Статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации социально-экономического развития региона: На материалах Оренбургской области
Теоретическая и практическая значимость. Проведённый статистический анализ влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области позволил выявить закономерности связи, количественно охарактеризовать это влияние. Разработана методика комплексного статистического исследования на основе сформированной автором системы… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 1. 1 Сущность и содержание экономической категории «социально-экономическое развитие региона»
- 1. 2. Система статистических показателей социально-экономического развития региона
- 2. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
- 2. 1. Анализ социально-экономического развития
- Оренбургской области
- 2. 2. Количественные параметры формирования и результатов тарифной политики Оренбургской области — 48 2. 3 Программно-целевой подход как инструмент реализации социально-экономической политики
- 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОЦЕССЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
- 3. 1. Статистический анализ динамики установленных тарифов и основных показателей экономического развития области
- 3. 2. Исследование главных компонент зависимости социально-экономического развития региона i от его тарифной политики
- 3. 3. Статистическое регрессионное моделирование зависимости развития Оренбургской области от величины основных установленных тарифов
- 3. 4. Статистическая оценка зависимости бюджетных отчислений на социально-экономическую политику от величины основных установленных тарифов с учетом распределенного лага
Статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации социально-экономического развития региона: На материалах Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современных условиях принятию политических, правовых и управленческих решений для устойчивого развития экономики и социальной сферы субъекта федерации и России в целом должны предшествовать их научное осмысление, статистическое исследование ситуации и её планирование.
Текущую, далеко не благоприятную ситуацию в производственной и общественной жизни Оренбургской области во многом определяют тарифы на энергоносители и на оказание всех видов платных услуг населению. В современных условиях проведения реформирования экономики в регионах огромное значение приобретает выявление факторов, сдерживающих повышение благосостояния населения и темпы роста производства продукции. В составе этих факторов существенную роль играет неэффективная тарифная политика.
Необходимость государственного регулирования тарифов обусловлена естественной монополией организаций поставщиков услуг и осуществляется в целях защиты экономических интересов от монопольного повышения тарифов, создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение тарифов.
Вопросом, требующим при этом решения, является количественная оценка влияния результатов тарифной политики на эффективность программ и проектов, соответствующих задачам долгосрочного развития региона и страны в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам статистического исследования влияния тарифной политики на социально-экономическое положение населения посвящены работы Беляевского И. К., Денисова А. Ф., Долженковой В. Г., Елисеевой И. И., Ефимовой М. Р., Назарова М. Г., Салина В. Н., Уткина Э. А. и др. Результаты научных исследований, изложенные в трудах указанных авторов, послужили теоретической базой для дальнейших разработок по проблемам тарифной политики, для выработки научных положений и практических рекомендаций применительно к современным условиям. Вместе с тем, авторами, как правило, рассматриваются отдельные аспекты влияния тарифной политики на социально-экономическое положение населения, комплексное же влияние тарифов не получило должного рассмотрения.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области.
Основные задачи исследования следующие:
1. Статистическая оценка динамики социально-экономического развития Оренбургской области во взаимосвязи с результатами тарифной политики;
2. Статистический анализ динамики установленных тарифов и основных показателей экономического развития области;
3. Исследование главных компонент зависимости социально-экономического развития региона от его тарифной политики;
4. Разработка регрессионных моделей зависимости параметров развития Оренбургской области от величины основных установленных тарифов;
5. Статистическая оценка зависимости бюджетных отчислений по направлениям социально-экономической политики от величины основных установленных тарифов с учетом распределенного лага.
Объект исследования — региональная тарифная политика в части влияния на социально-экономическое развитие Оренбургской области.
Предметом исследования данной диссертационной работы являются количественные закономерности взаимодействия элементов тарифной политики в Оренбургской области и структурно-динамических характеристик развития данного региона.
Методологической и теоретической основой исследования послужили методологические положения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, работы экономистов, посвященные теории и практике статистического анализа.
