Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: теоретический анализ, синтез исследования и обобщения психолого-педагогической литературыизучение материалов конференций по внедрению новых информационных технологий в обучениеанализ учебно-методической литературыизучение и сравнительный анализ государственного образовательного стандарта, программ, учебников и учебных пособий по информатикепроектирование и конструирование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РЕКУРСИВНЫХ АЛГОРИТМОВ
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты формирования алгоритмического мышления школьников
    • 1. 2. Формирование алгоритмического мышления школьников — одна из главных целей обучения в современном курсе информатики
    • 1. 3. Введение рекурсивных алгоритмов в школьный курс информатики для формирования алгоритмического мышления школьников
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕКУРСИВНЫМ АЛГОРИТМАМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
    • 2. 1. Целевые и содержательные структурные единицы курса «Рекурсивные алгоритмы»
    • 2. 2. Содержание учебного материала курса «Рекурсивные алгоритмы»
    • 2. 3. Методическая, процессуальная, результативная модели курса «Рекурсивные алгоритмы»
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 3. 1. Задачи и этапы педагогического эксперимента
    • 3. 2. Констатирующий и поисковый эксперименты
    • 3. 3. Формирующий эксперимент и анализ экспериментальных данных
  • Выводы по главе 3
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования. Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью перехода к непрерывному образованию, разработкой и использованием новых технологий обучения, связанных с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического мышления школьников — важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики.

Решение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умения решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить об уровне развития алгоритмического мышления школьников. Поэтому необходимо особое внимание уделять алгоритмическому мышлению подрастающего поколения.

Поскольку алгоритмическое мышление в течение жизни развивается под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровня его развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмического мышления у школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.

В методической литературе по информатике отмечены различные способы формирования алгоритмического мышления школьников: проведение систематического и целенаправленного применения идей структурного подхода (А.Г. Гейн, В. Н. Исаков, В. В. Исакова, В.Ф. Шолохович) — повышение уровня мотивированности задач (В.Н. Исаков, В.В. Исакова) — постоянная умственная работа (Я.Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев, JI.E. Самовольнова) и пр.

Среди диссертационных исследований в области теории и методики обучения информатике формирование алгоритмического мышления школьников рассмотрено в работах А. И. Газейкиной (5−7-е классы), Л. Г. Лучко (базовый курс), С. В Ильиченко, И. В. Левченко, И. Н. Слинкиной (начальная школа).

До настоящего времени повышение уровня алгоритмического мышления школьников в профильных классах средней общеобразовательной школы не являлось предметом диссертационных исследований.

Эффективным способом формирования алгоритмического мышления школьников профильных классов в курсе информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является обучение построению рекурсивных алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела алгоритмизации и программирования, а также теории алгоритмов.

В фундаментальных работах Ф. Л. Бауэра, С. Клини, Р. Петер, В. А. Успенского и др. уделялось большое внимание аппарату рекурсивных функций как одному из подходов к уточнению понятия алгоритма. В учебно-методической литературе понятие рекурсивного алгоритма в программировании рассматривалось в работах Т. З. Грибниковой, Е. А. Ерохиной, Г. А. Зве5 нигородского, В. Пинаева, А. Г. Юдиной и др. Вместе с тем, представленный материал по рекурсивным алгоритмам рассчитан на базовые математические знания в вузовском объеме и не адаптирован к школьному курсу, не разработан соответствующий методический материал.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями: между значимостью и важностью развития алгоритмического мышления школьников и недостаточной разработанностью способов по его развитию в процессе обучения информатике и ИКТ в профильных классах средней общеобразовательной школымежду возрастающими возможностями использования рекурсивных алгоритмов в различных областях человеческой деятельности и недостаточной разработанностью технологии обучения рекурсивным алгоритмам в школьной информатике.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает актуальность исследования, а также определяет его проблему: как можно повысить эффективность развития алгоритмического мышления школьников в профильных классах средней общеобразовательной школы в процессе обучения информатике и ИКТ?

Объектом исследования является процесс обучения информатике и ИКТ в старших классах физико-математического и информационно-технологического профилей средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования является формирование алгоритмического мышления школьников при обучении рекурсивным алгоритмам.

Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование технологии обучения учащихся построению и использованию рекурсивных алгоритмов при решении задач в старших классах физико-математического, информационно-технологического профилей средней общеобразовательной школы, реализация которой обеспечит повышение их уровня алгоритмического мышления.

Гипотеза исследования. Эффективное формирование алгоритмического мышления при обучении информатике в профильных классах средней общеобразовательной школы будет обеспечено, если:

— дополнить и углубить базовые понятия раздела алгоритмизации и программирования федерального стандарта по информатике и ИКТ путем введения и изучения вопросов по рекурсивным алгоритмам за счет компонента образовательного учреждения;

— разработать и использовать технологию обучения рекурсивным алгоритмам, основанную на конструировании иерархической системы моделей учебного процесса.

