Активизация ценностной позиции как фактор развития познавательной самостоятельности студента в обучении иностранному языку
Выявления психолого-педагогических основ познавательной деятельности, развития познавательной самостоятельности и активности в учении (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, 10. К. Ба-банский, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, М. А. Емельянова, Е. С. Заир-Бек, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Мас-лоу, С. Е. Матушкин С. Л. Рубинштейн, А. П. Тряпицына, А. В. Усова, Т. И… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ A ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА
- 1. 1. Язык как ценность культуры и высшего
- V. образования
- 1. 2. Аксиологические основы процесса развития познавательной самостоятельности студента
- 1. 3. Предпосылки модернизации языкового образования, как средства развития познавательной самостоятельности студентов
- 1. 4. Педагогические условия активизации ценностной позиции студента в обучении иностранному языку
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ' f ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- 2. 1. Создание лингвопрофессиональной среды в обучении иностранному языку
- 2. 2. Дифференциация на основе выбора в обучении иностранному языку как стимулирование ценностной позиции
- 2. 3. Развитие познавательной самостоятельности студентов на основе коммуникативно-ценностных технологий в обучении иностранному языку
- 2. 4. Опыт активизации ценностной позиции в развитии ^ познавательной самостоятельности студентов при изучении иностранного языка
Активизация ценностной позиции как фактор развития познавательной самостоятельности студента в обучении иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Социально-политические и экономические реалии общественного развития влияют не только на статус современных неродных, в том числе и иностранных, языков, но и на выполняемые ими в обществе функции: установление взаимопонимания между народами — носителями разных языков и культуробеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры, в том числе и с помощью новых информационных технологий. Язык, а следовательно, и языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном социуме.
На современном этапе развития страны, отличающемся глубокими интеграционными процессами во всех сферах общественной жизни, языковое образование выступает в качестве значимого медиума, оно формирует сознание личности, ее способность быть социально мобильной в обществе, свободно входить в открытое информационное пространство.
Государственно-общественная значимость языкового образования должна подкрепляться его личностно ориентированной ценностью, поскольку последняя связана с индивидуально мотивированным и стимулированным отношением отдельной личности к собственному образованию вообще и языковому образованию в частности, к его уровню и качеству.
Актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, требованиями современного общества к подготовке высокообразованных выпускников экономических, технических и других специальностей на уровне мировых стандартов, владеющих иностранным языком. С другой стороны, анализ массового опыта подготовки выпускников всех специальностей показывает их слабую языковую подготовку. Однако, как свидетельствуют наши наблюдения, качество знания иностранного языка зависит, с одной стороны, от изменения технологий преподавания, а с другой — от учета личностного аспекта, осознания ценности познания, осознания иностранного языка как ценности в современном обществе.
С теоретической точки зрения проблема ценностных отношений личности к познанию всегда нова, так как образование человекапроцесс непрерывный, продолжающийся в той или иной форме всю активную жизнь.
Отношение к познанию как к определенной личностной ценности существенно влияет на активность личности в познавательной деятельности, которая, в свою очередь, является одним из главных источников формирования ее ценностных ориентиров, ценностной позиции.
В науке к настоящему моменту накоплен значительный банк данных, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Это труды в области:
— ценностного подхода к образованию (Т. К. Ахаян, В. П. Бездухов, Г. П. Выжлецов, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, А. В. Кирьяко-ва, Г. А. Мелекесов, А. А. Полякова, Н. С. Розов);
— выявления психолого-педагогических основ познавательной деятельности, развития познавательной самостоятельности и активности в учении (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, 10. К. Ба-банский, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, М. А. Емельянова, Е. С. Заир-Бек, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Мас-лоу, С. Е. Матушкин С. Л. Рубинштейн, А. П. Тряпицына, А. В. Усова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина) — опыта преподавания межкультурной коммуникации в высшей школе (Н. Е. Ерофеева, А. П. Садохин, С. Г. Тер-Минасова, И. И. Ха-леева) — профессиональной подготовки и личностного развития будущего специалиста в условиях модернизации высшего профессионального образования (A.C. Гаязов, В. И. Земцова, В. В. Кузнецов, В. Г. Рындак, Н. С. Сахарова, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин) — психологии и методики обучения иностранным языкам (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. А. Ми-ролюбов, Е. И. Пассов) — ценностного отношения к иностранному языку (JI. Р. Малышева, В. В. Мачнева, Т. В. Минакова, Т. В. Моисеева, С. А. Цыцура).
Несмотря на разработанность отдельных аспектов в области формирования ценностного отношения к познанию в высшей школе, анализа проблемы активизации ценностной позиции как фактора развития познавательной самостоятельности студента в обучении иностранному языку в доступных нашему исследованию источниках мы не обнаружили. Анализ теоретических источников, а также педагогического опыта позволил выявить следующие противоречия: между возросшими требованиями общества к подготовке высокообразованных специалистов в различных областях деятельности (экономика, техника и т. д.) на уровне мировых стандартов, владеющих иностранным языком, и слабой немотивированной языковой подготовкой выпускников вузовпотребностью практики в педагогических знаниях по проблеме активизации ценностной позиции как фактора развития познавательной самостоятельности студента в обучении иностранному языку и недостаточным уровнем исследования данного вопроса.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, необходимость решения которой обусловила выбор темы исследования: «Активизация ценностной позиции как фактор развития познавательной самостоятельности студента в обучении иностранному языку».
