Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние трансформации отношений собственности и форм хозяйствования на эффективность внешней торговли России в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны теоретико-методологические основы формирования эффективной организации внешнеторговой деятельности в условиях трансформации отношений собственности и форм хозяйствовании, включающие: интегрированное применение рекомендаций теории хозяйственного порядка (обеспечение взаимосвязи индивидуальных результатов хозяйственной деятельности с общественным результатомобеспечение информационной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа особенностей внешней торговли России в современных условиях
    • 1. Трансформация отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования
    • 2. Влияние развития рыночных отношений на условия осуществления внешней торговли
  • Глава 2. Тенденции изменений^ внешнеторговых отношений
  • России в современных
    • 1. Место предприятий различных форм собственности во внешнеторговых отношениях России
    • 2. Современные направления развития внешнеторговых отношений России
    • 3. Особенности государственного регулирования внешнеторговых отношений в условиях их либерализации

Влияние трансформации отношений собственности и форм хозяйствования на эффективность внешней торговли России в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основной формой мирохозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля. По динамике развития и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики.

Динамизм торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Учитывая существующие тенденции в мировом хозяйстве, у России одна задача — занять достойное место в этом процессе.

Современный этап взаимоотношений России с мирохозяйственной сферой в значительной степени определяется глубоким кризисом национальной экономики, в том числе и структурным, ее неадекватностью по многим параметрам современной системе внешнеторговых отношений, неподготовленностью общественного сознания к более эффективным формам внешнеэкономического сотрудничества, что усиливает значение научного поиска в данной области.

Проводимая в России экономическая реформа выдвигает новые задачи по эффективному использованию потенциала мирохозяйственных связей. В первую очередь это относится к пониманию роли и места внешнеторгового фактора в хозяйственном развитии, направлениям, характеру и особенностям его воздействия на процесс воспроизводства отечественной экономики. Для выявления подлинной роли внешней торговли в системе национального расширенного воспроизводства необходимо знать фактическое соотношение между динамикой внешнеторгового оборота и динамикой национального производства. Такое соотношение можно установить путем сравнения темпов роста внешней торговли с темпами увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода страны. За период реформ, начатых в 1992 г., реальный ВВП Российской Федерации уменьшился, примерно, на 30%, а физический объем экспортных поставок возрос, примерно, на 45%. При этом интересно отметить, что среднегодовые темпы прироста физического объема экспорта составляли около 9%, а ежегодные темпы снижения ВВП — около 8%. Это означает, что развивающаяся экспортная деятельность смягчала глубину кризисных явлений в российской экономике в период ее перехода к рыночной системе функционирования.

В этих условиях реализация рыночной концепции интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей предполагает не только поиск путей взаимовыгодного внешнеторгового сотрудничества в условиях проводимой в стране экономической реформы, но и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений, трансформации отношений собственности. При этом важное значение имеет обеспечение государственной поддержки и стимулирования внешнеторговой деятельности, а также необходимого контроля в этой сфере.

В связи с этим, на современном этапе развития национального хозяйства значительно возрастает потребность в теоретической и практической разработке стратегии и тактики включения субъектов российского рынка в мирохозяйственную систему путем нахождения ими своей экономической ниши. На сегодня важными становятся разработки не только стратегических направлений интеграции России в мировое хозяйство, но и стратегических приемов, которые позволили бы на равных взаимодействовать с транснациональными компаниями, зарубежными партнерами и конкурентами. Все это способствовало бы осуществлению внутриэкономических преобразований.

Иными словами, существует необходимость поиска путей развития внешнеторговой теории и методологии, чему и посвящено данное исследование.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется насущной необходимостью в разработке теоретико-методологических положений формирования гибкого национального экономического организма, эффективно встроенного в систему мирохозяйственных связей в условиях трансформации отношений собственности и форм хозяйствования.

Степень разработанности проблемы. Процесс либерализации охватил всю экономическую систему страны, в том числе, внешнюю торговлю как одну из основных форм внешнеэкономической деятельности, а также отношения собственности как фундаментальную основу социально-экономической системы.

Новые условия функционирования экономики России обусловливают всесторонний интерес ученых-экономистов, как зарубежных, так и отечественных, к проблемам формирования новой системы отношений собственности и внешней торговли.

Вопросы формирования эффективно действующего национального хозяйства, повышение роли внешней торговли в процессе воспроизводства, новых форм и путей интеграции России в мировое хозяйство в условиях трансформации российской экономики, исследование тенденций мировой хозяйственной системы, международных экономических отношений анализируются в монографиях, статьях исследованиях авторитетных отечественных и зарубежных ученых и специалистов, в диссертациях.

К ним относятся: Андрианов В., Анимица В., Артемьев А., Бабин Э., Валдайцев С., Водянов А., Габричидзе Б., Грязнов Э., Голанский М., Евстигнеев Р., Зверев Ю., Караваев В., Кочетов Э., Лукьянчиков Н., Ольсевич Ю., Платонова Ю., Перская В., Портер М., Пефтиев В., Рубинская Э., Семенов К., Сергеев П., Спиридонов И., и др.

