Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое влияние на формирование речевой культуры учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В скобках дана сноска на первоисточник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (стр.). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. таковой. Речевая дезориентация детей ведет и к речевой некомпетентности. Современная педагогика выделяет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогического влияния на формирование речевой культуры учащегося основной школы
    • 1. 1. Речевая культура учащегося — как педагогическое понятие 1. 2. Зависимость формирования речевой культуры учащихся от их возрастных особенностей
    • 1. 3. Модель педагогического влияния на формирование речевой культуры учащегося 5−6 классов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Описание экспериментальной работы по проведению проверки влияния комплекса педагогических условий на формирование речевой культуры учащегося
    • 2. 1. Цели и задачи экспериментальной работы по проверке влияния комплекса педагогических условий на речевую культуру учащихся
    • 2. 2. Методическая система педагогического влияния на формирование речевой культуры учащихся 5−6 классов
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическое влияние на формирование речевой культуры учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование речевой культуры человека на современном этапе является одним из главных ориентиров в образовании многих стран. Диалог культур в мировом сообществе возможен при наличии у его участников развитой восприимчивости к иноязычию. «Человек, который владеет речевой культурой иностранного языка, осознает себя частью мировой культуры. У него появляется возможность понимать общечеловеческие культурные ценности и быть приобщенным к ним. Кроме того, он может представлять культурные ценности своей страны средствами развитой иноязычной речи"1. (147) •.

Речевая иноязычная культура учащегося проявляется в возможности решения общечеловеческих проблем и получении доступа к мировым культурным ценностям.

Коммуникативно приемлемое построение речи ребенка путем формирования его речевой культуры будет влиять на взаимопонимание и согласование действий с людьми, принадлежащими к разным культурам.

По последним данным речевая организация современного школьника недостаточна для осуществления межкультурной коммуникации. Ученик не умеет точно и свободно формулировать мысль, высказывать мнение, его лексический набор ограничен и это создает монотонность в общении, приводит к обедненно-сти индивидуальной речи. В речи детей отсутствуют целые пласты литературной лексики, что препятствует интеллектуальному развитию личности ребенка. Школьник часто отказывается читать классическую и научную литературу, что отучает его мыслить, отрицательно влияет на его отношение к лучшим образцам мировой культуры.

Средства массовой информации сетуют на то, что жаргон превращается в престижную модную речь. Он чувствует себя свободно везде. Жаргонный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных. Последствием этого становится то, что школьники не осознают жаргон как.

В скобках дана сноска на первоисточник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (стр.). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. таковой. Речевая дезориентация детей ведет и к речевой некомпетентности. Современная педагогика выделяет проблему речевой культуры школьника, особенно младшего подростка, как одну из главных. Но в педагогической науке до сих пор отсутствует определенная картина речи младшего подростка, соотнесенная с его возрастным развитием. Становится все более очевидным, что формирование и педагогическое содействие речевой культуре подростка необходимо на основе личностно-ориентированного развития ребенка.

Для того чтобы строить новые воспитательные модели, программы, нам важно знать: что происходит в среде подростков, на какие ценности они ориентируются, какие тенденции характеризуют состояние их речевого и неречевого сознания, их потребности и интересы.

С помощью изучения родного и иностранного языков, и формирования своей речевой культуры на основе этого, школьник сможет правильно и осознанно заимствовать в свою речь иностранные слова, выражения, термины и грамматические структуры. В средствах массовой информации отмечается, что очень часто дети используют иностранные слова в речи только для придания ей экспрессии, и редко, когда для смысла. Смысл при употреблении иноязычных слов выступает в лучшем случае,.как фон. Такое употребление заимствований ведет к просторечию в среде школьников, смысл подавляется, а нужное значение вообще выводится из речевой ситуации.

Дети часто используют англицизмы и слова из других иностранных языков в речи («шузы» — ботинки, «хайр» — волосы, «кэш» — наличные деньги), тем самым, обедняя свой язык семантически. Языковая среда подростка характеризуется игрой лексических значений из разных языков в сочетании с общелитературной формой родного языка («приколоть» — разыграть, «достать» — надоесть, «тормозить» — не понимать). Такая речь привлекает молодежь. Но к молодежному сленгу легко «прилипает» уголовный жаргон, жаргон мелких торговцев и разный другой «язык», который не только нежелателен, но и опасен для школьника. Ребенок может стать жертвой в столкновении с антисоциальными явлениями.

Многие дети не различают речевых стилей и используют в речи устаревшие слова, много неологизмов, книжную лексику, что засоряет речь. В речи современного школьника часто наблюдается десемантизация языковых средств путем грамматических и синтаксических изменений в предложении.

Изучение иностранного языка, как средства коммуникации накладывает на учащегося немалую ответственность за свою иноязычную речевую культуру. Ему предстоит представлять свою страну и уровень своей образованности. От того, насколько точно и ясно учащийся сможет представить себя на иностранном языке, зависит то, как о нем подумает представитель другой нации. Изучение иноязычной речевой культуры помогает школьнику стать полноценным человеком своего общества.

Вышесказанное выявило малоизученную ранее проблему воспитания речевой культуры у младшего подростка. Данная педагогическая проблема является следствием обострения следующих противоречий.

1. Противоречие между языковыми и речевыми требованиями к учащимся, перешедшим в 5 класс, где предмету иностранного языка отводится большое количество часов, и отсутствием педагогических условий со стороны педагога, чтобы вывести ученика на требуемый уровень.

2. Нераскрыта зависимость речевой культуры от речевых способностей учащихся 5−6 классов. Требования Госстандарта по иностранному языку основной школы и возрастными особенностями и происходящими изменениями в физиологии и психологии младшего подростка находятся в несоответствии.

3. Отсутствие учета системно-синергетического и гуманно-ориентированного подходов в программах по иностранному языку, что отрицательно сказывается на личностном развитии ученика 5−6 классов.

Проработав ряд педагогических источников по проблеме формирования речевой культуры учащихся, были обнаружены также следующие недочеты.

1. Отсутствуют данные о зависимости формирования речевой культуры младшего подростка и его возрастных особенностей.

2. Недостаточно разработан материал о создании комплекса педагогических условий для влияния педагогом на формирование речевой культуры ребенка.

3. Недостаточно разработана теоретическая база формирования языковых и речевых требований у младших подростков, изучающих иностранный язык.

4. В учебном материале по содержанию образования в 5−6 классах не достаточно отражены взаимоотношения между людьми, что препятствует полноценному общению.

5. В педагогической литературе содержится недостаточное количество сведений о речевых ценностях, на которые должны быть ориентированы учащиеся при изучении речевой культуры.

