Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Высшая школа как системообразующий социальный институт: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система высшего образования в современном российском общество требует новых подходов к изучению и прогнозированию ее деятельности в условиях нынешних социально-экономических процессов. Необходимо выявить тенденции, уточнить специфику современного состояния высшей школы. Постановка и решение таких проблем призваны стать методологическим обоснованием и теоретической базой для эффективного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования деятельности высшей школы в регионе
    • 1. Основы системообразующей деятельности высшей школы Г
    • 2. Высшая школа в регионе, ее институциональная сущность и социальные функции
    • 3. Анализ и прогнозирование деятельности высшей школы (принципы, показатели, методы)
  • Глава 2. Развитие высшей школы как социальный процесс: взаимодействие с социумом в регионе
    • 1. Структурные изменения в высшей школе в процессе реформирования
    • 2. Роль региональных факторов в реформировании высшей школы
  • Глава 3. Развитие высшей школы как условие воспроизводства образовательного потенциала социума в регионе
    • 1. Циклический характер развития высшей школы и его особенности в современном российском обществе
    • 2. Самодостаточность высшей школы как социального института и ее взаимодействие социальными процессами в регионе
  • Глава 4. Регулирование деятельности высшей школы в регионе
    • 1. Применение программно-целевого метода в регулировании деятельности высшей школы на региональном уровне
    • 2. Концепция мониторинга деятельности высшей школы на региональном уровне
  • Заключение

Высшая школа как системообразующий социальный институт: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Система высшего образования в современном российском общество требует новых подходов к изучению и прогнозированию ее деятельности в условиях нынешних социально-экономических процессов. Необходимо выявить тенденции, уточнить специфику современного состояния высшей школы. Постановка и решение таких проблем призваны стать методологическим обоснованием и теоретической базой для эффективного реформирования высшей школы как системы воспроизводства интеллектуального и культурного потенциала общества. Более того, деятельность учреждений высшего и послевузовского образования в субъектах (регионах) Российской Федерации неизбежно встречается с множеством факторов регионального и местного характера, которые могут выступать как дополнительные потребности и условия осуществления этой деятельности. Основой для таких факторов являются социально-экономические различия и социокультурные особенности регионов. Уже поставлен и обсуждается вопрос о региональной социально-экономической асимметрии как отклонении свойств и параметров данного объекта от некоего «стандарта», «нормы». Поэтому настало время исследовать высшую школу не только как образовательную систему, но и как социальный институт, действующий не только в рамках всего общества, но и в рамках социума регионального характера, определенных регионов, с учетом тех социальных процессов, которые характерны для этих регионов. Определение роли высшей школы в воспроизводстве научно-технического, образовательного и культурного потенциалов региона, ее ресурсов для осуществления своих функций в данном регионе — все это имеет существенное значение на пороге XXI века. Особо важное значение эти аспекты приобретают для разработки современной российской национальной доктрины образования.

Состояние научной разработки и исследования проблемы.

Проблемы развития высшей школы в социологическом и социокультурном контексте занимали и занимают важное место в исследованиях отечественных и зарубежных социологов. Актуальные вопросы, связанные с развитием системы образования и социальной структуры общества вследствие научно-технического прогресса были своевременно поставлены и проанализированы в работах отечественных (H.A. Аитов, Э. Н. Камышев, Л. Я. Рубина, М.Н. Рутке-вич, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов, И. П. Яковлев и др.) и зарубежных (Ф. Кумбс, М. Троу, Дж. Хэвигхерст) социологов.

Исследование проблем становления личности специалиста, его деятельности после окончания вуза позволило внести большой вклад в развитие социологии образования и в практику подготовки специалистов с высшим образованием в 80−90-х гг. (В.И. Добрынина, Л. И. Коханович, Т. Н. Кухтевич, В. Т. Лисовский, Е. Э. Смирнова, И. Е. Столярова, Н. Ф. Талызина, В.Д. Шадриков).

Накоплен значительный исследовательский материал, посвященный сопоставительному анализу деятельности высшей школы в прошлом и в настоящем, и прогнозам ее дальнейшего развития (В.А. Змеев, Н. В. Полякова, A.B. Меренков, A.A. Овсянников, Г. Н. Соколова, В. Г. Харчева, В. Э. Шереги, И.В. Бестужев-Лада).

Происходящие трансформации в жизни российского общества породили новые проблемы в развитии образования в целом и высшей школы, в особенности. По-новому актуализировались проблемы социальной доступности и влияния образования на социальную дифференциацию и социальную мобильность субъектов социума (О. Смолин, Ю. Громыко, В. Байденко, В. Д. Шадриков, Н. Д. Сорокина, Ю.Г. Волков).

Представляют интерес не только социальные и экономические основы современной системы образования, но и теория и практика прогнозирования потребностей в специалистах в условиях структурной перестройки экономики, внедрение новых технологий образования, соответствующих возрастающим требованиям к качеству подготовки специалистов (В.В. Боков, JI.M. Гершун-ский, А. Н. Тихонов, С. Смирнов, В.Е. Яценко).

Накопленный опыт теоретических разработок системного подхода и его применение к исследованию социальных институтов и процессов (ИГВ. Блау-берг, Б. Г. Юдин, Г. А. Антипов, В.Н. КочергинH.H. Моисеев, В. Н. Садовский, Г. П. ЩедровицкийВ.Г. Афанасьев, С. А. Кузьмин, Ю. М. Плотинский, В.Ф. Шаповалов) являются фундаментальной методологической основой для системного изучения проблем современного образования и управления им в новых условиях (А.Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А.Д. ИванниковФ.И. Перегудов).

Все более значимым становится системное исследование проблем деятельности, т. е. функционирования и развития высшей школы, а также управления этими процессами в регионах. Образование обоснованно рассматривается как системообразующий фактор развития регионов (В.М. Егоров, В.М. Петро-вичев, В. Сенашенко, Н. Сенаторова, Г. Ф. Шафранов-Куцев).

Однако, остается еще мало исследованной двусторонняя взаимосвязь системы высшего образования как социального института с социальной средой в регионе. В связи с этим необходимо всестороннее рассмотрение социального института образования в целом, частью которого является высшая школа. Сущность и функции социальных институтов как таковых составляли предмет исследования и теоретико-методологических разработок известных зарубежных (Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Сорокин, Н.Дж. Смелзер, Э. Гидденс, Я. Ще~ паньский) и отечественных (Е.А. Ануфриев, А. Г. Здравомыслов, Г. В. Осипов, Ж.Т. Тощенко) социологов.

