Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
Обучение иностранному языку на начальной ступени школы может осуществляться как учителем иностранного языка основной школы, так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплому) преподавать иностранный язык детям младшего школьного возраста. Практика показывает, что наиболее целесообразным является второй вариант. В настоящее время подготовка учителей начальных классов с дополнительной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
- 1. 1. Сущность и содержание реализации интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе
- 1. 2. Современное состояние проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
- 1. 3. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
- Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы.
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современная система образования вышла сегодня на качественно новый этап своего развития, характеризующийся изменениями в структуре, содержании, целях и задачах обучения. Возрастание объема информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, процесс интеграции наук, идущий высокими темпами, требуют от человека не только обширных, но и прежде всего систематизированных знаний. Соответственно перед общеобразовательной школой стоит задача формирования у учащихся умений устанавливать связи между фактами, выявлять закономерные отношения между научными понятиями. Одним из путей решения этой задачи является построение педагогического процесса в школе на интегративной основе.
Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Проблеме межпредметной интеграции большое внимание уделяли известные ученые-дидакты М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин и др. В диссертациях интеграция исследовалась как средство развития младших школьников (С.М. Гапеенкова) — как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку (Н.В. Гончар) и русскому языку (М.В. Бабкина).
Проблемой философской трактовки понятия «интеграция» занимались российские (М.С. Анисимов, Б. А. Ахлибинский, Н. П. Депенчук, Б. М. Кедров, В. Т. Левин, Э. С. Маркарян, А. Д. Урсул, П. Н. Федосеев, М. Г. Чепиков, Б. Г. Юдин и др.), а также зарубежные (Я. Боднар, К. Ф. Вессель, И. Земан, Г. Па-вельциг, Г. Парлей, И. Пуршова, И. Стахова, В. Урбанек, Ф. Чижек) ученые.
Вопросы историко-гносеологической обусловленности процессов интеграции в образовании исследовали B.C. Безрукова, О. С. Гребенюк, А .Я. Да-нилюк, Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, B.C. Ильин, И. А. Майзель, Г. Ф. Федорец и др.
В российской и зарубежной дидактике и психологии идея интеграции имеет глубокие истоки. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания детей с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались еще в трудах педагогов-классиков Ф. И. Буслаева, Я.А. Ко-менского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. В различных странах Западной Европы в XIX веке были созданы первые так называемые комплексные программы обучения учащихся (Дж. Дьюи, Э. Кей, Г. Тоблер, А. Фарьер). В отечественной педагогике начала XX века также было немало интересных поисков на пути реализации интеграции в образовании (П.П. Блоп-ский, В. В. Розанов, М. М. Рубинштейн, С. Т. Шацкий и др.).
Вопросы социологизации интеграционных процессов, проблемы интеграции естествознания и обществознания, интеграционные процессы в науке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях B.C. Готта, Г. Ю Кикец, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула. Принципы многоуровневости интеграции были обоснованы М. С. Анисимовым, Б. М. Кедровым, А. Турсуновым и др. В их работах подчеркивается важность диалектической логики в интегративных процессах, совершающихся в научных теориях.
Проблеме интеграции учебных дисциплин посвящены исследования О. Г. Гилязовой, Н. Н. Деменевой, Э. В. Ивановой, Ю. М. Колягина, И. В. Кошкиной, В. Н. Ляминой, Р. З. Мустафиной, В. Г. Подзолкова, Н. С. Сердюковой и др.
Во многих странах имеется широкий опыт внедрения различных интегрированных курсов на всех ступенях образования. Например, в школах Болгарии был введен интегрированный курс естественных наук. В США учащиеся старших классов средней школы изучают учебную дисциплину «Изучение Земли», в содержание которой входят элементы физики, химии, географии, геологии, кристаллографии, почвоведения, палеонтологии и др. В отечественной практике образования интеграция активно внедряется в пачальную школу. В настоящее время имеется бесконечное множество интегрированных курсов в связи с тем, что наряду с утвержденными учебными программами творчески работающие учителя разрабатывают и используют свои авторские программы.
Особое место в структуре учебного плана начальной школы занимает иностранный язык. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Согласно базисному учебному плану иностранный язык включается в образовательный и развивающий процессы начальной школы в целях более раннего приобщения детей к культуре коммуникативной деятельности, формирования у них положительной мотивации к изучению фольклора, литературного и художественного творчества носителей языка. Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования информации из различных областей знания.
Иностранный язык занял подобающее ему место в интегрированных учебных программах и курсах. Разработкой таких программ и курсов успешно занимаются И. Л. Бим, Э. Н. Шепель, М. З. Биболетова, Л. Я. Зеня, Л.П. За-горная, Н. Н. Трубанева. Ими предложены интегрированные курсы «Окружающий мир и иностранный язык», «Изобразительное искусство и иностранный язык», «Обслуживающий труд и иностранный язык», «Музыкальная культура и иностранный язык» и др.
Обучение иностранному языку на начальной ступени школы может осуществляться как учителем иностранного языка основной школы, так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплому) преподавать иностранный язык детям младшего школьного возраста. Практика показывает, что наиболее целесообразным является второй вариант. В настоящее время подготовка учителей начальных классов с дополнительной специальностью «учитель иностранного языка» ведется в ряде педагогических вузов страны. Однако проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в программах педагогических вузов задача ознакомления студентов с теорией и методикой межпредметной интеграции не ставится. Имеются недостатки в теоретической, практической и методической подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на ин-тегративной основе: недостаточно осуществляется межпредметная интеграция в обучении студентов иностранному языку, преподаватели частных методик не уделяют должного внимания вопросам обучения студентов осуществлению межпредметной интеграции, в процессе прохождения педагогической практики студенты, как правило, не проводят интегрированные уроки иностранного языка. В результате по окончании вуза выпускники не владеют необходимыми знаниями и умениями для обучения учащихся начальных классов иностранному языку на интегративной основе. Они интуитивно пытаются ввести в учебный процесс элементы интегрированного обучения, но при этом испытывают затруднения в определении цели, в отборе содержания и конструировании интегрированных уроков по иностранному языку, что объясняется отсутствием специальной подготовки к решению данной проблемы.
