Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение педагогической эффективности управления региональной системой начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы подготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников учреждений профессионального образования должны быть сосредоточены вокруг следующих проблем: организация специальной подготовки определенной группы инженерно-педагогических работников — «мультипликаторов» для оптимизации процесса внедрения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Принципы управления региональной системой НПО в современных условиях
    • 1. 1. Научные основы оптимизации управления учреждениями НПО в регионе
    • 1. 2. Принципы формирования региональной модели НПО
    • 1. 3. Отбор содержания НПО в условиях регионализации
  • Глава II. Основные факторы повышения педагогической эффективности и качества подготовки рабочих кадров в региональной системе НПО
    • 2. 1. Воздействие рынка труда на модернизацию управления региональной системой НПО
    • 2. 2. Интеграционные модели учреждений НПО
    • 2. 3. Измерение педагогической эффективности профессионального
    • 1. 1 «образования социологическими методами

Повышение педагогической эффективности управления региональной системой начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с происходящими в России процессами формирования новых административно-территориальных образований — федеральных округов, усилением роли субъектов Федерации, переводом финансирования начального профессионального образования (НПО) на региональный уровень, образовательная политика становится объектом взаимодействия органов управления всех уровней и, прежде всего, регионального.

В этой связи управление региональными системами НПО можно рассматривать как один из важных факторов повышения педагогической эффективности и качества подготовки квалифицированных рабочих кадров. Возникает необходимость более точно определить цели и педагогическую сущность управления, выработать критерии для оценки деятельности региональных органов управления, изучить организацию их труда, формы и методы руководства учреждениями НПО, в том числе инновационными: учебно-производственными объединениями, ресурсными центрами, учебными МТС и т. п. В этой связи важно также организовать научное обеспечение модернизации всей системы управления.

Характерными для современного этапа развития модели управления профессиональным образованием стали две противоречивые тенденции: центростремительная и центробежная.

Центростремительная тенденция обусловлена объективной потребностью сохранения в России единого образовательного пространства. Она выразилась в согласовании содержания обучения путем введения Государственных образовательных стандартов, разработки федерального Перечня общих для всей страны профессий НПО, общей методики лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, определении общих сроков обучения. Эти централизованные по характеру функции как бы поддерживают своеобразный каркас единого образовательного пространства как важнейшего государствообразующего фактора.

Центробежная тенденция связана с осознанием невозможности и нецелесообразности в условиях демократизации управления такой огромной страной как Российская Федерация сохранять функции Центра в прежнем унифицированном виде. Разделение полномочий во всех сферах общественной жизни, передача значительной их части в регионы отвечает идеям разгосударствления собственности, рыночной экономики и оптимизации системы управления в целом. Можно прогнозировать также общее снижение роли централизованных методов управления федеральной системой образования, в том числе начальным профессиональным образованием, и одновременное возрастание полномочий региональных образовательных систем, а также самостоятельности самих образовательных учреждений.

Подобный подход позволяет выдвинуть в качестве актуальной научно-практической педагогической проблемы необходимость определения принципов формирования новой, адекватной современным условиям модели управления региональной системой начального профессионального образования. Разумеется, речь идет не о замене федеральной схемы управления, такой же централизованной, но региональной, а о передаче полномочий на все нижние уровни и, особенно, на уровень самих образовательных учреждений, включение в процесс управления работодателей и формирование на этой основе института социального партнерства.

Проведение настоящего исследования потребовало подбора и уточнения понятийного аппарата проблемы. Используемые в диссертации основные термины имеют сущностное значение и позволяют наиболее полно охарактеризовать избранную тему.

Регион (граница, область, округ) понимается как часть страны, определяемая некоторой общностью — экономической, географической, культурной, национальной. Субъект федерации — это регион, имеющий административный статус.

Региональная система НПО — это совокупность учреждений НПО, а также регионального органа управления и подведомственных ему организаций. В современных условиях данное понятие расширяется за счет заказчиков кадров, работодателей и других социальных партнеров, заинтересованных в повышении педагогической эффективности подготовки рабочих кадров.

Педагогическая эффективность профессионального образования — сложная междисциплинарная категория, отражающая степень соответствия фактического результата обучения профессии, воплощенного в знания, умения и навыки личности, соответствующим требованиям общества, экономики и производства.