Таким образом, актуальность проблемы воспитания у подростка речевой культуры и обнаруженные нами в педагогической науке недочеты по этой проблеме обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое влияние на формирование речевой культуры учащихся».

Цель исследования: разработать и обосновать модель педагогического влияния на формирование речевой культуры у учащихся 5−6 классов в процессе изучения иностранных языков.

Объект исследования: процесс формирования речевой культуры у учащихся в основном звене школы.

Предмет исследования: педагогическое влияние на формирование речевой культуры учащихся.

В исследовании введено ограничение: работа выполнена на лингвистическом материалеописание модели педагогического влияния на формирование речевой культуры учащихся произведено на примере преподавания предмета углубленного английского языка в 5−6 классах.

Предмет и цель исследования обусловили формулировку следующей гипотезы. Формированию речевой культуры учащегося способствует модель педагогического влияния, в которой учитываются возрастные особенности, и учителем создается комплекс следующих педагогических условий.

1. В учебном материале, раскрывающем содержание образования по гуманитарным образовательным областям, отражаются отношения между людьми.

2. В учебном материале предусматриваются задания для самостоятельной работы, в которых дети могли бы излагать свою жизненную позицию, свое мнение об отношении к себе и о взаимоотношениях с другими людьми.

3. Учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется с ориентиром на общепринятые социальные ценности, относящиеся к речевой культуре.

Если создать вышеописанные педагогические условия, то мы ожидаем результат измененного состояния речевой культуры, а именно: а) повышение мотивации к общениюб) адекватное соотношение речи учащегося и действительности и в) идентичность речи учащегося с общечеловеческими ценностями о речевой культуре.

Выдвинутая гипотеза определила решение следующих задач исследования.

1. Уточнить понятие «речевая культура», обосновать ее начальное состояние и определить уровни.

2. Сформулировать и обосновать комплекс педагогических условий, который обеспечит эффективность формирования речевой культуры учащегося.

3. Разработать модель педагогического влияния комплекса условий на формирование речевой культуры учащегося.

4. Апробировать и внедрить в практике образовательного процесса модель педагогического влияния.

Методологическую основу исследования составляет системно-синергетический подход, который имеет ряд авторов, таких как А. Н. Аверьянов, И. С. Добронравова, Е. Н. Князева, А. В. Лимаренко, Дж. Николис, И. Пригожин, Г. Н. Сериков, Н. М. Таланчук, Г. П. Щедровицкий, П. М. Эрдниев и многие другие.

Синергетическое видение мира во многих трудах, в частности, педагогических, является новым взглядом на мир. Это изменение во всей концептуальной сетке мышления. Синергетический взгляд на речевую культуру школьника осуществляет переход от бытия к событию педагога и ученика. Внимание педагога направлено не просто на порядок, а на конкретность, кооперативность педагогических элементов, которые лежат в основе образовательного процесса. Синергетический метод является способом создания реальности, где формирование речевой культуры учащегося происходит в тесном сотрудничестве педагога и ученика.

Синергизм определяет такие свойства педагога и ученика, которые являются естественными свойствами для образовательного процесса. Синергизм базируется на сплочении педагогического и ученического коллектива. Межличные интересы его членов направлены на создание таких педагогических условий, которые бы способствовали формированию благоприятного речевого общения в ученической среде.

В науке уже имеется множество исследований, которые позволяют нам заниматься этой проблемой, но их количество недостаточно, а также отсутствуют конкретные решения воспитательного значения в подходе к формированию речевой культуры у школьника.

Теоретическую основу исследования составляют: концепция о гуманно-ориентированной педагогике, системно-синергетическая концепция (А.Н.Аверьянов, И. С. Добронравова, М. Н. Дудина, Е. Н. Князева, И. Пригожин, Г. Н. Сериков, Н. М. Таланчук, П. М. Эрдниев и др.) — деятельностный подход в педагогике воспитанияконцепция различий в теории воспитанияпринцип целенаправленности и готовности в обученииконцепция о здоровьесбережении в гуманном образовании (И.О.Котлярова, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков и др.) — концепция механизма формирования отношений и подбор соответствующих методов для общения на уроке (В.В.Краевский, Б. Т. Лихачев, А. Я. Найн и др.) — теория рефлексии (М.М.Бахтин, А. Буземан, И. И. Павлов, Ф. Райс, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, С. Ю. Степанов, Н. А. Фомин и др.) — коммуникативная теория (О.В.Афанасьева, И. Н. Верещагина, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов и др.) — социокультурная концепция о диалоге двух культур (В.В.Сафонова, Е. Н. Соловова и др.) — теория о культуре речи (В.В.Виноградов, А. Я. Найн, Н. С. Поспелов и др.) — концепция опоры на языковые образцы (И.Л.Бим и др.) — теория формирования понятий у детей и концепция речевой эвристической деятельности (Л.С.Выготский А. А. Леонтьев, С. Н. Лысенкова и др.) — теория о словотворчестве и творческом мышлении (Ж.Пиаже, О. Ю. Сивков и др.) — концепция об использовании эмоциональной лексики в речи (И.В.Арнольд и др.) — теория возрастных изменений (В.А.Аверин, А. С. Белкин, Ф. Райс, М. М. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, О. А. Сиротин и др.) — концепция о формировании у учащихся учебных умений (А.В.Усова и др.) — концепция о «коммуникативном круге» (Б.Н.Головин, С. И. Ожегов, Л. В. Успенский, Г. П. Щедровицкий и др.) — концепция о комплексе педагогических условий (П.Я.Гальперин, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, Г. Н. Сериков, М. Н. Скаткин и др.) — теория об интонационной синтагме (В.Д.Аракин, С. М. Берковская, Г. Н.Иванова-Лукьянова и др.) — лингвистическая теория (М.Я.Блох, В. В. Виноградов, Ф. де Соссюр и др.) — теория языковых уровней (А.А.Леонтьев, И. И. Халеева и др.) — концепция «Ев-ропортфель и европейские языковые уровни» (Н.Д.Гальскова, З.Н.Попова-Никитенко, И. И. Халеева и др.) — теория о валентности английского глагола (О.Есперсен, Н. Ф. Иртеньева, Л. Теньер, Г. Хельбиг и др.) — теория коммуникативных стилей и текстов (В.П.Белянин, В. В. Соколова и др.) — концепция погружения в языковую среду (М.Н.Щетинин и др.) — концепция понимания смысла текста (Дж.Р.Андерсон, С. А. Блохина, М. Л. Вайсбурд, В. Кинч, А. Н. Леонтьев, А. С. Штерн и др.) — концепция о признаках и параметрах речевой культуры.

И.А.Зимняя, Т. А. Ладыженская, М. О. Фаенова и др.).