В процессе работы над диссертацией применялись следующие методы: табличный, графический, средних и относительных величин, корреляционно-регрессионный, методы анализа динамических рядов, факторного анализа.
Информационная база для исследования состоит из статистических данных о социально-экономическом положении Оренбургской области за 1990 — 2005 гг. Основными источниками статистических данных по изучаемым явлениям являются: полные ежегодные издания Территориального органа Федеральной Службы Государственной Статистики по Оренбургской области, данные Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, представленные в ежегодных бюллетенях. Расчеты велись с использованием пакетов прикладных программ STATISTICA 6.0, табличного редактора EXCEL.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке и апробации на материалах Оренбургской области методики комплексного статистического исследования влияния тарифов на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития области. Получены существенные результаты, содержащие элементы научной новизны:
— сформирована система показателей для анализа социально-экономического развития региона;
— разработана методика проведения комплексного статистического анализа, с помощью которой выявлено и охарактеризовано влияние тарифной политики на процессы планирования и реализацию программ социально-экономического развития Оренбургской области;
— выполнено статистическое исследование взаимосвязи динамики установленных тарифов и основных показателей экономического развития Оренбургской области.
Теоретическая и практическая значимость. Проведённый статистический анализ влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области позволил выявить закономерности связи, количественно охарактеризовать это влияние. Разработана методика комплексного статистического исследования на основе сформированной автором системы статистических показателей, представляющей тарифы на энергоресурсы и услуги, потребляемые населением региона, как фактор его социально-экономического развития. Практическое значение результатов работы определяется тем, что реализация выводов и предложений по совершенствованию тарифной политики области позволяет повысить качество планирования и реализацию программ социально-экономического развития.
Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ, в том числе монография и брошюра. Доля автора в публикациях составляет 7 усл. п.л. По результатам исследований сделано 3 доклада на международных научных конференциях в городах Самаре, Уфе, Оренбурге.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 55 наименований, изложена на 128 страницах компьютерного текста. Содержит 25 таблиц, 4 рисунка и 6 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В современных условиях развитие любого региона невозможно без использования методов стратегического планирования. Отход от директивного общегосударственного планирования выдвигает новые задачи на современном этапе. Переход к рыночным условиям заставляет использовать и находить механизмы координации действий и экономических интересов всех субъектов^ хозяйствования, включая интересы государства. Это позволяет по-новому взглянуть на применяемые модели планирования регионального развития, а также программы социально-экономического развития территорий. Программно — целевой подход, обеспечивающий разработку экономической, правовой, организационной основ для реализации модели региональной политики Оренбургской области, должен стать одним из наиболее важных ее инструментов.
2. Разработка и реализация целевых ежегодных программ социально-экономического развития территории необходима для систематизации процесса управления и достижения при этом высоких результатов. Такие программы разрабатываются в начале года после принятия программы на более высоком уровне, когда выясняются приоритеты и условия их финансирования.
Опыт разработки и реализации целевых ежегодных программ в Оренбургской области базируется на системе целей социально-экономического развития. Главными в программе являются цели экономического и социального развития области в системе межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации. Цели подробно разворачиваются во множество конкретных мероприятий, имеющих адресную привязку, сроки исполнения, с указанием источников и объемов финансирования, а также ответственного должностного лица за выполнение каждого конкретного мероприятия. Программы утверждаются на коллегии и ежеквартально на коллегии администрации области заслушиваются результаты ее выполнения. in.
3. Текущую, далеко не благоприятную ситуацию, в производственной и общественной жизни Оренбургской области и ее проецирование на перспективу во многом определяют тарифы на энергоносители и на оказание всех видов платных услуг населению. В современных условиях проведения реформирования экономики области огромное значение приобретает тарифная политика, как фактор, сдерживающий улучшение благосостояния населения и темпы роста производства продукции.
