Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация учебной деятельности студентов при изучении курса математики на факультете начальных классов как фактор профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс обучения математике будущих учителей начальных классов целесообразно построить согласно принципам организации учебной деятельности студентов (принцип гуманитаризациипринцип взаимосвязи математического и методического курсовпринцип бинарностипринцип соответствия структуре учебной деятельностипринцип содержательной взаимосвязи начального и вузовского курсов математикипринцип… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогический аспект исследования
    • 1. Современные тенденции развития школьного образования
    • 2. Формирование учебной деятельности — основная задача начального образования
  • Глава 2. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к обучению школьников математике
    • 1. Принципы профессионально — педагогической направленности математической подготовки будущего учителя
    • 2. Основные направления совершенствования математической подготовки будущего учителя начальных классов
    • 3. Принципы организации учебной деятельности студентов в процессе изучения курса «Математика»
  • Глава 3. Способы организации учебной деятельности будущих учителей начальных классов в процессе изучения курса
  • Математика"
    • 1. Вузовский учебник математики как средство организации учебной деятельности студентов
    • 2. Содержание формирующего эксперимента
    • 3. Организация и результаты экспериментальной работы

Организация учебной деятельности студентов при изучении курса математики на факультете начальных классов как фактор профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нацеленность начального математического образования на развитие мышления учащихся, на усиление понятийной линии начального курса математики, на приоритет продуктивных и вариативных учебных заданий, на использование моделирования, проблемно-поисковых и исследовательских методов для усвоения младшими школьниками математического содержания предъявляют новые требования к математической подготовке учителя начальных классов.

Результаты анализа тех трудностей, которые возникают у учителей начальных классов на уроках математики, свидетельствуют о том, что их педагогическое сознание не готово принять и самостоятельно реализовать ¦ идеи развивающего обучения в конкретном учебном предмете, в частности математике.

Одним из практических путей преодоления противоречия между целями современного начального образования и той профессиональной подготовкой, которую будущие учителя получают при обучении в вузе, является организация специальных курсов, на которых учителям разъясняются психолого-педагогические и методические основы развивающего обучения, даются конкретные рекомендации по организации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Однако основы педагогического сознания должны закладываться в вузе и получать свое дальнейшее развитие в профессионально-практической ф деятельности.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все учебные предметы в ^ вузе должны отвечать принципу профессионально-педагогической направленности. Однако массовая вузовская практика в большинстве случаев ограничивается формированием психолого-педагогических профессиональных знаний студентов, которые они не могут самостоятельно использовать при обучении школьников конкретному содержанию. Выполнение этих функций возлагается в основном на методические курсы, которые, к сожалению, в большинстве педагогических вузов не сориентированы пока на современные цели начального образования.

Следует отметить, что решению проблемы профессиональной подготовки учителя посвящено большое количество научных исследований, монографий, диссертаций. В работах В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова рассмотрены особенности, структура и содержание педагогической деятельности. ¦ Проблема готовности педагога к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности освещается в трудах М. И. Дьяченко, В. С. Ильина, Н. Н. Сергеева, В. В. Серикова и др.

Становлению профессионального мастерства учителя в период его обучения в вузе уделяли внимание С. И. Архангельский, В. П. Беспалыео, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Ю. Г. Татур и др.

Проблеме формирования педагогических умений посвящены труды Н. Ф. Гоноболина, И. Т. Огородникова, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина и др.

Различные аспекты проектирования профессиональной подготовки педагога нашли отражение в исследованиях В. С. Безруковой, В. В. Гудеева, Е. С. Заир Бек, В. М. Монахова, В. И. Слободчикова и др.

Все выше названные исследования свидетельствуют о том, что Ф предметы психолого-педагогического цикла располагают основательной базой для формирования профессиональных знаний студентов.

Что касается специальных дисциплин, то в литературе описаны лишь общие направления профессионализации их преподавания в педвузе, тогда как специфика различных предметов, изучаемых в педвузах, настоятельно требует более детальной и конкретной разработки вопроса о профессионально-педагогической направленности обучения специальным дисциплинам с учетом их характерных особенностей". [145, с.11].

Большой вклад в разработку этого аспекта проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя математики внес.

A.Г.Мордкович. Сформулированные им принципы профессионально-педагогической направленности обучения (фундаментальности, бинарности, ведущей идеи, непрерывности) явились методологической основой целого ряда исследований.

Проблеме профессиональной подготовки учителя математики уделяли внимание в своих работах такие известные математики и методисты, как.

