Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социальной творческой активности учащихся начальной профессиональной школы в культурно-досуговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования разработана концепция процесса раз-^ия, социальной творческой активности учащегося ПТУ в системе 1^Льтпр<3йветугчреждений начального профессионального образования. ' * I ^ Райв’йтие социальной творческой активности — динамичный гчпвивающийся процесс, его особенностью, является комплексный характер. Это обусловлено тем, что личность формируется в целом, а не, но чадтям… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,.,
  • ГЛАВА I.
  • Теоретические предпосылки повышения эффективности социальной творческой активности учащихся в учреждениях культуры {Щ начальных профессиональных школ,
    • 1. Место, роль и функции социокультурной творческой деятельности в период социально-политических и социально-экономических преобразований в обществе
    • 2. Сущностные характеристики социальной творческой активности учащихся ПТУ и основные факторы ее развития.,"
    • 3. Модель деятельности Российского Центра художественного творчества учащихся и работников профессионального образования по формированию социальной творческой активности
  • ГЛАВА I. !
  • Реализации органшшшошочтедагогических условий разв"тш социальной творческой активноеги учащихся ПТУ,.,.,. $
    • I. Анализ и диагностика социокультурной досуговой ориентации- как способа самовыражения и самореализации творческой цк-гнвности личности учащегося". ,.,
    • 2. Использование современных социальных технологий во внедрении содержания культурно-досуговых программ культ-нросветучреждений системы начального профессионального образования
    • 3. Целевая психолого-педагогическая подготовка преподавательских кадров культпросветучреждений к развитию социальной творческой активности учащихся
    • 4. Диалектическая взаимосвязь научно-методического руководства и педагогического управления с процессом развития социальной творческой активности учащихся

