Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая школа синодального училища

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всё сказанное относится к педагогике музыкального образования. Подчеркнём, что традиции этой сферы отечественной культуры фундаментальны и признаны во всём мире. Именно благодаря традициям в России сложились крупнейшие музыковедческие и исполнительские школы — инструментальные, хоровые, вокальные и др. Однако за последние десятилетия в результате коренных изменений в социальной и культурной жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки изучения педагогической Школы Синодального училища
    • 1. 1. Исторические и музыкально-теоретические основы анализа церковного музыкального обучения от Древней Руси до «серебряного века»)
    • 1. 2. Школа Синодального училища как духовный и культурный феномен
    • 1. 3. Педагогические основы преподавания хоровой музыки Школы Синодального училища
  • Глава II. Опытная работа по внедрению специальных методов обучения Школы Синодального училища в современную практику музыкального образования
    • 2. 1. Специальные методы музыкального обучения в Школе
  • Синодального училища
    • 2. 2. Описание опытной работы по применению методов преподавания хоровой музыки Школы Синодального училища

Педагогическая школа синодального училища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития образовательных систем России характеризуется двумя противоположными тенденциями культурологического характера: первая тенденция — стремление к обновлению форм и содержания высшего образования, установка на инновации, что связано с желанием обеспечить выполнение Болонских соглашенийвторая тенденция обусловлена желанием сохранить наиболее устойчивые, значимые для образования традиции, которые являются основой отечественной системы профессиональной подготовки учащихся.

Следует подчеркнуть, что для процесса развития педагогики высшей школы России обе тенденции являются имманентными, изначально присущими всей отечественной культуре с её противоречивым движением развития и постоянным стремлением сохранить своё, российское начало, но при этом не потерять «европейское лицо» .

Всё сказанное относится к педагогике музыкального образования. Подчеркнём, что традиции этой сферы отечественной культуры фундаментальны и признаны во всём мире. Именно благодаря традициям в России сложились крупнейшие музыковедческие и исполнительские школы — инструментальные, хоровые, вокальные и др. Однако за последние десятилетия в результате коренных изменений в социальной и культурной жизни России в педагогике наметилось уклонение в сферу инновационных тенденций. Вследствие этого из научного обихода постепенно вытесняются многие идеи, теории, методики, которые составляли основу отечественного музыкального образования в течение последних двух столетий. Это не означает, что историко-педагогический опыт утратил свою значимость, а скорее свидетельствует о том, что традиционные основы образования как результат «нравственных усилий народа в течение столетий» (Н. Д. Никандров) нуждаются в более фундаментальном теоретическом и практическом осмыслении. К числу таких явлений относятся традиции Педагогической Школы Синодального училища — культурного и музыкально-педагогического феномена рубежа XIX — XX веков.

Следует подчеркнуть, что опыт Синодального училища с его уникальными педагогическими и исполнительскими достижениями в сфере духовной хоровой музыки, в течение многих десятилетий XX века находился на периферии исследовательских интересов. Это было вызвано, прежде всего, атеистическими установками советской эпохи. Музыковедческие работы, посвященные композиторскому творчеству «синодалов» (А.Д. Кастальскому, C.B. Смоленскому, П. Г. Чеснокову, B.C. Орлову и др.) как правило, не затрагивали самой сути сложившейся музыкально-педагогической школы, являющейся результатом интеграции духовного и музыкального воспитания. Вместе с тем, впервые исследования крупных учёных-музыковедов (М. П. Рахмановой, С. Г. Зверевой, А. А. Наумова и др.) положили начало изучению Школы Синодального училища и открыли путь к комплексному педагогическому анализу данного феномена, что и послужило целью настоящей диссертационной работы.

