Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к религиозно-педагогическому наследию Учителей Церкви, позволяет нам с учетом исторической перспективы предложить решения целого ряда проблем современной педагогики. Однако это наследие будет востребовано только тогда, когда в «современных проблемах», то есть присущих теперь сложившимся обстоятельствам, мы, наконец, увидим «вечные вопросы». Один из которых — «диалог» религии и науки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Наследие святителя Иннокентия Херсонского как педагогическое явление
    • 1. 1. Культурно-образовательная среда Ельца в становлении личности святителя Иннокентия Херсонского
    • 1. 2. Факторы формирования мировоззрения святителя Иннокентия Херсонскогр
    • 1. 3. Наследие святителя Иннокентия Херсонского в контексте социокультурной обстановки XIX века
  • Глава 2. Педагогические составляющие духовного наследия святителя
  • Иннокентия Херсонского
    • 2. 1. Педагогическая сущность наследия святителя Иннокентия
  • Херсонского
    • 2. 2. 0. бщественно-педагогическое наследие святителя Иннокентия Херсонского
    • 2. 3. Проповедь как метод общественно-педагогической деятельности

Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется значимостью изучения духовного наследия для целостного осмысления проблем современности. Для сегодняшней России обращение с исследовательскими целями к религиозной проблематике не просто актуально, а по-настоящему злободневно. Поэтому значение нашей темы заведомо не ограничивается научно-исследовательским дискурсом, но требует гораздо более общего взгляда. Вопрос о месте религии в жизни общества в целом, и каждого человека в отдельности становится все более важным, в том числе и с точки зрения современной науки. Все политические, социальные проблемы России являются второстепенными по сравнению с трагедией «потери» нравственных ориентиров, без чего невозможно принципиальное различение добра и зла. Религия в данной ситуации становится естественным органичным выходом онтологической потребности человека в душевном спокойствии, умиротворении и гармонии. Поэтому сегодня, на пороге нового тысячелетия, мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении того величайшего вклада, который внесло христианство в историю, науку, культуру и социальную жизнь. Россия на протяжении всего своего существования всегда выделялась среди других стран не только обширностью занимаемого ею пространства, но и богатым наследием. «Этнос обречен на вымирание, если в своем поступательном развитии он не опирается на лучшее из своего наследия», — констатировал Лев Гумилев.

В последнее время понятие «наследие» широко используется и в педагогической, и в исторической, и в культурологической, и в святоотеческой литературе, однако само определение данного понятия отсутствует в вышеперечисленной литературе. Поэтому целесообразным, на наш взгляд является обращение к энциклопедическим словарям и словарям русского языка. Согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, «наследие — явление духовной жизни, быта, уклада, воспринятое от прежних поколений, от предшественников» (101, 391). В Полном церковно-славянском словаре протоиерей Г. Дьяченко понятия «наследие» нет, но есть определение понятия «наследствую и наследую» -«даю в удел в наследство, наделяю (1ис. 11, 23), преемствую, являюсь, или живу после другого» (40, 336). Общее в этих понятиях — преемственность. Согласно Б. З. Вульфову «преемственность — это когда что-то переносят из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее» (17, 246). А это «что-то» и есть наследие. Если рассмотреть внутреннюю форму слова «наследие» — след-на-след, то оказывается, что оно очень схоже с ' внутренней формой понятия «традиция» — из рук в руки. А. Б Гофман, в свою очередь, определяет традиции — как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход, и используется для обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии.

Таким образом, понятия «наследование», «традиция», «преемственность», включенные в единый контекст, составляют при этом синонимический ряд, в котором доминирует последнее, имеют онтологическое значение. Взгляд на наследие через призму преемственности вскрывает его двойственную сущность, отражающую единство и борьбу противоположностей: устойчивости и изменчивости, стабильности и динамики. Благодаря своей изменчивости наследие постоянно обогащается новым содержанием, старое и новое дополняют друг друга, а в новообразованиях и новаторских подходах всегда узнаются черты давности освоенного опыта. Выявление наследия — это всегда отбор, тщательное «процеживание через строгое сито» актуальности опыта прошлого.

Огромное богатство педагогических идей представляет собой духовное наследие Учителей Церкви, не устаревающее с течением времени и отвечающее на многие злободневные вопросы. Понятие религиозно-педагогического наследия необходимо в качестве гарантии исследовательской определенности — православная кладовая обладает огромным педагогическим потенциалом, и рассматривается нами как совокупность представлений об образовании, просвещении, воспитании и обучении, зафиксированных в богословских трудах Учителей Церкви. Поэтому, если мы хотим из этого наследия извлечь «урок», получить что-то педагогически ценное, следует рассматривать его (наследие) как педагогический источник, востребовать его в этом качестве. Обязательно «педагогический», потому что задачи стоят научения, извлечения уроков, воспитания посредством отчета, прежде всего самим себе. Культивирование отношения к духовному наследию как педагогическому источнику позволяет это наследие «оживить», актуализировать, включить в нашу повседневность как часть культурно-образовательной среды, понять и оценить животворящую силу осуществляемых в ней процессов.

Обращение к религиозно-педагогическому наследию Учителей Церкви, позволяет нам с учетом исторической перспективы предложить решения целого ряда проблем современной педагогики. Однако это наследие будет востребовано только тогда, когда в «современных проблемах», то есть присущих теперь сложившимся обстоятельствам, мы, наконец, увидим «вечные вопросы». Один из которых — «диалог» религии и науки, а точнее, богословия и педагогики, которые бы естественно и органично соединяли религиозное и светское, церковное и государственное. Укорененное в отечественной культурной традиции и потому естественно-органичное соединение педагогики и богословия — неотъемлемая часть опыта русской педагогики, которая всегда была и остается православной по сути, хотя и не стремится специально декларировать собственную конфессиональную принадлежность. Задачи решения этой проблемы требуют от сегодняшней российской педагогики возвращения к собственным корням и истокам, к своему, накопленному, но в XXI веке почти забытому, историческому опыту, при этом уточняя и обогащая его с учетом современной социокультурной ситуации.