Но, на наш взгляд, две важнейшие проблемы российской экономики (изменение отношений собственности и либерализация внешней торговли) исследуются в параллельных плоскостях, и если пересекаются, то очень редко. Лишь эмпирическими поисками выявить взаимосвязь двух предопределяющих развитие нашей экономики процессов, как показывает опыт последних лет, не удается. Разрешить подобную проблему, по нашему мнению, можно только опираясь на специально посвященное данной проблеме научное исследование, что определяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.

Следует признать, что, как правило, достаточно трудно надежно оценить краткои долгосрочный эффект от введения тех или иных норм, способствующих либерализации торговли или обеспечивающих свободу конкуренции на национальном рынке. В первую очередь, это обусловлено обилием и многообразием не только экономических, но и политических, социальных и прочих факторов, вступающих в действие на национальном уровне.

Разработки в области внешнеэкономической деятельности следует также постоянно сверять с траекторией такого экономического явления и, отражающей его основополагающей экономической категорией, как международное разделение труда (МРТ).

Более детального исследования требует механизм включения внешнеэкономического фактора в воспроизводственный процесс российской экономики, способного создать для народного хозяйства объективные предпосылки рационального решения по меньшей мере двух задач: во-первых, способствовать диверсификации потребностей и потребления, удовлетворению разнообразных нужд с помощью международного обменаво-вторых, обеспечить экономию рабочего времени, сокращая затраты на производство расширяющегося ассортимента продукции, повышая производительность труда и фондоотдачу, тем самым, обеспечивая достижение нового качества и уровня жизни.

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи, информационных технологий, в то же время сокращается доля сырьевых товаров, сельскохозяйственной продукции. Последние годы ознаменовались, также, заметным усилением в МРТ роли новых и новейших товаров, появлением новых мировых товарных рынков (hitech, продукция и услуги авиа — космического производства и др.).

Определенные изменения происходят и в географии распределения мировой торговли. Растет экспорт промышленных товаров и реэкспорт этой продукции, изготовленной в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Эти новые тенденции в развитии внешнеторговых связей также нуждаются в дополнительных исследованиях.

Характерно, что на фоне общей понижательной тенденции важнейших экономических показателей в 90-х г. г., во внешней торговле России был постоянный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций.

Тенденцию увеличения экспорта следует признать позитивной. Более того, его рост необходим, чтобы обеспечить платежеспособность страны по зарубежным кредитам. Однако, чтобы сделать выводы о характере и долгосрочных последствиях этого роста, необходимо подробнее проанализировать его причины и структуру.

В силу действия совокупности объективных факторов, для России торгово-экономическое сотрудничество занимает особое место в формирующейся в настоящее время новой системе внешнеэкономических связей, которая призвана обеспечить более эффективное включение страны в МРТ, формирование экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными государствами.

В масштабах всего народного хозяйства внешнеторговая деятельность выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от внешней торговли (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю доходной части федерального бюджета.

Опыт развитых и новых индустриальных стран подтверждает, что внешнеторговая деятельность каждой страны опирается на определенную систему принципов.

Важнейшие из них:

• долговременность и ориентированность экспортной политики на удовлетворение потребностей партнера. Полезность партнеру — цель, валютная выручка — результат эффективной экспортной политики;

• ориентированность импортной политики на обеспечение народного хозяйства необходимыми ресурсами, на стимулирование отечественных товаропроизводителей создавать конкурентоспособную продукцию, на продвижение на внутренний рынок новых технологий;

• сохранение и, по возможности, расширение позиций российских экспортеров;

• правовое равенство и недопущение незаконного ограничения прав субъектов внешнеторговой деятельностисвободная и взаимная выгода предпринимательства.

В дальнейшем исследовании нуждается проблема структурной эволюции российской экономики, выявления возможностей развития тех отраслей, которые обеспечат динамизм экспортного потенциала страны. Откладывать анализ хозяйственной структуры до завершения стабилизации — значит заранее смирится с гибелью многих из них.

Приватизация в России сопровождается повышением уровня концентрации собственности в хозяйственных структурах. Идет процесс создания ФПГ, транснациональные компании проникают в российскую экономику. Ученые проявляют интерес к анализу влияния новых хозяйственных структур на развитие внешней торговли.1 Однако, требуются дополнительные исследования их роли и места, особенно отечественных, в развитии экономики. Заслуживает внимания проблема преодоления противоречия между формальным равенством всех субъектов хозяйствования в участии во внешнеторговой деятельности и реальной концентрацией этих возможностей в узком кругу крупных объединений.

Либерализация внешнеторговой деятельности обусловила и изменение роли государства в данной сфере. Доля централизованного экспорта-импорта сократилась. Ослабление государственной регламентации внешней торговли сопровождается интенсивным ростом самоорганизации бизнеса. Необходимы исследования путей, способов влияния государства в новых условиях хозяйствования на повышение эффективности внешней торговли.

Основной целью исследования является выявление влияния трансформации отношений собственности и форм хозяйствования на эффективность внешнеторговой деятельности, разработка теоретико.

