Организация воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре
И именно среда обитания, природа, обусловили как образ жизни, так и хозяйственную деятельность коренного населения Севера. В основном, хозяйство северян было комплексным, включающим такие виды деятельности как оленеводство, рыболовство, охотничий промысел. Но в зависимости от места обитания, выделялась ведущая отрасль. Так, сегодня, невозможно представить ненецкую культуру без оленеводства… Читать ещё >
Организация воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава I. Теоретические основы воспитательной работы в условиях интерната
1.1 Понятия «воспитательной работы» и «воспитания»
1.2 Особенности воспитательной работы по приобщению ненецких детей к традиционной культуре в условиях интерната Выводы по первой главе Глава II. Использование традиционной культуры ненцев в организации воспитательной работы в условиях интерната Выводы по первой главе
2.1 Проблемы коренных народов Западной Сибири (ненцев)
2.2 Национальные традиции ненцев как основа воспитания подрастающего поколения
2.3 Роль взрослого как носителя и организатора социализации детей-ненцев к культурным традициям своего народа Выводы по второй главе Заключение Список литературы
Введение
Дети коренных национальностей Севера получают знания в школах-интернатах практически в полном отрыве от своих семей. В результате подрастающее поколение теряет тесную связь с этнокультурной средой и традиционной трудовой деятельностью.
С целью создания наиболее благоприятных условий для воспитания самостоятельности, нравственности, а также социальной и профессиональной готовности у детей коренных народов Севера была сформулирована Концепция обновления и развития национального образования Ямало-Ненецкого автономного округа (З. П. Тюменцева). Из всего спектра путей развития современного образования народов Севера в концепции выделены следующие: направленность образования на организацию традиционного уклада жизни и воспитание национального самосознания, а также воспроизводство национально ориентированной интеллигенции. Стратегическая цель образования — формирование человека национальной культуры и россиянина. Обращение к проблематике национального самосознания вызывается тем, что именно оно выступает основой формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие самосознания является источником, резервом, условием, формой, средством развития национальной культуры.
Актуальность данной темы очевидна, опыт показывает невозможность национального просвещения без творческого освоения народной педагогики, традиционной культуры воспитания, без специального внимания к традиционным национальным обычаям и формам бытия. Воспитание национально ориентированной интеллигенции также является определяющим условием, без которого невозможно развитие национального образования и формирование единой межнациональной региональной культуры.
В настоящее время представители народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе могут получить образование всех уровней. Общее среднее образование представлено: национальной массовой школой, в которой учебно-воспитательный процесс строится в соответствии с ГОСТами, а в рамках национально-регионального компонента дети изучают родной язык и декоративно-прикладное искусство, и инновационной национальной школой. В учебных заведениях наряду с преподаванием обычных предметов вводятся новые дисциплины, связанные с историей, традициями и обычаями народа, освоением традиционных промыслов (охотоведение, рыболовство, национальные ремесла).
Названные выше обстоятельства определили тему исследования «Организация воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре».
Цель исследования: изучить организацию воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: условия, способствующие приобщению ненецких детей к традиционной культуре.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему приобщения ненецких детей к традиционной культуре в условиях интерната;
2. Изучить особенности понятий «воспитательная работа» и воспитание";
3. Изучить особенности организации изучения традиционной культуры ненцев.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы воспитательной работы в условиях интерната
1.1 Понятия «воспитательной работы» и «воспитания»
Понятие воспитание употребляется в самых различных значениях. В отечественной литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».
Воспитание в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей[19].
Воспитание в широком педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых[19].
Воспитание в узком педагогическом значении — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека [19, с. 209].
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.
Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них еудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.
А.С.Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.
Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.
Министерство образования РФ утвердило «Программу развития воспитания в системе образования России на 2004;2010 годы». Первоочередной задачей по ее реализации является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.
Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.
Учитывая это, рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определим функции реально существующей воспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.
Прежде всего, дадим определение такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой принято определение, данное Х. Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение — вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.
Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, — более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая ни к чему не привела.
В словаре С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В. С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Но организация, по нашему мнению, не единственная функция формы.
Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых «Что, где, когда» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т. п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.
Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие.
Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.
Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.
Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
— результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
— результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть:
— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
— групповые (воспитатель — группа детей);
— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.
Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др.
В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы.
Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.
Схема характеристики формы воспитательной работы:
1) название,
2) продолжительность проведения,
3) предварительная подготовка или экспромтное проведение,
4) количество участников,
5) кто организует деятельность,
6) характер влияния педагога,
7) результат совместной деятельности.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
1.2 Особенности воспитательной работы по приобщению ненецких детей к традиционной культуре в условиях интерната Часть школ-интернатов преобразована в инновационно-экспериментальные национальные школы, программы которых позволяют учащимся осваивать традиционные виды деятельности коренных малочисленных народов севера. В качестве регионального компонента в школьные программы вводятся родной язык, история и культура народов Севера, декоративно-прикладное искусство, охотоведение, рыболовство, национальные ремесла, звероводство, оленеводство, национальные виды спорта. Учебный материал связан с национальным бытом, миром животных, со средой обитания ненцев. Физическое воспитание ведется по программе, которая в наибольшей степени учитывает индивидуальные психомоторные особенности детей, их этнический менталитет. В школе учащиеся изучают историю своей семьи, своего рода. Духовная и материальная культура народа познается в рамках экологогеографических экспедиций с участием школьников.
