Отечественная социология молодежи: Генезис и эволюция
Но сегодня внимание привлекает не только сама молодежь и ее проблемы, но и состояние науки (наук) о ней. и в первую очередь, речь идет о состоянии такой науки, как социология молодежи. вообще судьба отечественной социологии весьма сложна, а порой и драматична. Возникнув в прошлом веке, она быстро на бирала силы и признание, шла в ногу с развитием социологии в мире в целом. Затем, в советские годы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ КАК НАУКА
- 1. Предмет и функции социологии молодежи.. и
- 2. Социология молодежи в си вдк о молодежи
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ОТЕЧЕСТВШ&И СОЦИОЛОГИИ. б 1 Пси ДИСТОР1Г! СОЦИОЛОГИ-. .. И-.': .Г. :Ж> I. молодежь
- Ш 2. Становление социологически* исследований молодежи
- ГЛАВА 3. ИНСТИтШНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ КАК '
- ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИ1 ШСКОГО ЗНАНИЯ
- 1. Особенности исследования молодежи в советской социологии
- 2. Состояние и перспективы развития социологии молодежи в современный условиях
- ЗАКЛЮ'-ШШЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА'1УРЫ
Отечественная социология молодежи: Генезис и эволюция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К молодежи, ее проблемам интерес всегда велик и проявляется он как на обыденном уровне, так и представителями различным наук естественник и общественный, ло и понятно, ибо молодежь — не просто будущее любого общества, его завтрашний облик, но и в значительной мере — день сегодняшний. Для совре моиного российского общества проблемы молодежи имеют особую актуальность.
Во первый, в России ныне больше умиряют, чем рождаются и началось зта с ноября 1981 года. Коэффициент депопуляции превышение смертности над сшдаемостью возрос с 1,1 в 1392 году до 1,6 в 1936 году 1. Эта же тенденция выражена и в ре гионаи. Так, в 1395 году в Саратовской обл. :ти родились Ж 5, а умерли 39.7 тысячи человек Следовательно,. демографичос кая ситуация в стране в начале XXI столетия самая неблагоп риятная оказывающая непосредственное возийствие на Е*се сто роны и сферы общественной жизни.
Во вторых. стремление России встать на. рельсы рыночной экономики, построить правовое государств и сйормишоать гр'.-ж данское общество сопряжено с целым кошлексом проблем, в кото рои далеко не последнее место принадлежит социальной здштй.
1. См.: Российская Федерация сегодня. 1338. N, а 3. С. 14.
2. См.: Саратов. 1036. 27 Февраля. ним молодежи и менявдимся условиям, вовлечению ее в процесс реформирования жизни.
Но сегодня внимание привлекает не только сама молодежь и ее проблемы, но и состояние науки (наук) о ней. и в первую очередь, речь идет о состоянии такой науки, как социология молодежи. вообще судьба отечественной социологии весьма сложна, а порой и драматична. Возникнув в прошлом веке, она быстро на бирала силы и признание, шла в ногу с развитием социологии в мире в целом. Затем, в советские годы она подвергалась гонениям, была «запрещена», и только с конца 80-к гг. нашего столетия она приобрела все права гражданства. Но сколько потеря, но времени, сколько традиций не удалось еше восстановить! все это в полной мере относится и к такой отрасли социологического знания, как социология молодежи. Изучение истории ее возникновения, становления, развитая, потерь и достижений, проблем и перспектив — задача, имеющая не только научное, но и огромное культурно-нравственное, педагогическое значение. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись со степенью ее изученности нашей наукой.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что характеристике проблем, составляющих предмет социологии далодежи, посвящена обширная литература. Различные аспекта молодежной проблематики — учащаяся и студенческая молодежь, рабочая моло де. жь, проблемы труда и воспитания, социализация, идейно-политический уровень, трудовая активность, жизненная позиция, коммунистическое воспитание, интересы молодежи, выбор профессии, жизненные планы, молодежная субкультура, неформальные организации молодежи — нашли довольно обстоятельное освещение в ли тературе. Большой вклад в им реализацию внесли и. с. Кон, И. м. Ильинский, ю. г. Волков, и. в. БестужевЛада, в. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич, Ю. А. Левада, М. X. Титма, Н. В. Ко Фырин, В. Т. Лисовский И Т.Д. 1.
