Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведённого эксперимента доказывают, что совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования будет эффективным только при условии реализации концептуальных подходов, включающих нормативно-правовой и организационно-структурный аспекты. Нормативно-правовой аспект предполагает создание региональной нормативной базы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования организационно-педагогического обеспечения системы специального образования
    • 1. 1. Сущность организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования и научно-теоретическое обоснование педагогических подходов к его совершенствованию
    • 1. 2. Основные направления и особенности организационно-педагогического обеспечения государственной системы специального образования в России
    • 1. 3. Современный этап в обеспечении отечественной системы специального образования
  • Глава II. Особенности организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования (на примере Ленинградской области)
    • 2. 1. Изучение нормативно-правового аспекта региональной системы специального образования
    • 2. 2. Анализ компонентов организационно-структурного обеспечения региональной системы специального образования
  • Глава III. Совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования
    • 3. 1. Концептуальные подходы к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения системы специального образования Ленинградской области
    • 3. 2. Реализация концептуальных подходов и результаты преобразующего эксперимента по совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования

Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества и в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с повышением эффективности функционирования отечественной системы образования. Это в полной мере касается и специального образования как неотъемлемой составной части данной целостной системы.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года образование определяется как «мощная движущая сила экономического роста, повышающая эффективность и конкурентоспособность народного хозяйства, что делает образование одним из важнейших факторов национальной безопасности и благополучия каждого гражданина» (75, с.5).

По данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время около 2 млн. проживающих в стране детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специальном образовании (110, с.38). По данным Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, 13 тыс. детей, проживающих в Ленинградской области, относится к категории детей с отклонениями в развитии (113, с.109). В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. В свете этого для современной системы образования становится особенно актуальным повышение роли специального образования.

В настоящее время основная роль в организации предоставления общедоступного и бесплатного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии отводится регионам в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (Закон Российской Федерации «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 199-фз от 31.12.2005 г.).

Вместе с тем, государственная и региональные системы специального образования существуют сегодня без нормативно-правовой основы: отсутствуют российский и региональные законы «О специальном образовании». (110. с.118). Необходимо отметить и тот факт, что с 2004 года после реорганизации Министерства образования и ликвидации управления по специальному образованию практически перестали создаваться федеральные ведомственные нормативные документы по специальному образованию.

В данном контексте необходимо учитывать и то, что в современных условиях отчётливо обнаружилась недостаточная продуктивность многих традиционных подходов к управлению региональными системами специального образования в России. Одной из главных причин этого является малорезультативная деятельность региональных органов управления образованием, отсутствие в них специалистов и соответствующих структурных подразделений, курирующих региональную систему специального образования. Указанное обстоятельство влечет за собой невозможность определения четкой, последовательной политики в области регионального специального образования. Всё это вызывает необходимость проведения комплексных исследований в области региональных систем специального образования (Н.Н.Малофеев, Н. М. Назарова, М. И. Никитина, Л. М. Шипицына и др.).

В работах некоторых авторов (И.А.Архип, М. Л. Барановой, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной, Е. Т. Логиновой, Л. Ф. Сербиной и др.) рассматриваются проблемы совершенствования региональных систем специального образования в различных субъектах Российской Федерации. Вместе с тем роль регионального фактора в российской системе специального образования освещена лишь на уровне её становления, отдельных направлений развития и проектирования (И.А.Архип, В. Н. Ахренов, М. Л. Баранова, Б. П. Брунов, И. А. Букина, О. А. Денисова, Т. И. Денисова, О. В. Курбанова, У. В. Косарева, В. Ф. Костюкевич, Л. М. Кобрина, И. Г. Монхорова, И. Н. Шкутович, В.П.Нуромский). Однако проблема организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования не является предметом целенаправленного специального научного исследования. Кроме того, в трудах современных учёных отсутствует толкование сущности организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования как социально-педагогического феномена.

В научно-теоретических и прикладных исследованиях рассматривались проблемы, связанные с культурно-историческими и педагогическими традициями в российском специальном образовании (Л.С.Выготский,.

A.Г.Басова, А. И. Дьячков, Х. С. Замский, С. А. Зыков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Д. М. Маллаев, М. И. Никитина, Г. В. Никулина, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин, Ф. А. Рау, Е. Г. Речицкая, В. А. Феоктистова, Л. М. Шипицына и др.) — с общими и специфическими закономерностями развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л.С.Выготский,.

B.В.Лебединский, И. В. Литвиненко, В. И. Лубовский, А. Г. Литвак, Ю. Т. Матасов, Л. И. Плаксина, Т. В. Розанова, Ю. А. Фесенко, В. А. Худик, Л. М. Шипицына, Ж. И. Шиф и др.) — с особенностями обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (Р.М.Боскис, Л. Б. Баряева, Л. С. Волкова, Л. В. Занков, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, А. Г. Зикеев, В. З. Кантор, К. Г. Коровин, Л. М. Кобрина, О. И. Кукушкина, Р. И. Лалаева, Е. Т. Логинова, Н. Н. Малофеев, Д. М. Маллаев, Е. А. Малхасьян, Н. М. Назарова, Л. П. Назарова, М. И. Никитина, Г. В. Никулина, О. С. Орлова, Ф. Ф. Рау, Е. Г. Речицкая, В. И. Селиверстов, Б. К. Тупоногов, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская и др) — с реабилитацией инвалидов (Е.Д.Агеев, Л. И. Боброва, С. А. Гильд, Б. С. Зимин, В. З. Кантор, С. С. Лебедева, Г. В. Никулина, А. З. Свердлов, В. А. Худик и др).

