Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы формирования объемно-пространственной композиции оптово-розничных рынков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественно, что для формирования торговой сети в нашей стране необходим четкий и детально разработанный перечень типов зданий оптово-розничных торговых предприятий. Основные проблемы создания оптоворозничных рынков связаны с определением п количеета. тт. местоположения. а также с установлением рациональных размеров и специализации. Здания, предназначенные для розничной торговли, не отвечают… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ

1. Историческое развитие оптово-розничных рынков: а) основные этапы формирования и типологические характеристики античных рынков- б) особенности формирования оптово-розничных рынков в периоды Средневековья и Возрождения в Западной Европе- в) Типология торговых сооржений Востока- г) Специфика и этапы формирования торговых сооружений в России.

2. Современный зарубежный опыт проектирования и строительства оптово-розничных рынков: а) классификация типов зарубежных рынков- б) принципы размещения оптово-розничных рынков в градостроительной ситуации- в) функциональное зонирование современных зарубежных рынков.

3. Основные позиции проектирования оптово-розничных рынков в современной отечественной практике.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ.

I. Классификация функциональных компонентов оптово-розничных рынков по основным функциональным группам и выявление их пропорционального соотношения. 60

24−30 31

37−39 40

52−56 57

2. Приемы органишции транспортной схемы и пешеходных потоков оптово-розничного рынка. 66

3. Принципиальные гианировочныс схемы опгово-ро шичных рынков. 74

4. Размещение рыночных павильонов, несущих дополнительные функции, в планировочной структуре ошово- 79−81 розничного рынка.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ И. 82

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО ПАВИЛЬОНА ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО РЫНКА.

1. Основные композиционные типы торгового павильона и 84−87 приемы их конструктивных решений.

2. Базовые элементы модульной структуры торгового павильона оптово-розничных рынков. 88

3. Предлагаемая номенклатура торгового павильона модульного типа. 91

4. Композиционные приемы объединения торговых модулей в торговые павильоны. 97

5. Вопросы экономической эффективности оптово-розничных 105−110 рынков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III. 111

ЗЛКЛЮЧ1 НИ! 113

Принципы формирования объемно-пространственной композиции оптово-розничных рынков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены, происшедшие в нашем обществе за последние 10−15 лет, напрямую коснулись всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Изменения во всех отраслях, в том числе в производстве товаров народного потребления и в сфере услуг, вызвали необходимость создания новых типов зданий. Наибольшие изменения затронули торговлю. Одним из итогов вхождения в рыночную экономику явилось нарушение связей в централизованной системе товарного обеспечения населения. На место полной монополии государства на производственные и торговые предприятия пришли отдельные собственники. Прежние структуры своевременно не были заменены более адекватными институционными механизмами рыночной экономики, прежде всего, в оптовом звене торговли. Сложившееся положение на потребительском рынке не полностью отвечает современным требованиям, так как из-за многочисленных посредников происходит неоправданное завышение цен на продовольственные товары, в торговую сеть поступают достаточно большие партии некачественной, фальсифицированной продукции, возникают сложности с ее реализацией у отечественных товаропроизводителей и так далее10. Появилась необходимость в создании переходного звена между производственными предприятиями и предприятиями розничной торговли. Таким звеном являются оптово-розничные рынки.

Оптовая торговля в форме оптово-розничных рынков формирует механизм взаимодействия товаропроизводителей с розничной торговлей, устраняя при л ом большое количество посредников и упрощая торговый процесс. В пользу создания оптово-розничных рынков свидетельствует многолетний мировой опыт проектирования и строительства, который показывает, что их создание — это лишь первый и необходимый этап структурной перестройки в сфере торговых зданий и сооружений. Дальнейшее развитие зарубежных оптово-розничных рынков идет в направлении углубления специализации и укрупнения рынков, которые превращаются в распределительные центры с прямыми поставками товаров в систему розничной торговли (супермаркеты).

Естественно, что для формирования торговой сети в нашей стране необходим четкий и детально разработанный перечень типов зданий оптово-розничных торговых предприятий. Основные проблемы создания оптоворозничных рынков связаны с определением п количеета. тт. местоположения. а также с установлением рациональных размеров и специализации. Здания, предназначенные для розничной торговли, не отвечают требованиям оптовой торговли. Такое противоречие между существующим положением и потребностями населения привело к возникновение в последнее десятилетие хаотичных скоплений торговых киосков и палаток рядом с выходами из станций метрополитена и в других местах, пропускающих через себя большие потоки людей. Впоследствии они обносились оградой и получили названия мелкоогновых рынков. Мелкооптовые рынки — достаточно новая организационная структура. Они носят смешанный характер торговли, т. е. включают розницу и мелкий опт, и создают серьезную конкуренцию розничным магазинам. Основные проблемы работы таких рынков — отсутствие цивилизованных норм торговли, недостаток оснащения, несоблюдение санитарно-технических норм, неудовлетворительный внешний вид. Тем не менее, жизнеспособность подобных рынков себя подтвердила. Необходима архитектурно-осмысленная организация территории этих рынков, которая сделает их полноценными участниками торгового процесса. Мелкие потребители, такие как закусочные, кулинарии, фабрики-кухни, столовые и кафе, будут пользоваться услугами мелкооптовых рынков, а продавцы мелкооптовых рынков будут клиентами оптовых рынков.

