Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие конкурентоспособности предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, разработана классификация факторов конкурентоспособности предпринимательских структур. В качестве признаков классификации взяты условия, формирующие эти факторы: отношение к субъекту хозяйствования и конкурентоспособностиконтроль со стороны хозяйствующего субъектаотношение к удержанию конкурентоспособного преимуществаобеспечение видов конкурентных преимуществхарактер влияния… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методические основы исследования конкурентоспособности предпринимательских структур .И
    • 1. 1. Сущность конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 1. 2. Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур
  • Глава 2. Предпосылки и возможности формирования конкурентоспособности предпринимательских структур через качество продукции
    • 2. 1. Резервы конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 2. 2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предпринимательских структур
  • Глава 3. Регулирование конкурентоспособности предпринимательских структур на основе управления качеством продукции
    • 3. 1. Стандартизация как основа конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 3. 2. Место и роль сертификации продукции в повышении конкурентоспособности предпринимательских структур

Формирование и развитие конкурентоспособности предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из важнейших стратегических задач экономики России является перевод предпринимательских структур на условия устойчивого развития и укрепления рыночных позиций. Главное условие закрепления на отечественном и вхождения в мировой рынки для российских предпринимательских структур заключается в повышении их конкурентоспособности.

В последние годы, начиная с перехода постсоветской экономики на рыночные отношения, понятие конкурентоспособности по своей сущности претерпело значительные изменения. Это обусловлено тем, конкурентоспособность предпринимательских структур не может оцениваться только ценовыми резервами конкуренции. Необходимость перехода к другим методикам определения уровня конкурентоспособности является следствием в основном двух процессов — глобализацией рынка и информатизацией общества.

Глобализация рынка является одной из причин того, что ценовые показатели конкуренции, обусловленные условиями производства продукции, практически выравниваются и определяются основными субъектами конкуренции — крупнейшими транснациональными корпорациями.

В этих условиях усиливается влияние неценовых факторов конкуренции, наибольшее значение имеют имидж предпринимательских структур, его торговая марка, улучшение предпродажного и послепродажного сервиса, а также активизация внешних коммуникационных воздействий (рекламы, пропаганды, паблик релейшнз, интернет-технологий и т. п.).

С другой стороны, при высокоразвитых технологиях значительно выросли требования потребителей, т.к. развитие общества идет в направлении всеобщей информатизации, определяемой новыми информационными и коммуникационными технологиями (технологии мультимедиа, магистральные сети, виртуальные пространства и т. п.). Однако определяющим в этом процессе является развитие интернет-бизнеса, электронной почты, электронных баз данных и создание коммерческих сайтов, являющихся инструментами для реализации задач современных систем управления.

Проблемы, связанные с коммуникационным воздействием на потребителей, становятся для деятельности предпринимательских структур особенно важными. При этом оно определяется в основном неценовыми факторами конкуренции. Однако эти факторы в отечественной науке изучены недостаточно, и она не дает практически приемлемых рекомендаций о формах и методах формирования и повышения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Уровень научной разработанности проблемы. По проблемам конкурентоспособности опубликовано значительное количество монографий и написано диссертаций. Значительный вклад в развитие современных проблем конкуренции и конкурентоспособности предпринимательских структур внесли как зарубежные, так и отечественные исследователи.

Среди зарубежных ученых, прежде всего, необходимо отметить П. Диксона, Ф. Котлера, М. Портера, а в числе российских Г. Л. Азоева, Г. Л. Багиева. Н. В. Васильева, В. Д. Грибова, С. Г. Светунькова, Р. А. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова.

В этих работах исследуются в основном ценовые факторы конкуренции: снижение издержек производства, проведение товарной и ценовой политик по завоеванию рынков и увеличению уровня конкурентоспособности на них. Однако изучение мирового опыта показывает, что в последнее время появились новые формы и методы осуществления конкурентной борьбы. Это, прежде всего, связано с ее неценовыми факторами. Отсутствие обоснованных методик и алгоритмов использования этих факторов усиливает актуальность исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования обусловлена как актуальностью темы исследования, так и нерешенными проблемами в ее рамках. Она состоит в анализе факторов и резервов конкурентоспособности предпринимательских структур и разработке предложений по совершенствованию методических основ формирования конкурентоспособности и её оценки.

Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач: раскрытия сущности конкурентоспособности предпринимательских структурклассификации факторов, влияющих на формирование и повышение конкурентоспособности предпринимательских структур;

— Исследования организационно-экономических резервов конкурентоспособности предпринимательских структур, выявления их сущности и классификация;

— совершенствования методов оценки конкурентоспособности предпринимательских структур и развития системы экономических показателей оценки;

— исследования влияния государственной стандартизации продукции на конкурентоспособность предпринимательских структур;

— выявления роли сертификации продукции в формировании конкурентоспособности предпринимательских структур.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования являются управленческие отношения, связанные с формированием и повышением конкурентоспособности предпринимательских структур.

Объект исследования — конкурентоспособность предпринимательских структур предприятий промышленности.

Теоретической и методической основой исследования служат разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории и практики конкуренции и конкурентоспособности, международные нормативные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области стандартизации и сертификации. В качестве научного инструментария использованы методы экономического анализа, системный анализ, а также структурно-функциональный и прогностический методы.

Научная новизна исследования состоит в развитии концептуальных положений формирования и повышения конкурентоспособности предпринимательских структур. В диссертации разработаны новые подходы к совершенствованию системы показателей и методам оценки конкурентоспособности системы управления этими структурами.

Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем.

Во-первых, выявлено соотношение категорий конкурентоспособность страны" - «конкурентоспособность системы предпринимательскими структурами» — «конкурентоспособность продукции», а также уточнены специфические особенности их сущностей и понятий.

Доказано, что конкурентоспособность предпринимательских структур определяется как объемом выпускаемой им конкурентоспособной продукции и уровнем использования внутреннего потенциала, так и поддержкой государства путем предоставления соответствующих гарантий и льгот.

Во-вторых, разработана классификация факторов конкурентоспособности предпринимательских структур. В качестве признаков классификации взяты условия, формирующие эти факторы: отношение к субъекту хозяйствования и конкурентоспособностиконтроль со стороны хозяйствующего субъектаотношение к удержанию конкурентоспособного преимуществаобеспечение видов конкурентных преимуществхарактер влияния на конкурентоспособностьвлияние на изменение конкурентоспособностираскрыты резервы конкурентоспособности предпринимательских структур. Показано, что всю их совокупность молено разделить, с одной стороны, на резервы, связанные с минимизацией потерь, обусловленных нерациональным использованием собственного потенциала и условий внешней рыночной среды, а, с другой — на резервы, связанные с новыми возможностями, порожденные развитием техники и технологии, использованием передового опыта и способов хозяйствования, а также изменяющимися рыночными и нерыночными условиями хозяйствования.

В-третьих, проведена классификация резервов конкурентоспособности предпринимательских структур, в качестве признака которой взято использование факторов рыночной ситуации, а также организационного, производственно-технического, финансово экономического и кадрового потенциалов предпринимательских структур.

Показано, что классификация выступает своеобразным методом анализа резервов конкурентоспособности, необходимого для потенциальных возможностей ее формирования, разработки стратегии, плана и мероприятий процесса формирования конкурентоспособности.

В-четвертых, разработан аналитически-сравнительный метод оценки конкурентоспособности предпринимательских структур. Он основан на: а) выявлении для сложившихся условий функционирования предпринимательской структуры факторов формирования конкурентоспособностиб) определении реальных резервов повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры, возможностей и путей их использования, а также расчете возможного уровня достижения показателей конкурентоспособностив) сопоставлении уровней этих показателей с показателями конкурента.