Формирование социальной творческой активности учащихся начальной профессиональной школы в культурно-досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Драматизм сждняшней социокультурной ситуации обусловлен социальной демагогией, социальным неравенством общества, остяточны?^ 'триниЛом :|^ отношению к детству, культуре, образованию, а также нел. ооценщй иншлектуального, творческого труда. Шшонтеф&всей социальной жизни личности помимо «социальных кс>рнейьфпредЩ)ит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастз’ю '• „peccm^Hi (jfоШошение к подрастагоншму поколению, внедряя в obnieство культуру взаимоотношении в семье, в детской, подростковой, взрослой среде. Для полноценного включения личноста в социальную жизнь, ?, щя эффективного и творческого выполнения ею социальных функ1тий члена общества, для подготовки ее к саморазвитию, самообразованию ipeбуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система социальной помощи. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе обеспечения системы социально, 4г' нравственного воспитания в социуме, пред}?сматривающем педагогически организованную деятельность кулыурно-просветительсжих у-^р&щений п о формированию творческой социальной активности молодежи. Определен“!© сгтецифической и чрезвычайно ответственной роли, ко1х>р>то ихрают внеучебные культурно-просветительские учреждения как важнейщие 'элементы социума в социально-нравственном восннга НИИ молодежи, развитие ее 1ворческой социаль^юй активности невозможно без исследования социально-педагогических, материальны. т и пую в н ы х условий, в которых находится личность» Анали з хараьтериьщ f^ i особенностей и противоречий в современной социокультурной ситуации дает возможность в ы б р, а т ь стратегию иприоритеты для 15азвития кульсурно-просветительских учреждений, а также научные HanpaBnttHHH их сг^циоь^щьтурной деятельности. Социально-культурная деятельность культ>рно-просвет1Г[епьских учреждений характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью и самобытностью человека, посвя-.'цагощего им свой досуг, свободное время. Однако^ в настоящее время, как пока зывают исследования, имею! циеся здесь ресурсы (материал «>пая #• база, к адры и актив, методическое обеспечение и др.) используются не/1.лстаточно полно и эффективно. Э т о связано с тлубокими прогиворе ^ чиями, сложившимися в течение десятилетии в культ}фнопросветительской сфере: • мркду демократической природой культурно-просветительской работы и авторитарно-бюрократической системой управления кулыурой- • между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения- • между возрастающим плюрализмом в нарощдаюш[емея граждан** ском общесгое и старой парадигмой культурного развития- • между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся „остаточным принципом“ по отношению к ней- • между сложившейся сетью кулыурно-досуговых учреждений, их трад1Щионной инфраструктурой, стереотипным набороад форм и методов, и многообразием духовных потребностей различных социальных групп населения, в том числе молодежи- • между вь сдвижением в качестве реально приоритетных ценностных ориентации, таких как „рынок“, „деньги“, „вещи“, „власть“, и одновременным падением престижа образования и культуры, снижениы их доступности все более широким слоям населения, в том числе молодежи, наличием деструктивных процессов внутри образования и кз^льтуры, связанных с коммерциализацией. Указанные обстоятельства подчеркивают насущнуто потребность более глубокого исследования избранной нами проблемы с новых теоретико-методологических, и практико-ориент'ированньш позиций, с учетом названных противоречий, главное из которых: противоречие между необходимостью реализации кулыуггновос1шгательнь1Х задач в целях творческого саморазвития человека, форim Ф т^ „т т мнрования его со1диальной акп-вности и отсутствием механизмов ijx решения. Сложившаяся ситуация ггомогла нам сформулировать проблему сл. елуяй1дим образом: каковы организационно-педагогические усйг^ вия фс^мирования социальной творческой активности учащихся в куль урнсфиросветительных учреждениях системы начального профессион-'.?ьного обра’зовани.я? Целью исследования явлйетсн обоснование ор1'аиизаци“ ?ИЙО'*> педагогической модели формирования социальной творческой активности учащихся начальной профессиональной школы во внеурочное время в культурно-просветительных учреждениях. Объектом исследования является социокультурная деятельность комплекр! культурно-просветительных учреждений Министерства об1цего и пpoфeccvюнaльнoгo образования РФ по формированито социтль• ной творческой активности учащихся ПТУ. Предает исследования — организационно-педагогические условия формирования социальной творческой активности учащихся ПТУ в 'il Центрах художественного творчества начального профессионального образования. Гипотеза исследования: эффективность развития социальной творческой активности учащихся в процессе социокультурной деятельности F-feHipoB художесп^енного творчества зависит от след}^ тощих органика ционно-педагогическйх условий: * выработана теоретико-прикладная модель организационной деятельности учрелэдений кудыурно-досзтовой сферы с базовым — LfeeipoM художественного творчества учащихся и работников начального '^' iпрофессионального образования: 8 •? • В качеетве педагогического приоритета принят интерес к свооодному выборз' учащимися рода творческой деятельности и характера включенности в нее- * используется интегративный набор социальных технологий по внедрению в деятельность Бультпросве1учреждений данного типа целевых культурно-досуговых программ- * осуществляется целевая психолого-педагогйческая подахтговка преподавательских кадров культпросветучреждений по формироваь’ию • социальной творческой активности учащихся. С учетом цели, объекта, предмета, гипотезы научного исаледования определены следующие задачи: I. Раскрыть сущностные характеристики социальной творческой • активности учащихся ПТУ и основные факторы ее развития.2. Обосновать теоретический подход к вырабочке подивариатиБной модели деятельности культурно-просветительных учреждений системы ПТУ в условиях изменяющейся социокульт>''рной среды н социальных ролей учащихся. # 3. Обосновать организационно-педагогические условия, способствующие адекватному формированию социальной творческой активности учащихся в системе культурно-прсветительных учреждений начального профессионального образования. „^ 4. Экспериментально проверить предложенные в исследовании организациоино-педагогические условия повышения эффективности развития социальной творческой активности учащихся в социокультурном и соцнопедагогическом процессе на базе Всероссийскогс? центра художественного творчества учащихся и работников начального профессио**' нального образования. g^ Теоретико-методологической основой исследования являются: теория деятельности, положение о творческой сущности личности, о взаимодействии личности и общества, теория системно-ролевого культурологического подхода к развитию личнос? ги. В качестве опорных использовались теоретические разработки о влиянии характера и содержания широкого спектра деятельности на профессиональное становление буду1. цего специалистао потребностях и мотивации как побудительных силах человеческой деятельности и их роли в познании^ общении, трз’де.Ф Р1сходньми в исследовании являются концептуальные утверждения о том, что основополагающим для формирования социальной творческой активности личности учащихся служит определение, ра’эрабожа, внедрение культурно-досуговых программ в деятельность социокультурного типа, направленных на развитие осознанных мотивов творческой социокзшьтурной деятельности (авторы: Богоутдинова Р. З., Кисилева Т. Г., Красильников ЮД., Разумный В. А., Терехов TIJI.) — положение отечественной педагогики о закономерностях формировани. ч потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориен laщ ций (В.В. Водзинская, И. С. Кон, Д. Н. Узнадзе, Р. Х. Шакуров и др.): теория интеграции личностно-деятельностного, системно-ролевого тл жуш, т}фологйческого подходов к организации учебно-воспитательного процесса и индйвид^'ализации творческой деятельности при обучен ил и всс• п питании {ЛИ. Буева, Л. А. Волович, Л. С. Выготский, В.А. с.,'яасте1″ 1ш, В. Ш“ Масленникова, И.М. Таланчук) _j Методы исследования: теоретический анализ педагогической и философской литературы, продиктованный целями и задачами, а 1йк>ке особенностями предмета исследования, наблюдение, анализ деятелы-гости # педагогов и руководителей кружков художественно-творческой и культурно-досутовой деятельности, опытно-экспериментальная работа, педаю jj гогический мониторинг, беседы с учащимися, методы математической статистики для обработки результатов эксперимента. Экспериментальной базой исследования явился Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, региональные центры культурнопросветительнь! х учрещ^ений начального профессионального образования, Опытно-эксяерйментальная работа проходила в три этапа. ч# На первом. этапе (1990;1993 гг.) проводился теоретический анализ проблемы, изучение и обобщение массовой практики и педагогического опыта по формированию творческой социальной активности учащихся средствами кулыурно-проеветительской деятельности. В результате данного этапа бьша определена цель исследования, сформулированы его задачи, выдвинута гипотеза исследования, а также разработаны методики формирзшэщего эксперимента. На втором этапе (1993;1996 гг.) осуществлялся формир}п :^)1Ций эксперимент, в процессе которого реализовывались организационно|1 педагогические условия формирования творческой социальной активности учащихся средствами культурнодос>товой деятельности, уточнялась рабочая гипотеза, проводилась первичная обработка экспериментальных данных. На третьем этапе (1996;1998 гг.) был проведен анализ, оформление и апробация результатов исследования, разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для работников культурнопросветительных учреждений системы начального профессионального образования по формированию социальной творческой активности ''•^ учащихся. Достоверность научных положений, выводов, рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивалась разнообразящем ис'^ поль'^ уемых теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям, задачам, гипотезе, опытно-экспериментальной работой, показавшей эффективность предлагаемых организационно-педагоги'геских условий развития социальной творческой активности учащихся, достаточной репрезентативностью выборки, анализом и обработкой полученных результатов. /Чпробация и вне/фение результатов. Теоретические положения, выводы и рекомендации обсу^ощлись и получили од, о6рение на Всероссийских и зональных семинарах и иауч# но-практических конференциях в илг. Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге, Казани, Анапе, Всероссийском центре по внеишольной работе Министерства образования РФ, Институте cpefljiero профессионального образования РАО. Диссертация состоит из вве.'хения, двух глав, зак.-ш)че!-„!я, списка шгеературы (161 источников на русском и иностранном языках), 3 схем. В соответствии с этим стереотипом з? тверждалось мнение: для того, чтобы массы стали субъектом истории, их надо воспитывать. Нетрз^дно •заметить, что субъект-объектная модель — всего лишь вариация популярной для периода административно-командной системы KOHiseiiiviiH „приводных ремней>^. Отнопкние к народу — вопрос принципиальный для оценки социб> ально-культурной деятельности: либо народ рассматривается как объект воздействия, который „тащат“ в „светлое будущее“, либо к нему относятся как к объекту кулыурно-исторических, духовных процессов (54^ 57).Однако, это не означает, что вообще не может быть социальнокультурной деятельности, полностью свободной от идеологии. Пели говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать ини? днатИ“ B5^ творчество, предприимчивость и самостоятельность людей. 1.^ тс1-ода V следует, что в основе перестройки, социально-культурных процессов лежит отказ от субъект-объектной модели организации культ>'ры досуга, просвещения населения. В этой модеш-! народ сам является субъектом со55^пз1льно-купьтурной деятельности. Что же касается з '^частия многочисленных социальных n-iicTHi'jnroB, кулыурно-досуговых учреждений, общественных организаци! в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Весь смысл их деятельности состоит в создании условий, необходимььх щт развития инициативы, активного творчества народа в соц1! альног> культурной сфере. Таким образом. большщ^ство исследователей (', 3?, 45,54,56,64,6'^, 67) гфиходят к вьшолу. 'тго '-saneHCTBOBaHHbic в социill ^ ально-кулыурной сфере государственные и общественные структуры постепенно освобождаются от несвойственных им функций и сосредоточивают СВОЙ усилия на распространении и развитии культуры“ социальнокультурной сферы, Организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного иогзнанйя, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов, на формирование их > sop]^ ческой социальной активности. Анализ показал, что отдельные попытки изменить сложивиглося ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощ>т1Шых результатов не принесли. Единственно возможный выход из сложившейся сит}^ации — устранение организационных механизмов, Ht? позволяющих клубным работникам проявить самостоятельность, ииг-циативу и творчество, демократизация всей системы управления социальнокультурными процессами. Социально-культурн^лЕО стратегию в наш" — дни можно обозначить следующей формулой: от работы для населеяи? — - к щ) самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательнокультурному творчеству масс (54).Б основах. законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что социокультурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и шых. убеждений, места жительства, имуц^ественного подюжения, образования, профессии и других обстоятельств (43).В этом важном государственном документе раскрыто емкое содерШ жание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, О'-ущес'пшяемои) как на профессиональной, так и не&Профессиональной (шоб1!