Малое предпринимательство в воспроизводственном процессе экономики России
В эволюции представлений о процессе предпринимательства выделяется несколько основных этапов. Наиболее значительный вклад в понимание сущности предпринимательства внесли классическая и неоклассическая школы, марксистская, австрийская и неоавстрийская. В рамках марксистского учения, отождествляющего фигуру предпринимателя и собственника капитала, по сути, игнорируется: предпринимательство как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства
- 1. 1. Теоретические подходы к предпринимательству в различных экономических школах
- 1. 2. Сущность и функции малого предпринимательства
- 1. 3. Формирование институтов малого предпринимательства
- Глава 2. Роль малого предпринимательства в макроэкономической структуре России
- 2. 1. Динамика развития малого предпринимательства в России
- 2. 2. Факторы и условия, определяющие функционирование малого предпринимательства в воспроизводственном процессе
- 2. 3. Основные направления государственного регулирования малого предпринимательства
Малое предпринимательство в воспроизводственном процессе экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Главным результатом предпринимательской деятельности является внедрение инноваций в воспроизводственные процессы, что служит основой достижения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Повышение конкурентоспособности отечественного производства и формирование инновационного типа воспроизводства невозможны без адекватного развития предпринимательского сектора, малого в частности. Обеспечение динамической рыночной устойчивости на основе формирования и более полной реализации своего инновационного потенциала — важная цель функционирования малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства является движущей силой прогрессивных структурных преобразований, направленных на повышение эффективности воспроизводственного процесса.
Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного времени активно исследовала теорию и практику предпринимательства. Изучение проблемы сущности и развития предпринимательства в России возродилось в 90-х гг. XX в. В советский период ни теоретики, ни практики не уделяли должного внимания этой теме. На сегодняшний день еще не сложилась общепринятая экономическая теория отечественного предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. Предпосылкой продвижения отечественной экономики по общецивилизованному пути является развитие и совершенствование предпринимательства как особого вида хозяйственной деятельности. Малое предпринимательство, будучи важнейшей составляющей экономической сферы стран с рыночной экономикой, призвано сыграть важную роль в решении социально-экономических проблем в области национальной конкурентоспособности, экономического роста, повышения уровня занятости населения. Сегодня остро стоит проблема выработки теоретического подхода к сущности предпринимательства и его методологического обеспечения, без всестороннего осмысления которой невозможно сформировать точный инструментарий управления отечественной экономикой. Таким образом, исследование, раскрывающее место и роль малого предпринимательства в системе общественного воспроизводства, представляется актуальным.
Разработанности темы исследования. Экономическая наука уделяла и уделяет значительное внимание проблемам развития малого предпринимательства. Теоретические и методологические основы предпринимательства, его сущность и функции рассматривались в трудах таких ученых, как Р. Кантильон, А. Маршалл, JT. фон Мизес, М. Ротбард, А. Смит, Ж. Б. Сэй, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, и др. Следует заметить, что данные работы раскрывали содержание предпринимательской деятельности преимущественно на микроуровне, отражая мотивы предпринимательского поведения отдельного индивида или фирмы. В дореволюционной России проблемам малого предпринимательства уделяли большое внимание: В. Бсзобразов, С. Витте, П. Столыпин, М. Туган-Барановкий, А. Чаянов.
Современный этап исследования представлений о предпринимательской деятельности характеризуется значительным объемом работ как зарубежных, так и российских авторов. Особенностью данного периода является включение институциональных, правовых, социологических, технологических аспектов в рассмотрение сущности предпринимательства и его малой формы. В этой связи особого внимания заслуживают работы иностранных авторов: Дж. Бьюкенена, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, П. Друкера, В. Зомбарта, И. Кирцнера, Дж. Коммонса, Р. Коуза, Ф. Найта, X. де Сото и др.
Большое количество работ посвящено изучению взаимосвязи малого предпринимательства и динамики общественного развития. Здесь следует отметить труды таких ученых, как: J1. Абалкин, А. Анчишкин,.
A. Блинов, Б. Бродский, Н. Иванова, В. Иноземцев, М. Лапута, JT. Логвинов,.
B. Перепелкин, В. Радаев, Л. Слуцкий. В ряде работ рассматриваются основные положения государственной поддержки малого предпринимательства и совершенствования институционально-правовой среды.
В этой области исследования можно выделить следующих авторов: К. Грасмика, И. Кошелева, Ю. Кулика, Г. Лаптева, А. Нешитого, Е. Полякову, М. Рычева, Н. Солдатову, Т. Шемякину и др. Однако в столь значительном объеме исследований до сих пор не выработана целостная концепция определения роли, места и функций малого предпринимательства в воспроизводственном процессе. Недостаточная теоретическая разработанность, актуальность и возрастающая значимость проблем, связанных с развитием малого предпринимательства, определили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.
