Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из первых монографических исследований проблемы развития опразования в Осетии в историческом плане является работа X. С.11ерджиева «Очерки истории народного образования в Северной Осетии» С 240!). Автор рассматривает довольно обширный период времени l1764- 1957гг.). охватывающий развитие образования в Северном исетии при царизме, во время подготовки и проведения Великой октябрьской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения
    • 1. 1. Специфика народного воспитания осетин.,
    • 1. 2. Отражение этнического мировоззрения осетин в идейном содержании произведений устного народного творчества
    • 1. 3. Сказания о нартах — богатейшее наследие осетинской педагогической культуры.,
    • 1. 4. Психолого ~ педагогические предпосылки и условия воспитания подрастающего поколения на гуманистически х идея^ осетинской народной педагогики
  • Глава II. Образование и педагогическая мысль Осетии в периоде с 50-х годов XVIII века по 60-е годы XIX века
    • 2. 1. Развитие просвещения и педагогической мысли Осетии со второй половины XVIII века по первую треть XIX века
    • 2. 2. Школа и педагогическая мысль Осетии в 30−40 годы
    • XIX. века
      • 2. 3. Образование и педагогическая мысль Осетии в 50−60 годы XIX века
  • Глава 1. П. Образование и педагогическая мысль Осетии в конце
    • XIX. — начале XX века
      • 3. 1. Положение и роль интеллигенции в развитии образования
      • 3. 2. Образование и педагогическая мысль Осетии в конце
    • XIX. века
      • 3. 3. Взгляды видных представителей осетинской интеллигенции на проблемы развития образования и педагогики
      • 3. 4. Развитие образования и педагогической мысли Осетии в период демократических революций

История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, в эпоху глубоких преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного за тысячелетия. Возросший интерес к прошлому ставит перед истори-ко-педагогической наукой задачи более глубокого изучения и обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его много* вековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание. Познание истории национальной культуры — в том числе и в первую очередь истории становления и развития народного образования и педагогической мысли — является естественным и закономерным, ибо она составляет «золотой запас» культурных и нравственных ценностей, представляющий собой предмет неизменной гордости всех носителей этноса.

Гуманистическая установка в социальной жизни предполагает, как известно, осуществление соответствующего подхода к воспитанию. развитию, обучению подрастающего поколения, а следовательно, и к образованию в целом. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий незамедлительной и оптимальной реализации. Ведущая роль в решении этой сложной и многогранной проблемы принадлежит учёту приоритета общечеловеческих ценностей, идеи свободного развития личности, лежащих в основе формирования интеллекта, эмоциональной сферы человека, становления его характера. А это предполагав, т в первую очередь прямую ориентацию на народную педагогику, на её высочайшую духовность, ' её совершеннейшие гуманистические идеи и традиции, на народную мудрость воспитания.

Под народной педагогикой обычно понимается традиционная педагогическая культура этноса, совокупность педагогических идей и исторического воспитательного опыта, выработанных народом и отложившихся в его Фольклоре, обычаях, обрядах, играх, в этнографических. исторических, археологических данных. Исследование роли педагогического наследия в формировании духовной культуры молодого поколения имеет важное теоретическое и практическое значение. Именно в устном народном творчестве, в обычаях, обрядах, ритуалах. реликвиях и был обобщён социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения. С помощью традиций народ создавал основы трудового, нравственно-эстетического. Физического, религиозного воспитания. Исполняя обычаи и обряды, наследуя традиции, дети включились в трудовую деятельность, усваивали социальный опыт. Обряды, традиции и обычаи определяли содержание народных педагогических воззрений.

Полнота истории педагогики как науки была бы немыслима без изучения педагогического наследия, созданного народами в течение длительного исторического периода. Материалы народного педагогического' творчества помогают познать мир прошлого, прочитать страницы лррвнпй истории. Поэтому этнппедагогичеекие аспекты воспитания, как и этнопедагогическая концепция истории педагогики в целом, приобретают в настоящее время все большее значение и характеризуются особой актуальностью.

Одним из важнейших Факторов развития педагогической науки является ее преемственность. Такие выдающиеся деятели отечественной педагогики, как Н. К. Крупская. А. В. Луначарский, А. С. Макаренко. В. Л. Ушинскмй и другие, отмечали необходимость¦использования богатейшей сокровищницы педагогического наследия народа. Этой проблемо посвящены труды таких известных учёных, как зачинатель исследований многонациональной народной педагогики, духовно-педагогической общности народов России, бывшего Советского Союза и других государств, автор первых публикаций по народной педагогике Г. Н. Волков, исследователи педагогической мысли этносов А. Ф. Хинти-•бидзе, А, Ш. Гашимов, И. А. Шоров, Г. З. Калоев. X. X. Хадиков, Л. А. Чиби-ров. Р. А. Дзалаев, X. К. Цаллаев и другие.

Научное исследование народной педагогики позволяет ярче и полнее показать её огромную роль в создании духовных ценностей, t. глуоже понять и познать становление и развитие педагогической мысли этноса.

Устное народное творчество отражает многовековой опыт народа, воплощает лучшие национальные черты характера. специфические нравственные нормы и выполняет таким образом неоценимую воспитательно-образовательную функцию. Традиции и обычаи этноса, произволения его (Ьольклора неизбежно оказывают прямое и косвенное воздействие на формирование духовной культуры личности. В этой связи (необходимо как можно полнее раскрыть величайшую глубину педагогической мысли народа, чтобы эффективнее использовать это богатство в решении проблем воспитания и образования.

Проблемы образования и педагогической мысли всегда занимали умы и сердца передовых общественных деятелей, учёных, писателей, педагогов, считавших своей главной задачей, своим жизненным кредо служение делу просвещения народа. Особый интерес в этом плане вызывает изучение жизни и деятельности осетинских просветителей, их богатейшего педагогического наследия. Большую научную ценность представляет и исследование вопросов * истории создания и развития осетинской национальной школы, становления учительства. мг.'ста и роли интеллигенции в просвещении и образовании народа.

Исследованию проблем становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии посвяшён ряд монографических и других трудов учёных, деятельность которых связана с данными истори-чиской и историко-педагогической наук.