В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала Православия (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, Л. Н. Голубева, А. И. Еремкин, В. И. Косик, С. И. Маслов, В. М. Меньшиков, Н. Д. Никандров, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков и др.).

Во многом благодаря работам названных авторов, сегодня российская педагогика ориентируется на продолжение и развитие собственного духовного наследия. Научно-исследовательское направление, которое сформировалось в ЕГУ, ориентируется на историко-педагогический анализ отечественного духовного наследия. Изучение персоналий (а это: Тихон Задонский, В. В. Розанов, Н. Я. Данилевский, в нашем исследовании святитель Иннокентий Херсонский), происходит в различных направлениях: историко-педагогическом, философско-педагогическом, религиозно-педагогическом.

Важно отметить, что религия, по сравнению с историей и философией, в отношении к педагогике занимает более выгодную позицию, поскольку педагогике «в сущности нужно не философское, а религиозное обоснование, то есть связывание с целостной жизнью» (46, 32). Педагогика, привитая к религиозному корню, благодаря догматикоканонической стабильности, заранее избавлена от множества антиномий и неопределенностей, связанных с обоснованием цели и принципов воспитания, разработкой и иерархичным выстраиванием ведущих категорий и т. д. Православное христианство предлагает нам целостный взгляд на человека, культурно-образовательную среду и особенности ее организации. Поэтому, «наследие, в данном случае мы понимаем не только буквально по С. И. Ожегову, но и как необходимую составляющую сегодняшней и завтрашней культурно-образовательной среды, той среды, в которой мы живем и развиваемся» (Е.П. Белозерцев).

Особую значимость, как для диалога Церкви и школы, так и для понимания культурно-образовательной среды, на наш взгляд, представляет освоение духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского (1800−1857), который снискал признательность не только в XIX веке, но уже и сейчас интерес к наследию святителя возрастает. Работа по изучению жизненного пути архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия началась с 1988 года в связи с рассмотрением вопроса о причислении Иннокентия к лику святых. Для этого на Украине были созданы в 1988 и 1989 году две комиссии.

В 1995 году Агафангелом, митрополитом Одесским и Израильским, была образована еще одна комиссия. Были изучены все печатные материалы и публикации, имеющиеся в библиотеках и книгохранилищах Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Одесской духовной семинарии и в некоторых научных библиотеках нашей страны (41,4).

Учитывая, что имя архиепископа Иннокентия глубоко почитается верующими не только Одесской епархии, но и во всей Русской Православной Церкви и за ее пределами, митрополитом Агафангелом были изучены материалы о нем с целью составления его жизнеописания для последующего рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых. Результатом этой работы явилось «Жизнеописание Одесского святителя, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова)» научно-исследовательского характера и «Житие святителя Иннокентия Херсонского». Важно отметить, что эти труды имеют хорошую базу биографических данных, но их цель существенно отличается от цели нашего диссертационного исследования, цель которого — исто-рико-педагогическая интерпретация наследия святителя. С этой точки зрения, наследие святителя Иннокентия практически не исследовано, не считая единичных публикаций (И.Я. Авдиев, А.И. Стаднюк), нам предстоит сделать в этом направлении первые шаги.

О возрастающем интересе к наследию этой гениальной личности так же свидетельствуют Рождественские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия Херсонского, прошедшие в Ельце и Липецке, а так же 3 выпуск Липецкого общественного краеведческого общества «Записки». В сборнике рассматриваются не только биографические факторы становления личности святителя, но и многогранность его деятельности.

В историю святитель Иннокентий Херсонский вошел с именем «Русского Златоуста», как педагог, богослов, проповедник, просветитель, общественный деятель, церковный историк, археолог. «Вообще не было отрасли знаний, с которою бы Иннокентий не был знаком, или которою бы, по крайней мере, не интересовался» (23, 113), — констатируют биографы. Насколько была разнообразна и плодотворна деятельность святителя, показывают оставшиеся после него сочинения, коллекция бумаг — эпистолярное наследие.

Обращаясь к многогранному опыту святителя Иннокентия Херсонского, мы находим в нем изложение теоретических проблем педагогики, касающихся человека, целей и содержания образования, педагогической деятельности и педагогического процесса, ряда дидактических требований, которыми он руководствовался в своей деятельности профессора, ректора. Но в этом качестве современной науке он мало известен. Об этом свидетельствует духовное наследие святителя Иннокентия (Нравственная антропология, Слово по освящению храма в Киевском институте для благородных девиц, Речь при заложении нового здания для Ришельевского лицея, Слово в день Нерукотворного образа или при начале академического курса). Особенно важным является для нас положение святителя Иннокентия о том, что религия вполне совместима с наукой, может и должна быть солидарна с нею в стремлении к одной общей цели — направить человечество к высшему духовному назначению. Сам Иннокентий, один из образованнейших людей того времени, являет собой пример органичного, естественного соединения науки и религии, религиозных и светских познаний. Святитель Иннокентий был не только известным богословом, но и ординарным академиком Императорской Академии наук, по 2-му отделению «русского языка и словесности».

Духовное наследие святителя Иннокентия оказало огромное влияние на нравственное развитие русского общества. Его мысли, трактаты, проповеди стали достоянием массстатьи, поучения распространялись по всей стране, содействуя возрождению духовных ценностей современности, проливая незримые лучи в будущее, в наш XXI век. Определение Священного Синода о канонизации архиепископа Иннокентия общество восприняло как долгожданное событие. Обретение честных мощей архиепископа Иннокентия состоялось 18 июля 1997 года (41, 9).

На волне возрастающего интереса к наследию святителя Иннокентия Херсонского встала потребность создания целостного образа святителя как педагога, общественного деятеля и просветителя, основанного на его мировоззрении и рассмотренного в контексте реальной ситуации в России в первой половине XIX века.