4. По результатам статистического исследования динамики установленных тарифов на платные услуги субъектов естественных монополий области и их сопоставление с динамикой основных социально-экономических показателей на территории области, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основные показатели социально-экономического положения Оренбургской области показывают, что достигнуты определенные успехи и имеются все предпосылки для устойчивого экономического роста. Вместе с тем, наблюдается замедление темпов экономического роста.
5. Сравнивая уровни тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителям, тарифов за абонентскую плату услуги телефонной связи для населения и прочих тарифов, в сопоставимых ценах (2003 года) за 1995 — 2005 гг., заметен в целом их неуклонный рост. Чего нельзя сказать о динамике валового регионального продукта Оренбургской области, среднедушевых доходах населения и сальдированного финансового результата деятельности предприятий и организаций.
6. Несомненным является тот факт, что рост среднедушевых доходов населения не может идти в сравнение с ростом цен на платные услуги населению. Валовой региональный продукт, как сводный показатель результатов экономической деятельности региона, наряду с таким показателем как сальдированный финансовый результат, имеют неустойчивую динамику, при все возрастающем тарифе на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителям.
7. Медлительный рост доходов населения, равно как и ВРП не сопоставим ни с уровнем инфляции, ни с колоссальным ростом цен на платные услуги. Вследствие этого возникает необходимость в установлении взаимосвязи основных тарифов на платные услуги и показателей социально-экономического развития области. Решение поставленной задачи было осуществлено с помощью факторного анализа, в ходе которого исходные показатели формирования экономики области были распределены по семи главным факторам. Рассмотрение показателей, вошедших в каждый фактор, позволило утверждать о зависимости социально-экономического развития Оренбургской области от ее тарифной политики. В частности, третьему фактору принадлежат характеристики влияния тарифов на оплату услуг естественных монополий на формирование областного бюджета. Условно обозначив его «обеспеченностью бюджетными выплатами увеличивающихся расходов населения и промышленных потребителей области в связи с ростом тарифов на платные услуги», далее был проведен регрессионный анализ влияния тарифов на функционирование бюджетной системы Оренбургской области.
8. Значимым результатом данного регрессионного анализа является парное уравнение регрессии вида: х25 = -3,35−7,719×31. Можно сказать, что с увеличением тарифа на электроэнергию для промышленных потребителей на одну единицу своего измерения расходы областного бюджета на социальную политику снижаются в среднем на 7,72 рубля. Это можно объяснить отчасти применением системы перекрестного субсидирования — то есть необходимость предоставления 7,72 рублей бюджетных средств на социальную помощь берут на себя промышленные предприятия в части увеличения оплаты на дополнительную единицу в стоимости тарифа на электроэнергию. При этом следует иметь в виду, проводящуюся в данный момент поэтапную отмену перекрестного субсидирования населения промышленными предприятиями в Оренбургской области. То есть администрация области должна быть готова к необходимости увеличению предоставления средств на социальную политику.
9. Немаловажным является такой аспект статистического исследования как моделирование динамической регрессии с учетом лага в исследовании зависимости бюджетных ассигнований от величины тарифов. Результаты анализа с помощью распределенного лага Алмона показывают, что имеется однолетнее запаздывание зависимости величины тарифов на расходы бюджета. Однако, из-за малого числа наблюдений, результаты анализа нельзя считать всецело значимыми.
10. В управленческих решениях органов? власти на уровне региона данные аспекты отражаются в отдельных мероприятиях социально-экономических программ. При этом очевидным! является то, что невозможно всецело охватить сферы, нуждающиеся в государственной поддержке и несопоставимость убытка, причиненного в результате неэффективных экономических мер и финансированием данных программ, реализующихся за счет средств областного бюджета.