Особую значимость в изучении вопросов организационно-педагогического обеспечения приобретает психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с проблемами в развитии, их адаптация и интеграция в общество (О.А.Денисова, Т. С. Зыкова, О. И. Кукушкина, В. З. Кантор, Е. И. Казакова, Л. М. Кобрина, Е. Т. Логинова, Н. Н. Малофеев, Д. М. Маллаев, Н. М. Назарова, М. И. Никитина, Г. В. Никулина, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко, Л.М.Шипицына). Таким образом, совокупность выделенных факторов:. изменения, происходящие в современном обществе, в российском законодательствесоциально-политическая роль, отводимая образованию-. переход системы специального образования на новый этап развития-. регионализация специального образованияотсутствие федерального и региональных законов в области специального образованиясостояние управления современной системой специального образованиястепень разработанности проблемы в коррекционной педагогике-. отсутствие механизмов организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования, а также противоречие между недостаточной изученностью организационно-педагогических аспектов функционирования региональных систем специального образования, необходимостью научного осмысления противоречивых процессов, происходящих на уровне региональной системы специального образования, и потребностью в её совершенствовании определили проблемное поле нашего исследования. Это позволило определить проблему исследования, отражённую в формулировке темы: «Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования».

Объект исследования — региональная система специального образования.

Предмет исследования — совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования.

Цель исследования состояла в том, чтобы на базе теоретико-зкспериментального изучения организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования концептуально обосновать и внедрить научно-практические подходы к его совершенствованию.

Задачи исследования:

1. Определить сущность организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования.

2. Изучить генезис, основные направления и особенности организационно-педагогического обеспечения государственной системы специального образования в России.

3. Выявить состояние организационно-педагогического обеспечения системы специального образования (на материале Ленинградской области).

4. Разработать и реализовать концептуальные подходы к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования.

Гипотеза исследования заключалась в том, что организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования может выступать фактором совершенствования и развития системы при условии:

— творческого использования традиций и опыта федеральной и региональных систем специального образования;

— создания педагогически целесообразной нормативно-правовой базы функционирования региональной системы специального образования;

— реализации комплекса концептуально обоснованных структурных преобразований региональной системы специального образования.

Методологическую основу исследования составили: концепция о социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) — теория системного подхода (А.П.Аверьянов, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — концепция социокультурной и исторической детерминации становления и развития национальных систем специального образования (Н.Н.Малофеев, Н. М. Назарова, М. И. Никитина, Л.М.Шипицына) — исследования в области функционирования региональных систем специального образования (И.А.Архип, В. Н. Ахренов, М. Л. Баранова, О. А. Денисова, Л. М. Кобрина, Е. Т. Логинова и др.) — труды, раскрывающие общие и специфические закономерности обучения и воспитания лиц с нарушениями развития на разных этапах онтогенеза и в различных институциональных условиях (Р.М.Боскис, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, А. Г. Зикеев, В. З. Кантор, О. И. Кукушкина, Р. И. Лалаева, Д. М. Маллаев, М. И. Никитина, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, Н. Д. Шматко и др.) — положения нормативных правовых документов различных уровней: международных, федеральных и региональных.

Для реализации задач исследования использовались следующие методы: анализ литературы по теме исследования, нормативных правовых документов, архивной, отчётной и статистической документации, сравнительно-сопоставительный метод, включённое программированное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и преобразующий эксперименты.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1997 — 1998 гг.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, нормативно-правовая база общего и специального образования, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследованияразрабатывалась методика констатирующего эксперимента. На втором этапе (1999 — 2000 гг.) осуществлялось в рамках констатирующего эксперимента изучение организационно-педагогического обеспечения системы специального образования Ленинградской области, разрабатывались концептуальные подходы к его совершенствованию. На третьем этапе (2000 — 2006 гг.) проводился преобразующий эксперимент, в ходе которого осуществлялось внедрение основных концептуальных подходов, проверялась их эффективность, анализировались и обобщались полученные данные, уточнялись отдельные теоретические положения, формулировались выводы. На четвёртом этапе (2007;2008 гг.) материалы исследования оформлялись в виде диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Важнейшим условием успешного функционирования региональной системы специального образования является организационно-педагогическое обеспечение, выступающее как преобразование системы с целью её совершенствования, развития на основе сохранения исторических социокультурных достижений и образовательных традиций.

2.Совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования строится на основе концептуальных подходов, предполагающих создание нормативно-правовой базы и осуществление комплекса организационно-структурных преобразований, наследующих традиции специального образования региона и обеспечивающих новое качество и эффективность данной системы.

3.Организационно-педагогическими факторами, обеспечивающими продуктивность функционирования региональной системы специального образования, выступают: наличие нормативно-правового поля специального образования в регионесбалансированность сети специальных учреждений и их доступность для всех детей с ограниченными возможностями здоровьякачество управления региональной системой специального образованиякомплексность системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьямобилизация кадрового и материально-технического потенциала специальных учрежденийусловия для начальной профессионально-трудовой подготовки обучающихся и развитие интеграционных процессов в регионе.