В 1996 году Правительство Москвы утвердило Программу создания системы оптовых продовольственных рынков в г. Москве. Этой программой предусматривается строительство 14 оптовых продовольственных рынков и объектов инфраструктуры на площади около 600 га. Ожидаемый объем оптовой торговли на этих рынках составит около 1 млн. тонн продовольствия в год. Система оптово-розничных рынков призвана создавать условия для разумной организации торговли, благоприятные как для поставщиков продукции, так и для покупателей. Эта программа должна реализовываться как в пределах города, так и в пригородной зоне, где оптово-розничные рынки будут приближены к поставщикам продукции.

Следствием этого явился процесс реконструкции старых плодоовощных баз и холодильников под оптовые продовольственные рынки. Это соответствовало постановлению Правительства Москвы от 27 июля 1995 г. № 568 «О плане организационно-технических и финансовых мероприятий по созданию в Моекве сисюмы продовольственных оптовых рынков»: «В целях создания в Москве эффективной системы оптовых продовольственных рынков. рассмотрен» перспективы использования существующих объектов оптовой торговли для создания продовольственных оптовых рынков. подготовить предложения по созданию в Москве оптовых рыбных рынков. оптовых распределительных центров по торговле мороженной рыбой и морепродуктами и рыбной кулинарией на базе имеющихся рыбокомбинатов".

Одновременно с реконструкцией были разработаны отдельные проекты оптово-розничных рынков. В 1999 году сдан в эксплуатацию первый рынок европейского типа — «Оптовый продовольственный рынок «Отрадное», проводятся работы по пилотным объектам первой очереди, в том числе по производственно-торговому комплексу «Зеленоградский», торговому центру «Перерва», рынкам «Курьяново», «Дмитровский». Созданию оптово-розничного рынка «Садовод» способствовало распоряжение Мэра Москвы от 29 мая 1996 г. №−330-РМ «О создании оптово-розничного рынка семян, посадочного материала, цветов и товаров для садоводов и огородников, его проектировании и строительстве»: «В целях создания в Москве эффективной системы оптово-розничной торговли товарами для садоводов и огородников. принять предложение. о создании на части территории тепличного комплекса «Белая Дача» оптово-розничного рынка семян, посадочного материала, цветов и товаров для садоводов и огородников. Отнести АО «Оптово-розничный рынок «Садовод» в число создания первоочередных оптово-розничных рынков.».

Кроме рынка «Садовод» были разработаны проекты реорганизации существующих мелкооптовых рынков во исполнение постановления Правительства Москвы от 25 июня 1996 г. № 542 «О ходе работ по созданию системы московских оптовых продовольственных рынков»: «Одобрить. программу работ по развитию материально-технической базы, упорядочению деятельности и реорганизации некоторых постоянно действующих мелкооптовых продовольственных ярмарок в оптовые продовольственные рынки. Предсгавшь. концепцию развития системы московских постоянно действующих мелкооптовых продовольственных ярмарок как документ, развивающий и дополняющий концепцию программы создания системы оптовых продовольственных рынков в Москве».

XoiH эксплуашционной проверки ли проемы еще не прошли, но с достаточным основанием можно считать, чго они офажают общий процесс происходящих в торговле изменений и находятся в русле тенденции преобразования архитектуры торговых зданий.

Зарубежный опыт — оптово-розничные рынки в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, США, Японии — показывает эту тенденцию в развитии, так как проектирование и сгроительсто оптово-розничных рынков за рубежом ведется с начала XX века. В постановлении Правительства Москвы от 25 июня 1996 г. подчеркивается необходимость развития международного сотрудничества в области создания оптовых продовольственных рынков.