Анализ современных педагогических исследований свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме подготовки учителей начальных классов. Работы Ю. К. Бабанского, Ю. П. Вавилова, В. П. Ковалева, В. Г. Максимова, J1.B. Островской, В. А. Сластенина, Т. Н. Шайденковой и др. посвящены вопросам общепрофессионалыюй и педагогической подготовки учителей начальных классов. Среди современных исследований проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию на интегративной основе можно назвать работы С. А. Самсикова, Е. А. Гриневой, С. Г. Шпилевой. Вместе с тем вопросы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода в процессе их обучения в педагогическом вузе остаются недостаточно разработанными. Современные требования к подготовке учителя, очерченные государственными стандартами, ориентированы лишь на системное видение и осмысление учебного материала в рамках определенной учебной дисциплины.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в педагогических кадрах, способных квалифицированно обучать младших школьников иностранному языку с использованием межпредметной интеграции, и неразработанностью теоретических и технологических основ подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода?
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования — выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Объект исследования — процесс подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка.
Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе будет эффективным при следующих педагогических условиях:
— использования дидактических технологий, организационных форм и методов интегрированного обучения студентов иностранному языку;
— реализации в учебно-воспитательном процессе факультета системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе, системообразующим компонентом которой является спецкурс «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода»;
— включения в содержание педагогической практики студентов проведения интегрированных уроков иностранного языка;
— координации деятельности педагогического коллектива по формированию готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание реализации интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе.
2. Выявить сущность готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
3. Изучить современное состояние проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода в педагогической теории и практике.
4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Методологической основой исследования явились: идея диалектического единства общего, особенного и единичного, связи и отношений между понятиями (М.С. Анисимов, В. Г. Афанасьев, Б. А. Ахлибинский, Н.П. Депен-чук, Б. М. Кедров, Г. Павельциг, Г. Парлей, И. Пуршова, И. Стахова, В. Урбанек, А. Д. Урсул, П. Н. Федосеев, М. Г. Чепиков, Ф. Чижек, Э. Г. Юдин и др.) — идея системного подхода и созданная на его базе общая педагогическая теория (B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, И. Д. Зверев, А. Н. Леонтьев, Л. А. Седов, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин и др.) — теория об ассоциативном мышлении (Э. Клапаред, Ю. Ю. Кустов, Ю. А. Самарин, Д. Селли, В. Штерн и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
— теория интеграции (М.Н. Берулава, О. Г. Гилязова, А. Я. Данилюк, М. К. Енисеев, Г. И. Ибрагимов, Ю. М. Колягин, И. В. Кошмина, В. Н Максимова, М. И. Махмутов, Т. В. Машарова, Г. А. Монахова, Р. З. Мустафина, Н.М. Не-усыпова, Т. Н Нуриддинов, А. И. Пайгусов, С. А. Самсиков, Н. С. Сердюкова, Г. Ф. Федорец, А. З. Шакирзянов, С. Г. Шпилевая, В. И. Яковлева и др.);
— личностно ориентированный подход к организации педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л. С. Выготский, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, В. Штерн и др.);
— исследования, связанные с профессиональной подготовкой учителей общеобразовательной школы, учителей начальных классов, учителей иностранного языка (О.А. Абдуллина, С. И. Архангельский, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.).
В целях всесторонней проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебных программ, рабочих учебных программ, учебных пособий по дисциплинам общепрофессиональной, общекультурной и предметной подготовкианализ и обобщение передового опыта учителейанкетирование и интервьюирование преподавателей и студентовнаблюдение за учебной деятельностью студентов в аудиторное и внеаудиторное времямоделированиеконстатирующий и формирующий экспериментыметоды математической обработки.
Этапы и опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось поэтапно с 2002 по 2006 год на базе психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
На первом этапе (2002;2004 гг.) анализировались теоретические источники по проблеме диссертационного исследования, происходило изучение практики подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка. Был проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась модель системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода и выявлены педагогические условия эффективного решения исследуемой проблемы.
На втором этапе (2004;2005 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогического факультета модели системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода и проверке эффективности выявленных педагогических условий.
На третьем этапе (2005;2006 гг.) обрабатывались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось внедрение в учебный процесс вуза научно-методических рекомендаций по результатам исследования, документальное оформление диссертационного материала.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнены сущность и содержание готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода;
— разработана система формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода;
— теоретически выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе;
— определены критерии и показатели уровня готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в существующие концепции профессиональной подготовки будущих учителей. В нем определены и теоретически обоснованы возможности интегративного подхода к подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические положения и выводы данного исследования легли в основу опубликованных научно-методических пособий (программа спецкурса «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода», учебно-методическое пособие «Тексты для чтения по английскому языку»), использование которых позволяет повысить уровень готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе. Материалы диссертации могут быть исполь-зоваиы учителями иностранных языков в целях организации учебной деятельности учащихся, преподавателями педагогических вузов при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикечеткостью и логичностью его исходных параметров, методологически правильным подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью его методики поставленным задачам и тщательностью анализа хода и результатов исследовательской работысистематической проверкой результатов исследования на разных его этапах.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Готовность учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе представляет собой системное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения знаниями теории интегрированного обучения, свободным владением методикой преподавания иностранного языка на интегративной основе, а также наличием умений и навыков анализа и синтеза содержания различных учебных предметов и осознанным стремлением к осуществлению интегрированного обучения.
2. Эффективность формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе обеспечивается созданием следующих педагогических условий:
— использования дидактических технологий, организационных форм и методов интегрированного обучения студентов иностранному языку;
— реализации в учебно-воспитательном процессе факультета системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе, системообразующим компонентом которой является спецкурс «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода»;
— включения в содержание педагогической практики студентов проведения интегрированных уроков иностранного языка;
— координации деятельности педагогического коллектива по формированию готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
3. Уровень сформированности готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе может быть определен следующими критериями и показателями:
— теоретическим критерием (знание теории интегрированного обучения, знание технологии реализации интегративного подхода к преподаванию иностранного языказнание психолого-педагогических особенностей обучения учащихся начальных классов);
— практическим критерием (необходимые для осуществления интегративного подхода умения и навыки: формулирования цели интегрированного урока иностранного языкавыявления интегративных связей в учебном материале различных предметоввыбора и применения методов и форм интегрированного обученияосуществления анализа интегрированного урока иностранного языка);
— мотивационным критерием (интерес к проблеме интеграции в обученииличная профессиональная позиция по отношению к реализации межпредметной интеграции в обучениипотребность в осуществлении интегрированного обучения).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:
— в выступлениях автора с докладами на Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования начального образования» (2005 г., Ульяновск), на всероссийских научно-практических конференциях «Педагогический процесс в условиях модернизации Российского образования» (2005 г., Москва), «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования» (2005 г., Москва), на межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования» (2006 г., Москва-Чебоксары), на VI Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы совершенствования филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (2005 г., Пенза), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы совершенствования филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (2006 г., Пенза) — на ежегодных сессиях аспирантов и научных конференциях Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева;
— путем внедрения разработанных учебных материалов в учебный процесс психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева;
— материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: учебно-методических пособиях, научных статьях (всего 14 работ).
