Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Малое предпринимательство в воспроизводственном процессе экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эволюции представлений о процессе предпринимательства выделяется несколько основных этапов. Наиболее значительный вклад в понимание сущности предпринимательства внесли классическая и неоклассическая школы, марксистская, австрийская и неоавстрийская. В рамках марксистского учения, отождествляющего фигуру предпринимателя и собственника капитала, по сути, игнорируется: предпринимательство как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства
    • 1. 1. Теоретические подходы к предпринимательству в различных экономических школах
    • 1. 2. Сущность и функции малого предпринимательства
    • 1. 3. Формирование институтов малого предпринимательства
  • Глава 2. Роль малого предпринимательства в макроэкономической структуре России
    • 2. 1. Динамика развития малого предпринимательства в России
    • 2. 2. Факторы и условия, определяющие функционирование малого предпринимательства в воспроизводственном процессе
    • 2. 3. Основные направления государственного регулирования малого предпринимательства

Малое предпринимательство в воспроизводственном процессе экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Главным результатом предпринимательской деятельности является внедрение инноваций в воспроизводственные процессы, что служит основой достижения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Повышение конкурентоспособности отечественного производства и формирование инновационного типа воспроизводства невозможны без адекватного развития предпринимательского сектора, малого в частности. Обеспечение динамической рыночной устойчивости на основе формирования и более полной реализации своего инновационного потенциала — важная цель функционирования малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства является движущей силой прогрессивных структурных преобразований, направленных на повышение эффективности воспроизводственного процесса.

Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного времени активно исследовала теорию и практику предпринимательства. Изучение проблемы сущности и развития предпринимательства в России возродилось в 90-х гг. XX в. В советский период ни теоретики, ни практики не уделяли должного внимания этой теме. На сегодняшний день еще не сложилась общепринятая экономическая теория отечественного предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. Предпосылкой продвижения отечественной экономики по общецивилизованному пути является развитие и совершенствование предпринимательства как особого вида хозяйственной деятельности. Малое предпринимательство, будучи важнейшей составляющей экономической сферы стран с рыночной экономикой, призвано сыграть важную роль в решении социально-экономических проблем в области национальной конкурентоспособности, экономического роста, повышения уровня занятости населения. Сегодня остро стоит проблема выработки теоретического подхода к сущности предпринимательства и его методологического обеспечения, без всестороннего осмысления которой невозможно сформировать точный инструментарий управления отечественной экономикой. Таким образом, исследование, раскрывающее место и роль малого предпринимательства в системе общественного воспроизводства, представляется актуальным.

Разработанности темы исследования. Экономическая наука уделяла и уделяет значительное внимание проблемам развития малого предпринимательства. Теоретические и методологические основы предпринимательства, его сущность и функции рассматривались в трудах таких ученых, как Р. Кантильон, А. Маршалл, JT. фон Мизес, М. Ротбард, А. Смит, Ж. Б. Сэй, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, и др. Следует заметить, что данные работы раскрывали содержание предпринимательской деятельности преимущественно на микроуровне, отражая мотивы предпринимательского поведения отдельного индивида или фирмы. В дореволюционной России проблемам малого предпринимательства уделяли большое внимание: В. Бсзобразов, С. Витте, П. Столыпин, М. Туган-Барановкий, А. Чаянов.

Современный этап исследования представлений о предпринимательской деятельности характеризуется значительным объемом работ как зарубежных, так и российских авторов. Особенностью данного периода является включение институциональных, правовых, социологических, технологических аспектов в рассмотрение сущности предпринимательства и его малой формы. В этой связи особого внимания заслуживают работы иностранных авторов: Дж. Бьюкенена, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, П. Друкера, В. Зомбарта, И. Кирцнера, Дж. Коммонса, Р. Коуза, Ф. Найта, X. де Сото и др.

Большое количество работ посвящено изучению взаимосвязи малого предпринимательства и динамики общественного развития. Здесь следует отметить труды таких ученых, как: J1. Абалкин, А. Анчишкин,.

A. Блинов, Б. Бродский, Н. Иванова, В. Иноземцев, М. Лапута, JT. Логвинов,.

B. Перепелкин, В. Радаев, Л. Слуцкий. В ряде работ рассматриваются основные положения государственной поддержки малого предпринимательства и совершенствования институционально-правовой среды.

