Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социологическое знание в информационном пространстве региона: Системно-целевой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем всесторонне обосновывается необходимость перевода информационно-коммуникационной отрасли духовного производства в региональном социуме переходного периода на социологическую основу. В связи с этим в системно-целевом аспекте рассматриваются теоретические и практические основы эффективного взаимодействия в современных условиях региональных сфер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Возрастание роли социологического знания в переходном обществе
    • 1. Социологизация общественной жизни на современном этапе как социокультурный процесс
    • 2. Основные факторы производства, распространения и потребления социологического знания на региональном уровне
  • ГЛАВА II. Социолого-журналистская система в регионе: принципы функционирования и тенденции развития
    • 1. Механизм внедрения социологического подхода в практику субъектов журналистской деятельности
    • 2. Сущностно-функциональные характеристики структурных элементов социолого-журналистской системы
  • ГЛАВА III. Понятийно-образная трансформация социологического знания в массовых коммуникациях региона
    • 1. Социожурналистская публикация как информационный продукт духовной отрасли общественного производства
    • 2. Основы творческого синтеза социологического материала и понятийно-образных начал в публицистическом тексте

Социологическое знание в информационном пространстве региона: Системно-целевой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научной работы определяется необходимостью изучения теоретических, методологических и технологических проблем производства и распространения в региональном социуме по широко доступным коммуникативным каналам многопрофильной социологической информации и кристаллизующегося на ее основе социологического знания, предназначенных для массовой аудитории. Социологическое знание, особенно в переходный период общественного развития с его социально-экономической многоукладностью и духовно-политическим плюрализмом, обладает большой потенциальной способностью вызывать в общественном сознании аналитическое и прогностическое отношение к актуальным проблемам сегодняшнего бытия, что позволяет «потребляющим» это знание гражданами осознанно выбирать оптимальные модели социального поведения.

В достижении данного параметра гражданского общества, предполагающего высокую политическую культуру сограждан, важную роль играют все без исключения источники производства и каналы распространения социологического знания и социологической информации. Это, с одной стороны, научные учреждения, государственно-статистические ведомства, аналитические центры органов управления, производящие и распространяющие социологическое знание преимущественно теоретического уровняс другой стороны — печать, радио и телевидение, производящие и распространяющие социологическую информацию преимущественно эмпирического уровня. Эти две составляющие единого процесса важны не по отдельности каждая, а в творческом синтезе, предполагающем создание в регионе устойчивой содержательно-функциональной системы социологического профиля. Тиражируемый ее звеньями многослойный пласт социологического знания крайне необходим для демократизации общественного сознания, отягощенного тоталитарными традициями.

В настоящее время искомой содержательно-функциональной системы в регионе еще не существует, хотя периодически в средствах массовой информации появляется экономическая и социальная статистика в комментированном (или некомментированном) виде, публикуются цифровые обзоры, по отдельным проблемам развития региона выступают ученые-социологи.

Но, во-первых, объем производимых различными региональными структурами социологической информации и социологического знания, и без того недостаточный, тиражируется в средствах массовой информации в незначительных количествахво-вторых, в его распространении не видно системности, непрерывности, планомерностив-третьих, качество предоставляемых массовой аудитории «социологизированных» фактов, суждений, обобщений в газетах в большинстве случаев не поднимается выше популяризаторского уровня.

Предметом исследования является выявление предпосылок и установление закономерностей возникновения и развития на региональном уровне структурно-функциональной системы как обязательного атрибута становления гражданского общества, имеющей целью широкое информирование больших масс людей о происходящем в действительности на социологической основе. Это является непременным условием воспитания высокой политической культуры в региональном информационном пространстве. В связи с тем, что у российских граждан, вовлеченных в 90-е годы в экономические, политические и социальные реформы, значительно возрастает потребность точно знать, в каком обществе они живут, чтобы выработать адекватную переменам линию поведения, настоятельной необходимостью становится всемерное насыщение многопрофильным социологическим знанием и социологической информацией всех ниш информационного пространства региона.

Существующий сегодня информационный сервис различных социальных групп, составляющих структурную основу населения республики, если он желает динамично развиваться в современном ключе, должен выйти на существенные социологические приращения, в том числе за счет эффективного использования многосторонних взаимосвязей двух познавательно-преобразовательных профилей человеческой деятельности — социологии и журналистики. Объективный процесс социо-логизации мышления и человека на переходном этапе общественного развития, под которым понимается возрастание потребности в социологической информации и усиление мотивированности изменений в сознании и поведении людей ее объемами и качеством, обусловливает сегодня тесное «переплетение» социологии с другими науками и сферами человеческой деятельности, которое, безусловно, придает им дополнительный импульс эффективности и результативности в работе.

Образуемое производителями, распространителями и потребителями духовной продукции информационное пространство оказывается на переходном этапе очень восприимчивым к социологическому знанию и социологической информации. Особенно к представленным прессой публицистически интерпретированным массово-статистическим фактам, объектам и процессам, выявленным социологическими методами сбора исходного материала (опрос, наблюдение, изучение документа, эксперимент). Это дает потенциальную возможность насыщать все ниши регионального социума точно выверенной и объективно изложенной информацией.

Задача состоит в том, чтобы придать этому процессу на современном этапе реформирования общества основополагающие принципы — системность, непрерывность и планомерность, которые, к сожалению, пока еще стихийно прорастают из зачатков зарождающейся в регионе со-циолого-журналистской системы. И здесь одинаково важны как методология массового распространения социологического знания, содержащего объективные сведения о всех материальных и духовных срезах общества, так и технология конкретных трансплантаций этого знания в текстуально-публицистическом массиве.

Состояние научной разработки проблемы. О необходимости повседневного распространения многопрофильного социологического знания и социологической информации в массовой аудитории на системной основе высказывалось и в прошлом, и в настоящем немало аргументированных суждений. В частности, В. Канторович, много сделавший в 80-х годах для сближения социологии с литературой и публицистикой, справедливо говорил о несомненной методологической пользе этого вида информации и знания для широких слоев населения: «Социологи приучают нас оперировать большими массами „случаев“, обнажают законы, которым те подчиняются» (68, с. 130).