11. Ценовая политика, сложившаяся в последние годы в Оренбургской области, не стимулирует развитие региона. Ведь лишь при условии установления целесообразных, экономически обоснованных цен на платные услуги и не допущение постоянного их увеличения возможно хотя бы сохранение достигнутого экономического положения в регионе. Социальная политика тогда сможет решать задачи повышения уровня жизни через: повышение заработной платы, пенсий и стипендийпродолжение работы по ликвидации задолженности по выплатам: заработной платы, пособий на детей, областных пособий малоимущим и беременным женщинам и другим слоям населениястимулирование развития инфраструктуры ЖКХ и потребительского рынка и т. п. Таким образом, очевидными являются основные задачи социально-экономического развития на современном этапе переходной экономики — повышение платежеспособного спроса посредством обеспечения экономического роста, рост ВРП, рост доходов жителей области, повышение эффективности производства, определяющим при этом должно стать совершенствование региональной нормативной законодательной базы. В отношении региональной политики можно сказать, что первостепенной сейчас является задача эффективного использования природных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, направляемых на реконструкцию систем жизнеобеспечения, совершенствование тарифной политики.
12. Одной из основных составляющих региональной политики Оренбургской области является * совершенствование нормативно-методической базы государственного регулирования тарифов федерального и регионального уровня в целях обеспечения мер, направленных на осуществление социально-экономических программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов и контроля за их развитием.
13. Рост социального и экономического благосостояния населения, привлечение инвестиций в экономическую и социальную сферу — основной показатель успеха реформ в регионе. Решение этих задач невозможно без активного и конструктивного участия органов власти, населения, бизнес-компаний, общественных организаций. Стимулирование социальной активности и ответственности бизнеса и населения, консолидация усилий и ресурсов всех заинтересованных структур и слоев общества, внедрение прозрачных и эффективных механизмов, обеспечивающих их участие в процессах планирования и реализации программ социально-экономического развития области — эти задачи должны ставить перед собой не только органы власти региона, но и само общество.
Список литературы
- Афанасьев В. Н. Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник М.: Финансы и статистика, 2001 — 228 е.: ил.
- Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное изд. -М.: Финансы и статистика, 1983. 512 с.
- Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг/Под ред. Беляевского И. К., М.: Финансы и статистика, 2000. с. 315.
- Бернад Дж., Пирсол А. Применение корреляционного и спектрального анализа. М.: Мир, 1979. — 418 е.
- Боровиков В.П., Боровиков И. П. «STATISTICA статистический анализ и обработка данных в среде Windows», М.:"Филин", 1998.-443 с.
- Воронов Е.В. Статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития региона. Монография. — Оренбург: Вестник ОГУ, 2005. 128 с.
- Долженкова В.Г. Статистика цен: Учебное пособие/В. Г. Долженкова. — М.: ИИД (Салин В.Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: учебное пособие 2-е изд., испр. -М.: Дело, 2001.-610 с.
- Драймаз Ф. Распределенные лаги. Проблема выбора и оценивания модели. -М.: Финансы и статистика, 1982. 465 с.
- Елисеева И.И. Социальная статистика/Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001. 340 с.
- Ю.Елисеева И. И. Эконометрика: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 2002. — 344 е.: ил.
- Елисеева И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой 4-е изд., перераб. и доп.- М.:
- Финансы и статистика, 2000. 480 е.: ил.
- Зарова Е.В., Хасаев Г. Р. Эконометрическое моделирование и прогнозирование развития региона в краткосрочном периоде / Е. В. Зарова, Г. Р. Хасаев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. -149с.
- Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. -М.: ИНФРА М, 1998.-454 с.
- Калашников М.И. Современная организация статистики финансов: Учебное пособие / М. И. Калашникова, В. Н. Салин. М.: Прометей, 1998.-610 с.
- Колемаев В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1991.-350 с.
- Ллойд Э. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т., под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина М.: Финансы и статистика, 1989, 1990.-1200 с.
- Макаров Н.В. Статистика в EXCEL: Учебное пособие/Н. В. Макарова, В. Я. Трофимец. М.: Финансы и статисика, 2002. — 253 с.