1 См.: Грязнов Э. А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М.: ООО Фирма «Инфограф». 2000 г. методологической основы и предложений, направленных на совершенствование ее организации в современных условиях.

Для реализации цели исследования определены следующие задачи: исследовать содержание процессов трансформации отношений собственности и форм хозяйствованиядать анализ современного состояния внешнеторговой деятельности Россииисследовать особенности организации внешнеторговой деятельности в условиях ее либерализациивыявить влияние становления рыночных отношений на условия осуществления внешней торговливыявить основные тенденции развития внешнеторговой деятельностиисследовать процесс трансформации и механизмы государственного воздействия на внешнеторговую деятельность Россиипроанализировать современные теории и концепции повышения эффективности внешнеторговой деятельностиобобщить опыт развитых стран в области организации внешнеторговой деятельности.

Объектом исследования является процесс эффективной организации и функционирования внешнеторговой сферы в условиях трансформации отношений собственности и форм хозяйствования.

Предметомисследования выступает система социальноэкономических и организационно-экономических отношений в процессе повышения эффективности внешнеторговой деятельности.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания. В диссертации используются такие научные методы исследования, как системный, логический, статистический, экономический и исторический анализ.

Теоретические основы исследования. Многогранность изучаемой проблемы обусловила привлечение материалов не только по теме функционирования мировой хозяйственной системы и внешнеторговых связей России, но также отечественной и зарубежной научной литературы по экономической теории и практической экономике в целом. В работе использованы также законодательные и нормативные материалы, монографии, диссертационные исследования, статьи в периодических изданиях, специальная литература по рассматриваемой теме.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

I. Установлено, что трансформация отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования оказывает противоречивое влияние на эффективность внешней торговли.

С одной стороны, приватизация государственной собственности, формирование многообразия форм хозяйствования создали условия для либерализации внешней торговли, активной реализации предпринимательских способностей субъектов внешнеторговой деятельности. Наибольшую эффективность во внешней торговле достигли те субъекты хозяйствования, которые положили в основу своей деятельности постоянное генерирование новейших научных, технических, технологических идей, решений, приемов труда, сумели адаптироваться к новым условиям мирового экономического порядка.

С другой стороны, либерализация внешней торговли на основе трансформации отношений собственности, значительно усложнила организацию внешнеторговых отношений, снизила их народнохозяйственную эффективность, способствовала потере целенаправленного воздействия преимуществ международного разделения труда на развитие российской экономики (отсутствие единой внешнеторговой политики, потеря значительной части внешних источников формирования средств для расширенного воспроизводства, раздробленность участников внешнеторговой деятельности, ликвидация квалифицированных учреждений, специализирующихся в данной сфере).

2. Разработаны теоретико-методологические основы формирования эффективной организации внешнеторговой деятельности в условиях трансформации отношений собственности и форм хозяйствовании, включающие: интегрированное применение рекомендаций теории хозяйственного порядка (обеспечение взаимосвязи индивидуальных результатов хозяйственной деятельности с общественным результатомобеспечение информационной взаимосвязи между звеньями хозяйственной системырациональное сочетание принципов централизации и децентрализации) и теории нового институционализма (использование формальных — законодательных норм, правил, и неформальных — обычаев, моральных норм, традиций — институтоввзаимосвязь «правил игры», стратегии и механизмов реализации целейусиление роли государства в случае роста трансакционных издержекэволюционность преобразований — единство экономики и экономической истории) — индивидуальный подход к выбору путей преобразования с учетом стартовых условий;

— разработка институциональных предпосылок создания рыночной экономики и либерализации внешнеторговой деятельностиобеспечение взаимосвязи приватизации государственной собственности и формирования конкурентной среды.

3. Сделан вывод о том, что научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, усиление международного технологического разделения труда, трансформация отношений собственности и форм хозяйствования в России, что создало условия для сближения хозяйственных механизмов различных стран, для совместного предпринимательства, обусловили появление новых тенденций в развитии внешнеторговых отношений, проявляющихся: в развитии международного обмена на уровне фирмв повышении роли международного технологического разделения труда, что обусловило изменение формы товара (не конечная продукция, а полуфабрикаты, отдельные узлы и т. д.).

4. Выработаны принципы обеспечения конкурентной политики в сфере внешнеторговой деятельности России такие, как: преодоление сырьевой направленности экспортной деятельности субъектов внешней торговли с целью повышения доли наукоемкой, инновационной составляющей внешнеторгового оборота;

— целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики;

— усиление связи науки с производством, использование преимуществ международного технологического разделения труда;

— закрепление в законодательном порядке определенной доли доходов от экспорта традиционной продукции, направляемых для стимулирования производства и экспорта высокотехнологичных товаров, формирования конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных технологиях;

— стимулирование образования экспортно-импортных объединений, разнообразных форм институциональной поддержки внешнеторговой деятельности.