В числе работ, послуживших основой нашего исследования, следует выделить труды разных научных направлений. В первую очередь необходимо отметить статьи мемуарного характера, очерки, дневники, принадлежащие тем, кто имел непосредственное отношение к Синодальному училищу и хору в его реформенный и пореформенный период (1880 — 1910;е). Это очерк В. М. Металлова «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем», статьи C.B. Смоленского «Обзор исторических концертов синодального училища церковного пения в 1895 году», «О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения» и «Синодальный хор и училище церковного пения (июль 1889 — май 1901), а также работы ведущих критиков, композиторов — А. В. Никольского, А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, свящ. М. А. Лисицина. Большое значение для понимания истории Школы Синодального училища имеет серия «Русская духовная музыка в материалах и документах» (составители М. П. Рахманова, С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М., 1998 — 2012), монографии — С. Г. Зверевой «А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба» (М., 1999), Е. С. Тугаринова «Великий русский регент В. С. Орлов» (М., 2004). Немаловажную роль играет и фундаментальный труд И. А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность. Система и история» (Джорданвиль. 1978, 1982), историко-педагогический очерк Л. В. Глухова «Московское синодальное училище церковного пения: Дирижёрско-хоровое образование России в деятельности В. С. Орлова (конец XIX — начало XX столетий)» (М., 2001), а также учебные пособия — регента Н. В. Матвеева «Хоровое пение» (1998), практическая часть которого основана на певческих традициях регентов Синодального хора, И. В. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры (в двух книгах М., 2001), Л. А. Рапацкой «История русской музыки» (М., 2001), «Искусство «серебряного века» (М., 1996), К. Ф. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа», где рассмотрены вопросы становления русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в жизни России.

Таким образом, Педагогическая Школа Синодального училища исследована, прежде всего, как явление истории музыки и музыкальной культуры. Педагогическая значимость Школы и совокупность её методик изучены мало, а сама Школа до сих пор не осмыслена в контексте истории российской педагогики как итог и одновременно кульминация отечественной музыкально-педагогической традиции дореволюционной эпохи. В связи с этим отметим следующие противоречия:

— между стремлением к сохранению и упрочению великих отечественных традиций духовного воспитания в процессе обучения музыке и отсутствием исследований, связанных с анализом духовных основ педагогики музыкального образования рубежа XIX — XX вв.;

— между накопленными в музыковедческих трудах знаниями о творчестве композиторов-регентов Школы Синодального училища и отсутствием исследований общих педагогических основ данного учебного заведения;

— между использованием в современной хоровой практике принципов и методов работы педагогов Синодального училища и отсутствием научно-педагогического обобщения этого опыта.

Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в том, чтобы проанализировать Школу Синодального училища как духовный, культурный и музыкально-педагогический феномен и на этой основе выявить главные' теоретико-методические достижения Школы Синодального училища, актуальные для современной педагогики музыкального образования.

Объект исследования — учебно-образовательные и воспитательные аспекты Школы Синодального училища.

Предмет исследования — педагогические основы преподавания хоровой музыки в Школе Синодального училища.

Гипотеза исследования — Учебно-образовательные и воспитательные основы Школы Синодального училища, базирующиеся на многовековых традициях русского храмового пения, актуальны для отечественной педагогики музыкального образования в силу глубоких духовно-нравственных ориентиров, высокого профессионализма и практико — ориентированной направленности подготовки музыкантов — педагогов, регентов, композиторов.

Реставрация музыкально-педагогических идей и принципов профессиональной подготовки, рождённых в недрах Школы Синодального училища, позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс в современных музыкальных учебных заведениях (дирижерско-хоровые отделения и факультеты вузов, музыкальные колледжи, школы искусств, воскресные школы и др.).

— Специальные методы (метод «внутреннего диктанта», метод хорового сольфеджирования, концентрический метод, метод хоровой декламации, метод поэтапного освоения партитуры), используемые в педагогической практике Синодального училища, обогатят современную методику обучения хоровой музыке при условии их творческой модификации в контексте задач сохранения ценностей отечественной музыкальной культуры.

