Роль информационного обеспечения во внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса
Еще одним массовым источником написания данной работы послужили сайты ведущих западных экономических ведомств, ответственных за информационное обеспечение нужд мелких и средних участников внешнеэкономической деятельности. Западные страны тратят на это огромные деньги, изучая зарубежные рынки товаров и услуг и представляя собственным гражданам море книг и отраслевых журналов, баз данных… Читать ещё >
Содержание
- Введение.з
- глава i. Дипломатическое и информационное обеспечение крупных сделок российского бизнеса, в изложении агентств Интерфакс, Регнум, Росбалт, Прайм-ТАСС, РИА Новости, Синьхуа
- — Экономические информационные структуры в условиях России
- — Российско-германские встречи на высшем уровне
- — Экономическая составляющая встреч Путина и Назарбаева
- — Переговоры на высшем уровне с КНР
- — Саммиты с Индией
- — Госвизит в Бразилию
- — Госвизит в Алясир
- Глава II. Зарубежные системы информационной поддержки экспорта
- — Информационное гособеспечение внешторга США
- — Британское информационное обеспечение внешней торговли
- — Информационная и финансовая поддержка экспорта в Испании
- — Бельгийско-люксембургское содействие экспортерам
- — Информационный консалтинг по экспорту в Нидерландах
- — Шведская пропаганда условий инвестиций и экспорта
- — Финская система информации по мировым рынкам. ПО
- — Норвеэюская практика внешнеторговой информации
- — Болгарские отраслевые электронные СМИ
Роль информационного обеспечения во внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Для большинства государств в мире прогресс в сфере коммуникаций расширил тесные рамки национальных границ и превратил обмен информацией, товаров и услуг в глобальный бизнес. Роль СМИ и общественного мнения возрастает — предпочтения избирателей и вкладчиков влияют на репутацию политиков и банков, определяют направление движения крупных инвестиций.
Средний и малый бизнес обычно составляет в нормальном правовом обществе основу экономики и внешней торговли. Информационное обеспечение малых субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) превратилось в самостоятельную отрасль. В России после окончания эпохи челночного бизнеса наступает время диверсификации внешних связей, растет число стран-партнеров по ВЭД и множится число экспортеров. В России тратят немалые деньги на развитие сайтов с информацией о зарубежье по линии МИД и Минэкономики РФ, мэрии Москвы (АНтесНа) и частного бизнеса.
Французское правительство тратит в сотню раз больше денег, чем российское, на публикацию подробнейшей аналитики на экономические темымногие десятки официально изданных книг за год по линии одного только министерства экономики. В США госдепартамент и ЦРУ на своих сайтах бесплатно обновляют обзоры экономики и политики по каждой стране мира. Подробная высокого уровня экономическая аналитика имеется в свободном доступе на сайтах МВФ и Всемирного банка, Всемирного экономического форума и учреждений ООН. Горстка западных рейтинговых агентств узурпировала право определять благонадежность каждой из 200 стран и территорий, их правительств и банков, компаний и даже политического курса.
Западная демократия в рамках информационной политики надежно регулирует транснациональные потоки инвестиций. Добыча и переработка информации, ее распространение — для всех бесплатно или подписчикам СМИ, в виде аналитики по 1 тыс. долл. за книгу или секретной/служебной информации для узкого круга — занимают много усилий и на это тратятся немалые средства налогоплательщиков. Последние, соответственно, вправе рассчитывать на получение большей доли сведений, с помощью которых они лучше определят ориентиры своего мелкого и среднего бизнеса. Информация — это большие деньги, затраченные на ее получение, но это и мультипликатор усилий экспортера, инвестора и любого предпринимателя. И роль государства в этом процессе неоценима.
Состояние и степень научной разработанности проблемы.