Необходимость повышения педагогической эффективности управления региональной системой начального профессионального образования вытекает из ряда противоречий в кадровой, экономической, образовательной и социальной политике. К ним можно отнести следующие противоречия: между социальными запросами молодежи и теми профессиями, которые предлагает им региональная служба занятостимежду нарастающей стоимостью образования (полностью или частично платными услугами образовательных учреждений региона) и качеством образования, не соответствующим государственным и региональным стандартаммежду ценностными ориентациями молодежи и консерватизмом профессионально-педагогического корпусамежду социальными ожиданиями выпускников учреждений НПО региона и реалиями производственной и бытовой действительности, с которыми молодежь сталкивается в первые годы самостоятельной жизни и др.

Преодоление указанных противоречий требует не просто совершенствования сложившейся системы профессионального образования, а радикального преобразования всех ее элементов (звеньев) и прежде всего модели управления как ведущего фактора, воздействующего на педагогическую эффективность и качество профессионального образования. Данный вывод связан, прежде всего, с тем обстоятельством, что если раньше руководители всех регионов выполняли в основном функции «передаточного звена» в доведении и исполнении директив «Центра», то теперь их функции сводятся в большей степени к проектированию собственных целей.

Проблемы управления региональными системами НПО раскрыты в работах Бутко Е. Я., Гаранина JI.A., Глазунова А. Т., Довжко Ф. Е., Кязимова К. Г., Никитина М. В., Мигаля В. И., Моисеенко В. В., Смирнова И. П., Ткаченко Е. В. и др. Различные аспекты, связанные с повышением эффективности НПО затрагиваются в исследованиях Анисимова A.A., Новикова П. Н., Лейбовича А. Н., Малышевой В. А., Рыковой Е. А., Читаевой О.Б.

Однако, несмотря на продвинутость теоретических исследований адаптации региональных систем НПО к рыночной экономике в настоящее время еще не удалось создать цельной теории их функционирования в новых условиях. А проблемы формирования и развития региональных систем начального профессионального образования на основе инновационных подходов только становится сферой научного исследования (Г.С. Гревцев, В. И. Грибанов, В. И. Золотарев, A.B. Ковалев, А.Ф. Смирнов) и, по существу, составляют новое и мало исследованное направление научного поиска.

Недостаточная разработанность проблемы, сохраняющиеся противоречия и новые условия функционирования региональных систем образования обуславливают актуальность и выбор тему исследования: «Повышение педагогической эффективности управления региональной системой начального профессионального образования».

Объект исследования: система начального профессионального образования Калужской области.

Предмет исследования: влияние модели управления региональной системой начального профессионального образования на повышение педагогической эффективности и качества подготовки рабочих кадров.

Цель исследования: разработка научных принципов формирования модели управления региональной системой начального профессионального образования, адекватной новым социально-экономическим условиям.

Гипотеза исследования построена из предположения, что управление региональной системой начального профессионального образования будет повышать педагогическую эффективность и качество подготовки рабочих кадров, если:

О процесс регионализации образования не будет исчерпываться разделением административных полномочий между различными уровнями управления образованием, а затронет содержательные аспекты развития образования;

О модель управления региональной системой НПО развивается от ситуативного к управлению по результатам;

О инновационные модели образовательных учреждений становятся ведущим звеном развития региональной системы НПО;

О обеспечено обогащение содержания образования за счет регионального компонента государственного стандарта НПО;

О содержание профессионального образования и воспитания образует единую педагогическую систему, отражающую социально-культурную специфику региона и потребности его рынка труда.

О используются социологические методы оценки педагогической эффективности и качества профессионального образования.

Задачи исследования:

— изучить степень разработанности новых моделей управления региональными системами НПО и их влияния на педагогическую эффективность и качество подготовки рабочих кадров;

— проанализировать опыт инновационных типов учреждений профессионального образования;

— выявить факторы воздействия рынка труда на модернизацию управления региональной системой НПО;

— доказать, что регионализация образования расширяет спектр эффективных способов, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности и повышает ее педагогическую эффективность;

— посредством социологических методов проверить педагогическую эффективность управления системой профессионального образования Калужской области и ее адекватность различным потребностям региона.

Базой исследования явились учреждения НПО Калужской области. По ряду аспектов привлекались материалы государственной статистики, данные социологических исследований, опыт работы региональных систем НПО Центрального федерального округа.

Методологической основой данного исследования являются философские, психологические, педагогические основания теории систем и теории управления, принцип единства федерального и регионального компонентов, задающих содержательные и технологические цели профессионального образования, концептуальные положения регионализации образования и педагогического процесса как гармонии инновационного и традиционного.

