Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы историзма, социального детерминизма и системного анализа. В качестве ведущих применяются социологический и экономический подходы, поскольку исследование носит междисциплинарный характер. Исследование опирается на общесоциологические законы (социального целого, структуры, развития, взаимосвязи материального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Негосударственное высшее образование как современный социальный институт социокультурной жизни России
    • 1. 1. Образование как ключевой фактор современной социокультурной реальности
    • 1. 2. Социокультурная структура негосударственных высших учебных заведений
    • 1. 3. Перспективы развития сферы образовательных услуг
    • 1. 4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность негосударственного высшего образования
  • Глава 2. Социо-культурные факторы, влияющие на позитивный образ негосударственного учебного заведения
    • 2. 1. Рейтинг высшего учебного заведения
    • 2. 2. Социокультурный имидж негосударственного вуза
    • 2. 3. Корпоративная культура высшего учебного заведения
    • 2. 4. Социальный портрет ректора негосударственного вуза
  • Глава 3. Особенности повышения конкурентоспособности негосударственного высшего учебного заведения
    • 3. 1. Социокультурные методы регулирования негосударственного образовательного учреждения
    • 3. 2. Оценка уровня конкурентоспособности конкретного негосударственного высшего учебного заведения
    • 3. 3. Способы повышения конкурентоспособности негосударственного высшего учебного заведения

Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Образование является значимой сферой человеческой жизнедеятельности, которая обеспечивает социальный прогресс, уровень цивилизованности и развития духовно-культурной сферы. По уровню развития и особенностям формирования системы высшего образования можно судить об экономическом, нравственном и культурном развитии всего общества.

Будучи важнейшим социальным институтом, образование непосредственно влияет на развитие процесса, приносящего обществу реальные финансовые доходы и усиливающий его интеллектуальный потенциал, поэтому институт образования нуждается в особой поддержке со стороны государства.

Переход России к рыночной экономике, глобализация мирового сообщества кардинально изменили общество: трансформировался его состав и структура, изменились экономическое положение россиян, их образ жизни и социальные ценности, в том числе изменилось отношение к получению высшего образования. Однако, несмотря на негативные тенденции в ряде социальных вопросов, россияне стабильно стремятся получить высшее образование: за период с 1997 года по 2002 год количество человек, получивших высшее образование, увеличилось с 436,2 тыс. чел. до 860,2 тыс. чел. (в 1,97 раза).

Возрастающие потребности рынка труда и занятости, стабильная потребность в получении высшего образования привели к росту числа вузов в России. С 1995 по 2003гг. число государственных вузов возросло на 86 (1,15 раза), в то время как негосударственных увеличилось на 191 (1,98 раза). Тенденция к росту числа вузов привели к тому, что между вузами возникает жесткая конкуренция и не только между государственными или негосударственными, но и между негосударственными вузами. По прогнозам Госкомстата РФ уже к 2008 г. число абитуриентов практически сравняется с числом бюджетных мест в государственных вузах (демографическая обстановка, снижение численности выпускников приведет к еще более острой конкуренции среди негосударственных вузов). Следовательно, проблема конкуренции в ближайшие годы в связи со снижением численности выпускников средних школ обостряется.

Поэтому исследование особенностей конкуренции и конкурентоспособности образовательных услуг, предоставляемых негосударственными высшими учебными заведениями, является актуальной темой.

Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы по теме диссертационного исследования позволяет выделить несколько подходов к изучению конкурентоспособности негосударственных вузов как объекта исследования: социологический, демографический, экономический, правовой и психологический. Однако в научной литературе практически не освещена проблема конкурентоспособности высшего учебного заведения в контексте социокультурной реальности современной России.

1. Экономический подход. Поскольку конкурентоспособность является экономическим понятием, чаще всего исследователи ограничиваются рассмотрением конкурентоспособности с точки зрения экономики.