Проектированию и строительству оптово-розничных рынков уделено большое внимание и в плане развития Москвы и Московской области в третьем тысячелетии. Основные направления развития архитектуры и градостроительства Москвы и Московской области на период до 2010 г., разработанные в ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы (авторы: Беккер В. Я., Карелина В. В., экономисты: Бахирева Л. Г., Поставнева Л. Е., Сатретдинова А. И., Славина Л.А.), предусматривают, в том числе, развитие оптовых рынков, реконструкцию и превращение рынков в торговые комплексы. Основные направления развития: создание условий в городе для расширения объема торговой деятельности на основе дальнейшего развития фонда для частного предпринимательства, в том числе малогоповышение качества организации сети торговли по международным стандартам архитектурно-планировочного решения, товародвижения, размещения в городепоявление новых типов предприятий: супермаркетов, гипермаркетов, моллов, строймаркетов, магазинов-складов, торгово-выставочных комплексовмодернизация оптового звена, со строительством оптовых продовольственных и специализированных рынковпреобразование существующих вещевых рынков в торговые комплексыновые архитектурные решения попутного обслуживанияархи 1ек1>рно-планировочная opi an и ыция юн iopi objIH в жи. юи среде.

Е мкость будущего строительства 2 м ж м2 общей п ющади HjIh 200 объ ектов.

Однако большинство отечественных проектов не cooiносятся друг с другом, а произвольные различия в составе помещений, соотношении их площадей, вместимости предприятий, рассчитанных на определенные i радостроительные ситуации и по пожеланиям заказчиков, покашвает. что они разработаны вне какой-либо единой системы.

Это позволяет утверждать, что на стадии проектирования еще не сформировался новый тип зданий, так как не соблюдены основные требования, необходимые для организации сети зданий: нет классификации функциональных групп помещений, входящих в состав предприятия, соотношения и вместимости компонентов, и номенклатуры.

Эти требования в совокупности должны стать объектом научных исследований, результатом которых явятся конкретные рекомендации.

Вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией оптово-розничных рынков, в научной литературе практически еще не поднимались.

В книге профессора Урбаха А. И. «Крытые рынки (опыт проектирования и строительства)» упоминаются оптовые рынки во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге, мясной рынок в JIa-Виллет. Но основное внимание в его работе уделено все же розничным рынкам.

На протяжении последних десятилетий опубликовано множество статей, посвященных отдельным оптово-розничным рынкам. Следует упомянугь статью Г. Макаревича «Чрево Парижа» меняет адрес. Новый оптовый рынок национального значения в Ранжи" («Строительство и архитектура Москвы», № 7, 1970 г.), статью К. Хелликар «Рыночные силы» («Англия», № 121, 1991 г.), посвященную рынку Ковент-Гарден в Лондоне, статьи в журнале «Современная архитектура» (1960;е, 70-е. 80-е гг.) и др. Однако указанные работы не рассматривают проблему оптово-розничных рынков комплексно.

Испытывается также нехватка норм и правил проектирования оптово-розничных рынков. «Рекомендации по проектированию рынков в городах и поселках городского типа», составленные научным отделением ЦНИИЭП торговобытовых зданий и 1рис1ских комплексов совмесшо с научным отделением ТбилЗНИИЭП, используемые в настоящее время проектировщиками, разработаны для проектирования розничных рынков по продаже сельскохозяйственных продуктов питания и не учитывают всех особенностей структуры оптово-розничных рынков. Единственным нормативным документом на настоящий момент являются разработанные в 1996 г. «Временные санитарные правила для продовольственных оптовых рынков г. Москвы», регламентирующие размещение и функциональное зонирование рынков, а также требования к инженерным коммуникациям, устройству и оборудованию помещений.

Ни в одном из научных исследований и нормативных документов не дается четких рекомендаций относительно конкретной структуры оптово-розничных рынков, соотношения входящих в них компонентов, нет номенклатуры типов зданий, учитывающих конкретные градостроительные условия.

Актуальность разработки основных принципов объемно-планировочной композиции оптово-розничных рынков, как уже было показано, диктуется необходимостью создания связующего звена между производственными предприятиями и магазинами розничной торговли, всем ходом развития и преобразования системы торговли. Формирование принципов архитектурной организации сети оптово-розничных рынков будет способствовать их строительству.

В связи с этим основной целью исследования является разработка научно-обоснованных рекомендаций для проектирования оптово-розничных рынков.

Это предопределяет следующие задачи, поставленные в работе:

1. Выявить принципь размещения оптово-розничных рынков и дать перечень типов с учетом определенных градостроительных ситуаций.

2. Выявив место современных оптово-розничных рынков в бизнес-цепи в зависимости от их значения и специализации, разработать рекомендации, позволяющие конкретизировать объемно-планировочную структуру предприятия: определить перечень помещений, входящих в состав предприятия, классифицировать входящие в состав предприятия помещения по принципу их функциональной общности и выделить основные функциональные группы помещений, определить объемно-планировочную структуру оптово-розничного рынка с учетом требований технологического и функционального единства его элементов.

3. Рассмотрев принципы организации пешеходного и транспортного движения на территории рынка, установить характер планировочных связей элементов комплекса.

4. Дать основные принципы объемно-планировочных решений оптово-розничных рынков.