На основании цели, объекта и предмета исследования сформулированы следующие задачи:

1. проанализировать исторические предпосылки и выделить этапы становления и развития церковного музыкального образования (от Древней Руси до «серебряного века»);

2. исследовать Школу Синодального училища как духовный и культурный феномен, рождённый на основе интеграции духовного и музыкального воспитания учащихся;

3. выявить и обосновать педагогические основы преподавания хоровой музыки в Школе Синодального училища, актуальные для современной педагогики музыкального образования;

4. апробировать в процессе опытной работы специальные методы Школы Синодального училищапоказать их значимость для современной практики обучения хоровой музыке. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: педагогическое наследие отечественных педагогов и психологов (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин), исследования в области истории церковной музыки (прот. Д. Аллеманов, И. А. Гарднер, С. Г. Зверева, Ю. В. Келдыш, В. И. Мартынов, прот. В. Металлов, прот. Б. Николаев,.

Н.П. Парфентьев, М. П. Рахманова, C.B. Смоленский, Н. Д. Успенский, Н.Ф. Финдейзен), концепции ведущих отечественных ученых в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, И. Н. Немыкина, JI.A. Рапацкая), труды в области истории музыкального образования (Т.Ф. Владышевская, Е. В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, JI.B. Шишкина), теоретические концепции и вокально-хоровые методики отечественных хоровых исполнителей (A.B. Александров, Н. М. Данилин, В. Л. Живов, Д. Зарин, И .Я. Мусин, A.B. Никольский, B.C. Попов, A.B. Свешников, К. К. Пигров, К. Б. Птица, Г. П. Стулова, П.Г. Чесноков).

Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов научного исследования:

— историко-теоретический анализ богословской, искусствоведческой, культурологической и педагогической литературы;

— анализ специальной учебно-методической документации, в том числе — архивных материалов: учебных планов, программ, пояснительных записок и др., связанных с музыкально-педагогической деятельностью Синодального училища;

— анализ дореволюционной печати (музыкальной, педагогической, церковной), освещающей вопросы музыкального образования и воспитания, а также богослужебной и концертной деятельности;

— изучение практического опыта работы в современных светских и православных учебных заведениях;

— методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование и т. д.

Исследование проводилось с 2002 по 2012 гг.

Первый этап исследования (2002;2008 гг.) включал накопление опыта исполнительской и регентской деятельности, изучение и анализ историко-теоретической литературы по проблеме исследования, определение степени её разработанностианализ специальной учебно-методической документации, архивных источников, дореволюционной печати.

Второй этап (2009 — 2010 гг.) был посвящен аналитическому осмыслению педагогических основ Школы Синодального училища, обоснованию содержания, форм, принципов, методов работы «синодалов» с позиций современной педагогической науки.

На третьем этапе (2011 — 2012 гг.) апробировались выявленные специальные методы хоровой работы на практике со студентами факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова и с воспитанниками Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине (Москва) — были обобщены результаты практической работы, сформулированы выводы, оформлены положения диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что обоснованы исторические этапы и выявлены предпосылки становления Школы Синодального училища, как духовного, культурного и педагогического феноменаосуществлен анализ учебно-образовательных и воспитательных аспектов деятельности Синодального училищапоказано, как комплексное освоение церковно-певческой традиции в богослужебной и музыкально-педагогической практике способствовало духовно-нравственному воспитанию учащихся-«синодалов».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику преподавания духовной хоровой музыки. В исследовании дан подробный анализ методов хоровой работы Школы Синодального училища с точки зрения их педагогической эффективности применительно к разным образовательным и культурно-просветительским учреждениям.