Это важное положение приобретает особенную значимость в переходный период развития общества, когда его граждане стоят перед выбором наиболее приемлемой экономической, социальной и политической модели жизнеустройства. В этом случае широкая циркуляция социологического знания и социологической информации по всем типам массовых коммуникаций позволяет, с одной стороны, обеспечить устойчивые прямые и обратные связи в социуме в непростой исторический момент, когда, по верному замечанию Ю. Левады, «массы стали реально включаться в противоречивые процессы, стимулируемые перестройкой» (45, с.7), и, с другой стороны, заметно повысить продуктивность массовой коммуникации, обращенной к социальному управлению через общественное мнение, что помогает, по утверждению П. Грузнова, снижать «риск социально-политических издержек в результате ошибочных решений, порожденных небольшими группами штатных управленцев» (34, с.112).

Значительное насыщение информационного пространства социологическим знанием и социологической информацией обещает и другие, не менее важные для самосохранения и развития регионального социума перспективы.

Во-первых, возникает дополнительная защищенность социальных групп и слоев населения от недоброкачественной информации, производимой сегодня путем всевозможных манипуляций, механизм которых в этом случае, по мнению Е. Доценко, «распознается на более надежном, чем чувственный, рациональном уровне» (40, с.272).

Во-вторых, повышаются возможности динамичного развития в региональном социуме особого информационного сектора, соответствующего современному уровню цивилизации, под названием «Паб-лик рилейшнз» (связи с общественностью), целью которого, по определению С. Блэка, является «установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности» (13, с.13).

В-третьих, образуются достаточные предпосылки для перехода отношений социума и журналистики, характеризующихся сегодня половинчатой гласностью и неполной свободой слова, на современные, свойственные гражданскому обществу принципы, которые обеспечивают, по утверждениям Э. Дэнниса и Д. Мэррилла, в информационном пространстве объективное отражение «социальной ответственности, справедливости и баланса в освещении событий» (41, с.57), что, в свою очередь, может послужить конструктивной основой для установления и поддержания стабильной общественной атмосферы в регионе.

Выдвигая убедительную трактовку «объекта социологии как гражданского общества и предмета социологии как общественного сознания и поведения людей» (199, с.4), Ж. Тощенко справедливо полагает, что проводимый на основе социологических данных «ответственный анализ действительности расчищает путь в будущее, а искажение истины, обходящей острые углы, тормозит выработку реальной политики, мешает движению вперед» (199, с.272). Второе, естественно, случается обычно тогда, когда соответствующие социальные институты, в том числе журналистика, игнорируют социологическую основу предмета анализа и отображения и наводняют общественные каналы связи неадекватными событиям, явлениям, тенденциям действительности информационными «копиями». И здесь социологичность массовой коммуникации уже непосредственно пересекается с этичностью обслуживающих ее специалистов. О важности этого профессионально-нравственного синтеза в работе производителя и распространителя социально значимой информации убедительно говорили Д. Авраамов (см. 5, с.94−95), Г. Вачнадзе (см. 23, с.80−81), А. Рубинов (см. 165, с.6−7), А. Симонов (см. 174, с.224−225) и др.

Что касается объединения информационно-аналитических усилий социологии и журналистики как самого интенсивного аккумулятора и ретранслятора социологического знания на региональном уровне, то здесь вопрос, в сущности, должен уже переходить в плоскость практического решения. Комплексный подход к многоплановым событиям, явлениям, тенденциям действительности обеспечивается в журналистике применением методологии социологической науки, которая определяет в качестве исходных параметров анализа «социальные системы, социальные институты, социальные отношения, социальное развитие, социальные изменения, социальную структуру общества, социальную деятельность людей» см. 183, с. 50, 60, 68, 109). Эти понятия и категории, экстраполированные в информационное пространство и раскрываемые на эмпирическом уровне в массовой коммуникации, позволяют методологически упорядочить журналистскую практику и перевести производимую в печати, радио и телевидении социологическую информацию и ретранслируемое ими социологическое знание на системную основу.

Принцип связности производства, распространения и потребления социально значимой информации в пределах региона с большой убедительностью обоснован, разработан и подтвержден на обширном фактологическом материале коллективом социологов под руководством Б. Гру-шина — в итоговом научном труде представлена целостная картина функционирования массовой информации как специфического вида социальной информации, имеющей свои (когнитивные, ценностные, организационные и коммуникативные) эффекты воздействия на общественное сознание (см. 101, с.280−281).

Детально прописанный здесь механизм социологии массовой информации позволяет успешно использовать его при создании социолого-журналистской системы на региональном уровне, которая, в свою очередь, должна обрасти соответствующей инфраструктурой, определяемой Е. Прохоровым, как «система обеспечения деятельности» (см. 149, с. 162).

Обусловленное особенностями переходного этапа развития общества сближение социологии и журналистики с непременной обязательностью приводит, по справедливому мнению С. Корконосенко, к появлению особого феномена в сфере духовного производства — социожурналисти-ки, которой свойственны «развитый интерес к социальному содержанию и развитию событий, их целостное видение и отображение, безусловная верность реальным фактам, иммунитет к соблазну «предпонятий» (80, с. 10) и которая естественно приходит к «опорному элементу социожурналистской квалификации — социологической культуре сотрудников прессы» (80, с. 12). Этой формулой зафиксирован сущностный план взаимодействия социологии и журналистики, определяющий его содержательный вектор.

Но есть еще один, технологический план социожурналистского «симбиоза» — по верному замечанию A.A. Ширяевой, «социолога по преимуществу интересуют массово-статистические факты, объекты и процессы. Соответственно он использует массово-статистические методы сбора информации — массовые стандартизированные опросы, бюджетные обследования, формализованный анализ больших массивов документов. Журналисту, особенно в ходе работы над проблемным материалом, также бывает необходимо выйти на уровень понимания социально-типического. И для этого он должен. иногда провести собственное исследование, близкое по логике и методам сбора информации к социологическому» (216, с.25). В этом случае владение социологическим подходом к событиям, явлениям, тенденциям действительности вполне естественно становится неотъемлемым элементом профессиональной культуры журналиста.

Таким образом, и теоретическое социологическое знание, и особенно эмпирическая социологическая информация превращаются в переходном социуме в важнейший фактор политической, экономической, культурной жизни. Вместе они начинают представлять широкий общественный интерес и непосредственно влиять на принятие многих управленческих решений. От констатации этого многопланового явления и изучения отдельных его «узлов» следует переходить на другой уровень исследования — изучение системы производства, распространения и потребления разностороннего социологического знания, а также социологической информации, циркулирующих в массовых коммуникациях, в том числе в региональной прессе, на основе быстро формирующейся социолого-журналистской системы с ее сущностным наполнителем — социологической публицистикой.

