Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философский анализ концепции профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования представляет, во-первых, диалектический метод, позволяющий объективно оценить всю совокупность представленных обстоятельств, требующий осознания их взаимозависимости и взаимообусловленностидиалектический принцип объективности и вероятностного детерминизма. Во-вторых, комплексный анализ и системный подход, в основе которых лежат принципы целостности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Философия образования как методологическая основа научного анализа концепции профессионального образования
    • 1. 2. Онтология социальной обусловленности модернизации сферы отечественного профессионального образования
    • 1. 3. Специфика социально-философского анализа концепции отечественного профессионального образования в условиях его модернизации
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Социально-философский анализ понятий «образование» и «профессиональное образование» в их взаимодействии и иерархии
    • 2. 2. Генезис европейских и российских образовательных традиций и их влияние на модернизацию профессионального образования в современной России
    • 2. 3. Болонский процесс и перспективы развития отечественного профессионального образования

Социально-философский анализ концепции профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность социально-философского анализа концепции профессионального образования обусловлена спецификой современного социального развития России, изменениями в политической, социально-экономической и общественно-культурной жизни страны, фактической включенностью России в процесс глобализации. Вопросы развития системы профессионального образования России приобрели особую остроту в отечественной философской науке особенно в последнее десятилетие. Однако научные исследования в данной сфере до сих пор носят фрагментарный и эпизодический характер. Во многом это связано с тем, что с научно-методических и методологических позиций проблемы профессионального образования рассматриваются весьма редко. Вместе с тем, современная ситуация требует принципиально нового подхода к проблемам формирования современной концепции профессионального образования.

Социально-философский анализ профессионального образования обусловлен динамичным развитием системы образования, что диктуется постоянным переосмыслением образовательной концепции. Философский анализ образовательной сферы позволяет рассматривать ее как процесс, как деятельность. Философия всегда давала и дает ценностные основания образовательным теориям, корректирует их принципы и содержание. Все это делает философию необходимой при рассмотрении онтологических, аксиологических, праксиологических и других основ профессионального образования. Речь идет о специфике развития общества и профессионального образования в их взаимодействии, о стратегических направлениях образовательной политики России. Поставленные проблемы носят комплексный и междисциплинарный характер, а потому адекватно и полно могут быть проанализированы только при условии использования методологического аппарата философии образования.

Актуальность социально-философского анализа концепции профессионального образования обусловлена тем фактом, что в принципиальных подходах к обоснованию стратегии и тактики профессионального образования существуют диаметрально противоположные социальные императивы. Например, согласно либеральной концепции рыночного фундаментализма, «рынок сам отрегулирует» количество и качество подготовки профессионалов. Проблемная ситуация, на решение которой направлена настоящая диссертационная работа, заключается в противоречии между социальными потребностями развития единой концепции профессионального образования страны в современных условиях и отсутствием развернутых научных исследований по социально-философскому анализу данной концепции. Только научный, социально-философский анализ концепции профессионального образования позволит перейти от спонтанных и фрагментарных действий в данной области к комплексному развитию отечественной сферы профессионального образования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы профессионального образования, являясь составной частью социально-философского исследования теории и практики развития современной системы образования, сегодня стали предметом изучения различных дисциплин. Социально-философский анализ сферы профессионального образования возможен именно при условии применения философских методов в междисциплинарном исследовании, которое предполагает обращение к работам различного характера. Постановка проблемы социально-философского анализа концепции профессионального образования представляется обоснованной при условии изучения философских, социологических, педагогических, политологических и правовых научных работ, которые создали теоретическую базу для собственно социально-философского анализа концепции современного профессионального образования в рамках социальной философии.

Принципиальное значение для диссертационного исследования имели работы ведущих российских исследователей в области философии образования (С. К. Булдаков, Б. С. Гершунский, Г. JI. Ильин, Н. В. Наливайко, Н. С. Розов и др.). Философия образования является методологической основой анализа теории и практики развития профессиональной системы образования.

На протяжении всего XX века философское осмысление образования занимало важное место в философии западноевропейских стран. Оно было представлено различными концепциями [162]:

— эмпирико-аналитическгш направлением, в котором развивались традиции позитивизма, исследовались проблемы структуры педагогического знания, статуса педагогической теории (А. Фишер, Р. Лохнер, В. Брезинка и др.);

— гуманитарной педагогикой, которая продолжила линию историцизма, акцентировала внимание на гуманитарной направленности педагогики (Г. Ноль, Т. Литт, В. Флитнер, Э. Венигер и др.);

— диалогической философии образования, анализирующая коммуникативную природу образования (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси и др.);

— современной педагогической антропологией, где задачи философии образования усматриваются в формировании нового образа человека, адекватного его существованию (О. Ф. Больнов, Г. Рог, М. Лангевилд и др.).

В отечественной философской мысли рефлексии вопросов образования также уделялось значительное внимание. Так, еще в дореволюционной России развивалась традиция философского анализа проблем теории и практики образования, представленная работами В. Ф. Одоевского, А. С. Хомякова, П. Д. Юркевича, Л. Н. Толстого и других мыслителей. В советский период, уже в контексте марксистско-ленинской философии и педагогики, достаточно подробно рассматривались вопросы методологии науки и образования, интеграции науки и образования. Идеи таких видных советских ученых, как П. П. Блонский, JI. С. Выготский, Э. В. Ильенков, М. К. Петров и др., и сегодня находят свое применение в педагогической теории и практике.

Однако упомянутые работы, связанные с исследованием сферы образования в различных аспектах, как правило, не затрагивают специфику изучения профессионального образования, в них отсутствует методологически единый социально-философский анализ концепции профессионального образования.

Постановка вопроса о методологическом значении философии образования в исследовании проблем социально-философского анализа современного профессионального образования правомерна и требует изложения нашего понимания философии образования как научной дисциплины и ее эвристической ценности для социально-философского анализа профессионального образования. Этому вопросу посвящены многие труды, где рассматриваются: философско-методологический аспект проблемы развития образования в целом, в том числе и профессионального образования (В. С. Библер, М. Я. Бобров, Б. С. Гершунский, В. А. Дмитриенко, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Э. В. Ильенков,.

A. Т. Москаленко, Н. В. Наливайко, Т. А. Рубанцова, A. JI. Симанов и др.) — социологический (С. И. Григорьев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, М. 3. Ильчеков, Н. А. Матвеева, В. Я. Нечаев, В. Н. Турченко, А. С. Фролов и др.) — психологический (А. С. Арсентьев, М. Н. Григорьев, В. В. Давыдов,.

B. П. Зинченко, Р. С. Немов и др.) — исследуются фундаментальные основы содержания образования (А. М. Арсеньев, Г. Н. Волков, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. Г. Онушкин, М. Н. Скаткин,.

C. Г. Шаповаленко и др.) — разрабатываются различные модели развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. Н. Занков, М. И. Махмутов, Я. А. Пономарев и др.). Интересными для нашего диссертационного исследования являются, во-первых, работы, рассматривающие образование как фактор модернизации (В. Г. Кинелев, Н. Н. Моисеев, Л. Г. Олех, О. Н. Смолин и др.) — во-вторых, исследующие роль профессионального образования для перспектив развития общества XXI века (В. Бестуже в-Лада, А. Печчеи, В. И. Супрун, О. Тоффлер и др.) — в-третьих, работы, в которых анализируется стратегия развития отечественного профессионального образования (В. С. Волков, Б. С. Гершунский, С. В. Прокопенко, А. К. Черненко, Р. В. Шакиров и др.).

