Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях модернизации, диверсификации современного образования, перехода его на модель опережающего обучения основным приоритетом среднего педагогического образования становится подготовка личности специалиста компетентного, мобильного, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность. В этих… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Организация инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа как педагогическая проблема.. ^ ~ ^^
    • 1. 1. Характеристика инновационной деятельности педагогов
    • 1. 2. Особенности процесса развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа
    • 1. 3. Модель организации инновационной деятельности преподавателей колледжа, способствующая развитию их профессионально-педагогической компетентности
  • ГЛАВА 2. Реализация комплекса организационно — педагогических условий инновационной деятельности преподавателей педа
    • 101. гогического колледжа
      • 2. 1. Коррекция функционального управления педагогическим процессом на основе активизации инновационной деятельности педагогов колледжа
      • 2. 2. Создание инновационной среды в педагогическом коллективе колледжа как фактора ценностной ориентации педаго
      • 2. 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа

Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях модернизации, диверсификации современного образования, перехода его на модель опережающего обучения основным приоритетом среднего педагогического образования становится подготовка личности специалиста компетентного, мобильного, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность. В этих условиях все большее значение приобретают интеграция уровней профессионального образования, непрерывность и преемственность образования, что существенно влияет на реформирование системы профессиональной подготовки специалистов, в том числе и среднего звена. В связи с этим в развитии среднего профессионального педагогического образования явно просматривается ряд тенденций. Первая тенденция связана с качественным обновлением среднего педагогического образования, изменением его парадигмальных, целевых, содержательных, технологических и методических основ, необходимостью приведения деятельности педагогических колледжей в соответствие с новыми условиями профессиональной деятельности их выпускников.

Вторая тенденция определяется новым повышенным уровнем образования, который призван давать студентам колледжа объем знаний в рамках первой ступени высшего профессионального образования. В ряде случаев формальное преобразование завершено (колледжи вошли в структуру педагогического университета или университетского комплекса), но качественные изменения происходят достаточно медленно.

Традиционная модель подготовки учителя не позволяет решить эти задачи в полной мере. Эффективное профессиональное образование сегодняэто развитие у обучаемых новых способов мышления и деятельности. В практике все больше возникает задач, успешность решения которых зависит от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога, его творческого потенциала, принятого решения. В связи с этим возрастает поз требность в преподавателе, который способен обогащать и изменять содержание и формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и нового педагогического опыта. Преподаватель колледжа, передавая студентам свои знания, опыт, навыки, умения, нравственные ценности личного и социального поведения управляет формированием их профессионализма, и этот процесс настолько эффективен, насколько глубоко духовные ценности внутренне восприняты личностью обучаемого. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов образовательной деятельности. В условиях перехода системы среднего педагогического образования на опережающее обучение возникает необходимость создания условий, при которых преподавательский состав должен постоянно находиться в курсе новейших научных достижений и перспективных технологий, активно участвовать в развитии отечественной науки, владеть нетрадиционными подходами к анализу, оценке педагогических ситуаций, принятию решений.

Ведущей тенденцией обновления системы подготовки будущего специалиста становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством колледжа, функционирующего в системе непрерывного педагогического образования в составе университетского комплекса. В контексте инновационной стратегии учебного заведения, учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль преподавателя как непосредственного участника всех преобразований. Его инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.

Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, сущностных аспектов целеполагания и целеосуществления, выхода за пределы традиционной исполнительской деятельности преподавателя и смены ее на проблемно-поисковую, рефлексивноаналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В преподавательской среде возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. Повышение роли и значения фундаментальных профессиональных знаний, исследовательских умений и навыков, осуществление интеграции в рамках смежных дисциплин, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых специальностей и дополнительных квалификаций, защиты выпускных квалификационных работ студентов — все это требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. Анализ повседневной практики показывает, что значительная часть преподавателей средних педагогических учебных заведений продолжают работать в рамках знаниевой парадигмы педагогического образования. Преподаватели часто действуют стереотипно в силу сложившихся традиций, выполняя инструментальную роль, не включившись в инновационную деятельность, так как ранее перед педагогом ставились более узкие задачи и направленность их определялась конкретным (нормативным) профессионализмом. В условиях жесткой регламентации деятельности, содержания учебно-воспитательного процесса преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых курсов, дисциплин, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Инновационная деятельность, как правило, сводилась, в основном, к использованию рекомендованных сверху новшеств без учета профессиональных и личностных интересов преподавателей. У большей части преподавателей не сформирована потребность в изучении и применении инновационного педагогического опыта, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе.