5. Рассмотрев в отдельности основные композиционные элементы комплекса, определить расчетные показатели их вместимости: проанализировав объемно-планировочную структуру торгового павильона, выделить основной планировочный элемент — торговый модуль, являющийся торговым местом для одного оператора, и установить соотношение помещений в его составе, разработать методику расчета вместимости торгового павильона и дать его развернутую номенклатуру, дать варианты объемно-планировочных и конструктивных решений торгового павильона оптово-розничного рынка.

6. Выявив функциональные и планировочные связи основного торгового модуля и других помещений рынка, определить площади и оптимальное размещение дополнительных помещений оптоьо-розничного рынка.

7. Используя планировочные параметры разработанного типа комплекса, выявить его экономическую эффективность: определить абсолютную экономическую эффективность оптово-розничного рынка, его рентабельность и сроки окупаемости, сопоставить экономические показатели различных типов оптово-розничных рынков.

Методика работы — анализ зарбежного и отечественного опыта проектирования и строительства оптово-розничных рынков, и учение литературных источников, охватывающих круг вопросов, затронутых в работе (книги, статьи, научные исследования, нормативные и другие документы), составление графоаналитических таблиц и проведение сравнительного технико-экономического анализа.

В работе использованы материалы: концепции и проекты оптово-розничных рынков для Москвы и Московской области, разработанные в ГУП «Моспромпроект», в том числе при участии автора — концепции оптовых продовольственных рынков «Гага-ринский», «Москворецкий», проект оптово-розничного рынка «Садовод», концепции и проекты оптово-розничных рынков для Москвы и Московской области, разработанные в ОАО «Моспроект», Управлении «Мос-проект-2», АО «Проектный институт № 2», материалы градостроительной выставки «Москва — шаг в третье тысячелетие», материалы 4-й Международной выставки «Оптовые продовольственные рынки-2000», ряд зарубежных проектов и построек.

Принципы объемно-планировочной композиции оптово-розничных рынков разрабатываются для применения в крупных и крупнейших городах в районах средней климатической полосы России (II и III климатические районы, 1 В климатический подрайон). Это и определило Гранины работы.

Апробация работы. Основные положения диссертации рассмотрены в статьях «Архитектура оптово-розничных рынков» («Архитектура строительство Москвы» № 3, 1998 г.), «Формирование объемно-пространственной структуры рынков античной и средневековой Европы» («Архитектурная наука в МАрхИ» информационный выпуск 4, 2000 г.), разработаны в проектах: концепции оптовых продовольственных рынков «Гагаринский», «Москворецкий», проект оптово-розничного рынка «Садовод».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии. Основные положения диссертации иллюстрируются аналитическими таблицами, схемами, чертежами и фотографиями.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III см. Илл. таб. 32, 33).

1. На основе анализа планировочных решений отечественных и зарубежных оптово-розничных рынков выделены два композиционных типа торговых павильонов оптово-розничного рынка: зальный и модульный. Они, в свою очередь, имеют следующие подтипы: зальныйоткрытый, закрытый, амфитеатральныймодульный — с линейной блокировкой модулей, с блокировкой вокруг грузового двора, с блокировкой вдоль пешеходного пассажа, с комбинированной блокировкой. Выявлены основные преимущества этих типов: для павильонов зального типа — свобода в формировании архитектурного облика экстерьера и интерьера единого большого пространства, для модульного типа торгового павильона — мобильность, более низкая стоимость строительных работ по сравнению с павильонами зального типа, возможность быстрого возведения здания из сборных элементов, изменения количества торговых мест, разнообразие композиционных решений за счет различной блокировки модулей.

2. Проанализированы конструктивные решения торговых павильонов оптово-розничного рынка в их взаимосвязи с объемно-планировочным решением.

3. Разработаны модули крупнооптовой и мелкооптовой торговли. Установлено соотношение площадей помещений в составе торговых модулей обоих типов.

4. На основании анализа проектов оптово-розничных рынков, данных о производстве, продаже и потреблении основных товаров и материалов «Рекомендаций по проектированию рынков в городах и поселках городского типа» и разработанных торювых модулей автором разработана методика расчета вместимости торговых павильонов по числу торговых модулей и предложена номенклатура основных типов модульных павильонов крупнооптовой и мелкооптовой торговли: для павильонов крупнооптовой торговли четыре типа: 8−12, 16−20, 44−48, 56−60 торговых модулейдля павильонов мелкооптовой торговли нягь типов: 16−20, 28−34. 44−48, 56−60, 120−150 торговых модулей.

5. Рассмотрены композиционные приемы объединения торговых мо0 icn в торговые павильоны. Выделены три основных приема блокировки модулей в плане: линейная блокировка, блокировка вокруг грузового двора, блокировка вдоль пешеходного пассажа.

