Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование экономической политики местного самоуправления за счет эффективного использования земельных и имущественных ресурсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стимулом для инвестиций организаций в новое оборудование становится тот факт, что налог охватывает только недвижимое имущество, в то время как в базу налога на имущество организаций включается также и цена активной части основных фондов. Рационального применения потребует недвижимость, имеющая высокую цену, так как увеличивается налог. Узаконенная государством оценка зданий и земли по их рыночной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 14 УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
    • 1. 1. Теория ренты и возможности ее применения в прак- 14 тике налогообложения земли
    • 1. 2. Зарубежный опыт налогообложения и ведения када- 20 стра земли
    • 1. 3. История кадастровой оценки в России
    • 1. 4. История и практика налогообложения имущества в 40 России
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ В СОВРЕМЕН- 45 НОЙ РОССИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
    • 2. 1. Анализ налоговых поступлений в доходную часть 45 бюджетов разных уровней
    • 2. 2. Современное состояние и проблемы исчисления и уп- 53 латы земельного налога
    • 2. 3. Современное состояние и проблемы налогообложения 72 имущества организаций
    • 2. 4. Совершенствование арендной платы за пользование 82 государственными и муниципальными землями
  • ГЛАВА 3. ПЕРЕХОД ОТ ПОИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГА К НА- 92 ЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ — КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • 3. 1. Модель налогообложения недвижимости на основе 92 анализа зарубежного опыта
    • 3. 2. Анализ Закона о проведении эксперимента по налого- 102 обложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери
    • 3. 3. Обоснование основных положений проекта Закона 120 налога на недвижимость

Совершенствование экономической политики местного самоуправления за счет эффективного использования земельных и имущественных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования заключается в совершенствовании экономической политики местного самоуправления за счет увеличения доходной части местных бюджетов и эффективного использования земельных и имущественных ресурсов.

В рамках проводимых экономических реформ приоритетной управленческой задачей местного самоуправления является решение задач по вовлечению земельных и имущественных ресурсов в экономический оборот и их рациональное использование. От того, насколько эффективно будут решены вопросы местного значения и реализованы отдельные государственные полномочия, призваиные обеспечить самодостаточность развития территории, будет в целом зависеть успех экономических реформ.

Экономическую основу местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составляют средства местных бюджетов, находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований.

Существующая система бюджетного финансирования имеет массу недостатков и не в полной мере отвечает задачам общеэкономического характера, а именно затрудняет и не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов организаций.

Проводимая в стране реформа местного самоуправления является частью системы экономических преобразований, общепризнанным институтом и одним из базисов государства. Проделана огромная работа в области реформы экономики местного самоуправления, но актуальность данной тематики остается высокой. Для того чтобы выйти на следующий уровень развития реформы, перейти к более осмысленному его этапу, необходимо решить проблемы по организационно-экономическому совершенствованию местного • самоуправления.

Рассматривая местное самоуправление с позиций экономической теории, можно сказать, что самоуправление эффективно только в том случае, если оно опирается на солидную финансово-экономическую основу.

Для этих целей необходимо решить проблему оптимизации баланса между полномочиями и ресурсами, которые находятся в распоряжении местной власти, проблему реализации отношений собственности, земельно-имущественных отношений, оптимизации экономической политики доходов и расходов.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение динамики развития экономики муниципальных образований, формирование оптимальной доходной части местных бюджетов, позволяющих иметь достаточные ресурсы для обеспечения комплексного подъема экономики местного самоуправления и повышение эффективности их расходов. Отсутствие у большинства муниципальных образований достаточной доходной базы обуславливает неустойчивое финансовое положение. Одним из условий стабильного экономического развития муниципалитетов является достижение сбалансированности между доходами и расходами местных бюджетов.

Для этого, по нашему мнению, необходимо решить три основные задачи: обеспечить расширение перечня местных налогов, дополнительные гарантированные отчисления в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и оптимизацию расходной части местных бюджетов.

Решение этих задач станет значительным шагом к финансовой самостоятельности местного самоуправления, долговременной стабильности местных бюджетов.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также включает финансовую помощь в различных формах.

К собственным доходам относятся местные налоги и сборы.

Закрепленные Бюджетным кодексом Российской Федерации собственные доходы до сих пор составляют незначительную долю доходной части местных бюджетов. Подсчитано, что в местные бюджеты в нашей стране поступает всего 1,1% всей массы налоговых доходов государства. А должно быть, как свидетельствует мировая практика, в десять, а то и в 20 раз больше. По мнению экспертов, чтобы сельский муниципалитет мог не только выжить, но и уверенно нести тяжелый груз каждодневных сельских проблем, следует довести этот показатель до 35%. Сейчас, как известно, большинство доходов от основных налогов идет в федеральный и региональные бюджеты.

Для достижения независимого и устойчивого развития бюджетов органов местного самоуправления, обеспечивающих сбалансированность их доходов и расходов, при активном изыскании внутренних ресурсов повышения бюджетной обеспеченности, необходимо разработать порядок, механизм и условия предоставления достаточной финансовой помощи на реализацию переданных на их уровень расходных полномочий.

