Управление собственным капиталом корпорации
Уставный капитал. Выступает основным и, как правило, единственным источником финансирования на момент создания коммерческой организации акционерного типа; он характеризует долю собственников в активах корпорации. В балансе уставный капитал отражается в сумме, определенной учредительными документами. Экономический смысл уставного капитала заключается в наделении вновь созданного юридического лица… Читать ещё >
Управление собственным капиталом корпорации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Автономная Некоммерческая Организация Высшего Профессионального Образования СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Экономический факультет Курсовая работа По дисциплине: Корпоративные финансы
На тему: Управление собственным капиталом корпорации Работу выполнила студентка группы 331А Чистоусова Ирина Игоревна Работу проверил преподаватель Трушевская Анна Алимовна Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с анализом и принятием решений в части финансового положения корпорации. К примеру, если темпы продаж корпораций падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров или корпорация должна придерживаться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или если спрос на продукцию сильно и неожиданно увеличивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли корпорации развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конечном итоге связано с оценкой использования ресурсов корпорации.
В условиях становления и развития рыночных отношений корпорации могут и должны самостоятельно формировать свои финансовые ресурсы, основными источниками которых являются прибыль, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы акционеров, юридических и физических лиц, а также кредиты и прочие поступления, не противоречащие законодательству.
Финансовую основу корпорации представляет сформированный ей собственный капитал. Разработка технологий управления собственным капиталом является в настоящее время неотъемлемой частью функционирования корпорации, в связи с тем, что управление собственным капиталом позволяет обеспечить эффективное использование ресурсов, а также помогает грамотно сформировать собственные финансовые ресурсы, обеспечивающие предстоящее развитие корпорации.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей управления собственным капиталом корпорации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность собственного капитала;
2. Определить цену собственного капитала;
3. Рассмотреть концепции управления капиталом.
Объектом исследования данной работы являются корпоративные финансы.
Предметом исследования является собственный капитал корпорации.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников: нормативные акты и законодательство, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, а также интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, глав основной части, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и структура собственного капитала
Капитал — совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем. С точки зрения бухгалтерского учета, капитал представляет собой разницу между стоимостью активов корпорации и ее обязательствами.
Экономическая сущность капитала проявляется в его характеристиках:
* капитал корпорации является основным фактором производства. В экономической теории выделяют 4 основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность предприятий: труд, земля (природные ресурсы), капитал, предпринимательские способности. Капитал объединяет все факторы в единый производственный комплекс;
* капитал может приносить доход в отрыве от производственной деятельности корпорации. В этом случае он выступает в форме финансового капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной, а в финансовой сфере его деятельности (инвестиции в другие предприятия, ценные бумаги и т. д.);
* капитал является главным измерителем стоимости корпорации. В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал корпорации, определяющий объем его численных активов. Вместе с тем объем используемого корпорацией собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения ей заемных средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли;
* динамика капитала корпорации является важнейшим показателем уровня эффективности его деятельности. Способность собственного капитала к высоким темпам роста говорит об эффективности формирования и распределения прибыли корпорации. Снижение — следствием неэффективной деятельности корпорации.
Структура капитала — это соотношение собственных и заемных средств, используемых корпорацией в процессе финансового обеспечения своей хозяйственной деятельности.
Управление структурой капитала представляет собой поиск оптимального соотношения собственных и заемных ресурсов, при котором достигается минимальная цена капитала и максимальная рыночная стоимость корпорации. Из этого следует определение оптимальной структуры капитала как соотношения собственных и заемных ресурсов, обеспечивающего наиболее эффективную пропорциональность между уровнем чистой прибыли и уровнем финансовой устойчивости компании, что гарантирует наименьшую стоимость капитала и наибольшую стоимость корпорации.
В структуре собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в корпорацию; и накопленный капитал — капитал, созданный в корпорации сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного капитала представлена в балансе российских корпораций уставным капиталом, вторая — добавочным капталом (в части полученного эмиссионного дохода), третья — добавочным капиталом или фондом социальной сферы (в зависимости от цели использования безвозмездно полученного имущества).
Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала — чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности фирмы и является важным компонентом собственного капитала корпорации.