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выводы по второй главе.
Нами была разработана и реализована система подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода. С этой целью был введен спецкурс «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода». Со студентами психолого-педагогического факультета проводилась специальная опытная работа по разработанной нами программе, обеспечивающей будущим учителям начальных классов необходимую систему знаний и умений в процессе формирования целостной картины на окружающий мир.
Динамика готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода прослеживалась по таким компонентам как теоретический, практический и мотивацион-ный.
Диагностика студентов до формирующего эксперимента выявила примерно одинаковый уровень готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода в экспериментальной и контрольных группах студентов.
Основной задачей формирующего эксперимента была проверка эффективности разработанной нами модели системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Полученные результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода в экспериментальной группе. Отсюда можно сделать вывод, что данные различия в уровне готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода достигнуты благодаря организованной в экспериментальной группе специальной работе по подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода. t I.
Заключение
.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, изучение педагогического опыта работы вузов показали необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
В философии интеграция — это система, движение и развитие которой ведет к появлению новых, неприсущих ранее этим элементам свойств, а также к усилению их взаимозависимостей, взаимовлияний, взаимосвязей. Интеграция в обучении является высокой формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, обеспечивающая формирование у учащихся целостной системы знаний и целостной картины мира. Интегративный подход в обучении иностранному языку в начальной школеэто система методов, приемов осуществления интеграции знаний, обеспечивающая формирование у учащихся целостной системы знаний и целостной картины мира.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов теоретического характера.
Необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе определена требованиями к учебному процессу в начальной школе.
В школьной практике обучения иностранному языку в начальных классах интеграция осуществляется посредством введения интегрированных курсов, интегрированных уроков, внеклассных мероприятий. Практика показывает, что учителя испытывают затруднения:
— в отборе содержания интегрированных уроков иностранного языка, определении их целей;
— в конструировании и анализе занятий по иностранному языку, построенных на интегративной основе;
— в выявлении интегративных связей в учебном материале различных предметов;
— в выборе и применении методов и форм интегрированного обучения.
Готовность учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе представляет собой системное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения знаниями теории интегрированного обучения, свободным владением методикой преподавания иностранного языка на интегративной основе, а также наличием умений и навыков анализа и синтеза содержания различных учебных предметов и осознанным стремлением к осуществлению интегрированного обучения.
На основе вышеизложенного нами были определены критерии и показатели, позволяющие определить уровень готовности студентов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе:
— теоретический критерий (знание теории интегрированного обучениязнание возрастных и психологических особенностей младших школьниковзнание методики преподавания иностранного языка);
— практический критерий (необходимые для осуществления интегративного подхода умения и навыки: формулирования цели интегрированного урока иностранного языкавыявления интегративных связей в учебном материале различных предметоввыбора и применения методов и форм интегрированного обученияосуществления анализа интегрированного урока иностранного языкаумения анализа и синтеза содержания учебного материала различных предметов);
— мотивационный критерий (интерес к проблеме интеграции в обученииличная профессиональная позиция по отношению к реализации межпредметной интеграции в обучениипотребность в осуществлении интегрированного обучения).
Мы выделили высокий, средний, низкий уровни готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Высокий уровень готовности характеризуется наличием у студентов достаточно полных знаний теории интегрированного обучениясформиро-ванностью умений по применению знаний в организации интегрированного обучениясвободным владением методикой подготовки и проведения интегрированных уроков иностранного языкапроявлением интереса к внутренней сущности явления интеграции, стремлением к проведению интегрированных уроков иностранного языка и охотным включением в их разработку.
Средний уровень готовности характеризуется усвоением основных понятий теории интеграции, но эти понятия не отличаются глубиной и прочностьюпроявлением умений в отборе содержания только межпредметного характерав целом положительным отношением к интегрированному обучению иностранному языкуситуативной потребностью осуществлять интегрированное обучение.
Низкий уровень готовности характеризуется наличием фрагментарных теоретических знаний по интеграции и некоторых умений, связанных с преподаванием иностранного языка на интегративной основеотсутствием потребности и стремления к интегрированному преподаванию иностранного языка.
В ходе исследования получили научное и экспериментальное обоснование педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода, а именно:
— использование дидактических технологий, организационных форм и методов интегрированного обучения студентов иностранному языку;
— реализация в учебно-воспитательном процессе факультета системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе, системообразующим компонентом которой является спецкурс «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода»;
— включение в содержание педагогической практики студентов проведения интегрированных уроков иностранного языка;
— координация деятельности педагогического коллектива по формированию готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Проведенное нами диссертационное исследование не претендует на окончательный анализ данной проблемы. В частности, актуальными представляются такие аспекты, как подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе в условиях сельской школы, возможность решения проблемы преподавания иностранного языка на интегративной основе в послевузовском периоде в системе повышения квалификации учителей начальных классов и др.
Список литературы
- Абдуллипа, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абдуллина, О. А. Формируем педагогические умения и навыки / Моск. пед. ин-т им. В. И. Ленина / О. А. Абдуллина // Вестник высшей школы.- 1977. № 2. — С. 83−85.
- Аверьянов, А. Н. Системное познание мира : методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Акчурин, И. А. Единство естественных наук и материалистическая диалектика / И. А. Акчурин // Коммунист. 1975. — № 9. — С. 7885.
- Анисимов, М. С. Современные тенденции интеграции наук / М. С. Анисимов, А. Турсунов // Вопросы философии. 1981. — № 3. — С. 57−67.
- Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин // Принципы системной организации функций.-М.: Наука, 1973.-С. 5−61.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учеб.-метод. пособ. / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
- Арябкина, И. В. Личностно-ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук / И. В. Арябкина. Ульяновск, 2001. — 312 с.
- Афанасьев, В. Г. Общество, системность, познание и управление /В.Г.Афанасьев М.: Политиздат, 1981. — 431 с.
- И. Ахлибинский, Б. В. Категориальный аспект понятия интеграции / Б. В. Ахлибинский // Проблемы диалектики. Вып. 12. Диалектика как основа интеграции научного знания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1984. — С. 50−59.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Батороев, К. Б. Кибернетика и метод аналогий : учеб. пособ. / К. Б. Батороев. М.: Высш. шк., 1974. — 104 с.