Целью исследования является системное раскрытие теоретических, методологических и технологических условий эффективной социализации широких слоев населения на переходном этапе общественного развития с использованием массовых информационных коммуникаций (в том числе, региональной журналистики), что является важнейшим фактором выработки у граждан высокой социальной культуры. В этой связи определились следующие исследовательские задачи: изучение в количественно-качественных параметрах состояния производства и распространения социологического знания в регионе различными научно-организационными структурами, а также социологической информации — местными периодическими изданиямиопределение эффективных путей и способов формирования со-циолого-журналистской системы регионального значения как необходимого условия для целенаправленного культивирования социологического подхода к действительности в мышлении и поведении людейвыявление критериев оптимального превращения используемых в прессе массово-статистических сведений в понятийно-образные начала в публицистическом тексте и перехода социологической информации в разряд социологического знанияразработка практических рекомендаций, связанных с дальнейшим экстенсивно-интенсивным приростом социологического знания и социологической информации, ретранслируемых для массовой аудитории по различным коммуникативным каналам (при доминирующей роли печатных периодических изданий).

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили: труды отечественных и зарубежных социологов, раскрывающие содержание и формы, методологию производства и методику распространения социологического знания и социологической информации, их роль и значение для социально-культурного прогресса в обществе, — И. Бестужева" Лады, М. Вебера, Е. Вятра, Б. Грушина, Т. Заславской, А. Здраво-мыслова, Л. Ионина, И. Кона, Ю. Левады, Е. Морозова, Л. Оникова, Г. Осипова, К. Поппера, П. Сорокина, Ж. Тощенко, А. Уледова, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, В. Ядова и др.- работы отечественных и зарубежных специалистов в области массовых коммуникаций и общественного мнения, характеризующие социологические процессы устойчивого характера, происходящие в сфере современных масс-медиа, в том числе проявление социожурналистских тенденций, — Д. Авраамова, Ю. Батурина, С. Блэка, В. Васильева, Г. Вач-надзе, А. Верховской, В. Горохова, М. Горшкова, Е. Доценко, Э. Дэнниса, С. Корконосенко, В. Коробейникова, И. Лысаковой, Д. Мэррилла, Э. Ноэль, Е. Прохорова, Л. Свитич, М. Смирновой, В. Ученовой, Я. Федотовой, И. Фомичевой, А. Ширяевой, 3. Шумберы, Т. Шумилиной и др.- социологические мониторинга отечественных средств массовой информации, регулярно проводимые в постперестроечный период Российским Фондом защиты гласности (см. 153, 186, 145), отражающие постепенные изменения в социальном поведении журналистики, последовательно осваивающей социологический подход к действительности как необходимый структурный элемент профессиональной культуры.

Эмпирическую основу диссертации составили социологические материалы в виде книг, брошюр, статей, обзоров и комментариев, периодически выпускаемые и распространяемые местными научными, информационно-организационными и управленческими структурами (Государственный комитет статистики РМНаучно-исследовательский институт ре-гионологии Мордовского госуниверситетаИнформационно-аналитический центр при Администрации Главы РМ и др.), а также несущие социологическую информацию разнотемные публикации в республиканских, городских и районных газетах Республики Мордовия. Первая группа материалов проанализирована, в основном, традиционным методом, вторая — формализованным (количественным) методом изучения документов, что позволило в комплексе получить репрезентативные результаты конкретного социологического исследования.

Для проведения контент-анализа местных газет был разработан и составлен соответствующий технологический инструментарий: выбрана единица анализа текста — социопублицистический материал объемом не менее 100 строк, весь текстуальный массив распределен по 18 функциональным категориям, первичным для темы исследования, сделана необходимая выборка содержания публикаций. Объектом контент-анализа взяты 5 региональных газет — «Известия Мордовии», «Столица С», «Вечерний Саранск», «Красная Слобода» и «Маяк» (1995; I половина 1999 гг.), которые представляют все три вертикальных уровня (республиканский, городской, районный) системы средств массовой информации Республики Мордовия и отличаются, по данным предварительно проведенного экспресс-анализа, наибольшей среди других газет восприимчивостью к социологической информации самого различного профиля. В 2164 номерах названных газет проанализированы все (1512) публикации указанного выше объема, использующие в той или иной мере социологические данные, из них для углубленного текстуального разбора выделен 181 материал, непосредственно относящийся к социологической публицистике.

Выбранные временные рамки исследования обусловлены необходимостью увязать социожурналистские явления в регионе с пришедшимися на этот период значительными изменениями в обществе и, соответственно, системе средств массовой информации. Результаты конкретного социологического исследования сведены в 20 таблиц, сопровождаемых развернутым комментарием.

Для полноты представления о сущностно-функциональных свойствах источников и ретрансляторов социологического знания и социологической информации в регионе были также изучены традиционным методом соответствующие разделы и рубрики в местных журналах «Регионо-логия», «Вестник Мордовского университета», «Странник» а также издания (монографии, сборники, брошюры и т. д.) упомянутых выше научных, информационно-организационных и управленческих структур республики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем всесторонне обосновывается необходимость перевода информационно-коммуникационной отрасли духовного производства в региональном социуме переходного периода на социологическую основу. В связи с этим в системно-целевом аспекте рассматриваются теоретические и практические основы эффективного взаимодействия в современных условиях региональных сфер, вырабатывающих и распространяющих в публичной форме многопрофильное социологическое знание, которое является важнейшим средством социализации в контексте цивилизационного подхода и общечеловеческих ценностей. При этом изучаются предпосылки дальнейшего — наполненного принципиальной сущностно-функциональной новизной — расширения и углубления связей в регионе между институциональными источниками разностороннего социологического знания (органами управления, научно-исследовательскими учреждениями, высшимй учебными заведениями, информационно-аналитическими центрами) и основными каналами социальной коммуникации, в особенности средствами массовой информации. Анализируется технология, обобщается методология, выводится теория данного социокультурного процесса, выступающего одним из существенных признаков происходящей сегодня трансформации индустриального общества в информационное.

В диссертации вводятся в научный оборот понятия «социологизация общественной жизни (мышления, сознания, поведения людей)», «социо-лого-журналистская система», дополняющая и развивающая уже апробированное понятие «социожурналистика», уточняются понятия «социологическое знание» и «социологическая информация», прослеживается их взаимосвязь, а также соотнесенность с более общим понятием «социальная информация» .