В последние годы появились новые концепции, связанные с тем, что основные характеристики современного мира все больше становятся изменчивыми, многообразными, что придает разнообразие и неопределенность социальным процессам и явлениям. Поэтому могут иметь право на существование не одна, а множество социологических концепций, «много социологии для одного мира» (П. Штомпка). Это по-своему проявляется в концепциях социологов, возникших в 90-е гг. (М. Арчер, П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Штомпка) и посвященных социальным институтам, процессам и современным социальным изменениям.

Новые подходы требуют применения понятий и основных положений, разработанных в других отраслях знания — теорий циклических процессов, вероятностей, случайных и хаотических процессов. Современные экономисты и социологи все чаще обращаются к теоретическим вопросам в наследии Н. Д. Кондратьева, П. А. Сорокина, Й. Шумпетера, предлагая свои трактовки (С.Ю. Глазьев, В. Кушлин, С. М. Меньшиков и Л. А. Клименко, A.B. Полетаев и И. Г. Савельева, В. И. Умов и В. В. Лапкин, Ю.В. ЯковецК. де Грин, К. Перес-Перес, С. Свиндлэнд, К. Фримен).

В контексте выхода на региональный уровень важное значение имеет обращение к понятию «социум», которое давно введено в социологии, но сейчас нуждается в уточнениях. Наращивание потенциала территориальной воспроизводственной комплексности, развитие межрегиональной интеграции, укрепление федерализма — все это приводит к необходимости разработки нового понятия «региональный социум» (А.И. Сухарев).

Проблемы социального развития регионов обстоятельно рассматривались через анализ территориальных общностей, социального развития города и деревни (H.A. Аитов, Д. В. Доленко, М. Н. Межевич, С. В, Успенский, О.й. Шкара-тан). Разработка и применение понятия «региональный социум» связано и с такими относительно новыми социальными категориями, как «социальная топология», «социальное пространство». Современные социальные процессы все чаще связываются с проблемами социального воспроизводства, в том числе — в рамках регионов (В.Г. Виноградский, Н. С. Савкин, В. А. Писачкин и др.). И все более важное значение в контексте анализа деятельности любого социального института приобретают вопросы социального программирования и социального прогнозирования, которые с конца 70-х гг. разрабатываются отечественными специалистами (Ю.А. Тихомиров, Е. З. Майминас, А. Г. Аганбегян, Г. А. Анто-нюк, И.В. Бестужев-Лада, Ж. Т. Тощенко, Т. М. Дридзе, В.В. Маркин), в том числе — связанные с социализацией личности и с процессом обучения в высшей школе (М.Г. Гаазе-Рапопорт, Э. А. Орлова и др.).

Средствами анализа результатов и определения эффективности при этом становится социальный мониторинг. Наиболее разработанными являются социально-экономический мониторинг и мониторинг научно-технического потенциала, в том числе — на уровне региона (Г.Б. Клейнер, А.Ю. ШевяковН.П. Пи-щулин).

В отечественной социологии 90-х гг. значительное внимание уделяется проблемам развития социальной структуры в связи с происходящими изменениями в социально-экономической жизни общества. Это — процессы социальной стратификации (В.В. Радаев, О.И. Шкаратан), проблемы и возможности формирования среднего класса в российском обществе (З.Т. Голенкова, JI.A. Беляева, A.A. Галкин), модели социальной структуры с учетом экономических и профессиональных признаков социальных групп (Н.М. РимашевскаяТ.И. Заславская, Р.В. Рывкина). Однако, еще остается малоисследованной проблема воздействия высшего образования на развитие социальной структуры в региональном аспекте. Возникает необходимость перехода от описания изменений в социальной структуре отдельных субъектов Российской Федерации к обобщениям и систематизации, чтобы выявить тенденции и факторы, действующие на развитие социальной структуры на региональном уровне российского общества.

Учитывая изложенное, в диссертации выдвинута цель: исследование социального института высшей школы как системообразующего фактора развития регионального социума российского общества.

В соответствии с целью в диссертации поставлены задачи:

1. Определить основные характеристики системообразующей деятельности высшей школы в на социетальном и региональном уровнях.

2. Выявить сущность и функции высшей школы как социального института в жизни региона.

3. Проанализировать тенденции институционального развития высшей школы в различных типах российских регионов.

4. Охарактеризовать прогнозы институционального развития высшей школы в современных социально-экономических условиях.

5. Проанализировать подходы к регулированию институциональной деятельности высшей школы с учетом социально-экономических и социокультурных особенностей регионов — субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования является высшая школа, включающая систему высшего и послевузовского образования, как социальный институт.

Предметом исследования являются системообразующие функции высшей школы в формировании и развитии современных социумов.

Методология исследования включает системный анализ, институциональный и комплексный подход. Первый из них требует рассматривать изучаемый предмет, выделяя при этом: взаимодействие его составных частей, зависимость отдельных составных частей от свойств целого, взаимодействие самой системы с окружающими ее системами, выбор цели и ее достижение как результат деятельности системы.

Институциональный подход требует выделить: достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные социальные общностиопределенную организацию со структурой, обеспечивающей ее устойчивостьналичие специфических социальных норм, предписаний, образцов поведения, регулирующих поведение людей в рамках такой организациивыполняемые социальные функции, включающие всю организованную таким образом деятельность индивидов в жизнь общества.

Комплексный подход предполагает междисциплинарное рассмотрение (философского, социально-экономического, социологического и теоретико-управленческого) планов изучаемой проблемы. Это позволяет анализировать и прогнозировать динамику развития тенденций и процессов в изучаемой системе.

Теоретической и методологической основой исследования являются: классические теории и современные концепции социальных институтов, разработанные отечественными и зарубежными социологами, а также достижения в области смежных наук — философии, экономической теории, теории управления. законодательные, директивные и нормативные документы, разработанные и утвержденные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации с целью совершенствования системы высшего и послевузовского образования в 1991 -1999 гг.;

С учетом сложности исследуемой проблемы в работе использованы методы научных исследований: анализ законодательных и нормативных документов по проблемам высшего и послевузовского образованияанализ и сравнение опыта регулирования деятельности системы высшего образования в различных регионах страны в 1990;1999 гг.- классификация региональных характеристик, связанных с развитием и результатами деятельности высшей школы в субъектах Российской Федерации.

РФ) — анализ статистических данных о функционировании и развитии высшей школы в целом по стране, по регионам и по отраслям народного хозяйства за период с 1960 по 1998 г.- экспертная оценка руководителей ряда образовательных учреждений г. Пензы в 1998 г.