Экономический подход рассматривает конкуренцию как борьбу фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущуюся ими на доступных сегментах рынка (Юданов, В. Петров, А. Селезнев, экономисты исследовательской организации «Юропиен менеджмент форум» (г. Женева), Т. Коно, М. Портер, профессор М. Ермолов, профессор Н. С. Яшин, профессор Р. А. Фатхутдинов, Европейский форум по проблемам управления и другие)1 и анализируют факторы, влияющие на образовательное пространство {вопросы экономики высшего образования анализируют А. В. Дайновский, С. Джалалов, В. М. Зуев, В. В. Клочков, Н. П. Литвинов, АЛ. Савельев, К.Н.Цейкович) .

Особый интерес представляют работы российских (Г.Г.Азгальдов, Б. А. Амосов, А. М. Бабич, Е. Н. Богачев, А. И. Галаган,.

Портер М. Конкуренция:. Пер. с англ. М., 2001; Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: Экономика, маркетинг, менеджмент.М., 2002;Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998; и др.

2Дайновский А. В. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность.М., 1998; Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования / В. М. Зуев, С. Джалалов, А. А. Воронин, В. И. Пусев и др.М., 1999.

В.В.Громыко, Л. И. Евенко, Т. А. Евстигнеева, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов, У. Г. Зиннуров, В. М. Зуев, Ю. И. Иванов, В. В. Карпов, М. Н. Катханов, Е. И. Князев, Ю. А. Кудрявцев, А. А. Кушель, А. П. Панкрухин, Е. Н. Попов, Ф. М. Русинов, А. Я. Савельев, Н. Е. Селезнева, Л. Н. Сосновская, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, В. В. Чекмарев, Ю. А. Чернецкий и др.) и за рубежных маркетологов (С.Хептонстол, В. Чинапа, К. Геллерт, Л. Кавазос, Ж. Ж. Ламбен, Т. Лаптон, Д. Синк и др.)4, которые рассматривают образование как сегмент рынка, его разнообразие, рейтинги вузов (его доля, масштабы, экономические показатели, доход и расход от образования и т. д.).

Конкуренция изучается экономистами с точки зрения управленческих решений. Методологическим вопросам государственного управления сектором высшего образования посвящены работы А. П. Лунева, профессора А.Л.Гапоненко5: развитие рынка образовательных услуг предполагает два пути. Первый связан с внедрением государственных учебных заведений в новые образовательные сферывторой — с созданием новых учебных заведений, как правило, в центральных городах. Социальный спрос как важнейший аспект планирования является следствием индивидуальных потребностей. Поэтому основная цель социального планирования.

3 Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг.М., 1995; Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования.М.1998, и др.

4Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр.М., 1999. и др.

5 Лунев А. П. Совершенствование государственного управления системой высшего образования в регионе.М., 1998. заключается в предвидении количества учебных мест на данной территории на всех уровнях и направлениях образования.

2. Демографический подход. Демография как наука о народонаселении изучает главным образом количественные параметры, структуру и динамику их изменения. Особое внимание в демографии уделяется исследованию численности населения России и другие показатели, которые ее определяют: возраст, пол, рождаемость, смертность, заключение и расторжение брака, миграция и другие. В работах А. Вишневского, Г. Васина, А. Горина, А. Волкова, Н. Б. Ридера, Н. Н. Сачука, В. В. Никитенко, В. В. Фролькиса и др.6 рассматриваются численность и состав потенциальных пользователей услугами высшего образования.

3. Правовой подход заключается в разработке и анализе Законов (Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ и т. д.), нормативно-правовых актов, которые обеспечивают правовую основу функционирования системы образования и определяют правовые отношения между субъектами этой системы, а также выявление фактов соблюдения и.

6 Вишневский А. Демографический потенциал России//Вопросы экономики М., 1998; Васина Г., Горина А., Никитина С. Прогноз численности населения Российской Федерации//Вопросы несоблюдения существующих законодательных норм, последствия законопроектов (модернизация системы высшего образования, болонская конвенция).

4. Психологический подход исследования конкурентоспособности качества обучения, которое определяется педагогическими, личностными и научными характеристиками педагогов.

