Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стивен Кинг и проблемы детства в англо-американской литературной традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исключение было сделано в случае с главной героиней романа С. Кинга «Carrie», поскольку у нее обнаруживается явный признак отставания в биологическом развитии, а также в случае с персонажами короткого рассказа «Raft», который, на наш взгляд, содержит аллегорию инфантильной регрессии. числе прочего выделяет значимость для писателей и поэтов образов детей. М. М. Бахтин в своем монументальном труде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Эволюция проблемы детства и образа ребенка в истории английской и американской литературы конца XVIII — конца XX века
    • 1. Концепция детства и детские образы в литературе Англии и США
    • XIX. века
    • 2. Концепция детства и детские образы в литературе Англии и США
    • XX. века
  • Глава II. Идейно-зстетические взгляды С. Кинга. Проблемы детства в его творчестве
  • Глава III. Типология проблемы детства в творчестве С. Кинга
    • 1. Тема инициации в прозе С. Кинга
    • 2. Мотивы инфантильной регрессии и вытеснения. Невроз и проблема влияния детства на взрослую жизнь в творчестве С. Кинга
    • 3. Ребенок как жертва и палач. Два модуса выражения социо-культурной критики С. Кинга

Стивен Кинг и проблемы детства в англо-американской литературной традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

з.

Тема детства — одна из магистральных тем мировой художественной литературы. Концепции детства и отношение к образу ребенка на протяжении времени кардинальным образом менялись. Научное изучение художественных концепций детства и детских образов как в истории английской и американской литературы в целом, так и в творчестве отдельно взятых авторов, даёт ценную информацию о культуре и ментальности западной цивилизации.

Детство и смерть — приход и уход — великий цикл человеческой жизни. Все мы вышли из детства и живем ожиданием смерти. Нет ничего более усыпляющего и обманчиво незыблемого, чем наше отношение к детству и смерти"1.

В творчестве американского писателя С. Кинга, как в зеркале, отражаются самые актуальные проблемы современного постиндустриального обществаболее того, автор верно предсказал ряд социальных явлений, не существовавших к моменту написания его книг. В связи с тем, что большинство его книг либо написаны от лица ребенка, либо непосредственно обращаются к теме детства, а аудитория этого популярного автора составляет десятки миллионов читателей, есть основания полагать, что С. Кинг, если и не главный, то, видимо, один из наиболее влиятельных современных писателей, создателей литературных образов ребенка. Тем более важно осознать, чем же обусловлен столь живой интерес американского прозаика к теме детства и к образу ребенка.

Точкой отсчета начала эволюции образа ребенка в истории английской и американской литературы нами выбран конец XVIII века, так как очевидно, что «возникновение нового «литературного» ребенка близко связано с революцией чувствительности, с тем, что мы называем «романтическим.

1 Фатеев Е. Ю. Послесловие // Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург, 1999.-С. 414. возрождением" («appearance of the modern literary child was closely related to л the revolution in sensibility which we call the «romantic revival») .

Одним из возможных объяснений этого явления служит намеренный отказ романтиков от канонов классицизма. По Бахтину, у классицистов «возраст предпочитается максимально удаленный от материнского чрева и от могилы, то есть в максимальном удалении от «порога» индивидуальной жизни. Акцент лежит на завершенной самодовлеющей индивидуальности данного тела"3. Понятно, что ребенок по своей сути существо «становящееся», а не «завершенное». Это не означает, конечно, что до XVIII века фигуры ребенка в искусстве не существовало. Так, английская исследовательница Горация Скадцер в своей книге «Childhood in Literature and Art with some Observation on Literature for Children» утверждает, что уже в эпоху Ренессанса у таких художников, как Рафаэль, Рембрандт и Хогарт, образ ребенка был самоценным4, а Николас Орм в своей статье «Children and Literature in medieval England» писал о том, что в средневековом театре в Англии использовались достаточно реалистичные детские характеры5. Совершенно очевидным является тот факт, что как символ, выражающий некие философские, мировоззренческие идеи, ребенок существует уже очень давно. Вспомним знаменитое изречение из Нового Завета: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Библия. Матф. 18:3), согласно которому ребенок выступает в качестве нравственной модели человека. Алиса Бернис в работе «The Child: an Archetypal Symbol in Literature for Children and Adults» на примере библейского мифа о Давиде и Голиафе и англо-саксонского мифа о Беовульфе акцентирует архетипическую функцию ребенка-спасителя человечества в народном.

2 Coveney, Peter. The Image of Childhood. — London, 1967. — P. 29. (Здесь и далее по тексту перевод цитат выполнен автором диссертации. Случаи использования чужих переводов отмечаются. Оригиналы емких цитат помещены в приложение).

3 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — Duesseldorf, 1986.-С. 35.

4 См. Scudder, Horace Elisha. Childhood in Literature and Art with some Observation on Literature for Children. -Boston, N.Y., 1894.

5 См. Qrme, Nicholas. Children and Literature in medieval England // British Council virtual library. Infotrac. з сознании того времени6. М. М. Бахтин писал о такой характерной форме гротескного тела, как младенчество, об использовании в карнавале образов детей в качестве «универсальнейшего символа вечно умирающей и обновляющейся жизни"7. Джордж Боас в своей книге «The Cult of Childhood» заявляет, что история западной культуры знала несколько периодов так называемого «антиинтеллектуализма», во время которых ребенок, наряду с крестьянином и женщиной, служил моделью «культурного примитивиста"8. К. Г. Юнг говорил о том, что в фольклоре мотив ребенка предстает в обликах карлика и эльфа как проявлений сокровенных сил природы9. Наконец, Александр Ф. Чемберлен в монументальном труде «The Child and Childhood in Folk-Thought», рассматривая мифы различных народов, выделяет в целом ряду знаковых ролей образ ребенка как лингвиста, актера и изобретателя, поэта и музыканта, учителя и мудреца, судью, оракула, мага, знахаря, героя, святыню и бога10 и т. д. Но подлинный интерес к феномену детства как к самостоятельному и самоценному явлению, способному служить важнейшим элементом эстетики, объектом поклонения и идеалом человечности, появляется в эпоху романтизма.

Чтобы верно осмыслить многообразие исследовательского материала, при обзоре художественной эволюции образа ребенка в истории английской и американской литературы нами был использован комплексный подход к изучению проблемы. Привлекались источники из различных научных дисциплин: литературоведения, психологии, социологии, философии, культурологии, эстетики. В аналитическом обзоре охватываются два столетия и рассматриваются произведения более пятидесяти английских и американских авторов. В качестве материала были исследованы художественные тексты, сыгравшие важную роль в развитии литературного.

6 Byrnes, Alice. The Child: an archetypal Symbol in Literature for Children and Adults. -N.Y., 1995. — P. 7 — 10.

7 Бахтин M.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — С. 276.

8 См. Boas, George. The Cult of Childhood. — London, 1966.

9 Юнг К. Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века. Сост. Р. А. Гальцева. -М, 1991. — С. 124.

10 См. Chamberlain, Alexander F. The Child and Childhood in Folk-Thought. — London, 1896. образа ребенка, а также основные идеи и концепции, связанные с фигурой ребенка и образом детства, возникавшие и отражавшиеся в английской и американской литературе XIX — XX вв. Такой аналитический обзор был необходим, поскольку без учета уже сложившейся традиции невозможно понять специфическую роль проблемы детства в художественной концепции отдельно взятого писателя, в данном случае С. Кинга.

В понятие «детство» мы включаем и биологический возраст, и возраст социальный, измеряемый соотнесением уровня социального развития индивида со статистической нормой, и психический возраст, и, наконец, субъективно переживаемый возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета и зависящий от событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности11. В историческом плане понятие детства связывается не столько с биологическим состоянием незрелости, сколько с определённым социальным статусом индивида, с кругом его прав и обязанностей, с набором доступных для него форм деятельности.