В-пятых, обоснована систематизация и проведена группировка показателей оценки конкурентоспособности предпринимательских структур. В качестве признака группировки взяты составляющие потенциала предпринимательских структур и как следствие выделены показатели финансово-экономического потенциала (структура стоимости имущества, финансовая устойчивость, ликвидность, прибыльность, рентабельность, инвестиционная привлекательность), показатели организационного потенциала (расходы на НИОКР, число патентов, коэффициент информационной емкости, расходы на рекламу, затраты на сертификацию, затраты на сервисное и гарантийное обслуживание), показатели производственно-технического потенциала (удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес рекламаций, фондои электровооруженности труда, средний возраст технологического оборудования, фондоотдача основных фондов, степень утилизации отходов), показатели социального потенциала (среднемесячная заработная плата, среднесписочная численность работающих, структура кадров, уровень трудовой дисциплины, коэффициент стабильности кадров, затраты на награждение изобретателей и рационализаторов).

В-шестых, раскрыта роль и значение государственной стандартизации в повышении конкурентоспособности предпринимательских структур. Проведено исследование взаимосвязей российской системы стандартизации с международной системой ИСО серии 9000 по вопросам конкурентоспособности. Показаны пути и возможности перехода отечественной системы на требования международных стандартов, а также сформулированы существующие проблемы этого процесса, обусловленные несовершенством международных стандартов.

В-седьмых, разработана схема связи сертификации продукции с конкурентоспособностью предпринимательских структур. Определены пути, с одной стороны, аккумуляции в требованиях к конкурентоспособности продукции положений международной и отечественной систем сертификации, российской системы стандартизации и иных внешних факторов, а с другой — формирования средств достижения конкурентоспособности. Показано, что обязательным условием конкурентоспособности предпринимательских структур является сертификация выпускаемой им продукции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем результаты могут быть использованы в практике деятельности предпринимательских структур машиностроительных отраслей промышленности и различных организационно-правовых форм (открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов и т. п., а также унитарных и муниципальных предприятий).

Положения диссертационной работы обсуждались на международной научной сессии, посвященной Дню радио (2003 г.), а также на кафедре «Менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (институт).

Основные научные выводы и практические рекомендации могут быть использованы в последующих теоретических и научно-прикладных исследованиях, а также в процессе разработки методологических пособий и проведении учебных занятий.

Структура диссертационной работы. Цель, задачи и логика научного исследования определили структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и перечня использованной литературы.

Результаты исследования сущности факторов, резервов, условий и методов оценки конкурентоспособности предпринимательских структур являются основой для формулирования следующих выводов и предложений,.

1. Для раскрытия сущности понятия конкурентоспособность предпринимательских структур представляется необходимым рассмотреть внутренние связи триады «конкурентоспособность страны конкурентоспособность предпринимательских структур конкурентоспособность продукции».

Конкурентоспособность страны — понятие сложное, неоднозначное. Оно оценивается системой показателей и оценок, часть из которых выражается количественно, а другая оценивается только экспертным путем. При этом, конкурентоспособность страны можно рассматривать как ее способность создавать условия для выпуска и сбыта на мировом рынке больше материальных ценностей по сравнению с конкурентами.

Это достигается путем формирования экономических и административных предпосылок для эффективного функционирования предпринимательских структур на рынке. В этом случае их конкурентоспособность выступает как возможность приспособления к реалиям рыночной конкуренции. Таким образом, конкурентоспособность принимает характер конкурентоспособности продукции. С другой стороны конкурентоспособность продукции — это относительна характеристика проявления степени реализации потенциала предпринимательских структур и условий его функционирования.

2. Понятие «конкурентоспособность предпринимательских структур» характеризуется комплексом социально-экономических характеристик, показывающих его положение на внутреннем и мировом рынках. Комплекс включает, с одной стороны, совокупность характеристик самого предпринимательских структур, определяемых уровнем использования всех составляющих его потенциала, а с дугойвнешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, позволяющих предпринимательским структурам создавать по ценам и неценовым характеристикам более привлекательную по сравнению с конкурентами продукцию.