Цель ц задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теории развития малого предпринимательства в воспроизводственном процессе посредством определения его сущности и содержания, природы и специфики, тенденций и факторов, а также своеобразия процесса формирования и развития малого предпринимательства в современной российской экономике. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— исследовать понятийный аппарат малого предпринимательства;
— выявить сущность и основные функции малого предпринимательстваизучить процесс формирования институтов малого предпринимательства и определить особенности, присущие данному процессу в России;
— дать количественную и качественную оценку развитию малого предпринимательства в отечественной экономике;
— выявить особенности воспроизводственного процесса в малом предпринимательстве;
— исследовать комплекс факторов и условий, определяющих развитие малого предпринимательства;
— разработать основные направления государственной поддержки развития малого предпринимательства.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство как специфический субъект системы общественного воспроизводства экономики России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в результате функционирования малого предпринимательства в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем малого предпринимательства, определение его места и роли в системе общественных отношений.
Инструментарно-методичсский аппарат. В диссертационном исследовании применялись общенаучные методы познания: диалектико-материалистический, системный, институциональный, историко-логический, метод анализа и синтеза, метод экономико-статистических сравнений.
Информационную базу исследования составили материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных монографиях, периодических изданиях, аналитическая, статистическая, справочная и переводная литература по проблемам экономической теории, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы информационной сети Интернет.
Рабочая гипотеза заключается в теоретическом обосновании того, что малое предпринимательство выступает исходной точкой воспроизводственного процесса и является специфической экономической деятельностью в силу особенностей осуществляющего ее субъекта, которая оказывает влияние на общественное воспроизводство.
Основные положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. В процессе общественного развития важное значение приобретает рассмотрение сущности предпринимательства как функции особого экономического субъекта, связанной с преобразованием ограниченных ресурсов в факторы производства и с достижением эффективных результатов деятельности.
2. Для современного этапа развития экономических отношений характерны изменения в системе ценностей как на макроуровне, так и на уровне отдельного предпринимателя. Целевая установка ориентации предпринимателя на получение прибыли формирует в институционально не устроенном российском обществе оппортунистическое поведение экономических субъектов. Прибыль в предпринимательской деятельности выступает не целью, а результатом экономического поведения предпринимателя.
3. Отличительной чертой развития предпринимательства в России и его малой формы является нецивилизованный характер, что обусловлено комплексом историко-генетических причин. В России создание института предпринимательства оказалось не результатом эволюционного процесса, а закономерным следствием санкционированного государством разрешения заниматься этим видом деятельности. Более того, и в настоящее время формирование рыночных институтов предпринимательства обусловлено не экономической целесообразностью, а скорее, идеологической заданностью, стремлением любыми способами стимулировать процесс ради самого процесса. Результатом такой политики является закрепление существующих диспропорций воспроизводственного процесса и расширение сферы теневой экономики.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что разработаны теоретические положения и методологические основы исследования развития малого предпринимательства, учитывающие его роль в воспроизводственном процессе ресурсных, динамических и результирующих компонентов. К числу наиболее существенных положений, отражающих научную новизну исследования, относятся следующие: разработан концептуальный подход к исследованию малого предпринимательства как подсистемы воспроизводственного процесса, включающий в себя три взаимосвязанных элемента функционирования: ресурсов, факторов и результатов. Это позволяет в комплексе рассматривать поточные, моментные и динамические параметры деятельности малого предпринимательства и осуществлять его обобщающую характеристику на основе статистической модели рейтинговой оценки регионов;
— уточнено определение сущности малого предпринимательства как формы проявления деятельности предпринимателя, характеризуемой масштабами привлекаемых ресурсов, которые определяются диалектической взаимосвязью индивидуальных особенностей субъекта предпринимательства и общественной оценкой результатов его деятельности;
— выделены, помимо традиционных (организационной, ресурсной и творческой), такие функции малого предпринимательства, как: конкурентная, трансакционная, селекционная, социальная, институциональная;
— сформулирован определяющий мотив поведения предпринимателя, заключающийся в самореализации путем внедрения инновации в воспроизводственные процессы;
— дана оценка влияния развития малого предпринимательства: 1) на роль в обеспечении занятости населения- 2) ориентированность на внутренний рынок (основная масса производства — неэкспортируемые товары) — 3) нацеленность на временные средства накопления капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие к предпринимательской деятельности;
— доказано, что несовершенство российских рыночных институтов права и отсутствие предпринимательских традиций приводят к таким негативным последствиям, как смещение малого предпринимательства из легитимной экономической сферы в теневой сектор;
— обоснованы предложения по совершенствованию системы мер государственной поддержки малого предпринимательства: 1) создание адекватных институциональных условий, обеспечивающих эффективность функционирования правового механизма- 2) обеспечение государственного заказа, в том числе инновационным малым предприятиям- 3) развитие системы венчурного кредитования, формирование кластеров банков (с межрегиональным и региональными филиалами), инвестиционных и финансовых компаний, специализирующихся на работе с малыми и средними предприятиями- 4) формирование партнерских отношений между властью и предпринимательством- 5) создание эффективной информационной инфраструктуры, обеспечивающей правовую защищенность малого предпринимательства;
— предложен комплекс мер по сокращению неформального сектора экономики: 1) создание эффективно работающего правового механизма регулирования предпринимательской деятельности и воспитание на этой основе высоконравственного, гуманистически образованного предпринимательского поведения- 2) усиление борьбы с коррупцией во власти- 3) повышение эффективности правоохранительной деятельности по отношению к экономическому криминалитету.