Освоение духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского осложняется отсутствием в современной исследовательской литературе представлений о том, как следует интерпретировать на языке светской педагогики религиозно-философские рассуждения, что отмечается в работах H.A. Белканова, О. В. Долженко, Т. В. Петраковой, В. А. Разумного. Но уже сегодня имеется опыт введения в научно-педагогический оборот идей и взглядов таких мыслителей России, как святитель Филарет Дроздов (митрополит Иоанн Снычев), святитель Тихон Задонский (диакон Александр Иванов), святитель Феофан Затворник (архимандрит Георгий Тертышников), С. И. Миропольский (Н.П. Рязанцева), С. А. Рачинский (М.Б. Багге), Н. И. Ильминский (H.A. Спасский), В. В. Розанов (Е.П. Бе-лозерцев, А. Е. Крикунов, А.И. Павленко), что демонстрирует востребованность и продуктивность религиозно-философских знаний для современной педагогической науки.

Вышесказанное, понимаемое нами как проблема, достойно специального изучения, что и позволило сформулировать тему настоящей диссертации «Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского».

Объект исследования: духовное наследие представителей Русской Православной Церкви.

Предмет исследования: педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского.

Цель исследования: историко-педагогическая интерпретация духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть мировоззрение святителя Иннокентия Херсонского в контексте историко-культурных и личностно-биографических факторов.

2. Охарактеризовать педагогические составляющие духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского.

3. Раскрыть основные идеи и положения духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского.

4. Представить проповедь как метод общественно-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования служат: культурно-исторический подход к изучению персоналий, позволяющий переносить акценты с хронологии на типологию исторически отдаленного объекта исследования, уверенно различать общее и особенное в наследии святителя Иннокентия Херсонскогоположение о генетической связи религиозной философии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается своеобразным синтезом науки-религии-творчества как трех форм познания мираустановка на понимание социального бытия как совокупности постоянно реинтерпретируемых культурных текстов.

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, ретроспективный анализ источников, характеризующих процесс становления и развития религиозно-педагогических взглядов святителя Иннокентия Херсонскогосистемный анализ религиозно-педагогической идеологии святителя Иннокентия Херсонскогогерменевтические процедуры, предусматривающие интерпретацию фактов действительности.

Источники исследования: труды святителя Иннокентия Херсонского религиозно-философского и религиозно-педагогического характераархивные материалы из фонда отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Украинской Национальной библиотеки (г. Киев), Одесской духовной семинариимемуарная литературапубликации эпистолярного жанраобобщающие жизненный путь и личностное становление святителя Иннокентия Херсонского работы Т. Буткевича, Н. И. Барсова, Н. Архангельского, М. Погодина, Н. Левитско-гоработы по историко-педагогической, религиозно-философской, религиозно-психологической, религиозно-педагогической проблематике.

Организация исследования. Работа состояла из следующих этапов:

Первый этап (1999;2001) — изучение литературы по теме исследования, выявление основной проблемы, разработка теоретических основ исследования.

Второй этап (2001;2002) — анализ, систематизация, обобщение архивных материалов, определение структуры и изложение диссертационного исследования.

Третий этап (2002;2003) — уточнение основных положений исследования, определение содержания и оформление диссертации.

Научная новизна работы состоит в том, что показана педагогическая направленность духовного наследия святителя Иннокентия Херсонскогорассмотрены историко-культурные и личностно-биографические факторы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения святителя Иннокентия Херсонскогоохарактеризованы педагогические составляющие духовного наследияраскрыты основные идеи и положения духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского в контексте социокультурной ситуации первой половины XIX векапредставлена проповедь как метод общественно-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования обусловлена получением новых фактов и представлений для историко-педагогической науки. Уточнено определение понятий: «духовное наследие», «образование», «просвещение», «проповедь», обоснована возможность отношения к духовному наследию святителя Иннокентия Херсонского как педагогическому источнику.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его материалов при обновлении содержания историко-педагогического образования. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании истории образования и педагогической мысли, в авторских курсах по философии и истории образования, истории педагогики, истории религии, а также в спецкурсах, связанных с вопросами православной культуры и педагогики.

Достоверность результатов исследования обусловлена выбранной методологией исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, широким кругом включенных в анализ текстов самого святителя Иннокентия Херсонского и источников религиозно-философского характера.

Положения, выносимые на защиту:

1. Целостный анализ духовного наследия представителя Русской Православной Церкви как объекта историко-педагогического феномена требует непременного обращения к исследованиям на стыке философии, истории, культурологии, религиоведения, психологии и педагогики, что позволяет организовать диалог «внутри» исследовательской традиции, служащей средством интерпретации духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского, как научно значимого в педагогическом смысле.

2. Педагогическое наследие святителя Иннокентия Херсонского рассматривается нами как совокупность представлений об образовании, просвещении, воспитании и обучении, зафиксированных в трудах богословского характера и проверенных на практике. Объективная задача состоит в извлечении уроков из этого наследия, так как в данном случае оно рассматривается как педагогический источник, имеющий онтологическую значимость.

3. Педагогические идеи святителя Иннокентия Херсонского о человеке, цели и содержании образования, педагогической деятельности и педагогическом процессе, дидактических требованиях, которыми он руководствовался в своей деятельности профессора, ректора, члена Св. Синода и Императорской Академии наук, были основаны на том, что религия органично совместима с наукой, может и должна быть солидарна с нею в стремлении к общей цели — направить человечество к высшему духовному назначению. Это позволяет утверждать, что в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского ярко выражена самобытная педагогическая составляющая.