В этой области исследования можно выделить следующих авторов: К. Грасмика, И. Кошелева, Ю. Кулика, Г. Лаптева, А. Нешитого, Е. Полякову, М. Рычева, Н. Солдатову, Т. Шемякину и др. Однако в столь значительном объеме исследований до сих пор не выработана целостная концепция определения роли, места и функций малого предпринимательства в воспроизводственном процессе. Недостаточная теоретическая разработанность, актуальность и возрастающая значимость проблем, связанных с развитием малого предпринимательства, определили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цель ц задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теории развития малого предпринимательства в воспроизводственном процессе посредством определения его сущности и содержания, природы и специфики, тенденций и факторов, а также своеобразия процесса формирования и развития малого предпринимательства в современной российской экономике. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— исследовать понятийный аппарат малого предпринимательства;

— выявить сущность и основные функции малого предпринимательстваизучить процесс формирования институтов малого предпринимательства и определить особенности, присущие данному процессу в России;

— дать количественную и качественную оценку развитию малого предпринимательства в отечественной экономике;

— выявить особенности воспроизводственного процесса в малом предпринимательстве;

— исследовать комплекс факторов и условий, определяющих развитие малого предпринимательства;

— разработать основные направления государственной поддержки развития малого предпринимательства.

Объектом исследования выступает малое предпринимательство как специфический субъект системы общественного воспроизводства экономики России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в результате функционирования малого предпринимательства в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем малого предпринимательства, определение его места и роли в системе общественных отношений.

Инструментарно-методичсский аппарат. В диссертационном исследовании применялись общенаучные методы познания: диалектико-материалистический, системный, институциональный, историко-логический, метод анализа и синтеза, метод экономико-статистических сравнений.

Информационную базу исследования составили материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных монографиях, периодических изданиях, аналитическая, статистическая, справочная и переводная литература по проблемам экономической теории, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы информационной сети Интернет.

Рабочая гипотеза заключается в теоретическом обосновании того, что малое предпринимательство выступает исходной точкой воспроизводственного процесса и является специфической экономической деятельностью в силу особенностей осуществляющего ее субъекта, которая оказывает влияние на общественное воспроизводство.

Основные положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. В процессе общественного развития важное значение приобретает рассмотрение сущности предпринимательства как функции особого экономического субъекта, связанной с преобразованием ограниченных ресурсов в факторы производства и с достижением эффективных результатов деятельности.

2. Для современного этапа развития экономических отношений характерны изменения в системе ценностей как на макроуровне, так и на уровне отдельного предпринимателя. Целевая установка ориентации предпринимателя на получение прибыли формирует в институционально не устроенном российском обществе оппортунистическое поведение экономических субъектов. Прибыль в предпринимательской деятельности выступает не целью, а результатом экономического поведения предпринимателя.

3. Отличительной чертой развития предпринимательства в России и его малой формы является нецивилизованный характер, что обусловлено комплексом историко-генетических причин. В России создание института предпринимательства оказалось не результатом эволюционного процесса, а закономерным следствием санкционированного государством разрешения заниматься этим видом деятельности. Более того, и в настоящее время формирование рыночных институтов предпринимательства обусловлено не экономической целесообразностью, а скорее, идеологической заданностью, стремлением любыми способами стимулировать процесс ради самого процесса. Результатом такой политики является закрепление существующих диспропорций воспроизводственного процесса и расширение сферы теневой экономики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что разработаны теоретические положения и методологические основы исследования развития малого предпринимательства, учитывающие его роль в воспроизводственном процессе ресурсных, динамических и результирующих компонентов. К числу наиболее существенных положений, отражающих научную новизну исследования, относятся следующие: разработан концептуальный подход к исследованию малого предпринимательства как подсистемы воспроизводственного процесса, включающий в себя три взаимосвязанных элемента функционирования: ресурсов, факторов и результатов. Это позволяет в комплексе рассматривать поточные, моментные и динамические параметры деятельности малого предпринимательства и осуществлять его обобщающую характеристику на основе статистической модели рейтинговой оценки регионов;

— уточнено определение сущности малого предпринимательства как формы проявления деятельности предпринимателя, характеризуемой масштабами привлекаемых ресурсов, которые определяются диалектической взаимосвязью индивидуальных особенностей субъекта предпринимательства и общественной оценкой результатов его деятельности;

— выделены, помимо традиционных (организационной, ресурсной и творческой), такие функции малого предпринимательства, как: конкурентная, трансакционная, селекционная, социальная, институциональная;

— сформулирован определяющий мотив поведения предпринимателя, заключающийся в самореализации путем внедрения инновации в воспроизводственные процессы;

— дана оценка влияния развития малого предпринимательства: 1) на роль в обеспечении занятости населения- 2) ориентированность на внутренний рынок (основная масса производства — неэкспортируемые товары) — 3) нацеленность на временные средства накопления капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие к предпринимательской деятельности;

— доказано, что несовершенство российских рыночных институтов права и отсутствие предпринимательских традиций приводят к таким негативным последствиям, как смещение малого предпринимательства из легитимной экономической сферы в теневой сектор;

— обоснованы предложения по совершенствованию системы мер государственной поддержки малого предпринимательства: 1) создание адекватных институциональных условий, обеспечивающих эффективность функционирования правового механизма- 2) обеспечение государственного заказа, в том числе инновационным малым предприятиям- 3) развитие системы венчурного кредитования, формирование кластеров банков (с межрегиональным и региональными филиалами), инвестиционных и финансовых компаний, специализирующихся на работе с малыми и средними предприятиями- 4) формирование партнерских отношений между властью и предпринимательством- 5) создание эффективной информационной инфраструктуры, обеспечивающей правовую защищенность малого предпринимательства;

— предложен комплекс мер по сокращению неформального сектора экономики: 1) создание эффективно работающего правового механизма регулирования предпринимательской деятельности и воспитание на этой основе высоконравственного, гуманистически образованного предпринимательского поведения- 2) усиление борьбы с коррупцией во власти- 3) повышение эффективности правоохранительной деятельности по отношению к экономическому криминалитету.