Переход от унифицированной, единообразной модели обучения к вариативной, многоступенчатой, имеющей опережающий характер, обострил противоречие и между самооценкой и самореализацией преподавателя. Практика показывает, что педагог, даже достаточно объективно оценивающий свою профессиональнопедагогическую компетентность и качества, но не реализующий их в своей деятельности, не может эффективно решать задачи развития колледжа в системе непрерывного педагогического образования. Способность к изменениям является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность образовательного учреждения и его педагогов. Разрыв между уровнем подготовки преподавателя и запросами практики побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов колледжа. Конкурентоспособны в современном мире только специалисты высокого уровня профессионально-педагогической компетентности, от которого во многом зависит качество образования. В связи с этим актуализируется проблема развития профессионально-педагогической компетентности, мобильности педагога колледжа в условиях инновационной деятельности. Актуальность рассмотрения данной проблемы определяется и тем, что инновации в образовательном процессе, их качество, становятся с одной стороны, проявлением уровня компетентности педагогов, а с другойдейственным средством, одним из наиболее эффективных условий ее совершенствования.

В философских, психолого-педагогических исследованиях достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент изучения проблем профессиональной компетентности учителя (В. А. Адольф, Л. С. Выготский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, J1 М. Митина, В. Г. Онушкин, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Исследованию проблем формирования профессиональной компетентности в системе повышения квалификации педагогических кадров посвящены работы Т. Г. Браже, J1. Валли, С. Г. Вершповского, Р. Х. Гильмеевой, Ю.Н. Ку-люткина, H.H. Лобановой, Б. И. Любимова, В. Г. Онушкина, Г. С. Сухобской, В. Д. Холи и др. Развитие профессиональной компетентности каждого учителя рассматривается ими как главная задача системы повышения квалификации в условиях инновации образования. Проблема инновационной деятельности учителя становится одной из актуальных в отечественной и зарубежной педагогике. Так, общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности, социально-психологический аспект распространения нововведений, определение результатов инноваций исследуются в трудах К. Ангеловски, В. И. Загвязинского, В.А.Кан-Калика, М. В. Кларина, Г. В. Мухаметзяновой, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, Э. Роджерса, В. А. Сластенина, В. З. Юсупова, Н. Р. Юсуфбековой и др.

Приобретает значимость проблема подготовки учителя к управлению инновационными процессамиее осмыслению способствуют работы В. М. Лазарева, A.M. Моисеева, М. М. Поташника, О. Г. Хомерики, Т. И. Шамовой. Научному обоснованию системы управления инновационными процессами, определению критериев оценки образовательных учреждений нового типа посвящены исследования В. П. Кваши, Н. В. Коноплиной, В. И. Рыбаковой. Важными для нашего исследования явились работы, отражающие взаимосвязи между инновациями в образовательном учреждении и профессионально-педагогической квалификацией учителя, его профессионально-педагогической культурой (И.Ф. Исаев, И. О. Котлярова, H.JI. Шехов-ская и др.). Р. Х. Шакуров раскрыл значимость мотивационно-стимулирующего компонента инновационной деятельности, способствующего профессиональному росту, необходимость создания ситуации успеха в педагогической деятельности. Механизмы педагогического творчества, являющегося основой инновационной деятельности, раскрыты в трудах В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, A.M. Марковой, М. Г. Мерзляковой, JI.B. Мещеряковой, JI.M. Митиной, Н. Д. Никандрова, В. Г. Рындак и др. Исследовались проблемы взаимодействия участников педагогического процесса (Н.П. Аникеева, В В. Афанасьев, JI.B. Байбородова, М. И. Рожков, В. Б. Успенский и другие).

Несмотря на наличие значительного числа исследований, аспект развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа в процессе инновационной деятельности изучен недостаточно.