Методы исследования: теоретический анализ научной (философской, социологической, педагогической, психологической, управленческой) литературы, социологические методы (анкетирование, интервьюирование), наблюдение, обобщение опыта, анализ управленческой деятельности (планы, отчеты, справки, аналитические материалы, протоколы заседаний органов управления, экспертные заключения и др.) и ее воздействие на педагогическую эффективность и качество профессионального образования, методы моделирования, экстраполяции, изучения и обобщения педагогического опыта, опытно-экспериментальной работы. Сравнительный анализ по ряду параметров функционирования системы НПО Калужской области и России в целом.

Этапы исследования:

Первый этап (1998;2000 гг.) — анализ состояния проблемы, ее научной разработки и реализации в образовательной практике.

Второй этап (2000;2002 гг.) — диагностика уровня развития и разработка теоретико-методологических подходов к исследованию инноваций в управлении региональными системами начального профессионального образования.

Третий этап (2002;2004 гг.) — разработка концепции ряда инновационных учреждений НПО (учебно-производственное объединение, ресурсные центры и т. п.), проведение сравнительного социологического исследованиянаучное обоснование и разработка проекта закона Калужской области «О начальном профессиональном образовании», комплексных программ и других научно-методических материалов. Осмысление и обобщение материала, завершение оформления диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в диссертации:

— систематизированы причины, вызывавшие к жизни процесс регионализации образования, его ведущие направления, принципы, уровни реализации;

— разработана концепция и экспериментально апробирована модель учебно-производственного объединения в рамках региональной системы.

НПО {работа отмечена премией Президента РФ в области образования за 2002 год);

— доказано, что регионализация образования не исчерпывается разделением административных полномочий между центром и регионами, а включает содержательные аспекты повышения педагогической эффективности НПО;

— выявлены перспективные тенденции взаимодействия и содержания полномочий органов управления образованием различных уровней (федерального, регионального, муниципального) в современных условиях;

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс условий (педагогическое проектирование и диагностика инновационных процессов, интеграция образовательных учреждений), при котором управление региональной системой НПО становится ведущим фактором воздействия на педагогическую эффективность и качество подготовки рабочих кадров;

— разработана методика и проведены социологические исследования педагогической эффективности управления региональной системой НПО и его влияния на качество профессиональной подготовки выпускников;

— разработана концепция, содержательная и организационная основа функционирования региональной молодежной организации учащихся НПО как формы их самоуправления.

Практическая значимость исследования обеспечена разработками:

— проекта закона Калужской области «О начальном профессиональном образовании» (Приложение к диссертации № 11);

— учебно-производственного объединения как инновационной формы кооперации, горизонтальной интеграции образовательных учреждений НПО (Приложения № 2−8);

— методики и сравнительного анализа результатов социологического исследования социального портрета учащихся НПО (Приложение 9), позволившего оценить педагогическую эффективность и качество подготовки рабочих кадров;

— устава молодежной организации учащихся НПО Калужской области (Приложение № 10).

На защиту вынесены следующие положения:

— модель управления региональной системой НПО, которая характеризуется единством целей, вариативностью образовательных учреждений НПО и управления на основе Госстандарта, обеспечивающими высокую педагогическую эффективность и качество подготовки рабочих кадров;

— концепция и инновационная модель учебно-производственного объединения учреждений НПО, экспериментальные модели ресурсного центра и учебной МТС;

— результаты социологического исследования «Социальный портрет учащегося НПО Калужской области» и их сравнительного анализа с соответствующими показателями по России в целом.

Научная объективность и достоверность полученных результатов обеспечены комплексным теоретическим анализом проблемы, включающим анализ правовых, экономических, содержательных и дидактических аспектов регионализации образования, разнообразием научно-педагогических источников информации, позитивными результатами проверки гипотезы, ведением исследования в единстве с практической деятельностью по формированию модели управления региональной системы НПО.

В ходе подготовки диссертации проведены массовые социологические исследования среди учащихся и преподавателей учреждений НПО Калужской области, позволяющие оценить педагогическую эффективность управления и качество подготовки рабочих кадров.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах и выступлениях на Всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских и международных конференциях, коллегиях.

Минобразования РФ, в том числе на секции Всероссийской научно-практической конференции «Формирование государственных стандартов НПО нового поколения» (Москва, апрель 2003 г.), втором Всероссийском собрании социальных партнеров в области НПО (Москва, январь, 2003 г.), заседаниях кафедры модернизации НПО при Комитете НПО Калужской области и других.

Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение в Институте развития профессионального образования Минобразования РФ, где выполнялась данная работа.

Выводы по Главе II.