На основании этих трех приемов предложено 12 композиционных схем торгового павильона: линейная блокировка в один ряд, линейная блокировка в несколько рядов, блокировка вокруг площади, блокировка вокруг грузового двора, вдоль тупиковой ж/д ветки, блокировка вдоль прямого в плане пассажа, блокировка вдоль крестообразного в плане пассажа (два варианта), блокировка вдоль изогнутого в плане пассажа, блокировка с несколькими пассажами, сочетание крестообразной блокировки и блокировки с несколькими пассажами, блокировка со сдвигом, блокировка с двумя грузовыми дворами и пассажем, блокировка с несколькими гр ю-выми дворами и пассажами.

Также выделены два варианта соединения модулей по вертикали: с односторонней ориентацией торговых модулей двух ярусов, с разносторонней ориентацией.

Предложены наиболее подходящие композиционные схемы для каждого номенклатурного типа торгового павильона.

6. В результате экономического анализа проектов оптово-розничных рынков определена экономическая эффективность различных типов оптово-розничных рынков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В paooie выявлены тенденции развишя ошово-рошичных рынков и основные принципы формирования их архитектурной композиции.

Результатом работы явились некоторые принципиальные и практические выводы, имеющие непосредственное значение для проектирования и строительства этих зданий.

В целях дальнейшего совершенствования организации сети торгового обслуживания населения необходимо выделить отдельные положения, которые зачастую не получают должной оценки в практике проектирования.

1. Тип оптово-розничных рынков долгое время не имел развития в нашей стране в силу особенностей социалистической экономики. Оптово-розничные рынки стали возникать в России в конце 80-х, 90-х годах XX века До настоящего времени их строительство ведется хаотично, отсутствует единая архитектурная концепция. Такие примитивные комплексы не соответствуют условиям современного города и потребностям населения.

2. Отчетливо проявляется тенденция к архитектурному упорядочиванию комплексов, четкому функциональном) зонированию. Оптово-розничный рынок превращается в предприятие со сложной объемно-планировочной структурой и неоднозначной функциональной направленностью.

3. Наметился целый ряд различных функциональных групп помещений, которые могут сочетаться с основным торговым ядром оптово-розничного рынка и дополнять его. Возникает потребность в качественно новом типе предприятия, отвечающего современным технологическим, функциональным и архитектурным требованиям.

4. В процессе исторического анализя выявлен весьлчи) развития и формирования типа оптово-розничного рынка от агор и форумов античности до современного состояния, проведена периодизация исторических типов рынков и их классификация по принципам размещения в плане города и объемно-планировочному решению.

5. Приведена принятая в международной практике проектирования и строительства классификация оптово-розничных рынков по значению и месту в бизнес-цепи с выделением четырех типов рынков: крупнейшие рынки международного значения, крупные межрегионального значения, средние региональные рынки, небольшие муниципальные городские рынки Также приведена классификация оптово-роншчных рынков по их юрювой специализации на два типа: универсальные и специализированные. Отмечено тяготение к периферийному размещению рынков. В процессе анализа зарубежной и отечественной практики проектирования и строительства оптово-розничных рынков выявлен весь перечень помещений, входящих в различных сочетаниях в состав современных рынков. Проведена классификация помещений рынка по принципу их функциональной общности и. в результате, выделено восемь функциональных групп, объединяющих основные виды помещений рынка: торгово-выставочная, складская, погрузочно-разгрузочная, административная, предприятия общественного питания, гос-тинично-жилая, техническая, автостоянки.

6. В результате дифференцированного анализа функциональных групп выявлено их процентное соотношение в составе рынка и проведена классификация рынков по преобладающему в них типу торговли с выделением типов крупнооптовых, оптовых и мелкооптовых рынков.

7. Установлено, что характер связи компонентов оптово-розничного рынка подразумевает их органичную взаимозависимость. В процессе анализа транспортного и пешеходного движения на территории рынка выявлены планировочные связи элементов комплекса. Анализ передвижения по территории рынка людей и товаров позволил определить оптимальное размещение восьми основных функциональных групп помещений. Рассмотрено пешеходное и транспортное движение на территории рынка, выявлены пять вариантов организации транспортного движения рынка: с одним основным въездом — «петля», «тупик», сочетание «петли» и «тупика" — с двумя основными въездами — со сквозным проездом, с ращельнымн въездами для легкового и грузового автотранспорта. Проведен аналиi вместимости авюстоянок оптово-розничных рынков, приведены показатели вместимости автостоянок рынка.

8. Автором разработано две основные планировочные схемы оптово-розничного рынка с девятью подтипами. Подбор планировочных схем диктуется особенностями структуры каждого типа, областью применения и характером градостроительной ситуации. Каждая из этих схем при соответствующей доработке может стать основой для типового проекта.

