Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Телевидение в контексте глобализации культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Доминирующей мировой тенденцией развития СМИ за последние десятилетия является все более интенсивное и широкое внедрение телевидения, а с 80-х годов XX века и компьютерной техники в жизнь современного человека. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
    • 1. 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • 1. 2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ГЛАВА 2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
    • 2. 2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ СИРИИ

Телевидение в контексте глобализации культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Доминирующей мировой тенденцией развития СМИ за последние десятилетия является все более интенсивное и широкое внедрение телевидения, а с 80-х годов XX века и компьютерной техники в жизнь современного человека. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности. Во всем мире оно является самым популярным средством массовой коммуникации, выступая и как неотъемлемая часть культурной жизни, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления.

Создаются глобальные информационные каналы с привлечением средств спутниковой связи, Интернета. Глубинные изменения в сфере информационных технологий приводят к революционным переменам в различных сферах культуры и жизнедеятельности современного человека, к большей открытости и демократизации мирового сообщества.

На сегодняшний день одной из функций современного телевидения в культурном контексте вполне может считаться укрепление международных отношений, поддержание, раскрытие и развитие общественных связей между различными странами. Комплексные социокультурные, политические, экономические преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы общей информации, циркулирующей в СМИ, и бурное развитие систем телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современное общество.

Поэтому в сложившейся ситуации систематизированное изучение культуротворческих, социальных, психологических закономерностей функционирования телевидения и стратегии его развития является весьма актуальным. Знание и раскрытие этих закономерностей позволит в будущем ещё более целенаправленно ориентировать работу телевидения на решение общеобразовательных и культурных задач, стоящих перед обществом, а также успешно привлекать большее число зрителей из разных слоев населения, что повысит эффективность процесса социализации и коммуникации.

При этом социокультурные аспекты современных коммуникативных процессов в развивающихся странах затрагиваются в недостаточной степени, хотя исследование их крайне существенно, так как позволяет понять тенденции развития современных национальных культур, а также исследовать роль телевидения в глобализационных процессах современности, в диалоге различных стран и народов. Изучение воздействия телевидения на культурные процессы и общество в целом на примере функционирования телевидения Сирии представляется нам актуальной задачей в целях прогрессивного развития страны в контексте модернизационных процессов, переживаемых народами Азии.

Степень разработанности темы исследования.

Современное состояние научного осмысления роли телевидения как фактора воздействия на динамику общества и культуры свидетельствует о большом интересе к этой проблеме со стороны научной общественности.

Воздействие массовой коммуникации на современные общественные процессы и идеологию были предметом рассмотрения таких исследователей, как Л. Н. Землянова, В. П. Конецкая, П. Лазарсфельд, Г. Лассвелл, Р. Мертон, М. Маклуэн, М. М. Назаров, Э. А. Орлова, Г. Г. Почепцов, К. Э. Разлогов, Э. В. Соколов, В. П. Терин, А. Я. Флиер, Ю. Хабермас, Г. Шиллер и др.

Становление глобальной культуры и новейшие информационные технологии в глобальном масштабе изучались такими авторами, как А. И. Арнольдов, А. С. Ахиезер, П. С. Гуревич, Л. Г. Ионин, М. С. Каган,.

Э.С.Маркарян и др. Также проблемы глобализации изучались известными западными авторами У. Беком, Д. Беллом, Ф. Броделем, И. Валлерстайном, Э. Гидценсом, М. Кастельсом, О. Тоффлером и др.

Средства массовой информации Сирии были объектом рассмотрения таких исследователей, как Хаддур Адиб, Ясир Аль-Фаху, Таха Хуссейн и др. Они исследовали роль средств массовой информации в современной сирийской культуре, выявляли перспективы развития и пути устранения недостатков в работе.

Средства массовой информации Сирии были рассмотрены в коллективных трудах обобщающего характера и российских исследователей. Таких, как В. П. Викторов, Б. Г. Гафуров, А. А. Дружинина, Б. С. Ерасов, Н. А. Длин и др. Предметом их научного интереса являлись страны арабского региона и развитие массовых коммуникаций в странах Азии.