Теоретическая значимость работы. Диссертационное исследование позволяет обновить и расширить существующие теоретико-методологические представления по проблеме развития малого предпринимательства. Полученные теоретические результаты способствуют научному обоснованию направлений регулирования отношений, возникающих в результате функционирования малого предпринимательства.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования возможно применять при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, государственных программ поддержки малого предпринимательства. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», а также спецкурсов «Инновационная экономика», «Государственное регулирование».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры экономической теории Самарского государственного экономического университета, Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Стратегии регионального развития: методология и практика» (Самара, 2007 г.), 6-й Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2007 г.), XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008 г.), 2-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и совершенствования правового регулирования экономики» (Пятигорск, 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Наука, бизнес, образование'2009» (Самара, 2009 г.), Международной научно-практической конференции факультета экономики и управления Магнитогорского государственного университета «Современная экономическая модель. Проблемы и перспективы» (Магнитогорск, 2009 г.).
Результаты исследования используются в работе Департамента по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара.
Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях автора общим объемом 3,45 печ. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложенияиллюстративно-справочный материал представлен 17 таблицами и 3 рисунками.
Заключение
.
Проведенное научное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
— в эволюции представлений о процессе предпринимательства выделяется несколько основных этапов. Наиболее значительный вклад в понимание сущности предпринимательства внесли классическая и неоклассическая школы, марксистская, австрийская и неоавстрийская. В рамках марксистского учения, отождествляющего фигуру предпринимателя и собственника капитала, по сути, игнорируется: предпринимательство как особый вид ресурсапроблема развития добросовестной конкуренции как основы поиска наиболее эффективных комбинаций ресурсов. Особая роль в создании целостного представления о фигуре предпринимателя принадлежит Й. Шумпетеру, а так же представителям неоавстрийской школы Ф. фон Хайеку, М. Ротбарду, И. Кирцнеру, которые определяли предпринимательство как движущую силу взаимодействия людей в обществе, которая непрерывно создает, открывает и передает информацию или знание по мере того, как с помощью конкуренции она вносит согласованность и координацию во взаимно несогласующиеся планы разных людей;
— в процессе эволюции взглядов на сущность предпринимательской деятельности происходит постепенное смещение акцентов с микроуровня конкретного предпринимателя на макроуровень, когда предпринимательство рассматривается как особая функция, связанная с преобразованием факторов производства и управлением предприятиями;
— отмечаются два принципиально отличных подхода к определению понятия «предпринимательство»: 1) подход, фокусирующийся на индивидуальном предпринимателе, его мотивах, характеристиках и т. д.- 2) подход, акцентирующий взаимосвязь и взаимозависимость деятельности предприятия и среды его деятельности, включающих социальную, экономическую, политическую и техническую составляющиеопределены особенности во взглядах на сущность предпринимательства. Во-первых, предпринимательство в современном обществе — это не всегда производственная деятельность. Напротив, развитие сферы услуг в постиндустриальном обществе смещает акцент развития бизнеса именно в нематериальную сферу. Во-вторых, стремление к получению прибыли является не единственным мотивом предпринимательского поведения. Для современного — этапа развития отношений характерны изменения в системе ценностей как на макроуровне, так и на уровне отдельного предпринимателя. Однозначным следствием этих новых реалий является невозможность ориентации хозяйствующих субъектов только на собственный интерес в виде прибыли с точки зрения долгосрочной стратегии его выживания на рынке. В соответствии с терминологией бихевириальной теории все большую актуальность приобретает поведение, основанное не на принципе «максимизации», а на принципе «удовлетворительного компромисса» или «квазирешении конфликтов»;
— в ходе эволюции представлений о сущности предпринимательской деятельности сформировалось достаточно большое количество разнообразных концепций, рассматривающих данный процесс. Однако можно выделить отличительную черту практически всех подходов, отражающую инновационно-поисковый характер предпринимательства. Под инновациями в данном случае понимается создание новой информации, открытие новых возможностей для конкретной активности, переход к производству новых товаров и услуг, «выход» на новые финансовые и материальные ресурсы, внедрение организационных новшеств;
— особенностью малого предпринимательства, его сущностной характеристикой является наивысшая предпринимательская активность по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Это связано с гораздо большим риском, меньшими ресурсными возможностями, а также с необходимостью привлечения людей с потенциально высокими предпринимательскими способностями, что обусловлено ориентацией фирмы на динамичный долгосрочный рост;
— хозяйственная деятельность малых предприятий представляет собой смену состояния «сна» и «бодрствования», характеризирующих определенную цикличность в жизнедеятельности фирмы. Оба этих состояния достаточно важны, однако,. если структура долгое время находится в состоянии «сна», то она теряет свою жизнеспособность. Отмеченная особенность составляет основу достижения высоких количественных результатов деятельности экономических систем всех уровней и определяется фундаментальной способностью организационной структуры к саморазвитию;