Современная социально-педагогическая ситуация наглядно высветила ряд противоречий:

— между традиционным уровнем реализации деятельности преподавателя и динамикой профессиональных задач колледжа как инновационной образовательной системы;

— между требованием активного участия преподавателей в инновационной деятельности и недостаточной их подготовленностью к этому компоненту педагогической деятельности;

— между изменившимися требованиями к выпускникам педагогических колледжей и традиционной системой подготовки студентов к профессиональной деятельности;

— между возрастанием социальной, педагогической значимости взаимосвязи процесса инновационной деятельности и развития профессионально-педагогической компетентности преподавателя колледжа и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы создания условий эффективной организации этого процесса.

По нашему мнению, разрешение названных противоречий — один из путей повышения эффективности инновационной деятельности в колледже, обеспечивающей развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

Анализ психолого-педагогической литературы и исследований по данной проблеме, анализ собственного опыта работы автора, директора педкол-леджа, анализ опыта работы педагогических коллективов других профессиональных учебных заведений позволяют отметить, что в настоящее время неразработанность ряда аспектов проблемы приводит к снижению эффективности образовательно-воспитательного процесса колледжа. Мы предприняли попытку исследовать взаимосвязь инновационной деятельности и профессионально-педагогической компетентности малоизученной категории — преподавателей педагогического колледжа, функционирующего в системе непрерывного профессионального образования в составе университетского комплекса.

Выявленные противоречия дали основание сформулировать проблему исследования: при каких условиях инновационная деятельность будет выступать в качестве фактора развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа ?

Объект исследования: инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа.

Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, при которых инновационная деятельность выступает в качестве фактора развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа.

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий осуществления инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа.

Гипотеза исследования. Инновационная деятельность является фактором развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа при соблюдении комплекса следующих условий:

— обеспечения формирования действенно-ценностного отношения преподавателей колледжа к инновационной деятельности как актуальному аспекту педагогической деятельности, средству осуществления целей, решению выявленных проблем;

— осуществления коррекции функционального управления педагогическим процессом на основе активизации инновационной деятельности педагогов колледжа;

— создания в педагогическом коллективе колледжа инновационной среды, обращенной к творческому поиску, обновлению приемов и способов профессиональной деятельности педагогов, формированию рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности;

— предоставления педагогам возможности осуществления свободы выбора содержания, видов, форм инновационной деятельности с учетом их профессиональных и личностных интересов и возможностей. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить сущность профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа и уровни ее развития в процессе инновационной деятельности.

2. Разработать критерии и показатели оценки уровня развития профессионально-педагогической компетентности педагога колледжа в процессе инновационной деятельности.

3. Создать модель организации инновационной деятельности преподавателей колледжа, обеспечивающую развитие их профессионально-педагогической компетентности.

4. Определить комплекс организационно-педагогических условий инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа, способствующей развитию их профессионально-педагогической компетентности.

Теоретико-методологической базой исследования явились следующие научные положения и теории:

— философские и психолого-педагогические концепции развития личности, активной роли человека в познании и преобразовании социальной среды (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Т. С. Злотникова, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, А. Я. Пономарев, JI. J1. Рубинштейн);

— научные положения о деятельностном подходе к процессу профессиональной подготовки и повышению квалификации учителей (Т.Г. Браже, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, М. И. Рожков, Г. Н. Сериков, Г. С. Сухоб-ская, В. Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров);

— концепция профессиональной компетентности учителя (Т.Г. Браже, Р. Х Гильмеева., Е. И. Казакова, Н. В. Кузьмина, Ю Н. Кулюткин, H.H. Лобанова, А. К. Маркова, Л. М Митина, В. Г. Онушкин, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, А.П. Тряпицына);

— теория педагогической инноватики (К. Ангеловски, И. Ф. Исаев, М.В. Кла-рин, Г. В. Мухаметзянова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, В. З. Юсупов Н.Р., Юсуфбекова) — теория управления учебным заведением (В.М. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Р. Х Шакуров, Т.И. Шамова);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,.

Н.Ф.Талызина);

— теоретико — эмпирические исследования, посвященные педагогическому взаимодействию, творческому характеру деятельности (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Ни-кандров, М. И. Рожков, В. Г. Рындак, В.А. Сластенин).