Вместе с тем, если в целом средства массовой информации и их функции в современном обществе довольно широко изучались как в Сирии, так и за рубежом, то тенденции развития и функции телевидения изучены в недостаточной степени.

Цель исследования.

Научная цель исследования состоит в изучении специфики телевидения в социокультурном аспекте, а также его воздействия на культурно-информационное пространство, что напрямую связано с выявлением роли новых информационных технологий в жизни современного общества, их влияния на культуру и на массовое сознание в глобализирующемся мире.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

— рассмотреть место, специфику и роль телевидения в системе современных средств массовой информации;

— выявить характерные черты экранной культуры и значение телевидения в расширении визуализации современной культуры;

— определить социокультурные функции телевидения;

— выявить позитивные и негативные последствия широкого внедрения телевидения в современную культурно-информационную среду;

— определить роль телевидения в проведении культурной политики;

— выявить основные тенденции глобализации культуры;

— определить специфику влияния телевидения на развитие современных национальных культур;

— охарактеризовать культурную политику Сирии и роль телевидения в проведении социокультурного курса страны.

Объект исследования.

Объектом исследования является телевидение как социокультурный феномен.

Предмет исследования.

Состояние, тенденции развития и функции телевидения как фактора глобализации национальных культур и интенсификации межкультурных взаимодействий.

Методологические основания исследования. В данной работе автор опирался на фундаментальные методологические идеи современных наук о культуре. Методологически значимыми для исследования были работы структурно-функционального направления, в которых функции массовой коммуникации изучались на уровне общества. Такие исследователи, как П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Г. Лассвел рассматривали массовую коммуникацию как средство поддержания функционирования общества, культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, социальной общности и социальных связей, обеспечения преемственности культуры, и т. п.

Автор руководствовался также важнейшими разработками в области анализа средств массовой коммуникации, в частности, идеями исследователя критического направления Ч. Р. Миллса, который рассматривал телевидение и другие средства массовой коммуникации как инструмент формирования общественного мнения и средство политического управления и контроля в массовом обществе.

Методологической основой исследования являются также разработки Н. Постмана, выступавшего с критикой массовой культуры, проводником которой является и современное телевидение. Важными для нашего исследования были и идеи М. Маклуэна, который одним из первых осознал роль телевидения и других форм массовой коммуникации в культурной эволюции.

Осмыслению теоретико-методологических проблем, связанных со становлением современной массовой культуры и массовым сознанием, посвящены труды Т. Адорно, Д. Белла, М. Вебера, А. Моля, С. Московичи, Э. Шилза, П. Штомпки и др., также представляющиеся автору весьма существенными для данного исследования.

Методологически значимыми для нас были работы российских культурологов, посвященные фундаментальным проблемам массовой культуры, глобализации и роли массовой коммуникации в современном мире. Это исследования Г. В. Аванесовой, А. И. Арнольдова, Л. Г. Ионина, Б. С. Ерасова, Э. А. Орловой, А. Я. Флиера.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании использовались различные методы в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, а также в соответствии с особенностями предмета исследования. Использовался анализ социокультурных процессов на фоне глобальных изменений, связанных с формированием экранной культуры и влиянием информационной революции. В исследовании также использовались эмпирические методы: контент-анализ, просмотр программ национального телевидения, беседы с телезрителями и экспертами средств массовой информации. В качестве теоретических методов были использованы: метод изучения материала от абстрактного к конкретному, генетический и компаративный.

Научная новизна и теоретическая значимость. Заключается в изучении телевидения в контексте глобализационных процессов современности как мощного инструмента управления массовым сознанием, в выявлении социокультурных механизмов телевидения и последствий его воздействия на культуру на основе анализа современной телевизионной практики на примере Сирии. В связи с этим научная новизна исследования состоит в том, что — выявлены значение и роль телевидения в расширении визуализации современной культуры, а также место телевидения в современной экранной культуре;

— - выявлены социокультурные последствия широкого внедрения телевидения в общественную практику;

— телевидение рассмотрено как инструмент проведения культурной политики;

— выявлены основные тенденции глобализации культуры, связанные с телекоммуникацией;

— даны прогнозы развития телевидения в глобализирующемся мире, очерчены его перспективы;

— определена роль телевидения в развитии современных национальных культур;

— признана необходимость противодействия универсализирующей тенденции, «американизации» национальных культур посредством телевидения и других средств массовой информации;

— исследована роль и функции сирийского телевидения в контексте глобализационных процессов и межкультурных взаимодействий.