1.2 Состав и нормативно-законодательное обеспечение организации собственного капитала
В состав собственного капитала входят:
1. Уставный капитал. Выступает основным и, как правило, единственным источником финансирования на момент создания коммерческой организации акционерного типа; он характеризует долю собственников в активах корпорации. В балансе уставный капитал отражается в сумме, определенной учредительными документами. Экономический смысл уставного капитала заключается в наделении вновь созданного юридического лица основными и оборотными средствами, необходимыми для развёртывания предпринимательской деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или продаже товаров. С течением времени средства, внесённые учредителями (участниками) в качестве вклада в уставный капитал, могут быть приумножены, так и утрачены полностью или частично (при образовании значительных убытков). Поэтому объективной оценкой любой организации является не размер её уставного капитала, а стоимость чистых активов.
Вкладом в имущество общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. При этом денежная оценка вклада участника общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Например, согласно ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» при оплате неденежными средствами дополнительных акций акционерных обществ в случае, если их стоимость составляет более 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, необходима денежная оценка вносимого в уплату акций имущества, производимая независимым оценщиком или аудитором.
Российское законодательство, подобно законодательству большинства развитых стран, в правовом регулировании уставного капитала направлено на то, чтобы, защищая интересы акционерного общества как целостной корпорации, акционеров и кредиторов компании, во-первых, обеспечить фактическое создание уставного капитала и, во-вторых, удержать имущество акционерного общества на уровне по крайней мере не ниже предусмотренного уставом размера уставного капитала. Кредиторы компании, вступая с ней в обязательственные отношения, должны знать, в пределах какой стоимости может быть обеспечено исполнение обществом принятых на себя обязательств.
Для полного раскрытия правового значения уставного капитала следует в первую очередь проанализировать все функции уставного капитала.
Уставной (акционерный) капитал имеет как минимум три основные функции:
· стартовая — обеспечивает наличие стартового капитала, составляющего материальную базу последующей коммерческой деятельности общества.
· гарантийная — уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующий удовлетворение интересов кредиторов. Кредиторы должны знать, в пределах какой суммы могут быть исполнены принятые обществом обязательства.
· структурная функция — состоит в определении доли каждого акционера в капитале, а тем самым в доходе и управлении обществом.
Правовое регулирование формирования уставного капитала достигается путем установления и реализации норм, предусматривающих:
1) минимальный размер уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций:
для открытого АО — не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на дату регистрации общества;
для закрытого АО — не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на дату регистрации общества [7];
2) необходимость при учреждении акционерного общества размещения всех его акций среди учредителей [8];
3) необходимость оплаты не менее 50 процентов уставного капитала к моменту государственной регистрации общества, а оставшейся части — в течение года с момента его регистрации.
Регламентируя состав и порядок формирования уставного капитала акционерного общества, законодательство исходит из необходимости защиты интересов, как самого общества, его акционеров, так и его кредиторов.
2. Резервный капитал. В акционерных обществах резервный капитал формируется в обязательном порядке. В соответствии со ст. 35 федерального закона «Об акционерных обществах» размер этого капитала не может быть менее 5% от уставного капитала, и ежегодные отчисления должны составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
Средства резервного капитала предназначены для покрытия балансового убытка корпорации за отчетный год, а также для погашения облигаций акционерного общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств, на другие цели предусмотренные законодательством. Резервный капитал, создаваемый за счет чистой прибыли, может использоваться на любые цели, финансирование которых предусмотрено сметой. Резервный капитал увеличивает собственный капитал корпорации.
Отчисления в резервный капитал производятся до достижения им размеров, предусмотренных в учредительных документах, но сумма отчислений в резервный капитал не должна превышать 50% прибыли. В отличие от резервного капитала, формируемого в соответствии с требованиями законодательства, существуют резервные фонды, создаваемые добровольно. Формируются они исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой корпорации, независимо от организационно-правовой формы его собственности.
Основными функциями резервного капитала организации являются:
· гарантийная функция, которая состоит в том, что если организацией образован резервный капитал, это означает, что на эквивалентную его размеру сумму активы организации сформированы за счет собственных средств организации, а не за счет различного рода обязательств, поэтому чем больше величина созданного резервного капитала, тем выше величина чистых активов (активов, не обремененных обязательствами) и, следовательно, тем дальше отодвигается необходимость уменьшения уставного капитала в случае убытков и низкого значения показателя «чистые активы»;
· ограничивающая функция, которая состоит в том, что принятие решения о распределении прибыли должно соответствовать следующему требованию: общество не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками или о выплате дивидендов по акциям, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения согласно ст. 43 Федерального закона № 208-ФЗ. Кроме того, отчисления из чистой прибыли, произведенные в целях формирования или пополнения резервного капитала, не могут быть израсходованы на выплату дивидендов. Таким образом, строго целевое использование резервного капитала увеличивает ответственность организации и дает кредиторам дополнительные гарантии, поскольку суммы, отчисленные в резервный капитал, не могут быть распределены (изъяты) собственниками вплоть до ликвидации резервных фондов.