Для полной реализации полномочий местного самоуправления необходимо рассмотреть возможность закрепления за местными бюджетами более широкого круга налоговых источников доходов. Первым шагом здесь может быть модернизация земельного налога. Вторым шагом — должен быть расширен перечень местных налогов, и как обязательное — налог на недвижимость. Можно осуществить перевод региональных налогов в категорию соответствующих местных налогов. Органы местного самоуправления также должны получить право на предоставление скидок и льгот в рамках получаемых ими фискальных отчислений, стимулирующих развитие местного предпринимательства и учитывающих социальный статус налогоплательщика. Это дает возможность усилить финансовое воздействие на совершенствование социально-экономического развития данной территории и значительно повысить экономическую самостоятельность муниципальных образований.

Во всем мире поимущественные налоги составляют важнейшее звено налоговой системы, чего, к сожалению, нельзя сказать о России. Основной причиной такого положения является нерыночный характер действующего в стране налогообложения земли и имущества. Существующие в России налоги на имущество организаций и физических лиц и земельный налог не отражают реалий рыночной экономики. В этих налогах не учитываются значительные различия в характере использования имущества организаций, например, между производственным оборудованием, которое может перемещаться, т. е. является движимым, и недвижимыми зданиями, сооружениями, строениями, функционирующими неотрывно от участка земли, где они построены. Применяемые поимущественные налоги не способствуют повышению инвестиционной активности организаций, особенно в связи с ростом абсолютной величины налога на имущество после установки нового оборудования. Недостаточно учитывается и территориальное расположение недвижимости, насыщенность земли подземным оборудованием и другие ее качественные характеристики.

При определении налоговой базы для каждого из трех поимущественных налогов используется своя методика. Кроме того, налоговые поступления не пополняют муниципальные бюджеты в той мере, в какой это требуется.

Попытки перехода к налогу на недвижимость в связи с недостатками сложившейся системы поимущественного налогообложения предпринимались неоднократно. Но только сейчас эта проблема сдвинулась с места. Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам заявил: «В 2010 году будут созданы условия для введения местного налога на недвижимость. Он должен заменить действующий сейчас земельный налог и налог на имущество». Далее Премьер отметил, что «Особенное внимание нужно уделить совершенствованию налогового администрирования. Фискальная система должна становиться все более прозрачной, не обременительной и комфортной для налогоплательщика — как для предприятий, так и для физических лиц. Нужно избавляться от разного рода лишних бумаг, справок, громоздких деклараций».

Введение

консолидированного налога на недвижимость на основе рыночной стоимости объектов недвижимости должно способствовать:

• обновлению производственной базы и внедрению новых технологий,.

• развитию территорий,.

• стимулированию эффективного использования земель и других объектов недвижимости. Новый налог будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости недвижимости. Поэтому наиболее уязвимыми к нему окажутся промышленные предприятия, фабрики, заводы, НИИ, находящиеся в центральных или «элитных» районах городов. Поскольку такие предприятия обладают, как правило, значительными площадями, а используют их не всегда эффективно,.

• постепенному вытеснять с наиболее привлекательных для развития экономики городских земель землепользователей, не способных реализовать доходный потенциал объектов недвижимости.

Еще одним доводом в пользу консолидированного налога на недвижимость является необходимость социализации налогов, которая должна обеспечить более справедливое их начисление и взимание с реальной стоимости объектов недвижимости и с учетом социально-экономических ограничений (в частности, платежеспособности населения).

Объединение платы за землю и налогов на имущество, предлагаемое в качестве основополагающего принципа реформы налогообложения недвижимости, позволит существенно сократить расходы на администрирование налога и с помощью методов оценки рыночной стоимости всей недвижимости в совокупности (земли и строений) устанавливать такое налоговое бремя, которое сделает невыгодным неэффективное использование объектов недвижимости.

Наблюдаются низкая собираемость имущественных налогов и проблемы их администрирования (использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, по налогу на имущество организаций — остаточную балансовую стоимость, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).

Проблема оценки недвижимости является наибольшей сложностью, которая существует в настоящий момент и препятствует введению налога на недвижимость. Создание кадастра недвижимости является одним из первых этапов проведения реформы налогообложения недвижимости.

Все это свидетельствует об актуальности разрабатываемой темы.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты теории налогов детально представлены в работах зарубежных ученых-экономистов: Д. Кейн-са, У. Пети, А. Смита, Д. Рикардо.

В современной отечественной литературе теория налогов и налогообложения, совершенствования налогового механизма отражена в трудах A.B. Брызгалина, JI.A. Дробозиной, Н. В. Милякова, С. Г. Пепеляева, Д. Г. Черника.

Проблемам формирования и введения налога на недвижимость в Российской Федерации, а также развития современной системы поимущественного обложения посвятили свои работы такие отечественные ученые как С. Ю. Алехин, М. Ю. Березин, И. К. Выскребенцев, В. А. Горемыкина, И.А. Гу-нин, H.A. Калинина, В. А. Кашин, В. В. Курочкин, Г. Н. Присягин, С. С. Савельев, Е. В. Михин, С. Н. Рагимов, И. А. Рахманова, А. Б. Паскачев, Е.И. Тара-севич, З. Г. Усова, В. Д. Штундюк.

Теория финансового, налогового контроля и отдельных вопросов налогообложения получила освещение в работах C.B. Барулина, Е. В. Паныииной, JI.B. Перекрестовой, Г. Я. Чухниной.