Психологический подход позволяет изучить методы и подходы к обучению (А.А.Вербицкий, Н. А. Бакшаева, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, ИЛ. Лернер, В. Я. Ляудис, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, Б. С. Скиннер, Э. Стоунс, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), личностные качества педагога (А.К.Маркова, Л.М.Митина)2.

5. Социологическое направление. Проблемам системы высшего образования в качестве социального института, путей его реформирования в России посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых.

A) масштабы исследования (направление — социология образования).

Б) как социальный институт.

B) модернизация образования статистики. М., 1998; Волков А. Население России на пороге XXI века: традиции и перспективы//Обществ0 и экономика.М., 1998 и др.

7 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе.М., 1991; Махмутов М. И. Проблемное обучение.М., 1975; и др.2 Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993; и др.

Г) мотивация обучения в вузе.

С позиции социологии (вопросам социологии образования посвящены работы профессора В. И. Добренькова, Е. В. Халиповой, В. Я. Нечаева, Б. С. Гершунского, В. Н. Иванова, Г. Е.Зборовского8 и др.) исследует социологические проблемы образования, систему высших учебных заведений, соотношения государственных и негосударственных учебных заведений в российском обществе. В качестве объекта исследования высшее образование выступает в трудах таких ученых, как В. А. Жамин, С. Л. Констанян, М. Блауг, С. Боулс, М. Водхул, Дж. Маккулох, Дж. Псачарополоус, Т. Шульц, В. Г. Кинелев, А. Н. Кочергин, Ф. Г. Кумбс, Л. Ф. Лисе, Г. В. Осипов, Б. Т. Пономаренко, Б. Саймон, Н. Смелзер, Ф.Р.Филиппов9. В связи с коренными изменениями, имевшими место в российской экономике и необходимостью реформирования института высшего образования, появились публикации, в которых анализировались и обсуждались модели дальнейшего развития высшей школы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование конкурентоспособности негосударственных вузов требует системного подхода, интегрирующего опыт социологии, экономики, демографии, психологии и права. Поэтому одна из задач диссертационного.

8 Зборовский Г. Е. Социология образования.Ек., 1993., — Гершунский Б. С. Философия образования 21 века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций.М., 1991; Добренькое В. И., Зборовский Г. Е., Нечаев В .Я. Социологическое образование в России.М., 2003; и др.

9 Филиппов Ф. Р. Социология образованиям., 1996; и др. исследования заключается в реализации такого подхода к изучению конкурентоспособности негосударственного высшего образования в социокультурных условиях России. В недостаточной степени проанализированы общетеоретические подходы к понятию сущности негосударственного сектора высшего образования, не определено понятие конкурентоспособности с точки зрения социокультурных реалий и т. д. Актуальность данной проблемы определила тему, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является исследование основных факторов, обусловливающих конкурентоспособность негосударственного сектора высшего образования, и выявление способов ее повышения в сложившихся социокультурных условиях России.

В процессе реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) проанализировать социальную структуру рынка образовательных услуг в условиях современной России;

2) рассмотреть существующие подходы к понятию сущности конкурентоспособности в контексте социокультурной реальности и конкурентного потенциала российского высшего учебного заведения- '.

3) проанализировать социокультурный имидж негосударственного вуза- '.

4) определить социальный портрет ректора негосударственного вуза;

5) исследовать методы регулирования негосударственного образовательного учреждения;

6) разработать систему расчета оценки конкурентоспособности негосударственного вуза.

7) проанализировать способы повышения конкурентоспособности негосударственного вуза.

Объектом исследования выступает негосударственный сектор высшего образования в России (на примере Московского региона).

Предметом исследования диссертационного исследования является конкурентоспособность негосударственного вуза на рынке образовательных услуг.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы историзма, социального детерминизма и системного анализа. В качестве ведущих применяются социологический и экономический подходы, поскольку исследование носит междисциплинарный характер. Исследование опирается на общесоциологические законы (социального целого, структуры, развития, взаимосвязи материального производства и обществ, взаимодействия общественного потребления и действий людей), Учитывая специфику объекта исследования, автор опирается также на ряд частных социологических теорий, теоретические посылки экономической теории.