B.Г.Болтянский, В. М. Брадис, ИЯ. Виленкин, Г. АГлейзер, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. И. Мишин, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, Н. Г. Ованесов, А. А. Столяр и др.

На решение проблемы профессиональной подготовки учителя математики были направлены диссертационные исследования (В.Ф.Любичева, А. И. Нижников, Н. Л. Стефанова, И. В. Столярова и др.).

Различные аспекты проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузовском курсе математики затрагивались в работах, целями которых являлись: обоснование содержания и разработка методики изучения конкретных вопросов курса «Математика» на факультете подготовки учителей начальных классов (Л.П.Стойлова, Н. Н. Лаврова, Г. И. Подгайнев, В. А. Ситаров, И. В. Шадрина, Л. П. Ануфриева, Г. В. Хамер, О. В. Тарасова, Т. В. Смолеусова и др.).

Однако, выявление возможностей профессиональной подготовки учителя начальных классов в курсе «Математика» на факультете подготовки учителей начальных классов, отвечающей требованиям современного ^ начального образования, не являлось предметом специального исследования, что и обусловило выбор темы диссертации: «Организация учебной деятельности студентов при изучении курса математики на факультете начальных классов, как фактор профессиональной подготовки».

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется следующими мотивами:

1. Противоречием между целями современного начального образования и той профессиональной подготовкой, которую будущие учителя получают при изучении курса «Математика».

2. Потребностью начальной школы в учителях, способных реализовать современные тенденции развития образования в процессе обучения младших школьников математике.

3. Недостаточной методической разработкой профессионального * аспекта математической подготовки будущих учителей начальных классов в русле современных взглядов на образование.

Проблема исследования — поиск путей совершенствования профессиональной подготовки учителя в курсе «Математика» на факультете учителей начальных классов.

Объект исследования — процесс обучения математике студентов факультета подготовки учителей начальных классов.

Предмет исследования — влияние способов организации учебной деятельности студентов на профессиональное становление будущего учителя в процессе изучения курса «Математика» на факультете подготовки учителей начальных классов.

Целью исследования является выявление способов организации 4 учебной деятельности студентов, способствующих повышению качества математического образования будущих учителей начальных классов и их подготовке к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: если организовать процесс изучения курса ^ «Математика» на факультете подготовки учителей начальных классов в соответствии с основными компонентами структуры учебной деятельности (мотив, постановка учебной задачи, организация деятельности, самоконтроль) и сориентировать студентов на осознание способов ее организации, то это позволит повысить качество их математической и профессиональной подготовки.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать: психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме профессиональной подготовки учителяучебники по математике для факультета подготовки учителей начальных классовметодические исследования по проблеме совершенствования математического образования учителей начальных классов.

2. Сформулировать принципы организации учебной деятельности студентов, учитывающие специфику профессиональной подготовки учителя начальных классов и тенденции развития современного начального образования.

3. Выделить способы организации учебной деятельности студентов факультета подготовки учителей начальных классов при изучении курса «Математика» и апробировать их в практике работы.

4. Экспериментально проверить эффективность способов организации учебной деятельности студентов.

Методологическую основу диссертационного исследования составили: принципы единства и диалектического взаимодействия теории и практики в 4 научном познаниидеятельностный подход к построению модели специалиста (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, Д. Б. Эльконин,.

Н.Ф.Талызина) — принципы профессиональной направленности специальной подготовки учителя математики (А.Г.Мордкович).

Проблема, цель и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессиональной направленности обучения и совершенствования математической подготовки студентов факультета учителей начальных классов, программ, учебников по математике для начальных классов и для факультета подготовки учителей начальных классов, анкетирование студентов, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Организация исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2002 годы и включало несколько этапов.

На первом этапе (1997 -1998гг.) анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам развивающего обучения, профессиональной деятельности учителя и его подготовки в вузе, осуществлялся констатирующий эксперимент, который включал в себя анкетирование учителей начальных классов, с целью выявления тех трудностей, которые они испытывают при обучении младших школьников. На втором этапе (1998;2000 гг.) проводился анализ результатов констатирующего эксперимента, разрабатывались принципы и способы организации учебной деятельности студентов в процессе изучения вузовского курса математики, были проведены серии формирующих экспериментов.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) проводился контрольный эксперимент, анализировались и обобщались его результаты, а также было выполнено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Сформулированы принципы организации учебной деятельности студентов (принцип гуманитаризациипринцип взаимосвязи математического и методического курсовпринцип бинарностипринцип ^ соответствия структуре учебной деятельностипринцип содержательной взаимосвязи начального и вузовского курсов математикипринцип внутрипредметных связейпринцип целенаправленного развития мышления и речи студентовпринцип целенаправленной подготовки учителя к методическому творчеству), в которых нашли отражение возможные пути осуществления профессиональной направленности курса «Математика» на факультете подготовки учителей начальных классов и основные тенденции развития начального математического образования.