В качестве показателей эффективности предлагаемой технологии послужили: коэффициенты полноты усвоения понятий и выполнения операций при решении задач из раздела алгоритмизации и программирования (Н.Н. Тулькибаева, А.В. Усова) — критерии сформированности алгоритмического мышления, отличающиеся набором мыслительных действий учащегося при решении алгоритмических задач.

На основании поставленной цели и выдвинутой гипотезы были выделены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

2. Обосновать целесообразность введения рекурсивных алгоритмов как одного из подходов уточнения понятия алгоритма в курсе информатики и выявить их влияние на дальнейшее формирование алгоритмического мышления школьников.

3. Разработать технологию обучения учащихся старших классов физико-математического, информационно-технологического профилей курсу «Рекурсивные алгоритмы» (отбор содержания учебного материала курса, конструирование учебного процесса путем создания иерархической системы пяти моделей).

4. Предложить критерии для оценки уровня алгоритмического стиля мышления школьников.

5. Экспериментально проверить результативность разработанной технологии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: работы в области формирования содержания образования (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, Д. Ш. Матрос, М. Н. Скаткин, А. В. Усова и др.) — работы в области мышления личности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

A.П. Ершов, Ю. А. Первин, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.) — работы в области использования технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, Б. Блум, М. В. Кларин, П. И. Образцов, А. И. Уман и др.) — работы в области углубленного изучения некоторых вопросов предмета по данной проблематике (С.А. Бешенков, А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, А. Г. Юдина и др.) — работы в области теоретической информатики (Ф.Л. Бауэр, М. Брой, В. М. Глушков, X. Роджерс, В. А. Успенский и др.) — работы в области теории и практики общего образования по информатике (С.А. Бешенков, А. И. Бочкин, А. Г. Гейн, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов,.

B.М. Монахов, В. Ф. Шолохович и др.).

Методы исследования: теоретический анализ, синтез исследования и обобщения психолого-педагогической литературыизучение материалов конференций по внедрению новых информационных технологий в обучениеанализ учебно-методической литературыизучение и сравнительный анализ государственного образовательного стандарта, программ, учебников и учебных пособий по информатикепроектирование и конструирование учебного курса, направленного на достижение поставленных целейпедагогическое наблюдение, анкетирование, беседа с учащимися и учителями, тестирование учащихсяпроведение педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных результатов исследования и их анализ.

Источником информации по проблеме являлась научная, методическая и учебная литература, материалы конференций, опрос учащихся и учителей. 8.

Основные этапы работы. Первый этап (1998 — 1999 г. г.) направлен был на изучение проблемы формирования алгоритмического мышления учащихся и обучения основам алгоритмизации и программирования. Проведен анализ психолого-педагогической, учебной и методической литературы, сформулирована гипотеза, составлен план опытно-экспериментальной работы, организован и проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1999 — 2004 г. г.) были разработаны теоретические основы технологии обучения учащихся классов физико-математического и информационно-технологического профилей по курсу «Рекурсивные алгоритмы».

Целью третьего этапа (2004 — 2005 г. г.) было проведение корректировки и усовершенствование технологии обучения рекурсивным алгоритмам, отобран учебный материал, составлено тематическое и поурочное планирование. Для проверки гипотезы был организован и проведен формирующий эксперимент, проведена обработка результатов эксперимента.

Научная новизна. В отличие от диссертационных работ А.И. Газейки-ной, И. В. Левченко, Л. Г. Лучко, в которых решались вопросы формирования алгоритмического мышления школьников в начальной школе и базовом курсе информатики, в представленном диссертационном исследовании ставится и решается проблема формирования алгоритмического мышления школьников в процессе обучения построению и использованию рекурсивных алгоритмов в старших классах физико-математического и информационно-технологического профилей средней общеобразовательной школы:

1) обоснована целесообразность и возможность введения рекурсивных алгоритмов в школьный курс информатики профильного уровня;

2) разработана технология обучения рекурсивным алгоритмам, состоящая в создании иерархической системы моделей (целевой модели, построении содержания курса, разработки методической, процессуальной и результативной моделей обучения).

Теоретическая значимость:

1. Уточнено понятие алгоритмического мышления путем указания на следующие признаки определения: целесообразность (или рациональность), оптимизация логических блоков при разработке алгоритмов.

2. Выделены компоненты алгоритмического мышления школьников профильных классов (умение формализовать задачуумение разбивать задачу на отдельные составные логические блокиумение определять взаимосвязи этих блоковумение построить решение задачи на основе блоков с помощью применения метода проектирования «снизу-вверх» или «сверху-вниз" — умение провести анализ каждого блока решения задачи и предложить пути по их оптимизации).