В подобном инновационно-экспериментальном режиме работают многие школы — интернаты Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО). В их педагогических коллективах накоплен опыт разработки программ, методических рекомендаций по изучению цикла этнических дисциплин, созданию условий для приобщения ненецких детей к родной культуре, традициям и образу жизни. Коллективы учащихся и учителей возрождают культуру своего народа в условиях частично утраченных этносферы и этно-пространства, создают промысловые угодья для освоения традиционных ремесел.
Например, Антипаютинская школа-интернат, Тазовского района. Здесь разработаны программы, направленные на поддержание баланса «Человек — природа» с учетом особенностей социума села, введены новые дисциплины. Вариативная часть учебного плана расширена путем включения в него родного языка, истории культуры народов Севера, охотоведения и рыболовства, декоративноприкладного искусства, а также национальных видов спорта. В школе-интернате работает центр социально-психологической поддержки учащихся и их родителей, кабинет психологической разгрузки, создан банк данных о детях с пограничным состоянием. Приоритетным направлением в деятельности школы-интерната является забота о здоровье ребенка. Физическое воспитание в школе ведется по программе, которая в наибольшей степени учитывает психомоторные национальные особенности детей, их этнический менталитет. Учебный материал по физическому воспитанию связан с бытом, миром животных, непосредственно со средой обитания ненцев.
Уже с 1 класса учащиеся школы приобщаются к традиционным ремеслам, искусству своего народа. Программа трудового обучения в начальной школе включает плетение бисером, работу с мехом и тканью. На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с орнаментами ненцев, учатся видеть и изображать на бумаге, в пластилине родную природу, животный мир, быт своего народа.
В V-IX классах девочки продолжают изучать декоративно-прикладное искусство, постигая особенности оформления одежды, обуви, головных уборов, утвари, орудий труда, изготовления национальной куклы и современных видов плетения из бисера. Работы учащихся из бисера выставляются на районных, окружных и всероссийских выставках. В рамках курса «Охотоведение и рыболовство» учащиеся V-IX классов приобретают умения и навыки традиционных видов промысла. При школе открыт филиал ПТУ, в котором дети приобретают начальные профессиональные знания, навыки и умения по специальностям промысловика, мастера пошива национальной одежды, швеи, водителя, мастера по столярному и слесарному делу.
В настоящее время в программу образования народностей Севера вводится новое содержание, отвечающее потребности национального сообщества в обеспечении формирования личностного и этнического самосознания на определенных, специально разработанных основаниях. В частности, в инвариантную и вариативную части учебного базисного плана национальнорегионального компонента включаются такие образовательные области, как обществознание, филология, искусство, естествознание и физическая культура, в которых отражены региональные особенности или национально-региональное своеобразие культуры.
Специфика округа, разный уровень экономического развития районов региона, значительные различия между национальными образовательными учреждениями, разный состав педагогических коллективов национальных школ делают невозможным усвоение универсального содержания образования. Данный фактор не только учитывается, но и используется при формировании содержания образования народов Севера в ЯНАО.
Содержание этнокультурного образования, отраженное в учебных планах, программах, учебных пособиях, хрестоматиях, справочной и педагогической литературе и т. п., во многом пытается интегрировать историю и культуру края, традиционный образ жизни и возможность адаптации к цивилизованному обществу. Такая интеграция имеет задачу компенсировать потери духовного богатства, накопленного народами Севера в ходе многовековой истории освоения и развития своей территории. Конечно же, решение подобных задач рассчитано на перспективу. Содержание же сегодняшнего обучения и воспитания народов Севера лишь в некоторой степени отражает опыт традиционной жизни этносов, влияющий на стиль мышления, миропонимание, этнопедагогические идеалы.
Содержание образования народов Севера дополняется новыми учебными предметами. Во всех национальных школах округа ведутся курсы: «Мы — дети природы», «Краеведение и этнография народов Крайнего Севера», «История и культура народа», «Декоративно-прикладное искусство». В инновационных и инновационно-экспериментальных национальных школах в учебный план включены предметы «Родной язык)», «История культуры народов Севера», «Охотоведение», «Рыболовство», «Декоративно-прикладное искусство», «Национальные виды спорта», «Мировая художественная культура», «Культура народов Севера», «География Ямало-Ненецкого автономного округа».
В экспериментальных национальных школах, воссоздающих духовную, экологическую, материальную и социально-нормативную среду жизнедеятельности, ведутся учебные дисциплины, которые позволяют учащимся овладеть родным языком; освоить традиционные ремесла по изготовлению предметов быта, одежды и украшений, традиционные национальные промыслы. В этих школах изучают историю рода в песнях или сказках, историю родного края, культуру своей этнической общности и семьи, а также дисциплины, позволяющие народам Севера интегрироваться в российскую и мировую культуру. К таким учебным предметам относятся: «Родной язык», «Традиционные ремесла», «Национальные промыслы», «Изучение истории и культуры рода» и др.
Совершенствование содержания образования северных народностей осуществляется также через корректировку части учебных программ по предметам федерального уровня. Например, в предмет «Технология» вводится раздел «Культура народов Севера», а в предмет «Физическая культура» — раздел «Национальные виды спорта народов Севера».
В настоящее время традиционная педагогическая культура интегрируется в ряд школьных курсов (чтение, литература, история, музыка, пение, изобразительное искусство, физкультура), поэтому остро стоит вопрос о критериях отбора этнографического материала для использования его в образовательно-воспитательной работе на уроке, во внеклассной деятельности.
