Повышение эффективности подготовки специалистов для строительного комплекса с использованием дистанционной системы обучения
С помощью дистанционных технологий представляется возможным сформировать систему непрерывного послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса без отрыва от производства и места жительства, существенно снизить стоимость обучения. Стоимость обучения дистанционным методом практически на 20% дешевле стоимости затрат на подготовку одного специалиста… Читать ещё >
Содержание
- 1. Характеристика и перспективы развития дистанционного образования
- 1. 1. Методические, организационные и технологические основы дистанционного образования
- 1. 2. Теоретические основы формирования механизма дистанционного образования в деятельности вузов в современных условиях
- 1. 3. Проблемы развития дистанционного образования в России и его специфика в строительном комплексе
- 2. Модель управления, организации и развития дистанционного образования
- 2. 1. Развитие организационной и материальной базы вуза
- 2. 2. Принципы координации учебной и научно-исследовательской деятельности
- 2. 3. Маркетинговые исследования и формирование спроса на систему дистанционного образования в строительном комплексе
- 3. Организационно-экономический механизм внедрения дистанционного образования в строительном комплексе
- 3. 1. Издержки образовательных услуг
- 3. 2. Финансово-экономические методы управления контингентом студентов
- 3. 3. Организационная деятельность вуза по формированию спроса на свою продукцию
- 3. 4. Экономическая эффективность дистанционной формы обучения
- Заключение
Повышение эффективности подготовки специалистов для строительного комплекса с использованием дистанционной системы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние шесть лет Россия претерпела коренные политические, экономические и социальные преобразования, которые затронули в разной степени все отрасли народного хозяйства, в том числе и высшее образование. Последнее нужно рассматривать не только как институт государства, но и как институт рыночной экономики, обеспечивающий эффективность экономического развития страны путем предоставления высококвалифицированных специалистов на рынок труда. В связи с переходом от административно — командной к рыночной системе появилась острая необходимость в пересмотре учебных программ вузов, в современной подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства, в частности и для строительного комплекса. Таким образом, изменение в структуре экономики страны потребовали иной профессиональной структуры трудового населения, иного контингента специалистов высшей квалификации. Соответственно изменилась и профессиональная структура спроса на выпускников высших учебных заведений на рынке труда, включая строительные вузы.
В ходе смены направлений подготовки новых специалистов для строительного комплекса возросли и требования к их профессиональному обучению, возник ряд новых проблем, с которыми столкнулись строительные вузы. Во-первых, из-за быстрого сокращения числа студентов на технических и некоторых других факультетах и вынужденного изменения структуры обучения, некоторые вузы, вводя обучение по новым специальностям, не сумели обеспечить учебный процесс соответствующими преподавателями, адекватными учебными инфраструктурами, специализированными библиотеками, учебными технологиями. Все это чревато снижением качества академического образования. Во-вторых, следствием торопливости и поспешности явилась проблема распыления и без того немногочисленных квалифицированных преподавателей, сделавшее массовым явлением совместительство одних и тех же людей во множестве вузов, что привело к снижению качества образования. В-третьих, до недавнего времени довольно масштабные технические направления подготовки насчитывают огромное число преподавателей, рабочие места которых оказались под угрозой сокращения из-за реорганизации направлений, а переориентация на другие виды деятельности сложна и может привести к потере интеллектуального потенциала страны. В-четвертых, существенно изменились социально-экономические условия обучения и работы для людей, получающих дополнительное образование, проходящих кадровую переподготовку, что сделало невозможным для многих обучающихся одновременное совмещение работы и учебы. В-пятых, с одной стороны, резко возросла потребность в высококвалифицированных кадрах для всех отраслей народного хозяйства, включая строительный комплекс, а с другой стороны существенно снизилась возможность бюджетного финансирования образовательных учреждений. В этой связи определилась необходимость поиска новых путей социально — экономического развития и функционирования вузов, разработки и практического применения новых образовательных технологий. В условиях современной России особое внимание со стороны государства должно уделяться этим новым направлениям, дающим возможность становления и нормального функционирования вузов.