3. Добавочный капитал. Является по сути дополнением к уставному капиталу и включает сумму до оценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества корпорации со сроком полезного использования более 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества)[4].
В отличие от уставного, добавочный капитал не подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Они показывают общую собственность всех участников.
Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие по указанным выше каналам. Основным каналом здесь являются результаты переоценки основных фондов.
Источниками формирования добавочного капитала организации могут быть:
· суммы дооценки объектов основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком использования свыше 12 месяцев при проведении их переоценки в установленном порядке;
· суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества либо при последующем увеличении уставного капитала) за счёт продажи акций по цене, превышающей номинальную их стоимость.
Помимо этого добавочный капитал может формироваться за счёт:
· сумм курсовых разниц [15];
· сумм целевого финансирования, полученных в виде инвестиционных средств, при их использовании [16];
· Ещё один источник его формирования появился в 2006 году. Таковым может быть восстановленная учредителями сумма НДС, которая передаётся организации с имуществом, нематериальными активами и имущественными правами в случае внесения их в уставный капитал.
4. Нераспределенная прибыль — прибыль акционерного общества, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая для реинвестирования, на нужды развития.
Нераспределенная прибыль остается в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера. Использование нераспределенной прибыли в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не регулируется. Это подтверждает и Минфин России в письме от 19.06.2006 № 07−05−06/147. Следует иметь в виду, что при использовании нераспределенной прибыли на финансирование каких-либо мероприятий ее средства не расходуются безвозвратно. Они постоянно обращаются в организации, меняя свою форму из денежной в товарную и наоборот.
Действующее законодательство предоставляет организациям (независимо от многообразия форм собственности) право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью по результатам хозяйственной деятельности после начисления причитающихся к уплате налоговых платежей в бюджет. Распределение прибыли осуществляется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе.
2. ОЦЕНКА И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
В современных условиях хозяйствования для большинства корпораций наиболее остро стоит проблема выбора источников финансирования своей деятельности. Общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. До сих пор остается проблемным определение цены собственного капитала корпораций.
Концепция такой оценки исходит из того, что капитал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных затрат корпорации.
Рассмотрим основные сферы использования показателя стоимости капитала в деятельности корпорации:
1. Стоимость капитала корпорации служит мерой прибыльности операционной деятельности. Так как стоимость капитала характеризует часть прибыли, которая должна быть уплачена за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспечения выпуска и реализации продукции, этот показатель выступает минимальной нормой формирования операционной прибыли корпорации, нижней границей при планировании ее размеров.
2. Показатель стоимости капитала используется как критериальный в процессе осуществления реального инвестирования. Прежде всего, уровень стоимости капитала конкретной корпорации выступает как дисконтная ставка, по которой сумма чистого денежного потока приводится к настоящей стоимости в процессе оценки эффективности отдельных реальных проектов.
Кроме того, он служит базой сравнения с внутренней ставкой доходности по рассматриваемому инвестиционному проекту — если она ниже, чем показатель стоимости капитала корпорации, такой инвестиционный проект должен быть отвергнут.
3. Стоимость капитала корпорации служит базовым показателем эффективности финансового инвестирования.
4. Показатель стоимости капитала корпорации выступает критерием принятия управленческих решений относительно использования аренды (лизинга) или приобретения в собственность производственных основных средств.
5. Показатель стоимости капитала в разрезе отдельных его элементов используется в процессе управления структурой этого капитала на основе механизма финансового левериджа (эффект от использования заёмных средств, с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала). Искусство использования финансового левериджа заключается в формировании наивысшего его дифференциала, одной из составляющих которого является стоимость заемного капитала. Минимизация этой составляющей обеспечивается в процессе оценки стоимости капитала, привлекаемого из разных заемных источников, и формирования соответствующей структуры источников его использования корпорацией.
6. Уровень стоимости капитала корпорации является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этой корпорации. Снижение уровня стоимости капитала приводит к соответствующему возрастанию рыночной стоимости корпорации и наоборот.
7. Показатель стоимости капитала является критерием оценки и формирования соответствующего типа политики финансирования корпорацией своих активов (в первую очередь — оборотных). Исходя из реальной стоимости используемого капитала и оценки предстоящего ее изменения, корпорация формирует агрессивный, умеренный (компромиссный) или консервативный тип политики финансирования активов.