База и этапы исследования: экспериментальная работа проводилась на семинарах лаборатории теории и методики профессионального образования, ЮУрГУв школе № 4 и в гимназии № 93 среди учащихся 5−6 классов по предмету «иностранный язык». Исследование проводилось в период с 1999 по 2003 годы и включало 3 этапа.

Первый этап (1999;2000 гг.) — Изучение философской, психолого-педагогической, лингвистической, филологической, социокультурологической литературы по вопросам теории методики и педагогики, методологии педагогического общения. Проведение обзора научной литературы для выявления признаков речевой культуры учащихся, их отбор (нами было изучено и отобрано 6 основных признаков).

Основные методы первого этапа: анализ научной философской, психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеменаблюдение (тестирование, беседа, анкетирование, интервьирование, организация самооценки) и констатирующий эксперимент. В констатирующем эксперименте одновременно проводилось пилотажное исследование Российского пилотного проекта «Языковой портфель для России» в рамках общеевропейского проекта «Европейский языковой портфель» на базе МОУ № 93, в котором участвовали учащиеся 5 классов.

Наблюдение за речевыми способностями учащихся 5−6 классов. Выявление и изучение факторов, под которыми речевые способности формируются. Подбор лингвистического материала из учебников иностранного языка для 5−6 классов, европейских учебников, а также методической и другой литературы на иностранном языке для использования ее в качестве примеров, иллюстрирующих наши научные исследования.

Проводилось определение и изменение гипотезы исследования с целью подробно объяснить сущность формирования речевой культуры у учащегося, а также сопровождающего ее речевого поведения. Исследовалась связь формирования речевой культуры с образованностью личности учащегося. Разработка таблицы, о зависимости педагогического влияния на формирование речевой культуры ученика от выработки уровней его образованности.

Формулировка объекта и предмета исследования. Изучение степени нашего субъективизма относительно реальности, путем беседы с учащимися, анкетирования и наблюдения. Проведение ряда тестирований среди учащихся 5 и 6 классов с целью установить реальные факты сформированности речевой культуры у ребенка по отношению с спроектированным нами образцом речевой культуры.

Формирование коммуникативных умений, новых технологий преподавания английского языка.

Второй этап (2000;2001 гг.) — Изучение научной литературы об основных сферах психофизиологического развития учащихся 5−6 классов (половое, познавательное и социальное). Разработка обоснования возрастных особенностей у детей 5−6 классов и определение понятия «образовательный процесс», направленный на формирование речевой культуры у детей, которые являются младшими подростками.

Методы второго этапа: теоретические (обобщение, систематизация и моделирование) — эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ результатов, самооценка, формирующий эксперимент) и статистические (методы первичной обработки результатов).

Постановка задачи моделирования о том, чтобы углубить наши знания о речевой культуре детей и сопровождающем ее речевом поведении. Изучение научной литературы о речевом поведении, под влиянием которого происходит формирование речевой культуры. Такой литературой являются социальные и психологические труды о поведении и рефлексии детей, социокультурные труды о речевой культуре.

Разработка модели педагогического влияния на формирование речевой культуры учащегося и комплекса педагогических условий. Построение двух схем: «Модель педагогического влияния условий на формирование речевой культуры учащихся 5−6 классов» и «Обратная связь модели педагогического влияния условий на формирование речевой культуры» (схемы моделей даны в научной работе, с. 110−111). Во время разработки второй схемы проводилась работа по описанию процессов рефлексии учащегося, как о способности сигнализировать о понимании происходящей лингвистической работы на уроке.

В коммуникативной практике рефлексия является важным компонентом, так как на ее основе выстраивается речевое взаимодействие субъектов образования. Нами проводилось изучение ряда научно-исследовательских работ о процессах развития внутренней лингвистической работы ученика. Это явилось результатом идеи об использовании метода анализирования во время коммуникации на уроках английского языка.

Создание методического обеспечения реализации модели педагогического влияния условий на формирование речевой культуры учащегося.

Третий этап (2002;2003 гг.) — Корректировка модели педагогического влияния в зависимости от проводимых исследований. Обобщение и систематизация результатов теоретического и экспериментального исследований. Проведение формирующего и контрольного педагогического эксперимента с целью, проверить подходит ли модель для ее практического использования.

Методы данного этапа: теоретические (структурирование эмпирической фактологии, обобщение и систематизация теоретических положений исследования) и статистические (компьютерная обработка данных и графическое отображение результатов).

Экспериментальная работа выполнялась на примере преподавания иностранного языка в основной школе. Экспериментальная работа состояла из двух этапов. На первом этапе измерялись такие показатели, как полнота усвоения и употребления учеником признаков речевой культуры и точность усвоения и употребления учеником признаков речевой культуры. На втором этапе выстраивалась динамика измерения показателя логичности употребления признаков речевой культуры и результативности употребления признаков речевой культуры. Экспериментальная работа проводилась согласно гипотезе построения (науч. раб., с. 7), исходя из которой, учитель должен внедрить комплекс трех педагогических условий, направленный на формирование речевой культуры у учащихся.

В ходе экспериментальных исследований выстраивались графики по проверке усвоения признаков речевой культуры учащимися. Во время каждого второго «среза» на двух экспериментальных этапах при построении учебных заданий учитывались возрастные особенности учащегося 10−12 лет, и они сравнивались с результатами каждого первого «среза», в котором возрастные особенности ребенка учтены не были. После первого этапа экспериментальной работы кривые линии на графиках 5 и 6 научной работы наглядно показали, что в «экспериментальных» группах, где учителем иностранного языка систематически из урока в урок внедрялся комплекс педагогических условий, показатели речевой культуры у детей были намного выше. На рис. 8 диссертации приводятся результаты уровня образованности «контрольных» и «экспериментальных» групп в сравнении, где изображен «скачок» по следующим показателям речевой культуры: аудированию, лексике и фонетике у учащихся.

На следующем этапе экспериментальной работы приводятся показатели динамики роста усвоения учащимися признаков речевой культуры. Они представлены в работе в табл. 8. Такие показатели, как рост «понимания и употребления безэквивалентной лексики» и «пересказ текста» в «контрольных» группах, которые отставали от «экспериментальных», увеличились, когда в них провели внедрение комплекса педагогических условий.

В конце педагогического эксперимента были выстроены две диаграммы (науч. раб., рис. 7 и 13) по показателям сформированности речевой культуры учащихся. При сравнивании диаграмм видно, что показатели речевой культуры по уровням образованности у учащихся во всех группах повысились.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено педагогическое понятие «речевая культура» учащегося, ее признаки (звуковое оформление речи, достаточный словарный запас, чистота речи, выразительность речи, понятность и ясность речи, точность и правильность речи). Выделены и обоснованы три уровня речевой культуры — начальный, продвинутый и высокий.