Теоретическая значимость работы. Диссертационное исследование позволяет обновить и расширить существующие теоретико-методологические представления по проблеме развития малого предпринимательства. Полученные теоретические результаты способствуют научному обоснованию направлений регулирования отношений, возникающих в результате функционирования малого предпринимательства.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования возможно применять при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, государственных программ поддержки малого предпринимательства. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», а также спецкурсов «Инновационная экономика», «Государственное регулирование».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры экономической теории Самарского государственного экономического университета, Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Стратегии регионального развития: методология и практика» (Самара, 2007 г.), 6-й Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2007 г.), XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008 г.), 2-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и совершенствования правового регулирования экономики» (Пятигорск, 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Наука, бизнес, образование'2009» (Самара, 2009 г.), Международной научно-практической конференции факультета экономики и управления Магнитогорского государственного университета «Современная экономическая модель. Проблемы и перспективы» (Магнитогорск, 2009 г.).

Результаты исследования используются в работе Департамента по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара.

Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях автора общим объемом 3,45 печ. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложенияиллюстративно-справочный материал представлен 17 таблицами и 3 рисунками.

Заключение

.

Проведенное научное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

— в эволюции представлений о процессе предпринимательства выделяется несколько основных этапов. Наиболее значительный вклад в понимание сущности предпринимательства внесли классическая и неоклассическая школы, марксистская, австрийская и неоавстрийская. В рамках марксистского учения, отождествляющего фигуру предпринимателя и собственника капитала, по сути, игнорируется: предпринимательство как особый вид ресурсапроблема развития добросовестной конкуренции как основы поиска наиболее эффективных комбинаций ресурсов. Особая роль в создании целостного представления о фигуре предпринимателя принадлежит Й. Шумпетеру, а так же представителям неоавстрийской школы Ф. фон Хайеку, М. Ротбарду, И. Кирцнеру, которые определяли предпринимательство как движущую силу взаимодействия людей в обществе, которая непрерывно создает, открывает и передает информацию или знание по мере того, как с помощью конкуренции она вносит согласованность и координацию во взаимно несогласующиеся планы разных людей;

— в процессе эволюции взглядов на сущность предпринимательской деятельности происходит постепенное смещение акцентов с микроуровня конкретного предпринимателя на макроуровень, когда предпринимательство рассматривается как особая функция, связанная с преобразованием факторов производства и управлением предприятиями;

— отмечаются два принципиально отличных подхода к определению понятия «предпринимательство»: 1) подход, фокусирующийся на индивидуальном предпринимателе, его мотивах, характеристиках и т. д.- 2) подход, акцентирующий взаимосвязь и взаимозависимость деятельности предприятия и среды его деятельности, включающих социальную, экономическую, политическую и техническую составляющиеопределены особенности во взглядах на сущность предпринимательства. Во-первых, предпринимательство в современном обществе — это не всегда производственная деятельность. Напротив, развитие сферы услуг в постиндустриальном обществе смещает акцент развития бизнеса именно в нематериальную сферу. Во-вторых, стремление к получению прибыли является не единственным мотивом предпринимательского поведения. Для современного — этапа развития отношений характерны изменения в системе ценностей как на макроуровне, так и на уровне отдельного предпринимателя. Однозначным следствием этих новых реалий является невозможность ориентации хозяйствующих субъектов только на собственный интерес в виде прибыли с точки зрения долгосрочной стратегии его выживания на рынке. В соответствии с терминологией бихевириальной теории все большую актуальность приобретает поведение, основанное не на принципе «максимизации», а на принципе «удовлетворительного компромисса» или «квазирешении конфликтов»;

— в ходе эволюции представлений о сущности предпринимательской деятельности сформировалось достаточно большое количество разнообразных концепций, рассматривающих данный процесс. Однако можно выделить отличительную черту практически всех подходов, отражающую инновационно-поисковый характер предпринимательства. Под инновациями в данном случае понимается создание новой информации, открытие новых возможностей для конкретной активности, переход к производству новых товаров и услуг, «выход» на новые финансовые и материальные ресурсы, внедрение организационных новшеств;

— особенностью малого предпринимательства, его сущностной характеристикой является наивысшая предпринимательская активность по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Это связано с гораздо большим риском, меньшими ресурсными возможностями, а также с необходимостью привлечения людей с потенциально высокими предпринимательскими способностями, что обусловлено ориентацией фирмы на динамичный долгосрочный рост;