9. Определены площади помещений, несущих дополни тельные функции, для различных типов рынков с учетом их зависимости от торгового павильона, основанной не только на территориальной и административно-хозяйственной общности, но и на расчете вместимости. Проанализированы основные варианты их размещения на территории оптово-розничного рынка.

10. Разработанная методика расчета вместимости оптово-розничного рынка основана и вытекает из особенностей формирования его структуры, ядром которой является торговый павильон, а остальные компоненты являются функционально дополняющими и технологически связанными с основной группой.

11. На основе анализа планировочных решений отечественных и зарубежных оптово-розничных рынков выделены два композиционных типа торговых павильонов оптово-розничного рынка: зальный и модульный. Они, в свою очередь, имеют следующие подтипы: зальный — открытый, закрытый, амфитеатральныймодульный — с линейной блокировкой модулей, с блокировкой вокруг грузового двора, с блокировкой вдоль пешеходного пассажа. Выявлены основные преимущества ка><�сдого из этих типов.

12. Выявлено, что благодаря своим преимуществам — простоте возведения, мобильности и дешевизне, торговый павильон модульного типа получил наибольшее распространение в отечественной практике проектирования оптово-розничных рынков.

13. Предложены разработанные при участии автора базовые модули крупнооптовой и мелкооптовой торговли. Установлено соотношение площадей помещений в составе торгового модуля.

14. Для расчета вместимости торгового павильона автором предлагается методика определения количества торговых модулей в юрговом павильоне на расчетное число обслуживаемого населения. Методика вместимости торгового павильона разработана на основании анализа проектов оптово-розничных рынков, данных о производстве, продаже и потреблении основных товаров, материалов «Рекомендаций по проектированию рынков в городах и поселках городского типа» и разработанных базовых модулей крупноопювой и мелкооптовой торговли.

15. На основе предложенных базовых модулей и расчетной методики разработана номенклатура типов зданий торговых павильонов оптово-розничных рынков. В резулыаю предлат аетея для павильонов крупнооптовой торговли четыре типа зданий: 8−12, 16−20, 44−48, 56−60 торговых модулейдля павильонов мелкооптовой торговли пять типов зданий: 16−20. 28−34, 44−48, 56−60, 120−150 торговых модулей.

16. Рассмотрены композиционные приемы объединения торговых модулей в торговые павильоны. Выделены три основных приема объединения торговых модулей в торговые павильоны: линейная блокировкаблокировка вокруг грузового двораблокировка вдоль пешеходного пассажа;

Выделены два приема объединения торговых модулей по вертикали с односторонней ориентацией модулей обоих ярусовс разносторонней ориентацией, и на их основе предложены композиционные схемы для каждого номенклатурного типа торгового павильона.