3. Определены и обоснованы критерии сформированности алгоритмического мышления школьников профильных классов средней общеобразовательной школы.

4. Научно обоснована целесообразность введения рекурсивных алгоритмов в школьный курс информатики профильного уровня, использование которой позволит дополнить и углубить базовые понятия раздела алгоритмизации и программирования федерального стандарта по информатике и ИКТ профильного уровня и повысит уровень алгоритмического мышления школьников.

5. Разработана и обоснована структура деятельности учащихся по решению задач рекурсивного характера, включающая 11 этапов решения задач (специфические: выбор «пограничных» (тривиальных) условий решения задачивыбор формы организации рекурсивного процессавыбор типа рекурсивного процессавыбор вида рекурсивного процессаанализ полученных результатов и оптимизации алгоритма), а также перечень соответствующих мыслительных действий с кратким их описанием.

6. Построена иерархическая система моделей' учебного процесса, элементами которой служат целевая, содержательная, методическая, процессуальная, результативная модели.

Практическое значение:

1. Разработаны и внедрены в учебный процесс: программа курса «Рекурсивные алгоритмы" — тематическое и поурочное планированиедидактические материалы для учащихся.

2. Разработаны методические рекомендации для учителей-предметников, которые даны в виде предполагаемых возможных затруднений, возникающих у школьников в ходе изучения «Рекурсивных алгоритмов», и сформулированы пути их преодоления.

3. Написано и внедрено в учебный процесс педагогическое программное средство «Рекурсивные алгоритмы», включающее теоретический материал по изучаемым понятиям, практические и тестовые задания, контрольные вопросы.

4. Издано и внедрено в учебный процесс вузовского и школьного курсов учебно-методическое издание «Рекурсивные алгоритмы и функции».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием научно-обоснованных методов, последовательным проведением педагогического эксперимента, применением статистических методов обработки результатов педагогического эксперимента.

Апробация материалов исследования осуществлена в форме докладов и сообщений:

— на ежегодной международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2005 г.);

— на всероссийских научно-практических конференциях «Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве» (Челябинск, 2001 г.), «Информатизация общего и педагогического образования — главное условие их модернизации» (Челябинск, 2004 г.);

— на межвузовских научно-методических конференциях «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998), «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2000, 2001);

— на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и преподавателей ЧГПУ (1998;2005г.г.);

— на научно-методических семинарах, провидимых на кафедре информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ (1998;2005г.г.);

— на методическом районном совещании «Внедрение элективных курсов в учебную деятельность» для учителей школ города и области (2005 г.);

— при проведении лекционных занятий по курсу «Рекурсивные алгоритмы» для студентов 5 курса заочного отделения факультета информатики (2005г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Требования к уровню подготовки выпускника средней общеобразовательной школы для жизни в современном информационном обществе возросли, поэтому необходим поиск новых эффективных способов формирования алгоритмического мышления школьников при обучении информатике и ИКТ.

2. Изучение содержания курса «Рекурсивные алгоритмы», включающее вопросы трех модулей «Рекурсивные алгоритмы в программировании», «Рекурсия и графика» и «Рекурсивные функции в теории алгоритмов», позволит сформировать у учащихся физико-математического, информационно-технологического профилей средней общеобразовательной школы более глубокое осмысление основных понятий раздела алгоритмизации и программирования федерального стандарта по информатике и ИКТ, а также повысит их уровень алгоритмического мышления.

3. Наиболее эффективной для реализации учебного процесса курса «Рекурсивные алгоритмы» является технология обучения, представленная в виде иерархической системы моделей учебного процесса (целевой, содержательной, методической, процессуальной, результативной).

4. Показателями эффективности технологии обучения построения и использования рекурсивных алгоритмов в школьном курсе информатики служат: коэффициенты полноты усвоения понятий и выполнения операций при решении задач из раздела алгоритмизации и программированиякритерии сформированное&tradeалгоритмического мышления школьников (первый — четвертый), отличающиеся набором мыслительных действий учащегося при решении алгоритмических задач.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. В результате проведения констатирующего эксперимента был сделан вывод о низком уровне знаний, умений и навыков по основам алгог ритмизации и программирования, что составляет алгоритмическую культуру школьника, информационную компетентность.

2. Разработано и внедрено тематическое и поурочное планирование курса «Рекурсивные алгоритмы», педагогическое программное средство, система заданий и др. учебно-методические материалы в течение формирующего эксперимента.

3. При проведении повторного тестирования при формирующем эксперименте было замечено существенное увеличение качества знаний, умений по курсу алгоритмизации и программирования.