Источниковедческая и информационная база исследования.

В ходе работы подробно изучены и использованы материалы, содержащиеся в научной литературе — теории циклического развития экономических системтеории социальной стратификации, социального действия, теоретические исследования структуры и функций социальных институтовработы современных отечественных специалистов по социальному программированию и прогнозированию. Использованы документы, характеризующие управление системой высшего и послевузовского образования на федеральном уровне (Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании»), на региональных уровнях и другие нормативные акты.

В работе проанализированы:

— статистические данные, характеризующие систему высшего образования, а также социально-экономические условия регионов РФ, опубликованные в источниках государственной статистики;

— результаты экспертной оценки руководителей образовательных учреждений г. Пензы;

— результаты исследований, проведенных специалистами по проблемам высшего образования в регионах РФ, опубликованные в печати.

Достоверность и обоснованность проведенных исследований достигнута:

— путем анализа имеющейся научной литературы по исследуемой проблеме;

— применением методов социологического исследования, дополняющих друг друга.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Впервые высшая школа рассматривается как системообразующий социальный институт социетального и регионального характера, с учетом особенностей социума и социальных процессов в нем.

При этом показана взаимосвязь социетального и регионального уровней. В этой связи функционирование и развитие высшей школы рассматривается с точки зрения системно-институционального подхода, выбирающего регион в качестве основной составляющей российского общества. Способом существования высшей школы является институционализированная система, которая не только включает традиционные внутренние функции обучения и воспитания, но и образует более широкую деятельность по подготовке, адаптации, переподготовке специалистов в соответствии с потребностями социума, проявляющимися в условиях региона. Поэтому сущность высшей школы можно охарактеризовать как социальный институт подготовки специалистов с высшим образованием. Институциональным началом является то, что цели развития высшей школы при этом определяются потребностями и ресурсами общества в условиях региона, а ее функционирование устанавливает определенные образцы социального поведения людей, включенных в ее деятельность. Кроме того, системообразующая функция высшей школы проявляется в той роли, которую высшая школа играет в воспроизводстве определенных и профессиональных слоев (интеллигенция, работники умственного труда) на уровне региона.

2. В работе уточняется содержание деятельности высшей школы как социального института. Это — организация совместной учебно-трудовой деятельности и социальных отношений представителей общества с определенным социальным статусом (работники умственного труда — преподаватели, научные сотрудники, студенты, аспиранты). Выведены следующие факторы, воздействующие на развитие и функционирование высшей школы как социального института в регионе: потребности общества и социума региона как предпосылки развития и деятельности этого социального институтасовместная деятельность людей, обусловленная социальными и юридическими нормами в рамках конкретных образовательных учреждений— как практическая основа для достижения поставленных целей и реализации потребностей общества и личности в рамках регионапоставленная цель обеспечения воспроизводства интеллектуального потенциала региона как внутренний источник развитиясоциально-исторический образ жизни социума региона как внешний фактор развития и деятельности высшей школы.

Анализ деятельности, т. е. развития и функционирования высшей школы впервые представлен как последовательный переход от рассмотрения проблемы в социетальном плане, с позиций системного и институционального походов, к региональному аспекту. Этот аспект включает не только определение, но и обобщение, классификацию условий, факторов, тенденций и выявление закономерностей в процессе деятельности высшей школы, типичных для регионов РФ.

3. Развитие и функционирование высшей школы впервые представлено как социально программируемый процесс, т. е. социальный процесс, развивающийся по определенной, заданной обществом программе. Основная цель и функции высшей школы при этом связаны с социальными потребностями общества в условиях региона. Отмечается, что данный процесс имеет циклический характер, обусловленный социально-экономическим и социокультурным развитием социума, а также связанный с циклическим же характером развития других важных социальных институтов в обществе (экономических, политических).

Программируемость развития прослеживается в структурных изменениях и институциональных преобразованиях высшей школы в регионе. Специфика структурных изменений (новые направления подготовки, специальности, уровни и формы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов) определяются особенностями развития технологических укладов, научным потенциалом, ситуацией на рынке труда, которые, как правило, значительно отличаются в регионах РФ. От этих изменений зависит конкурентоспособность, жизненные циклы специалистов, эффективность их подготовки, которые определяют их востребованность в регионе. Институциональные преобразования связаны с тем, что социум, в котором существует данный социальный институт, принимает более активное участие в реализации части его функций (мониторинг подготовки и трудоустройства специалистов для регулирования удовлетворения потребностей в них).

Это во многом зависит от социально-экономических различий и социокультурных характеристик региона.

4. Впервые показано, что циклический характер развития прослеживается в противоположных, но связанных друг с другом тенденциях: стремлении к единому образовательному пространству, к созданию системы непрерывного образования на основе интеграции уровней и форм подготовки, и к регионализации высшей школы, т. е. к стабильному развитию и функционированию в рамках своего региона, в зависимости от социально-экономических условий в нем. Дается характеристика диалектической взаимосвязи основных уровней функционирования и развития социального института высшего образования: на уровне современного российского общества — как общего, на уровне субъекта Российской Федерациикак особенного, на уровне конкретного вуза — как единичного.

5. В региональном плане впервые исследуется роль высшей школы в воспроизводстве социума в регионе, в сохранении и воспроизводстве научно-технического, образовательного и культурного потенциалов региона. Назначение высшей школы — быть одним из важных регуляторов социальной деятельности. Ее работоспособность зависит от потребностей социума, от развития его в данный момент, от социальных характеристик и проблем региона. Взаимодействие высшей школы и социума в пределах региона происходит в двух основных направлениях.

— Высшая школа не может развиваться без социума. Ее функционирование и развитие определяется условиями и потребностями конкретного региона и его социума, а не только всего общества.

— Развитие и функционирование высшей школы само является обязательным условием существования и развития и региона и социума в нем, который включен в социальную деятельность, имеет свои социокультурные признаки, составляет социальную структуру и участвует в социальных процессах в своем регионе.

Эти два направления не исключают, а дополняют друг друга. Высшая школа существует и развивается в единстве этих двух направлений. В этом же можно усмотреть явление самодостаточности, которое анализируется в региональном аспекте. Высшая школа не может существовать сама по себе и для себя, без потребностей региона и всего общества в ней. Но высшая школа не может слишком жестко зависеть от региона и окружающего социума. Ее развитие не может и не должно лишь пассивно повторять результаты социально-экономического развития региона. Развитие и функционирование высшей школы должно опережать, предвидеть деятельность и развитые региона, а не «догонять» его. Кроме того, впервые выдвигается тезис о том, что на базе научно-образовательного подхода реализуется системообразующая роль высшей школы как фактора устойчивого развития социума в условиях региона.

