Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектурно-планировочные принципы формирования адаптированного жилища

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современных условиях индивидуальные особенности среды проживания человека являются приоритетным направлением архитектурного проектирования. Актуальной и острой проблемой является организация условий жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями. Гарантированное Конституцией РФ равноправие всех граждан России является основой политики интеграции людей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки и исследование отечественного и зарубежного опыта проектирования «безбарьернон» среды для инвалидов. Проблема инвалидности в Республике Татарстан
    • 1. 1. Основы формирования «безбарьерной» среды для людей с ограниченными возможностями
    • 1. 2. Зарубежный и отечественный опыт проектирования среды жизнедеятельности инвалидов
    • 1. 3. Исследование специфики проблемы инвалидности в Республике Татарстан
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Факторы формирования жилой среды для семьи с ребенком-инвалидом: выявление компенсирующих механизмов
    • 11. 1. Медико-социальный фактор формирования жилой среды
    • 11. 2. Типологический фактор формирования жилой среды
    • 11. 3. Эргономический фактор формирования жилой среды
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Объемно-пространственная организация коррекционноразвивающеп жилой среды для ребенка с психофизическими нарушениями
    • III. 1. Архитектурно-планировочные принципы организации жилой среды для ребенка с психофизическими нарушениями
    • III. 2. Архитектурно-пространственное моделирование среды жизнедеятельности ребенка с психофизическими нарушениями
  • Выводы по главе III

Архитектурно-планировочные принципы формирования адаптированного жилища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях индивидуальные особенности среды проживания человека являются приоритетным направлением архитектурного проектирования. Актуальной и острой проблемой является организация условий жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями. Гарантированное Конституцией РФ равноправие всех граждан России является основой политики интеграции людей с ограниченными возможностями в жизнь общества. Важным аспектом при этом является доступность (безбарьерность) среды для маломобильных граждан.

С каждым годом во всем мире возрастает количество инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз, сегодня ихболее 1 млн. Согласно самым оптимистичным прогнозам экспертов к 2015 году число детей-инвалидов в РФ достигнет 1,2−1,4 млн.

По данным Министерства здравоохранения РФ в России структура причин детской инвалидности определяется следующими классами заболеваний: первое ранговое место принадлежит болезням нервной системы, глаза и ухавторое место занимают психические расстройства, значительная часть которых приходится на долю умственно отсталых детейтретье — врожденные аномалии развития. 2/3 всех детей-инвалидов составляют дети с расстройствами психики, нервной системы и множественными нарушениями. Такие нарушения характеризуются потерями, как в физиологических функциях, так и в личностно — волевой сфере (психофизические нарушения — ПФН). Дети с такой патологией особенно нуждаются в интенсивной реабилитационной помощи.

В области проектирования среды жизнедеятельности инвалидов имеются исследования и разработки для людей с поражением опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и слепых. Существуют рекомендации по проектированию специальных детских учреждений закрытого типа, школ и домов-интернатов для детей-инвалидов. Вместе с тем, в научных Землянова Е. В., Войцеховская Ж. И. Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года, http://vestnik.mednet.ru/ исследованиях и рекомендациях отсутствуют разработки, связанные с вопросами формирования среды для проживания семьи с ребенком, имеющим ПФН, которые отличаются своеобразием. В качестве объекта социального проектирования и строительства актуальными являются особенности проживания ребенка-инвалида в семье.

Требования оптимизации условий проживания семей с детьми, имеющими ПФН, диктуют применение комплексного подхода к формированию жилой среды, основанного на особых архитектурно-планировочных принципах организации среды для таких детей.

Объектом исследования является жилище для семьи, в состав которой входит ребенок с нервным или психическим заболеванием.

Предметом диссертационного исследования являются особенности форм, принципов, способов и приемов формирования жилой среды для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида с ПФН.

Целью диссертационного исследования является разработка принципов и приемов архитектурного проектирования жилой среды в домах массовой застройки для семьи, воспитывающей ребенка с ПФН.

