Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты проведенных исследований и основное содержание опубликованных работ докладывались на региональных семинарах руководителей органов охраны труда, государственной экспертизы условий труда и органов надзора: Дальневосточного региона в октябре 1994 г. по вопросу «Охрана труда и улучшение его условий», Московской области в декабре 1995 г. — «О совершенствовании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические аспекты управления охраной труда
    • 1. Особенности управления охраной труда в плановой экономике
    • 2. Управление охраной труда на основе применения системного 21 подхода, функции и методы управления
    • 3. Социально-экономические аспекты управления охраной труда
  • ГЛАВА II. Анализ состояния системы управления охраной труда
    • 1. Практика формирования государственного управления охраной 41 труда
    • 2. Организационные структуры государственного управления 56 охраной труда в Российской Федерации
    • 3. Анализ проблем существующей системы управления охраной 64 труда
  • Глава III. Формирование направлений государственной системы управления охраной труда
    • 1. Распределение функций управления среди субъектов управления
    • 2. Экономический механизм и финансовое обеспечение системы 98 управления охраной труда
    • 3. Формирование информационного обеспечения и применение 117 программных методов управления

Формирование государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия является федеративным государством, построенном одновременно на национально-государственном и административно-территориальном принципах, при равноправии всех субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Развитие системы государственного управления осуществляется на базе принятой в 1993 году всенародным референдумом Конституции Российской Федерации, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17). Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 114) гарантирует проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Эта норма закреплена в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда, введенных в действие с сентября 1993 года (далее именуются — Основы).

С принятием Основ коренным образом изменилась ранее действовавшая правовая база охраны труда. Управление охраной труда переходит от профсоюзов к государству (сохранен при этом общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве), значительно расширены права работников на безопасные и здоровые условия труда, повышена ответственность работодателя за обеспечение охраны труда, вводится механизм экономической заинтересованности в решении проблем охраны труда.

Согласно Основам государственная политика в области охраны труда — это совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

В Основах определены основные направления государственной политики в области охраны труда, среди которых основополагающее значение имеют признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятияустановление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Законодательно подтверждено, что управление деятельностью в области охраны труда, является обязанностью государства.

Таким образом, признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности определено законодательством, как основа государственной политики в области охраны труда. Этот принцип формально признавался и ранее, но как законодательная норма впервые сформулирован в Основах.

Принятые в 1993 году Основы не решили всех проблем управления охраной труда, в том числе в силу того, что они разрабатывались в самом начале коренной перестройки экономики страны. В то время еще не определились контуры новых хозяйственных отношений, не были осознаны потребности в новых подходах к управлению охраной труда с учетом интересов всех субъектов трудовых отношений.

Поиск новых подходов государственного управления охраной труда обусловлен происходящими изменениями в экономике страны и социальной сфере и определил актуальность темы исследования. Экономическая реформа, наряду с расширением прав предприятий, организаций и учреждений (в дальнейшем — предприятий), привела к созданию новых форм хозяйствования — сегодня субъектами трудовых отношений наряду с государством становятся работодатели, представляющие различные формы собственности и организации производства.

На фоне значительного падения объемов производства ухудшается экономическое состояние предприятий, что снижает уровень социальной защиты работающих, одним из компонентов которых является охрана труда.

При новом подходе к управлению областью охраны труда, в условиях полной экономической самостоятельности предприятий, государство становится посредником в трудовых отношениях между работником и работодателем и регулирует с помощью законов и нормативных правовых актов интересы сторон, формирует механизмы и системы социального партнерства, социального страхования и обеспечения, гарантирующие социальную защиту работников.

Отказ от чисто командно-административных методов управления, введение новых отношений центра (Федерации) с субъектами Российской Федерации, изменение роли федеральных органов исполнительной власти и профсоюзов, переход к более широкому использованию рыночных регуляторов, обусловливают область исследования — изучение и разработку путей формирования государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации, обеспечивающей реализацию государственной политики в этой области в условиях развития рыночной экономики.

Актуальность теоретической и практической разработки указанной проблемы, необходимость новых подходов к определению функций органов исполнительной власти, их организационной структуры, создание экономических регуляторов улучшения условий и охраны труда, информационных потоков в системе государственного управления охраной труда обусловили выбор темы, цели диссертационной работы и состав решаемых в ней задач.

