Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены психолого-педагогические условия формирования информационной культуры будущего специалиста лесного комплекса, включающие: создание информационной, гуманитарно-ориентированной среды через внедрение в учебный процесс спецкурса информационно-культурологической направленности, разработку гуманитарных оснований учебных дисциплин, использование Интернетадиагностику уровня сформированности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки
    • 1. 1. Генезис понятия «информационная культура»
    • 1. 2. Проблема информационной культуры в философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Роль и место информационной культуры в становлении будущих инженеров лесного комплекса
    • 1. 4. Гуманитаризация образования как важное средство формирования информационной культуры будущего специалиста
  • Выводы
  • Глава 2. Пути и средства формирования информационной культуры будущих инженеров в процессе гуманитарной подготовки
    • 2. 1. Модель процесса формирования информационной культуры будущих инженеров в условиях технического вуза
    • 2. 2. Программно-целевой подход к формированию информационной культуры будущих инженеров в процессе гуманитарной подготовки
    • 2. 3. Интернет как средство формирование информационной культуры специалиста
    • 2. 4. Методика проведения исследования и результаты опытноэкспериментальной работы
  • Выводы

Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей мощью информационных и коммуникационных технологий, что представляет собой, но мнению многих ученых (Р.Ф.Абдеев [1], Г. Г. Воробьев [30], Э. С. Демиденко [60], Н. Н. Моисеев [86], В. Трайнев [131]) по существу глобальную информационную революцию, которая по своему масштабу и последствиям во много раз превосходит промышленную революцию XIX века и научно-техническую середины XX столетия.

Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности: экономика, политика, культура, образование, окружающая среда и многие другие. Для человека грядущего информационного общества единство мира оказывается уже не идеологической абстракцией, а фактом повседневной жизни. Реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, неограниченного возрастными рамками. Обучение с использованием новых информационных технологий, например, электронных коммуникаций, существенно расширяет кругозор обучающихся и их контакты, лучше учитывает их индивидуальные особенности и потребности, создает возможности усвоения ими самых современных знаний и умений.

Однако, информатизация несет с собой не только оригинальные решения различных общественных вопросов, но и многочисленные проблемы. Наиболее важной из них является недооценка социокультурных аспектов данного процесса, что порождает представление об информатизации как об исключительно инженерной, технологической задаче. Такое проявление технократического мышления, когда целью развития человечества видится технический прогресс, по справедливому мнению академика Д. С. Лихачева [67], не только не имеет перспективы, но и опасно, ибо по сути своей лишено нравственного начала. На самом деле техника, наука, информатизация являются лишь средствами для развития человека, а цель — сам человек, его культура.

Осознание опасности технократизма, стремление поставить современные достижения науки и техники на служение людям требуют усиления роли и значения гуманитарных знаний, воспитания профессионалов различных сфер деятельности с гуманитарным складом мышления и высокой информационной культурой. Достижение каждым членом современного общества высокого уровня информационной культуры не только обеспечит необходимую адаптацию человека к современной, информационно-культурной среде, но и создаст базу для осуществления рационального и одновременно комфортного информационного поведения во всех сферах деятельности.

Современные представления об информационной культуре специалиста сложились в результате воздействия процессов информатизации на профессиональную сферу. Для данного исследования важное методологическое значение имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации. Эти концепции рассматриваются в работах М. В. Арапова [14], А. И. Арнольдова [15,16], Н. П. Ващекина [25], В. А. Виноградова [28,29], А.И. Раки-това [100] и других авторов. Важное значение представляют работы, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (Р.Ф. Абдеев [1], Ю. Ф. Абрамов [2], Т. П. Воронина [32], В. А. Копылов [72, 73], Н. Н. Моисеев [86], А. Д. Урсул [132,133]), так и зарубежными учеными (Д. Белл [19], У. Дайзард [49], Г. Кан [63], О. Тоффлер [130]). Исследования, определившие тенденции изменений профессиональной сферы под влиянием процессов информатизации, были проведены С. Зубовым [56,57], К. К. Колиным [71], Э. П. Семенюком [110,111].

Появление в начале 1970;х годов термина «информационная культура» в отечественной научной литературе произошло именно под влиянием изменений, происходящих в сфере управленческого труда, и связано с именем Г. Г. Воробьева [30]. Дальнейшее развитие представлений об информационной культуре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена.

Философско-мировоззренческий подход появился в работах А. П. Суханова [123,124] и был в дальнейшем развит такими учеными как В. М. Петров [95], Э. П. Семенюк [109, 110, 111], А. Д. Урсул [132,133,134,135,136], Ю. А. Шрейдер [153], Н. И. Юзвишин [156].

Культурологический подход в научной разработке данного явления становится доминирующим и находит свое отражение в работах А. И. Арнольдова [15, 16], Н. П. Ващекина [25], В. А. Виноградова [29], И. И. Горловой [38], А. А. Гречихина [46].

В психолого-педагогической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективность дистанционного образования и использование новых информационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информационной культуры, затрагивающие методологическую и методическую стороны в области образования, нашли отражение в работах А. А. Андреева [7], В. Н. Васильева [24], Г. Г. Граника [43], P.M. Грановской [45], Л. П. Гурьевой [48], В. Н. Демкина [50], Д. Ш. Матроса [80], Н. В. Серковой [113], А. Е. Сережкиной [112], A. J1. Семенова [107], В. А. Терехина [129] и многих других.