— необходимо разграничивать понятия «предпринимательство» и «бизнес». Предпринимательство отличается инновационно-поисковым характером и является исходной точкой воспроизводственного процесса. Бизнес представляет собой законченную форму предпринимательской деятельности и осуществляет репродуктивные функциипринципиально важными элементами предпринимательской деятельности являются: организационное действие, инициирование изменений и денежный доход как цель и критерий успеха;
— можно отметить два различных подхода к исследованию сущности предпринимательстваструктурный и функциональный. В соответствии со структурным подходом предприниматели выделяются как особый слой по их месту в социально-экономической структуре и соответствующих экономических институтах. Функциональный подход определяет предпринимательство как социально-экономическую функцию, необходимую для всякого развития. К предпринимателям в этом случае относятся лишь те, кто осуществляет в данный момент указанную функцию независимо от своих структурно-должностных позиций;
— в ходе анализа мотивов предпринимательской деятельности были выявлены следующие социально-поведенческие характеристики предпринимателя:
1) главным мотивом предпринимательской деятельности является стремление к самореализации в экономической сфере общества;
2) предприниматель как экономический субъект всегда стремиться к новому, что позволяет ему безгранично расширять сферы своей деятельности;
3) прибыль для предпринимателя выступает не столько целью его деятельности, сколько общественной оценкой ее результатов;
4) предприниматель функционирует в условиях институциональных рамок, созданных обществом, часто сдерживающих возможности развития и реализации;
5) предприниматель часто выходит за рамки общепринятых норм, что делает его экономическим субъектом, функционирующим на грани легитимности;
— выделены, помимо традиционных (организационной, ресурсной и творческой), такие функции малого предпринимательства, как: конкурентная, трансакционная, селекционная, социальная, институциональная;
— уникальный характер свойств предпринимателя делает его специфическим экономическим субъектом, который в условиях асимметричной информации создает инновации, создающие основу для повышения эффективности существующего воспроизводственного процесса;
— одной из особенностей развития предпринимательства в России состоит в исторических условиях его возникновения. В странах Запада малое предпринимательство стало итогом длительного и эволюционного процесса, в основе которого лежит стихийная предпринимательская инициатива широких слоев населения. То есть процесс шел снизу, и только позже государство, осознав важность и полезность этого явления для развития экономики, начало искать пути его поддержки и стимулирования. В России же предпринимательство, за исключением теневой сферы, получило развитие с разрешения власти заниматься этим видом деятельности. Но в силу объективных и субъективных причин не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия на его развитие, что повлекло за собой формирование нецивилизованного типа предпринимательских взаимоотношений;
— наиболее подвержены «втягиванию» в нецивилизованные рамки функционирования (теневой сектор) малые предприятия в силу ряда причин: во-первых, из-за чрезмерной государственной налоговой нагрузки, во-вторых, малое предпринимательство более подвижно и имеет больше возможностей для сокрытия своей деятельности;
— основными действенными способами сокращения теневой экономики могут стать: усиление борьбы с коррупцией во властиповышение эффективности правоохранительной деятельности по отношению к экономическому криминалитетусоздание эффективно работающего правового механизма регулирования предпринимательской деятельности и воспитание на этой основе цивилизованного, высоконравственного, гуманистически образованного предпринимательского поведения;
— формирование рыночных институтов предпринимательства, в том числе малого сектора, обусловлено в настоящее время не экономической целесообразностью, а скорее идеологической заданностыо, стремлением любыми способами стимулировать процесс ради самого процесса, что ведет не к преобразованию экономики, ее структурных компонентов, а к расширению сферы теневой экономики;
— имеющий место нормативно-творческий процесс в области малого предпринимательства представляется неэффективным, поскольку имеет ряд серьезных недостатков, таких как: противоречивость, превалирование мер запретительного характера, что обусловливает непредсказуемость социально-экономических последствий;
— немаловажную роль в процессе становления институтов малого предпринимательства играет соотношение административно-распорядительных функций и социально-экономических регуляторов, причем перевес должен быть в сторону последних. В осуществляемой децентрализации государственного управления значительную роль играет передача функций и полномочий сверху вниз, от органов Федерации к органам субъектов Федерации и местного самоуправления;
— формирование цивилизованных предпринимательских отношений не может быть осуществлено без эффективного функционирования институтов права. Несовершенство российских рыночных институтов права приводит к таким негативным последствиям как: смещению малого предпринимательства из сферы производства в трансакционный сектор, недолговечности многих малых предприятийвытягиванию большинства малых предприятий на периферию технического прогресса, уходу малых предприятий в целях уклонения от неразумного налогообложения в теневую экономику;
— развитие институтов малого предпринимательства невозможно без адекватной поддержки государства, в основе которой должны лежать следующие принципы: кредитно-инвестиционный, налоговый, организационно-управленческий. Используя вышеобозначенные инструменты можно достичь роста частного конкурентоспособного сектора в производстве, что создаст условия для нового качества воспроизводственного процесса в масштабах всего общества;