4. Проповедь — малоизвестное понятие для педагогики, которое можно и нужно рассматривать в контексте современных наук. В нашем исследовании проповедь представляет собой дидактическое произведение, ставящее и решающее этические проблемы. Своеобразие проповедей святителя Иннокентия Херсонского заключалось", во-первых, в своевременности его реакции на злободневные общественные события, во-вторых, их содержание включало в себя не только трактовку христианского учения, но и его практическое осуществление в повседневной религиозно-нравственной жизни людей и, в-третьих, они соответствовали основным дидактическим требованиям. Тем самым, проповедь становилась общедоступной, понятной даже мало просвещенному человеку. Святитель своим личным примером, ораторским мастерством изменил отношение к проповедиона стала подлинным событием, значительным общественным явлением, одним из главнейших методов просветительства и средств воспитания.

5. Педагогические идеи духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского позволяют утверждать, что он воссоздал в России деятельность Церкви учащей, сообщил новую энергию служению русских богословов. Факты биографии святителя Иннокентия, личностные качества, его духовное достояние позволяют утверждать, что такие понятия как «софийная», «высоконравственная», «целостная», «истинно образованная», «языковая» личность существовали в русской культуре не только в умах, представлениях и размышлениях, но и в повседневной жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования. Замысел, теоретические основания и главные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ им. И. А. Бунина, на Рождественских чтениях в Ельце, на внутривузовской научно-практической конференции ЕГУ (2003), на внутривузовской научной конференции СОФ БелГУ (2003), в работе школы молодых ученых (г. Курск). Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации.

Структура диссертации определилась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Заключение

.

Проведенное исследование свидетельствует о необходимости и возможности расширения традиционных для светской историко-педагогической науки концептуальных подходов путем обращения к церковно-исторической традиции научных исследований.

Историческому сознанию сегодня необходимо обратиться к уже прожитому в отечественной культуре поиску духовных основ воспитания. Реставрация педагогических идей наиболее видных представителей Церкви (в данном случае мы рассматривали идеи святителя Иннокентия Херсонского), их включение в контекст современных педагогических знаний составляет на данный момент одну из существенных задач науки и практики. А наш исследовательский интерес свидетельствует о тех обширных возможностях роста историко-педагогических работ, который обеспечивается благодаря организации двух научных традицийсветской и церковной.

Однако на современном этапе данный диалог затруднен в связи с «проблемой языка», то есть отсутствием единства в категориальном аппарате. Опыт освоения духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского как возможного варианта православных педагогических традиций потребовал «перевода» на язык светской педагогики религиозно-философских рассуждений святителя Иннокентия. Вследствие чего были использованы следующие слова, которые можно назвать «ключевыми»: религиозно-педагогическое наследие, его составляющие, культурно-образовательная среда, просвещение, педагогическое явление, нравственное богословие, проповедь, метод.

Освоение духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского способствует организации и развитию диалога светской и религиозной традиций благодаря тому, что сохраняет и развивает духовные смыслы педагогики.

Для современной педагогики весьма важным представляется тот факт, что в случае с духовным наследием святителя Иннокентия Херсонского речь идет не просто о некоторых взглядах святителя на воспитание и образование, а об обширном духовном наследии, которое обладает богатым педагогическим потенциалом и о составляющих этого наследия, которые так представляют для истории образования не меньший интерес, чем для истории духовного образования.

Необходимый результат диалога светской и религиозной традиций — это единение церкви и школы, педагогики и богословия. В духовном наследии святителя Иннокентия оно основывается на положении о том, что религия органично совместима с наукой, может и должна быть солидарна с нею в стремлении к одной общей цели — направить человечество к высшему духовному назначению. Сам Иннокентий Херсонский, один из истинно образованных и просвещенных людей того времени, являл собой пример органичного, естественного соединения науки и религии, религиозных и светских познаний.

Святитель Иннокентий Херсонский по своим идеям принадлежал 9 золотому веку" русской культуры XIX в., времени, когда философия и педагогика пыталась определить философско-антропологический ракурс проблем образования. В XIX веке образование предстает феноменом человеческого бытия, необходимым условием человеческого способа существования в мире, когда в изначальном смысле образование есть обретение индивидом человеческого образа, когда образование являлось одновременно процессом реализации сущности человека и процессом его становления. Время становления и развития православной педагогики привело во второй половине XIX века к тому положению, что православная педагогика рассматривалась как конкретное явление педагогической культуры, которая была тесно связана с общественными духовными процессами.

Духовное наследие святителя Иннокентия Херсонского рассматривается нами как педагогическое явление, так как наследие святителя Иннокентия Херсонского — нечто большее, чем просто преломление православно-христианского вероучения в области образования. Его мы рассматриваем как конкретное явление педагогической культуры, сформировавшейся в России к середине XIX века и тесно связанной с общественными и духовными процессами.

Для современной педагогики весьма важен тот факт, что в случае с наследием святителя Иннокентия речь идет не просто о некоторых взглядах святителя касательно образования, а об обширном духовном наследии, которое обладает богатым педагогическим потенциалом и о составляющих этого наследия, которые так же представляют для истории образования не меньший интерес, чем для истории духовного образования.

Раскрывая педагогические идеи духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского важно отметить, что как представитель православной церкви и педагог, выработал собственный взгляд на такие педагогические понятия как: человек, цель, сущность и содержание образования. Своей практикой, идеями, личным примером святитель Иннокентий создал условия для раскрепощения самобытной богословской мысли. Тем самым, сделав богословскую науку частью русской литературы и живым достоянием русского общества.

Основному предмету своего преподавания — богословию — Иннокентий сообщил совершенно новое, неизвестное до него направление. До Иннокентия богословская наука практически не имела в академии никакого самостоятельного значения. В прежние богословские системы она входила только как незначительный трактат в виде предварительных понятий о науке. Святитель Иннокентий, можно сказать, сам создал эту науку, которая по его указанию, должна была определить основные начала богословствующей мысли.