Реализация концепции обновления и развития национального образования ЯНАО с опорой на народные традиции позволяет сделать вывод о том, что эффективность этой работы определяется рядом условий. К ним можно отнести: владение учителями и воспитателями содержанием традиционной педагогики, ее методами и средствами, умениями сочетать материалы народной педагогики с учебным предметом и конкретной темой; оптимальное вхождение национальной школы в образовательное пространство России и мира.
Содержание регионального образования в национальных школах может эффективно усваиваться при наличии соответствующего учебного оборудования и материальной базы. В национальных школах такая материальная база активно создается с помощью местных органов образования и отделов по делам коренных малочисленных народов Севера: строятся промысловые базы, приобретаются транспортные средства, орудия лова, спецодежда.
Современная региональная образовательная система ЯНАО выполняет ряд значимых функций, отвечающих как интересам коренных жителей округа, так и актуальным потребностям жизнедеятельности края:
1. Устойчивое воспроизводство основ национальной культуры, языка, ремесел северных народов, являющихся для них адекватным предметом познания, эффективным средством практической деятельности и рациональным средством развития.
2. Воспитание и обучение, соответствующее потребностям и интересам малочисленных народов Севера и их возможностям в этнопсихологическом и этнопедагогическом планах развития.
3. Ценностная ориентация на образование, профессиональное самоопределение и развитие.
4. Формирование здорового образа жизни, воспитание здорового подрастающего поколения.
5. Создание адаптивной образовательной среды, аналогичной этносреде жизнедеятельности, в которой происходят духовное становление и развитие личности учащегося.
6. Воспитание коммуникативной культуры и способности интегрироваться в российскую и мировую культуру.
Выводы по первой главе ненецкий дети интернат традиция Таким образом, складывающаяся в ЯНАО этнокультурная образовательная практика положительно воспринимает современные поликультурные тенденции и не стремится к национальной замкнутости. В ней все заметнее проявляются открытость, диалогичность и толерантность.
Существующая система национальных образовательных учреждений округа по-прежнему мало приспособлена к обучению детей с целью воспитания их социальной готовности и подготовки для работы и жизни в традиционных условиях. Основная проблема состоит в том, что образование не адаптировано ко многим национальным особенностям северного этноса, его психофизической специфике. Отсюда недостаток содержания, методов, форм и средств обучения, учитывающих эти особенности. Определяющей же особенностью национальной психологии малочисленных народов Севера является преобладание образного мышления, а не формально-логического, на развитие которого ориентирована массовая российская школа.
Традиционные российские методики преподавания школьных предметов не дают полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Наибольшая вероятность причины такого психологического дискомфорта заключается в периодически возникающих стрессах, связанных с противоречиями между особенностями национального характера и неадаптированностью к ним требований современного образования.
Унифицированный подход к обучению и воспитанию народов Севера приводит к тому, что неадаптированная школьная программа плохо усваивается детьми коренной национальности и делает для многих из них невозможным получение высшего образования. Те же, кто его получает (большинство из них — это выходцы из смешанных семей), отрываются от этноса, поскольку усредненное европейское образование ориентирует на функционирование в народном хозяйстве страны, а не в традиционных отраслях.
Глава II. Использование традиционной культуры ненцев в организации воспитательной работы в условиях интерната
2.1 Проблемы коренных народов Западной Сибири (ненцев) Ямало-Ненецкий автономный округ (далее ЯНАО) как субъект Федерации является становым в экономике страны.
Промышленное освоение Севера изменило традиционный уклад жизни и базовую систему ценностей ненецкого населения. При этом инокультурное влияние переселенцев привело к деформации природного и социокультурного окружения коренных малочисленных народов Севера. Сохраняя и развивая свою культуру, ненцы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, своего видения мира. За многие столетия ненцами Ямала накоплено многообразное историческое наследие, главными его компонентами являются язык, национальные обряды, обычаи, традиции, фольклор, устойчивые взаимоотношения с природно-ресурсным потенциалом, прежде всего по использованию биоресурсов и сохранению биоразнообразия тундры.
Ненцы полуострова Ямал представляют собой сегодня одну из крупнейших этнических групп сибирских тундровых ненцев, сформировавшуюся раньше и в других культурных условиях, чем остальные группы самодийского населения, известные на территории Западной Сибири, и выделяющиеся среди них своими традиционно-культурными особенностями. Современное хозяйство ямальских ненцев полностью зависит от оленеводческой отрасли, которая длительное время развивалась как традиционный вид хозяйственной деятельности для большинства тундровых ненцев. Хозяйственная деятельность ненцев предполагает не только наличие значительных по своим размерам и биопотенциалу пастбищных и промысловых территорий. Особенно важным представляется существование их в качестве целостного, неразобщенного искусственно на отдельные части, земельного пространства, необходимого как для осуществления кочевого оленеводческого характера хозяйства, для восстановления биоресурсного и экологического баланса полуострова, для сохранения традиционной культуры ненецкого этноса.
Основной на сегодняшний день, достаточно реальной угрозой сохранению и развитию традиционной культуры ненцев Ямала, является сокращение нетронутых промышленным освоением и чистых в экологическом отношении земель. К настоящему времени под разработку объектов нефтегазодобывающей отрасли, строительство вахтовых поселков и разного рода коммуникаций уже отвергнута значительная часть площадей южных и центральных районов полуострова.
Традиционное природопользование и индустриальное развитие столкнулись на Ямале в виде интересов двух культур — традиционной и индустриальной, которые приковывают к ямальской проблеме пристальное внимание общественности. Данное обстоятельство определяет необходимость поиска способов их дальнейшего существования и развития.
