Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы: на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании была установлена степень разработанности различных аспектов проблемы в философско-эстетической, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературев ходе констатирующего эксперимента выявлено состояние исследуемой проблемы в школьной практике обучения литературе и соотнесено с современными научными исследованиямивыделены наиболее значимые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Специфика использования современных педагогических технологий в процессе обучения литературе
    • 1. Деятельностная теория обучения и современные педагогические технологии
    • 2. Организация деятельности учащихся по исследованию текста на уроках литературы (психолого-педагогический аспект)
    • 3. Констатирующий эксперимент
  • Глава 2. Проблемы изучения творчества М. Ю. Лермонтова в школе
    • 1. Своеобразие поэтики М. Ю. Лермонтова как литературоведческая проблема (теоретико-литературный обзор)
    • 2. Традиции в изучении творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе средней школы и направленность инновационных процессов при изучении темы
  • Глава 3. Исследовательская деятельность учащихся на уроках по изучению жизни и творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе
    • 1. О концепции системы уроков и организации исследовательской деятельности учащихся по изучению поэтики М.Ю. Лермонтова
    • 2. Система уроков и заданий по творчеству М.Ю. Лермонтова
      • 2. 2. 1. Сочетание индуктивного и дедуктивного подхода при изучении биографии М.Ю. Лермонтова
      • 2. 2. 2. Мотивация и процесс решения проблемных задач при изучении лирики (стихотворение «Ангел» — лейтмотив Ангела и Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова)
      • 2. 2. 3. Роль эвристических заданий в расширении представлений и знаний учащихся о своеобразии романтического героя в творчестве
  • М.Ю. Лермонтова
    • 2. 2. 4. Проблемная ситуация на уроке как основа изучения синтетической природы лермонтовского жанра
      • 2. 2. 5. Системность проблемных вопросов и исследовательских проектов на уроках при изучении прозы М.Ю. Лермонтова
    • 3. Итоги развивающего эксперимента

Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы: на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Модернизация образования, осуществляемая на основе национальной доктрины, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2000 г., предполагает обновление целей, содержания технологий обучения и воспитания учащихся. В этой важной работе особое место занимает формирование у учащихся целостного миропонимания, общей и филологической культуры (культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления и др.).

Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе анализа отдельных произведений и при изучении монографических тем, курса истории литературы в целом, обучение навыкам интерпретации произведений из сферы научной методологии и методики переходит в практику преподавания, потребности которой в научно обоснованной системной деятельности возрастают. Труды филологов XX в. (М.М.Бахтин, С. Г. Бочаров, Г. А. Гуковский, Ю. М. Лотман, А. И. Ревякин, Г. М. Фридлендер и др.) осваиваются методикой преподавания литературы. На основе фундаментальных филологических исследований развиваются сложные системы обучения, учитывающие принципы целостности, микрои макроанализа историко-культурного процесса, что способствует интенсификации инновационных процессов в методике преподавания литературы.

Изучение поэтики произведений является одним из главных направлений освоения литературы в современной школе. Развитие этой тенденции требует учёта специфики читательского восприятия как сложного процесса, в котором активно взаимодействуют все сферы восприятия, развивается способность мыслить образами, соединяются конкретика и обобщение, учета того, что образное обобщение может осуществляться только через «сцепление» художественных частностей, только через чувственное постижение сложных смыслов и символов (Д.Д.Благой, Я. С. Билинкис, А. Н. Веселовский,.

B.В.Виноградов, М. Л. Гаспаров, Г. П. Макогоненко, А. А. Потебня, Б. В. Томашевский, Б. М. Эйхенбаум и др.).

В изучении творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе имеются методические традиции (они касаются выбора произведений, методики их анализа), но эта тема в 9 классе, совпадающая с возрастными интересами и возможностями учащихся, не оказывает достаточно глубокого влияния как на обучение, так и на воспитание учащихся. Масштабность личности писателя, сложность его мироощущения, озарения, парадоксы, открытия и тупики художественного освоения мира, многообразие влияния лирики и прозы М. Ю. Лермонтова на творчество писателей последующих времён редко получают на занятиях в школе должное освещение. Противоречивость, фрагментарность, закрепление стереотипов — вот, что характерно для большинства методических рекомендаций по этой теме в конце XX — начале XXI вв. Но интерес школьников к образу Печорина не только не ослабевает, но приобретает всё большую остроту. Требуется обновление содержания и методики изучения темы в школе.