5. Выявлены особенности воздействия государства на повышение эффективности организации внешнеторговой деятельности России в современных условиях: формирование стратегии внешней торговли с участием Союза предпринимателей, а также крупных корпораций, которые под своей торговой маркой и дилерской сетью производят реализацию экспортно-импортных операцийдиверсификация системы тарифных ставок с учетом приоритетных направлений внешнеторговой деятельности;

— защита наиболее значимых для отечественной экономики секторов внутреннего рынка «пиковыми» тарифами на импортные товары, превышающими 30%;

— использование унифицированных норм регулирования внешнеторговой деятельности в рамках международных соглашений Г АТС, ТРИПС и ТРИМСорганизация помощи мелкому и среднему бизнесу в реализации его прерогатив в осуществлении внешней торговли как составной части присущей ему хозяйственной деятельности;

— усиление контроля за организацией внешней торговли по информационным технологиям;

— создание государственного центра, координирующего деятельность субъектов внешней торговли.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование содержащихся в ней теоретических и методологических разработок, выводов и практических рекомендаций позволит обосновать направления совершенствования внешнеторговой политики, дальнейшего реформирования внешнеторгового оборота России с учетом развития, в первую очередь, внутреннего сектора экономики, совершенствования норм отечественного законодательства в сфере внешней торговли, поэтапно приближая их к современным требованиям и стандартам в области международных экономических отношений. Положения диссертации могут быть использованы в разработке теоретических учебных курсов по проблемам внешнеэкономической деятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и предложения диссертационного исследования отражены в ходе выступлений на научно-практических конференциях в.

Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 1999;2001 годах: «Стратегия трансформации экономики России: теория, опыт, эффективность», «Эффективность рыночного хозяйства в период трансформации экономики», в публикациях, общим объемом 2,4п.л.

Заключение

.

Обобщение результатов проведенного исследования влияния трансформации отношений собственности и форм хозяйствования на эффективность внешней торговли России позволяет в заключении отметить следующее.

Трансформация экономической системы имеет своей главной целью рост благосостояния народа на основе подъема производительных сил и совершенствования производственных отношений. Политическое решение проблемы изменения характера производственных отношений, в том числе и отношений собственности, как это было осуществлено в России, обеспечило обособление преобладающей части хозяйствующих субъектов, но привело к децентрализации технологических единиц и органически взаимосвязанных производственных звеньев, — что обусловило замедление развития производительных сил страны и значительное снижение эффективности их использования. Все это несомненно сказалось на социальном положении населения.

Социально-экономические преобразования в России затронули и среду внешнеторговых отношений.

Переход от централизованного планового управления экономикой с преобладанием государственной собственности к смешанной экономике, основанной на многообразии форм собственности и форм хозяйствования, отказ от монополии внешней торговли и снятие ограничений в развитии внешнеторговых связей как для субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, так и для иностранных фирм потребовали коренных изменений во внешнеторговой деятельности России. Глубокие социально-экономические преобразования в национальной экономике существенно сказались на объемах и структуре экспорта и импорта товаров, на других сферах внешнеэкономической деятельности. Произошли глубокие изменения в направлениях рыночных товарных и валютных потоков.

Налицо тот факт, что трансформация отношений собственности и форм хозяйствования оказывает противоречивое влияние на эффективность внешней торговли. С одной стороны, приватизация создала условия для либерализации внешней торговли, реализации предпринимательских способностей субъектов внешнеторговой деятельности. С другой, приватизация привела к утрате государственного и общественного контроля над производственной и финансовой сферами, их «теневизации» и использованию приватизированных предприятий в корыстных интересах новых собственников и олигархических групп, либерализация внешней торговли на основе трансформации отношений собственности, снизила народнохозяйственную эффективность внешнеторговых отношений и значительно усложнила их организацию. Все это способствовало неэффективному использованию преимуществ международного разделения труда.

Позиции страны в мировой экономике и системе мирохозяйственных связей определяются рядом факторов, среди которых наиболее значимы уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости и включенности в международное разделение труда, а также развитость и структура ее внешнеэкономических контактов, способность национальной экономики соответствовать постоянно меняющимся условиям международной хозяйственной жизни.

Всемирное хозяйство представляет собой не простую сумму различных его подсистем, каждая из которых развивается по собственным специфическим законам, а целостный организм, системные законы которого выступают мерой более частных закономерностей и определяют основное направление дальнейшей эволюции этой органичной системы.

Международное разделение труда отражает распределение природных и людских ресурсов, необходимость движения товаров и услуг в форме международной торговли. Объем мирового торгового оборота увеличивается гораздо быстрее, чем объем производства. Интенсивность внешней торговли является надежным показателем перспектив экономического развития стран. Переход развитых стран на новую технологическую базу (с преобладанием информационных технологий) усилил интернационализацию воспроизводственных процессов в двух формах: интеграционной (через сближение национальных хозяйств) и транснациональной (через образование транснациональных структур).