В сфере профессионального образования вопросы формирования информационной культуры будущих специалистов чаще всего рассматриваются на основе монодисциплинарного подхода, связанного, как правило, с одним из следующих направлений:

— основы библиотечно-библиографических знаний (С.Г.Антонова [12,13], Н. А. Коряковцева [74], В. А. Минкина [85], Б. А. Семеновкер [108], Н. А. Сляднева [115], В. А. Фокеев [138]);

— основы информатики и научно-технической информации (М.Н.Капранова [64], А. П. Суханов [124], В. Ф. Сухина [125], А. М. Цыганенко [127]);

— вычислительная техника и основы компьютерной грамотности (Л.У. Глухова [36], Л. Н. Зеленова [54], Е. А. Ракитина [99], В. В. Тарасенко [128]) — культура чтения, основы рациональной работы с книгой (JI.A. Анисимова [10], Е. В. Заика [53]).

В публикациях М. Г. Вохрышевой [33], И. И. Горловой [38,39], Н.И. Ген-диной [35], Н. Б. Зиновьевой [55], Е. А. Медведевой [81], Н. В. Ходяковой [145] представлены различные экспериментальные варианты преподавания курсов «Информационная культура» в школе, средних и высших учебных заведениях. Исследователи Ю. С. Зубов [56, 57], М. Н. Капранова [64], Т. А. Полякова [98] настоятельно рекомендуют включить в обязательную часть стандартов высшей школы цикл дисциплин информационно-культурологической направленности, продолжить разработку учебных курсов, формирующих информационную культуру личности и расширить отраслевые рамки вузов для их преподавания.

Большое значение для понимания сегодняшнего уровня информационной подготовки специалистов и перспектив его развития имеет сложившееся на данный момент положение в области информационно-компьютерной подготовки школьников и формирования их информационной культуры. Эти проблемы нашли отражение в работах Л. У. Глуховой [36], М. Н. Капрановой [64], Е. А. Ракитиной [99].

Такое разнообразие подходов к исследованию данной проблемы обусловлено тем, что современная ситуация в области формирования информационной культуры специалиста характеризуется наличием острых социальных противоречий. Среди них — противоречие между уровнем развития информационной среды и качеством подготовки специалистовмежду постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями индивида к ее восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельностимежду осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и низким уровнем сформированности знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельностимежду гуманитарной культурой и культурой технократической.

Анализ научных представлений о путях разрешения этих социальных проблем, показал, что наиболее перспективным в этой области является гуманитарный подход. В отечественной науке это направление сравнительно новое, однако, оно получило уже достаточно активное развитие и распространение. Это нашло свое отражение в работах М. В. Арапова [14], Л. И. Вербицкой [26], Р. И. Петруневой [96], В. М. Шепеля [150]. Сложившаяся практика гуманитарной подготовки специалистов, прежде всего, в техническом вузе не отвечает в должной мере современным требованиям развития информационной культуры будущих инженеров. Этот факт находит подтверждение в исследованиях С. Г. Антоновой [13], В. Виноградова [29], О. В. Долженко [51], Н. Б. Крыловой [75], Р. Петруневой [96]. Многие выпускники технических вузов, имея достаточно прочную основу профессиональных знаний, не владеют навыками творческой деятельности, не испытывают потребности в постоянном самообразовании и повышении уровня профессиональной культуры, важной составляющей которой является информационная культура, плохо владеют современными информационными технологиями.

Будущему специалисту, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией и приемами программирования, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов.

Актуальность решения всех этих проблем настоятельно требует усиления роли и значения гуманитарных знаний, особенно в технических вузах. Это определяет потребность в разработке психолого-педагогических условий формирования информационной культуры специалиста с учетом мировоззренческих, социальных, психологических, этических, технологических и эмоционально-эстетических характеристик и обусловливает выбор темы нашего исследования «Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки». В таком аспекте проблема исследуется впервые.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки инженеров лесного комплекса.

Предметом исследования является формирование информационной культуры будущих специалистов лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки.

Цель исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий эффективного формирования информационной культуры у будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки с использованием новых информационных технологий (Интернет).

Гипотезой исследования принято предположение о том, что формирование основ информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса будет более эффективным и адекватным современному процессу информатизации общества, если:

— на основе анализа современных концепций гуманитаризации образования обосновано значение гуманитарной подготовки для формирования информационной культуры специалистов лесного комплекса;

— педагогическая деятельность в процессе гуманитарной подготовки строится на основе модели формирования информационной культуры будущего инженера лесного комплекса;

— управление процессом формирования информационной культуры осуществляется на основе программно-целевого подхода к решению данной проблемы, объединяющего усилия всех преподавателей, занятых подготовкой специалистов в вузе;

— формирование информационной культуры будущих инженеров осуществляется с использованием новых коммуникационных технологий, в частности.

Интернета;

— будущие специалисты осознают смысл и ценность информационной культуры для своей профессиональной деятельности, владеют современными диагностическими средствами и методами определения и оценки уровня сформированное&tradeличной информационной культуры и способны на основе приобретенных знаний, умений и навыков к ее саморазвитию и самосовершенствованию.

В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования предусмотрено решение следующих задач:

1. Раскрыть содержание понятия «информационная культура» как компонента общей и профессиональной культуры будущих инженеров лесного комплекса;

2. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования информационной культуры общества и личности, используя философскую, социологическую, культурологическую и психолого-педагогическую литературу.

3. Выявить социально значимые функции гуманитарной подготовки для формирования информационной культуры специалиста;

4. Разработать модель процесса формирования информационной культуры у будущего инженера лесного комплекса.