Начавшиеся демократические преобразования, последовательное формирование правовых основ государства, реальная многопартийность свидетельствуют о том, что Россия находится в полосе фундаментальной демократической реформы. Отставание образовательной реформы становится понятным вследствие незавершенности двух предыдущих. И это актуализирует научные исследования в области образования, осмысления реформ, прежде всего такого их важного аспекта как регионализация.

Перераспределение полномочий между государственными и региональными (местными) органами управления образованием не исчерпывает задач децентрализации. Конечную цель децентрализации управления можно определить как повышение самостоятельности образовательного учреждения и установление его прямых связей с рынком труда через профессиональное обучение граждан. Непосредственно взаимодействуя с рынком труда, образовательное учреждение способно изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы наиболее полно учитывать потребности рынка и вносить необходимые изменения в образовательные программы, совершенствовать методику обучения, повышать компетентность преподавателей и инструкторов.

Возникающие под влиянием децентрализации управления новые образовательные учреждения фиксируют процесс стирания жестких граней между типами учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В результате формируется модель учебного заведения, осуществляющего процесс непрерывного, ступенчатого, интегрированного профессионального образования молодежи и переподготовку взрослого населения. Формирование подобных моделей образовательных учреждений отражает этап интенсивной децентрализации управления образованием.

Появление феномена «регионального» образования отражает специфику Российской Федерации — многомерность культуры, широкий спектр этнического и территориального своеобразия, складывающуюся в регионах различную структуру экономики, систему управления регионом и связанную с этим социокультурную трансформацию, включая все аспекты образования.

Однако регионализация образования как и в целом социокультурная трансформация в России во многом носят стихийный характер. Не достаточно изучены их базовые параметры и характерные закономерности, не исследованы и не раскрыты связи и структурные отношения региональных систем в общем образовательном пространстве России.

Во-многом по этой причине реальная практика регионализации носит административный характер, а децентрализация управления упрощенно трактуется как передача властных полномочий от федерального центра к региону. Между тем регионализация принципиально меняет содержание объектно-субъектных отношений, создает многообразие связей и отношений федерального центра и региона, вовлекает в организацию образования главный субъект — образовательные учреждения.

Подобные процессы объективно порождают возникновение разнообразных типов инновационных учреждений НПО и их объединений. Разработанная в ходе диссертационного исследования концепция «Учебно-производственного объединения образовательных учреждений начального профессионального образования» апробирована в течение трех лет, доказала свою педагогическую эффективность и способность обеспечить высокое качество профессиональной подготовки рабочих кадров. Обобщение данного опыта позволяет сделать следующие выводы.

1. Впервые в условиях рынка труда и образовательных услуг создано интегрированное по горизонтали образовательное учреждение, осуществляющее подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалификации для региональной экономики. Определены принципы и оптимальная организационная структура управления этим объединением, различными направлениями его деятельности в условиях сохранения юридического статуса, входящих в объединение структур (учебной, научно-методической работы, производственной, внебюджетной, внеучебной деятельностью).

2. Создание учебно-производственного объединения НПО нового типа позволяет концентрировать инвестиционные ресурсы региона, консолидировать усилия социальных партнеров, инженерно-педагогических работников при организации образовательного и производственного процессов.

Внебюджетная деятельность инновационного объединения способствует развитию материально-технической базы, производству, внедрению новых технологических процессов и реализации продукции высокого качества при низкой ее себестоимости. Внебюджетная деятельность объединения дает возможность компенсировать недостатки внебюджетного финансирования системы начального профессионального образования, осуществлять матери-ально-стимулирование инженерно-педагогических работников и оказывать адресную социальную поддержку нуждающимся подросткам.

3. Разработка и внедрение авторских программ, учебных пособий, методических разработок, профессионально-ориентированных на содержание подготовки рабочих кадров повышенного уровня квалификации, позволяет с опережением удовлетворять потребности региональной экономики в рабочей силе, трудоустраивать выпускников на конкретных рабочих местах предприятий и организаций г. Калуги и Калужской области.

4. Целенаправленная внеучебная деятельность в учебно-производственном объединении образовательных учреждений начального профессионального образования способствует развитию мотивации обучающихся к получению профессии, востребованных рынка труда региона, к различным формам трудовой деятельности, обеспечивает гуманизацию образовательного процесса и самозанятость подростков и молодежи.

Результаты деятельности объединения свидетельствуют о его социально-педагогической и экономической эффективности, неоднократно обсуждались на региональных совещаниях и в печати.