17. Экономический анализ проектов оптово-розничных рынков обнаруживает их жизнеспособность, выявляя вместе с тем преимущества различных типов рынков. В результате анализа определена их экономическая эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аскаров 1.I.Д. Регион — нространс1во — юрод. — VI. 1988
  2. Ю.А. Архангельск. Архитектурная биография. Архангельск. 1984.
  3. Большая Советская Энциклопедия. т. 18.
  4. А.В. История градостроительного искусства. М. 1953.
  5. М.С. Стрелка Васильевского острова. История формирования архитектурного ансамбля. М. — Л., 1957.
  6. Временные санитарные правила для продовольственных оптовых рынков г. Москвы. М., 1996.
  7. Всеобщая история архитектуры. т. 2, 3, 4. 5, 6, 7. 8 — М. 1973.
  8. А.Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: Лицо города. М., 1990.
  9. Из истории советской архитектуры 1917 1925 годов. — М., 1963.
  10. Концепция программы создания системы оптовых продовольственных рынков в г. Москве, -т. 1,2- М., 1996.
  11. Крытый мебельный рынок. Шатильон де Мишай, Женева// Современная архитектура. 1972. — № 2.
  12. Крытый рынок в Мангейм-Кефертале// Строительство и архитектура за рубежом. Сб. 2. — Киев, 1957.
  13. Г. «Чрево Парижа» меняет адрес. Новый оптовый рынок национального значения в Ранжи// Строительство и архитектура Москвы. -1970. № 7.
  14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. VI., 1997.
  15. Методические указания для выполнения практических заданий по архитектурному анализу для студентов специальности 29.01 «Архитектура». -Н. Новюрод, 1993.
  16. Новый крытый рынок в Гамбурге// Современная архитектура. 1964. — № 3−4.
  17. Оптовые продовольственные рынки-2000. Официальный каталог. М., 6−9 декабря 2000 г.
  18. Оптовый рынок сельскохозяйственных продуктов в Гейдельберге// Промышленное строительство. 1970. — № 9.
  19. Л. П. Борисова Е.А., Науменко Л. П. Павелихина А.В. Иамягиики архитектуры Ленинграда. J1., 1969.
  20. В.И. Джакомо Кваренги. Архшектор. Художник. Л. 1981
  21. Пожарная безопасность зданий и сооружений. СНиП 21−01−97*. М. 1997.
  22. Проект крытого оптового рыбного рынка в Ливорно// Casabella. 1964. -№ 289.
  23. Пространственные покрытия (Конструкции и методы возведения). г 1. — 1. 1973.
  24. Рекомендации по проектированию рынков в городах и поселках городского типа. М., 1985.
  25. Рынок государственного значения, Париж Ла-Виллет// Современггая архитектура. — 1967. — № 5.
  26. М.П. Авраам Мельников. Л., 1980.
  27. А.И. Крытые рынки (опыт проектирования и строительства). VI. 1963.
  28. А.И. Рижский центральный рынок// Сборник технической информации. М., 1956.
  29. И.Р., Гокмаджян А. Г., Васильева И. П. Торговые центры. М. 1988.
  30. К. Рыночные силы// Англия. 1991. — № 121.
  31. Хлебный рынок в Париже// Архитектура и зодчество.
  32. Цветочный рынок в Пеше (Италия)// Строительство и архитектура за рубежом. Сб.З. — Киев. 1957.
  33. Л.М. Архитектура оптово-розничных рынков// Архитектура и строительство Москвы. 1998. — № 3.
  34. Л.М. Формирование объемно-пространственной структуры рынков античной и средневековой Европы/^ Архитектурная наука в МархИ. 2000 вып. 4.
  35. Buoi. Concorso per un foro boario// Domus. 1974. — XII — № 541.
  36. Gruen Victor & Smith Larry. Shopping towns. USA. The planning of shopping centers. New York, — 1960.
  37. La macchina di Flora// Domus. 1982. — II. — № 625.
  38. Le Marche aux fleurs de San Remo// Architecture d’aujourd’hui. 1960. — II -1. № 88.
  39. Marche Couvert de Ca. stres// Architecture Francaise. 1968. — № 311 — 312.
  40. Marche d’interet national de Grenoble// Architecture Francaise. 1965. — № 271 272.
  41. Somake Ellise E., Hellberg Rolf. Shops and stores today. London, — 1956.
  42. The Central Warehouse of Technische Unie at Alphen a/d Rijn.
  43. The Funabashi Central Wholesale Market// The Japan Architect. 1968. — № 13
  44. В работе использованы материалы:
  45. Информационное обеспечение.
  46. Транспортное обслуживание.
  47. Оптовый продовольственный рынок «Курьяново».
  48. Варианты выбора площадок для размещения общегородского оптового продовольственного рынка.
  49. Оптовый продовольственный рынок «Солнцево».
  50. Оптовый продовольственный рынок «Шереметьево».
  51. Оптовый продовольственный рынок «Оградное».
  52. Оптовый продовольственный рынок «Новые Черемушки».
  53. Оптовый продовольственный рынок «Перовский».
  54. Оптовый продовольственный рынок «Гагаринский».
  55. Оптовый продовольственный рынок «Москворецкий».
  56. Оптовый продовольственный рынок «Кунцевский».
  57. I. Концепция рыбного оптового рынка. /1. Концепция распределительною центра мясной продукции «Мясные торговые ряды».
  58. V. ТЭО строительства оптово-розничного рынка «Садовод». ГУП «Моспромпроект». Москва, 1996.
  59. VI. ТЭО строительства оптового продовольственною рынка «Дмитровский». ГУП «Моспромпроект», 1998.
  60. VII. Проектное предложение по строительству опювою рынка агрофирм-! «Белая Дача». ГУП «Моспромпроект». Москва. 1997.
  61. X. Москва шаг в третье тысячелетие. Архитектура и i радостроительство Москвы. Основные направления развития Москвы и Московской области на период до 2010 г. Разработано в ГУП НИиПИ Генплана Москвы.