Эмпирическая база исследования представляет собой комплекс социологических методов сбора эмпирической информации:

1. Традиционный метод анализа документов: официальные нормативно-правовые документы (Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Гражданский кодекс РФ, нормативные акты, регламентирующие работу вузов) — статистические материалы Госкомстата России, опубликованные в сборниках «Образование в России. 2003», «Российский статистический ежегодник. 2003», «Уровень жизни населения России: 1992 — 2002 г. г.».

2. Социологическое исследование на тему: «Конкурентоспособность негосударственного вуза», проведенное автором в конкретном вузе. Инструментарием являются анкеты «Оценка конкурентного потенциала», «Оценка качества преподавательской деятельности», «Социальный портрет ректора негосударственного вуза». В опросе приняли участие студенты. Объем выборочной совокупности по исследованию «Конкурентоспособность негосударственного вуза» -174 человека, по исследованию «Социальный портрет ректора негосударственного вуза» — 150 человек.

3. Вторичный анализ эмпирических данных ранее проведенных социологических исследований (фонд «Общественное мнение» 2002 г., Всероссийский центр изучения общественного мнения 2004 г.), а также социологических замеров конкретного высшего учебного заведения.

4. Контент-анализ открытых вопросов анкеты и ответов респондентов.

5. Фокус-группа для проведения опроса «Оценка уровня конкурентоспособности конкретного негосударственного вуза», проведенная на группе экспертов из числа администрации вуза в количестве 6 человек.

Научная новизна результатов исследования:

• проанализирована социальная структура рынка образовательных услуг в условиях современной России;

• рассмотрены существующие подходы к понятию сущности конкурентоспособности в контексте социокультурной реальности и конкурентного потенциала российского высшего учебного заведения;

• проанализирован социокультурный имидж негосударственного вуза;

• определен социальный портрет ректора негосударственного вуза;

• исследованы методы регулирования негосударственного образовательного учреждения;

• разработана система расчета оценки конкурентоспособности негосударственного вуза;

• проанализированы способы повышения конкурентоспособности негосударственного вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие конкурентоспособности в контексте социокультурной реальности определяется как уровень качества оказываемой им услуги, как возможность обеспечить удовлетворение потребности больше, чем конкуренты.

2. Субъективные факторы оказывают наиболее существенное влияние на конкурентоспособность негосударственного высшего образования.

3. Позиция негосударственного высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг зависит от совокупности компонентов, в частности, от перечня образовательных программ, профессорско-преподавательского состава, которые определяют развитие учебного заведения, его престиж в области образования.

4.На рынке образовательных услуг наблюдается тенденция усиления конкуренции между субъектами рынка, обусловленная увеличением числа высших учебных заведений, расширением возможностей поступления на платные отделения государственных вузов, ухудшением демографической ситуации.

5.Для усиления инвестиционного потенциала негосударственного вуза необходим поиск и разработка новых направлений деятельности, предложение дополнительных образовательных услуг, форм обучения.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования связана с элементами его научной новизны. Сформулированные основные положения и выводы способствуют расширению и углублению имеющихся в современном научном знании представлении о конкурентоспособности негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по дисциплинам «Социология», «Культурология», положены в основу спецкурсов по проблемам имиджа и корпоративной культуры негосударственного высшего учебного заведения для студентов социологов, психологов, аспирантов и специалистов, занятых в области образования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры менеджмента Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ России, в ряде выступлений на конференциях и семинарах: Ломоносовские чтения 2003;2004 гг. в МГУпроблемные группы кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета МГУна аспирантском семинаре Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2003 г.) — в материалах семинарских занятий по курсам «Социология»,.

Культурология" в 2003;2004 гг. Московского Экономико-лингвистического института.

Объем и структура диссертационной работы. В соответствии с логикой исследования диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

В процессе диссертационного исследования были решены поставленные диссертантом задачи.