Целью данного диссертационного исследования является формирование государственной системы управления охраной труда в условиях развития рыночной экономики на основе разработки рекомендаций по совершенствованию функций органов государственного управления охраной труда.

В соответствии с указанной целью в рамках диссертационной работы были поставлены и решены следующие задачи: осуществить анализ организационных структур управления охраной труда на разных уровнях и определить их функцииобосновать формы взаимодействия государственных органов управления охраной трударазработать предложения по совершенствованию информационного обеспечения и применения программных методов управления охраной труда.

Предметом исследования предусматривается государственного система управления охраной труда в условиях трансформации общественного устройства. В качестве объекта исследования выступает деятельность и функции государственных органов управления охраной труда, включая деятельность системы органов исполнительных власти всех уровней, а также существующее законодательство и нормативные правовые акты в данной сфере.

Теоретическими и методологическими основами исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов по социальной проблематике условий и охраны труда, международные рекомендации, содержащиеся в конвенциях Международной организации труда (МОТ), научно-методологические разработки Института труда. В работе использован системный подход к изучению процессов управления охраной труда, применены методы системного анализа, группировки, сравнения и обобщения.

Эмпирической базой исследования стали статистические и информационные материалы Госкомстата, Минтруда, Минздрава, Минэкономики и Минфина России, других федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских институтов.

Основные результаты проведенного исследования, составляющие научную новизну заключаются в следующем: предложена организационная схема государственной системы управления охраной труда, включающая структуру государственных органов управления охраной труда на разных уровнях в соответствии с государственной политикой по разделению полномочий Федерации и субъектов Федерации с выделением местного уровня как основного звена в управлении охраной трударазработаны рекомендации по уточнению функций служб охраны труда предприятий и органов власти местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти (отраслевых министерств и ведомств), координирующих деятельность отраслей экономики, предложена схема разделения полномочий и компетенции органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации и Федерациипредложены формы включения экономического механизма в общую систему управления охраной труда с помощью создаваемой новой системы страховых методов защиты работников, в том числе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийуточнены способы организации информационных потоков в сфере условий и охраны труда при помощи новейших технологий от работодателей к управляющим органам исполнительной власти на отраслевом и муниципальном уровне с последующей передачей информации к исполнительным органам власти по труду субъектов Федерации и Федерации.

Практическая ценность результатов исследования определяется актуальностью выбранного предмета исследования, связанного с масштабными изменениями в экономике, переходом от административно-командных методов управления к методам, использующим рыночные механизмы управленияот схемы управления охраной труда «государство-работник» к схеме «работодатель-работник», регулируемой государственными органами управления.

Предложенные в работе рекомендации позволят разграничить функции управления охраной труда на разных уровнях (федеральном. региональном и местном) и в подсистемах (государственной, функциональной, отраслевой) и одновременно осуществлять взаимоувязанные мероприятия правового, экономического, организационного характера, позволяющие улучшать условия труда, снижать производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость.

Разработки автора вошли соответствующими положениями или пунктами в проекты федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства РФ об охране труда» и иные нормативные правовые актыв методические и информационные документы, регламентирующие вопросы управления охраной труда в Российской Федерации, в частности, воплощены в «Методических указаниях по разработке правил и инструкций по охране труда», утвержденных постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. № 129, в «Рекомендациях по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и в организации», утвержденных постановлением Минтруда России от 30 января 1995 г. № 6, в «Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда», утвержденных постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 и в «Рекомендациях по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда», утвержденных постановлением Минтруда России от 6 декабря 1995 г. № 68.

Рекомендуемый комплексный подход к управлению охраной труда использован при разработках федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда на 1995;1997 гг. и 1998;2000 гг.

Апробация работы. Результаты проведенных исследований и основное содержание опубликованных работ докладывались на региональных семинарах руководителей органов охраны труда, государственной экспертизы условий труда и органов надзора: Дальневосточного региона в октябре 1994 г. по вопросу «Охрана труда и улучшение его условий», Московской области в декабре 1995 г. — «О совершенствовании взаимодействия органов по труду администраций городов и районов с государственной инспекцией охраны труда в обеспечении безопасности труда на предприятиях Московской области», в Омской области в феврале 1996 г. — «Об актуальных проблемах управления охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации», на межвузовской научной конференции в мае 1993 г.- «Проблемы управления охраной труда в Российской Федерации и задачи по подготовке специалистов в этой области», в г. Санкт-Петербурге в феврале 1997 г. «Кафедра безопасности жизнедеятельности», на научно-практических семинарах Института труда и НИИ медицины труда РАМН, семинарах-совещаниях Минтруда России (в т.ч. на семинарах проекта Тасис-" Подготовка и применение Основ законодательства Российской Федерации об охране труда").