Молено констатировать следующее. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предпринимательских структур соотносятся как часть и целое. Его конкуренция на рынке есть не что иное, как конкурентоспособность продукции. Это во многом зависит от уровня и степени использования потенциала предпринимательских структур по всем стадиям лсизненного цикла продукции.

3. Основой взаимосвязей сформулированной выше триады выступает предпринимательская структура со всеми составляющими её внутреннего потенциала, который на основе существующих и формирующихся потребностей в продукции реализуется в виде создания материальных ценностей. Вместе с тем потребности формируют не только требования к количеству, но и к качеству продукции. Их оптимальное соотношение дает наибольший эффект для предпринимательских структур и наибольшую полезность для потребителя. Сопоставление полезности продукции и потребности в ней формируют потребительскую стоимость продукции.

Стоимость продукции (или цена производства) и стоимость ее использования образуют общественно-необходимые затраты живого и овеществленного труда (цену потребления), которые в сопоставлении с условиями функционирования рынка и составляющими потенциала предпринимательских структур дают основание для суждения о его конкурентоспособности.

4. На формирование конкурентоспособности предпринимательских структур оказывают влияние многочисленные факторы. Практическое их использование невозможно без соответствующей классификации по различным признакам.

Основным признаком является выделение источников устойчивого конкурентоспособного преимущества. Как следствие выделяют три группы факторов. Первая — размеры присутствия на целевых рынкахэффекты масштаба, опыта и синергии. Вторая — преимущественный доступ к ресурсам и потребителям: торговая марка, наличие ноу-хау и инвестиций, вертикальная и горизонтальная интеграция. Третья — ограничения на действия конкурентов: государственная политика (патентование, антимонопольная политика и т. п.).

При рассмотрении факторов конкурентоспособности системы управления предпринимательских структур и условий производства выделены пять групп: людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура.

Если факторы конкурентоспособности предпринимательских структур классифицируются по признаку их сущности, то они подразделяются на основные и развитые. Основные факторы: природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила, дебетной капитал. Развитые факторы: инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы ВУЗов.

Одним из признаков квалификации факторов является их сфера воздействия. В соответствии с этим они подразделяются на внутренние и внешние. Внешние факторы: государственное регулирование, основные характеристики рынка деятельности предпринимательских структур, деятельность общественных и негосударственных институтов. Внутренние факторы: совокупность всех составляющих производственнохозяйственного потенциала предпринимательских структур, эффективность рекламы, уровень материально-технического обеспечения, уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

5. Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур динамичны. Значимость отдельных факторов предыдущих в историческом развитии уменьшается до определенного предела. Создание факторов конкурентоспособности — это перманентный процесс их накопления. Каждое поколение наследует факторы, доставшиеся ему от предшественников, и создает свои факторы.

Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур представляют собой своеобразные средства превращения возможностей (предпосылок) в действительность, т. е. они определяют способы использования резервов конкурентоспособности. Однако, наличие факторов недостаточно для ее обеспечения. Необходимо уменье их эффективно использовать.

6. Резервы конкурентоспособности предпринимательских структур обусловлены, с одной стороны, нерациональным использованием собственного потенциала и условий внешней рыночной среды, а с другойпорожденные развитием науки и техники, выступают в качестве условий, определяющих структуру и величину потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности.

Эти резервы в отличие от других их видов имеют специфический характер. Он состоит в мультипликативном эффекте, полученном от взаимодействия всех или большинства резервов деятельности предпринимательских структур.

Структура и состав резервов не постоянны, они стохастические. Появление новых видов продукции, технологий, форм организации производства и управления, а также новых рыночных ситуаций и форм конкуренции являются причиной появления нетрадиционных видов резервов, что обуславливает необходимость их выявления, анализа и использования.

7. Анализ методов оценки конкурентоспособности предпринимательских структур показал их многочисленность и многовариантность методологических основ. Это теория сравнительных издержек, теория равновесия и факторов производства, матричные методы, а также качество продукции, степень удовлетворения потребителя, учет весомости товаров и рынков. И ряд других подходов.