Процесс оценки стоимости капитала базируется на следующих основных принципах:
1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала. Так как используемый капитал корпорации состоит из неоднородных элементов (прежде всего — собственного и заемного их видов, а внутри них — по источникам формирования), в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие элементы, каждый из которых должен быть объектом осуществления оценочных расчетов.
Стоимость функционирующего собственного капитала корпорации в отчетном периоде (CKфо) определяется по следующей формуле:
ЧПсЧ100
СКфо= СК (Формула 1.1)
где CKфо — стоимость функционирующего собственного капитала корпорации в отчетном периоде, %;
ЧПс — сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам корпорации в процессе ее распределения за отчетный период;
СК— средняя сумма собственного капитала корпорации в отчетном периоде.
Совершенно очевидно, что если корпорация не выплачивает по акциям диведенды, или на ее акции отсутствует спрос, то для оценки ее СК эта формула становятся неприменимой, т. к. числитель будет равен нулю.
Стоимость заемного капитала в форме банковского кредита (СБК) оценивается по следующей формуле:
ПКб Ч (1- Снп)
СБК = 1- 3Пб (Формула 1.2)
где СБК — стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита, %;
ПКб — ставка процента за банковский кредит, %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ЗПб — уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.
Стоимость заемного капитала, привлекаемая за счет эмиссии облигаций (СОЗк) определяется по формуле:
СК Ч (1 — Снп)
СОЗк = 1 — ЭЗо (Формула 1.3)
где СОЗк — стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;
СК — ставка купонного процента по облигации, %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ЭЗо — уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью.
2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала. Поэлементная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обобщающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показателем является средневзвешенная стоимость капитала (ССК), которая рассчитывается по формуле:
ССК = У Ci Ч Yi (Формула 1.4)
где ССК — средневзвешенная стоимость капитала;
Сi — стоимость конкретного элемента капитала;
Yi — удельный вес конкретного элемента капитала в общей сумме.
3. Принцип сопоставимости оценки стоимости собственного и заемного капитала. В процессе оценки стоимости капитала следует иметь в виду, что суммы используемого собственного и заемного капитала, отражаемые в пассиве баланса корпорации, имеют несопоставимое количественное значение.
Если предоставленный в использование корпорации заемный капитал, в денежной или товарной форме оценен по сумме в ценах, приближенных к рыночным, то собственный капитал, отражаемый балансом, по отношению к текущей рыночной стоимости, как правило, существенно занижен.
Для обеспечения сопоставимости и корректности расчетов средневзвешенной стоимости капитала, сумма собственной его части должна быть выражена в текущей рыночной оценке.
4. Принцип динамической оценки стоимости капитала. Факторы, влияющие на показатель средневзвешенной стоимости капитала, весьма динамичны, поэтому с изменением стоимости отдельных элементов капитала должны вноситься коррективы и в средневзвешенное его значение. Кроме того, принцип динамичности оценки предполагает, что она может осуществляться как по уже сформированному, так и по планируемому к формированию (привлечению) капиталу.
5. Принцип взаимосвязи оценки текущей и предстоящей средневзвешенной стоимости капитала корпорации. Такая взаимосвязь обеспечивается использованием показателя предельной стоимости капитала. Он характеризует уровень стоимости каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой корпорацией. Привлечение дополнительного капитала корпорации как за счет собственных, так и за счет заемных источников имеет на каждом этапе развития корпорации свои экономические пределы и, как правило, связано с возрастанием средневзвешенной его стоимости.
Поэтому динамика показателя предельной стоимости капитала должна быть обязательно учтена в процессе управления финансовой деятельностью корпорации.
Сравнивая предельную стоимость капитала с ожидаемой нормой прибыли по отдельным хозяйственным операциям, для которых требуется дополнительное привлечение капитала, можно в каждом конкретном случае определить меру эффективности и целесообразности осуществления таких операций. В первую очередь это относится к принимаемым инвестиционным решениям.
6. Принцип определения границы эффективного использования дополнительно привлекаемого капитала. Оценка стоимости капитала должна быть завершена выработкой критериального показателя эффективности его дополнительного привлечения. Таким критериальным показателем является предельная эффективность капитала. Этот показатель характеризует соотношение прироста уровня прибыльности дополнительно привлекаемого капитала и прироста средневзвешенной стоимости капитала.
Расчет предельной эффективности капитала (ПЭК) осуществляется по следующей формуле:
Рк
ПЭК = ССК (Формула 1.5)
где ПЭК— предельная эффективность капитала;
Рк — прирост уровня рентабельности капитала;
ССК — прирост средневзвешенной стоимости капитала.