Источниками данной работы явились также нормативно-правовые и методические документы по вопросам инновационной деятельности, интеграции уровней профессионального образования, материалы конференций и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс методов: теоретические — анализ литературы и педагогического опыта, обобщение и моделирование, сопоставительный анализэмпирические — опытно-экспериментальная работа, изучение и обобщение опыта работы, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, рейтинг, беседа, наблюдение, самооценка педагогов, метод изучения документов, ретроспективный анализ деятельности педагогического коллектива учебного заведения.

В процессе исследования велись педагогические измерения, происходила математическая обработка данных.

База исследования: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Рыбинский, Ростовский, Ярославский педагогические колледжи Ярославской области, Калязинский педагогический колледж Тверской области. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Угличском педагогическом колледже, филиале ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и в Угличе, функционирующем на базе педагогического колледжашкол № 7, № 8 г. Углича.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1997;1998 гг.) изучались научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определялись теоретико-методологические подходы к ее рассмотрениюразрабатывалась концепция исследования.

На втором этапе (1998;2000 гг.) разрабатывалась и осуществлялась программа опытно-экспериментальной деятельности, проводилось исследование по выявлению теоретических, методических и методологических затруднений педагогов колледжа, апробация модели организации эффективной инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа.

На третьем этапе (2000;2002 гг.) уточнялись научно-методические положения, вносились коррективы в исследование, выявлялись условия эффективного осуществления инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетенции педагогов колледжа.

На четвертом этапе (2003 г.) проводилась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, анализировались, обобщались результаты исследования, изучались тенденции развития профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельностипроизводилось литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены многосторонним анализом проблемы при выделении исходных теоретических и методологических позицийкомплексом теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследованияанализом опыта организации инновационной деятельности, направленной на развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей колледжаобобщением результатов эксперимента, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данныхвалидностью используемых методикопорой на повседневную педагогическую практику автора исследования как директора педагогического колледжа и филиала педагогического университета, функционирующего на базе педагогического колледжа, положительными результатами исследования.

Научная новизна исследования:

— определена сущность профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа и выявлены уровни ее развития в процессе инновационной деятельности;

— создана модель организации инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа, которая отражает и конкретизирует сущностную характеристику развития профессионально-педагогической компетентности педагогов на каждом этапе инновационной деятельности;

— разработаны критерии и показатели оценки уровня развития профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа в процессе инновационной деятельности;

— определен комплекс организационно-педагогических условий инновационной деятельности, способствующей развитию профессиональнопедагогической компетентности педагогов колледжа.

Теоретическая значимость исследования:

— получены выводы, касающиеся теоретически возможной и практически выполняемой инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа как фактора развития их профессионально-педагогической компетентности;

— обоснованы подходы организации инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа, определены функции и специфические принципы ее организации.

Практическая значимость исследования определяется тем, что подготовленные в процессе работы методические рекомендации, модель могут быть использованы в практике средних специальных учебных заведений для эффективной организации инновационной деятельности и развития профессионально-педагогической компетентности педагогических работников, научно-педагогического потенциала учебного заведенияразработано нормативно-регламентирующее и научно-методическое обеспечение инновационной деятельности педагогического колледжа, функционирующего в составе университетского комплексасозданы и опубликованы концепция и программа развития педагогического колледжа в направлении инновационной деятельности. На защиту выносятся:

1. Сущность профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа и уровни ее развития в процессе инновационной деятельности (репродуктивный, продуктивный, исследовательский).

2. Критерии развития профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа в процессе инновационной деятельности (аксиологический, мотивационный, когнитивный, технологический, креативный, рефлексивный), а также показатели, их характеризующие.

3. Модель организации инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа, отражающая поэтапное вовлечение педагогов в этот процесс (диагностико-прогностический, подготовительный, организационный, деятельностный, оценочно-корректировочный этапы), когда все звенья организации инновационной деятельности способствуют развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов.