В работе исследуются потенциальные возможности и реальные способы создания особого механизма «циркуляции» социологического знания в регионе — социолого-журналистской системы, способной работать на принципах системности, планомерности и непрерывности и достигать значительного роста объемов и качества социальной, экономической, политической информации, полученной на основе социологических методов сбора материала, его анализа и научно-публицистического оформления выводов и прогнозов. Причем деятельность журналистов в этом направлении характеризуется не только в плане ретрансляции уже готового (поступающего извне) социологического знания, но и в рамках производства собственной социологической информации, сделанной усилиями редакционных коллективов, в связи с чем устанавливается прямая и обратная зависимость характера отношений производителя текста — журналиста и потребителя — аудитории от содержания социолого-публицистического материала в газете.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем на основе выявленных тенденций закономерной на переходном этапе социологизации духовного производства в региональном социуме даны конкретные рекомендации по использованию многопрофильного социологического знания и социологической информации в политическом, экономическом, культурном образовании и воспитании граждан, а также в экспертизах управленческих решений с помощью общественного мнения, обоснована целесообразность и возможность зарождающейся сегодня со-циолого-журналистской системы, которая способна стать методологической и технологической базой современной государственной информационной политики на региональном уровне.

Материалы диссертации способны оказать практическую помощь ученым, управленцам, социологам, журналистам, преподавателям и студентам, занимающимся изучением и решением проблем духовного производства в регионе. Использование положений и выводов возможно в двух направлениях: в непосредственной социологической и журналистской практике (в раздельном и совместном вариантах) и в качестве учебного пособия для специального курса «Социологическое знание в информационном пространстве региона» .

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации исследования обсуждались на заседаниях кафедр социологии и журналистики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Сделаны также доклады, сообщения на научно-практических конференциях ученых, аспирантов и студентов Мордовского госуниверситета (Саранск, декабрь 1996 г., декабрь 1997 г., декабрь 1998 г.). По теме исследования опубликовано шесть статей в научных журналах и тезисах научно-практических конференций, изданных в Московском и Санкт-Петербургском госуниверситетах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, закономерная на переходном этапе развития социологизация общественной жизни, которая в качестве социокультурного процесса предполагает необходимость постепенного (бесконфликтного) изменения форм индивидуальной и групповой жизнедеятельности россиян, особенностей общения, поведения и склада мышления людей в различных сферах, а также целей, интересов, ценностей и мотивации их бытия в переходном обществе, требует значительной интенсификации производства, распределения и потребления социологического знания и социологической информации на региональном уровне.

Широкое использование многопрофильного социологического знания в политическом, экономическом, культурном образовании и духовно-практическом воспитании граждан, а также в экспертизах управленческих решений с помощью социологизированного общественного мнения является одним из базисных условий цивилизованной трансформации индустриального (постиндустриального) общества в информационное и выбора его гражданами оптимальной модели социального поведения. Последнее, в свою очередь, может послужить конструктивной основой для гармонизации социальных отношений, установления и поддержания стабильной общественной атмосферы в регионе, необходимой для прогрессивных эволюционных изменений в различных сферах его жизнедеятельности.

Теоретическое и особенно прикладное социологическое знание превращается в переходном социуме в серьезный фактор политической, экономической, культурной жизни, связанный с необходимостью социальной адаптации российских граждан как в центре, так и в провинции к новым формам собственности, обмена и распределения, к новым видам социально-политической институализации, к новым способам гражданской идентификации. При всестороннем обосновании этого важного положения выявлена необходимость максимально возможного наполнения региональных массовых коммуникаций (в том числе, печати, радио, телевидения) разносторонней социологической информацией по самым злободневным вопросам сегодняшнего бытия, нужной большинству реципиентов для выработки «гражданской» политической культуры и созидательной линии поведения.

В ходе исследования изучено в количественно-качественных параметрах состояние производства, распространения и потребления социологического знания в регионе, продуцируемого и распространяемого местными научно-организационными и управленческими структурами (Государственный комитет статистики РМНаучно-исследовательский институт регионологии Мордовского госуниверситетаИнформационно-аналитический центр при Администрации Главы РМ), а также социологической информацией, производимой и тиражируемой республиканскими, городскими и районными средствами массовой информации.

Обнаруженную при анализе объемную недостаточность и качественное несовершенство выбрасываемого на рынок информации в упорядоченном виде социологического материала предлагается постепенно устранить за счет сведения в единую систему производства, распространения и потребления духовного продукта социологического характера, непрерывно циркулирующего в массовых коммуникациях (в том числе, в региональной прессе). Этот процесс возможен при координирующей роли Института регионологии Мордовского госуниверситета, которому можно было бы в рамках республиканского Совета по науке и технике при Правительстве РМ дополнительно придать социожурналистский профиль с экспертными полномочиями.

Для системной, непрерывной и планомерной «социологизации» сознания, мышления и поведения людей рекомендуется основать под эгидой.

Государственного Собрания РМ, на основе его пресс-службы, специальное информационное агентство (наподобие регионального ИТАР-ТАСС), способное регулярно и централизованно снабжать всю газетно-жур-нальную и радиотелевизионную вертикаль региона комментированными социологическими материалами на злобу дня с последующим их практическим использованием творческими коллективами. Первостепенное при этом значение приобретает соблюдение критериев оптимального превращения используемых в прессе массово-статистических сведений в понятийно-образные начала в публицистическом тексте, исключающее производство и ретрансляцию заведомо ложных и манипуляционных сообщений и комментариев.

Необходимый для становления гражданского общества экстенсивно-интенсивный прирост социологического знания и социологической информации, ретранслируемых для массовой аудитории по устойчивым коммуникативным каналам, возможен лишь при расширении и углублении сущностно-функциональных связей между институциональными источниками разносторонних социологических материалов (органами управления, научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, информационно-аналитическими центрами) и всеми средствами массовой информации — от республиканских до районных газет.

На этом стыке постепенно должна прорастать соответствующая инфраструктура, именуемая социолого-журналистской системой и призванная аккумулировать и ретранслировать «чужое» социологическое знание и одновременно производить свою социологическую информацию. В основу эффективной деятельности социолого-журналистской системы предложено положить сквозное применение социологического подхода коллективных и индивидуальных субъектов прессы к отражению фактов, событий, явлений действительности, что на практике будет выражаться в налаживании двух основных механизмов этой сферы духовного производства: сущностно-функционального механизма, реализующего принципиальное отношение печатного издания к социологическому знанию и определяющего характер его использования в социопубликацияхпространственно-временного механизма, означающего социально-территориальный масштаб ретранслируемого (продуцируемого) социологического знания, а также ближние и дальние планы действенности социопубликаций.