2. Разработаны способы организации учебной деятельности студентов факультета подготовки учителей начальных классов в процессе изучения курса «Математики», повышающие уровень их математической и профессионально-методический подготовки (использование проблемно-профессиональных задач на всех этапах деятельности студентов в процессе * обучения математикесоотнесение заданий с определением понятий, используемых в заданииизменение заданий и упражнений с недостающими, лишними и ошибочными даннымисоотнесение разных формулировок одного заданиявыбор решения, соответствующего заданному условиюизменение условия в соответствии с приведенным решениемвыбор альтернатив).

Практическая значимость результатов исследования состоит в применение разработанных способов организации учебной деятельности студентов в практике педагогических вузов, а также для совершенствования учебных пособий и учебников по математике для студентов факультета подготовки учителей начальных классов.

Достоверность и обоснованность, полученных в диссертационном д исследовании результатов и выводов, обеспечиваются опорой на фундаментальные психолого-педагогические и методические исследования в области профессиональной подготовки студентов и развивающего обучения, экспериментальной проверкой теоретических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования докладывались на ежегодных научных конференциях преподавателей и студентов Астраханского государственного педагогического университета (1997;2001 гг.), на Федеральной научно-практической конференции в Нижнем Новгороде (1997 г.), на V Международной конференции «Информатика. Образование. Экология и здоровье человека» (Астрахань, 2000 г), на заседаниях кафедры математики и методики преподавания математики Астраханского государственного педагогического университета (1997;2001 гг.), на заседании кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета (2001г.). Результаты исследования используются в процессе методико-математической подготовки студентов педагогического факультета Астраханского государственного педагогического университета, а также в педагогической практике студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная направленность вузовского курса математики на факультете подготовки учителей начальных классов может быть существенно усилена путем целесообразной организации учебной деятельности студентов. При этом особое значение, приобретает разработка способов организации учебной деятельности, которые способствуют формированию у студентов современных методических взглядов на процесс обучения младших школьников математике.

2. Процесс обучения математике будущих учителей начальных классов целесообразно построить согласно принципам организации учебной деятельности студентов (принцип гуманитаризациипринцип взаимосвязи математического и методического курсовпринцип бинарностипринцип соответствия структуре учебной деятельностипринцип содержательной взаимосвязи начального и вузовского курсов математикипринцип внутрипредметных связейпринцип целенаправленного развития мышления и речи студентовпринцип целенаправленной подготовки учителя к методическому творчеству) Способы организации учебной деятельности студентов обеспечивают мотивационный аспект обучения математике (проблемно-профессиональные ситуациивопросы и задания, устанавливающие связи со школьным курсом математикивыполнение студентами заданий из начального курса математики, обоснование практической значимости изучаемого вопроса), организацию деятельности студентов, направленную на усвоение математических понятий и способов действий (сравнение, преобразование, конструирование математических заданий, их связь с теоретическим материалом), самоконтроль и самооценку (различные способы доказательства, задания с недостающими, избыточными или ошибочными данными, изменение заданий) и способствуют повышению качества их профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование проводилось в русле деятельностного подхода к построению модели специалиста и концепции развивающего обучения математике в начальных классах.

Целью исследования явилось выявление способов организации учебной деятельности студентов, способствующих повышению качества математической подготовки будущих учителей начальных классов и ее профессиональной направленности. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме профессиональной подготовки учителя с целью выявления современных тенденций развития школьного образования, которые направлены на создание личностно-ориентированной модели образования, построенной на гуманистических принципах и создающей условия для становления субъективной позиции учащихся. Реализация данной модели образования связана с разработкой личностно-ориентированных технологий, в числе которых следует выделить проблемное обучение, т.к. специфика его использования при обучении младших школьников математике связана с формированием учебной деятельности, которая является ведущим видом деятельности учащихся начальных классов.