Объект исследования: процесс обучения студентов иностранному языку в вузе.
Предмет исследования: активизация ценностной позиции студента в обучении иностранному языку.
Цель: определить и апробировать педагогические условия активизации ценностной позиции как фактора развития познавательной самостоятельности студента в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования. Ценностная позиция студента в изучении иностранного языка — это его субъектная позиция, выражающаяся в устойчивой высокой мотивации деятельности, активном стремлении к познанию и креативной самостоятельности. Активизация ценностной позиции студента может стать фактором развития познавательной самостоятельности в обучении иностранному языку, если будут реализованы следующие педагогические условия: создана лингвопрофессиональная среда в обучении иностранному языкуосуществлено дифференцированное обучение иностранному языкуприменены коммуникативно-ценностные технологии в обучении иностранному языку.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить сущность языка как ценности культуры и высшего образования.
2. Исследовать сущность ценностной позиции студента в изучении иностранного языка и состояние проблемы аксиологизации развития познавательной самостоятельности студента.
3. Описать предпосылки модернизации языкового образования.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, лингвистической, психологической и педагогической литературыанализ педагогического опыта обучения студентов, опытно-экспериментальная работа, беседа, личное целевое структурированное интервью, анкетирование, экспедиционное анкетирование, наблюдение, формализованный контент-анализ, анализ результатов учебной деятельности, анализ материалов исследования, тестирование, ранжирование, метод математической обработки исследования, табличного и графического представления результатов исследования.
База исследования: экономический факультет Орского гуманитарно-технологического института (ОГТИ) (филиала) Оренбургского государственного университета (ОГУ), экономический факультет Орского филиала Московской финансово-юридической академии (МФЮА).
Этапы исследования:
I этап (1998;2000 гг.) — выбор и обоснование темы исследования. Определение теоретической базы исследования. Подбор и анализ литературы по теме исследования.
II этап (2000;2002 гг.) — разработка программы опытно-экспериментальной работы, сбор и систематизация эмпирического материала, корректировка программы опытно-экспериментальной работы, уточнение рабочей гипотезы, оформление результатов проведенного исследования.
III этап (2002;2005 гг.) — анализ, систематизация и обобщение результатов, уточнение выводов исследования. Апробация и внедрение материалов исследования.
Научная новизна состоит в том, что:
— исследована сущность языка как система ценностей, состоящая из четырех взаимосвязанных компонентов: язык как ценность культуры и высшего образования, познавательная ценность, государственная и личностно-профессиональная ценность;
— обоснована сущность ценностной позиции студента в изучении иностранного языка, определяемая актуализацией субъектного отношения в контексте устойчивой положительной корреляции между познавательной самостоятельностью и ценностным отношением;
— выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий становления активной ценностной позиции студента в обучении иностранному языку, основанных на современных принципах и методах обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования:
— реализован аксиологический подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей, что будет способствовать модернизации лингвистического образования в вузе;
— представлены аксиологические основы процесса развития познавательной самостоятельности студента, позволяющие реализовать активизацию его ценностной позиции;
— определены показатели сформированности ценностной позиции и познавательной самостоятельности студентов в обучении иностранному языку.
Практическая значимость исследования:
— апробированы коммуникативно-ценностные технологии обучения иностранному языку студентов вуза экономических специальностей, которые могут быть использованы в учебном процессе различных специальностей вуза и школывнедренная в процессе развития познавательной самостоятельности студентов методика дифференцированного обучения иностранному языку способствует активизации ценностной позиции студентов и повышению уровня их языковой подготовкисоздано учебное пособие, разработанное на основе полученных в ходе исследования результатов, системы вопросов для самоконтроля, тем для углубленного изучения ценностного подхода к развитию познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языкуосуществлено методическое обеспечение курса иностранного языка с учетом профессионально-личностных интересов студентов экономических специальностей, в рамках которого составлен англорусский лингвопрофессиональный тезаурус для студентов экономических факультетов, ориентированный на применении в учебном процессе в аспекте модернизации языкового образования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены концептуальным построением логики диссертационной работы, обширным историко-теоретическим анализом рассматриваемой проблемы, применением комплекса научных методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ценностная позиция студента — это его субъектная позиция, выражающаяся в устойчивой высокой мотивации деятельности, активном стремлении к познанию и креативной самостоятельности в изучении иностранного языка. Ценностная позиция на высоком уровне сформированности становится фактором развития познавательной самостоятельности студента.
2. Активизация ценностной позиции студентов наиболее успешно происходит на основе применения комплекса педагогических условий:
— создание лингвопрофессиональной среды при обучении иностранному языку;
— осуществление дифференциации в обучении иностранному языкуприменение коммуникативно-ценностных технологий в обучении.
3. Познавательная самостоятельность студентов, являясь следствием активизации ценностной позиции, может быть достигнута при реализации коммуникативно-ценностных технологий в обучении иностранному языку как совокупности методов, приемов и средств, направленных на коммуникативность обучения в условиях аксиологического подхода на основе применения:
— современных мультимедиа-технологий;
— Интернетаимитационно-моделирующих технологий и различных видов деловых игр и игровых упражненийразличных видов самостоятельной работы студентовтрадиционных и инновационных способов контроля качества знаний.