Изложенные принципы оценки позволяют сформировать систему основных показателей, определяющих стоимость капитала и границы эффективного его использования.
Среди рассмотренных показателей основная роль принадлежит показателю средневзвешенной стоимости капитала. Он складывается в корпорации под влиянием многих факторов, основными из которых являются:
· средняя ставка процента, сложившаяся на финансовом рынке;
· доступность различных источников финансирования (кредита банков; коммерческого кредита; собственной эмиссии акций и облигаций и т. п.);
· отраслевые особенности операционной деятельности, определяющие длительность операционного цикла и уровень ликвидности используемых активов;
· соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности;
· жизненный цикл корпорации;
· уровень риска осуществляемой операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Учет этих факторов производится в процессе целенаправленного управления стоимостью собственного и заемного капитала корпорации.
Различают эксплицитную и имплицитную цену капитала. Это цена, в которой издержки определяются точно (процентные ставки по кредитам и займам, купонный доход по облигациям и т. п. (явно, explicite) и неточно (уставный фонд, нераспределенная прибыль, фонды и резервы предприятия, т. е. за пользование капиталом отсутствует фиксированная и прямая плата (неявно, implicite). Предположим, что цена собственного капитала является имплицитной ценой. Для акционерного общества дивидендыэто отток денежных средств (издержки), а для акционеров — это доход. Дивиденды являются трансакционными издержками привлечения капитала на фондовом рынке. Расчет трансакционных издержек корпорации за вычетом затрат, связанных с привлечением заемных источников финансирования (кредиты, займы, выпуск облигаций, оплата лизинговых и факторинговых операций, налоговый кредит, штрафы и пени) позволяет определить затратность процесса создания нормальных условий для функционирования основного производства.
Если трансформировать трансакционные издержки и обозначить их как ТИск, можно получить новую формулу:
ТИск Цск = СК (Формула 1.6)
где Ц ск — цена собственного капитала в отчетном периоде;
СК — средняя величина собственного капитала в отчетном периоде;
ТИск — трансакционные издержки, связанные с функционированием собственного капитала корпорации.
Ее преимуществами по сравнению с предыдущим методом расчета являются:
· возможность избежать дробления капитала на отдельные компоненты;
· в случае отсутствия дивидендов цена капитала не будет равна нулю, что в большей степени соответствует действительности.
Эта формула позволяет оценить в целом риск вложения в собственный капитал корпорации. Любой хозяйствующий субъект будет стремиться снизить издержки на привлечение и использование единицы собственного капитала, а соответственно и его цену.
3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ
3.1 Политика управления собственным капиталом
стоимость капитал оценка эмиссионный
В процессе управления формированием капитала должны быть обеспечены права корпораций в сочетании с повышением их ответственности за эффективное и рациональное использование средств. Достаточный минимум собственных и заемных средств должен обеспечить непрерывность движения капитала на всех стадиях кругооборота, что удовлетворяет потребности корпорации в материальных и денежных ресурсах, а также обеспечивает своевременные и полные расчеты с поставщиками, бюджетом, банками и другими корреспондирующими звеньями.
Ведущую роль в составе источников формирования призваны играть собственные средства, первоначальное формирование которых происходит в момент создания организации за счет средств учредителей. В дальнейшем, по мере развития коммерческой деятельности собственные средства пополняются за счет получаемой прибыли, выпуска ценных бумаг и операций на финансовом рынке.
Все источники формирования собственного капитала можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние источники:
· чистая прибыль;
· амортизационные отчисления;
· переоценка основных средств;
· доходы от сдачи имущества в аренду (лизинг).
Внешние источники:
· выпуск акций;
· безвозмездная финансовая помощь;
· активы, передаваемые бесплатно в порядке благотворительности и др.
Корпорация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (ее коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
Политика управления собственными средствами корпорации представляет собой набор мероприятий, разработанных в рамках корпоративной финансовой политики, направленных на обеспечение необходимого уровня самофинансирования ее производственного развития. При разработке такой политики необходимо учитывать следующие факторы:
· собственный капитал характеризуется простотой привлечения, так как решения по его увеличению принимают собственники при участии финансовых менеджеров;
· собственный капитал обладает высокой способностью генерировать прибыль во всех сферах деятельности, так как ее использование не связано с выплатой процентов по заемным средствам;
· собственный капитал обеспечивает финансовую устойчивость, минимизирует риск возникновения банкротства;
· собственный капитал характеризуется ограниченностью объема привлечения;
· собственный капитал может обладать более высокой стоимостью в сравнении с альтернативными заемными источниками.