Подводя итог проведенному диссертационному исследованию, представляется возможным сделать следующие выводы:

1.Понятие конкурентоспособности в контексте социокультурной реальности представляет собой уровень качества оказываемой им услуги или как возможность обеспечить удовлетворение потребности больше, чем конкуренты.

2.Спрос на высшее образование в нашей стране продолжает расти и опережает предложение по ряду специальностей (например, экономические, лингвистические).

3.Сектор негосударственного высшего образования в основной массе сконцентрирован в крупных городах и наиболее экономически стабильных областях Российской Федерации.

4.Большая часть студенческого контингента негосударственного сектора высшего образования сосредоточена в восьми российских регионах: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская, Ростовская, Свердловская и Самарская области.

5.На рынке образовательных услуг наблюдается тенденция усиления конкуренции между субъектами рынка, обусловленная увеличением числа высших учебных заведений, расширением возможностей поступления на платные отделения государственных вузов, ухудшением демографической ситуации.

6.Усиливающая конкуренция приведет к сокращению количества негосударственных вузов и филиалов государственных вузов.

7.Сохраняющаяся тенденция вызовет сокращение количества негосударственных вузов и, возможно, филиалов государственных вузов.

8.Наиболее острая борьба за клиента наблюдается в области гуманитарно-социальных специальностей, в области экономики, управления, образования, культуры и искусства.

9.Для усиления инвестиционного потенциала негосударственного вуза будет необходим поиск и разработка новых направлений деятельности, предложение дополнительных образовательных услуг, форм обучения.

10.Не решена проблема целевого кредитования потенциальных потребителей образовательных услуг в области высшего образования.

11.Упрочению позиций негосударственного высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг зависит от множества компонентов (например, перечень образовательных программ, профессорско-преподавательский состав и т. д.), которые определяют развитие учебного заведение, его престиж в области образования.

12.Негосударственное высшее учебное заведение обладает более гибкой и мобильной системой управления, что позволяет значительно сокращать время документооборота и более оперативно решать поставленные задачи.

13.Основа и направление деятельности высшего учебного заведения определяется корпоративной культурой, сложившейся в учебном заведении.

14.В результате проведенного исследования выявлен социально-психологический портрет ректора негосударственного вуза.

15.На основании проведенного расчета установлено значение показателя по исследуемому высшему учебному заведению.

16.Исследуемый вуз обладает резервом для увеличения показателя конкурентоспособности образовательных услуг.