Для любой национальной экономики включение в международное разделение труда связано с необходимостью прохождения сложного пути преобразования своих производственных и организационных структур. Это относится и к нашему национальному хозяйству. Практически нам необходимо:

•выбрать наиболее рациональные сферы взаимодействия национальной экономики со всемирным хозяйством;

•определить направления развития каждой из сфер взаим о действия;

•обеспечить такой механизм управления внешнеторговыми связями, который давал бы возможность поэтапного, дифференцированного включения нашей экономики в мировое хозяйство в соответствии с объективно обусловленными критериями эффективности для национального хозяйства;

•создать условия для гибкого преобразования механизма включения в международное разделение труда на макрои микроуровнях (государственном, отраслевом, территориально-производственном, на уровне основного производственного звенапредприятия любой формы собственности и т. д.), которые дали бы возможность маневрирования в рамках намеченных направлений сотрудничества и выбранных приоритетов.

Для осуществления этих практических шагов, принятия правильных решений нужны теоретически выверенные экономические ориентиры. Все они должны быть сведены в единую комплексную программу внешнеторгового развития.

Прежде всего необходимо разработать теоретико-методологические основы формирования эффективной организации внешнеторговой деятельности в условиях ее либерализации.

На наш взгляд, в качестве такой основы может быть комплексное использование принципиальных положений теории хозяйственного порядка и теории нового институционализма. Заслуживает внимания и использования следующие рекомендации теории хозяйственного порядка: обеспечение эффективности функционирования национальной экономики на основе взаимосвязи индивидуальных результатов хозяйственной деятельности с общественным результатомна условии информационной взаимосвязи между звеньями хозяйственной системы и рационального сочетания принципов централизации и децентрализации. Рациональными являются также рекомендации теории нового институционализма: усиление роли государства в случае роста трансакционных издержек с использованием не только формальныхзаконодательных норм, правил, но и, что очень важно, неформальных — обычаев, моральных норм, традиций — институтоввзаимосвязь «правил игры», стратегии и механизмов реализации целей.

Кроме того, важнейшими методологическими положениями, учет которых несомненно будет способствовать повышению эффективности организации внешнеторговой деятельности, являются: разработка институциональных предпосылок создания рыночной экономики и либерализации внешнеторговой деятельности, используя индивидуальный подход к выбору путей преобразования с учетом стартовых условий и на основе принципа — единство экономики и экономической истории.

Либерализация хозяйственной жизни в России позволила сегодня производителям напрямую выходить на мировые рынки. В этих условиях внешняя торговля являет собой специфическую сферу хозяйственной деятельности как на уровне государства, так и каждого хозяйствующего субъекта. Особенности, присущие ей, заключаются, с одной стороны, в специфике, имманентной каждой сфере хозяйственной деятельности. С другой — в том, что внешняя торговлямощный канал воздействия на производственную сферу, связанный с внешними рынками, со всеми относящимися им свойствами и чертами, и регулируется как национальными нормами и правилами, так и много — и двусторонними договоренностями, подчиняется обычаям международной практики и предполагает учет и знание социопсихологических, национальных, культурных особенностей рынков стран — партнеров по внешней торговле. В экономической теории эти особенности относят к так называемым формальным и неформальным институтам, которые изучаются представителями одного из направлений экономической мысли — теории нового институционализма.

Сегодня иметь сбыт на внутреннем рынке абсолютно не означает иметь конкурентоспособность на внешнем рынке.

Современная конкурентоспособность определяется быстротой разработки и внедрения новых технологий — инноваций. При этом усиливается борьба между странами за привлечение иностранных инвестиций. В последнее время наблюдается рост притока инвестиций в развитые страны и относительное сокращение притока инвестиций в развивающиеся страны. Настоящий миропорядок во многом определяется сложившимся разделом технологической власти. На экспорте наукоемких товаров и техноемких изделий специализируются развитые страны.

Россия занимает в современном мировом хозяйстве место, совершенно несоответствующее ее потенциальным возможностям. В условиях открытой рыночной экономики на первый план выходят структурные показатели, характеризующие связь ее секторов с отдельными видами рынков, их ориентацию на внутренний и внешний спрос. Имеется в виду потенциальная и реальная возможности обеспечивать экспорт товаров, производить импортозамещающую и другую конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую внутренние потребности.

Россия обладает мощной промышленной базой, высококвалифицированными научно-техническими кадрами. Ее сравнительное преимущество должно заключаться в промышленном производстве, оснащенном новейшими технологиями, взятыми из космической и военной промышленности. Государство обязано создать благоприятные условия в России как для крупного производства, так для малого бизнеса. Отсюда стимулирование отечественного производства, защита национального рынка и производителей мерами тарифного и нетарифного воздействия от внешней конкуренции должно находиться в рамках осуществления единой селективно — дифференцированной политики по развитию для данных момента времени и региона отраслей, производств или направлений деятельности. Необходима дифференцированная налоговая система, способствующая развитию приоритетных отраслей науки. Главенствующее положение в этой части принадлежит государственному воздействию, в т. ч. на уровне и регионов, и субъектов РФ, координации и согласованности предпринимаемых мер.