- Безрукова, В. С. Педагогическая интеграция : сущность, состав, механизмы реализации / В. С. Безрукова // Интеграционные процессы в теории и практике: сб. науч. тр. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990. -С. 5−25.
- Бекренев, А. Интегрированная система многоуровнего высшего образования / А. Бекренев, В. Михелькевич // Высшее образование в России. -1995.- № 2.- С. 111−121.
- Белоус, В. В. Интегральная индивидуальность : подходы, факты, перспективы / В. В. Белоус//Психологический журнал. 1996. — № 1.-С. 44−51.
- Беляев, А. В. Интегративные характеристики понятия готовности к профессиональной деятельности / А. В. Беляев // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. Вып. 2. / Сверд. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1991.-С. 154−166.
- Берулава, М. Н. Интеграция общего и профессионального образования / М. Н. Берулава//Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 57−60.
- Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. Томск: Томский ун-т, 1988. — 93 с.
- Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Бес-палько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1997. — 304 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бим, И. JI. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И. J1. Бим и др. // Иностранные языки в школе. 1989. — № 1. — С. 19−27.
- Бим, И. JI. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам / И. JI. Бим, Т. В. Маркова // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. — С. 3−16.
- Бим, И. JI. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И. JI. Бим // Иностранные языки в школе 1996. — № 1 — С.48−52.
- Бим, И. J1. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе / И. JI. Бим, М. 3. Биболетова // Иностранные языки в школе 1991. — № 2. — С. 6.
- Бим, И. JI. К проблеме оценивая современного учебника иностранного языка / И. JL Бим, О. В. Афанасьева, О. А. Радченко // Иностранные языки в школе. 1999. — № 6. — С. 13−17.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Болдырев, Н. И. Педагогика / Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев. М.: Просвещение, 1968. — С. 154.
- Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 10. / под ред. А. М. Прохорова.-М.: Сов. энцикл., 1972.-С. 307,586.
- Большой философский словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 560 с.
- Бондаревская, Е. В. Личностно ориентированное образование : опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д, 1997. — С. 147−168.
- Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. член-кор. РАО Е. В. Бонда-ревской.- Ростов н/Д., 1995.-С. 156−179.
- Боярчук, В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Ф. Боярчук. Вологда: Вологодск. пед. ин — т, 1988. — 73 с.
- Вавилов, Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов / Ю. П. Вавилов // Начальная школа. 2002. — № 8. — С. 87−93.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.
- Вилькеев, В. Д. Профессиональное мышление учителя и его формирование у студентов педагогического вуза / В. Д. Вилькеев // Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань, 1989. — С. 73−91.
- Витмен, Ж. Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка / Ж. Л. Витмен // Иностранные языки в школе -1993. № 6. — С.50−53.
- Витохина, О. А. Моделирование ситуаций профессионального общения в учебном процессе по иностранному языку / О. А. Витохина П Формирование коммуникативной иноязычной компетенции: тр. Вып. 46 / МГЛУ. -М&bdquo- 1999.-С. 8−16.
- Воронина, Г. И. Иностранные языки в начальной школе. Методические рекомендации и программа повышения квалификации / Г. И. Воронина, Э. И. Соловцова. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 144 с. -(Библиотека федеральной программы развития).
- Выготский, JI. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982.-360 с.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Рабочий документ ЮНЕСКО. Париж, 1988. — 93 с.
- Гаделия, JI. Интегративное обучение иноязычной культуре детей дошкольного возраста / JI. Гаделия // Учитель. 2001. — № 6. — С.73 — 75.
- Гаделия, Л. Интегративным курсом: Авторская технология преподавания иноязычной культуры детям 4−8 лет / JI. Гаделия // Учитель. 2002. -№ 3.-С.63−66.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособ. для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ, 1989. — 15 с.
- Гершунский, Б. С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
- Головинский, Е. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии / Е. Головинский, Д. Лазарев // Перспективы. 1986. -№ 4. — С. 27−36.
- Горленко, В. П. Педагогическая практика студентов : новые научные подходы / В. П. Горленко//Педагогика. -1996. № 5. — С. 8−9
- Государственный образовательный стандарт: начальное образование //Частная школа. 1994. — № 1. — С. 56−70 -№ 2. — С. 58−68.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Бюллетень Гос. Ком. Рос. Фед. по высш. образованию. М., 1994. — № 10. — С. 1−9.
- Готт, В. С. О формировании нового типа мышления // Философские науки / В. С. Готт. 1985. -№ 3. — С. 12−17.
- Гребенюк, О. С. Общая педагогика : курс лекций / О. С. Гребенюк. -Калининград: Калинингр. ун-т., 1996. 107 с.
- Гребенюк, О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних ПТУ / О. С. Гребенюк. М.: Высш. шк., 1986. — 48 с.
- Гузеев, В. В. Образовательная технология : от приёма до философии / В. В. Гузеев .-М., 1996.- 1 12 с.
- Гузеев, В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 224 с.
- Гусарова, С. В. Современные образовательные технологии / С. В. Гусарова // Специалист. 1996. — № 1. — С. 20−26.
- Данильчук, В. И. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных дисциплин в педагогическом вузе : учеб. пособие / В. И. Данильчук, В. В. Сериков. М.: Моск. пед. ин-т, 1987. — 103 с.
- Данилюк, А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк//Педагогика. 1998. — № 2. — С. 8−12.
- Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (опыт теоретической дидактики): автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Я. Данилюк — Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 1997. — 21 с.
- Данилюк, А. Я. Учебный предмет как интегрированная система / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24−28.
- Деменева, Н. Н. Формирование педагогического мышления у студентов путем активизации обучения на интегративной основе : на материале подготовки учителей начальных классов: автореф.. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Деменева. -Нижний Новгород, 1993. 17 с.
- Денисова, JI. Г. Иностранные языки и модель начальной школы / JI. Г. Денисова, Э. И. Соловцова, JI. Б. Чепцова // Иностранные языки в школе 1994. — № 1. — С.24−32.
- Депенчук, Н. П. Особенности интегративного процесса в науке и формы его реализации / Н. П. Депенчук // Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. М.: Просвещение, 1981. — С. 7778.
- Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов /10. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С. 42−47.
- Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. -М, 1983. 32 с.
- Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика 1989. — 160 с.
- Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорус, унта, 1976.- 176 с.
- Дьяченко, М. И. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и доп. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1981. — 383 с.