4. Комплекс организационно-педагогических условий инновационной деятельности, способствующих развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа и включающих следующие: обеспечение формирования действенно-ценностного отношения преподавателей колледжа к инновационной деятельности как актуальному аспекту педагогической деятельности, средству осуществления целей, решения выявленных проблемосуществление коррекции функционального управления педагогическим процессом на основе активизации инновационной деятельности педагогов колледжасоздание в педагогическом коллективе колледжа инновационной среды, обращенной к творческому поиску, обновлению приемов и способов профессиональной деятельности педагогов, формированию рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности, предоставление возможности педагогам осуществлять свободу выбора содержания, видов, форм инновационной деятельности в соответствии с их профессиональными и личностными интересами и возможностями.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и полученные результаты были отражены автором в публикациях, докладах, выступлениях на заседаниях Ученого совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, ученого совета института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, на научно-практических конференциях университетского комплекса педагогического профиля (Рыбинск, Ростов, Ярославль, 2000, 2001, 2002) — открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (Ярославль, 2002), выездном заседании научной лаборатории стратегии развития среднего профессионального образования института среднего профессионального образования РАО (Углич, 2001).

Апробация педагогических средств организации инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа, проводилась следующим образом:

— через практическую деятельность автора в качестве директора педагогического колледжа и филиала педагогического университета, функционирующих в составе университетского комплекса;

— в процессе создания концепции и программы развития педагогического колледжа как интегрированной образовательной системы в составе университетского комплекса;

— в процессе разработки нормативных документов регионального уровня, регламентирующих инновационную деятельность университетского комплекса.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснование, определены цели, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, охарактеризована его базаформулируются основные положения, выносимые на защитухарактеризуется достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов и выводов, сфера их апробации и внедренияпоказаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, отражены основные этапы исследования.

В первой главе — «Организация инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа как педагогическая проблема» представлены основные теоретические положения, определяющие исходные позиции автораанализируются психолого-педагогические подходы к трактовке профессионально-педагогической компетентности как профессионального качества педагогахарактеризуются профессионально-педагогические аспекты компетентностиопределяются сущность и особенности развития профессионально-педагогической компетентности педагогов в процессе инновационной деятельностидается характеристика уровней профессионально — педагогической компетентностиразрабатываются критерии и показатели оценки развития рассматриваемого качества, раскрывается сущность понятия инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, оценивается современное состояние проблемы в психолого-педагогической практике педагогов колледжахарактеризуется модель организации инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа.

Во второй главе — «Реализация комплекса организационно-педагогических условий инновационной деятельности преподавателей педагогического колледжа» показана динамика развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа в процессе инновационной деятельности на основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы, определяется комплекс необходимых организационно-педагогических условий инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа, представлено описание содержания, педагогических средств, механизмов и этапов реализации инновационной деятельности.

В заключении формулируются основные выводы исследования, подводятся общие итоги, подтверждающие гипотезу и теоретические положения, выносимые на защитунамечаются перспективы дальнейшего изучения поставленной проблемы,.

В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Результаты исследования позволяют нам сделать вывод, что включение педагогов в инновационную деятельность способствует актуализации полученных знаний при решении нетрадиционных педагогических ситуацийпоявлению новых содержательных направлений инновационной деятельности, технологий в образовательном процессединамике интеллектуального развития (на уровне тенденций).

Показателем развития креативного критерия профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа является овладение ими различными видами инновационной, исследовательской деятельности: вне-дренческо-исследовательской, поисково-исследовательской и опытно-экспериментальной, реализуемой на различных научных уровнях.

Участие педагогов в осуществлении различных видов инновационной, исследовательской деятельности по актуальным проблемам колледжа как интегрированной образовательной системы представлено в таблицах 8,9,10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одна из основных задач среднего педагогического образования состоит в том, чтобы подготовить компетентного, мобильного специалиста с учетом опережающего образования, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач во многом зависит от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога колледжа, его творческого потенциала, способности обогащать и модернизировать содержание и формы своей деятельности посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Ведущей тенденцией обновления системы подготовки будущего специалиста становится включение педагога колледжа в инновационную деятельность, что требует соответствующей готовности к осуществлению этого аспекта профессиональной деятельности.

На основании проведенного нами исследования мы рассматриваем инновационную деятельность преподавателей педагогического колледжа как определяющий фактор, средство развития их профессионально-педагогической компетентности, как доминанту этого процесса, когда инновационная деятельность приобретает значение актуального аспекта педагогической деятельности преподавателей колледжа, функционирующего в составе университетского комплекса педагогического профиля.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что организация инновационной деятельности преподавателей колледжа, способствующей развитию их профессионально-педагогической компетентности, станет более эффективной при следующих условиях:

— осуществлении коррекции функций управления педагогическим процессом на основе активизации инновационной деятельности педагогов колледжа;

— обеспечении формирования действенно-ценностного отношения преподавателей колледжа к инновационной деятельности как актуальному аспекту педагогической деятельности, средству осуществления целей, решению выявленных проблемсоздании в педагогическом коллективе колледжа инновационной среды, обращенной к творческому поиску, обновлению приемов и способов профессиональной деятельности, формированию рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельностипредоставлении возможности педагогам осуществлять свободу выбора содержания, видов, форм инновационной деятельности в соответствии с их профессиональными и личностными интересами и возможностями.

