Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием муниципального образования на основе программно-целевого метода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления — не просто дань демократическим принципам. В связи с изменением экономической и политической ситуации, появлением множественности форм — собственности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы управления развитием муниципального образования
    • 1. 1. Теоретические аспекты муниципального управления
    • 1. 2. Роль и место органов местного самоуправления в управлении развитием муниципального образования
    • 1. 3. Ключевые направления развития муниципальных образований в контексте устойчивого развития
  • 2. Особенности управления развитием муниципального образования
    • 2. 1. Муниципальные программы развития как элемент механизма реализации стратегии устойчивого развития муниципального образования
    • 2. 2. Анализ особенностей воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования
    • 2. 3. Организационно-экономические предпосылки разработки методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования
  • 3. Методические положения оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования
    • 3. 1. Концептуальный подход к оценке воздействия программ на развитие муниципального образования
    • 3. 2. Методика оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования
    • 3. 3. Методические рекомендации по применению методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования

Управление развитием муниципального образования на основе программно-целевого метода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С переходом России к рыночной экономике и развитием местного I самоуправления российские муниципальные образования получили возможность самостоятельно определять стратегию своего развития. Формирование социально-экономической политики и планирование развития муниципального образования не только право, но и обязанность органов местного самоуправления. В 1990;х — начале 2000;х годов органы местного самоуправления выбирали самые различные формы планирования развитиятрадиционные «Основные направления социально-экономического развития», программы, планы, пакеты инвестиционных проектов и т. п. Выбор того или иного варианта определялся текущей ситуацией в муниципальных образованиях, существующим уровнем муниципального управления, предпочтениями муниципальных руководителей, состоянием муниципального сообщества и другими факторами.

В настоящее время общемировая тенденция перехода к устойчивому развитию требует постоянного совершенствования, поиска и развития новых, современных форм и~ методов управления муниципальными образованиями в изменяющихся внешних и внутренних условиях.

— Развитие местного самоуправления в рамках экономических реформ видоизменило муниципальное управление в России. Одно из наиболее ярких проявлений этого — активное распространение на местах практики программно-целевого планирования развития территорий, а также освоение местным самоуправлением технологий проектной культуры. Программно-целевой метод подразумевает не только организацию планирования, но и качественную экспертизу этого процесса, частью которой является определение воздействия программ на развитие муниципального образования.

Управление развитием муниципального образования объективно связано с адекватной реалистической оценкой воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования, которая имеет важное значение для принятия решений на различных уровнях управления.

Недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов воздействия программ на развитие муниципального образования в контексте управления развитием муниципального образования, актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы, предмета, объекта и основных направлений диссертационного исследования.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) — 5.16. Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровняхфункции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления- 5.17. Региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправления.

Степень разработанности проблемы. Изучение теории и практики формирования и функционирования управления территорией в условиях рыночной экономики, в рамках которых рассматриваются и вопросы развития муниципальных образований, в нашей стране началось совсем недавно, с началом в 90-х годах реформ в России.

Активную работу в области теории региональной экономики и местного самоуправления ведут Ю. П. Алексеев, С. С. Артоболевский, И. Д. Афанасьенко, С. НГБобылев, О. И. Боткин, В. Ю. Будавей, С. Д. Валентей, А. Г. Гранберг, Б. М. Жихаревич, М. П. Комаров, A.JI. Кузнецов, В. Н. Лексин, А. С. Маршалова, Т. Г. Морозова, В. И. Некрасов, А. С. Новоселов, Д. А. Новиков, А. К. Осипов,.

А.Н. Пыткин, А. И. Татаркин, О. А. Романова, В. Ф. Уколов, А. Н. Швецов, С. С. Шишов, Р. И. Шнипер и др.

— Зарубежные специалисты, которые рассматривают в своих работах проблемы региональной экономики и местного самоуправления: У. Айзард, X. Армстронг, Дж. Бачтлер, С. Вагенаар, У. Изард, К. Литтл, У. Моррис, П. Нийкэмп, Т. Питере, Ф. Сникарс, М. Темпл, Дж. Тэйлор, Р. Уотермен, JI. Хоффман, Д. Юилл и др.

Обобщение опыта исследований рассматриваемой в диссертации проблемы показало, что вопросы теории, методологии и практики оценки воздействия программ на развитие муниципального образования еще не получили исчерпывающей научной интерпретации.

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием муниципального образования на основе программно-целевого метода.

Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно: ч.

— исследовать и обобщить теоретические и методологические основы управления развитием муниципального образования;

— определить ключевые направления развития муниципального образования;

— систематизировать особенности воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования;

— обосновать концептуальный подход к оценке воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования;

— разработать методику оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования;

— предложить методические рекомендации по применению методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования, а также основные направления и рекомендации по совершенствованию управления муниципальным образованием.

Объектом исследования является муниципальное образование «Пермский район» Пермской области, соответствующее российской специфике жизнедеятельности муниципальных образований.