На сегодняшний день для существенного изменения структуры набора студентов по отраслевым группам вузов у государства нет ни необходимых финансовых ресурсов, ни достаточного количества кадров преподавателей. Поэтому очевидно, что при использовании только традиционных форм подготовки специалистов потребуются многие годы для достижения определенного баланса между спросом рынка и возможностями государства и вузов удовлетворить этот спрос. Выходом, и возможно единственным, из этой ситуации является ориентация на новые формы и методы экономического хозяйствования, технологии в организации образовательного процесса. Новая образовательная технология в образовании это не только современные информационные и образовательные технологии, без которых не мыслим сегодня учебный процесс в вузах, но и принципиально новый подход в системе существования самих вузов, в предоставлении ими образовательных услуг. Вузы также имеют возможность влиять на экономику, так как выпускают будущих работников, и от того, как эти специалисты будут подготовлены, как смогут применить накопленные знания в своей работе, будет зависеть будущее страны. Проведенные исследования показали, что последовательный переход на использование вузами новых образовательных технологий в форме дистанционного обучения является объективной необходимой задачей совершенствования учебных процессов. Это определяется современными проблемами развития российской экономики и, в частности, строительного комплекса. Как показали проведенные исследования, система дистанционного образования широко распространена в развитых странах (США, Канада, Великобритания и др.). Преимущества системы дистанционного образования в ряде вопросов по отношению к традиционной форме обучения позволяют сделать вывод о целесообразности её широкого применения в России. К числу отраслей народного хозяйства, где применение системы дистанционного обучения особенно эффективно, относится строительный комплекс, что определяется его специфическими особенностями:
— территориальной рассредоточенностью;
— отдаленностью от крупных научных и образовательных центров;
— работой вахтовым методом;
— необходимостью переобучения и повышения квалификации работников без отрыва от производства.
С помощью дистанционных технологий представляется возможным сформировать систему непрерывного послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса без отрыва от производства и места жительства, существенно снизить стоимость обучения. Стоимость обучения дистанционным методом практически на 20% дешевле стоимости затрат на подготовку одного специалиста по традиционной технологии обучения. Проведенные автором маркетинговые исследования спроса на образовательные услуги в форме дистанционного обучения свидетельствуют о том, что этот спрос вполне соизмерим со спросом на традиционные формы обучения даже в условиях платной системы обучения. Исследования, проведенные в данной работе на примере Республики Башкортостан, подтверждают высокий интерес работников строительного комплекса к получению высшего образования и повышению своей квалификации на основе дистанционных методов обучения. А в целом, спрос на дистанционное образование в России оценивается как соизмеримый с потребностями образования по дневной форме обучения, т. е. составляет примерно 1,5 млн. учащихся в год, в том числе в строительстве — около 200 тысяч человек. Кроме того, по оценкам Федеральной службы занятости населения, в России ежегодно требуется переподготавливать около 250 тыс. специалистов строительства, вынужденных менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, вынужденной миграции населения и других причин. Крупными потребителями системы дистанционного образования может стать русскоязычное население в зарубежных странах и лица, для которых русский язык является вторым основным языком. Как значительный оценивается и спрос на услуги дистанционного образования со стороны граждан зарубежных стран.
Правительство России уделяет большое внимание развитию дистанционного образования. Развитие дистанционного образования в России началось с постановления Коллегии комитета по высшей школе Министерства науки высшей школы и Технической политики Российской Федерации о создании системы дистанционного образования в России (№ 9/1 от 9.06.93 г.). В системе Госкомвуза РФ была разработана «Концепция создания и развития дистанционного образования в России» (Постановление Госкомвуза № 6 от 31.05.95 г.). Однако сложности с финансированием и нехватка профессионально подготовленных кадров не способствовали реализации программы создания системы дистанционного образования в объемах и в сроки, предложенные в данной Концепции. Тем не менее, необходимость создания такой системы в России приобретает все большее актуальное звучание в силу специфики проводимых в стране социально-экономических преобразований и вызванных ими процессов, таких как:
• углубление экономического кризиса, объективные трудности проведения экономической реформы, структурные перестройки;
• начало движения России к тесному международному сотрудничеству;
• ощутимая потеря своих позиций в традиционных формах образования, в первую очередь вечерней и заочной;
• резкое сокращение бюджетного финансирования вузов.
В порядке выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 г. № 498 «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации» (п. 7) и постановления Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» Минобразования России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями приступило к формированию Федеральной программы «Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации» .
Главная цель программы — создание комплекса образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Основными задачами, которые должны быть решены при выполнении Федеральной программы, являются следующие:
• определение и закрепление принципов организации и функционирования системы дистанционного образования;
• формирование организационно-управленческой структуры системы дистанционного образования и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
• организация подготовки кадров дистанционного обучения;
• инвентаризация существующего и создание специализированного научно-методического обеспечения дистанционного обучения;
• укрепление материально-технической базы, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов;
• совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий;
• разработка нормативно-правового обеспечения системы дистанционного образования;
• развитие международного сотрудничества в области дистанционного образования.