В условиях рынка, когда конкуренция между периодическими изданиями настолько обострилась, что ценой проигрыша для них становится потеря читательской аудитории, а подчас и закрытие газеты, использование социологического подхода к отражению действительности превращается для журналистов в одно из средств спасения, в прямом и переносном смысле. Отвечая на социальный запрос, социожурналистика культивирует для всей прессы, с одной стороны, объективное познание современной действительности, с другой — точное информирование о происходящих в обществе изменениях. Продукт системы — журналистские публикации, которые становятся важнейшим средством всестороннего ориентирования аудитории, имеющим целеполаганием повышение социально-политической компетентности читателей. В то же время многие социальные институты, в том числе органы власти, находят в социожур-налистских публикациях важную и необходимую для дальнейшего функционирования информацию.

В настоящее время при заметном количественном и качественном росте социологических исследований, при появлении новых исследовательских центров этого профиля на использующие их данные периодические издания ложится двойная ответственность. Сотрудники газет не только сами должны квалифицированно ориентироваться в происходящем, отличать истинные социологические данные от лжесоциологических, но и целенаправленно обучать социологическим навыкам массовую аудиторию. При использовании социологических данных в собственных публицистических выступлениях, современный журналист учится понимать логику их получения социологами, критично оценивать надежность и достоверность собранной информации, чтобы превратить ее в существенный аргумент, убеждающий читателя в правильности авторских суждений и выводов.

Для максимально эффективной работы средств массовой информации недостаточно одного лишь дежурно-обязательного применения социологических данных в журналистских публикациях. Сегодня необходимо планомерное формирование у сотрудников СМИ навыков социологического мышления, детальное освоение социологического подхода к исходному материалу, что обусловлено переосмыслением ряда базисных положений, связанных с профессиональными обязанностями журналиста. В основе функционирования СМИ, в первую очередь, лежат общественные потребности и интересы, обращенные к этому специфическому социальному институту, и они являются здесь главным регулятором. Подчиняясь их направляющей «режиссуре» пресса все более отходит от моно-институционального отражения — летописания общественной жизни, и все более переходит к поли-институциональному отражению — функционированию в тесном взаимодействии с другими структурами социума.

В русле этой социальной тенденции средства массовой информации Мордовии постепенно обрастают социологической инфраструктурой, производящей и тиражирующей профильную информацию. Правда, сейчас большинству местных периодических изданий просто не по средствам заказывать даже локальные социологические исследования, но начало прямому сотрудничеству с учеными-социологами уже положено еженедельником «Столица С». Сегодня в редакциях еще нет штатных социологических отделов, нет специальных служб, которые постоянно бы синтезировали публицистику и социологию на газетных страницах, но такие отделы уже зарождаются в «Известиях Мордовии», «Вечернем Саранске» .

Развитие социологической инфраструктуры приводит к тому, что, несмотря на заметное увеличение количества социологических исследований, доступных для широкого пользования, их результаты все реже остаются не востребованными региональной публицистикой. Недостаточная социологическая подготовка журналистов, которая отличала работу региональных печатных изданий на этапе становления рыночных отношений и узаконивания свободы слова в российском информационном пространстве, постепенно сменяется социологической грамотностью.

Как система первого уровня — производства, распространения и потребления социологического знания, так и система второго уровня — социолого-журналистская система, сложившиеся в регионе на настоящий момент, имеют тенденцию к развитию вширь и вглубь. Благодаря активной и многопрофильной работе НИИ регионологии при Мордовском университете и других социологических служб региона, в местных средствах массовой информации нарастает интерес к социологии как в содержательном, так и в технологическом аспектах. Если в конце 80-х — начале 90-х это было в какой-то степени данью моде, то сейчас стало вполне назревшей необходимостью, обязующей журналистов идти дальше. Например, работать с требующей социологического знания аудиторией по специально составленной респондентской опросной модели, которая учитывала бы социальные, демографические, профессиональные параметры населения региона. В этом случае социальная реальность в публицистике станет полновесно объективной, а сами социопубликации — высокопрофессиональными.

Разумеется, социожурналистика и организационно оформляющая ее система будут развиваться вместе с обществом. Сегодняшний, а тем более завтрашний социум не сможет полноценно существовать без разносторонних социологических знаний о тенденциях его развития. Каждый новый день несет человечеству массу новых фактов, событий, явлений, из-за чего информационное пространство сегодня переполнено самыми разнообразными сведениями, мнениями и суждениями. Разобраться в них читателю помогает именно социожурналистика, изначально тяготеющая к точным данным о действительности и нетривиальным формам их подачи. В этой связи социолого-журналистская система в центре и регионах — закономерный продукт духовного развития социума на современном этапе. И ее становление, безусловно, можно ускорить, если расширить и укрепить в республике, с одной стороны, сеть информационно-аналитических центров социологического назначения, с другой — социологический профиль подготовки журналистов в вузе и последующего повышения их квалификации.