4.Внедрение разработанных концептуальных подходов к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования содействует её динамичному развитию во всех значимых аспектах.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечены адекватной методологической базой исследования, поэтапным характером экспериментальной работы, проведённой в соответствии с намеченной целью и поставленными задачами, личным участием автора в проведении экспериментальной работы, широтой исследуемого материала, обеспечивающего сопоставимость и взаимопроверяемость фактов, положений, выводов по итогам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём разносторонне исследовано своеобразие организации и функционирования региональной системы специального образования (на примере Ленинградской области), определена сущность организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования как фактора развития и совершенствования системы. Выявлены особенности развития региональной системы специального образования Ленинградской области в условиях оптимизации её организационно-педагогического обеспечения. Впервые научно обоснованы, разработаны, апробированы и внедрены концептуальные подходы к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования в нормативно-правовом и организационно-структурном аспектах и определены соответствующие направления работы, предусматривающие развитие системы.

Теоретическая значимость исследования определяется многоаспектным изучением процесса организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования. Исследование обогащает и углубляет научные представления о региональной системе специального образования как социально-культурном и педагогическом феномене и направлениях её развития, уточняет понятийный аппарат, связанный с организационно-педагогическим обеспечением, создаёт концептуальные основания для работы по оптимизации и развитию региональной системы специального образования. Теория коррекционной педагогики дополнена раскрытием сущностных характеристик организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования в единстве нормативно-правовых и организационно — структурных аспектов-её функционирования. Материалы исследования дополняют теорию управления специальным образованием в части педагогически целесообразного руководства региональными коррекционно-образовательными системами.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработан и внедрён в практику работы комплекс нормативно-правовых и организационно-структурных мер по совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования, который обеспечил достижение нового качества региональной системы специального образования, её эффективность и результативность. В ходе исследования создана нормативно-правовая база региональной системы специального образования (Областной закон «О специальном (кор-рекционном) образовании в Ленинградской области», Положение «О специальной (коррекционной) группе УНПО Ленинградской области», «Концепция развития специального образования Ленинградской области» и «Концепция интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ленинградской области в общеобразовательное пространство региона", проекты к региональным целевым программам «Развитие образования Ленинградской области на 2001;2005 годы» и «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006;2010 годы»). Проведены организационно-структурные преобразования региональной системы специального образования Ленинградской области: организовано обучение слепых детей, детей с тяжёлой умственной отсталостью, со сложным дефектом, открыт Областной центр диагностики и консультирования, создана единая система управления региональной системой специального образования, увеличился кадровый потенциал специальных учреждений, достигнуто трудоустройство всех выпускников специальных школ, внедряются новые формы образовательной интеграции.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике совершенствования организационно-педагогического обеспечения региональных систем специального образования Россиив организации деятельности региональных органов управления образованиемв работе коррекционных образовательных учрежденийв ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов региональных органов управления образованием и руководителей специальных образовательных учреждений. Результаты исследования могут быть также включены в содержание научно-методических пособий, учебных дисциплин и курсов по выбору для студентов педагогических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры коррек-ционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, включались в материалы курсов повышения квалификации в Ленинградском областном институте развития образования, в Санкт-Петербургской академии управления и экономики, представлялись на научно-практических Всероссийских и.

Международных конференциях в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (2003;2008 гг.), в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина (2006;2008 гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы Комитета общего и профессионального образования Ленинградской областив региональную систему специального образования Ленинградской областииспользовались при разработке региональной нормативно-правовой базы: закона, положения, концепций, разделов целевых программ, инструктивно-методических писем (1999;2006 гг.), включены в элективные курсы по менеджменту специального образования в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина (2007;2008 гг.).

Эти выводы послужили определяющими факторами для проведения в регионе соответствующих преобразований в период преобразующего эксперимента.

Уровень организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования определяется, как считают многие современные учёные, эффективностью управления^ так как именно управление специальным образованием позволяет видеть и прогнозировать пути совершенствования специальной образовательной системы [14, 52, 105, 220, 228,39,110]. Как отмечает в своих исследованиях М. Н. Соловьев [220, с. 119, 118] «роль регионального уровня в управлении специальным образованием чрезвычайно велика» и «развитие системы образования определяется качественным улучшением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления её деятельности и качество образования». Вместе с тем совершенствование управления региональной системой специального образования, в нашем экспериментальном исследовании, являлось одним из структурных преобразований организационно-педагогического обеспечения. Исходя из этого следующим направлением в исследовании организационно-педагогического обеспечения региональной системы мы определили управленческий блок. В результате нашей экспериментальной деятельности был собран материал по управлению региональной системой специального образования. Обобщение полученных данных позволило представить их в схеме 1.

Схема 1.

Управление региональной системой специального образования.

Ленинградской области.

Региональный орган управления образованием: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области- 7 учреждений.

Муниципальные органы управления образованием-51 учр. Т.

ДОУ компенсирующего вида-23ДоУ Т.

Специальные школы-интернаты VII и VIII видов -25шк.

Спец. детские домаЗдома.

Государственные специальные образовательные школы-интернаты.

Сясьстройская -1 видЮкковская — II видМгинская — ГУвидКрасные Зори — V видЕфимовская — VIII видЛужская-санаторная;

Сланцевкая — с девиантным поведением- (все виды по одной школе).