Публикации. По материалам исследования и по теме диссертации опубликовано десять статей, в том числе пять статей в журнале «Охрана труда и социальное страхование» (1994; 2 статьи, 1995, 1996 и 1997 годы), статья в сборнике трудов Института труда Минтруда России (1995 г.), статья в журнале «Человек и труд» (1995 г.), статья в справочнике «Охрана труда в Российской Федерации» (1996 г.), общим объемом 5,9 п.л., в том числе в соавторстве 1,9 п.л.

Заключение

.

Конец 90-х можно охарактеризовать как период активного формирования законодательной базы социальной политики страны, вступившей на путь развития конкурентной рыночной экономики.

Основополагающим принципом государственной социальной политики в области охраны прав человека в условиях, отвечающих требованиям безопасности труда и гигиены, является признание приоритета жизни и здоровья по отношению к результатам производственной деятельности. Государство выступает гарантом в обеспечении специальных прав человека и в этих целях обязано принимать все меры по созданию обновленной государственной системы управления охраной труда.

Создание этой системы не означает отрицание всех этих методов управления, которые действовали в доперестроечное время. Напротив, необходимо использование всех научных разработок, практического опыта и кадрового потенциала, накопленных в предшествовавшие периоды жизни страны. Своеобразие становления обновленной системы управления охраной труда состоит в том, что переход от старой к новой происходит не эволюционным путем. В результате резкой смены общественно-экономического строя и экономического кризиса существовавшая плановая система управления охраной труда была сломана. Функция управления охраной труда от профсоюзных органов переданы федеральным органам исполнительной власти в лице Министерства труда и социального развития Российской Федерации. И требуется определенное время и значительные усилия для того, чтобы Минтруд России и органы по труду в составе органов исполнительной власти субъектов Федерации с участием органов надзора и контроля смогли эффективно выполнять возложенные на них обязанности по государственному управлению охраной труда.

В результате перестройки экономических отношений сокращено количество и изменились функции технической инспекции труда профсоюзов, резко уменьшилось число служб и инженеров охраны труда в промышленности и сельском хозяйствесведены к минимуму объемы финансирования научно-исследовательских институтов охраны труда, санитарно-гигиенического и профилактического профиляне решаются многие актуальные проблемы безопасности и гигиены трудаснизился уровень подготовки и повышения квалификации работников по охране труда. Естественным следствием всех перечисленных изменений является ухудшение условий и охраны труда работающих во всех сферах экономики.

Создавшаяся ситуация обуславливает комплекс задач по созданию новой обновленной государственной системы управления охраной труда, для решения которых необходима опора на рекомендации выработанные в специфической сфере — науке управления.

1. В выполненном диссертационном исследовании в основу положен системный подход как важнейший метод изучения процессов управления общественных явлений. Охрана труда как объект управления имеет характер системы и изменяется под воздействием управляющей системы, которая функционирует в обществе, представляющем целостность политических, экономических и социальных систем многоуровневой структуры.

Применение системного подхода позволяет изучать закономерности формирования функций и структур управляющих систем и применять важнейшие правила системного проектирования искомой системы управления охраной труда.

2. Практическим выходом проведенного исследования с использованием системного подхода является структурирование состава и функций управления охраной труда на разных уровнях управления — от управления на уровне отдельного предприятия до федерального уровня.

Характерной особенностью создаваемой обновленной системы государственного управления охраной труда является то, что по сравнению с прежней плановой системой управления меняется соотношение функций государственного управления. Значительно уменьшилось значение функции планирования, бывшей главной, ведущей функции в плановой экономике.

В настоящем периоде она реализуется в форме разработки и выполнения целевых федеральных программ по улучшению условий труда. Скромные возможности финансирования не позволяют посредством выполнения программы внести существенные коррективы в улучшение условий труда.