Учебно-производственное объединение является экспериментальной базой Института развития профессионального образования Минобразования России по отработке различных механизмов управления и финансирования учреждений начального профессионального образования, созданию ресурсных центров (г.Сухиничи) и учебной МТС (г.Жуков).

Инновационная модель учебно-производственного объединения образовательных учреждений начального профессионального образования разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, внедрена в систему начального профессионального образования Калужского региона, отмечена премией Президента РФ в области образования за 2002 г. и может быть использована в других регионах Российской Федерации для подготовки квалифицированных рабочих.

Заключение

.

Профессиональное образование, по сути, является микроэкономикой страны, где в большей или в меньшей степени присутствуют все отраслевые и производственные признаки, характерные для хозяйственного комплекса.

Естественно, что замена экономической, политической системы, экономические кризисы и безработица не могут не отразиться на состоянии профессионального образования, и, конечно, экономический кризис усугубил и без того трудное положение профессионального образования.

Во-первых, раньше, наряду с прямым государственным финансированием, учреждения НПО в существенной степени пользовались материальной поддержкой своих базовых предприятий. Это позволяло регулярно обновлять учебно-производственную базу, способствовало производственному обучению, обеспечивало повышенные социальные гарантии учащимся и педагогам. Но сейчас, в связи с осуществленным в сфере экономики разгосударствлением, функции предприятий как базовых для учреждений НПО утрачивают свой смысл.

Во-вторых, учреждения НПО всегда имели гарантированный «сбыт» своих выпускников по тем профессиям, на которые они были стабильно ориентированы. Сегодня же готовят молодых людей для рынка труда, а выпускают их по-существу, на рынок рабочей силы. Статус училищ как гарантов востребованности обществом результатов профессиональной подготовки падает.

В-третьих, в связи с образованием государственной службы занятости населения у профессионального образования появился «конкурент» в виде системы краткосрочной курсовой профессиональной подготовки, в рамках которой можно овладеть определенными актуальными на данный момент профессиями. Точнее сказать — профессиональными функциями, без изучения общеобразовательных и общетехнических дисциплин. Курсовая подготовка в большей степени, чем профессиональное образование, соответствует склонности многих людей к прагматическому (поверхностному) обучению. Однако, именно качественное профессиональное образование, получаемое на базе специализированных учреждений НПО призвано и может обеспечить более глубокие теоретические и практические профессиональные знания. Они позволяют более гарантированно получить работу, овладевать различными профессиями на протяжении всей трудовой жизни.

Эти и ряд других проблем явились причинами необходимости осуществления реформ начального профессионального образования, что нашло свое отражение в «Законе о начальном профессиональном образовании» Калужской области.

Обобщая ведущие положения этого основополагающего документа и базируясь на результатах диссертационного исследования, их апробации в учреждениях НПО Калужской области главными направлениями модернизации системы управления профессиональным образованием в области можно определить следующие:

1. Создание гибких образовательных структур в системе профессионального образования.

Двухи трехуровневые структуры, которые на каждой ступени обучения обеспечивают получение определенного уровня образования (начального профессионального, среднего профессионального) созданы в большинстве учреждений профессионального образования нового типаколледжах и лицеях. В них функционируют также гибкие образовательные структуры, включающие дополнительное образование (повышение квалификации, переподготовку). Ведется обучение учащихся по 2 и более профессиям.

2.

Введение

и действие документов государственного стандарта начального и среднего профессионального образования.

Разработка новой учебно-программной документации по предметам как профессионального, общетехнического и общеобразовательного цикла, отвечающей требованиям государственного стандарта начального профессионального образования, на основе модульного подхода подводилась практически во всех учреждениях НПО области. Ее результатом явилась разработка учебных планов по специальностям и профессиям, учитывающих специфику региона и потребности экономики.

3. Расширение научно-исследовательской и экспериментальной работы в профессиональных учебных заведениях.

Создана и работает кафедра Института развития профессионального образования, разработана комплексная программа развития системы НПО, организованна работа временных творческих групп по совершенствованию содержания методик преподавания, новых средств, форм и методов обучения.

Расширилась «география связей» учреждений НПО с научными институтами, высшими учебными заведениями по вопросам сотрудничества в области повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, проведения экспериментальной работы, привлечения специалистов к разработке учебных программ, чтению лекций, ведению кружков, факультативов, а также к проведению совместных научно-практических конференций.

4. Комплексный подход к формированию личности учащегося к его нравственной, духовной и профессиональной культуре.