Богатейший фактологический материал, извлечённый из архивных Фондов, лёг в основу вышедшего в 1942 году пятого тома серии «Материалы истории осетинского народа», посвященного истории народного образования в Осетии, начиная с 40-х годов XVIII века до революции 1917 года. Во вступительной статье к материалам сборника один ил ого составителей Л. Я. Гобоев даёт краткий обзор и анализ процесса развития системы просвещения в Осетии в указанный период времени. Издание вышеназванного тома внесло большой вклад в дело изучения истории народного образования в Осетии, значительно облегчив доступ широкой общественности к соответствующим архивным документам.

Одним из первых монографических исследований проблемы развития опразования в Осетии в историческом плане является работа X. С.11ерджиева «Очерки истории народного образования в Северной Осетии» С 240!). Автор рассматривает довольно обширный период времени l1764- 1957гг.). охватывающий развитие образования в Северном исетии при царизме, во время подготовки и проведения Великой октябрьской социалистической революции, в годы гражданской. Великом оточественной войн и в послевоенные годи. Анализ истории развития оиразования в Осетии в указанный период времени завершается выводом исследователя о том, что к 1917 году оно находилось «в особенно тяжёлом положении, а-попытки пеТэедовых представителей немногочисленной осетинской интеллигенции организовать выпуск журналов и газет на родном языке.' кончались их запрещением» (.240, Характеризуя педагогические кадры школ Осетии, X. С. Чер-джиев отмечал, что деятелями в них были главным образом «неграмотные священники» С 240.5). Хотя данные заключения автора являются далеко не бесспорными, в целом монография представила собой значительный вклад в дело систематического исследования истории образования Северной Осетии и послужила ценной основой для дальнейших научных трудов по рассматриваемой проблеме.

Успешная попытка показать народное образование как одно из «важнейших звеньев общественного движения предпринята видным исследователем истории культуры и образования в Северной Осетии М. С. Тотоевым в монографии «Народное образование и педагогическая мысль и дореволюционной Северной Осетии» С190). Автор отражает ряд вопросов распространения народного образования в Северной Осетии, начиная с 50-х годов XVI11 века вплоть до Февральской революции 1917 года. В работе освещена педагогическая деятельность таких видных представителей осетинской интеллигенции, как И. Ялгу-зидзе. А. Гассиев, К. Хетагуров. X. Уруймагов, Г. Дзасохов, В. Цораев и другие.

Продолжению исследования данной проблемы d русле культурной жизни Северной Осетии посвящена другая монография М. С. Тотоева «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века» (191.). Б ней рассматриваются вопросы общественно-политической жизни Северной Осетии в указанный период времени, делается серьёзная попытка охарактеризовать общественно-политические взгляды икультурно-просветительскую деятельность М. Ю. Га-диева. Е, Ц. Бритаева, М. К. 1'арданова и Ш. Б. Абаева. Определенное место уделяется и описательному анализу борьбы учительской общеетвенности Северной Осетии за демократизацию учебно-воспитательно-14) hiнццч-'.м всех о1н->а-ижателы1их учреждений.

Научный интерес представляет и исторический очерк X. М. Зангие-ва «Ардонская семинария» (80). посвященный вопросам подготовки педагогических кадров в этом учебном заведении. Автор очерка, сам ti прошлом выпускник данной семинарии, описывает историю её орга-низании и деятельности, подчёркивая значение семинарии как одной и:< inч>ных кузниц осетинской и! ггг.'ллигониии. в числе которой были такие видные представители осетинской культуры, как Г. бараков, Л. 1'улуев, А. Коцоев, Г. Малиев, И. Джанаев, U. Амбалов, С. Мамсуров и другие.

Анализу проблем развития образования посвящена и часть монографического исследования С. Д. Кулова «Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX и начале XX века» (115), где рассматривается состояние народного образования в указанный период. вскрывается его классовый характер.

Исследованию истории развития народного образования в Северной исетии посвяшены также монографии Б. С. Кулова «К высотам культуры» (''114) и А. X. Галазова «На пути к всеобщему среднему» (40), в которых обобщаются и анализируются уже известные ранее сведения и: — истории просвещения осетинского народа, а затем подчёркиваются значительные успехи Советской власти в этом направлении развития культуры Осетии. Основное содержание этих книг посвящено, таким образом, исследованию послереволюционного периода развития народного образования в республике. вопросам истории общественно-политической и философской мысли народа посвящена и работа 3. П. Цховребова '" Развитие общественно политической и философской мысли осетинского народа (вторая половина XIX — начале XX века" С 234). В монографии анализируются исторические, социально-экономические, идейно-политические и культурные предпосылки становления педагогической мысли народа, делается попытка рассмотреть и охарактеризовать деятельность передовых представителей культуры и просвещения как Северной так и Южной исетии.

Научному изучению и анализу предпосылок зарождения, становления и развития общественно-политической, философской мысли и культуры Северной Осетии посвящено монографическое исследование *.

М.У. /Ьидзоева «Общественнополитическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии». Наряду с другими вопросами в данной работе рассматриваются факты педагогической деятельности видных представителей осетинской интеллигенции.

Представляет интерес и учебное пособие,. Н. Хатаева «Просветители горских народов» С 208), в котором рассматриваются просветительская деятельность и анализируются педагогические воззрения и конницами передовых представителей интеллигенции Северной Осетии в контексте анализа соответствующей деятельности и взглядов интеллигенции Северного Кавказа.

Истории становления осетинской интеллигенции с в том числе и педагогической) посвящена монография А. К. Хачирова «О формировании осетинской интеллигенции» С 210). в которой представлено краткое описание предпосылок зарождения осетинской интеллигенции. Основное же содержание исследования-характеристика процесса формирования осетинской интеллигенции послереволюционного периода.

Необходимо отметить, что в последние годы вышел ряд научных и научно публицистических трудов, посвященных 'описанию и анализу жизни и деятельности видных представителей осетинской интеллигенции. в том числе просветителей С 7, 35. 19. 20. 20. 52, 53. 54,.