В качестве отдельного блока можно выделить труды по современному реформированию отечественного профессионального образования, в которых присутствует разброс мнений и подходов, таких, например, как использование новых механизмов в управлении системой профессионального образования (В. В. Бобров, К. Я. Вазина, В. М. Кузнецов, В. А. Тройнев и др.) — введение новых государственных образовательных стандартов (А. М. Абрамов, А. Ж. Жафяров, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков и др.) — Болонское соглашение (О. Н. Смолин, В. А. Поляков, Ю. Е. Рябушкин и др.).

Одной из удачных попыток обобщенного видения проблем профессионального образования является монография И. П. Смирнова [205]. В ней анализируются педагогическая, экономическая, социальная и воспитательная функции профессионального образования, новые целевые установки профессионального образования в связи с изменением требований, предъявляемых обществом к современным специалистам. Этим вопросам посвящены работы таких авторов как М. Б. Алексеева, А. С. Белкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. Л. Краева, Г. П. Меньчикова, В. В. Павловский, В. Н. Турченко и др.

Анализ современной проблематики развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации делает И. В. Барбашин. Проблемы оценки качества профессионального образования — в центре внимания работы С. Д. Некрасова. При всех достоинствах перечисленных выше работ, следует отметить, что для них характерна узкоспециальная направленность: освещаются отдельные аспекты проблемы развития современного профессионального образования. В настоящее время возникла необходимость и возможность осуществления социально-философского анализа концепции профессионального образования на базе философии образования. Философия образования является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания образовательных концепций. В представленной диссертации предлагается вариант анализа профессионального образования в контексте вопросов философии образования. Он может стать теоретическим и методологическим основанием для изучения развития сферы профессионального образования в современных условиях России с единых научных позиций. Методологическая функция философии образования по отношению к концепции профессионального образования проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания человека как личности профессионально образующейся. Диссертант исходит из понимания философии образования как научно-философского объяснения объективных закономерностей образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования. Философия представляет здесь научную и аксиологически обоснованную концепцию, которая определяет модель постановки проблемы развития системы образования (в данном случаепрофессионального) и их решений научным сообществом.

Объектом исследования является отечественное профессиональное образование.

Предмет исследования — социально-философский анализ концепции профессионального образования в условиях современного развития российского общества.

Цель настоящего исследования — социально-философский анализ концепции профессионального образования в условиях современных социальных изменений в России, реформирования отечественной системы образования и ее интеграции в европейское образовательное пространство.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

— обоснования значимости философии образования при взаимном дополнении онтологического и аксиологического аспектов как способа социально-философского анализа концепции современного профессионального образования;

— изучения специфики социально-философского анализа концепции отечественного профессионального образования;

— выявления обусловленности профессионального образования общественным бытием определенного социума;

— выявления оснований преобразования социальной системы профессионального образования в условиях рыночной экономики и глобализации;

— анализа интеграции отечественного профессионального образования в европейское образовательное пространство (Болонский процесс).

Методологическую основу исследования представляет, во-первых, диалектический метод, позволяющий объективно оценить всю совокупность представленных обстоятельств, требующий осознания их взаимозависимости и взаимообусловленностидиалектический принцип объективности и вероятностного детерминизма. Во-вторых, комплексный анализ и системный подход, в основе которых лежат принципы целостности и структурно-функциональной организации системы с акцентом на внутренней динамике объектов и особенностей их функционирования. В-третьих, использованы общенаучные методы: анализ и синтезиндукция и дедукциясравнение, а также методы историко-культурного подхода к проблеме. В основе диссертационного исследования лежат социально-философский анализ, системный, междисциплинарный и деятельностный подходы к предмету. Многогранность проблемы социально-философского анализа системы отечественного профессионального образования обусловила использование общефилософского, социологического, культурологического, психологопедагогического и политологического аспектов. Методологической основой рассмотрения развития профессионального образования в контексте проблем философии образования является взаимодействие онтологического (исследование сущности и содержания образования и науки в контексте социального бытия) — аксиологического (определение главных ценностей, специфика их современной трансформации) — праксиологического (пути преобразований и оптимизации образовательной системы как системы специализированной образовательной практики) аспектов. Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды философов, социологов, политологов, педагогов.

Научная новизна положений, выносимых на защиту:

1. Доказано, что специфика философского анализа концепции отечественного профессионального образования заключается в подходе к сфере профессионального образования как составной части социальной системыпозволяет выявить общие закономерности развития института профессионального образования и показать его смысл и содержание в контексте развития культуры и в историческом времени.

2. Доказано, что общим для понятий «образование» и «профессиональное образование» является обозначение той части бытия, которая осуществляет связь всех элементов бытия через познание. Между понятиями «профессиональное образование» и «образование» существует отношение включенности, поскольку профессиональное образование, сохраняя в себе базовые онтологические аспекты образования, имеет и свою специфику, связанную с праксиологией и аксиологией отдельных видов профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.

3. Раскрыта социальная обусловленность комплексных изменений сферы современного профессионального образования и показано, что социально-философский анализ профессионального образования предполагает фундаментальное исследование его социально-онтологических оснований. Концепция профессионального образования представляет собой специфическую рефлексию общественного бытия в аспекте социального воспроизводства и существует в рамках определенной формы культуры, включая культуру профессиональной деятельности.

4. Показано, что институт профессионального образования реализует свое основное социально-культурное назначение в функции социализации человека. Процесс профессионального образования, рассматриваемый в аспекте целенаправленного развития природных сил человека, имеет в качестве главного онтологического основания принцип природосообразности. Показано, что профессиональное образование является социально релевантным, когда реализуется не только в обучении конкретной предметной деятельности, но также и в получении знаний о сфере социальных отношений, об общей культуре и мировоззрении.

5. Осуществлен анализ влияния возможных последствий Болонского процесса на перспективы развития отечественного профессионального образования в условиях его современного реформирования. Обосновано, что определяющими характеристиками современного этапа развития сферы отечественного профессионального образования, испытывающего активное влияние общемировых тенденций, характеристиками, позволяющими будущему специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда, являются непрерывность, интегративность, демократизация образования.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что исследована и доказана глубокая взаимосвязь между глобальными проблемами человечества (экологическими, гуманитарными, информационными и др.) и спецификой развития сферы отечественного профессионального образования. Обосновано, что высшее профессиональное образование находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, общественных и естественных наук, культуры, информации и коммуникации, другими словами, которые будут строить общество будущего. Острота ситуации заключается в том, что в условиях глобализации усиливаются тенденции к освоению ранее закрытых обширных территорий для мировой информационной сети, а, следовательно, к унификации, стандартизации, формализации профессионального образования.

Научно-практическое значение диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, философии образования, теории педагогики и других научных предметов гуманитарного профиля.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были изложены в виде докладов на всероссийской научной конференции «Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы» (Новосибирск, апрель 2005 г.), на круглом столе «Философия образования (воспитания) в контексте проблем устойчивого развития общества», на международной научно-практической конференции, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, «Образование и устойчивое развитие коренных народов Сибири» (Новосибирск, апрель 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции России в мировое образовательное пространство» (Новосибирск, сентябрь 2005 г.). Выводы диссертации стали основой выступлений на межрегиональной конференции «Безопасность образовательного пространства: формирование концепции» (Новосибирск, декабрь 2005 г.), на всероссийской научной конференции «Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования» (Новосибирск, март 2006 г.), на международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск, октябрь 2006 г.), на всероссийской конференции «Образование в глобальном информационном обществе», (Новосибирск, ноябрь 2007 г.). Кроме того, все основные положения диссертации обсуждались на ряде заседаний постоянно действующего методологического семинара НИИ философии образования ГОУ ВПО НГПУ «Образование как стабилизирующий фактор развития России» (Новосибирск, 2006;2007 гг.). Опубликовано 9 научных работ, в том числе по теме диссертации — шесть.

Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях (статьи), общим объемом 5,1 п. л. (авторских — 3,25 п. л.), из которых три — в рецензируемых журналах, входящих в перечень рекомендованных ВАК РФ, две — в серии трудов «Философия образования», одна — в межрегиональном журнале.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, который включает 267 наименований литературы. Общий объем диссертационного исследования — 186 страниц.

Выводы.

В результате анализа Болонского процесса рассмотрены перспективы развития отечественного профессионального образования в условиях его современного реформирования и показано, что наиболее приемлемый выбор для России при определении своей роли в Болонском процессе — учет национального компонента отечественного профессионального образования.

Определяющими характеристиками современного развития сферы отечественного профессионального образования в контексте общемировых тенденций являются непрерывность, интегративность и демократизация образования, которые позволят будущему специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда и сохранить при этом основы национального мировоззрения, гуманистические основы личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации дан социально-философский анализ концепции формирования системы профессионального образования: показана европейская традиция формирования системы профессионального образования. Показано, что зарубежные образовательные теории XIX—XX вв. оказали плодотворное влияние на развитие концепции профессионального образования, продемонстрировав широкое разнообразие теоретических взглядов на трудовое воспитание и профессиональное образование.

Прослежен генезис российской системы профессионального образования: дореволюционный период и традиция его анализасоветский период. Большое влияние на развитие отечественного образования оказали философские идеи и концепции российских мыслителей, которые дали отличный от западного вектор движения профессиональному образованию. Анализ основных вех развития профессионального образования России в советский период показал следующее:

— формы трудового воспитания и профессионального образования этого периода основывались на существующих отечественных образцах, а также с учетом зарубежного опыта его развития;

— философские взгляды эмигрировавших русских ученых не имели решающего влияния на профессиональное образование в социалистической России, совершенно изолировавшей себя со своей идеологической миссией особого пути развития России;

— платформой коммунистического воспитания личности в социалистическом обществе были идеи марксизма-ленинизма, а нравственной платформой являлась коммунистическая мораль;

— задачи и формы профессионального образования на разных этапах его развития с изменением социокультурных условий, идеологических и социально-экономических факторов также менялись в связи с запросами развития самой экономики.

В 70−80-е гг. XX в. развитие теории профессионального образования происходило в сложных социально-политических и экономических условиях. Основу воспитания молодых рабочих составляла коммунистическая идеология, по которой актуализировалось коммунистическое отношение к труду и общественной собственности. Но уже чувствовался надлом в сознании людей и тупик в «победном шаге к коммунизму».

Развитие профессионального образования России в советский период дает основание утверждать, что формы трудового воспитания и профессионального образования этого периода основывались на существующих отечественных образцах, а также с учетом зарубежного опыта его развития.

Социально-философский анализ профессионального образования нуждается в методологическом обеспечении. Динамичное развитие системы профессионального образования диктует постоянное переосмысление образовательной концепции, обусловливает особую актуальность развития рефлексивных механизмов социально-философского анализа профессионального образования. Философия образования при всей противоречивости генезиса своего развития обеспечивает методологическую основу социально-философского анализа концепции профессионального образования, обеспечивая метатеоретический уровень и комплексность анализа всей сферы образования, в частности, профессионального, что особенно важно, так как отечественное профессиональное образование перешло ту грань, до которой оно могло развиваться спонтанно, без соответствующей философской рефлексии всей профессиональной образовательной деятельности и ее социального контекста.

Комплексный подход к профессиональному образованию как сложному социальному феномену, который включает в себя вопросы педагогики, психологии, социологии, этики и других социальных дисциплин, без философского рассмотрения концепции образования, недостаточен.

Философия здесь занимает особое место: она является теоретической платформой создания образовательной концепции современного профессионального образования. Речь идет об обращении к философии образования как методологической основе исследования теории и практики профессионального образования. При этом понятие «философия образования» выделяется в системе понятий: «социология образования», «психология образования», «история образования» и др. Ни одна из вышеназванных наук в сфере образования не выполняет одновременно методологическую, гносеологическую, логическую, мировоззренческую, аксиологическую функции, что свойственно только философии образования. Поэтому определение профессионального образования вне философского подхода невозможно: без научного мировоззрения, без логически целостного способа мышления (всеобщей цели развития общества и человека) его не понять. В диссертации проанализирована философия образования как методология анализа профессионального образования, понимая, что философия образования является междисциплинарной, интегративиой наукой, аккумулирующей знание многих наук (экономики, этики, эстетики, физиологии, культурологии, права, психологии, педагогики и др.) в их обобщенном, концептуальном виде. Она аргументировано оценивает их реальную научную значимость и прогностические возможности.

Тенденции становления и специфики развития современной профессиональной системы образования России зависят от его теоретического уровня осмысления. Для этого необходимо знание об онтологических закономерностях развития самого профессионального образования, исходя из глубокой социальной обусловленности данного процесса. Выстроенная в онтологии конструкция общественного хозяйственного бытия, базовые его универсальные онтологические основания выступают как общая смысловая концепция профессионального образования, особенно в современных условиях. Для профессионального образования эффективная модернизация связана, в первую очередь, с оптимальным взаимодействием экономических законов воспроизводства и законов профессионального образования.

Специфика социально-философского анализа концепции отечественного профессионального образования заключается в подходе к сфере профессионального образования как к целостному социальному явлению современного общества, находящемуся в эпицентре глобализации, где формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, общественных и естественных наук, культуры, информации и коммуникации.

Социально-философский анализ профессионального образования в социальном контексте предполагает фундаментальный анализ основ общественного бытия в сфере образования, в том числе профессионального, того, какие объекты, процессы и явления составляют сущность профессионального образования. Поскольку общественная система, в рамках которой происходит воспитание и обучение, формируется соответствующим общественным бытием, укоренена в нем, то и концепция профессионального образования выстраивается по аналогии с общественным хозяйственным бытием, будучи с ним связанной не непосредственно, а опосредованно, через определенную форму культуры, в том числе профессиональной.

При этом необходимость социально-философского анализа профессионального образования связана не только с методологическими требованиями самого анализа, но и с комплексностью воздействия сферы профессионального образования на актуализированные и потенциальные трансформационные процессы в обществе.

Рассмотрение профессионального образования в комплексе, с учетом всех составляющих, делающих его эффективным и оптимальным, требует специального обращения к философскому анализу теории и практики профессионального образования. В диссертации дано свое видение понятия «образование», которое относится, прежде всего, к процессу передачи и усвоения знаний, умений, навыков, формирования познавательных интересов и способностей, к специальной подготовке в профессиональной деятельности. Эти процессы осуществляются не обособленно, а в тех связях, которые обусловлены принципом единства образования и воспитания.

Современное разделение труда в условиях развития научно-технического прогресса, информационного взрыва, становления знаниевой экономики объективно породило тысячи профессий и специальностей. Данное обстоятельство принципиально по-новому определяет роль и место профессионального образования в общей системе образования и воспитания личности. В центре системы обучения стоит сама профессиясоответствующее ремесло или занятие, служащее предметом обучения. Профессиональная школа ставит своей целью выпускать людей, умеющих хорошо производить продукты соответствующей сферы деятельности. Профессиональное образование способствует развитию природных способностей человека с последующей их реализацией в выбранной деятельности. Реальным профессиональное образование становится тогда, когда сопровождается упорной учебой, получением знаний в общекультурных сферах по конкретному предмету, а также формированием навыков в избранной специальности. Профессиональное образование требует умелого и гармоничного сочетания воспитания, обучения и приобретения практических навыков.