6. В работе впервые дается классификация регионов по эффективности выполнения высшей школой функций социального института, на основе сопоставления социально-экономических и социокультурных условий, и особенностей функционирования высшей школы в регионах.

7. Впервые даются обобщенные варианты прогнозов развития высшей школы с учетом региональных факторов, классификации укладов технико-экономического развития и многовариантности социальных процессов в современном российском обществе.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в ней подробно охарактеризованы тенденции и факторы развития высшей школы в условиях происходящих трансформаций российского общества. Разработанная методологическая схема исследования и прогнозирования деятельности высшей школы как социального института в регионе может быть необходимой для мониторинга эффективности подготовки специалистов в современных условиях, и для разработки важнейших направлений региональной политики в сфере образования.

Выводы и рекомендации, предложенные в результате исследования, могут быть использованы при определении основных принципов и методов регулирования деятельности высшей школы на региональном и местном уровнях, с целью повышения эффективности системы высшего и послевузовского образования.

Результаты и выводы исследования (в частности, результаты экспертной оценки состояния и перспектив деятельности системы образования на уровне субъекта РФ) могут быть полезны для руководителей в системе управления высшим и послевузовским, а также другими составными частями общей системы образования на региональном и местном уровнях. Они могут быть использованы для методологического обоснования целевых программ деятельности и развития системы образования в целом, при разработке программ социально-экономического развития субъектов РФ.

Кроме того, результаты и выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания ряда тем по таким учебным дисциплинам, как социология, теория управления, регионоведение в вузах и в учреждениях послевузовской подготовки, в том числе для руководителей регионального и местного уровней.

Отдельные результаты исследования были включены в выполнение республиканской комплексной научно-исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие» (1991;1995 гг.), а методологические подходы использованы при разработках разделов:

— Комплексной региональной программы научно-технического прогресса (НТП) и его социальных последствий в Пензенской области до 2000 г. (19 851 986 гг.);

— Региональной комплексной программы содействия занятости населения в Пензенской области на 1993;1995 гг. (1995 г.);

— Целевой комплексной программы по профподготовке и переподготовке безработных и незанятых граждан в Пензенской области на 1994 — 1995 гг. (1994 г.);

— Целевой комплексной программы содействия занятости молодежи в Пензенской области на 1996 — 1998 гг. (1996 г.).

Методические рекомендации по развитию системы образования на местном уровне рассматривались при работе над одним из разделов Программы развития государственного и общественного управления системой образования на принципах федерализма (головной исполнитель — НИИ регионологии при.

Мордовском госуниверситете, 1998 г.).

Публикации и апробация работы. Содержание диссертации отражено в монографии «Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты» (13,25 п.л.) и в 36 других работах автораобщий объем всех работ — 50 п.л.

Материал диссертации и ее основные положения докладывались на 16 международных, всероссийских (всесоюзных) и региональных научно-практических конференциях и семинарах. Они используются при чтении учебных курсов «Социология», «Социология труда», «Прогнозирование социально-экономического развития» в Пензенском государственном университете, а также в центре переподготовки и повышения квалификации руководителей при администрации Пензенской области.

Основные результаты и выводы диссертационного исследования представлены в следующих работах.

1. Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998.-13,25 п.л.

2. Занятость молодежи в регионе: проблемы и решения (в соавт. с В. П. Букиным, В. В. Маркиным, С.Г. Михневой). — Пенза: ПензЭПИцентр, 199 712,3 п.л.

3. Молодые инженеры: социальные проблемы процесса становления. -Деп. в ИНИОН РАН—Per. № 45 565., 13.01.1991 г.- 171 с.

4. Технические вузы: проблемы деятельности и подготовки специалистов. — Деп. в ИНИОН РАН- - Per. № 49 935., 28.12.1994 г. -186 с.

5. Социальные аспекты деятельности современной технической интеллигенции: методология социологического исследования. // Методы социологических исследований. Тез. докл. к III Всесоюз, конф., Вып.1. — М., 1989 — 0,2 п.л.

6. Типологический подход к формированию личности специалиста в техническом вузе. // Проблемы формирования личности инженера XXI века. Тез.докл. Всерос. Науч.-метод, конф. — М., 1993 — 0,2 п.л.

7. Мотивация трудовой деятельности и возможности социальной адаптации современных студентов технических вузов. // Трудовые отношения в условиях коренного преобразования российского общества: социально-экономический аспект. Тез. докл. к Междунар. Науч.-практ. конф. — Пенза, 1994, — 0,2 п.л.

8. Проблемы занятости и трудоустройства выпускников технических вузов. // Занятость населения и подготовка кадров в регионе: проблемы и решения. Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. Март 1996 г. / Под ред. Маркина В. В. — Пенза, 1996, — 0,2 п.л.

9. Профессиональные предпочтения и мотивация к труду у безработной молодежи. // Молодежь на рынке труда: проблемы и решения. Сб. тезисов Междунар. научно-практ. конф. Апрель 1997 г. / Отв. ред. Маркин В. В. -— Пенза, 1997.— 0,2 п.л.

10. Создание информационного банка данных для управления подготовкой специалистов в вузе. // Университетское образование в условиях формирования рыночных отношений. Материалы Междунар. метод, конф. Апрель 1997 г. / Под ред. Волчихина В. И., Печерской P.M. Ч. 1. — Пенза, 1997. — 0,2 п.л.

11. Роль региональных факторов в развитии системы высшего образования. // Университетское образование. Тез. докл. к III международной научно-метод. конф. Апрель 1999 г. — Пенза, 1999. — 0,2 п.л.

12. Социальный институт высшего образования в регионе. // Регионоло-гия, — 1999 г., — № 2., — 0,5 п.л.

3. Выводы и рекомендации практического характера Характеристика развития высшей школы как социально программируемого процесса не означает автоматического течения этого процесса. Поскольку высшая школа взаимодействует с социумом в лице региона, участвует в воспроизводстве его образовательного потенциала, нужно сознательное регулирование, которое осуществляется сейчас в виде разработки и реализации региональных программ развития образования. В качестве эффективного средства регулирования развития высшей школы в условиях региона, может быть программно-целевой метод, адаптированный к ее особенностям как системообразующего социального института.

Выделены группы целей, стоящие перед развитием высшей колы в региональном аспекте: экономические, социальные, социально-политические, духовно-культурные.

