Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование педагогической системы подготовки штурманского состава в военном авиационном институте на базе современных автоматизированных обучающих комплексов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе (1991 — 1993 гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза исследованияразрабатывался понятийный аппарат и осуществлялся поиск новых подходов к решению проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности на основе путей совершенствования этого процессаразрабатывалась и проходила апробацию педагогическая система подготовки будущего штурмана к профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогические основы подготовки штурмана к будущей профессиональной деятельности
    • 1. 1. Состояние педагогической проблемы подготовки военного штурмана к профессиональной деятельности в теории и практике педагогики
    • 1. 2. Теоретико-методологические подходы к исследованию педагогической системы подготовки штурманского состава к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты подготовки штурманского состава к профессиональной деятельности
    • 1. 4. Педагогическая система подготовки штурманского состава к профессиональной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация педагогической системы подготовки штурманского состава к профессиональной деятельности на базе современных автоматизированных обучающих комплексов
    • 2. 1. Цели и задачи экспериментальной работы
    • 2. 2. Оценка и анализ результатов педагогического процесса подготовки штурманского состава к профессиональной деятельности
    • 2. 3. Пути совершенствования педагогической системы подготовки штурманского состава с учетом современных требований
  • Выводы по второй главе

Совершенствование педагогической системы подготовки штурманского состава в военном авиационном институте на базе современных автоматизированных обучающих комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Количественное сокращение Вооруженных Сил с особой остротой ставит вопрос о повышении качества подготовки военных специалистов. В Военной доктрине Российской Федерации указано, что одним из основных направлений развития военной организации государства является повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, воспитания военнослужащих, а также военной науки [25]. Обобщая результаты исследований по проблеме подготовки штурмана, можно отметить, что на протяжении всех периодов ее становления, военные ученые постоянно совершенствовали теорию обучения в авиационном вузе. Основы современной воздушной навигации были заложены в работах выдающихся русских ученых Н. Е. Жуковского, М. В. Ломоносова, А. Ф. Можайского, А. С. Попова, К. Э. Циолковского и других, а также практиков-моряков, воздухоплавателей и авиаторов.

На современном этапе общим проблемам профессиональной подготовки специалистов в военных авиационных вузах посвящены работы по направлениям:

— основы авиационной психологии и психологии летного обучения (Б.М.Гольдштейн, П. А. Корчемный, К. К. Платонов и др.);

— формирование и развитие профессионально-ценностных качеств у курсантов в процессе обучения в военном авиационном вузе (И.В.Агапов, С. В. Алешин, О. А. Воробьев, А. А. Ворона и др.);

— воздушная навигация (JI.M. Воробьев, Л. А. Жаренков, Н. П. Зубов, Ю. А. Матвеев, Г. Ф. Молоканов, Е. П. Ремянников, Б. А. Таранов и др.);

— боевое применение и эффективность пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов (А.С Ермилог, А. А. Красовский и др.);

— методика летного обучения (М.В.Игнатович, П. В. Картамышев, А. И. Оркин и др.);

— организация и проведение обучения летчиков на перспективном учебно-тренировочном комплексе (И.А.Вельмисов,.

Н.О.Кобельков, В. Г. Кодола и др.);

— подготовка военного авиационного штурмана в вузе (Л.В. Иванова, И. Б. Николаева, Сидорова, А. И. Сопочкин, Ш. Ш. Хайру-лин и др.).

•Исследования ученых были направлены, как правило, на формирование знаний, умений и навыков в отдельных теоретических дисциплинах. Эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме, однако в них не рассматривается целостность и взаимосвязь всего процесса обучения курсанта-штурмана в военном вузе.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в результате социально-экономических изменений в современном обществе, реформы, проводимой в настоящее время в ВВС РФ, значительно сокращена учебно-практическая база вуза (в 4 раза), значительно снизился уровень профессиональной подготовленности летно-инструкторского состава и курсантов-штурманов (учебно-тренировочный налет на самолете уменьшился в 10 раз). В 2005 году заканчивается ресурс по календарному сроку эксплуатации учебно-штурманских самолетов вуза.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы выяснили готовность молодых штурманов и курсантов выпускного курса вуза к осуществлению профессиональной деятельности. Данные этого этапа эксперимента свидетельствуют о том, что 53,2% курсантов из 200 проверенных и 55,7% молодых штурманов из 345 (по отзывам из строевых частей) имеют низкий уровень сформированности практических умений и навыков. Исследования показали также, что уровень умений, навыков молодых штурманов (стаж работы до 3 лет) не намного выше, чем у курсантов выпускного курса, а в отдельных частях в результате отсутствия авиатоплива и современной учебно-материальной базы даже ниже.

На наш взгляд, одной из причин слабой подготовки штурманского состава к будущей профессиональной деятельности сегодня является недостаточная разработанность проблемы формирования умений и навыков профессиональной деятельности штурмана в процессе обучения в вузе. Мы считаем, что процесс формирования готовности будущего штурмана к профессиональной деятельности будет более эффективным, если он будет протекать в рамках системы практической подготовки с использованием современных наземных автоматизированных комплексов. Это будет способствовать приобретению новых качеств, необходимых для развития рефлексивной позиции, обеспечивающей творческий характер его подготовки к профессиональной деятельности.

Традиционная учебно-воспитательная работа в вузе не в полной мере создает условия для подлинного приобретения устойчивых умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности будущего военного штурмана. Это выражается в нарушении принципа «от простого к сложному" — в явном несоответствии между реальными и задан^ми квалификационными требованиями к выпускнику. Сегодня необходимо уделять особое внимание не только объему знаний, которыми должен обладать курсант-выпускник, но и тому, как эти знания практически реализо-вывать в период практической подготовки в вузе и процессе будущей профессиональной деятельности в строевых частях ВВС.