Степень разработанности проблемы. В исследованиях психологов личность и деятельность как теоретические понятия и стали одними из основополагающих. Об этом писали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

C.Л.Рубинштейн, Г. В. Сухо дольский, Г. П. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин и др. С опорой на исследования психологов в педагогике разработаны новые лич-ностно-ориентированные технологии на деятельностной основе: игровые технологии (В.В.Кирюшин, Б. П. Никитин, Н. Е. Щуркова и др.), технологии проблемного обучения (А.В.Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, ИЛ. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.), технология коллективного взаимообучения (В.К.Дьяченко, А. Г. Ривин,), интерактивные технологии (В.В.Гузеев, Р. В. Овчарова и др.), проектная технология (П.С.Лернер, М. Б. Павлова, Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, С. Т. Шацкий и др.), позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Соединяя достижения педагогики, психологии и литературоведения, методика преподавания литературы осмысляет проблему школьного анализа художественного произведения во многих аспектах. Работа над жанровой спецификой произведений освещена в исследованиях Т. Г. Браже,.

B.И.Водовозова, В. В. Голубкова, М. Г. Качурина, Н. И. Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана, ВЛ. Стоюнина, В. П. Острогорского и др. Взаимосвязь восприятия и анализа произведения исследуют О. Ю. Богданова, Л. С. Выготский, Л. К. Жабицкая, Н. Д. Молдавская, О. И. Никифорова и др. Системное виденье историко-литературного процесса получило отражение в программах, учебниках и методических рекомендациях Г. И. Беленького,.

C.А.Зинина, В. Я. Коровиной, А. Г. Кутузова, В. Г. Маранцмана, Г. С. Меркина, В. Ф. Чертова. Развитие сфер читательского восприятия, интенсификация литературного и художественного развития, применение новых технологий и методов на уроках литературы исследуются Н. А. Бодровой, О. М. Буранком, Г. Н. Иониным, Л. И. Коноваловой, Е. М. Колокольцевым, С. А. Леоновым, Ш. А. Махмудовым, И. В. Рогожиной, А. Г. Прокофьевой и др. История методики обобщена в трудах Т. Е. Беньковской, Я. А. Ротковича и др.

В целом в методической науке четко обозначены как стремление к обновлению учебных технологий, к их интенсификации, с одной стороны, так и стремление к обновлению содержания обучения, к его сближению с достижениями науки о литературе — с другой. Существует значительное число методических исследований и практических разработок, авторы которых стремятся к соединению указанных качеств, однако изучение творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе общеобразовательной школы такому анализу пока не подвергалось.

Объектом исследования в данном диссертационном исследовании стало изучение особенностей поэтики текста при помощи исследовательских заданий.

Предмет исследования — последовательность и связь исследовательских заданий различного уровня при изучении монографической темы.

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить влияние исследовательских заданий на понимание девятиклассниками своеобразия творчества писателя и его значения в истории литературы.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1) соотнести научные представления об особенностях поэтики Лермонтова с практикой освоения темы в школе;

2) выделить такие устойчивые лейтмотивы в творчестве Лермонтова и особенности их функционирования, которые могут стать основой для построения целостной картины творчества писателя в школьном обучении;

3) расширить круг изучаемых произведений в школе для более точного выявления учащимися антиномичности проблем, мотивов в творчестве Лермонтова, включив в круг исследования детей ранее изученные произведения;

4) разработать систему уроков по теме: «Жизнь и творчество Лермонтова в 9 классе» с учётом деятельностного подхода в обучении и с использованием исследовательских, творческих заданий разного уровня.

Научная гипотеза. Изучение творчества М. Ю. Лермонтова как единой системы, в которой исповедальность, романтические мотивы, образы, эволюция лирического героя и другие особенности совмещаются с переплавкой опыта европейской и русской литературы, диалектично взаимодействуют с элементами поэтики реализма, должно быть основано на системе исследовательских заданий для учащихся, позволяющей с учётом возрастных особенностей их восприятия и перспектив их развития интенсифицировать мышление, эмоции, память, закрепить умение сочетать образную конкретизацию и образное обобщение как интегративное качество литературного развития.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, о целостности развития явлений и процессовтруды по теории и истории литературыисследования о лично-деятельностном и функционально-системном подходах в обученииработы по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, в которых разработаны проблемы восприятия и изучения художественных произведений с учётом возрастных особенностей учащихся.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования: методы теоретического анализа (анализ, синтез, сопоставление и т. п.) — сравнительный и проблемный анализ методических исследований (программ, учебников, педагогического опыта) — эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа) — количественный и качественный анализ контрольных, творческих работ в процессе экспериментаанализ итогов эксперимента.

Основные этапы исследования.