— развитие малого предпринимательства в России является основным системообразующим фактором, без которого невозможно в силу его специфических особенностей функционирование воспроизводственного процесса, отвечающего современным потребностям общества;
— динамика развития отечественного малого предпринимательства отражает основные закономерности формирования и закрепления рыночных институтов в период 1990;х годов и начала 2000;х, что позволяет говорить о незавершенности данного процессаотраслевая структура малых предприятий является несбалансированной, поскольку основная их часть приходится на сферу торговли, общественного питания и другие отрасли (операции с недвижимостью, предоставление услуг и т. д.), характеризующиеся быстрой оборачиваемостью капиталапредприятия малого бизнеса отличаются существенной диверсификацией своей деятельности. Такая многопрофильность обусловлена двумя причинами: развитием деятельности и попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально обеспечивают только сфера торговли и услуг;
— опыт практически всех зарубежных стан показывает, что малые предприятия функционируют наиболее эффективно под патронажем крупных. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. В России малым предпринимательством преимущественно занимаются физические лица. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику в таких сферах, как выпуск некоторых продовольственных товаров, розничная торговля и бытовые услуги;
— определенные диспропорции сохраняются и в территориальном распределении малых предприятий, поскольку их основное число приходится на Центральный, Северо-Западаный и Приволжский округа, что отражает общую неравномерность экономического развития регионовсогласно результатам, полученным в рамках применения статистического метода рейтинговой оценки деятельности малого предпринимательства по федеральным округам, установлено, что не наблюдается прямой зависимости между количеством малых предприятий и другими показателями их деятельности, т. е. высокое число малых предприятий в регионе не свидетельствует о значительных показателях его развития;
— анализ численности занятых в сфере малого предпринимательства показал его значительную роль в обеспечении занятости населения и сокращении уровня безработицы. В этом проявляется основная социальная функция малого предпринимательства, сущность которой состоит в формировании среднего класса и повышении уровня благосостояния гражданнесмотря на определенный прогресс, отечественное малое предпринимательство развито пока недостаточно, особенно по сравнению с зарубежным, что подтверждается низкой долей произведенной продукции в ВВП страны;
— особенностью малого предпринимательства в России является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и реализуется более 80% произведенных товаров и услуг. Таким образом, малые предприятия, которые концентрируется в строительстве, сфере услуг и торговле, производят большую часть неэкпортируемых товаров в экономике страны;
— определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно временным средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие к предпринимательской деятельности;
— основная задача государства состоит не только в создании условий для повышения числа малых предприятий, но и в улучшении их качественного уровня. В связи с этим, речь должна идти о развитии малого инновационного предпринимательства;
— переход отечественной экономики на инновационный тип развития невозможен без адекватной поддержки малого предпринимательства на всех стадиях инновационного цикла — от идеи до готового продукта и его реализации на рынке;
— неотъемлемой частью деятельности малых предприятий является риск и неопределенность. Крупные предприятия, как правило, тяжелее переносят воздействие данных факторов, поэтому в области развития инноваций становятся незаменимы специализированные инновационные фирмы и венчурные фонды;
— развитие малых инновационных предприятий возможно только при наличии устойчивого внутреннего спроса на «научно-технический прогресс», без выполнения данного условия любые усилия по интенсификации научно-технического прогресса окажутся несостоятельнымималое предпринимательство является неотъемлемой частью воспроизводственного процесса, поскольку его функционирование связано с общественным разделением труда, воспроизводством капитала и созданием условий для качественного экономического роста;
— малое предпринимательство в системе простого и расширенного воспроизводства представляет собой особую, малую форму организации капитала с целью его сохранения и возрастания, что является основной экономической целью малых предприятийодной из важнейших экономических функций малого предпринимательства является обеспечение динамичной рыночной устойчивости на основе реализации инновационного потенциала, который способствует адаптации и саморазвитию малых предприятий в изменяющихся условиях внешней средыособенностью участия малого предпринимательства в воспроизводственном процессе является его способность ускорять оборот общественного капитала в целом и увеличивать создание в национальной и мировой экономике ВВП и массы прибыли;
— малое предпринимательство может эффективно функционировать только при наличии определенных условий и факторов, которые в совокупности обеспечивают формирование предпринимательской средык основным условиям, обеспечивающим развитие малого предпринимательства, можно отнести следующие: институциональные, производственно-экономические, технологические, социальнодемографические и глобализационныенаибольшее значение, на наш взгляд, имеют факторы, обусловливающие институциональные условия функционирования малого предпринимательства. Наиболее важные из них: слабость российского законодательства, высокие административные барьеры, коррумпированность госслужащих, отсутствие практики партнерских взаимоотношений между предприятиями и государством, затрудненный доступ к заемным средствам, отсутствие системы венчурного кредитования, слабый уровень развития производственной инфраструктуры;