Положения, выносимые на защиту.

Авторское понимание сущности и роли телевидения в контексте экранной революции и формирования глобального сообщества отражается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Потребности развития современного общества диктуют доминирование экранной культуры, поскольку она отвечает таким требованиям современности, как оперативность, информативность, наглядность и представляет собой универсальную информационную среду, сочетающую в себе возможности книги, изобразительного и других видов искусств.

2. Телевидение является инструментом проведения культурной политики. Оно создаёт своеобразные «социальные матрицы», формирующие определённый тип личности, её поведение и стиль. Но не следует забывать и о том, что контроль, осуществляемый телевидением, может быть ограничен или снят всё той же личностью, её умением ориентироваться в информационном потоке и отбирать нужную информацию, что связано с духовной культурой воспринимающей личности. Поэтому, развивая культуру личности, общество приобретает защиту от манипулятивных воздействий любой пропаганды.

3. Глобализация интенсифицицирует протекание культурных процессов в мировом сообществе, в том числе и в развивающихся странах. В условиях глобализации появляется возможность оперировать всеми возможными видами информации в единой структуре знания. Подчиняя себе постепенно все сферы жизни и области деятельности человека, глобальная информация активизирует взаимодействие между народами в области культуры.

4. Особую роль в глобализации культуры играет телевидение. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями оно превращается в значительное и многоплановое социокультурное явление, активно участвующее в глобализационных процессах современности. Телевидение во всём мире является самым популярным средством массовой коммуникации, оно выступает неотъемлемой частью национальной культурной жизни.

5. Телевидение выполняет двойственную функцию в эпоху глобализации. С одной стороны, оно помогает зрительской аудитории приобщиться к мировой культуре, а с другой стороны, вполне реальна опасность информационного неравенства между различными странами и регионами, когда одни выступают трансляторами информации, а другие всего лишь реципиентами.

6. Телевидение как институт социального управления и воздействия на массы испытывает на себе модернизационные процессы, принимая самое непосредственное участие как во внутренних аспектах модернизации развивающихся стран, так и оказывая непосредственное влияние на самые широкие слои населения. Анализ развития основных модернизационных тенденций в Сирии позволяет нам утверждать, что в наши дни ни одна страна уже не может позволить себе обойтись без развития и применения высоких технологий. Телевидение имеет огромный культуротворческий потенциал, который необходимо использовать для развития межкультурных связей, обеспечения культурной преемственности, гуманизации и демократизации общества.

Практическая значимость.

Материалы и результаты исследования позволят значительно улучшить, оптимизировать и совершенствовать работу телевидения, а также на основе анализа его функций и воздействия на массовую аудиторию использовать его широкие возможности в культурном строительстве в странах арабского региона, в частности, в Сирии.

Материалы диссертации могут быть интересны сотрудникам телевидения, а также органам управления культурой для выработки оптимальной культурной политики в области средств массовой информации.

Диссертация может использоваться при подготовке национальных кадров в сфере телевещания, а также в лекционных курсах по культурологии, социологии, истории культуры стран и регионов и т. п.

Апробация работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках научных международных, российских и других конференций. В частности, на научно-практической конференции «Проблемы современной философии и социального управления в условиях современного российского общества» (Москва, 2003), на международной научной конференции «Созидательная миссия культуры» (Москва, 2003). По результатам исследования опубликованы научные статьи.

Структура работы определяется логикой и целями исследования, актуальностью и степенью разработанности проблемы. Диссертация включает введение, две главы, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование современного информационного общества в контексте глобализационных процессов задаёт, наряду с невиданным размахом поставленных задач, бесчисленное количество беспрецедентных задач практически любой стране мира. Строительство целых отраслей экономики, связанных со средствами массовой коммуникации, научных институтов, исследующих социальные последствия информационных преобразований в политическом и экономическом ключе, несомненно, в самом ближайшем времени коренным образом изменит облик культуры. Не вызывает сомнения и тот факт, что и человек, и орудия его труда, и сфера культуры и науки будут претерпевать самые серьёзные и глубинные изменения как во внутренней структуре, так и по своим внешним показателям. При этом глобализационные процессы вызовут многочисленные интеграционные изменения на всех уровнях общественной жизни и государственного управления.