На основе изложенного выработаны принципы обеспечения конкурентности внешней торговли России: повышение доли наукоемкой, инновационной составляющей внешнеторгового оборотастимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров, формирование конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных технологиях, используя закрепленную в законодательном порядке определенную долю доходов от экспорта традиционной продукциисодействие государства в организации эффективной структуры экономики на основе усиления связи науки с производством, использования преимуществ международного технологического разделения труда, стимулирования образования экспортно-импортных объединений, разнообразных форм институциональной поддержки внешнеторговой деятельности.

В работе отмечается, что крупным шагом на пути дальнейших экономических реформ станет присоединение России к ВТО (Всемирная Торговая Организация). Эта мощная международная организация многостороннего экономического сотрудничества при объективной оценке всех плюсов и минусов может стать еще одним опорным пунктом в решении трудных проблем экономики России. Однако необходимо понимать, что без выхода экономики на устойчивую и высокую динамику роста прогнозируемый на краткои среднесрочную перспективу негативный финансовый эффект от снижения импортных пошлин наверняка увеличится. Это обстоятельство, как представляется, не следует игнорировать при принятии Россией конкретных обязательств перед странами членами ВТО. В связи с этим осуществление мер по диверсификации системы тарифных ставок с учетом приоритетных направлений внешнеторговой деятельностипо защите наиболее значимых для отечественной экономики секторов внутреннего рынка «пиковыми» тарифами на импортные товары, превышающими 30%- по усилению контроля за организацией внешней торговли по инновационным и информационным технологиям существенным образом снизило бы отрицательный эффект на начальном этапе участия в ВТО.

Кроме того, правила этой организации, хотя и являются на сегодня лучшим инструментом разрешения торговых споров, не всегда четко срабатывают на практике: страны-лидеры зачастую интерпретируют их в свою пользу, особенно когда ощутимо затрагиваются их интересы.

Совершенствование внешнеторговых связей России требует больших материальных затрат и интеллектуальных сил. Однако все предпринимаемые усилия будут мало эффективны без определенных практических мер, которые обеспечат выход России на новый уровень внешнеторговой деятельности.

К ним, по нашему мнению, следует отнести:

1. Создание эффективного механизма управления системой внешнеторговых связей России.

Либерализация внешнеторговой деятельности требует соответствующего реформирования системы управления и регулирования. По существу это означает создание качественно новой системы организационно-правового управления и регулирования во внешнеторговой сфере. Анализ практики показывает, что функции внешнеторгового управления и регулирования может осуществляться на всех ступенях пирамиды государственной властипрактически всеми ведущими министерствами и ведомствамиспециализированными внешнеторговыми ведомствами и учреждениями. В организационную систему субъектов, осуществляющих внешнеторговую управленческую деятельность, могут входить: правительственные организации, полуправительственные и частные организации, общественные организации, крупные промышленные и торговые компании, средний и малый бизнес. Следует отметить, что на сегодняшний момент не существует научно обоснованной концепции управления ВТ (внешняя торговля), не определены конкретные меры государственного регулирования внешнеторговыми связями, на основе которых ее участники, любой формы собственности, могли бы планировать свою деятельность. Существенным инструментом эффективной внешнеторговой политики мог бы стать созданный при федеральном правительстве Комитет по управлению внешнеторговой деятельностью, который координировал бы действия всех участников внешнеторговой сферы всех форм собственностистал бы единым центром информации о мировых рынках, при этом доступ к информации о конъюнктуре на определенном рынке должен быть по условиям равным для всех субъектов, участвующих во внешней торговли на этом рынке независимо от формы собственности и размеров. В основе стратегии функционирования предлагаемого комитета должна быть эффективность ВТ России. Важным является и то, в формировании концепции развития внешней торговли России кроме государства могли бы участвовать Союз предпринимателей, крупные корпорации, которые под своей торговой маркой и дилерской сетью осуществляют экспортно-импортные операции.

2. Экономическую безопасность России, защиту экономических интересов и коммерческой тайны в системе внешнеторговых связей.

Современная тенденция мирового развития такова, что глобальное соперничество из военной сферы перемещается в экономическую. России есть что защищать. Это новейшие образцы техники и технологий. Немало предприятий и фирм производят конкурентоспособную продукцию. Имеются результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, опережающих мировой уровень. Зарубежные конкуренты оказывают противодействие продвижению такой продукции на мировые рынки, пытаются вытеснить нас с уже освоенных рынков. В этих условиях необходимо сформировать эффективную систему контроля и ответственности на принципах экономической безопасности для всех субъектов внешнеторговой деятельности всех форм собственности и, в тоже время, важной является проблема организации помощи мелкому и среднему бизнесу в реализации его прерогатив в осуществлении внешней торговли. Выше перечисленные функции могут быть в определенной степени делегированы предлагаемому Комитету.