2. Разработана модель педагогического влияния на формирование речевой культуры учащегося 5−6 классов, составляющими которой являются возрастные особенности ребенка и комплекс педагогических условий.

3. Обоснован комплекс условий организации образовательного процесса для учителя английского языка, включающий в себя три педагогических условия: а) в учебном материале, раскрывающем содержание образования по гуманитарным образовательным областям, отражаются взаимоотношения между людьмиб) в учебном материале предусматриваются задания для самостоятельной работы, в которых дети могли бы излагать свою жизненную позицию, свое мнение об отношении к себе и о взаимоотношениях с другими людьмив) учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется с ориентиром на общепринятые социальные ценности о речевой культуре.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1) в уточнении и конкретизации понятия «речевая культура» учащегося 10−12 лет, в описании и обосновании зависимости речевой культуры младшего подростка от его возрастных особенностей. Это понятие позволяет использовать его к проблемам исследования. Сформулировано новое определение понятию «образовательный процесс», направленный на формирование речевой культуры учащегося 5−6 классов;

2) в разработке модели педагогического влияния на формирование речевой культуры учащегося. Модель служит подтверждением положений теории гуманно-ориентированного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработан комплекс педагогических условий влияния на формирование речевой культуры младшего подростка для учителя иностранного языкавыявлены и разработаны образовательные и воспитательные методы в процессе педагогического воздействия на формирование речевой культурыопределены три уровня речевой культуры учащегося.

Комплекс педагогических условий может быть использован в образовательном процессе в учреждении общего образования, ориентированном на углубленное изучение английского языка, как иностранного.

Положения, выносимые на защиту.

1. Речевая культура учащегося, как совокупность признаков (звуковое оформление речи, достаточный словарный запас, чистота речи, выразительность речи, понятность и ясность речи, точность и правильность речи) служит ориентиром в разработке модели педагогического влияния на формирование речевой культуры учащихся.

2. Модель педагогического влияния, разработанная с учетом возрастных индивидуальных особенностей (состояние социальных изменений, состояние изменений в познавательной активности, состояние физиологических изменений), а также потребностей детей в намерениях самореализации, способствует росту уровня речевой культуры учащихся.

3. Формирование речевой культуры у учащихся основной школы осуществляется в комплексе с целью присвоения ими гуманистичности и качества образования. Комплекс педагогических условий содержит три условия, изложенные в гипотезе (Введение дис., с. 7).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены выполнением исследования на единой методологической основе, в соответствии с системно-синергетическим подходом к гуманно ориентированному образованиюсогласованностью выводов и результатов с достижениями современной педагогикирепрезентативностью и полнотой выборки респондентовповторяемостью эксперимента. Достоверность обеспечивается достаточной длительностью эксперимента, неоднократным воспроизведением его результатов в условиях педагогической практики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:

1. В ходе выступлений с докладами на семинарах лаборатории кафедры педагогики профессионального образования, ЮУрГУ.

2. В контрольных и экспериментальных исследованиях на базе школы № 4 и гимназии № 93. В эксперименте участвовало более 200 учащихся. По экспериментальной методике в течение двух лет работали 18 групп учащихся.

3. Во время участия на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях в ЧИДПОПРмежрегиональных научно-практических конференциях в ЧГТТУ г. Челябинска.

Выводы по второй главе.

1. Если учитель иностранного языка учитывает в образовательном процессе изучаемый им объект, как систему, то он достигает того, что учащиеся умеют взаимодействовать друг с другом во время речевого процесса.

2. Самостоятельная работа, направленная на повышение творческой активности учащихся и стимулирование их учебно-познавательной деятельности, а также мотивации к изучению иностранных языков, положительно действует на формирование речевой культуры. Благодаря учебно-дидактическим действиям, разработанными учителем, у учащихся формируется самоконтроль.

3. В систему учебно-дидактических методов для формирования речевой культуры учителем иностранного языка должны вноситься не только общедидактические цели, но и способности и личные потребности учащегося, его индивидуальные качества и намерения в изучении предмета.

4. Модель педагогического влияния положительно действует на формирование речевой культуры учащихся 5−6 классов и улучшает степень их образованности.

5. Модель педагогического влияния действует на образованность учащегося по показателям речевой культуры по-разному. Показатели «понимание текста», «словарный запас» и «звуковое оформление речи» во всех группах имеют достаточно хороший уровеньа показатели «осмысленность воспроизводимого» во всех группах и «беглость воспроизводимого» в «контрольных» группах требуют корректировочной работы педагога и подбор специальных педагогических методов и приемов.

7. Использование методов педагогического влияния способствует формированию речевой культуры учащихся 5−6 классов по всем показателям. Для достижения положительного результата учитель использует следующие методы в работе: метод разъяснения учащимся целесообразности изучения каждого слова на иностранном языкеметод оказания посильной языковой помощи учащихся друг другуметод опоры на личный опыт каждого учащегося и учет его индивидуальных целей в изучении иностранного языкаметод убеждения учащихся в формировании у них потребности приобщения к мировым ценностямметод упражнений и приучения учащегося к тренировке основных видов речевой деятельности и др.

Проведенное исследование выявило ряд актуальных проблем, которые нуждаются в изучении: исследование некоторых педагогических методов и средств в воспитании умения общения среди подростков разного полаизучение возможностей отдельных учебных предметов в формировании речевой культуры учащихся и многие другие. i 156.

Заключение

.

Анализируя полученные в ходе нашего исследования теоретические и практические результаты, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенное нами научное исследование позволило уточнить уже известное в педагогике понятие «речевая культура» и с помощью анализа необходимой литературы выделить шесть основных ее признаков (звуковое оформление речи, достаточный словарный запас, чистота речи, выразительность речи, понятность и ясность, точность и правильность).

Формирование речевой культуры опирается на совершенствование данных признаков с помощью подобранной системы учебных методов, изложенной в работе.

2. Опираясь на теоретические и практические результаты, отраженные в исследовании, были выделены три уровня речевой культуры (начальный, продвинутый и высокий), с помощью которых учитель формирует речевую иноязычную культуру учащегося. Тем самым учитель содействует присвоению учеником степени образованности.

3. Процесс педагогического влияния на формирование речевой культуры учащегося 5−6 классов целесообразно осуществлять на системно-синергетическом подходе, предполагающем тесное сотрудничество педагога и учащегося. Идея о системно-синергетическом подходе позволяет рассматривать процесс как систему педагогических элементов: три группы возрастных особенностей учащихся 5−6 классов (физиологические, социальные и изменения в познавательной активности), комплекс трех педагогических условий и речевая культура, которая подвергается влиянию.