Отмена административно-командных методов управления существенно увеличивает роль координации, позволяющей организовывать взаимодействие органов подсистем управления по уровням и функциональным подразделениям.

Практически сохраняют свое значение функции контроля и учета, хотя конкретные функции контроля и учета, их содержание меняется особенно в связи с введением экономических регуляторов в систему управления охраной труда.

Принципиальное же отличие создаваемой системы управления охраной труда связано с изменением роли государства в экономике смешанного типа с разнообразными формами собственности. Чем сильнее развиваются рыночные отношения, тем сильнее должно быть государственное влияние на развитие механизмов управления, обеспечивающих права и свободы граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. В этих целях в настоящее время создается новая законодательная база для введения экономических методов управления охраной труда, адекватных рыночной экономике. В конкурентных рыночных условиях хозяйствования при многообразных формах собственности не приемлим способ возмещения затрат, в связи с утратой здоровья, трудоспособности и заработка за счет общественных фондов потребления, административное закрепление видов льгот и компенсаций при помощи утверждаемых перечней и списков. Такие методы возмещения повышенной утраты трудоспособности работающих в неблагоприятных условиях труда были характерны для периода плановой экономики, когда государство выступало как монопольный собственник основных средств производства и единственный работодатель. В рыночной экономике экономическая ответственность за рациональное использование и воспроизводство рабочей силы переходит на работодателей.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что эффективной формой повышения экономической и правовой ответственности работодателей является страхование, в том числе страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Введение

указанного вида социального страхования послужит экономическим механизмом, побуждающим предприятия улучшать условия и охрану труда, принимать меры к сокращению травматизма и профессиональных заболеваний. В этом и состоит существенное отличие вновь создаваемой системы управления охраны труда от прежней в административно-командной экономике.

4. Вследствие создания экономического регулятора, адекватного рыночным отношениям, изменяются требования к содержанию статически-учетной информации, которая должна содержать весь комплекс стоимостных показателей по затратам, обусловленным потерями здоровья и трудоспособности.

Генезис новой системы управления охраной труда, включающей как важнейшее звено создание экономического механизма саморегуляции, происходит в условиях, когда еще полностью не сформировались рыночные регуляторы экономики.

5. Следующей характерной особенностью создаваемой системы управления является разграничение прав и полномочий по уровням управления между центром, субъектом Федерации и местным самоуправлением. Государство выступает как главной регулирующий и координирующий орган системы управления, обеспечивающий взаимодействие всех функциональных органов управления.

Децентрализация и развитие местного самоуправления приводит к укреплению позиций местных властей в повседневной деятельности по обеспечению прав и свобод граждан. Эта общая тенденция в социальной политике современного этапа относится также к деятельности в области охраны труда.