Теоретические вопросы сущности детства и характеристики его основных периодов были разработаны в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, B.C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконина, М. Мид, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). С точки зрения современной психологии, детство — это «период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелостиэто период становления ребёнка полноправным членом общества"12. Если нижняя граница детства соответствует в среднем 2−3 годам, то верхний его рубеж весьма подвижен и определяется возрастом от 7 до 12−14 и даже 17−20 лет.

Любое ограничение сужает рамки поиска, хотя, с другой стороны, и увеличивает степень проникновения в материал. Нами было предпринято.

11 Кон И. С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. — М, 1988. — С. 66 — 67.

12 Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. — М., 2000. — С. 8. компромиссное решение вопроса о возрастном лимите: при анализе детских образов в творчестве С. Кинга мы рассматривали фигуры детей и подростков не достигших 17 лет13, не соглашаясь с одной стороны с Пиаже, определявшим окончание формирования сознания 11−15 годами, с другой же, не разделяя мнения некоторых западных социологов, отодвигающих время окончания детства к 21 году. Кроме того, нами был проанализирован ряд произведений, в которых влияние детских воспоминаний на последующую жизнь героев также позволяет раскрыть особенности концепции детства в художественном мире автора.

Российское литературоведение практически не знает примеров целенаправленного и основательного исследования развития образа ребенка в истории английской и американской литературы. Некоторым исключением является статья М. Эпштейна и Е. Юкиной «Образы детства», затрагивающая, несмотря на малый объем, несколько важных тенденций и особенностей развития образа ребенка в русской и зарубежной литературедокторская диссертация И. А. Шишковой «Национальная ментальность в английской художественной литературе для подростков. Конец XIX — XX вв.» где рассматриваются тенденции развития темы детства в английской литературекандидатская диссертация JI.B. Федотовой «Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе: вторая половина XX века» где несмотря на многообещающее название, речь идет, в основном, о трех произвольно выбранных автором писателях, совсем короткая, но, безусловно, интересная публикация А. Заваровой «Миф о детстве», монография H.JI. Иткиной «Поэтика Сэлинджера» в которой исследовательница уделяет довольно большое внимание проблеме детства в американской литературной традиции. В основном же российские литературоведы касались этой темы лишь спорадически и фрагментарно. Так, Н. Я. Берковский в своей книге «Романтизм в Германии», в разделе об идеалах немецких романтиков, в.

13 Исключение было сделано в случае с главной героиней романа С. Кинга «Carrie», поскольку у нее обнаруживается явный признак отставания в биологическом развитии, а также в случае с персонажами короткого рассказа «Raft», который, на наш взгляд, содержит аллегорию инфантильной регрессии. числе прочего выделяет значимость для писателей и поэтов образов детей. М. М. Бахтин в своем монументальном труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» высказывает интересные соображения о роли образа ребенка в карнавале. В свою очередь, история советской критики и литературоведения знает несколько примеров изучения подростковых и юношеских образов в английской и американской литературе, но, акцент в этих трудах лежит все же на молодежных образах и они носят, в подавляющей массе, явно идеологический характер, выделяя, впрочем, такую важную особенность развития образа ребенка в западной литературы второй половины XX в., как «отчуждение» («alienation») от мира взрослых. Отметим относящиеся сюда книги Г. Анджапаридзе «Потребитель. Бунтарь. Борец», Т. Л. Морозовой «Образ молодого американца в литературе США" — Р. Орловой, Л. Копелева «Без прошлого и будущего" — Р. Орловой «Потомки Гекльберри Финна" — диссертацию Ю. В. Покальчука «Проблема молодежи в американском романе 50−60-х годов», статью А. А. Елистратовой «Духовный кризис молодежи США в американском романе» и др. Более перспективной для нашего исследования стала книга И. Влодавской «Поэтика английского романа воспитания начала XX в.: Типология жанра», но, как и в случае с вышеперечисленными авторами, речь здесь идет скорее о юношеском возрасте, нежели о ребенке. Не ставя перед собой задачи сравнения тенденций в изображении детей, с одной стороны, английской и американской, а с другой — русской литературы, отметим, что определенный вклад в исследование темы внесла докторская диссертация Л. Н. Савиной «Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.» и диссертация голландского ученого Бена Вигерса «The Child and the childlike in Russian Literature (1850 — 1935)».

В условиях дефицита научных исследований по данной теме на русском языке, пришлось обратиться к опыту западного (в основном американского, английского и немецкого) литературоведения.

Особо выделим при этом: книгу Алисы Скаддер «Childhood in Literature and Art with some Observation on Literature for Children» — исследование, опубликованное в 1894 г. и, по сути, явившееся первой попыткой систематизировать детские образы и выявить тенденции в их развитии в истории западного искусстванаучный труд Питера Ковени «The Image of the Childhood», в котором предлагается оригинальная теория противостояния идеи греховности и невинности ребенка как основной движущей силы процесса развития литературного ребенка XIX в. и исследуется творчество таких знаковых писателей, как У. Блэйк, У. Вордсворд, Ч. Диккенс, М. Твен, JI. Кэролл и др.- книгу представителя мифологической критики Алисы Бернис «The Child: an Archetypal Symbol in Literature for Children and Adults», в которой автор, используя теорию К. Юнга об архетипах, раскрывает их функции в художественных произведениях целого ряда англоязычных авторовдважды публиковавшуюся книгу Петера Фризе «Die Initiationsreise», где, исследуя мотивы инициации в истории американской прозы XIX — XX вв, немецкий ученый рассматривает произведения огромного количества американских литераторовкнигу Бертеля Хаферкампа «Das Kind in der anglo-amerikanischen Literatur: von Bret Harte zu William Golding», в которой ученый, изучая литературные образы английских и американских детей, делает несколько важных выводов об особенностях их развития и об их схожести и различии в литературах обеих страннедавно изданную книгу Элен Пайфер «Demon or Doll. Images of the Child in Contemporary Writing and Culture» — хронологически последнюю крупную работу, касающуюся детских образов в традициях английской и американской литератур, диссертацию Е. Шпанна «Problemkinder in der englischen Erzaehlkunst der Gegenwart», в основе которой лежит интересная работа по анализу образов детей в английской литературе середины и второй половины XX в., замечательную книгу Тони Таннерса «The Reign of Wonder. Naivety and Reality in American Literature», проясняющую важность позиции детского взгляда для истории американской литературы, диссертацию Бена Вигерса «The Child and the childlike in Russian Literature (1850 — 1935)», хоть и посвященную русской литературе, но заключающую в себе ряд интересных идей о роли фигуры ребенка в творчестве модернистов начала XX в, а также обширное исследование Сабины Бюссинг «Aliens in the Home. The Child in Horror Fiction», посвященное выявлению роли образа ребенка в истории литературы ужасов и т. д. Интересно отметить, что в трудах немецких теоретиков тема эта получила не меньшее распространение, нежели чем у их английских и американских коллег.

Несмотря на то, что широкому российскому читателю имя Стивена Кинга и его произведения известны давно, «серьезных» критических статей российских авторов, не говоря уже о «больших» литературоведческих исследованиях, посвященных творчеству писателя, — очень немного. Среди заслуживающих внимания публикаций, выделим следующие, имевшие особое значение для нашего исследования статьи: A.M. Шемякин «Мистический роман Стивена Кинга», А. Зверев «Второе зрение», В. Симонов «Неизвестный Стивен Кинг», А. Медведев «Писатель с двусмысленной репутацией», Л. Варустин «Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга», С. Кузнецов «Соблазн большой литературы». Правда, в последнее время в печати появляется целый ряд коротких, но, безусловно, интересных литературоведческих работ, посвященных творчеству американского прозаика. Среди них отметим следующие статьи: П. В. Дерина Система литературно-стилистических приемов создания эффекта ужаса в художественном тексте // Содержание обучения в вузе. Магнитогорск, 2002. С. 124−128. Т. М. Тимошенкова «Дьяволиада» Стивена Кинга и Михаила Булгакова // Вчен. зап. Харк гумашт, ш-ту Харюв, 1999. Т. 5. С. 396−411. О. А. Вотяков Художественное пространство и время в произведениях Стивена Кинга // V Царскосельские чтения. СП б, 2001. Т. 7. С. 8−10. С. В. Сумароков, Н. Н. Мисюров О трансформации элементов античной традиции на примере феномена Стивена Кинга. К проблеме жанра //Античный вестник. Омск, 1999. Вып. 4−5. С. 69−80. О. В. Зыбко Проблема члеяимости текста // VII Царскосельские чтения. СПб., 2003. Т. 9. С. 97−99.