Поскольку жизнедеятельность коренных малочисленных народов наиболее часто соприкасается с северной природой и более зависит от географической среды обитания и народонаселения, то проблемы традиционного природопользования, связанные с суровыми климатическими условиями, и проблемы демографических процессов очень важны для исследования и прогнозирования будущего северных народов. Поэтому этнокультурная проблематика привлекает к себе пристальное внимание ученых, исследователей и практиков.
Наиболее активное изучение культуры ненцев в XX в. приходится на вторую его половину. В начале этого периода появились обобщающие труды Чернецова В. Н., в дальнейшем создаются работы по различным аспектам этнографии ненцев: хозяйственным занятиям (Броднев М.М., Головнев А. В., Долгих Б. О., Хомич Л. В., Крупник И. И. и др.), материальной культуре (Федорова Е.Г., Патрикеев Н., Косинцев П. А., Соколова З. П., Фитцхью В. В., Хомич Л. В. и др.), генезису и религиозным представлениям (Васильев В.И., Гемуев И. Н., Зенько М. А., Сязи A.M., Харючи Г. П.). Этнические особенности оленеводства анализировали Броднева М. М., Вострякова П. Н., Мухамичев А. Д., Симченко Ю. Б., Южаков А. А. и др. [30]
Основные проблемы здоровья коренного населения в связи с освоением газоконденсатных месторождений Ямала, экологические и природоохранные проблемы северных территорий отражены в работах таких авторов, как Колтун В. З., Дранишников А. К., Олещенко A.M., Кайгородцева Е. В., Раенгулов Б. М., Нечепуренко Л. А., Евсеев А. И. др.
Генетико-демографические проблемы коренных жителей Севера исследовали Алтухов Ю. П., Балановская Е. В., Веселовская Е. В., Карафет Т. М., Курбатова О. Л., Победоносцев Е. Ю., Осипова Л. П. и др. Важное методологическое значение для авторского исследования имели работы в области оценки фактического питания коренного и пришлого населения России Панина Л. Е., Киселевой СИ., Влощинского П.Е.
Но в работах представленных выше авторов не рассмотрены проблемы сохранения синкретической культуры ямальских ненцев.
Под влиянием интенсивного промышленного освоения Тюменского Севера, пришло в упадок традиционное северное хозяйство, глубоко адаптированное к природной среде, являющееся этноспецифичным у коренных народов Севера и определяющее все остальные сферы жизнедеятельности, этнические особенности, материальную и духовную культуру.
Снижение рождаемости, повышение уровня смертности, сокращение продолжительности жизни, рост заболеваемости, увеличение числа социальных болезней и другие негативные явления, развивающиеся у ненецкого населения Ямала, приводит этнос в состояние безысходности, к утрате социальных ориентиров, к неспособности адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.
2.2 Национальные традиции ненцев как основа воспитания подрастающего поколения В последнее время, все больше проявляется такая тенденция, как повышение интереса к истории своего края, истории округа.
В результате развития нефтегазового комплекса, сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции — это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.
Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. Вполне очевидно, у народов связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни, хотя и присутствуют некоторые локальные различия.
Так, жизнь в суровых условиях Севера выработала и воспитала у северян такие качества как осторожность, наблюдательность, замедленность действий связанная с тщательным обдумыванием для принятия решения.
Почти все этнографы отмечали удивительную способность ненцев ориентироваться на огромных расстояниях, причем как в знакомой, так и незнакомой местности. Они, с детства оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, в силу необходимости, вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствовали опыт у старших. Так, например, ненцы безошибочно ориентируются в темной ночи по звездам — в нужное место и назначенное время их всегда приведет Нэрм нумчы — Полярная (Северная) звезда. Ненцам знакомы и названия других созвездий. Ненцы свободно могут найти дорогу в чум по снежным застругам. По следам оленьей упряжки легко определяют время и направление путника.
Таким образом, накопленные знания в области географии и естествознания северяне использовали при нахождении нужного направления в любую погоду.
И именно среда обитания, природа, обусловили как образ жизни, так и хозяйственную деятельность коренного населения Севера. В основном, хозяйство северян было комплексным, включающим такие виды деятельности как оленеводство, рыболовство, охотничий промысел. Но в зависимости от места обитания, выделялась ведущая отрасль. Так, сегодня, невозможно представить ненецкую культуру без оленеводства. Именно оно определило образ жизни этого народа, сформировало как материальную, так и духовную его культуру. Ведь олень дает человеку все: пищу, одежду, обувь, жилье, возможность передвигаться по огромным тундрам. В свою очередь, занятие оленеводством обусловило и кочевой образ жизни ненцев. У тундровиков размеры стад гораздо больше, и больше протяженность маршрутов. В марте — апреле начинается движение оленьих стад на Север, в мае достигается место отела, где одновременно производится подсчет поголовья. Пополнившись молодняком, стада продолжают свой путь. Летние месяцы стада проводят на морском побережье, где прохладные ветры отгоняют комаров и гнус. в ноябре — декабре тундровые ненцы выходят к своим зимним стойбищам. Именно кочевой образ жизни, суровые климатические условия обусловили создание уникального переносного жилища — чум. Чум — конусообразная палатка, основу которой составляют прочные шесты, установленные по окружности вершинами один к другому в виде конуса. Покрытия для чумов (нюки) шьют из оленьих шкур. Для летних чумов, в качестве покрытия использовалась брезент. Выбирают место для установки чума и собирают чум всегда женщины. Зимой они ставят его за час, а летом за полчаса. Издавна в тундре существуют постоянные места для чумов и строго определены места кочевий — древние дороги, по которым ведут аргиш, а остальное пространство оставалось под пастбища оленей и других обитателей тундры.