Становится все более очевидным, что существующая система подготовки будущих штурманов сегодня и в ближайшее время не может удовлетворять квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускнику, если оставить без изменений существующую педагогическую систему вуза.

Таким образом, возникает проблема повышения уровня профессиональной подготовки авиационных штурманов, которая определяется противоречием между фактическим и заданным квалификационными требованиями уровнем знаний, умений и навыков специальной подготовки будущего штурмана к профессиональной деятельности, с одной стороны, и отсутствием стратегии и условий реализации этого процесса на практике в новых условиях, с другой.

Назрела необходимость теоретического анализа имеющегося опыта и результатов научных исследований в области подготовки военных штурманов с целью систематизации и выявления условий, необходимых для эффективной подготовки обучаемых, а также разработки и реализации этих условий в различных программах и методиках практической подготовки на базе современных автоматизированных обучающих комплексов (специализированных авиационных тренажеров штурмана).

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Совершенствование педагогической системы подготовки штурманского состава в военном авиационном институте на базе современных автоматизированных обучающих комплексов».

Целью исследования является совершенствование педагогической системы подготовки будущего военного штурмана к профессиональной деятельности в военном вузе, а также обоснование, реализация и экспериментальная проверка педагогических условий ее эффективного функционирования и развития.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего штурмана в условиях военного авиационного вуза.

Предмет исследования — процесс подготовки будущего штурмана к профессиональной деятельности на базе современных автоматизированных обучающих комплексов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональная подготовка будущего военного штурмана будет проходить более эффективно если:

1. Обеспечить гармонизацию системного, комплексного и про-фессионально-деятельностного подходов.

2. Разработать специальную педагогическую систему, особенностями которой является интеграция теоретической, научно-исследовательской и практической деятельности курсантов в вузе на основе реализации принципов межпредметных связей с применением специализированных авиационных тренажеров и введение в учебный процесс курса тренажерной подготовки.

3. Выявить и проверить в экспериментальном режиме педагогические условия эффективного функционирования и развития педагогической системы (профессиональные штурманские задачи и заданиямежпредметные связи теоретических и практических дисциплин).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы подготовки будущих штурманов к профессиональной деятельности в педагогической теории и практике, наметить направления ее совершенствования.

2. Разработать на основе гармонизации системного, комплексного и профессионально-деятельностного подходов педагогическую систему подготовки военного штурмана к профессиональной деятельности, особенностями которой является интеграция теоретической, научно-исследовательской и практической деятельности курсантов в вузе на основе реализации принципов межпредметных связей с применением специализированных авиационных тренажеров и введения в учебный процесс курса тренажерной подготовки.

3. Выявить и проверить в экспериментальном режиме педагогические условия эффективного функционирования и развития педагогической системы подготовки штурманов (углубление межпредметных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных, военно-профессиональных дисциплин с практической подготовкойпрофессиональная штурманская задача).

4. Разработать и обосновать требования к перспективным обучающим комплексам, обеспечивающим приобретение и совершенствование умений и навыков, необходимых будущим штурманам для их профессиональной деятельности.

5. Разработать содержательно-технологическое обеспечение для преподавателей и летно-инструкторского состава по подготовке будущих штурманов к профессиональной деятельности на основе применения авиационных тренажеров.

Теоретико-методологическая основа исследовательской работы. Рассматривая вопросы поиска существующих путей и способов совершенствования педагогической системы подготовки будущих штурманов в вузе, был проанализирован обширный перечень отечественной и зарубежной научной литературы. Исследования показали, что интересующая нас проблема военной педагогикой изучена недостаточно полно, в связи с чем теоретические основы построения образовательного процесса пришлось искать в исследованиях ученых-педагогов, дидактов высшей школы.

Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались:

— на философские исследования отечественных ученых (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, В. В. Габдреев, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.), в которых рассмотрены основные идеи системного подхода, моделирования и интеграции наук;

— на исследования по управленческим проблемам образовательной школы (Ю.А.Конаржевский, С. А. Репин, В. П. Симонов, В. А. Черкасов и др.);

— на новейшие исследования отечественных педагогов по вопросам общепедагогической подготовки (О.А.Абдуллина, В. И. Андреева, Ю. К. Бабанский, А. В. Барабанщиков, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и др.);

— на разработки новой педагогической технологии (В.П.Беспалько, В. А. Сластёнин и др.);

— на формирование у обучаемых обобщенных умений, которые лежат в основе межпредметных видов деятельности (Н. А. Мен-чинская, А. В. Усова и др.);

— на концепции инновационного обучения (В.С.Лазарев, В. Я. Ляудис, М. М. Поташник и др.);

— на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной и другими.

Исследование в значительной степени опирается на нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об обороне», Военная доктрина РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Программа совершенствования системы военного образования в МО РФ и др.).

Организация, база и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась с 1989 по 2001 гг. на базе Челябинского вуза по подготовке штурманов. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента было охвачено более 200 курсантов, 14 преподавателей и 94 штурмана-инструктора. В качестве экспертов привлекался руководящий состав вуза, преподаватели и штурманы-инструкторы со стажем работы в интересующей нас области более 10 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1989;1991 гг.) было изучено состояние проблемы в теории и практикепроведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной методической литературы, а также диссертационных исследований в аспекте исследуемой проблемы с целью определения методологических основ построения системы подготовки будущего штурмана к профессиональной деятельностиопределены цели, объект и предмет исследованиясформулированы задачи и гипотезасоставлен план опытно-экспериментальной работыпроведен анализ нормативных документов, учебных программ и курсов практической подготовки некоторых летных вузов страны. Ведущие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, методы опроса (тестирование, анкетирование, беседа).