Практическая значимость. Материалы исследования, полученные в ходе работы, могут быть использованы в педагогической работе хормейстеров с профессиональными (в том числе студенческими) хоровыми коллективами и детскими хорами (в том числе хорами воскресных школ), в репертуар которых входят произведения русской церковной музыки, а также при чтении курсов лекций по истории музыки, хоровой литературе, хороведению.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась научно-методической обоснованностью исходных положений, разнообразием методов исследования, а также анализом данных, полученных в ходе практической работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Школа Синодального училища является кульминационной точкой развития отечественной педагогики музыкального образования, соединившей религиозно-нравственные устои воспитания и строгую систему профессиональной хоровой подготовки. Историко-теоретические предпосылки становления этой Школы зиждутся на многовековых традициях теории и методики церковного музыкального обучения, которые имеют значение для современной музыкально-педагогической науки в силу своей духовно-эстетической ценности и высокого профессионализма, вытекающих из специфики освоения церковного музыкального наследия. Эти факторы обуславливают необходимость нового «прочтения» музыкально-педагогических идей, воплощенных в деятельности Школы.

2. Педагогическими основами Школы Синодального училища являются: а) Сочетание богослужебной и музыкально-педагогической практик на всех образовательных уровнях (церковно-приходская школа — певческое отделение — регентское отделение). б) Реализация в содержании обучения общедидактических и специальных принципов включающих:

— межпредметные связи исполнительских, музыкально-теоретических и богословских дисциплин;

— целенаправленное накопление опыта хормейстерской (регентской) работы в процессе взаимосвязанной учебной, репетиционной, богослужебной и концертной деятельности;

— профессионально-педагогическая направленность процесса обучения. в) Применение взаимосвязанных индивидуальных, групповых (4 — 5 человек) и коллективных форм обучения. г) Комплекс специальных (адаптированных к целям и задачам профессиональной подготовки специалистов в Школе Синодального училища) методов обучения.

Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолоховав выступлениях с докладами на Международной научно-практической конференции (Москва, 2011, 2012 гг.). Внедрение главных положений диссертации осуществлялось на занятиях в хоровом классе со студентами факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, а также на хоровых занятиях, в концертной и богослужебной практике с воспитанниками Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине (Москвы). Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 197 наименований, и приложения.

Выводы по второй главе:

Подробный анализ педагогических основ Школы Синодального училища показывает, что в процессе обучения применялись:

1. общепедагогические методы (по источнику знаний, по назначению, по типу познавательной деятельности);

2. методы педагогики музыкального образования (метод перспективы и ретроспективы, метод музыкального обобщения);

3. комплекс специальных методов обучения (метод «внутреннего диктанта», метод хоровой декламации, метод хорового сольфеджирования, концентрический метод, метод поэтапного освоения партитуры), адаптированных к целям и задачам профессиональной подготовки специалистов в Школе Синодального училища.

Практическое применение специальных методов на хоровых занятиях и эффективные результаты в плане исполнительского и духовно-нравственного развития учащихся показали высокую значимость учебно-образовательных и воспитательных основ Школы Синодального училища.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение теоретико-методологических предпосылок рождения феномена Школы Синодального училища и результаты практической работы, позволяют нам сформулировать общие выводы диссертационной работы.

Школа Синодального училища является кульминационной точкой в развитии отечественной педагогики музыкального образования, соединившая в себе религиозно-нравственные устои воспитания и строгую систему профессиональной хоровой подготовки. Теоретические предпосылки исторических этапов (от Древней Руси до «серебряного века») становления и развития Школы Синодального училища зиждутся на многовековых традициях церковного музыкального обучения, которые имеют значение для современной музыкально-педагогической практики в силу своей духовно-эстетической ценности и высокого профессионализма, вытекающих из специфики освоения церковного музыкального наследия:

— понимание музыки (пения) как осмысленного воплощения высоких духовно-нравственных идеалов;

— приоритет общезначимых соборных идей над сиюминутными творческими установками отдельной личности (композитора, исполнителя);

— тесная взаимосвязь нотного обозначения со смыслом текста, символизм в сочетании слова — ноты (знака) — буквы;

— сонастроенность музыкального исполнения с молитвенным состоянием души;

— опора на традицию при введении инноваций письма или новых форм церковной музыки;

— логика образовательного процесса.