Отсюда естественно вытекает и то, что святитель Иннокентий, расширяя круг специальных богословских наук, доводит его почти до пределов научно-богословской систематики конца XIX века, указав при этом на «новые», более жизненные по задачам и направлениям, методы богословия: историко-сравнительный, историко-археологический, метод исторического изучения догматов. С помощью этих методов богословская наука сопоставлялась с современными направлениями научной мысли. В различных областях знаний современной науки, в том числе и в педагогике, широко используется историко-сравнительный метод.

Святитель Иннокентий Херсонский, помимо описания пути спасения для человека, в своем духовном наследии касался общественных вопросов и вопросов просвещения. Оценивая их с христианской точки зрения, он указывал на идеальные условия общественной жизни, которые бы в лучшей степени содействовали возрождению и спасению. Святитель Иннокентий, несмотря на то, что был церковным человеком, он был человеком публичным, государственным, именно поэтому он не мог не касаться начал общественной жизни с христианско-нравственной, просветительской точки зрения.

В своем проповедническом наследии святитель Иннокентий, вышел на тот уровень, когда его проповедь стала событием, общественным явлением. А сам Иннокентий стал проводником в общественное сознание истин духовных, научных и общественных, посредством напечатанных проповедей и духовно-литературных сочинений. О чем свидетельствовал тот факт, что многие журналы того времени «Известия И-го отделения академии наук», «Журнал министерства народного просвещения», сообщали на своих страницах о каждой проповеди славного витии, появлявшейся в печати. Сообщал не просто о ее появлении, а как о событии первостепенной важности для духовно-нравственной и умственной жизни общества. Но самым главным достоянием проповеди было, то, что она стала общественно-педагогическим событием и явлением в жизни каждого человека. Все это позволяет нам говорить о проповеди как методе общественно-педагогической жизнедеятельности Иннокентия Херсонского.

Педагогические и общественно-просветительские идеи духовного наследия святителя Иннокентия Херсонского стали заметным итогом и этапом в развитии истории всей России.

Использование педагогических идей духовного наследия этого выдающегося деятеля в современной педагогике необходимо как продолжение его идеи о полной гармонии веры и знания, религии и науки, нравственного богословия с педагогикой, которая в свою очередь будет рассматриваться в качестве ее прикладной, дидактической стороны общей системы.