Западное литературоведение уделяет гораздо большее внимание творческому наследию С. Кинга. Среди прочих публикаций о нем выделим книги Тони Магистрале: «Landscape of Fear», «Second Decade», «The Moral Voyages of Stephen King», в которых автор проводит множество параллелей между изображаемым писателем миром и реалиями американской действительности, исследование Линды Бэдли «Writing Horror and the Body. The Fiction of Stephen King, Clive Barker, and Anne Rice», где исследовательница рассматривает творчество писателя в контексте современной постмодернистской культуры, книгу современной немецкой исследовательницы Александры Хебергер «The Supernatural Depiction of Modern American Phobias and Anxieties in the Work of Stephen King», где творчество С. Кинга анализируется с культурологических позиций, публикацию финской исследовательницы Стрэнгель Хэйди «On the Notions of Good and Evil in Stephen King’s Fiction», само название которой освещает суть этой статьи, сборник литературоведческих статей, посвященных творчеству С. Кинга «The Dark Descent», где целый ряд ученых с различных позиций рассматривают творчество С. Кинга, статью польской исследовательницы М. Петровски «Мир детства в „ужасах“ Стивена Кинга» («Swiat dziecko w horrorze Stephena Kinga»), представляющую своеобразную типологию детских образов в произведениях американского прозаика и ряд других. Ценную информацию мы почерпнули также и из публицистических книг самого С. Кинга «Danse Macabre», «On Writing», и авторских предисловий и многочисленных интервью с писателем.

Анализ произведений о детях С. Кинга дает возможность представить, каким образом его творчество вписывается в концепции детства, характерные для англо-американской литературной традиции и, шире — в контекст мировой литературы. Все это позволяет говорить о несомненной актуальности избранной нами темы.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественном литературоведении осуществляется анализ концепций детства в творчестве С. Кинга в широком литературоведческом и культурфилософском дискурсе.

Целью исследования является многосторонний анализ концепции детства и детских образов у С. Кинга в контексте литературных и культурных традиций Англии и США. Цель работы определила следующие задачи:

1. Рассмотреть комплекс наиболее значимых общественных, философских, эстетических, культурологических, социальных и психологических идей, влиявших на развитие проблемы детства в англо-американской литературной традиции;

2. Охарактеризовать основные традиции изображения детства и детей в литературе Англии и США;

3. Раскрыть идейно-эстетические позиции С. Кинга, обусловившие художественную интерпретацию проблемы детства в его произведениях;

4. Определить роль и значение детства и образов детей в творчестве С. Кинга;

5. Раскрыть культурно-художественные контексты типологии образов детства в его творчестве.

Объект диссертационного исследования — концепции детства в англоамериканской литературной традиции.

Предмет исследования — концепция детства и образы детей в творчестве С. Кинга.

Материалом исследования послужили наиболее яркие в идейно-художественном плане романы, повести и рассказы, принадлежащие перу С. Кинга, в которых образы детей и тема детства занимают важное место. Среди них романы: «The Girl Who Loved Tom Gordon», «It», «The Talisman», «Carrie», «Pet Sematary», «Cujo», «Firestarter», «The Shining», «Gerald's Game», «Dolores Claiborne», «The Dead Zone" — повести: «Low Men in yellow.

Coats", «The Long Walk», «Rage», «The Body», «The Apt Pupil», «The Library Policeman», «The Langoliers», «The Sun Dog" — рассказы: «Boogeyman», «Children of the Corn», «The Raft», «Sometimes They Come Back», «Suffer the Little Children», «Here there be Tygers», «Cain Rose Up», «The Monkey».

Методология диссертационного исследования носит интегративный характер и основывается на теоретико-методологических идеях, выдвинутых в исследованиях общетеоретического и частного характера. Среди них выделяем труды Н. А. Анастасьева, Л. Г. Андреева, М. М. Бахтина, Н. Я. Берковского, Ю. Б. Борева, И. Влодавской, А. Б. Есина, Я. Засурского, Ю. И. Кагарлицкого, Е. Н. Ковтун, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, В. Я. Проппа, Б. А. Успенского, М. Эпштейна, Р. Барта, А. Бернис (Byrnes, Alice), Д. Боаса (Boas, George), Л. Бэдли (Badley, Linda), С. Бюссинг (Buessing, Sabine), Б. Вигерса (Wiegers, Ben), У. Дурста (Durst, Uwe), П. Ковени (Coveney, Peter), М. Коллингса (Collings, Michael R.), А. Компаньона, Р. Куна (Kuhn, Reinhard), Т. Магистрале (Magistrale, Топу), Э. Пайфер (Pifer, Ellen), М. Пьетровской (Piotrowska, Matgorzata), Г. Скадцер (Scudder, Horace Elisha), X. Стрэнгель (Strengell, Heidi), Т. Таннерса (Tanners, Топу), Ц. Тодорова, Б. Хаферкампа (Haferkamp, Bertel), А. Хебергер (Heberger, Alexandra), Н. Фрая (Frye, Northrop), П. Фризе (Freese, Peter), Е. Шпанна (Spann, Ekkehard), У. Эко, и др.

Методологическую значимость для исследования имели работы общетеоретического и частного характера в области психологии (К.Г. Юнг, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Б. Беттельгейм, Э. Нойманн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, B.C. Мухина, Л. Ф. Обухова, М. Мид, Э. Эриксон) — философии (Ж.-Ж. Руссо, Т. Карлейл, Р. Эмерсон, Г. Торо, Ф. Ницше и др.) — культурологии и антропологии (Ф. Арьес, И. С. Кон, К. Леви-Стросс, Д. Кэмпбелл, Александр Ф. Чемберлен и др.).

Основными подходами к исследованию проблемы детства в творчестве С. Кинга явились мифологический, психоаналитический и культурологический. В процессе работы использовались методы текстуального анализа, исторической школы с элементами сравнительной.

ТИПОЛОГИИ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тема детства, непосредственно связанная со знаковыми культурно-философскими концептами, влиявшими и влияющими на развитие ментальности западной цивилизации, представляет собой индикатор важнейших изменений в культурно-философском климате западной цивилизации.

2. Идейно-философской основой концепций детства в англо-американской литературной традиции являются следующие знаковые культурно-философские концепты:

— положение Ж.-Ж. Руссо о естественном человеке и детстве как идеальном состоянии человечества;

— представления 3. Фрейда о детстве, как о времени неврозов, влияющих (как правило, негативно) на дальнейшую судьбу индивида;

— учение К. Г. Юнга о глубинном психологическом значении архетипа ребенка как символе цельности, интеграции сознания с бессознательным, баланса невинности и мудрости, свободы и ответственности, слабости и силы и Ж. Пиаже о когнитивных особенностях детского, приближенного к мифологическому мышления и восприятия.

3. В литературных традициях Англии и США эти и другие концепты осмыслялись по-разному. Так, для развития и воплощения в искусстве идей Ж.-Ж. Руссо, «девственная» территория Америки оказалась более благодатной почвой, чем урбанизированная и цивилизованная Англия, и тема детства здесь тесным образом связана с концептом «американского Адама», как неотъемлемой части «американской идеи».

4. Среди сложившегося к последней трети XX века комплекса разнообразных сторон темы детства, применительно к художественному миру С. Кинга мы выделяем три аспекта проблематики детства, характерных для его творчества: социо-культурный, психоаналитический и мифологический, в каждом из которых проблема детства раскрывается по-своему.