Но исследовательских работ, посвященный именно истории становления и развития социологии молодежи в России, практически нет, за исключением содержательной статьи В. В. Семеновой.
Некоторый материал мы найдем в учебной литературе, а так же в работай, посвященных истории русской социологии 1.
Отсюда с очевидностью вытекает, что на сегодняшний день.
1. См., напр.: кон НС. открытие «Я», м., 1378: левада ю. А. советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993; .Лисовский в. т. Советское студенчество. Социологические очерки. Л, 1980: Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. М. 1983: Социальный облик рабочей молодежи. М., 1980: шубкин в. н. социологические опыты, м., 1370, и др.
2. Семенова в. в. Социология молодежи / Социология в России. М., 1996.
3. См., напр.: Социология молодежи. Уч. пособие под ред. Е. Т. Лисовского. СПб., 1996.
4. См., напр.: Капитонов Э. А. История социологии. Р/Д., 1993: Он же. Социология XX века. История и технология. Р/Д, 1996; Новикова С. С. История развития социологии в России. М., 1396: Российская социология, историко-соииологические очерки, м. 1397: история социологии. Минск. 1997: Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии, к, 1997. практически не существует научно разработанной истории отечес твенной социологии молодежи, до находимся, вероятно, лишь ш пороге ее возникновения и становления. Именно это обстоя телъство и бесспорная актуальность проблемы и побудили диссер танта к ее разработке.
Целью диссертационного исследования является анализ предпосылок возникновения, :тановления и развичия отечественной социологии молодежи на основе содержательнойарактеристики ее предмета и состояния в современны)! условиях.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения ряда исследовательский задач:
— характеристика основных компонентов составлякшх пред мет социологии молодежи: выявление места социологии молодежи в ряду наук о шло дежи:
— анализ молодежи как особой социальной группы;
— изучение исторических предпосылок и специфических уело вий возникновения взглядов на молодежь в Госамвычленение основным этапов развития отечественной со циолопии молодежирассмотрение современного уровня развития отечественной социологии молодежианализ постановки проблем социологам молодежи в совре менной отечественной учебной литературе;
— выявление проблем и перспектив разштия социологии мо лодежи в современной России: уточнение категориального аппарата.
Объектам исследования является отечественная социология. Предметов исследования выступает генезис и развитие социологии молодежи в России. в качестве методологической основы исследования использован сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить и проанализировать основные этапы возникновения и развития социологии молодежи. Изменение диалектического метода способствует раскрытию взаимосвязи предмета исследования с особен ностями функционирования конкретного общества. С помощью генетического метода анализируются истопи происхождения и пути эволюции социологии молодежи как отрасли социологического знания. Использование структурно-функционального анализа позволяет составить представление о состоянии современной отечественной социологии молодежи и соотнесении его с уровнем разви тия мировой социологии.
При изучении проблем социологии молодежи автор опирался на обобщения и представления в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодической печати последних лет. Поскольку тема диссертации находится на стыке ряда социологических и другие обществоведческих наук, потребовалось привлечение и анализ специальной литературы по социологии личности, семьи, социальной психологии, демографии, педагогике, юриспруденции и т. д. Использовалась философская, историческая и политологическая литература, где в той или иной мере затрагиваются проблемы молодежи и ее социализации.
Научная новизна диссертационного исследования, связанная с самой постановкой проблемы, состоит в следующем:
— впервые на диссертационном уровне осуществлено исследование генезиса и эволюции отечественной социологии молодежи, достигнутого уровня и перспектив развития;
— раскрыты истоки и специфические условия возникновения учений и теорий о молодежи в отечественной науке;
— дана характеристика содержания основных этапов развития отечественной социологии молодежи:
— определены объект и предмет социологии молодежи в свете современных представлений;
— выявлено место социологии молодежи в системе гуманитарных наук;
— социология молодежи представлена как учебная дисциплина;
— определены перспективы развития данной отрасли социологии в современной России.
Исследовательские задачи, пути их решения определили характер положений, выносимых на защиту:
1. Современное состояние российского общества, складывающаяся демографическая ситуация резко обостряют интерес к проблемам молодежи, ее положению, тенденциям развития, что объективно ведет к возрастанию роли и значения социологии молодежи,.