В диссертации:

Во-первых, дан философский анализ социокультурной обусловленности системы профессионального образования. Показаны основные тенденции развития современного профессионального образования. Образовательная система, являясь частью общества, должна выполнять свою общественную функцию — давать обществу продукт, которого требует его социальный заказ.

Профессиональное образование здесь включает в себя не только передачу опыта, знаний, умений и навыков от одного поколения другому, но и восприятие, сохранение, осмысление и применение их в будущей профессиональной деятельности. Результатами профессионального образования можно считать развитие личностных и профессионально-трудовых качеств человека, его нравственный и культурный уровень, способность адаптироваться в меняющейся социально-экономической среде, а также способность быстрой социализации и влияния на ее изменения. Есть все основания полагать, что отечественное образование начала XXI в. в результате тяжелых социально-экономических и политических потрясений находится под постоянной угрозой разрушения. Только благодаря исключительной самоотверженности и преданности своему делу работников сферы образования и науки не удалось допустить развала системы образования и сохранить потенциал академической и вузовской науки. Однако в результате резкого ослабления государственной поддержки Россия теряет передовые позиции в мире по уровню профессионального образования, свертывает научные исследования по его приоритетным направлениям. Тяжелый кризис в отечественном образовании в целом свое внешнее проявление находит в следующих факторах: в несоответствии содержания образования современному уровню развития знанийв разрыве между содержанием образования и реальными образовательными запросами учащихся и развивающимися потребностями обществаво все углубляющемся социальном неравенстве в области образованияв растущем дисбалансе между сферой образования и рынком труда, неспособностью образования адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельностиво все увеличивающемся разрыве между потребностью в информации и способами доступа к ней.

Во-вторых, профессиональное образование — довольно консервативная система, которая вместе с тем постоянно находится в состоянии реформирования, так как постоянно отстает от требований жизни. Жизнь общества в целом намного динамичнее, чем те реформы, которые пытаются претворить в жизнь чиновники образования. Путь от принятия образовательной реформы, ее закона, утвержденного правительством, до претворения в жизнь общеобразовательной школы или другого профессионального учреждения, слишком длинный. Слишком много времени проходит, пока правительство понимает необходимость очередного изменения. Сегодня очевидно, что не выполняются федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ «Об образовании» и Указ № 1 Президента Российской Федерации от 11.07.91 года. Из-за спада производства остро стоит проблема социальной защиты работников образования, породившая отток квалифицированных кадров из школы. Свидетельством кризисной ситуации являются забастовки и голодовки учителей. Численность детей и подростков, не обучающихся в общеобразовательной школе, достигает более 2 млн. человек: это дети из неблагополучных семей, дети беженцев и вынужденных переселенцевдети родителей, не имеющих возможности доставлять учащихся в школу из-за удаленности от неедети и подростки, которые не попали в 10-й класс в результате различных социальных причин. Имеющее место влияние негативных социальных процессов на профессиональное образование заставляет указать на некоторые из них:

В-третьих, из-за отсутствия средств возрос дефицит в обеспечении профессиональных школ методическими материалами, учебными, наглядными пособиямислабо внедряются в практику новые технологии профессионального образования и воспитания. Труд по приобретению профессиональных знаний, как правило, остается рутинным. Профессиональное образование трудно адаптируется к стремительным изменениям техники и технологий. К сожалению, прошедшие годы вхождения" образования в рыночную экономику не дают основания для оптимизма;

В-четвертых, последствием «вхождения» профессионального высшего образования в рыночную экономику явилось не только сокращение субсидий, но и резкое сокращение количества вузовских ученых, происходила и происходит сейчас так называемая «утечка мозгов», снижено до недопустимых норм информационное оснащение вузовской науки;

В-пятых, особенно актуальной является проблема конкурентоспособности молодого специалиста. Роль системы профессионального образования в повышении конкурентоспособности выпускников является исключительно важной. (Конкурент — от нем. Konkurrent, восходящему к лат. conkurrere «бежать вместе», — соперник, т. е. конкурентоспособность — способность в достойном соперничестве в достижении определенных целей или одной цели). Конкурентоспособность молодого специалиста предполагает определенный уровень его профессиональной компетентности, которая многоаспектна (от лат. kompetens — надлежащий, способный). Применяется это понятие при характеристике лиц определенного социально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Профессиональная компетентность — это качественная характеристика человека, приобретаемая в процессе профессионального обучения. Профессиональную компетентность, по мнению исследователей, составляют несколько компонент: Специальная компетентность — способность к планированию производственных процессов, самообразование через чтение литературы по специальности, профессиональные умения. Личностная компетентность — способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, умение принимать самостоятельные решения, в том числе и нестандартные, т. е. наличие развитого креативного мышления, гибкое теоретическое и практическое мышление. Индивидуальная компетентность — мотивация достижения цели, ресурс успеха, стремление к качественным результатам в своей деятельности, уверенность в себе, оптимизм. Экстремальная профессиональная компетентность — готовность к смене профессии в усложняющемся социуме в условиях трансформации общества.

Получая профессиональное образование, человек проходит процесс социализации. Это один из главных процессов, сопутствующих процессу образования. Именно образование выступает способом реализации и становления человека. Развитие образования всегда являлось процессом формирования той личности, которая была необходима на данном отрезке времени данному типу общества. Образование в своем философско-онтологическом анализе отчетливо демонстрирует, что оно, с одной стороны, выступает в качестве института сохранения и развития ценностей культуры, с другой — является институтом социализации человека.

В диссертации подчеркнуто, что профессиональное образование оказалось решающим фактором модернизации российского общества. Если модернизация — цель развития того или иного общества на определенном этапе его развития, то эта цель не может осуществляться без развития экономики, политики и т. д., в том числе — системы образования. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки того или иного типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития, того или иного типа профессионального работника, который нужен экономики данной страны. В развитых странах мира образование рассматривалось и рассматривается как средство обновления общества. Любые процессы модернизационного характера в экономике, политике, культуре и др. начинались с реформы образования. Прежде чем начать любые преобразования в обществе, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. Образованность, профессиональная подготовка молодого поколения являются теми ресурсами развития, которые имеются в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.

В результате социально-философского анализа показано, что общим для понятий «образование» и «профессиональное образование», является обозначение той части бытия, которая осуществляет связь всех элементов бытия через познание, когда образование есть совокупность особых комплексообразующих элементов, которые выступают как способ осмысленного бытия, и когда образование отражает процесс и результат получения знаний, умений, навыков, от которых зависит «образ» человека, адекватный требованиям общества и мира природы.

Исследование особенного в соотношении образования и профессионального образования позволяет заключить, что между понятиями «профессиональное образование» и «образование» существует отношение включенности, поскольку профессиональное образование, сохраняя в себе базовые онтологические аспекты образования, имеет и специфику, связанную с праксиологией и аксиологией особенных видов профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Профессиональное образование отличается от общего образования структурой и организацией предмета деятельности, специфическими деятельностными характеристиками, обусловленными принципиально разными представлениями профессионально-квалифицированных групп профессий.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, и профессиональное образование становится социально-эффективным, когда сопровождается не только непрерывной учебой в конкретной предметной области и формированием навыков в избранной узкой специальности, но также и получением навыков и знаний в сфере социальных отношений, общей культуры и мировоззрения, отвечающих современным реальностям жизни общества.