4. Для проверки достоверности гипотезы использовались статистические характеристики, с помощью которых мы получили, что зоны доверительных интервалов не перекрываются. Полученный факт говорит о значительном различии в определенных ранее уровнях алгоритмического мышления школьников, их информационной компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что эффективное формирование алгоритмического мышления при обучении информатике в профильных классах средней общеобразовательной школы будет достигнуто, если дополнить и углубить базовые понятия раздела алгоритмизации и программирования федерального стандарта по информатике и ИКТ путем введения и изучения вопросов по рекурсивным алгоритмам за счет компонента образовательного учреждения и разработать и использовать технологию обучения рекурсивным алгоритмам, основанную на конструировании иерархической системы моделей учебного процесса. В результате проведенного педагогического эксперимента мы можем сформулировать следующие выводы.

1. Проведенный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования алгоритмического мышления школьников в настоящее время является актуальной.

2. Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать вывод об имеющемся низком уровне знаний, умений учащихся по основам алгоритмизации и программирования курса информатики и ИКТ.

3. Научно обоснована целесообразность применения технологии обучения построения и использования рекурсивных алгоритмов для конструирования иерархической системы моделей учебного процесса (целевой, содержательной, методической, процессуальной и результативной).

4. Разработано и внедрено дидактическое обеспечение обучения учащихся старших классов профильного уровня средней общеобразовательной школы рекурсивным алгоритмам, включающее в себя: методические рекомендации по организации деятельности учителя при проведении занятий по курсу, педагогическое программное средство «Рекурсивные алгоритмы», систему заданий и упражнений по курсу.

5. Проведена экспериментальная работа, в ходе которой было выявлено соответствие отобранного материала курса «Рекурсивные алгоритмы».

165 для школьной информатики и эффективность разработанной технологии обучения данному материалу.

6. Определены критерии сформированности алгоритмического мышления школьников.

7. Разработаны дидактические материалы, методические рекомендации по преодолению затруднений в процессе обучения курсу «Рекурсивные алгоритмы».

8.

Введение

рекурсивных алгоритмов в школьный курс информатики расширяет и углубляет знания, умения учащихся по курсу алгоритмизации и программирования федерального стандарта по информатике и ИКТ профильного уровня.

9. Анализ экспериментальных данных педагогического эксперимента позволил сделать вывод о положительном влиянии знания рекурсивных алгоритмов на формирование алгоритмического мышления школьников.

В целом результаты эксперимента свидетельствуют о положительном эффекте применения технологического подхода обучения курсу «Рекурсивные алгоритмы» школьников классов физико-математического, информационно-технологического профилей средней (полной) общеобразовательной школы.