На сегодняшний день в республике крайне мало журналистов, владеющих социологическими методами. Основными авторами в соответствующей рубрике являются или профессиональные социологи, или профессиональные журналисты. Но вся система и первого, и второго уровня только бы выиграла, если бы усилия тех и других субъектов научной и творческой деятельности объединились, ведь практическая «стыковка» социологии и журналистики позволяет устранить присущие каждой из них односторонности и увеличить познавательно-преобразовательный потенциал общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1991.210 с.
  2. Абитуриент-95: главное — престиж // Вечерний Саранск. 1995.20 июля.
  3. С. Продам свою жизнь // Столица С. 1993. — 20 мая.
  4. Л .Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. -М., 1987.-219 с.
  5. Д. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991. — 255 с.
  6. В.А. Ради единого слова. М., — 168 с.
  7. Актуальные проблемы совершенствования средств массовой информации и пропаганды. Свердловск, 1986. — 144 с.
  8. O.A. Социология журналистики. Тенденции и перспективы // Вестн. Моск. ун-та, сер.2. 1991, вып.З. — С.83−87.
  9. В. Ноябрь, год 1995: нам рано жить воспоминаниями // Известия Мордовии. 1995.- 4 нояб.
  10. В.И. Информационный профиль управляемого социума // Вест. Морд, ун-та. 1994. — № 3. — С.41−43.
  11. А. Столичный рейтинг // Столица С. -1996. 14 июня.
  12. А., Липилин В. Горожане не верили в бесплатный автобус // Столица С. 1998. — 27 фев.
  13. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. — 207с.
  14. М.Я. Законы развития общества. Барнаул, 1990. — 184 с.
  15. Богатство от земли, или земля от богатства // Красная Слобода. -1993. 18 дек.
  16. Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л.1971.-689 с.
  17. H.H., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. Спецпрактикум. М., 1992. — 62 с.
  18. Будем думать? // Известия Мордовии. 1993. — 22 окт.
  19. Р. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.140 с.
  20. А.Г., Красильщиков М. И. Журналисты contra аудитория // Соц. исследования. 1993. — № 4. — С.59−62.
  21. В аналитическом центре экономического союза Мордовии результаты экспертного опроса определили десятку самых влиятельных и самых компетентных людей республики // Вечерний Саранск. 1994. -15 апр.
  22. В.П. Конкретное социологическое исследование идеологической работы. М., 1984. — 144 с.
  23. Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992.-424 с.
  24. Ваше мнение о референдуме? // Маяк. 1993. — 6 июня.
  25. А.И. Общественные связи журналистики в условиях преобразования общества //Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1991. -№ 1. — С.15−31.
  26. Я.С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993. — 204 с.
  27. Выбирай, но осторожно // Вечерний Саранск. 1996. — 25 янв.
  28. Выбирай.А то проиграешь // Столица С. 1996. — 14 июн.
  29. Глобальные проблемы социального развития. Кишинев, 1988. — 100 с.
  30. А.П. Поэтика публицистического текста. М., 1978. — 65 с.
  31. M.K. Как провести социологическое исследование. М.-1985. 224 с.
  32. C.B. Использование социологических данных в журна1листской практике // Журналистика и социология 95″. С.-П. -1996.-С.8−9.
  33. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. — 230 с.
  34. П. Меч исцеляющий // Судьба гласности — судьба перестройки. М., 1990. — С. 111−117.
  35. .А. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. — 448 с.
  36. С. Газета и рынок. М., 1998. — 240 с.
  37. E.H. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. -М., 1984. 158 с. 38. «Демократы» отмежевались от «номенклатуры» // Вечерний Саранск. 1995. — 8 июня.
  38. М.И. Статистические штрихи к портрету российской печати // Журналист. 1995. — N1. — С.52−53.
  39. Е. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. — 264с.
  40. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. — 384 с.
  41. Н. Стражи социального самообладания // Известия Мордовии. 1996. — 24 окт.
  42. А., Кириллов В. Грозит ли России голодный бунт? // Известия Мордовии. 1996. — 20 нояб.
  43. А., Кириллов В. Новогодний опрос-96 // Известия Мордовии. 1996. — 27 дек.
  44. Есть мнение! Итоги социологического опроса (Общ.ред. Ю.А.Левада). М., 1990. — 296 с.
  45. Н.В. Становление рынка массовой информации // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1992. — № 4. — С.3−8.
  46. Т.А. Контент-анализ — социологический метод. -Владивосток, 1990. 82 с.
  47. Женское счастье — розы да зарплата '// Вечерний Саранск. -1997. 6 марта.
  48. Жизненная лотерея // Известия Мордовии. 1995. — 11 июля.
  49. Жители Мордовии хотят видеть премьером России Лужкова // Столица С. 1998. — 4 сен.
  50. Жить стало веселее? // Маяк. 1993. — 9 фев.
  51. Журналист и журналистика российской провинции. М., 1995.- 169 с.
  52. Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. М., 1994. — 168 с.
  53. Журналистика и социология /Ред. И.Д. Фомичевой/. М., 1995.- 200 с.
  54. Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1995. — № 2. — С.3−6.
  55. Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию. Екатеринбург, 1992. — 222 с.
  56. Г. Е., Орлов Г. П. Социология. М., 1995. — 318 с.
  57. А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. — 200 с.
  58. Земля на всех одна // Красная Слобода. 1995. — 23 нояб.
  59. .А. Тексты массовой информации. Саратов, 1991,78 с.
  60. В.Н. Актуальные проблемы социологических исследований на современном этапе. М., 1984. — 63 с.
  61. В.Н. Социология сегодня. М., 1989. — 176 с.
  62. Интеллигенты в наши дни // Известия Мордовии. 1997. — 1 окт.
  63. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. М., 1987. — 255 с.
  64. История Мордовии в лицах. В 2 т. Саранск, 1997. — 723 с.
  65. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу /Под. ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М., 1990. -287 с.
  66. В., Суняев В. Переживали и не такое // Известия Мордовии. 1998. — 11 сен.
  67. Ю. Сбербанк и РДС — явные лидеры // Известия Мордовии. 1995. — 28 янв.
  68. П.Н. Публицистика и политология. Природа альянса. -Саранск, 1995. 84 с.
  69. П.Н. Социология публицистики. Саранск, 1998. -88 с.
  70. В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991, — 316 с.
  71. Кого в президенты? // Республика Молодая. 1996. — 18 янв.
  72. Козловский В Утраты и обретения социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т 1. № 1.
  73. С. В уборщицы — по конкурсу // Известия Мордовии. 1993. — 5 дек.
  74. Кому живется весело, вольготно на Руси? // Красная Слобода. -1993.-6 июля.