Для реализации этой программы Приказом Комитета РФ по высшему образованию от 17.06.96 г. № 1062 был создан Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования высшей школы (ЦИАН), который призван осуществлять функции головной организации (гензаказчика) по курируемым научно-техническим программам Госкомвуза России, а также подпрограммам государственных научно-технических программ, ориентированных на информационно-аналитическое обеспечение системы дистанционного образования высшей школы.
Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 января 1998 г. № 253 на ЦИАН возложены функции головной организации по формированию единой системы дистанционного образования. Этим же приказом директору ЦИАН предложено подготовить учредительные документы для создания в ведомстве Минобразования РФ Российского государственного университета дистанционного образования.
Головным институтом Минобразования РФ в области информационных технологий является Российский НИИ информационных систем (РосНИИИС).
В структуре подразделений Минобразования РФ действует также Российский координационный центр информационных технологий в образовании, который занимается проведением инновационной педагогической политики в области технологий обучения и апробацией дистанционных технологий в образовании.
Приказом Комитета РФ по высшему образованию от 23.05.96 г. № 939 в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) был создан научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики и управления, основными направлениями работ которого являются: содержание образованияобразовательные технологиистандарты качества образованиявопросы подготовки образовательных учреждений к сертификации и аттестациииспользование технологий дистанционного обучения в бизнес-образованиимежрегиональное сотрудничество в системе дистанционного образованиявопросы участия российских образовательных учреждений в дистанционном образовании соотечественников в странах ближнего зарубежьявопросы участия российских организаций в международных проектах по дистанционному обучениюмеждународное признание программ системы дистанционного образованияподготовка и переподготовка кадров для системы дистанционного образования.
В целях организации работ по совершенствованию и дальнейшему развитию дистанционного образования в России Приказом РФ Минобразования РФ от 14.07.97 г. № 1515 Московскому государственному университету экономики, статистики и информатики (МЭСИ) было поручено осуществление координации и научно-методическое обеспечение дистанционного образования в РФ.
В рамках исследования перспективных форм взаимодействия образовательных учреждений для внедрения дистанционного образования в 1993 году была создана некоммерческая организация — Ассоциация Международного образования, целями которой являются:
• развитие международного сотрудничества в области образования, импорт и экспорт образовательных услуг;
• внедрение инновационных форм и методов образования, дистанционного образования;
• интеграция отечественных и перспективных зарубежных информационных технологий.
Стратегическим партнером Ассоциации является Министерство общего и профессионального образования РФ в области организации и проведения международных проектов по дистанционному образованию.
С 1996 года Ассоциация является Российским представительством Международного совета по дистанционному образованию (ICDE).
В 1994 г. Приказом Госкомвуза РФ по высшему образованию от 4 ноября 1994 г. № 1071 был утвержден Перечень основных направлений межвузовской научно-технической программы «Новые технологии обучения», в который была включена разработка программных, информационных и методических средств для дистанционной формы обучения.
В 1995 г. Приказом Госкомвуза РФ по высшему образованию от 16.03.95 г. № 383 была принята межвузовская научно-техническая программа «Компьютеризованный центр образования «Электронный факультет» .
Однако развитие этих работ не получило должного развития ввиду отсутствия их финансирования из Федерального бюджета. Гораздо интенсивнее велись работы по созданию и организации единого информационного пространства российской образовательной сети.
Основные направления по информатизации образования на 1997 г. были определены приказом № 270 и указанием № 91−19 от 26.02.97 г. в виде выполнения межвузовской научно-технической программы «Информационные технологии». Отдел информатизации курировал четыре подпрограммы (в скобках указаны головные организации): первая «Информатизация высшего образования» и вторая «Развитие системы общего и профессионального образования на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов» («Региональная информатизация») (Центр информатизации Минобразования), третья — «Информационные сети высшей школы», четвертая — «Перспективные информационные технологии в высшей школе» (РосНИИИС).
Чем же система дистанционного образования на сегодняшний день лучше, выгоднее, интереснее и эффективнее традиционного образования? В чем же его преимущество по отношению к традиционным формам обучения?