На первом этапе исследования (2003;2004 гг.) вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, были изучены связанные с ней психологические, педагогические, методические, литературоведческие труды, определены основные направления, рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.

На втором этапе исследования (2004;2005 гг.) был изучен уровень знаний по теме у учащихся средней школы и учителейпроводился констатирующий эксперимент, обобщались его результаты, вносилась корректировка в содержание и методику изучаемой проблемы.

На третьем этапе исследования (2006;2007 гг.) продолжалась экспериментальная работа в разных типах школ, проводился анализ экспериментальных материалов с учителями, были подготовлены публикации по проблеме, вносились уточнения в систему уроков, формулировались выводы, проводилось оформление диссертации.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• систематизированы знания о взаимосвязи элементов поэтики Лермонтова, которые определяют синтетическое соединение в его творчестве романтизма и реализма, эволюции лирического героя, изменение жанровой специфики;

•теоретически обоснована и практически проверена эффективность исследовательской деятельности учащихся на всех этапах изучения темы и определены типы заданий, основанные на сочетании в рамках урока проблемных, исследовательских, творческих заданий, индуктивного и дедуктивного подходаопределены принципы их варьирования (образная конкретизацияобразное обобщение);

•доказано, что активизация мышления, эмоций, воображения учащихся 9 классов при помощи музыки, изобразительного искусства, театра и киноважное условие освоения сложных теоретических понятий (романтизм как художественный метод) и развития представлений об историко-литературном процессе (эволюция героя, жанров).

Теоретическая значимость исследования:

• выделены образно-тематические связи мотивов в лирике и прозе, значимые при системном изучении творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе;

•определены типы заданий, наиболее эффективные для выявления своеобразия творчества Лермонтова, объяснена их взаимосвязь в системе уроков;

• на основе проблемной технологии разработана система исследовательских заданий по анализу лирических и лиро-эпических произведений, по выявлению системы точек зрения в прозе, по укрупнению обобщений на уроках при изучении творчества Лермонтова.

Практическая значимость исследования обусловлена детальной разработкой указанной системы уроков и заданий, составляющих методическое руководство для учителя, а также возможностью использования материалов диссертации на вузовских занятиях по методике преподавания литературы, посвященных инновационным технологиям обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методика изучения творчества М. Ю. Лермонтова должна учитывать сложную природу этого явления, в котором рано проявлялись и сохранялись на всех этапах устойчивые антиномичность и автобиографичность основных мотивов.

2. Изучение творчества Лермонтова как единой системы позволяет пока®зать учащимся эволюцию романтического героя, своеобразие проявлений поэтики романтизма и реализма на уровне мироощущения, метода, стиля. Для этого необходимо усилить внимание к биографии поэта, расширить круг изучаемых произведений, включить в уроки для активизации освоения темы изученные ранее произведения.

3. При изучении творчества Лермонтова необходимо учитывать эмоцио-# нальную напряженность его произведений, экспрессивность и одновременно интеллектуальную наполненность образов, что даёт возможность активизировать на уроках все сферы читательского восприятия произведений учащимися.

4. Организация исследовательской деятельности учащихся по изучению поэтики романтизма и реализма в ходе изучения поэзии и прозы Лермонтова содействует более глубокому и прочному усвоению материала, активизирует литературное развитие учащихся.

5. Деятельностный подход к обучению с учетом исследовательских технологий, примененный в системе уроков по изучению творчества М. Ю. Лермонтова, может быть использован при изучении типологически сходных явлений русской литературы XX в. (романтизм М. Горькогопринцип «игры» в текстах постмодернизма и др.).

Апробация диссертации проводилась на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры словесности и культурологи ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в ходе обсуждения материалов и результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования бы-^ ли представлены в докладах на Всероссийских, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях: «Речевой портрет современника» (Н.Новгород, 2005,2006), «Наследие Д. С. Лихачёва: проблематика, поэтика, творческие связи», посвященной юбилею учёного" (С-Петербург, 2006), «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и вузе».

Н.Новгород, 2006), «Болдинские чтения» (Н.Новгород, 2005, 2006, 2007), изложены в четырех публикациях.

Выводы по третьей главе.

В результате проведенного нами исследования по разработке и апробации системы уроков, рассматривающей творчество М. Ю. Лермонтова как единый процесс, в котором диалектично объединились романтизм и реализм, мы пришли к следующим выводам:

1. Система уроков учитывает возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений и возможности интенсификации всех сфер восприятия произведений.