5. С. Кинг — один из знаковых писателей современности, художественная ценность творчества которого проявляется в том числе и в его способности отражать в своих произведениях актуальнейшие проблемы современной американской и в целом западной цивилизации. С. Кинг внес значительный вклад в развитие проблемы детства в мировой литературной традиции. Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут послужить основой для сравнительного изучения концепций детства в мировой литературе, а также для дальнейших исследований, касающихся творчества С. Кинга. В научный обиход вводится целый ряд ранее не известных в российском литературоведении работ западных ученых.

Практическая ценность работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы при разработке лекций и практических занятий по истории зарубежной литературы XIX—XX вв., тематики контрольных, курсовых и дипломных студенческих работ. Материалы диссертации будут также полезны при планировании и проведении спецкурсов и спецсеминаров по литературе Англии и США, а также в ходе организации учебной и внеклассной работы со школьниками студентов-практикантов и учителей-словесников.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГПУ, на международной научно-практической конференции «Культура и Язык» (Самара, 2003 г.), на международной конференции «Культура и текст» (Барнаул, 2005 г.), на зональной межвузовской конференции «Бочкаревские чтения» (Самара, 2006 г.). По результатам исследования опубликовано 5 работ и составлен план практического занятия, включенный в кафедральное учебно-методическое пособие.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 382 наименований, из них 131 на английском языке, 35 на немецком, 1 на польском и приложений. Объём текста — 187 с.

Заключение

.

Как уже было отмечено в начале нашей работы, концепции детства в англо-американской литературной традиции — важнейшая и, к сожалению, практически не изученная в российском литературоведении проблема. Поставив перед собой нелегкую задачу рассмотрения этой проблемы в широком литературоведческом и культурфилософском дискурсе и применительно к творчеству исследуемого нами писателя, мы пришли к следующим выводам:

1. С начала «открытия детства» в конце XVIII начале XIX вв. развитие этой темы было непосредственно связано со знаковыми культурно-философскими концептами, влиявшими и влияющими на развитие ментальности западной цивилизации. Среди важнейших отметим идеи Ж.-Ж. Руссо о естественном человеке, оказавшем непосредственное влияние на эстетику английского и американского романтизма XIX века и европейского модернизма XX века. Эта идея, как отголосок «вечной» мечты человечества о золотом веке и «золотом» состоянии людей, прекрасным выражением которого и является тема детства и образ ребенка, и поныне остается релевантной. Заметим, что в этом смысле «девственная» территория Америки оказалась более благодатной почвой, чем урбанизированная Англия, и тема детства здесь тесным образом связана с концептом «американского Адама» — неотъемлемой частью «американской идеи». Таким образом, взгляд на вещи глазами «естественного человека», становится популярным модусом отражения действительности в рамках американской литературной традиции, подкрепленной философией трансценденталистов (Р.Эмерсон, Г. Торо). Заметим также, что разрабатываемая в рамках американской литературной традиции проблема взросления как грехопадения — так же непосредственно связана с идеей «американского Адама», где разочарование в целом в «американской идее» и «американской невинности» приводит к трагическому выводу о неизбежности приобщения ко злу как к одному из последствий взросления. В эстетике романтизма образ ребенка является центральным символом в следующих знаковых бинарных оппозициях: чувство и разум, цельность и раздробленность, художник и общество, природа и цивилизация, невинность и испорченность, возможность и исполнение. Он становится символом воображения и связи художника с иррациональным как источником вдохновения. Идея Ж.-Ж. Руссо о ребенке, как о tabula rasa человеческого рода в эстетике модернизма переживает второе рождение. Важность этой идеи, стремление писателей «к первозданному, чистому, наивному, нетронутому, цельному"1, связаны в том числе с их интересом к когнитивным особенностям детского (мифологического) мышления как альтернативе скомпрометировашему себя инструменталистскому знаковому. Впрочем, популярный у модернистов концепт ребенка как идеального творца связан также с релевантностью для эстетики модернизма интуитивистского способа постижения мира (Г.Рид, А. Бергсон).

2. В контексте нашего исследования более важным является другое обстоятельство — с тех пор, как с легкой подачи Ж.-Ж. Руссо ребенок для романтиков вместо «еще не человека» («Noch-nicht-Mensch») становится «лучшим человеком» («der bessere Mensch») и олицетворяет собой «склонности и человеческое предназначение» («Anlage und Bestimmung»), он является превосходным средством социально-культурной критики взрослого общества, которое как «осуществление» («Erfiiellung»), всегда остается бесконечно ниже чем потенция, предназначение человека. Различные варианты использования в этом качестве ребенка в XIX и XX вв. были рассмотрены нами в рамках первой главы. Отметим, что критику может воплощать и ребенок/жертва (как это часто случалось у романтиков.