Главными педагогическими основами Школы Синодального училища являются:

— сочетание богослужебной и музыкально-педагогической практик на всех образовательных уровнях Синодального училища (церковноприходская школа — певческое отделение — регентское отделение);

— реализация в содержании обучения общедидактических и специальных принципов включающих: а) межпредметные связи исполнительских, музыкально-теоретических и богословских дисциплинб) целенаправленное накопление опыта хормейстерской (регентской) работы на всех образовательных уровняхв) профессионально-педагогической направленности процесса обучения в сочетании исполнительского опыта с опытом педагогической деятельности;

— формы обучения (индивидуальные, групповые, коллективные);

— комплекс методов обучения.

Практическое применение специальных методов в процессе вокально-хоровой работы и эффективные результаты в плане исполнительского, духовно-нравственного и музыкально-эстетического развития учащихся подтвердили, что сложившаяся в Школе Синодального училища практика обучения регентов и певчих представляла целостную педагогическую систему церковно-певческого образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Теоретические и методологические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982.
  2. Т. О подготовке учителей к музыкальной работе с детьми в дореволюционной России // материалы 1 научно-практической межвузовской конференции, М., 1997.
  3. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца. Казань, Изд. С. Смоленского, 1888.
  4. Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики, М., 1984.
  5. Александр Мезенец. Извещение. желающим учиться пению (1670) / Публ., пер., исслед. Н.П. Парфентьев- коммент., расшифр., исслед. З. М. Гусейновой. Челябинск. 1996.
  6. Г. Древнерусское певческое искусство. Музыкальная организация знаменного распева. Владивосток, 1983.
  7. Ю. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-теоретических способностей учащихся общеобразовательной школы, М., 1982.
  8. Алипий (Гаманович), иеромонах. Грамматика церковно-славянского языка. -М., 1991.
  9. Д. Курс истории русского церковного пения. М., 1911.
  10. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. / Сост. В. Безрогова, О. Варьяш. -М., 1994.
  11. О. Методика развития детского голоса: Учебное пособие. -М., 1983.
  12. О. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. -М., 1948.
  13. С. Роль духовной музыки в формировании мировоззрения будущего учителя музыки. // Тезисы докладов конференции
  14. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее", М., 1998.
  15. . О музыкальном просвещении и образовании // Избранные труды. Изд. 2-е-М., 1973.
  16. . Русская музыка от начала XIX столетия. М., 1930.
  17. И. Очерки по истории партитурной нотации. М., 1997.
  18. М. Эстетика словесного творчества. М., 1998.
  19. Е. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, № 3, 1998.
  20. В. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962.
  21. М. Древнерусская теория музыки. — Л., 1972.
  22. М. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  23. М. Новые памятники знаменного распева. Л., 1967.
  24. М. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.
  25. Н. Метод обучению хоровому пению. М., 1883.
  26. В. Хоровое пение как искусство. М., 1910.
  27. Г. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
  28. Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. М., 1993.
  29. М. Особенности певческой школы Синодального хора в контексте русской культуры конца XIX начала XX века: Дис. канд. культур. Наук. М., 2005.
  30. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М., 1991.
  31. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.
  32. К. Работа над дикцией в хоре. М., 1967.
  33. Т. Азбучные знаки знаменной нотации и их семиотические истоки // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 1. -М., 1990.
  34. Т. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. М., 1976.
  35. Т. Типографический устав как источник для изучения древнейших форм русского певческого искусства // Musica antique Europae orientalis. Bydgoszsc, Т. IV.