4. Взаимосвязь ценностной позиции и познавательной самостоятельности студента в изучении иностранного языка проявляется сильнее, если каждый из компонентов ценностного отношения (устойчивая мотивация деятельностиактивное стремление к познаниюкреативная самостоятельность в изучении иностранного языка) находится на высоком уровне развития.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика: перспективы развития высшего и среднего образования» (Челябинск, 2005) — на Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (Оренбург, 2004) — на Всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление» (Оренбург, 2003) — на Всероссийской научно-практической конференции «Единство аксиологических основ культуры, филологии и педагогики» (Орск, 2001) — на межвузовской методической конференции «Актуальные проблемы университетского образования» (Самара, 2003) — на итоговой научно-практической конференции Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (Орск, 2001) — на заседаниях и научно-методических семинарах кафедр иностранных языков Орского гуманитарно-технологического института и Орского филиала Московской финансово-юридической академии, на занятиях со студентами ОГТИ и МФЮА.
Личный вклад автора состоит:
— в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы активизации ценностной позиции студента как фактора развития познавательной самостоятельности в обучении иностранному языкув теоретическом обосновании и организации процесса практической апробации педагогических условий становления активной ценностной позиции в обучении иностранному языку;
— в разработке показателей сформированное&tradeценностной позиции и познавательной самостоятельности студента в изучении иностранного языка;
— в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации полученных данных;
— в разработке учебного пособия «Ценностный подход к развитию познавательной самостоятельности студентов» и методических рекомендаций для студентов экономических специальностей.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержит 13 таблиц и 7 рисунков, 4 приложения.
Выводы по главе II.
В изучении иностранных языков последнего десятилетия появилось много новых тенденций и самая существенная из них — изменение статуса языка в обществе и повышение интереса к иностранным языкам.
Знание иностранных языков дает бесспорное преимущество. Одним из основных требований к кандидатам, претендующим на работу в престижных фирмах, является свободное владение одним или несколькими иностранными языками. В связи с этим возникает необходимость модернизации языкового образования. Направленность модернизации отмечается в разработке качественно новых программ и появлении инновационных технологий обучения.
Активизация ценностной позиции студентов наиболее успешно происходит на основе применения комплекса педагогических условий:
— создание лингвопрофессиональной среды при обучении иностранному языку;
— осуществление дифференциации в обучении иностранному языку;
— применение коммуникативно-ценностных технологий в обучении иностранному языку.
1. Важным педагогическим условием активизации ценностной позиции студента в процессе обучения иностранному языку является необходимость создания лингвопрофессиональной среды. Это позволяет максимально приблизить процесс обучения к условиям, адекватным реальному общению, к будущей профессиональной деятельности студента, что существенно повышает уровень мотивации студентов в обучении иностранному языку, а также влияет на формирование ценпостной позиции студента. Уровень овладения иностранным языком соответственно повышается.
2. Аксиологический подход к проектированию современного процесса образования предусматривает включение в него обучаемого как индивида, субъекта познавательной деятельности. В связи с этим в ходе обучения иностранному языку необходимо внедрение индивидуализации обучения, то есть организации процесса обучения, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия студентов, уровень развития их способностей, знаний, умений, навыков. Мы считаем, что улучшить языковую подготовку студентов и положительно повлиять на формирование их ценностных позиций позволит введение дифференцированного обучения.
3. Анализ понятия педагогическая технология подразумевает упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса. В целях активизации ценностной позиции студента мы применяли в процессе обучения английскому языку коммуникативно-ценностные технологии. В нашем понимании — это совокупность методов, приемов и средств, направленных на коммуникативность обучения в условиях аксиологического подхода.
Мера эффективности коммуникативно-ценностных педагогических технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек, как учтены его индивидуально-психологические особенности, каковы перспективы их развития.
4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что применение выявленных нами педагогических условий в обучении английскому языку обеспечило позитивные результаты в изменении уровня сформированности ценностного отношения студентов к изучению иностранного языка и процессу познания, в формировании их познавательной самостоятельности. Нами выявлено, что в результате формирующего эксперимента студенты могли не только улучшить свою языковую подготовку, но и достичь принципиально нового для них уровня владения языком, который в свою очередь обеспечивал трансформацию ценностных ориентаций через ценностное отношение в ценностную позицию в процессе познания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Актуальность и значимость активизации ценностной позиции студента в обучении иностранному языку как необходимое условие качественной подготовки конкурентоспособного специалиста подтверждается результатами проведенного теоретико-экспериментального исследования.
По нашему мнению, иностранный язык, являясь важнейшим элементом культуры, непременным условием сохранения, развития и трансляции культуры из поколения в поколение, становится одним из основных педагогических средств вхождения личности студента в мир иноязычной культуры, инструментом познания в диалоге культур, ценностью культуры и высшего образования.
В этой связи особый интерес представляет собой использование иностранного языка в вузе в целях активизации ценностной позиции студента, в развитии его познавательной самостоятельности, освоении им профессии. Уровень знания языка может характеризовать уровень его учебной, а в дальнейшем профессиональной успешности.
Мы рассматриваем иностранный язык не только как ценность культуры, но и как ценность высшего образования (познавательную ценность), государственную и общественную ценность, личностно-профессиональную ценность.