О необходимости данного исследования красноречиво свидетельствует тот факт, что результаты данной работы могут быть активно использованы в содержании учебных планов при подготовке специалистов-религиоведов, а так же в лекционных курсах «Введение в педагогическую профессию», курсов по выбору «Образ и смысл русской школы» и «Святоотеческая педагогика», читаемых на различных факультетах ЕГУ им. И. А. Бунина, в деятельности лаборатории «Культурно-образовательная среда Липецкой области» института усовершенствования учителей. Любое обращение к историческому прошлому (событиям, идеям, персоналиям) не ограничивается только узнаванием в этом прошлом чего-либо нового, раннее не известного. Конструктивный диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину проблем современности и тем самым по-другому оценить перспективы их решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверкий (Таушев, Александр Павлович). Руководство по гомилетике / Аверкий (Александр Павлович Таушев). М.: Православ. Свято-Тихонов. Богосл. ин-т, 2001. — 143 с.
  2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. — 558 с.
  3. , Н. Иннокентий, архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности / Н. Архангельский. Казань, 1889.-63 с.
  4. , H.H. Понятие «личность» в российской педагогике / H.H. Баркова // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 74−77.
  5. , Н.И. Архиепископ Иннокентий Борисов по новым материалам для его биографии / Н. И. Барсов СПб., 1884. — 45 с.
  6. , Н.И. К биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического / Н. И. Барсов. СПб., 1883.
  7. , Н.И. К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического / Н. И. Барсов СПб., 1886. — 30 с.
  8. , Н.И. Материалы для биографии Иннокентия Борисова, архиеп. Херсонского и Таврического: В 2 т. / Н. И. Барсов. СПб., 18 841 888.
  9. , Н.И. Несколько исследований исторических и рассуждений и вопросов современных / Н. И. Барсов. СПб., 1899.
  10. Ю.Барсов, Н. И. Письма разных лиц знаменитому архиепископу Иннокентию Борисову / Н. И. Барсов. М., 1885. — 67 с.
  11. П.Барсов Н. И. Письма с Востока к преосвященному Иннокентию, архиеп. Херсонскому. СПб., 1887. — 19 с.
  12. , Н.И. Три письма из бумаг Иннокентия, архиеп. Херсонского / Н. И. Барсов. Казань, 1885. — 15 с.
  13. З.Барсуков, Н. Жизнь и труды М. П. Погодина / Барсуков Н. СПб., 1901.-Кн. 15.-522 с.
  14. , В.Г. «Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета / В. Г. Безрогов // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 55−62.
  15. , H.A. Современная российская педагогика: в поисках духовных начал / H.A. Белканов //Собор: Альманах религиоведения. -Елец, 2003. Вып. 3. — С. 110−129.
  16. , Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования / Е. П. Белозерцев // Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. — М., 1996.
  17. , Е.П. Образ и смысл русской школы : Очерки прикл. философии образования / Е.П. Белозерцев- Моск. пед. гос. ун-т- Вол-гогр. гос. пед. ун-т- Елец. гос. пед. ин-т. Волгоград: Перемена, 2000. — 460 с.
  18. , Е.П. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа: Моногр. / Е. П. Белозерцев, JI.A. Черных. -Елец, 2003.-307 с.
  19. , Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века : Автореф.. дис. канд. пед. наук / Н. М. Белых. М., 1998. — 16 с.
  20. Библейский богословский словарь / Под ред. В. Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1995. — 567 с.
  21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейское общество, 1997. — 1337 с.
  22. , A.B. Основы православной культуры : Учеб. пособие / A.B. Бородина. М.: Покров, 2003. — 288 с.
  23. , Т. Иннокентий Борисов, бывший архиеп. Херсонский / Т. Буткевич. СПб., 1887.-419 с.
  24. , А.П. Жизнь Иннокентия, архиеп. Херсонского, и его заветы русскому народу / А. П. Бутягин. Сергиев Посад, 1907.
  25. , Ю.В. Страницы отечественного образования : Курс лекций / Ю. В. Василькова М.: МНЭПУ, 1996. — 376 с.
  26. , Ф. Преосвященный Иеремия Нижегородский и воспоминания его о преосвященном Иннокентии Херсонском / Ф. Виноградов. Н. Новгород, 1886. — 24 с.
  27. , Е.А. «Заботясь о душах подданных» : Православная школа в России первой четверти XIX в. / Е. А. Вишленкова // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 49−52.
  28. В начале пути.: Опыты современной православной педагогики: Сб. бесед и выступлений. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002. — 240 с. — (Уроки воспитания, Школа православной семьи).
  29. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н Волков. М.: Academia, 2000. -176 с.
  30. , В. Гоголь над страницами духовных книг / В. Воропаев. -М.: Астра семь, 2002. 205 с. — (Православные просветители России).
  31. , Р.Н. Очерки истории Елецкой земли / Р. Н. Воропаев, В. К. Палабугин. Воронеж, 1983.
  32. , А. Город Елец в его настоящем и прошлом. Елец, 1999.
  33. , A.A. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX в.: культурно-исторический аспект / A.A. Гагаев, П. А. Гагаев. М.: Русское слово, 2002. — 464 с.
  34. , П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике / П. А. Гагаев // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 58−63.
  35. Георгий, (Тертышников, Николай Иванович). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении / Георгий (Николай Иванович Тертышников). М.: Правило веры, 1999. — 570 с.
  36. , В. Елец веками строился / В. Горлов, А. Новосельцев. Липецк, 1993.- 178 с.
  37. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В. И. Даль. М .: Рус. язык, 1990. — Т. 3. — 556 с.
  38. , Д.В. Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский как проповедник / Д. В. Добротворский // Херсонские епархиальные ведомости. 1862. — № 3. — С. 328−356.
  39. , О.В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
  40. , Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. М., 1993. — С.336.
  41. Житие святителя Иннокентия Херсонского. Одесса: Свято-Архангело-Михайлов. жен. монастырь, 1997. — 55 с. 42.3аведеев, П. История русского проповедничества от 17 в. до настоящего времени / П. Заведеев. Тула, 1879. — 260 с.
  42. , В.П. Русские проповедники : Очерки по истории русской проповеди /В.П. Зубов. М.: Данилов, вестн., 2001. — 232 с.
  43. , A.B. Педагогическая система святителя Тихона Задонского : Автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Иванов. Елец, 2000. — 18 с.
  44. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). О путях промысла Божия в жизни человеческой / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов). -М., 1996.-144 с.
  45. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). Письма Иннокентия, ар-хиеп. Херсонского и Таврического к Гавриилу, архиеп. Рязанскому и Зарайскому / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов). М.: Изд. Император, о-ва истории, 1869. — 68 с.
  46. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). Вертоград духовный / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов). Спб., 1869. — 58 с.