Задачи исследования:

1. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт проектирования среды жизнедеятельности для людей с особыми потребностями, в том числе детей-инвалидов. Определить теоретико-методологическую основу архитектурной организации жилой среды ребенка с ПФН;

2. Выявить и исследовать факторы, влияющие на формирование жилой среды для семьи с ребенком, имеющим ПФН;

3. Разработать архитектурно — планировочные принципы, способы и приемы проектирования жилища с учетом компенсаторных механизмов для повышения реабилитационного потенциала ребенка с ПФН;

4. Разработать алгоритм моделирования в формировании жилой среды для семьи с ребенком, имеющим психофизические нарушения;

5. Дать рекомендации по проектированию жилища для семей с детьми, имеющими психофизические отклонения, на основе комплексного подхода.

Границы исследования.

Территориальные', жилище в городской среде. Временные: конец ХХв. — начало ХХ1 В. Проблемные:

— многоквартирный жилой дом массовой застройки;

— демографический состав семьи — от 2 до 4 человек;

— возраст ребенка, имеющего психофизические нарушения, — 3−10 лет.

Гипотеза исследования.

Жилая среда является основным стимулятором социально-бытовой абилитации ребенка с психофизическими нарушениями.

Архитектурное проектирование жилища для таких детей должно быть направлено на организацию объемно-пространственной среды, в которой в условиях комфортного пребывания ребенка компенсируются его нарушения, и развиваются социально-бытовые навыки.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам:

— актуализации социальных проблем инвалидов в России (М.М. Айшервуд,.

A.C. Ахиезер, Л. Ф. Безлепкина, В. Л. Глазычев, Л. Б. Коган, Э. К. Наберушкина, С. В. Смирнов, Е.Р. Ярская-Смирнова);

— формирования архитектурно-планировочной структуры жилой среды (Е.С. Агранович-Пономарева, А. Л. Гельфонд, И. С. Генкина, В. Ю. Дурманов, К. К. Карташова, Л. И. Конова, А. Мордич, Л. В. Петрова, A.B. Рябушин, A.B. Степанов, К.К. Хачатрянц);

— создания доступной архитектурной среды для маломобильных групп населения (A.A. Архангельская, A.M. Гарнец, Х. Ю. Калмет, A.A. Клёпова, Ю. В. Колосов, Н. Лазовская, Е. М. Лось О. Мартинович, Н. Б. Мезенцева,.

B.К.Степанов, А. Н. Терягова, В. К. Шарапенко, Н. В. Шолух, С. И. Яхкинд, Иршидат Мажди Сами);

— типологической и композиционно — пространственной организации жилых зданий (Г.И.Иванова, А. В. Иконников, Б. Л. Крундышев, P.M. Мкртчян, Л. А. Смывина, Г. П. Степанов, Амирсолтани Рахим, Дж. Мансаи, Т. Нахман, Ю. Холланд, Дж. Якер);

— организации предметно — пространственной среды в жилище (A.A. Грашин, Л. М. Кулеева, Ю. П. Манусевич, С. М. Михайлов, В. Ф. Рунге, В.Т. Шимко);

— изучения распространенности, структуры, причин и последствий инвалидности у детей (E.H. Антипенко, Г. Н. Багаева, Л. О. Бадалян, A.A. Баранов, Е. Д. Бондаренко, Т. В. Великжанина, Н. И. Гурвич, Н. Ф. Дементьева, J1.T. Журба, В. П. Зыков, Т. Н. Исаева, H.A. Камаев, H.H. Кочуб, Е. В. Кулагина, B. J1. Мартынов, М. А. Позднякова, Э. И. Танюхина, И. М. Харисова, З. А. Хуснутдинова, C.B. Шагарова, JI.H. Шайхутдинова, Д.Ч. Ширеротова);

— выявления особенностей ориентации в окружающей среде детей с отклонениями в психофизическом развитии (С.М. Бортникова, Т. А. Власова, А. Д. Гонеев, Т. В. Зубахина, В. А. Исанова, А. И. Копытин, В. В. Лебединский, Н. И. Лифинцева, М. С. Певзнер, М. Б. Фаерберг, Е. Д. Хомская, Д. Б. Эльконин, Н. В. Ялпаева, Д. Марр).