Вопросы, связанные с развитием просвещения и педагогической мысли в республике, рассматривались также в ряде кандидатских и докторских диссертационных исследований по отечественной истории и педагогике. Так. в 1966 году в Тбилисском госуниверситете защищена докторская диссертация Т. I". Саришвили «Развитие народного образования и педагогических идей в дореволюционной Осетии», в 1974 году там же была защищена кандидатская диссертация В. Д. Маго-метовой «Просвещение и школа в Северной Осетии во второй половине XIX века». В 1992 году в Северо-Осетинском государственном университете защищена кандидатская диссертация С. Р. Чеджемова «Интеллигенция и просвещение в Северной Осетии в конце XIX — начале XX веков». В 1996 году в Московском педагогическом университете имени В. И. Ленина защищена докторская диссертация Катаева Е. Е. «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа до революции ЮГ/ года» .

В вышеназванных работах подробно и многопланово исследуются жизнь и творчество ряда видных представителей осетинской интеллигенции. рассматривается деятельность и значение образовательных учреждений. Функционировавших на территории Осетии. Бесспорно, все 'jth труды являются значительным вкладом в исследование процесса зарождения, развития и становления образования и педагогической мысли осетинского народа.

Между тем изучение и анализ истории и теории вопроса показали. что богатейший воспитательно-образовательный потенциал осетинской народной педагогики, опыт использования ее гуманистических идеи и традиций в личностном становлении гюдрасташих поколений недостаточно представлены в отечественной педагогической литературе. Недостаточно исследованы и проблемы зарождения и развития народного образования и педагогической мысли в республике. jto относится к педагогическим воззрениям и просветительской деятельности таких видных представителей осетинской интеллигенции, как Г. В. Баев. А. Н. Кодзаев. А. Т. Цаликов и других, внесших неоценимый вклад в дело развития национальной культуры, национальной системы оЬразования и историко-педагогической науки в целом. Необходимо указать и на связанную со временем написания ряда упомянутых работ излишнюю идеологизацию, тенденциозность историко-педагогического подхода к анализируемым фактам и событиям. Всё вышеизложенное обусловливает актуальность и своевременность настоящего диссертационного исследования. 'азрабатывая вопросы, связанные со сложным и многоплановым! Н:х,)1 к «.-сом становления и развития образования и педагогической мыс: л и исотии, мы опирались на Фундаментальные научные труды учёных В. И. Абаева. Н. Г. Джусойты. Г. Т. Дзагуровой, Р. А. Дзалаева, В. А. Дынника. Г. З. Калоева, М. С. Тотаева. Е. Е. Хатаева, X. X. Хадикова, JL А. Чиб’ирова и др. объектом исследования является история развития образования и педагогической мысли осетинского народа до начала XX века.

Предметом исследования является процесс становления и развития ооразования и педагогической мысли Осетии до 1918 года.

Целью исследования являются научное освещение и анализ истории становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии, воззрений, видных деятелей осетинской культуры на проблемы образования и педагогики, синтез их прогрессивных просветительских идеи с целью практического использования этого положителыюго опыта в деле строительства национальной системы образования в г. х^спублике на современном этапе.

В основу настоящего исследования положена следушая рабочая гипотеза: изучение, научное освещение и анализ истории развития народного образования и педагогической мысли Осетии, выявление богатейшего воспитательно-образовательного потенциала, заложенного в опыте народной педагогики осетин, определение места и роли осетинской интеллигенции в развитии образования являются непременным условием правильного понимания процессов, наблюдавшихся в общественно-политической и культурной жизни Осетии в рассматриваемый период времени. Выделение и синтез прогрессивных педагогических идей передовых представителей осетинской интеллигенции необходимо в целях их творческого применения в современных условиях в деле возрождения и развития национальной школы.

Для достижения поставленной цели и реализации выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: lj определить значимость исследуемой проблемы в современных условиях: изучить и проанализировать имеющиеся источники и литературу по теме исследования: выявить воспитательно-образовательный потенциал осетинской народной педагогики, её гуманистические идеи и традиции:

4,1 определить положение и роль осетинской интеллигенции в развитии образования в республике: jj проанализировать воззрения видных представителей осетинской интеллигенции на проблемы народного образования и педагогики. выявит!, их актуальность для дола развития образования на современном этапе исторического развития: в.) проанализировать основы развития народного образования и просвещения в республике в дореволюционный период демократических революцийV) показать значение использования опыта осетинской народной педагогики в становлении подрастающих поколений: роль передовых представителей национальной интеллигенции, выдающихся осетинских педагогов-просветителей в деле сохранения и изучения культуры, языка, народного творчества, прогрессивных традиций и обычаев этноса, мировой классики, воспитания на национальных и общечеловеческих ценностях. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение философской, исторической, этнографической, педагогической литературыисторический и педагогический анализ источников с учетом логики исторических Фактов, событий и явлений и сделанные на их основе обобщения и выводы.

Ь работе учитывается необходимость преемственности и новизны, ввода в научный оборот архивных и библиографических материалов, осуществляются анализ и обобщение ранее известных событий и явлений с позиции научной объективности.

Методологической основой исследования являются учение о диалектике. положение исторического материализма об изучении и использовании прогрессивного культурного наследия прошлого, принцип историзма, основополагающие государственные документы о задачах народного образования.

Научная новизна и теоретическое знание данной диссертационной работы заключаются в следующем:

1 '.> исследуется малоизученная проблема, касашаяся истории развития образования и педагогической мысли в Осетии: в научный оборот введён целый ряд малоизвестных истори-ко педагогических документов;

-'J впервые подвергнуты научному анализу выявленные в архивах данные, касающиеся педагогических воззрений и просветительской деятельности ряда передовых представителей осетинской интеллигенции.

Процесс развития и становления образования и педагогической мысли рассматривается в контексте культурологических проблем. На * ociumi' -упю графического. Фольклорного, историкапедагогического и сопствепно-педагогического материалов в исследовании освещается вопрос о народных формах и методах обучения и воспитания осетинских детей и молодёжи в рассматриваемый период. Большая роль в нём отводится так называемым «народным школам», которые представляли собой своеобразный центр трудовой и профессиональной подготовки подрастающего поколения.