тельской) основеего права на личную крть13фИ}10 самоб! Лтиость и право сг^бственности в области культурыего права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культу|эыего права на приобщение к культурным ценностям^ на 1: уманитарное и художественное образованиеего права на культурную деятельность в зарубежиь{х странах^ а также на вывоз за границу раритетов своей творческой деятельности (54). Социально-культурная деятельность призвана стать условием? реализации демократических, конституционных прав человека, простраеством поиска смысла жизни, творческого развития и самореали?.ацин личности. На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социальнокультурных объектов: клубов, Домов ку. льтуры, танцплощадок,-, спортхтных соорзокений и т. д. Широких размахов достигло двг^жение добровольцев, обязав1иихся безвозмездно отработать на строительстве обьекгов культз-'рь! и быта определенное число выходных дней. Это, несомненно, принесло oniyniM^TO пользу, поскольку в условиях у1. вер Д5! вшегося остаточного принципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в ropn/inxновостронках, сельской местности и гд., действ"ггельно ipe6os'aiiocb соорз? жение объектов культуры и досуга, укрепленное материах-ьной ба!? лл, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свобо. дного времени.Однако даже развитая социально-кухштурная инфраструкlypa, сеть у<-1режденнй культуры, искусства, спорта с шрфокими возможностями еще че решают пробчему досуга. Все тго — ifHsn», крайне суп^еегвенньш, i. * ,. • • 1 8. ^ важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды. Среда досугу и общения имеет ярко выраженный социальный ха/рактер, поэтюму многие исследователи рассматривают ее в самом широком плане — как социально-культурную среду, предполагаюи^ую н:1л:ичие трех обязательных элементовактивных суб^ь^ктов социал1-иокультурной деятельности в лице различных общественных инсппутов, социальных групп и отдельных индивидуумовса! фго процесса '?тои # деятельности групп во всех ее этапахсовокупности объективных усло, вщй, факторов и возможностей для ее реализации. Понятие «социальнокультурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и доф-та (54,59,75).В этой среде постепенно изживают себя традиционные подходы, # основанные только на потреблении предполагаемых готовых культ) фных благ. Процесс естестаенный и необратимый, поскольк}' время постоянно рождает новыеховтле потребности, н невозможно удовле! # ворить их всякий раз только с помощью формальнь! Х структур — спецнч альнь! х органов и учреждений.2! ,^ села. Г5ни являются и результатгм, и необходимым условием непосредственяого общения детей, подростков, взрослых, их живой по1ребиос1И участия в общественно-полезных делах. По сути мы имеем дело с коллективными усилиями людей, чья социально-кз.щьтурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой — по тем или иным причинам не вписывается в деятельность досу1'овых институтов-клубов.Др>тим существенным Bf^ 'spocoM, имек>щим методологическое .'шачение, на котором акцентирз^тог свое внимание исследователи культурологии, является вопрос о функциях социально-культурной л, еятельносги и их классификации. Функции определяют природу, специфику и федства достйже]Р!^ ?м цели Б социально-культурной деятельности. Они отражают обществ1? нные потребности каждого конкретно-исторического этапа развитии общества и носят объективный характерПоэтому функцирг выполняют и ^ роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы культурно-дс>сутовых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая социально-объективную обусловленность функций, исследователи отмечают, что функции имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей (54,65,86).Функции социально-культурной деятельности предполагаю!.- максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предщэиимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные кл^бы и досуговые f объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения ц взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социальнокультурной, творческой активности людей. Функции проходят большой пзть во времени — от возникновени? и становления до полной зрелости. В зависимости от /хлпте.тгьности тенили иных этапов развития социально-культурной деятельности ее ibyimцни подразделяются на постоянные, основные, присущие больщинсгву 0 социально-культурных инстит}пгов, и вспомогательные, временные, коTopbie возникают и 1-*счезают на определенных врек’енных отрезках. Мы же разделяем тпч’ь’у '-jps^ ifiH^ Киснлевои 'VJ и Краси: чы!икова Ю=Д., котоf 2^ pi4e пл. зваяи такие основч^ле, постойриые функции! социа^-ьнокуяызфной деятельности, как: развиваж>щая, инфсрмацно?" 1опросветительская, кулыурогворческая, рекреативно-оздороБИтельяа.я (54,57).Генеральной функцией является развивающая функция социш! ьоо культурной деятельности. Эта функция рассматривается в едином pycj-e с деятельностью других социально-культурных институтов. Благодаря своей главенствук? щенроли развивающая функц1? я CB-I" зывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из вышеназванных Дфугих функций, имея свою цел, и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазв^!тием личности, ее социальным самоутверждением. Наиболее полно развиваю1цее начало воплощено в информационно-просветительской функции СКД. Под термином «просвентение» в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на ,!духовное оЬогандение личности, приобретение определенной системьт 'танин., nojrytre '^n? неппхо-щмой информации. Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (в том числе семейный) и индивитзуальный.-В любом сл^'чае ортани’заторы роким кругом партнеров в лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации. Социальные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятель HOCITI. Соседствуя друг с дрз-том, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуз’овых з аняшй .И5^ 1|нно сознательно поставленная цель приводит в дщиженяе деятельн^'5ь: предварительная продуманность действии, после ее постановки. Социально-культуфная деятельность по суп^еству может p: u-c'i-rr 1жват%ся как самостоятельная подсистема общей е^^сгсмы conmrj-.-u^jro t воспитания и образования личности. Нге !ia планнь! е аспекты художественною творчества как виды дея-• млюгги гсю вчаимосвя’ганы, друг с другом, втаимочависимы друг от :-vT-ii T?/itN'Te они являются первичной основой формирования творitci. ou акги1Ч1ости, осуществляемой как и iipoTiecce восприятия исvri-iua гак и пеп1п-редсгвенно в Т1р (М1ессетворчес'Гва.Поскольку художественное произведение есть своеобразная ыоцелъ, выражающая сложившийся в сознании художника образ язлек—! дегьзтвитспъиости, то оно по’зволяет вести формирование социально-активной яичнс^ 'стн в довольно широком диапазоне. Необходимо только художественно поитотоЕить реципиента, научить его выделять в х}'дожествепном произведении запрограммированные и обоснованные художнико-' убежтЕения. И тогда именно Б процессе восприятия материала, данное «• преподавателем, могут произойти необходимые положительные сдвиг» ! ъ 1−5равствечном ?! •^ ''^ тетт’ческом оо’шании :шчно>(Л1!, п р и соответствующей художественной подготовке рецип^гентов деятельность при восприят11и искусства имеет ог|зомное значение и при формировании творческой активности личности на основе самостоятельного анализа произведений искусства. Весьма действенным в формировании творческой социальной активности учащихся является и продуктивное художественное тво1эчество, ибо оно направлено на творение самого лХудожественного образа = Эта деятельность предполагает также воплощение образа, отражающего JP. окружающею действительность самим реципиентом в художественном произведении. На, основе анализа особенностей методов, приемов, специфики формирования социально-развитой личности учащихся в процессе художественного творчества можно сделать вывод об огромном значении художественно-творческой деятельности на примере исполнительско1'о творчества" как одном из важных видов культурно-творческой деятельности учащихся. Такие отношения основаны, во-первых, на добровольном и бескорыстном }лчастии в художественной самодеятельности, во-вторых, на овладении личиостьв^ таким родом деятельности, которой в наибольшей степени соответствует его индивидуальности и раскрывает его разнпсго* ронние способностив-третьих, на то, что художественная самодеягельиость, приносит пользу не только участвующим в ней лично, а всему обществу в целом, десяткам и сотням милнионов людей. Ибо отр^ачу. от меткого, бьющего в цель выступления бьшает очень ощутимой. Это заставляет исполнителя оценивать обп^ественную реак1? ию на его вьилун. jie:nfe, п р о б о д, а е т способность думать, наблюдать и критически! осмьг1>. .- низать жизнь, прислушиваться к мнению самих зрителей. Так постепенно, в зависимости от поставленных ш-оненныладач и условий, в которых приходится действовать ученическому художественному коллективу, изменяются мотивы участия в этом коллективе. От первоначального удовлетворения личного интереса к искусству, ст|5емления чаще выступать на сцене, развивать свои способнои’и в равных жанрах искусства, как своеобразной потребности самоутверждения, от мотивов лично-обндественного плана развития художественных способностей совершается переход к оби^ественно-личным — • итремлению .0 активно участвовать в социальном становлении своих друзей и лично себя. § 2″ Сущностные х*лрактеристгикя социальной твор^^еской ак птно?" га учащихся ПТУ и основные факторы ее развития Опыт показывает, что развитие социальной творческо! актизностл учащихся не происходит само по себе, а предполагает разработку и рее • лизацию специальной программы, взаимосвязь процессов ра-звпт-'J '# творческой активности учащегося в сфере познавательной и воспитательной деятельности. При этом логика процесса целенаправленного пе^ дагогичесЕого воздействия должна отражать логику развития социальной творческой активности учащихся. Традиционные концепции развития творческой активности уча- / щйхся (особенно педагогические) основываются преимущественно на активизации мышления и недостаточно связаны с мотивационнопотребностной сферой, которая отражается в его социокультурной деятельности (33,42,52,78).Новое же видение процесса формирования творческой активности # учащихся ориентируется на мотивационно-потребностную сферу. Это одно из важнейших условий перевода учащегося на позицию субъекта активной познавательной J социокультурной деятельности, проявлении им ярких эмоциональных переживаний, волевых усилий. Такой подход согласуется с формулой детерминации «внешнее через внутреннее», предложенной С Л. Рубинштейном (108).Ограничиваясь рамками нашего исследования, можно констатировать, что в насггоящее время, с одной стороны, существует объективная необходимость всемерного развития социальной и творческой актив^' ности учащихся с учетом социально-экономических условий, с дртой -— имеет место недостаточная разработанность этой научной проблемы в рамках процесса социокультурной деятельности культурнопросветительного учреждения. Для нас же представляет интерес не выбор одного из названных направлений, а взаимозависимость процессуального и социальноличностного аспекта творчества. Названные описательные модели определенным образом расширяют представ]хение о творчестве, дают ориентиры, что и как аУжио формировать, воспитывать, развивать в человеке, чему и как учк’Г1>, ю 5ы он овладел творческим стилем мышления и деяте1Гьностн. И ъ.2 .^ыи эти модели не вскрывают до конца внутреннюю, сущностнуююроиу шорчесгва, отражающую социальную активность личности учашсго^^л .Изучение особенностей творчества учащихся покауыиаст, чю аКт шорчества з окшчие от действии, OCHOBEHHI^ JX на применении уже ir> вестных приемов и правил, приведенных к заранее известным резонна там, означает всякий раз поиск самостоятельного п>ти к достижению желаемого эффекта на основе социальнойшорческой активности. В процессе творческой социокультурной деятельности выделяются постановка и формирование проблемы, ее идеальное вщ’тренне4 мысЪ8 ,^ ленное решение, опирающееся на внутренние умственнь^е действия, и, наконец, внешнее выражение этого решения в форме опытной проверь:?? его правильности, получения продукта художественно-творческой деятельности. Взгляд на категорию акт^шности также представлен различными точками зрения.