Все изученные работы не отражают в полной мере влияние характерных особенностей нарушений детей с психосоматическими заболеваниями на организацию их среды жизнедеятельности. В том числе, не учитывают характер объемно — планировочных решений жилой среды с учетом формирования её компенсирующей социальной направленности. Диссертационных исследований по данной теме не проводилось.

Методика исследования включает: изучение и систематизацию литературных источников, нормативных и методических материаловобобщение и анализ отечественного и зарубежного опыта по организации среды жизнедеятельности людей с особыми потребностями в контексте исторического развития обществасоциологическое обследование семей с детьми, имеющих ПФН, с использованием системного анализа и теоретического моделированиясистемно-структурный анализ и комплексный подход к архитектурному построению среды жизнедеятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— рассмотрено развитие отношения социума к проблеме инвалидности в контексте архитектурного приспособления окружающего пространства к потребностям человека с инвалидностью;

— выявлены характер и способы формирования жилой среды на основе особенностей поведения детей — инвалидов с ПФН;

— определены группы факторов формирования жилища для семей с детьми, имеющих ПФН;

— сформулированы общие принципы формирования адаптированной жилой среды;

— предложен алгоритм моделирования жилой среды для семей с детьми, страдающими ПФН;

— определены основные свойства жилой среды, являющейся щадящей, компенсирующей и развивающей для ребенка с ПФН;

— выявлены приемы и способы формирования жилой среды, учитывающие потребности ребенка с ПФН, а также разработаны соответствующие рекомендации.

На защиту выносятся:

1. Анализ тенденций в формировании среды жизнедеятельности людей с особыми потребностями и особенностей организации жилой среды для детей с ПФН;

2. Основные положения архитектурной концепции формирования жилища для семьи с ребенком, имеющим ПФН (факторы формирования, принципы и приемы организации жилой среды, планировочные схемы);

3. Теоретическая модель объемно — планировочной организации жилой среды для ребенка с ПФН (алгоритм моделирования, способы организации).

Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций и возможности использования её результатов в архитектурно-планировочном проектировании жилых квартир для семей с детьми, имеющими психофизические отклонения. При этом сформированы требования и основные положения архитектурно-пространственного моделирования жилой среды, определены количественные и качественные параметры пространств жизнедеятельности ребенка с ПФН. Применение результатов исследования в 6 проектной практике будет способствовать ускорению социальной реабилитации таких детей, увеличению адаптационного потенциала их семей и, как следствие, их включению в общественную жизнь.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения работы доложены на 58-ой, 59-ой, 62-ой республиканских научных конференциях (2006;2010 гг.) в КГ АСУ и опубликованы. Предложенная методика применяется в проектном процессе ГУП «Татинвестгражданпроект», а также в экспериментальном проектировании.

Объем и структура работы диссертации представлены в двух томах: первый том включает текстовую часть (122 стр.), состоящую из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (113 наименований) — второй том включает рекомендации и 48 листов графоаналитических таблиц.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Установлено, что проблема организации жилища для семей, имеющих детей с синдромом Дауна, ДЦП, другими нервными и психическими заболеваниями является актуальной и требует разработки нормативно-методической базы, обеспечивающей адаптированность жилой среды.

2. В процессе исследования установлены:

— основные демографические типы семей с ребенком—инвалидом от 2 до 5 человек, определяющие объемно-пространственную организацию жилой среды;

— особенности поведения и ограничения жизнедеятельности детей с ПФН, влияющие на архитектурно-пространственную среду для них, а также выявлены способы компенсации: увеличение параметров пространств, ограничение действий раздражителей, устранение препятствий, создание ориентиров.

3. Установлено, что критерием выбора типологической основы при формировании жилой среды для ребенка с ПФН является степень его социально-функциональных нарушений (СФН). Определены три типа степени СФН: низкая, средняя, высокая.

4. Выведены коэффициенты увеличения активно используемого поля вокруг ребенка с ПФН по сравнению со здоровыми детьми. Установлены их значения: Кстоя (1,1), Ксидя (1,1 — 1,27), Кнаклона (2,1), Кпомощи (2), которые положены в основу разработки эргономичности пространства и определяют параметры помещений при выполнении процессов жизнедеятельности ребенком с ПФН.