Безусловно, тема данной работы становится предметом изучения западных исследователей. Теориям, объясняющим развитие и пути информационной революции, посвящено неисчислимое количество работ во всем мире. Нас здесь прежде всего интересуют основополагающие исследования роли государства в информационных процессах: регулирование частных СМИ и производство собственной информации от лица правительства. Совершенно определенно, что каждое государство придерживается собственной практики в этих вопросах, у одних — основные каналы принадлежат правительству открыто, у других — манипулируются через сервильных частных предпринимателей. Список звезд социологической науки о СМИ приводится в конце работы. Нас больше интересует прикладное сравнительное рассмотрение вариантов информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности в разных странах, в той степени, в какой это может облегчить: (1) выработку в России собственной развитой и всем удобной системы поддержки национального экспортера (маркетинг зарубежных рынков, кредитование и страхование сделки) — (2) практическое пользование нарождающимся российским средним классом сведений о зарубежных рынках товаров и услуг.
Научная новизна исследования.
Отсутствие полноценного исследования на тему информационного обеспечения внешнеэкономической политики позволяет считать данную работу первым масштабным исследованием в названной сфере изучения СМИ. В ходе исследования было проведено сравнение существующей мировой практики информационной поддержки мелкого и среднего экспортера во Франции, Великобритании, Норвегии. Также были определены условия и характер данного вида деятельности СМИ России.
Объект исследования.
Агентства Интерфакс, Новости, Прайм-ТАСС, Регнум, Росбалт стали основными объектами исследования данной работы. Из иностранных СМИ взяты для анализа официальные сайты государственных и частных организаций, занятых в сфере внешнеэкономической деятельности. Просмотрены сотни сайтов, от частного журнала Economist и информационной внешнеторговой службы МИД Франции до зарождающихся аналогичного типа источников деловой информации Индии и многих других развивающихся стран: составлены рейтинги и описания данных сайтов в их англоязычной версии, в надежде на то, что их публикация принесет пользу российским предпринимателям.
Цели и задачи.
Цель исследования: определить закономерности формирования информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и выявить роль СМИ в развитии этой сферы внешнеэкономической политики.
Исходя из этого цели были разработаны, поставлены и выполнены следующие задачи.
• Изучить основные механизмы, ответственные за формирование и оглашение внешнеэкономической политики как на уровне государственных, так и частных СМИ.
• Выявить специфику информационной деятельности в сфере отстаивания внешнеторговых интересов государства и частного капитала на международном уровне.
• Прояснить разницу между информационным обеспечением нужд мелкого и среднего экспортера и лоббизмом на уровне мирового или регионального общественного мнения — усилиями первых лиц государства — интересов национального крупного капитала.
• Проанализировать каким образом осуществляются в мировой практике эти два направления информационной поддержки национальных экспортеров и соискателей инвестиций (или инвесторов).
• Сделать прогноз относительно того, как будут в дальнейшем развиваться в России системы поддержки национального несырьевого экспортера.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Междисциплинарный и системный подход к анализу формирования внешнеэкономической политики России, включая подтему информационной поддержки экспортеров, диктует использование особой и весьма сложной теоретико-методологической основы исследования, а именно — применение совокупности приемов, методов и принципов, характерных для социологии, экономики и политологии. Основным методом анализа, используемым в данной работе для изучения эффективности информационной поддержки российского экспорта стал контент-анализ внешнеэкономических публикаций русскоязычных новостных лент агентств Интерфакс, Новости, Прайм-ТАСС, Регнум, Росбалт, Синьхуа.
Данные источники публикуют подробное изложение всех документов и заявлений российских властей на темы внешнеэкономической деятельности, особенно касающихся мероприятий администрации президента России и контрактов с участием крупнейших российских сырьевых компаний.
Для того, чтобы практически стала возможна работа с таким огромным массивом информации за 2005;06гг., была создана база данных из 40 тыс. отобранных вручную новостных материалов названных агентств на темы экономики, внешней торговли и переговоров на высшем уровне с участием президента В. В. Путина. Уникальность данной базы данных состоит именно в ее компактности — отбирались с начала 2005 г. и до середины 2006 г. лишь пятая часть из всего потока агентских новостей.