— на основе анализа учебников математики для факультета подготовки учителей начальных классов, методологических исследований по проблеме совершенствования математического образования учителей начальных классов были выявлены возможности профессиональной направленности вузовского курса математики, которые нашли выражение в отборе содержания курса, логике его построения и способах организации учебной деятельности студентов.

— сформулированы принципы организации учебной деятельности студентов, учитывающие специфику профессиональной подготовки учителя начальных классов. К ним относятся: принцип гуманитаризации, принцип взаимосвязи математического и методического курсов, принцип бинарности, принцип осознания студентами структуры учебной деятельности, принцип содержательной взаимосвязи начального и вузовского курсов математики, принцип целенаправленного развития мышления и речи студентов, принцип целенаправленной подготовки учителя к методическому творчеству.

— выявлены и апробированы в практике работы способы организации учебной деятельности студентов, эффективно влияющие на качество математической подготовки студентов и на приобретение ими опыта методической деятельности. Приоритетное место среди выделенных способов занимают проблемно-профессиональные задачи. Это связано с тем, что они: а) являются средством постановки учебных задачб) обеспечивают стойкую мотивацию познавательной деятельностив) реализуют принцип взаимосвязи математического и методического курсовг) способствуют развитию не только логического, но и методического мышленияд) помогают студентам осознать покомпонентный состав учебной деятельности.