5. Установлены и сформулированы принципы организации жилой среды для семьи с ребенком, имеющим психофизические нарушения:

— принцип организации эргономичного пространства определяет количественные параметры пространства для ребенка с ПФН;

— принцип организации пространства с учетом двигательной активности ребенка-инвалида определяет целесообразную систему взаимосвязей функциональных зон жилища и внутри каждой из них;

— принцип организации коррекционно—развивающего пространства определяет наполнение функциональных зон жилой среды компенсирующими и развивающими элементами оборудования и приспособлений.

6. На основе выведенных принципов предложены приемы и способы формирования жилой среды в функциональных зонах, используемых больным ребенком как самостоятельно, так и с помощью родителей. Они включают в себя: увеличение основных параметров помещений и расширение проходовбезопасное использование приспособлений, оборудования и мебелиоптимально сокращенные, беспрепятственные и безопасные маршруты передвижения ребенка — инвалида в жилой средестационарную и условную трансформацию пространстваопорные устройстваинформационность среды (тактильные, световые, цветовые, знаковые, звуковые ориентиры) — щадящий микроклимат помещений (инсолируемость, освещенность, шумозащита).

7. На основе исследованных факторов формирования жилой среды разработана методика проектирования, представленная системным алгоритмом моделирования жилья для семьи с ребенком—инвалидом. Выявлены и проанализированы критерии приспособления часто применяемых в строительной практике РТ типовых проектов многоэтажного жилья массовых серий с целью создания адаптированного жилища для семьи с ребенком с ПФН. Сформулированы свойства адаптированного жилища на основе моделирования архитектурнопространственных решений.

8. Разработаны архитектурно-пространственные модели организации жилой среды для семьи, воспитывающей ребенка с ПФН.

9. Даны рекомендации для нормативно-методической базы по проектированию жилой среды для детей, имеющих ПФН.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Впервые исследована возможность архитектурно — планировочной организации жилой среды, в которой воспитывается ребенок с психофизическими нарушениями. Данное исследование позволяет в условиях нового строительства или реконструкции выявить возможность создания пространства, адаптированного к потребностям семьи с ребенком — инвалидом. Главная цель создания такого пространства — это улучшение качества реабилитационных мероприятий, направленных на компенсацию и возможное развитие утраченных функций детского организма.

Практическая направленность исследования предполагала решение следующих вопросов:

Исследование факторов формирования жилой среды для семьи с ребенком — инвалидом, выявляющие медико — социальные, типологические и эргономические характеристики архитектурно — планировочного пространства.

2. Формирование принципов построения жилой среды' на основе единства и взаимосвязи выявленных факторов.

3. Архитектурно — пространственное моделирование среды, которая обеспечивает полноценные условия для жизнедеятельности ребенка с психофизическими нарушениями.

Для решения этих вопросов использовалась отечественная нормативная и рекомендательная литература по направлениям создания жилой среды, а также пространственной среды для детейпо вопросам архитектурнопространственной организации городской среды для маломобильных групп населения и качества взаимодействия человека со средой. На основании этого разработаны общие принципы и приемы моделирования адаптационной среды.

