методологический очерк)//Вопросы философии. 1972. № 11. С. 30−42.
  41. И.Т., Пастуишый С. А. Мендель, менделизм и диалектика.-М., 1972. 228 с.
  42. И.Т., Ильин А. Я. Научный поиск и философская борьба вбиологии. М., 1972. 60 с. 6^.Фролов ИТ. Современная наука и гуманизм//Вопросы философии.1973. № 3. С. 3−15
  43. И.Т. На пути к новой науке о жизни // Природа. 1973. № 9. С. 22−26.
  44. И.Т. Методологические принципы теоретической биологии. М., 1973. 60 с.
  45. И.Т. О диалектике научного познания // Коммунист. 1974.№ 3. С. 90−102.
  46. И.Т. Единство теории и практики решение проблем НТР // Вопросы философии. 1974. № 6. С. 13−15.
  47. Фролов И. Т Угрожает ли миру экологический кризис?// Правда.1974. 16авг.
  48. И.Т. Сущность и значение глобальных проблем // Вопросы философии. 1974. № 8. С. 103 -106.61 .Фролов И. Т. Необходимость исследования демографических проблем // Вопросы философии. 1974. № 9. С. 84- 86
  49. Фролов И. Т Современная наука и гуманизм. М., 1974. 60 с.
  50. И.Т. Социально-этические проблемы генетической инженерии. // Природа. 1976. № 1. С.27- 31
  51. И.Т., Загладин В. В. Глобальные проблемы современности. Социально-политические и идейно-теоретические аспекты // Коммунист. 1976. № 16. С. 93−104.
  52. А.Фролов И. Т., Пастуишый С. А. Менделизм и философские проблемы современной генетики. М., 1976. 260 с.
  53. И.Т. О диалектике и этике биологического познания (к дискуссии о современной биологии и ее «вызове» философии) // Вопросы философии. 1978. № 7. С. 31−45.
  54. И.Т., Загладин В. В. Глобальные проблемы современности: поиски решения //Правда. 1979. 7 мая
  55. И.Т. Наука и гуманистические идеалы в решении глобальных проблем//Вопросы философии. 1979. № 6. 0.116−118.1%.Фролов И. Т., Загладин В. В. Глобальные проблемы и будущее человечества//Коммунист. 1979. № 7. С. 92−105.
  56. Фролов И. Т, Загладил В. В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М., 1981. 235 с.
  57. Фролов И. Т Жизнь в познание (о диалектике в современной биологии). М., 1981.268 с.
  58. И.Т. Методологические проблемы теоретической биологии. Пущино.1982. 11 с.ЪЪ.Фролов И. Т. Человек наука — гуманизм. М., 1982. 62 с.
  59. И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М., 1983. 349 с.
  60. Фролов И. Т, Моисеев И. И. Высокое соприкосновение. Общество, человек и природа в век микроэлектроники и биотехнологии // Вопросы философии. 1984. № 9. С. 24−41.
  61. Фролов И. Т, Юдин Б. Г. Этика науки: сфера исследования, проблемы и дискуссии. // Вопросы философии. 1985. № 2. С.62−78.
  62. Фролов И. Т На пути к единой науке о человеке. // Природа. 1985. № 8. С. 65−74.
  63. И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985.60 с.
  64. ИТ., Юдил Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986. 398 с.
  65. И. Т., Юдин Б. Г. Этические аспекты биологии. М., 1986. 63 с.
  66. Фролов И. Т Философия и история генетики — поиски и дискуссии. М., 1988. 210с.
  67. И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989. 558 с.
  68. И. Т. Гуманитарные проблемы экологии // Правда. 1991. 5 июня.
  69. И. Т. Интервью //Вопросы философии. 1994. № 6. С. 5−9
  70. И. Т. Надо начинать все сначала // Вопросы философии. 1994. № 10. С.7−12.
  71. И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 32−37.
  72. И.Т. Загадка жизни и тайна человека: поиски и заблуждения // Вопросы философии 1999. № 8. С.36−60.
  73. И.Т. Избранные труды. В Зт. М., 2002.Т. 1: Жизнь и познание 463 с.