— хозяйственная деятельность малых предприятий представляет собой смену состояния «сна» и «бодрствования», характеризирующих определенную цикличность в жизнедеятельности фирмы. Оба этих состояния достаточно важны, однако,. если структура долгое время находится в состоянии «сна», то она теряет свою жизнеспособность. Отмеченная особенность составляет основу достижения высоких количественных результатов деятельности экономических систем всех уровней и определяется фундаментальной способностью организационной структуры к саморазвитию;

— необходимо разграничивать понятия «предпринимательство» и «бизнес». Предпринимательство отличается инновационно-поисковым характером и является исходной точкой воспроизводственного процесса. Бизнес представляет собой законченную форму предпринимательской деятельности и осуществляет репродуктивные функциипринципиально важными элементами предпринимательской деятельности являются: организационное действие, инициирование изменений и денежный доход как цель и критерий успеха;

— можно отметить два различных подхода к исследованию сущности предпринимательстваструктурный и функциональный. В соответствии со структурным подходом предприниматели выделяются как особый слой по их месту в социально-экономической структуре и соответствующих экономических институтах. Функциональный подход определяет предпринимательство как социально-экономическую функцию, необходимую для всякого развития. К предпринимателям в этом случае относятся лишь те, кто осуществляет в данный момент указанную функцию независимо от своих структурно-должностных позиций;

— в ходе анализа мотивов предпринимательской деятельности были выявлены следующие социально-поведенческие характеристики предпринимателя:

1) главным мотивом предпринимательской деятельности является стремление к самореализации в экономической сфере общества;

2) предприниматель как экономический субъект всегда стремиться к новому, что позволяет ему безгранично расширять сферы своей деятельности;

3) прибыль для предпринимателя выступает не столько целью его деятельности, сколько общественной оценкой ее результатов;

4) предприниматель функционирует в условиях институциональных рамок, созданных обществом, часто сдерживающих возможности развития и реализации;

5) предприниматель часто выходит за рамки общепринятых норм, что делает его экономическим субъектом, функционирующим на грани легитимности;

— выделены, помимо традиционных (организационной, ресурсной и творческой), такие функции малого предпринимательства, как: конкурентная, трансакционная, селекционная, социальная, институциональная;

— уникальный характер свойств предпринимателя делает его специфическим экономическим субъектом, который в условиях асимметричной информации создает инновации, создающие основу для повышения эффективности существующего воспроизводственного процесса;

— одной из особенностей развития предпринимательства в России состоит в исторических условиях его возникновения. В странах Запада малое предпринимательство стало итогом длительного и эволюционного процесса, в основе которого лежит стихийная предпринимательская инициатива широких слоев населения. То есть процесс шел снизу, и только позже государство, осознав важность и полезность этого явления для развития экономики, начало искать пути его поддержки и стимулирования. В России же предпринимательство, за исключением теневой сферы, получило развитие с разрешения власти заниматься этим видом деятельности. Но в силу объективных и субъективных причин не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия на его развитие, что повлекло за собой формирование нецивилизованного типа предпринимательских взаимоотношений;

— наиболее подвержены «втягиванию» в нецивилизованные рамки функционирования (теневой сектор) малые предприятия в силу ряда причин: во-первых, из-за чрезмерной государственной налоговой нагрузки, во-вторых, малое предпринимательство более подвижно и имеет больше возможностей для сокрытия своей деятельности;

— основными действенными способами сокращения теневой экономики могут стать: усиление борьбы с коррупцией во властиповышение эффективности правоохранительной деятельности по отношению к экономическому криминалитетусоздание эффективно работающего правового механизма регулирования предпринимательской деятельности и воспитание на этой основе цивилизованного, высоконравственного, гуманистически образованного предпринимательского поведения;

— формирование рыночных институтов предпринимательства, в том числе малого сектора, обусловлено в настоящее время не экономической целесообразностью, а скорее идеологической заданностыо, стремлением любыми способами стимулировать процесс ради самого процесса, что ведет не к преобразованию экономики, ее структурных компонентов, а к расширению сферы теневой экономики;

— имеющий место нормативно-творческий процесс в области малого предпринимательства представляется неэффективным, поскольку имеет ряд серьезных недостатков, таких как: противоречивость, превалирование мер запретительного характера, что обусловливает непредсказуемость социально-экономических последствий;

— немаловажную роль в процессе становления институтов малого предпринимательства играет соотношение административно-распорядительных функций и социально-экономических регуляторов, причем перевес должен быть в сторону последних. В осуществляемой децентрализации государственного управления значительную роль играет передача функций и полномочий сверху вниз, от органов Федерации к органам субъектов Федерации и местного самоуправления;