Настоящая работа не является исчерпывающей по вопросам объемно — пространственной организации жилой среды для семей с детьми — инвалидами. В дальнейшем исследование может быть углублено работами по формированию специализированного жилья для таких семей. Основной целью работы являлось — помочь процессу проектирования и реконструкции адаптированной жилой среды для детей — инвалидов с целью улучшения её качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы:
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей: принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990 // Дипломатический вестник. 1992. — N 6. — С. 10−13.
  3. Конвенция о правах ребенка: принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник международных договоров СССР. -1993. Вып. ХЬУ1. — С. 242−257.
  4. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята всенар. голосованием 12.12.1993: по состоянию на 30.12.2008 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. — N 4, ст. 445.
  5. Российская Федерация. Президент. О президентской программе «Дети России»: указ Президента Рос. Федерации от 18.09.1994 № 1696 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. — N 17, ст. 1955.
  6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Электронный ресурс.: приняты в г. Нью-Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН. Режим доступа: КонсультантПлюс. Международные правовые акты.
  7. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1995. — N 48, ст. 4563.
  8. Нормативно-методические документы:
  9. МДС 35−3.2000. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 3: Жилые здания / Минтруд России, ЗАО ЦНИИЭПжилища. М.: ГУП ЦПП, 2003. — 40 с.: ил.
  10. СНиП 23−03−2003. Защита от шума: строит, нормы и правила Рос. Федерации: дата введ. 01.01.04 / Госстрой России. Изд. офиц. — М.: ФГУП ЦПП, 2004. — III, 33 с.: ил.
  11. СНиП 23−05−95*. Естественное и искусственное освещение: изм. № 1, утв. 29.05.03: принят и введ. в д. Минстроем России 02.08.95: взамен СНиП П-4−79: дата введ. 01.01.96 / Гострой России. Изд. офиц. — М.: ГУП ЦПП, 2004. — IV, 54 с.: ил.
  12. СНиП 31−02−2001. Дома жилые одноквартирные: поправка от 26.05.04: дата введ. 01.01.02. М.: Технорматив, 2008. — 27 с. — (Система нормативных документов в строительстве).
  13. СНиП 31−01−2003. Здания жилые многоквартирные: приняты и введ. в д. 23.06.03: взамен СНиП 2.08.01−89*: дата введ. 01.10.03 / Госстрой России. М.: ФГУП ЦПП, 2004. — V, 20 с.
  14. СП 31−107−2004. Архитектурно- планировочные решения многоквартирных жилых зданий: дата введ. 01.02.05. Изд. офиц. — М.: ФГУП ЦПП, 2005. — IV, 69 с.: ил.
  15. СП 35−112−2005. Дома-интернаты / Госстрой России. Изд. офиц. — М.: ФГУП ЦПП, 2006. — 40 с.: ил.
  16. СП 35−116−2006. Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Изд. офиц. — М.: ФГУП ЦПП, 2006. — IV, 28 с.
  17. СП 35−117−2006. Дома-интернаты для детей-инвалидов / ФГУП «Ин-т обществ, зданий», ЗАО «Архитектур, проект.-исслед. об-ние Центр» (АПИО-Центр). — Изд. офиц. — М.: ФГУП ЦПП, 2006. — IV, 35 с.: ил.
  18. СП 35−101−2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности маломобильных групп населения. Общие положения: одобрен и рекомендован Госстроем России 16.07.2001. Изд. офиц. — М.: ГУП ЦПП, 2001. — 80 с.: ил.
  19. СП 35−102−2001. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам: одобрен и рекомендован от 16.07.2001 / Госстрой России. Изд. офиц. -М.: ГУП ЦПП, 2001.-24 с.: ил.
  20. Монографии, сборники статей:
  21. Агранович-Пономарева, Е. С. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий / Е. С. Агранович-Пономарева, Н. И. Аладова. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 348 с.: ил. — (Высшее образование).
  22. Адаптация планировочных решений новое направление в проектировании жилых зданий массового строительства / А. Мордич, В. Аладов, Т. Рак, И. Реутская // Архитектура и строительство. — Минск, 2003. — № 5. — С. 23—26.
  23. , М. М. Полноценная жизнь инвалида : пер. с англ. / М. М. Айшервуд. М.: Педагогика, 1991. — 88 с.