Основными этапами формирования политики управления собственным капиталом, направленной на обеспечение необходимого уровня самофинансирования, являются:
1 этап. На этом этапе проводится анализ сложившегося потенциала собственных ресурсов по различным направлениям, в том числе:
? по объему и динамике в предшествующем периоде;
? по соответствию темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема продаж товаров и услуг;
? по соотношению внешних и внутренних источников формирования собственных ресурсов, их стоимости для финансирования собственного капитала;
? по состоянию коэффициента автономии и самофинансирования, и по их динамике.
2 этап. Здесь происходит определение потребности в собственных финансовых ресурсах, а также расчеты потребности в дополнительных собственных источниках финансирования, в том числе за счет:
? данных агрегированного баланса на планируемый период по совокупному капиталу;
? желаемой доли собственного капитала в бухгалтерском балансе;
? инвестиционной политики на планируемый период, которая определяет размер реинвестируемой прибыли в плановом бухгалтерском балансе.
3 этап. Принятие управленческого решения относительно выбора альтернативных источников финансирования собственных финансовых ресурсов по:
? изменению амортизационной политики;
? формированию эффективной политики распределения прибыли;
? увеличению уставного капитала за счет роста доли пайщиков, расширению их числа или дополнительной эмиссии.
В качестве основного ориентира управления собственным капиталом корпорации выступает рыночная стоимость бизнеса. В этой связи, главной целью руководителей организации является принятие таких управленческих решений в области операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, которые могут привести к росту рыночной стоимости собственного капитала, росту благосостояния собственников.
Финансовые пропорции, которые складываются при управлении собственным капиталом, определяются законодательными ограничениями, учетной политикой, темпами роста финансового и инвестиционного потенциала, доступностью финансовых ресурсов.
В рамках политики управления собственными средствами корпорации разрабатываются также дивидендная политика и эмиссионная политика.
Дивидендная политика заключается в основном в распределении и прибыли акционерной организации в той или иной пропорции между дивидендами и средствами, направленными на развитие производства, на увеличение его активов. Ключевой вопрос при выработке дивидендной политики — это вопрос выбора оптимальной дивидендной политики, т. е. обеспечивающей как максимальную совокупность богатства собственников, так и достаточное финансирование деятельности крпорации.
Процесс разработки дивидендной политики может включать в себя несколько последовательных этапов:
1 этап. Выявление и оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.
2 этап. Формирование типа дивидендной политики с учетом выявленных факторов и общей корпоративной финансовой политики корпорации.
3 этап. Оценка эффективности дивидендной политики и ее коррекция по результатам оценки.
Среди основных факторов, влияющих на выбор дивидендной политики, можно выделить две взаимосвязанных группы факторов:
· Факторы, связанные с обеспечением корпорации финансовыми ресурсами.
· Факторы, влияющие на организационный механизм проведения дивидендной политики.
Так, к первой группе относятся:
? факторы, отражающие потребности корпорации в дополнительном финансировании, что может включать в себя разработку новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для противодействия поглощения со стороны конкурентов, необходимость платежей по кредитным договорам и т. п.;
? факторы, характеризующие возможности корпорации привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники.
Вторую группу факторов формируют:
? юридические и организационные ограничения, среди которых, например, оговорки, установленные законодательными актами, регламентирующими определение источников и порядок выплаты дивидендов, они используются для защиты интересов акционеров и инвесторов;
? темпы роста основных показателей, характеризующих бизнес;
? наличие ограничительных условий в договорах с покупателями;
? уровень доходности бизнеса от операционной, инвестиционной и прочей финансовой деятельности;
? возможность поддержания стабильных доходов с учетом ряда ограничений;
?потребность в максимизации доходов акционеров, отражающая необходимость выполнения требований акционеров о сохранении, увеличении уровня их доходов;
? уровень финансирования за счет заемного капитала;
? наличие возможности финансирования за счет других внешних источников;
? наличие оснований для возникновений штрафных санкций, в том числе и налоговых.
Очевидно, что на формирование дивидендной политики влияет структура капитала: чем гибче она, тем меньше стоимость организации зависит от дивидендной политики. Корпорация может финансировать свою деятельность за счет акционерного капитала и привлечения заемных средств. При этом, если расходы по размещению акций невелики, то капитал может увеличиться за счет нераспределённой прибыли или дополнительной продажи акций. В такой ситуации способность корпорации поддерживать необходимое соотношение собственных и заемных средств дает возможность проводить более либеральную дивидендную политику.