Эффективность предложенной системы способов организации учебной деятельности студентов, основанной на выше названных принципах, была экспериментально подтверждена в процессе обучения студентов педагогического факультета Астраханского государственного педагогического университета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Система геометрической подготовки учителей начальных классов на педагогическом факультете. Дис.канд.пед.наук. М., 1978.- 178с.
  2. М.И. Методические задачи как средство подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников математике. Дис.канд.пед.наук. М., 1989. 140с.
  3. А.Д. Пути развития школы.// Математика в школе, 1987 № 5 с.9−14.
  4. Э.И. Математика. 1 класс. Харьков М., 1994 — Часть 1.-141с. Часть2. — 149с.
  5. Э.И. Математика 2 класс. Томск, 1992. 174с.
  6. Э.И. Математика 3 класс. М., 1997. 172с.
  7. С.П., Исаков П. С., Скаткин Л. Н. Содержание курса математики на факультетах подготовки учителей начальных классов. В кн. Ученые записки. Вып. 15. МГЗПИ М., 1967 — с. 12.
  8. JI.П. Научно-методические основы геометрической подготовки учителей начальных классов в вузе. Дис.канд.пед.наук. М., 1999.-232с.
  9. АргинскаяИ.И. и др. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1991 240с.
  10. И.И. Математика. 2 кл.: Учеб. для трехлетней нач.шк. М., Просвещение, 1996 228с.
  11. И.И. Математика: 3 кл.: Проб.учеб. М., Просвещение, 1993 -160с.
  12. С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. -М.: Знание, 1973. 61с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980 368с.
  14. С.Е. Подготовка будущего учителя к руководству развитием математического мышления младших школьников. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1985. 16с.
  15. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии, 1984. № 1, с.51−57.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. Ю.К.Бабанский/ М.: Педагогика, 1989 560с.
  17. Т.В., Калинина М. И. Совершенствование преподавания математики на факультете начальных классов педагогических вузов.//Начальная школа, 1992 № 1 -с.36−38.
  18. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов. Дис.канд.пед.наук. Саранск, 1994. 135с.
  19. C.B. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителей математики в педвузах. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999 23с.
  20. A.B. Моделирование как основа построения курса «Математика и конструирование» в начальных классах. Афтореф. дис.канд.пед.наук. М., 1992 16с.
  21. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.- М., Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997.-304с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989.-192с.
  23. В.Г., Глейзер Г. Д., Черкасов P.C. К вопросу о перестройке общего математического образования.// Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989.- с.231−238.
  24. С.М. Анализ психологических факторов трудности учебных заданий.// Психологические проблемы построения школьных учебников. М., 1999.-c.99−120.
  25. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М., Знание, 1983 96с.
  26. A.A. Активное обучение в высшей школе: контексный подход. М., 1991- 94с.
  27. В.В. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Вица школа, 1977−94с.
  28. Н.Я., Пышкало A.M., Рождественская В. Б., Стойлова Л. П. Математика: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. М.: Просвещение, 1977 352с.
  29. Н.Я., Лаврова H.H., Рождественская В. Б., Стойлова Л. П. Задачник практикум по математике: Пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных классов пединститутов. М.: Просвещение, 1977. — 205с.
  30. Н.Я. Определения в школьном курсе математики и методика работы над ними. // Математика в школе, 1984 № 4 — с.43−47.
  31. В.А. Теоретическая подготовка по математике учителей начальных классов в педагогическом вузе. Дис.канд.пед.наук. Минск, 1987−197с.
  32. Г. В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе. Дис.канд.пед.наук. М., 1999- 179с.
  33. С. И. Столярова H.H. О новом курсе развития познавательных способностей учащихся на уроках математики.// Начальная школа 1993. -№ 7 — с.53−58.
  34. Л.А. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов. // Начальная школа. 1996 — № 11 — с.79−82.
  35. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы: Сборник научных трудов. Новороссийск: Изд-во НГПУ, 1997 289с.
  36. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.// Вопросы психологии, 1972, № 2 с.3−10.
  37. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. Екатеринбург, 1997. 160с.
  38. О.Э. Преемственность в изучении уравнений между начальной и средней школой. Дис.канд.пед.наук. М., 2000 185с.
  39. Л.В. Элементы проблемного построения учебной лекции.// Новое в теории и практике обучения: Сб.научн.работ.- М.: Знание, 1980 -Вып.1 -с.75−83.
  40. М.М. Математическая подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников представлений о величине и ее измерении: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1994 -16с.
  41. Г. Д. Цели общего образования в современном мире.// Инновации и традиции в образовании. Белград, 1996. — с.93−104.
  42. .В. Математическое образование в вузах: Учебно-методическое пособие. М., Высшая школа, 1981 174с.
  43. .В. Математика в современном мире и математическое образование. // Математика в школе, 1991, № 1. с.2−4.
  44. Г. Г. К вопросу о последовательности расположения учебного материала в программах и учебниках. Теоретические основы создания программ и учебников. М., 1981 Вып.1. — с.38−42.
  45. И.Я. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990 -224с.
  46. В.В. Гуманитарная составляющая обучения математике.// Математика в школе, 1989, № 6. с.32−35.
  47. В.В. Инновационные идеи в современном образовании.// Школьные технологии, 1997, № 1. с.3−9.
  48. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и вузе: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 -253с.
  49. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе :Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 1990 -39с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М., ИНТОР, 1996 544с.