Использование собственной новостной базы позволило вести подбор в динамике развития информации о достижениях России в становлении экономического партнерства с той или иной страной, отмечать новации в развитии общественного мнения на тему международного имиджа России.
В ходе работы над данной темой была создана база официальных сайтов по каждой стране, имеющих отношение к публичному или платному распространению апробированных максимально полных сведений по экономике и праву. Рейтинг данной источниковедческой электронной базы свидетельствует, что данная сфера публикации прикладных знаний превратилась в самостоятельную отрасль. В приложении к работе автор приводит по 26 странам перечни наиболее интересных справочных сайтов по экономике и праву на английском и прочих европейских языках. Еще по 9 странам во второй главе есть более развернутые описания рейтингов сайтов по поддержке экспорта.
Теоретическая и методологическая база.
Теоретической базой и методической основой данного исследования стали работы теоретиков журналистики, занимающихся исследованием проблем, стоящих перед средствами массовой информации и представляющих общую картину механизма работы СМИ: A.A. Чичанов-ский1, Ю.И. Тюньков2, О.Т. Манаев3, М.В. Шкондин4, Е.Я. Дугин5, A.A.
6 7 8 9.
Грабельников, а также Лассуэл Г., Лазерсфельд П., Кин Д. и др.
Вместе с тем, автору диссертации необходимо было выявить принципы, влияющие на формирование внешней экономической политики.
1 Чичановский A.A. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации — Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. — М&bdquoЛуч, 1995.
2 Тюньков Ю. И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. — Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика. — № 6, 1990.
3 Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. — М., 1991.
4 Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. — М&bdquo- 1999.
5 Дупш Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док. диссертации. -М., АОН. 1990.
6 Грабельников A.A. СМИ постсоветской России. — М., 1997.
7 Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе. — Массовые коммуникации. Вып. 5.
8 Лазерсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые эстетические вкусы и организованное социальное действие. — Массовые коммуникации. Вып. 4.
9 Кин Дж. Демократия и средства массовой информации — Новый взгляд на демократию — 1991. № 2. вообще, и России, в частности. В этом отношении весьма полезными.
1 2 3 стали работы В. М. Виноградова, Г. В. Атаманчука, Г. Блумера, А. Ковалева4, В.А. Леванского5, Г. Фая6, Н. Чомски7 и др.
И, наконец, наиважнейшие концептуальные теоретические основы формирования средствами массовой информации главной проблематики их исследования и влияния этой проблематики на формирование внешнеэкономической повестки дня государства наиболее полно отражены, как мы уже отмечали выше, в трудах зарубежных авторов. В частности, А. Белла8, Дж. Диринга9, Ф. Дюрхама10, П. Маннинга11, Т. Мэя12, А. Тоф-флера13, Г. Волфстфельда14 и др.
Методы и эмпирическая база исследования.
Методология данной работы основана на попытке комбинирования количественного и качественного подходов, для наиболее полного освещения, как самой информационной поддержки экспорта, так и российских нюансов этой темы.
Автор провел работу по сбору и анализу полного перечня публикаций на внешнеторговую тематику при освещении встреч на высшем уровне с участием президента России В. В. Путина в 2005;06гг. ведущими российскими новостными агентствами Интерфакс, Новости, Регнум, Прайм-ТАСС, Росбалт, а также для сравнения была взята русскоязычная лента Синьхуа, при анализе реалий российско-китайских отношений. Выбор названных СМИ определен наличием полноты охвата международной тематики именно этими агентствами. В российских условиях только новостные агентства публикуют все что предлагают им пресс-службы администрации президента, правительства, МИД, МЭРТ, прочих.
1 Виноградов В. М. Дипломатия: люди и события (из записок посла). — М., 1998.
2 Атаманчук Г. В. Лекция на тему: «Государство как субъект управления общественными процессами». -М., 1995.
3 Блумер Г. Коллективное поведение: Американская социологическая мысль: Тексты. — М&bdquo- 1994.
4 Ковалев А. Азбука дипломатии. — М., Международные отношения, 1988.