В сложившихся условиях телевидение становится естественным, органическим продолжением таких областей человеческого знания, как политика, бизнес и экономика, культура и искусство. Причём, в этих сферах уже в настоящее время необходимо стратегическое комплексное планирование преобразований. В связи с этим встаёт проблема теоретического осмысления лавинообразно накапливаемых проблем и такого института, как телевидение. Повышенная сложность и противоречивость этой проблемы во многом объясняется именно её беспрецедентностью. Действительно, человечество ещё никогда не сталкивалось с информационной революцией, информационным шоком глобализационных ' процессов.

Бесспорно и то, что на передний план в решении сложных задач культурного строительства телевидение способно внести неоценимый вклад, игнорировать который как в настоящее время, так и в отдалённой перспективе, совершенно невозможно. В определённом смысле можно сказать, что к современному уровню развития, адекватному появлению телевидения, помогающему преодолевать пространства и времена, человечество стремилось на всём протяжении своего развития. И правда, системы маяков, слуховые каналы и т. д. создавали лишь иллюзию преодоления пространства, а книжная культура преодолевала время лишь в вопросах поколенной трансляции. Однако прорыв в науке и технике позволил синтезировать многие области человеческого знания в синтетическое искусство, особый и неповторимый институт, который мы называем телевидение.

При этом очевидна двойственность внутреннего содержания телевидения. Одна его часть, или природа, информационна. Информационная составляющая была издавна присуща любой коллективной деятельности. Другая часть направлена на персоналистское, индивидуализированное времяпрепровождение человека. И, несомненно, что между двумя этими пластами существует некая эстетическая составляющая, регулирующая в конечном счёте состояние и индивида, и общества в целом. Одновременно с этим телевидение является и революционным прорывом в познании окружающего мира.

Информация и степень её влияния на психику и биологию человека должна оставаться подконтрольной величиной в системе накопленных человеческих ценностей и знаний, а за человеком должны быть закреплены законодательным образом право на свободу получения и отказа от информации, свободу образа мыслей, культурного и религиозного самоопределения.

Высокая техническая оснащённость должна быть поставлена на службу прежде всего духовным и насущным потребностям человека, оптимизации и планирования его труда и отдыха. Иначе мир превратится в нагромождение бессмысленных символов, гигантскую информационную свалку, а человек окажется задавленным ею и неспособным вернуться даже к прежнему образу жизни и практического управления ею.

В современном обществе нарастает так называемая информационная зависимость, происходит разделение людей на информационно-зависимых и информационно-независимых. Средства массовой информации оставляют всё меньше возможностей интеллектуального освобождения человека, свободы выражения мысли, свободы от навязанной со стороны идеи, от чужой воли, проводимой с экрана телевизора. Может ли сложиться такая ситуация, что в конечном счёте в плане контроля и управления информационными потоками победит «сильнейший»? Человечество пришло к необходимости осмысления информационной системы с целью защиты ее равновесия и динамичности.

Знание, наряду с информацией, становится сейчас настоящей силой, атрибутом динамичной власти, средством манипулирования и давления, управления любыми процессами современной жизни. Экономика и финансирование в большей степени нуждается уже в информации, чем в привычной нам бумажной денежной массе, кредитах, формах оплаты и перевода средств и т. д. Бурный рост претерпевает и специализированная информация, что в будущем потребует от телевещания создания систем, поддерживающих общение между профессиональными работниками различных областей народного хозяйства.

Однако, анализируя все эти изменения и многочисленные трансформации и взаимосвязи, мы неизбежно приходим к выводу, что всеми информационными преобразованиями в конечном счёте фиксируется объективная универсальная динамика развития человечества. Фундаментальное и полномасштабное развитие новых процессов и технологий манипулирования (управления) информационными потоками, а также интенсивность их применения в политике, экономике и культуре только увеличивается.