  51. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.// Вопросы психологии, 1992 № 3−4 -с.14−19.
  52. В.В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В. Математика.1 класс. М., 1994 224с. Обучение математике. М., 1994. — 192с.
  53. Л.О. Вопросы формирования общеучебных умений при обучении математике. М., Просвещение, 1985.
  54. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе. Дис. .канд.пед.наук. Ярославль, 1972 284с.
  55. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981 -275с.
  56. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989 — 160с.
  57. ДобротворскийА.С., Ковригина А. П. и др. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов. М., Прометей, 1989. 215с.
  58. Г. В. Язык преподавания математики и математический язык. // Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — с.38−47.
  59. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. // Математика в школе, 1990, № 6 с.2−5.
  60. Г. В. Гуманитарно ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе. // Математика в школе, 1997 — № 4 — с.59−66.
  61. М. Научно-методические основы развивающего учебника математики для начальных классов. Дис.канд.пед.наук. М., 2000. 135с.
  62. Ю. Особенности познавательной деятельности будущих педагогов в зависимости от их профессиональной направленности. // Психологические аспекты познавательной деятельности личности. -Вильнюс, 1984−83с.
  63. Т. А. Гуманитаризация математического образования: Монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998 206с.
  64. Е.Г. Дидактический аппарат учебника как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Дис.канд.пед.наук. М., 1998.-189с.
  65. И.И., Галатенко H.A. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М., Изд. корпорация «Логос», 1994. 208с.
  66. И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение. // Вопросы психологии, 1996, № 3 с. 138−141.
  67. Инновационное движение в российском школьном образовании. / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан.Пинского. М., 1997. 416с.
  68. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. // Вопросы психологии, 2000, № 3 с.57−66.
  69. Н.Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе. Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 1995.-42с.
  70. Н.Б. Курс математики в начальных классах. // Начальная школа, 1995, № 8 с. 71,1995, № 9 — с.49−50.93 .Истомина Н. Б. Концепция обучения математике в начальной школе. // Начальная школа, 1996, № 10. с.48−51.
  71. Н.Б. Математика. 1 класс. М.: Linka Press, 2000. — 224с.
  72. Н.Б. Математика. 2 класс. М: Linka Press, 2000. — 188с.
  73. Н.Б. Математика.З класс. М: Linka Press, 2000. — 238с.
  74. Н.Б. Математика. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск, «Ассоциация XXI век «, 1999.-240с.
  75. Н.Б. Математика.5 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Linka Press, 1998. -240с.
  76. Н.Б. Математика.6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Смоленск,» Ассоциация XXI век 1999.-192с. ЮО. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., Linka Press, 1997.- 288с.
  77. Кабанова Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., Просвещения, 1968. -288с.102 .Кабанова Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение М., Знание, 1981 — 96с.
  78. ЮЗ.Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990. -144с.
  79. Юб.Колягин Ю. М., Моро М. И. Дальнейшее совершенствование начального математического образования. // Начальная школа, 1985, № 12. с.2−7.
  80. Концепция развития школьного математического образования. // Математика в школе, 1990, № 1. с.2−12.
  81. А.П., Тепеницина Т. И. К вопросу о формировании педагогической направленности и педагогических способностей. //
  82. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей. М., 1982. с.81−91.
  83. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., Педагогика, 1977. 264с.
  84. ПЗ.Кулюткин Ю. Н. Педагогическое мастерство учителя. // Вопросы психологии, 1983, № 3. с.51−61.
  85. Л.Н. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей. Дис.канд.пед.наук. Ереван, 1990.- 174с.
  86. H.H. Логическая подготовка студентов факультета начальных классов в вузовском курсе математики. Дис.канд.пед.наук. М., 1989. -122с.
  87. H.H. Никольская И. Л. Как повысить логическую грамотность студентов при обучении математике. // Начальная школа, 1996, № 12. с.4−9.
  88. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. // Педагогика, 1999, № 6. -с.30−33.
  89. М. История физики. М., 1956. 230с.
  90. В.А. Самостоятельная работа студентов факультета начальных классов при изучении курса математики. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1993.- 17с.
  91. Г. Г. Теоретические основы разработки средств обучения по математике. Автореф. дис. д-ра.пед.наук. М., 1991. 33с.
  92. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. 288с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975- 304с.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.- 186с.
  95. Л.В. Логическая подготовка учителей начальных классов к обучению математике. Автореф.дис.канд.пед.наук. Минск, 1988. 18с.
  96. И.Г. Устные упражнения в системе развивающего обучения математике в начальной школе. Автореф.дис.канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999.- 19с.
  97. H.A. Проблема формирования системы учебных умений и навыков учащихся. // Советская педагогика, 1980, № 3. с.60−67.
  98. Г. Л. Колягин Ю.М. Основные понятия современного школьного курса математики. / Под ред. А. И. Маркушевича М., Просвещение, 1974. 382с.
  99. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дис. .д-ра пед. наук. С.-П., 1989.- 59с.
  100. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя. Дис. канд.пед.наук. М., 1996. 196с.
  101. В.Ф. Теоретические основы проектирования учебного процесса по курсу «Методика преподавания математики». Дис. д-ра пед.наук. М., 2000. 297с.