Ил общероссийском Фоне развития образования и педагогической мысли исследуемой эпохи достойными представителями просвещения и культуры Осетии являются Л. Д. Гассиев. X. Л. Уруймагов. И. Д. Кануков, 1'. М. На го лов, А. Б. Коцоев. Г. Б. Дзасохов, М. Ю. Гадиев и многие другие. Без их богатейшего наследия едва ли стало бы возможным дальнейшее интенсивное становление осетинской школы в послереволюционный период, неуклонное развитие национального самосознания народа. исновными теоретическими источниками и материалом достоверности настоящей работы послужили монографические исследования по истории школы и педагогической мысли России’и отдельных народов страны 1.172. 189. 190. ?07. 234. 247 и др. J. произведения Устного народного творчества разным жанров (.17. 158. 161, 154, 157. и другие.). Существенную помощь оказало изучение официальных документов: уставов, постановлений, распоряжений, положений, циркуляров министерств и ведомств дореволюционного периода. Использовались архивные документы, касавшиеся развития школьного образования и педагогической мысли осетинского народа i1hf-I, 233, 234),.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в нём материалы и выводы способствуют расширению и углублению знаний студентов при изучении таких дисциплин, как «История образования», «История педагогики», «Сравнительная педагогика». «Основы педагогических теорий», «Этнопедагогика» — могут быть использованы в качестве спецкурсов и спецсеминаров на педагогических Факультетах Северо-Осетинского государственного университета имени К. J1. Хетагурова, в средне-специальных педагогических учеоиых заведениях, а также в соответствуших профильных и специализированных классах учреждений оощего среднего образования республики. Положения диссертационной работы могут служить основой для составления программ, учебных и учебно-методических пособий. методических рекомендаций по вышеуказанным дисциплинам, преподаваемым в учебных заведениях РСО-Алания.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены методологией, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, глубоким и всесторонним анализом архивных источников.

Апробация настоящего исследования состоит в следующем. Основные положения работы рассматривались и обсуждались на заседаниях каФедры педагогики и психологии начального обучения Северо-Осе-тинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Вопросы, связанные с темой диссертации, освещались во время выступлений автора на всероссийских, региональных и республиканских научно теоретических конференциях. Материалы исследования отражены в монографиях, учебных и учебно-методических посооиях, а также в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов и общее-.твенпо-политических журналах.

На защиту выносятся следующие положения: гуманистические идеи и взгляды осетинского народа, отражённые в устном народном творчестве, бытующие в обычаях, традициях и массовых праздненствах, имели большое значение в личностном Формировании молодого поколения: -:.> народная педагогика осетин хранит в себе богатейший воспитательно-образовательный потенциал, который может быть оптимально реализован в современных условиях образования- ') развитие образования и педагогической мысли Осетии осуществлялось в контексте политических и административных мероприятий правительства по образованию и просвещению- -1) развитию образования и педагогической мысли в Осетии во многом способствовала активная просветительская деятельность передовых представителей осетинской интеллигенции. внесших неоценимый вклад в дело становления национальной школы на территории области: bj исследование воззрений видных представителей осетинской культуры на проблемы образования и педагогики даёт возI можность творческого применения их прогрессивных просве-тительекцх идей в деле возрождения и развития осетинской школы, воспитывающей подрастающее поколение в духе гуманизма, интернационализма и на основе учёта приоритета обнечеловеческих ценностей.

Рабочая гипотеза, цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трек глав, заключения и библиографии. Изложена на 359 страницах. По теме исследования издано 20 научных трудов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение вопросов зарождения и развития системы народного образования и воспитания в Осетии в историческом, теоретическом, и практическом аспектах дает возможность наиболее оптимально реализовать тот огромный научный, нравственный, эстетический, гуманистический и пр. материал, заложенный в богатейшей сокровищнице культуры и педагогической мысли Осетии.

Изложенные в настоящем исследовании данные теоретических наблюдений в русле разработки эффективных путей решения поставленных * задач позволяют сделать следующие выводы.

1. Одну из самобытных черт осетинского национального характера, отраженную в менталитете данного этноса, представляет собой оптимистическое мировоззрение, проявляющееся в мягкости общения, душевности, альтруистическом отношении к окружаадим, светлом и добром восприятии жизни и своего бытия в ней.

2. Осетинской народной педагогикой, основанной на гуманистических идеях, прогрессивных традициях и обычаях, выработаны особые формы содержательного общения, способствующие развитию у носителейэтноса определенных ментальных установок. В ходе общения Формируется социально ориентированная система убеждений, поскольку осмысливание и усвоение этического и морального" кодекса", заложенного в воспитательных средствах народной педагогики Осетии, сопровождается сложным процессом активного и свободного саморазвития личности ребенка, младшего школьника, подростка, юноши и т. д.

3. Обзор и анализ идейного содержания богатейшего этнопедаго-гического наследия осетинского народа должен всемерно способствовать и содействовать организации координированной системы совместной деятельности школы и семьи по воспитанию и рразвитию подрастающего поколения, приобщения его к широкому арсеналу нравственных ценностей и ориентации, так необходимых современному обществу и отдельно взятой личности.

4,Благодаря активной просветительской деятельности передовых представителей национальной интеллигенции к последней трети XIX века Осетия подходит с определенным прогрессом в развитии культуры, просвещения и педагогической мысли. Однако, несмотря на это, сотояние народного образования оставляло желать лучшего. В условиях довольно отсталых феодально-крепостнических отношений это представляется закономерным и естественным. Дальнейшая отмена крепостного права и развитие капитализма способствуют созданию относительно более благоприятных условий для становления образования и педагогической мысли в Осетии.

5, К концу XIX — началу XX века интеллигенция Осетии явилась влиятельной силой общества. Сформировавшись под благотворным влиянием передовой русской интеллигенции, она продолжала демократические и гуманистические традиции российской интеллигенции, живо откликаясь на насущные нужды общества, в том числе на проблемы народного образования. Общественную значимость осетинской интеллигенции наглядно демонстрирует ее участие в миссионерско-прос-ветительской деятельности православной церкви и правительства России. Интеллигенты-осетины активно распространяли научные знания как среди собственного народа, так и среди других этносов Кавказа, проповедуя общечеловеческие ценности и идеалы.

6, Осетинская интеллигенция Формировала и выражала национальI ное самосознание народа. В этих целях ее видные представители стремились собрать и систематизировать ведения об истории, культуре, этнографии и языке своего народа. Хорошо понимая, что развитие нации невозможно без создания национальной школы, развития национальной культуры, осетинская интеллигенция выступала за введение обучения на осетинском языке, его изучение в школах в качестве предмета, создание концепции национальной школы.