  24. , А. А. Принципы формирования типов и объемно-планировочных структур больниц восстановительного лечения : автореф. дис.. канд. архитектуры / А. А. Архангельская. М., 1982.
  25. , А. С. Социальное пространство и человеческий фактор в свете теории урбанизации / А. С. Ахиезер // Проблемные ситуации в развитии города / Ин-т социологии. М., 1988.
  26. , JI. О. Руководство по неврологии раннего детского возраста / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволжская. Киев: Здоров’я, 1980. — 528 с.
  27. , А. А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России / А. А. Баранов // Охрана репродуктивного здоровья населения: материалы Второй национальной ассамблеи. М., 1997. — С. 5−7.
  28. , Л. Ф. Город для инвалида / Л. Ф. Безлепкина // Социальная защита. 1995. — № 1.
  29. , Е. Д. Современные подходы к патогенезу и реабилитации при заболеваниях нервной системы у детей / Е. Д. Бондаренко, Д. Ч. Ширеротова, В. П. Зыков // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 107−108.
  30. , С. М. Нервные и психические болезни / С. М. Бортникова, Т. В. Зубахина. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 480 с.
  31. , Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  32. , А. Л. Деловой центр как новый тип общественного здания : автореф. дис.. д-ра архитектуры 18.00.02 / А. Л. Гельфонд — Моск. архитектур, ин-т. М., 2002. — 48 с.
  33. , И. С. Формирование планировочной структуры жилых домов из монолитного бетона (для условий крупнейшего города): автореф. дис.. канд. архитектуры / И. С. Генкина. М., 1980.
  34. , В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В. Л. Глазычев. М.: Наука, 1984. — 180 с.
  35. , А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева — Междунар. акад. пед. образования. М.: Academia, 2004.-271 с.
  36. , А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды : (дизайн унифицированных и агрегатированных объектов) / А. А. Грашин. М.: Архитектура-С, 2004. — 230 с.: ил.
  37. , Н. И. Состояние здоровья детей-инвалидов дошкольного возраста и факторы, его определяющие : автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. И. Гурвич. — М., 1997.-26 с.
  38. , JI. Н. Архитектурно-типологическое формирование деловых клубов : автореф. дис.. канд. архитектуры: 10.00.02 / JI. Н. Даняева — Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2007. — 22 с.
  39. , Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева. М.: Ин-т социал. работы, 1996. — 121 с.
  40. , В. Ю. Социальная основа планирования развития жилища : автореф. дис.. д-ра архитектуры: 18.00.02 / В. Ю. Дурманов — Моск. архитектур, ин-т. -М., 1992.-46 с.
  41. , Г. И. Формирование пространств для жизнедеятельности старшей возрастной группы : обзор, информ. / Г. И. Иванова, Б. JI. Крундышев — ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре. М., 1988. — 58 с. — (Жилые здания — вып. 1).
  42. , А. В. Основы архитектурной композиции / А. В. Иконников, Г. П. Степанов — Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. М.: Искусство, 1971. -224 с.: ил.
  43. , И. Создание среды для инвалидов : исследования и экспериментальное проектирование / И. Иодо, К. Хачатрянц, Е. С. Агранович-Пономарева // Архитектура и строительство. Минск, 2003. — № 5. — С. 2−7.
  44. , В. А. Нейрореабилитация : руководство по медико-социальной и педагогической реабилитации / В. А. Исанова. Казань: Плутон, 2004. — 288 с.: табл., ил.
  45. , X. Ю. Жилая среда для инвалида / X. Ю. Калмет. М.: Стройиздат, 1990.- 128 с.: ил.
  46. , И. А. Ребенок-инвалид : организация медико-социального обеспечения / И. А. Камаев, М. А. Позднякова — Нижегор. гос. мед. акад. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2004. — 301 с.: ил.
  47. , К. К. Формирование архитектурно-планировочной структуры городского жилища на социально-демографической основе : автореф. дис.. д-ра архитектуры: 18.00.02 / К. К. Карташова — Моск. архитектур, ин-т. М., 1985. — 42 с.
  48. , А. А. Архитектурно-планировочная организация социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних : автореф. дис.. магистра архитектуры / А. А. Клепова. Ростов н/Д, 2009. — 15 с.