— производственно-экономические условия функционирования малого предпринимательства характеризуются такими особенностями как: отсутствие собственной материально-технической базы, изношенностью оборудования или его отсутствием, высокой конкуренцией со стороны отечественных и зарубежных предприятий;
— реализация направлений, обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста невозможна без совершенствования технологической структуры отечественной экономики. В этом контексте особую роль приобретает функционирование малого предпринимательства как основного источника инновационного развития. В настоящий период времени не наблюдается положительной динамики развития малых инновационных предприятий, что обусловлено неразвитостью инновационной инфраструктуры, отсутствием должного финансирования, как со стороны государства, так и частного сектора;
— современное мировое хозяйство пронизано взаимосвязями и представляет собой интегрированную систему. Для защиты своих национальных ценностей решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг. С такой философией хозяйствования органически связаны вопросы развития малых предприятий, поскольку международная экономическая интеграция не в состоянии развиваться без стратегических изменений в сфере малого предпринимательстванеобходимость государственной поддержки малого предпринимательства обусловлена многими причинами, наиболее важной из которых является несовершенство российского законодательства. В настоящий момент общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства, обусловленные правовым нигилизмомосновной задачей государства можно считать обеспечение безопасности предпринимательской деятельности посредством реализации основных принципов управления государством: законности, гуманности и целесообразностив России сложилась своеобразная система государственной поддержки малого предпринимательства. С одной стороны, по своим внешним признакам сформированные институты в целом соответствуют их зарубежным аналогам. С другой стороны, эффективность работы механизма господдержки слабо ощущается предпринимателями. На наш взгляд это может быть следствием имеющихся противоречий в институциональной структуре общества и экономически обоснованной необходимостью наращивания потенциала малых предприятий с целью решения целого комплекса стратегических задач;
— несмотря на значительные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, по нашему мнению, следует очень взвешенно подходить к прямому бюджетному финансированию, создавая взамен благоприятные условия для развития малых предприятий на собственной основе;
— наиболее важными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства является устранение или сокращение административных барьеров, связанных с необходимостью лицензирования деятельности малых предприятий и сертификации их продукции, что будет также способствовать снижению коррумпированности государственных служащих;
— государственная поддержка малого предпринимательства в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот в рамках традиционно действующей налоговой системыупрощение системы учета отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;
— на наш взгляд, можно выделить основные формы государственной поддержки малого предпринимательства: обеспечение государственного заказа на продукцию малых предприятий, развитие системы венчурного кредитования, предоставление информационных слуг, обеспечение доступа к современным и технологиям, а также формирование партнерских отношений между властью и субъектами малого предпринимательства на основе института доверия.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 17.07.2009 г.) // URL: http://www.consultant.ru.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2009 г.) // URL: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
- Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
- Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008 г. № 556 // URL: http://www.consultant.ru.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства» от 31 декабря 2008 г. № 1102 // URL: http://www.consultant.ru.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» от 16 февраля 2008 г. № 79 // URL: http://www.consultant.ru.
- Письмо ФАС РФ «О рассмотрении обращения по вопросу практики применения законодательства об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 17 октября 2008 г. №АК/2550-пр // URL: http://www.consultant.ru.
- Письмо Минэкономразвития Российской Федерации «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 23 мая 2008 г. №Д05−1978 // URL: http://www.consultant.ru.
- Письмо Минфина Российской Федерации от 21.06.2005 г. № 03−11−05/1 //URL: http://www.consultant.ru.
- Письмо Минфина Российской Федерации от 22.08.2005 г. № 03−11−04/3/58 // URL: http://www.consultant.ru.
- Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.
- Атаманчук Г. В. Государственное управление. М., 2000.
- Борлакова А. Р. Индивидуальное предпринимательство как объект государственного регулирования: институциональные условия и механизмы поддержки на этапе восстановительного роста экономики региона: Дис.. канд. экон. наук. Ростов на Дону, 2007.
- Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 1997.
- Варнавский В. Г. Партнерства государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990.
- Власова В. М., Волков Д. М. и др. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. М., 1995.
- Гайдарлы А. А. Совершенствование структуры инвестиций в малом предпринимательстве: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
- Генералов В. В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004.
- Гинс Г. К. Предприниматель. М.: Посев, 1992.
- Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 20 002 007 гг. / Под ред. А. Г. Литвака, А. М. Шестоперова, О. М. Шестоперова. М.: ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», 2008.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
- Егорова Н. Е., Майн Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М.: КНОРУС, 2005.