5. В соответствии с программно-целевым подходом к формированию информационной культуры специалиста определить содержание спецкурса «Основы информационной культуры инженера», разработать учебно-методический комплекс «Моя специальность — инженер лесного хозяйства» в качестве гуманитарного основания отдельной дисциплины, использовать возможности Интернета.

Методологической основой исследования являются принципы диалектики и теории познанияфилософские идеи о единстве теории и практики, об активной сущности человеческой деятельностинаучно-исторический подход к изучению феномена информационной культурыединство исторического и логического в исследовании общественных явлений с учетом новых подходов к разработке проблемы информационной культуры личности: информациологи-ческого, культурологического, гуманитарного, гуманистическогоконцепция целостного подхода к рассмотрению педагогического процессаобщепедагогические и психологические основы образования.

Теоретической базой исследования являются современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, JI.C. Выготский, В.Н. Мясищев) — фундаментальные работы отечественных ученых-педагогов (Ю.К. Бабанского, И. Я. Лернера, В. П. Беспалько, М. Н. Скаткина, Л.Д. Столяренко), концепции жизненного и профессионального самоопределения и становления личности (В.Я.Ляудис, Е. А. Климов, К. К. Платонов, Е. М. Павлютенков, М. В. Ретивых, С. Н. Чистякова, П.Р. Атутов) — теория технологической подготовки (В.Д.Симоненко) — учение о политехническом образовании (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, А.А. Васильев) — теория организации самостоятельной познавательной деятельности (Б.Г. Ананьев, И. Я. Лернер, В.П. Давыдов).

Важное значение для исследования имели работы С. Г. Антоновой, М. Г. Вохрышевой, И. И. Горловой, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубова, Н. Б. Крыловой, М. В. Петрова, Э. П. Семенюка, освещающие вопросы формирования профессиональной и информационной культуры, системы знаний специалиста, информационного мировоззрения и информационного поведения в условиях современного обществатеория метаинформации, разработанная Ю. А. Шрейдером.

Для реализации цели и задач данного исследования использовались следующие методы:

— теоретические (анализ и синтез научной литературыабстрагирование, конкретизация, аналогияизучение и обобщение педагогического опыта по проблеме формирования информационной культуры специалиста);

— эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, тестии рование, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент) — - статистико-математические методы по обработке экспериментальных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа на базе Брянской государственной инженерно-технологической академии. Всего исследованием было охвачено 420 студентов 1 и 2 курсов лесохозяйственного и механического факультетов академии (констатирующий эксперимент), 150 студентов 2 курса лесохозяйственного и механического факультетов (формирующий эксперимент), 28 преподавателей и 60 инженеров лесного хозяйства.

Первый этап (1997;1999 г. г.) — поисково-теоретический. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования были определены его параметры, предмет, структура, границы, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (1999;2000 г. г.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня сформированности информационной культуры студентов 1 и 2 курсов лесохозяйственного и механического факультетов. Была разработана модель процесса формирования информационной культуры будущего инженера, определены содержание, методы, формы и средства педагогической деятельности. В данный период проводился также формирующий эксперимент, в ходе которого на основе программно-целевого подхода были выявлены психолого-педагогические условия формирования информационной культуры студентов академии.

Третий этап (2001;2002 г. г.) — обобщающий. На этом этапе осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проводились уточнение и корректировка теоретических и экспериментальных данных, осуществлялась статистическая обработка материалов исследования, обобщались результаты эксперимента и формировались выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснован и экспериментально проверен программно-целевой подход к формированию информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки, разработанный на основе модели процесса ее формирования;

— выявлены психолого-педагогические условия формирования информационной культуры будущего специалиста лесного комплекса, включающие: создание информационной, гуманитарно-ориентированной среды через внедрение в учебный процесс спецкурса информационно-культурологической направленности, разработку гуманитарных оснований учебных дисциплин, использование Интернетадиагностику уровня сформированности информационной культуры студентов, учитывающую индивидуальные психологические особенности и отраслевую специализациюопределение интегративных критериев сформированности информационной культуры специалиста, позволяющих дифференцировать студентов на уровневые группы (низкий, средний, высокий) и функциональных показателей (информационная активность, информационный стиль мышления, готовность к информационному общению, технологическая готовность, эмоциональная активность, мировоззренческая активность), характеризующих сформиро-ванность информационной культуры в соответствии с ее содержанием.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в:

— обосновании значения гуманитарной подготовки для формирования информационной культуры будущего инженера;

— разработке модели процесса формирования информационной культуры у будущего инженера;

— обосновании возможности формирования информационной культуры посредством Интернета.

— Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработан и апробирован спецкурс «Основы информационной культуры инженера»;

— разработан и внедрен в педагогический процесс учебно-методический комплекс «Моя специальность — инженер лесного хозяйства», включающий рабочую программу, методические указания для студентов 1 и 2 курсов по специальностям 260 400, 260 500, 170 400 и видеофильмы «Лесохозяйственный факультет» и «Лесосечные работы»;

— разработана методика определения уровней сформированное&tradeинформационной культуры специалиста.

На защиту выносятся:

1. Положения о том, что эффективность процесса формирования информационной культуры будущего инженера лесного комплекса обуславливают учет современных требований информатизации общества, усиление роли и значения гуманитарных знаний при подготовке специалистов в технических вузах, комплексный программно-целевой подход к формированию информационной культуры, предусматривающий использование новых информационных технологий (Интернет) и диагностику информационной культуры.