1 Заварова А. Миф о детстве (осмысление детства в искусстве конца XIX — начала XX веков) // Детская.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Richter, Dieter. Das fremde Kind. Zur Entstehung der Kindheitsbilder des buergerlichen Zeitalters. Frankfurt am1. Main, 1987. S. 26.
  2. Художественные тексты (источники)
  3. У. Стихи. М., 1978. — 324 с.
  4. У.П. Изгоняющий дьявола. М., 1992. — 381 с.
  5. Р. Миры Рэя Брэдбери: В 8 т. М., 1997.
  6. У. Повелитель мух. СПб., 2000. — 248 с.
  7. Ч. Приключения Оливера Твиста. М., 1986. — 335 с.
  8. Ч. Торговый дом Домби и Сын. М., 1984. Собрание сочинений в 10-и т.-М., 1982.
  9. Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч. в двенадцати томах. Т. XI.-М., 1982.-623 с.
  10. Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч. в двенадцати томах. Т. XI. -М., 1982.-623 с.
  11. Э. Западня. Жерминаль. М., 1988. — 783 с.
  12. С. Безнадега. -М., 2005. 588 с.
  13. С. Воспламеняющая взглядом. М., 2001. — 368 с.
  14. С. Девочка, которая любила Тома Гордона. М., 2002. — 252 с.
  15. С. Долорес Клейборн. -М., 2002. 302 с.
  16. С. Жребий. -М., 1997.-480 с.
  17. С. Зеленая миля. М., 1997. — 496 с.
  18. С. Игра Джеральда. М., 2000. — 432 с.
  19. С. Как писать книги. М., 2003. — 317 с.
  20. С. Куджо. М., 1998. — 400 с.
  21. С. Лангольеры. М., 1997. — 576 с.
  22. С. Ловец снов. -М., 2004. 716 с.
  23. С. Кладбище домашних животных. М., 1998. — 464 с.
  24. С. Колдун и Кристалл. Т. 1. М., 2000. — 480 с.
  25. С. Колдун и Кристалл. Т. 2. М., 2000. — 480 с.
  26. С. Команда скелетов. М., 2000. — 400 с.
  27. С. К читателю // Кинг С. Ночная смена. Сб. рассказов. М., 1998. С. 9−32.
  28. С. Кэрри. М., 1997. -М., 2005.-300 с.
  29. С. Мертвая зона. -М., 1997.-416 с.
  30. С. Несущий смерть. -М., 1998. 512 с.
  31. С. Ночная смена. Сб. рассказов. -М., 1998.-464 с.
  32. С. Ночные кошмары и фантастические видения. Сб. рассказов. М., 1997.-784 с.
  33. С. Оно. Т. 1.-М., 1999.-576 с.
  34. С. Оно. Т. 2. М., 1999. — 720 с.
  35. С. Пляска смерти. М., 2002. — 411 с.
  36. С. Послесловие // Кинг С. Ночные кошмары и фантастические видения. Сб. рассказов. М., 1997. — С. 764 — 780.
  37. С. Почему я был Бахманом. Предисловие // Кинг С. Ярость, Долгая прогулка. М., 1999. — С. 3 — 14.
  38. С. Почти как «бьюик». М., 2004. — 444 с.
  39. С. Предисловие // Кинг С. Ночные кошмары и фантастические видения. Сб. рассказов. М., 1997. — С. 5 — 13.
  40. С. Регуляторы. М., 1997. — 464 с.
  41. С. Самое необходимое. М., 1997. — 688 с.
  42. С. Сердца в Атлантиде. М., 2002. — 477 с.
  43. С. Сияние. -М., 1997. 512 с.
  44. С. Талисман. Т. 1. -М., 2001.-352 с.
  45. С. Талисман. Т. 2. М., 2001. — 352 с.
  46. С. Темная половина. М., 1993.-429 с.
  47. С. Томминокеры. Харьков, 1997. — 640 с.
  48. С. Четверть после полуночи. СПб., — 829 с.
  49. С. Четыре сезона. М., 1998. — 544 с.
  50. С. Ярость. Долгая прогулка. М., 1999 — 592 с.
  51. А. Ребенок Розмари. М., 1992. — 381 с.
  52. Г. Жизнь. Милый друг. Новеллы. -М., 1970. 792 с.
  53. Поэзия английского романтизма. М. 1975. — 669 с.
  54. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Педагогические сочинения. Т. 1. -М., 1981.-652 с.
  55. Сегодня и вчера. Повесть и рассказы современных американских писателей. М., 1973. — 334 с.
  56. Спасатель. Рассказы английских писателей о молодежи. М., 1973. — 511 с.
  57. Р.Л. Остров сокровищ // Собр. соч: в 5 т. Т. II. М., 1981. -399 с.
  58. Д.Д. Над пропастью во ржи. Повесть, рассказы. Харьков, 2000. — 399 с.
  59. Л.Н. Детство. Отрочество. Юность // Собр. соч. в 22-х томах. Т. I.-M., 1978.-422 с.
  60. С. День сардины. М., 1964. — 319 с.
  61. А. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. М., 1979. — 336 с.
  62. . Th. В. The Story of a Bad Boy //www, gutenberg. com
  63. Baie Bones. Conversations on Terror with Stephen King. Ed. by Tim Underwood and Chuck Miller. N.Y., 1988. — 211 p.
  64. Bradbury, Ray. Fahrenheit 451. Short Stories. -M., 1983.
  65. Bronte, Charlotte. Jane Eyre. Penguin Popular Classics. London, 1994. — 447 P
  66. Carroll, Lewis. Alice’s Adventures in Wonderland. Penguin Popular Classics. -London, 1994.-151 p.
  67. Carroll, Lewis. Through the Looking Glass. Penguin Popular Classics. -London, 1994. 173 p.
  68. De Lillo, Don. White Noise. -N.Y, 1985. 326 p.
  69. De Quincey, Thomas. Confessions of an English Opium Eater. Wordsworth Classics. Ware, 1994. — 267 p.
  70. Dickens, Charles. Oliver Twist. Penguin Popular Classics. 1994. 511 p.
  71. Digitale Bibliothek. Band 1. Deutsche Literatur von Lessing bis Kafka. Basisbibliothek. Berlin, 2000.
  72. Digitale Bibliothek. Band 59. English and American Literature from Shakespeare to Mark Twain. Berlin, 2002.
  73. Faulkner, William. Novels 1930 1935. The Library of America. — N.Y., 1985.-1034 p.
  74. Faulkner, William. Novels 1957 1962. The Libraiy of America. — N.Y., 1999.- 1008 c.
  75. Freud, Esther. The Wild. Penguin books. London, 2001. — 248 p.
  76. Golding, William. Lord of the Flies. London, 1969. — 223 p.
  77. Habberton, John. Helen’s Babies and other people’s Children a sequel to Helen’s Babies. Leipzig, — 336 p.
  78. Harte, Bret. The Luck of roaring Camp and other Sketches. — Boston, 1950. -256 p.
  79. Hemingway, Ernest. The Nick Adams Stories. N.Y., 1972. — 268 p.
  80. Hesse, Hermann. Kinderseele. Erzaehlungen. Berlin, 1988. -419 s.
  81. Hornby, Nick. About a Boy. London, 2000. — 278 p.
  82. Hughes, Richard. A high Wind in Jamaica. Leipzig, 1931. — 272 p.
  83. James, Henry. What Maisie knew. Kelley, 1979. — 576 p.
  84. Joyce, James. A Portrait of the Artist as a young Man. London, 1968. — 2581. P
  85. Joyce, James. Dubliners. Wordsworth Classics. Ware, 1993. — 156 p.
  86. King, Stephen. Afterword // King, Stephen. Different seasons. N.Y., 1983. -P. 499 — 507.
  87. King, Stephen. Carrie. N. Y., 1975. — 245 p.
  88. King, Stephen. Cujo. -N.Y., 1982. 304 p.
  89. King, Stephen. Different Seasons. -N.Y., 1983. 507 p.
  90. King, Stephen. Hearts in Atlantis. -N.Y., 1999.
  91. King, Stephen. Hearts in Atlantis. Muenchen, Bergisch Gladbach, 2002. -622 s.
  92. King, Stephen. Firestarter. -N.Y., 1981.-401 p.
  93. King, Stephen. Katzenauge. Film-Erzaehlungen. Luebbe, 2000.-237 s.
  94. King, Stephen. Night Shift. N.Y., 1979.
  95. King, Stephen. Salem’s Lot. -N.Y., 1976.-427 p.
  96. King, Stephen. Skeleton Crew. -N.Y. 1986.-573 p.
  97. King, Stephen. The Bachman Books. Four early novels by Stephen King. -N.Y. 1986.-923 p.
  98. King, Stephen. The dead Zone. -N.Y., 1980.-402 p.
  99. King, Stephen. The Eyes of the Dragon. N. Y., 1988. — 380 p.
  100. King, Stephen. The Gunslinger. -N.Y., 1989. 315 p.
  101. King, Stephen. The Shining. N. Y., 1978. — 447 p.
  102. King, Stephen. The Stand. N. Y., 1979.
  103. King, Stephen. Why I was Bachman. Introduction. // King, Stephen. The Bachman Books. Four early novels by Stephen King. N.Y. 1986. — P. V -XIII.
  104. Kingsley, Charles. The Water Babies. Penguin Popular Classics. London, 1995.-330 p.
  105. Kosinski, Jerzy. The painted Bird. N.Y., 1983. — 234 p.
  106. Lawrence D.H. Sons and Lovers. London, 1992. — 464 p.
  107. Lee, Harper. To kill a Mockingbird. London, 1998. — 287 p.
  108. Mann, Thomas. Der Tod in Venedig und andere Erzaehlungen. Frankfurt am Main, 1954.-236 s.