В условиях нашли отражение обоснованные нами принципы организации инновационной деятельности преподавателей колледжа: принципы сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процессапринцип развития инновационной средыпринцип педагогического сопровождения реализации инновационного потенциала развития профессионально-педагогической компетентности педагоговпринцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессепринцип развития творческой самостоятельности педагога.

В своей основе результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Инновационную деятельность педагогов колледжа можно рассматривать в качестве фактора развития их профессионально-педагогической компетентности.

2. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей педагогического колледжа есть интегральная, многоуровневая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, совокупность знаний, умений и опыта, обусловливающих результативную профессиональную деятельность, эффективное решение динамично развивающихся профессиональных задач.

3. Структуру профессионально-педагогической компетентности педагога колледжа образуют три взаимосвязанных блока: личностно-профессиональный, профессионально-деятельностный и профессионально-творческий. Блоки включают в себя компоненты: аксиологический, мотивационный, когнитивный, технологический, креативный и рефлексивный. В структуру профессионально-педагогической компетентности входят три уровня: репродуктивный, продуктивный и исследовательский.

4. Критерии уровня развития профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа определяются нами (в соответствии с компонентами компетентности) как аксиологический, мотивационный, когнитивный, технологический, креативный и рефлексивный.

5. В целях обеспечения развития профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа инновационную деятельность следует выстраивать поэтапно как определяющее средство, доминанту этого процесса, когда все звенья организации инновационной деятельности способствуют качественным изменениям в педагогическом процессе колледжа и стимулируют развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов.

6. Структура модели организации инновационной деятельности педагогов колледжа включает пять этапов: диагностико-прогностический, подготовительный, организационный, деятельностный, оценочно-корректировочныйотражает и конкретизирует сущностную характеристику развития профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа на каждом этапе инновационной деятельности.

7. Эффективность инновационной деятельности педагогов колледжа, способствующая развитию их профессионально-педагогической компетентности, обеспечивается совокупностью следующих условий: обеспечения формирования действенно-ценностного отношения преподавателей колледжа к инновационной деятельности как актуальному аспекту педагогической деятельности, средству осуществления целей, решению выявленных проблемосуществления коррекции функционального управления педагогическим процессом на основе активизации Инновационной деятельности педагогов колледжасоздания в педагогическом коллективе колледжа инновационной среды, обращенной к творческому поиску, обновлению приемов и способов профессиональной деятельности педагогов, формированию рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельностипредоставления возможности педагогам осуществлять свободу выбора содержания, видов, форм инновационной деятельности в соответствии с их профессиональными и личностными интересами и возможностями. 8. Необходимыми средствами реализации условий инновационной деятельности педагогов колледжа являются следующие: наличие общей стратегии развития учебного заведения и профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжаинтеграция профессионального, научного, инновационного потенциала педагогических коллективов колледжа и педуниверситета на основе сотрудничествасоздание концепции и программы развития колледжа как интегрированной образовательной системыинформационно-коммуникативное обеспечение, интеграция и координация нововведенийцеленаправленное создание научного, методического обеспечения инновационной деятельностииспользование в организации инновационной деятельности разнообразных форм и направлений (проблемных творческих групп, лабораторий, педагогических мастерских) — собственная творческая активность педагогов колледжа.

Мы получили достаточно полное, целостное представление о динамике развития профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа в процессе инновационной деятельности, чтобы более объективно и обоснованно оценить эффективность датой деятельности, наметить пути и средства дальнейшего совершенствования взаимосвязи процессов инновационной деятельности педагогов колледжа и профессионально-педагогической компетентности.

Диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы в плане: соотнесения инновационной деятельности педагогов колледжа и подготовленности студентов на всех уровнях (ступенях) профессионального обучениясовершенствования процесса оценивания результативности инновационной деятельности в зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов колледжа.