- Енисеев, М. К. Интеграция изучаемого и известного : научные основы, технология управления / М. К. Енисеев. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1995. — 146 с.
- Еремкин, А. И. Система межпредметных связей в высшей школе / А. И. Еремкин-Харьков: Вища шк., 1984. 152 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987- 160 с.
- Загорная, JI. П. О разработке интегрированного курса «иностранный язык + художественное развитие» / JI. П. Загорная // Иностранные языки в школе. 1992.-№ 3.-С. 10.
- Занков, JI. В. Развитие учащихся в процессе обучения / J1. В. Занков // Изб. пед. тр.- М.: Новая шк., 1993. 431 с.
- Захаров, М. В. Педагогический. Интегрированный. Экспериментальный / М. В. Захаров, Е. С. Ермаков, И. Ю. Добродеева // Начальная школа. 1996. -№ 3. — С.4−11.
- Зеер, Э. Ф. Инженер-педагог как субъект профессиональной деятельности / Э. Ф. Зеер // Социально-психологические особенности личности инженера педагога: сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. — Свердловск, 1988. — С. 6−12.
- Зеленский, В. В. Аналитическая психология : словарь (с английскими и немецкими эквивалентами) / В. В. Зеленский. СПб.: Б.С.К., 1996. — 324 с.
- Земляков, А. Е. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и современная школа: учеб. пособ. для студ. пед. ин-та / А. Е. Земляков. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1994. — 166 с.
- Зеня, J1. Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения иностранного языка / J1. Я. Зеня // Иностранные языки в школе. -1991.-№ 2.-С. 38−39.
- Зимняя, И. А. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. -С. 9−16.
- Зотеева, И. Н. Пути реализации и перспективы использования межпредметных связей при обучении французскому языку в средней школе / И. Н. Зотеева // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С. 16.
- Ибрагимов, Г. И. Технология концентрированного обучения : метод. рек. / Г. И. Ибрагимов — Казан. НИИ среднего специального образования АПН. Набережные Челны: Камаз, 1992. — 32 с.
- Ибрагимов, Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе / Г. И. Ибрагимов. Казань, 1994. — 168с.
- Ибрагимова, Е. М. Из истории одной педагогической идеи / Е. М. Ибрагимова, Г. И. Ибрагимов // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 85−90.
- Ижогина, Т. И. Как научит малышей читать // Иностранные языки в школе. 1993. — № 1. — С. 49−52.
- Ильенко, JI. П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе / JI. П. Ильенко // Начальная школа. 1997. — № 1. — С.36−38.
- Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс)/ В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Инновации и практика: сб. концепций систем начального образования, предметных программ и экспериментальных площадок. М.: Школа, 1994.-263 с.
- Иностранные языки: программа 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 42 с.
- Иностранные языки: программа средней общеобразовательной школы, 1−11 кл. -М.: Просвещение, 1992. 37 с.
- Иностранные языки. Начальная школа: программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2000, — 28 с.
- Интегративная функция философии в системе современного научного знания // Диалектика как основа интеграции научного знания: межвуз. сб. / под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. J1.: Изд-во ЛГУ, 1984. -№ 12. — С. 6−12
- Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 289 с.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Психологический аспект: тез. докл. на IV сессии Всесоюзной шк. семинара, пос. Таватуй: В 2 т. / Свердл. инж.-пед. ин-т. — Свердловск, 1990. Т. 2. — 56 с.
- Интеграция естествознания и общественного познания // Философские науки. -1981. № 1. — С. 27−34.
- Кедров, Б. М. Интегративная функция философии в системе современного научного знания // Диалектика как основа интеграции научного знания: межвуз. сб. / под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. J1.: Изд -воЛГУ, 1984. — № 12. — С. 6−12.
- Ковалев, В.П. Подготовка учителя начальных классов малокомплектной сельской национальной школы / В. П. Ковалев // Чебоксары: ЧГПИ, 1998.-330 с.
- Ковалев, В.П. Пути совершенствования начального образования подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. / Чуваш, гос. пед. ун-т — Редкол.: Ковалев В. П. и др. Чебоксары: ЧГПУ, 2002. — 358 с.
- Юб.Колягин, Ю. М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 28−32.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Каменский // Избр. пед. соч.-М.: Просвещение, 1955.-651 с.
- Кондаков, Н. И. Философский энциклопедический словарь / Н. И. Кондаков. М.: Советская энцикл., 1983. — С. 210, 710.
- Кондаков, Н. И. Логический словарь справочник / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1975.-595 с.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальное школа. 2000. — № 4. — С. 3−20.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4.
- Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (вводимого в 1997—1998 гг.): проект // Высшее образование в России 1996 — № 4 — С. 1822.
- Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. 2000. — № 6. — С. 3−6.
- Короткова, Г. П. Принципы целостности / Г. П. Короткова. JL, 1968.- 96 с.
- И5.Костюк, Н. Т. Интеграция современного научного знания / Н. Т. Костюк, В. С. Лутай, В. Д. Белогуб. Киев, 1984. — 184 с.
- Нб.Косырев, В. П. Интеграционные процессы в методической подготовке инженера педагога / В. П. Косырев, О. А. Орчаков // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. — Свердловск, 1990. — С. 70−77.
- Кошкина, И. В. Интеграция в начальной школе / И. В. Кошкина // Начальная школа. 2003. — № 10. — С.82−95.
- Кошкина, И. В. Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе : дис.. канд. пед. наук / И. В. Кошкина. Саратов, 1998. — 144 с.
- Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе / И. В. Кошмина. М.: Владос, 1999. — 144 с.
- Кравченко, О. А. Формирование эстетической культуры будущего учителя иностранного языка : дис.. канд. пед. наук / О. А. Кравченко. -Ульяновск, 2002. 298 с.
- Краевский, В. В. Педагогика между философией и психологией / В. В. Краевский // Педагогика. 1994.- № 6. — С. 23−27.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения : методологический анализ / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский, В. В. Дидактические основания определения содержания учебника / В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1980. -С. 34−49.
- Крутиков, В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе / В. Кругликов // Высшее образование в России. 1996. № 2. — С. 100.
- Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / Кузьмин В. П. М.: Политиздат, 1980. — 230 с.
- Кулюткин, Ю. Н. Психологический анализ профессионально-педагогической деятельности / Ю. Н. Кулюткин // О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности / под ред. Ю. Н. Кулюткин а. J1., 1977.-С. 29−49.