Диссертационное исследование проблем управления охраной труда и выработанные на этой основе рекомендации определили основные направления совершенствования государственной системы управления охраной труда. Конечно, необходимы дальнейшие разработки для создания законодательной и нормативной базы, совершенствования организационных структур, введения экономических механизмов саморегуляции, создание информационального обеспечения и многое другое для того, чтобы переломить тенденцию воспроизводства рабочих мест с вредными факторами производственной среды и коренным образом улучшить условия труда работающих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. КЗоТ Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 25.09.92.М.1992,102с.
  2. Примерном положении о профсоюзной инспекции труда (профсоюзной правовой инспекции труда): Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30 мая 1996 г. № 3−6 // Профсоюзы и экономика. 1996. — № 6. -С. 113−121.
  3. П.Монографии, статьи, публикации
  4. В.Д. Механизм саморегуляции в рыночной экономике. Об — во и экономика, 1996, № 11−12, с. 3−12
  5. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системногоисследования). М., 1968
  6. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368 с.
  7. И., Мурани М. Психология безопасности труда. М.:Профиздат, 1968. 207с.
  8. Г. В. Местное самоуправление. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 352с.
  9. И.Л. Организация советского государственного управления. М.: Наука, 1984. — 237 с.
  10. Г. В. и др. Справочная книга по охране труда в машиностроении. М. Машиностроение, 1989. 541с.
  11. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  12. В. Что мы понимаем под охраной труда // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — № 13. — С. 1−2.
  13. А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. Изд. 2-е. М.:Экономика, 1072. — 478 с.
  14. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. 534с.
  15. А. А. Введение в теорию управления. (Система промышленного производства) М.: Экономика, 1967. — 200с.
  16. Государственное управление и развитие. Национальный доклад к 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. М.: Юрид.лит., 1995. — 16 с.
  17. В.Г., Козлов В.И., Носов В. Б. Методы оценки и обеспечения безопасности труда в машиностроении
  18. М.Машиностроение, 1992. 220с.
  19. В.Г., Кузьмин А. П. Система управления охраной труда на машиностроительном предприятии М.: Машиностроение, 1989. -160с.
  20. О.А. Методологические проблемы науки управления производством М.: Наука, 1970. — 295 с.
  21. В. Избирательный взмах кнута // Охрана труда и соц. страхование. 1996. — № II." С. 9.
  22. В. Пробуксовка из-за плохой законодательной базы // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — N° 6. -С. 2−3.
  23. В. Спасение в государстве. .Но в каком? // Охрана труда и соц. страхование. — 1997. — № 12. -С. 15−20.40.3бышко Б. Охране труда требуется новая законодательная база // Человек и труд. 1997. — № 2. — С. 103.
  24. Р. Россия: реформирование трудовых отношений и стратегия социального диалога // Проблемы теории и практики управления. -1995. № 6, с. 115−119
  25. С.Е. Основы управления промышленным производством (Принципы, методы и проблемы) М., Мысль, 1971. 287 с.
  26. С. Охрана труда в современных условиях.- М.:изд.ВЦСПС, 1924.- 360 с.
  27. Ю.М. Управление народным хозяйством СССР. 4.1. Сущность, функции, методы.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1969, — 159с. Ч. П. Система управления народным хозяйством. М.: изд-во Моск. ун-та, 1971.-167с.
  28. В.И. Основы охраны труда. Учебное пособие. -Рига, 1987,117с.
  29. О. В. Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством . -М.: Экономика, 1970. -286 с.
  30. Количественная оценка тяжести труда. (Методические рекомендации). М.: НИ И труда, 1984, 120с.
  31. В. Основа успеха- предприятие, регион, система в работе // Охрана труда и соц. страхование. 1995. — № 4. — с. 2−5.
  32. А.Н. Условия труда на предприятиях связи: экономическое управление при переходе к рыночным отношениям / Ред.: Амоша А. И. М.: Радио и связь, 1993. — 208 с.
  33. В.В. и др. Организация охраны труда на предприятиях в новых условиях хозяйствования. //Опыт работы предприятий текстильной и легкой промышленности в новых условиях хозяйствования. Л.:ЛДНТП, 1989.
  34. В., Невский А. Есть плюсы, но и минусов хватает. О реорганизации системы установления степени утраты трудоспособности II Охрана труда и соц. страхование. -1997. № 14. — С. 17−19.