2. Модель процесса формирования информационной культуры, являющаяся основой педагогической деятельности по формированию у будущих инженеров информационной культуры в процессе гуманитарной подготовки.

3. Целевая комплексная программа формирования информационной культуры инженера, разработанная на основе модели и предусматривающая внедрение в учебный процесс спецкурса информационно-культурологической направленности, разработку гуманитарного основания отдельной дисциплины, использование новых информационных технологий (Интернет).

4. Критерии сформированности информационной культуры у инженера лесного комплекса, позволившие дифференцировать студентов на уровневые группы (низкий, средний, высокий уровни) и функциональные показатели (информационная активность, информационный стиль мышления, готовность к информационному общению, технологическая готовность, эмоциональная активность, мировоззренческая активность), характеризующие сформированность информационной культуры в соответствии с содержанием.

Достоверность результатов исследовательской работы обеспечивают: методологическая обоснованность исходных теоретических положенийнеобходимый объем выборкиадекватность методов исследования его целям и задачамразнообразие методов исследованиярепрезентативность опытно-экспериментальных данныхсочетание качественного и количественного анализавнедрение результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования посредством личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы на лесо-хозяйственном и механическом факультетах (ЛХФ и МФ) Брянской государственной инженерно-технологической академии (БГИТА) — обсуждения результатов исследования на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства, кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета, выступлений на международной, всероссийской, межрегиональной, внутривузовской научно-методических конференциях (Брянск, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002). По результатам исследования опубликованы статьи и тезисы (10 публикаций).

Структура диссертации. Диссертационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы (162 наименования) и приложения.

Выводы.

В контексте решения глобальных проблем человечества информатизация рассматривается как деятельностный процесс все более полного овладения информацией с целью повышения интеллектуального уровня человечества и на этой f х нове гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека. С учетом происходящих в современной обществе процессов информатизации, и их влиянием на профессиональную подготовку специалистов проблема разработки модели формирования информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса приобретает особую актуальность.

Анализ внешних и внутренних условий формирования информационной культуры специалиста, определение системообразующих компонентов модели (структура ПВК будущего инженера лесного хозяйства и осознание будущими специалистами необходимости овладения информационной культурой на основании своих информационных потребностей, интересов и мотивов) позволили создать модель процесса формирования информационной культуры и обозначить цель, задачи и психолого-педагогические условия её- реализации.

В русле этого процесса были рассмотрены содержание информационной культуры будущего инженера (мировоззренческий, этический, психологический, социальный, технологический и эмоционально-эстетический компоненты), методы, формы и средства её- формирования, разработаны критерии оценки результатов деятельности воспитателей и воспитанников.

Создание модели обусловило необходимость обоснования программно целевого подхода к формированию информационной культуры, средствами реализации которого стали:

• определение содержания междисциплинарного курса «Основы информационной культуры инженера»;

• разработка гуманитарного основания отдельной дисциплины, изучаемой в вузе, и профессии в целом (учебно-методический комплекс на английском языке «Моя специальность — инженер лесного хозяйства» и опыт работы Лесного института);

• активное использование Интернета.

Разработанная модель и программно-целевой подход к формированию информационной культуры будущего инженера послужили теоретической основой для организации опытно-экспериментальной работы со студентами 1 и 2 курсов лесохозяйственного и механического факультетов (420 человек) на базе.

Брянской государственной инженерно-технологической академии.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в два этапа: констатирующий и формирующий эксперименты.

В ходе констатирующего эксперимента в соответствии с разработанными нами критериями, характеризующими информационную культуру личности, с помощью тестирования, анкетирования и педагогического наблюдения была произведена дифференциация студентов на уровневые группы, что позволило определить исходный уровень сформированности их информационной культуры. Анализ данных проведенного исследования показал, что исходный уровень сформированности информационной культуры у студентов 1 и 2 курсов лесохо-зяйственного и механического факультетов оказался низким.

На формирующем этапе эксперимента в соответствии с разработанной нами моделью и на основании программно-целевого подхода к формированию информационной культуры в учебный процесс академии для студентов 2 курса лесохозяйственного и механического факультетов был внедрен новый спецкурс «Основы информационной культуры инженера» в объехме 32 часов.

Учитывая, что рр^работка гуманитарных оснований профессии и каждой отдельной дисциплины, изучаемой в техническом вузе, способствует формированию информационной культуры будущего специалиста, мы реализовали эту идею, создав и внедрив в процесс обучения английскому языку учебно-методический комплекс «Моя специальность — инженер лесного хозяйства». Для формирования информационной культуры будущих специалистов были использованы возможности Интернета.

Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, полная реализация предложенных нами дидактических условий позволила решить ряд важных информационно-культурологических задач и значительно повысить уровень сформированности информационной культуры студентов, принявших участие в педагогическом эксперименте.

Заключение

.

Процессы информатизации, охватившие все сферы жизнедеятельности современного общества (экономику, культуру, образование, науку), стали причиной обострения многих противоречий. Поскольку, сегодня образование вло-дит в число глобальных проблем человечесгва, и «именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации» [133], выявление этих противоречий и их разрешение становится задачей огромной важности.

К числу наиболее значимых противоречий, связанных с процессами информатизации и имеют место в сфере профессионального образования, относятся противоречия между увеличивающимися потоками информации и возможностями индивида к их восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельностимежду осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и невысоким уровнем знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельностимежду традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, и культурой технократической, рассматривающей индивидов как элемент современных технологиймежду относительно высоким чт овнем владения фундаментальными знаниями по специальности и уровнем культуры их использования.