7. Видные представители осетинской интеллигенции хорошо осознавали необходимость гармонического развития подрастащих поколений. В этих целях они предпринимали конкретные практические действия в целях успешного осуществления в стенах школы умствен* ного, нравственного, эстетического, Физического и трудового обучения и воспитания.

8. Особую роль в просвещении народа представители осетинской интеллигенции отводили учителю — доверенному лицу общества в деле обучения и воспитания детей. По их мнению, учитель должен был воспитывать учащихся в духе дружбы и взаимоуважения представителей различных национальностей.

9. Школа, по мнению деятелей осетинской культуры, должна была способствовать правильному воспитанию детей.

10. Важное место в системе педагогических взглядов осетинской интеллигенции занимал вопрос о необходимости всеобщего обучения и создания условий для организации непрерывного образования.

11. Выявленный в настоящем исследовании богатейший материал по актуальным вопросам развития народного образования и педагогической мысли /в том числе народной педагогики/ в Осетии по сей день, к сожалению, остается недостаточно изученным и потому не в полной мере восстребованным и использованным теорией и практикой воспитания и обучения.

В целях более полного изучения истории становления и развития образования педагогической мысли Осетии, творческого использования прогрессивного педагогического опыта народа считаем необходимым предложить следущие рекомендации.

1. Организовать чтение спецкурса «История становления и педагогической мысли в Осетии» на факультетах педагогических специальностей Северо-Осетинского госуниверситета.

2. Ввести в учебный план факультета начального обучения Северо-Осетинского университета и Владикавказского педагогического колледжа спецкурс по методике воспитания детей средствами осе* тинской народной педагогики.

3. Ввести в учебный план аспирантуры по педагогическим специальностям в Северо-Осетинском госуниверситете обзорный курс лекций по истории развития педагогической мысли Осетии.

4.Организовать ознакомление с материалом данного курса учителей общеобразовательных школ республики на занатиях института повышения квалификации.

5. Организовать систематическую научную работу студентов по изучению педагогического наследия осетинского народа в процессе руководства курсовыми и дипломными сочинениями.

6. Спланировать преподавание вышеуказанных курсов в качестве обязательных или Факультативных дисциплин в соответствующих спе-циализированых и профильных классах общеобразовательных школ республики.