- Кустов Ю. А. Психофизиология и диалектика интеграции знаний / Ю. А. Кустов // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: психологический аспект. Вып. 2. / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990.- С. 17−20.
- Кустов, Ю. А. Интеграция как педагогическая проблема ЯО. А. Кустов, Ю. Ю. Кустов // Интеграция в педагогике и образовании: сб. науч. метод, работ. -Самара, 1994. С.7−17.
- Кучкаров, Ш. М. Вторая профессия будущего учителя / Ш. М. Куч-каров // Вестник высшей школы. 1974. — № 8. — С. 70.
- Лазарев, В. А. Сочетая специальную и педагогическую подготовку / В. А. Лазарев // Вестник высшей школы. 1985. — № 10. — С. 19−22.
- Левин, В. Г. Интегративная функция понятия системы // Диалектика как основа интеграции научного знания: межвуз. сб. / под ред. А. А. Ко-ролькова, И. А. Майзеля. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — № 12. — С. 70−77.
- Левитов. Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
- Левицкий, М. Л. Профессиональная подготовка учителя : итоги двух конференций//Педагогика. -1993. № 3. — С. 42−44.
- Левченко, В. В. Межпредметная интеграция при обучении младших школьников иностранному языку / В. В. Левченко // Интеграция образования. 2002. — № 4. — С. 112−114.
- Леонтьев, А. А. Единый подход к предметам языкового цикла / А.
- A. Леонтьев, Е. А. Ленская, Е. Д. Розанова // Иностранные языки в школе. -1995. № 5. — С. 26−35.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Леске, М. Понятие целостности и социальный анализ / М. Леске // Почему имеет смысл спорить о понятиях: пер. с нем. М.: Мир, 1987, -С. 103−111.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 440 с.
- Лопаткин, В. М. Интеграционные тенденции в региональной системе педагогического образования / В. М. Лопаткин // Вестник образования. -2000. -№ 17.-С.55−59.
- Лямина, В. Н. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам / В. Н. Лямина // Начальная школа. — 1995. -№ 11.-С. 21−25.
- Майзель, И. А. Интегративные процессы в науке : история и современность / И. А. Майзель // Диалектика как основа интеграции научного знания: межвуз. сб. / под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — № 12. — С. 12−26.
- Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения/
- B. Н. Максимова. М.: Просвещение. 1988. — 191 с.
- Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984. — 104 с.
- Маркарян, Э. С. Интеграция естествознания и общественного познания Э. С. Маркарян//Философские науки. -1981. № 1. — С. 27−34.
- Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Махмутов, М. И. Концепция непрерывного профессионального образования / М. И. Махмутов, В. Д. Путилин, И. А. Халиуллин, Н. Ш. Сабиров // Профессионально-техническое образование. -1990.-№ 4. С. 65−78.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975.-367 с.
- Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. М., 1985. — 160 с.
- Махмутов, М. И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ / М. И. Махмутов, А. 3. Шакирзянов. М.: Высш. шк., 1985. -207 с.
- Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Межвуз. сб. научн. трудов. JI.: ЛГПИ, 1987. — 325 с.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.: ил.
- Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук: сб. ст. / отв. ред. М. В. Мостаненко. Л.: Наука, 1970. — 256 с.
- Милерян, Е. А. Психология формирования общетрудовых, политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
- Мирхайдарова, Н. К. Подвижные национальные игры при обучении иностранному языку / Н. К. Мирхайдарова // Иностранные языки в школе. -1991.- № 1. С. 72−73.
- Монахова, Г. А. Образование как рабочее поле интеграции / Г. А. Монахова //Педагогика. 1997. — № 5. — С. 52−55.
- Мордкович, А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителей математики в педагогическом институте : дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М., 1987. — 256 с.
- Морозова, Л. М. Сущность и содержание интеграции в процессе обучения / Л. М. Морозова // Чувашский гос. пед. университет им. И. Я.
- Яковлева. Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. Чебоксары, 2004. — № 1 (3), т. 1. — С. 111 — 115.
- Мустафина, Р. 3. Интеграция в обучении как средство интенсификации подготовки учителя начальных классов: автореф.. дис. канд. пед. наук / Р. 3. Мустафина- Казан, гос. пед. ун-т. Казань, 1994. — 20 с.
- Нагорнов, Н.В. Пути совершенствования воспитательной работы в вузе / Н. В. Нагорнов // Проблемы управления воспитательными пространствами: Сб. науч. тр. М.-Чебоксары, 2001. — 310 с.
- Неусыпова, Н. М. «Толковый словарик» на уроках русского языка как способ установления межпредметных связей / Н. М. Неусыпова // Начальная школа. -1992. № 5−6. — С. 13−16.
- Никитенко, 3. Н. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе / 3. Н. Ники-тенко, О. М. Осиянова // Иностранные языки в школе. 1993. — № 3. — С. 511.
- Общее среднее образование: сб. нормативных док. М., 1999. — № 3.-С. 114−115.
- Огонькова, Т. Н. Сюжетное построение учебного дня: (О реализации на практике идей интеграции) / Т. Н Огонькова // Учитель. 2003. — № 2. -С.14−15.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1999. 994 с.
- Осин, А. А. Главное мотивация и самоорганизация учения: К дискуссии по проблеме интеграции учебного процесса / А. А Осин // Учитель. -2003. — № 2. — С.56 — 57.
- Островская, Л. В. Концептуальные основы педагогических технологий в подготовке будущих специалистов / J1. В. Островская // Начальная школа. 2003. — № 4. — С.79−83.
- Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Пиаже, Ж. Психология, межпредметные связи в системе наук / Ж. Пиаже // Вопросы философии. 1966. — № 12. — С. 23−28.
- Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. пособие / П. И. Пидкаси-стый. М.: Просвещение, 1995. — 680 с.
- Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для студ. высш. педагог, учеб. заведений. / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Попова, Л. В. Интегративный подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении / Л. В. Попова // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе: Сб.ст. М., 2003. — С.27 — 28.
- Проблема интеграции в теории и практике обучения: учеб. пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 96 с.
- Рамзаева, Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. 2003. — № 11.-С. 14.
- Розенцвейг, М. Некоторые теоретические вопросы формирования мировоззрения учащихся средних школ / М. Розенцвейг // Советская педагогика. -1967. № 1. — С. 29−33.
- Розов, М. А. Интегрированные тенденции в современном мире и социальный прогресс / М. А. Розов. М.: Моск. ун-т, 1989. — 222 с.
- Роптанова, Л. Ф. Английский язык в массовом дошкольном учреждении : технология обучения иноязычной речи детей шестого и седьмого года жизни / Л. Ф. Роптанова. Ульяновск: ЧПК и ПРО, 2001. — 156 с.