  49. , Л. Б. Лечение городом / Л. Б. Коган // Архитектура и строительство России. 1992. — № 11. — С. 29−31.
  50. , Ю. В. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов : способны ли инвалиды принести здоровье больному городу / Ю. В. Колосов. М., 1997. — (Проблемы реабилитации среды жизнедеятельности — вып. 22).
  51. , Л. И. Климат как основа архитектурного проектирования жилища : автореф. дис.. канд. географ, наук: 11.00.09 / Л. И. Конова — МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1990. — 23 с.
  52. , Т. П. Архитектурно-пространственная организация жилой среды для семьи с ребенком-инвалидом в многоквартирном жилом доме / Т. П. Копсова, С. Г. Короткова // Жилищное строительство. 2008. — № 11. — С. 5−7.
  53. , А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. М. — Харьков — Минск — СПб.: Питер, 2002. — 366 с.: ил.
  54. , Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05/ Е. А. Кулагина — Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения Рос. акад. наук. М., 2004. — 24 с.
  55. , Н. Доступность среды как норма жизни / Н. Лазовская, А. Мазаник // Архитектура и строительство. — Минск, 2003. № 5. — С. 8−13.
  56. , В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
  57. , Д. Зрение : информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр — пер. с англ. Н. Г. Гуревич. М.: Радио и связь, 1987.-399 с.: ил.
  58. , О. Преодолеем барьеры? / О. Мартинович // Архитектура и строительство. Минск, 2003. — № 5. -С. 27−29.
  59. , В. Л. Социально-гигиенические исследования роли семьи в реабилитации детей-инвалидов : автореф. дис.. канд. мед. наук / В. Л. Мартынов. М., 1992. — 28 с.
  60. , В. Л. Роль семьи в реабилитации детей-инвалидов / В. Л. Мартынов // Советское здравоохранение. 1990. — № 10. — С. 36−39.
  61. , Н. Б. Формирование среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения / Н. Б. Мезенцева, Е. М. Лось // Промышленной и гражданское строительство. 1994. — № 11/12. — С. 12−15.
  62. , Н. Б. Материально-пространственная организация сооружений сферы досуга для инвалидов и других маломобильных групп населения / Н. Б. Мезенцева // Архитектура и инвалиды: сб. науч. тр. / ВНИИТАГ. М., 1992. -Вып. 1.-С. 28−32.
  63. , С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. Казань: Новое Знание, 1999. — 240 с.: ил.
  64. , Р. М. Архитектурно- планировочные решения жилых домов в разных условиях застройки : обзор, информ. / Р. М. Мкртчян, В. К. Анкудович — ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре. М., 1979. — 56 с. — (Жилые здания — вып.9.
  65. , Ф. Д. Принципы архитектурного формирования детских домов семейного типа с помещениями для трудовой деятельности : автореф. дис. .канд. архитектуры: 18.00.02 / Ф. Д. Мубарашкина — Моск. архитектур, ин-т. М., 1997.-24 с.
  66. , Е. А. «Человекоориентированное» проектирование жилища / Е. А. Ожиганова // Архитектон: известия вузов Электронный ресурс. 2005. — № 10. — Режим доступа: Интернет: http://archvuz.ru.
  67. , Л. В. Архитектурно-планировочные приемы совершенствования жилой среды в многоэтажных домах : автореф. дис.. д-ра архитектуры: 18.00.02 / Л. В. Петрова — ЦНИИ индивид, и эксперимент, проектирования жилища. М., 1994.-23 с.
  68. Проектирование жилых зданий: пер. с англ. / Дж. Максаи, Ю. Холланд, Г. Нахман, Дж. Якер. М.: Стройиздат, 1979. — 488 с.: ил.
  69. , А. Дом дневного пребывания для пожилых людей новый тип общественной инфраструктуры / А. Рахим // Архитектура и строительство. -Минск, 2003. — № 5. — С. 32−35.
  70. , В. Ф. Эргономика в дизайне среды / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. М.: Архитектура-С, 2005. — 327 с.: ил.
  71. , В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера. М.: Архитектура-С, 2005. — 157 с.: ил. — (Специальность «Архитектура»).
  72. , А. В. Развитие жилой среды : проблемы, закономерности, тенденции / А. В. Рябушин. М.: Стройиздат, 1976. — 381 с.
  73. , С. В. Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России : автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / С. В. Смирнов — Ростов, гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2006. — 23 с.