Рассмотрены средства эффективного регулирования деятельности высшей школы в региональном аспекте, к которым относятся:

1. Совершенствование материально-техническое базы вузов.

2. Создание экономических условий и их юридическая закрепленность.

3. Создание организационных условий.

4. Изменения в процессе обучения связанные с творческим и индивидуальным подходом к личности студента.

5. Создание системы непрерывного образования, способной гибко реагировать на происходящие изменения в социуме.

6. Создание информационного банка данных для анализа проблем трудоустройства специалистов, прогнозирования перспектив развитая вузов, анализа и прогноза погрешностей в образовательных услугах у населения региона.

7. Объективный отбор студентов по сферам деятельности, с учетом уровней подготовки, развития способностей, деловых и личностных качеств.

Для эффективного регулирования деятельности высшей школы в регионе необходимо постоянное отслеживание результатов ее деятельности и факторов ее развития в виде мониторинга, действующего по типу экспертных систем. Направлениями такого мониторинга могут быть: — взаимосвязь уровней довузовской, вузовской и послевузовской подготовки в плане регулирования их совместной деятельности;

— финансовое обеспечение деятельности высшей школы и учреждений послевузовской подготовки;

— разработка и обеспечение целевых программ развития системы высшего и послевузовского образования.

Обобщенными показателями для мониторинга в условиях региона могут быть:

— эффективность уровней, направлений и форм подготовки специалистов с высшем образованием и послевузовской подготовки;

— жизненные циклы специальностей и специалистов, в зависимости от качества их подготовки и возможностей трудоустройства;

— конкурентоспособность специалистов — выпускников вуза на рынке труда, и конкурентоспособность самих вузов по показателям набора, качества подготовки и выпуска специалистов.

По ответам руководителей образовательных учреждений, опрошенных в процессе экспертной оценки, определены практические предложения, которые можно было бы использовать с целью повышения эффективности системы образования, в том числе высшего я послевузовского, на региональном уровне. К ним относятся:

1. Предложения по обеспечению гарантий получения среднего и высшего профессионального образования и для повышения эффективности послевузовской подготовки (набор и подготовка учащихся в соответствии с потребностями на рынке рабочей силы, расширение набора форм переподготовки и повышения квалификации, возможности льготной переподготовки и повышения квалификации специалистов).

2. Предложения по созданию финансовой поддержки образовательных программ (создание Федерального и регионального фондов, привлечение дополнительного финансирования из внебюджетного фонда, разработка и финансовое обеспечение целевых программ развития системы переподготовки и повышения квалификации специалистов).

3. Предложения по разработке целевых программ развития системы образования на различных уровнях (программа «Профессиональные кадры» — для техникумов и колледжейсоздание центра непрерывного образования с соответствующей программой деятельности — для вузов, при условии интеграции в эти центры школ, техникумов, колледжей и учреждений послевузовской подготовкицелевые программы переподготовки и повышения квалификации спе.

250 циалистов в соответствии с потребностями на рынке труда — для образовательных учреждений послевузовской подготовки и повышения квалификации).

Инструментарий и результаты экспертной оценки даны в Приложении 3.

4. Перспективные направления дальнейших исследований.

Важными направлениями исследований функционирования и развития высшей школы в условиях региона и его социума могут быть:

1. Изучение социального поведения выпускников вузов.

2. Исследование изменений ценностных ориентаций в сознании молодежи по отношению к приобретению высшего образования и соответствующего социально-профессионального статуса.

3. Исследование эффективности форм интеграции в системе образования, и факторов, определяющих результаты этой интеграции.

4. Исследование эффективности механизмов финансирования высшей школы, и факторов, влияющих на возможности финансирования.