У ненцев особое отношение к огню: они не разведут костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная потребность. Огонь разрешается разводить в чуме, на кладбище и по краям стоянки оленей в комариную пору. И больше на всем протяжении огромной тундры нигде не заметишь следов огня.
Его почитали, оберегали, перед ним преклонялись. Говорят, что огонь без присмотра — враг человека. А если рядом с ним находится человек, тогда он друг и помощник. Из-за глубокого уважения к источнику тепла в тундре запрещается перешагивать не только через потухший костер, но даже через золу, дабы не осквернить его. Поэтому местному населению не всегда понятно пренебрежительное отношение к огню людей относительно недавно поселившихся на их землях. У них многое связано с огнем. По тому, кто и как разводит костер, можно определить, что это за человек. Говорят у доброго человека с чистой, открытой душой костер будет гореть ярким пламенем. А у того, чья душа черна, как сажа, и характер дурной, костер будет дымным.
Огню так же приписывались целебные и очистительные свойства. Огонь же считался и источником магической силой женщины. Бросая кусочки пищи в огонь, она откупается от злых духов, тем самым, охраняя дом. Считалось, что огонь способен уберечь от темных сил оставленного в люльке ребенка. Народные обычаи запрещали плевать на огонь, бросать острые предметы, ворошить его железными изделиями (например, кочергой). Огонь живой, у него как у человека есть душа. Женщина хранительница родового огня — не дает погаснуть костру как символу жизни. Пока в чумах горят костры — жизнь продолжается.
Определенные традиции сформировались у коренных северян и по отношению к представителям животного и растительного мира. Ведь именно от сырьевых продовольственных ресурсов зависит жизнь человека в тундре, Северяне бережно чтут природу родного края, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Поэтому сложились традиции, полностью устраняющие потребительское отношение к природе, ее дарам. Они просты, понятны и убедительны. Например, у ненцев не принято заниматься заготовкой на зиму грибов и других продуктов, кроме жиров. Кстати, ненцы никогда не употребляют в пищу грибы. По-видимому, когда-то заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это яство, тем более что грибной период в тундре длится всего несколько дней. Да и не всегда бывает изобилие грибов, чтобы их хватило и оленям и людям. Именно забота об оленях закрепила у ненцев многие привычки бережного отношения к природе. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому невозможно встретить в тундре человека, который бы нарвал яркий букет полевых цветов. Ненецкие женщины и дети собирают только чайные растения (куропачьи ножки, листья-ноготки, цветки воробьиной ягодки др.), а также багульник как средство, отпугивающее насекомых. Немногие виды растений используются в медицинских целях: некоторые виды ягеля, лопух тундровый, листья брусники, багульник, березовые и ивовые наросты — чага, из которых готовят настои для применения в лечебных и гигиенических целях. Следует отметить, что ни одно из названных растений не входит в рацион питания оленей, кроме ягеля (его виды используются в редких случаях, в небольшом количестве). В качестве лечения у ненцев издавна стал применяться способ исцеления путем внушения, иглоукалывания, прижигания чагой. А для снятия головной боли используют тугие повязки вокруг головы в области висков.
Как жители тундры, так и жители тайги, кроме оленеводства занимались охотничьим и рыбным промыслом. Но добывали рыбы, зверя, птицы ровно столько, сколько было необходимо семье. Издавна у коренного населения не принято было готовить пищу впрок. Свежее мясо и рыбу могли добыть в любое время. Этим объясняется осуждающее отношение к тем, кто добыл сверх необходимого. Можно сказать, что много полезного и вполне приемлемого для практического применения в современных условиях накоплено опытом северян в использовании природных богатств. Так в основу охоты на птиц и пушного зверя опять же лежит принцип целесообразности. Издавна не принято стрелять в линных гусей. Охота на них могла быть организована пешим способом, на легковой нарте, или на веслах. В таком поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге птицы, которые еще не окрепли и не смогли бы перенести долгие перелеты в теплые края. У коренных жителей не принято разорять птичьи гнезда. Если брали из птичьего гнезда яйца, то часть всегда оставляли.
Отсутствуют элементы расточительства и в охоте на зверей. Обычай запрещал добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был совершить ритуал, направленный на установление нормальных отношений с хозяином тундры (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка). В основном при охоте на пушного зверя использовался способ загона. Его применение позволяет нарушить покой в каком-то микроучастке, при этом в кругу загонщиков часто оказываются те особи, которые обладают большим опытом уходить от преследования, но если это не удается, то они готовы жертвовать собой ради спасения более молодых и неопытных сородичей.
Принцип рационализма заложен и в рыболовном промысле. Обычай требовал ставить запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбная молодь. Нельзя варить в одном котле осетра, стерлядь с налимом (т.е. зятьев с тестем). Осетр одна из самых крупных рыб реки Оби. До сих пор верят, что если осетра поймал зять, то эту рыбу нельзя трогать теще. Иначе зятю не будет удачи в рыбалке.
Определенные нормы поведения установились на промысловых угодьях. Обычай, запрещал селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в тундре. Такие же правила поведения соблюдались на реке.
Коренные жители Севера все время жили в тесном контакте с природой, веками складывались их гармоничные взаимоотношения. Нарушение экологического равновесия, объективно вызываемое существованием за счет природы, сводилось к минимуму. Все это сыграло определенную роль в установлении определенного этикета. У северян издавна установлен ряд запретов, соблюдение которых для всех обязательно. Легко убеждают каждого такие высказывания:
* Не мучай зверя, животного, насекомого — тебя могут постигнуть страшные мучения.