  109. Mann, Thomas. Tonio Kroeger. Oxford, 1947. — 112 s.
  110. Mansfield, Katherine. Selected stories. N.Y. 1990. — 362 p.
  111. McEwan, Ian. The Child in Time. London, 1987. — 220 p.
  112. McEwan, Ian. The Daydreamer. London, 1995. — 144 p.
  113. Nabokov, Wladimir. Novels 1955 1962. The Library of Amerika. — N.Y., 1996.-904 p.
  114. Norden, Eric. Playboy Interview: Stephen King // Bealim, George. The Stephen King Companion. London, 1990. — P. 19 — 45.
  115. Rliue, Morton. Die Welle. Ravensburg, 1997.- 186 s.
  116. Rowling J.K. Harry Potter and the Philosopher’s Stone. London, 2000. -332 p.
  117. Rowling, J.K. Harry Potter and the Chamber of Secrets. London, 2000. -366 p.
  118. Rowling J.K. Harry Potter and the Prisoner of Azkaban. London, 1999. -317 p.
  119. Rowling J.K. Harry Potter and the Goblet of Fire. London, 2001. — 796 p.
  120. Rowling J.K. Harry Potter and the Order of the Phoenix. London, 2003. -766 p.
  121. Rowling J.K. Harry Potter and the Half-Blood Prince. London, 2005. -607 p.
  122. Salinger J.D. The Catcher in the Rye. M., 1979. — 248 p.
  123. Singer, Nicky. Feather Boy. London, 2002. — 288 p.
  124. The Journals of Henry D, Thoreau, hg. Von Bradford Torrey und Francis H. Allen. N.Y., 1962. Band I, II.
  125. The writer defines himself: an interview with Stephen King // Magistrale, Tony. Stephen King. The second Decade, Danse Macabre to the Dark Half. -N.Y., 1992.-P. 1−19.
  126. Townsend, Sue. The Secret Diary of Adrian Mole aged 13 London, 1998.-187 p.
  127. Whittier, John Greenleaf. The Poetical Works of John Greenleaf Whittier. -London, 1919.
  128. Whyman, Matt. Boy Kills Man. London, 2004. — 151 p.
  129. Wolfe. Thomas. Look homeward, Angel: a Story of the buried life. N.Y., 1957.-522 p.
  130. Wordsworth, William. Selected Poems. Penguin Popular Poetry. London- 1996.-252 p.
  131. Ф. Реконструкция утопии. Эссе. М., 1999. — 207 с.
  132. Г. Потребитель. Бунтарь. Борец. М., 1988. — 269 с.
  133. Р. Публика-дура с топором в руках // Сегодня. 1994. 10 февр. -С. 10.
  134. Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. -Екатеринбург, 1999.-415 с.
  135. Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. — 526 с.
  136. П. Ужасы Стивена Кинга // Ровесник. 1990. № 12. С. 20 — 21.
  137. Р. Мифологии. М., 1996. — 315 с.
  138. В. Энциклопедия символов. М., 2000. — 502 с.
  139. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. USA — Duesseldorf, 1986. — 525 с.
  140. Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. — 567 с.
  141. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  142. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978.№ 4. С. 23 — 25.
  143. Ю. Эстетика. М., 1988. — 496 с.
  144. Р. Рэй Брэдбери: «И тут творятся чудеса.» // Лит. газета. 1986. 10 дек.-С. 15.
  145. Э. «Ужасные» романы Стивена Кинга // За рубежом. 1996. № 1. -С. 14−15.
  146. Л. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда. Л., 1986. № 4. — С. 87 — 89.
  147. В. Баловство королевского масштаба // Книжное обозрение. 2001. № 43. С. 20.
  148. И. Поэтика английского романа воспитания начала XX века: Типология жанра. Киев, 1983. — 180 с.
  149. И.Г. Роль и идейное значение детских образов в «Рождественских повестях» Ч. Диккенса // Христианство и культура. -Самара, 2000. С. 231 — 237.
  150. О.А. Художественное пространство и время в произведениях Стивена Кинга // V Царскосельские чтения. СПб, 2001. Т. 7. — С. 8 — 10.
  151. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991. — 93 с.
  152. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М., 1956. — 519 с.
  153. Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998. — 480 с.
  154. Л. С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993. — 224 с.
  155. А.А. Предисловие // Джеймс Г. Повести и рассказы. — М., 1973.-С. 3−18.
  156. Н. Словарь символов. Челябинск, 1999. — 450 с.
  157. Запрещенный Кинг // Огонек. 1997. № 5. С. 49 — 51.
  158. А. Жизнь и поэзия Блейка // Блэйк В. Стихи. М., 1978. — С. 5 -32.
  159. С.Н. Ролан Барт теоретик и практик мифологии. Вступительная статья // Барт Р. Мифологии. — М., 1996. — С. 5 — 53.
  160. О.В. Проблема членимости текста // VII Царскосельские чтения.- СПб., 2003. Т. 9. С. 97 — 99.
  161. Н.Л. Поэтика Сэлинджера. М., 2002. — 227 с.
  162. Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974. — 348 с.
  163. Д. Темные зоны души // Экран. 1995. № 1. С. 26 — 27.
  164. Л.М. Вчера, сегодня, завтра. Предисловие // Сегодня и вчера. Повесть и рассказы современных американских писателей. М., 1973.-С. 3- 16.
  165. Е.Ф. Люди над пропастью // Знамя. 1961. № 6. С. 215 — 224.
  166. Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. М., 1999. — 306 с.
  167. Кон И. С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.-272 с.
  168. В. Словарь символов. Калининград, 2002. — 264 с.
  169. А. И он продолжает работать // Кн. обозрение. 1993. № 35.-С. 17.
  170. Н. Едь куда хочешь // Книжное обозрение. 1994. № 16. С. 4.
  171. Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.-С. 120−154.
  172. , Д. Тысячеликий герой. М., 1997. — 378 с.
  173. А.Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен. Вопросы философии. 1976. № 3. С. 146 — 154.
  174. Леви Строе К. Структурная антропология. М., 2001. — 512 с.
  175. Л. Феминизм и психоанализ // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М., 2003. — С. 17−32.
  176. Ю. М. Успенский Б.А. Миф имя — культура // Труды по знаковым системам. № VI. Вып. 308. — Тарту, 1973. — С. 282 — 303.
  177. Д. Предисловие // Кинг С. Ночная смена. Сб. рассказов. -М., 1998.-С. 3−8.
  178. А. Писатель с двусмысленной репутацией // Искусство кино. 1996. № 2.-С. 94−97.
  179. Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976. 206.
  180. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 429 с.
  181. В.Б. Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвергенции) // Мировое древо. М., 1993. № 1. — С. 93 — 120.
  182. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах / Под ред. С. А. Токарева.-М., 1988.
  183. B.C. Детская психология. М., 2000. — 352 с.
  184. Л.А. Эстетика. М., 2003. — 439 с.
  185. Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. — 300 с.
  186. Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998. — 462 с.
  187. Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 2000. — 448 с.
  188. Р., Копелев Л. Без прошлого и будущего. М., 1960. — 40 с.
  189. Р. Потомки Гекльберри Финна. М., 1964. — 380 с.
  190. Н. Страшные сказки Стивена Кинга: фантазии и реальность. Послесловие. // Кинг С. Мертвая зона. М., 1987. — С. 410 — 428.
  191. Е. Волшебник из «Страны звезд» // Лит. газета. 1980. 9 апреля. -С. 15.
  192. И.Н. Художественный мир произведений К. Грэхэма. Автореф. дисс. канд. фил. наук. М., 2005. — 18 с.
  193. . Речь и мышление ребенка. М., 1997. — 256 с.
  194. Ю.В. Проблема молодежи в американском романе 50−60-х годов. Автореф. канд. филолог. Наук. Киев, 1969.
  195. Е. «Где ее всегдашнее буйство крови?» Подростковый возраст женщины: «Уход в себя и выход в мир» // Пол. Тендер, Культура. Немецкие и русские исследования. М., 2003. — С. 101−133.
  196. Г. С Фрейдом и против Фрейда: Люс Иригарэ // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М., 2003. — С. 33 — 76.