А. И. Крупновым и А. П. Прядиным высказывается, например, мне- ' ние, что активность как философская категория отражает способность ^ объектов неж1той и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно целенаправленному или сознательному взаимодействию со средой, к изменению и преобразованию ее и себя, а также интенсивность этого процесса, его меру (58). Эта точка зрения имеет значительное число сторонников, несмотря на то, что авторы пошли по пути расишрения понятия активности, стремясь охватить все его аспекты. Вместе с тем высказывается мнение, что активность нельзя истолковьь вать настолько широко, чтобы данная категория впитала в себя и борьбу противоположностей как источник движения и само движение. *ь Она дозисна получить тоже пространсшенно-временные фан'^щы, рассматриваться как категория, отражаюшая объективно связь между источником развития, движения («самопроизвольное развитие») м тмим развитием, движением. Сущность социальной творческой активности, на наш вз1жчд следует рассмат5>ивать кпк интегральное качество личности, выража ошеес" в целенаправленном единстве потребностей, интереса и действий и ироявдягощегося как внешний показатель ее индивидуально-обусловленной от]>ажательно-преобразовательной, художественно-творческой деятельиоста. С позиции социокультурного аспекта рассматриваемой проблемь? важнейшим фактором формирования и развития творческой активности % учащихся выступает многоплановая социально-полезная художеетенная деятельность. Она связана со всеми сторонами личности учал.1][егося:> потр’гбностями, интересами, склонностями" волевыми проявлениями-, эмоциональ!5bFM отношением к деятельности. Социальная творческая активность предполагает максимаш. ксе проявление индиЕидуаш>^10сти. А и_идивидуальиость, в свою очереди-., формируется при включении индивида в преобразовагельную социокультурную деятельность. Системообразующим элементом социально! •'•фтворческой активности является мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. С>но лежит в основе преобразуюодего отношения, готэ"иссти к самой рреобра'^ющг-й со!1И01сулыурной деятелшосш. Динамизм социальной творческой активности определяется сформированностью преобразутюидего отношения к социокультурной деятельности" готовности к ней. Развитие творческой активности обеспечивает не только накопление системы знаний, но и своего рода фонда умственных приемов, операций, хорошо обработанных и прочно закрепленнььх: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация) — приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов) — общие способы познавательной деятельности (з^ мение слушать, наблюдать, планировать свою деятельность, контролировать ее) — перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач в социокультурной деятельности. Однако для развития социальной творческой активности учаидегося только логических механизмов недостаточно, необходимо формировать и реализовать интуитивные механизмы, генетический и эврисгмвеский потенциал. В современной педагогической литературе понят’зе j | «педагогическР1Й процесс» охватывает учебно-воспитательную рабочу в целом, т. е. деятельность педагогов, учащихся" а такмсе организагиюннопЬ|-агогйческие условия, в которых она реализуется. — В период обучения в системе начального профессионального образования процесс социальног’О воспитания учащегося продолжается не? ' J только непосредственно в учебном заведении, но и под влиянием ра*? •, личных факторов, в том чисяс и средствами деятельности куль’г>'рнопросветительных учреж-!1-ений.Социальное воспитание рассматривается в науч^юй ли-?'ер-пз:-5е *гк щ, ' - педагогически ориентированная и целесообразная система оби-, ес5вен, 1, I нор помощи, необходимая детям, подросткам, молодежи в период их i: j >вк|К)чения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное 51С! к>льУ: зйвание в социально-педагогическом процессе всего арсенала сре/?-ст8 и возможностей, которыми, располагает общество, дая фо|>^ .п?ров.дг!Ия личности, адекватной его требованиям и в определенной мере f^epeжающей его развитие (82).Использование данных методов делает привычным активно — отношение к социально-творческой деятельности, з^ ъ^ енню в самой пр •цессе деятельности увидеть сковывающие ее формы и явления" Hcnpi вить допущенные ошибки. «^^ Подтверждением мысли о том, что развитие творческой ху?.ожесхвенной активности учащихся — важное условие и средство форлй1рО» # вания их социальной активности — является работа ученического itaipa «Данвуо» в лицее >М2 г. Казани. Как показывает опыт, учебный learp -^ Представляет собой одно из наиболее эффективных средств ддя форм!<�рования социально-активной личности. Воспроизводя тот или иной художественный образ> каждый участник спектакля встает перед необходимостью более глубокого осмысшения тех или иных идей, которые воплотил автор в своем произведении. Ибо без этого не может происходить их вопло1. цение в спектакгте. J 1ри этом складывается такое положение, при котором идеи автора., воплощенные в художественном произведении, каждый участник вынужден осмысливать как свои собственные идеи, т.к. без этого он не сможет их воплотить в сценическом творчестве. В этих условиях и создается возможность лучшего усвоения и принятия этих идей автора участником спектакля, их положительной оценки и тем самым закреплением их в CBOPLX убеждениях.. ченическии театр лицея стал центром кз^ьтурнон жи’зни, прос-ветителем, дополняющим основное, с^ту'бо профессиональное образование. Он не только выразитель интересов молодежи, но и воспитате '^^ ь ее,.И воспитывает он в самой дейсгаеиной форме —• эмо1|1!оиальн, 5>й.Й^ В задачи центра входит: * формирование социально-творческой активности учащихся ПТУ * выявление новых форм работы с творческой молодежью на местах, пропаганда опыта этой работы • содействие сохранению и развитию самодеятельного хущуж£: ственного творчества • организация и проведение республиканских, региональны!, фестивалей, смотров, конкурсов художественного творчества, выставки ра бот изобразительного и декоративно-прикладного искусства. * В проведении досуговых, массовых, зрелищных мероприятий центр использует широкий спектр современных форм работы. Кроме того, центр выполняет заявки местных КПУ по подготовке методической, репертуарной литературы, проведению массовььх мероприятий, способств}")щих подведению итогов смотров деятельности кулы7>рнопросветительских учреждений на местах по формированию социальнотворческой активности учащихся системы начального профессионального образования.2. По итогам фест^гоаля: — проведено Всероссийское совещание руководителей учреждений культуры профессионального и дополнительного образования. Пр1! сутствовало 68 человек из 62 регионоворганизованы 2 профр1Льные смены в ГООЦ «Рабочая смена» (лагерь «Прибой»), в которых приняли участие художественные кош? ективы Самарской, Челябинской, Тверской, Пермской, Кулижскоц, ПеиЩ' зенской. Липецкой, Вологодской, Псковской областей, Республики Коми- - создана видеотека самодеятельных художественных коллективов профессионального образования- - подготовлен к изданию первый выпуск сборника «Пробуждение -1уши'» ' (материалы конкурса на лучший очерк об участнике войны, работнике тыла).Перечисленные мероприятр1я докшзывадат важность, подтверж’щв^тнеобходимость как ра^зработжи новых подходов к работе по формированию творческой активности молодежи в условиях имеюндей месго переоценке духовных ценностей, так и сохранения применительных к ^ условиям сегодняшнего дня форм культурно-массовой работы. Разработан концепция социальной творческой актив! е!с>сти у>^: ц|щ:ея профессионального образования и проект Устава Межг /^- уро v HDfo молодежного кулыурного центра.6. При Центре продолжили свою работу: — хореографическая студия «Франжелика» : — танцевальный коллектив «Молодая Россия» — - фольклорный ансамбль- - Университет культуры учащейся молодежи. На принципах частично хозрасчета работают стз’дия ЗВЗГ’КОЗ-ЙПИСИ •f" «Найт», фотостудия «Арт-полей-дизайн» и киновидеостудия, 7. Продолжалась работа по укреплению материально-технической базы: — проведен капитальный ремонт крыльца и входа, фасада зданиязамена кровли крыши правого крыла зрительного- - приобретена аудио, видеоаппарат) фа, компьютерная. По инициативе Российской государственной юношеской библиотеки проведен совместный семинар директоров библиотек и учреждений культуры по обмену опытом работы по формированию социальной 1^ творческой активности молодежи. Аналогичны планы работы Всероссийского Центра п •^ •' i996 и 1997 гг. (см. Приложение). В целом структуру центра можно Г1редстав$?:ть в виде схемы 2. Функции ведущих отделов I. Отдел развития жудожествениого творчества. Отдел объединяет специалистов по всем видам и жанрам самодеятельного художественного творчества учащихся: ** вокально-хоровой хореотра фический Охема 2 Структура Всероссийского Центра художественного творчества уч-. щихся и работников начшхьного профессионального обра-зования •1.. .1Л Дирекция Совет дирек1'оров региональных центров хозяйственный отдео! органа-зационныи отдед О’щеж развития художественного творчества Информационноиздательский отдел Постановочный отдел (режйссерско-тюстановочная группя) Видеостз’дия звукозаписи Фотостудия С о ц и, а л h н о п с и X о л о г и ч е с к, а я с л у ж б, а 'ф т. е. зтральный изобразительного и декоративно-прикладного 'шорчества.Выставки {юдеяий худ. творчества Выставки 1 художественно-!! го творчества ГТ Музеи йрофессионального обризования Всгречи с творческими работниками Ф В целом деятельность Центра направлена на создание доступнь4ми ему средствами и методами благоприятных условий для удовлетворения, творческих потребностей развития социальной творческой активности учащихся и работаиков учрежцений начального профессиональиот’о образования Российской Федерации на основе научно-методической организации всей работы Центра, ориентированной на оказание практической и методической помощи Домам культуры,. Ансамблям, Центрам культуры и художественного творчества и другим культпросве’Г}>чре>юдениям (КПУ).ВЫВОДЫ К rJL4BEI Рассмотрение теоретических предпосылок повышения эффектршности социально-1'ворческой активности в Центрах художестеенного творчества учащихся и работников культуры начального профессионального образования позволяет сделать следутощие выводы: Задействованные в социально-культурной сфере государстве .^" !'- sc и общественные стрзжтуры постепенно освобожчаются от несвойстт^ ень^ ых им функций и сосредоточиватот свои усилия на распространен^зи и ')-гзвитии культуры" социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения, в том числе и молодежи. При этом подразумевается, что они одновременно направлены на форм?! рование массового обп][ественного сознания, на воспитание молод, ежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, г>'манизма, демо-кратнческих идеалов, на формирование и"х творческой социальной активности. Альтернативность> инвариантность социально-культурной среды предсгавпяет собой широкое поле для проявления социальной тв<.)р • qecKort активности, самостоят’ельного пов^щения и социально^ культурных ориентации, отденок и предпочтений, свооол, г1>го участям? в припй гии соттиальных реглений. В настояи^е^ время формируется новая система принципов и фу11кцйй социально-культурной деятельности, которые отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития о6щ е с т, а, носят объективный характер, а также вьшолнявэт и роль своеобразного критеррш при оценке социально-культурных про1ессов, г) ффектиБности работы культурно-досуговых объединений и ijempoB, six соци# ально-преобразующее воздействие на личность. Они предполагают максимальное развитие самостоятельности, нреднриимчивости и со1диальной творческой инициативы. В этой связи в нынешней ситуации неизмеримо возрастает социально-воспитательная роль внеучебиых кулыурно-просветительских учреждений и организаторов социально-куль'Г)^рной деятелыюсш. Их сощюкул1"турная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом, основой которого является создание услов1*й для целенаправленного и планомерного развития личности, е" — 1!'.!>рческого ct^ja'# ального потенциала. Сущностные характеристики социальной гаорческойдкоишостя учащихсяширокая, активно мотивированная, основанная на добровольных началах социокультурная художественно-творческая деятельность. Системообразующим элементом социальной творческой активности является мо’гивацнонно-потребностное ядро личности учул|етося. Оно лежит в основе готовности к преобразуюи^ей худо^^сесгвенно-гворческ'лч деятельности. Проводившиеся дискуссии по поводе" дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поиски наиболее адекватного выражения в понятии 'хдосуг" тех 1-ши иных исслещ^емых реальных процессов (17,26,24,27,32,40,46,66).Длительное время, пока дос}т еще не был акт^'альной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социа. дьно-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм дос>товых, любительских занятий решались преимущественно в рамках заданных стереотипов, практически без активного учасиш самих людей. Досуговая ситуация в нашей стране во многОхМ определялась. пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — про# цессами уроанизацни и индустриализации, ко1шективизаци11, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которыг^ наблюдался значительный разрьш традиционных (в том числе общинных, семейных) связей. Существенно изменялся и сам субъект досуга, дос}товой деятельности в лице конкретной общности (социума), и прежде всего семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие кзтаыуры и искусства, приумножении общенародных и местных социальнокультурных, в том числе дос>товых традиций. 'Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 2230 гг., связанных с реализацией задач культурного строительства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активното «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кр}=жков, позднее — народных университетов и Лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема бы^т в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъективно-объективных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных мероприятий, по инерции продолжала господствовать в культ>рно-досуговой сфере. Преобладающе место попрежнему отвод^шось усредненному и. часто безликому объекту в лице массовой аудитории, группы или отдельной личности, которьш постоянно нуждались в педагогической опеке, обучении, воспи-хакин, на&tradeставничестве (86).Отсюда следует, что дня того, чтобы понятие «досзт» отвечало тем или иным практическим и научным целям, необходимо прежде всего уточнить его содержательную сторону и в рамках этого содержания вы:, страивать соответствующз-'ю цепочку подходов, методик и критериев, оценки, без которых не мыслится создание полноценного социальнокули^фного проекта. Как западные, так и наош исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его щшилизации, досутовых ценностей, досутовой миграции населения, бизнеса и кулыуры. • По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная зада4ш: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. Закономерен подасод к аназюзу, например, понятия «индустрия досуга», вбирающего в себя и условия досуговои деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары, и усл->ти, и производимые и поставляемые сферой досуга (85,87).Исходя из природы досута, з’ченые рассмат^зивают и его специфические дефиниции. С 50−60-х гг. досзт характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездьсу на работу и др^тне действия. Они происходят за пределами деятельности, направленной на зарабо’ши: уловлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здороаг. с [ внешности, а также многочисленные семейные, социальные, 1ра: кд.11ские и религиозные обязанности, которые человек выполняет Б СВС.' свобод^юе время. В настоящее время большинство ученых не разделяет, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слршись. Являясь основной сферой социальнокультурной деятельности шодсй, досуг предстает' как та часть общего # бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворении физиологических потребностей (сон, питание и т. д.) и реализацию неотложных домашних, семейнььх обязанностей. Международной энциклопедией социальных наук досуг тракту^ется как результат свободного выбора. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая др^тая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досут всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, соразвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т. п. Это не означает, что дос>т — это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в дос>те. Хотя досут Бклв>чает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее подобно другим социальным явлениям он подаержен воздействия социалы-гьсх сил. Поскольку досут идентифицируется с действием, акт^шностыо. он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как конт^закты и даже договоренности. Дос}т может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социальнокультурной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целы J реализаций своих досуговых пот|5ебностей.В современной отечественной и зарубежной науте термины «дос}т.» и «рекреация» фигурируют как родйвенньш ключевые поня#• Наиболее достоверной является трактовка досуга как времеезой категории, кяж свободного времени *!еловека. Что касается рекреацпп, то э^от TejpMiiH представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается" что рекреация, рекреационная деятельность осуществляется в рамках доеуга, свободного времени (85,87).Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самом^ ПОНЯТ1Ш5 «время». В философии оно определяется ка^ ч вешчина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерьгоность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в. себя рабочее, нерабочее и —^ в рамках последнего — свободное время. Рабочее время рассматривается как врекш, общественно необходимое для производства материальных и д^^ховкых благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с i ipoii’jводством (передвижение к мест}''работы и обратно, зат|заты времегп! га предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времсюи и др.) на домашний груд и самообслуживание, удовлетворен]je фл-иологических потребностей. Характерными чертами дос>та, свободного времени являются его, :. неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно:^ :| I бытовыми условиями, индивидуальными особенностями. —: • Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время — J < это чфсть социального времени личности, группы или общества в щ* ^ • лой| Ёоторая используется для сохранения^ восстановления и развигия физического и д}^ховного здоровья человека, его интеллскг/ального совершенсп^ования.В осмыслении досуга как социа. льного явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические mmt и I i) i традиции.-Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость Г":: досуга от качества и уровня организации груда, степени его результа¥тивности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной т^эудоврй деятельностью. В современной социально-культурной теории практике существ>тот различные досуговые концепции — точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отра)1ают разные подходы к досугу как йа13ненио важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что Б них взгляды на досуги достовую деятельность формируются с позиции не только культурологии, но ифугих назос: медицины, .экологии, социологии, культ^'ры, экономики, педагогики, психологии (85,87,90,91).Остановимся на основных концепциях досуга, наиболее существенных, которые помогают познать суть данного социального явления. К ним, прежде всего, относится деятельносгаая концепция досыта, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Как уже было отмечено, с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и ISCHO ъзаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизнекнььх сил личности, а ДССЗТОБ. Я — j их восстановлением. Исходя из действительно непреложного факта, что без восстановления (рекреации) сил не может быть и ILX затрат, некоторые теоретики рассматривают дос>тов}то деятельность с уз: сп «производственных» позиций — лишь как условие для того, чтобы нормально функционировало производство (17). Но это чересчур упрощенный подходна самом дело, но мере усложнения ггройзводf. i§> ствениых процессов существенно Бо.'3|эастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстащовлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного, духовного и активного потенциала, способствующего развитию личности. Досуговая деятельность имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, в отличии от трудовой деятельности, которая выполняется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Эту деятельность в свое свободное время человек волен выполнять по своему собственному усмотрению. Во-вторых, есш! цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытьшает во время того или иного досуговогс занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего прс явления, дос}ТОвая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, а в других — его пассивное расслабление «в одних случаях отличается конструкпжностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других может носить деструкпшный. антинациональный, даже криминальный характер. Деятельностная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досутовая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соогветствш! с возрастными особенностями, интересами, физическими споссбностями, интеллектом, жеяаниями человека и характеризуется добровольностью вьгбора занятий. Ее рез>']1Ьтатом является наслаждение самим процессом деяте^шносш.Она отличается огромным разнообразием (социологами установлено около 600 видов досуговых занятий). итдедьн}^ группу составляют культурологические и социально- ! культурные концепции досуга. Во главу утла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепцгшх воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гра>щанских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-, историческими ценностями, наследием каждого народа (40,45,66).ОсноБНлж) ставку эти концепции досуга делает на многофункциональное исцользование культурного комплекса как средсша рекреации и 01дька людей. Кулыурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и з^^ловной культ}ры.С культурологическими концепциями досыта тесно связаны и егс-эколохические, природоориентарованные концепции. Они вьщв га^ т^г на первый план роль природных условий как решающего фа1аора полноценного дос>та и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов. рел:-.гфа и т. д.) для кз '^льтзрно-лечебного, оздоровительного и спортивного 1−1ды.1а детей, молодежи и взрослых. Основу экологических концепций составляют два типа отношений человека к окружающей природной среде в процессе его досугаi досуговой деятельности. К первому типу относится максимальная приспособленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг пр|!родному комплексу, стремление людей !-охракить yi-ликальцыс 'J по своему физическому и эстетическому воздействию природные элементы: чистоту воздуха, лесных масс^шов, воды и мест купания и рыбной ловли, разнообразие фауны ш флоры. Несмотря на неуклонно растущую популярность отдыха «на природе», реальная площадь естественной природной средь.1 из-за разрушительных действия человека существенно сокращается. Вот почему усилился общественный интерес к организации национальных парков, заповедников, природоохранительных зон, к благоустройству и восстановлению разр}пшенных участков живой природы. Второй тип отношения состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и н -^'ждами населения, размещения, в seflCHbLx зонах многочисленного контингента отдыхающих. По существу природа превращается в природно-технических комплекс со специально проложенными дорогами, оборЗг’дованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами, скамьями и беседками, инженерными коммуникациями. Эти и другие техническ11е элементы (cnoj^ TiiBHbie, иг^зовые площадки, кемпинги, автостоянки и т. д.) улучшают комфортность условий отдыха и намногоувеличивают пропускную способность комплексов. Острейшей проблемой Б связи с этим является предотвращение деградации природы от воздействия технических систем, борьба с загрязнением возд>'ха и БОД!,-.1 и коммунальными отходами, стоками с сельхозугодий, выхлогншКч! И газам11 от автомашин и т. д.На современном э’гапе развития рыночных отношений широкое распространение получрша техноэкономическ^ш концепщ-ш досуга и дос}товой деятельности (17,36,40).С^ть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодсй^ ствпс производственной сферы н сферы быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллекту’адьных и эмоциональных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолютно нереально рассчитывать на увеличение свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения за1рат времени на непреложные нужды — проезд к местуработы и обратно, 5? борку и содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут-. Поэтому более вероятньш является пзлгь рационального, концентрированного использования рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рациональных зат^зат, восстановление и развитие сил человека. Проблема актуальна, но вряд ли разрешима в современных условиях, хотя бы потому, что затраты времени на непреложные занятия, например на уборку и содержание жилипда, дальше будут расти, а ее сокращаться (из-за увеличения жилой плошади, приходящейся на ЧС.У.века, расширение мира вещей, окружающих его и др.) так же, как и затраты времени на покупки (отс}тствие очередей, широкий ассорт|:ме:гг. свобода выбора товара не сокращает, а увеличивает их).В определенном смысле техноэкономическая концепция —-.)суга, ставящая в центр внимания рентбсльность (жазываемых услз’г, socm не столько г>'манистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрослый) становится по существу^ клиентом, от которого пол->^ают доход, прибыль. Чтббы каким-то образом гуманизировать эту концепцию, государственным, общес’шеннЫхМ, коммерческим струк1у^рам надо позаботиться о расширемии пред-лагаемых дос}товых усл>т, о сохрапскии определенного а—•# сортимента дешевых услз-т, доступных людям, обладающими крайне низкими доходами. На содержание И виды досуга и досуговои деятельности существенное вдашние оказали долгое время господствовавшие в этой сфере социально-управленческие концепции. Со1щально-уоравленчесщ1е концепции являлись прод>тстом командно-административной системы. Вместо того, чтобы обеспечить, как подобает любому органу управления, сохранение CTpjicTjpbi досуга, подцержание оптимального режима дос^товой деятельности, реализацию гуманистических целей и функций досзта, эти концепции практически установили жесткую регламентацию дос>товььх центров, всех видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль играли общесхвенно-политические, идеологические, администрапшные, внеэкономические рычаги управления досуговои сферой. В течение многих десятилетий социально-управленческие концепции досута в стране не имели надежной научной базы, четко выверенного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита мнопгх видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговои ку. льтуры населения (которое в массе своей довольствовалось весьма примитивными формами) и господства ведомственного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложились определенные стереоишы и идеалы. В 1994;1995 гг. нами был осуществлен исследовательский прошст «Взаимодействие профессиональных училищ и внеучебных куль’г/рнопросветительских учреждений в организации досуга и художественноэстетическом воспитании учащихся: современное состояние и стратегия развития». Ибо особенности современной социальной и педагогической действнтгльностн уче5?1ых и виеучебны: — кульгурных учрежде"' % НИН Б организации дос}та дают мот^шированные основания щт обоих культурных институтов искать п>п:и динамизации своих взаимоотксшенйй в целях формирования социально-творческой активности учащихся. Исследованием было охвачено две группы учащихся, которые участвует во внеучебных формах социокультурной деятельности: в первую вошли учащиеся школ, вторую составили з^ащиеся профессиональных технических школ (по 500 респондентов в каждой группе).Возраст ограничивался 14−16 годами. Представлено четыре типа населенных мест — столица, областной центр, региональный центр, молодой город. Материалы исследования позволили установить неудовлетворительный уровень использования многообразия и богатства возможностей учебного заведения и культурно-просветительных учреждений в знакомстве учащегося с художественной ж1тера1урой, которая способствует формированию социально-творческой личности, формированию ее активности. Кроме того, распределение ответов на вопрос о влиянии различных факторов на формирование предпочтений учащихся в области художественно-эстетического развития показывает, что профтехшкола в лице классных руководителей, зрителей и одноклассников имеет очень низкий рейтинг. Например, учитель черчения получает лишь 5.93% одобрения, с одноклассниками проблемы хзздожсствснной творческой, социально-кЗ'-льтЗ'рной деятельности обсуждают 13,33% учащихся. Только 9,63% учащихся, участвующих во внеучсбной социокульт>фной деятельности, утве|эждают, что руководитель крз^ жка художес1венно-изобразительногопворчестаа является фактором влияния. Ш' 'ф инерцией старого мышления, отсутствием материальных средств, невысоким уровнем профессиональной подготовки специалистов внеучебной культурно-просветительской сферы. Перед культурно-просветительскими учреждениями с особой остротой стала проблема определения собственной педагогической концешуальной идентичности. Именно это и явилось трудностью в разработке стратегии и практической реализации процесса обновления со.