Дальнейшее исследование по проблеме может заключаться в разработке новых форм и методов изучения других подходов к уточнению понятия алгоритма, расширении и углублении содержания курса для учащихся школ информационно-технологического и физико-математического профилей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Гисин В., Зайдельман Я. Методические рекомендации к новому учебнику информатики // Информатика и образование. 1989. -№ 5. -С. 30−37.
  2. А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с.
  3. З.В. Теория алгоритмов. М: «Статистика», 1973.164с.
  4. И. Ф., Шляго А. Н. Экзаменационные материалы по информатике (К разработке образовательных стандартов Санкт-Петербургской школы) // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 18−28.
  5. Н.Л., Гейн А. Г., Островский С. Л. Программа курса «Информатика и программирование» // fhttp .V/lcgpu .real .kamchatka.ru /гоpi/programs/inf-prog.htm. 2003. — 15 июля.
  6. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. — 192 с.
  7. С.А., Матвеева Н. В., Власова Н. В. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 17 -19.
  8. А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. Мн: Выш. шк., 1998. — 431 с.
  9. М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 1./ Пер. с нем. М.: Диалог-МИФИ, 1996 — 299 с.
  10. Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. Пер. с англ. Л.Ю. Иоффе- под ред. Д. Б. Подшивалова. М.: Мир, 1985. — (Мат. обеспечение ЭВМ).-406 е.: ил.
  11. Н. Систематическое программирование. Введение. Пер. с англ./ Под ред. Ю. М. Баяковского. М.: Мир, 1977. — (Мат. обеспечение ЭВМ). — 183 е.: ил.
  12. А.И. Обучение школьников 5−7-х классов объектно-ориентированному подходу к созданию и использованию средств информационных технологий: Дисс. канд. пед. наук (13.00.02 теория и методика обучения информатике). — Екатеринбург, 2004.
  13. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика. 7−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998. — 240 е.: ил.
  14. А., Линецкий Е., Сапир М., Шолохович В. Информатика: алгоритмические конструкции // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С. 16−23.
  15. А.Г., Шолохович В. Ф. Десять лет спустя // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 7 — 13.
  16. А.Г. Обязательный минимум содержания образования по информатике: и в нем нам хочется дойти до самой сути // Информатика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября» 2001. — № 38. — С. 9 — 24.
  17. А.Г. Обязательный минимум содержания образования по информатике: и в нем нам хочется дойти до самой сути // Информатика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября» 2001. — № 39. С. 8 — 12, 21 -23.
  18. В.М. Теория алгоритмов. Киев: типография КВИРТУ, 1961.- 168 с.
  19. Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  20. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 84 с.
  21. Т.З. Рекурсия в У АЯ и LOGO // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 71 — 77.
  22. О.Н., Фитиалов С .Я. Информатика. Элементы теории программирования. С-Петерб., 1997.
  23. Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 95 с.
  24. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 224 е., ил.
  25. А., Зайдельман Я., Первин Ю., Гольцмен М. Роботландия- курс информатики для младших школьников // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С. 37 — 45.
  26. Е.А. От логики к программированию. (Пролог в курсе информатики) // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 25 — 37.
  27. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 3 — 11.
  28. А. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование. 1992. — № 5 — 6. — С. 3 — 12.
  29. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование.- 1995.-№ 1.-С. 3- 19.
  30. А.П., Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под ред. А. П. Ершова. М.: Просвещение, 1988.
  31. Г. А., Полякова Л. Н. Логические задачи вступительных экзаменов по информатике // Информатика и образование. 2004. — № 10. -С. 60 — 72.
  32. Я.Н., Самовольнова Л. Е., Лебедев Г. В. Три кита школьной информатики // Информатика и образование. 1993. — № 4. — С. 13
  33. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АКП и ПРО, 2003. — 101 с.
  34. Иго шин В. В. Математическая логика и теория алгоритмов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 256 с.
  35. С.В. Элементы компьютерной грамотности в начальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Специальность 13.00.02 теория и методика обучения информатике. — М., 1999.
  36. Информатика. 6−7 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер Ком, 1998.-256 с.: ил.
  37. Информатика. 7−8 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер Ком, 1999.-368 е.: ил.
  38. Информатика. 7−9 класс. Базовый курс. Теория. / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001. — 368 е.: ил.
  39. Информатика. Базовый курс для 7−9 классов / И. Г. Семакин, JI.A. Залогова, С. В. Русаков, JT.B. Шестакова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.-384 е.: ил.
  40. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В.А. Извозчиков- под ред. И. Г. Извозчикова. -М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  41. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2000. — 160 е.: ил.
  42. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 304 е.: ил.
  43. В. Исполнение алгоритмов // Информатика и образование. 1987.-№ 2.-С. 30−43.
  44. В.Н., Исакова В. В. Алгоритмизация и программирование: методические аспекты // Информатика и образование. 1995. — № 2. -С. 44 — 49.
  45. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., «Просвещение», 1968. -288 с.
  46. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов воображения в курсе черчения. В кн. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Труды научного семинара. Под ред. проф. Н. Ф. Четверухина. Выпуск первый. Изд-во «Просвещение». -М., 1964.
  47. В. Решение задач и построение алгоритмов // Квант. -1986.-№ 10.-С. 47−50.