— формирование цивилизованных предпринимательских отношений не может быть осуществлено без эффективного функционирования институтов права. Несовершенство российских рыночных институтов права приводит к таким негативным последствиям как: смещению малого предпринимательства из сферы производства в трансакционный сектор, недолговечности многих малых предприятийвытягиванию большинства малых предприятий на периферию технического прогресса, уходу малых предприятий в целях уклонения от неразумного налогообложения в теневую экономику;

— развитие институтов малого предпринимательства невозможно без адекватной поддержки государства, в основе которой должны лежать следующие принципы: кредитно-инвестиционный, налоговый, организационно-управленческий. Используя вышеобозначенные инструменты можно достичь роста частного конкурентоспособного сектора в производстве, что создаст условия для нового качества воспроизводственного процесса в масштабах всего общества;

— развитие малого предпринимательства в России является основным системообразующим фактором, без которого невозможно в силу его специфических особенностей функционирование воспроизводственного процесса, отвечающего современным потребностям общества;

— динамика развития отечественного малого предпринимательства отражает основные закономерности формирования и закрепления рыночных институтов в период 1990;х годов и начала 2000;х, что позволяет говорить о незавершенности данного процессаотраслевая структура малых предприятий является несбалансированной, поскольку основная их часть приходится на сферу торговли, общественного питания и другие отрасли (операции с недвижимостью, предоставление услуг и т. д.), характеризующиеся быстрой оборачиваемостью капиталапредприятия малого бизнеса отличаются существенной диверсификацией своей деятельности. Такая многопрофильность обусловлена двумя причинами: развитием деятельности и попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально обеспечивают только сфера торговли и услуг;

— опыт практически всех зарубежных стан показывает, что малые предприятия функционируют наиболее эффективно под патронажем крупных. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. В России малым предпринимательством преимущественно занимаются физические лица. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику в таких сферах, как выпуск некоторых продовольственных товаров, розничная торговля и бытовые услуги;

— определенные диспропорции сохраняются и в территориальном распределении малых предприятий, поскольку их основное число приходится на Центральный, Северо-Западаный и Приволжский округа, что отражает общую неравномерность экономического развития регионовсогласно результатам, полученным в рамках применения статистического метода рейтинговой оценки деятельности малого предпринимательства по федеральным округам, установлено, что не наблюдается прямой зависимости между количеством малых предприятий и другими показателями их деятельности, т. е. высокое число малых предприятий в регионе не свидетельствует о значительных показателях его развития;

— анализ численности занятых в сфере малого предпринимательства показал его значительную роль в обеспечении занятости населения и сокращении уровня безработицы. В этом проявляется основная социальная функция малого предпринимательства, сущность которой состоит в формировании среднего класса и повышении уровня благосостояния гражданнесмотря на определенный прогресс, отечественное малое предпринимательство развито пока недостаточно, особенно по сравнению с зарубежным, что подтверждается низкой долей произведенной продукции в ВВП страны;

— особенностью малого предпринимательства в России является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и реализуется более 80% произведенных товаров и услуг. Таким образом, малые предприятия, которые концентрируется в строительстве, сфере услуг и торговле, производят большую часть неэкпортируемых товаров в экономике страны;

— определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно временным средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие к предпринимательской деятельности;

— основная задача государства состоит не только в создании условий для повышения числа малых предприятий, но и в улучшении их качественного уровня. В связи с этим, речь должна идти о развитии малого инновационного предпринимательства;

— переход отечественной экономики на инновационный тип развития невозможен без адекватной поддержки малого предпринимательства на всех стадиях инновационного цикла — от идеи до готового продукта и его реализации на рынке;

— неотъемлемой частью деятельности малых предприятий является риск и неопределенность. Крупные предприятия, как правило, тяжелее переносят воздействие данных факторов, поэтому в области развития инноваций становятся незаменимы специализированные инновационные фирмы и венчурные фонды;

— развитие малых инновационных предприятий возможно только при наличии устойчивого внутреннего спроса на «научно-технический прогресс», без выполнения данного условия любые усилия по интенсификации научно-технического прогресса окажутся несостоятельнымималое предпринимательство является неотъемлемой частью воспроизводственного процесса, поскольку его функционирование связано с общественным разделением труда, воспроизводством капитала и созданием условий для качественного экономического роста;

— малое предпринимательство в системе простого и расширенного воспроизводства представляет собой особую, малую форму организации капитала с целью его сохранения и возрастания, что является основной экономической целью малых предприятийодной из важнейших экономических функций малого предпринимательства является обеспечение динамичной рыночной устойчивости на основе реализации инновационного потенциала, который способствует адаптации и саморазвитию малых предприятий в изменяющихся условиях внешней средыособенностью участия малого предпринимательства в воспроизводственном процессе является его способность ускорять оборот общественного капитала в целом и увеличивать создание в национальной и мировой экономике ВВП и массы прибыли;