Проблемы теории и практики оценки имущества по рыночной стоимости в России исследовались в работах М. П. Астафьевой, C.B. Грибовского, А. Г. Грязновой, В. В. Григорьева, О. П. Кузнецовой, Г. В. Попова и др.

Однако большинство современных научных трудов посвящено в основном частным проблемам налоговых платежей за отдельные объекты имущества, а также критике действующей системы поимущественного налогообложения.

Недостаточно разработана теоретическая и методологическая основы имущественного налогообложения. В экономической литературе отсутствует единство в вопросе отнесения тех или иных объектов к недвижимому имуществу, нет четких критериев, на основе которых возможно определить, какие виды имущества должны относиться к объектам имущественного налогообложения, а также не определен состав платежей, которые можно отнести к имущественному налогообложению.

Проблема диссертационного исследования, обусловленная совершенствованием организационно-экономической политики местного самоуправления, заключается в необходимости замены налогов на имущество и землю консолидированным налогом на недвижимость на основе рыночной стоимости с целью наполнения местных бюджетов, в пользу которых будут зачисляться налоги на недвижимость.

Цель и задачи исследования

В связи с изложенным целью настоящей работы является уточнение теоретических основ и обоснование практических предложений по формированию доходной части местного бюджета за счет ее пополнения местным налогом на недвижимость, рассчитываемым на основе рыночной оценки объектов недвижимости, отходе от поимущественного налогообложения.

Для решения поставленной в диссертационной работе цели потребовалось решение следующих логически связанных задач:

• обобщить исторический опыт и провести анализ становления и развития налогообложения земли в России.

• изучить зарубежный опыт налогообложения недвижимости для оценки возможности его применения в современной России;

• раскрыть значение и возможности кадастра как информационного источника рынка недвижимости;

• проанализировать действующую систему поимущественного налогообложения;

• изучить основные элементы налогообложения, способы, сроки и порядок уплаты земельного налога;

• проанализировать и оценить позитивные и негативные результаты эксперимента по введению налога на недвижимость в гг. Великий Новгород и Тверь;

• рассмотреть перспективы развития налога на недвижимость в Российской Федерации;

• обосновать основные элементы проекта Закона налога на недвижимость;

• разработать предложения по разработке проекта Закона налога на недвижимость организаций.

Объектом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования налога на недвижимость, направленные на увеличение доходной части муниципального бюджета, и способствующие эффективному функционированию органов местного самоуправления.

В качестве предмета исследования определена финансовая деятельность местных органов власти, осуществляющих управление на вверенных им территориях за счет эффективного использования налоговых доходов местных бюджетов, в том числе налога на недвижимость. А также в виде неналоговых доходов в местный бюджет за счет эффективного использования земельных и имущественных ресурсов.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области налогообложения в России и зарубежных странах, налогов на имущество, землю и другие виды недвижимости, управления финансами, массовой оценки недвижимости.

Исследование основано на диалектической теории научного познания, единстве логического анализа и исторического развития. В работе применены системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономические и социологические измерения, дисконтирование, аналитический инструментарий финансового и налогового менеджмента, статистический анализ. Применение различных методов научного исследования направлено на обеспечение достоверности результатов диссертации, адекватности разработанных предложений и аргументированности сделанных выводов.

Информационная база исследования состоит из научных, методических, учебных изданий отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых, статистических, информационных, аналитических, справочных источников, материалов текущей и периодической печати, отчетных данных ООО «Центр Анализа Рынков Недвижимости» по проведению эксперимента в гг. Великий Новгород и Тверь.

Научной новизной является исследование в теоретико-прикладном аспекте некоторых направлений экономической политики доходов местного самоуправления, обосновании основных элементов налога на недвижимость, проблемы их исчисления и уплаты, перехода от земельного налога к налогообложению недвижимости и построения на ее основе предложений с учетом особенностей экономической ситуации в России на данном этапе ее развития. А так же предложения к разработке проекта Закона о налоге на недвижимость организаций.

Научная новизна проведенного исследования характеризуется следующими научными результатами:

— разработаны предложения по переходу от действующей системы поимущественного налогообложения и переходу к налогу на недвижимость, а именно: законодательное закрепление налога на недвижимость как местного налогаизменение политики распределения налогового бремени между различными субъектами налогообложенияиспользование упрощенных механизмов при оценке рыночной стоимости недвижимости;

— разработаны модель и концептуальные положения налогообложения недвижимости в Российской Федерации, основанные на следующих принципах: простота и прозрачность системы налогообложения недвижимостиопределение базы налога в зависимости от стоимости земли и зданий как единого целогосправедливость распределения налогового бременипонятная система налоговых льгот и стимулов;

— выявлены следующие преимущества налога на недвижимость по сравнению с действующей системой налогов на землю и имущество: возможность обеспечения местных бюджетов стабильными налоговыми поступлениямиперенос налогового бремени с активной части основных фондов на пассивнуюразвитие инвестиционных процессовэффективное использовании земельных и имущественных ресурсовобеспечение принципа справедливости, повышение собираемости налогов.