5 Леванский В. А. Концептуальная модель государственного управления в РФ. — Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. — М., 1996.-T. 1.
6 Фай Г. Всемирный переворот. Эссе о новом американском империализме. — М., 2005.
7 Chomsky Noam. Rogue States: The Rule of Force in World Affairs. Cambridge, Massachusetts: South End Press, 2000.
8 Bell Allan. The Language of News Media. Oxford: Blackwell, 1991.
9 Dearing James and Rogers. Agenda-Setting. London: SAGE, 1996.
10 Durham Frank. News Frames as Social Narratives: TWA Flight 800. — Journal of Communication, 48, p. 100−117,1998. Manning Paul. News and News Sources: A Critical Introduction. London: SAGE, 2001.
12 May Tim. Social Research: Issues, Methods and Process. Buckingham: Open University Press, 2001.
13 Toffler Alvin and Heidi. War and Anti-War. Survival at the Dawn of the 21st Century. London: Little, Brown and Company, 1993.
14 Wolfsfeld Gadi. Media and Political Conflict: News from the Middle East. Cambridge, 1997. ведомств, пересказывают пресс-релизы крупных компаний и дают собственные комментарии к внешнеэкономическим событиям. В условиях отсутствия в России полноценных качественных изданий для среднего класса и для элиты приходится довольствоваться сообщениями агентств. Последние также как и редакции ведущих российских газет и еженедельных журналов страдают от нищеты собственной и своих читателейнет корреспондентской сети в стране и за рубежом, нет приличных гонораров журналистам, нет достойной системы распространения, нет авторитета ни у читателей, ни у власти.
Общенациональные российские телеканалы по определению не могут отвлекать внимание зрителя на подробности, пусть даже президентских встреч на высшем уровне.
Еще одним массовым источником написания данной работы послужили сайты ведущих западных экономических ведомств, ответственных за информационное обеспечение нужд мелких и средних участников внешнеэкономической деятельности. Западные страны тратят на это огромные деньги, изучая зарубежные рынки товаров и услуг и представляя собственным гражданам море книг и отраслевых журналов, баз данных и новостных лент, вплоть до публичных лекций и индивидуальных консультаций в информационных центрах при местных ТПП или банках. Все это бесплатно или по символическим ценам, хотя есть и очень дорогие аналитические разработки. Российским предпринимателям будет полезно познакомиться с публичными сайтами и вообще с различными системами поддержки экспорта, которые функционируют во многих странах.
Поддержка малого и среднего бизнеса и диверсификация экспорта товаров из России стала у нас поистине национальным проектом. Представляется, что описание зарубежного и отечественного опыта информационной деятельности в данной сфере имеет реальное практическое и научное значение.
Научная достоверность работы.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что апроби-рованность иностранных методов информационной поддержки мелкого и среднего экспортера, а также отлаженная практика российской всесторонней поддержки на высшем уровне в глазах мирового общественного мнения планов отечественного крупного сырьевого бизнеса и экспортеров вооружений может быть предметом пристального научного наблюдения и обобщения. Что и было осуществлено автором в первой и второй главах работы.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Данное исследование, безусловно, может представлять практическую значимость для широкого круга исследователей экономической журналистики и журналистов-международников, которым так не хватает профессиональной подготовки в сферах юридических, банковских и экономических знаний. Владельцам наших СМИ не хватает понимания того, что наличие просвещенного среднего класса управленцев, больше чем донесения высшему начальству, создают в обществе необходимый климат понимания и доверия, без которых обречены на неудачу крупные сделки или тысячи более скромных начинаний в бизнесе.
Экспертные мнения свидетельствуют — чтобы донести какую-то идею до лиц принимающих решение, необходимо сформировать соответствующую предрасположенность общественного мнения на данную тему, что достигается в том числе и информационными усилиями профессиональных журналистов СМИ. Последние должны убедить всех, что гнать за рубеж сырую нефть и просто бревна нерационально, преступно и недальновидно, хотя горстке олигархов при этом совершенно невыгодно тратиться на строительство НПЗ или мебельных комбинатов.