Для концепции профессионального образования важно, что гуманистические традиции образования западной цивилизации глубоко связаны с гуманистической традицией западной культуры, а традиции профессионального образования — с традициями формирования производственной культуры. При формировании личности будущего профессионала громадное значение имеет утверждение «человеческого в человеке», духовно-нравственное обогащение внутренней жизни будущего профессионала, возвышение жизнесмыслов его деятельности и профессиональное образование. Профессиональное образование призвано способствовать овладению учащимся, наряду с профессией, общей культурой, адекватной мировому уровню, интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру.

В результате анализа Болонского процесса рассмотрены перспективы развития отечественного профессионального образования в условиях его современного реформирования и показано, что наиболее приемлемый выбор для России при определении своей роли в Болонском процессе — учет национального компонента отечественного профессионального образования.

Определяющими характеристиками современного развития сферы отечественного профессионального образования в контексте общемировых тенденций являются непрерывность, интегративность, стандартизация, демократизация и плюрализация образования, а также его регионализация, которые позволят будущему специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда и сохранить при этом основы национального мировоззрения, гуманистические основы личности.

Сегодня часто указывают на западные образцы развития системы профессионального образования. Да, западноевропейское образование ушло вперед с его продвинутыми технологиями, прогрессивными, по последнему слову науки, информационными каналами передачи знаний, самой современной электронной техникой. Но оно так же, как и российское (а в прошлом веке советская система образования имела высокое качество при всех ее недостатках), находится в кризисе, о котором отмечают сами зарубежные специалисты. Ни для кого не секрет, — об этих фактах сегодня часто пишут ученые, — что школы богатой Америки готовят малограмотных выпускников, а к их «классным» специалистам, которые имеют очень узкую специализацию, можно предъявить серьезные претензии. Не случайно, последнее десятилетие в изучении вопросов философии образования важным стал анализ вопросов именно глобального образования, (это касается и перспектив развития профессионального образования), его сочетания с национальными и региональными моделями. Причем, глобальная интеграция, происходящая в мировом сообществе, все больше ориентируется на гуманистические ценности. Глобализация начинается там, где отрицается равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и начинается политика с позиции силы, означающая подавление конкурента любыми дозволенными и недозволенными средствами. Процесс глобализации, который в основе своей носит финансово-экономический характер и направляется крупнейшими транснациональными корпорациями, все более подрывает экономические и политические позиции ряда государств, наносит ущерб их суверенитету и национальному развитию, а образование и культуру различных стран мира пытается подчинить единым стандартам, разработанным в «мозговых центрах» этих же корпораций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Р. История мировой философии : учеб. / С. Р. Аблеев. М.: ACT, 2002.-416 с.
  2. , Ю. Ф. Об интеллигенции и интеллигентности / Ю. Ф. Абрамов // Философские исследования. 1991. -№ 6. — С. 61−64.
  3. , А. И. История российских университетов (очерки): моногр. / А. И. Аврус. -М.: Моск. обществ, науч. фонд, 2001. 86 с.
  4. , Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. М., 1977. — 245 с.
  5. , Е. В. Реформы системы образования в новых землях ФРГ / Е. В. Агеенко — под ред. А. И. Галагана // Проблемы зарубежной высшей школы. Вып. 3. — 1994. — С. 32−35.
  6. Аквинский, Фома. Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 75−119: в 3 т. / Фома Аквинский // Теология и наука. Т. 3. — М.: Ника-Центр, 2005. — 576 с.
  7. , Т. А. Справедливость: морально-политическая философия Д. Роулза / Т. А. Алексеева. М., 1992. — 113 с.
  8. , Е. М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века / Е. М. Амелина // Общественные науки и современность. 1977. — № 3.- С. 65−74.
  9. , Е. В. Социальная психология : учеб. пособие / Е. В. Андри-енко. М.: Академия, 2001. — 264 с.
  10. , М. И. Источники изучения истории педагогики в России / М. И. Анисимов. М., 1991. — 197 с.
  11. Антология мировой философии: в 4 т. Т.1, ч. 1 / под ред. В. В. Соколова М.: Мысль, 1969. — 576 с.
  12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. -М.: Педагогика, 1985. -364 с.
  13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  14. , И. И. После современности. Очерк цивилизации модерна и постмодерна / И. И. Антонович. Минск.: Беларуская навука, 1997. — 445 с.
  15. , В. А. Совершенствование профессионального образования России / В. А. Антропов // Философия образования. 2004. — № 2(10). -С. 69−76.
  16. Аристотель. Сочинения: в 4 т.: пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — Т.2. — 550с.
  17. Аристотель. Сочинения: в 4 т.: пер. с древнегреч. / Аристотель. М.: Мысль, 1984.-Т.4.-830 с.
  18. , С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С. Н. Арта-новский. СПб., 1994. — 224 с.
  19. , В. И. Социальные факторы развития вузовской науки / В. И. Арушанов // Alma mater. 1991. — № 2. — С. 36−47.
  20. , У. Философия образования / У. Асанова. Бишкек: Илим, 2001.-217 с.
  21. , В. Ф. История античной философии : учеб. пособие / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.
  22. , А. Как «открыть» закрытое общество? / А. Ахиезер // Вестник высшей школы: Alma mater. 1998. — № 3. — С. 6−10.
  23. , Г. А. Управление развитием образования : организационно-экономический аспект / Г. А. Балыхин. М.: Экономика, 2003. — 427 с.
  24. , О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме / О. В. Батлук // Вопросы философии. 2000. — С. 23−26.
  25. , А. Здравый смысл и классическое образование / А. Бергсон // Вопросы философии. 1990. -№ 1. — С. 163−168.
  26. , Н. А. О духовной буржуазности / Н. А. Бердяев // Философские науки.-1991.-№ 5.-С. 108−118.
  27. , Н. А. Смысл истории: опыт философии человеческой судьбы / Н. А. Бердяев. -М., 1992. 272 с.
  28. , Н. А. Новое средневековье / Н. А. Бердяев // Alma mater. 1991. -№ 4−5.-С. 100−111.
  29. , А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии / А. Г. Бермус // Общественные науки и современность. -1998.-№ 3,-С. 33−39.
  30. , Дж. Наука в истории общества : пер. с англ. / Дж. Бернал. М.: Изд-во ин. лит., 1956. — 735 с.
  31. , М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−26.
  32. , М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 32−34.
  33. , Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже второго и третьего тысячелетий / Б. Н. Бессонов. М.: Норма, 2006. — 320 с.
  34. Бестужев-JIada, И. К школе XXI века. Размышления социолога / И. Бестужев-Лада. М.: Педагогика, 1988. — 344 с.
  35. , В. С. Итоги и замыслы (контекст философской логики культуры) / В. С. Библер // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 75−93.
  36. , В. С. Школа диалога культур : основы программы / В. С. Библер- под ред. В. С. Библера. Кемерово: Алеф, 1992. — 96 с.
  37. , Р. М. Открытое общество и свобода политических дискуссий / Р. М. Бикметов: Ин-т «Открытое общество». М.: Магистр, 1997. — 32 с.
  38. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: курс лекций / Б. М. Бим-Бад. М.: УРАО, 2005. — 208 с.
  39. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П. П. Блонский — сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская — под ред. А. В. Петровского. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  40. , М. В. XX век Российского образования / М. В. Богуславский. М.: Пер Сэ, 2002. — 336 с.
  41. , О. Ф. Философия экзистенциализма : пер. с нем. / О. Ф. Боль-нов — сост. Ю. А. Сандулов — под ред. А. С. Колесникова, В. П. Сальникова. -СПб.: Лань, 1999.-222 с.
  42. , Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д, 1997. — 186 с.