Однако все эти методики предназначены в основном для оценки отдельных аспектов конкурентоспособности предпринимательских структур. Они не обеспечивают комплексной оценки внешней среды и оценку его внутренних возможностей.

Эти проблемы могут быть нивелированы на основе предложенного в диссертации аналитически-сравнительного метода оценки конкурентоспособности. Он, с одной стороны, является основой для проведения сопоставительной рейтинговой оценки уровня конкурентоспособности предпринимательских структур, а с другойпозволяет выявить его место среди конкурентов и определить резервы повышения этого уровня.

8. Предлагаемые в литературе предложения о показателях конкурентоспособности предпринимательских структур, как правило, являются перечнями несистематизированных измерителей. Их достаточно сложно использовать в формализованных подходах и методах оценки конкурентоспособности.

Разработанная в диссертации классификация резервов формирования конкурентоспособности предпринимательских структур взята в качестве методологической основы для группировки ее показателей. В соответствии с этим выделены четыре группы показателей: финансово-экономического, организационного и кадрового потенциалов, а также характеризующих резервы неиспользованных возможностей рыночной ситуации.

9. Государственная система стандартизации выступает основным методом регулирования конкурентоспособности предпринимательских структур. Исходя из достижений научно-технического прогресса и основываясь на мировом опыте стандарты устанавливают требования государства к качеству выпускаемой продукции, технологическим процессом и другим элементам производства.

На основе стандартизации осуществляется увязка качественных параметров продукции, предъявляемая к сырью, материалам и комплектующим изделиям. Кроме того, система стандартизации определяет методы контроля технологических процессов и готовой продукции, что является важным фактором формирования качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

10. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия Техническая комиссия МС ИСО серии 9000 разработал 5 международных стандартов по системам обеспечения качества продукции. В нашей стране они введены в виде ГОСТов. Их сущность состоит в следующем. Качество промышленной продукции есть следствие предпринимательских структур эффективно управлять всем комплексом производственных, контрольных и испытательных операций. При этом производители продукции должны обеспечивать ее качество в соответствии с требованиями потребителя. Кроме того, производитель обязан предоставлять потребителю доказательства соответствия изготовления и испытания продукции установленным требованиям.

С другой стороны, и потребитель не должен быть индифферентным. Он должен свои требования к качеству продукции изложить в технической документации, включая требования на систему эксплуатации и методы испытаний.

Учет требований стандартов ИСО серии 9000 в российской системе государственной стандартизации является важным фактором и объективной предпосылкой повышений конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур.

11. Система сертификации, исходя из своей сущности, оказывает большое влияние на формирование конкурентоспособности предпринимательских структур.

Эта система построена на основе стандартов ИСО серии 9000 и российской государственной системы стандартизации. В свою очередь она предъявляет требования к конкурентоспособности продукции. При этом требования к ней вытекают также из конкуренции на рынке, требований потребителей, закона РФ «О защите прав потребителей», а также физиологических, органолептических, экологических требований. Эти внешние факторы, как и конкурентоспособность продукции, оказывают основное влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур.