На втором этапе (1991 — 1993 гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза исследованияразрабатывался понятийный аппарат и осуществлялся поиск новых подходов к решению проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности на основе путей совершенствования этого процессаразрабатывалась и проходила апробацию педагогическая система подготовки будущего штурмана к профессиональной деятельности, построенная на принципах межпредметных связей в процессе изучения математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплиносуществлялся констатирующий этап эксперимента, в процессе которого мы уточняли количественные и качественные выражения критериев и показателей оценки уровней подготовки военных штурманов, апробировали критерии и показатели, на основании которых осуществлялась оценка уровня подготовленности будущих штурманов к профессиональной деятельности, проверялись и уточнялись научно-методические выводы, полученные в ходе эксперимента. Ведущими методами исследования на данном этапе были: теоретическое моделированиенаблюдениеопросанкетированиеэкспертные оценки и самооценкианализ количественных характеристик результатов деятельности курсантов с использованием методов математической статистики.

На третьем этапе (1993 -1996 гг.) проводилась экспериментальная работа по анализу результативности процесса подготовки будущего штурмана к профессиональной деятельности на основе применения современных автомтизированных обучающих комплексовбыл проведен формирующий эксперимент и обобщены полученные результатыуточнены педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирования педагогической системы подготовки будущего штурмана к профессиональной деятельности. Основными методами исследования на данном этапе явились: метод теоретического моделирования, методы наблюдения, опроса, анкетированияметод экспертных и рейтинговых оценок, анализ результатов деятельности курсантов и некоторых количественных характеристик с использованием методов математической статистики.

На четвертом этапе (1996;2001 гг.) была продолжена экспериментальная работа, а также по выводам и практическим результатам исследования разрабатывались, согласовывались с Направлением военного образования ВВС и внедрялись в практику работы Челябинского военного авиационного института по подготовке штурманского состава:

1. Специальные документы: курс тренажерной подготовкикурс учебно-летной подготовкиметодические рекомендации и методические пособия, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие разработанной системы.

2. Контролировались результаты функционирования педагогической системы подготовки курсанта-штурмана к будущей профессиональной деятельности в вузе.

3. Обосновывались предложения по целесообразности подготовки военных штурманов из числа выпускников гражданских вузов, имеющих высшее образование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Усовершенствованная педагогическая система, особенностями которой является интеграция теоретической, научно-исследовательской и практической деятельности курсантов в вузе на основе реализации принципов межпредметных связей с применением специализированных авиационных тренажеров, позволяющая в этих условиях получить наибольший педагогический эффект при наименьших затратах сил, средств и времени на подготовку как вуза, так и курсанта и построенная на взаимосвязи идей военной и гражданской педагогики.

2.Педагогические условия совершенствования процесса обучения в современном военном вузе, обеспечивающие эффективность формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущего штурмана.

3.Подготовка военных штурманов из числа выпускников гражданских вузов, имеющих высшее образование — одно из перспективных направлений дальнейшего совершенствования педагогической системы военного авиационного вуза.

Теоретическая значимость заключается в развитии и конкретизации идей установления межпредметных связей, формирования общеучебных умений и умений обобщенного характера, а также идей оптимизации образовательного процесса в условиях обучения в военном вузе будущих офицеров-штурманов.

Научная новизна состоит в следующем:

— теоретически разработаны и обоснованы содержание и структура новой усовершенствованной педагогической системы подготовки будущих штурманов к профессиональной деятельности на основе применения современных автоматизированных комплексов;

— разработаны и обоснованы требования к перспективным обучающим комплексам, обеспечивающим приобретение и совершенствование умений и навыков, необходимых будущим штурманам для их профессиональной деятельности;

— теоретически обоснована и разработана научно-методическая система обучения будущих штурманов на основе применения современных автоматизированных комплексов.

Практическая значимость заключается в том, что разработан принципиально новый автоматизированный учебно-методический комплекс для обучения курсанта-штурмана на основе применения специализированных авиационных тренажеровна основе анализа военно-профессиональной деятельности инженера-штурмана, разработан курс тренажерной и летной подготовки, а также методические пособия по обеспечению данных курсов, которые в настоящее время успешно применяются в учебном процессе вузапоказана и экспериментально проверена эффективность обучения будущих штурманов принятию профессиональных штурманских решений не в состоянии реального полета, а на земле, в процессе работы на специализированном авиационном тренажереразработана система критериев контроля уровня сформированности у будущих штурманов знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследований обеспечиваются согласованностью его основных результатов с современными требованиями к подготовке штурманов для ВВС Россиивыбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данныхсистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, подтверждением гипотезы исследования его результатамиобработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Апробация и внедрение результатов исследования Теоретические выводы и практические результаты исследования были использованы при составлении учебных программ подготовки штурмана, методических пособий для курсантов и летно-инструкторского состава, которые внедрены в практику работы Челябинского военного вуза по подготовке штурманов. На основе сформулированных автором данного исследования требований к современным обучающим комплексам разработан промышленностью универсальный специализированный авиационный тренажер «Рефрен-Н», который в настоящее время успешно применяется в учебном процессе вуза.

Материалы исследований докладывались на Международной научно-практической конференции (г. Москва, Центр подготовки космонавтов, 1997), Международной научно-технической конференции (г. Пенза, ОКБ «Эра», 2000), Всероссийской научно-технической конференции (г. Тамбов ТВАИ.1997), публиковались Международной академией человека в аэрокосмических системах, в Государственном научно-исследовательском испытательном институте МО РФ (авиационной и космической медицины, 1997), Челябинском государственном педагогическом университете (2001г.), в Челябинском вузе по подготовке штурманов (1989;2001 гг.),.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Разработанная система подготовки штурманского состава в военном авиационном институте на базе современных обучающих комплексов способствует повышению эффективности формирования профессиональных знаний, умений и навыков курсантов с наименьшей затратой средств, сил и времени на обучение.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что выявленные, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия обеспечивают эффективное функционирование представленной педагогической системы подготовки штурманов в современных социально-экономических условиях.