В диссертации рассмотрены основные понятия педагогической аксиологии и соотношение наиболее значимых для нашего исследования понятий: ценностное отношение, ценностные ориентации, ценностная позиция. В учебном процессе познавательная деятельность студента представляет собой сложный процесс, благодаря которому совершается переход к систематизированному познанию предметного мира, к овладению научными истинами. Познавательная деятельность радикально меняется, когда включен личностный потенциал обучаемого. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Субъектная позиция обучаемого выражается в его мотивах и ценностной позиции.
В настоящее время в педагогических исследованиях подчеркивается актуальность задачи научить учащихся учиться, решение которой рассматривается как существенное условие повышения эффективности обучения и важный компонент воспитания учащихся.
Мы считаем, что не менее важно научить студентов овладевать знаниями самостоятельно, научить их организации собственного времени, владению собственным менеджментом с целыо активизации их познавательной самостоятельности, которая является результатом эффективного образования и ведущим признаком становления ценностной позиции.
Итоговым результатом проявления самостоятельности в образовательном процессе вуза служит степень осознания студентом значимости учения, умения учиться, сформированность ценностной позиции в познавательной деятельности.
Новые возможности развития познавательной самостоятельности заключаются в определении личностного смысла, потребностей и мотивов обучаемых, что неразрывно связано с ценностными ориента-циями личности и ее аксиологическим потенциалом. Познавательная самостоятельность как ценность развивается в процессе эффективного обучения и является ведущим аксиологическим мотивом обучения студентов в вузе.
Следовательно, содержание и технологии обучения иностранным языкам соответствуют актуальным интересам и потребностям студента, его индивидуальным особенностям, стимулируют речемыслительную, познавательную, творческую и самостоятельную активность, в то же время они направлены на формирование ценностной позиции студента по отношению к процессу познания иностранного языка.
Нами экспериментально подтверждено, что активизация ценностной позиции студентов наиболее успешно происходит на основе применения комплекса педагогических условий: создания лингвопрофессиональной среды при обучении иностранному языкуосуществления дифференциации в обучении иностранному языкуприменения коммуникативно-ценностных технологий в обучении иностранному языку.
Мы считаем, что для активизации ценностной позиции студентов в процессе обучения иностранному языку и развития его познавательной самостоятельности необходимо модернизировать или скорректировать содержание предмета с учетом профессионально-личностных интересов студентов и создать в процессе обучения лингвопрофессио-нальную среду, что позволяет максимально приблизить процесс обучения к условиям, адекватным реальному общению, реальной профессиональной деятельности студентов.
Нами установлено и экспериментально проверено, что улучшить языковую подготовку позволит безотлагательное введение дифференцированного обучения. Наиболее адекватным представляется трехуровневое обучение: элементарный, продвинутый и сертификационный. Первый уровень — приобщение обучаемых к базовому курсу иностранного языка с обогащенным профессиональным иноязычным обучением. Второй уровень — овладение основами непосредственного и опосредованного иноязычного общения для последующего использования и совершенствования выработанных умений в профессиональной деятельности. Третий уровень ориентирован на подготовку специалистов нового типа, которые помимо своей технической специальности будут иметь профессиональную лингвистическую подготовку.
Введение
дифференцированного обучения позволяет решать три общеизвестные задачи: образовательную, развивающую, воспитывающую, в содержание которых входит совершенствование знаний, умений и навыков студентов, содействие реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений, навыков каждого студента в отдельности и, таким образом, уменьшение его абсолютного и относительного отставания, углубление и расширение знаний студентов, исходя из их личных интересов и способностейсоздание условий для положительных эмоций, благотворно влияющих на учебную мотивацию и формирование ценностной позиции каждого студента, развитие его познавательной самостоятельности и активности.
В нашем понимании коммуникативно-ценностные технологии — это совокупность методов, приемов и средств, направленных на коммуникативность обучения в условиях аксиологического подхода.
Мера эффективности коммуникативно-ценностных педагогических технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них студент в его многообразной субъектности и субъективности, как учитывались его индивидуально-психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания. В конечном итоге это определяет то, что преподаватель иностранного языка средствами своего предмета может формировать у студентов научное мировоззрение, развивать логическое мышление, активизировать творческий потенциал личности, его ценностную позицию как фактор развития познавательной самостоятельности.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что применение выявленных нами педагогических условий в обучении английскому языку, обеспечило позитивные результаты в изменении уровня сформированное&tradeценностного отношения студентов к изучению иностранного языка, активизацию ценностной позиции студентов, развитие их познавательной самостоятельности. Отмечено качественное изменение мотивации к изучению английского языка от простой необходимости до убежденности, что язык будет помогать в будущей профессиональной деятельности. Нами установлено, что комплексная реализация выявленных нами педагогических условий в ходе формирующего эксперимента позволила студентам не только улучшить свою языковую подготовку, но и достичь принципиально нового для них уровня владения языком, который, в свою очередь, обеспечивал трансформацию ценностных ориентаций через ценностное отношение в ценностную позицию в процессе познания.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута. Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
- Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности: монография / под ред. В. И. Земцовой.- Орск: Изд-во ОГТИ, 2003. 307 с.
- Актуальные вопросы обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: сб. материалов третьей межвуз. науч.-прак. конф. 27 марта 2004 г. / отв. ред. В. П. Засыпкин. Сургут: Изд-во СГПИ, 2004. — 112 с.