* Не стреляй из лука, не имея и не видя мишени — твоя стрела может поразить тебя или другого человека.
* Не учись сквернословить — плохие слова на твоем языке оставляют запах зловония.
* Не втыкай в землю железные предметы — остроконечные копья без надобности, боль земли — это боль сердца, и т. д.
Вообще же неотъемлемой частью психологии людей тундры стали надежда и вера в торжество справедливости. Во многих фольклорных произведениях, в мифологии северян отражена победа над злом. А чтобы поднять и укрепить дух человека, набраться сил перед трудным, ответственным делом, исстари приносят в жертву оленя. Например, в честь отправляющегося в дальнюю дорогу (на войну, опасную охоту) забивался олень.
Вероятно звенящие украшения на одежде, упряжке, также ценятся как средство, бодрящие дух человека. Они особенно помогают, когда он один идет или едет по тундре: мелодичный звон отводит навязчивые мысли, позволяет перебороть страх и стужу, боль и тревогу.
Отношения между людьми в тундре издавна складывались на принципах взаимного доверия. Жители тундры, имеющие избушки никогда их не запирали, орудия промысла оставались на местах промысла. Жители тундры, ведущие кочевой образ жизни, не имели потребности строить хранилища для своего имущества. Вот почему посреди тундры можно увидеть туго перевязанные нарты с поклажей (в них уложены зимние или летние вещи). Люди боялись воровать, т.к. знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь его род. В такой же неприкосновенности оставались и места захоронений.
Очень своеобразны обряды захоронений у различных коренных народов. У ненцев умершего выносят из чума не через дверь, а, приподнимая полог чума возле того места, где он лежал. На кладбище умертвляли оленей, которые везли нарту с покойным, а все предметы, принадлежавшие ему при жизни (нарты, топор, чайник и т. п.) ломали и оставляли у могилы. Считалось, что в потустороннем мире они восстановятся и будут ему служить. Тело умершего, одетого в лучшие зимние одежды, помещали в деревянный прямоугольный ящик, головой на запад. У ненцев принят наземный вид захоронения. Местом для него выбирают сухие яры, на берегу рек, озер, высокие сопки. Рядом с могилой укрепляется в качестве шеста хорей с привязанными к нему колокольчиком, звон которого должен отгонять от покойного злых духов. По возвращению с кладбища все участники похорон проходят ритуал очищения, посредством окуривания дымом от сожженного на костре оленьего жира. Проводы усопших и поминки проходят без слез и причитаний. Для ненцев не характерно наживаться за счет наследства, оставленного умершим. Имущество достается, без всяких разногласий, старшему по возрасту. А уважительное почтение к памяти умерших подчеркивается почтительно произносимым словом «янгода» — отсутствующий.
В основе религиозных представлений у коренных народов Севера лежат анимистические представления, т. е. вера в духов. Своих духов имели вода, огонь, ветер, а также чем-либо выдающиеся местности: сопки, камни, деревья. Духам обязательно приносили жертвы. Кроме этого (у ненцев, например) существуют и священные места. Между священным и жертвенным местом есть разница. Жертвенное место может быть фактически любое место, которое выбрано для принесения жертвы. Оно должно соответствовать определенным требованиям: находиться на возвышенности, иметь лиственницу, Когда жертвоприношения здесь перестают совершаться, это место возвращается в обычный ряд. А есть места священные, которые обладают особым каким-то статусом уже по определению. Они священны сами по себе, независимо от того, совершаются там жертвоприношения или нет. Здесь запрещено рубить деревья, ловить рыбу, брать воду, ночевать людям. Это место связано с представлениями о деятельности разнообразных духов. У ненцев нет традиционных народных праздников, но есть большие Дни радости: день рождение ребенка, приезд желанных гостей и родных и день создания новой семьи — свадьба.
День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как оторвется пупок младенца. Это праздник для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения. В честь такого события забивается молодой олененок, подарками и угощениями одариваются пожилые женщины, принимавшие роды. Долгожданный гость — вестник новостей и хороший собеседник, исполнитель неизвестных или давно забытых фольклорных произведений. По установившейся традиции гость не должен обойти вниманием ни одного чума в стойбище, а хозяева не должны отпускать его без чая и подарков. Правилам гостеприимства коренные северяне учат и детей. Они тоже дарят гостю — сверстнику подарки. Хорошим тоном уважительного отношения к гостю является и то, что в честь его приезда забивают оленя и готовят угощенье.
Днем радости является день создания новой семьи. Этот день отличается своеобразием обряда: в чум невесты приходит сват. Далее сват сообщает о своей миссии и чью просьбу он выполняет, называет предлагаемое количество оленей, пушнины за возмещение приданого невесты. Часто эту натуральную плату называют калымом. Это в корне не верно. При выдаче ненецкой женщины замуж учитывались два обстоятельства: первое — количество ее приданного, второе — ее самостоятельность и мастерство. Кроме того, плата за возмещение приданного невесты узаконена была и для поддержания взаимодоброжелательных отношений между семьями жениха и невесты.
Женщина, за приданное которой родители получили натуральную плату (оленей, меха), в течение всей жизни получает ежегодно от своих родителей одного оленя и одежду. Таким образом, ее родители никакой прибыли не получают, следовательно, неуместно плату за возмещение приданного называть калымом.