3. Методика формирования умений и навыков профессиональной деятельности военного штурмана в рамках исследуемой нами системы учитывает принцип преемственности и последовательности в процессе подготовки будущего специалиста, обеспечивает поэтапное включение курсанта в деятельность на подготовительном, эвристическом и творческом уровнях;

4. Теоретическое и экономическое обоснование системы подготовки военных штурманов из кандидатов, имеющих высшее образование, свидетельствует о том, что данный путь совершенствования педагогической системы является целесообразным, поскольку исключает кадровые ошибки и делает педагогическую систему подготовки военного штурмана более эффективной, гибкой и экономичной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование посвящено одной из актуальных проблем вуза — совершенствованию педагогической системы подготовки будущего военного штурмана к профессиональной деятельности с применением современных автоматизированных обучающих комплексов и выявлению условий ее эффективного функционирования и развития.

Актуальность исследуемой нами проблемы определяется, во-первых, реформой, проводимой в Вооруженных силах РФ и системе высшего военного образованияво-вторых, потребностью в высококвалифицированных военных кадрахв-третьих, возросшими требованиями к личности офицера как воспитателя и профессиональной деятельности военного штурмана, как инженера-исследователя.

Мы рассматриваем военный вуз как социальную образовательную систему, которая характеризуется следующими признаками:

— способностью к адаптации: умением рационально организовывать и распределять ресурсы;

— целенаправленностью, способностью к постановке основных целей и задач и поддержанию процесса их достижения;

— способностью к интеграции, то есть к включению в свою деятельность новых идей и концепций военного образования, технико-технологических изобретений и открытий, новых поколений курсантов в целостную систему;

— способностью к воспроизводству, своей структуры в изменившихся сегодня и в будущих условиях и к снятию напряженности в системе, которая может возникнуть в связи с недостаточно точным выполнением своей функции каким-либо ее элементом.

Челябинский военный авиационный вуз — единственное учебное заведение в России, которое осуществляет подготовку военного штурмана к профессиональной деятельности (офицера, владеющего военным искусствоминженера, эксплуатирующего современное авиационно-техническое оборудованиевоспитателя, способного работать в коллективе и с коллективомисследователя, способного продуктивно решать теоретические и практические задачи военного характераи гражданина, обладающего качествами интеллигента).

Анализ состояния и развития проблемы исследования привели нас к необходимости использовать идеи оптимизации учебного процесса с целью получения максимального педагогического результата с наименьшей затратой средств, сил и времени преподавателей и курсантов. Для этого нами была разработана педагогическая система в которой были выделены следующие элементы: мотивационныйцелевойсодержательныйметодовформсредствконтролирующий, а для ее эффективного функционирования и развития мы выявили, обосновали и проверили следующие педагогические условия: углубление междисциплинарных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных, военно-профессиональных дисциплин с практической подготовкойпрофессиональная штурманская задача.

Одним из главных элементов системы мы выделили авиационный тренажер штурмана, который является основным средством формирования профессиональных умений и навыков на земле в процессе всего периода обучения в вузе. Его теоретическая разработка выполнена нами с учетом особенностей подготовки и профессиональной деятельности военного штурмана. Авиационный тренажер штурмана позволяет:

— воспроизводить характеристики и работу реального самолетного оборудования, установленного на нем, с погрешностями, не влияющими на приобретение практических навыков;

— обеспечивать информационное подобие реализуемой в нем модели полета как реального в нормальных условиях, так и при возможных отказах оборудования;

— обеспечивать проведение тренажей по решению полного перечня штурманских задач.

Основными преимуществами данного автоматизированного комплекса, по сравнению с самолетом, являются:

— экономичность, позволяющая заметно сократить налет авиационных комплексов, экономить топливо, ресурс материальной части, время и трудозатраты большого количества людей при летном обучении;

— возможность имитации опасных отказов, которые в реальных полетах недопустимы или весьма ограничены;

— безопасности самого обучения, так как ошибки не приводят к реальной опасности;

— возможность многократного повторения отдельных элементов или этапов полета;

— простота контроля за действиями обучаемого со стороны инструктора;

— автоматический учет и накопление результатов тренировки с возможностью статистической их обработки за весь период обучения;

— возможность быстрого обнаружения ошибки и разъяснения ее обучаемому.

В процессе разработки системы нами выявлены в гуманитарном и технико-технологических циклах учебных дисциплин знания, умения и навыки обобщенного характера, отражающие профессиональное мастерство штурмана. Определены и реализованы основные пути преобразования родственных дисциплин на последующую и целенаправленную работу преподавателей по формированию профессиональных знаний, умений и навыков обобщенного характера. Разработана технология использования знаний, умений и навыков обобщенного характера при проведении занятий в период тренажерной подготовки.

Нами выделено пять типов задач: познавательно-поисковыеисследовательскиелогико-поисковыеоценочно-рефлексивныетворческие. Эти универсальные типы задач — в рамках каждой из рассмотренных нами подготовок (теоретическая, тренажная, тренажерная, летная) они приобретают специфические особенности, определяемые задачами каждого вида подготовок.

В качестве конкретной цели нашей педагогической системы, мы рассматриваем готовность будущего штурмана к профессиональной деятельности на основе реализации принципов междисциплинарных связей с применением специализированных авиационных тренажеров через:

— этап формирования профессиональных умений и навыков штурмана в процессе изучения математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин;

— этап формирования профессиональных умений и навыков штурмана в процессе тренажной подготовки посредством решения профессиональных штурманских задач;

— этап формирования профессиональных навыков и умений штурмана в процессе тренажерной подготовки посредством выполнения профессиональных штурманских заданий;

— этап формирования профессиональных навыков и умений штурмана в процессе летной подготовки посредством выполнения профессиональных штурманских заданий.