  43. , Е. Г. Проблемы гуманитаризации высшего образования / Е. Г. Бондаренко, Б. 3. Коспысский // Педагогика высшей и средней школы: межвуз. сб. Минск, 1990. — Вып. 4. — С. 3−10.
  44. , М. И. Интегративные процессы в современном профессиональном образовании / М. И. Ботов, Ю. Н. Трофимов // Философия образования. 2002. -№ 2. — С. 213−219.
  45. , С. Гуманизм и традиции в образовании: суть конфликта / С. Братченко // Частная школа. 1997. — № 6. — С. 15−23.
  46. , Ф. Структура повседневности : пер. с фр. / Ф. Бродель — под ред. Ю. Н. Афанасьева // Сочинения: в 3 т. -М.: Прогресс, 1986. Т.1. — 621 с.
  47. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова и др. 3-е изд. -М.: Сов. Энцикл., 1976. — Т. 21. — 639 с.
  48. , М. Два образа веры : пер. с нем. / М. Бубер — под ред. П. С. Гуре-вича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  49. , Л. П. Культура и образование. Проблема взаимодействия / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 12−13.
  50. , Н. П. Научно-информационная деятельность: философско-методологические проблемы / Н. П. Ващекин. М.: Мысль, 1984. — 204 с.
  51. , М. Избранные произведения. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. -М.: Юрист, 1994. 702 с.
  52. , М. Основные понятия стратификации : пер. с англ. / М. Вебер // Социологические исследования. 1994. -№ 5. — С. 147−156.
  53. , И. С. Университеты и новый облик Европы / И. С. Вейланд // Alma mater. 1991. — № 4. — С. 73−74.
  54. , В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1988.-520 с.
  55. , В. А. Образование в информационном обществе: некоторые проблемы содержания и организации / В. А. Возчиков, К. Г. Колтаков. -Бийск: БГПИ, 2001. 113 с.
  56. , В. Н. Онтология личности / В. Н. Волков. Иваново: ИГУ, 2001. -378 с.
  57. , Г. Н. Этнопедагогика : учеб. / Г. Н. Волков. М.: Академия, 1999.- 168 с.
  58. , А. Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика / А. Г. Володин // Полис. 2000. — № 3. -С. 104−116.
  59. , Б. 3. Основы педагогики / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: УРАО, 2000.-112 с.
  60. , Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2 / JI. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  61. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века. М.: СГУ. — 1999. -36 с.
  62. Высшее образование в России II Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2001, — 116 с.
  63. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер — общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.-700 с.
  64. , Н. Эстетика : пер. с нем. / Н. Гартман — под ред. А. Васильева. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 692 с.
  65. , Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники / Э. Геллер. М.: Ad Maginem, 1995. — 223 с.
  66. , Б. С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 144 с.
  67. , Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. -М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 1997. 120 с.
  68. , Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 1998. — 90 с.
  69. , Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 607 с.
  70. , Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Б. С. Гершунский — Рос. акад. образования — Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. М.: ИТПИМИО, 1993.- 160 с.
  71. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  72. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и фр. / сост. JI. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
  73. , Т. Избранные произведения : в 2 т.: пер. с англ. / Т. Гоббс — вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1964. — Т. 2. — 748 с.
  74. , Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания : (социал.-филос. анализ) / Г. А. Голубева. М.: Высшая школа, 1989. — 158 с.
  75. , В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та, 1994. — 376 с.
  76. Гражданское общество: теория, история, современность: сб. / РАН — Ин-т социологии — отв. ред. 3. Т. Голенкова. М., 1999. — 165 с.
  77. , JI. С. Образование: услуга или жизнь? / JI. С. Гребнев. М.: МАДИ (ГТУ): МГУ, 2005. — 90 с.
  78. , С. И. Основы неклассической социологии : моногр. / С. И. Григорьев, А. И. Субетто. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Русаки, 2000. -208 с.
  79. , Б. Т. Понятие о человеке в современной философии / Б. Т. Григорьян // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. 384 с.
  80. , Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. М.: Юрайт-издат, 2005. — 686 с.
  81. , Ю. В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Вопросы методологии. 1992. — № 1. — С. 68−92.
  82. , В. фон. О границах деятельности государства / В. фон Гумбольдт//Вопросы образования: перспективы. 1989. — № 1. — С. 140−147.
  83. , П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. М.: Nota bene, 2001.-456 с.
  84. , И. В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии / И. В. Данилевич — Рос. акад. наук — Ин-т сравнит, политологии. М.: б.и., 1996. — 76 с.
  85. , С. В. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Социально-политический журнал. 1995. -№ 6.-С. 108−116.
  86. , А. Н. Педагогика: история педагогических идей / А. Н. Джуринский. М.: Пед. о-во России, 2000. — 352 с.
  87. , В. А. Концептуальные основы модернизации послевузовского образования / В. А. Дмитриенко — ТГПУ — Ин-т теории образования — под науч. ред. В. А. Дмитриенко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. — 362 с.
  88. , О. В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. -М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.
  89. , О. В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования / О. В. Долженко // Alma mater. 1996. — № 1. -С. 21−28.
  90. , А. В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, JI. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-480 с.
  91. , Дж. Школа и общество : пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Госиздат, 1934.- 174 с.
  92. , Ж. Европа в Средние века : пер. с фр. / Ж. Дюби. Смоленск: Полиграмма, 1994. — 316 с.
  93. , С. Н. Философия образования как предмет рефлексии / С. Н. Еремин // Философия образования для XXI века. Новосибирск, 2001. — № 1. -С. 13−22.
  94. , С.Н. Философские основы педагогических идей Гегеля / С. Н. Еремин // Философия образования для XXI века. Новосибирск, 2001. — № 2. -С. 122−137.
  95. , В. И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты / В. И. Жуков. М.: Союз, 2000. — 625 с.
  96. , Г. Университеты как элемент европейской культуры и зеркало социального развития / Г. Зайдель // Alma mater. 1994. — № 4. — С. 34−35.
  97. , А. Образование: философия, культурология, политика / А. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  98. , И. В. Миссия университета в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. — 239 с.
  99. , Г. Е. Социология образования / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шук-лина. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  100. , С. И. Учебный процесс в советской высшей школе / С. И. Зиновьев. М.: Высшая школа, 1975. — 316 с.
  101. , В. П. Distant, Content. и образование / В. П. Зинченко // Высшее образование в России. 2005. — № 7. — С. 76−87.
  102. , Ф. Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе / Ф. Г. Зиятдинова // Социологические исследования. 1998. -№ 11.-С. 66−72.
  103. , А. Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века / А. Е. Иванов — АН СССР: Ин-т истории СССР. — М., 1991. — 392 с.
  104. , А. Е. Подготовка дипломированных специалистов конца XIX-начала XX века / А. Е. Иванов // Alma mater. 1991. — № 4. — С. 74−80.
  105. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  106. , Г. Народное образование в свете тенденции демократизации / Г. Ильин // Вестник высшей школы. 1996. — № 2. — С. 25−27.
  107. , И. А. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. А. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 256 с.
  108. История педагогики и образования / под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2004.-512 с.