2. Социология молодежи — самостоятельная отрасль социологического знания, которая имеет свой предмет, структуру, метод и функций.
3. Отечественная социология молодежи имеет богатую пред-историю: од становление опиралось на широкий спектр воззрений ученый разных научных дисциплин и посол, различных методелогических позиций.
4. возникнув в начале девятисотых годов, социологический воззрения на молодежь получили широкое развитие в первой чет верти XX века. Социология призвана была способствовать Формированию новых качеств и поведения молодежи и получила определенные возможности для своего развития.
5. В ЗО-е годы социология была запрещена и ее возрождение приводится на конец 50-х гг. С этого момента возрождает ся и социология молодежи, происходит ее институционализация, возникают школы и направления, формируются кадры проФессиона лов-социологов.
6. Современное российское общество обременено грузом социальных и экономических проблем, которые особенно пагубно отражаются на молодом поколении. Оно сталкивается с целым ря дом проблем, неизвестных ранее: безработица, преступность, переосмысление жизненных ценностей, в осмыслении ик, нахождении путей выхода из создавшейся ситуации роль социологии молодежи бесспорна.
7 В этих условиях социология молодежи обретает новое дыхание, претерпевает структурные сдвиги, изменения предметных областей, можно полагать, что мы находимся в самом начале нового этапа уже новой по качеству, характеру, содержанию социо логии молодежи.
Научно-практическая значимость работы заключается в воз можноста использования основных положений и выводов в дальнейшей разработке проблем истории социологии моло дежи.
Практическая ценность исследования заключается в разработке ряда рекомендаций, которые могут быть использованы в выработке и реализации федеральной и региональный молодежный программ, а воспитательной работе с молодежью. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории социологии, обшей социологии, социологии молодежи, семьи, спецкурсов, а также в системе переподготовки кадров.
Основные положения и выводы диссертации излагались автором на ежегодный научных конференциях кафодры социологии и массовой коммуникации факультета гуманитарных и социальным наук СГУ (1997 1ЭЭБ гг,) и отражены в трех публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии и массовой коммуникации СГУ.
Диссертация состоит из введения, трех, глав, содержащих по два параг зФа каждая, заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
проведенное исследование возникновения, становления и развития отечественной социологии молодежи позволяет сделать некоторые выводы. социология молодежи — важная составная часть отечественной социологии" ибо ныне социология, как % многие другие нау ки, прокодит этап специализации. Сейчас существуют и активно развиваются наряду с социологией молодежи, такие отрасли социологического знания, как социология семьи" социология поли тики, экономическая социология, социология религии, социология науки и образования и т. д. социология молодежи повторила судьбу отечественной социологии в ц£: лом" вместе с ней развивалась, двигалась вперед" ос танавливш-ась" запрещалась и возрождалась. Как и социология вообще, социология молодежи ныне одна ипопулярных наук" способстцуюиш решению общественных проблс.- и возрождению России.
Ос новы социологических знаний о молодежи закладывались одновременно с кэшированием социологии в России во второй половине XIX столетия. Но этот процесс занял длительный отрезок времени и может рассматриваться как предистория этой науки и лишь в начале XX века в молодежной проблематике четко зазвучали сон алогические подходы, с зтого момента и начинается первый этап в истории отечественной социологии молодежи, который продолжался до конца 20-х годов до момента :*апрещения социологии в наши стране.
Второй этап начинается с конца 50-к годов и заканчивается на рубеже 90-х годов. На этом этапе произошла институа-лизация социологии молодежи. Стали разрабатываться различные аспекты молодежной проблематики, началоа изучение молодежи как специфической социальной группыпроводиться многочисленна'.-' конш-тнш социологические исследован! по проблемам со цианизации молодежи, уровня ее социальной активности, выявления ценностных ориентации и мотивации поступков, определения жизненной позиции и т. д. Этот процесс опосредовался идеологической заданностью, господством тоталитаризма в обществе, от сутствием демократии, подходом к молодежи иишъ как к резерву и помощнику! ШСС, ударной силе строительстве коммунизма. Все это уводило, порой, в сторону от социологических концепций" снижало научный уровень исследований и разработок.
Отмстим также, что исследование проблем молодежи в социо логии шло в союзе с другими науками — психологией, философией, экономикой, историей, юриспруденцией.