- Мхитарян B.C., Айвазян С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для студентов экономических специальностей в вузах/Гос. ун-т Высш. шк. экономики — М. изд. обнис Юнити, 1998. — 1022 с.
- Назаров М.П. Социально-экономическая статистика: Учебник/Под ред. М. П. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1999. — 215 с.
- Проблемы качества экономического роста: Материалы Междунар. научн. конгресса, 27−28 мая 2004 г. / Отв. ред.: А. П. Жабин, Г. Р Хасаев. Самара: Изд-во СГЭА, 2004. — 126 с.
- Салин В.Н. Общая теория статистики. Методические указания и задачи/Под ред. В. Н. Салина М.: Финстатинформ, 1999. 350 с.
- Салин В.Н. Практикум по курсу «Статистика» (в системе STATISTICА)/В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова. М.: Социальные отношения, 2002. — 420 с.
- Салин В.Н. Практикум по статистике в системе «STATISTIC, А «/В. Н. Салин, Э.Ю. 2. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов/Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ -ДАНА, 2000.-215 с.
- Салин В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник/В.Н. Салин, Е. П. Шпаковская. -М.: Юристъ, 2001. 610 с.
- Салин В.Н. Статистика финансов: Учебник 2-е изд./Под ред. В. Н. Салина. — Mf.: Финансы и статистика, 2002. — 816 е.: ил.
- Сивелькин В.А. Статистическое исследование инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации. Самара: Изд-во СГЭА, 2004. — 88 с.
- Социально-экономическая статистика. Практикум: методические указания, решения типовых задач, задания для самоконтороля. -М.: Финансы и статистика, 2003. 182 с.
- Статистический словарь М.: Финансы и статистика, 1999. — 720 с.
- Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002. — 520 с.
- Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ.- под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина М.:Экон. фак-т МГУ-ЮНИТИ, 1997.-671с.
- Уотш Т. Дж. Паррамоу К. М. Количественные методы в финансах: Учебное пособие, пер. с англ./Под ред. М. Р. Ефимовой, Т. Дж. Уотшем, К. М. Паррамоу. М: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 758 с.
- Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Издательство «ЭКМОС», 2003. — 304 с.
- Четыркин Е.М. Финансовая математика/Е.М. Четыркин. М.: Дело1. ЛТД, 2000. 440 с.
- Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики/Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 272 с.
- Шмойлова Р.А. Теория статистики/Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 370 с. 1. Периодические издания:
- Российский статистический ежегодник, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004: Стат. сб./Госкомстат.
- Областной статистический ежегодник: Стат.сб./облкомстат. -Оренбург. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004.
- Россия в цифрах, 2004. 1450 с. 41. «Вопросы статистики», ежемесячный научно-информационный журнал.42. «Статистическое обозрение», ежеквартальный журнал.
- Электронный журнал энергосервисной компании «ЭСКО».1. Нормативно-правовые акты:
- Закон Оренбургской области «О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Оренбургской области», принятый решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 18 октября 1995 года.
- Законы Оренбургской области «Об областном бюджете».
- Законы Оренбургской области «О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области».
- Постановление ГКС РФ от 29.06.2001 г. № 49 «Об утверждениистатистического инструментария для организации статистическогонаблюдения за ценами и финансами».
- Решение от 24 октября 2004 г. N 27.2 «Об утверждении тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям Оренбургской области».
- Указ администрации Оренбургской области от 25 марта 2004 г. N 65-ук «Об утверждении положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов».1. Материалы с сайтов:
- Сайт информационного агентства АК&М, адрес в Интернете www.akm.ru.
- Образовательный математический сайт EXPonenta, адрес в Интернете www.exponenta.ru.
- Информационный сайт Org.ru, адрес в Интернете www.org.ru.
- Первый региональный сайт Oren.ru, адрес в Интернете www.oren.ru.
- Информационный сайт softline.ru, адрес в Интернете www.softline.ru.
- Информационный сайт statsoft.ru, адрес в Интернете www.statsoft.ru.