  109. История педагогики в России: хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 2000. — 2-е изд., стереотип. — 400 с.
  110. История среднего профессионального образования в России / В. М. Жуковский и др. М.: Изд-во «Научно-методический центр среднего профессионального образования», 2000. — 323 с.
  111. , М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  112. , В. 77. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. М.: Кострома, 1996. — 246 с.
  113. , А. Бунтующий человек : пер. с фр. / А. Камю. М.: Политиздат, 1990.-414 с.
  114. Ш. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. / В. А. Канке. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос: Владос: Наука, 1997. -352 с.
  115. , И. Ответ на вопрос: что такое просвещение?: пер. с нем. / И. Кант // Собрание сочинений: в 8 т. М.: Чоро, 1994. — Т. 8. — С. 29−37.
  116. И. Сочинения : в 6 т.: пер. с нем. / И. Кант- под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1965. — Т. 3. — 799 с.
  117. , П. Ф. Избранные педагогические произведения / П. Ф. Кап-терев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  118. , Г. Культурные модели университета / Г. Карье. // Alma mater. -1996.-№ 3.-С. 28−32.
  119. , В. Г. Контуры системы образования XXI века / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2−7.
  120. , Г. Г. Философский словарь : справ. / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: Слово: ACT, 2002. — 704 с.2А. Кисть, В. Я. Галерея античных философов: в 2 т. / В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. М.: Фаир — пресс, 2002. — Т. 1. — 576 с.
  121. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
  122. , Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума : пер. с фр. / Ж. А. Кондорсе. М.: Соцэкгиз, 1936. — 266 с.
  123. , В. В. Педагогика между философией и психологией / В. В. Краевский // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 24−31.
  124. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Ко-раблевой, В. А. Лутченко. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
  125. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд. -М.: Проспект, 2001. — 496 с.
  126. , Н. Б. Ребенок в пространстве культуры / Н. Б. Крылова. М.: ИЛИ РАО, 1994.-97 с.
  127. , М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека / М. Н. Кузьмин // Вопросы философии. 1997. — № 2. -С. 57−70. '
  128. Культурология в вопросах и ответах / под ред. Г. В. Драч. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. -416 с.
  129. , В. В. Вместо педагогики «философия образования»? / В. В. Кумарин // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 110−116.
  130. Кун, Т. Структура научных революций: пер. с англ. / Т. Кун. М.: ACT: Олимп: Астрель, 2003. — 605 с.
  131. , С. Страх и трепет : пер. с дат. / С. Кьеркегор — сост. и предисл. С. Исаева. М.: Республика, 1998.-382 с.
  132. , Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  133. , Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
  134. , Дж. Сочинения : в 3 т.: пер. с англ. / Дж. Локк — ред. и сост., авт. примеч. А. Л. Субботин. М.: Мысль, 1988. — Т. 3. — 668 с.
  135. , А. Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней / А. Ф. Лосев. М.: Харьков: Фолио: Эксмо, 2005. — 1038 с.
  136. , А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998. -750 с.
  137. , Т. К. О природе вещей : пер. с лат. / Т. К. Лукреций — вступ. ст. Т. Васильевой. М.: Худож. лит., 1983. — 383 с.
  138. , С. А. Рынок образования: маркетинговый аспект / С. А. Мамонтов. Новосибирск: ИДМИ, 2000. — 224 с.
  139. Меде едкое, А. П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении / А. П. Медведков. СПб., 1912. — 187 с.
  140. , В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход / В. Миттер // Перспективы: вопросы образования. М., 1993. -С. 37−43.
  141. , Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы / Ф. Т. Михайлов // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 33−40.
  142. , Л. Идея университета / Л. Мишед // Alma mater. 1991. — № 9. -С. 85−90.
  143. Модернизация в России и конфликт ценностей / А. С. Ахиезер и др. М., 1993.-247 с.
  144. , Н. Н. Время определять национальные цели / Н. Н. Моисеев. -М.: МНЭПУ, 1997.-256 с.
  145. Молодеэюь в современном мире: материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 12−33.
  146. , А. Социодинамика культуры : пер. с фр. / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-408 с.
  147. , М. Опыты : в 3 т.: пер. с фр. / М. Монтень М. М.: Эксмо, 2003.-Т. 1.-832 с.
  148. Мор, Т. Утопия: пер. с лат. / Т. Мор — коммент. Ю. М. Каган и И. Н. Осиновского. -М.: Наука, 1978. -416 с.
  149. , А. Т. Методология в сфере теории и практики / А. Т. Москаленко и др. Новосибирск: Наука, 1988. — 306 с.
  150. , Н. В. Философия образования как объект комплексного исследования / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. Новосибирск: СО РАН, 2002. — 297 с.
  151. , А. И. Инновационная Россия / А. И. Неклесса, П. Г. Щед-ровицкий // Экономические стратегии. 2003. — № 5. — С 30−35.
  152. Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия: материалы междунар. конгр. ЮНЕСКО «Экология человека»: в 5 т. -Новосибирск, 1999. Т. 5. — 442 с.
  153. , Р. А. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского профессионального образования Казахстана / Р. А. Нуртазина // Право: теория и практика. 2004. — № 3. — С. 62−75.
  154. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / сост., вступ. ст., коммент. Ревякиной Н. В., Кудрявцевой О. Ф. -М.: УРАО, 1999. 400 с.
  155. Образовательный апартеид // газета «Советская Россия» от 21 июля 2005 г. № 83 (12 698).
  156. , А. П. Философия науки эпохи Просвещения / А. П. Огурцов. -М.: Наука, 1993.-213 с.
  157. , В. Ф. Избранные педагогические сочинения / В. Ф. Одоевский — ред., авт. вступ. ст. и примеч. В. Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1955.-368 с.
  158. , В. Введение в общую дидактику : пер. с пол. / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  159. , Л. Г. Раздумья о судьбах России: прогноз на XXI столетие: учеб. пособие / Л. Г. Олех. Новосибирск: НГУ, 2006. — 327 с.
  160. , В. Г. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.- Воронеж: ИОВ РАО, 1995.-231 с.
  161. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
  162. , В. И. Философские основания современного образования / В. И. Паршиков. Новосибирск: ГЦРО, 2001. — 264 с.
  163. , Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н. Н. Пахомов — ред. и сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов // Философия образования для XXI века: сб. ст. М.: Логос, 1992. — С. 18−31.
  164. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. / Платон — ред. и авт. вступ. ст. А. Лосев, примеч. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
  165. , Я. А. Психология творения / Я. А. Пономарев. М.: МПСИ, 1999.-480 с.
  166. , К. Открытое общество и его враги: в 2 т.: пер. с англ. / К. Поп-пер — под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. — Т. 1. — 448 с.
  167. Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. С. Я. Батышева. М.: Профобразование, 1999. — 904 с.
  168. Психология и новые идеалы научности: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 3−43.
  169. , Б. История западной философии : пер. с англ. / Б. Рассел. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. 992 с.
  170. , П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью: пер с фр. / П. Рикер. М.: Академия, 1995. — 160 с.
  171. , Г. Науки о природе и науки о культуре : пер. с нем. / Г. Риккерт: под ред. С. И. Гессена. -М.: Республика, 1998. 416 с.
  172. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий: сб. / вступ. ст., сост., подгот. текста В. В. Сапова. М.: Республика, 1995. — 463 с.
  173. , Ф. Время. действовать- Образование и бесконечное составление книг / Ф. Розенцвейг — примеч. и пер. Л. Наместниковой (Белянской) // Еврейское образование. 2001. — № 2. — С. 81−116.
  174. Розеншток-Хюсси, О. Избранное: язык рода человеческого: пер. с нем. и англ. / О. Розеншток-Хюсси. М.-СПб.: Университетская книга. — 2001. -608 с.
  175. , М. А. Ценности и образование / М. А. Розов // Alma mater. 1991. -№ 12.-С. 367.