— оценены результаты проведения эксперимента по введению налога на недвижимость в гг. Великий Новгород и Тверь, в частности: недостаточно быстрое осуществление экспериментафинансовые потери при введении налога, трудности с его администрированиемотсутствие реформы арендных платежейограниченность масштабов эксперимента только двумя городаминевозможность обеспечения стабильных межбюджетных отношений;

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке авторских предложений для оценки налоговой базы по налогу на недвижимость на основе ее рыночной стоимости с использованием метода массовой оценки, выявлению преимущества налога на недвижимость и перспективы его развития в Российской Федерации и подготовки проекта Закона налога на недвижимость организаций.

Научные идеи, теоретические положения и выводы, составляющие научную новизну исследования, воплощены автором в конкретных предложениях по рационализации имущественного налогообложения при переходе к взиманию налога на недвижимость по его рыночной стоимости, которые могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для разработки нормативно-правовых актов, регулирующих введение налога на недвижимость и обеспечение его эффективного функционирования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и были изложены на научно-практической конференции «Современные вопросы интеграции науки, образования и бизнеса».

Разработанные в диссертационном исследовании предложения по совершенствованию экономической политики местного самоуправления нашли применение при рассмотрении Институтом проблем рынка РАН вопросов, затрагивающих интересы муниципальных образований и сферу деятельности органов местного самоуправления.

По теме диссертационного исследования опубликовано 4 научных работы общим объемом 2,8 п.л. (в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ 1 работа).

Структура диссертации. Логика исследования определяет структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 161 источник. Диссертация содержит 173 страницы текста, в том числе 17 таблиц, 4 схемы и 1 приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании раскрыты основные направления реформы налогообложения недвижимости. Вскрыты недостатки существующей системы налогообложения земли и имущества организаций. Предложена замена этих налогов на единый консолидированный налог на недвижимость, главной целью которого является пополнение местных бюджетов муниципалитетов. Разработаны модель и концептуальные положения налогообложения недвижимости в Российской Федерации. Это наиболее актуально в условиях кризиса, когда ситуация с доходами местных бюджетов обостряется. В связи с этим Председатель Правительства РФ В. В. Путин определил срок, а именно 2010 год, когда в России будут созданы условия введения единого налога на недвижимость, который объединит земельный и имущественный налоги.

Преимущества налога на недвижимость заключаются в следующем: а) стимулирует развитие производства путем снижения налогового бремени на активную часть основных фондов.

Переход от налога на имущество предприятий к налогу на недвижимость, освобождение активной части основных фондов от налогообложения (в первую очередь, машин и оборудования) стимулирует инвестирование с целью модернизации производства. б) стимулирует эффективное использование ресурсов, в первую очередь, городских земель.

Налогообложение недвижимого имущества на основе рыночной стоимости является средством повышения эффективности использования ресурсов, прежде всего городских земель. Заставив оплачивать земли в зависимости от качества и местоположения, местные органы власти обратят внимание землепользователей на необходимость соизмерять использование земель со спросом и потребностями рынка. в) позволяет установить стабильные платежи за землю, обеспечить предсказуемость и прозрачность землепользования.

Механизм изменения ставок платы за землю решениями федеральной власти не позволяет достоверно прогнозировать будущие расходы и рассчитывать эффективность инвестиционных проектов. Ставка налога на недвижимость составляет определенный процент. г) создание более устойчивого и надежного источника доходов местных органов власти для финансирования городского развития.

Замена имущественных налогов и платежей за землю консолидированным налогом на недвижимость, который будет направляться в местные бюджеты, является важнейшим инструментом укрепления местных бюджетов. д) представляет обществу точную информацию о рыночной стоимости и информацию об объектах недвижимости.

Налог на недвижимость — средство сделать рынок недвижимости более общественно понятным, путем создания базы информации об объектах, их учета и упорядоченного описания объектов недвижимости. Создание всеобъемлющего реестра недвижимости не под силу отдельным участникам рынка недвижимости или их объединениям, это задача органов государственной власти. е) обеспечит более справедливое распределение налогового бремени.

Ставка налога единая для всех видов недвижимости, налогооблагаемая стоимость у всех владельцев различная.

Повысит уровень собираемости налогов, поскольку налогооблагаемая недвижимость носит материальный и очевидный характер.

Недвижимость сложнее укрыть от налогообложения в отличие от прибыли и доходов. В результате введения такого налога может сократиться недоимка.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1 .Впервые Правительством Российской Федерации было принято решение апробировать на конкретном регионе один из этапов налоговой реформы, а именно изменение существующей системы налогообложения недвижимости.

2. Эксперимент показал, что введению налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа, и начинать, для ее следует с принятия соответствующего Федерального закона.

3.Модель налогообложения недвижимости, принятая в Великом Новгороде, работоспособна. Ее можно использовать как базу для решения следующих вопросов:

• технологии массового учета и оценки;

• формирования системы баз данных и управления недвижимостью;

• работы с налогоплательщиками (разъяснения по учету, оценке, налогообложению) и анализа последствий в рамках подготовки кадров муниципальных и государственных служащих.

В исследовании даны предложения по результатам проведенного эксперимента:

1. Для введения налога на недвижимость необходимо создать налоговый кадастр объектов недвижимости, в котором должна содержаться информация об этих объектах, достаточная для оценки налоговой базы на основе реальных рыночных цен, а также о их правовом статусе и необходимых характеристиках налогоплательщиков.