ВЫВОДЫ КО И ГЛАВЕ Таким. образом, проведенное исследование подтвердило правиль-ь гипотезы, что качественные изменения в развитии социальной ческой активности учащихся ПТУ в социокультурном процессе произойти при реализации комплекса организационно-гогических условий, такшкак: анализа и диагностики соцкс^) ,. :?, ой досуговой ориентациииспользование современных сози аль.

W ~ технологии по внедрению содержания кулыурно-досут'овых .¡-рс ' .'.v ji: а граммцедевзи под! шчялся прел:-, илатсл, скнх кадров культгфосветучрело^етш к развитию социальной и творческой активности учащихсяустановлении диалектической. взаимосвязи научно-методического руководства и педагогического управлеш я с процессом развития социальной творческой активности учапдо ся ПТУ. | I.

Нарастание самостоятельности и социально! творческой акт. ?в-ноети учащегося происходит в процессе формирования направленно, яги его личности на активную социокультурную творческую деятельност .

Организация активной социокультурной творческой деятельно ли в условиях эксперимента практически снимала вопрос о внешней к ш-муляции деятельности. Усвоение знаний, умений и навыков, овладение способами действий и развития социальной творческой активности осуществлялось на основе внутренних стимулов, интересе к самому творческому процессу и к социальной активной деятельности.