Во-первых, система дистанционного образования позволяет удовлетворить потребности граждан в образовательных услугах в том жизненном режиме, в котором это им наиболее удобно и комфортно. Во-вторых, особенно привлекательными чертами учебного процесса в дистанционном образовании является его гибкость, адаптивность, модульность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии. В-третьих, проведенный экономический анализ в работе показывает, что система дистанционного обучения экономичнее традиционной практически на 20%. В-четвертых, создание в России единой системы дистанционного образования для решения проблем образования для всех отраслей народного хозяйства, а в частности для строительного комплекса позволяет обеспечить:
— широкомасштабную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для кадрового обеспечения строительного комплекса, образовательных региональных и других государственных и общественных программ;
— качественно новый уровень академической мобильности студентов, предоставляя им возможность для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных заведениях, в том числе зарубежных;
— предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками не имеющим возможность обучаться в традиционной системе;
— высокое качество образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте использования передовых информационных технологий;
— расширение географии высшей школы России, выход на новые рынки образовательных услуг в стране и за рубежом;
— снижение социальной напряженности в крупных городах, возникающей в связи с миграцией молодежи с целью получения образования в ведущих вузах страны;
— возможность получения образования по месту жительства и решения тем самым проблем, связанных с существующей диспропорцией в размещении высших учебных заведениях по территории России.
Развитие системы дистанционного образования в национальном масштабе будет способствовать интеграции образовательных систем в мировую, что является одним из важнейших признаков эволюции мирового сообщества. Система дистанционного образования позволит использовать образование как инструмент смягчения геополитических проблем, и, прежде всего, проблем русскоязычного населения за пределами России. Единая система дистанционного образования России строится как открытая система. Россия предоставляет свои индустриальные, технические и образовательные возможности всему мировому сообществу и приглашает все страны к равноправному сотрудничеству, одним из интереснейших результатов которого станет пополнение капитала знаний всего человечества. Вопросами экономики и маркетинга образования занимались такие отечественные ученые, как JI. Абалкин, А. Браверман, Б. Гершун-ский, А. Колочков, А. Князев, В. Марцинкевич, А. Панкрухин, Б. Понаморенко, Б. Соловьев, И. Степанов, А. Хавин, Н. Шмелев и другие. Теоретические и практические вопросы маркетинга образовательной сферы освещены в работах таких зарубежных исследователей, как Б. Девиса, Ф. Котлера, М. Кинли, Дж. Манкорта, Д. Макдуглла, В. Сарджанта, Т. Хейса, Л. Эллисона и других. Опубликованные в последние годы работы М. Карпенко, В. Коймина, В. Кухаренко, В. Тихомирова посвящены внедрению современных образовательных технологий и методов обучения.
Вместе с тем до последнего времени остается нерешенным ряд экономических, технологических, научно-методических проблем развития дистанционного образования вообще и применительно к требованиям строительного комплекса в частности. Дистанционное образование в настоящее время возникло и развивается на коммерческой форме обучения. Это совершенно новая форма обучения для отечественной высшей школы, которая сразу же поставила перед ней ряд вопросов.
Во-первых, необходимо исследовать возможности развития широкого круга различного вида образовательных учреждений (непосредственно университеты, их филиалы, региональные центры подготовки и переподготовки кадров, школы бизнеса и пр.) в условиях конкуренции.
Во-вторых, требуется разработать методические основы финансово-экономического и организационно-маркетингового механизмов управления контингентом студентов и качественного подбора студентов.
В-третьих, необходимо формирование материальной базы для проведения учебного процесса, соответствующей применяемой методике преподавания.
В-четвертых, необходимо разработать методическое обеспечение для дистанционного образования, связанное с трансформацией учебных и учебно-тематических планов и программ по отдельным дисциплинам в комплекте с видеои аудиоматериалами, дидактическими планами, обеспечить студентов модульными рабочими учебниками.
В-пятых, определить соотношение количества обучающихся студентов и формирование цены образовательных услуг с качеством подготовки специалистов, провести маркетинговые исследования в сфере оказания образовательных услуг и стимулирование спроса на них.
В-шестых, разработать адекватную систему контроля знаний и аттестации обучающихся в контексте повышения качества подготовки. Внедрить модульный и текущий контроль знаний и аттестацию курсовых и экзаменационных работ.
Изложенные соображения определяют актуальность темы данной диссертационной работы. Целью диссертационной работы является разработка и экономическое обоснование принципов функционирования хозяйственного механизма управления и использования дистанционного образования как эффективного способа (метода) развития образовательной системы в строительном комплексе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в процессе работы над диссертацией решались следующие задачи:
1. Обобщить мировой опыт применения дистанционного обучения в образовательной системе;
2. Разработать классификацию факторов формирования спроса на образовательные услуги с использованием дистанционного обучения в сфере строительства;
3. Сформировать и апробировать методические принципы маркетинговой стратегии вуза по формированию контингента студентов строительного профиля;
4. Проанализировать закономерности формирования издержек образовательного процесса с применением дистанционного обучения;
5. Обосновать принципы хозяйственного механизма применения дистанционного обучения в вузе;
6. Определить экономическую эффективность образовательных услуг с использованием дистанционного обучения.