Проведенноеследование показало, что разрешение всех указанных противоречий возможно в рамках формирования информационной культуры специалиста в процессе гуманитарной подготовки, которая приобретает огромную значимость в условиях технического вуза.

В ходе исследования решались следующие задачи: 1 «^общение и конкретизация основных закономерностей генезчса понятия «информационная культура» на основе анализа научной литературы по проблеме исследования показали, что сложность определения данного феномена заключается в двойственности его природы. Понятие «информационная культура» основано на двух универсалиях: «информация» и «культура». Этот факт стал причиной того, что исследование данного явления проводится в рамках многих наук.

Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы пришли к заключению, что информационная культура — это явление особой качественной сложности, обусловленное не только развитием научно-технического прогресса, электронных средств обработки, хранения и передачи социальной информации, но и представляющее собой сложную деятель-ностную инфраструктуру, пронизывающую все сферы человеческой жизнедеятельности на протяжении всех исторических эпох и все стадии развития индивида как социального существа и личности.

2. Анализ знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения всех видов деятельности будущего инженера лесного комплекса, на основе квалификационных характеристик по направлениям подготовки специалистов «Лесное хозяйство» (260 400), «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (260 500), «Машины и оборудование лесного комплекса» (170 400) и исследование специфики данной профессии согласно классификации, разработанной Е. А. Климовым, позволили уточнить структуру ПВК инженера лесного комплекса, определить роль и место информационной культуры в становлении будущего специалиста лесного хозяйства.

В результате проведенного анализа мы пришли к следующему выводу: важное место во всех видах деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно-конструкторской) будущего инженера занимают знания, умения и навыки, необходимые для эффективной работы с информацией и структура его мировоззренческих, этических и эстетических ориентаций, ментальные способности и сформированная устойчивая ответственность за создание, распространение и использование информации.

3. Формирование вышеуказанных качеств, знаний, умений и навыков информационной культуры будущего специалиста требует усиления роли и значения гуманитарной подготовки, так как именно гуманитарные знания являются основой воспитания духовности будущего инженера, позволяют актуализировать и демонстрировать гуманитарные и морально-нравственные аспекты профессиональной деятельности, способствуют принятию инженерно-административных решений с учетом рациональных, экологических, эстетических и морально-этических аспектов.

4. На основании полученных научно-обоснованных выводов была разработана модель процесса формирования информационной культуры у будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки. Данная модель определила цель, задачи, психолого-педагогические условия формирования информационной культуры, её- содержание, методы, формы и средства, а также критерии оценки результатов деятельности воспитателей и воспитанников. Она явилась теоретической основой для организации опытно-экспериментальной работы со студентами 1 и 2 курсов лесохозяйственного и механического факультетов Брянской государственной инженерно-технологической академии, в которой приняли участие 420 студентов.

5. В соответствии с разработанной моделью и на основании программно-целевого подхода к формированию информационной культуры специалиста были выявлены следующие психолого-педагогические условия эффективности данного процесса:

— создание информационной, гуманитарно-ориентированной среды посредством внедрения в учебный процесс академии спецкурса информационно-культурологической направленности, разработки гуманитарных оснований профессии и каждой отдельной дисциплины, изучаемой в вузе, и использования Интернета.

— диагностика уровня сформированное&tradeинформационной культуры студентов с учетом их индивидуальных, психологических особенностей и отраслевой специализации;

— определение интегративных критериев сформированное&tradeинформационной культуры, позволивших дифференцировать студентов на уровневые группы низкий, средний, высокий уровни) и шести групп функциональных показателей (информационная активность, информационный стиль мышления, готовность к информационному общению, технологическая готовность, эмоциональная активность и мировоззренческая активность), характеризующих сформированность каждого отдельного компонента информационной культуры.

6. Реализация предложенной нами системы дидактических условий в ходе педагогического эксперимента позволила решить следующие задачи:

— сформировать у студентов профессионально-важные качества, характеризующие основные уровни развития информационной культуры;

— сформировать у студентов убеждение в необходимости владения высокой информационной культурой для успешной профессиональной деятельности;

— сформировать у студентов стремление к саморазвитию и самосовершенствованию личной информационной культуры.

В результате опытно-экспериментальной работы удалось значительно повысить общий уровень информационной культуры студентов 2 курса лесохозяйственного и механического факультетов, принявших участие в формирующем эксперименте (всего 150 человек). Положительные изменения отмечены во всех уровневых группах. Сравнительные данные по факультетам до и после опытно-экспериментальной работы (в процентах) являются следующие:

ЛХФ: высокий — 10,2 и 15,1- средний — 27,9 и 41,2- низкий — 61,9 и 43,7.

МФ: высокий — 9,6 и 14,8- средний — 26,7 и 41- низкий — 64,7 и 45,1.