4. Опираясь на ряд научных педагогических источников, в работе было сформулировано положение о том, что возрастные особенности влияют на процесс формирования речевой культуры и поэтому требуют применения учителем иностранного языка некоторых методов. К ним относятся: метод групповой работы, метод организации взаимопомощи учащихся друг другу, метод вовлечения учащихся в учебно-групповую работу, развитие самостоятельных видов работ на уроке, методы убеждения и приучения и др.

5. На основе теоретико-методологического положения о воспитании духовности учащихся, в работе была разработана модель, отражающая идею о гуманной тематике в изучении иностранного языка. Данная тематика предполагает учебные задания, содержащие речевые образцы о взаимоотношениях между людьми. Таким образом, личный опыт, приобретаемый учеником на уроке, развивает у него способность в саморегуляции отношений.

6. Опираясь на концепцию о развитии у учащегося самореализации, в модели педагогического влияния был обоснован метод самостоятельной работы, направленный на формирование речевой культуры на иностранном языке, а также на речевое поведение учащегося, которое сопутствует процессу формирования речевой культуры. Таким образом, самореализация личности учащегося осуществляется в условиях речевой коммуникации.

7. Учитывая тот факт, что формирование речевой культуры происходит в условиях становления познавательных способностей, в нашей модели была отражена система учебных заданий, которая позволяет ученику приблизиться к общеевропейскому стандарту речевой культуры и социальных ценностях о речевой культуре. Данное положение направлено на обеспечение успешности и речевой адаптации ученика в языковой среде.

8. Педагогические условия, сформулированные в модели, позволяют учащимся 5−6 классов реализовать свои межличностные отношения средствами иностранного языка.

9. Комплекс условий в модели педагогического влияния, направленный на формирование речевой культуры ученика и ориентирующийся на возрастные особенности, способствует росту качества речевой культуры и носит гуманистический характер.

10. Проведенный в диссертационном исследовании эксперимент подтвердил гипотезу исследования и доказал, что формирование речевой культуры учащихся 5−6 классов по модели, представленной в исследовании, выводит учащихся на достаточно высокий уровень образованности.