- Актуальные проблемы лингвистики, психолого-педагогические и методические аспекты обучения иностранным языкам: материалы Междунар. науч.-прак. конф., посвящ. 40-летию фак. иностр. яз. Шадр. гос. пед. ин-та: в 2 ч. / отв. ред. И. В. Колмогорова.
- Шадринск: Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 2004. 285 с.
- Актуальные проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. — 304 с.
- Алмазова, И. И. Когнитивные аспекты формирования меж-культурпой компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: защищена 13.00.02. — СПб., 2003. 36 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 232 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 43 1 с.
- Андреев, А. А. Основы Интернет-обучения / А. А. Андреев, Г. М. Троян. М.: МИЭИФП, 2003. — 68 с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Андреева, Г. M. Социальная психология : учеб. для вузов по спец. «Психология» / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 1988.— 432 с.
- П.Антропова, М. В. Дифференцированное обучение: педагогическая и психологическая оценка / М. В. Антропова. М., 1992.
- Анцыферова, JI. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии / J1. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1981. — 318 с.
- Аристова, J1. П. Активность учения школьника / JI. П. Аристова. М.: Просвещение, 1968. — 139 с.
- Ариян, М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, — 1999. — № 6. — С. 17−21.
- Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / П. Д. Арутюнова. — М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 1998. 57 с.
- Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Афонасова, В. Н. Методика построения профессионально-ориентированных модульно-рейтинговых программ обучения иностранному языку в неязыковом вузе : автореф. дис.. к.п.н.: защищена 13.00.02. М., 2003. — 18 с.
- Ахаян, Т. К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся / Т. К. Ахаян. СПб., 1997. — 39 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558. с.
- Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 78 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач : психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
- Баронин, А. С. Этническая психология / А. С. Баронин. Киев: Тандем, 2000. — 264 с.
- Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М. М. Бахтин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. — С. 227−244.
- Бгажноков, Б. X. Основания гуманистической этнологии / Б. X. Бгажноков. М.: РУДН, 2003. — 272 с.
- Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов. — Челябинск: Изд-во ГПИ «Факел», 1995. 142 с.
- Белозерцев, Е. П. Педагогическая подготовка учителя-филолога (идеология, содержание, технология) / Е. П. Белозерцев. — М.: Валент, 1996. 102 с.
- Берман, И. М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах / И. М. Берман. М.: Высшая школа, 1970. — 230 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ. / общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Специальн. лит-ра, 1995. 397 с.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: НПО, 1995. — 329 с.
- Библер, В. С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 3 1−43.
- Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11−15.
- Бим, И. JI. Обучение иностранному языку: поиск новых путей / И. JI. Бим // Иностранные языки в школе. 1989. — № 1.- С. 48−50.
- Битинас, Б. П. Структура процесса воспитания: методологический аспект / Б. П. Битинас. Каунас.: Швиеса, 1984. — 169 с.
- Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1988. — 187 с.
- Божович, JI. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ме-ждунар. пед. академия, 1995. — 209 с.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2000. — 352 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманитарных теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич.- М.: Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. 558 с.
- Брейгина, М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / М. Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. -С. 23−28.
- Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 5. — С. 38−44.
- Буева, JI. П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 268 с.
- Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе / И. Бутенко // Вестник высшей школы. 2000. — № 1. — С. 21 -25.
- Ван-Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван-Дейк. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
- Вахтомин, H. К. Законы диалектики законы познания / Н. К. Вахтомин. — М.: Наука, 1966. — 167 с.
- Вербицкий, А. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 285 с.
- Вербицкий, А. Контекстное обучение: формирование мотивации / А. Вербицкий, В. Крутиков // Высшее образование в России.- 1998. -№ 1. -С. 101−107.
- Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод, пособие / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2001. — 80 с.
- Вопросы лингвистики и оптимизации обучения иностранным языкам. Минск: Наука и техника, 1990. — 143 с.
- Воробьева, С. Р. Мотивационные стратегии поведения личности при изучении ин. яз: автореф. дисс.. канд. пед. наук: защищена 13.00.01. М., 2004. — 19 с.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова — авт. коммент. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова- гл. ред. А. В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1982. Т. 2. — 504 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений : в 6 т.: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 367 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г. П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1995. -№ 6. — С. 61−74.
- Вяткин, JI. Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка / J1. Г. Вяткин: пособие к спецкурсу. Саратов: Изд-во Са-рат. гос. ун-та, 1993. — 130 с.
- Гальперин, П. Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / П. Я. Гальперин, Н. Н. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 238 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лин-гводидактика и методика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностр. яз. и культур» / Н. Д. Гальскова. М.: Академия, 2004. — 333 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лин-гводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. -М.: Издат. центр «Академия», 2004. 336 с.
- Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н. Д. Гальскова, // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 6−11.
- Гаязов, А. С. Формирование гражданина : теория, практика, проблемы: монография / А. С. Гаязов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.
- Гегечкори, Л. Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи / Л. 111. Гегечкори. Тбилиси, 1975.
- Гегечкори, Л. Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной речи на иностранном языке (на материале французского языка): автореф. дис. докт. пед. наук: защищена 13.00.01. -М., 1978. 36 с.
- Гез, Н. И. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом / Н. И. Гез // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. — М., 1997. — С. 8−12.