Результаты педагогического эксперимента показали, что самые значительные изменения отмечены на мировоззренческом и социальном уровнях информационной культуры за счет увеличения объема информационных знаний студентов и формирования у них информационного тезауруса и на технологическом уровне вследствие дальнейшего развития у студентов умений эффективно осуществлять целенаправленный поиск, обработку, хранение, передачу и использование информации в учебно-профессиональной деятельности. Формирование информационной культуры — это единый, целостный и взаимосвязанный процесс, а значит, развитие этих компонентов информационной культуры оказало положительное влияние на формирование других ее компонентов: психологического, этического и эмоционально-эстетического. Это нашло свое выражение в формировании информационного стиля мышления, что проявляется умении решать учебно-профессиональные задачи с учетом рациональных, морально-этических и эстетических аспектов, в умении прогнозировать последствия принимаемых решений, в активизации готовности к информационному общению на основе общепринятых этических норма и правил поведения в инфосреде, в осознании необходимости использования многообразия различных информационных источников, способствующих развитию сферы высших чувств и эстетического вкуса, а также стремления к познанию и самосовершенствованию.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы формирования информационной культуры специалиста. Дальнейшего изучения треб’тот вопросы содержания информационной культуры, необходима более тщатет^ая разработка форм, методов и средств организации педагогической деятельности, направленной на формирование информационной культуры. В исследовании нуждаются и вопросы координации деятельности всех социальных институтов, призванных участвовать в формировании информационной культуры личности и общества. Недостаточно изучены также вопросы психолого-педагогической диагностики процесса формирования информационной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизгции. М.: Владос, 1994.-336 с.
  2. Ю.Ф. Картина мира и информация: (Философские очерки): -Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1998. 318 с.
  3. В. Информатизация: Приобретения и утраты // Высшее образование в России. 1999, — № 5, — С.89−92
  4. А.Н., Кашин С. А. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста // Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ.: Сб.науч.тр. Вып 1. — М.: НИИВО, 1992. — С.52−61
  5. Е., Езерский В., Антонов А. Компьютеризация и дидактика: Поле взаимодействия // Высшее образование в России. 1999, — № 5, — С.83−88
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 230 е., 287 с.
  7. А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. 1997, — № 4, — С. 16−19
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. -318 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспек-Пресс, 1999. — 373 с.
  10. Л.А. Обучение работы с текстом по специальности: Ав- ореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1999. — 18 с.
  11. С.Г. Информационное мировоззрение: К во осу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации куль) ы: Сб.статей. -Вып.З.-М.: 1996. С.23−28
  12. С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994, — &bdquo-ч 1, С. 82−89
  13. С.Г. Информационная культура специалиста: Гуманитарные основания // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994.1. С.110−117
  14. М.В. Предвидимые изменения в информационной среде общества // НТИ, Сер.2, — 1991, — № 1, — С. 1−6
  15. А.И. Информация общечеловеческая ценность // Проблемы информатизации культуры: Сб. статей. — Вып. 3. — М.: 1996. — С. 13−24.
  16. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.
  17. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. — 199 с.
  18. B.C. Педагогика: Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во ЕИПУ, 1996. — 344 с.
  19. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технокритическая волна на Западе / Под ред. М. Е Гуревича. М.: Прогресс, 1986. — С.330−415
  20. И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России // Высшее образование в России. 1997, — № 1, — С. 14−20
  21. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
  22. Еуланова-Топоркоьа М.В., Духовцова А. В., Столяренко Л. Д. и др. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д., 1998. — 383 с.
  23. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Нижний Новгород, 1991.- 138 с.
  24. В.Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // ИНФО. 1996, — № 2, -С.7−8
  25. Н.П. Информатизация обпгиства кг.к феномен культуры // Информатика и культура: Сб научн.тр. Новосибирск, 1990. — С. 24−49.
  26. Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. 1996, — № 1. — С.79−85
  27. Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине: Пер. с англ. /Под ред. Г Н.Пивоварова. М.: Наука, 1983. — 343 с.
  28. В.А., Скворцов JI.B. Информационные потребности и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информации. 1990, — № 4. — С.4−5
  29. В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры// Высшее образование в России. 2000, — № 2. — С.40−42
  30. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.-303 с.
  31. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. -М.: 1995.- 111 с.
  32. Т.П., Кашицин В. П., Молчанов О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 206 с.
  33. М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. — С.117−124
  34. JI.C. Педагогическая психология / Под ред В. В. Давыдова. -М.:Педагогика Пресс, 1999. — 534 с.
  35. Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар.научн.конф.Краснодар-Новороссийск, 17−19 сент. 1997 г.: Тезисы докл. Краснодар, 1997. — С. 102−104
  36. Глухова Л. У. Формирование основ информационной культуры у учащихся 5−7 классов в процессе обучения информатики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. — 19 с.
  37. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  38. И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. -С.90−102
  39. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы // Высшее образование в России. 1994, -№ 1, -С. 20−29
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление подготовки 656 200. М.: МО РФ, 2000. — 20 с.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление подготовки 230 100. М.: МО РФ, 2000.-22 с.