  48. В. и др. Алгоритмизация и начала программирования / В. Каймин, JI. Кугель, Е. Кузнецкий, Н. Угринович // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С. 23 — 30.
  49. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., Знание, 1989. 197 с.
  50. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». http://www.eidos.ru/ news/compet.htm. — 2004. — 15 декабря.
  51. Я., Штильман Б. Программа факультативного курса «Избранные главы информатики» // Информатика и образование. 1988. -№ 1. — С. 44−48.
  52. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. 2000. — № 10. — С. 5 — 10.
  53. А.Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987. — 304 с.
  54. Е.Н. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся I класса // Информатика и образование. 1995. — № 6. — С. 69−78.
  55. Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся II класса // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 81 — 87.
  56. Комитет образования администрации Хабаровского края. Об утверждении стандарта общеобразовательной дисциплины «Информатика» (Приказ от 31 марта 1997 г. № 110). // fhttp ://www. gi mn 13. tl. ru/ped/doclad/habarovsk/2.txt. 2004. — 10 октября.
  57. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Для центров повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов. М., 2003. — G. 22.
  58. Н. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособ. для учителей. М: Аркти, 2002.-С. 42−65.
  59. Н.К. Элементы математической логики и ее приложения к теории субрекурсивных алгоритмов. Д., 1981. — 192 с.
  60. Н.К. Основы теории элементарных алгоритмов: Учеб. пособие. Д.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1987. — 152 с.
  61. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА', 2001. — 543 с.
  62. Н. Алгоритмы вокруг нас. М.: Наука, 1977. — 224 с.
  63. Е.С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 3 — 12.
  64. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 5 — 13.
  65. А.А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 14 — 17.
  66. А., Долматов В. Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы // Информатика и образование. 1989. — № 1. — С. 3 — 8.
  67. А.А., Самовольнова Л. Е., Угринович Н. Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике.- М.: Дрофа, 2000.- 48 с.
  68. А.А., Бешенков С. А., Ракнтнна Е. А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию // Информатика и образование. -2004. № 2. — С. 2 — 6.
  69. А. Гибрид двух слов. Элективные курсы в профильном обучении // http://www.ug.ru Спецвыпуск «ИКТ в образовании № 19». htm., -2004. 16 сентября.
  70. О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомизд., 1988. — 479 е.: ил.
  71. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1990. — 224 е.: ил.
  72. А.Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать // Информатика. 1999. -№ 1.-С. 2- 15.
  73. С.К., Семенов А. Л. Программа «Алгоритмика 5−7 классы. Пропедевтический курс» // http://kgpu.real.kamchatka.ru/mpi/programs/ algtoritmika.html. 2002. — 13 марта.
  74. Т.Н. Творческие задания по рекурсии // Применение новых информационных технологий в образовании: Материалы XVI международной конференции. Троицк: Фонд новых технологий «Байтик», 2005. -С.138−139.
  75. Т.Н. Элективный курс «Рекурсивные алгоритмы и функции» // Применение новых информационных технологий в образовании: материалы XVI международной конференции. Троицк: Фонд новых технологий «Байтик», 2005. — С. 139−141.
  76. И.В. Методические средства развития алгоритмическихтумений при изучении информатики в начальной школе: Автореф. дисс. ^ канд. пед. наук. Специальность 13.00.02.- теория и методика обучения информатике. Защита 23 апреля 1997 г. М., 1997.
  77. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 13−16.
  78. Логика и компьютер. Моделирование рассуждений и проверка правильности программ / Н. А. Алешина, A.M. Анисов, П. И. Быстров и др.
  79. М.: Наука, 1990. 240 е., ил. — (Серия «Кибернетика — неограниченныевозможности и возможные ограничения»). • 82. Лодатко Е. Рекурсивные алгоритмы // Информатика и образование.- 1989.-№ 1.-С. 9- 18.
  80. Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Омск, 1999 152 с. РГБ ОД, 61:99−13/1152−9.
  81. В.Ф. Информатика: Учебное пособие для 10−11 кл. обще-'ф образовательных учреждений. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 352с.:ил.
  82. Ю.А., Столяр А. А. Что такое алгоритм?: Беседы со старшеклассниками-Минск, Нар. асвета, 1989. 127 е., ил.
  83. А. И. Алгоритмы и рекурсивные функции. М.: Наука, 1965.
  84. А.А., Нагорный Н. И. Теория алгоритмов— М.: Наука, 1984.
  85. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 96 с.
  86. Д.Ш., Биктимирова И. Ф., Хасанова Т. А. и др. Система контроля качества обучения школьников по курсу информатики Челябинск, 2000 г. — 87 с.
  87. Методическое письмо о преподавании курса информатики в 1998/99 учебном году: (Приложение к письму № 811/14−12 от 22.05.98) // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С. 3 — 4.
  88. Министерство образования РФ. Информационное письмо № 115/28 от 25.05.95. Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательных школах // Информатика и образование. 1995. — № 4. — С. 5 — 6.
  89. А.В. и др. Информатика: Учебное пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. М., «Академия», 1999. — 816 с.
  90. А.А. Информатика и информационные технологии в школе // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 24 — 32.
  91. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
  92. О минимальном содержании образовательных программ основной общеобразовательной школы // Информатика: еженедельное приложение «Первое сентября». 1997, август. — № 79.
  93. П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. — 317 с.
  94. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Приказ Министерства образования РФ. // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 2 — 6.