Особенностями педагогической системы являются: интеграция теоретической, научно-исследовательской и практической деятельности курсантов в вузе на основе реализации принципов междисциплинарных связей с применением специализированных авиационных тренажеров и введения в учебный процесс курса тренажерной подготовки. При этом система характеризуется целостностью (гармонизация ее структурных элементов), уровневостью (алгоритмический, эвристический, творческий), динамичностью и комплексностью формирования умений и навыков будущего штурмана. Разработанная нами методика предъявления специальной системы задач и заданий вписывается в схему.

Совокупность основных элементов педагогической системы (мотивационныйцелевойсодержательныйметодовформсредствконтролирующий) способствуют эффективному формированию заданного квалификационными требованиями комплекса знаний, умений и навыков и обеспечивают достижение заданной цели (готовность к профессиональной деятельности). Профессионально-педагогическая задача и межпредметные связи на базе теоретически разработанного нами специализированного авиационного тренажера штурмана характеризуют диалектическое единство цели и средства.

Целью экспериментальной части исследования было, во-первых, проверить эффективность системы формирования профессиональных умений и навыков у курсантов — будущих штурмановво-вторых, проверить необходимость и достаточность выделенного комплекса условий для эффективного функционирования этой системы.

Наша деятельность в процессе формирующего эксперимента представляла собой совокупность разнообразных организационных и педагогических мероприятий, направленных на совершенствование процесса подготовки штурмана в вузе, обеспечение целенаправленных и скоординированных экспериментальных мер воздействия, которые осуществлялись на четырех, тесно взаимосвязанных этапах (теоретическом, тренажном, тренажерном, летном).

Анализ, сравнение и обобщение данных формирующего эксперимента показывает, что более высокого уровня сформированно-сти умений и навыков по сравнению с исходным, достигли курсанты в экспериментальных группах — 10 (16,8%), а в контрольной — 2 (6,7%). Проверка гипотезы проводилась с помощью критерия «Хи-квадрат» при 5% уровне значимости.

Различие в уровнях умений и навыков профессиональной деятельности курсантами экспериментальной и контрольной групп существенно (Тнабл. > Ткрит). Значит, данное явление вызвано не случайными причинами, а считается следствием специально организованной деятельности, которая является эффективной и необходимой, что дает основание считать нашу гипотезу подтвержденной.

Таким образом, исследование в рамках разработанной системы подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ проблемы исследования в педагогической теории и практике подтвердил ее актуальность, которая определяется новой парадигмой построения Вооруженных сил, востребовавшей более высокий уровень профессиональной подготовки штурманов, а также ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность.

2. Разработанная система подготовки штурманского состава в военном авиационном институте на базе современных обучающих комплексов способствует повышению эффективности формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Выявленные, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия обеспечивают эффективное функционирование представленной системы.

3. Целенаправленная практическая подготовка будущего штурмана с применением специального курса тренажерной подготовки повышает эффективность формирования умений и навыков профессиональной деятельности, позволяет сократить налет на самолете на 15−20%, а соответственно и расходы государства на обучение.

4. Одним из путей совершенствования педагогической системы является комплектование военного авиационного института кандидатами с высшим образованием, что позволит исключить кадровые ошибки и сделает педагогическую систему подготовки военного штурмана более эффективной, гибкой и экономичной.

Подготовку можно организовать в следующей последовательности: после окончания 4 курса гражданского вуза и получения диплома «Бакалавр наук», обучение (доучивание) в течение 1−1.5 года в военном вузе на контрактной основе по специальности военного штурмана. Учитывая широкую сеть технических вузов Уральского региона, по нашему мнению, можно ежегодно комплектовать Челябинский военный вуз по подготовке штурманов больше на 2530% от заданного из числа выпускников гражданских вузов, имеющих высшее образование.

5. Проведенное нами исследование показало эффективность внедрения его результатов. Оно не претендует на исчерпывающее раскрытие содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшие изыскания могут быть продолжены в следующих направлениях:

— исследование расширения возможностей применения современных обучающих комплексов в образовательном процессе вуза;