  102. A.A. Назревшие вопросы подготовки учителя начальной школы (в вузе). // Советская педагогика, 1966, № 8. с. 86.
  103. Э.В. Подготовка учителя в педвузе к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике. Автореф. дис.канд.пед.наук. Саранск, 2000. 19с.
  104. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. 96с.
  105. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., Педагогика, 1983. 64с.
  106. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1993. 192с.
  107. Математика 2 класс. (1−4) / Под ред. Ю. М. Колягина. М., 1987. 160с.
  108. Математика 3 класс. / Под ред. Ю. М. Колягина. М., 1988. 192с.
  109. Математика 3 класс. / А. С. Пчелко и др. М., 1993. 207с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208с.
  111. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.-368с.
  112. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.-219с.
  113. А.Е., Добротворский A.C., Чекин A.JI. Роль математической культуры в подготовке студентов к преподаванию в начальных классах. // Начальная школа, 1990, № 1. с.70−72.
  114. А.Е., Добротворский A.C., Чекин АЛ. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов. М., Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж. Изд-во НПО «МОДЕК», 1998. 448с.
  115. Н.В. Дидактика математики. Минск. Изд-во БГУ, 1982. -256с.
  116. Методика преподавания математике в средней школе: Общая методика. / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, ГЛЛуканкин, В. Я. Салнинский. М., Просвещение, 1980. 368с.
  117. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, 1997, № 4.- с.28−38.
  118. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дис. д-ра пед.наук. М., 1992.
  119. МордковичА.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 1987. -38с.
  120. М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова Г. В. Математика 1 (1−3). М., 1994.-175с.
  121. М.И., Бантова М. А. Математика 2 (1−3). М., 1993. -256с.
  122. Ю.К. Совершенствование мето дико-математической подготовки будущих учителей начальных классов на педагогическом факультете. Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев., 1984. 19с.
  123. Начальное образование в России. М., Изд-во «Школа», 1994. 263с.
  124. Л.П. Диагностика методико-математической подготовленности учителя начальных классов. Дис.канд.пед.наук. М., 1997.-136с.
  125. Л.П. Практикум по теоретическим основам начального курса математики. Самара, 2000. 46с.
  126. И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1973. -26с.
  127. И.Л. Знакомство с математической логикой. М., МПСИ: Флинта, 1998. 128с.
  128. А.И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики. Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 2000. 44с.
  129. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1990. 18с.
  130. Н.Г. Методологические основы математики. Астрахань, 1990. -24с.164.0ванесов Н.Г. О логико-психологической направленности в обучении математике в педагогическом институте. Ученые записки. Астрахань, 1994.-с.19−21.
  131. . Генезис элементарных логических структур. М., Изд-во ИНЛИТ, 1963.-448с.
  132. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М., Знание, 1985. -80с.
  133. Г. И. Система математической подготовки учителя начальных классов в педагогическом институте. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1981.- 19с.
  134. Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики. Тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Калуга, 1998.-230с.
  135. В. Дидактическая подготовка будущих учителей. // Учитель, 2001, № 2. с.73−75.
  136. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., Просвещение, 1990. 142с.175 .Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности учителя. М., Просвещение, 1983. 123с.
  137. М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. М., Просвещение, 1975. 208с.
  138. Проблемы психологии образования. / Под ред. A.A. Вербицкого. М., Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 132с.
  139. Проблемы реализации творческого потенциала личности в процессе обучения математике. Межвузовский сборник научно-методических трудов. Екатеринбург, НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. 164с.
  140. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512с.
  141. М.В. Реализация взаимосвязей развивающей и обучающей функций образования в процессе практических занятий по алгебре в педагогическом вузе. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1999. 16с.
  142. Пути оптимизации обучения математике в вузе и школе: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск, 1986. 168с.
  143. А.М. Средства обучения математике. М., Просвещение, I960.
  144. А.М., Стойлова Л. П., Ирошников Н. П., Зельцер Д. П. Теоретические основы начального курса математики. М., Просвещение, 1974.-367с.
  145. В.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности. Автореф.дис.д-ра пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999.-45с.
  146. Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема. // Психологический журнал, 1991, № 5. с.65−72.
  147. С.Л. Направленность личности. // Хрестоматия по психологии. М., Просвещение, 1987. с. 152−154.
  148. Е.А. Совершенствование математического образования младших школьников посредством языковой работы. Дис.канд.пед.наук. Новосибирск, 1998. 181с.
  149. В.Н. Введение элементов теории отношений в курсе математики начальной школы, построенной на теоретико-множественной основе. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1975. 23с.
  150. М.Н. Преемственность в формировании аналогии при обучении математике в начальных и 5 6 классах средней школы. Автореф. дис. канд.пед.наук. Саранск., 1999. — 19с.
  151. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. М., Просвещение, 1980. 144с.
  152. К.А. Процесс мышления и использование знаний./ Под ред. C.JI. Рубинштейна. М., 1960. с.5−48.
  153. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореф.дис.д-ра пед наук. М., 1977.-28с.
  154. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. Киев. Рад. школа, 1983. 192с.