  35. П. Возможности экономического управления охраной труда // Безопасность труда в пром-сти. 1996. 10. — С. 2−4.
  36. В., Чиканова JI. Охрана труда и КЗоТ // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — № II. -С. 57−60.
  37. Д. Пока верха чесали затылок, в Хасанском районе Приморского края еще год назад создали свою систему и фонд охраны труда И Охрана труда и соц.страхование. 1995. — N° 1. — с. 16−18.
  38. В.Г. Совершенствование условий труда на промышленных предприятиях. Социально-экономические проблемы.-М.Экономика, 1981. 216 с.
  39. М. Охране труда государственную поддержку / Человек и труд. — 1996.-№ 1.-с. 100−102.
  40. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2−2 изд, т.25,ч.1.
  41. А. В карете прошлого в 21 век не въедешь! // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — № 5. — С. 5−7.
  42. Между народная организация труда. Конвенции и рекомендации.МБТ.В 2 томах: 1-й том, 1919−1956−2-й том. 1957−1990.Издание 1991 г. Женева.
  43. Методические рекомендации по комплексной оценке социально-экономической оценке социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда. М.: ВЦНИИОТ ВЦСПС, 1984. 64 с.
  44. Метрологическое обепечение безопасности труда. Измеряемые параметры химических, биологических и психофизиологтческих опасных и вредных производственных факторов.-М.Стандарты, 1988, т.2.- 249с.
  45. Научное управление обществом: Вып. 14/ Под ред. Л. К. Науменко, П. С. Осипенкова, В. Д. Пузанова. М.: Мысль, 1981. — 303 с.
  46. А. Социальная защита на предприятиях. Инж.газ., 1994, № 106, с. 1
  47. А. Охрана труда в условиях рынка // Охрана труда и соц. страхование. 1993. — № 9. — с. 7−8.
  48. В.Б. Безопасность труда /Под ред.: Амбарцумяна В.В.- М.: Машиностроение, 1994. 143с.
  49. Организация охраны труда: Практ. рекомендации /Сост. Хлопков
  50. B.В., Мыслев А. А. М.: Б.и., 1996. -207 с.
  51. Охрана труда. Основы законодательства Российской Федерации. Сб.: Труд и право. М.:Профиздат, № 1, 1996, 256 с. 72.0храна труда в машиностроении./Под редакцией Е. Я. Юдина и
  52. Планирование условий труда. Под ред. Н. Г. Чумаченко, А. И. Амоша. Киев: Наукова думка. — 1982. — 332 с.
  53. Э.В., Рябец В. А. Социально-экономические проблемы охраны труда / Моск. науч.-исслед. ин-т охраны труда, Науч. -инф. центр. -М.: Имидж, 1993. -40 с.
  54. Политико-экономические проблемы управления социалистической экономикой. Межвуз.сб. Ленинград, Изд-во Ленинг. ун-та, 1979. — 136 с.
  55. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика. — 319 с.
  56. Г. К., Корбакова А. И. Новая методика. Здоровье с точки зрения специалистов // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — № 13.-С. 33−37.
  57. В.Д. Основы организации социального страхования от несчастных случаев на производстве (отечественный и зарубежный опыт). -М.: НИИтруда, 1991.-85 с.
  58. В.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда.(опыт зарубежных стран). М.:НИИ труда, 1992. -240 с.
  59. В.Д. Скверно людям плати деньгу! : Охрана труда должна опираться на экономический механизм страховой защиты. // Охрана труда и соц.страхование. — 1993. — № 11. — с. 4−5
  60. В. Охрана труда и социальная защита //Человек и труд. -1993. .No 10. — с. 60−63.
  61. В. «Социальная экология» и экономика предприятий // Человек и труд. 1994. — № 2. — с. 87−92.
  62. В. Заржавелый вопрос: Об актуальных проблемах охраны труда и социальной защиты трудящихся // Охрана труда и соц страхование. 1994. -№ 3. — с. 38−41.
  63. В. Профессиональные риски: оценка и система защиты// Охрана труда и соц. страхование. 1995. — № 4. — с. 10−12.
  64. В. Социальная защита работников от профессиональных рисков : проблемы и пути их решения // Охрана труда и соц. страхование. -1995. -№ 5. с. 19−21.
  65. В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. Черноголовка, 1994. — 284 с.
  66. В. Безопасность труда в России // Человек и труд. 1995. -№ 8. -с. 86−91.
  67. В. Безопасность труда в России // Охрана труда и соц. страхование. 1996. — № 12. — С. 16−18.
  68. В. Безопасность труда: социально-экономические аспекты // Человек и труд. 1996. — № 5. — с.80−83
  69. Роик В. Д. Досрочные профессиональные пенсии. Библиотека журнала «Социальная защита». Серия «Охрана труда», 1996, № 6.
  70. Рынок и социальная политика: опыт реформ в России. М.: НИИ труда, 1994. — 196 с.