— разработка педагогической системы подготовки военных штурманов из числа выпускников гражданских вузов, имеющих высшее образование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме.- М.: Наука, 1978.- 34 с.
  2. И.В. Формирование и развитие профессионально- важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ.-М.: Воениздат, 1992.-184 с.
  3. Алешин С В. , Бондаренко В. Ю., Вишняков И. И. Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ. — М.: Версия, 1997.- 415 с.
  4. . Основы авиационной психологии.- М.: Воздушный транспорт, 1985.- 312 с.
  5. А.Ф., Худяков В. Н. Математические методы и модели в экономике / Челяб. гос. пед. ун-т. -М.: Б.и., 1999. — 368 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. -317с.
  7. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций.-М., 1973.-С. 5−61.
  8. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1978. — 400 с.
  9. И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высш. Шк., 1974.-126 с.
  10. Архангельский С И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  11. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся // Сов. Педагогика. — 1981.-N 3. — C 67−73.
  12. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание, 1987.- 126 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.- М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. — Во / й
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: НПО МО России, 1995.- 336 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1976.- 270 с.
  20. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы. — Просвещение, 1981 .- 288 с.
  21. .П. Предотвращение авиационных происшествий.-М.: Транспорт, 1982.- 55 с.
  22. Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно-научными дисциплинами: Дис. … канд. пед. наук. / Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск, 1984 .- 227 с.
  23. А.Я., Кобельков Н. О., Кодола В. Г. Организация и проведение летного обучения на перспективном учебно-тренировочном комплексе. — Монино, 1996.- 66с.
  24. В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе.- Киев: Вища шк., 1979.- 215 с.
  25. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706. // Собрание законов Российской Федерации. — 2000.- N 17.- Ст. 1852.
  26. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. -М.: Воениздат, 1976.- 365 с
  27. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах / Под ред. М. И. Махмутова. — М.: АПН СССР, 1980.- 165 с.
  28. Л.М. Воздушная навигация. -М.: Машиностроение, 1984. -255с.
  29. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983.- 65 с.
  30. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. — М.: МГУ, 1965.-247 с.
  31. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.- 236−277. 1. I Л.: ЛКВВИА им. А. Ф. Можайского, 1958.- 36 с.
  32. . С, Никандров Н.Д. Методологические знания в педагогике. — М.: Знания, 1986.- 336 с.
  33. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике.- М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  34. Е.Я. К теории методов обучения в советской школе // Сов. пед., 1956.- N П. — 90−98.
  35. М.Г. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики: Учеб. пособие.- М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986, — 126 с.
  36. Г. Г. Вопросы методики летного обучения. -М.: Оборонгиз, 1953.- 119 с.
  37. Е.И. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста // Вопр. психологии.-1985.-N 5. — С. 133−139.
  38. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  39. П. Т. Основы психофизиологии летного труда. -Д.: ВАУ ГА. 1970.- 191 с.
  40. В.В. Виды обобщения в обучении.- М.:Педагогика, 1972.-423 с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 239 с.
  42. В.А. Применение метода математического моделирования в процессе решения прикладных физических задач в техническом вузе: Дис. … канд. пед. наук.- Челябинск: ЧГПИ, 1990.-176 с.
  43. Джефри В, Кузнецов В. Г. Современная типология педагогических тестов. Информационный научно-методический бюллетень «Тесты в образовании».-М: НМЦ «Заря», 1999.- 24 с.
  44. Дидактика средней школы: Некоторые вопросы современной дидактики / Под ред. Данилова М. А., Скаткина М.Н.- М.: Просвещение, 1975.- 303 с.
  45. Ю.П. Методы инженерно-психологических исследований в авиации.- М.: Машиностроение, 1975. -280 с.
  46. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готов- ^ I ность к деятельности в напряженных ситуациях.- Минск, 1985. -123 с.
  47. .П. Основы дидактики.-М.гПросвещение, 1967.-472 с.
  48. В.Ф. Роль межпредметных связей в методологической подготовке учителей // Межпредметные связи как необходимое условие повышения качества подготовки учителя в педагогическом вузе. — Челябинск, 1981.- 3−8.
  49. ЖаренковЛ.А., Матвеев Ю. А., Ремянников Е. П. Воздушная навигация в различных условиях полета. -М.: Воениздат, 1993.-174 с.
  50. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981.- 160 с.
  51. Н.И. Системный подход к анализу опыта учителя: Метод, указания для студентов педвуза и учителей.-Магнитогорск, 1987. — 38 с.
  52. Т.А. Системно-структурный подход к исследованию педагогических явлений / Результаты исследований в педагогике.-М., 1977.-С. 3−18.
  53. Инновационное обучение: Стратегия и практика.- Материалы первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 окт. 1993 г. / Под ред. В.Я.Ляудис- М., 1994.- 303 с.
  54. Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физических явлениях и развития логического мышления в курсе основной школы (7−8 кл.): Дис. … канд. пед. наук.- Челябинск, 1993.- 194 с.
  55. О.Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся // Сов. педагогика.- 1991.- N 12.- 27−33.
  56. И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся в средней школе: Дис. … канд. пед. наук.- Челябинск, 1980.- 195 с.
  57. В.П., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения.- М.: Транспорт, 1987.- 278с.
  58. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. // Педагогика.- 1994.- N5. 42−54.
  59. Г. В., Крыжановский Г. А. Системы профессиональной подготовки летного состава за рубежом. // Проблемы безопасности полетов.-1990.- № 9.- 3−23.
  60. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. — Челябинск- ЧГПИ, 1978.- 102 с.
  61. Контрольные работы по физике в 7−11 классах средней жо- лы: Дидактический материал / Н. К. Гладышева, А. Т. Глазунова, Е. М. Гутник и др.: / Под ред. Э. Е. Эвенчик, Я. Шамаш.-М.: Просвещение, 1991.- 208 с.
  62. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях. // Сов. Педагогика.-1970.-N9.- 103−116.
  63. П.А. Психология летного обучения. -М.: Воениз- дат, 1986.-136 с.
  64. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический аспект. — М.: Педагогика, 1977.- 268 с.