После проведения экспериментальной работы, все положения гипотезы подтвердились. Результаты исследования показывают, что построение учебно-воспитательного процесса по формированию речевой культуры можно производить на принципе гуманистичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебник для высшей, школы. -М.: Академ, проект- - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 621 с.
  2. В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. М.: 1998.-379 с.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.- М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  4. Е.Н. Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Тез. междунар. практ. конф. -Челябинск, 2001.- 179 с.
  5. Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики.-Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.
  6. Ш. А. Установление гуманных отношений в' процессе обучения /В.В.Мироненко, А.В.Петровский// Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С. 412−421.
  7. К. Учителя и инновации: Книга для учителя Пер. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
  8. Английская филология. Сборник статей. Вологда, 1967.
  9. Н.А. Языковые уровни и их взаимодействие. Сборник статей /Науч. ред. и сост. Н. А. Андрамонова, Ф. С. Сафиуллин. Казань, 1990.158 с.
  10. Е.В. Проблемы функциональной грамматики: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании /Под ред. Е. В. Андреевой, А. В. Бондаренко и др. М.: Наука, 2000.- 345 с.
  11. Л.И. Краткий курс лекций по грамматике английского языка: Учебное пособие /Под ред. Л. И. Антроповой, В. А. Миронова, О. С. Шканова.- Магнитогорск, 2001. 71 с.
  12. В.Д. Исследования по английской интонации. М., 1967.98 с. t 160
  13. В.Д. Исследования по интонации английского языка. Сборник статей. М, 1968.- 236 с.
  14. В.Д. Исследования по английской и сравнительной лексикологии.- М., 1971. -144 с.
  15. И.В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методика ее исследования. JL, 1966.- 192 с.
  16. И.В. Текстовый и сентенциональный уровень стилистического анализа / И. В. Арнольд, Е. А. Гончарова. JL: ЛГПИ, 1989.159 с.
  17. О.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для 5−6 класса школ с углубленным изучением английского языка / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. М.: Просвещение, 2002.- 90 с.
  18. О.В. Контрольные и проверочные задания к учебникам английского языка для 6−7 классов школ с углубленным изучением английского языка / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. Санкт-Петербург: Дрофа, 2001.- 140 с.
  19. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Сов. Энциклопедия», 1966. — 607 с.
  20. Ю.К. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Сборник научных трудов.- М.: АПН СССР, 1984.- 77 с.
  21. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. Киев, 1985.- 256 с.
  22. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М. АПН, Педагогика, 1989.- 558 с.
  23. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.-Киев: Рад. шк., 1986.
  24. К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 111 с.
  25. JI.C. Тетради переводчика.- М.: Изд. Международные отношения, 1977, Вып. 14.- 133 с.
  26. С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В Зх т. Т. 2.-М.: 1999.- 570 с.
  27. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.- 152 с.
  28. А.С. Диагностика педагогической запущенности учащихся: Учебное пособие.- Свердловск: Изд. СПИ, 1979.- 107 с.
  29. А.С. Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности. Свердловск: Изд. СГПИ, 1987.- 103 с.
  30. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.- 168 с.
  31. В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира.- М.: Триволта, 2000.- 247 с.
  32. Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению: Книга для учителя. Минск: Нар. асвета, 1987.- 74 с.
  33. Р. Развитие Я-концепции и воспитания /Пер. с ан. В. Я. Пилиповского.- М.: Прогресс, 1986, — 420 с.
  34. А.И. Развитие у учителей умений педагогического проектирования содержания учебного материала: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 2002.- 20 с.
  35. М.З. Эксперимент: Примерные программы среднего (полного) общего образования. Иностранные языки / М. З. Биболетова, Н. П. Грачева и др. М.: Просвещение, 2002.- 31 с.
  36. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку. М.: Просвещение, 1988.
  37. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие /Уральск, рос. акад. образов.- М.: Изд. УРАО, 1998.- 575 с.
  38. М.Я. Синтаксические исследования по английскому языку. В. 1: Сборник статей.- М., 1971.- 215 с.
  39. Г. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учебное пособие. Калинин, 1975.- 106 с.
  40. М.Н. Язык, культура, общество. Проблемы развития.-Санкт-Петербург: Изд. Лен. ун-т им. А. А. Жданова, 1986.- 174 с.
  41. Г. П. Система взаимосвязи компонентов предложения. Сборник статей. Ярославль: ЯПИ, 1976.- 174 с.
  42. А.А. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского и др. М.: Педагогика, 1987.- 149 с.
  43. А.В. Проблемы функциональной грамматики / А. В. Бондарко, Е. В. Андреева. М.: Наука, 2000.- 345 с.
  44. М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения /М.Ю.Бужигеева // Педагогика. М.: Педагогика, 2002. — № 8. -С. 29−35.
  45. М.А. Диалектика и культура. Киев, 1984.
  46. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (концепция, опыт) / К. Я. Вазина, А. О. Велижанина. Челябинск, 1997.- 240 с.
  47. Л.А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 576 с.
  48. В.В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.- 320 с.
  49. В.В. О теории художественной речи: Учебное пособие для филологических специальностей. М.: Высшая школа, 1971.- 240 с.
  50. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Тематический сборник научных трудов. Вып. 7. /Под ред. Г. Н.Серикова- ЮУрГУ. Челябинск, 2002.- 160 с.
  51. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Тематический сборник научных трудов. Вып 8. /Под ред. Г. Н.Серикова- ЮУрГУ. Челябинск, 2003. — 135 с.
  52. Вопросы языкознания. Журн. М., 2000. — № 4.-120 с.
  53. И.Б. Лингвистические исследования: к 75-летию проф. В. Г. Гака. Сб. статей /Под ред. Е. М. Александрова, Э. М. Береговской и др. М.: Феникс, 2001.- 187 с.
  54. Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: Союз, 1999.- 140 с.
  55. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 — 479 с.
  56. Н.Д. Языковой Портфель для детей 6−11 лет.=Еигореап Language Portfolio / Н. Д. Гальскова, З.Н.Попова-Никитенко, И. И. Халеева. М.: МГЛУ, 2000.- 60 с.
  57. .С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций /Рос. акад образов. -М.: Совершенство, 1998.- 605 с.
  58. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. М.: Вита-Пресс, 1999.- 87 с.
  59. .Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. М.: Высшая школа, 1987, — 103 с.
  60. .Н. Основы теории речевой культуры. Горький, 1977.64 с.
  61. .Н. Основы культуры речи. М., 1988.- 319с.
  62. А.Ю. Самостоятельная работа школьников по иностранному языку: условия эффективности /А.Ю.Горчев// Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988. № 4. — С. 104−108.
  63. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  64. А.В. Личностно-ориентированное образование /А.В.Гришин, Л. М. Кустов. Челябинск: ЧИДПОПР, 2003.- 132 с.
  65. А.Б. Воспитателю о психологии, психогигиене общения: Книга для учителя и родителей (Психол. наука — школе). М.: Просвещение, 1987.- 205 с.
  66. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев: Лебедь, 1990. — 147 с.
  67. Ф. На стороне подростка. Мир детства: Психология, история, педагогика. — СПб: Санкт-Петербург- XX в.- М.: Аграф, 1997.- 277 с.
  68. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М.: Знание, 1975.- 64 с.
  69. М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: Наука. Уральское отделение, 1998.
  70. А.С. Социолингвистический аспект функционирования английского языка в русской молодежной среде (на примере г. Ельца Липецкой обл.): Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998.- 17 с.
  71. А.А. Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии. Л., 1985.
  72. В.И. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 637 с.
  73. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.-160 с.
  74. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  75. Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -М.: Дело, 1998.- 480 с.
  76. Л.М. Риторика. Культура речи учителя: Педагогическая риторика. Сб. прогр.-учеб. курсов. М.: Флинта: Наука, 1999.- 158 с.