  42. Г. Г., Самсонова А. И. Роль ус и аки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. 1993, -№ 2, С.72−79
  43. Ю. Шанс на выживание интеллект. // Высшее образование в России. — 1999, — № 5, С.39−47
  44. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Спб.: Изд-во Спб ПУ, 1991.-206 с.
  45. А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. — С. 12−39
  46. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. 1996, — № 1,-СП 7−121
  47. Л.П. Психологические последствия компьютер" — ?ции: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 1993, — № 3, — С.5−6
  48. У. Наступление информационного века // Новаятехнократическая волна на Западе / Под ред. П.С. М.: Прогресс, 1986. — С.35−38
  49. В., Руденко Т., Серкова Н. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000, — № 3, С.124−128
  50. О.В., Шатуновский В. А. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.- 191 с.
  51. Ю.Л. Выступление на закрытии И Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Проблемы информатизации высшей школы. 1996, — № 2(6), — С.95−96
  52. Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Харьков: Изд-во ХГУ, 1998. — 115 с.
  53. Л.Н. Формирование информационной культуры у студентов: Автореф.дисс.канд. пед. наук. М.: 1996. -18 с.
  54. Н.Б. Информационная культура личности Краснодар, 1996. — 136 с.
  55. Ю.С., Петров В. М. Интеграция духовного мира личности и общества как задача информационного мировоззрения // Проблемы информационной культуры: Сб статей. М.: 1996. — Выпуск 3. — С.13−24
  56. Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. — С.5−11
  57. Информатика: Учебник / Под. ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 768 с.
  58. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Межвуз.научн.конф. Краснодар-Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.: Тезисы докл. Краснодар, 1993. — 243 с.
  59. Историческая поступь культуры: Земледельческая, урбанистическая, ноосферная / Под ред. Э. С. Демнценко. Брянск, 1994. — 192 с.
  60. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр.ст./ ЛГУ.
  61. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-338 с.
  62. В.В. Коммуникативность как основная черта устно-речевого общения // Иностран. язык для специалистов. М.: Наука, 1990. — С.89−95
  63. Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. — С.195−215
  64. М.Н. Информационно-компьютерная составляющая профессиональной подготовки: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.: 1998. — 16 с.
  65. О.В. Формирование информационной культуры у студентов технических вузов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 2001.-19 с.
  66. В.Г. Контуры системы образования XXI века // ИНФО. 2000, — № 5. — С. 2−7
  67. В.Г. Образование и цивилизация // ИНФО. 1996, — № 5,-С.21−28
  68. Г. А. Методика интенсивного обучения ин. языкам. М.: Высшая школа, 1986. — 101 с.
  69. Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  70. Е.А. Высшая школа объект проектирования // Концептуальные вопросы высшего образования: Сб.научн.тр. — М.: НИИВО, 1991. — С.14−23
  71. К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. 1996, — № 2, — С.20−21
  72. В.А. Еще раз о термине «информатизация» // НТИ, Сер.1, -1994,-№ 8, С.4−7
  73. В.А. Информационное законодательство и информационное общество // НТИ, Сер. 1.- 1997, № 1, — С. 12−15
  74. Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке: Автореф. дисс. канд. гед. наук. М.: 1999. — 19 с.
  75. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  76. Культурология. XX век. Энциклопедия: Т.1. Спб.: 1998. — 447 с.
  77. М. Информатика и технология: Компоненты педагогического образовачия // ИНФО. 1991, — № 6, — С.3−8
  78. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. Т.1 — 391 е., Т.2 — 318 с.
  79. Ь.С., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образовани ' Высшее образование в России. 1994, -№ 1, — С.30−52
  80. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 173 с.
  81. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 1990. 136 с.
  82. М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.-702 с.
  83. А.А. Гармония и дисгармония личности: Философско -этический очерк: Перевод. М.: Политиздат, 1990. — 221с .
  84. В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. 1995, — № 4, — С.27−32
  85. Н.Н. Человек и ноисфера М.: Молодая гвардия, 1990 — 351 с.
  86. В.Н. Психология отношений: Избр.психол.труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Воронеж: Ин-.- практ. психологии: НПО :<�МОДЭК", 1998. -363 с.
  87. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1936.-451 с.
  88. К.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. -М: 1988.- 118 с.
  89. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 302 с.
  90. Основы профессиографии. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед.вузов. Брянск, 1991. — 75 с.
  91. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В. А Бухбиндер, Н. Л. Белоцерковская, И. В. Бессонова и др. Киев: Вища школа, 1990.-247 с.
  92. В.Н., Пазюк Л. К. Организация языкового материала пои обучении устной речи на иностранном языке на профессиональные темы // Проблемы высшей школы: Сб.научн.тр. Киев: 1992. — Вып. 76. — С. 105−109
  93. В.Т. Кризис цивилизации и нерешенное проблемы информатизации // НТИ, Сер.2. 1993, -№ 12, — С.1−9
  94. В.М. Гуманитарные науки и формирование информационного мировоззрения // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. — С.34−51
  95. Р., Дулина Н., Токарев В. Гуманитарная среда в инженерном вузе // Высшее образование в России. 1999, — № 5, — С.48−50
  96. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений-Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 168 с.
  97. Т.А. Формирование информационной культуры '-лециалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология: Автореф. дисс. какд.пед.наук. М.: 1999. — 19 с.
  98. Ракитин? Е. А. Формирование у учащихся умения принятия решения в современной информационной среде на уроках информатики: Автореф.дисс.канд.пед.наук Тамбов, 1997.- 18 с.
  99. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-286 с.