  47. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). Не унывай (стихотворение) / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов) // Душеполезное собрание. 1905.-С. 148−151.
  48. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). О грехе и смерти / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов). М.: Паломник, 1996. -126 с.
  49. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). Жизнь Святого Апостола Павла / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов). М.: С-Т-С Лавра, 2000.-176 с.
  50. Иннокентий (Борисов, Иоанн Алексеевич). Слова к пастве Вологодской / Иннокентий (Иоанн Алексеевич Борисов). Вологда, 1860. -12 с.
  51. Иоанн (Маслов, И.С.). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении / Иоанн (И.С. Маслов). М., 1995. — 508 с.
  52. Иоанн (Снычев, И.М.) Голос вечности. Проповеди и поучения. / Иоанн (И.М. Снычев). СПб., 1995. — 350 с.
  53. Иоанн (Снычев, И.М.). Русь Соборная. Очерки христианской государственности / Иоанн (И.М. Снычев). СПб., 1995. — 249 с.
  54. Иоанн (Снычев, И.М.). Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания / Иоанн (И.М. Снычев). СПб., 1995. — 350 с.
  55. Иоасаф (Гапонов, B.C.), иеромонах. Воспоминания о преосвященном Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом / Иоасаф (B.C. Гапонов). СПб., 1858. — 87 с.
  56. Иосиф Волоцкий (Санин, И.И.). Просветитель / Иосиф Волоцкий (И.И. Санин). М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, монастыря, 1993. -352 с.
  57. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под. ред. А. И. Пискунова. — 2. изд., испр. и доп. — М.: Сфера, 2001. — 512 с.
  58. История философии: Запад Россия — Восток: Учебник для студ. вузов. Кн.З. Философия XIX — XX в. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой, A.M. Руткевича. — 2-е изд. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Ши-чалина, 1999.-447 с.
  59. , В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX вв. / В. М. Кларин, В. М. Петров. — М., 1996.- 123 с.
  60. , В.А. Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский и Таврический в письмах его 1822−1855 гг. / В. А. Кондаков // Русская старина. 1881. — № 12. — С. 58−590.
  61. , М.Н. Вероисповедная политика министерства народного образования российской империи XIX века : Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. Н. Костикова. Курск, 2002. — 22 с.
  62. Краткие сведения об архиепископе Иннокентии. Одесса: Изд. Одес. Кафедр. Собора, 1990. — 8 с.
  63. , Л.К. Духовная культура как система / Л. К. Круглова. -СПб., 1992.
  64. Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития: Сб. материалов науч.-практ. конф. вузов России / Елец, госуд. ун-т. Елец, 2002.
  65. , А. Школьное богословие / А. Кураев М.: Благовест, 1997. -310с.
  66. , Н. Д. Философско-педагогические взгляды Е.И. Рерих: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Д. Лащенко. Белгород, 2001. — 20 с.
  67. , В.П. За святую обитель / В. П. Лебедев. М.: Отчий дом, 2000.-224 с.
  68. , Н. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический / Н. Левитский. М., 1904. — 153 с.
  69. , М.П. Книга в России 18 19 вв. / М. П. Лепехин. — Л., 1989.
  70. , А.Е. Воспитание и духовность : Заметки православного педагога / А. Е. Лихачев // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 33−36.
  71. , А. Иннокентий Таврический Его последняя поездка в Крым и предсмертные дни / А. Логиновский // Русский архив. 1896. — № 9. — С. 59−77.
  72. , М.С. Школьный толковый словарь русского языка : Пособие для учащихся / М.С. Лопатухин- Под ред. П. Ф. Филина. М.: Просвещение, 1981. — 464 с.
  73. , А.П. Духовные светила 19 в.: Галерея портретов славнейших иерархов Отечественной Церкви за минувшее столетие / А. П. Лопухин. СПб., 1901. — Т. 1.-230 с.
  74. , И.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Сов. писатель, 1991.-480 с.
  75. Макарий (М.П. Булгаков). История Киевской академии / Макарий (М.П.Булгаков). СПб., 1843. — 226 с.
  76. Макарий (М.П. Булгаков). Православно-догматическое богословие / Макарий (М.П. Булгаков). М.: ПаломникЪ, 1999. — 598 с.
  77. , П.И. Руководство по истории Русской Церкви / П.И. Ма-лицкий. 4-е изд.—М.: О-во любителей церковной истории: Крутицкое Патриаршее Подворье- Пушкино: Изд. Дом «Грааль», 2000. — 463 с. — (Материалы по истории церкви- Кн.31).
  78. , И.И. Историческая записка о состоянии Киевской духовной академии в минувшее 50-летие / И. И. Малышевский // Труды Киевской духовной Академии. 1869. — № 11−12.
  79. , Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов- Ун-т Рос. акад. образования. 2-е изд., перераб. — М. — Н. Новгород, 2002.- 156 с.: ил.
  80. , В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В. Медушев-ский.-Мн., 2002.- 135 с.
  81. , П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1: Земля. Население. Экономика. Сословие. Государство / П. Н. Милюков. М.: Прогресс, 1993. — 528 с.: ил.
  82. А. Образ русской школы / А. Мороз, B.C. Безрукова. СПб., 2002.- 158 с.
  83. , Н. Россия и русские в мировой истории / Н. Нарочниц-кая. М.: Международ, отношения, 2003. — 536 с.
  84. , В.И. О цели просвещения / В. И. Несмелое // Православный собеседник. 1898. — № 12. — С. 594.
  85. , Н.Д. Русское православие и российская национальная идея / Н. Д. Никандров // Воспитание школьников 1999. — № 4. — С. 25.
  86. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
  87. Никон (Рождественский, Н.). Православие и грядущие судьбы России / архиепископ Никон (Н. Рождественский). М.: Свято-Успен. Пско-во-Печер. монастырь, Нов. кн., 1994. — 494 с.
  88. Новый энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И.А. Ефрон- Под общ. ред. К. К. Арсеньева. СПб.: Тип. Акционернаго о-ва «Брокгауз-Ефрон», Б. г. — Т. 19. Ивовыя — Итальянское искусство, 1987 — 978 с.
  89. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990.-528с.
  90. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- РАН- Ин-т рус. яз.- Российский фонд культуры. М., 1997.-943 с.
  91. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. В 5 т. / Редкол. B.JI. Янин. М.: Большая Рос. энциклопед., 1996. — Т.2. — 656 с.
  92. , А.И. Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В.В. Розанова: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Павленко. Елец, 2000. — 18 с.
  93. , И.У. К моим воспоминаниям об Иннокентии, Херсонском и Таврическом / И. У. Палимпсестов. СПб., 1888. — 11 с.
  94. , И.У. Мои воспоминания об Иннокентии архиепископе Херсонском / И. У. Палимпсестов СПб., 1888. — 224 с.
  95. , В. Речь, сказанная в день поминовения Киевскою Академию ее основателей, благотворителей и всех в ней учившихся /
  96. B. Певницкий // Труды Киевской Духовной академии, 1872. Кн.2.1. C. 154−166.
  97. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. образования — Авт-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 575 с. — (Библиотека антропологии).