  77. .А. Учись! Твори! Развивайся! (Игры для развития мышления, речи, общения, творчества): Метод.разраб. В 2х ч. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. — 124 с.
  78. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991, — 158 с.
  79. И.А. Смысл восприятия речевого общения (в условиях массовой коммуникации) / И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. -263 с.
  80. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение. М.: Флинта: Наука, 2000. — 196 с.
  81. Л.Д. Культура речи: грамматическая правильность: Лекции.- Челябинск: ЧГК, 1991.- 44 с.
  82. Игры. Деловые и организационно-деятельностные игры: Картотека познавательных и ролевых игр. Познавательные игры. Челябинск: ЧИДПОПР, 1992, — 159 с.
  83. .А. Вопросы синтаксиса английского языка. Сборник статей. Л., 1987.
  84. .А. Искусство общения. Минск, 1987.- 110 с.
  85. Н.Ф. Исследования по английскому языку. М., 1988.161 с.
  86. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учеб. пособ. для студ. пед спец.- М.: Флинта: Наука, 2001, — 495 с.
  87. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагогика, 1995.108 с.
  88. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, — 140 с.
  89. Ю.А. Лингводидактические исследования. Сб. статей. М.: МГУ, 1987.- 186 с.166f
  90. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986. — 135 с.
  91. Е.Ю. Вопросы лексикологии английского языка. Сб. науч. статей. М.: Мое. гос. пед. ин-т ин.яз. им Мориса Тереза, 1977.- 252 с.
  92. М.В. Что несет с собой жаргон /М.В.Колтунова // Русская речь: Рос. акад. наук: Изд-во «Наука». 2002. — № 1. — С. 48−50.
  93. А.С. Ст.: Творческий подход к планированию уроков английского языка /А.С.Комаров// Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2003. — № 4.- С. 45−49.
  94. Кон И. С. Социологическая психология: Психология Отечества: Избранные психологические труды в 70 т. /Акад. пед. и соц. наук. Воронеж: МОДЭК- М.: психол.-соц. ин-т МПСИ, 1999.- 554 с.
  95. С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет: Практикум для психологов.- М.: Гном-Пресс: Нов. шк., ассоц. «Тандем», 1999.- 60 с.
  96. В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб: Златоуст, 1999.- 319 с.
  97. И.О. Дидактические условия формирования научных понятий у студентов втуза. Челябинск, 1987.- 18 с.
  98. И.О. Инновации в образовательных учреждениях. -Челябинск: Изд. Учеб.-метод. центр «Образование», 1998.- 89 с.
  99. В.В. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  100. В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989.-316 с.
  101. .А. Управление здоровьесбережением дошкольников. Научно-методическое пособие / Б. А. Куган, С. Г. Сериков. Курган: Глав. упр. образов. Кург. обл., 2000.- 108 с.
  102. Н.В. Проверь себя! Тесты по английскому языку (5−6 классы) /Под ред. Е. А. Филиппенко. Челябинск: МОУ шк. № 11.- 140 с.
  103. JI.A. Консультации по английской грамматике: В помощь учителю ин. яз. М.: Флинта: Наука, 1999.- 80 с.
  104. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 126 с.
  105. A.M. Педагогика иностранного языка. Журнал. Вып 6. Школьные технологии. М.: «Народное образование», 1997. — 190 с.
  106. И.С. Проблемы рефлексии: Современный комплекс исследований. Сборник статей. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1987. — 234 с.
  107. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособ. для пед ин-тов. М.: Просвещение, 1986.124 с.
  108. . Функция и поле речи и языка в психоанализе Пер. с фр. -М.: Генезис, 1995.- 100 с.
  109. Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка: Учеб. пособ. -М.: Высшая школа, 1981.- 128 с.
  110. В.Л. Нестандартный ребенок. Хабаровск: Кн. изд-во, 1990.316 с.
  111. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. — 134 с.
  112. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 223 с.
  113. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.185 с.
  114. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М., 1978.-208 с.
  115. И.Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. -М.: Педагогика, 1978.- 47 с.
  116. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  117. .Т. Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.- 264 с.
  118. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации.- М.: Изд. Юрайт, 1996.- 521 с.
  119. Н.К. Детская тайна: Заметки публициста. М.: Педагогика, 1989.- 304 с.
  120. А.С. «Проектировать лучшее в человеке» /Л.Ю.Гордин и др. Минск: Университетское, 1989. — 415 с.
  121. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  122. И.С. Методологические основы дидактики /Под ред. И. Я. Лернера. Пер. с болг. М.: Педагогика, 1987. — 221 с.
  123. А.К. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. Г. С. Абрамовой, Б. М. Грицишина и др. М.: Педагогика, 1986.- 191 с.
  124. В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие. М.: Academia, 2001.- 202 с.
  125. Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская. Минск: «Вышэйшая школа», 1996.- 522 с.
  126. С.Е. Связь теории с практикой в процессе обучения. -Челябинск, 1973.
  127. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994.-95 с.
  128. Межкультурные коммуникации: Сборник статей по лингвистике /Под ред. А. А. Пановой. Челябинск, 2002.- 211 с.
  129. И.А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл-текст»: Семантика, синтаксис. М.: Яз. рус. культуры: Кошелев, 1999. XXII. -354 с.
  130. Р.П. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста /Р.П. Мильруд, А.А.Гончаров// Иностранные языки в школе, 2003. № 1. — С. 12−18.
  131. Миньяр-Белоручева А. П. Русское искусство. М., 2000.
  132. А.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку / Сост. В.Н. Симкин- А. А. Миролюбов, И. Л. Бим. М.: Дрофа, 2000.- 160 с.
  133. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М., 1987.- 198 с.
  134. А.В. Введение в социальную педагогику. — М.: Ин-т. практич. психол., 1997. 265 с.
  135. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000.- 452 с.
  136. Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1990.103 с.
  137. А.Я. Культура делового общения. Челябинск: изд. ТОО «Версия», 1997.- 255 с.
  138. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике /УралГАФК. Челябинск, 1996. — 144 с.
  139. В.Ф. Сигнальность знаковость в мышлении и речи (на осознаваемом и неосознаваемом уровнях): Спец. курс. — М., 1982, — 55 с.
  140. М.В. Проблемы лексической и грамматической семантики.- Владимир, 1975.- 165 с.
  141. Т.Г. Так говорит молодежь: Словарь молодежного сленга. СПб.: — М.: Фолио-Пресс, 1998. 500 с.
  142. Т.М. От звука к тексту. М.: Язык русской культуры, 2000.- 679 с.
  143. А.П. Организация дискуссионного познавательного общения текстового материала и управленческой стратегии. Магнитогорск, 1998.- 71 с.
  144. А.П. Творческие задания для развития познавательной активности студентов. Магнитогорск, 1999.- 64 с.
  145. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990 -381с.
  146. В.И. Как оптимизировать самостоятельную работу обучаемых: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1989.- 37 с.
  147. Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1989.- 125 с.
  148. Е.И. Мастерство и личность учителя (на примере деятельности учителей иностранных языков) / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев. М.: Флинта, 2001.- 237 с.
  149. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  150. П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, M.JI. Портнов. М.: Пед. о-во Рос., 1999.- 210 с.
  151. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений М.: Просвещение: Гуманитар, изд. центр «Владос», 1996. -500 с.
  152. И.П. Педагогика. Новый курс. В 2х книгах: Учебник для студентов вузов по пед. спец. М.: Гуманитар, изд. центр «Владос», 2000.- 573 с.
  153. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань, 1968.204 с.
  154. Н.А. Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся / Н. А. Половникова, Д. В. Вилькеев. Казань, 1969.- 200 с.
  155. Г. П. Индивидуальное изучение личности подростка: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 1976.- 112 с.
  156. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт прогр.-целевого упр-я. М.: Рос. акад. образов., 1996, — 317 с.
  157. Г. Г. Коммуникативные аспекты ceMaHTHKH=Commiinicative aspects of semantics. Киев: Высшая школа, 1987.129 с.
  158. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд. Питер, 2000.- 656 с.
