Состояние словообразования приставочных глаголов
Диаграмма 16. Количественная характеристика ошибок в задании на умение образовывать глаголы противоположного значения Исследование антонимического ряда позволило выделить следующие особенности. Иногда дети ЭГ отказывались от выполнения задания на подбор антонимов или при выполнении задания допускали ошибки (повторяли исходное слово с частицей «не», подбирали семантически близкие слова), которые… Читать ещё >
Состояние словообразования приставочных глаголов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Состояние образования глаголов противоположного значения В этом задании школьники КГ допустили 5 ошибок (3,3%): замена на синоним — 3; неверный префикс — 2.
Школьниками ЭГ в этом задании допущена 41следующая ошибка (27,3%):
- 1). замена на синоним («победил» вместо проиграл; «не входить» вместо выходить; «не приходить» вместо уходить) — 20;
- 2). неверный префикс (приходить — «заходить»; разбирать — «забирать»; разгибать — «отсгибать»; отвязать — «завязать»; уходить — «отходить») — 7;
- 3). искажение производящей основы (проснулся — «встал»; «оторвать» вместо отклеить; «выпрямлять» вместо разгибать) — 8;
- 4). использование частицы «не» к предъявленному слову (заснул — «не заснул» вместо проснулся; улететь -«не улететь» вместо прилететь; разгибать — «не сгибать»; разбирать — «не собирать) — 6.
Графически количество и интерпретация ошибок детей при выполнении задания представлены в диаграмме 16.
Диаграмма 16. Количественная характеристика ошибок в задании на умение образовывать глаголы противоположного значения Исследование антонимического ряда позволило выделить следующие особенности. Иногда дети ЭГ отказывались от выполнения задания на подбор антонимов или при выполнении задания допускали ошибки (повторяли исходное слово с частицей «не», подбирали семантически близкие слова), которые свидетельствуют о недостаточной дифференциации категориальных значений слов и трудностях выделения существенных признаков слов. Можно предположить, что нарушение формирования и систематизации антонимического ряда связано у детей с недоразвитием мыслительных операций (сравнения, обобщения), с недостаточным объёмом словаря, с несформированностью семантических полей, с неумением выделять дифференциальный семантический признак слова, сопоставлять слова по существенным признакам.
2. Состояние образования глаголов со значением направленности действия через что-либо В задании школьники КГ допустили 1 ошибку (0,7%) -замена суффикса (переменить — «переменять»).
Школьниками ЭГ в этом задании было допущено 40 следующих ошибок (29,6%):
- 1). замена суффикса (переменить — «переменять) — 15;
- 2). чередование согласных в корне слова (перескочить — «перескакать»; перейти — «переидти») — 19;
- 3). искажение производящей основы (переложить — «перекласть») — 6.
Диаграмма 17. Количественная характеристика ошибок в задании на умение образовывать глаголы со значением направленности действия через что-либо.
3. Состояние образования глаголов от существительных В данном задании школьники КГ не допустили ошибок.
Школьники ЭГ допустили 40 следующих ошибок (26,6%):
- 1). замена суффикса (пеленать — «пеленять», «пеленеть»; белить — «белеть»; болтать — «болтовать»; красить — «красовать») — 29;
- 2). искажение производящей основы (чистить — «читать»; разговаривать — «говорить»; расчесывать — «чесать»; бегать — «бежать») — 5;
- 3). наложение суффиксов (белить — «белиловать», «беленеть»; пеленать — «пеленовать»; слушать — «слуховать»; расчесывать — «расчесывовать») — 6.
Графически количество и интерпретация ошибок детей при выполнении задания представлены в диаграмме 18.
Диаграмма 18. Количественная характеристика ошибок в задании на умение образования глаголов от существительных.
4. Сравнительный анализ словообразования глаголов Нарушения словообразования глаголов проявлялись в большом количестве ошибок при употреблении приставочных глаголов. В основе неправильного употребления глаголов с приставками лежат трудности сравнения приставочных глаголов по их значению и звучанию, выделения общего значения в различных глаголах с одинаковой приставкой, выделения приставок из общего образа слова, определения связи значения приставки и ее формального выражения. Указанные трудности обусловлены недоразвитием у детей ЭГ мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.
Графически количество и интерпретация ошибок детей при выполнении заданий на образование глаголов представлены в диаграмме 19.
Диаграмма 19. Общая характеристика ошибок в заданиях на образование глаголов.