— малое предпринимательство может эффективно функционировать только при наличии определенных условий и факторов, которые в совокупности обеспечивают формирование предпринимательской средык основным условиям, обеспечивающим развитие малого предпринимательства, можно отнести следующие: институциональные, производственно-экономические, технологические, социальнодемографические и глобализационныенаибольшее значение, на наш взгляд, имеют факторы, обусловливающие институциональные условия функционирования малого предпринимательства. Наиболее важные из них: слабость российского законодательства, высокие административные барьеры, коррумпированность госслужащих, отсутствие практики партнерских взаимоотношений между предприятиями и государством, затрудненный доступ к заемным средствам, отсутствие системы венчурного кредитования, слабый уровень развития производственной инфраструктуры;

— производственно-экономические условия функционирования малого предпринимательства характеризуются такими особенностями как: отсутствие собственной материально-технической базы, изношенностью оборудования или его отсутствием, высокой конкуренцией со стороны отечественных и зарубежных предприятий;

— реализация направлений, обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста невозможна без совершенствования технологической структуры отечественной экономики. В этом контексте особую роль приобретает функционирование малого предпринимательства как основного источника инновационного развития. В настоящий период времени не наблюдается положительной динамики развития малых инновационных предприятий, что обусловлено неразвитостью инновационной инфраструктуры, отсутствием должного финансирования, как со стороны государства, так и частного сектора;

— современное мировое хозяйство пронизано взаимосвязями и представляет собой интегрированную систему. Для защиты своих национальных ценностей решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг. С такой философией хозяйствования органически связаны вопросы развития малых предприятий, поскольку международная экономическая интеграция не в состоянии развиваться без стратегических изменений в сфере малого предпринимательстванеобходимость государственной поддержки малого предпринимательства обусловлена многими причинами, наиболее важной из которых является несовершенство российского законодательства. В настоящий момент общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства, обусловленные правовым нигилизмомосновной задачей государства можно считать обеспечение безопасности предпринимательской деятельности посредством реализации основных принципов управления государством: законности, гуманности и целесообразностив России сложилась своеобразная система государственной поддержки малого предпринимательства. С одной стороны, по своим внешним признакам сформированные институты в целом соответствуют их зарубежным аналогам. С другой стороны, эффективность работы механизма господдержки слабо ощущается предпринимателями. На наш взгляд это может быть следствием имеющихся противоречий в институциональной структуре общества и экономически обоснованной необходимостью наращивания потенциала малых предприятий с целью решения целого комплекса стратегических задач;

— несмотря на значительные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, по нашему мнению, следует очень взвешенно подходить к прямому бюджетному финансированию, создавая взамен благоприятные условия для развития малых предприятий на собственной основе;

— наиболее важными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства является устранение или сокращение административных барьеров, связанных с необходимостью лицензирования деятельности малых предприятий и сертификации их продукции, что будет также способствовать снижению коррумпированности государственных служащих;

— государственная поддержка малого предпринимательства в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот в рамках традиционно действующей налоговой системыупрощение системы учета отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;