17.Указанный резерв можно представить как комплекс мер по оптимизации организационной структуры и структуры управления в исследуемом негосударственном высшем учебном заведении, совершенствованию организации рекламы исследуемого вуза, повышению качества образовательных услуг, реализуемых вузом, поддержанию и развитию корпоративной культуры вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «Об образовании» № 3266−1 от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, с изменениями от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ).
  2. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ.
  3. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
  4. М.Б. Многоцелевая модель управления высшим образовательным учреждением, учитывающая особенности функционирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2000. — № 3. — С. 51 — 57.
  5. B.C., Стрекова JI.H., Цыганов С. А. Роль высшей школы в развитии инновационных процессов в России. Становление отечественной системы корпоративного образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С. 60 — 69.
  6. В., Астахова Е. О государственной ответственности негосударственных вузов // Высшее образование в России. 2001. — № 2. С. 24−34.
  7. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  8. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.
  9. Г. А., Романов П., Слепухин А., Чеботаревский Ю. Отношение населения к реформе финансирования высшего образования // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 5 — 14.
  10. Ю.Балыхин Г. А. Управление развитием образования: Организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
  11. А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Социологические исследования. 2000. — № 3.
  12. Е.Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  13. Е.Ю. Образование как сфера общения: Монография. Уфа: Изд-во БАГСУ, 1998.
  14. А.О., Бутырин Г. Н., Добренькова Е. В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2002.
  15. А.О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие. М.: Гелан, 2001.
  16. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур. Подольск: Сатурн-С, 1999.
  17. Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь в России на рубеже 90-х годов. Кн. 2. — М.: ИС РАН, 1992.
  18. М.А. О задачах и содержании подготовки специалистов на 1-й ступени высшего образования (неполное высшее образование) // Социология в сфере экономики и финансов: Ученые записки кафедры социологии: Выпуск 2. М.: Изд-во ФА, 2004.
  19. А. «Новые модели» и «старый принцип» // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 123−125.
  20. Важнейшие итоги фундаментальных исследований РАО. М.: СпортАкадемПресс, 2004.
  21. И., Черняева В. Показатели корпоративной культуры вуза // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 76 — 80.
  22. А.Б. Экономика образования: Пособие для системы повышения квалификации работников образования.- В 2 т. -М.: Народное образование, 2003.
  23. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах. -М., 1999.
  24. Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 24 апреля 2003 г. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. Ч. II.
  25. А.И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
  26. Высшее образование в России. Очерк истории. М.: Изд-во НИИ ВО, 1995.
  27. Высшее образование за рубежом // Учеба за рубежом: Справочник. М.: Педагогическое объединение «Радуга», 2004.
  28. Высшие учебные заведения Москвы и Московской области. 2004−2005. М.: Проспект, 2004.
  29. В.М., Зиннуров У. Г. Основы хозяйственного механизма управления ВУЗом как целостной системой // Управление ВУЗом в новых условиях хозяйствования: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1991.
  30. A.M., Сергеев М. И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социологические исследования. 2000. — № 12.
  31. .С. Философия образования 21 века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998.
  32. И.А., Козловский В. В. История русской социологии XIX—XX вв..-СПб, 1995.
  33. Г. Образовательно-экономические стратегии населения // Высшее образование в России. 2004.- № 4. — С. 88 — 101.
  34. Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. -2004. -№ 1.-С. 36−42.
  35. В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С 148 — 151.
  36. С. Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством. СПб: Виктория Плюс, 2002.
  37. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза // Б. Бедный и др. // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 3−14.
  38. В.И., Зборовский Г. Е., Нечаев В. Я. Социологическое образование в России. М.: Альфа-М, 2003.
  39. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. Теории и методология. Т. 1. — М., 2003.
  40. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М., 2003.
  41. С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С 26 — 31.
  42. П.В. Формирование системы корпоративного управления предприятием в рыночных условиях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  43. Э. Социология образования. -М., 1996.
  44. Ю.П., Халиков М. С. Краткий курс по социологии для дистанционной формы обучения: Учебное пособие. М.: Спутник+, 2002.
  45. Еникеев C. JL, Панкратов В. П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998.
  46. И.В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.
  47. Э.А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура: Социологический аспект. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001.5 5. Карпенко М. П. Единое образовательное пространство: проблемы организации и технологии // Вузовские вести. 1998. — № 8.
  48. В. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. — № 6.