2. Обеспечить ответственность за создание кадастра объектов недвижимости.

Государственный учет земельных участков и объектов капитального строительства, а также их оценка для целей налогообложения должны быть закреплены в составе функций одного ведомства, так как дробление функций учета и отделение от него оценки для целей налогообложения ведут к дублированию действий, непродуктивному расходованию средств, расходованию времени и материально-технических ресурсов заинтересованными сторонами при осуществлении практически одинаковых действий (создание реестра имущества, оценка для целей управления и т. п.).

Определить минимально необходимый перечень характеристик, обязательных при технической инвентаризации для целей государственного учета, обеспечивающий проведение массовой оценки для целей налогообложения в рамках единой, принятой на федеральном уровне методологии оценки.

В определенной мере эта проблема уже решена принятием Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости».

3. Решить проблему ведомственной разобщенности, трудности во взаимодействии органов, осуществляющих кадастровый и технический учет недвижимого имущества, регистрацию прав собственности и налогоплательщиков.

В связи с тем, что регистрация прав относится к компетенции субъектов Российской Федерации, только на государственном уровне может быть обеспечено взаимодействие органов учета и регистрации прав. Органы местного самоуправления не могут обеспечить подготовку к введению налога на недвижимость без соответствующей поддержки субъектов Российской Федерации и методологического руководства на федеральном уровне.

Данная проблема частично разрешена объединением трех ведомств: Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федерального Агентства геодезии и картографии в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847, на которую и возложена организация единой системы кадастра учета недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Иными словами, обеспечение ответственности за создание кадастра объектов недвижимости.

4. Переход на новый налог необходимо осуществлять поэтапно.

В связи с тем, что налоговая база по действующим налогам на имущество и землю существенно отличается от рыночной стоимости объектов недвижимости, а налоговое бремя дифференцировано по видам деятельности и видам плательщиков (юридическое или физическое лицо), единовременная замена действующих налогов новым налогом на недвижимость повлечет резкие изменения налогового бремени по категориям плательщиков.

При этом налоговые обязательства возрастут для предприятий промышленности и строительства, имеющих в составе высокую долю недвижимости и занимающих обширные или выгодно расположенные земельные участки, и сократятся для лиц, занимающихся непроизводственной деятельностью, работающих на арендуемых площадях.

Введение

нового налога для всех категорий могло бы привести к отказу от оплаты непродуктивных площадей, росту предложения и снижению цен на недвижимость и снижению доходов в бюджет.

Во избежание нежелательных последствий такого резкого перехода было предложено осуществлять замену действующих налогов налогом на недвижимость постепенно, определив на переходный период возможность включения в эксперимент налогоплательщиков по категориям.

5. Ускорить принятие главы Налогового кодекса «Налог на недвижимость». Основной экономический эффект предполагается получить в более долгосрочной перспективе. Эффективным инструментом налог на недвижимость становится по мере расширения класса собственников и роста их экономической активности.

Одно из важных преимуществ налога на недвижимость заключается в точном определение недвижимости как объекта налога. В исследовании обосновано положение о том, что для налога на недвижимость должна разрабатываться ставка, которая является единой для всех видов недвижимости, но может дифференцироваться по характеру использования недвижимости или другим признакам.

Налог на недвижимость должен применяться на основе рыночной цены имущества. Это дает возможность избавиться от тех недостатков, которые несет в себе инвентаризационная стоимость, и обеспечить реализацию принципа справедливого распределения налогового бремени. Ставка налога на недвижимость рассчитывается на основании ее рыночной цены, выступающей оценкой недвижимости. В ней выделяется облагаемая цена недвижимого имущества — объекта налога. Кроме того, исчисленный на основе рыночной цены налог служит стимулом для более рационального и эффективного использования ресурсов.

Налог на недвижимость, база которого построена на рыночной оценке, создает возможности для выполнения основных функций налога и создания эффективного механизма поступления налоговых платежей в местный бюджет.

Стимулом для инвестиций организаций в новое оборудование становится тот факт, что налог охватывает только недвижимое имущество, в то время как в базу налога на имущество организаций включается также и цена активной части основных фондов. Рационального применения потребует недвижимость, имеющая высокую цену, так как увеличивается налог. Узаконенная государством оценка зданий и земли по их рыночной цене будет способствовать улучшению городской застройки, справедливому распределению налогового бремени, а значит взиманию большей суммы налога за ценную и выгодно расположенную недвижимость и соответственно повышать поступления в муниципальные бюджеты.

Важным обстоятельством при применении налога на недвижимость является то, что он предполагает значительные права местного самоуправления на дифференциацию размера платы за землю на территории муниципалитета, возможности по проведению соответствующей для местных условий политики землепользования, которые в настоящее время значительно ограничены. Налог на недвижимость привлекателен для органов местного самоуправления, поскольку он позволяет укреплять финансовую базу местных бюджетов и благодаря этому решать задачи развития города. Закрепление значительного доходного источника финансовых ресурсов за местным бюджетом, связанным с воспроизводством и развитием муниципальной недвижимости, позволит постепенно выделить задачи комплексного управления городским имуществом в число приоритетных направлений деятельности муниципалитетов. Это неизбежно повлечет за собой повышение общей доходности городских бюджетов путем целенаправленного вовлечения в экономический оборот города значительных объемов муниципального имущества. Налог на недвижимость на основе рыночной оценки становится также и механизмом, заставляющим предпринимателей выполнять планы застройки территории, более интенсивно использовать свои земельные ресурсы и соответственно получать больше доходов. Налог на недвижимость рассмотрен в диссертации как независимый источник доходов в городской бюджет в условиях рыночной экономики. Объединение поимущественных налогов в единый налог на недвижимость способствует и упрощению их администрирования.