— на наш взгляд, можно выделить основные формы государственной поддержки малого предпринимательства: обеспечение государственного заказа на продукцию малых предприятий, развитие системы венчурного кредитования, предоставление информационных слуг, обеспечение доступа к современным и технологиям, а также формирование партнерских отношений между властью и субъектами малого предпринимательства на основе института доверия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 17.07.2009 г.) // URL: http://www.consultant.ru.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2009 г.) // URL: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
  4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
  5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008 г. № 556 // URL: http://www.consultant.ru.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства» от 31 декабря 2008 г. № 1102 // URL: http://www.consultant.ru.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» от 16 февраля 2008 г. № 79 // URL: http://www.consultant.ru.
  9. Письмо ФАС РФ «О рассмотрении обращения по вопросу практики применения законодательства об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 17 октября 2008 г. №АК/2550-пр // URL: http://www.consultant.ru.
  10. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 23 мая 2008 г. №Д05−1978 // URL: http://www.consultant.ru.
  11. Письмо Минфина Российской Федерации от 21.06.2005 г. № 03−11−05/1 //URL: http://www.consultant.ru.
  12. Письмо Минфина Российской Федерации от 22.08.2005 г. № 03−11−04/3/58 // URL: http://www.consultant.ru.
  13. В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.
  14. Г. В. Государственное управление. М., 2000.
  15. А. Р. Индивидуальное предпринимательство как объект государственного регулирования: институциональные условия и механизмы поддержки на этапе восстановительного роста экономики региона: Дис.. канд. экон. наук. Ростов на Дону, 2007.
  16. А. В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 1997.
  17. В. Г. Партнерства государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.
  18. М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990.
  19. В. М., Волков Д. М. и др. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. М., 1995.
  20. А. А. Совершенствование структуры инвестиций в малом предпринимательстве: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
  21. В. В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004.
  22. Г. К. Предприниматель. М.: Посев, 1992.
  23. Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 20 002 007 гг. / Под ред. А. Г. Литвака, А. М. Шестоперова, О. М. Шестоперова. М.: ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», 2008.
  24. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  25. Н. Е., Майн Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М.: КНОРУС, 2005.
  26. Н. Е., Маренный М. А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация. М.: Спутник +, 2004.
  27. Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2004.
  28. . К., Кушлин В. И. и др. Экономика и организация рыночного хозяйства / Под ред. Б. К. Злобина, В. И. Кушлина. М., 1995.
  29. Н. Ю. Сущность и социально-экономические функции малого предпринимательства: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2005.
  30. Н. Ю., Ломакин О. Е. Инновационный менеджмент. М., 1998.
  31. Н. П. Экономика фирмы. Курс лекций / Экономический факультет МГУ. М., 1996.
  32. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. Сб. статей / Под ред. В. A. May, О. В. Кузнецовой. М., 2002.
  33. М. Д. Совершенствование механизма повышения эффективности малого предпринимательства: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
  34. В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
  35. Т. В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юрид. лит., 1994.
  36. И. М. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  37. Г. Б. Упрощенная система налогообложения. М.: АиН, 2003.
  38. JT. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000.
  39. В. В., Кузнецова Г. В. Предприятия малого бизнеса: государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. М.: ПРИОР, 1997.
  40. Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1986.
  41. Ю. П. Развитие экономических отношений между корпорациями малыми и средними предприятиями: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов, 2007.
  42. Г. Д., Рычев М. В., Цыганов С. А. Инфраструктура трансфера университетских технологий. М.: МГУ, 2000.
  43. М. Г., Старостина Ю. JI. Современные проблемы малого предпринимательства. М., 1998.
  44. Е. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. М., 1996.
  45. JI. Н. Влияние развития малого предпринимательства на экономический рост в России: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2008.
  46. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
  47. Малое предпринимательство. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002.
  48. Налогообложение малого предпринимательства: законодательная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса. М.: ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», 2002.
  49. Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Теодора' Шанина. М.: Логос, 1999.
  50. Неформальный сектор в Российской экономике / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства- Научн. ред. Т. Г. Долгопятова. М., 1998.
  51. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственных кооперативов. М., 1927.
  52. М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / Под общ. ред. А. А. Гусейнова М.: Прогресс, 1987.
  53. Е. А. Управление технологическим развитием малых производственных предприятий (на примере муниципального образования «Котлас»): Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
  54. М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002.
  55. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993.
  56. Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века. М., 1998.
  57. В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика / Центр политических технологий. М., 1998.
  58. . А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь — 2-е изд., исправ. М.: ИНФРА-М, 1998.
  59. Российский статистический ежегодник, 2005: Стат.сб. / Росстат. М., 2005.
  60. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007.
  61. Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009.
  62. Л. Э. Развитие малого предпринимательства в современной российской экономике: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2001.
  63. Н. Ф. Основные направления повышения конкурентоспособности малых предприятий: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2007.
  64. В. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М., 1996.
  65. В. А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону, 1977.
  66. Ю. А. Предприниматель и Закон. М., 1996.
  67. О. А. Внешнеэкономический потенциал и конкурентоспособность малого предпринимательства региона в условиях посткризисного развития: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  68. В. Ю. Экономические основы малого предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 2004.