- Российская Федерация. Президент. Об образовании: Федер. Закон Рос. Фед. от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Собрание законодательства РФ. -1996.-№ 3.- Ст. 150.
- Российская Федерация. Совет Рос. Союза ректоров. О развитии образования в Российской Федерации: Постановление Совета Рос. Союза ректоров от 28 сент. 2001 г. // Вузовские вести. 2001. — № 20 (138). — С. 4.
- Российская Федерация. Правительство Рос. Федерации. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: утв. Постановлением
- Правительства РФ 4 окт. 2000 г. № 751 // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2001.-№ 1.-С. 7−12.
- Рубинштейн, С. J1. О мышлении и путях его исследования / С. J1. Рубинштейн.-М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 147 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JL Рубинштейн. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рязанова, И. С. Обучение английскому языку детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. — С. 62−65.
- Самарин, 10. А. Очерки психологии ума / 10. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 349 с.
- Самсиков, С. А. Интегрированный поход к подготовке учителей начальных классов (логические аспект): автореф.. дис. канд. пед наук: 13.00.01 / С. А. Самсиков — Армав. гос. пед. ин-т. Рязань, 2000. — 23 с.
- Сафонова, В. В. Программа обучения иностранному языку в начальной школе 1−4 классы / В. В. Сафонова. М., 1998. — 37 с.
- Светловская, Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. -1990,-№ 5.-С. 57−60.
- Сердюкова, Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Н. С. Сердюкова//Начальная школа. 1994. — № 11. — С. 45−49.
- Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков//Педагогика. 1994.- № 5.-С. 148−161.
- Синтаксис и семантика. М.: Рус. яз., 1986. — С. 196
- Синтез современного научного знания / под ред. М. А. Розова. М.: Наука, 1973. — 640 с.
- Сичивица, О. М. Сложные формы интеграции науки / О. М. Сичи-вица. М.: Высшая школа, 1983. — 185 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Сластенин, В. А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовке учителя / В. А. Сластенин // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1979. — С. 3−11.
- Сластенин, В. А. О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя / В. А. Сластенин // Формирование социально-активной личности в условиях развитого социализма: сб. науч. тр. М., 1983. — С. 147−155.
- Сластенин, В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин, J1. С. Подымова М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -224 с.
- Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Словарь иностранных слов в русском языке: ок. 20 000 сл. / под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М.: ЮНВЕС, 1997. — 830 с. — Репринт, изд. с вып. 1956 г.
- Соибов, Я. О межпредметных связях / Я. Соибов // Специалист. -1998,-№ 6.-С. 8−10.
- Социологический словарь / сост.: А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. -2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
- Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока / Е. 10. Сухаревская. Ростов н/Д., 2003. — 128 с.
- Сысоев, П. В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. -2003. № 6. — С.25 — 31.
- Талызина, Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / И. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1986. — № 2. — С. 70−84.
- Трубанева, Н. Н. Интегрированный курс «Окружающий мир» и иностранный язык для начальной школы / Н. Н. Трубанева // Иностранные языки в школе 1992. — № 1. — С.22−25.
- Тюнников, С. Ю. К вопросу определения сущностных признаков интегративных процессов в сфере образования / С. Ю. Тюнников // Интеграция образования, науки и производства. Томск, 1989. — 67 с.
- Урсул, А. Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук / А. Д. Урсул // Философские науки. 1981. — № 2. — С. 113 — 118.
- Урсул, А. Д. Философия и интегративно общенаучные процессы / А. Д. Урсул. — М.: Наука, 1981.-367 е., с. 105
- Учебные стандарты школ России. Иностранный язык. М.: Прометей, 1998.-С. 147−199.
- Федоренко, Н. П. Проблемы интеграции науки / Н. П. Федоренко // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, 1981. — С. 163−177.
- Федорец, Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения : учеб. пособ / Г. Ф. Федорец. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 96 с.
- Федосеев, П. Н. Философия и интеграция знания / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. 1987. -№ 7. — С. 16−30.
- Филатов, В. М. К системе непрерывного языкового образования на интегративной основе / В. М. Филатов // Класс. 2000. — № 1−2. — С. 2−3.
- Филатов, В. М. Лингвистическое обеспечение ролевых игр на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы / В. М. Филатов // Иностранные языки в школе. 1992. — № 5−6. — С. 52−56.
- Философы педагогам: Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе / под ред. В. В. Кумарина. М.: Прогресс, 1976. — 219 с.
- Фищук, JI. В. Прием инсценировок на уроках английского языка в младших классах / JI. В. Фишук // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 25−29.
- Фридман, JT. М. Психологический справочник учителя / JT. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 228 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям. / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2002. -519с.
- Холодная, М. А. Интеллектуальное воспитание личности / М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 54−60.
- Хофман, И. Активная память / И. Хофман. М., 1986. — 136 с.
- Хрисанова, Е. Г. Контроль и самоконтроль в педагогической деятельности учителя / Е. Г. Хрисанова // Сб. науч. тр. Чебоксары: ЧГПУ, 1998.-С. 156−162.
- Хрисанова, Е. Г. Теоретические основы подготовки студентов педвузов к самоконтролю профессионально-педагогической деятельности : мо-ногр. / Е. Г. Хрисанова. Чебоксары: ЧГПИ, 1991. — 167 с.
- Хрисанова, Е. Г. Теория и практика формирования самоконтроля поведения учащихся во внеучебной деятельности / Е. Г. Хрисанова. Чебоксары: ЧГПУ, 1996.- 121 с.
- Хуторский, А. В. Современная дидактика : учеб. пособ. для вузов / А. В. Хуторский. СПб.: Питер, 2001. — 250 с.
- Чепиков, М. Г. Интеграция науки : Философский очерк / М. Г. Че-пиков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1981. — 213 с.
- Чернов, С. А. Усвоение учениками связи и отношений между изучаемыми научными понятиями в процессе обучения : дис. канд. пед. наук /С.А.Чернов. Чебоксары, 2002. — 212 с.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособ. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шайденкова, Т. Н. Формирование дидактических умений учителя начальных классов на основе межпредметных связей : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Н. Шайденкова. М., 1987. — 21 с.
- Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. — С. 141−204.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. / С. Т. Шацикй. М.: Просвещение, 1980. — 304 с.
- Шепель, Э. Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку / Э. И. Шепель // Иностранные языки в школе. 1990. -№ 1.-С.8−13.
- Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова. -М.: Педагогика, 1990. Т. 1. — 144 с.
- Шпилевая, С. Г. Формирование готовности студентов к реализации интегрированного обучения в начальной школе : автореф.. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Г. Шпилевая — Калиниград. гос. ун-т. Калининград, 1999. -21 с.
- Штейнберг, В. Э. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе / В. Э. Штейнберг. М., 1993 .- 165 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
- Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
- Якобсон, П. М. Формирование личности школьника (целостный процесс) / П. М. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Яковлева, В. И. Комментарий к статье А. И. Поповой «Элементы интегрирования на уроках чтения в начальных классах» / В. И. Яковлева // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 22−23.
- Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины XX века: учебное пособ. для высш. учеб. заведений. / М. Г. Ярошев-ский.- 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 416 с.
- Ярулов, А. А. Интегративное управление: (инновации) / А. А. Яру-лов // Школьные технологии. 2004. — № 4. — С.116 -128.
- Bell, J. Matters, Intermediate / J. Bell, R. Gower. Harlow: Longman, 1999.-168 p.
- Bell, J. Matters, Pre Intermediate / J. Bell, R. Gower. — Harlow: Longman, 1996. — 144 p.
- Betta, L. NorthStar: Focus on Reading and Writing, Intermediate / L. Betta, C. D. Sardinas. New York: Longman, 1998. — 227 p.
- Blum, A. The development of an Integrated Science Curriculum Information Scheme / A. Blum // European Journal of Science Education. Part III. — Chicago, 1958. — P. 84−104.
- Cohen, M. Whatever happened to interdisciplinary education / M. Cohen // Educational Leadership. 1978. — Vol. 36, № 2. — P. 122−126.
- Culture and Communication / Ed. E. Slembek. Frankfurt: Verlag fur Interkulturelle Kommunikation, 1991.-300 p.
- Curti, M. The social Ideas of American Educators / M. Curti. Totowa, 1966.-P. 368.
- English, Andrew K. NorthStar: Focus on Reading and Writing, High Intermediate / Andrew K. English, Laura M. English. New York: Longman, 1998. — 274 p.
- Evans, V. Enterprise 3, Pre Intermediate / V. Evans, J. Dooley. -Newbury: Express Publishing, — 2002. — 142 p.
- Evans, V. Enterprise 4, Intermediate /V. Evans, J. Dooley. Newbury: Express Publishing. — 2002. — 198 p.
- Forgarty, R. Ten ways to integrate curriculum / R. Forgarty // Educational Leadership. 1991. — Vol. 49, № 2. — P. 61−65.
- Hanlon C. Special Education Integration in Europe / C. Hanlon. -London: David Fulton Publishers Ltd, 1993. 167 p.
- Hurd, P. D. Why we must transform science education / P. D. Hurd // Educational Leadership. -1991. Vol. 49, № 2. — P. 33−35.
- Integrative Pedagogik // Pedagogik. 1995. — Jg. 47, № 10. — P. 5−35.
- Jacobs, H. H. Interdisciplinary curriculum: Design and implementation / H. H. Jacobs. Alexandria, VA (USA): Association for Supervision and Curriculum Development, 1989. — 23 p.
- Kroeber, A. L. The Nature of Culture / A. L. Kroeber. Chicago: University of Chicago Press, 1987. — 437 p.
- La Belle Т., Ward C. Multiculturalism and Education / T. La Bell, C. Ward. New York: State Universaty of New York Press, 1994. — 211 p.
- Longman Dictionary of Contemporary English (Third Edition with New Words supplement). Harlow: Pearson Education Limited, 2001. -1668 p.
- Maurer, R. E. Designing interdisciplinary curriculum in middle, junior high and high schools / R. E. Maurer. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, — 1994.-151 p.
- McCarthy, M. English Vocabulary un Use, Upper Intermediate and Advanced / M. McCarthy, F. O’Dell. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 296 p.
- Oberholzer, E. E. An integrated curriculum in practice / E. E. Oberholzer.- New York: Ams Press, 1937. 40 p.
- Prodromou, L. Grammar and Vocabulary for First Certificate / L. Prodromou. Harlow: Pearson Education Limited, — 2001.-319 p.
- Side, R. Grammar and Vocabulary for Cambridge Advanced and Proficiency / R. Side, G. Wellman. Harlow: Pearson Education Limited, 2001.-286 p.
- Solorzano, H. NorthStar: Focus on Listening and Speaking, Intermediate / H. Solorzano, J. Schmidt. New York: Longman, 1998. — 230 p.
- Stevenson, C. Integrated studies in the middle grades: «Dancing through walls» / C. Stevenson, J. F. Carr. New York: Teachers College Press, 1993. -117 p.
- The open Eye in Learning: the Role of Art in General Education / Ed. R. Basset. London: Cambridge, 1969. — 216 p.
- Рабочая программа П П Ф, 4 курс, 11 семестр
- Часы Содержание занятий Домашнее задание Примечание
- Unit 5-Speech Patterns, Phrases, p. 140 Упр.5,11,стр.146−148 Стр.104−106-Текст2(о
- Ex.-s 4,9,10,7, p.146−147 Текст 5 «The Lumber- детях)
- Диалоги с использованием Sp. Patterns Room» чтение, Стр. 18−19, стр.34−35,и Phrases (ynp.6 и 12, стр. 146,148). перевод стр.44−45 (тексты одетях и родителях и
- Работа с текстом 5, проверка упр.5,11 Essential Voc.Ex.-s задания к ним-14,15,16, р.149−150 обсуждение текстов, а
- Essential Vocabulary-чтение, перевод также вопросов, примеров. касающихся проблемывоспитания детей)
- Ответы на вопросы по тссту, диалоги, краткие пересказы Ex.-s 2,3,4,8, р.150−153
- Проверка упр.-ий- упр.-я 5,6, стр. 152- Словари Longman153 1. Topical Vocabulary 1. Текст «The Difficult1. Child», етр.155
- Работа с текстом, упр. 1, стр. 1571. Упр.2, стр. 1581. Крат, пересказтекста (упр.1Ь, стр158)
- Проверка упр.2 и крат, пересказов
- Упр.4, стр. 159, упр.8, стр. 161 Подготовкадиалогов-упр.6,стр. 160
- Диалоги- упр. 11, стр. 1641. Упр.13, стр. 165
- Работа со статьями по теме1. Подготовкамонологическоговысказывания
- Монологи по TeMe"Difficult Children" Просмотрвидеофильма «The
- Контрольная работа Outsiders»