  176. , Н. С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. 162 с.
  177. , Н. С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе.-М., 1993.- 193 с.
  178. Российский статистический ежегодник. 2004: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Статистика России, 2004. — 725 с.
  179. , Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования : дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Рубанцова Т. А. -Новосибирск, 2000. 334 с.
  180. , Т. А. Гуманизация современного образования / Т. А. Рубанцова. Новосибирск: СО РАН, 2000. — 249 с.
  181. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1989. — 462 с.
  182. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты: пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо — изд. подг. В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман и др. М.: Наука, 1969. — 704 с.
  183. , Б. А. Ремесло Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: АН СССР, 1948.-792 с.
  184. , И. Философия глобального образования / И. Савицкий // Философия образования для XXI века. -М., 1992. С. 9−18.
  185. , Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. М.: ЭКМО, 2000. — 381 с.
  186. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  187. , И. П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. М.: Рос. акад. образования: НИИРПО, 2006. — 320 с.
  188. , О. Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки / О. Н. Смолин // Философские науки. 2006. — № 1. — С. 5−27.
  189. , О. Н. Образование и национальная безопасность России / О. Н. Смолин // Alma mater. 1996. — № 3. — С. 10−16.
  190. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. -М.-Бишкек-Екатеринбург, 1996. 608 с.
  191. , В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев — примеч. С. Кравца, А. Гулыги. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — 892 с.
  192. Справочник руководителя образовательного учреждения / О. В. Чир-кина — А. Б. Вифлеемский. М.: Нар. образование, 2003. — 304 с.
  193. , В. И. Современная буржуазная футурология: проблемы, тенденции / В. И. Супрун. Новосибирск: Наука, 1986 г. — 208 с.
  194. , В. И. Обычаи, традиции и преемственность поколений / В. И. Суханов. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
  195. , В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1988. — 272 с.
  196. , А. Постижение истории / А. Тойнби. М.: Прогресс, 1996. -608 с.
  197. , JI. Н. Круг чтения : в 2 т. / Л. Н. Толстой. М.: Политиздат, 1991.-Т. 1.-478 с.
  198. , В. Г. Философия и история образования / В. Г. Торосян. -Краснодар, 2000. 203 с.
  199. , Э. Шок будущего : пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003. -558 с.
  200. , В. Н. Парадоксы российского образования / В. Н. Турченко // Образовательная выставка: ресурс развития системы образования. -Новосибирск: НИЖиПРО, 2001. С. 219−229.
  201. , В. Н. Философские основы современной образовательной стратегии / В. Н. Турченко // Философия образования XXI века. 2001. -№ 2. — С. 245−260.
  202. Управление социально-экономическим развитием России: концепция, цели, механизмы / под ред. Д. С. Львова, А. Г. Поршнева. М.: Экономика, 2002. — 702 с.
  203. , К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. Т. 2. — 492 с.
  204. Федосеев, 77. Н. Философия и интеграция науки / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. 1987. — № 7. — С. 16−30.
  205. , Е. Г. Кризис европейской системы образования на примере России / Е. Г. Филатова // Философия образования. 2003. — № 7. — С. 103— 107.
  206. Философия и образование: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 3−55.
  207. Философия образования для XXI века: сб. ст. / ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. М., 1992. — 205 с.
  208. Философия образования: сб. науч. ст. / под ред. А. Н. Кочергина. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 288 с.
  209. Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 3−29.
  210. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. 1995. — № 11. — С. 3−34.
  211. Философский энгщклопедический словарь / ред. и сост. С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
  212. Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования: сб. тр. // гл. ред. Н. В. Наливайко. -Новосибирск: НМЦ ФО НГПУ, 2005. Т. XVIII. — Сер. тр., прил. к журн. «Философия образования». — 270.
  213. , В. Н. Коммуникативно-тооротическая модификация философской рациональности Юргена Хабермаса / В. Н. Фурс// Философия эпохи постмодернизма. Минск: Красико-принт, 1996. — С. 98−117.
  214. , Ю. Демократия. Разум. Нравственность: пер. с нем. ЯО. Ха-бермас. -М.: Наука, 1995. 175 с.
  215. , Ю. Идея университета. Процессы обучения: пер. с нем. / Ю. Хабермас // Alma mater. 1994. — № 4. — С. 9−18.
  216. , М. Бытие и время : пер. с нем. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2007.-624 с.2Ъв.Хантер, Д. Д. О мирском гуманизме / Д. Д. Хантер // Диалог США. -1991.-№ 48.-С. 65−68.
  217. , П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев. М.: Эксмо, 2006.-544 с.
  218. , Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процессов изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе : моногр. / Н. В. Чекалева. Омск: ОмГПУ, 1998. — 168 с.
  219. , А. К. Взаимодействие права и свободы: проблемы интеграции / А. К. Черненко // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. — № 1. — С. 85−91.
  220. , С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / С. Т. Шацкий — сост. JI. Н. Скаткин и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 302 с.
  221. , А. Высшее образование в России: взгляд в XXI век / А. Шукшунов // Информационный бюллетень вузов России. 1993. — № 10. -С. 26−43.
  222. Юнг, К. Г. Психодинамические типы: пер. с нем. / К. Г. Юнг — под общ. ред. и послесл. В. Зеленского. СПб.-М.: Ювента: Прогресс: Универс, 1995.-715 с.
  223. Banks, J. Education and Society / J. Banks. N.Y., 1988. — 128 p.
  224. Beck, I. Questioning the Author: An Approach for Enhancing Student Engagement with Text /1. Beck. N. Y., 1998. — 456 p.
  225. Bufford, T. Towards a Philosophy of Education / T. Bufford. N.Y., 1969. -456 p.
  226. Calcins, L. Living Between the Lines / L. Calcins. N.Y., 1990. — 288 p.
  227. Colby A., Damon W. Some do Care / A. Colby, W. Damon. N.Y., 1992. -346 p.
  228. Die deutsche Jugendbewegung 1920 bis 1933: die biindische Zeit: Quellenschriften / hrsg. von Werner Kindt. Diisseldorf: Diederichs, 1974. -1411 s.
  229. Fischer, A. Deskriptive Padagogik / A. Fischer // Denkformen und Forschungsmethoden in der Erziehungswissenschaft. Mimchen: Ehrenwith, 1966.-137 s.
  230. Gardner, H. The Unschooled Min: How Children Think and How Schools Should Teach / H. Gardner. N.Y., 1991. — 456 p.
  231. Harvey, D. The condition of Postmodemity / D. Harvey. Oxford: Blackwell, 1990.-347 p.
  232. Langef eld, M. Der Ansatzpunkt der systematischen Padagogik: in 2 Bd. / M. Langefeld // Denkformen und Forschungsmethoden der Erziehungswissenschaft. -Muenchen: Ehrenwith, 1966. Bd. 1.
  233. Lipman, M. Philosophy Goes to School / M. Lipman. Philadelphia, 1988. -466 p.
  234. Lochner, R. Deskriptive Padagogik / R. Lochner. Reichenberg: Gebr. Stiepel, 1927.-254 s.1.ternet-pecypcbi
  235. , В. В. Социальные ценности как основание Российской модернизации / Козловский В. В. //http://hq.soc.pu.rU/publications/vestnik/1997/l/KOZLOVSKII.HTML.
  236. Материалы международного семинара «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» // http://journal.spbu.rn/2003/04/6.shtml .
  237. Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html.
  238. , В. В. Западная философия образования: программа спецкурса / В. В. Платонов // http://www.philosophy.ru/edu/cur/edujplat.html.
  239. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46 741.
  240. , В. И. Московский университет и Болонская декларация / В. И. Трухин // http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2004/4(40)-2004/bolon/.
  241. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ // http://zakon.edu.ru/catalog. asp? catobno= 12 690&obno=l 2849.
Заполнить форму текущей работой