  49. А. Частные ВУЗы приравняют к государственным // КоммерсантЪ. 2004. — 18 марта.
  50. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб: Питер, 2001. -(Серия «Теория и практика менеджмента»).
  51. Краткий словарь по социологии / Под общ ред. Д. М. Гвишиани. М., 1989.
  52. Я.И. Вестник российского общественного совета по развитию образования. Вып. 5. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2002.
  53. Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты) // Вопросы экономики. 2004. — В. 1. — С. 19 — 36.
  54. И.Е. Социологическое образование в России XIX -начала XX в.-М., 1994.
  55. Т. О смысле образования (взгляд из провинции) // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С 152−155.
  56. С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: Учеб. Пособие. М.: Изд-во РАГСД999.
  57. И.В. Управление развитием муниципальной сферы услуг: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  58. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы: Учебное пособие для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003. — С. 250 — 254. — (Мастера психологии).
  59. В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России. Проблемы измерения и прогнозирования // Независимая газета: Приложение НГ Наука. — 1999. — 19 мая. — № 88. — С. 3.
  60. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001.
  61. А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза в сфере образовательной деятельности: Монография. М.: Диалог-МИФИ, 2004.
  62. М.А. Образование в условиях рынка: Концепция учебного заведения: Монография. М.: Высшая школа- КноРус, 2002.
  63. А.П. Совершенствование государственного управления системой высшего образования в регионе: Диссертация ни соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  64. И. И. Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб.пособ. М.: Высшая школа, 2003.
  65. И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 132 — 144.
  66. И. Высшая школа в регионе: механизм реформирования // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 26 -35.
  67. Д. Социальная психология. 7-е изд. — СПб: Питер, 2004. — («Мастера психологии»).
  68. Г. Н., Мочалова Л. А., Шавандина О. А. Стратегия развития кадрового потенциала АПК Алтайского края: Монография. -Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002.
  69. В., Галкин В., Федоров И. Открытое образование: перспективы, рациональность проблемы. // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 93 — 104.
  70. В.Д. Маркетинг услуг. -М., 1996.
  71. А. Самоактуализация личности и образование. Киев- Донецк, 1994.
  72. Менеджмент в сфере услуг. М.: Луч, 1995.
  73. Л.Г., Волкова Н. В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающегося // Маркетинг в России и за рубежом. -2004.-В. 1. -С. 90−101.
  74. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. СПб: Питер, 2004.
  75. Н.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-пресс, 2004.
  76. Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2002.
  77. Г. Н., Наводнов В. Г. Система аккредитации за рубежом. М.: НИЦ Государственной аккредитации, 1998.
  78. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  79. Т. Конкурентный брендинг. СПб: Питер, 2003.
  80. Э.В. КАЧОБРУС: маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг // Маркетинг. 2001. — № 6. -С. 57−67.
  81. Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программной подход / Труды Исследовательского центра / Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
  82. Новые горизонты развития высшей школы: Сборник научных трудов, посвященных 60-летию Российской Академии Образования. -М. Пятигорск: РАО — ПГЛУ, 2003.99.0бразование в России. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. — М., 2003.
  83. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2001 2010 гг.) // Высшее образование сегодня. — 2001. — № 1.
  84. Юб.Павлова С. А., Сергиенко И. В. Особенности организационно-маркетингового и финансово-экономического механизма внедрения дистанционного образования в подготовке специалистов (на примере строительного комплекса). М., 2003.
  85. Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. -2004.-№ 1(39).-С. 82−89.
  86. А.С. Управление процессом информатизации подготовки специалистов в системе высшего и послевузовскогопрофессионального образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  87. А.П. Маркетинг образования: философские аспекты // Философские проблемы образования. М.: Изд-во РАГС, 1996.
  88. ПО.Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. -М.: Изд-во РАГС, 1995.
  89. Ш. Попов В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. -Екатеринбург, 1997.
  90. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: ИД Вильяме, 2001.
  91. М.М. Качество образования: Проблемы и технология управления. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  92. В.П., Рогожин С.А, Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6 (28).
  93. В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): Производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2003.
  94. Пб.Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. 2001. — № 2.
  95. А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. — № 4.
  96. М., Рафел Н. Как завоевать клиента . СПб, 1996.
  97. А. Высшее образование: «доступное» и/или «платное»? // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 19 — 37.
  98. М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 2002). — М.: Гардарики, 2002.
  99. A.M. Образование без диплома и диплом без образования // Вузовские вести. 1997. — № 1.
  100. О.В., Сагинов B.JI. Проблема подготовки специалистов по маркетингу для международных компаний в России // Маркетинг. 1997. — № 6 (сентябрь, октябрь). — С. 92 — 97.