Сохранение устойчивой дивидендной политики является свидетельством благополучия и процветания корпорации, способствует улучшению основных показателей финансового состояния, что в конечном результате положительно влияет на уровень его рыночной стоимости.
Эмиссионная политика корпорации также разрабатывается в рамках политики управления собственными средствами и заключается в разработке мероприятий, обеспечивающих привлечение необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций. Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.
Разработка и реализация корпоративной эмиссионной политики включают в себя:
· Проведение исследования потенциальных возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. На этом этапе последовательно:
? принимается решение о предполагаемой первичной или дополнительной эмиссии акций на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций;
? проводится детальный анализ конъюнктуры фондового рынка, который включает в себя оценку спроса и предложения акций, динамики уровня цен их котировок, объема продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. По результатам проведенного анализа определяется уровень чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала принятия эмитируемых объемов акций;
? проводится оценка инвестиционной привлекательности своих акций с позиции учета перспективности развития отрасли, конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния.
· Определение целей проведения эмиссии, с учетом того, что в связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников, проведение эмиссии должно быть достаточно весомым с позиции стратегического развития корпорации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде. В качестве основных целей, которые могут стоять при организации и проведении эмиссии выступают:
? осуществление реального инвестирования, связанного с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности предприятия;
? существенное улучшение структуры используемого капитала;
? планируемого поглощения других предприятий с целью получения синергетического эффекта;
? другие цели корпорации, реализация которых связана с быстрой аккумуляцией значительного объема собственных средств.
· Определение объема эмиссии с учетом ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
· Определение номинала, видов и количества выпускаемых ценных бумаг осуществляется с учетом основных категорий их предстоящих покупателей.
· Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала проводится исходя их предполагаемого уровня дивидендов и затрат по выпуску акций и размещению эмиссии. Необходимо учитывать, что расчетная стоимость привлекаемого капитала определяется фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке.
· Выявление эффективных форм андеррайтинга, для этого необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления дополнительных средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.
Разработка политики управления собственными средствами корпорации позволяет ей гибко реагировать на изменения внешней среды, так как ее формирование позволяет корпорации эффективно управлять внутренними ресурсами с учетом изменения внешней среды.
3.2 Управление капиталом на основе финансового левериджа Капитал корпорации характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование активов. Капитал является основным фактором производства, характеризующим финансовые ресурсы корпорации. Капитал является источником формирования благосостояния корпорации и главным измерителем ее рыночной стоимости. По принадлежности корпорации капитал делится на собственный и заемный. По объекту инвестирования — основной (капитал, используемый на приобретение всех видов внеоборотных активов) и оборотный (часть капитала, инвестированная во все виды оборотных активов).
Одна из главных задач корпорации — максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска — реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».
Финансовый леверидж характеризует использование корпорацией заемных средств, которые влияют на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого корпорацией капитала, позволяющий ей получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Эффект финансового рычага возникает за счет разницы между рентабельностью активов и стоимостью заемных средств.
Получаемый эффект от финансового левериджа заключается в том, что использование долговой нагрузки при прочих равных условиях приводит к тому, что рост прибыли корпорации до уплаты процентных платежей и налогов ведет к более сильному росту показателя прибыли на акцию.
Также рассчитывают эффект финансового рычага с учетом действия инфляции (долги и проценты по ним не индексируются). При увеличении уровня инфляции плата за пользование заемными средствами становится ниже (процентные ставки фиксированные) и результат от их использования выше. Однако, если процентные ставки высоки или невысока доходность активов — финансовый леверидж начинает работать против собственников.
Леверидж — весьма рискованное дело для тех корпораций, деятельность которых носит циклический характер. В результате несколько последовательных лет с низкими продажами могут привести корпорацию, обремененную высоким левериджем, к банкротству.
Эффективная финансовая деятельность корпорации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость корпорации.
Заемный капитал, используемый корпорацией, характеризует в совокупности объем ее финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике включают: долгосрочные финансовые обязательства и краткосрочные финансовые обязательства. Политика привлечения заемных средств — часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития корпорации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собственный капитал является финансовой основой корпорации, а знание как правильно им управлять — это залог предстоящего развития корпорации, ее финансовой устойчивости, следовательно, получение ожидаемой прибыли от деятельности компании.