Разрешение этих групп проблем требует разработки комплекса теоретических и методических вопросов, связанных, с одной стороны, с финансово-экономическим механизмом деятельности вузов и его структурой, содержанием элементов, их взаимосвязью и соотношением между собой, степенью преемственности этих элементов на различных этапах его совершенствования, с другой стороны, с инструментарием маркетинга с учетом особенностей строительного комплекса. Научная новизна диссертационной работы состоит в совершенствовании и развитии методологических подходов к управлению дистанционным обучением, позволившим повысить качество образовательных услуг в сфере строительства, что способствует повышению эффективности функционирования отрасли в целом. Наиболее существенные результаты, полученные в процессе данной работы следующие:
1. На основе обобщения мирового опыта обоснована актуальность и сформулированы методические принципы применения дистанционного обучения в образовательном процессе применительно к условиям России с учетом особенностей строительного комплекса.
2. Разработан состав методического обеспечения дистанционного обучения и используемых технических средств.
3. Выявлены факторы формирования спроса на образовательные услуги в строительном комплексе с использованием дистанционного обучения, предпочтений абитуриентов в части выбора вуза, специальности и формы обучения.
4. Разработаны модифицированные методы маркетинговой деятельности вуза на основе критерия выбора сегмента товара «образовательная услуга» .
5. Обоснована методика планирования в вузе издержек на образовательные услуги с применением дистанционного обучения по системе платного образования и определена эффективность этих услуг.
6. На примере вуза, внедрившего систему дистанционного обучения, разработаны укрупненные показатели затрат на образовательные услуги с применением дистанционного обучения, которые могут использоваться при разработке бизнес-планов вузов.
Практическая ценность работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней научные результаты, обоснованные выводы и рекомендации по внедрению прогрессивных образовательных технологий в системе подготовки специалистов строительного комплекса могут быть использованы российскими вузами для формирования своей стратегии и тактики на рынке образовательных продуктов и услуг в рамках дистанционного образования. Основные теоретические и практические результаты диссертации представлены на Всероссийской научно-методической конференции «Новые обучающие технологии», проходившей в г. Уфе 7−9 февраля 1999 года, на Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние, проблемы и тенденции», проходившей в г. Уфе 4−5 октября 2000 года, на Международной научно-практической конференции «Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI век», проходившей в г. Москве 15−16 апреля 1999 года, на Международной научно-практической конференции «Современные (дистанционные) технологии обучения в едином образовательном пространстве XXI века: проблемы и перспективы», проходившей в г. Астана 25−26 мая 2000 г., на семинарах и конференциях СГИ. Отдельные положения исследования отражены в 9 статьях, опубликованных в журналах и материалах конференций. Основные выводы и результаты диссертационного исследования внедрены в Октябрьском филиале Современного Гуманитарного Института.
Цель и задачи диссертации определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение
.
Переход России к рыночной экономике определил необходимость радикального совершенствования систем высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов. С одной стороны, резко возросла потребность в высококвалифицированных кадрах для всех отраслей народного хозяйства, включая строительный комплекс, с другой стороны, существенно снизились возможности бюджетного финансирования образовательных учреждений. В этой связи определилась необходимость поиска, разработки и практического применения новых образовательных технологий. Проведенный в диссертации анализ показал, что в решении этой проблемы особая роль принадлежит дистанционному образованию.
Новые образовательные технологии это не только современные информационные и образовательные технологии, без которых немыслим сегодня учебный процесс в вузах, но и принципиально новый подход в системе существования самих вузов, в предоставлении ими образовательных услуг. Проведенные исследования показали, что последовательный переход на использование новых образовательных технологий в форме дистанционного образования является объективно необходимой задачей совершенствования учебных процессов в вузах. Это определяется современными проблемами развития российской экономики и, в частности, строительного комплекса. Как показали проведенные исследования, система дистанционного образования широко распространена в индустриально развитых странах (США, Канада, Великобритания и др.). Преимущества системы дистанционного образования позволяют сделать вывод о целесообразности ее широкого применения в России. К числу отраслей народного хозяйства, где применение системы дистанционного образования особенно эффективно, относится строительный комплекс, что определяется его специфическими особенностями: территориальной рассредоточенностью, отдаленностью от крупных научных и образовательных центров, работой вахтовым методом, необходимостью переобучения и повышения квалификации работников без отрыва от производства.