2. Система уроков по изучению монографической темы в 9 классе направлена на развитие у учащихся умений:

— видеть проявление в тексте романтических и реалистических тенденций;

— выявлять в творчестве писателя ведущие лейтмотивы, рассматривать их эволюцию в процессе творчества;

— разграничивать при анализе произведения образы автора и героя;

— пользоваться при анализе и интерпретации произведений полученными теоретическими знаниями;

— применять полученные знания при анализе произведений XX века.

3. В ходе обучающего эксперимента подтвердилась результативность нашей системы уроков и исследовательских заданий, в ней использованных. Данные итоговых контрольных срезов в экспериментальных классах показывают, что предложенный нами системный подход к изучению монографической темы, вариативность, постепенное усложнение, увеличение доли самостоятельности в исследовательских заданиях позволяет существенно повысить уровень литературного развития школьников, расширяет их теоретические знания, развивает навыки аналитической работы, интерпретации произведений, повышает уровень начитанности и культуры, способствует осознанному формированию читательских предпочтений, что в целом приводит к более полноценному осмыслению учащимися художественных произведений.

Заключение

.

В настоящее время проблемы школьного филологического образования.

— цели и задачи изучения литературы в школе, преемственность разных его ступеней, критерии его качества, содержание базового и профильного уровней, формы итоговой аттестации и т. д. — становятся предметом острых дискуссий. В сфере постоянного внимания методистов, учителей-словесников находится также проблема понимания и интерпретации произведения искусства как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний. Одним из путей изучения литературного текста, ориентирующего школьника на освоение произведения в единстве его содержания и формы, на глубокое постижение его смысловой и художественной сложности, его эмоционального наполнения, является системный подход к изучению личности и творчества писателя как единого диалектического процесса.

В своей работе мы предложили такую систему уроков в 9 классе по изучению творчества М. Ю. Лермонтова. Результаты диссертационного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу: изучение творчества М. Ю. Лермонтова как единой системы, где синтез романтических и реалистических тенденций будет содействовать более глубокому, системному освоению программного материала. Оно должно быть основано на системе исследовательских заданий, позволяющей с учётом возрастных особенностей восприятия и перспектив развития учащихся интенсифицировать мышление, эмоции, память, закрепить умение сочетать образную конкретизацию и образное обобщение как интегративное качество литературного развития. Опираясь на последние достижения психологии и педагогики, в основу системы уроков мы положили деятельностный подход в обучении. Использование исследовательских, эвристических, творческих заданий, их постепенное усложнение от урока к уроку, их вариативность, многократное применение и высокая доля самостоятельности при выполнении дали большой эффект.

В диссертационном исследовании была установлена степень разработанности различных аспектов проблемы в философско-эстетической, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературев ходе констатирующего эксперимента выявлено состояние исследуемой проблемы в школьной практике обучения литературе и соотнесено с современными научными исследованиямивыделены наиболее значимые литературоведческие понятия, необходимые при изучении своеобразия творчества М. Ю. Лермонтова как историко-культурного процессаопределена логика соединения разных этапов творчества М. Ю. Лермонтова, разных родов литературы (лирика, поэмы, драма, проза) в единую системувыявлены образно-тематические связи мотивов, образов в творчестве М. Ю. Лермонтова, особенности функционирования которых учтены в системе уроковрасширен круг изучаемых в школе произведений для выявления учащимися антиномичности проблем, мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтовапредложены методические приёмы и варианты исследовательских, эвристических и творческих заданийразработаны рекомендации по изучению темы «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» в 9 классе.

Предложенная концепция позволила определить системный подход к изучению монографической темы в школе, рассматривающей творчество М. Ю. Лермонтова как единый процесс. В систему уроков, объединяющую изучение произведений разных литературных родов, введены исследовательские задания по анализу художественного времени и пространства в произведениях, системе точек зрения в романе, восприятию и анализу диалогичности в романе, укрупнению обобщений по теме.