Сегодня нет идеологических шор, организационных препятствий для развития социологии, но нужны большие усилия, чтобы она встал?- на мировой уровень. Естественно, что эффективность данного процесса напрямую зависит от общественных условий, уровня экономического, социального и культурного развития общества и его членов, поддержки науки со стороны государства и общества в целом, по существу, мы стоим на пороге нового, третьего, этапа в развитии отечественной социологии мо лодежи.
Рекомендации, вытекащие из данного исследования, носят характер теоретических и организационным предложений.
Прежде всего, речь идет о необходимости расширения социологического образования, формирования социологического мышле ния у членов общества, воспитания потребности в социологичес ком знании, в этих целях необходима расширенная подготовка учебных пособий по социологии. Все это создаст основу и для развития социологии молодежи.
Следует расширять исследования молодежной проблематики, определяя их в русле мировой социологии, с учетом особенностей современной российской действительности. В этих целях необходим интеграция усилий ученых различных вузов, учреждений в различных регионах, занимающихся изучением проблем молодежи. Убеждены, что нужен единый центр, координирующий са не командующий) для объединения усилий социологов молодежи, выра бочки плана исследований, помогающий их проведению, подводе нию их итогов, выработке на их основе теоретических и практических рекомендаций, которые бы авторитетно доводились до органов федеральной и региональной влеспи. fie столь важно, кто возьмет на себя эти функции — Институт социологии РАН или Институт молодежи или какая либо другая ор ганизация.
С различных точек зрения необходима популяризация имен и трудов отечественных ученых, занимавшихся в прошлом молодежной проблематикой, подготовка соответствующих хрестоматий и антологий.
На этой основе можно было бы приступить к разработке подлинно научной истории отечественной социологии, в том числе и истории социологии молодежи. Л эта работа опять-таки объединит усилия не только социологов, но и философов, психологов, историков и т. д.
Список литературы
- Андреева и. н., Новикова Л. г. Субкультурнш домина&trade- нетрадиционных Форм поведения молодежи / Неформальные об’ы динения молодежи вчера, сегодня, а завтра? Под ред. В. В. Семеновой, м. 1388.
- Арнольди С. С. С Лавров П. л.). Задачи понимания истории. СПб. > 1898.
- Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.
- Бе- .зубов А. н. К разработке единой классификационной систе мы научных исследований проблем молодежи. Сборник трудов. М., 1380.с. Бернштейн м.с. Как поставить учет времени нашей молодежи. М.-Л. 1925.
- Бернштейн м. С. Наша современность и дот г. Материалы обследования 1921−1923 гг.). Л., 1928.
- Вернштейн-Когаи л. Численность, состав и положение петербургских рабочих. 'СПб., 1910.
- Бестужев-.пада и. в. Какая ты, молодежь? м. 1388.
- Бестужев-Леш И. в. К школе XXI века. Размышления социолога. М. 1388.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелое: ъ. м., 1984.
- Бестужев-лада и. в. Современные социальные проблемы молодежи // ИСТОРИЯ СССР. 1988. N 2.
- Биографический метод. История. Методология, практика. Под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В. в. Семеновой, м. 1384.
- Блинов ИМ. социологические исследова ия труда и воспитание советской молодежи 20-к годов // Социологические исследования. 1975. N 1.
- Бовкун в. в. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1988.
- Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л, 1973.• 19. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1973.
- Вишневский ю. Ф., мапко В. т. социология молодежи. Екатеринбург, 1985.
- Волги-- е. п. очерки истории социалистических идей, с древ носта до конца КУЩ в. м, 1975.
- Волгин в. П. очерки истории социалистических идей, пешая половина XIX в. м., 1976.
- Волков Г. н. социология науки, м., 1968.
- Волка с. 10. Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности, м., 1384.
- Володин А. И. Герцен. М. 1370.
- Воробьев 1″. Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1390.
- Головин Н.Н. 0 социологическом изучении воины / Социология в России XIX- начала XX веков (Выпуск 2). Тексты. М., 1997.2 В. Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1997.
- Громов А. В. Кузин 0. С. Неформалы. Кто есть кто? м., 1990.
- Гусейнов А. Молодежи об общественном прогрессе, м. 1967.
- Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М., 1928.
- Димов В. М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Социология и политология. Вес1ник МГУ, N 18. 1397. N 3.
- Дыльное г. в. и др. Общая социология. Саратов, 19за
- Жизненные пути одного поколения. Под ред. Л. А. Коклягиной, Е. В. Семеновой, М. Титмы. М., 1992.
- Житенев В. А., Макарович 3. Ф. Комсомол в условиям развитого социалистического общества, м. 1976.
- Журавлев В. История жизни «бомжа» / Судьбы людей: Россия. XX век. Под ред. Е. В. Фотеевой, В. В. Семеновой. М., 1996.
- Зайцев В. А. Труд и быт рабочих подростков. М.: Вопросы труда, м., 1926.
- Здравомыслов А. г. методология и процедура социологических исследований, м., 1363.
- Иконникова СИ Молодежь, социологический и социально- пси-коло гический анализ, л., 1374.
- Иконникова с. н., Лисовский е. т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование, л., 136,3.
- Ионии л. г. Социология культуры, М., 1998.
- История социологии. Пол ред. л.н. Епсунова, Г. Н. Соколовой, Т. г. Румянцевой. А. А. Грицанова. 2-е изд. Минск, 1937.
- История теоретической социологии. Е 4-х тт. М., 1397−1998.
- Капитонов э.А. История социологии. Рос тов-на-Дону, 1993.
- Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технологии. Ростоь-на-Дону, 13.96.
- Кашев в. введение в изучение социологии. СПб., 1897.
- Карееь н. н. Основы русской социологии, ст., 1936.
- Каталог-справочник неформальных самодеятельных организа ций и независимой прессы СССР. Под ред. В. Ф. Лввичевой. М., 1930.
- Кауфман А. А. Сборник статей. М., 1315.
- Кац Я Л. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927.
- Клейнборт Л.М. Современная молодежь / социология в России XIX- начала XX веков С Выпуск 2). Тексты, под ред. в. И. Добренъкова. м., 1397.
- Колот! некий п. Н. опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929. ч
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и е1 самосознание. М., 1384.
- Кон И. с. Вкус запретного плода. М. 1932.
- Кон ш. с. дружба, этако-психологический очерк, м.&bdquo- 1380,
- Кон И.С. открытие «Я». М." 1978.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М. 1380.
- Кон И. С. Ребенок и общество. И., 1988.
- Кон И. С. Социология личности. М. «1967.
- Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. М. «1988.
- КО! I и. с. эпоху не выбирают // Социоло! ический журнал. 1394.1. N 2.
- Кошлев а. м. Партия и комсомол. Некоторые вопросы партийного руководства комсомолом, м., 1376.63. корФ м. А. о связи военных наук с общественными: науки социальные / Социология в России Х1Х-начала хх веков с Выпуск 2). Тексты. М., 1397.
- КОФырин Н. в. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Со циологические исследования. 1991. М 1.
- Красин А. Н. Развитой социашзм и проблема становления коммунистического типа личности: сош&пьно философский аспект. М., 1373.
- Крмворучко в. К. ВЛКСМ на этапе зрелого социализма, закономерное .ти развития» направления деятельности // История СССР. 1978, N 5.
- Куркип п. И. Московская рабочая молодежь. м.: Вопросы тру да. 1324.
- Кукушкина Е. И. Российская социология XIX начала хх вв. М., 1993.
- Левада 10. А. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 30-х. М., 1333.
- Ленин в. и. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве / Поли. собр. соч. т. 1.
- Ленин в. и. Очередные задачи Советской власти / Полн. собр. соч. Т. 36.
- Ленин В. и. Речь на 1 Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1313 г. / полн. собр. соч. т. 33.
- Ленин В. и. Задачи союзов молодежи / Полн. собр. соч. Т. 41.
- Лисовский В. Т. советское студенчество. Социологические очерки, м., 1330.
- Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.&bdquo- 1974.
- Лицо ленинградского комсомола в цифрах, л., 1330.- 77. магун В. С., Литвинцева А. 3. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 30 е и 80-е гг м. 1390.
- Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1333.
- Маркс к. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. т. 3.80. материалы всесоюзной научной конференции «Ленин и молодежь», посвященные 50-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина. М., 1374.81