С помощью дистанционных технологий представляется возможным сформировать систему непрерывного послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса без отрыва от производства и места жительства, существенно снизить стоимость обучения. Стоимость обучения дистанционным методом практически на 20% дешевле стоимости затрат на подготовку одного специалиста по традиционной технологии обучения. Проведенные автором маркетинговые исследования спроса на образовательные услуги в форме дистанционного образования свидетельствуют о том, что этот спрос вполне соизмерим со спросом на традиционные формы обучения даже в условиях платной системы обучения. Исследования, проведенные в данной работе на примере республики Башкортостан, подтверждают высокий интерес работников строительного комплекса к получению высшего образования и повышению своей квалификации на основе дистанционных методов обучения.
В качестве образовательной модели развития системы дистанционного образования в диссертации принят Современный Гуманитарный Институт (г. Москва) и его Октябрьский филиал (республика Башкортостан). Накопленный опыт работы за период с 1992 г. и широкая сеть филиалов (по состоянию на 01.01.00 г. в России — 137, в странах СНГ — 41), высокие оценки знаний студентов по выводам независимых экзаменаторов российских государственных и зарубежных вузов, убедительно свидетельствуют об обоснованности данного выбора.
Проведенный в работе экономический анализ показывает, что система дистанционного обучения экономичнее традиционной практически на 20% и эта экономия особенно ощутима при массовом стремлении населения к получению высшего образования, что делает дистанционное образование привлекательным в экономическом плане.
Проведенный в диссертации анализ организационной структуры, материальной базы и методического обеспечения образовательного процесса в СГИ, позволил выделить основные принципы деятельности вуза в области создания системы дистанционного обучения. Необходимым элементом этой системы является четкая организационная структура, в рамках которой должны быть выделены функциональные подразделения, ответственные за основные направления учебно-методической работы. Одним из основных структурных подразделений должен быть научно-исследовательский центр по проблемам обучения. В его состав включаются автономные группы по проблемам развития дистанционного образования, применения телевизионной и компьютерной форм обучения.
Материальная база учебного процесса должна соответствовать применяемой методике преподавания. Для развития дистанционного обучения требуется создание собственного телевизионного центра с группами специалистов по режиссуре, графике, монтажу, а также банка данных кино-, видеои графических материалов. Переход к дистанционному образованию предполагает обязательное использование спутникового образовательного телевидения, что требует большой организационно-методической и технической подготовки, а также значительных финансовых затрат.
Методическое обеспечение дистанционного образования связано с трансформацией учебных и учебно-тематических планов и программ по отдельным дисциплинам в комплекте видеои аудиоматериалов, дидактических планов, обеспечения студентов модульными рабочими учебниками.
Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов является создание адекватной системы контроля знаний и аттестации обучающихся. Анализ показал эффективность применения двухэтапной системы аттестации, включающей модульный текущий контроль и аттестацию курсовых и экзаменационных работ.
Формирование спроса на образовательные услуги в форме дистанционного обучения происходит под влиянием системы факторов, классификация которых разработана в диссертации на основе маркетингового исследования, выполненного автором. В качестве репрезентативного региона принята республика Башкортостан.
При проведении маркетингового исследования и анализа его результатов особое внимание уделялось строительному комплексу республики.
Анализ, выполненный в рамках данной диссертации показал, что к числу определяющих факторов привлечения абитуриентов в конкретный вуз в условиях жесткой конкуренции относятся:
— ситуация на работе, заставляющая повышать уровень образования;
— возможность одновременно совместить специфику работы и обучения по системе дистанционного образования;
— возможность получения образования по месту жительства;
— новые технологии и формы обучения по системе дистанционного образования;
— высокий уровень преподавания в вузе;
— невысокая стоимость обучения.
При этом предоставление вузом образовательных услуг в форме дистанционного образования имеет решающее значение.
По результатам маркетингового исследования автором в рамках диссертации был разработан план рекламной кампании и развернутая программа мероприятий, направленная на повышение эффективности деятельности Октябрьского филиала СГИ на основе расширения дистанционного обучения. Указанная программа принята к реализации.
Обобщение результатов проведенного в диссертации маркетингового исследования позволило сформулировать методические принципы деятельности вуза по прогнозированию ожидаемого в перспективе количества абитуриентов и по формам активного воздействия на этот процесс.