  74. , А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. — 295 с.: ил. — (Специальность «Архитектура»).
  75. , В. К. Среда обитания для людей с недостатками зрения / В. К. Степанов, В. Г. Шарапенко — ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре. М., 1982. — 50 с. — (Жилые здания — вып. 2).
  76. , Э. И. Состояние и динамика инвалидности в детском возрасте в Российской Федерации / Э. И. Танюхина, А. А. Свинцов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1994. — № 6. — С. 10−13.
  77. , А. Н. Архитектурная концепция формирования безбарьерной городской среды для пожилых людей : автореф. дис.. канд. архитектуры: 18.00.01 / А. Н. Терягова — Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т. Н. Новгород, 2006. — 26 с.
  78. , М. Б. Опыт организации этапного лечения и реабилитации детей в условиях детского санатория «Подснежник» / М. Б. Фаерберг // Дети-инвалиды. Вопросы социальной, медицинской и педагогической реабилитации. Пермь, 1993. — С. 77−78.
  79. , К. К. Социальные основы архитектурного проектирования / К. К. Хачатрянц. Минск: Вышэйш. шк., 1992. — 151 с.
  80. , Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. СПб. и др.: Питер, 2006. — 496 с.: цв. ил.
  81. Хуснутдинова, 3. А. Инвалидность детей в условиях крупного промышленного города / 3. А. Хуснутдинова, С. В. Шагарова, Р. И. Янгузарова // Окружающая среда и здоровье. Казань, 1996. — С. 124.
  82. , В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В. Т. Шимко — Моск. архитектур, ин-т. М.: СПЦ принт, 2003. — 297 с.: ил.
  83. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1995. 416 с. — (Психологи отечества).
  84. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. СПб. и др.: Питер, 2004. — 315 с.
  85. , С. И. Уравнивание в правах. Адаптация квартир для инвалидов в существующем жилищном фонде / С. И. Яхкинд // Строительство и бизнес. 2002. -№ 1 (17).-С. 8−9.
  86. , С. И. Среда для инвалидов / С. И. Яхкинд // Жилищное строительство. 2004. — № 4. — С. 6−8.
  87. Canter, D. The Psychology of Place / D. Canter. London: The Architektural Press, 1977. — 198 p.
  88. Cornelius Pietzner. A Candle on the Hill: Images of Camphill Life. Edinburg: Anthroposophie Press, 2003. — 176 p.
  89. Neufert, E. Bauentwurfslehre / E. Neufert. Berlin: Bauwelt-Verlag, 1936.
  90. Markesino, J. Special Report: Accessible Public Rights-of-Way Planning and Design for Alterations (August 2007) Electronic resourse. / J. Markesino, J. Barlow. -Режим доступа: Интернет: http://www.access-board.gov/prowac/alterations.
  91. Oldman, J. Housing Choice for Older People a discussion paper / J. Oldman. — London: Help the Aged, 2006. — 64 p.
  92. , В. В. Оргашзащя середовища життед! яльносп маломобшьних груп населения / В. В. Куцевич // Бущвництво Украши. 2007. — № 1. — С. 19−25.
  93. Mezentseva, N. Sports and recreation, buildings for people with disabilities / N. Mezentseva // The benefits of technology and accessibility: International ICTA conference. Berlin, 1991.
  94. Butler, S. The Next Stage: Retirement Planning for Older Adults with Developmental Disabilities / S. Butler, M. MacLellan, A. Hamble // NSCC: School of Health & Human Services, 2006.
  95. Muller, Т. Montessori: Lehrmaterialien, 1913−1935: Mobel und Architektur / Т. Muller, R. Schneider. Munchen: Prestel, 2002. — 158 p.
  96. Vindigni, G. Centro «Het-Dorp» per Handicappati / G. Vindigni // Construire.1977.-№ 100.-P. 1−4.
  97. Федеральное агентство по образованию Казанский государственный архитектурно-строительный университет1. На правах рукописи
  98. Короткова Светлана Геннадьевна
  99. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОГО ЖИЛИЩА
  100. ДЛЯ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ)1. СО1. СМ ?0523.21 —Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности.^ Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектурыN1. О СЧ|о ТОМ II
  101. Научный руководитель: Кандидат технических наук, профессор1. Копсова Т.П.1. Казань 20 101. Содержаниестр.1. Введение. 2
Заполнить форму текущей работой