В последние десятилетия у северян появился ещё один праздник — День оленевода. Это профессиональный трудовой праздник. Проводится в феврале марте. Праздник, как правило, сопровождается спортивными состязаниями, имеющими прямое отношение к профессии оленевода: гонки на оленьих упряжках, ходьба на лыжах, стрельба, прыжки через нарты и т. п.
В настоящее время тундровые ненцы благодаря кочевому ведению оленеводческого хозяйства в полном объёме сохранили традиционный образ жизни и культуры.
Поселковые ненцы соблюдают семейно-бытовые обряды. В доме молодых ненцев можно увидеть священную куклу — покровительницу семьи, хозяйку чума. Многие женщины, родившиеся и выросшие в тундре, живя в поселках и городах, соблюдают табу — запрет на разделывание и употребление в пищу некоторых видов рыб в определенные дни, поэтому осетра, щуку и разделывают только мужчины.
В погребально — поминальной обрядности ненцев также произошли некоторые изменения. Еще лет десять — пятнадцать назад кладбища разделялись по этническому признаку. В настоящее время в городской среде приняты подземные захоронения на общих кладбищах. В похоронном обряде сохраняется много традиционных элементов: с покойником оставляет его вещи, приведя их в негодность, близкие родственники не изготавливают гроб, и не копают могилу.
2.3 Роль взрослого как носителя и организатора социализации детей-ненцев к культурным традициям своего народа Детство — важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка — воспитание любви к Родине, к родному краю.
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту — это начало чувства любви к Родине. Родная природа — снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления детей с родным краем и воспитание любви к своему краю разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории родного края, его людях, где мы живем. В сильные морозы или в метель, когда нет прогулок, воспитатель проводит с детьми наблюдения в помещениях: за снегопадом, метелью, пургой. Старается приобщить ребят к природе с помощью уголка природы в группе, экскурсий в тундру, рассказов в доступной форме о необъятных богатствах края. Наблюдения в природе, экскурсии, целевые прогулки дают богатую почву для размышления, пробуждают в детях любознательность. В ходе экскурсий ребята наблюдают, как меняется природа в течение года: теплый период продолжается всего 3−4 месяца. И в это время тундра очаровательна — она шумит вешними водами, шумит от птичьих голосов, играет нежными северными красками. Длинная полярная ночь сменяется белыми ночами. И вот незаметно появляется первая робкая зелень, и наступает короткое лето, оживает тундра. Но вот кончается полярный день, проходит тревожное северное лето и подкрадывается осень, тундра становится разноцветной, и по всему лесу появляются созревшие ягоды — морошка, брусника, черника, голубика. На прогулках, экскурсиях взрослый знакомит детей с названием ягод, грибов, цветов, деревьев. Старается способствовать появлению у детей эмоционального контакта с природой; не подавляя активности детей, учит их замечать и определять словом, прошедшие в природе изменение, помогает сравнивать явления, подобрать для них нужные слова, нацеливает детей на эмоциональную оценку окружающей среды, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о его животном мире. В работе воспитатели используют картины, иллюстрации, альбомы. Дети знают, что в тундре водятся олени, волки, песцы, зайцы, есть полярные совы, куропатки. Животные покрыты шерстью, у всех происходят ярко выраженные изменения в окраске. Но самым главным обитателем тундры является северный олень. Дети с интересом слушают рассказы о животных, отгадывают загадки, читают стихи.
В случае если воспитанники родились на севере, знакомство с поселком начинается со своего детского сада, со своей улицы, со своего района. Взрослый называет учреждения: школа, почта, магазины. Воспитатель ходит с детьми на экскурсию в школу, на почту. Для закрепления полученных знаний проводятся занятия по рисованию на темы: «Улицы нашего города», «Мы на Севере живем».
Про величественную Обь написаны стихи и песни. В разные времена года воспитатель водит детей на реку. Во время экскурсий рассказывает о богатствах Оби. Отсюда везут по реке необходимые грузы для геологов, буровиков, строителей, рыбаков, оленеводов, пастухов. Зимой под руководством взрослого дети наблюдают, как ремонтируют суда, как готовят их к навигации.
Чтобы расширить представление детей о родном крае, воспитатель (если детский сад расположен в городе) может отвести детей на экскурсию в краеведческий музей. В музее дети рассматривают национальную одежду ненцев, сделанную из меха, украшенную орнаментом, могут увидеть макет чума, оленей, их упряжки, нарты. Увидеть сети рыбаков, узнать, какие рыбы водятся в наших реках, какие птицы и звери живут в тундре.
Приветливые и смелые работящие люди живут на суровой северной земле — ненцы. Чтобы закрепить знания, полученные детьми на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, можно обратиться к книге, произведениям местных авторов, выставляем альбомы с иллюстрациями, отражающими быт и культуру ненецкого народа, обитателей Ямальской тундры, ее растительный и животный мир. Наряду с этой работой взрослые знакомят детей с устным народным творчеством Севера. Производя знакомство детей с ненецкими пословицами, загадками, поговорками, воспитатель подводит их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к отечеству. На занятиях и вне занятий педагог знакомит детей со сказками ненецкого народа. Ненецкие сказки раскрывают традиции народа, его устои; глубокую почтительность и уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Из книг дети узнают о жизни северян, их мечты, надежды. Каждое произведение содержит глубокий воспитательный смысл. После чтения сказки «Кукушка», дети осуждают черствость, лень, бездушие детей, которые не помогали матери.