Предметом исследования является совокупность теоретических основ, способов и методов оценки эффективности управления как основы разработки методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования, организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации муниципальных программ развйтия муниципального образования в рыночных условиях хозяйствования.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области регионального и муниципального управления, посвященные проблемам управления развитием территорий, научно-методические рекомендации в области региональной и муниципальной политики и экономики.

Основные методы исследования. Методической основой исследования являются организационно-структурное моделирование и метод сравнительного анализа, общенаучные методы стратегического и оперативного управления, экспертных оценок, программно-целевой метод, методы планирования.

Информационной базой диссертационного исследования послужили данные органов статистики, данные Законодательного Собрания и администрации Пермской области, фактические материалы, характеризующие различные аспекты программно-целевого управления муниципальным образованием. В диссертации нашли отражение результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ряда положений по совершенствованию применения программно-целевого метода в управлении развитием муниципального образования. В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

— уточнено понятие «оценка воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования»;

— определены и классифицированы общие и частные виды воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования;

— обоснован концептуальный подход к оценке воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования;

— разработана методика оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования;

— предложены методические рекомендации по применению оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования.

Практическая значимость исследования определяется нарастающей потребностью в теоретико-методическом обосновании оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования и ее активного применения в рамках программно-целевого метода управления развитием как отдельных муниципальных образований, так и для обеспечения методологического и управленческого единства устойчивого развития регионов и Российской Федерации в целом.

Материалы диссертации могут использоваться для подготовки и переподготовки специалистов органов законодательной и исполнительной власти региона, органов местного самоуправления.

Результаты работы могут быть использованы для преподавания в высших учебных заведенияхкурсов региональной и муниципальной экономики, государственного управления экономикой, стратегического планирования регионального и муниципального развития.

Апробация исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались в порядке обсуждения на IX Международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой промышленности» (г. Москва, 2003 г.), на научно-практической конференции «Развитие элитаризма в России» (г. Пермь, 2003 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Стратегия приоритетного развйтия социальной сферы региона» (г. Курган, 2004 г.). Отдельные положения диссертационного исследования используются в научных разработках Пермского филиала Института экономики УрО РАН.

Материалы диссертационной работы использованы при формировании механизма разработки стратегии развития Кунгурского района Пермской области, а также при внедрении программно-целевого метода управления развитием Уинского района Пермской области.

б Выводы и рекомендации.

1 г.

7 Подготовка отчета i.

8 Информирование о.

• результатах оценки.

Выбор показателей, характеризующих выполнение мероприятий оценки воздействия, выявление информационных потребностей, создание надежной стратегии для поиска ответов на поставленные вопросы.

План оценки, типы данных, используемые методики, время прохождения различных стадий.

Параметры оценки — конкретные направления оценочных исследований, элементы программы, экспертиза которых позволяет судить об успешности программы в соответствии с имеющимся заданием по оценке. Индикаторы — количественные показатели, позволяющих «измерить» параметры оценки, количественно оценить их состояние.

В зависимости от целей и задач оценки выбор методов оценки, определение характера данных, источников данных и инструментов для сбора информации, разработка инструментария сбора данных.

Начало и окончание работ, сроки получения данных, предоставления промежуточных и окончательных результатов оценки.

Исполнители, организации-соисполнители (данные, обработка данных), транспорт, связь, накладные расходы.

Цели, задачи, график работ, бюджет, структура оценки, промежуточных и итогового отчетов.

Апробация инструментария сбора данных. Сбор данных, характеризующих выполнение программы и ее воздействие в разрезе времени.

Определение закономерностей в имеющихся данных и переход от простого описания к пониманию процессов программы, ее результатов и воздействия.

Результаты сравнительного анализа фактических значений индикаторов с целевыми критериями успешности программы, ответы на вопросы оценки в количественном выражении с качественной интерпретацией.

Результаты оценки в соответствии с целями, задачами и структурой оценки, выводы и рекомендации по результатам оценки.

Информирование заказчика, органов местного самоуправления, общественности о результатах.

Рис. 4. Основные этапы организации и проведения оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования.

Результаты оценки следует дифференцировать в зависимости от того, кто является их «конечным потребителем»: разработчики стратегии развития муниципального образования и муниципальных программ, координаторы программ, спонсорские организации, широкая общественность, журналисты или ученые. В-третьих, результаты будут иметь больше отношения к стратегии развития муниципального образования, если будут сопровождаться четкими практическими рекомендациями, основанными на анализе воздействия. В рекомендациях могут быть выделены приоритеты развития с учетом краткосрочной или долгосрочной перспективы и, по возможности, давать представление о стоимостном аспектете, кто будет принимать окончательное решение, будут обращать внимание на итоговую стоимость программы.

Наконец, отчеты следует планировать как часть более масштабной стратегии распространения информациив ее рамках могут быть предусмотрены презентации для различных аудиторий, выпуск пресс-релизов, налаживание обратной связи с экспертами-источниками информации, размещение информации в Интернете. Для того чтобы на реализацию подобной информационной стратегии в смете были предусмотрены необходимые средства и чтобы обеспечить охват целевой аудитории, информационную стратегию необходимо заложить уже на начальной стадии процесса планирования оценки.

3.3. Методические рекомендации по применению методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования.