Главный научный вывод данной работы в том, что 90% информации, добываемой за границей нашими торгпредами, дипломатами, учеными и журналистами должны публиковаться, а не идти прямиком в архив. Этот постулат является общим во всех рассматриваемых в данной работе моделях информационной поддержки малого и среднего бизнеса в разных странах. Нет сомнения, что и в России данная практика станет нормой, о чем многократно заявляли российские высокие чиновники.
Для профессиональной подготовки журналистов-международников обозначенные в данной работе экономические и правовые аспекты очень важны. На уровне общих слов и чисто политологических обобщений невозможно передать для широкой аудитории СМИ реальное содержание ни публичных речей политиков, ни пресс-релизов компаний. Новое поколение журналистов должно переломить образовавшийся в российских СМИ вакуум деловой и значимой информации о зарубежье. Конечно, российская элита в 2006 г. повернулась лицом к азиатским странам СНГ, но отечественные юридические лица имеют право на получение кратно большего объема экономических новостей буквально о каждой зарубежной стране или территории, если даже они носят такие странные названия как Люксембург, Кипр, Гонконг, Сингапур и т. д.
В учебном процессе, для студентов журналистов и экономистов самого широкого профиля фактологическое содержание данной работы представляет методологический интерес. В первой главе по ряду стран обозначены вехи двусторонних экономических достижений с Россией, а также настроения общественности.
Во второй главе и в приложении уже сам представленный рейтинг просмотренных автором сайтов имеет практическую значимость как набор крупнейших по каждой стране порталов по экономике и праву.
Апробация работы.
Автор данной работы неоднократно представлял ее на научных и научно-практических конференциях в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, торгово-промышленных палатах Российской Федерации и Москвы.
Основное содержание работы.
Содержание работы, ее структура обусловлены целыо и задачами исследования, логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных теоретическому и практическому аспектам исследуемой проблемы и анализу эмпирического материала, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, ставится научная проблема, характеризуется новизна диссертации, дается обзор литературы, указывается теоретическая и практическая ценность работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
1. Bell Allan. The Language of News Media, Oxford: Blackwell, 1991.
2. Cohen, В. C. The Press and Foreign Policy, Princeton: Princeton University Press, 1963.
3. Deibert R. Parchment, Printing and Hypermedia. New York: Columbia University Press, 1997.
4. Fairlcough, Norman. Language and Power, London: Longman, 2000.
5. The Media at war: The press and Persian Gulf conflict. NY. 1991.
6. Lippmann, Walter. Public Opinion, New York: McMillan, 1922.
7. Toffler Alvin and Heidi. War and Anti-War. Survival at the Dawn of the 21st Century, London: Little, Brown and Company, 1993.
8. Wolfsfeld Gadi. Media and Political Conflict: News from the Middle East, Cambridge, 1997.
9. Абалкин Л. И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994, № 2. с. 4−16.
10. Акопов А. И. Периодические издания. М., 1995.
11. Актуальные проблемы Европы. Сб. обзоров и реф. / ИНИОН РАН. Средства массовой информации и демократия в современном мире. 2002, № 2.
12. Актуальные проблемы информационного противоборства. Сборник. М., Изд-во Московского государственного университета леса. 1999.
13. Алексеев С. В, Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России: Основы новой общероссийской национальной идеологии. М., 1998.
14. Арбатов А. Г. Россия: национальная безопасность в 90гт. // Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 7, 8−9.
15. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Учебное пособие для студентов вузов. М., Аспект Пресс, 2005. 176 с.
16. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа// Поэтика и политика. Альманах российско-французского центра социологии и философии Ин-та социологии РАН, -М., СПб. Институт экспериментальной социологии, Алетейя, 1999.
17. Бутенко А. П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1997, № 3.
18. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2003. 335 с.
19. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 тт. Под ред. В. Богданова, Я. Засурского. М., издание Союза журналистов России, 1998.
20. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. Учебник для вузов по спец. «Журналистика». М., Высш. шк., 1989. 117 с.