  101. П.Д. Современные аспекты управления высшим образованием в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. -№ 4.-С. 81−88.
  102. X. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2002. — № 12.
  103. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
  104. Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Логос, 1999. — С. 331- 344.
  105. С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 43 — 51.
  106. Социально-экономическое положение России. 2003 год / Госкомитет РФ по статистике. В. 12.
  107. Социологическая энциклопедия: В 2-х т. / Рук. Научного проекта доктор политических наук Г. Ю. Семигин. Т. 2. — М.: Мысль, 2003.
  108. Социология образования. Т. 1. Л., 1990.
  109. А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза: Зарубежный опыт // Социологические исследования. -1999.-№ 6.
  110. В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001.
  111. B.C. Научное познание как социокультурный феномен // Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995.
  112. А. Качество образования: Проблемы оценки и мониторинга // Образование. 2000. — № 2.
  113. А.Е. Уровень жизни населения России: 1992−2002 гг.: По материалам официальных статистических наблюдений. М.: ИИЦ «Статистика России», 2003.
  114. М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С. 117 — 126.
  115. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» 30 сентября 2 октября 2003 года. Т. 2. — М.: Альфа-М, 2003. — С. 467 — 616.
  116. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы 30 сентября 2 октября 2003 года. Т. 3. — М.: Альфа-М, 2003. — С. 489 — 524, 603 — 648.
  117. Тезисы докладов совещания проректоров по учебной работе высших учебных заведений Российской Федерации. 29−30 января 2002 года. М., 2002.
  118. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации: Утверждено Правительством РФ 5 апреля 2001 года № 264 // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 16. — Ст. 1595.
  119. В.Н. Институциональный и идеологические аспекты функционирования науки // Социологические исследования. 1999. — № 8.
  120. .И. Техника социального анализа. СПб: Изд-во СПГУ, 1992.
  121. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. 2. изд. — М.: ЮНИТИ, 2003.145 .Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2004.
  122. Нб.Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: Экономика, маркетинг, менеджмент. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.
  123. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.
  124. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Эксмо, 2004.
  125. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1996.
  126. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы: Научные труды. М.: Изд-во Института экономики переходного периода, 2003.
  127. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. для вузов. М.: Академия, 2002.
  128. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 1998.
  129. В.В. Проблемы формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. 1999. — № 1. — С. 36 -48.
  130. М.Б., Ковалева Т. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. М., 1999.
  131. В.Д. О стратегии выхода образовательного учреждения на внешний рынок // Маркетинг в России и за рубежом. -2004. № 4. — С. 32 — 36.
  132. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков B.C. Социология образования: Прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997.
  133. С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Рос. Пед. Агентство, 1998.
  134. Ю.В. Проектирование образовательных систем: Системно- контекстный подход. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.
  135. В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000.
  136. Экономика и организация управления вузом / Ю. С. Васильев и др.- Под ред. В. В. Глухова. СПб: Лань, 2001.
  137. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. — № 9.
  138. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.пособие. 3. Изд. — М.: Гном-Пресс, 2003.
  139. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С. 4 -31.
  140. Almond G., Verba S. The Civic Culture. New-York, 1963.
  141. Baldridge J.V. Managing Change in Educational Organizations. Sociological Perspectives, Strategies and Case Studies. Berkely (Cal.), 1975.
  142. Bok D. University and the Future of America. 1990.
  143. Brijak G. Sociology: Cultural Diversity in a Changing World. 2nd rev. ed. London: Allen & B, 1994.
  144. Evaluation of Higher Education In a Changing Europe / Ed. By V. Chinapah. Stockholm, 1992.
  145. Hebdidge D. Subculture. The meaning of Style. London, 1979.
  146. Heptonstall S. Faculty Development: The International Teachers Program. A Case Study. Geneva, 1991.
  147. International Guide to Qualifications in Education. British Council. — 1998.
  148. Kenneth R. Andrews. The Concept of Corporate Strategy. -Homewood III: Dow Jones Irwin, 1980.
  149. Levy M. Modernization and the Structure of Societies. -Princeton, 1966.
  150. Lorang P. Corporate planning: an executive viewpoint. New Jersey: Prentice Hall, 1980.
  151. Lower Education: German Universities // The Economist. 2004. -January, 10th.
  152. Lupton T. Co-operation Among Management Development Institutions: Making it Happen. Geneva, 1990.
  153. Research in the Sociology of Education. Vol. 12 / Ed. by Pallas A.M. N.Y., 2000.
  154. Swift D.F. The Sociology of Education. London, 1969.
  155. The University of the Future: Problems and Prospects. -Columbus, 1990.
  156. Thompson W., Hickey J. Society in Focus: An Introduction to Sociology.-N.Y., 1993.157
Заполнить форму текущей работой