Данные, представленные на схеме 1 показывают, что система управления специальным образованием в Ленинградской области к 1997 году сложилась двухуровневая: региональная и муниципальная. Причём, муниципальные органы управления образованием осуществляют полномочия по управлению специальными учреждениями, количество которых составляет 51 учреждение, а региональный орган управлением образования осуществляет управление только 7 учреждениями, что в 7 раз меньше, чем у муниципальных органов управления образование. Данная ситуация сложилась, на наш взгляд, не случайно. Только в 1992 году все специальные школы-интернаты Ленинградской области были переданы из федеральной в региональную собственность (Постановление правительства РФ от 10 сентября 1992 года № 696). Тем самым была разрушена действовавшая на указанный период модель управления, а новая не создана. В связи с этим перед органом управления образованием встала задача формирования оптимальной модели управления региональной системой специального образования, в которой чётко распределены и согласованы компетенции и полномочия всех образовательных учреждений и органов управления образованием.

Изучая уставную документацию, штатное расписание и функциональные обязанности специалистов Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и муниципальных органов управления образованием, мы получили данные, свидетельствующие о наличие специалистов в органах управления образованием, курирующих систему специального образования. Наглядное представление об этом даёт таблица 7.

Заключение

.

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование посвящено решению проблемы организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования Ленинградской области.

Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования находится в контексте проблем, связанных с переходным состоянием всей отечественной системы специального образования и определяет её развитие. Необходимость совершенствования организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе и в российском законодательстве. Проведённое исследование свидетельствует о том, что решающее значение в организационно-педагогическом обеспечении региональной системы специального образования имеет развитие государственной системы специального образования России в целом.

Изучение нами уровня разработанности организационно-педагогического обеспечения региональных систем специального образования показало, что в последнее время проведён ряд исследований по проблемам региональных систем специального образования в России. Однако они отражают, главным образом, вопросы становления, проектирования или освещают только отдельные аспекты развития региональных систем. Отсутствие научно обоснованного подхода к проблеме организационно-педагогического обеспечения региональных систем специального образования в целом и его реализации в практике функционирования региональных систем специального образования отрицательно сказывалось и на развитии региональной системы специального образования Ленинградской области. В целях устранения указанного пробела нами было предпринято данное исследование.

Многоаспектный анализ литературы показал, что в коррекционной педагогике отсутствует определение понятия организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования. Проведённый нами научно-теоретический анализ позволил рассматривать сущность организационно-педагогического обеспечения как преобразование системы с целью её совершенствования, развития для достижения нового качества и эффективности на основе сохранения исторических достижений и ценностей, а также как фактор развития системы.

Аналитический обзор литературных источников, анализ современной нормативно-правовой базы по общему и специальному образованию позволил выделить педагогические подходы к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования, включающие два основных аспекта: нормативно-правовой и организационно-структурный. Было установлено, что нормативно-правовой аспект предполагает разработку региональной нормативной базы по специальному образованию, включающую создание регионального закона о специальном образовании и разнообразных локальных актов. Организационно-структурный аспект, направленный на достижение нового качества региональной системы специального образования, его доступность и эффективность, включает такие направления работы, как реструктуризация сети специальных учреждений, обеспечение доступности специального образования, создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование управления региональной системой, повышение кадровой и материально-технической оснащённости специальных учреждений, создание условий для начальной профессиональной подготовки, развитие интеграционных процессов в регионе.

Эти направления работы явились исходной базой для проведения научно-теоретического и экспериментального исследования по организационно-педагогическому обеспечению региональной системы специального образования Ленинградской области и легли в основу концептуальных подходов к его совершенствованию.

Опытно-экспериментальная поисковая деятельность на базе образовательного пространства Ленинградской области позволила выявить особенности и возможности организационно-педагогического обеспечения региона. Было установлено, что организационно-педагогическое обеспечение системы специального образования в период констатирующего эксперимента осуществлялось в отсутствии областного закона о специальном образовании. Стабильно функционировавшая сеть коррекционных учреждений Ленинградской области не обеспечивала, однако, доступность специального образования для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, не удовлетворяла все образовательные потребности контингента. Не были созданы условия для организации системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсутствовали областной и районные центры диагностики и консультирования и независимые межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии. Несмотря на имевшиеся потенциальные возможности в Ленинградской области не уделялось должного внимания созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начальной профессионально-трудовой подготовки как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства. Интеграционные процессы протекали стихийно, без предварительной подготовки общеобразовательных учреждений.

В то же время, результаты констатирующего эксперимента позволили нам выявить потенциальные возможности системы специального образования Ленинградской области для совершенствования организационно-педагогического обеспечения. К числу таких возможностей мы относим:

— наличие в регионе научно-практического и управленческого потенциала для создания нормативно-правовой базы и эффективной системы управления;

— наличие в регионе сети коррекционных образовательных учреждений для реализации доступности специального образования;

— наличие в регионе учреждений высшего профессионального и дополнительного образования для организации подготовки и переподготовки специалистов;

— наличие областной консультации и муниципальных ПМПК для организации комплексного сопровождения детей;

— наличие в регионе учреждений начального профессионального образования для обучения выпускников специальных (коррекционных) школ;

— наличие региональной целевой программы для повышения материально-технического оснащения коррекционных образовательных учреждений.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили возможность и необходимость совершенствования организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования и были положены в основу разработки концептуальных подходов, направленных на повышение качества и эффективности региональной системы специального образования.