- Гез, Н. И. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для IX класса школ с углубленным изучением немецкого языка / Н. И. Гез. М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
- Герф (Старкова), 10. И. О ценностном отношении студентов вуза к познанию и мотивах учения // Модернизация профессионального педагогического образования: сборник научных трудов. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2002. С. 55−58.
- Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1998. — 264 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
- Гершунский, Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория. Методология. Практика / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 2003. — 1 14 с.
- Головко, С. А. Высшее образование Франции : Актуальные проблемы и противоречия / С. А. Головко. Минск: Вышэйш. школа, 1980. 126 с.
- Григорьев, А. К. Высшая школа : проблемы воспитания: заметки о высш. техн. образовании / А. К. Григорьев. Л.: Лениздат, 1981. 80 с.
- Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М: ЮНИТИ — Дана, 2003. — 359 с.
- Гудков, Д. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Гудков. М.: ГНОЗИС, 2003. — 288 с.
- Гузеев, В. В. Инновационные идеи в современном образовании / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 3−10.
- Гусейнова, Л. А. Межкультурный подход к преподаванию иностранного языка : на опыте немецкого как иностранного: автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.02. М., 2004. — 21 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований / В. В. Давыдов. М.: Академия, 1986. — 239 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996. — 544 с.
- Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961 .-№ 8. — С. 31 -36.
- Деятельность: теории, методология, проблемы / под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1980. — 365 с.
- Дмитриенко, Н. А. Обучение общению как фактор личност-но-профессионального роста студентов при изучении иностранного языка : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2003. — 22 с.
- Долгополова, Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета : автореф. дисс.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Оренбург, 1997. — 19 с.
- Донец, П. Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации: научный статус, понятийный аппарат, языковой и неязыковой аспекты, вопросы этики и дидактики / П. Н. Допец. Харьков.: Штрих, 2001. — 384 с.
- Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре массовой коммуникации / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 268 с.
- Емельянова, М. А. Формирование учебных умений студентов педагогического вуза : монография / М. А. Емельянова. Оренбург: ОГПУ, 2003. — 123 с.
- Еремина, Н. В. Система игр в обучении иностранному языку : методические указания / Н. В. Еремина. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2002. — 62 с.
- Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Вып. 115. -С. 5−37.
- Жуков Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1991. — 96 с.
- Заир-Бек, Е. С. Педагогические ориентиры успеха: актуальные проблемы развития образовательного процесса / Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб.: Комитет образования мэрии СПб., 1995. — 64 с.
- Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслова. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
- Зеленкова, И. Л. Этика : учебное пособие / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1995. — 320 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. 382 с.
- Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991 .-219 с.
- Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. Системный подход / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. Нижний Новгород, 2003. — 192 с.
- Зинченко, В. П. Мир образования и образование миров / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 8−15.
- Иванова, С. П. Личностно-ориентированное обучение как фактор повышения качества знаний у студентов технических факультетов университета на примере иностранного языка : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Челябинск, 2003. — 20 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард: пер. с англ. СПб.: «Питер», 2000. — 464 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПБ.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе / под ред. Г. А. Китайгородской. М.: МГУ, 1987. — 157 с.
- Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд: пер. с англ. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. — 392 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. -СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Казакина, М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования : учеб. пособие к спецкурсу / М. Г. Казакина. Л.: ЛГПИ, 1981. — 69 с.
- Казакова, Е. Овладение иностранным языком в игре / Е. Казакова // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 73−76.
- Калинин, А. С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию : на материале гуманитарных дисциплин: атореф. дисс.. канд. пед. наук: защищена 13.00.01. Волгоград, 2000. — 21 с.
- Каргапольцев, С. M. Человек и личность как эстетические феномены / С. М. Каргапольцев // Вестник ОГУ. 1999. — № 3. -С. 29−37.
- Кирсанов, А. А. Дифференциация учебной деятельности как педагогическая проблема А. А. Кирсанов // Народное образование. 1987. — № 3. — С. 26 — 31.
- Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: РИО Оренб. пединститута, 1996. — 188 с.
- Кирьякова, А. В. Концепция модернизации лингвистического образования / А. В. Кирьякова, Л. Р. Малышева, Л. Ф. Мачнева, JI. В. Моисеенко, О. М. Сахарова, Н. С. Солодилова, Н. А. Темкина, В. Л. Янкина. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2004. — 38 с.
- Кирьякова, А. В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении : учебное пособие / А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов. М.: Компания Спутник, 2004. — 104 с.
- Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 224 с.
- Кларин, M. В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания / М. В. Кларин // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 34−38.
- Кокшаров, Н. В. Культура в современном обществе: теория и практика / Н. В. Кокшаров. СПб.: Синтез — Полиграф, 2003. — 252 с.
- Концепция модернизации лингвистического образования. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2004. 38 с.
- Конышева, А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А. В. Конышева. СПб.: КАРО- Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. — 144 с.
- Коптюг, H. М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка / H. М. Коптюг // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 57.
- Коржуев, А. В. Познавательные затруднения в учении школьников / А. В. Коржуев // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 27−32.
- Коротяев Б. И. Учение процесс творческий : кн. для учителя: из опыта работы / Б. И. Коротяев. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
- Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н. Ф. Коряков-цева: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Кочетков, В. В. Психология межкультурных различий / В. В. Кочетков. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 415 с.