Усиление внимания в школе к поэтике романтизма и реализма в творчестве М. Ю. Лермонтова выходит по актуальности за рамки одной темы в 9 классе. Устойчивость проявления иной роли автора в XX в. можно связать с опытом М. Ю. Лермонтова, когда автор внутри произведения остаётся субъектом с ярко выраженными желаниями, страстями, «думами» и при этом говорит от лица героев и от «имени духа человечества» (К. Юнг). Распространённость в XX веке субъективно-биографической модели творчества (В. Маркович) позволяет учитывать место и роль этой тенденции в литературе постреализма и постмодернизма, а также использовать данную модель при изучении творчества писателей XX века (М. Горького, А. Блока, А. Платонова, М. Булгакова, В. Гроссмана, В. Набокова и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульха-нова. — Воронеж, 1999. — 335 с.
  2. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя / под ред. M.JI. Семановой. М., 1987.- 175 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  4. С.А. Лермонтов // М.Ю.Лермонтов : PRO ЕТ CONTRA = Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. — 1078 с.
  5. Л.А. Серебро и чернь : Русское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века / Л. А. Аннинский. М.: Книжный сад, 1997.-221 с.
  6. В.А. Лермонтов. Поэзия познания и действия / В. А. Архипов. М.: Московский рабочий, 1965. — 229 с.
  7. В.Я. Динамика концепции российского читателя / В.Я. Ас-карова. СПб.: Изд-во государственного университета культуры и искусств, 2003. — 374 с.
  8. Д.Г. Стихотворения, поэмы, драматургия / Д. Г. Байрон. М.:1. РИПОЛ, 1996.-828 с.
  9. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  10. М. Символы и аллегории : Визуальные коды понятий в произведениях изобразительного искусства / М. Батистини. М.: Искусство, 2007. — 384 с.: ил.
  11. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  12. Г. И. Комментированное чтение текста // Изучение художественного текста в VIII X классах: сборник статей под ред. Н. И. Кудряшева и Н. Д. Молдавской. — М., 1956. — С. 54−56.
  13. В.Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т.4. Статьи и рецензии 1840−1841 гг. / В.Г. Белинский- М.: Изд-во АН СССР (Пушкинский Дом), 1953. 675 с.
  14. А. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации / А. Белый. М.: Советский писатель, 1988. — 830 с.
  15. Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма / Т. Д. Бенедиктова. Эл.ресурс. — http: www. hi-edu ru.
  16. Д.Д. От «Евгения Онегина» до «Героя нашего времени». К вопросу о художественном методе Лермонтова // Проблемы романтизма: сборник статей. М.: Наука, 1956. — 532 с.
  17. А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Очерки, статьи, речи / А. А. Блок. -М.: Правда, 1971.-406 с.
  18. П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  19. О.Ю. Бунин в школе : Книга для учителя / О. Ю. Богданова. М.: Дрофа, 2003. — 304 с.
  20. Н.А. Стихотворная речь / Н. А. Богомолов. М.: Интреп-ракс, 1995.-262 с.
  21. Н. А. Лирика И.Ф. Анненского в выпускном классе / Н. А Бодрова. Самара, 2001. — 77 с.
  22. Н. А. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» в выпускном классе : Пособие учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам-филологам / Н. А Бодрова. Самара: СИПКРО, 2002. — 73 с.
  23. Н. А. Творчество А.А. Ахматовай и М.И. Цветаевой в школьном изучении: пособие учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам-филологам / Н. А Бодрова. -Самара: СИПКРО, 1994. 124 с.
  24. Т.Г. Гуманитарная культура взрослых : развитие в процессе непрерывного образования / Т. Г. Браже. СПб.: Тускарора, -2006. -146 с.
  25. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения : Пособие для учителя — изд. 2-е, перераб. / Т. Г. Браже. СПб.: Фирма «Глагол», 2000. — 272 с.
  26. С. О. Стихотворения М. Лермонтова /С. О. Бурачок // М. Ю. Лермонтов: PRO ЕТ CONTRA = Личность и творчество Михаила
  27. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. — 1078 с.
  28. Н. Одолевая радостью страданья / Н. Бурляев. М.: Алгоритм, 2003.-431 с.
  29. А.Д., Якубовская, М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста / А. Д. Вартаньянц, М. Д. Якубовская. М.: АО Аспект Пресс, 1994. — 240 с.
  30. М.Ю. Лермонтову : Юбилейный сборник Пг.: Т-во «В.В Думнов, наследник бр. Салаевых», 1914. — 384 с.
  31. В.В. Избранные труды — Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1990. — 386 с.
  32. П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество / П.А. Виско-ватый. М.: Современник, 1987. — 493с.
  33. Н.М. Образ современника в драме Лермонтова «Странный человек» / Н. М. Владимирская. Орджоникидзе, 1963. -296 с.
  34. В.И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов. М.: Педагогика: — 1986. — 474 с.
  35. Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, — 1997.-416 с.
  36. Г. Г. Актуальность прекрасного Пер. с нем. / Х. Г. Гадамер.- М.: Искусство, 1991. 367 с.
  37. А.И. Собр. соч: в 9 т. Т. 7. Статьи 1853 -1963 гг. / А. И. Герцен.- М.: Гослитиздат, 1958.-727 с. 46.47,48,49,50.51,52.53,54,55
Заполнить форму текущей работой