Оценка воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования — это не научное исследование, а управленческий инструмент. Он предназначен для принятия качественных и своевременных управленческих решений. Таким образом, оценка воздействия программ должна быть всецело ориентированной на выработку необходимых практических выводов и использование в практике управления развитием муниципального образования.

Опыт практического использования систем индикаторов в российских муниципальных образованиях показывает, что они могут стать методической основой для регулярного сбора и систематизации муниципальной статистики и создания муниципальных информационных систем.

Построение причинно-следственных цепочек между индикаторами выполнения и результативности программы с индикаторами развития муниципального образования позволяет при тщательно разработанных структурах оценки оценить эффект, влияние, оказываемое выполнением программы на «скорость» и направления развития муниципального образования.

Рекомендации по использованию результатов оценки воздействия программ должны строго соответствовать выводам оценки, являясь их логическим продолжением. Они могут касаться как самой программы, так и других механизмов муниципального управления или общих социально-эколого-экономических и институциональных условий, в которых развивается муниципальное образование. Рекомендации по результатам оценки воздействия могут носить как общий (стратегический) характер, так и более частный (изменения в системе управления программой, проекты изменения организационных структур муниципалитета, проекты муниципальных нормативно-правовых актов).

Обобщенная классификация возможных целей, подцелей и задач по развитию муниципального образования, по мнению автора, может быть представлена в виде схемы разрешения основных проблем и противоречий в развитии муниципального образования (рис. 5).

Эта схема является основой логической схемы комплексной программы развития муниципального образования, которая определяет место оценки воздействия комплексной программы и целевых муниципальных программ на развитие муниципального образования (рис. 6).

Для построения устойчивой и эффективной системы оценки воздействия программ и проектов на развитие муниципального образования необходимы следующие шаги:

1. Разработка системы мониторинга воздействия программ (регулярный сбор информации иее анализ, система отчетности и контроля исполнения программных мероприятий в контексте воздействия программ на развитие муниципального образования):

— назначение координирующей структуры;

— разработка графика работ и формы отчетности по работе;

— определение состава анализируемых показателей и периодичности их сбора;

— разработка электронного алгоритма системы показателей;

— согласование плана с органом представительной власти и утверждение плана мониторинга воздействия программ постановлением руководителя администрации муниципального образования.

2. Разработка механизма оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования:

— назначение координирующего органа, разграничение ответственности подразделений администрации при проведении оценки воздействия программ;

— разработка системы отчетности по результатам оценки воздействия программ.

3. Разработка механизма принятия решений по результатам оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования:

— разработка механизма использования результатов оценки воздействия в практике управления (внесение изменений в содержание программ, план реализации программ и т. д.);

Рис. 5. Обобщенная классификация возможных целей, подцелей и задач по развитию муниципального образования.

Реализация программы.

Анализ ситуации.

Анализ внешних условий.

Pqfcypcbi развития сильные стороны).

Проблемы слабые стороны).

Стратегия’развития муниципального образования.

Стратегические направления.

1.

2.

N.

Задачи программы.

План мероприятий, целевые программы.

Оценка воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования.

Планируемые результаты, критерии успеха программы.

План реализации график отчетность, контроль.

Рис. 6. Место оценки воздействия комплексной программы и целевых муниципальных программ на развитие муниципального образования (МО) в логической схеме стратегии и комплексной программы развития муниципального образования.

— разработка структур оценки воздействия программ;

— разработка механизма сбора и обработки информации в ходе проведения оценки воздействия программпринятие системы оценки соответствующим постановлением руководителя администрации муниципального образования.

— Примерный бюджет оценки воздействия муниципальной программы организации школьного питания и сметы «Сбор и анализ местных данных для этапа I» представлен в таблицах 11 и 12.

Заключение

.

В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления — не просто дань демократическим принципам. В связи с изменением экономической и политической ситуации, появлением множественности форм — собственности, усложнением хозяйственных связей в России объективно возникла необходимость децентрализации власти и передачи ряда функций на места. Приближение органов власти к объекту управления позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с максимальным учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на экономическую ситуацию на местах и в стране в целом.

Современное состояние развития местного самоуправления в Российской Федерации характеризуется незавершенностью формирования его полноценных органовг.

Тем не менее, поскольку любое муниципальное образование наделено собственными ресурсами, именно местные сообщества потенциально способны решать свои проблемы с учетом конкретных условий отдельной территории в наиболее эффективных формах.

Перед муниципальными образованиями стоит задача преодоления негативных последствий, вызванных резким обострением депрессивных явлений, .связанных с высокой концентрацией производств с устаревшим технологическим укладом и не способных обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности местной продукции, особенно в случаях зачастую недобросовестной конкуренции со стороны сторонних производителей и отсутствия последовательной государственной и региональной политики поддержки отечественного, местного предпринимателя.

Одновременно происходит рост безработицы, ухудшение социально-экономического положения населения, возрастает число населенных пунктов и регионов, находящихся в кризисном состоянии.

Кризисные явления в экономике переходного периода вызывают, как известно, необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности и т. д. Все это, согласно теории экономики переходного периода, должно обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности.

В этих условиях особое значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов, муниципальных образований, населенных пунктов.

Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод, условия применения которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики, социальной сферы и экологии, комплексность возникшей проблемы и т. д.) полностью соответствуют специфике переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-эколого-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В условиях переходного периода к рыночной системе хозяйствования сохраняются общие предпосылки использования программно-целевого подхода: преодоление целевой ограниченности в решении проблем развития отдельных отраслей и товаропроизводителейнеобходимость достижения кардинальных сдвигов в экономической сфере, затрагивающих пространственные аспекты общественного воспроизводства (освоение ресурсов муниципального значения, взаимодействие муниципального образования, предприятий и организаций при решении территориальных проблем, строительство объектов производственной инфраструктуры муниципального назначения и т. д.) — появление ряда новых факторов, обусловленных особенностями переходного периода.

Необходимость поддержки как позитивных проявлений в условиях кризиса — конструктивных структурных сдвигов, так и смягчения негативных социально-эколого-экономических последствий делают целесообразным первоочередное использование программно-целевого метода для решения такого рода проблем переходного периода.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития муниципальных образований. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы.

На этапе выхода из кризиса особенно важное значение приобретает антиинерционный потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования.

Местное самоуправление имеет свои особенности и они проявляются в воздействии муниципальных программ на развитие муниципального образования.

В практике муниципального управления в силу сложности и многоплановости задач нет единой и общепризнанной методики оценки муниципальных программ на развитие муниципального образования. В мировом сообществе оценщиков, принадлежащих к разным управленческим и аналитическим школам, пока не сложилось даже единого терминологического поля в тематике мониторинга и оценки муниципальных программ. Это вполне объяснимо по нескольким причинам. Прежде всего, механизм общественного управления территорией, которое осуществляет местное сообщество через делегированные органы, весьма сложен. Муниципальные программы призваны формировать процесс развития муниципального образования или отдельных сфер его жизнедеятельности. Кроме того, на развитие территории влияет множество внешних факторов, которые необходимо учитывать при анализе и прогнозировании ситуации, и, таким образом, сам объект исследования (оцейки) тоже чрезвычайно сложен. И, наконец, большинство муниципальных программ имеют долговременную направленность, что усугубляет сложность их реализации и анализа в меняющихся политических и экономических условиях.

Предназначение оценки воздействия муниципальных программ, таким образом, состоит в том, чтобы выяснить, насколько успешна оцениваемая программа с точки зрения развития муниципального образования. Критерии успешности программы могут быть самыми разными. Более того, муниципальные комплексные и целевые программы столь же разнообразны, каки сами муниципальные образования. Следовательно, цели и задачи, которые ставятся перед оценкой воздействия в каждом конкретном случае, тоже разные.

Неоднозначно воспринимается и понимается муниципальными образованиями и само понятие «развитие муниципального образования». Тем не менее, мировое сообщество выработало понятие «устойчивое развитие», в том числе и для муниципальных образований. Широкое применение находит использование индикаторов устойчивого развития, показателей качества жизни населения для определения параметров и характера развития муниципального развития. Таким образом, заложена основа системы координат, определяющих развитие муниципального образования и позволяющая сопоставлять количество и качество изменений в жизнедеятельности муниципального образования.

Общая цель проведения оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования — это содействие устойчивому развитию муниципальных образований через совершенствование процедур планирования и управления процессами социально-эколого-экономического развития. Внедрение системы оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования позволяет органам местного самоуправления обеспечить преемственность стратегии развития муниципального образования, сделать оценку стандартной, неотъемлемой процедурой в рамках муниципального управления.

В процессе достижения общей цели оценки воздействия программ на развитие муниципального образования решается целый ряд задач. Их набор может быть различен. Вот некоторые из них:

— корректировка содержания программы — уточнение целей и задач, переориентирование программы на достижение реалистичных результатов и т. д.- - активизация работы по выполнению программы — экспертиза эффективности организации выполнения программы, вовлечение в работу новых исполнителей, повышение эффективности сбора данных, экспертиза дополнительных потребностей и т. д.- - анализ причин успехов и неудач выполнения программы;

— учет ошибок и недостатков программы при разработке других программ;

— привлечение внимания общественности к программе;

— обеспечение текущего и привлечение дополнительного финансирования;

— информирование лиц и организаций, принимающих решения;

— анализ разногласий, возникающих среди исполнителей по ходу реализации программы. Теория и практика управления развитием свидетельствует, что оценка воздействия, сопоставление затрат и результатов необходима для подготовки обоснованных решений как в предпринимательском, так и в общественном секторе. В обоих случаях требуется как можно полнее и точнее определить, во-первых, компоненты издержек, во-вторых, круг последствий, к которым они приводят, в-третьих, экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе, в-четвертых, эффективность, т. е. разницу между результатами и затратами. Для муниципальных образований необходимы системы индикаторов, включающие и экспертные оценки анализируемой системы управления развитием, а также отдельных её подсистем, и комплексная оценка управления развитием, позволяющая оценивать эффективность управления развитием муниципального образования по значительной совокупности факторов.