  36. И. О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времен. Кострома, 1895.
  37. И. Осмогласные распевы трех последних веков РПЦ. Вып. 1- 4. Киев, Изд. Юргенсона. 1898.
  38. Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях: Дис. канд. пед. наук. М., 2000.
  39. В. Православная церковь и образование // Педагогика, № 1, 1998.
  40. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. Бабанского. -М., 1981.
  41. И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность, система, история. В 2-х т. М., 2004.
  42. Н. К вопросу о преподавании духовной музыки на музыкальных факультетах педагогических училищ и вузов // Тезисы конференции. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. М., 1998.
  43. Гембицкая Е. Обучение мальчиков в хоре начальной школы. М., 1955.
  44. Е. Византийское музыкознание. JL — М., 1988.
  45. Е. Загадки, оставленные Александром Мезенцем // Гимнология. Ч. 1. -М., 2000.
  46. М. Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса. М., б/г.
  47. Государственная академическая капелла им. М. Глинки. JL, 1957.
  48. А. Моя жизнь. Нью-Йорк, 1954.
  49. Гусейнова 3. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. Док. дис. — СПб., 1995.
  50. Гусейнова 3. Руководства по теории знаменного пения XV века // Древнерусская певческая культура и книжность. JL, 1990.
  51. И. Диалектика, М., 1881.
  52. Н. Школа хорового пения. M.- M., 1939.
  53. Дидактика средней школы / Под ред. М. Данилова, М. Скаткина. М., 1975.
  54. Н. Идея грамматики мусикийской / Публикация, перевод, комментарий В. В. Протопопова. М., 1979.
  55. М. О музыкально-педагогической системе Г. Я. Ломакина // Межвузовский сборник научных трудов. M., 1993.
  56. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. -М, 1979.
  57. Г. Хороведение и управление хором. М.- Л., 1943.
  58. Древнерусское певческое искусство в культуре Российского государства XVI XVII веков. — Свердловск. 1991.
  59. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. -Л., 1958.
  60. А. Теория и практика работы с хором. М.- Л., 1961.
  61. А. Старейший русский хор. Л., 1978.
  62. В. Исполнительский анализ хоровых произведений. M., 1987.
  63. В. Теория хорового исполнительства. М., 1998.
  64. Н. Домашний быт русских царей XVI XVII вв., ч. I — II, — М., 1915.
  65. Д. Методика школьного хорового пения. М., 1907.
  66. Ф. Древнегреческая религия. Пбг., 1918.
  67. В. Педагогика. Москва — Париж, 1996.
  68. В. Русская педагогика в XX в. Белград, 1993.
  69. И. Курс хорового пения. Симбирск, 1888.
  70. История Византии в 3-х тт. // отв. ред. Сказкин М., 1967.
  71. История педагогики как учебный предмет. М., 1996.
  72. История русской музыки. Т. 1. Древняя Русь XI XVII веков. — М., 1983.
  73. М. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий // Музыкальная культура православного мира. М., 1994.
  74. П. Избранные пед. сочинения. М., 1982.
  75. . К вопросам расшифровки крюковых певческих рукописей знаменного распева // Musica antique. 1975.
  76. Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. -М., 1978.
  77. Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
  78. А. О «странных голосах» двознаменного муз. руководства XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. JI., 1979.
  79. Г. Цивилизованный подход к изучению всемирно-исторического процесса. М., 1994.
  80. . Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. -М., 2000.
  81. Круг церковного древнего пения (в крюковой нотации) ОЛДП. СПб., 1884.
  82. А. О семиографии попевок знаменного распева. Проблемы истории и теории древнерусской музыки. — Л., 1979.
  83. А., Шиндин Б. Первое русское пособие по музыкальной композиции // Памятники. Новые открытия. Л., 1979.
  84. О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки// От древнейших времен до середины XIX века. Т.1. — М., 1972.
  85. И. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  86. Д. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.
  87. В., Лихачев Д. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.
  88. Г. Руководство к обучению пения в народных школах. СПб.
  89. А. Античная эстетика. М., 1960 — 1961.