12. Российская системы сертификации продукции играет заметную роль в формировании конкурентоспособности предпринимательских структур. Отражая требования стандартов ИСО серии 9000 и положения международной системы удостоверения качества, она во многом определяет ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Предпринимательская структура, выпускающая один и два-три вида продукции, отвечающий мировым требованиям и сертифицированной, является конкурентоспособным. Кроме того, многономенклатурное производство при выпуске основных видов продукции на уровне мировых образцов и сертифицированной, также конкурентоспособно. С другой стороны, если продукция не сертифицирована, ее производитель не может быть конкурентоспособным. Таким образом, обязательным условием конкурентоспособности предпринимательских структур является сертификация выпускаемой им продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92.
  2. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93.
  3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93
  4. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Госстандартом РФ 16.02.94.
  5. Е., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий крыночным условиям. //Вопросы экономики. 1996. — № 5. — с.131−145.
  6. В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 1996. 240 с.
  7. Г. А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга" 1996. 208 с.
  8. Г. П. Роль сертификации в повышении качества и конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса. // Вестник машиностроения. 1995. — № 10. — с.39−42.
  9. С.А. Акционерные общества в переходной экономике: опыт, проблемы, стратегия развития. М.: Информационно-издательский центр «Информ-Знание», 1998. 278 с,
  10. М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление. //Проблемы теории и практики управления^ 998.-№ 3.-с. 104−109.
  11. А. Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности. //Внешняя торговля.-1996.-№ 6.-с.41 -44.
  12. Н., Фокин Ю. Успехи и трудности повышения эффективности производства. //Экономист.-1996.-№ 1.-с.35−43.
  13. А. Вютрих, Вольфганг Б. Винтер. Конкурентоспособность глобальных предприятий. //Проблемы теории и практики управления.-1995.-№ 3.-с.96−102.
  14. М. и др. Конкурентоспособность на микро-, мезо-и макроуровневом измерениях. //Российский экономический журнал. -1998.-Ш. с.67−77.
  15. И.Н. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Банки и биржи, Юнити, 2001 г.-365 с.
  16. А.П. Устранить угрозу вытеснения с внутреннего рынка отечественных производителей. //Экономист.-1996.-№ 12.-С.40−44.21Турков И. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика. -М.:ВШЭ, 1997.-234С.
  17. И. Инкубационный период. //Эксперт.-1999.-№ 6.с.30−32.
  18. И., Соловьев В. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1991.-215с.
  19. В.И. Конкурентоспособность продукции: сущность, анализ, оценка, пути и меры повышения. //Экономика и коммерция.-1998.-№ 1, — с.93−102.
  20. С.В. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества (на примере США): Маркетинг в России и за рубежом, 2002 г, № 1
  21. В.И. Пресечение недобросовестной конкуренции в РФ. //Государство и право.-1998.-№ 1.-с.25−31.27 .Ефимов А. В. Стратегические альянсы как метод достижения конкурентоспособного преимущества. Сп.Б.-1997.-28с.
  22. П. Конкурентоспособность и маркетинг. //РЭЖ.-1995.-№ 12, — с.50−55.
  23. СМ. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления. //Проблемы прогнозирования.- 1999. -№ 1.-сЛ13−126.
  24. ЗО.Иеннер Т. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента. //Проблемы теории и практики управления.-1997.-№ 6.-с. 106.
  25. Как продать ваш товар на внешнем рынке: справочник /отв. ред. Ю. А. Савинов. -М.Мысль, 1990.-364с.
  26. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие для ВУЗов.// Н. В. Васильев, Ю. Ю. Горячева, Н. Г. Доронина и др.-М. Логос, 1999.-321с.
  27. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность. //Экономист.-1997.-№ 1.-с.38−48.
  28. Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов, 1996,195с.
  29. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./Общ. ред. Е. М. Пеньковой.-М.: Прогресс, 1990.-896с.
  30. Крог Георг, Венцин Маркус. Роль менеджмента знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ. //Проблемы теории и практики управления.-1996.-№ 4.-с. 78.
  31. Крулис-Ранда Ян. Фокусирование клиентуры и конкурентные преимущества. //Проблемы теории и практики управления.-1996.-№ 5, — с. 111.