Для усовершенствования процесса управления муниципальным образованием в российской экономике необходимо создание единой базы данных для внутреннего потребления, — компактной системы статистических показателей о муниципальном образовании и создание системы оценки эффективности управления развитием. При этом необходимо учитывать реальную специфику муниципальных образований, что в свою очередь предполагает адаптацию существующих методов оценки к местным особенностям, а также разработку методик оценки в зависимости от решаемых муниципалитетом задач.

Проведенный анализ отечественного опыта показывает, что на.

•V. сегодняшний день какая-либо единая универсальная методика оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования отсутствует.

Необходимым условием эффективного управления развитием муниципального образования является реализация функций контроля реализации муниципальных программ, что предполагает применение соответствующей методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования, учитывающей соответствующий зарубежный и отечественный опыт и требующей соответствующих инструментов в зависимости от конкретных целей решаемых задач.

Теоретические основы оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования включают в себя свойства и особенности муниципального устройства и управления муниципальным образованием, особенности и характер развития муниципальных образований в России и общемировые тенденции, раскрывают определение предмета, главных характеристик оценки и принципы ее построения.

Элементы (инструментарий) методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования включают в себя определение (разработку) критериев и показателей. Их основной особенностью является сочетание формальных методов и неформализованного (экспертного) знания (по аналогии с системным анализом) при разработке.

Оценка воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования — как система взаимосвязанных критериев и показателей, характеризующих направления социально-эколого-экономического развития — представляет собой управленческий инструмент. Этот инструмент использует данные отчетов об исполнении бюджетов, объединяя их с демографической, социально-эколого-экономической информацией, а также с характеристиками, описывающими состояние системы управления развитием муниципального образования. Результаты этой оценки используются органами местного самоуправления для принятия конкретных решений в сферах своей профессиональной компетенции.

Технология построения методики (на основе доступных источников информации) предполагает построение системы путем выбора конкретных показателей с учетом мнения эксперта, производящего анализ о специфике данного муниципального образования. Она составляется на уровне проектирования процесса оценки при внедрении для любого муниципального образования. Ее регулирование вырабатывается в ходе процесса управления на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.

Внедрение методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования в управленческий процесс предполагает возможность применения ее и для оценки воздействия органов местного самоуправления в их текущей деятельности на развитие муниципального образования.

Применение разработанного автором методического подхода и методики оцещси воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования позволяет учитывать основные факторы, влияющие на социально-эколого-экономическое развитие муниципального образования, и проводить анализ возможных перспектив.

При разработке методики оценки автором были исследованы и систематизированы общие и частные виды воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования.

Исследование проводилось автором на примере муниципального образования Пермский район Пермской области. Там же проводилась апробация методических подходов, позволивших объединить соответствующие методы исследования и анализа в рамках методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования.

• Результаты апробации показали практическую реализуемость предложенной методики. Предложенная методика может быть адаптирована и применима для других муниципальных образований Российской Федерации. В случае внедрения на достаточно большом числе объектов может быть использована в качестве базы сравнения лучшей практики. Результаты расчетов могут быть использованы для определения дифференцированной системы показателей положения муниципального образования для выработки мер защиты и предотвращения неблагоприятных ситуаций, основой для разработки стратегии устойчивого развития муниципального образования.

В данной работе были проанализированы условия и методические подходы развития муниципальных образований, актуальные для сегодняшней социально-экономической обстановки в России. Результатом исследования ч стала разработка методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования, систематизирующей собранный и обработанный материал и позволяющей подходить к процессам развития организации комплексно и системно, чем это реализуется сейчас на практике.

Разработка методики оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования не только расширяет границы применения методологии управления проектами и программами и систематизирует в данном направлении накопленный теорией менеджмента опыт и знания, но и имеет практическую ценность для развивающихся муниципальных образований.

В результате представленного исследования можно сделать следующие основные выводы и предложения:

1. Обзор тенденций развития российской муниципальных образований позволяет сделать вывод о необходимости использования сложившейся ситуации для их ускоренного развития. Упущенные возможности перестройки систем управления развитием муниципальных образований с использованием новых эффективных механизмов управления будут иметь мультипликативный эффект отставания от мирового сообщества по всем направлениям.

2. Учитывая предлагаемые диссертационным исследованием методические подходы, возможно создать экономико-математическую модель развития муниципального образования, основывающуюся на принципах устойчивого развития. Проводимые пошаговые улучшения системы управления развитием муниципального образования предлагается объединить под обобщающим термином организационные изменения.

3. Соответствующей для разработки и применения организационных изменений общей методологией является методология воздействия муниципальных программ, проектов и текущей деятельности на развитие муниципального образования.

4. Особенности развития и функционирования российских муниципальных образований способствуют выдвижению жестких условий и требований к процессам развития и преобразования. Учет указанных требований определяет необходимость применения оценки воздействия органов местного самоуправления на развитие муниципального образования и разработки соответствующего методологического обеспечения.

5. В качестве одной из методик оценки воздействия на развитие муниципального образования, соответствующей современным требованиям, автором предлагается методика оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования, описание которой предлагается в работе.