Несмотря на сложное материально-финансовое обеспечение системы профессионального образования, удалось не только сохранить все лучшие традиции системы в обучении и воспитании обучающихся, но и продолжить их развивать, совершенствовать.

Особое значение уделяется развитию краеведческой работы, патриотическому и историческому воспитанию, экологическому образованию, художественно-эстетическому, техническому воспитанию, физической культуре. Этому во многом способствует создание молодежной организации учащихся системы НПО Калужской области.

5. Подготовка конкурентоспособного на рынке труда и профессионально мобильного рабочего.

Росту профессионального мастерства молодого рабочего способствует:

— работа инженерно-педагогического коллектива по обновлению регионального содержания профессионального образования, внедрение новых педагогических и информационных технологий, проведение областных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, ярмарок профессионального творчества учащихсярасширение производственной деятельности по увеличению выпуска полезной продукции и товаров народного потребления в процессе производственного обучения.

6. Повышение квалификации педагогических кадров.

Данное направление рассматривалось как ключевое условие выполнения всех требований, предъявляемых к управлению системой профессионального образования области на современном этапе. Именно этим обусловлен выбор тематики курсовых занятий, форм и методов повышения квалификации инженерно-педагогических работников. На курсовых занятиях рассматривались проблемы технологии проектирования регионального компонента образовательных стандартов на профессии, разработки на их основе рабочей учебно-программной документации и научно-методического обеспечения образовательных стандартов, основы современной методической службы училища и т. п.

Продолжили работу творческие группы преподавателей общеобразовательных предметов, областная школа педагогического мастерства, школа молодого мастера, школа классных руководителей.

Важность и значимость вопросов повышения квалификации инженерно-педагогических работников подтверждается результатами проведенной в этом учебном году аттестации и количественными показателями.

Вопросы подготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников учреждений профессионального образования должны быть сосредоточены вокруг следующих проблем: организация специальной подготовки определенной группы инженерно-педагогических работников — «мультипликаторов» для оптимизации процесса внедрения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования, разработки его региональных компонентов и рабочей учебно-программной документациивнедрение уровневой системы повышения квалификации на основе модульного подхода в соответствии с требованиями тарифно-квалифицированных характеристик, раскрывающих механизмы последовательного повышения уровня квалификации работников профессиональных учебных заведенийпереобучение мастеров производственного обучения и преподавателей (в связи со структурными сдвигами в профессиональной школе) на новые профили профессионального обучения рабочихактивизация работы всех учреждений НПО области с высшими учебными заведениями по вопросам сотрудничества в области повышения квалификации инженерно-преподавательских кадров, проведения экспериментальной работы, привлечения специалистов к разработке учебных программ, чтению лекций, ведению кружков, факультативов, к проведению совместных научно практических конференций.

7. Решение проблем комплектования и трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.

Данное направление реализовывалось посредством совместных со службой занятости договоров о сотрудничестве по организации и координации профориентационной и психолого-консультативной работы среди молодежи.

Анализ состояния дел по трудоустройству выпускников показывает возрастающее стремление педагогических коллективов искать и находить пути решения этой сложнейшей на сегодняшний день проблемы. В области идет подготовка к проведению эксперимента по поитоговому финансированию учреждений НПО с учетом трудоустройства их выпускников.

8. Развитие учебно-материальной базы.

Несмотря на остаточный принцип финансирования учреждения НПО решают вопросы не только по сохранению, но и по укреплению, совершенствованию учебно-материальной базы. Опыт учебно-производственного объединения НПО, отмеченный премией Президента РФ, получает дальнейшее развитие в создании объединений другого профиля, а также ресурсных центров.

Решение данной задачи требует развития всех видов учебно-производственной деятельности в системе НПО как важного дополнительного источника их финансирования, не противоречащего программам и качеству профессиональной подготовки рабочих, в частности:

— систематическое проведение маркетинговых исследований в целью корректировки имеющегося потенциала учреждений НПО (учебно-материальная база, преподавательский персонал, учебно-методическое и финансовое обеспечение) для производства товаров и услуг населению и получения дополнительных доходов, необходимых для социальной защиты и повышения жизненного уровня обучающихся и преподавателей;

— использование учебных мастерских (по договорам) как филиалы цехов предприятий;

— проведение модернизации учебных мастерских для организации в них, на основе кооперации с другими профтехучилищами, производственного обучения на выпуске сложной продукции;

— создание арендных, подрядных и кооперативных производственноторговых фирм и других прогрессивных видов организации учебно-производственного процессаразвитие и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на хоздоговорных началах с предприятиями, колхозами, совхозами, кооперативами и частными лицами и др.