7. В республиканских средствах массовой информации организовать подготовку цикла очерков и передач, связанных с историей становления и развития образования и педагогической мысли Осетии, а также с вопросами воспитания подрастающего, поколения на прогрессивных традициях осетинской народной педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Д. Тбилиси и осетины. М., 1961.
  2. В.И. Блеск и нищета золотого тиснения // Избранные произведения. Владикавказ: Ир, 1990. С.381−395.
  3. В.И. В.Ф.Миллер как осетиновед. К столетию со дня рождения. Изв. Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Вып. VI. Сталинир, 1948.
  4. Абаев В. И. Даредзановские сказания у осетин // Амран. Осетинский эпос. М., 1932.
  5. В. И. Дети солнца // Избранные труды. Владикавказ, 1990. С.261−283.
  6. В.И. Коста и осетинская культура // Известия СОНИИ, т. XXi11. Вып.2. Орджоникидзе, 1970.
  7. В. И. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси, 1961. 200 с.
  8. В.И. Нартовский зпос // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. X. Вып.1. Дзауджикау, 1945.
  9. В.И. Нартовский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. М., 1990. С. 7−76.
  10. В. И. Осетинская традиционная героическая песня // Избр. труды. Владикавказ, 1990. С, 396−407.
  11. В. И. Проблемы нартовского эпоса // Избранные труды. Владикавказ: Ир, 1990. С.284−301.
  12. В.И. Русско-осетинский словарь. Предисловие к первому изданию. М., 1970. С. 6−8.
  13. З.В. Легенды и сказания о происхождении скифов и нартов // Известия ЮО НИИ АН ГССР. Вып.XXVII. Тбилиси, 1985.
  14. З.В. О героинях нартского эпоса // Известия ЮО НИИ.1. Т.14.Цхинвали, 1965.
  15. Акты Кавказской археографической комиссии. Т.1.
  16. .А. О постановке педагогического образования // Известия горского Института народного обрвзования: Вып. 1. Владикавказ, 1923. С.3−16.
  17. Антология осетинской поэзии. Сост. X. У. Алборты, А. Кодзаев, С.Хугаев. Орджоникидзе, 1984. 640 с.
  18. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. З. Л. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 415 с.
  19. Н. М. Алихан Ардасенов. Орджоникидзе, 1970. 160 с.
  20. Н. М. Иван Ялгузидзе осетинский писатель и культурный деятель // Известия СОНИИ. Дзауджикау, 1949. Т.18. С.94−197.
  21. Т. Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.
  22. Г. В. Осетинская письменность. Северо-осетинский институт гуманитарных исследований, отдел рукописных фондов, личный Фонд Г. В. Баева, оп.1, д. 20.
  23. Г. В. Письма осетина. Работа интеллигенции. ЦГА РСО-А, Ф. 224, оп.1, д. 8.
  24. Г. В. Проект докладной записки о свободном избрании уполномоченных от горского населения для непосредственного общения с высшей властью. ЦГА РСО-А, ф. 224, оп.1, д. 163.
  25. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века // 0 России и русской философской мысли. М., 1990. С. 43−272. .
  26. Н. Из записок об Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. КН. 1.С.
  27. Н. Очерки об осетинах // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Kh.I.C.
  28. Р.С. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1990. 96 с.
  29. X.С. Гиго Дзасохов публицист-революционер. Орджоникидзе, 1982. 144 с.
  30. П. Материалы для новой истории Кавказа. I. С. 83−487.
  31. Ванеев 3.Н. Народное предание о происхождении осетин. Стали-нир, 1956.
  32. Л. В. Проблемы истории Осетии в русской науке XIX века. Орджоникидзе. 1975. 174 с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  34. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
  35. С. Ш. Георгий Цаголов. Цхинвали, 1962. 136 с.
  36. С. 3. Осетинские народные песни // Известия СОНИИ. Т. 28. Орджоникидзе, 1971.
  37. М.Ю. Духовная школа. Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, отдел рукописных фондов, ф. 16, д, 19.
  38. М. Ю. Народный дом // Голос Сибири.' 1916 г. 9 декабря.
  39. Г. Вечер у Клер. Романы и рассказы. М., 1990. 591с.
  40. А. X. На пути к всеобщему среднему. Орджоникидзе, 1977. 93 с.
  41. А.А. В двух ближайших номерах «Кавказ» — // Тифлисский вестник. 1878. N 20.
  42. А.А. В конце прошлого десятилетия — Тифлисский вестник. 1877. N212.
  43. А.А. Всякое дело, а учебное особенно —// Тифлисский вестник. 1878. N 20.
  44. А. А. Единственно разумной целью . Тифлисский вестник. 1878. N 20.
  45. Гатуев А, Я. Христианство в Осетии.
  46. А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии /1740−1917/ // Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1942. Т. 5. С. 3−24.
  47. Дз. О жизни и деятельности Ивана Ялгузидзе // Известия ЮОСНИИ. Вып. VIII. 1955. С. 305−313.
  48. Т.А. Памятник особого рода: язык. Владикавказ, 1995. 27 с.
  49. Т.А. Проблемы Нартиады, Орджоникидзе, 1982.
  50. У. Кавказские богатырские сказания древних циклов и япос о нартах // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969.
  51. Ш. Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия /19 171 941/. Орджоникидзе, 1972.
  52. Н. Г. Елбыздыко Бритаев. Цхинвали, 1958. 224 с.
  53. Н. Г. Сека Гадиев. Сталинир, 1958. 192 с.
  54. Н. Г. Цомак Гадиев. Орджоникидзе- 1965. 188 с.
  55. Г. А. Состояние и нужды народного образования в Осетии // Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, отдел рукописных Фондов. Дзагурова Г. А., оп.1, д. 87.
  56. Г. Т. Адьютант генерала Скобылева // Соц. Осетия. 1990. 7 июля.
  57. Дзагурова Г.*Т. Верность Отечеству. Социалистическая Осетия. 1990. 15 декабря.
  58. Г. Т. Генерал «Атака». Социалистическая Осетия.1989. 5 августа.
  59. Г. Т. Рыцари Отечества. Социалистическая Осетия.1990. 17 января.
  60. А. Б., Дзуцев X. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. Владикавказ, 1994. 283 с.
  61. Р. А., Хадиков X. X. К вопросу о специфике народноговоспитания // Социально-этнические основы интернациональноговоспитания*. Сборник научн. трудов. Орджоникидзе, 1991. N2.1. С. 161−172. №
  62. Р. А., Хадиков X. X. К вопросу о специфике народного воспитания // Социально-этнические основы интернационального воспитания: Сборник науч. трудов. Орджоникидзе, 1985. С.33−44
  63. Г. Б. Дневник педагога. Дзасохов Гиго. Статьи и очерки. Сост. X. С. Булацев. Орджоникидзе, 1970. С. 165−202.
  64. Г. Б. Заветы Пирогова-педагога. Южный телеграф. 1910. 15 ноября.
  65. Г. Б. К вопросу о кандидате на должность наблюдателя начальных школ // Казбек. 1905. 4 августа.
  66. Г. Б. К вопросу о реформе средней школы // Терек. 1915. 6 декабря.
  67. Г. Б, 0 конечной цели воспитания и образования // Казбек. 1905. 6 июня.
  68. Г. Б. О происхождении инородцев // Казбек. 1904. 19 декабря,
  69. Г. Б. Образовательное и воспитательное значение осетинского языка // Казбек. 1904. 27 апреля.