6. Разработанная автором методика оценки воздействия муниципальных программ на развитие муниципального образования расширяет область применения методологии управления развитием муниципального образования и способствуют ее дальнейшему развитию, способствует совершенствованию управления развитием муниципального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. № 92−871−0804−8. 1990.3. ~ Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
  2. Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ.
  3. Закон РФ «О внесении дополнения в федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 26 ноября 1996 г. № 141-ФЗ.
  4. Закон РФ „О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ.
  5. Закон РФ „О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления“ от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ.
  6. Указ Президента РФ „Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации“ от 15 октября 1999 г. № 1370.
  7. Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции и перспективы развития: Научное издание. Екатеринбург, 2000.
  8. Ю.П., Гапоненко А. Г., Алисов А. Н. Муниципальный и региональный менеджмент. М., 1995.
  9. Е.Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 1998.
  10. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления:
  11. . М. : Инфра- М, 2000.
  12. И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.1 13. Бабич A.M., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы.1. М.: ЮНИТИ, 2002.
  13. Р.В. и др. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. -Кемерово, 2002.
  14. Р.В., Муллагалеева 3.3. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие. М.: МОНФ, 2001.
  15. М., Шапиро Л., Кириллов Ю. Опросы в городе и для города. -Обнинск, 2002.
  16. Т.В. Стратегия развития муниципального образования. Технологические основы программирования. М.: МОНФ-. АНО-."УРБЭКС-РАЗВИТИЕ», 2003.
  17. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. М., Контур, 1999. .
  18. Ю.Е., Волковский В. И. Основы теории организации социального управления: Учебное пособие. М., ЧеРо, 2000.10 20. Бялкина Т. М. Муниципальное право Российской Федерации: Практикум.- М.: Юристъ, 2000.
  19. В.В. Городская социология: учебное пособие для муниципальных управляющих. М.: МОНФ, 2000.22.Важнейшие факторы обеспечения конкурентоспособности городов ирегионов. СПб.: «ЕВРОГРАД», 2002.
  20. А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. Изд. 4-е, испр. и доп.- Н. Новгород: Издатель: Гладкова О. В., 2004.
  21. В.П., Кирюхов Э. П., Морякова О. В., Холоденко Ю. А. ««Менеджмент: Государственное и муниципальное управление: Учебнометодическое пособие. УНЦ ДО, 2000.
  22. Васильев М.А.-Вопросы реализации актов местного самоуправления. -Обнинск, 2002.
  23. М.А. Оценка эффективности проектов актов местного самоуправления: методы экспертной оценки. Обнинск, 2002.
  24. Г. Ю., Визгалов Д. В., Пинегина М. В., Шевырова Н. И. Методы оценки муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
  25. Д.В. М.: Методы оценки муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  26. С.В. Финансовая самостоятельность и контроль в местном самоуправлении: актуальный опыт. М.: МОНФ, 2002.
  27. Вовлечение населения в процесс местного самоуправления (Курс учебных материалов): Учебное пособие.- М.: МОНФ, 2000.
  28. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2003.
  29. А.Г. и др. Основы управления муниципальным хозяйством:
  30. Учебное пособие. М.: Дело, 1998.34.. Выводы и рекомендации по тиражированию итогов Программы TACIS
  31. EDRUS 9640 «Муниципальный менеджмент в РФ» / В сб. Муниципальный менеджмент в РФ. Выводы и рекомендации. Программа TACIS «Муниципальный менеджмент в РФ». Проект EDRUS 9640. М., 2001.
  32. А.И. Проблемы . повышения эффективности местного самоуправления. М.: БЕК, 1994.36.Гладышев А. Г. Муниципальная наука: теория, методология, практика. 1. М.: Муницип. мир, 2003.
  33. В. Политика местного самоуправления в ФРГ / Пер. с нем. Б. Воронов. Бонн: Фонд Фридриха Эберта, 1995.
  34. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: Социологические, экономические, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.
  35. С., Валенте М. Оценка финансового состояния: Пособие для органов местного самоуправления. Пер. с англ. 7 Под общ. ред. П. А. Ореховского. Обнинск, 2002.
  36. Э.В. Местные органы власти во Франции. М.: Интратэк, 1996.
  37. В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001.
  38. И.А. Местное самоуправление в России. Генезис и тенденции -развития. -М.- Тула: ТИГИМУС, 1997.
  39. И.В. Муниципальная собственность и ее эффективность в 1 системе рыночных отношений: Монография. Н.Н.: Изд-во ННГУ, 1999.
  40. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.49. ~ Жихаревич Б. С. Современная экономическая политика городских ирегиональных властей / СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  41. А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. -М.: Ред.-издат. центр «Муниципальная власть», 1999. (Б-ка муницип. работника).
  42. К.Н. Проблема принятия решения управленческих решений в практике муниципального управления // Местное самоуправление: проблемы и пути их решения / Под общ. ред. С. Н. Юрковой. СПб: О-во «Знание» С.-Петербурга и Ленингр. области, 2000.
  43. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник длявузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  44. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. М., ИНФРА-М, 2002. ф 54. Кнорринг В. Н. Основы государственного и муниципального управления:
  45. Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
  46. В.Н. Теория, практика и искусство управления. Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1999.
  47. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации»./ Под ред. Ю.А.
  48. Тихомирова. М.: ИНФРА — М, 1999.
  49. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: НОРМА, 2002.
  50. С.В. Теория муниципального управления. М.: ВИНИТИ, 1999.
  51. Кризисные города России: пути и механизмы социально-экономической реабилитации и развития. Сборник. М.: МОНФ и ИМЭИ, 1998.
  52. В.В. Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований. Монография. УлГТУ. Ульяновск, 2002.
  53. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5 томах. М.: Изд-во УРСС, 2001.
  54. В.Я., Герцберг Л. Я., Пчелинцев О. С., Хасаев Г.Р.
  55. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития сельского района М.: МОНФ, Администрация — Самарской области- Институт макроэкономических исследований. 2001.
  56. В.Я., Пчелинцев О. С., Хасаев Г. Р. Субъект Российской «Федерации и местное самоуправление: пути совершенствованияэкономического взаимодействия. М.: МОНФ- Институт макроэкономических исследований, 1999.
  57. В.Л. Хозяйственные основы местного самоуправления. В кн. Государственное регулирование региональных рыночных процессов /
  58. Щ. Под ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институтэкономики Уро РАН, 2002.
  59. В.Л. Местное самоуправление и федерализм. В кн. Государственное регулирование региональных рыночных процессов /-Под ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002.
  60. С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. М.: ЮНИТИ, 1996.
  61. Местное самоуправление: глазами муниципальных управляющих. (Материалы социологического исследования) / Под. ред. Алексеева О. Б., Балобанова А. Е. М.: МОНФ, 2000.
  62. Местное самоуправление: Теория и практика. 2-е изд-е, изм. и доп. / Под -ред. Г. Люхтерхандт. М.: Фонд Ф. Науманна, 1997.
  63. Местное самоуправление: Основы системного подхода / Ин-т социально-эконом. проблем- Ин-т упр. и экономики. СПб, 1997.
  64. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. -.М.: МОНФ, 1998−2004.
  65. Местные финансы в Европейских странах: Сборник — М.: МОНФ, 2000.
  66. Методические рекомендации по подготовке городских программ социально-экономического развития малых и средних городов: Учебное пособие. М.: МОНФ, 2000.
  67. Методические рекомендации по подготовке региональных программ социально-экономического развития малых и средних городов субъекта Федерации. М.: МОНФ, 2000.
  68. Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований. М.: — МОНФ- ГУ ИМЭИ Минэкономразвития России, 2002.
  69. Методические рекомендации по формированию территориальных ф специальных программ содействия развитию занятости вмонопрофильных городах. М.: МОНФ- Министерство труда и социального развития РФ- ГУ ИМЭИ Минэкономразвития России, 2002.
  70. Методические указания по анализу бедности и социальных последствий. Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. -Washington D.C., USA, 2003.
  71. Мир управления проектами. Под ред. X. Решке, X. Шелле. Пер. с англ. —1. М.: Алане, 1993. ь 7
  72. В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: Наука, 1987.
  73. Муниципальное управление: учебные конкретные ситуации / Сост.: Д. И. Вениаминова, Б. Т. Пономаренко. М.: МОНФ- Академияменеджмента и рынка, 2003. Ш
  74. Муниципальные займы как инструменты финансовой системы местного самоуправления: Сборник материалов научно-практического семинара 4 -5 июня 1998 года. М.: МОНФ, 1998.
  75. Наводим мосты между гражданами и местной властью. Управление конфликтами и разногласиями. Часть 1. Концепции и развитие. М.: МОНФ, 2003.
  76. Наводим мосты между гражданами и местной властью. Управлениеконфликтами и разногласиями. Часть 2. Инструменты тренинга. М.: ^ МОНФ, 2003.
  77. Наводим мосты между гражданами и местной властью. Участие граждан в планировании муниципального развития. Часть 1. Концепции и развитие. М.: МОНФ, 2003.
  78. Наводим, мосты между гражданами и местной властью. Участие граждан «в планировании муниципального развития. Часть 2. Инструментытренинга. М.: МОНФ, 2003.
  79. Н.В. Финансовая база местных органов власти западных стран. М., 1994.
  80. О’Салливан А. Экономика города. -4-е изд. Пер. с англ. М., ЮНИТИ, 2002.
  81. Организация административного мониторинга социальных программ на ¦ региональном и местном уровнях / Под ред. A.JI. Александровой. — М.:
  82. Фонд «Институт экономики города», 2002.88. ««Органы местного управления в зарубежных странах: Сравнительноеисследование. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  83. П.А. Муниципальный менеджмент. М.: МОНФ, 1999.
  84. А.К., Боткин О. И. Механизмы реализации стратегии развития региона. В кн. Государственное регулирование региональных рыночныхчпроцессов / Под ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. ш
  85. Основы местного самоуправления и муниципального управления: Учебное пособие. 4.1. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999.
  86. Основы местного самоуправления и муниципального управления: Учебное пособие. 4.2. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999.
  87. Пенкова-Люйер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления."Муниципальное управление». Выпуск 3. М.: Редакционно- издательский центр «Муниципальная власть», 2000.