21. Государство и информация. М., 1996.
22. Грабельников А. А. СМИ постсоветской России. М., 1997.
23. Грушин Б. А. Массовое сознание. М., Изд-во политической литературы, 1987.
24. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., Политиздат, 1987. 368 с.
25. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации: Учебное пособие. М., Изд-во «РИП-холдинг», 2001. 244 с.
26. Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003.
27. Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания. М., 1986.
28. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века. М., Аспект Пресс, 2003.
29. Журналистика в 2005 г.: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М., факультет журналистики МГУ, 2006.
30. Задохин А. Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. М., Дипломатическая академия МИД России, 2002.
31. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90гг. М., Изд-во МГУ, 2001.-288 с.
32. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990;2004. М., Изд-во Моск. ун-та., 2004. 464 с.
33. Засурский Я. Н. Пресса, гражданское общество и мораль // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2004, № 1.
34. Засурский Я. Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др. Под ред. Я. Н. Засурского. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. М., Аспект Пресс, 2003.
35. Засурский Я. Н., Вартанова E. JL, Засурский И. И. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
36. Землянова JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура. Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1999, № 2.
37. Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., Политиздат, 1991.
38. Илларионов С. И. Власть информации. М., РИЦПрофЭко, 2003.
39. Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова. Внешнеэкономические связи, 2004. № 9.
40. Информационные вызовы национальной и международной безопасности. Под общей редакцией Федорова А. В. и Цыгичко В. Н. Сборник.М., ПИР-Центр, 2001.
41. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. М., Аглоритм, 2004. 528 с.
42. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. М. Шкаратана. Гос. ун-т Высш. шк. экономики. М., CEU, 2000.
43. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? Пер. с англ. М., Ладо-мир, 2002.
44. Кларк У. Как победить в современной войне. Пер. с анг. М., Альпина Бизнес Букс, 2004.
45. Коликов I I. Россия в контексте глобальных перемен // Свободная мысль. 1994. № 2−3.
46. Коновалова О. В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. М., ИКЦ «МарТ», 2005. 272 с.
47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов. М., Буквица, 1998.
48. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24 // Независимое военное обозрение, 2000, № 1.
49. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Учебник для студентов вузов. 2 изд., перераб. и доп. М., Аспект Пресс, 2006. 318 с.
50. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 3, стереотипное. М., КомКнига, 2006.-352 с.
51. Красин Ю. Национальные интересы: миф или реальность? // Свободная мысль. 1996, № 6.
52. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917;2000). Учебный комплект (учебное пособиехрестоматия). М., Наука, 2002. 640 с.
53. Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. 2 изд., перераб. и доп. М., Наука, 1978. 224 с.
54. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для студентов вузов. 2 изд., перераб. и доп. М., Аспект Пресс, 2004.
55. Литвинова А. Н. Национальные интересы России внутри Содружества Независимых Государств (обзор российской и зарубежной печати) // Россия и ее соседи. Соотнесение национальных интересов внутри СНГ. Реферативный сборник. М. ИНИОНРАН. 1999. с. 125−150.
56. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. Учебное пособие. Под ред. канд. филол. наук Лукиной М. М. М., ф-т журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 87 с.
57. Магай И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: (Функции прессы и социальная роль журналиста). Учеб.-метод. пособие для студентов заоч. и веч. отд-ний фак-тов журналистики гос. унтов. М., МГУ, 1979. — 64 с.
58. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. Пер. с англ. М., Жуковский, 2003.
59. Назаров М. М. Ст. «Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века». Источник: www.nethistory.ni/biblio/1 043 177 407.html.
60. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1999.
61. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. Учебник для студентов вузов -4 изд., перераб. и доп. М., Издатель-ско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 364 с.
62. Перспективы развития экономики России до 2010 г. М., KPMG, 2004.
63. Правовые вопросы журналистики и телекоммуникаций в США. М., Институт проблем информационного права (Журналистика и правовыпуск 53), 2005.
64. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. Учебное пособие. Сост. Пшеничный Г. М. М., серия «Журналистика и право».
65. Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и ее вызовы власти государств. М., Институт проблем информационного права, 2004.
66. Прохоров Е. П.
Введение
в теорию журналистики. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». 6 изд. М., Изд-во МГУ, 2005. 367 с. — (серия «Классический университетский учебник»).
67. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. Учебное пособие. Изд. 2 перераб. и доп. М., Аспект Пресс, 2004.
68. Пшеничный Г. М. Правовое пространство российской журналистики. -Теория систем. Тезисы. М., 1996.
69. Реснянская JI.JI. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., Изд-во «Пульс», 2001.
70. Реснянская J1. JL, Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., ф-т журналистики МГУ им. М.В. ЛомоносоваИзд-во ИКАР, 1999. 232 с.
71. Садовничий В. Образование и наука как фактор национальной безопасности / Социальная и духовная безопасность России. Сборник. М., Издательство Московского университета. 1995.
72. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. Под ред. Я. Н. Засурского. М., ф-т журналистики МГУ, ИКАР, 2000. — 250 с.
73. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я Н. Засурского. М., Аспект Пресс, 2001.
74. Соловьев Э. Г. Национальные интересы и основные политические силы современной России. М., Наука, 2004.
75. Социология журналистики. Учебное пособие для студентов вузов. И.Н. Бло-хин и др. Под ред. С. Г. Корконосенко. М., Аспект Пресс, 2004. 318с.
76. Средства массовой информации России. Учеб. пособие для студентов вузов/ М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. Под ред. Я. Н. Засурского М., Аспект Пресс, 2005. — 382 с. (Серия «Классический университетский учебник»).
77. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2000.-312 с.
78. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной. Под ред. Е. Л. Вартановой. М., Аспект Пресс, 2004. 400 с.
79. Фай Г. Всемирный переворот. Эссе о новом американском империализме. -М&bdquo- 2005.
80. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., ф-т журналистики МГУ, 1993. — 94 с.
81. Федякин A.B. Национальные интересы России (теоретико-методологические аспекты политического анализа). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2002.
82. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов.
Введение
в медиаметрию. Учебное пособие для студентов вузов. М., Аспект Пресс, 2004. 155 с.
83. Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ. Учебное пособие. Под ред. канд. филол. наук Лукиной М. М. М., факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 79 с.
84. Чоговадзе Г. Информация, общество, человек. М., Дата+, 2003.
85. Швец Д. Ю. Информационная безопасность России и современные международные отношения. М., Мир безопасности, 2001.
86. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., Пульс, 2002.
87. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики.-М" 1999.
88. Шпенглер О. «Закат Европы». В 2-х тт./ Пер. с нем. И. И. Маханькова. М., Айрис-пресс, 2004. Интернет-ресурсы.
89. Официальный саГгг Совета Безопасности Российской Федерации, www.scrf.gov.ru.
90. Сайт InoPressa www. inopressa. ru.
91. Сайт ИноСМИ. ш www.inosmi.ru.
92. America journalism review. Официальный сайт журнала www.ajr.org.
93. Columbia journalism review. Официальный сайт журнала www.cjr.org.
94. The Los Angeles Times. Официальный сайт газеты, www.latimes.com.
95. The New York Times. Официальный сайт газеты, www.nytimes.com.
96. The Wall Street Journal. Официальный сайт газеты, http://online.wsj.comЛитература на иностранных языках.
97. Beard Ch. A. The idea of national interest, an analytical study in American foreign policy / by Charles A. Beard with the collaboration of G.H.E. Smith. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1977.
98. Hook S.W. National interest and foreign aid/ Steven W. Hook. Boulder. L. Rienner Publishers, 1995.
99. McRae H. The World in 2020. Power, Culture and Prosperity. Boston, 1994.
100. Shafer B.C. Faces of nationalism. New realities and old myth. New York. 1972.
101. Stephen G. Nationalism, liberalism and the national interest: Britain, France and the European Community. University of Strathclyde, Department of politics, 1989.