Высокий уровень социальной творческой активности учаще1 эея ПТУ возможен, когда ее развитие рассматривается как главная I. ель целостного социально-педагогического и социокультурного проце .са, когда разработана и внедрена теоретико-прикладная модель орган рационной деятельности учреждений культурно-доеуговой сферы с базовым Центром художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования.

Разнообразие, многоплановость видов социокультурного художественно-творческой деятельности содержат занятия в кружках* участие в Олимпиадах, смотрах, конкурсах, фестивалях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет утверждать правомерность поставленной нами проблемы развития социальной творческой активности учащегося ПТУ в социокультурном художественно-творческом процессе.

При всем значении ранее проведенных исследований, в них недо статочно раскрыта проблема развития социальной творческой активности учащегося ПТУ средствами Центров художественного творчества учащихся в целостном социокультурном художественно-творческом педагогическом процессе.

Опыт показывает, что развитие социальной творческой активности учащихся происходит не само по себе в ходе художественно-творческой, культурно-досуговоп деятельности, а предполагает целенаправленную разработку и реализацию специальной модели деятельности, осуществляющую взаимосвязь процессов' развития социальной творческой активности учащихся в социокультурной сфере. При этом логика художественно-творческого педагогического процесса должна отражать логику развития социальной творческой активности учащегося.

На основе теоретического анализа проблемы, многолетней опытно-экспериментальной работы Всероссийского Центра художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования определен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий и средств развития социальной творческой итивноети учащихся ПТУ в целостном художественнотворческом педа гогическом процессе, а именно:

V у.

• анализ и диагностика социокультурной и досуговой ориентации как, способа самовыражения и самореализации творческой социальной личности учащегося;

• использование современных социальных технологий во внедре-4> содержания «но-досуговь.х программ культпросвете^ сисщр>1 начального профессионального образования;

I 1 целевая психолого-педагогическая подготовка преподавательских кадров культпросветучреждении к развитию социальной твор

— ^|ской активности учащихся ПТУ- 1 * • «1 { .

• | установление диалектической взаимосвязи научно-дачного руководства и педагогического управления с процессом развития фциальной творческой активности учащихся ПТУ.

11 4 ' ' 1 * у В' исследовании впервые дана комплексная социокультурная и психолого-педагогическая характеристика социальной творческой активности учащегося ПТУ в системе начального профессионального образований.

• В результате исследования разработана концепция процесса раз-^ия, социальной творческой активности учащегося ПТУ в системе 1^Льтпр<3йветугчреждений начального профессионального образования. ' * I ^ Райв’йтие социальной творческой активности — динамичный гчпвивающийся процесс, его особенностью, является комплексный характер. Это обусловлено тем, что личность формируется в целом, а не, но чадтям, развитие определенных качеств идет одновременно, в комплекс®

Л •.. •¦:'.

В процессе развития социальной творческой активности решается.

4 * разработка теоретических основ модели деятельности культурно-просвттшьных учреждении системы 111 -> в условиях изменяющейся социокультурной средыраскрытие сущностных характеристик социальной творческой активности учащихся ПТУ и основные факторы ее развитияобоснование организационно-педагогических условий, способствующие адекватному формированию творческой социальной активности учащихся в системе культурно-просветительских учреждений на.

4 чального профессионального образованияэкспериментальная проверка предложенных в исследовании ор~ I ганизационно-педагогических условий повышения эффективности развития социальной творческой активности учащихся в социокультурном и сощгопедагогачееком процессе.