Эффективное управление собственным капиталом заключается не только в оптимизации его величины и расчете количественных показателей, характеризующих финансовую стабильность корпорации. Каждый хозяйствующий субъект должен использовать в своей производственно-хозяйственной деятельности такой метод управления собственным капиталом, как его оценка, анализ которой позволяет на долгосрочную перспективу повысить инвестиционную привлекательность корпорации.
Не малую роль в управлении собственным капиталом играет и финансовая политика корпорации. Разработка единой модели формирования дивидендной политики корпорации невозможна из-за большого числа факторов. Поэтому осуществляется выбор из трех видов дивидендной политики:
1. Стабильный или непрерывно растущий дивиденд на акцию.
2. Низкий регулярный дивиденд плюс дополнительные выплаты, которые зависят от годовой прибыли.
3. Постоянный коэффициент выплат.
Дивидендная политика должна быть понятна инвесторам, но, к сожалению, на российском рынке дивиденды не содержат должной информации о политике корпорации, это отражается на инвестиционном процессе и соответственно сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг в России.
Основная цель эмиссионной политики корпорации — это привлечение необходимых финансовых средств на фондовом рынке в минимальные сроки.
Разработка эффективной эмиссионной политики охватывает шесть этапов:
1.Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.
2. Определение целей эмиссии.
3. Определение объема эмиссии.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций.
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга.
При формировании же структуры капитала одной из важнейших проблем является проблема оптимального соотношения собственных и заемных средств. Здесь одним из применяемых инструментов является так называемый эффект финансового рычага. Эффект финансового рычага — это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, не смотря на платность последних.
Список использованных источников
1. Ст. 25, п. 1 ФЗ 208 «Об акционерных обществах» (в ред. от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
2. Ст. 25, п. 2 ФЗ 208 «Об акционерных обществах» (в ред. от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
3. Ст. 26 ФЗ 208 «Об акционерных обществах» (в ред. от 07.08.2001 г. № 120-ФЗ)
4. Ст. 34, п. 1 ФЗ 208 «Об акционерных обществах» (в ред. от 27.07.2006 N 146-ФЗ)
5. Ст. 34, п. 3 ФЗ 208 «Об Акционерных обществах» (ред. от 27.02.2003г
N 29-ФЗ)
6. Ст. 35, п. 1 ФЗ 208 «Об Акционерных обществах» (ред. от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
7. Ст. 43, п. 1 ФЗ 208 «Об Акционерных обществах» (в ред. от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
8. Пункт 68 Положения по ведению бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 24.12. 2010 г № 34н)
9. Пункт 14 ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. приказом Минфина России от 27.11.06 № 154н)
10. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н)
11. Письмо Минфина России от 30.10.06 № 07−0506/262
12. Анюшиева А. Д. «Финансы корпораций» — М: Изд. Проспект, 2009.
13. Бенвисте Гай «Овладение политикой планирования» — М: изд. Прогресс, 2008.
14. Бригхем Ю., Гапенски Л. «Финансовый менеджмент» — Спб: Экономическая школа, под редакцией Ковалева В. В., 2010.
15. Гиляровская Л. Т. «Экономический анализ» — М: учебник, изд. Юнити-Дана, 2008.
16. Дубаков М. В. «Дивидендная политика предприятия» — М: изд. Проспект, 2010.
17. Ковалев В. В. «Финансы организаций» — М: учебник, изд. Проспект, 2009.
18. Колчина Н. В., Поляк Г. Б., Павлова Л. П. «Финансы предприятий» — М: учебник для вузов, изд. Юнити-Дана, 2010.
19. Моляков Д. С. «Финансы предприятий» — М: учебное пособие, Финансы и статистика, 2009.
20. Павлова Л. Н. «Финансы корпораций» — М: учебник для вузов, изд. Юнити, 2010.
21. Стоянова Е. С. «Финансовый менеджмент» — М: учебник, изд. Перспектива, 2011.
22. Фомин П. А. «Проблемы эмиссионной политики российских предприятий» — М: изд. Инфра, 2011.
23. Чернов В. А. «Финансовая политика организаций» — М: учебное пособие для вузов, изд. Юнити-Дана, 2012 (Серия «профессиональный учебник: финансы»)
24. «Проблемы теории и практики управления» Международный журнал № 9/2013, статья Козловой Н.
25. «Экономика и жизнь» Еженедельник № 4/2013, статья Самохваловой Ю.
26. Humeur.ru — Экономический портал, статья Журавлева А. от 8.12.2012.
27. Onlineslovari.com — Энциклопедический словарь экономики и права.
28. Uamconsult.com — Экономический портал, статья Колчагина С, от 4.03.2013.
29. ru.wikipedia.org — Свободная интернет-энциклопедия.