Настоящее исследование может использоваться при подготовке проекта Закона налога на недвижимость. В рамках этого общего Закона автором представлены предложения по разработке законопроекта налога на недвижимость организаций, данный в Приложении к диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Гражданский кодекс РФ, часть 1 ред. от 21.03.2002 г. СПС «Гарант», ноябрь 2002 г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2000 года.
  4. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 года «О налоге на имущество предприятий"//Справочно-правовая система «Консультант Плюс», архив.
  5. Закон от 27−12−91г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в редакции от 27 декабря 2001 года).
  6. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
  7. Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Федеральный Закон от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ. РГ, 21.07.1998 г.
  8. Федеральный закон от 9 августа 1994 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю».
  9. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  10. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».
  11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  12. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
  13. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».20. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Федеральный Закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ. РГ, 27.07.2002 г.
  14. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
  15. Федеральный Закон от 14 декабря 2001 г. № 163-Ф3 «Об индексации ставок земельного налога».
  16. Федеральный закон от 20.07.97 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери», «Российская газета», № 141, 24.07.97.
  17. Решение Новгородской городской Думы от 25.01.2001 «О ходе проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде».
  18. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
  20. Указ Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». СЗ РФ, 2000, № 21 ст. 2168.
  21. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. СЗ РФ, № 1 (ч.1), ст. 1, 7.01.2002 г.
  22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2001 год «Не будет ни революций, ни контрреволюций». -М., 2001.
  23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год. М., 2005.
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра».
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Форм свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  27. Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 г. № 319. «О порядке определения нормативной цены земли». СЗ РФ от 31.03.1997 г., № 13, ст. 1539.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель».
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 2002 годы».
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра».
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (с изменениями от 14, 19 марта 2005 г.).
  33. г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге».
  34. Закон Московской области «О плате за землю в Московской области» от 16.06.1995 г. (в ред. от 21.02.2001 г.).
  35. Закон Московской области от 13.12.2001 г. № 217/2001−03 «О цене земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Московской области».
  36. Закон Московской области «О недрах и недропользовании в Московской области» устанавливает основные права и обязанности пользователей недр, связанные с использованием земельных участков от 1999 г.
  37. Закон Курганской области «О земле» от 4 марта 1998 г. № 103.
  38. Постановление правительства Москвы от 24 мая 2005 г. № 356-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год».
  39. Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра».50. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (глава 40 «Налог на недвижимость») — проект.
  40. Положение о Федеральной службе земельного кадастра России. Утв. постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 22. РГ, 24.01.2001 г.
  41. Аналитическая записка «Поступление и эффективность использования средств земельного налога"// Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 1999. № 6.
  42. Аналитическая записка «Поступление и эффективность использования средств земельного налога"// Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2006. № 2.
  43. Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 186.
  44. История социалистической экономики СССР//Под ред. Виноградова В., Воробьева Ю., Гладкова И. М.: Наука, 1976. Т. 5. С. 506−509, 644.
  45. Материалы совместного совещания ЕЭК ООН и Федеральной службы земельного кадастра России по вопросу «Обзор управления земельными ресурсами в Российской Федерации». Москва, 6 февраля 2004 г.
  46. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации с 2001 по 2007 гг.
  47. Сборник сведений о состоянии и использовании земель в федеральных округах Российской Федерации в 2006 году. М., 2003.
  48. М.Ю. Налогообложение недвижимости в Российской Федерации/ Дис. канд. эконом, наук. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. М., 2003.
  49. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 76
  50. М.Р., Мамбеталиев Н. Т., Тютюрюков H.H. Налоги и налогообложение в СНГ. М., 2004.
  51. С. А. «Земельное право»: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001.- 400 с.
  52. В.И. «Налогообложение недвижимости», «Российский Статистический Ежегодник -2000" — Российская Экономическая Академия, Москва, 1999 г.