5. Исследование и поиск новых технологий регулирования деятельности системы высшего и послевузовского образования в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1 //Бюллетень Государственного Комитета РФ по высшему образованию. 1993. № 1. — С.1−43.
  2. Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ //Региональная политика РФ в области высшего и среднего профессионального образования. Вып.7 /НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 1996. -С. 25−82.
  3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ //Региональная политика РФ в области образования. Вып. 9 /НИИ регионологии при Мордов. ун-те. -Саранск, 1997. С.13−60.
  4. О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования. Постановление Совета Федерации Федерального Собра- -ния РФ от 20 мая 1998 г. № 214-СФ //Регионология. 1998. -№ 2. — С.99−106.
  5. О введении многоуровневой структуры высшей школы в РФ. Постановление Комитета РФ по высшей школе от 13 марта 1992 г. № 13 //Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. 1992. — №№ 4−6. — С. 11−14.
  6. Саранск, 1997,-С. 203−210.
  7. Основные направления и итоги деятельности Министерства общего и профессионального образования РФ в 1997 г. и первоочередные задачи на 1998 г. //Регионология. 1998. — № 2. — С. 56−74.
  8. Об организации работы по выполнению Федеральной программы «Развитие образования в России» //Образование в документах. 1997. — № 11. -С. 33.
  9. Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан //Регионология. -1996. № 1. — С. 29−34.
  10. Основные положения региональной политики в РФ //Региональная политика РФ в области высшего и среднего профессионального образования. Вып. 7 /НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 1996. — С. 90−104.
  11. Комплексная научно-техническая программа «Вузовская наука -регионам. 1998−2000 гг.» Нормативная основа. М., 1998. — 217 с.
  12. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19 972 000 гг. //Вопросы экономики. 1997. — № 1. — С. 4−68.
  13. Проект Концепции программы «Развитие государственно-общественного управления системой образования на принципах федерализма» //Регионология. 1998. — № 3−4. — С. 126−145.
  14. Развитие высшего профессионального образования в Краснодарскомкрае: проблемы и перспективы //Регионология. 1994. — № 4. С. 107−111.
  15. О работе Совета ректоров вузов Красноярского региона и Программа развития высшего образования в Красноярском крае на период 1995—2000 гг. //Регионология. 1995. — № 3. — С. 63−91.
  16. Об итогах выполнения региональной программы развития высшей школы Кузбасса и о проекте программы на период до 1998 г. //Регионология. -1996.-№ 1,-С. 127−140.
  17. Социальные, экономические и политические проблемы развита РФ. Научный доклад //Социологические исследования. 1994. — № 6. — С. 58−85.
  18. Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие годы. Доклад Экспертного института //Вопросы экономики. 1996. № 11. — С. 7−30.
  19. В.Г. Основные направления региональной политики РФ в области высшего образования //Регионология.-1995.-№ З.-С. 44−50.
  20. Ориентация на региональные центры образования (беседа с зам. Министра общего и профессионального образования РФ проф. Н. Подуфаловым) //Вестник высшей школы. 1998. — № 3. — С. 8−12.
  21. Вузовская наука: состояние и проблемы организации. Доклад зам. министра общего и профессионального образования РФ Б. Виноградова на собрании научной общественности высшей школы России 5 февраля 1999 г. //Регионология. 1999. — № 2. — С. 109−118.
  22. Распределение компетенции между различными уровнями управления образованием //Образование в документах. 1997. — № 17. — С. 48−49.
  23. О контрольных цифрах приема молодежи в образовательные учреждения РФ в 1998 г. //Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 1998. -№ 6.-С. 2−7.
  24. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию. — 1995. — 88 с.
  25. Региональные программы развития образования в субъектах Российской Федерации. Аналитическая справка //Регионология. 1988. №№ 3−4. -С. 120−125.
  26. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 18−21 сентября 1995 г., г. Самара //Регионология. 1995. — № 4. — С. 147−161.
  27. Региональная система образования и пути ее реформирования. Региональное совещание руководителей органов управления образованием и ректоров государственных вузов Северного Кавказа. 25−27 мая 1998 г., г. Нальчик//Регионология. 1998. — № 2. — С. 113−126.
  28. О реализации конституционного права граждан России на образование //Вестник высшей школы. 1998. — № 12. — С. 3−12.
  29. Российский статистический ежегодник. 1994. Статистический сборник. М. Госкомстат России, 1994. — 799 с.
  30. Регионы России. Официальное издание. Статистический сборник. В 2-х т. Т.2. М. Госкомстат России, 1998. — 797 с.
  31. Российский статистический ежегодник. 1998. /Официальное издание: Статистический сборник. М.:Госкомстат России, 1998. — 813 с.
  32. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России. 1999. -416 с.
  33. Рынок труда как зеркало российской экономики //Человек и труд. -1997.-№ 12.-С. 43−44.
  34. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997−1998 гг., Эксперт. 1998. — № 39. — С. 18−37.
  35. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  36. Социология: Словарь-справочник. В 2-х т. /Отв. ред. Г. В. Осипов. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — 203 с.
  37. Статистический словарь. М.: Финансы и статистика, 1989. — 621 с.
  38. Э.А., Абгарян Р. Э. Проблемы математизации социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 112 с.
  39. H.A., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях научно-технической революции. М.: Выс. школа. 1983,-256 с.
  40. В.Н. Проблемы формирования и реализации государственной научно-технической политики на региональном уровне //Регионология.- 1995. № 2.-С. 107−114.
  41. П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. М.: Проспект, 1996. — 504 с.
  42. И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  43. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1988.- 256 с.
  44. В. Проблемы измерения социальной стратификации и социальной мобильности //Социологические исследования. 1993. -№ 4 С. 87−97.
  45. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.:Политиздат, 1981. 432 с.
  46. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368 с.
  47. В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  48. Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования //Проблемы теории и практики управления. -1998.- № 4. С. 50−55.
  49. С. Возможности региона //Высшее образование в России. -1992. № 2. — С. 7−8.
  50. В. Образовательный стандарт как философская и научно-теоретическая проблема //Вестник высшей школы. 1998. — № 10. — С. 16−22.
  51. Д.И. Практический маркетинг. JL: ЛНПФ «Аквилон», 1991. Вып. 1. — 58 с.
  52. В.Л. Регионоведение. Регионообразующие факторы //Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — С. 57−67.
  53. Бестужев-Лада И. В. Народное образование: экспертное мнение
  54. Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 128−135.
  55. Бестужев-Лада И.В., Дридзе Т. М. Прогнозное проектирование и социальная прогностика. М.: Наука, 1989. — 190 с.
  56. Л. Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем /Пер. с англ. и польск. Общ. ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс. 1969. — С. 23−82.
  57. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  58. Е.Л. О конкурентоспособности работников на предприятии //Социологические исследования. 1992. — № 11. — С. 104−106.
  59. Ю., Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000 г. //Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С. 75−80.
  60. В., Горленко О., Попков В. Регион и вузовская наука //Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 36−40.
  61. В.П., Маркин В. В., Михнева С. Г., Найденова Л. И. Занятость молодежи в регионе: проблемы и решения. Пенза: ПензЭПИцентр, 1996. -190 с.
  62. П. Социология политики /Пер. с фр. М.: Социо-Логос, 1993.333 с.