  90. А. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.
  91. В. Введение в текстологию традиционных культур. М., 1999.
  92. В. История богослужебного пения. М., 1994.
  93. В. Культура, иконосфера, и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000.
  94. В. Пение игра и молитва в русской богослужебной системе. -М., 1997.
  95. Н. Хоровое пение. М., 1998.
  96. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
  97. В. Концепция: основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Минск, 2001.
  98. В. О духовном постижении культуры // «Духовный собеседник», 1996, № 4.
  99. В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000.
  100. В., прот. Богослужебное пение Русской Церкви. -М., 1912.
  101. В., прот. Осмогласие знаменного распева. М., 1899.
  102. В., прот. Очерки истории православного церковного пения в России.-М., 1914.
  103. В., прот. Русская семиография. М., 1913.
  104. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков. — М, 1973.
  105. Е. Звуковой мир музыки. -М., 1988.
  106. Наследие // Музыкальные собрания. М., 1990.
  107. Г. Двознаменники как особый вид певческих рукописей конца XVII нач. XVIII веков: автореф. кан. дис. — М., 1979.
  108. ., прот. Толковая грамматика знаменного пения. Псков, 1995.
  109. Е. Особенности становления музыкального образования с XI до середины XVII столетия. М., 1998.
  110. Е. История музыкального образования Древняя Русь: конец X середина XVII столетия. — М., 2006.
  111. Никольская Береговская К. Русская вокально-хоровая школа IX — XX веков: метод, пособие. — М., 1998.
  112. А. Краткий очерк истории церковного пения в период с I -X век.-СПб, 1916.
  113. К. Царь Давид и псалмы. СПб, 1908.
  114. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М, 1990.
  115. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб, 1898.
  116. Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публикация, перевод М. Бражникова и Г. Никишова. -М, 1983.
  117. Н. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.
  118. Н. Профессиональные музыканты России XVI XVII веков. -Челябинск, 1991.
  119. Н. Творчество мастеров древнерусского певческого искусство XV XVII веков. — Челябинск, 1997.
  120. Певческие азбуки Древней Руси / Публикация, перевод, комментарии Д. Шабалина Кемерово, 1991.
  121. В. Московская Русь: пути просвещения// Педагогика, 1998, № 3.
  122. П. Педагогика. М., 1995.
  123. И. Педагогика. -М., 1996.
  124. Г. Об особенностях расшифровки демественного распева // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. — Л., 1987.
  125. А. Азбука крюкового пения. М., 1901.
  126. Н. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви. -М., 1888.
  127. А. Греко-русские певческие параллели XII XIII вв. // PMT, XIV, 1909.
  128. А. Культовая музыка в России. Л., 1924.
  129. А. Очерк истории церковного пения в России. — СПб., 1910.
  130. Проблемы русской музыкальной текстологии. Л., 1983.
  131. В. Русская мысль о музыке в XVII. М., 1989.
  132. К. Мастера хорового исполнительства в Московской консерватории. М., 1970. I
  133. Д., прот. Патриаршие певчие диаки и иподиаки и государевы певчие диаки. СПб., 1895.
  134. Д., прот. Церковное пение в России. Вып. 1−3. М., 1867 -1869.
  135. Л. Искусство «серебряного века». М., 1996.
  136. Л. История русской музыки. -М., 2001.
  137. Л. Основные этапы развития музыки в системе художественной культуры // Учебное пособие. М., 1989.
  138. JI. Русская художественная культура. -М., 1997.
  139. Л. Художественная культура Древней Руси. -М., 1995.
  140. Л. Четвертая мудрость. О музыке в культуре Древней Руси. -М., «Музыка». 1997.
  141. Л., Стрельцова А. Традиции педагогической практики в музыкальном образовании России конца XIX начала XX века // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. М., 2012.
  142. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1. М., 1998. Т. 2. Кн. 1. М., 2002. Т.2. Кн. 2. М., 2004.
  143. Русская музыка и XX век. М., 1997.
  144. В. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодежи в процессе хоровых занятий. М., 1988.
  145. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1883.