  75. В.П. Социология коммуникации. М., 1997. — 304 с.
  76. A.A. Информация и коммуникация. -Киев, 1986.-141 с.
  77. Корконосенко С. К авторской версии социожурналистики
  78. Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. С.-П., 1997. — с. 45−46.
  79. С. Социожурналистика: понятие, методика, образование // Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994. -С.4−22.
  80. С.Г. Социологические проблемы журналистской теории и практики // Актуальные проблемы журналистики. Чебоксары., 1995.-С.116−131.
  81. B.C. Проблемы сбора первичных данных в социологии средств массовой информации: методические рекомендации. -М., 1984. 178 с.
  82. А.И. Социология. М., 1996. — 367 с.
  83. Краткий словарь по социологии. М., 1998 г. — 384 с.
  84. Н. Любовь это не только секс // Столица С. — 1995. -17 нояб.
  85. Кто впадает в немилость? // Известия Мордовии. 1996. — 7 нояб.
  86. Куда податься бедному выпускнику? // Вечерний Саранск. -1994. 8 июля.
  87. Э. За прошедший год число безработных в Мордовии выросло в 13 раз // Вечерний Саранск. 1993. — 4 июня.
  88. Летом тут цветы растут // Столица С. 1995. — 1 сен.
  89. Логика социологического исследования /Под ред. Г. В. Осипова. -М, 1987. 173 с.
  90. В. Ичалковский феномен //Известия Мордовии. 1996. -11 янв.
  91. И.П. Тип газеты и стиль публикации: опыт социолого-лингвистического исследования. М., 1989. — 113 с.
  92. Т. За кого голосовать? //Известия Мордовии. 1993.30 нояб.
  93. Т. Рейтинг республиканских и городских СМИ // Вечерний Саранск. 1993. — 3 апр.
  94. Т. «Столица С» лидер по темпам роста популярности // Столица С. — 1994. — 15 апр.
  95. Т. Некоторые наши прогнозы подтвердились // Столица С.- 1993. 17 дек.
  96. Любовь крепка и долговечна // Известия Мордовии. 1993. -30 нояб.
  97. И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства (функции прессы и социальная роль журналиста). -М., 1979. -64 с.
  98. О.Т. Журналистика и молодежная аудитория (Опыт социологического исследования) // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. -1990.-№ 2.-С.52−61.
  99. В., Петренко Е. Изучение общественного мнения // Социология в России. М., 1998. — 696 с.
  100. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. М., 1980. — 446 с.
  101. Межнациональные отношения в Мордовской АССР. Итоги эт-носоциологического исследования. Саранск, 1993. — 148 с.
  102. М.Т. Суждения о будущем в публицистическом тексте. Ростов-на-Дону. — 1983. — 210 с.
  103. М. Как в городе живем? // Известия Мордовии. -1998.-31 июл.
  104. Методологические основы изучения региональной печати. -М., 1993.-97 с.
  105. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации /Под ред. В. И. Михалкович и В. Г. Стигнеева. -М., 1985. -197 с.
  106. Методы исследования средств массовой коммуникации. М., -1997.-36 с.
  107. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1990.-223 с.
  108. Методы социологического исследования. М., 1989. — 215 с.
  109. .Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994.- С.82−98.
  110. В.И. Системный анализ социологической информации. М., 1981. — 143 с.
  111. Мы это вчерашние вы // Красная Слобода. — 1994. — 13 дек.
  112. Надежда умирает последней // Красная Слобода. -1995. -24 янв.
  113. Народ безмолвствует? // Известия Мордовии. 1993. — 9 апр.
  114. Народ не знает, кто им руководит. Ну и не надо.// Столица С. -1995.-21 апр.
  115. Народ попал в большую зависимость от независимости России // Красная Слобода. 1995. — 10 июня.
  116. И. Медаль чести или позора? // Известия Мордовии.- 1996. 4 окт.
  117. Не показывай «права», не зная прав //Известия Мордовии. -1998.-23 сент.
  118. В. От интереса к действию // Известия Мордовии. -1994. — 15 июля.
  119. М. Газета, читатель, время. М., 1986. — 160 с.
  120. Новое поколение выбирает веру//Известия Мордовии. 1993. -12 окт.
  121. О Конституции замолвите слово //Красная Слобода. 1993.6 нояб.
  122. В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. JL, 1989. — 133 с.
  123. Ожидания и прогнозы // Странник. 1998. № 4. — с.43−49.
  124. Опрос и прогноз // Красная Слобода. 1995. — 14 нояб.
  125. Осенний призыв // Известия Мордовии. 1993. — 19 окт.
  126. Г. Что происходит с социологией? //Социологические исследования. 1997, № 5. — с.З.
  127. Основные направления социологических исследований: Методическое пособие. М., 1985. — 57 с.
  128. Основы социологического знания. 42. Барнаул. 1995. — 287 с.
  129. Отдельно взятый Первомай // Красная Слобода. 1993. — 1 мая.
  130. В.И. Качество социологической информации (Методы оценки и процедуры обеспечения). Киев, 1986. — 206 с.
  131. Первомай и мы // Известия Мордовии. 1995. — 29 апр.
  132. И .Я. Методы социологических исследований: опросы. Минск. 1993.-63 с.
  133. В. Каким он «первым» был? //Столица С. 1996. — 22марта.
  134. Н. Мониторинг научно-технического потенциала регионов // Регионология. -1995. № 1.
  135. Г. А. Метод интервью и достаточность социологической информации. Ереван, 1985. — 142 с.
  136. С. Куда качнется маятник? // Известия Мордовии.-1995.- 1 дек.
  137. С. Саранская молодежь: били и будем бить // Столица С. 1993.-2 апр.
  138. С. Учитель и общество: взгляд изнутри // Известия1. Мордовии. 1993. — 20 окт.
  139. С. Чем живет молодежь республики // Вечерний Саранск. 1994. — 8 июля.
  140. П.Ф., Мишанин Ю. А. Рынок массовой информации Мордовии // Вест. Морд, ун-та. 1994. — № 3. — С.43−47.
  141. Л.Г. Основы теоретической социологии. М., 1992.- 282 с.
  142. Правительство — к черту! // Столица С. 1995. — 17 марта.
  143. Пресса и общественное мнение. М., 1986. — 248 с.
  144. Пресса на территории России: конфликты и правонарушения. -М., 1997. 137 с.
  145. Проблемы сбора первичных данных в социологии средств массовой информации /методические рекомендации/. М., 1984. — 178 с.
  146. Проблемы социологии региона: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск, 1986. — 152 с.
  147. Проблемы эффективности журналистики. М., 1990. — 244 с.
  148. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.- 140 с.
  149. Е.П. Методология — предмет «новой парадигмы» социологического знания // Соц. исследования. 1992. — № 7. — С. 111−125.
  150. Е.П. Публицист и действительность. -М., 1973. -318 с.
  151. Е.П. Социология журналистики и общесоциологическая теория // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1994. — № 2. — С.3−15.
  152. Пятилетка гласности. Хроника 1991−1996 гг. М., 1996. — 211 с.
  153. Рабочая книга социолога. М., 1983. — 480 с.
  154. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии (итоги анкетного опроса). Саранск, 1994. — 256 с.