  197. В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. — 511 с.
  198. Роде-Даксер К. Образ матери в психоанализе // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М., 2003. — С. 77 — 100.
  199. О. Пейзажи детства. М., 2001. — 208 с.
  200. А. Предисловие // Юнг К. Г. Аналитическая психология. М., 1995.-С.7−41.
  201. JI.H. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. Дисс. доктора филолог. Наук. — Волгоград, 2002.
  202. Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Составитель Р. А. Гальцева. М., 1991. -365 с.
  203. В. Неизвестный Стивен Кинг // Лит. газ. 1984. 29 августа. № 35.-С. 15.
  204. В. О романе Сида Чаплина. Предисловие // Чаплин, Сид. День сардины. -М., 1964. С. 5 — 12.
  205. В. Сегодня и завтра. Предисловие // Спасатель. Рассказы английских писателей о молодежи. — М., 1973. — С. 5 14.
  206. Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М., 1994.-237 с.
  207. Ю.В. 100 писателей США. Минск, 1998. — 334 с.
  208. М. Так ли далек Стивен Кинг от истины? // Звезда. Л., 1986. № 7. С. 179−181.
  209. С.В., Мисюров Н. Н. О трансформации элементов античной традиции на примере феномена Стивена Кинга. К проблеме жанра // Античный вестник. Омск, 1999. Вып. 4 — 5. — С. 69 — 80.
  210. Т.М. «Дьяволиада» Стивена Кинга и Михаила Булгакова // Вчен. зап. Харк. Гумаш’т. ш-ту. Харюв, 1999. Т. 5. С. 396 -411.
  211. Л. Словарь символов. -М., 1999.
  212. М.Ч. Диккенс. Очерк жизни и творчества. М., 1979. — 209 с.
  213. М.Ч. Предисловие // Salinger J.D. The Catcher in the Rye. M., 1979.-C. 3−21.
  214. Е.Ю. Послесловие // Арьес, Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. — С. 413−415.
  215. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. — 289 с.
  216. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М., 2001. 526 с.
  217. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск, 1993. — 159 с.
  218. Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск, 1997. — 576 с.
  219. Т. От научной фантастики к детской сказке // Звезда. 1970. № 9.-С. 195−204.
  220. М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. -Ульяновск, 1995. 256 с.
  221. . Г. К. Чарльз Диккенс. М., 1982. — 204 с.
  222. Г. К. Эссе, статьи и Чарльз Диккенс. М., 1995. — 367 с.
  223. В. Художественная проза: размышления и разборы. М., 1961.-628 с.
  224. В. Во мне нет ничего дьявольского // Новое время. 1993. № 37.-С. 54−56.
  225. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб., 2003. — 92 с.
  226. Д.Б. Психология игры. М., 1999. — 360 с.
  227. Энциклопедия фантастики. Кто есть кто / Ред. В, Гаков. Минск, 1995. — 692 с.
  228. М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. М., 1979. № 12. -С. 242−257.
  229. М. Парадоксы новизны. М., 1988. — 414 с.
  230. Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 590 с.
  231. Эстетика. Словарь. Под ред. А. А. Беляева. М., 1989. — 447 с.
  232. Юнг К. Г. Аналитическая психология. М., 1995. — 309 с.
  233. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995. — 333 с.
  234. Юнг К.Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века. Сост. Р. А. Гальцева. М., 1991.-С. 119−129.
  235. Юнг К. Г. Символы трансформации. М., 2000. — 496 с.
  236. А.Н. Концепция детского характера и проблема отчуждения в творчестве Дж.Д. Сэлинджера. Автореф. канд. филолог. Наук. М., 1989. -14 с.
  237. Alegre, Sara Martin. Nightmares of childhood: the child and the monster in four novels by Stephen King // Atlantis. 2001. № 1. www.atlantisjoumal.org P. 105−114.
  238. American Novelists since World War II. Volume 143 / Ed. by James R. Giles and Wanda H. Giles. // Dictionary of Literary Biography. Detroit, 1994. -405 p.
  239. An Interview with Harlan Ellison // Beahm, George. The Stephen King Companion. London, 1990. — P. 146 — 154.
  240. Badley, Linda. Writing Horror and the Body. The fiction of Stephen King, Clive Barker, and Anne Rice. Westport, 1996. — 183 p.
  241. Barker, Clive. Clive Barker on Stephen King, Horror and E.C. Comics // Beahm, George. The Stephen King Companion. London, 1990. — P. 144 — 145.
  242. Beahm, George. The Stephen King Companion. London, 1990. -364 p.
  243. Bettelheim, Bruno. The uses of Enchantment: The meaning and importance of fairy tales. -N.Y., 1976. 328 p.
  244. Bibliographisches Lexikon der utopisch phantastischen Literatur. Band 6.
  245. Biddle W. Arthur. The mythic Journey in the «Body» // The dark descent. Essays defining Stephen King’s horrorscape / Ed. by Tony Magistrate. -Westport, 1992. P. 83 — 99.
  246. Blake’s poetry and designs / Ed. by Mary Lynn Johnson. N.Y., and London, 1979.-618 p.
  247. Boas, George. The Cult of Childhood. London, 1966. — 106 p.
  248. Bosky, Bernadette Lynn. The Mind’s a Monkey: Character and Psychology in Stephen King’s Recent Fiction // Kingdom of Fear / Ed. Tim Underwood and Chuck Miller. London, 1987. — P. 217 — 253.
  249. Buschendorf, Christa. Mit Kinderaugen: zur Perspectivtechnik bei William Faulkner, Carson McCullers u. Flannery O’Connor. Wuerzburg, 1988. — 186 s.
  250. Buessing, Sabine. Aliens in the Home. The Child in horror Fiction. -Westport, 1987.-203 p.
  251. Byrnes, Alice. The Child: an archetypal Symbol in Literature for Children and Adults. N.Y., 1995. — 113 p.
  252. Campbell, Joseph. The Power of Myth. N.Y., 1988. — 234 p.
  253. Carpenter, Frederic I. «The american Myth»: Paradise to be regained. PMLA, 1959.
  254. Chamberlain, Alexander F. The Child and Childhood in Folk-Thought. -London, 1896−464 p.
  255. Cirlot J.E.A. Dictionary of Symbols. N. Y., 1962.
  256. Collings, Michael R. Stephen King und seine Filme. Miinchen, 1989. -286 s.
  257. Collings, Michael R. The Stephen King Phenomenon. Washington, 1987. — 144 p.
  258. Coveney, Peter. The Image of Childhood: the Individual and Society. -London, 1967.-361 p.
  259. Crawford, Gary William. The Modem Masters. Horror Literature. N.Y., London, 1981.
  260. Curran, T. Donald. Complex, Archetype and primar Fear: King’s use of the Fairy Tales in the Shining // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s horrorscape / ed. by Tony Magistrale. Westport, 1992. — P. 33 — 47.
  261. Der Brockhaus in 15 Baenden / Hrsg. Marianne Strzysch, Dr. Joachim Weiss. Leipzig-Mannheim, 1998.
  262. Der Literatur-Brockhaus in 8 Baenden / Hrsg. Von Werner Habient. -Mannheim, 1995. «
  263. Dickerson, Mary Jane. Stephen King reading William Faulkner: Memory, Desire, and Time in the making of It // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s horrorscape / Ed. by Tony Magistrale. Westport, 1992. — P. 171−187.
  264. Doty, Gene. A clockwork Evil: Guilt and Coincidence in «The Monkey» // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s horrorscape / Ed. by Tony Magistrale. Westport, 1992. — P. 129 — 137.
  265. Dreihues, Klara. Das Kind in der englischen Narrativik des 18. Jahrhunderts. -Aachen, 1997.-218 s.
  266. Durst. Uwe. Die Theorie der phantastischen Literatur. Tubingen- Basel, 2001.-370 s.
  267. Edward J., Ingebretsen S.J. Maps of Heaven, Maps of Hell. Religious Terror as Memory from the Puritans to Stephen King. N.Y. 1996 — 239 p.
  268. Encyclopedia of American Literature / Gen. ed. Steven R. Serafin. 1305 p.
  269. Fiedler, Leslie A. The Invention of the Child // The new Leader. 1958. P. 22 — 24.