Продолжаются глубокие научные исследования в области применения этих технологий в менеджменте, социологии, психологии. Существуют прогнозы, что в близком будущем 75% населения земли будут профессиональными работниками в области создания, хранения, обработки и передачи информации. Эта тенденция, в свою очередь, позволяет утверждать о целенаправленном создании сверхинформационного общества.

Важно осознавать и тот факт, что для защиты общества от тоталитаризации, сохранения демократических ценностей системой правовой защиты должны с опережением разрабатываться законодательные акты, что повлечёт за собой создание мощной отрасли хозяйственно-информационной безопасности, совмещённой со службами охраны прав граждан, коммерческой деятельности, медицины. Охрана от экономической и политической дезинформации, аудиовизуального пиратства, хакерства также уже сейчас становится приоритетной деятельностью министерств внутренних дел развитых и развивающихся стран.

К сожалению, пока ещё и право, и политика, и экономика многих стран уступают лавинному наступлению информационных технологий, что оставляет возможности намеренного внесения в них дополнительных факторов энтропии как искусственного, так и человеческого происхождения. Разработка методов оптимизации целых систем относительно друг друга облегчит выявление наиболее важной информации из динамичной среды и позволит установить их гибкую взаимозависимость между собой.

Телевидение и внедрение в его работу новых технических и научных достижений позволят не только моментально информировать людей всей планеты о происходящих событиях, но и послужат началом глобального объединения всех планетарных средств массовой информации. Систематизация всех средств массовой информации в сверхкорпорацию, подчинённую одной цели, несомненно в самом близком будущем сформируется как фундаментальная, системообразующая составная глобализационного процесса и в дальнейшем будет только усиливаться. Вместе с тем она будет являться составной частью социализации индивида, максимально оптимизируя процессы самоидентификации личности в контексте традиционных культур и инокультурного влияния.

Формирование новой информационной среды в развивающихся странах, в том числе и в Сирии, воздействует на индивидуальное и общественное сознание граждан. Телевидение выполняет двойственную функцию в эпоху глобализации. С одной стороны, оно помогает зрительской аудитории приобщиться к мировой культуре, а с другой стороны вполне реальна опасность информационного неравенства между различными странами и регионами, когда одни выступают трансляторами информации, а другие всего лишь реципиентами.

Как мы видим, формирование глобального информационного общества является не только положительным фактом в истории человечества, но и порождает новые проблемы и противоречия между различными государствами, в том числе и культурологического характера.

Сумеют ли развивающиеся страны сохранить свою национальную самобытность и уникальность под обрушившейся на них лавиной западной массовой культуры? Уже сейчас перед странами арабского региона как никогда остро стоит проблема обеспечения информационной безопасности и защиты от новых технологий воздействия на массовое сознание.

Что будет с традиционной национальной культурой Сирии, как защититься от навязываемых извне образцов западной культурной продукции, большая часть которых совершенно чужда народной культуре и традициям сирийского народа, поскольку направлена на дегуманизацию общества и личности? Не следует забывать, что высокие технологии сами по себе не обеспечивают и не гарантируют защиту гуманистических принципов и общественных идеалов.

Главная причина обеспокоенности состоит в том, что особое воздействие американских СМИ испытывает молодёжная аудитория, которая в большей степени, чем пожилое поколение, имеет доступ к спутниковым СМИ, глобальной сети Интернет, видеокассетной продукции американского образца. Учёные всё чаще приходят к мысли, что: «Главные проблемы человечества будут решаться не в экономической или политической сфере, а в сфере культуры, которая должна стать в ближайшие годы центром внимания в контексте устойчивого развития цивилизации"51.

Формирование глобального мирового сообщества конечно же не является одномоментным и элементарным процессом, а представляет собой сложный конгломерат противоречивых взаимосвязей, зачастую конфликтующих между собой социальных изменений.

Горизонтальное разнообразие, вертикальное неравенство в мировом глобальном сообществе не только не устранятся, но будут продолжать нарастать. Глобализируется информация, но сохраняется этническое и национальное разнообразие культур и обществ, разнообразие религий и конфессий и т. п.