  74. И.Т. Избранные труды. В Зт. М., 2002. Т. 2: Философия и история генетики 542 с.
  75. И.Т. Избранные труды. В Зт. М., 2003. Т. 3: О человеке и гуманизме 789 с.
  76. Э. Вклад Маркса в познание человека // Философия и общество. 1998. № 3. С. 234 250.
  77. С. С. Проблемы общей биологии и генетики (воспоминания, статьи, лекции). Новосибирск, 1983.271 с.
  78. М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии М., 1988.
  79. И.И. Проблемы дарвинизма. Издание второе. Л, 1969. 493 с.
  80. И.И. Вопросы дарвинизма. Неопубликованные работы. М., 1990. 157 с.
  81. Этика геномики (Материалы конференции «Геном человека» 1999) // Человек 1999. № 4. С. 5−13, № 5. С. 8−13.
  82. В.П. О Лысенко и лысенковщине // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 1. С. 79−93- № 2. С. 132 247- № 3. С. 96−109- № 4. С.100−111.Исследования
  83. Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. (Серия «Учёные России. Очерки, воспоминания, материалы»), М., 2201. 645с.
  84. П. В. Фролов И.Т. // Философы России XIX- XX столетий: биографии, идеи, труды. М., 2002.
  85. О.Н., Веряскииа В. П., Чабан П. И. Философская и социальная антропология в России: тенденции развития и перспективы // Весн. Моск. Ун-та сер. 7., философия 1998. № 2 С.46−62.
  86. А.В. Психология субъекта // Человек 2002. № 3. С.88−92.
  87. Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. Ред. Л. В. Фесенкова. М., 2001. 240 с.
  88. В.Н. Фролов Иван Тимофеевич // Философский словарь М., 2001.
  89. В.В. Глобализация: мировой порядок или мировой беспорядок // Человек 2003. № 4.С.73−74.
  90. М.П., Гончарук Е. И., Кошелер Н. Ф., Сидоренко Г. И. Современные проблемы экогигиены. Киев, 1993. 4.1. 173с. 4.II. 152с.
  91. С.Н. Глобализация и перспективы человека // Человек 2003. № 4.С.76−77.
  92. В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. № 2. С.49−55.
  93. В.А. Человек как предмет исследования // Человек 2002. № 3. С. 79−82.
  94. В.А. Философия глобальных проблем И.Т. Фролова как поиск стратегии развития цивилизации // Человек 2003. № 4. С. 74−75.
  95. КН. Человек в философском измерении (из истории проблемы). Свердловск, 1991. 132 с.
  96. К.Н., Русаков В. М. Отечественная философия советского периода. Очерки. 4.2. Екатеринбург, 2002. 200 с.
  97. Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. 359с.
  98. Т.Н. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 3−13, № 3.С.16−31.
  99. В.В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге XXI века // Вопросы философии 2003. № 4. С. 18−30.
  100. Ю. М. Междисциплинарный проект человекознания И.Т. Фролова в контексте проблем глобализации // Человек 2003. № 4. С. 77−78.
  101. Россиянов ICO. Сталин как редактор Лысенко. К предыстории августовской (1948г.) сессии ВАСХНИЛ // Вопросы философии. 1993. № 2. С. 56−69.
  102. B.C. Проблемы философии, социологии и этики науки: традиции и современность // Человек 2002. № 3. С. 77−79.
  103. Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 1997. № 11. С.3−38.
  104. Философия не кончается. Из истории отечественной философии: XX век: В 2-х кн./ Под редакцией В. А. Лекторского. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
  105. Философская антропология: Историко-философский анализ / Отв. ред. Р. А. Бурханов, К. Н. Любутин. Екатеринбург, Нижневартовск, 1997. 244 с.
  106. А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994. 160 с.
  107. А.Н. Фролов Иван Тимофеевич // Глобалистика: энциклопедия М., 2003.
  108. А.Н. Глобалистика: от глобальных проблем к глобализации // Человек 2003. № 4. С.75−76.
  109. .Г. Фролов Иван Тимофеевич // Новая философская энциклопедия В 4 т. М., 2001.
  110. .Г. Этика науки: 30 лет спустя // Человек 2002. № 3. С. 83−87.
Заполнить форму текущей работой