Форсирование теоретических разработок в области внешнеторговой деятельности предопределено необходимостью сократить разрыв между все ускоряющимися практическими сдвигами в этой сфере и формированием долговременных (стратегических) ориентиров. На повестке дня — обоснование новой внешнеэкономической модели, которая, с одной стороны, была бы адекватна внешней хозяйственной сфере и, с другой — вырастала бы из наших внутренних экономических реалий. Эта модель должна обеспечить естественное вхождение в современную мирохозяйственую сферу и одновременно на этой основе — мощное влияние на характер внутрихозяйственных преобразований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные, нормативные и распорядительные акты, документальные источники.
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1994.
  3. О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. -№ 11. -Ст.942.
  4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности:
  5. Федеральный закон // Российская газета. 1995. — 24 окт.
  6. О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»: Федеральный закон // Российская газета. -1995. 2 декабря.
  7. О финансово-промышленных группах: Федеральный закон //Российская газета. 1995. — 5 декабря.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации». М., 1991.
  9. О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров иуслуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 янв. 1996 г. № 53 // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1996. — № 14.
  10. О федеральной программе развития экспорта: Постановление
  11. Правительства Российской Федерации от 20 янв. 1996 г. № 53 // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1996. — 2 апреля.
  12. О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 янв. 1996 г. № 53 // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1996. — 23 февраля.
  13. Либерализация внешнеэкономической деятельности России:1. Сб. документов. М., 1992.
  14. Нормативные акты по отдельным вопросам таможенного дела в1. России: Сб. -М., 1994.
  15. Нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности: Сб. документов. М., 1995.
  16. Сборник нормативных актов по внешнеэкономической деятельности. В 2-х тт. М.: Контакт, 1994.2. Справочные издания.
  17. Внешнеэкономические связи Российской Федерации в 1999 г.:1. Стат.сборник. М., 2000.
  18. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Терминологический словарь. М., 1992
  19. Тенденции мирового экономического развития // Приложение кжурналу «Мировая экономика и международные отношения». -М., 1991.
  20. Монографические исследования и учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.
  21. Абалкин J1. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы. //Вопросы экономики. 1998.№ 7.
  22. В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1995.
  23. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал.- М., 1999.
  24. Е.Г., Ратнер Н. М. Всемирное хозяйство: закономерности формирования и развития. Екатеринбург, 1994.
  25. А.И. Рынки технологий в мировом хозяйстве. М., 1992.
  26. С. Внешняя задолженность России.//МЭ и МО. 1998,№ 7.
  27. Э.П., Градобитова Л. Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. М., 1994.
  28. Р. Теория регуляции.-М., 1995.
  29. С.В. Организационно-экономические формы между народного научно-технического сотрудничества. Л., 1986.
  30. Внешняя торговля России в ходе экономических реформ. М., 1994.
  31. Всемирное хозяйство. М., 1995.
  32. Всемирное хозяйство сфера борьбы и сотрудничества. — М., 1984
  33. А., Лапенин В., Исаков Г. Внешнеторговая политика России в контексте проблемы ее вступления в ВТО.//Российский экономический журнал. 1999,№ 7.
  34. Внешнеэкополитическое будущее России.М., 1997.
  35. А. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России.//Российский экономический журнал. 1999,№ 11.
  36. В. Приватизация в глобальном контексте. ИНИОН РАН. 1998.
  37. С. Внешнеэкономическая деятельность должна приносить больше доходов в бюджет. //Внешняя торговля. 1995, № 4.
  38. .Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993.
  39. В. Социальные аспекты международного обмена произ водственным опытом. М., 1988.
  40. М.М. Будущее мировой экономики: перспективы России -М., 1994.
  41. Ю.Н., Качанов А. И., Сухопарое О. И., Теодорович Т. В. Экономическое и техническое содействие СССР зарубежным странам. М., 1987.
  42. Э.А. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М.: ООО Фирма «Инфограф» 2000 г.
  43. О. Присоединение России к ГАТТ-ВТО новый этап в освоении мировых рынков. // Внешняя торговля. 1995,№ 4.
  44. И. Итоги третьего заседания рабочей группы по присоединению России к ВТО.//Международный бизнес России. 1996, № 8−9.
  45. В. Таможенный тариф нежный организм.// Эксперт. 1998,№ 27−28.
  46. Г. Поддержка инновационного предпринимательства. //Экономист. 1996,№ 5.
  47. В.Н. Реформа внешнеэкономической деятельности: Проблемы, решения, практика. М., 1988.
  48. B.C. Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку и интегрирования в мировое хозяйство: Авто-реф.дисс.докт.экон.наук. М., 1995.
  49. Ю.М. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. Калининград, 1994.
  50. Л.З. Страны различного уровня развития в мировом хозяйстве: проблемы экономических отношений. М., 1985.
  51. И.В. Обмен технологией: зависимость или сотрудничество? М., 1991.
  52. А.А., Мотылев В. В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. М., 1988.