Самобытно также и поэтическое устное народное творчество народов Севера. Поэтому здесь — дети тундры, они тонко используют традиции, мотивы и ритмы жизни, глубоко осмысливают обычаи предков. В работе с воспитанниками используются стихи Л. Лапсуя, Р. Ругина. Важным этапом в работе воспитателя с детьми является знакомство детей с прикладным искусством северян, обучение их умению составлять узоры на северный мотив; познакомить детей с орнаментами вышивок и аппликаций, украшающих верхнюю одежду ненцев, обувь, рукавицы, различные хозяйственные мешочки, подушечки и др. бытовые предметы. Орнамент очень разнообразен, в основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром, он в основном геометрический. Это украшение — вышивка бисером и аппликация из узких полосок цветной ткани. На занятиях дети рассматривают росписи узоров, украшают одежду (малицу, ковер, попоны для оленей). Для рисования и аппликаций воспитатель отбирает самые простые, доступные детям для воспроизведения орнаменты, и дети используют мотивы этих орнаментов.
Очень интересны и подвижные игры маленьких северян. Они воспитывают у детей выдержку, силу, честность, умение считать, ловкость, быстроту. Эти игры взрослые проводят на физкультурных занятиях, прогулках, досугах: «Прыжки через нарты», «Перетягивание каната», «Ловля куропаток», и многие другие.
Продолжая знакомить детей с особенностями нашего края, воспитатель рассказывает детям о больших запасах нефти и газа на Ямальской земле, о строительстве газопровода, о новых молодых городах, выросших в тундре, на вечной мерзлоте. В группе должен быть собран богатый материал о родном крае. В результате проведенной работы дети становятся более, любознательны, наблюдательны, обогащается их речь, у них складываются определенные представления о своем крае, о нашем поселке, о людях, которые здесь живут и трудятся. Беседы, экскурсии, занятия способствуют расширению и углублению знаний школьников о родном крае и его тружениках, воспитывают уважение к труду взрослых, способствуют воспитанию чувства гордости, любви к своему родному краю.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <…> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями [11, с. 103].
Привлечение семьи к национальному воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в содействии кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
— корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
— семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
— счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства [8, с. 152].
И как высказался В. А. Сухомлинский: «Семья — это дом, где люди должны творить добро»
Выводы по второй главе Итак, содержание данной главы можно представить в виде схемы.
Традиции, обычаи, обряды являются основной частью народной культуры. Исследование и понимание этой культуры способствуют стабилизации межнациональных отношений между народами, проживающими сейчас на Ямале, т.к. многие конфликты возникают из-за нарушения чужих представлений и норм жизни. Кроме того, некоторые сложившиеся обычаи и традиции можно было бы принять и нам, представителям других культур. Особенно это касается взаимоотношений с природой.
Заключение
Проведя теоретическое исследование по данной теме, можно сделать следующие выводы. Важнейшим условием целенаправленного формирования личности ребенка — человека гуманного — является создание в ней гуманистической воспитательной системы, целью, объектом, субъектом и результатом функционирования которой является личность ребенка, развивающегося не только как человек разумный, созидающий, играющий, общественный, но и человек гуманный.
Таким образом, наша цель, как и общества в целом — создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям — Человек, Семья, Отечество, Культура.
Цель организации воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей включает в себя следующие основные задачи:
· создание школы как содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью гуманными отношениями к окружающему миру; формирование культуры общения; выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
· приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей народа;
· воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черты личности;
· воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином;
· организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников и родителей.
1. Амонашвили ША. Здравствуйте, дети. — М.: Просвещение, 1991. — 314 с.
2. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 287 с.
Власов В. А. Малые народы Севера под тяжелым катком реформ // ЭКО. — 2003. — № 6. — С. 61−65.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова — М., 2001.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
5. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
6. Гаврилин А. В. Управление школой как воспитательной системой. — Владимир, 1993.
7. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М, 2000.
8. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е. А. Степанова.- М., 2000.
9. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995.
10. Макаренко А. С. Соч. Т.1−5. — М.: Просвещение, 1987.
11. Ного Н. Н. Ненцы Ямала. — М.: Ино-Пресс, 2004. — 332 с.
12. Окотэтто Е. Н. Ненецкий язык в детском саду М.: Буклайн, 2007. — 235 с.
13. Окотэтто Е. Н. Ненецкие подвижные игры. — М.: Эспада, 2008. — 324 с.
14. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я. Л. Коломинского. М- .: Речь, 2004. — 240 с.
15. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
17. Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации Под ред. Е. Н. Степанова: Смоленск, 2000.
18. Смирнов В. И. Общая педагогика. — М.: Логос, 2003.
19. Сусой Е. Г. Из глубины веков. — 2-е изд. — СПб.: Лань, 2003 — 216 с.
20. Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — 203 с.
21. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
22. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н. В. Лукиной. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — 228 с.
23. Хомиг Л. В. Ненцы. — СПб.: Речь, 2006. — 246 с.
24. Хрестоматия по этнопедагогике / Авт.-сост. А. И. Мезенковский. — М.: А-Приор, 2009. — 656 с.
25. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальные традиции. — М.: Буклайн, 2006. — 458 с.
26. Щуркова А. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1997
27. Этнопсихология. Хрестоматия / Авт. — сост. Д. И. Латников. — М.: Омега-Л, 2008. — 534 с.
28. Явтысей П. О. Зов морошковой земли. — СПб.: Питер, 2004. — 209 с.
30. Ядне Н. Я родом из тундры. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 245с.
.ur