- Красных В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность / В. Красных. — М.: Гнозис, 2003. 375 с.
- Кривых, Н. И. Формирование ценностного отношения к ин. яз. лингвистическими средствами у студентов неязыковых специальностей («Культурология»): метод, рекомендации / Н. И. Кривых. — Астрахань.: Изд-во АГУ, 2003. 15 с.
- Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 140 с.
- Кушнир, А. Может ли реальная коммуникация быть основой обучения иностранному языку? / А. Кушнир // Народное образование.- 1999. № 10. -С. 113−125.
- Лапидус, Б. А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы) / Б. А. Лапидус. М.: Высшая школа, 1970. — 128 с.
- Леонтович, О. А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию / О. А. Леонтович. Волгоград: Пересмена, 2003. -315 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Акас1е1ша, 2004. — 352 с.
- Леонтьев, А. А. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты / А. А. Леонтьев // Язык и общество. — М.: Наука, 1968. С. 99−110.
- Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев.- М.: Смысл, 1997. 289 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997. 287 с.
- Леонтьев, А. А. Единый подход к предметам языкового цикла / А. А. Леонтьев, Е. Н. Ленская, Е. Д. Розанова // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 26−35.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер, И. Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы // Теоретические основы процесса обучения / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
- Лингвистика текста и межкультурная коммуникация на материале креолизованных текстов: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. Е. Анисимовой. М.: Академия, 2003. — 128 с.
- Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в неязыковом вузе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Т. А. Гор-деева и др. Пенза: Изд-во ПГУ, 2004. — 194 с.
- Лингво-методические проблемы обучения иностранным языкам в вузе: материалы науч.-метод, конф. / отв. ред. Р. И. Виноградова. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 222 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993. — 528 с.
- Лозанов, Г. Основы суггестологии. В кн.: «Проблеми на суг-гестологията» / Г. Лозанов. София, 1973. — С 55−70.
- Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков : учебное пособие для фил. фак. вузов / М. В. Ляховицкий. — М.: Высшая школа, 1981. 159 с.
- Малышева, Л. Р. Аксиологизация гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентации студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Оренбург, 2000. — 20 с.
- Маркова, А. К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Маркова, А. К. и др. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Маслоу, А. Г. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Маслыко Е. А. Актуальные проблемы коммуникативного обучения иноязычной речи / Е. А. Маслыко // Методика обучения иностранных языков. Мн., 1976. — Выи. 6. — С. 17−23.
- Маслыко, Е. А. Интенсивный курс обучения английскому языку / Е. А. Маслыко. Минск: Вышейная школа, 1989. — 238 с.
- Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Моисеева, Л. В. Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Оренбург, 1999. — 19 с.
- Москаленко, А. Т. Личность как предмет философского познания / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов: философская теория личности и ее психологические и биологические основания. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. 320 с.
- Насретдинова, Р. Р. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Оренбург, 1996. — 19 с.
- Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
- Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
- Никонорова, Jl. М. Технология проблемно-модульного обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе / Jl. М. Никонорова. Казань: Изд-во КГУ, 2004. — 95 с.
- Осиянова, О. М. Лингвистическое образование и лингво-дидактика : учебник-справочник / О. М. Осиянова. Оренбург.: Изд-во ОГУ, 2004. — 131 с.
- Пассов, Е. И. Учитель иностранного языка / Е. И. Пассов и др.: мастерство и личность. М.: Просвещение, 1999. — 159 с.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -223 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад, редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
- Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учебное пособие / Т. Н. Персикова. М.: Логос, 2002. — 224 с.
- Петрова, Л. А. Педагогические условия формирования экзистенциальной сферы студентов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Калининград, 2003. — 21 с.
- Петровский, А. В. Теоретическая психология : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2001. — 496 с.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 112 с. 1 83. Платонов, Ю. П. Этническая психология / Ю. П. Платонов. -СПб.: Речь, 2003. 452 с.
- Полат, Е. С. Интернет в гуманитарном образовании / Е. С. Полат. М.: Владос, 2001. — 272 с.
- Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении : автореф. дис.. д-ра пед. наук: защищена 13.00.01. Л., 1977. — 58 с.
- Полякова, А. А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур : автореф. дис.. д-ра. пед. наук: защищена 13.00.01. Оренбург, 2002. — 36 с.
- Правдина, О. В. Педагогические условия ориентации учащихся на ценность образования в процессе обучения в УВК (учебно-воспитательный комплекс): автореф.дис.. канд пед! наук: защищена 13.00.01. Самара, 2000. — 22 с.
- Проблемы профессиональной компетенции в языковом обучении: материалы межрегион, науч.-прак. конф., 14−15 апр. 2005 г. / отв. ред. Т. А. Жалагина, Н. А. Комина. Тверь: Твер. гос ун-т, 2005. — 247 с.
- Прутченков, А. С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников) / А. С. Прутченков. — М.: МПА, 1997.-320 с.
- Разбегаева, JI. П. Теория и практика гуманитарного образования: Ценностно-коммуникативный подход: автореф. дисс.. д-ра пед. наук: защищена 13.00.08. Волгоград, 2001. — 38 с.
- Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография / под ред. д. п. н., проф. А. В. Кирьяковой. М., 2000. — 239 с.