- Егорова Н. Е., Маренный М. А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация. М.: Спутник +, 2004.
- Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2004.
- Злобин Б. К., Кушлин В. И. и др. Экономика и организация рыночного хозяйства / Под ред. Б. К. Злобина, В. И. Кушлина. М., 1995.
- Иванова Н. Ю. Сущность и социально-экономические функции малого предпринимательства: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2005.
- Иванова Н. Ю., Ломакин О. Е. Инновационный менеджмент. М., 1998.
- Иващенко Н. П. Экономика фирмы. Курс лекций / Экономический факультет МГУ. М., 1996.
- Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. Сб. статей / Под ред. В. A. May, О. В. Кузнецовой. М., 2002.
- Исмаилов М. Д. Совершенствование механизма повышения эффективности малого предпринимательства: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
- Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
- Кашанина Т. В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юрид. лит., 1994.
- Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Ковалева Г. Б. Упрощенная система налогообложения. М.: АиН, 2003.
- Колесникова JT. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000.
- Коровкин В. В., Кузнецова Г. В. Предприятия малого бизнеса: государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. М.: ПРИОР, 1997.
- Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1986.
- Кулик Ю. П. Развитие экономических отношений между корпорациями малыми и средними предприятиями: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов, 2007.
- Лаптев Г. Д., Рычев М. В., Цыганов С. А. Инфраструктура трансфера университетских технологий. М.: МГУ, 2000.
- Лапуста М. Г., Старостина Ю. JI. Современные проблемы малого предпринимательства. М., 1998.
- Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. М., 1996.
- Майорова JI. Н. Влияние развития малого предпринимательства на экономический рост в России: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2008.
- Малое предпринимательство в России. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
- Малое предпринимательство. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002.
- Налогообложение малого предпринимательства: законодательная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса. М.: ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», 2002.
- Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Теодора' Шанина. М.: Логос, 1999.
- Неформальный сектор в Российской экономике / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства- Научн. ред. Т. Г. Долгопятова. М., 1998.
- Основные идеи и формы организации сельскохозяйственных кооперативов. М., 1927.
- Оссоевская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / Под общ. ред. А. А. Гусейнова М.: Прогресс, 1987.
- Полякова Е. А. Управление технологическим развитием малых производственных предприятий (на примере муниципального образования «Котлас»): Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
- Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002.
- Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993.
- Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века. М., 1998.
- Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика / Центр политических технологий. М., 1998.
- Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь — 2-е изд., исправ. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Российский статистический ежегодник, 2005: Стат.сб. / Росстат. М., 2005.
- Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007.
- Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009.
- Слуцкий Л. Э. Развитие малого предпринимательства в современной российской экономике: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2001.
- Солдатова Н. Ф. Основные направления повышения конкурентоспособности малых предприятий: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
- Сумароков В. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М., 1996.
- Сущенко В. А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону, 1977.
- Тихомиров Ю. А. Предприниматель и Закон. М., 1996.
- Ткачева О. А. Внешнеэкономический потенциал и конкурентоспособность малого предпринимательства региона в условиях посткризисного развития: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
- Фадеев В. Ю. Экономические основы малого предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986.
- Шамрай А. А. Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства в 2008 году. — М., 2009. С. 4.
- Шестоперов А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2007 году. М., 2008. URL: URL: http://nisse.m/work/projects/monitorings/small-business/small-business7.html.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.1. W
- Шумпетер И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., 1982.
- Яковлев В. М. Конструктивное предпринимательство. М.: ИПА «Три Л», 1994.
- Appleby Robert С. Modern Business Administration. 4th ed. Pitman Publishing, 1989.
- Casson M. The Entrepreneur: An Economic Theory. Martin Roberts. Oxford, 1982.
- Clark M., Moutray C. The future of small businesses in the U.S. federal government marketplace // URL: http://www.papers.ssrn.com.
- Collins O. F., Moore D. G., and Unwalla D. B. The Enteiprising Man. Michigan State University. 1964.
- Drucker Peter F. Innovation and Entrepreneurship (Practice and Principles). Pan Books, 1985.
- Fry L. Entrepreneurship. A Planning Approach. West Publishing Company, 1992.
- Global Entrepreneurship Monitor. London Business School, Ernst and Young, 2000.
- Guert and March. A Behavioural Theory of the Firm. Prentice Hall, 1963.
- Kuratko Donald F., Hodgetts Richard M. Enterpreneurship. A Contemporary Approach. The Dryden Press, 1992.
- Pinchot Gifford III. Intrapreneuring. Harper Collins Publishers, 1985.
- Reynolds P. D. et al. Global Entrepreneurship Monitor: Data Collection Design and Implementation 1998−2003 // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. p. 205−231.
- Storey D. Understanding the Small Business Sector, Routledge 1994.
- Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в Росии. 1997. № 4 (11). С. 5.
- Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2. С. 59.
- Багиев Г. JI., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. URL: http://www.aup.ru/books.