В ходе преобразующего эксперимента осуществлялась разработка и реализация концептуальных подходов к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования Ленинградской области. В процессе научного обоснования указанных подходов учитывались особенности региональной системы специального образования Ленинградской области и её потенциальные возможности, выявленные нами в ходе констатирующего эксперимента, а также педагогические подходы к совершенствованию региональной системы специального образования, представленные нами в первой главе диссертационного исследования. Исходя из этого, преобразующий эксперимент проводился в рамках концептуальных подходов, включавших два аспекта — нормативно-правовой и организационно-структурный, которые были положены в основу совершенствования организационно-педагогического обеспечения региональной системы.

Реализация концептуальных подходов позволила решить все задачи диссертационного исследования, направленные на совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования и эффективное функционирование системы.

В условиях целенаправленной экспериментально-педагогической деятельности региональная система специального образования Ленинградской области получила возможность функционировать в правовом поле, что обеспечило на законодательном уровне реализацию организационно-структурных преобразований системы. Благодаря эффективному управлению специальным образованием, повышению кадрового и материально-технического потенциала в регионе сложились благоприятные условия для организации комплексного сопровождения и начальной профессиональной подготовки учащихся с нарушениями в развитии. Специальное образование стало доступным для всех детей с отклонениями в развитии.

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд выводов.

1 .Научно-теоретическое изучение категории организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования позволило определить его сущность как преобразование системы с целью её совершенствования, развития на основе сохранения исторических достижений и ценностей.

2.Историко-педагогический анализ подтвердил, что организационно-педагогическое обеспечение системы специального образования в России во все исторические периоды было связано с социально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, законодательством в сфере образования.

3.Данные научных исследований по проблемам региональных систем специального образования России коррелируют с результатами нашего исследования. Вместе с тем они освещают только отдельные аспекты развития региональных систем. Отсутствие научно обоснованных подходов к проблеме организационно-педагогического обеспечения региональных систем специального образования сдерживают их совершенствование и развитие.

4. Целостное теоретико-экспериментальное исследование деятельности региональной системы специального образования Ленинградской области позволило выявить ряд важных особенностей и потенциальных возможностей организационно-педагогического обеспечения региональной системы. Выявленные особенности и возможности послужили основанием для разработки концептуальных подходов к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования.

5.Результаты проведённого эксперимента доказывают, что совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования будет эффективным только при условии реализации концептуальных подходов, включающих нормативно-правовой и организационно-структурный аспекты. Нормативно-правовой аспект предполагает создание региональной нормативной базы, а организационно-структурный — реструктуризацию сети специальных учреждений, обеспечение доступности регионального специального образования, создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование управления региональной системой специального образования, повышение кадрового и материально-технического потенциала специальных учреждений, развитие интеграционных процессов в регионе, создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начальной профессионально-трудовой подготовки. б. Экспериментальная апробация и внедрение в образовательное пространство Ленинградской области материалов исследования позволили оптимизировать организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования в целях достижения системой нового качества и эффективности.

Реализованные нами в рамках диссертационного исследования концептуальные подходы к совершенствованию организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования Ленинградской области могут быть положены в основу определения стратегии развития систем специального образования в других регионах России.