  71. Охрана труда в Российской Федрации: Справочник / Сост.: Новиков А. А., Сидоров В. Л., Соловьев А. П., Фролов О. П. М.: Ред.журн. «Охрана труда и соц. страхование», 1996. — 305 с.
  72. А.С. Основы организации управления промышленным производством (Методологические проблемы). -М.: Экономика, 1969. -216с.
  73. Г. Х. Проблемы теории управления, — М.Экономика, 1974.263 с.
  74. Ю2.Руководство по охране труда/ Учеб.-произв.центр «Талант" — Ред: Никитин J1.H. и др. Мытищи: УПЦ «Талант», 1996. — 304 с. (Библиотека руководителя).
  75. ЮЗ.Семенов С., Мельников JI. Здоровье не купишь и за миллион: Некоторые аспекты законодательного регулирования вопросов охраны труда: проблемы и недостатки // Охрана труда и соц. страхование. 1994. -№ 4. — с. 36−37.
  76. Ю4.Система управления трудом в развитом социалистическом обществе/ Редкол.:И. М. Владыченко и др.- Рук.авт.колл. Б. М. Сухаревский. -2-е изд. перераб. и доп. -М.:Экономика, 1983. -584с.
  77. Ю. Словом и страхование. 1997. — № 3. — С. 17.
  78. ClercJ. Introdaction environment.ILO.Geneva. 1985.Р.323.
  79. Ю7.Слезингер Г. Э. Труд производством. М., 1967штрафом // Охрана труда и соц. to working condition andв управлении промышленным108, Слезингер Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием. М.: Машиностроение, 1975. — 311 с.
  80. .В. Функции управления социалистическим производством. М.: Экономика, 1977. — 140 с.
  81. Современный капитализм: изменения в структуре и положении рабочего класса.-М.:Наука, 1987.- 206 с.
  82. Ш. Соловьев А. Охрана труда на перепутье // Охрана труда и соц. страхование. 1996. — № 12. — С. 4−14.
  83. Ю. Где взять средства на охрану труда // Человек и труд. 1997. 2. -С. 85−86.
  84. З.Сорокин Ю. Реформировние систем охраны труда в странах СНГ // Человек и труд. 1996. -*JSfe 3, с. 99−101
  85. Ю. Обеспечение охраны труда: О критериях Основ законодательства РФ об охране труда // Охрана труда и соц.страхование. -1994. № 3. — с. 14−17, — № 4. — с.3−6.
  86. Ю. Надзор и контроль за соблюдением норм, правил, других требований, предусмотренных Основами законодательства РФ об охране труда // Охрана труда и соц. страхование. 1994. — № 5. — с. 14−17.
  87. В.Е. Профессии и здоровье. М.: Букмен, 1996. — 351 с.
  88. Safety and Health at work. Report of the Committee 1970−1972. Chairman Lord Robens.London.1972.
  89. В.А. Функции и оценка результатов труда работниковаппарата управления. М.: Экономика, 1995. — 183 с.
  90. Теория управления социалистическим производством./ Под ред. О. В. Козловой. М.: Экономика, 1979. — 367 с.
  91. К.С. Эргономические основы совершенствования условий и охраны труда/ В сборн: Социальные проблемы управления трудовыми коллективами.- М.:Профиздат, — 1978, с.147−168.
  92. Г. Надеюсь на цивилизованный подход к проблеме // Охрана труда и соц. страхование. 1997. -№ 4. — С. 27−28.
  93. Н. Как убедить работодателей в выгодности улучшения условий труда // Человек и труд. 1994. — № 3. — с. 97−101.
  94. У правление научно-техническими программами./ Под ред. Бобрышева. М.: Экономика, 1983. — 343 с.
  95. Управление персоналом. Кн. 4./ Подгот. для авт. курса С. Браун, Ш. Камерон, Х.Хемблин. 1994. — 91 с.
  96. У правление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. -М.: Инфра-М, 1997. 509 с.
  97. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.:Республика, 1992. -351 с.
  98. У став МОТ. МБТ.Женева. 1976.
  99. В.И. Регулирование условий труда на предприятиях РФ: (Охрана труда на основе ГОСТов РФ) / Журн. «Юрид. бюл. предпринимателя», Журн. Упр. персоналом. М.: Интел-Синтез, 1996. — 132
  100. К.Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. Пер. с англ.- М.: Междунар. отношения, 1994. -304 с.
  101. Функции и структура органов управления, их совершенствование. М. Экономика, 1973. — 255 с.
  102. Хенли Э., Дж. Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска. Перевод с англ.М.Машиностроение. 1984. — 528с.
  103. В.В., Мыслев А. А. Организация охраны труда. Практические рекомендации. Ногинск, 1994. -154 с.
  104. Л. Государственное управление охраной труда: ближайшие задачи. Человек и труд, 1994, № 5, с. 63−65,
  105. Л. Новое в практике охраны труда -институт уполномоченных Человек и труд, 1994, № 7, с. 74.
  106. Л. Реформирование системы охраны труда Человек и труд, 1994, № 3, с. 75−76.
  107. Энциклопедия по безопасности и гигиене. Москва. Профиздат. 1985 (перевод с анг. Издание Международного Бюро Труда. Жененва) в 4 томах.
Заполнить форму текущей работой