  53. История мировой экономики. Хозяйственные реформы, 19 201 990 гг. Ульяновск, 1995.
  54. В.П. Мы и мир: внешнеэкономический аспект. М., 1991.
  55. Л. Что мы, экономисты, знаем о переходе к рыночной системе? В кн.: Реформы глазами американских и российских ученых. М., 1996.
  56. Е. Всемирное хозяйство. Закономерности развития. М., 1979.
  57. А. С. Развитие внешнеэкономических связей России как составной части рыночных отношений: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1993.
  58. В.М. Внешнеэкономические связи: стратегии и регулирование. М., 1990.
  59. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. Национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей. М., 1992.
  60. А.И. Кооперация в современном мире. М., 1987.
  61. В. К. Основные направления формирования ВЭД в России: Автореф.дисс.канд.экон.наук. М., 1994.
  62. Курс экономической теории. Киров, 1994.
  63. А. Экономические механизмы. М., 1993.
  64. Г. Уроки десяти лет постсоциалистическойтрансформации.//Вопросы экономики. 1998.№ 9.
  65. Т. Вступление России во Всемиргую Торговую Организацию и роль региональных властей в выполнении условий членства. -М.1999.
  66. В. Государственное регулирование экономики:цели, теоретические модели, практика.// Экономист. 1995,№ 12.
  67. Т.В. Экономическая интеграция как глобальный процесс. М., 1991.
  68. С.Л., Шлихтер С. В. Мировая экономика. М., 1994.
  69. Либерализация и протекционизм во внешнеэкономической политике России.//Общество и экономика. -М.1997.№ 6.
  70. П. Экономика мирохозяйственньк связей. М., 1992.
  71. Н.Н. Новый путь развития России. М., 1995.
  72. Материалы Центра внешнеэкономических исследований Отделения экономики РАН и Торговопромышленной палаты РФ. 1999.
  73. К. И Энгельс Ф. Соч. М., 1980.
  74. Д. Заветные мысли. -М.:1995.
  75. Международные экономические отношения. М., 1995.
  76. Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития. Л., 1990.
  77. Международные экономические связи. М., 1993.
  78. Мировая экономика. М., 1995.
  79. Мировое хозяйство и советская экономика: шансы и иллюзии. -М., 1990.
  80. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1995.
  81. Т. Сдача «незавершенки». Правительственная программа действий по вступлению России В ВТО мало отвечает национальным интересам.//Эксперт.1998.№ 10.
  82. Новые тенденции в экономических отношениях Восток-Запад. -М., 1988.
  83. И. Характеристика мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.// Право и экономика.1999.№ 6.
  84. Основы внешнеэкономических знаний. М., 1994.
  85. Э. Основы внешнеэкономических связей в Российской Федерации. М., 1998.
  86. Ю. К релятивисткой экономической теории.// Вопросы экономики. 1995,№ 6.
  87. В. Включение России в мирохозяйственные отношения: пути повышения эффективности. //Проблемы прогнозирования. 1998. № 5.
  88. В. В. Механизм внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дисс. докт. экон. наук. М., 1992.
  89. В.В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование. М.: «Петровский Двор», 1998.
  90. В.И. Прорыв к рыночной цивилизации. Россия и мировое сообщество. Ярославль, 1995.
  91. Ю., Гимади И., Добродей В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий? //Вопросы экономики. 2000. № 6.
  92. Е. Экономические системы и их трансформации.//МЭ и МОЛ 998.№ 7.
  93. М. Международная конкуренция. М., 1993.
  94. M.JT. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации. Управление, организация, регулирование и контроль. М., 1994.
  95. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Научно-практическая конференция. -Москва, 1999 г.
  96. JI. Внешнеэкономическая деятельность в 1999. //Экономист.2000.№ 7.
  97. Положение о порядке контроля за вывозом из РФ товаров технологий двойного назначения, экспорт которых конторолируется //Внешняя торговля. 1996.№ 12.
  98. ., Лозовский Л.Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.
  99. Д. Сочинения. Т.1. — М., 1965.
  100. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  101. П., Грязнов Л., Терентьев В. Роль новой России в мировой экономике.// Проблемы прогнозирования. 1999.№ 3.
  102. Э. Управление внешнеэкономической деятельности. М. 1998.
  103. М. Простота вместо воровства.//Эксперт.2000.№ 45.
  104. А.А., Инюкин А. Ф. Экономика мировых хозяйствен ных связей. Краснодар, 1994.
  105. К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. -М.: Гардарика, 1998.
  106. В.П., Степанов В. П., Халевинская Е. Д. Иностранный капитал в России. М., 1994.
  107. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  108. Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: Движение к пост-Вашингтонскому консенсусу.//Вопросыэкономики. 1998.№ 8.
  109. Soros G The Capitalist Treat. The Atlantic Monthly February 1997.
  110. И. Придет ли Россия к рыночной экономике?//Вопросы экономики .1 998.№ 8.
  111. Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М., 1993.
  112. А.С., Чехутов А. И., Эльянов, А .Я. Россия и третий мир: проблемы и возможности экономического взаимодействия. М., 1993.
  113. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. -М.: ИНФРА -М, 1997.
  114. Стровский J1.E. Внешний рынок и предприятие. М., 1993.
  115. А.В. Основы внешней торговли. Спб., 1995.
  116. А.Б. Свобода торговли (анализ зарубежного опыта). -М., 1991.
  117. Г. Экономическая эффективность внешней торговли. М.1969.
Заполнить форму текущей работой