  62. XI. Проектное предложение по строительству оптовот о продовольственного рынка «Гагаринский» по адресу: пос. Толсто пальце во, ул. Советская. ЗАО «Промсгройпроект». Москва, 1999.
  63. XII. C.A.R. SpA. Consorzio Agro-Alimentare Roma. I he new wholesale market center for Rome to be constructed at «Tenuta del Caaliere». Roma. 1990.
  64. XIII. I.M.O.F. SpA. Societa' consortile per la realizzazione del centra agroalimentare alKingrosso di fondi. Mercato Agroalimentare di fondi. Progettazione e direzione lavori. Studio Valle Progettazioni.1999.
  65. Московский арп! cki)phblii и нс i и 1 > iна правах р> копией1. Шмелева Лиана Мамедовна1. С V. 2 0 13 0 4379
  66. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ1800.02 Архшекгчра зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности.1. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата архитектурыт.2
  67. Научный руководитель кандидат архитектуры Полякова Т.В.1. Москва 2002 г.
  68. ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ
  69. Основные стадии формирования античных рынков.
  70. Анализ размещения античных рынков в генеральном плане города.3. Типы античных рынков.
  71. Анализ основных планировочных схем средневековых рынков Западной Европы.
  72. Стадии формирования рынков Востока.
  73. Планировочные схемы караван-сараев.
  74. Этапы формирования гостиных дворов в России.
  75. Классификация современных зарубежных рынков по значению и специализации.
  76. Размещение различных типов оптово-розничных рынков в градостроительной ситуации.
  77. Функциональное зонирование зарубежных оптово-розничных рынков.
  78. Классификация отечественных рынков по значению и специализации.
  79. Размещение оптово-розничных рынков в плане Москвы и факторы, влияющие на их функциональный состав.
  80. Примеры современных оптово-розничных рынков.14. Выводы.1. Глава II.
  81. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ
  82. Классификация функциональных компонентов оптово-розничного рынка.
  83. Взаимосвязь основных трупп помещений оптово-розничного рынка.
  84. Приемы организации транспортной схемы оптово-розничного рынка.
  85. Принципиальные планировочные схемы оптово-розничных рынков.
  86. Павильоны оптово-розничного рынка, несущие дополнительные функции.
  87. Примеры интерьеров павильонов оптово-розничного рынка, несущих дополнительные функции.21. Выводы.1. Глава III.
  88. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО ПАВИЛЬОНА ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО РЫНКА
  89. Основные композиционные типы торговых павильонов и приемы их конструктивных решений.
  90. Примеры интерьеров зальных павильонов оптово-розничных рынков.
  91. Примеры интерьеров центрального пространства модульных павильонов оптово-розничных рынков.
  92. Торговый модуль основной планировочный элемент торгового павильона модульного типа.
  93. Примеры объемно-планировочных решений торговых модулей.
  94. Предлагаемая номенклатура основных типов модульных павильонов крупнооптовой торговли (предложение автора).
  95. Предлагаемая номенклатура основных типов модульных павильонов мелкооптовой торговли (предложение автора).
  96. Композиционные приемы объединения торговых модулей в торговые павильоны: линейная блокировка, блокировка вокруг грузового двора (предложение автора).
  97. Композиционные приемы объединения торговых модулей в торговые павильоны- блокировка вдоль пешеходного пассажа (предложение автора).
  98. Композиционные приемы объединения торговых модулей в торговые павильоны: комбинированная блокировка, двухярусная блокировка (предложение автора).32 33. Выводы.
  99. ГЛАВА I. ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  100. И СТРОИТЕЛЬСТВА ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВг1. ГЛАВА I1. ПРАКТИКА ПРОЕКТИООВАНИЯ
  101. И СТРОИТЕЛЬСТВА ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ11. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ
  102. ФОРМИРОВАНИЯ АНТИЧНЫХ РЫНКОВпархаика, ювссика (до V в. дона) этим (TV-1а до н.э.)соедавте торговой и о&щлБенгой функиий в агорах и фсрушх вьдаение продо-вашлвеныхрьн-кга1. Агора в Ассосе1. ОJS, 1Mb1. Приенашпояотгниеспада-тгарованнькрьн1. KDB
  103. Римский форум времен РеспубликиiGJ а> jf1. Qup'11. Помпеи1.1. ЙМЗШ НИГЕРИЯ (1&-ДОaa-Va1. МИШШзШЯДфффетитоитерго-всмиобирлшнзй
  104. Императорские фору| Древнего Римат"бра Остия. Цёнтр городатХиги склады
  105. АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ АНТИЧНЫХ РЫНКОВ В ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ ГОРОДА1. ГЛАВА I1. ПРАКТИКА ПРОЕКТИООВАНИЯ
  106. И СТРОИТЕЛЬСТВА ОПТОВО-РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ1. У ГАВАНИ1. ПРИМЕРЫ1. В ЦЕНТРЕ ГОРОДА11. Милет
  107. Львиная бухта" Северный рынок Булвэтерий Теалшьыая Qrxra.1. Южный рынок1.I. У ГОРОДСКИХ ВОРОТ1. Помпеи1. Тимгад1. ГЛАВА I1. ПРАКТИКА ПРОЕКТИООВАНИЯ
  108. И СТРОИТЕЛЬСТВА ОПТОВО РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ1. ТИПЫ АНТИЧНЫХ РЫНКОВ1. ОТКРЫТЫЕ1. РЕГУЛЯРНЫЕ
  109. Агора в Мегалополе 370 г до н э
  110. Агора в Магнесии на Меандре II в до н э
  111. Агооа 8 Приене ill II э до н э1. D Г
Заполнить форму текущей работой