Фундаментальные, непреодолимые на сегодняшний день, а может быть и принципиально непреодолимые различия в экономическом и социально-политическом развитии стран мирового сообщества, несхожесть.

51 Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // «9 Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. — С.9. религиозных верований и несоблюдение принципа паритетности в отношениях к основным проблемам человеческого бытия приводят к конфликтам, а нередко и к войнам.

Человечество по-прежнему живёт в разных измерениях. Западное общество создало собственную модель развития, но и оно не смогло решить многие проблемы, стоящие перед человечеством: «Эта модель роста и связанная с ней структура производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть взяты на вооружение бедными. Следование этому пути может привести к концу нашей цивилизации. Расточительный и разрушительный образ жизни богатых не может сохраняться за счёт жизни и условий существования бедных и природы» .

В настоящее время телевидение как наиболее интенсивно влияющее на массовое и индивидуальное сознание людей средство массовой информации, представляется нам наиболее перспективным. Частично уже на сегодняшний день можно говорить о существовании потребности в едином коммуникационном пространстве глобального сообщества. Современные средства связи способствуют реализации этой потребности на практике. Это один из наиболее существенных факторов общечеловеческого и общеэкономического объединения во многих областях и сферах деятельности человека: социальной, образовательной, научной, политической, развлекательной, креативной и рекреативной.

Всё заметнее проникающая во все области жизнедеятельности человека «экранность» современной культуры является одним из наиболее значительных факторов и универсализирующих инструментов в процессе глобализации. Телевидение также является проводником извечного интереса человека к «чистому видению», возможности свободного присутствия где бы то ни было, знания обо всём, полученного через наблюдение. При этом оно.