  63. Л., Самбурова Е. Предпринимательство в России: региональные различия //Проблемы практики и теории управления. -1996. -№ 2. С. 68−73.
  64. В. Позвольте вузам «поиграть» в рынок //Вестник высшей школы. 1997. -№ 1. — С. 7−9.
  65. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х гг. //Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 56−68.
  66. Ю.Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России //Социологические исследования. 1997. — № 9. — С. 57−61.
  67. А., Куликов Ю. Инновационная деятельность в Новосибирском университете //Вестник высшей школы. -1996.-№ 2. С. 8
  68. Выпускник 80-х: Социологический очерк. Серия «Человек и общество». Вып. XXVI. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 210 с.
  69. Д.П. Социальные институты //Социально-политический журнал. 1998. — .№ 2. — С. 123−132.
  70. А.И. Связь высшего образования и производства в странах Запада//Экономические науки. 1991. — № 3. — С. 104−109.
  71. А.И. Высшая школа в поисках новых путей //Свободная мысль. 1992. — № 5. — С. 91−100.
  72. A.A. Тенденции изменения социальной структуры // Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 85−91.
  73. И. Российские инженеры до. и после. //Вестник высшей школы. 1992. — №№ 4−6. — С. 57−64.
  74. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. — 310 с.
  75. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России //Социологические исследования. 1998. — .№ 10. — С. 77−84.
  76. Л. Научный потенциал России в зеркале статистики //Вопросы статистики. 1998. — № 11. — С. 18−31.
  77. Г. О различных точках зрения на процессы развития образования //Вестник высшей школы. 1998. -№ 10.-С.12−15.
  78. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата //Вопросы экономики. 1996. — № 6.-С. 90−95.
  79. Динамика социальной структуры («круглый стол») //Социологические исследования. 1998. — № 12. — С. 48−61.
  80. A.M. Проблемы развития дистанционного образования в России //Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». 1999. — № 1. — С. 102−117.
  81. С. Трансформация российской социально-экономической системы: 1985−2010 //Вестник РФФИ. 1997. — № 1. — С. 36−38.
  82. Н. Молодежь на рынке труда //Вопросы экономики. 1998. -№ 1,-С. 81−91.
  83. Жарова J1. Состояние образования в Российской Федерации //Вопросы статистики. 1999. — № 1. — С. 56−59.
  84. В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков //Высшее образование в России. 1999. -№ 1. — С. 3−11.
  85. O.A. Некоторые направления и проблемы регионализации высшего образования (на примере Дальнего Востока) //Региональная политика РФ в области образования. Вып. 9 /НИИ регионологии при Мордов. ун-те. -Саранск, 1997.-С. 397−405.
  86. Ю., Афанасьев С., Калинин В. Университетское образование: региональные проблемы информатизации //Вестник высшей школы. -1998. -№ 12. С. 19−21.
  87. Г. Е., Орлов Г. П. Социология. М.: Интерпракс, 1995.316 с.
  88. В.А. Университетский устав 1884 г. //Социально-политический журнал. 1998. — № 6. — С. 139−153.
  89. В.А. Высшее образование в России во второй четверти XIX в. //Социально-политический журнал. 1998. — № 2. — С. 164−198.
  90. В.А. У истоков высшего образования в России // Социально-политический журнал. 1997. — № 4. — С. 180−191.
  91. В.А. Высшая школа в первой четверти XIX в. //Социальнополитический журнал. 1997. — № 1. — С. 169−183.
  92. Е.В., Комкова Е. Г. Канадские университеты сегодня и завтра // США: экономика, политика, идеология. 1997. — № 6. — С. 94−102.
  93. А.Е., Марголис Ю. Д., Рачковский В. А. История Всероссийской высшей школы //Высшее образование в России. 1992. — № 1. — С. 50−61.
  94. Как провести социологическое исследование /Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
  95. А., Кирсанов К., Семченко Е. Трудности роста //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 37−40.
  96. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» //Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 81−95.
  97. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач /Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1990. — 538 с.
  98. Ф.Н., Кушников И. А. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала российских регионов //Проблемы прогнозирования, — 1998. -№ 2.-С. 124−126.
  99. Ф.Н., Кушников И. А., Чернова JI.C. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала субъектов России //Вопросы прогнозирования. -1999.-№ 2.-С. 49−63.
  100. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.
  101. O.A., Макарычев A.C. Регионализм в России: проблема определения понятия //Регионология. 1999. — № 2. — С. 140−172.
  102. Р., Разумова Т. Трудоустройство выпускников вузов. //Человек и труд. 1994. — № 9. — С. 24−26.
  103. Н.И., Маркова Я. В. Программно-целевое управление: возможности и перспективы адаптации к условиям переходной экономки //Проблемы прогнозирования. 1998. — № 3. — С. 107−111.
  104. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.- 523 с.
  105. Ф. Основы маркетинга /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.672 с.
  106. Е., Баринова Н. Трудовые миграции в Россию из стран Ближнего Зарубежья //Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С. 85−94.
  107. С., Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности // Российский экономический журнал. 1997. №№ 11−12. -С. 29−34.
  108. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. -М.: Наука, 1996. 191 с.
  109. С.А. Социальные системы в состоянии неустойчивого равновесия //Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 3. — С. 74−80.
  110. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. — 264 с.
  111. А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема ее социологического исследования. М.-Уфа: Изд-во УГАТУ, 1992. — 132 с.
  112. O.E., Фадеев В. И. Основы государственного и муниципального права. М.: Юрист, 1997. — 415 с.
  113. В. Выбор инновационных макростратегий в свете теории длинных волн //Проблемы теории и практики управления. 1992. -№ 3. -С. 51−55.
  114. M.JI. Пятилетние итоги и перспективы перехода общеобразовательных учреждений к финансово-хозяйственной самостоятельности //Магистр. 1996. — № 4. — С. 10−12.
  115. Логика научного познания /Отв. ред. П. В. Копнин, М. В. Попович. /М.: Наука. 1965. 360 с.
  116. В.Т. Советское студенчество. М.: Выс. школа, 1990.302 с.
  117. Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. М.: Экономика, 1971.
  118. В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998. — 279 с.
  119. В. Региональная социально-экономическая асимметрия: подходы, оценки и методы измерения // Вопросы статистики. 1998. № 11. -С. 3−12.
  120. С.М., Клименко Л. А. Длинные волны в экономике. -М.: Международные отношения, 1989. 290 с.
  121. О., Попова Т. Инвестиционная деятельность в России: интересы, условия, механизмы //Проблемы теории и практики управления. -1996.-№ 2.- С. 102−107.
  122. Методологические проблемы перспективного планирования /Под ред. В. Ю. Будавея. -М.: Экономика, 1978. 207 с.
  123. К.Х. Социум. Общество. История. Кн. 1. М.: Наука, 1994 — 239 с.
  124. Е.И. Теория социальных систем: проблемы и перспективы //Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». -1996. -№ 2. С. 14−23.
  125. А. Экономический рост на основе институциональных изменений //Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 19−23.
  126. Н. Трансформация российской экономики как циклический процесс //Вопросы экономики. 1996. — № 10. — С. 103−116.
  127. Е.В., Бойко А. И. Реформа российской высшей школы: ее вчера, сегодня и кое-что из ближайшего будущего //Бюллетень Ассоциации российских вузов. 1998. — Сентябрь-октябрь-ноябрь. — С. 20−27.
  128. Г. В. Социология и социализм. М.: Политиздат, 1990. 338 с.
  129. Очерки по истории теоретической социологии XIX начала XX века. Пособие для студентов гуманитарных вузов /Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. — М.: Наука, 1994.-238 с.
  130. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. Пособие для студентов гуманитарных вузов /Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М. Наука, 1994. -380 с.
  131. З.А. Социологические методы исследования качества подготовки специалистов и их использования в народном хозяйстве //Социологические науки. 1990. — № 5. — С. 96−100.