  32. Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики.//Российский экономический журнал.-1998.-№ 1.-с.77−81.
  33. Курс предпринимательства. Учебник для вузов. /Под ред. В. Я. Горфинкеля.-М.:Финансы, Юнити, 1997.-439с.
  34. X. Время как фактор стратегии конкуренции. //Проблемы теории и практики управления.-1995.-№ 3 .-с. 104−109.
  35. Ю. Как сохранить промышленность. //Эксперт.-1999.-№ 33.- с. 12.
  36. Ф. Укрепление конкурентоспособности малых и средних предприятий на международных рынках. //Проблемы теории и практики управления.-1997 .-№ 5 .-с. 86.
  37. И.В. и др. Конкурентоспособная стратегия фирмы. //Вопросы экономики. -1998. -№ 9. -с. 87−104.
  38. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001 г. 0 273 с.
  39. В.И. О постановлении Правительства РФ от 06.07 01 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки»: Налоговый вестник, 2001 г. № 11
  40. В.Г. Механизм конкуренции предпринимателей. Проблемная лекция. -М.:Издательский центр ГАУ, 1997.-48с.
  41. Меры и программы по поддержке конкурентоспособности национальных производителей в США и Канаде. //Внешняя торговля,-1996.-№ 5.-с. 10−13.
  42. М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. 3-е изд. М.:Дело, 1977.-548с.
  43. С.А. Условия хозяйствования нужно изменить в пользу товаропроизводителя.//Экономист.-1996 .-№ 6.-с.53−56.
  44. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент. /Под. ред. В. М. Власовой.-М.: Финансы и статистика.-1996.-496с.
  45. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. //Машиностроитель.-1997.-№ 3.-с. 5−10.
  46. М.Д. Правовое обеспечение конкурентоспособности машинотехнической продукции. //Машиностроитель.-1998.-№ 9.-с.8−12.
  47. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. Пер. с англ./Под ред. В. Д. Щетинина.-М.: Международные отношения, 1993.-896с.
  48. Раисе Михаэль. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций. //Проблемы теории и практики управления, — 1997.-X21.-c.92.
  49. А. Бремя неэффективности. //Эксперт.-1999.-№ 8.-с.8.
  50. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции/Пер, с англ.-М.'Прогресс, 1986.-472 с.
  51. Н. Общая характеристика конкуренции и монополии в российской экономике./Вопросы статистики.- 1998.-№ 5.-с.25−31.
  52. Рудольф Грюниг, Франк Хекнер, Аня Цойс. Методы идентификации стратегических факторов успеха. //Проблемы теории и практики управления.-1996.-№ 6.-с. 84.
  53. Т.Г., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность продукции и ее обеспечение в системе «Предпринимательское дело». //Машиностроитель. -1994.-№ 5−6.-с.22−24.
  54. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки). //Экономист.-199б.~№ 2.-с.9−18.
  55. А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках. //Вести. Моск. ун-та.Сер.6. Экономика.- 1996.-№ 5.-с.З-18.
  56. В .И., Вольдер Б. С. Повышение конкурентоспособности продукции.//Машиностроитель. -1998.-№ 3.-с.32−3 7.
  57. Справочник директора предприятия/Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.-704с.
  58. В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегии в области качества. //Машиностроитель .-1998. -№ 2. -с. 6−12.
  59. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.М.: ЮНИТИ.-1998.-576с.
  60. К.Ю. Правовая поддержка конкуренции в России. //Государство и право.-1997."№ 12.-с.37−42.
  61. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха. //Проблемы теории и практики управления.-1995.-№ 6.-с.Ю2.
  62. Р. Инновационный менеджмент //учебник, 4-е изд. СПб: Питер, 2003 г-400с
  63. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: маркетинг, менеджмент. М.: Издательский киноторговый центр «Маркетинг», 2002 г. 892 с.
  64. Хэдрих Гюнтер, Йеннер Томас. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров. /Проблемы теории и практики управления. -1997.-№ 1.-е. 110.
  65. П1варц Г. «Мягкие» составляющие конкурентоспособности. //Проблемы теории и практики управления.-l 995.-№ 4.-с.96−99.
  66. Г. Основы и проблемы экономики предприятия, /под ред. проф. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.-512с.
  67. Экономика предприятия./Под ред.В. М. Семенова.-М.: АОЗТ «Центр экономикм и маркетинга», 1996.-176с.
  68. А. Теория конкуренции: прикладные аспекты.//МЭиМО.-1997.-№ 6.С.41−53.
  69. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-прак. пособие/Ассоциация авторов и издателей «Тандем».-М.: Изд-во «Акалис», 1996.-27.
Заполнить форму текущей работой