  53. Н.И. Платное землепользование в г. Москве: проблемы и перспективы // Земельный вестник России. 2002. № 1.
  54. М.Н. Системная концепция ценности и управления природными ресурсами// Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2004. № 4.
  55. Д. Основы мирового налогового кодекса// Финансы. 1996. № 8−9.
  56. H.H. Земельное право: Вопросы и ответы.-4-е изд. Перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2002.-е. 192.
  57. Е.А., Земельная собственность и проблемы ренты, Истор.-теор. очерки, Изд-во ЛГУ, 1989 г.
  58. С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб., 1912.
  59. С.Н., Бородай В. А. Земельные отношения и землеустройство в Шотландии// Земельный вестник России. 2003. № 4.
  60. Волков Геннадий, Осипов Георгий «Новый Земельный кодекс революции не совершит» Газета «Известия» Интернет-биржа «Зерно Он-Лайн» www.zol.ru 20.04.2003.
  61. Р.Г., Голубева Н. В. «О некоторых вопросах введения налога на недвижимость», «Бухгалтерский учет», приложение к журналу «Бухгалтерский учет», № 23 2000г.
  62. Р.Г., Литвинцева A.A. Земельные платежи в бюджетной системе Российской Федерации и повышение их роли// Земельный вестник России.2003. № 2.
  63. С.А. Роль земельного кадастра в системе управления земельными ресурсами// Земельный вестник России. 2003. № 4.
  64. М.А. Некоторые вопросы применения земельного и гражданского законодательства// Законодательство и экономика. 2005. № 4.
  65. Н.В. Земельный налог// Законодательство и экономика.2004. № 9,10.
  66. Н., Козлова С., Лазуренко С. Развитие земельно-имущественных отношений в городе// Вопросы экономики. 2005. № 2.
  67. Д., к.э.н. электронная версия статьи «На переднем рубеже земельной реформы в России», журнал «Налогообложение».^ 12, 2002 г.
  68. Дей Ф. Что мешает земельной ренте стать основой формирования доходов общества на Западе? // ЭКО. 1994. № 3. С.152−153.
  69. Г. Прогресс и бедность. М., 1992.
  70. А., Иванова И. Почему надо оценивать землю: некоторые вопросы методологии оценки земли// Вестник оценки. 2004. № 2.
  71. В.Д. Виды налогообложения недвижимости в Германии. //Оценка и налогообложение земельной недвижимости, ипотечные кредиты, банки. М., LARIS, 2002. С. 25.
  72. А., Чермак JL Арендные отношения в России. Политическая энциклопедия. Под ред. Л. З. Слонимского. СПб., 1906. Вып. 2. T.l. С.173−188.
  73. A.M., Дифференциальная рента в сельском хоз., М.: «Экономика», 1987 г.
  74. М.А. Налогообложение в системе государственного регулирования сельского хозяйства/ Дис. канд. эконом, наук. М., 2002.
  75. Загайтов И.Б., Законы земельной ренты в условиях интенсификации земледелия, Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1992 г.
  76. И.Б., Эффективность дополнительных вложений в земледелие и дифференциальная рента, М.: «Экономика», 1985 г.
  77. С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1904. — Allpravo.ru — 2005 г.
  78. В.И., Диф. рента и выравнивание экономических условий воспроизводства, «Экономика», 1990 г.
  79. В.И., Отношение собственности на природные ресурсы/ Под ред. А. П. Бычкова, Томский гос. ун-т, 1993 г.
  80. Н. А. Крестьянская вненадельная аренда. М.: Дерпть, 1892. Т.2.
  81. И. Успели принять, нельзя применять// Экономика и жизнь. 2004. № 51.
  82. Т. Земля реальный капитал// Московский предприниматель. 2002. Май.
  83. О. И. «Земельное право»: Учебник М.: Юрист, 2000.-624 с.
  84. A.M., Курс общей экономической теории, Краснодар, КГУ, 1997г.
  85. В.Ф., Рентные отношения и хозрасчет в сельском хозяйстве, М.: «Экономика», 1990 г.
  86. П.Ф. К проблеме оценки природных ресурсов и земли как составляющих национального богатства страны// Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2002. № 7−8.
  87. П.Ф. Проблемы земельных преобразований в России на рубеже 21 века// Правовое регулирование рынка недвижимости. 2000. № 2.
  88. Д.Д. Особенности развития земельных отношений в России в начале XX в.// Земельный вестник России. 2003. № 4.
  89. Львов Д.: Моисеев Н., Гребенников В. О концепции социально-экономического развития России // Экономика и математические методы. 1996. Т. 32, вып. З.С. 14.
  90. Д. С. К научному обоснованию экономических реформ в Рос-сии//Экономика и математические методы. 1995. Т.31,вып.3. С. 19.
  91. Ю.И., Прибыль и рентабельность, Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1987г.
  92. К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1975. Т.25, ч.2. С. 183.
  93. К. Капитал: Критика политической экономии. Политиздат 1998 т.Зкн.З Процесс капиталистического производства, взятый в целом, 4.1.
  94. Мусатов Владимир «Новый земельный кодекс Российской Федерации 9 тезисов «статья из журнала «Налогообложение», № 2, 2003 г.
  95. Р.Т. Некоторые вопросы совершенствования управления земельными ресурсами в Казани// Земельный вестник России. 2003. № 4.
  96. А.Л. Цена земли// Консультант. 2004. 19 октября.
  97. А.Л. Государственный земельный кадастр и государственная кадастровая оценка земель// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2001. № 2−3.
  98. Е.А. Разработка методологических основ оценки социально-экономической эффективности автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра/ Дис. канд. технич. наук. М., 2003.
  99. .С., Дюсенбеков З. Д. Проблемы перехода к платному землепользованию и развитие рынка земли в Республике Казахстан// Земельный вестник России. 2002. № 4.