- Блинов А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1995. № 2. С. 44.
- Воробьев С. Малый бизнес // Финансовая Россия. 1997. № 10. С. 4.
- Воробьев Ю. Штрихи к исследованию русского предпринимательства на рубеже XIX—XX вв.. // Предпринимательство. 1998. № 2−3. С. 43.
- Габелко М. В., Филатова Ю. В. Тендерные сопоставления характеристик предпринимательского потенциала в России: мифы и реальность // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 39.
- Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы и методы // Общество и экономика. 1995. № 12. С. 78.
- Грасмик К. И. Как создать систему государственного заказа на продукцию малых высокотехнологичных предприятий // ЭКО. 2006. № 10. С. 13.
- Грасмик К. И. Участие малых высокотехнологичных предприятий в выполнении государственного и муниципального заказа: эмпирический анализ // ЭКО. 2006. № 10. С. 84.
- Душацкий JI. Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социс. 1998. № 1. С. 71.
- Еваленко М. JT. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 60.
- Евсик Е. В. О применении специальных налоговых режимов // Налоговый вестник. 2005. № 1. С. 93.
- Егорова Н. Е., Хачатрян С. Р., Маренный М. А. Дифференциальный анализ развития малых предприятий, использующих кредитно-инвестиционный ресурс // Аудит и финансовый анализ. 2000. № 4. С. 23.
- Злобин Н. Н., Скрипичников Д. В. и др. Изучение влияния специальных режимов налогообложения. URL: http://www.smb.ru/pubHcations.html7id—izuchvliyaniyaspecregimov.
- Кардаш В. А. Системная диалектика экономических отношений // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т.2. № 3. С. 42.
- Кирьянов С. Малое предпринимательство враг глобализации. URL: http://www.rspp.su/articles/ksb/12.2007/smallbusiness.htm.
- Колесников А., Колесников В. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 46.
- Колесникова JT. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 51.
- Колесниченко А. Медведев собирается отнять кормушку // Аргументы и факты. 2008. № 14 (1431). С. 6.
- Концептуальные и стратегические параметры развития малого бизнеса в ЕврАзЭс // Проблемы современной экономики. 2008. № 1(5). URL: URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid= 15 234.
- Кошелев И. Неудобная прозрачность // C-news. 2005. № 8. С. 72.
- Кредитование малого и среднего бизнеса в России, 2008. URL: http://www.raexpert.ru/researches/finmb08.
- Нешитой А. С. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности // Финансовый менеджмент. 2002. № 4. URL: http://www.finman.ni/articles/2002/4/650.html.
- Образцова О. И. Предпринимательский потенциал российского общества: Россия в Global Entrepreneurship Monitor // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 29.
- Подпорин Ю. В. О специальных налоговых режимах // Налоговый вестник. 2005. № 12. С. 66.
- Попова Е. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 9−10. С. 131.
- Пустовит Д. Россия удвоит инвестиции в высокие технологии. URL: http://www.k2kapital.com/news/reportings/307 470.html.
- Радаев В. В. На изломе социальных структур // Рубеж (альманах социальных исследований). 1995. № 6−7. С. 172.
- Райзберг Б., Невелев В. Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малых предприятий // Экономист. 2007. № 11. С. 94.
- Репке В. Малое и среднее предприятие в народном хозяйстве // Политэконом. Российско-немецкий экономический журнал. 1998. № 1. С. 50.
- Свинаренко А. Г. О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта продукции // Наука и промышленность России. 2001. № 8. С. 4.
- Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права: материалы межвуз. научн. конф. / Под ред. О. Н. Олейник, В. М. Помазнева // Государство и право. 1996. № 4.С. 59.
- Сошникова Е. А. Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы и крупные промышленные предприятия) // Бизнес предложения. URL: http://www.smb-support.Org/bp/arhiv/7/statl3.htm.
- Татаркин А., Сухих В., Важенин С. Государство в системе отношений доверия в экономике // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 56.
- Технологический уклад отечественной экономики «ахиллесова пята» России. URL: http://www.elektroportal.ru/articles/art-292−12.html.
- Титов В. В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия // Финансы. 2006. № 2. С. 42.
- Цихан Т. Инновационная инфраструктура: опыт создания бизнес-инкубаторов // Теория и практика управления. 2004. № 7. С. 4. •
- Чепуренко А. Ю. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России. 2008. № 2. С. 22.
- Шамхалов Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства// Экономист. 1995. № 10. С. 88.
- Шевченко И. В., Александрова Е. Н. Система факторов экономического роста экономики // Финансы и кредит. 2005. № 12 (180). С. 8.
- Шемякина Т. Ю., Смородина А. А. Ему поддержка сегодня нужна: проблемы и решения развития сектора малых инновационных предприятий // Креативная экономика. 2007. № 1. С. 50.
- Шестоперов О. 6% «налог» на взятки // Аргументы недель 2008. № 14(100). С. 3.
- Шестоперов О.М. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 65.163