  155. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии //
  156. Вечерний Саранск. 1994. — 20 мая.
  157. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии // Известия Мордовии. 1994. — 28 мая.
  158. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии. Выпуск II. (итоги анкетного опроса в 1995 году). Саранск, 1996. — 268 с.
  159. Рейтинг мордовского телевидения и радиовещания // Вечерний Саранск. 1993. — 10 апр.
  160. Л.Л. Современный этап развития газетно-жур-нальной периодики // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1994. — № 4. -С.3−9.
  161. Референдум — это что? // Красная Слобода. 1993. — 28 янв.
  162. С. Социальный аспект массовой коммуникации: на примере массовой информации // Вест. Морд, ун-та. 1995.- № 3.- С.22−26.
  163. РихтаржикК. Социология на путях познания. М., 1981. -263 с.
  164. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. — 975 с.
  165. А. Частная жизнь журналиста. М., 1994. — 288 с.
  166. A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987. — 154 с.
  167. Г. И. Надежность результатов социологического исследования. Л., 1983. — 189 с.
  168. Саранские банкиры // Столица С. 1995. — 26 мая.
  169. Л.Г., Ширяева A.A. Журналистское образование. Взгляд социолога. М. 1997. — 240 с.
  170. Л.Г., Ширяева A.A., Колесник С. Г. Российский и американский журналист (социологическое исследование) // Вестн. Моск. унта, Журналистика. 1995. — № 1. — С.30−42- № 2. — С.20−27.
  171. В. Что нужно современной молодежи? Кандидат социологических наук Сергей Полутин считает, что молодому поколениюнеобходим идеал // Столица С. 1997. — 26 сен.
  172. В. «Успеха взвесьте, и побольше!» // Республика Молодая 1995. 23 нояб.
  173. В. Референдум: быть или не быть? // Известия Мордовии." 1993.- 21 апр.
  174. А. Правила честной игры — взгляд со стороны // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов.-М., 1995. С.224−225.
  175. В.В. Статистика в арсенале советского журналиста. -М, 1978. 38 с.
  176. М.Г. Аудитория и новая пресса на фоне перемен // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1992. — № 5. — С.3−23.
  177. М.Г. Пресса и общество: опыт социологического исследования // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1994. — № 1. — С. 10−22- № 2. -С. 16−27.
  178. М.Г. Центральная пресса России: Год 1993, после газетного «бума» //Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1993. — № 5. -С.3−19.
  179. Советский энциклопедический словарь. М., 1983. — 1600 с.
  180. П.А. Система социологии (в 2 т.). М., 1993.
  181. Социологические исследования эффективности журналистики /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1986. — 178 с.
  182. Социологический опрос молодежи Саранска: каждый четвертый за диктатуру // Вечерний Саранск. — 1993. — 27 март.
  183. Социология (Под ред. Г. В.Осипова). М., 1990. — 447 с.
  184. Социология гармонизации общественных отношений: Сборник научных статей. Саранск, 1997.
  185. Социология журналистики, теория методология, практика. -М., 1981.-266 с.
  186. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. М., 1996. — 152 с.
  187. Социология и пропаганда. М., 1986. — 255 с.
  188. Социология перестройки. М., 1990. — 189 с.
  189. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. М., 1989. — 175 с.
  190. . М., 1996. — 461 с.
  191. Социология. Саранск, 1994. — 276 с.
  192. Справочник для журналистов стран центральной и восточной Европы.-М., 1993.- 176 с.
  193. Статистический ежегодник Республики Мордовия. Саранск, 1996. 86 с. 194. «Столица С» представляет: информационно-аналитический центр. Тамара Лыткина о будущем своего центра // Столица С. 1993. -25 июня.
  194. А. Плач по лидеру // Известия Мордовии. 1994.2 июня.
  195. O.A. О внедрении результатов социологических исследований в журналистскую практику // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1990. — № 2. — С.62−65.
  196. Таких не знаем! — говорят о политиках жители Мордовии // Столица С. 1994. — 8 июля.
  197. A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. — 256 с.
  198. . Социология. М., 1994. — 384 с.
  199. Утопим Россию в пьянстве, как пить дать // Красная Слобода. -1994.-29окт.
  200. В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978. — 69 с.
  201. Учителя недовольны своим положением // Столица С. 1993. -13 авг.
  202. Л.Н. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды. М., 1988. — 77 с.
  203. Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная журналистика. М., 1991. — 143 с.
  204. Философский словарь (Под ред. Фролова И.). М., 1980.444 с.
  205. И.Д. Со стола социолога: об оценке интерпретации социологических данных журналистами // Вестн. Моск. ун-та, Журналистика. 1993. — № 6. — С. 12−25.
  206. С.С. Социология. М., 1997. — 360 с.
  207. Хлопнули дверью на полмиллиарда // Красная Слобода. -1995. 24 янв.
  208. Центр гуманитарных наук Мордовии. Саранск, 1997. — 82 с.
  209. М. Проблемы теории публицистики. М., 1973.272 с.
  210. С. Популярных журналистов в Мордовии нет // Столица С. 1994. — 10 окт.
  211. С., Субботин В. «Я с ними не жила» говорит население о руководстве республики // Столица С. — 1995. — 14 апр.
  212. Черный вторник // Красная Слобода. 1994. — 18 окт.
  213. Четвертая власть глазами народа // Известия Мордовии. 1998. — 22 окт.
  214. Читатель и газета в зеркале социологии. Фрунзе, 1990. — 294 с.
  215. А. Социологический подход в журналистике // Журналистика и социология. М., 1995. — С.23−40.170
  216. T.B. Методы сбора информации // Журналистика и социология. М., 1995. — С.87−115.
  217. Экономика Мордовии: прошлое и современность. Саранск, 1998. — 200 с.
  218. Экспресс-опрос избирателей //Известия Мордовии. 1994. — 11нояб.
  219. Эмиграция из России: уезжают // Известия Мордовии. 1993. -14 июля.
  220. Эти люди удивляют россиян и по сей день // Столица С. 1995. — 28 апр.
  221. Я б на выборы пошел // Красная Слобода. 1995. — 15 июня.
  222. Явление фермера// Красная Слобода. 1993. — 16 фев.
  223. В.А. Социологическое исследование: методология, пропаганда, методы. М., 1987. — 186 с.
  224. В.А. Социология перестройки. М., 1990. — 190 с. 226. 70% рузаевцев придут голосовать 12 декабря // Вечерний Саранск. 1993. — 3 дек.
  225. Brace, Paul, and Hinckley, Barbara. 1992. Follow the Leader: Opinion Polls and the Modern Presidents. New York: Basic Books.
  226. Rosenstiel, Tom. 1993. Strange Bedfellows: How Television and the Presidential Candidates Changed American Politics. New York: Hyrerion
Заполнить форму текущей работой