  95. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- под ред. А. В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 464 е., ил.
  96. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.- под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 е., ил.
  97. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Информатика. Приложение к приказу Минобразования РФ от 30.06.99, № 56.
  98. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 272 е.: ил.
  99. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10−11 кл. ср. шк. / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 254 е.: ил.
  100. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1 / А. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.- под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова.- М.: Просвещение, 1985.-96 е., ил.
  101. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 2 / А. П. Ершов, В. М. Монахов, А. А. Кузнецов и др.- под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова.- М.: Просвещение, 1986. 143 е., ил.
  102. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10−11 кл. ср. шк. / В. А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. М.: Просвещение, 1989. — 272 е.: ил.
  103. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.
  104. В. Ханойские перемешанные башни // Информатика и образование. 1992. — № 3 — 4. — С. 97 — 98.
  105. Ш. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 е.: ил.
  106. Д. Как решать задачу. Перевод с англ. В. Г. Звонаревой, Д. Н. Белла. Под ред. Ю. М. Гайдука. Пособие для учителей. Издание второе. М., Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1961.
  107. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации на II Международномконгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. — № 5. — С. 1 — 20.
  108. Примерная программа курса информатики. X-XI классы (68 часов) / Сост. JI.E. Самовольнова // Информатика и образование. 1999. — № 8. -С.3−7.
  109. Примерная программа курса информатики. X-XI классы (136 часов) / Сост. JI.E. Самовольнова // Информатика и образование. 1999. — № 8. С. 7−11.
  110. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 10 — 18.
  111. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 20 — 26.
  112. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 29 — 35.
  113. Программно-методические материалы: Информатика. 1−11 кл. / Сост. JI.E. Самовольнова. М.: Дрофа, 1998. — 96 с.
  114. Программы образовательных учреждений. Информатика / Сост. А. А. Кузнецов, C.JI. Самовольнова. -М.: Просвещение, 1998. 125 с.
  115. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2−11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 205 е., ил.
  116. С.Е. Лого в школьном курсе информатики / С.Е. Пронина
  117. Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 49 — 54.178
  118. Рекурсивные алгоритмы и функции. Система заданий: Учебно-методическое пособие. Автор-составитель: Т. Н. Сергеева (Лебедева). Челябинск: Изд-во ЧГПУ. — 2000. — 110 с.
  119. X. Теория рекурсивных функций и эффективная вычислимость. М.: Мир, 1972.
  120. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., Изд-во АН СССР, 1958.
  121. В. Как составить алгоритм // Информатика и образование. 1989. — № 6. — С. 39 — 44.
  122. Л. Е. Обсуждаем содержание школьной информатики // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 3 — 5.
  123. И.Г. Лекции по программированию: Учебн. пособие. -Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996. 259 с.
  124. И.Г. Грамотность, образованность, культура // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 21 — 24.
  125. И.Г. От целей образования к содержанию школьной информатики // Информатика и образование. 2002. — № 2. — С. 23 — 32.
  126. И.Г. и др. Базовый курс информатики (VII-IX классы) / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова, Т. Ю. Шеина // Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 13 — 23.
  127. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. 1991. — № 1.
  128. Сергеева (Лебедева) Т. Н. Изучение алгоритмов в курсе информатики // Методика вузовского преподавания: Тезисы конференции. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 1998. — С. 116 — 118.
  129. Сергеева (Лебедева) Т. Н. Факультативный курс «Рекурсивные алгоритмы и функции» // Сборник научных статей аспирантов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 1999. — С. 203 — 205.
  130. Сергеева (Лебедева) Т. Н. Рекурсия в курсе информатики // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее и будущее: Сборник научных статей. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. — С. 95 — 96.
  131. Сергеева (Лебедева) Т. Н. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении информатике // Вестник ЧГПУ. Научное издание. Серия 10. Новые информационные технологии. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-№ 2. — С. 26 — 34.
  132. Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 20 с.
  133. И.Н. Использование компьютерной техники в процесс развития алгоритмического мышления у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук (13.00.02 теория и методика обучения информатике). — Екатеринбург, 2000.
  134. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус.яз., 1 989 624 с.
  135. Словарь русского языка / Составитель С. И. Ожегов. Издание третье. Под общ. ред. акад. С. П. Обнорского. — М.: Гос. изда-во иностр. и нац. словарей. Москва. 1953. — 52 000 с.
  136. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -4 -е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. — 1600 е., ил.
  137. С. Изучение алгоритмического языка в курсе информатики // Информатика и образование. 1988. — № 1. — С. 38 — 42.
  138. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2004. — № 4. -С. 7−10.
  139. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 18 — 20.
  140. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 26 — 29.
  141. В.А. О воспитании. М., Политиздат, 1973. 272 е.- 1л. порт.