Таким образом, в диссертационной работе решены все поставленные задачи и соответственно в полном объеме реализована цель исследования. Полученные теоретические и экспериментально-практические результаты подтвердили правильность положенной в основу исследования гипотезы. Вместе с тем проблема организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования требует дальнейшего исследования в организационно-правовом, социальном, психолого-педагогическом, методическом аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Становление системы специального образования Кольского Заполярья // Дети с проблемами в развитии. — 2004.- № 1. — С. 28−31.
  2. А.В. Ленинградская область: сегодня и завтра. — СПб.: ИПК «Вести», 2003 .-182с.
  3. Т.И. К вопросу о работе муниципального органа управления образованием: Межвузовский сборник научных статей. — СПб., 2003. С. 45−57.
  4. В.Н. О работе комитета образования администрации Новгородской области по внедрению компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждений: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М., 1995. С. 71−80.
  5. П.Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973.-270 с.
  6. Г. В., Малышева В. А., Паншина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Методические рекомендации. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. 138 с.
  7. Г. А. Управление развитием муниципального образования: Практические материалы. М., 2002.- 92 с.
  8. М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: Автореф. дис.. доктора пед. наук. СПб., 2007.- 52 с.
  9. М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования. Ростов — на — Дону: Изд-во РГУ, 2006. — 228 с.
  10. Белявский Б. В, Госпорьян А. С, Новикова М. А. Состояние и задачи профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.- М.: МАДИ (ГТУ), 2006.-145 с.
  11. Н.В. Регионализация образования в России: Образование и культура северо-запада России // Вестник северо-западного отделения РАО.- СПб., 1996.- С. 9−14.
  12. .П. К истории специального образования в Красноярском крае // Дефектология. 2005. — № 4. — С. 9−15.
  13. Т.А. Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии // Дефектология,-1970.-№ 2.
  14. Л.С. Проблема умственной отсталости. // Умственно отсталый ребенок. М., 1935.
  15. Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.
  16. JI.С. Вопросы организации учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Л., 1934.
  17. Л.С. Принципы воспитания физически дефектных детей. — М., 1925.
  18. Л.С. Проблемы дефектологии. -М.: Просвещение, 1995.
  19. М.В. Региональный компонент в образовании // Теория и практика модернизации отечественного образования: Сборник материалов Академических чтений. СПб., 2002. — С. 118−121.
  20. А.В. Управление качеством образования на уровне региона путем создания новых организационно-экономических механизмов // Межвузовский сборник научных статей. — СПб., 2003. — С. 85−99.
  21. С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
  22. Л.С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  23. Гаранина Л. А. Состояние и перспективы развития региональной логопедической службы для детей дошкольного возраста (на примере Курской области): Дис. .канд. пед. наук.- М., 2000.
  24. А.С. Вопросы воспитания нормального и дефективного ребенка. -М., 1924.
  25. А.Н. Олигофренопедагогика. М., 1941.
  26. И.А. Совершенствование системы реабилитации детей с отклонениями в развитии // Материалы научно-практической конференции.-СПб., 1995.-С. 6−21.
  27. Н.В., Чижова Т. И. Система управления реализацией регионального компонента образования. // Развитие образовательных систем и управление качеством образования: Сборник научных статей. — СПб., 2002.-С. 17−20.
  28. О.А., Кобрина JI.M., Коновалова А. П. и др. Система регионального специального образования: Монография — Вологда: ГОУ ДПО «ВИРО», 2008.- 272 с.
  29. Т.И. О подготовке воспитателей для системы специального образования Новосибирска// Дефектология.-2005.- № 4, — С.25−29.
  30. С.С. О системе специального образования в Республике Саха (Якутия) // Дефектология. -2005. -№ 4.- С.22−25.
  31. Х.С. История олигофренопедагогики. — М.: Просвещение. 1980.-398 с.
  32. А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-200с.
  33. Инструкция по приему детей в воспитательные школы и школы-интернаты. Утверждена Министерством просвещения СССР 11.02.1969 г. и Министерством здравоохранения СССР 4.02.1969 г.
  34. Инструкция по приему детей в школы слепых и слабослышащих. Утверждена Министерством просвещения СССР 11.02.1969 г. и Министерством здравоохранения СССР 4.02.1969 г.
  35. Инструкция по приему в школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Утверждена Министерством просвещения СССР 11.02.1969 г. и Министерством здравоохранения СССР 4.02.1969 г.
  36. Л.И. Создание системы специального и интегрированного образования в Одинцовском районе // Развитие специального образования в Одинцовском районе: Сборник практических материалов. Одинцово, 2002.- С. 13−19.
  37. . В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. -СПб., 2001.-215 с.
  38. О.В. Становление и развитие специального образования на Ставрополье: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2002. — 16 с.
  39. В.З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность // Дефектология. — 2003.- № 5. С.38−44.
  40. В.З. Отношение к детям с нарушениями в развитии как научно-практическая проблема: реабилитационно-интеграционный аспект // Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.-Ч.1 — С. 39−45.
  41. А.Н., Лапин В. В., Рыбаков Ф. Ф. и др. Ленинградская область. История и современность. — СПб.: Изд-во «Лики России», 1997.-304с.
  42. О.И., Королевская Т. К., Зеленская Ю. Б. Информационные технологии в обучении произношению.- М.: Полиграф сервис, 2004.-160 с.
  43. Я.Н. Всеобщее обучение слепых в России // Хрестоматия по истории тифлопедагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 21−22.
  44. Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: Дис.. д-рапед. наук. -М., 2007.- 489 с.
  45. Л.М. Интегрированное обучение в сельской школе как средство оптимизации учебного процесса: Монография. СПб.: Наука-Питер, 2005. С. 176.
  46. Е.И. Комплексное сопровождение учащихся в образовательном процессе // Дети группы риска: Материалы Международного семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  47. Е.Д. Специальное образование за рубежом и международные программы помощи и поддержки детям с проблемами в развитии // Сборник материалов научно-практической конференции. СПб., 1995. — С. 21−26.
  48. П.Е. Внедрение проектов Федеральной программы развития образования как исследования проблем региональных преобразований. // Теория и практика модернизации отечественного образования: Материалы Академических чтений. — СПб., 2002. — С. 13−16.
  49. А.Н. Концептуальные вопросы творческой реабилитации детей и подростков с особыми потребностями. // Реабилитация лиц с проблемами в развитии: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. — С. 72−76.
  50. А.Н. О законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» // Дефектология .- 2004.- № 6. С. 76−81.