  88. ГГерминова Н.И. Социально-психологические отношения в системе местного самоуправления. В кн. Государственное регулирование региональных рыночных процессов / Под ред. чл.-кор. РАН
  89. А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002.
  90. Ю.М. Малые города России: социально-экономическое поведение домохозяйств, ценностные установки и психологическое состояние населения в 1999 году. М.: МОНФ, 2000.
  91. Пособие по оценке потребностей в обучении для организаций, участвующих в управлении населенными пунктами. М.: МОНФ, Центр ООН по населенным пунктам, 2001.
  92. Программа развития муниципальных образований / Под ред. Е. В. Епишин, В .Я. Любовный, П. А. Ореховский. М.: МОНФ, 1999.98. «» Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. Ростов- на- Дону: Ростиздат, 1997.
  93. Развитие депрессивных муниципальных образований: стратегический выбор и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, 2001.
  94. М.Л., Воропаев В. И. и др. Управление проектами и программами. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  95. Руководитель и организационная культура. Укрепление менеджмента местного самоуправления в Словакии — М.: МОНФ, 2003.
  96. Руководство по оценке результатов обучения в населенном пункте. М.: МОНФ, Центр ООН по населенным пунктам, 2001.
  97. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. -М., Наука, 1991.
  98. А.А. Земство и власть. Из истории местного самоуправления в России. Арзамас. АПИ, 1995.
  99. Система контроля за использованием муниципальных финансов и муниципальной собственности / Под ред. М. В. Видановой, Т. П. Усачевой.-М.: МОНФ, 1999.
  100. Словарь-справочник по местному самоуправлению: термины, понятия, определения из российского законодательства / Сост. Л. Ф. Апт,
  101. А.Г. Ветров, Т. А. Дорофеева. М.: МОНФ, 1999.
  102. Социально ориентированное местное управление: опыт городов Германии для России / Под редакцией: Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. М.: «Наука», 1999.112.» Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  103. Стратегическое планирование в муниципальном управлении (Введение в предмет. Учебное пособие для муниципальных управляющих) / Под ред.
  104. А.Е. Балобанов, О. И. Генисаретский. М.: МОНФ, 2000.
  105. Стратегическое планирование в Российских муниципалитетах. Проект TACIS EDRUS 9604 «Муниципальный менеджмент в Российской Федерации»: «Муниципальное управление». Выпуск 5. М.: РИЦ"Муниципальная власть». 2000.
  106. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М.: Экономика, 2002.
  107. Стратегия развития миллионного города: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции / Администрация г. Челябинска. -Челябинск: ООО ЦОТ «Площадь Эволюции», 2000.
  108. В.В. Право муниципального управления. М., 1997.
  109. Теория и практика муниципального заказа. Сборник статей и практических материалов под редакцией Э. Маркварта. С-Пб.:1. ЕВРОГРАД», 2000.
  110. Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности / Ред.-сост. O.JI. Савранская. М: МОНФ, 1999.
  111. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия / Составители: Б. С. Жихаревич, Е. Г. Белова, Ж. В. Подоляко. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000.
  112. В.Ф. Народ, государство, регионы: стабильность развития. М.: Луч, 2001.
  113. Управление муниципальным хозяйством в условиях становления рыночных отношений: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. Г. Леонтьева. СПб., СПбГУЭФ, 1994.
  114. Управление по результатам. Общ. ред. Леймана Я. А. М.: Прогресс, 1993.
  115. Управление развитием региона и города: Материалы межрегион, научно-практ. конф. Окт. 1999 / РАГС при Президенте РФ. М.: Изд- во РАГС, 2000.
  116. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие.—М.: ЭКМОС, 2003.
  117. С.Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта федерации и местного самоуправления. М.:1. МОНФ, 1999.
  118. Э. Местные органы власти в Европе / Пер. с англ. и предисл. В.И.- Карамышева.-М.: ФиС, 1992.
  119. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Под ред. В .Я. Любовный и др. М.: МОНФ, 2000.
  120. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития «муниципальных образований и пути их решения. М.: Новый век, 2002.
  121. В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
  122. Экономические- стратегии активных городов/Под редакцией: Б. М. Гринчеля, К. Шуссмана, Н. Е. Костылевой. М.: Наука, 2002 г. 137.^Яндиев М. И. Государственные и муниципальные финансы: Методическое пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Тейс, 2000.
  123. АДМИНИСТРАЦИЯ КУНГУРСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
  124. Ул. Советская, 22 г. Кунгур, 617 470 тел. 2 36 52, факс 2 46 77 ОКПО 40 382 061. На № 1. Акт внедрения
  125. ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ614 600, г. Пермь, Комсомольский пр., 29а, телефон 198−067, 198−068, 198−430
  126. Научные разработки, выполненные в ходе подготовки диссертационного исследования, были реализованы в методических указаниях для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», при разработке рабочей учебной программы курса.
  127. Настоящим актом подтверждается, что материалы диссертационного исследования Цвикилевича Александра Владимировича использованы при внедрении программно-целевого метода управления развитием муниципальнопУобразования Уинский район Пермской области.
  128. Глава местного самоуправления1. Е.А.Рогожников
Заполнить форму текущей работой