Автором разработана анкета для периодически повторяющихся опросов населения, позволяющая выявлять приоритеты в выборе специальности, вуза и форм обучения.
Предложены формы взаимодействия со СМИ (пресса, радио, телевидение), позволяющие раскрывать преимущества образовательных услуг, оказываемых данным вузом.
Значительная роль отведена развитию международных связей вуза в области расширения образовательных ресурсов, методов обучения и контроля знаний.
Разработаны модифицированные методы проведения рекламных кампаний, учитывающие специфику образовательных услуг.
Дистанционная форма обучения осуществляется, как правило, в виде платных образовательных услуг. Планирование и управление образовательной деятельностью в области платного образования выдвигают ряд острых проблем, связанных, во-первых, с недостаточной отработанностью организационного механизма управления деятельностью по оказанию образовательных услугво-вторых, с отсутствием методик, положений и инструкций, регламентирующих платное обучение.
С развитием платного обучения, появлением конкурентной среды в сфере образовательных услуг экономические аспекты и, прежде всего, процесс ценообразования становится актуальным. При этом он одинаково актуален как для государственных, так и не для государственных образовательных структур (университетов, их филиалов, представительств). Для решения этой проблемы автором разработана методика, в которой предложен принципиально новый подход к группировке издержек образовательного процесса и калькулированию их себестоимости в расчете на одного студента. Сущность подхода заключается в выявлении степени зависимости отдельных затрат от численности обучающихся студентов, что позволяет определить максимальное и минимальное количество обучающихся в увязке со сложившимися параметрами вуза, следовательно, повышает обоснованность их текущих и перспективных планов. Кроме того, создается гибкий механизм управления себестоимостью, ценой образовательных услуг и, в целом, финансовым состоянием вуза.
Предложенные в диссертационной работе научные и методические основы внедрения дистанционного образования апробированы в пятилетнем этапе деятельности Октябрьского филиала СГИ.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
- Закон Республики Башкортостан «Об образовании». Советская Башкирия, № 239, 1997.3. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». Приказ Министерства образования РФ, 30 мая 1997 г.
- II международный конгресс «Образование и информатика» Политика в области образования и новые информационные технологии. Информатика и образование, № 5, 1996, Москва.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений.: Учебник. /Под ред. В. И. Рыбина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989, -391 с.
- Анчишкин А.И. Наука, техника, экономика. -М.: Экономика. 1989, -383 с.
- Багатурова О.С., Машконов А. Г. Математические модели маркетинга: Аналитический обзор. // Автоматика и телемеханика. -1991, № 8, с. З -35.
- Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. -Л.: Редакционно-издательский центр «Культ-информ-пресс», 1991, -256 с.
- Барлан Д.И., Ходяченко В. Д. Практический маркетинг. Вып.2. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучить потребителя. -Л.: ЛНПФ «Аквилон», 1991, -80 с.
- Ю.Богачев Е. Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка: Учебное пособие. -М.: Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990,-32 с.
- П.Гареев В. М., Зиннуров У. Г. Основы хозяйственного механизма управления вузом как целостной системой. // Управление вузом в новых условиях хозяйствования: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. -М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1991, с. 19 -20.
- Гафт М.Г. Принятие решений при малых критериях. -М.: Знание, 1979, 64 с.
- И.Грабовецкий Б. Е., Погомий В. М. Маркетинг и экономический анализ. // Бухгалтерский учет. 1991 — № 5 — с. 12−14.
- Н.Давыдов В. В. Теория развивающегося обучения. —М., 1996.
- Карпенко М.П. Единое образовательное пространство: проблемы организации и технологии. «Вузовские вести», № 8, 1998.
- Карпенко М.П. Мы должны дать образование всем желающим. «Вузовские вести». № 5, 1996.
- Карпенко М.П. Увеличить число образованных в России поможем и мы. «Вузовские вести», № 1,1997.
- Карпенко М.П., Помогайбин В. Н. Будущему образованию технологию будущего. -М.: СГУ, 2000.
- Комзин Б. Российская наука эпохи «геростратовых реформ». -М.: Обозреватель, 1998, с. 66.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г., № 6.
- Коргоф Б. Деловая стратегия I Пер. с англ.- научн. ред. и автор послесловия Прилиснов В. А. -М.: Экономика, 1991.
- Котлер Ф. Основы макетинга. /Пер. с англ.: общ. ред. и вступ. статья Пеньковой Е. М. -М: Прогресс, 1990, -736 с.
- Кухаренко В.Н. Этапы развития дистанционного обучения в университете. Тезисы докладов Пятой Международной конференции по Дистанционному образованию, -М., 1998 г.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. -М.: Наука, 1978.