  159. С.А. К.Д. Ушинский и проблемы современного образования. В 2х ч. Сб. мат. межрегион, науч.-практич. конф., посвящ. 175-лет. со дня рожд. К.Д.Ушинского. Челябинск, 2000.- 149 с.
  160. Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. -М.: Просвещение, 1988.- 224 с.
  161. Л.И. Проблема формирования продуктивного общения школьников. Магнитогорск, 2000.- 171 с.
  162. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
  163. В.В. Программы по английскому языку для 5−9 классов школ с углубленным изучением иностранных языков / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова. М.: Еврошкола, 1999.- 64 с.
  164. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов, и ин-в повыш. квалиф. М.: Народное образование, 1998.-255 с.
  165. Семашко JI.A. English for psychology students=Y4e6Hoe пособие для студентов психологии. В 2х ч. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. — 50 с.
  166. В.М. Язык и моделирование социального взаимодействия / В. М. Сергеева, П. Б. Паршина, В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.
  167. Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург, 1999.- С. 13−18.
  168. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. -Курган, 1997.- С. 104−110.
  169. Г. Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002.-414 е.
  170. Г. Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1992. — 232с.
  171. О.Ю. Мышление: Современное представление. М., 1997.30 с.
  172. О.Н. Дидактические условия формирования умений самоконтроля школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001.- 14 с.
  173. В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для вузов /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.- 211 с.
  174. Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  175. В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. Киев: Высш. шк., 1983.- 119 с.
  176. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  177. Л.И. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1984.312 с.
  178. Скребнев Ю.М. Fundamentals of English Stylistics=OcHOBbi английской стилистики. M.: Высшая школа, 1994.- 240 с.
  179. В. Языковые контакты в аспекте культуры языка: Тез. докл. и сообщ. регион, теор.-метод. сем. Рига: Зинатне, 1981.- 93 с.
  180. В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева и др. М.: Школа-Пресс, 2002. -512 с.
  181. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1979.- 145 с.
  182. О.В. К обучению интонации устного неподготовленного монологического высказывания (на примере англ. яз.) /О.В.Соклакова // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2003. — № 3. — С. 12−16.
  183. В.В. Речевая культура школьников. Горький, 1989.143 с.
  184. В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.191 с.
  185. ЕЛ. Возрастная психология: Учебное пособие. -Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1998.- 37 с.
  186. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.- 239 с.
  187. Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения /Под ред. Ю. А. Сорокина и др. М.: Наука, 1979.- 327 с.
  188. Ф. Де. Заметки по общей лингвистике /Под ред. Н. А. Слюсаревой. Пер. с фр. Б. П. Наумова. М.: Прогресс, 2000.- 274 с.
  189. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций.- М.: Наука, 2000.- 173 с.
  190. С.В. Педагогические условия формирования речевой культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, 1997.- 26 с. t174
  191. Тер-Минасова С. Г. Синтагматика речи: онтология и эвристика. М.: МГУ, 1980.- 200 с.
  192. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.- 261 с.
  193. С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации/Под ред. А. Н. Баскакова. -М.: Наука, 1989.- 151 с.
  194. А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.: Педагогика, 1989.- 54 с.
  195. Уроки английского языка (из опыта работы учителей английского языка 631 гимназии) /Под ред. Е. Б. Спасской и др. Санкт-Петербург: Каро, 2002. — 160 с.
  196. А.В. Методология и методика формирования научных понятий и терминов у учащихся школ и студентов: Мат. X всерос. науч.-пр. конф. в Зх ч. Челябинск, 2001, — 224 с
  197. А.В. Учись самостоятельно учиться: Учебное пособие / А. В. Усова, В. А. Беликов. Магнитогорск: Изд. МГПУ- - Челябинск: Факел, 1997.- 127 с.
  198. А.В. Формирование у учащихся учебных умений: (Новое в жизни, науке, технике. Вып. 7) / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. -78 с.
  199. .А. Избранные труды. В 2х т. Т.2. Язык и культура. -М., 1994.-684 с.
  200. П. Новая педагогика: проблемы, поиски, решения: Сб. мат. науч.-пр. конф. Магнитогорск, 1996.- 57 с.
  201. К.Д. Педагогические сочинения /Под ред. М. И. Кондакова. В 6 т. Т 1. М.: Педагогика, 1988.- 414 с.
  202. М.О. Обучение культуре общения на английском языке. -М.: Высшая школа, 1991.
  203. К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Л.: ЛГУ, 1989. — 96 с.
  204. О.В. Профессиональная речь учителя. М., 2001.- 188 с.
  205. Г. Н. Мир детства: Подросток. М.: Педагогика, 1982.
  206. Дж.Б. Словарь типичных ошибок английского языка / Дж.Б.Хитон, Н. Д. Тэртон. М.: Русский язык, 1991. — 297 с.
  207. Н.Л. Воспитывающая функция образования: В помощь учителю, — Челябинск: Южно-Ур. науч. образов, центр рос. акад. образов. ЧТУ. 2000.- 59 с.
  208. С.Н. Детская речь: проблемы и наблюдения. Санкт-Петербург, 1989.- 159 с.
  209. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. пособ. -М.: МиМ, СПб. Изд. Дом, 1997.- 187 с.
  210. B.C. Доступность и трудность в обучении. М., 1984.- 112 с.
  211. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся (Новое в жизни, науке, технике.- Пед. и психол.) М.: Знание, 1989.- 77 с.
  212. Л.П. Синтаксис диалогической речи современного английского языка. М., 1979.
  213. В.А. Развитие духовности школьника (Аспект оптимизации светского образования) /Под ред. В. А. Черкасова и др. -Челябинск, 1993.- 163 с.
  214. В.Ф. Точка опоры. Организация основы экспериментальных исследований. Минск, 1990.- 223 с.
  215. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.334 с.
  216. С.Ф. Совершенствование методики обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе: Межвуз. сб. науч.тр. -Санкт-Петербург, 1989.- 139 с.
  217. Л.А. Проблемы коммуникации и номинации в концепции общегуманитарного знания. Челябинск, 1999.- 150 с.
  218. Я.В. Основы адаптивного обучения языку: семиотические аспекты развития речи. М.: Наука, 1995.- 111 с.
  219. Д.Н. Язык и личность /АН СССР Ин-т рус.яз. М.: Наука, 1989.-211 с.
  220. А.Н. Из истории недавних неологизмов /А.Н.Шустов// Русская речь: Рос. акад. наук.: Изд-во «Наука». 2003. — № 4. — С. 47−50.
  221. Г. П. Педагогика и логика: Сб. тр. междунар. журнала «Магистериум» /Под ред. Г. П. Щедровицкого, В. Розина, Н. Алексеева и др. М.: Касталь, 1993.-412 с.
  222. М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.:I1. Педагогика, 1986.- 171 с.
  223. А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. -М., 1981.- 128 с.
  224. Экспериментально-фонетические исследования: Студ. научные работы. Вып. 16. -М., 1972.
  225. .Д. Психология развития: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001.- 141 с.
  226. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  227. Collins Cobuild. Dictionary Of Phrasal Verbs. The University Of Birmingham. Helping Learners With Real English, 1994. 492 c.
  228. Lockett Brian. Идиомы и фразеологизмы /В. Lockett// Иностранные языки в школе. 2003. — № 4.
  229. Longman Dictionary Of English Language and Culture. Addison Wesley Longman, 1998.-1568 c.
  230. Longman Language Activator. The World’s First Production Dictionary. Longman Group UK Limited, 1993. 1587 c.177 (
  231. Murphy Raymond. English Grammar In Use. A self-study reference and practice book for intermediate students. Cambridge University Press, 1994. 350 c.
  232. Murphy Raymond. Essential Grammar In Use. A self-study reference and practice book for elementary students of English. Cambridge University Press, 1997.-300 c.
  233. Oxford Russian-English Dictionary. Edited by Marcus Wheeler, Boris Unbegaun and Paul Falla. Oxford University Press. Изд. Весь мир. M., 2002. -1007 с.
  234. Prodromou Luke. Grammar and Vocabulary For First Certificate. Longman. Pearson Education Limited, 1999. -319 c.
  235. Redman Stuart. English Vocabulary In Use. Pre-intermediate & Intermediate. Cambridge University Press, 1997. 270 c.
  236. V. Evans, J. Dooley. Enterprise 1. Teacher’s Book. Beginner. Express Publishing, 1998.-176 c.
Заполнить форму текущей работой