  270. Freese P. Die Initiationsreise. Tuebingen, 1998. -312 s.
  271. Frye, Northrop. Anatomy of Criticism. Princeton, 1957. — 383 p.
  272. Grein, Birgit. Von Geisterschloessern und Spukhausern. Wetzlar, 1995. -99 s.
  273. Grylls, David. Guardians and Angels. Parents and Children in Nineteenth Century Literature. London, 1978. — 211 p.
  274. Haferkamp, Bertel. Das Kind in der anglo-amerikanischen Literatur: von Bret Harte zu William Golding. Duisburg, 1985. — 224 s.
  275. Hagen, Rainer. Kinder, wie sie im Buche stehen. Muenchen, 1967. — 139 s.
  276. Harenbergs Lexikon der Weltliteratur: In 5 Bdn., / Hrsg. Christoph Wetzel. o.O., o.J.
  277. Heberger, Alexandra. The supernatural Depiction of modern American Phobias and Anxieties in the Work of Stephen King. Osnabrueck, 2002. — 1211. P
  278. Heldreth G. Leonard. The ultimate Horror: The dead Child in Stephen King’s Stories and Novels // Schweitzer, Darrel. Discovering Stephen King. -Starmont House, 1985.-P. 141 153.
  279. Horsting, Jessie. Stephen King und seine Filme. Liibbe, 1987. — 112 s.
  280. Hurst, Mary Jane. The Voice of the Child in American Literature. Linguistic Approaches to fictional Child language. Kentucky, 1990. P., 185.
  281. Jaeger, Helua. Naivitaet. Eine kritisch-utopische Kategorie in der buergirlichen Literatur und Aesthetik des 18. Jahrhunderts. Kronberg / Ts., 1975.
  282. Jung, Carl. The Archetypes and the Collective Unconscious. Princeton, 1969.
  283. Kindlers neues Literatur-Lexikon. Das 23-baendige Werk auf CD-ROM. -Muenchen, 2003.
  284. Korber, Joaliim. Das Stephen King Buch. Miinchen, 1989. — 604 s.
  285. Kosprzak, Andreas. Stephen King und seine Filme. Mtinchen, 1996. — 319 s.
  286. Kuhn, Reinhard. Corruption in Paradise: The Child in Western Literature. -Hannover, 1982.-264 s.
  287. Lasch, Christopher. The Culture of Narcissism. N.Y., 1979.
  288. Lawrence D.H. Collected Letters: In 2 vol / Ed. by Т.Н. Moore. -Heinemann, 1962. Vol. 1. P. 182.
  289. Levin H. James Joyce. A critical Introduction. London, 1960. — 207 p.
  290. Lewis R.W.B. The American Adam: Innocence, Tragedy and Tradition in the Nineteenth Century. Chicago, 1966. — 200 p.
  291. Lurie, Alison. Don’t tell the Grovvn-Ups Why Kids Love the Books They do. N. Y., 1990.
  292. Maar, Michael. Warum Nabokow Harry Potter gemocht haette. Berlin, 2002.-185 s.
  293. Magistrale, Anthony. Defining Stephen King’s Horrorscape: An introduction // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s Horrorscape / Ed. by Anthony Magistrale. Westport, 1992. — P. 1−5.
  294. Magistrale, Anthony. Landscape of fear. Ohio. 1988. — 132 p.
  295. Magistrale, Anthony. Science, Politics, and the Epic Imagination: The Talisman // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s Horrorscape / Ed. by Anthony Magistrale. Westport, 1992. — P. 113 — 129.
  296. Magistrate, Anthony. The Moral Voyages of Stephen King. Washington, 1989.
  297. Magistrate, Anthony. Stephen King. The second Decade, Danse Macabre to the Dark Half. N.Y., 1992. — 188 p.
  298. Metzler' Lexikon Amerikanischer Autoren / Hrsg. von Bernd Engler und Kurt Mueller. Stuttgart-Weimar, 2000. — 768 s.
  299. Miiller, Burkhard. Stephen King: das Wunder, das Bose und der Tod. -Stuttgart, 1998.-166 s.
  300. Neumann, Erich. The Origins and History of Consciousness. Princeton, 1970.
  301. Noble, David W. The eternal Adam and the New World Garden. N.Y., 1968.-226 p.
  302. Orme, Nicholas. Children and Literature in medieval England // British Council virtual library. Infotrac.
  303. Pattison, Robert. The Child Figure in English Literature. Athens, 1978. -190 p.
  304. Pharr, Mary. Partners in the Danse: Women in Stephen King’s Fiction // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s Horrorscape / Ed. by Tony Magistrate. Westport, 1992. — P. 19 — 39.
  305. Pifer, Ellen. Demon or Doll. Images of the Child in contemporary Writing and Culture. Virginia, 2000. — 272 p.
  306. Piotrowska, Mafgorzata. Swiat dziecko w horrorze Stephena Kinga // Acta Universitatis Wratislaviensis. No. 2381. Literatura i Kultura Popularna X, -Wroclaw, 2002. S. 145 — 172.
  307. Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Hamburg, 1986 / Hrsg. von Huyssen A., Scherpe K.R. — 347 s.
  308. Progroff, Ira. Jung’s Psychology and its social Meaning. N.Y., 1973.
  309. Punter, David. Laws of Recollection and Reconstruction: Stephen King // The Text, the Body and the Law. N. Y. 1998. — P. 159 — 179.
  310. Reesman. Jeanne Campbell. Riddle Game: Stephen King’s Metafictive Dialogue // The dark Descent. Essays defining Stephen King’s Horrorscape / Ed. by Tony Magistrate. Westport, 1992. — P. 157 — 171.
  311. Reference Guide to American Literature. Fourth Edition / Ed by Thomas Riggs. Drake, 2000. — 1257 p.
  312. Richter, Dieter. Das fremde Kind. Zur^Entstehung der Kindheitsbilder des buergerlichen Zeitalters. Frankfurt am Main, 1987. — 349 s.
  313. Russel, Sharon A. Revisiting Stephen King. A critical Companion. -Westport, 2002. 171 p.
  314. Russel, Sharon A. Stephen King. A critical Companion. Westport, 1996. -171 p.
  315. Schiller, Fridrich. Ueber naive und sentimentalische Dichtung // Digitale Bibliothek. Band 1. Deutsche Literatur von Lessing bis Kafka. Basisbibliothek. -Berlin, 2002.
  316. Scudder, Horace Elisha. Childhood in Literature and Art with some Observation on Literature for Children. Boston, N.Y., 1894. — 253 p.
  317. Shine M.G. The Fictional Children of Henry James. Chapel Hill, 1969. -192 p.
  318. Soentgerath A. Paedagogik und Dichtung. Das Kind in der Literatur des 20. Jahrhunderts. Stuttgart, 1967. — 170 s.
  319. Spann E. Problemkinder in der englishen Erzaehlkunst der Gegenwart. Dissertation. — Tuebingen, 1970. 177 s.
  320. Stone E. Albert. Childhood in Mark Twain’s Imagination. Yale, 1970. -289 p.
  321. Strengell, Heidi. On the Notions of Good and Evil in Stephen King’s Fiction. // Perspectives on Evil and human Wickedness, vol 1. № 3. www.wickedness.net P. 133 145.
  322. Tanners, Tony. The Reign of wonder. Naivety and reality in American Literature. London, 1965. — 388 p.
  323. The Dark Descent. Essays defining Stephen King’s Horrorscape / Ed. by Tony Magistrate. Westport 1992. — 227 p.
  324. The Oxford Encyclopedia of American Literature. Volume 2 / Ed. by Jay Parini. Oxford, 2004. — 525 p.
  325. The Penguin Guide to English Literature: Britain and Ireland. -Harmondsworth, 1996. 246 p.
  326. The short Oxford History of English Literature / Second Edition. N.Y., 2000.-732 p.
  327. Uwe, Anton. Wer hat Angst vor Stephen King. Muenchen, 1994. — 160 s.
  328. Wagner, Kenneth S. Introduction // Magistrale, Tony. Landscape of Fear. -Ohio, 1988.-P. 6−10.
  329. Weston, Jessie L. From Ritual to Romance. N.Y., 1957.
  330. Wiegers, Ben. The Child and the Childlike in Russian narrative Literature (1850 1935). Dissertation. — Maastricht: Shaker, 2000. — 298 p.
  331. Wilpert-Lexikon der Weltiiteratur: In 4 Bdn. / Hrsg. von Gere von Wilpert. -Muenchen, 1997.
  332. Winter, Douglas E. The Art of Darkness. N.Y., 1984. — 252 p.
  333. Wordsworth, William. Prefaces // Digitale Bibliothek. Band 59. English and American Literature from Shakespeare to Mark Twain. Berlin, 2002.
Заполнить форму текущей работой