Планомерное и целенаправленное развитие социальной твор-I «еской активности учащихся ПТУ в системе кульшросветучреждетщ начального профессионального образования связано с ра’зрежеииг* основного противоречия — между необходимостью реализации ку» ?,—турно-вос-питательных задач в целях творческого саморазвития носги. формирования его социальной активности и отсутствие низма их решения, р Критерием развития социальной творческой активности ми’мндо направленность личности учащегосм ГПУ на определенную' куцотвеюю-творческую деятельность в социуме, связанная с оертдестод-т—еу инициативы в культурно-доеуговой сфере. Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Культурная среда гимназии. Новые ценности образования. — М.: Инноватор, 1996. — 90 е.
  2. В.й. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238 с.
  3. ЗАристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. — 139 с.
  4. Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьника в процессе обучения основам наук (Из опыта учителей школ Татарской АССР). Казань: Таткннгоиздат, 1963. — 54 с.
  5. А .И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М, 1992.- 134 с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды.- ' М.- Педагогика, 1989. 560 с.
  7. ФЛ. Учение и творчество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.149 с.
  8. A.B. Развитие творческого мышления у с.туша-гелей: Метод.сборник. М.: ВЛН, 1973. — № 2 0. — С.8−20.
  9. Бенкс Джеймс. Мутатикузгьтурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования. М.: йнноватор, 1996. — Вып.4. -С. 15
  10. Ю.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.- 1990. — 144 с.
  11. П .Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990. — 329 с.
  12. H.A. Смысл истории. М., 1990. — 134 с.
  13. НА. Судьба России. М., 1990. — 256 с.•I V ¦ ¦. /-о ' ' ЙН'.I
  14. Р. Развитие Я концепции и восш-ггания. — М.: Прог$Ьсс, 1986. -422 с, |л ^ 15<,^|)гоявленский Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, -96 с. Г- 5
  15. В.С. Мышление как творчество. М.: Педагогшса, 1975. — 399 с.
  16. С. Специфика социальных технологий и их испод кование сфере культуры и досуга //Культурно-досуговая деягельк. ъ -йерспгктйвы развития и проблемы регулирования. Свердловск, ! Г Ч.
  17. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  18. БСЭ. Т.23. М., 1976.-87 с.
  19. Буева А. Г1. Деятельность и общение. М., 1978. — 187 с.2КБугенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учебное пособие. М&bdquo- 1989. — 181 с.
  20. К. Жить с агрессивными детьми. /Пер. с нем. }*"., Педагогика, 1991. — 61 с.
  21. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Мое- унта, 1984.- 139 с.
  22. И.Б. Учим творчеству. М: Педагогика, 1982. — И) с.• 2 Волков И. П. Учим творчеству //Педагогический поиск /< ос г. ГШ.Баженова. М.: Педагогика, 1.987. — 140 с.
  23. Л.А., Рожков М. И. и др. Стимулирование творче кой активности учащихся во внеучебной деятельности. Казань: И* «'СО РАО»! 993.-54 с.
  24. Л.А., Зайцева Ж. А., Рожков М. И. Управление процессом развития творческой активности учащихся. Казань: ИССО РАО: «-'3.-28 с.
  25. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Знание, 1991.-287 с.
  26. Л.С. Избранные психологические исследования, -М.:йзд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  27. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М1: Школа — пресс, 1995. — 428 с.
  28. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985. — 152 с.
  29. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Советская педагогика, 1961.-Ш.-С.4−18.
  30. V 33. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. Ы.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
  31. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания активности и самостоятельности школьников. Казаьъ, 1972.-С.3−24.
  32. И. Культурное самоопределение подростков и подавание „Мировой художественной культуры в школе“. Новые ценности образования. М.: Йнноватор, 1996. — Вып.2. — С.68.
  33. Е.Г. Организация рекреационной деятельное! г. в США: Учебное пособие. Тамбов, 1990. — 286 с.3"'. Егоров А. Г. Социология и культурно-эстетическое развитие. -Социологические исследования. 1990. — № 3. — С.17 -33.
  34. Г. Сотрудничество и сотворчество ведущие принципы. Новые ценности образования. — М.: йнноватор, 1996. — Вып.2.
  35. Есть мнение. Итоги социологического опроса /Иод общей редакцией ЮАЛевады. М., 1990. — 211 с.
  36. Жирякова Пенка. Внешкольные учреждения: компонент культурной с^еды школы. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. — Вып.2. — С.43. 1-
  37. Е., Мерцалова Т. Управление экспериментальной деятельностью в школе. Новые ценности образования. М.: Ииноватор, 1996.-Вьш.2.-С. 100.
  38. М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи. /Соц. исследование, 1990. № 12. — С. 18.
  39. М.С. Принципы построения историко-культурной типологии //Общест.науки, 1976. № 3. — С. 18−28.
  40. М.С. Мир общения. М., 1988. — 187 с.
  41. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 702 с.
  42. A.A., Зайцева Ж А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. — 103 с.
  43. Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992. — 138 с.
  44. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социаль: ю-культурной деятельности: Учебное пособие. Изд-во Моск.госу.ук та, 1995.- 136 с.
  45. М. Педагогические возможности культурологнчеек жо подхода. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 199?'. -Вып.2. — С .78.
  46. Концепция социального воспитания учащихся. М., 199!.181 с.
  47. Ю.Д. Методика социально-культурного прс ек-тирования: Курс лекций. М., 1992. — 287 с.
  48. А.И., Прядин А. П. К вопросу о пош. гп-- „активность“ //Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Beer jc-еийекому съезду психологов СССР. М., 1977. — С.46−63.
  49. Н.Б. Введение в круг культурологических? ipoaim образования. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. -Вып.2. -С.132.
  50. Н.Б. Социокультурный контекст образования. Новые ценности образования. Вып.2. М.: Инноватор, 1995.
  51. Н.Б. Эстетический потенциал. М.: Прометей, 1990, -С .92−139.62 .Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л'.: Изд-воnrv я*:-! j я -.Ii У.. I
  52. Культура в условиях рыночной экономики: Уч.пособие. -СПб., 1993. 248 с.
  53. Кулыурная деятельность и культурная политика. М., 1991. -С. 183.
  54. Кулыурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. Свердловск, 1991. — 208 с.
  55. Культурные запросы населения и пути их удовлетворения: Материал для проведения исследования. Вып.1. М., 1989.
  56. Н.И. Наши ценности и реформы в кризисной России. //Соц.исследование, 1993. № 10. — С.37.
  57. Т.Г. О самостоятельной работе учащихся //Сов.педагогика, 19 962. JMb 2. — С.23−31.70Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Мысль. 197!.-304 с.
  58. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. ML: Ко ьк: ль, 1971. — 40 с.72Лернер 1151. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 186 с.
  59. .Ф. Методологические и теоретические прс5до.л психодо-ии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  60. Н. Создание пространства в современной школе и детском саду. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. -Вып.2. — С.56.
  61. И.С. Теоретические предпосылки прогнозиревйзшя и развития личности и ее активности. Активность личности в социологическом обществе. М., 1976.
  62. А.П. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы. СПб., 1994. — 184 с.
  63. Н.В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. М: Политиздат, 1973. — 239 с.
  64. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика 1975.-375 с.
  65. A.B. Введение в социальную педагогику. -И ПК и ПРО, 1984. -171 с.
  66. Мишель Фуко. Слово и вещи. Археология гуманитарны: — наук /Пер. с фран. СПб. а ead, 1994. — 203 с.
  67. Молодежный ренессанс и проблемы социализации модтте:-? М, 1990.-311 с.
  68. .Г. Досуг: методология и методика сошшдип пеегз. v* исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. — 96 с. 8?.Мосалев Б. Г. Программа по курсу „Социология ку. ?ь?урн"-досуговой деятельности“. М., 1992. — 43 с.
  69. В.Е. Культурно-доеуговая деятельность. Словарь справочник. Омск, 1992. — 189 с.
  70. JI.И. Педагогика детского коллектива. М: Педагогика, 1978.- 144 с.
  71. Новое педагогическое мышление /Под редА.В.Петровского. -М.:Педагогика, 1989. 280 с. 90.0рлов A.C. Концепция социологии рекреации. Со-цнол.исследования. 1990. — № 9. — С.28.
  72. Г. П. Свободное время условия развития человека и мера общественного богатства. — Свердловск, 1989. — 187 с. 92.0рлова ЭА. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. — 148 с.
  73. В.М. Прогнозирование художественной культуры. Вопросы методологии и методики. М., 1991. — 280 с.
  74. Петрова З А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М., 1990.-301 с.95Летровский A.B. Психология неадаптивной активное гл. -- М&bdquo- 1992.-237 с.
  75. H.A. Система воспитания пошавателокых школьников. Казань, 1975. — ИХ) с.
  76. НЮ.Пономарев Л А. Знание, мышление и умственное развитие.• VJ. 1 X р U .-.АЯ- Щ». Ш i4., i iU I. " ?VT- «, • ' V: — Г И!
  77. Юб.Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Междуна-род.педагог.академия, 1994. — 127 с.
  78. В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: ¦ РОУ, 1994. -234 с.
  79. С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во — АН СССР, 1946. -704 с.
  80. С.А., Соховнин В. И. Социальная технология.1. Ш !'» :
  81. Опыт теоретического анализа. Свердловск, 1989. — 144 с.£ .
  82. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры. М." 1990. — 284 с. 11 б. Социодинамика культуры. Концептуальные основы социологического анализа культурных, изменений. Экспресс информация. Вып.1. — М., 1990.
  83. Социологические исследования клубной деятельности (19 851 989 гг.). Аналитический обзор. М., 1990. — 187 с.
  84. Социологические исследования клубной деятельности. (19 811 985 гг.). Аналитический обзор. М., 1986. — 198 с.
  85. Социология культуры и социокультурная ситуация. -Соц.исследоваиия. 1991. — № 1- 1992. — Ш 1.
  86. Социология культуры. Культурная активность молодежи: Сборник науч.трудов. М> 1989. — 345 с.
  87. И. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. — 183 с.
  88. И.А. Управление культурой. Органнзационно-экономический механизм. М., 1989. — 138 с.
  89. Ю.А. Общение в сфере свободного времени: ное пособие. М., 1991. — 187 с.
  90. И.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.:Изд-во МГУ, 1975. 344 с.
  91. Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1992. — 129 -j. 12 $.Титров К. С. Творчество и современность. — М.: Знание, М-82.61 с.
  92. .Е. Воспитание увлечением. М., 1987. 128. Ушакин С. Культура полифонии. Новые ценности образования. •• М.: Инноватор. 1996. — Вып.2. — С. 123.
  93. В.И. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981. — 251 с.
  94. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. — 590 с. 131 .Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 1990. — 208 с. 132Хилим И. А. Как преподавать мировую художественную культуру. — М, 1992. — 191 с.
  95. Хитген Кэти. Культура и педагогика: О книге Инга ГЬл «Культурные основы образования». Новые ценности образования. -М.: Инноватор, 1996. Вып.4. — 87 с.
  96. Хобсон Флейк К., Робинсон Б. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М., 1992. — 414 с.
  97. Чайклин Сет. Значение культурной идентичности в обученииучащихся, принадлежащих к культурному меньшинству: Сб. Новые ценности образования. Вып.4. М.: Инноватор, 1996. — 25 с.
  98. Человек и социокультурная среда. Вып.!. /Специализированная информация по академической программе «Человек, наука, общество»: Комплексные исследования. М., 1991.
  99. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  100. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985.- 80 с.
  101. В.С. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-80 с.
  102. А. Культура и этика. М., 1973. — 187 с.
  103. Школа диалога культур. Основы программы. /Под общей ред. В. С. Библера. Кемерово: Алер, 1992. — 238 с.
  104. Энциклопедический словарь /Под ред. Ф. Л .Брокг ауза и ЙА-Ефроса. СПб. 1901. — Т.32. — 730 с.
  105. Erickson, F (1993). Transformation and school success: Thes, $ politics and culture of educational achievement. In E. Yacob, 8. C.Yordan. (Eds). Minority education. Anthropological perspectives (pp.27−510. Norwood. N.Y.: Ablex.
  106. Yrossberg, Yawrence, Сазу Nelson, and Paula A. Treichtet, cd-. CultuvrJ 'ladies. Hew York: Rontkdgc, 1992.
Заполнить форму текущей работой