  70. Г. Б. Школа и жизнь. Донская волна. 1913. 3 марта.
  71. М. У. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1979. 260с.
  72. X.В., Бесаева Т.3. Этнография детства у осетин. Владикавказ. 1994. 113 с.
  73. Дроеба. Тифлис. 1883. 2 ноября.
  74. Дроеба. Тифлис. 1884. 4 января.
  75. В. А. Сюжетика осетинского нартского эпоса и его идеальный герой // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969.
  76. . Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
  77. Т. Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогики бурят. АКД. М., 1993. 15 с.
  78. X.М. Ардонская семинария /исторический очерк/. Орджоникидзе, 1965, 80 с.
  79. Л. Б., Кайман Л. Б., Шульгин B.C. История русской культуры, М., 1990. 432.
  80. Известия Северо-Осетинского НИИ ИЗЯЛ. Т. 24. Вып.1. Орджоникидзе, 1964.
  81. История народов Северного Кавказа /конец XVIII в.-1917г./ М., 1988. 659 с.
  82. История Северо-Осетинской АССР. Т.1. Орджоникидзе. 1987,529с.
  83. История СССР /1861−1917/. М., 1989. 463 с.
  84. Р. С. К вопросу о мировоззренческих мотивах в осетинском нартском эпосе. Цхинвали, 1972.
  85. Казбек. 1905. 20 сентября.
  86. .А. Миллер-кавказовед / Исследования и материалы.
  87. Орджоникидзе, 1963. 200 с.
  88. . А. Осетины. М., 1971.
  89. Г. З. Сказочный эпос осетин // Осетинские сказки. Ор•lджоникидзе, 1974. С. 3−4.
  90. Г. З. Эстетический идеал творцов Нартиады // Осетинская филология. Межвузовский сборник статей. Вып.2. Орджоникидзе, 1981. С.103−111.
  91. Д. А. Даредзановские сказания у осетин. Цхинвали, 1975.
  92. И. Д. Назревшие вопросы. Дальний Восток. 1894. 3 октября.
  93. И.Д. Народная школа в Сибири. Владивосток, 1891. 8 декабря.
  94. И. Д. Несколько слов о положении•школ и учителей в Южно-Уссурийском крае. Владивосток. 1890. 29 июля.
  95. И.Д. Школьное обозрение. Владивосток. 1898. 29 октября.
  96. Э. К., Чеджемов С. Р., Ахмет Цаликов. Политический собеседник. 1890. N 21. С.25−27. Владикавказ, 1990. 32с.
  97. Ковалевский.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. С.14−15.
  98. А.Н. Древние осетины и Осетия. Владикавказ, 1903. 109 с.
  99. А.Н. К учащимся церковно-приходских школ Северной Осетии // Владикавказские епархиальные ведомости. 1905.
  100. N 24, С. 469−500: 1906. N 1. с. 12−16.
  101. Г. А. Осетины во второй половине XVIII века по наблюдению путешественника Л. Штедера. Орджоникидзе, 1940.
  102. Г. А. Очерки этнографии осетинского народа.
  103. С. Записки о быте осетин.
  104. М. 0. Этнография и история Кавказа. М., 1961, С.158−281.
  105. А.Б. Всеобщее обучение // Тифлисский листок. 1909. А
  106. А.Б. Задачи осетинской интеллигенции // Закавказье.
  107. А.Б. Задачи осетинской интеллигенции // Закавказье. 1909. 12 ноября.
  108. А. Б. Школы в горских трущобах // Тифлисский листок. 1909. 8 апреля.
  109. Н. К. О задачах художественого воспитания. Пед.соч.: В 10 т. Т.З. М., 1959.
  110. В. А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1980. ¦
  111. . С. К высотам культуры. Орджоникидзе: Ир, 1980.
  112. С.Д. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX и в начале XX века. Орджоникидзе. 1966. 120 с.
  113. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.117. Курьер ЮНЕСКО. 1990, N 2.118. Курьер ЮНЕСКО. 1991. N 7.
  114. Г. Я хочу вам доверить тайну. Владикавказ, 1992. 90 с.
  115. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Поли. собр.соч. Т. 2. С.
  116. В.И. Ответ на открытое письмо специалиста. Полн.собр. соч. Т. 38. С.
  117. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч. Т. 36. С.
  118. В. И. Политическая партия за 5 лет третьей Думы. Полн. собр. соч. Т. 31. С.
  119. В. И. Речь на собрание партийных работников Москвы 27ноября 1918 года. Полн. собр. соч. Т. 37. С. *
  120. В.И. Роль сосдловий и классов в освободительном движении. Полн.собр. соч. Т. 23. С.
  121. В. 1/1. Сердитая растерянность. Полн. собр. соч. Т. 8. С.
  122. В. 1/1. Шаг вперед, два шага назад. Полн. собр. соч., Т. 8.
  123. Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1983.
  124. А. А. Педагогическое общение. М. 1979.
  125. Лукиан. Сочинения. Т.П. философия. Быт. М., 1920.
  126. А. В. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М., 1927. 75 с.
  127. М. Народное образование в Терской области. Терские ведомости. 1899. 20 октября.
  128. А. X. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.
  129. А. X. Некоторые вопросы, связанные с охотой // Мах дуг, 1964. N 11.С.
  130. А. X. Общественный строй и быт осетин CXVII-XIX). Орджоникидзе: ИР, 1974.
  131. А. С. Пед.соч.: В 8 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984.
  132. Н. К. Сатана в соетинском нартовском эпосе. Орджоникидзе, 1971.
  133. М. Несколько слов об осетинах // Терские ведомости. 1892. N 79.
  134. Д. X. Поэма о героях. М., 1981.
  135. Е. JI. Очерк. Кавказа. СПб-М., 1887. 592 с.
  136. Материалы I Всеосетинского учительского съезда в г. Владикавказе с 10 июня по 16 июля 1818 года. СОИГИ, ОРФ, ф. 10, оп.1,д. 28.
  137. Материалы по истории осетинского народа. Т.5. Орджоникидзе, 1942, 296 с.
  138. Мельников-Разведенкой С. Первое двадцатипятилетие в истории просвещения города Владикавказа С1836−1861). М., 1900.
  139. В.Ф. Осетино-русско-немецкий словарь. М., 19.
  140. В.Ф. Осетинские этюды. Вып. 2. Ч. П. Исследования.М., 1882.303с.
  141. В.Ф. Осетины // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. Т. XXII. С. 265.
  142. М.А. Материалы по антропологии осетин. Одесса, 1916.
  143. А. С молоком матери // Кавказ, 1992. N 1. С. 15−16.
  144. Мцкемси. ТИФлис. 1885. 15 января.
  145. Нарт Батрадз. Владикавказ. 1993.
  146. Нартский эпос: Сб. статей, Дзауджикау, 1949.
  147. Нартский эпос. Материалы совещания 1956 г. Орджоникидзе,
  148. Нарты. Осетинский героический эпос. М., 1990. 495 с.
  149. О России и русской философской культуре. Сост. М. А. Маслин. М., 1990. 528 с.
  150. ОРФ СОИГИ, Ф. 1, оп.1, д. 2, л. 24−35: оп.1, д. 50, ф. 10, л. 11,19
  151. Осетинские народные песни. М., 1964.
  152. Осетинские народные сказки. М., 1975. 75 с.
  153. Осетинские пословицы и поговорки / Сост. и перев. 3.В.Абаева1. Цхинвали, 1962. t
  154. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Сост. Б. А. Калоев. Орджоникидзе, 1967. 320 с.
  155. Памятники народного творчества осетин. Трудовая и обрядовая поэзия. Владикавказ, 1992. 438 с.
  156. Ф.Г. Педагогическое образование в России /Историко-педагогические очерки/. М., 1979. 216 с.
  157. В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград, 1946.
  158. Пфаф В. Б, Этнологические исследования об осетинах // Сборник сведений о Кавказе. Т.2. Тифлис, 1872.