  69. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986.
  70. А. А. Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства в 2008 году. — М., 2009. С. 4.
  71. А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2007 году. М., 2008. URL: URL: http://nisse.m/work/projects/monitorings/small-business/small-business7.html.
  72. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.1. W
  73. И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., 1982.
  74. В. М. Конструктивное предпринимательство. М.: ИПА «Три Л», 1994.
  75. Appleby Robert С. Modern Business Administration. 4th ed. Pitman Publishing, 1989.
  76. Casson M. The Entrepreneur: An Economic Theory. Martin Roberts. Oxford, 1982.
  77. Clark M., Moutray C. The future of small businesses in the U.S. federal government marketplace // URL: http://www.papers.ssrn.com.
  78. Collins O. F., Moore D. G., and Unwalla D. B. The Enteiprising Man. Michigan State University. 1964.
  79. Drucker Peter F. Innovation and Entrepreneurship (Practice and Principles). Pan Books, 1985.
  80. Fry L. Entrepreneurship. A Planning Approach. West Publishing Company, 1992.
  81. Global Entrepreneurship Monitor. London Business School, Ernst and Young, 2000.
  82. Guert and March. A Behavioural Theory of the Firm. Prentice Hall, 1963.
  83. Kuratko Donald F., Hodgetts Richard M. Enterpreneurship. A Contemporary Approach. The Dryden Press, 1992.
  84. Pinchot Gifford III. Intrapreneuring. Harper Collins Publishers, 1985.
  85. Reynolds P. D. et al. Global Entrepreneurship Monitor: Data Collection Design and Implementation 1998−2003 // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. p. 205−231.
  86. Storey D. Understanding the Small Business Sector, Routledge 1994.
  87. В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в Росии. 1997. № 4 (11). С. 5.
  88. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2. С. 59.
  89. Г. JI., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. URL: http://www.aup.ru/books.
  90. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1995. № 2. С. 44.
  91. С. Малый бизнес // Финансовая Россия. 1997. № 10. С. 4.
  92. Ю. Штрихи к исследованию русского предпринимательства на рубеже XIX—XX вв.. // Предпринимательство. 1998. № 2−3. С. 43.
  93. М. В., Филатова Ю. В. Тендерные сопоставления характеристик предпринимательского потенциала в России: мифы и реальность // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 39.
  94. Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы и методы // Общество и экономика. 1995. № 12. С. 78.
  95. К. И. Как создать систему государственного заказа на продукцию малых высокотехнологичных предприятий // ЭКО. 2006. № 10. С. 13.
  96. К. И. Участие малых высокотехнологичных предприятий в выполнении государственного и муниципального заказа: эмпирический анализ // ЭКО. 2006. № 10. С. 84.
  97. JI. Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социс. 1998. № 1. С. 71.
  98. М. JT. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 60.
  99. Е. В. О применении специальных налоговых режимов // Налоговый вестник. 2005. № 1. С. 93.
  100. Н. Е., Хачатрян С. Р., Маренный М. А. Дифференциальный анализ развития малых предприятий, использующих кредитно-инвестиционный ресурс // Аудит и финансовый анализ. 2000. № 4. С. 23.
  101. Н. Н., Скрипичников Д. В. и др. Изучение влияния специальных режимов налогообложения. URL: http://www.smb.ru/pubHcations.html7id—izuchvliyaniyaspecregimov.
  102. В. А. Системная диалектика экономических отношений // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т.2. № 3. С. 42.
  103. С. Малое предпринимательство враг глобализации. URL: http://www.rspp.su/articles/ksb/12.2007/smallbusiness.htm.
  104. А., Колесников В. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 46.
  105. JT. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 51.
  106. А. Медведев собирается отнять кормушку // Аргументы и факты. 2008. № 14 (1431). С. 6.
  107. Концептуальные и стратегические параметры развития малого бизнеса в ЕврАзЭс // Проблемы современной экономики. 2008. № 1(5). URL: URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid= 15 234.
  108. И. Неудобная прозрачность // C-news. 2005. № 8. С. 72.
  109. Кредитование малого и среднего бизнеса в России, 2008. URL: http://www.raexpert.ru/researches/finmb08.
  110. А. С. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности // Финансовый менеджмент. 2002. № 4. URL: http://www.finman.ni/articles/2002/4/650.html.
  111. О. И. Предпринимательский потенциал российского общества: Россия в Global Entrepreneurship Monitor // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 29.
  112. Ю. В. О специальных налоговых режимах // Налоговый вестник. 2005. № 12. С. 66.
  113. Е. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 9−10. С. 131.
  114. Д. Россия удвоит инвестиции в высокие технологии. URL: http://www.k2kapital.com/news/reportings/307 470.html.
  115. В. В. На изломе социальных структур // Рубеж (альманах социальных исследований). 1995. № 6−7. С. 172.
  116. ., Невелев В. Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малых предприятий // Экономист. 2007. № 11. С. 94.
  117. В. Малое и среднее предприятие в народном хозяйстве // Политэконом. Российско-немецкий экономический журнал. 1998. № 1. С. 50.
  118. А. Г. О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта продукции // Наука и промышленность России. 2001. № 8. С. 4.
  119. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права: материалы межвуз. научн. конф. / Под ред. О. Н. Олейник, В. М. Помазнева // Государство и право. 1996. № 4.С. 59.
  120. Е. А. Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы и крупные промышленные предприятия) // Бизнес предложения. URL: http://www.smb-support.Org/bp/arhiv/7/statl3.htm.
  121. А., Сухих В., Важенин С. Государство в системе отношений доверия в экономике // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 56.
  122. Технологический уклад отечественной экономики «ахиллесова пята» России. URL: http://www.elektroportal.ru/articles/art-292−12.html.
  123. В. В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия // Финансы. 2006. № 2. С. 42.
  124. Т. Инновационная инфраструктура: опыт создания бизнес-инкубаторов // Теория и практика управления. 2004. № 7. С. 4. •
  125. А. Ю. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России. 2008. № 2. С. 22.
  126. Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства// Экономист. 1995. № 10. С. 88.
  127. И. В., Александрова Е. Н. Система факторов экономического роста экономики // Финансы и кредит. 2005. № 12 (180). С. 8.
  128. Т. Ю., Смородина А. А. Ему поддержка сегодня нужна: проблемы и решения развития сектора малых инновационных предприятий // Креативная экономика. 2007. № 1. С. 50.
  129. О. 6% «налог» на взятки // Аргументы недель 2008. № 14(100). С. 3.
  130. О.М. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 65.163
Заполнить форму текущей работой