9. Развитие информационного обеспечения системы НПО. Решение данной задачи требует совместных усилий всех учреждений.

НПО по созданию автоматизированных информационных банков и информационно-справочных систем на основе современных аппаратных и программных средств компьютерной сети.

Конкретным результатом решения этой задачи должны стать: издание методических рекомендаций, дидактических учебных пособий, сборников задач и упражнений и т. п., то есть, тех материалов, которые наработаны преподавателями и мастерами учреждений НПО области;

— создание учебных видеофильмов;

— создание банка данных продукции учреждений НПО, а также услуг, оказываемых ими населению.

10. Обеспечение социальной защиты и охраны здоровья учащихся и работников системы НПО.

Все поставленные участникам конференции задачи направлены на обеспечение социальной защиты обучающихся. Обязательным условием ее решения является реализация всех нормативных документов по материальному обеспечению всех учащихся и особенно учащихся-сирот.

Основой этой работы являются положения федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

11. Совершенствование финансового механизма, где основными направлениями являются следующие: разработка механизмов перехода на многоканальное финансирование: из федерального бюджета, областного бюджета, муниципальных бюджетов, спонсорских ассигнований, средств родителей, средств обучающихся и их сочетание с доходами от производственной деятельности учащихся по оказанию платных услуг населению, выполнению работ на хозрасчетной основеразработка и принятие документов о льготном налогообложении и льготном кредитовании, как учреждений НПО, так и предприятий, направляющих материальные и финансовые средства на их развитие.

Основные положения и выводы диссертационного исследования использованы при разработке проекта Закона «О начальном профессиональном образовании» принятом в 2002 году Законодательным собранием и утвержденным Губернатором Калужской области (Приложение № 11).