  51. В.Ф. Региональная политика в сфере специального образования // Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.-Ч.1 — С. 12−23.
  52. О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-М., 2005.-58 с.
  53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002.-№ 4.-С.3−31.
  54. B.C. Конструирование программы развития региональной образовательной системы (на примере Ленинградской области): Дис. .канд. пед. наук.- СПб., 1992.-151с.
  55. С.С. Инвалиды и лица пожилого возраста: социально-педагогический аспект. СПб.: ГИПСР, 2007.-120 с.
  56. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 224с.
  57. Е.Т. Из истории развития системы образования лиц с проблемами в развитии в Псковской области // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тез. междунар. семинара. СПб.: Образование, 1995.
  58. Д.М. Специфика психологических проявлений умственно отсталых школьников с дезадаптивным поведением // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. -СПб.: «Наука-Питер», 2006. С. 381−385.
  59. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь. 2003. — 298 с.
  60. И.Г. О системе специального образования в Республике Бурятия // Дефектология. 2005.- № 4.- С.19−21.
  61. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. // Основы управления специальным образованием. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 5−47.
  62. Н.Н. От выявления дефекта к индивидуальному плану развития ребенка // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции. СПб., 2001. — Ч.1.- С. 19−25.
  63. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. -1996.- № 1.- С.3−10.
  64. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. -1997. № 4.- С.3−15.
  65. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология.- 1997.- № 6.-С.3−10.
  66. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. -М., 1998. 100 с.
  67. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. Письмо МО РФ от 25.02.03 № 27 / 2643−6.
  68. М.И. Сурдопедагогика.- М.: Просвещение, 1989.- 384 с.
  69. Никитина М. И. Профессиональное образование инвалидов и организация для них психолого-педагогической помощи.// Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Права человека, 2001.- С.105−106.
  70. Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательных и реабилитационных учреждений: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-299с.
  71. Н.М., Аксёнова Л. И., Архипов Б. А. и др. Специальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
  72. Н.М. Историческое образование в структуре профессиональной подготовки сурдопедагога // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. СПб.: «Наука-Питер», 2006. — С. 24−29.
  73. Н.М., Пенин Г. Н. История специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.-Т. 1.-352с.
  74. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.- Т.2.- 352 с.
  75. П.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972.- 846 с.
  76. Областной закон о местном самоуправлении в Ленинградской области от 26 марта 1996.
  77. Основные показатели развития образования Ленинградской области (статистические данные). СПб.: Изд-во «Техмаш», 2005 — 2007.
  78. Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства РФ от 12.03. 97. № 288.
  79. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII вв.идов. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 04.09.97. № 48.
  80. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18.07.91. № 251 / 125.
  81. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 24.08.98. № 2210.
  82. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения. Информационное письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000. № 27 / 901−6.
  83. Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии. Информационное письмо Министерства образования РФ от 03.08.2000 № 22−06−862.
  84. О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067. Постановление Правительства РФ от 1.02.2001 № 72.
  85. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000 № 2.
  86. Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения). Письмо МО РФ от 30.03.2001 № 29 / 1470−6.
  87. Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ. Приказ Минобразования от 22.10.99. № 636.
  88. Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения. Приказ Минобразования РФ от 05.02.02 № 334.
  89. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Письмо Минобразования РФ от 18.09.02 № 29 / 2065-п.
  90. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Письмо Минобразования РФ от 15.01.02 № 03−51−5 нн / 23−03.
  91. Об организации логопедической работы в специальном (коррекцион-ном) учреждении VIII вида. Рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 20.06.02. № 29 / 2194−6.
  92. Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Письмо МО РФ от 29.06.99. № 129 / 23−16.
  93. О правовом регулировании деятельности органов системы образования Ленинградской области. Областной закон 1999 г. СПб., 1999.
  94. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития. Письмо МО РФ от 30.05.03 № 27 / 2881−6.
  95. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов Ленинградской области. Областной закон от 30 сентября 2003 года.132.. Пузанов Б. П., Лапшин В. А. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1990.-143 с.
  96. Т.А. Планирование работы специальной школы-интерната // Информационно-справочный сборник.- СПб.: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 1997. — № 10, — С. 15−18.
  97. Т.А., Солдатов В. М. Концепция развития специального образования Ленинградской области. СПб., 1999. — 15 с.
  98. Т.А. Специальное образование проблема государственная // Социальная политика. -2001.- № 44. — С.5 .
  99. Т.А., Найденова З. Г., Солдатов В. М., Богославский Д. Д. Областной закон «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области». СПб., 2002. — 11 с.
  100. Т.А. Пути профилактики правонарушений среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Сборник Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. — СПб., 2003.-С. 14−16.
  101. Т.А. Пути модернизации региональной системы специального образования // Здоровье детей как ценность культуры: Материалы X Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Культура и детство «. СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2003. — С. 20−23.
  102. Т.А. Специальное образование в условиях модернизации // Дети с проблемами в развитии: Научно-практический журнал. — СПб, 2004.-№ 2.-С.26.
  103. Т.А. Развитие региональной системы специального образования в современных условиях // Вестник Поморского университета. Серия
  104. Физиологические и психолого-педагогические науки»: Научный журнал. — Архангельск, 2006. № 3. — С. 75−78.
  105. Т.А. Сущность организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования // Успехи детско-подростковой психиатрии и психотерапии: Материалы Мнухинских чтений. СПб.: Изд-во «Респект «, 2007. — С. 222−225.
  106. Т.А. Современный этап в развитии отечественной системы специального образования // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: Сборник материалов