  159. Революция 1905−1907 годов на Тереке. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1986. Т. 2: 1980. Т. 1.
  160. Русские писатели. Библиографический словарь 4.1, М., 1990. 432 с.
  161. З.М. Сокровище народа // Альманах «Советская Осетия». 1960. N 17.
  162. Святой Георгий и три брата. Осетинская легенда // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.1. С.
  163. Северная Осетия. 1992. N 227.
  164. А. С. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1987. Т. 4.512 с.
  165. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969.
  166. В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года. М.. 1948. 200 с.
  167. В. Светлые думы нартов // Социалистическая Осетия, 11 декабря 1948 года.
  168. Я. С. Семья и быт народов Северного Кавказа. М.,, 1983.
  169. В. В. История физической культуры. М,. 1989. 288 с.
  170. З.Н. Видный публицист Г. Цаголов // Мах дуг. 1971.1. N 4. С.
  171. З.Н. Инал Кануков. Орджоникидзе, 1972. 250 с.
  172. В. А. Сто советов учителю. // Избр. произв. в 5 т.1. Т. 2.
  173. Н.Ф. Погребальные и поминальные обряды осетин // Советская этнография. 1957. N 1.180. Терек. 1909. N 3620.
  174. Терские ведомости, 1897. 7 марта.
  175. Терские ведомости. 1898. 5 июля.
  176. Терские ведомости. 1907. 2 марта.
  177. Терские ведомости. 1915. N 240.
  178. Тифлисский вестник. 1877. N 35.
  179. Тифлисский листок. 1905. 21 июня.
  180. Г. Д. Взаимоотношения грузинского и осетинского народов в XV—XX вв.. Тбилиси, 1971, С. 69−72.
  181. М. С. К истории дореформенной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1955.-
  182. М. С. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977. 78 с. 190. «Готоев М. С. Народное образование и педагогичсекая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. 172 с.
  183. М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе. ИР, 1968. 288с.
  184. Триумф окаянных дней: диалог в цитатах. Юность 1990. N 10. С. 2−3.
  185. Уарзиаты В. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. 233 с. L
  186. X. А. Желательное улучшение церковной школы в Северной Осетии. Терек. 1909. 7. 8, 9 мая.
  187. X. А. Начальная школа в Осетии. Утро гор. Баку: Т Каспий, 1910. N 1, С.36−50.
  188. X. А. Женские школы в Осетии. Казбек. 1903. N 1694, 1895, 1696.
  189. X. А. О значении осетинских школ в сельскохозяйственном отношении. Казбек, 1901. 16. 17 февраля.
  190. X. X., Плиев 'Г. П. Осетинские нартские сказания памятник педагогической культуры. Орджоникидзе, 1972.С.176−193.
  191. Т. А. Историко-песенный фольклор осетин, Орджоникидзе, 1973.
  192. Е. Е. Горские школы на Кавказе. Мах дуг. 1979. N 8. С. ¦207. Хатаев Е. Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1994.132 с.
  193. Е. Е. Просветители горских народов. Орджоникидзе, 1965. 85 с.
  194. Е. Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа до революции 1917 года. Автореф. дис... докт. пед. наук, М., 1996. 36 с.
  195. А.К. 0 Формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964, 92 с.
  196. К. Л. Владикавказские письма. Собр. соч. в 5-ти т. М.: АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С. 167−176.
  197. К. Л. Избави бог и нас от этаких людей. Собр. соч. в Ь-ти т. М.: АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С. 214−224.
  198. К. Л. Маленькая история. Собр. соч. в 5-ти т. М.: АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С. 128−139.
  199. К. Л. Накануне. Собр. соч. в 5-ти т.М.: АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С.140−166.
  200. К. Л. Неурядицы Северного Кавказа, Собрание соч. в Ь-ти т. М.: АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С. 183−209.
  201. К. Л. Особа. Собр. соч. в 5-ти т.М.: АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С. 311−371.
  202. К. Л. Развитие школ Северной Осетии. Собр. соч. в 5 томах М. АН СССР, 1959−1960. Т. 4. С. 266−271.
  203. Хетагуров К. J1. Церковно-приходские школы в Осетии. Собр. соч. в 5-ти т. М.: АН СССР, 1958−1960. Т. 4. С. 292−300.
  204. Г. М. Дигорские отголоски // Терские ведомости. 1894. N 144.
  205. Г. М. Вольные школы в Осетии. Терские ведомости. 1898. 5 июля.
  206. Г. М. КУльтурное движение среди осетин. Северный Кавказ. 1900. N 11.
  207. Г. М. Осетинская письменность. Терские ведомости. 1915. 8 и 28 ноября.
  208. Г. М. Последнее время у нас говорят . Казбек. 1898. 16 сентября.
  209. А. Т. Из рабочей жизни. Политический собеседник. Владикавказ, 1990. N 21. С. 27−29.
  210. А. Т. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики. культуры и хозяйственного быта. М., 1913. 185 с,
  211. А.Т. Отклики горской жизни. Утро гор. Баку: Каспий, 1910. N 1. С. 80−86.
  212. А. Т. Мусульмане в России и Федерации. М.: Заря Востока. 1917. 32 с.
  213. В. Д. Идеи гуманизма и гуманистического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа. М., 1995. 40 с.
  214. X. К. • Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993.60с.
  215. X.К. философские и общественно-политические воззрения А.Гассиева. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1966. 296 с.
  216. Центральный госдарственный архив РСО-А, ф.150, оп.1, д. 30.
  217. Центральный государственный архив Грузии, Ф.139, д. 508, л. 3−4: д. 1546, л. 2.
  218. З.П. Развитие общественной и философской мысли в Осетии / Вторая половина XIX и начало XX века. М., 1977.192с.
  219. Цогоева 3.1/. Педагогические функции женщины в традиционной системе воспитания осетин: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
  220. С. Р. Из истории родного края. Владикавказ, 1993.с.
  221. Чеджемов С, Р. Интеллигенция и просвещение в Северной Осетии р. конце XIX начале XX веков. АКД. Владикавказ, 1992. 16 с.
  222. С.Р. Педагогическая мысль Северной Осетии конца начала веков: Учебное пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992. / U с.
  223. Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Ордоникидзе, 1958. 90 с.
  224. Н. К. Истории Владикавказского, бывшего Моздокского, духовного училища // Владикавказские епархиальные ведомости, 19L9. N 19. С. 684−709.
  225. Л. А. Древнейшие, пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1984.
  226. Jl. А. Осетинский аул и его традиции. Владикавказ: ЙР, 1995. 35 с.
  227. А. Р. Сатана „богиня“ и"мать» // Известия ЮО НШ АН ГССР. Вып. XXVI. Тбилиси, 1983.
  228. Л. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск IV 1870.
  229. А. Осетинская грамматика. М., 1844.
  230. И. А. Народная педагогика адыгов о факторах, влияших на Формирование личности //' Проблемы обучения и воспитания в сельской национальной школе. Ростов-на-Дону. 1976. С. 61−70.
Заполнить форму текущей работой