  132. Ф.И. Рынок и новая система образования //Экономические науки. -1991. № 2. — С. 5−13.
  133. Ф.И. Системная деятельность и образование //Вестник высшей школы. 1990. — № 1. — С. 9−15.
  134. Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа //Социологические исследования. -1999. № 3. -С. 120−125.
  135. Н.П. Мониторинг научно-технического потенциала региона//Регионология. 1995. — № 1. — С. 172−181.
  136. Ю.М. Циклические модели прогнозирования развития США: О циклических моделях развития общества //Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». 1996. — № 2. — С. 67−70.
  137. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.: Изд-во МТУ, 1992. — 130 с.
  138. A.B., Савельева И. М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма. М.: Наука, 1993. — 248 с.
  139. Н.В. Образование в России в первой половине XIX века //Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — С. 149−164.
  140. Н.В. Складывание российской системы образования //Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С. 163−178.
  141. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Серия «Человек и общество». Вып. XX /Под ред. В. Т. Лисовского, В. А. Сухина. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1983.- 190 с.
  142. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы /Отв. ред. И.В.Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  143. О.С., Арянин А. Н. и др. Новые тенденции развития регионов России и экономическая политика федерального центра //Проблемы прогнозирования. 1998. — № 3. — С. 120−134.
  144. Рабочая книга социолога. 2-е изд. /Редколл.: Г. В. Осипов (отв. ред.), Д. М. Гвишиани, М. Н. Руткевич и др. М.: Наука, 1983. — 478 с.
  145. В.А. Мнение экспертов о вузовском образовании //Социологические исследования. 1994. -№ 12.-С. 51−52.
  146. А. Приватизационные процессы в России в 1995 г. //Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 4−17.
  147. С. Служба занятости. Природа, назначение, функционирование /Пер. с фр. М.: ЦЕЗАН, 1993. — 240 с.
  148. Ю.М. Экономическая реформа в сфере образования //Магистр. 1996. — № 4. — С. 1−4.
  149. В. Отечественная высшая школа и российская государственность //Вестник высшей школы. 1998. — № 6. — С. 3−12.
  150. Н.Дж. Социология /Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  151. С. Отраслевая структура занятости: анализ изменения //Человек и труд. 1998. — № 1. — С. 50−53.
  152. С.Н., Синдгин А. К., Богданов Л. Н. Практическое пособие по 'V составлению региональных программ занятости населения на примере конкретного района. М.: ЦЕЗАН, 1993. — 87 с.
  153. Э. Конверсия, наука, образование //Вестник высшей школы. 1994. -№ 1.-С. 7−8.
  154. К., Пугачева Е. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы //Вестник высшей школы. 1998. — № 5. — С. 3−5.
  155. П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса//Социологические исследования. 1998. — № 12. — С. 3−14.
  156. П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах //Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». 1993. — № 1.
  157. П.А. Социальная стратификация и мобильность //Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 291−393.
  158. Н.Д. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности в российском обществе //Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология». 1996. — № 3.
  159. В. Высшая школа: конец автономии (1921−1922 гг.) //Вестник высшей школы. 1998. -№№ 1−2. — С. 72−77.
  160. Социология: Учебник для вузов /Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1995. — 374 с.
  161. В.И. Социальная структура и социальные процессы. М., 1990.
  162. И.Е. Профессиональная направленность студентов вуза: опыт всесоюзного опроса //Социологические исследования. 1992. — № 3. -С. 77−84.
  163. Становление специалиста. Серия «Человек и общество». Вып. XXV /Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 185 с.
  164. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1979. — 319 с.
  165. Е. О новых ориентирах экономической политики //Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С. 4−13.
  166. А.И. Основы регионологии. Саранск: НИИ регионологии при Мордов. ун-те, 1996. — 120 с.
  167. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста //Вестник высшей школы. 1986. -№ 3.-С. 10−14.
  168. В.Л., Тихомиров A.A. Организация управления комплексными программами. (Проблемы теорий моделирования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- 177 с.
  169. H.A. Блюмина М. С. Структура вынужденной занятости и ее влияние на процессы переходного периода //Экономика и математические методы. Т. 32. 1996. — Вып. 2. — С. 53−59.
  170. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. 2-е изд. /Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 1998.- 480 с.
  171. И.Н. Длинные волны интенсификации экономики США //США: экономика, политика, идеология. 1992. — № 3. — С. 3−17.
  172. Г. П. Дальневосточный технический университет как региональный центр образования, науки и культуры //Регионология. 1996. — № 1. -С. 148−155.
  173. В.Н. Научно-техническая революция и революция образования. М.: Политиздат, 1973. — 223 с.
  174. В.И., Лапкин В. В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ // Политические исследования. 1992. — № 4. — С. 51−63.
  175. Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема //Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 18−22.
  176. А. Идеи Н.Д.Кондратьева и современность //Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 3. — С. 42−44.
  177. С.С. Основы социологии: Уч. пособие. М.: Юристъ, 1997.344 с.
  178. В.Г., Шереги Ф. Э. Высшая школа в зеркале социологии //Социологические исследования. 1994. — № 12. — С. 41−50.
  179. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь:
  180. Социологические проблемы исследования выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985. — 240 с.
  181. JI. Россия: основные приоритеты политики занятости //Проблемы теории и практики у правления. 1996. — № 2. — С. 80−85.
  182. Г. Инвестиции в основной капитал в отраслях естественных монополий //Вопросы статистики. 1998. — № 11.-С. 50−53.
  183. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  184. В.Ф. Между хаосом и тиранией (органический подход к государственному управлению) //Социологические исследования, г 1994. -№№ 8−9.-С. 143−150.
  185. А.Ю., Клейнер Г. Б. Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспективы //Экономика и математические методы. Т. 29, — 1993.-Вып. 1.-С. 5−14.
  186. П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. -М.: Аспект пресс, 1996. 416 с.
  187. П. Много социологии для одного мира //Социологические исследования. 1991. — № 2. — С. 13−23.
  188. Я. Элементарные понятия социологии /Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1969. 239 с.
  189. У.Р. Введение в кибернетику /Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.-432 с.
  190. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М. Наука. 1978.-391 с.
  191. Ю.Н. Научно-технический потенциал региона, цели и270задачи анализа его состояния //Регионология. 1995. — № 2. — С. 115−126.
  192. В.А. Социологическая теория в поисках выхода из кризисного состояния //Общество и экономика. 1998.-№ 1.-С. 203−206.
  193. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  194. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы (циклическая динамика науки) //Вопросы философии. 1997. -№ 1. — С. 4−17.
  195. И.П. О «точках роста» в социологии //Социологические исследования. 1999. — № 1. — С. 14−21.
  196. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. -Л.: Лениздат, 1987. 126 с.
  197. Ackoff R.L. Science in the Systems age //Operations Research. May-June 1973.
  198. Archer M. Structuration versus morhogenesis, in: S.N. Eisenstadt and H.I. Hells (eds). Macro-Sociological Theory: London: Sage, 1985, vol. 1. -Pp. 58−88.
  199. Bertalanfy L. Problems of Life. N.Y. 1960.
  200. Giddens A. Central Problems of Social Theory. London: Macmillan,
Заполнить форму текущей работой