  107. Международной научной конференции. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008 (апрель). С. 235−237.
  108. Т.С. Организация профессионального обучения в специальном государственном образовательном учреждении. // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. — М.: Изд-во МГУП, 2002. С. 50−60.
  109. Проект «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». Одобрен Правительством Российской Федерации 9 декебря 2004 г.(протокол № 47, раздел1).
  110. М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение. 1996.-269 с.
  111. Приказ № 179 по Облоно от 19 августа 1936 г. «Изменение структуры аппарата Облоно».
  112. Постановление СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети», 1925 г.
  113. Постановление СНК РСФСР «О мерах для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых, слепых детей и подростков». -1927 г.
  114. Рекомендации по организации трудового обучения в коррекционных образовательных учреждениях УШ вида. Информационное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 26.05.97. № 15 / 580−6.
  115. Рекомендации по социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Информационное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.06.99. № 27 / 582−6.
  116. Рекомендации по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии. Информационное письмо Министерства образования РФ от 30.03.2000 № 27 / 909−6.
  117. Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Письмо МО РФ от 17.03.2001 № 29 / 1448−6.
  118. Резолюция Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью. М., 1921.
  119. Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда социально-правовой охраны несовершеннолетних, 26 ноября — 1 декабря 1924 г. М., 1925.
  120. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации». М.: ИД «Юриспруденция», 2006. — 120 с.
  121. Соловьев Н.Н. О некоторых подходах к решению проблем социализации детей с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями в
  122. Псковской области // // Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.-Ч.1 — С. 57−60.
  123. A.M. Управление качеством муниципальной системы образования г. Омска // межвузовский сборник научных статей. СПб., 2003. -С. 215−222.
  124. Д.С., Пенин Г. Н. Развитие идеи трудовой подготовки не-слышащих в 19 веке: историко-педагогический аспект // сборник материалов X международной конференции. СПб., 2003. — С. 81−84.
  125. М.М. Концепция развития региональной модели службы специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями // Развитие специального образования в Одинцовском районе: сборник практических материалов. — Одинцово, 2002.- С.20−28.
  126. Социально-правовая охрана детей и детский дом. Материалы ко второму Всероссийскому съезду 26 ноября 1924 г. М-Л., 1929.
  127. Сербина Л. Ф. Региональная система обеспечения помощи детям: Проблемы и перспективы. Ставрополь, 1999.
  128. А.И. Обзор результатов деятельности попечительства о слепых в России за 14 лет. // Хрестоматия по истории тифлопедагогики. -М.: Просвещение. 1981.-С. 10−12.
  129. М.М., Грибова О.Е.и др. Развитие специального образования в Одинцовском районе: Сборник практических материалов — Одинцово, 2002.- 96 с.
  130. В.Т. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования на основе информационных технологий: Автореф. дис.. .д-ра пед. наук. — М., 2002.- 48 с.
  131. В.А. Концепция модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 года. Чита, 2004. — 54 с.
  132. В.А. Организационно-педагогические условия подготовки работников образования к инновационной деятельности в муниципальной системе образования: Автореф. дис.. кандид. пед. наук.-Чита, 2005.-21 с.
  133. В.И. История логопедии. — М.: Академический проект. 2004. 382 с.
  134. Соловьева И.Л.Организационно-правовые основы управления специальным образованием // Основы управления специальным образованием / Под ред. Д. С. Шилова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 48−58.
  135. И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 2000. -171 с.
  136. Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-311 с.
  137. Типовое положение о республиканской медико-педагогической комиссии. Утверждено Министерством просвещения СССР 12.02.1969 г.
  138. Типовое положение об областной медико-педагогической комиссии. Утверждено Министерством просвещения СССР 12.02.1969 г.
  139. Типовое положение о специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Утверждено Министерством просвещения СССР 30 января 1978 г.
  140. Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Утверждено Министерством просвещения СССР 21.12.1976 г.
  141. Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей. Утверждено Министерством просвещения СССР 30.01.1978 г.
  142. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения. Утверждено Министерством просвещения СССР 11.04.1974 г.
  143. Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития. Утверждено приказом Министерства просвещения СССР от 1.07.1981 г. № 103.
  144. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (от12 марта 1997 года № 288 с изменениями на1 февраля 2005 года).
  145. А.П. Необходимость смены парадигмы в специальном (коррекционном) образовании. // Сборник научных материалов Всероссийской конференции. Красноярск, 2002. — С. 118−119.
  146. Т.Б., Чевелёва Н.А, Чиркина Г. В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.-223с.
  147. В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. — М.: Просвещение, 1981. 165 с.
  148. Ю.А., Рубина Л. П. История детской психиатрии Санкт-Петербурга. СПб.: ГУП «Наука». 2007. — 143 с.
  149. Д.С., Малофеев Н. Н., Назарова Н.М.и др. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  150. И.Н. Специальное образование в Омской области // Дефектология. 2005.- № 4.- С.22−24.
  151. И.М. Реформа управления и финансирования. М.: Издат-центр, 1998.-336 с.
  152. Л.М., Паннер М., Смет Б. Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе / Под науч.ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2004. — 60 с.
  153. Л.М., Хилько А. А., Яковлева Н. Н. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
  154. Л.М., К. ван Рейсвейк. Навстречу друг другу: пути интеграции (Специальное образование в массовых школах в России и Нидерландах) / Под ред. Л. М. Шипицыной и К. ван. Рейсвейка. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 132 с.
  155. Л.М., Казакова Е. И., Жданова М. А. и др. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 528 с.
  156. Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 336 с.
  157. Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России. // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Права человека, 2001. — С. 56−60.
  158. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
  159. Л.М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.
  160. Н.В. Совершенствование системы специального образования в регионе и удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: Дисс.канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1999.- 18 с.
Заполнить форму текущей работой