  98. Педагогическое краеведение: Учеб. пособие. Елец, 2000. — 183 с.
  99. , Н.Е. Православное воспитание детей / Н. Е. Петров. СПб.: Статис, 1999. — 152 с.
  100. , С. (свящ.) Иннокентий, архиепископ Херсоно-Таврический / С. Петровский (свящ.) Одесса, 1901. — 47 с.
  101. , С. (свящ.) Семь Херсонских Архиепископов / С. Петровский (свящ.). Одесса, 1894. — 184 с.
  102. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие: Учеб. пособие / Платон (Игумнов). М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергие-вой Лавры, 1994. — 240 с.
  103. , О. Русская цивилизация : Учеб. пособие для формирования русского национального сознания / О. Платонов. М.: Роман-газета, 1995. — 224 с. — (Воскресный лицей).
  104. , О. Сокращенный курс русской истории с IX по XX в / О. Платонов. СПб: Шпиль., 1994. — 388 с.
  105. , Е.А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия» / Е. А. Плеханов. Владимир, 2002. — 252 с.
  106. , М.П. Венок на могилу Высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического / М. П. Погодин. М., 1867. — 310 с.
  107. Подвижники благочестия // Воронежский епархиальный вестник, 1992.-№ 12.
  108. , И.П. Педагогика: Учеб. пособие / И. П. Подласый. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 630 с.
  109. Полное собрание сочинений святителя Иннокентия Херсонского в 12 т.-СПб. -М., 1901.
  110. Полное собрание сочинений святителя Иннокентия Херсонского в 6 т.-СПб., 1908.
  111. Полный церковно-славянский словарь: Всехъ словъ объяснено около 30 000: (со внесешемъ въ него важнейшихъ древне-русских словъ и выраженш) / Сост. Г. Дьяченко. М.: Изд. отдел Моск. патриархии, 1993.- 1120 с.
  112. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни. СПб., 2000.
  113. РГИА.-Ф. 802.-Оп. 1.-Д. 1756.
  114. , H.A. Материалы для истории и статистики г. Ельца / H.A. Ридингер. Елец, 1993. — 156 с.
  115. , В.В. Опавшие листья : Лирико-философские записки / В. В. Розанов. М.: Современник, 1992. — 543 с.
  116. Русский архив. 1911. — № 10. — С. 169.
  117. Русская душа: Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. А авт. вступ. ст. C.B. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994. — 240 с.: ил.
  118. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996. 217 с.
  119. Сочинения Иннокентия Херсонского: В 3-х т. Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2000.
  120. Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной академии, архимандрита Иннокентия, протоиерея И. М Скворцова, П. С Авсенева (архимандрита Феофана) и Я. К Амфитеатрова. Киев, 1869. -363 с.
  121. Святая Русь: Энцикл. словарь русской цивилизации / Сост. O.A. Платонов. М.: Энцикл. русской цивилизации, 2000. — 1040 с.: ил.
  122. , И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин / И. Н. Сиземская // Педагогика, 2001. — № 1.-С. 63−69.
  123. , Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России В.В. Розанов / Т. В Склярова. М., 1996 .
  124. , В.А. Педагогика : Учеб. пособие / В. А. Сластенин. -М.: Школа-пресс, 1997. 512 с.
  125. И.К. История Русской Церкви. Кн. 8, ч. 2: 1700−1917 / И. К. Смолич. Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — 798 с.
  126. Собор. Альманах религиоведения / Елец. гос. пед. ин-т- Сост. П.П. Литвинов- Общ. ред. Е. П. Белозерцев. Вып. 1. Елец, 1999. — 193 с.
  127. Собор. Альманах религиоведения / Елец. гос. пед. ин-т- Сост., общ. ред. Л. Н. Голубева. Вып. 2. Елец, 2000. — 196 с.: ил.
  128. Собор. Альманах религиоведения / Елец. гос. пед. ин-т. Вып. 3. -Елец, 2003.-289 с.
  129. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров -М.: Сов. энцикл., 1988. 1599 с.
  130. Становление и развитие образовательного комплекса в условиях малого города России: Всеросс. науч.-практ. конф. ЕГУ им. И. А. Бунина. Aima mater. — 2002. — № 5.
  131. , И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и Елецкого уезда второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис.. канд. пед. наук /И.Б. Стояновская. — Елец, 2002. — 21 с.
  132. , А.И. «Корневой человек» П.А. Флоренского и проблема доктрины воспитания в России / А. И. Субетто // Энтелехия. 2002. -№ 4.-С. 103−104.
  133. , И.И. Философская герменевтика и образование / И. И. Сулима // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 36−43.
  134. , Л.В. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих / Л. В. Сурова Владимир: Изд-во Владимир, епархии, 1996. -495с.
  135. , Н. История Русской Церкви / Н. Тальберг. М.: Изд-во Сретен. монастыря, 1997. — 924с.
  136. , М.В. Рассказы из истории Русской Церкви / М. В. Толстой. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Б.г. — 736 с.
  137. , К.Д. Собрание сочинений : В 6 томах / К. Д. Ушинский. М. — Л.: Изд-во Акад. Пед. наук, 1948.
  138. К.Д. и русская школа : Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. Е. П. Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. — 189с.
  139. , О.Н. Гражданский и духовный подвиг святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, уроженца г. Ельца / О. Н. Федорова // История. Философия. Культура. Липецк, 1994. — С. 99−100.
  140. , Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Париж, 1937.-599 с.
  141. , И.Ф. Педагогика : Учебник / И. Ф. Харламов. Мн.: Университетское, 2000. — 560 с.
  142. Христианство. Энцикл. Словарь: В 3 т. Т. 2. / Редкол. С.С. Аверен-цева, А. Н. Мешкова, Ю. Н. Попова М.: Большая Рос. энцикп., 1995. — 672 с.
  143. , A.A. Значение православия в жизни и исторической судьбе России / A.A. Царевский. Казань, 1898. — 64 с.
  144. Чествование архиепископа Иннокентия (Борисова) ельчанами 15 декабря 1913 г. в Ельце // Орловские епархиальные ведомости. — 1914. № 1. — С.14−16.
  145. , И.А. История Санкт-Петербургской Александро-Невской академии. СПб., 1854. — 321 с.
  146. , Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. А. Чурсина. Елец, 2001. — 18 с.
  147. , Э.В. Д.И. Менделеев педагог и общественный деятель второй половины XIX — начала XX в. в России: Автореф. дис. канд. пед. наук / Э. В. Швакова. — Петрозаводск, 1997. — 20 с.
  148. Евгений (Шестун, Е.). Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки / Евгений (Е. Шестун). Самара, 1998.-576 с.
  149. , H.JI. К.Д. Ушинский и H.A. Бердяев: Духовность как нравственная основа личности / H.JI. Шеховская // Педагогика. -2002. № 5. — С. 77−82.
  150. , П.С. Философия России XVIII века: Учеб. пособие / П. С. Шкуринов. М.: Высш. шк., 1992. — 256 с.
  151. Энциклопедия проповеди. Практическая гомилетика: В 4-х т. -Спб.: Лествица, Диопра, 2000.
  152. , Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты / Н. П. Юдина // Педагогика. 2002 — № 8. — С. 35−38.
  153. , М. Высокопреосвященный Иннокентий (Борисов), как профессор богословия Киевской Духовной академии / М. Ястребов // Труды Киевской Духовной академии. 1900. — № 12.
Заполнить форму текущей работой