  100. Н. И. Крупное А.И. Личностный аспект модели специалиста и квалификационнь пактеристик в учебно-воспитательной работе вуза.\Психологическа" а вуза: Принципы, опыт работы: Сб. на>чн.тр. -М.: НИИВО, 1993. С. ЗЗ--, *
  101. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Ноосфера: Устойчивс-е развитие. Алма-Ата, 1996. — С.22−28
  102. С.Л. Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997.-463 с
  103. В., Халман Н, Эстер П. Политические культуры социальные изменения. М.: 1998. — 342 с.
  104. В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. 1987, — № 1, — С.23−24
  105. С.М. Менеджмент в образовании: Теория и практика. М. 1993.-212 с.
  106. А.Л. Образование, информатика, компьютер // ИНФО. 1995.- № 5, С.6−11
  107. .А. Будущее государственной библиографии как части информационной культуры в условиях инфО(, иатизации 7 Проблемы информационной культуры. Сб. статей. М.: 1994. — С.207−215
  108. Э.П. Информационная культура общества v прогресс информатики // НТИ, Сер.1. 1994, — № 1, — С. 1−811и. Семенюк Э. П. Информатизация общества, культуры, личности. // НТИ, Сер.1, 1993,-№ 1, — С.1−8
  109. Э.П. Информационный подход к познанию действительности.- Киев: Наукоьа цумка, 1988. 240 с
  110. А.Е. Особенности психических состояьий пользователей компьютеризованного учебного процесса // Психология и практика: Ежегодник
  111. Российского психологического общества: Т.4. Ярославль: 1998. — Вып.5. -С. 19−24
  112. В.Д. Основы технологической культуры: Книга для учителей. М.: Брянск, Изд-во БГТУ, 1998. — 268 с.
  113. Н.А. Библиографический метод как элемент информационной культуры // Проблемы информационной культуры: Сб. статей -М.: 1994. -С.207−215
  114. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. — 481 с.
  115. Г. Л., Шошников К. Б. Феномен персональных ЭВМ: философско-методологический аспект // Вопросы философии. 1996, — № 6, -С.42−55
  116. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 1630 с.
  117. Т.Н., Гончуков П. Н. Словарь трактовки понятия «информация». М.: 1997. — 168 с.
  118. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. — 824 с.
  119. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 1996.-736 с.
  120. Страницы автобиографии А. И. Вернадского. М.: 1981.-237 с.
  121. А.П. Информация в жизни человека. М.: Политиздат, 1983. -112с.
  122. А.П. Информация и прогресс / Отв.ред. А. П. Симанов. -Новосибирск: Наука, Сиб.отд., 1988. 190 с.
  123. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992. -112 с.
  124. А.К. Превратности научных идей. М.: Молодая гвардия, 1991.-270 с.
  125. Н.Ф. Теоретические разработки модели специалиста // Современная высшая школа. 1986, — № 2, — С.41−48
  126. В.В. Самоорганизация фрактального способа освоения коммуникаций сложного мира и образование // Синергетика и образование: Сб.статей. М.: Изд-во «Гнозис», 1997. — С. 47−52
  127. В.А. Психологические акспекты дистанционного обучения // Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества: Т.4 Ярославль, 1998. — Вып.5. — С.112−128
  128. О. Третья волна // США: экономика, политика, идеология. -1982,-№−7-11,-С.79−82
  129. В. Россия в грядущем информационном мире // Высшее образование в России. 1996, — № 6, — С.11−19
  130. А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ, Сер.1. 199,. — № 2, — С. 1−11
  131. А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты // НТИ, Сер.2. 1994, — № 12, — С. 1−8
  132. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М.: Дон, 1990. — 167 с.
  133. А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975. — 275 с.
  134. А.Д. Социальная информатика: состояние и перспективы // Высшее образование в России. 1994, — № 1, — С.63−72
  135. К.Д. Собрание сочинений: Т.2 / гл. ред. М. И. Кондакова. -М.: Педагогика, 1988. 492 с.
  136. Фокеев В. А. Библиографическое знание в историко-культурномt
  137. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М.: Прогресс, Универс, 1995.-251 с.
  138. P.M., Шошийташвили И. А. Вокруг Интернета: надежды, иллюзии, факты // НТИ, Сер.1. 1997, — № 6, — С. 15−17
  139. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  140. А.И. Глобализация информации. Сетевое информационное общество // НТИ, Сер.1. 1997, — № 5, — С.36−37
  141. Э.С. Социально-психологчиские особенности творческой активности инженеров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 160 с.
  142. Н.Г., Заботина Р. И. Теория управленческих решений. -Киев: Высшая школа, 1981. 248 с.
  143. Н.В. Информационная культура специалиста: Учебно-методическое пособие. Волгоград, Изд-во ВЮИ МВД России, 1999−56 с.
  144. А. Курс предпринимательства: практическое пособие: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. В.Рыбалкина. М.: Международные отношения, 1993.-352 с.
  145. B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  146. Шеннон Клод. Работы по теории информации и кибернетики: Пер. с англ. М.: Мир, 1971.-382 с.
  147. В.М. Управленческая гуманиторология //Высшее образование в России. 199, — № 1, — С.72−74
  148. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. -М: Л.: Наука, 1985.- 175 с.
  149. П.Н. Современная социальная психология в США. М.: Наука, 1979.-229 с.
  150. Ю.А. Информация и культура // НТИ, Сер.2. 1991, — № 8, -С. 1−9
  151. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. В. Г. Осипова. -М.: 1995.-936 с.
  152. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: 1997. — 480 с.
  153. Н.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. -М.: Радио и связь, 1996. 215 с.
  154. И.С. О диагностической функции обучающих программ // Психологическая служба вуза: Принципы, опыт работы: Сб.научн. тр. М.: НИИВО, 1993. — С.68−73
  155. Янг Стэнли. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972. -453 с.
  156. Education in the Age of Information: The challenge of technology. -Manchester: New York: Manchester University Press, 1993. 139 p.
  157. The art of reading: Contexts for writing / E. Lould R.DiYanni, W. Smith, G.Stanford. New York: McGrow Hill Publishing Co, 1990. — 695 p.
  158. Robertson CI. Globalization. London: Paul Chapman Publishing Ltd, 1992.- 198 p.
  159. Yankelovich D. New rules: Searching self-fulfilment in world turned respidedom. New York, Random House, 1981. — 278 p.
Заполнить форму текущей работой