52 Цит. по: Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации // СОЦИС. — 2001. — № 12. -С.18. выполняет сразу две функции: с одной стороны, являясь именно такой иллюзией присутствия, подобно кинематографической картине, с другойпроизводит иллюзию полной обособленности личности. Индивидуализация и космополитизация личности в синхронном развитии — одна из самых удивительных возможностей, предоставляемая каждому человеку глобальным телевидением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Культурно-цивилизационные взаимодействия в условиях глобализации // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.- Вып.З. М., 2002. — С.3−33.
  2. А. Ближний Восток: терроризм и его покровители. М., 1986. -223с.
  3. Агрессия против разума: информационный империализм. М., 1988. — 227с.
  4. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. — М., 1999. — 136с.
  5. Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. М., 1982. — 447с.
  6. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. —728 с.
  7. Арабские страны. История и современность (социальные, экономические и политические проблемы). М., 1981. — 248с.
  8. B.JT. Психологическая война в стратегии империализма. — М., 1983.-144с.
  9. Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. — 151с.
  10. А.Б. Интернациональный фактор в идеологии национального движения. М., 1988. — 298с.
  11. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. — М., 2001. — 304с.
  12. Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1998. — 786с.
  13. Ближний и Средний Восток. Экономика и история. М., 1983. — 271с.
  14. Г. Коллективное поведение // Психология масс. — Саратов, 2001.1. С. 575−588.
  15. Ю.В., Коваленко. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986. -298с.
  16. Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002. — 260с.
  17. Ф. Политология. М., 1992. — 86с.
  18. К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. -М., 1979. 159с.
  19. Ю.П. В контексте жизни: системный подход и массовые коммуникации. М., 1979. — 262с.
  20. В.М. Анонимность, безличность, виртуальность//Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001, — С.65−75.
  21. Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. — Тбилиси, 1989. -282с.
  22. М. Избранное. Образ общества. — М., 1994. — 704с.
  23. В .Я. Под знаком ТВ. М., 1987. — 152с.
  24. Э. Социология. М., 1999. — 704с.
  25. Р.И. Западное телевидение и «массовая культура».- М., 1991. -240 с.
  26. Глобализация: Контуры XXI века. М., 2002. — 4.1. — 264с., 4.II. — 252с., Ч.Ш. — 196с.
  27. П. Европейская идентичность // Идеи европеизма во второй половине XX века. — М., 2000. — С.36—41.
  28. Н.А. Телевизионная информация в США. — М., 1994. —236с.
  29. А. От книги к компьютеру: эволюция или революция?// Общество и книга: от Гутенберга до интернета. М., 2001. — 280с.
  30. Гуидо Аристарко. История теорий кино. — М., 1966. 230с.
  31. Н.М. Глобализация и этноцентризм в странах Центральной и Восточной Европы // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 1. — М., 2002. — С.30−34.
  32. Н.М. Триумф английского языка: мировая империя другими средствами // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -Вып. 2. М., 2002. — С.27−34.
  33. Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1983. — 341с.
  34. А.А. Сирия старая и новая. М., 1979. — 200с.
  35. В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992. — 189с.
  36. .С. Социальная культурология. В 2 ч. Ч. 1. 380с., Ч. 2. — 239с. — М., 1994.
  37. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. — 280с.
  38. Н.И. Новый международный информационный порядок: проблемы и решения. М., 1988. — 63с.
  39. Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока. М.: Наука, 1980−1981. Том I, 1980 -533с.- том И, 1980.-319с.- том III, 1981.-528с.
  40. JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999.— 320с.
  41. JI.M. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М., 1995. — 227с.
  42. Интеллигенция и социальный прогресс в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1983. — 271с.
  43. Л.Г. Социология культуры. — М., 1998. — 280с.
  44. В.А., Наумкин В. В. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М., 1990. — 373с.
  45. К. «Общество риска» в условиях глобализации // СОЦИС. 2001. -№ 12.-С. 17−28.
  46. Ислам в истории народов Востока. М., 1981. — 197с.
  47. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М., 1987. -187с.
  48. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000. — 685с.
  49. О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик-рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. — Калининград, 2001. — 547с.
  50. В.Н. Технологии информационной цивилизации и мудрость книжной культуры//Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М., 2001. -С.76−81.
  51. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы. 2002. — № 8. — С.8−11.
  52. К.К. Информационная цивилизация, какой она будет? // Библиотековедение. 2001. — № 5. — С.32−38.
  53. В.П. Социология коммуникации. — М., 1997. — 304 с.
  54. В. Редакция и аудитория: социологический анализ. — М., 1983.- 190с.
  55. Н.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских стразах Азии. М., 1988. — 191с.
  56. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — Вып.1. — М., 2002. 128с., Вып.2. — 128с., Вып.З. — 128с.
  57. С. Европейская культура и мировое развитие. М., 1987. — 192с.
  58. П.Ф., Мертон Р. К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. — Казань, 2000. — С. 186 — 196.
  59. Г. Психология масс // Психология масс. — Саратов, 2001. — С.5−130.
  60. Ленк Ханс. Становление системотехнологического суперинформационного общества // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. — С.29−37.