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. — 268 с.
  2. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  3. В.И. Образовательный стандарт. М., 1999.
  4. С. Я. Производственная педагогика. М., 1999. — 672 с.
  5. А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  6. Л. Ю., Глазунов А. Т. и др. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования. М., 1998. — 136 с.
  7. М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 172 с.
  8. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-334 с.
  9. A.A. Психология общения. М.: 1997. 364 с.
  10. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1.М., 1999. 0,9 п.л.
  11. Т. А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. Издательский центр АПО. М., 1999. — 162 с.
  12. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г. — 208 с.
  13. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.
  14. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. — М., 2002. 192 с.
  15. Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
  16. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева Москва, 2000. — 386 с.
  17. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  18. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992.-381 с.
  19. А.Т. Британская профшкола. М., 1999. — 86 с.
  20. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М., 1999.-6 п.л.
  21. А.Т., Глазунова Л. А. Профшкола Великобритании. М., 2002. -75 с.
  22. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М.: Изд. центр АПО, 2002.-104 стр.
  23. А.Т. и др. Формирование регионального заказа на подготовку рабочих кадров в условиях социального партнерства (интеграция опыта регионов). Калуга: Издательство ЦНТИ, 2003. — 100 с.
  24. Л. И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. -204 с.
  25. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  26. Ю.Л. Открытое обучение: Монография. М.: ВНПЦ профориентации, 2002. — 352 с.
  27. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие 1 человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Книга2. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  28. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 1999.-80 с.
  29. Каким должен быть образовательный стандарт. Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования. /Под ред. Л. П. Кезиной, В. Д. Шадрикова. М., 2002. — 176 с.
  30. В. А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998.-204 с.
  31. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. — Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. Н. А. Селезневой. М., 1999. — 583 с.
  32. A.A. Современные сельскохозяйственные профессии (проблемы подготовки кадров. Москва, 2002. — 247 с.
  33. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  34. Я. А. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  35. Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение. 1989. — 461 с.
  36. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. — 164 с.
  37. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. — 183 с.
  38. Куликова J1.H. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск. 1998. -84 с.
  39. К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. М, 2001. — 216 с.
  40. К.Г. Социальное партнерство на рынке труда. — М., Изд-во АПО, 2003. 3 п.л.
  41. В. С., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995.-282 с.
  42. В. С. Научное образование. М., 2001. — 120 с.
  43. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  44. А.Н., Рыкова Е. А., Гривина И. В., Гринько B.C. Методика прогнозирования объёмов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях. М.: ИРПО, 2000. — 31 с.
  45. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  46. Мареева 3. Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебно- i программной документации для профессиональной подготовки безработных граждан. М., 1995. — 34 с.
  47. A.C., Моисеев В. Б., Шапкин В. В. Профессиональное образование в социокультурном контексте. Пенза, 2002. — 180 с.
  48. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  49. H.H., Гайворонский. Технология моделирования содержания образования. М., 2001. — 128 с.
  50. В.М., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование. М., 1999. — 86 с.
  51. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  52. А. Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.-213 с.
  53. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. -М., 2001. -221 с.
  54. М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования. М., 1999. — 138 с.
  55. A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  56. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
  57. Новые модели финансирования профессионального образования /Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  58. А.П. Маркетинг образовательных услуг Справочник менеджера образования. М.: Новая школа, 1995. — т. 2.
  59. H. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века: Сб. ст. М., 1992. — 64 с.
  60. Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. -Братск, 2002.-230 с.
  61. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  62. В.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования /Материалы научно-практической конференции, Кемерово, 1995, с. 13−16.
  63. Профессиональное образование в коммерческой сфере. (Под науч. ред. Л.Д.Федотовой). М., 1999. — 145 с.
  64. Профориентация и проблемы занятости. (Под ред. Е. Ткаченко). — М., 1994.-362 с.
  65. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. — I том — 424 е., II том -816с.
  66. Психология человека от рождения до смерти. (Под общей ред. А.А.Реана). — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 656 с.
  67. Региональная политика и национальная доктрина образования. По материалам собрания Академии профессионального образования. М., 1999.-62 с.
  68. Л. Сущность маркетинга. Киев, 1995.
  69. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  70. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: 1998. -381 с.
  71. Е. А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. (Учебное пособие). М., 2000. — 137 с.
  72. М.С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998. 7,5 п.л. (в соавторстве).
  73. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  74. М.С. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб.: ЦИПК ПО, 1998. — 354 с.
  75. В. А. Методика производственного обучения. М., 2003. — 318с.
  76. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). М., 2002. — 46 с.
  77. И. П. Начальное профессиональное образование: современные. реформы. М., 1998. — 102 с.
  78. И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность. -Монография. М., 2002. — 500 с.
  79. B.C., Писарский П. С. Социологический портрет учащегося ПТУ. -М., 1992.-42 с.
  80. Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7 п.л. 1996, Вып. 2−21,3 п.л.
  81. Е. В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994.-232 с.
  82. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-120 с.
  83. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. -Нальчик, 1997.-461 с.
  84. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
  85. Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М., 2001. — 224 с.
  86. Л.Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования. М., 1995. 7 п.л.
  87. Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. (Избранные труды). М., 1999. — 672 с.
  88. H. К. Введение в курс «Философия и история образования»: 1 Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998.-249 с.
  89. С.Ю. Теоретические основы современного трудового воспитания. Логико-дидактический аспект, М: Высш.ШК., 1997.
  90. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. 4. I-II. М., 1995. 9,7 и 8 п.л.
  91. О.Б. Новые профессии коммерческой сферы: методология содержания стандарта. — М., 2002. — 309 с.
  92. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-64 с.
  93. Н.В. Авторские программы учебных курсов в современной школе //Наука и школа. 1997. № 1, 0,3 п.л. (в соавторстве).
  94. Н.В. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. 4.1. Таллин, 1995. 10 п.л. (в соавторстве).
  95. Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — 415 с.
  96. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  97. Перечень диссертационных работ
  98. Е.В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы начального профессионального образования). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998.-21 с.
  99. А.Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образования учащейся молодежи в условиях рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. 23 с.
  100. Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения в службе занятости населения. Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наук в виде научного доклада. Москва. 1998. 45 с.
  101. В.Б. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. -21 с.
  102. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. -28 с.
  103. A.A. Особенности функционирования профессионального лицея в условиях формирования муниципального рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998.-22 с.
  104. H.H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИКП РАО. 1996.
  105. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профлицее. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 2000. 24 с.
  106. З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИТОиП РАО. 1998.
  107. A.C. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении. Автореф. диссертации на соискание уч. степени пед. филос. наук. С.-Петербург. 2000.
  108. М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1999. 45 с.
  109. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (Общедидактический аспект). Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. С.-Петербург: СПбГУ. 1997.
  110. В.А. Государственная система профессионального образования: анализ, прогнозирование, организация. Автореф. диссертации на соискание уч. степени док. экон. наук. СПб, 1992. 41 с.
  111. Ф.Т. Теоретические основы развития этнических знаний профессионально-педагогических работников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Екатеринбург. 1999. 39 с.
  112. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. -22 с.
  113. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1995. — 26 с.
  114. H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. Москва. 2000. 22 с.
Заполнить форму текущей работой