- Лахтин Г. А. Экономика научного учреждения. -М.: Экономика, 1979, -207 с.
- Лебедева Е.А., Недотко Г. А. Прогрессивно-целевой подход к научным исследованиям в США. -М.: Наука, 1980, -250 с.
- Лесков С.А. Свободный человек экзаменов не сдает, но очень хочет учиться в вузе. «Известия» № 2, 1996.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. —М.: Наука, 1987, -492 с.
- Макконелл К.Р. Брю С.М. Экономика: Принципы, проблемы, практика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд., т.1. -М: Республика, 1992, -399 с.
- Макконелл К.Р. Брю С.М. Экономика: Принципы, проблемы, практика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд., т.2. -М.: Республика, 1992, -399 с.
- Мелохин И.С. Информационное общество и государство. «Компьютерное право в России», 1998.
- Меськов B.C. Форум интеллекта технологий. -«Международное сотрудничество, № 2, 1996.
- Мочалова Н.М., Сергиенко И. В. Педагогические теории, системы, технологии обучения, учебно-методическое пособие, Казань: Рапид, 2000, -153 с.
- Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг». М.: Финансы и статистика, 1993 — 125 с.
- Ноздрева Р.Б., Цигичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 1991, -304 с. 37,Оглоблев В. Н., Фокина В. Н. СГУ как школа жизни. -М.: СГУ, 2000.
- Озерной В.М., Гафт М. Т. Методология решения дискретных многокритериальных задач:. // Многокритериальные задачи принятие решений. -М.: Машиностроение, 1978, с.14−17.
- Основы управления производством. /Под ред. Н. А. Сероштала. -2-е изд. перераб. и доп. -Харьков: Висша школа. Издательство при Харьковском Университете, 1987, -256 с.
- Попов Е.Е. Услуги образования и рынок. / Российский экономический журнал № 6, 1972, с.43−49.
- Рей Вандер Вил, Палий В. Управленческий учет. -М.: ИНФРА-М, 1997 -477 с.
- Савин A.M. Образование без диплома и диплом без образования. «Вузовские вести», № 1,1997.
- Садовничий В.А. Высшая школа в России: Проблемы и перспективы. «Вузовские вести». № 5, 1996.
- Садовничий В.А. Образование как фактор национальной безопасности России., Московский Университет, № 15, 1997.
- Самуэльсен J1. Экономика. В 2-х тт. /Пер. с англ. T.l. -М.: Издательство НПО «Амон» ВНИИСИ, 1992, -335 с.
- Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки. -М.: Финансы и статистика, 1985, -366 с.
- Сельская Н.С. Актуальные проблемы технологии дистанционного обучения. /Методический сборник / Выпуск первый -М.: СГУ, 2000
- Сендидж И., Фрайбургер В., Ротцалл К. Реклама: теория и практика. /Пер. с англ. -М.Экономика, 1989.
- Сергиенко И.В. Использование обучающих имитационных компьютерных программ по экономическим дисциплинам в системе дистанционного обучения. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Уфа, 1999.
- Сергиенко И.В. Совершенствование рекламной деятельности вуза (на примере Октябрьского филиала СГИ). Труды СГУ. Дистанционное обучение. Москва, 1999 г.- с. 40−44. Выпуск 15.
- Современный маркетинг. / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. В. Корнеева, Е. А. Автухова. Под ред. В. Е. Хруцкого. -М.: Финансы и статистика, 1991.
- Степанов И.С. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации в инвестиционной сфере. В монографии «Повышение инвестиционной активности в экономике России и развитие строительного комплекса». М: АИНЭС. 1997,-308 с.
- Тихомиров В.М. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции. Материалы 3-й Всероссийской конференции по дистанционному образованию. -Москва, 8−9 апреля 1997.
- Тихомиров В.М. Современное состояние и актуальные проблемы дистанционного образования. Тезисы докладов Пятой Международной конференции по Дистанционному образованию, -М., 1998 г.
- Ткач В.И., Ткач М. В. Международная система учета и отчетности. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Финансы, 1971, -240 с. бО. Эванс Дж. Берман Б. Маркетинг. /Сокр. пер. с англ. Автор предисл. и научн. ред.
- А.А. Горячев. -М.: Экономика, 1990, -350 с. 61. Ясин Е. Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. -М.: Экономика, 1989,-319 с.
- СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СОВРЕМЕННОГО ГУМАНТАРНОНО ИНСТИТУТА