  146. В. Дидактика. М., 2002.
  147. Н. Музыкальная эстетика Древней Руси // Вопросы теории и эстетики. Вып. 13.-Л., 1974.
  148. М. Толковый типикон. -Киев, 1913.
  149. С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века. -М., 1969.
  150. С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М., 1974.
  151. В., ПодымоваЛ. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.
  152. А. Псалмы Соломона. Казань, 1896.
  153. С. О древнерусской нотации. СПб., 1907.
  154. А. Образованность Московской Руси XV XVII вв. -М., 1877.
  155. Соборность в России и современность. М., 1997.
  156. Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Сб. статей. -JI., 1982.
  157. М. С. А. Рачинский // Педагогика, 1998, № 2.161. Стоглав.-СПб, 1893.
  158. А. История развития методик преподавания православной хоровой музыки в Древней Руси // Материалы II Международной научно-практической конференции. М., 2011.
  159. А. Нравственное и эстетическое значение русского православного искусства // Вопросы музыкальной культуры и образования. М., 2010.
  160. А. Патриаршие певчие дьяки и поддъяки XVI XVII вв. (служение и быт) // Вопросы музыкальной культуры и образования. -М. 2011.
  161. А. Предпосылки становления музыкально-педагогической школы Синодального училища // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова.-М., 2012.- № 2.
  162. А. Традиции богослужебного пения Русской Православной Церкви как историко-культурный и духовный феномен // Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2012.
  163. Г. Теория и практика работы с детским хором. Учебное пособие. М., 2002.
  164. Г. Хоровой класс. Учебное пособие. М., 1988.
  165. Г. Христианизация образования как один из путей педагогики XXI в. // Тезисы конференции Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. -М., 1998.
  166. . Психология музыкальных способностей // Избранные труды. Т. 1, М., 1985.
  167. Традиции в истории музыкальной культуры. Античность, средневековье, новое время. -JL, 1989.
  168. В. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. М.: Педагогика. № 2, 1998.
  169. В. Замечания для истории церковного пения в России. — М., 1846.
  170. Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  171. Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства. М., 1971.
  172. К. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
  173. Федор Крестьянин. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование М. Бражникова. JL, 1974.
  174. Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. М. — Л., 1928.
  175. П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
  176. П. Храмовое действо как синтез искусств. М., 1932.
  177. . И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961.
  178. С. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации // Проблемы истории и теории древнерусской музыки -Л., 1979.
  179. Г. Противоречия XVII века // Пути русского богословия. -М., 1996.
  180. П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. -СПб., 2000.
  181. Христофор, инок. Ключ знаменный. Публикация и перевод М. В. Бражникова и Г. Никишова. М., 1983.
  182. Г. Музыкант и его работа : Проблемы психологии творчества. -М., 1988.
  183. Г. Психология музыкальной деятельности, проблемы, суждения, мнения.-М., 1994.
  184. Т. Музыка в истории культуры. М., 1994.
  185. П. Хор и управление им // Пособие для хоровых дирижеров.-М., 1961.
  186. Д. О дешифровке «единогласостепенных знамен» и реконструкции звуковой системы строки // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. JL, 1967.
  187. Д. Певческие азбуки Древней Руси. Кемерово, 1991.
  188. В. Детский голос: Экспериментальное исследование. — М., 1970.
  189. . Демественный распев. Нотации. Попевки. Принципы композиции: Автореф. Дис. Д., 1980.
  190. С. Формирование голоса певца: Учеб. Пособие для высших и средних муз. учеб. заведений. -М., 1962.
  191. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  192. JI. Музыкальное обучение в Древней Руси XV XVIT веков. -М., 2012.
  193. JI. Процесс музыкального обучения в Древней Руси XV -XVII столетий. Монография. М., 2004.
Заполнить форму текущей работой