- Рейс, Ф. 500 советов студентам / Ф. Рейс: пер. с англ. Д. Н. Вылегжанина. М.: Аудитт, 1996. — 160 с.
- Рогова, Г. В. Методика обучения английского языка / Г. В. Рогова. М.: Просвещение, 1998. — 232 с.
- Розов, Н. С. Философия и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе / Н. С. Розов. М.: Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов, 1993. — 193 с.
- Ролевые игры. СПб., 1992. — 81 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн: в 2 т. М.: АПН СССР, 1989. — Т. 1. — 485 с.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии / С. J1. Рубинштейн: в 2 т. М.: АПН СССР, 1989. — Т. 2. — 322 с.
- Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 184 с.
- Русскина, Г. И. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.01. СПб., 2003. — 21 с.
- Рындак, В. Г.Методические основы образования (Учебное пособие к спецкурсу) / В. Г. Рындак. Оренбург: Издательский Центр ОГАУ, 2000. — 192 с.
- Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе / С. Н. Савина. — М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие / А. П. Садохин. М.: ИНФРА-М, 2004. — 288 с.
- Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 271 с.
- Садченко, М. В. Психологические стратегии овладения иностранным языком в учебной деятельности студентов : автореф. дис.. канд. психол. наук: защищена 19.00.07. Хабаровск, 2004. — 20 с.
- Салтыкова, Т. М. Профессионально направленное обучение иностранному языку студентов экономических специальностей колледжа : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 130 008. Тольятти, 1998. — 22 с.
- Сахарова, Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета : монография / Н. С. Сахарова. М., 2003. — 206 с.
- Селевко, Г. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы / Г. К. Селевко. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. -62 с.
- Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика, 1994. № 5. — С. 16−21.
- Симонова, Г. К. Ценностные ориентации личности как фактор активизации иноязычного общения студентов колледжа в профессиональной подготовке : автореф. дисс.. канд. пед. наук: защищена 13.00.08. Оренбург, 2003. — 19 с.
- Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, Г. И. Чижакова. М.: Издательский Центр «Академия», 2003.- 192 с.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. Н. Исаев.
- М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
- Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. JI. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. — М.: Экзамен, 2004. 320 с.
- Современные языки: изучение, преподавание, оценка // Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Страсбург, 1996.
- Столович, Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
- Суслов, И. Н. Управление познавательной деятельностью студентов технического вуза (на примере кафедры иностранных языков) / И. Н. Суслов. Омск, 2004. — 254 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. М.: МГУ, 2000. — 350 с.
- Трайнев, В. А. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы / В. А. Траенов, Л. Н. Матросова, А. Б. Бузукина. -М.: Прометей, 2003. 336 с.
- Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе : методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. 2-е изд. — М.: Дашков и К0, 2005. — 360 с.
- Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М.: Дашков и К0, 2005. — 280 с.
- Тряпицына, А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А. П. Тряпицына. — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. 91 с.
- Унт, И. Э. Индивидуальность и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 191 с.
- Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 173 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Философский энциклопедический словарь / ред. колл.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, J1. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И. И. Халеева. М.: Изд-во «Высшая школа», 1989. — 238 с.
- Хекхаузен, Хайнц. Мотивация и деятельность: пер. с нем.: в 2 т. Питер: Смысл, 2003. — Ч. 1. — 392 с.
- Цыцура, С. А. Обучение невербальной коммуникации студентов-переводчиков : автореф. дис.. канд. пед. наук: защищена 13.00.01. Оренбург, 2002. — 189 с.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., пераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Ша-мова. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
- Шахмаев, H. М. Учителю о дифференцированном обучении: методические рекомендации / H. М. Шахмаев. М.: АПН СССР НИИ общей педагогики, 1989. — 64 с.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 288 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 1 12 с.
- Янкина, Н. В. Введение в теорию и практику межкультурной коммуникации: учебное пособие / П. В. Янкина. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 317 с.
- Allen, J. L., Shaw, D. H. Teachers' communication behaviors and supervisors' evaluation of instruction in elementary and secondary classrooms. Communication-Education, 1990. 316 p.
- Atkinson, J. W., Raynor, J. O. Motivation and Achievement. -Wash. D. C., 1974. 211 p.
- Clark, H. H. Using language. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 432 p.
- Cognition in human motivation and learning. Leuven: Leuven univ. press, 1981. — 290 p.
- Cottom, C. A bold experiment in teaching values // Educational leadership. 1996. — Vol. 53. — № 8. — P. 54−58.
- Glenn, A. D., Gregg, D., Tipple, B. Using Role-Play Activities to Teach Problem Solving // Simulation and Games. 1982. — № 2. — P. 199−223.
- Hutchinson, T., Waters, A. English for Specific Purposes. A learning-centered approach. Cambridge University Pres, 1993. — 172 p.
- Makedon, A. Playful Gaming // Situation and Games. 1999. -№ 1. — P. 25−64.
- Maslow, A. Motivation and Personality. Longman. An imprint of Addison Welsey Longmann, Inc. 1987. 304 p.
- Perry, R. B. General Theory of Value. Cambridge, 1950. -694 p.
- Ter-Minasova, S. G. Language, linguistics and life (a view from Russia). M., 1996. — 155 p.
- Werteerziehung // Bildung und Wissenschaft. 1996. — № 2. -S. 4−12.
- Wright, A. Games for Language Learning. Cambridge University Press, 1984. 224 p.