  142. А.Ф. Образовательный стандарт, учитель и ученик: какова их общая цель? // Информатика и образование. 2004. — № 10. — С. 28 -31.
  143. Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  144. Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решениязадач: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 239 е.: ил. 14- таб. 30.181
  145. А.Ю. Вступая в век информации // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 4 — 7.
  146. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: Учебное пособие. Орел: ОГПИ, 1993. -128 с.
  147. А.И. Подготовка учителя к конструированию учебного процесса // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 87−101.
  148. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Спецкурс. Пособие для студентов пед. ин-тов. I часть. Челябинск, 1978, 99 стр.
  149. А.В. Развитие мышление учащихся в процессе обучения. Учебное пособие / А. В. Усова — Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет, 1997. 72 с.
  150. А.В. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения. Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. — 53 с.
  151. В.А. Лекции о вычислимых функциях. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1960. 492 с.
  152. В.А., Семенов А. Л. Решимые и нерешимые алгоритмические проблемы // Кв1ант. 1985. — № 7. — С. 9−12.
  153. В.М. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р. / В. М. Филиппов. // http:// www.philippov.ru. Официальный сайт. 2004. — 12 марта.
  154. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике / В. М. Монахов, М. П. Лапчик, Н. Б. Демидович. М., «Просвещение», 1978. 94 с.
  155. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 е.: ил.
  156. И. Программа курса «Информатика» (для VIII-IX классов, принимающих участие в проекте «Пилотные школы») //
  157. Информатика и образование. 1992. — № 5 — 6. — С. 19−22.182
  158. М.Н. Мышление школьника. М.: Гос. учеб.-пед. изд. министерства просвещения РСФСР, 1963.
  159. Л.З. Информатика: Учеб. Пособие для 10−11 кл. обще-образов. учреждений. М.: Просвещение, 2000. — 416с.: ил.
  160. А. Информатика в IX кл. // Информатика и образование. -1987.-№ 6.-С. 17−27.
  161. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58.
  162. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 5−14.
  163. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 112 с.
  164. А.Г. Начала алгоритмизации и программирования в 9 классе // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 37−46. .
  165. А.Г. Информатика на Лого для старшеклассников (окончание) // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 54−65.
  166. А.Г. Лого, рекурсия, фракталы // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 61 — 66.
  167. В. (Ed.) Taxonomy of educational goals. -V.l-2. N. Y., 1964.
  168. Основные понятия алгоритмической линии проекта стандарта по информатике и их отражение в требованиях куровню подготовкип/п Понятие Знание Понимание Применение1 2 3 4 5
  169. Алгоритм ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о сущности понятия алгоритма ПОНИМАТЬ суть понятия алгоритма- УМЕТЬ приводить примеры алгоритмов
  170. Основные понятия модулей «Рекурсивные алгоритмы в программировании» и «Рекурсия и графика"и их отражение в требованиях к уровню подготовки
  171. Понятие Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Осознание Определениеп/п проблемы проблемы1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  172. Рекурсия ЗНАТЬ понятие рекурсии. ПОНИМАТЬ суть организации рекурсивного процесса. УМЕТЬ приводить примеры простейших рекурсивных алгоритмов.
  173. Глубина и уровень рекурсии ИМЕТЬ ПРЕДСТАВ ЛЕНИЕ о понятии глубины и уровня рекурсии. УМЕТЬ вычислять возможную глубину и уровень. УМЕТЬ определять глубину и уровень рекурсии для конкретных задач. V1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  174. ОБЪЯСНЯТ решении ПРЕДЛОЖИ ВЫЯВИТЬ
  175. Ь выбор конкретной ТЬ способы достоинстваформы ре- задачи. решения за- и недостаткикурсивного дачи. описанныхалгоритма алгоритмов. для решения i конкретной задачи. • • • ¦ • * •• Продолжение таблицы1 2 3 4 5 6 ' 7 8 9 10
  176. ОБЪЯСНЯТ решении дачи. ВЫЯВИТЬ
  177. Ь выбор вида конкретной достоинстварекурсивно- задачи. и недостаткиго алгоритма описанныхдля решения алгоритмов. конкретной задачи. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  178. ОБЪЯСНЯТ решении дачи. ВЫЯВИТЬ
  179. Ь выбор типа конкретной достоинстварекурсивно- задачи. и недостаткиго алгоритма описанныхдля решения алгоритмов. конкретной задачи.
  180. Основные понятия модуля «Уточнение понятия алгоритма» и их отражение в требованиях к уровню подготовкичо
  181. Понятие Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Осознание Определениеп/п проблемы проблемы1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  182. Алгоритм ЗНАТЬ инт- ПОНИМАТЬ ОСОЗНА-уитивное необходи- ВАТЬ при-определение мость воз- чины воз-алгоритма. никновения никновения
  183. ИМЕТЬ различных подходов к
  184. ПРЕД- подходов к уточнению
  185. СТАВЛЕ- уточнению понятия ал-
  186. НИЕ о раз- понятия ал- горитма. личных под- горитма. ходах к уточнению понятия ал- горитма. 1 2 л j 4 5 6 7 8 9 10
  187. Формали- ИМЕТЬ ПОНИМАТЬ УМЕТЬзация поня- ПРЕД- принципы предложитьтия алго- СТАВЛЕ- формализа- способыритма НИЕ о фор- ции понятия формализа-мализации алгоритма. ции понятияпонятия ал- алгоритма.горитма.
  188. Вычислимость ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о понятии вычислимости.• #
  189. Простейшие функции ЗНАТЬ простейшие функции. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о нуль-функции, функции следования, функции тождества. ПОНИМАТЬ назначение каждой из элементарных функций.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  190. Операция ИМЕТЬ ПОНИ- УМЕЕТсуперпози- ПРЕД- МАЕТ применять ции СТАВЛЕ- смысл опе- операцию
  191. НИЕ об опе- рации су- суперпози-рации су- перпозиции. ции для ре- перпозиции. шения задач. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Заполнить форму текущей работой