  61. Г. В. Какой хочет видеть себя Германия в XXI веке? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.2. — М., 2002. — С. З-26.
  62. Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — 688с.
  63. Н.С. Плюрализм в исследовании общественного мнения. — Предисловие к книге Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. — М., 1996. С.21−24.
  64. К. Введение. Из экономических рукописей 1857−1858 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 12. — С. 709−738.
  65. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — М., 1988. — 574с.
  66. Международная программа развития коммуникаций. Париж. 14−21 апреля 1980.-35с.
  67. В. Феномен книги и национальное в культуре. // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М., 2001. — С.95−110.
  68. Д. Язык и средства массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — М., 2000. — С. 54−62.
  69. А. Социодинамика культуры. — М., 1973. — 406с.
  70. Морфология культуры. Структура и динамика. — М., 1994. — 415с.
  71. С. Машина, творящая богов. — М., 1998. — 560с.
  72. С. Наука о массах // Психология масс. — Саратов, 2001. — С. 397−534.
  73. С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. — М., 2001. 176с.
  74. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 1999. — 240с.
  75. Общественная мысль развивающихся стран. — М., 1988. — 335с.
  76. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. — 280с.
  77. Н.О. Образование независимой Сирийской республики (1939 -1946).-М., 1968.-116с.
  78. Оганов Г. С. TV по-американски. М., 1979. — 231с.
  79. А.И. США и арабские страны 70-х начала 80-х годов. — М., 1983.-225с.
  80. А.С. Философия политики. — М., 1994. — 367с.
  81. Г. Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века. — Киев, 1999. —380с.
  82. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М., 1999.—352с.
  83. Г. Г. Психологические войны. — М., 2000. — 528с.
  84. Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978. -374с.
  85. Психология масс. — Саратов, 2001. — 450с.
  86. В. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе. — Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки, 1995, № 5. С.18−25.
  87. Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — Вып. 1. — М., 2002.-С.З-29.
  88. .М. Телевидение и культура. М., 1989. — 151с.
  89. Сирия//Б.С.Э. (В 30 т.). М., 1976. — С.451−461.
  90. JI.B. Информационная культура и цельное знание. // Теория и практика общественной информации. М., 2002. — Вып. 17. — С.253−270.
  91. Современная Сирия. Справочник. М., 1974. — 366с.
  92. Средства массовой информации и пропаганды. М., 1984. — 352с.
  93. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань, 2000. —224с.
  94. Н. Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: контуры XXI века. М., 2002. — С.5−12.
  95. Страны мира. Справочник. М., 1999. — С.376−378.
  96. К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. — М., 2000. — С. 242−284.
  97. В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. — М., 2000. —224с.
  98. Э. Третья волна. — М., 1999. — 469с.
  99. Э. Футурошок. — М., 1997. — 467с.
  100. Э. Дж. На пути к глобальному информационному будущему // Глобализация: Контуры XXI века. М., 2002. — 4.III. — С. 183−189.
  101. В.М. Изменение в социально-классовой структуре Сирии в результате социально-экономических преобразований 1958 1968г.г. — М., 1974.-121с.
  102. А. Я. Культурология для культурологов. — М., 2000. — 459с.
  103. А.Я. Культура как основа национальной идеологии России. — М., 2000.—162с.
  104. А.Я. Массовая культураУ/Культурология.ХХ век. — СПб, 1997. — С. 265−268.
  105. Э. Бегство от свободы.-М., 1990.
  106. Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980. — 326с.
  107. П.Н. Современная социальная психология. — М., 2000. — 448с.
  108. П. Социология социальных изменений. — М., 1996. — 416с.
  109. Эко.У. От Интернета к Гутенбергу// Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. — С.275−279.
  110. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. -256с.
  111. Balance of Payment Bank for Reconstruction and Development. Sana’a, 1977.
  112. Coombs P., Ahmed M. Attacking rural poverty: how non formal education can help. Wash., 1971.
  113. Giddens A. The Consequences of Modernity. — Cambridge: Polity Press, 1990.
  114. Hurst L. Arabian Studien., 1978, p.211.
  115. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste, and Organized Social Action // The Communication of ideas / Ed. Bryson L. — NY.: Horper & Row, 1951.
  116. Massenkommunikations forschung. — Hrsger Prokop D. Von. — Frankfurt a. Mein. Bd. 1. 1972. Bd. 2. 1973. Bd. 3 1977.
  117. Mc Luhan M. Understanding Media, op. cit- p. 41.
  118. Mc Luhan M. Culture is Our Business, NY — Toronto, 1970.
  119. UNESCO DOCUMENT de Traval Khartoum /Soudan/ 19−25 juillet 1987.
  120. UNESCO DOCUMENT un de development de l’information dans les pays arabes Bosoins et prioritets Etudes et documents deinformation UNESCO, № 95.
  121. Арабский комитет по культуре, науке и образованию. Программа ООН. -Каир, 1976.
  122. Доклад Генеральной компании радиовещания и телевидения. — Дамаск: 1990.
  123. Документы совещаний исследований комиссии диалога между арабскими и мировыми информационными агентствами. Бейрут: 1985 -1988.
  124. Документы ЮНЕСКО. Изучение и информация. № 100. ЮНЕСКО. 1986. 102с.
  125. А. Образование и нужды арабского общества. — Дамаск, 1986.
  126. Касим Яги. Роль информации в развитии страны. Дамаск: 1991. — 128с.
  127. М. Новый информационный порядок. Кувейт: 1985. — 283с.
  128. Сирийская пресса. Том 2. Дамаск: 1982. — 795с.
  129. А. Сирийская печать. Возникновение, развитие и настоящее. — Дамаск: 1996.
Заполнить форму текущей работой