  100. В.Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.
  101. В. Новый взгляд на землю// Московский бухгалтер. 2004. № 8.
  102. А.Ю. Финансово-бюджетные аспекты формирования бюджетной политики с учетом совершенствования земельных отношений// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 1.
  103. М. Кадастр всему голова// Бизнес — адвокат. 2003. № 24.
  104. В. Казахстан приближает свою налоговую систему к мировым стандартам// Налоговый вестник. 2002. № 10.
  105. Помелова Анастасия «Земельный кодекс Российской Федерации, что нового?" — сайт журнала «Недвижимость & Цены» DM-Realty.Ru.
  106. В.А. Основы экономической оценки городских земель// М.: Дело, 1998.
  107. Ю. Бизнес встанет на твердую почву. Россию ожидает законодательное обустройство земельного рынка// Российская газета. 2004. № 76.
  108. .М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций. М.: Филин, 1997.
  109. А. Разрешение споров в Шотландии/ Материалы курса «Роль, функции и структура служб по управлению земельными ресурсами в Шотландии». Эдинбург, 2003.
  110. В.И. «Земельное право России». Курс лекций. М.:Издательство «Щит-М», 2003г-297с.
  111. А.И. Плата за землю как финансовая основа местного самоуправления// Земельный вестник России. 2000. № 3.
  112. А.И. Реформирование структуры управления землепользованием в городах// Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.
  113. А.Э. Земельный налог в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1992.
  114. А.Э., Третьякова О. Г. Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве США// Земельный вестник России. 2003. № 4.
  115. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
  116. М.А. Капиталистический опыт: все ли нам известно?// Земельный вестник России. 2002. № 4.
  117. В.Г. Характеристика региональных и местных налогов Российской Федерации// Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 4.
  118. O.A. Актуальные вопросы оценки и налогообложения земли в современных условиях Российской Федерации// Земельный вестник России. 2000. № 1.
  119. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993. Кн. 1. С.272−273.
  120. A.B. Земельный налог отдадут местным властям// Консультант. 2004. 19 октября.
  121. JI. От налогов на имущество и землю к налогу на недвижимость// Совместное издание Госкомимущества Республики Татарстан и газеты «Время и деньги». 1999. № 3.
  122. Е.Г. Земельный вопрос в России. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 4.
  123. A.B., Вопросы аграрной теории, «Мысль», 1987г.
  124. Уде Кл. Задачи кадастровых, финансовых и юридических учреждений при транзакциях недвижимости. Оценка и налогообложение земельной недвижимости, ипотечные кредиты, банки. М., LARIS, 2002. С. 24.
  125. Е. Оформление прав на землю и определение земельных платежей// Саратовские вести. 2004. № 28.
  126. Ю.А., Коптев-Дворников В.Е., Камаев P.A. Актуальные проблемы управления земельным комплексом региона./ Недвижимость экономика управление. 2003. № 5.
  127. Н. Аренда городских земель// Национальная экономическая газета. 2002. № 19 (539).
  128. У.М., Любик Д. С. Основы мирового налогового кодекса/ Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университета / Предварительное издание. Виржиния. Такс Аналистс, 1993.
  129. A.C., Губайдуллин М. М. Проблемы землепользования городов и поселков в Узбекистане// Земельный вестник России. 2003. № 2.
  130. Н. Земля в наследство// Российская газета. 2004. 23 ноября.
  131. Н. Строительный бизнес готов платить// Российская газета. 2004. 25 мая.
  132. Н. Чиновник садится на землю// Российская газета. 2005. 27 сентября.
  133. Г. Основы оценки стоимости, методы определения стоимости, содержание и выполнение. Оценка и налогообложение земельной недвижимости, ипотечные кредиты, банки. LARIS, 2002. С. 14.
  134. Г. И. Аренда земли и арендная плата в России // Проблемы прогнозирования 1998 № 3.
  135. A.A. Налогообложение земли зарубежный опыт// Правоведение. 1998. № 3.
  136. A.A. Плата за землю: механизм правового регулирования// Финансовое право. 2003. № 4.
  137. Человек и земля: По материалам 1-й науч.- практ. конференции философов, ученых, специалистов АПК, «Мировоззрение и с.-х. практика», Полтава, 1991 г.
  138. Рента: Проблемы теории, измерения и функционирования в хозяйственном механизме социалистич. экономики, (Сб.тр./ ВНИИ систем. исслед., вып.12), 1990 г.
  139. Аграрно-экономические проблемы развитого социализма: Сб. науч. тр./Томский гос. ун-т., 1990 г.
  140. Inventory of Land Administration Systems in Europe and North America.- London: HMLR. 2001.
  141. Vicrey W. Simplification, Progress and a Level Playing Field/ Columbia Univ. Unpublished Manuscripts. 1995.
  142. L. «Italy»/ Comparative Tax Systems: Europe, Canada and Japan, ed. By J.A. Pechman, Arlington, Virginia: Tax Analysis. 1987.
  143. Land Registration and the Law. The Legal Basis for Land Registration in Scotland and Important Legislation Development. Edinburgh: RoS, 2003.
  144. Netzer R. Economics and Urban Problems/ London, 1970.
  145. Mattsson, Hans Aspects of Real Property Rights and its Alteration, (under publishing).
  146. Comparaison of the tax system of the United States, the United Kingdom, Germany, and Japan Schedules for a hearing before the Senate Common Finance on july 21. 1992.
Заполнить форму текущей работой