  65. А. А. Кудиненко А.В. Пилотажные и комплексные тренажеры. -М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1984.-204 с.
  66. А.А., Ермилог А. С. Боевое применение и эффективность пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов.-М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1989.- 288 с.
  67. Н.Ф. Аэронавигация. — 2-е изд. -М.: РИО Аэрофлота, 1937.- 251 с.
  68. Н.Ф. Штурманский боевой опыт в действиях небольших групп и одиночных самолетов (по материалам участников Великой Отечественной войны слушателей штурманского факультета академии). — Монино, 1946.- 26с.
  69. Н.В. Методические рекомендации для наблюдения, анализа и оценки учебно-воспитательного процесса в ПТУ.-Л.: ЛГУ, 1987.-128 с.
  70. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие.- Л.: ЛГУ, 1980.-235 с.
  71. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  72. Н.В., Тихомиров А. Методологические проблемы вузовской педагогики. Проблемы педагогики высшей школы.- Л.: Знание, 1972.- 90 с.
  73. Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985.- 127 с.
  74. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. -168 с.
  75. Н.В. Система накопления собственного опыта и оформление полученных результатов. — Гомель, 1979. — 148 с.
  76. М.М. О сущности методов обучения // Сов. педагогика. — 1970.- 106−115.
  77. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дис. … канд. пед. наук.- Минск, 1992.-178 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  80. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // Научное творчество. — М.: Наука, 1969.-С.413−418.
  81. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знамя, 1980.- 96 с.
  82. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991.-295 с.
  83. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // Сов. педагогика.- 1972.- N 6.- 52−56.
  84. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.-М.: Просвеще-ние, 1987.- 160 с.
  85. В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема // Сов. педагогика.- 1981.- N 8.- 78−82.
  86. М.И. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / Под ред., М. И. Махмутова.-М.: Рота-Принт, 1980.- 5−60.
  87. М.И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975.- 365 с. 1. 1. 184 с.
  88. Г. Ш., Годунов А. И., Ермолов O.K. Авиационные тренажеры и безопасность полетов.- М.: Воздушный транспорт, 1991, 342с.
  89. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников (психологические исследования).- М.: АПН РСФСР, 1961.- 375 с.
  90. Методика обучения и тренировки летного состава на авиационных тренажерах. — М.: Гос. НИИ ГА, 1983, 64 с.
  91. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы / Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. — М.: Просвещение, 1976.-384 с.
  92. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. 4 1. / Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой.- М.: Просвещение, 1980.-320 с.
  93. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М.: Педагогика, 1981.-120 с.
  94. Г. Ф. Курс самолетовождения: В 3 ч. Ч. 1 — Монино, ВВА, 1959.- 387с.
  95. Г. Ф. Методика оценки эффективности маршрутной навигации летательных аппаратов. // Известия РАН. Техническая кибернетика. -М.: 1994.- № 4.- 147−156.
  96. Г. Ф. О законе управления самолетом, перелетающим из одного пункта в другой в кратчайшее время. // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. -М.: 1966.- N1. — 161−169.
  97. Г. Ф. Объективный контроль точности самолетовождения.- М.: Воениздат, 1980.- 126 с.
  98. Г. Ф. Точность и надежность навигации летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1967.- 215 с.
  99. Г. Ф. Учет ветра в дальних полетах. -М.: Воениздат, 1957.-175 с.
  100. Г. Ф. Эффективность маршрутной навигации и выхода на цель. -М.: Воениздат, 1993.- 87 с.
  101. Г. Ф. Эффективность маршрутной навигации. // … I. Проблемы безопасности полетов. -М.: 1993.- N5.- 29−35.
  102. Г. Ф., Воробьев Л. М., Выск Д. П. Автоматизация самолетовождения и комплексные навигационные системы. -Монино, ВВА, 1977.- 496 с,
  103. Г. Ф., Воробьев Л. М., Таранов Б. А. Воздушная навигация. — Монино, ВВА, 1988.- 484 с.
  104. Г. Ф., Тимофеев В. Д. Основы навигации.- Монино, ВВА, 1968. -364 с.
  105. Д.Р. Педагогические условия эффективного контроля процесса подготовки специалиста в системе автоматизированного контроля: Дис. … канд. пед. наук.- Казань, 1998.-192 с.
  106. Н.М. О методах развивающего обучения // Сов. педагогика.- 1980.- N 8.- 53−59.
  107. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990.-104 с.
  108. В.Ф. Техника воздухоплавания. М.: 1913.- 145с.
  109. А.А. Мой подход к оценке знаний и умений учащихся // Физика в шк. -1994.- N 4- 37−39. И З. Наин А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / Урал ГАФК.- Челябинск, 2000.-187 с.
  110. Наставление по аэронавигационной службе ВВС РККА (НАНС-32). — М.: Ред.- изд. сектор УВВС РККА, 1932.- 238 с.
  111. Наставление по штурманской службе авиации Вооруженных Сил Союза ССР (НШС-87).-М.: Воениздат, 1947.- 176 с.
  112. Наставление по штурманской службе ВВС Красной Армии (НШС-43).- М.: Воениздат, 1944. -200 с.
  113. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. Д. Божович.- М.: Новая шк., 1995.- 96 с.
  114. Ожегов С И. Словарь русского языка.-М: Рус. яз., 1985.-797 с.
  115. В.А. Школьный курс физики: Тесты и задания.- М.: Школа-Пресс, 1996.- 240 с.
  116. В.И. Воздушная навигация. Применение радионавигационных средств и автоматизированных навигационных комплексов. — М.: Транспорт, 1972.- 288с.
  117. А., Галин Л. Психология летчика и автоматизированный полет // Зарубежное военное обозрение. -1986.- № 3. — 59−62.
  118. Основы военной психологии и педагогики. / Под ред. А.В. Ба- рабанщикова, Н. В. Веденко. -М.: Воениздат, 1981.-366 с.
  119. Ошибки пилота: человеческий фактор. — М: Транспорт, 1986.- 184 с.
  120. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И.-М.: Педагогическое о-во России, 1998.- 640 с.
  121. Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- М.: Сов. Энцикл., 1964- 1968. — Т. 1−4.
  122. К. К., Гольдштейн Б. М. Психология личности пилота.- М.: РИО МГА, 1972.- 290 с.
  123. Л.Е. Обучение учителей самоанализу педагогической деятельности как составная часть системы внутришкольного управления: Автореф. дис. … канд. пед. наук.- М., 1983.- 19 с.
  124. Положение о профессиональной подготовке летного состава.- М.: РИО МГА, 1981.-26 с.
  125. В.Ю. Курс самолетовождения. Применение радиотехнических средств для самолетовождения. — Монино: ВВА, 1954.-276 с.
  126. В.А. Психология жизни и труда летчика / -М.: Воениздат, 1992.-214 с.
  127. В.А. Психофизиологические основы подготовки летного состава к действиям в нестандартных ситуациях // Авиакосмическая и экологическая медицина. — 1992. — № 3. — 17−23.