  155. С.И. Развитие у учащихся умения рассуждать при обучении математике в 5−6 классах. Автореф.дис.канд.пед.наук. Петрозаводск, 1999.- 22с.
  156. В.А. Совершенствование профессиональной подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников решению задач. Дис.канд.пед.наук. М., 1992. 110с.
  157. Со ломко И. С. Психологические особенности взаимосвязи профессионально-педагогической направленности и самостоятельной работы студентов педвуза. Дис.канд.пед.наук. М., 1992. 239с.
  158. A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974. 86с.
  159. Стандарт математического образования. / Для факультетов подготовки учителей начальных классов. М., Просвещение, 1996. 62с.
  160. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе. Автореф.дис.д-ра пед.наук. С.-Пб., 1996. 32с.
  161. JI.П. Бинарные отношения в системе математической подготовки учителя начальных классов. Дис.канд.пед.наук. М., 1976. -225с.
  162. Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Издательский центр «Академия», 1999.-424с.
  163. A.A. Педагогика математики. Мн. Вышейшая школа, 1986.-414с.
  164. A.A. Роль математики в гуманизации образования. // Математика в школе, 1990, № 6.- с.5−7.
  165. A.A., Лельчук М. П. Математика: Для студентов 1 курса факультетов подготовки учителей начальных классов педагогических вузов. Минск. Вышейшая школа, 1975. 272с.
  166. И.В. Технологический подход к переподготовке учителя математики на основе овладения инновационными компонентами проектировочной деятельности. Дис.канд.пед.наук. М., 2000. 206с.
  167. Ю.Суворова С. Б. Упражнения как средство организации учебной деятельности при обучении алгебре в 6−8 классах. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1982. -21с.
  168. Г. П. Содержание и структура геометрического материала в курсе математики педагогических факультетов пединститутов. Дис.канд.пед.наук. Минск, 1981. 170с.
  169. С.И. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов в пединститутах. Автореф.дис.канд пед наук. Одесса, 1979. -23с.
  170. З.Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1988. 175с.
  171. О.В. Математическая подготовка будущего учителя начальной школы в вузе. Автореф.дис.канд.пед.наук. Орел, 1997. 18с.
  172. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. / Под ред. Н. Б. Истоминой. М. Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. -221с.
  173. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., Педагогика, 1983. 352с.
  174. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности студентов университета. Автореф.дис.канд.псих.наук. С.-П6.Д975. -17с.
  175. М.Т. Организационно-педагогические условия развития творческих поисков учителей. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1990. 18с.
  176. A.B. Формирование учебных умений учащихся. // Советская педагогика, 1982, № 1. с.45−48.
  177. P.A. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении. Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 1998.-37с.
  178. Федеральная программа развития образования. // Учительская газета № 14, 15 апреля 1997. с. 11−14.
  179. A.A. Процессы обучения людей и автоматов.// Методы оптимизации автоматических систем. / Под ред. ЯЗ. Цыпкина. М., Энергия, 1972.-68с.
  180. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., Педагогика, 1982. 216с. 225. Формирование приемов математического мышления. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., «Вентана-Граф», 1995. — 231с.
  181. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., Просвещение, 1983. 160с.
  182. JI.M., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса. М., Просвещение, 1990.
  183. Г. В. Алгоритмическая подготовка студентов факультета начальных классов в вузовском курсе математики. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 18с.
  184. Г. В. Формирование педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в процессе их методико-математической подготовки. Автореф.дис.кан.пед.наук. Новосибирск, 1999. 17с.
  185. А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. // Повышение эффективности обучения математике в школе. Кн. для учителя./ Сост. Г. Д. Глейзер. М., Просвещение, 1989. с. 18−37.
  186. А.Х. Вопросы повышения качества методико-математической подготовки студентов пединститутов в свете задач начального математического образования. Дис.канд.пед.наук. Ташкент, 1970.-163с.
  187. P.M., Занина JI.B. Основы профессиональной подготовки специалистов на педагогическом факультете педуниверситета. // Начальная школа, 1996, № 9. с.65−66.
  188. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995. 190с.
  189. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Издательская корпорация «Логос», 1996. 320с.
  190. И.В. Подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников понятий числа и действий над числами. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1992. 20с.
  191. С.Г. Учебник в системе средств обучения. // Проблемы школьного учебника. М., 1976, Вып.4. с.44−48.
  192. С.Т. Принципы педагогической интеграции и их реализация в процессе методико-математической подготовки учителей начальных классов. Дис.канд.пед.наук. М., 1996. 110с.
  193. Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1980.-18с.
  194. О.Б. О подготовке учителя начальных классов в современных условиях. // Начальная школа, 1996, № 7.- с.3−5.
  195. Г. Г. Профессиональная направленность подготовки студентов. // Начальная школа, 1998, № 3. с.103−106.
  196. Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М., Наука, 1971. 256с.
  197. Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989. 560с.
  198. П.М. Математика. 1 класс. М., 1994. 247с. 248. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., Педагогика, 1979. — 144с.
  199. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения современной школе. М., Сентябрь, 2000. 176с.
  200. B.C. Образовательные стандарты высшей школы методологические основы, разработка и применение. Омск, 1994. 66с.
Заполнить форму текущей работой