  128. В.А., Алешин С В . Интеллект: невостребованный потенциал // Авиация и космонавтика. -1992.- № 5.- 14−15.
  129. В.А., Ворона А. А., Зацарный Н. Н. Психофизиологическое обоснование использования технических средств обучения при подготовке летного состава // Вопр. психологии. -1990. -№ 3. — 40−48.
  130. В.А., Лапа В. В., Лемещенко Н. А. Человеческий фактор и безопасность полетов.- М.: Воениздат, 1993.-227 с.
  131. А. С, Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р. В. Математическая теория оптимальных процессов. -М.: Наука, 1969.-384 с.
  132. Программа совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации Приказ Министра обороны Российской Федерации от 1998 г. № 338.- М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2001.
  133. И.И. Диагностика уровня достижений учащихся по физике в основной школе: Дис. … канд. пед. наук.- Челябинск, 1996.- 187 с.
  134. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.- М: Педагогика, 1983.-448 с.
  135. Психофизиологическая подготовка летного состава.- М.: Воениздат, 1989.-246 с.
  136. .Г., Кривоносое Н. К. Курс самолетовождения: в 4 ч. — М.: Воениздат, 1946.- 776 с.
  137. Н.Г. Основы теории автоматизированного самолетовождения. -М.: Машиностроение, 1966.- 126 с.
  138. Руководство по самолетовождению / Упр. ВВС. -М.: Воениздат, 1937.- 294 с.
  139. Руководство по самолетовождению. — М.: Воениздат, 1956.- 556 с.
  140. Руководство по самолетовождению. — М.: Воениздат, 1964.- 452 с. f
  141. В.А. Оптимизация маневрирования воздушных суде М.: Транспорт, 1986.- 208 с.
  142. Сборник материалов штурманской службы ВВС Красной Ajp- мии. -М.: Воениздат, 1945.- N 8.-132 с.
  143. Г. К., Тюрина В. А. Организация обучения, ориентированного на непроизвольное запоминание знаний. Вестн. ^ Харьковского ун-та. — Харьков, 1981.- N209, Вып.14.- 18−25.
  144. И.В. Развитие духовно-практической деятельности военного вуза средствами обучения // Развитие профессионального образования на пороге III тысячелетия. Материалы межвуз. обл. научно-практич. конф. 2000. — Челябинск, 2000.-С. 129−132.
  145. .В. Дидактические условия формирования системы конструкторско-технологических знаний и умений у студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук.- Киев, 1982.- 19 с.
  146. Система обучения членов экипажа. — Ульяновск: Центр ГА СЭВ, 1983.- 34 с.
  147. М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.- М.: Педагогика, 1977.- 156 с.
  148. М.Н. Принципы обучения // Дидактика средней ^ школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: 1986. — 48 -89
  149. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  150. В.А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы»: общая концепция исследования. — М., 1987.-201 с.
  151. Советская военная энциклопедия: В 8 т. Т. № 7. — М.: 1976. — 1896 с.
  152. Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энцикл., 1979. — 1599 с.
  153. А.И. Проблемы развития нравственного воспитания в военном вузе. // Развивающее образование: Современные проблемы: Материалы Российской конференции. — Челябинск, Г Факел, 1997. — 70−80.
  154. Г. В. Коллективная учебно-познавательная деятельность как средство формирования творческой индивидуальности старшеклассников: Дис. … канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1993.- 214 с.
  155. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Я. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебн. пособие / Под ред. Сластенина В.А.- Ярославль, 1974.-ж. й
  156. .В. Руководство по воздушной навигации. Аэро- ^ навигационный отдел НИИ ВВС РККА. -М.: Госиздат, 1930.-535с.
  157. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высш. шк. — 1977. — N1. — 91−96.
  158. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.- МГУ, 1975. — 344 с.
  159. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: Сарат. ун-т., 1987. -176 с.
  160. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения и внедрения. -М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  161. Тесты по физике для 7−9 кл.: базовый уровень / Под ред. И. И. Дика. — М.: Школа — пресс, 1993. — 80 с.
  162. Типовое положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования: Постановление правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650 // Образование в документах. -1999.- № 16.-С. 76−86.
  163. А.И., Кудрявцев Н. Ф., Сергеев Л. П. Учебник по аэронавигации.- 2-е изд.-М.: Воениздат, 1947.- 400 с.
  164. Н. П., Фридман Л. М., Драпкин М. А. Решение задач по физике.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 1995.-119 с.
  165. Н.Н. Методологические основы обучения учащихся решению задач по физике: Дис. … д-ра. пед. наук. -Челябинск, 1989. — 378 с.
  166. Н.Н. Функции и содержание теста на опрфхеление уровня обученности, сформированности интеллектуальных способностей и типа мышления обучающегося. — 'Челябинск: i ^ ЧГПИ, 1993. — 9 с. j
  167. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.: Мысль, 1971.- 156 с.
  168. А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе / Под ред. А. К. Тащива.- Челябинск: 1979.- 156−167.
  169. А.В. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков. — Челябинск: ЧГПИ, 1982.- 25 с.
  170. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на нормирование у учащихся научных понятий:(на материале физики первой ступени): Дис. … д-ра. пед. наук. — Л.: 1969.-929 с.
  171. А.В. Критерии качества знаний: Лекции для учителей и студентов педвузов.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 1995.-14 с.
  172. А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе (на примере предметов естественно-математического цикла).- Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 1995. — 16 с.
  173. А.В. Тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов и склонностей учащихся, их познавательных способностей и качество знаний.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 1994.- 18 с.
  174. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  175. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. — М.: Просвещение, 1988. -12 с.
  176. В.П. Творчество в системе образования: — М.: Моск. пед. ун-т, 1995. — 219 с.
  177. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 1999 г.).- М.: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2001.
  178. Федеральный закон «Об образовании». Собрание законов Российской Федерации N 12, 1996. — 48 с.
  179. В.Н. Формирование у учащихся фундаментальных естественно-научных понятий при условии межпредметных связей // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе / Отв. ред. А. В. Усова.- Челябинск, 1976. — Вып. 1. >
Заполнить форму текущей работой