Таким образом, результаты исследования создают предпосылки для дальнейшего изучения проблем профессионального совершенствования педагогов в системе непрерывного педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов З А. Диверсификация образования и проблема проектирования педагогической деятельности// Специалист. 2003. № 2. — С. 28−31.
  2. Абасов З А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности// Педагогика. 2002. № 3. — С. 106−108.
  3. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М: Просвещение, 1992. — 72 с.
  4. С.К. Инновационные формы организации методической работы школы: Дис. канд.пед.наук. Казань, 1999. 194 с.
  5. Абульханова-Славская К С. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  6. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф.дис. докт.пед.наук, — М., 1997.-49 с.
  7. Арнаутов В В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно- научно-педагогического комплекса: Дис. канд.пед.наук. Волгоград. 1995. — 207 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2-т. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.- 1230 с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания. Избр.психол.тр. /Под ред. A.A. Бодалева. М.: ин-т практ.психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-383 с.
  10. Ю.Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. Для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  11. П.Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань., 1994.-247 с.
  12. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-224 с.
  13. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991 194 с.
  14. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
  15. Афанасьев В В., Московский С Б. Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование (опыт создания университетских комплексов). М.: Изд-во МГУП, 2001. — 104 с.
  16. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М. Знание, 1978.-46 с.
  17. Л.В., Копотюк И. Г., Курилова Л.М.и др. Проектирование деятельности педагогических колледжей: Методическое пособие/ Под ред. М. И Рожкова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 149 с.
  18. Л.В., Паладьев С Л., Степанов Е. И. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие. Псков: ПОИПКРО, 1994. -91 с.
  19. С.Ф. Профессиональная педагогика. М.: РАО, 1997. 511 с.
  20. B.C. Директору об исследовательской деятельности школы. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  21. Бердяев Н. А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство. Лига. 1994. — Т. 1. — 356 с.
  22. Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика. 1994. № 4. — С. 14−17.
  23. Л.Н., Лаптева Л. Б. Целевая методическая работа учителей как фактор развития школы в условиях модернизации образования //Ярославский педагогический вестник. 2001 № 11 (26). С. 151−156.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  25. A.A., Мальков Э. А., Караковский В. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. М., 1991. — 98 с.
  26. И., Джамалудинов Г. Социальные проблемы научно-педагогических кадров// Высшее образование в России. 2202. № 4. -С. 21−32.
  27. В.А., Исаев Е. И. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  28. Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление// Тезисы к семинару/ Под ред. В. Г. Онушкина. Л.: НИИООВ, 1990.-С. 39−62.
  29. М.С. Инновации и новизна в педагогике// Советская педагогика. 1989. № 12. — с. 36−40.
  30. Ю.П. Введение в профессию учителя начальных классов. Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001.- 116 с.
  31. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
  32. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИИП Изд-во Магистр, 1995. -112с.
  33. JI.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз. 1997. — 144 с.
  34. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы// Педагогика. 2003. № 2. — С.74−80.
  35. Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: Дис.докт.пед.наук. Казань, 1999. — 459 с.
  36. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. — 185 с.
  37. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. Калиниград: Калиниградский ун-т, 2000. — 572 с.
  38. Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Дис. .канд.пед.наук. Ярославль: 2001.-252 с.
  39. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. -М.: РАГС. 2000.-329 с.
  40. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров учебных заведений, руководителей школ Издание 2-е, исправл., доп. — М.:Центр «Педагогический поиск», 2001 — 160 с.
  41. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы/ Пер. с англ. -М., 1992 .- 212 с.
  42. Журавлев П.В.и др. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников/ Монография. М.: Изд-во Рос.экон.акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 232 с.
  43. Елисеев К В., Загвязинский В. И. Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений. Тюмень., — 1995. — 22 с.
  44. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука// Инновационные процессы в образовании. Тюмень., 1990.- 140 с.
  45. В.И. Учитель как исследователь. М.: Педагогика, 1980.: -210 с.
  46. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. 112 с.
  47. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997 .- 320 с.
  48. В.И. Самоаттестация школы. М.: Образ. Центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с. 51.3еер Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие. Екатеринбург. Изд-во Урал.гос.пед.ун-та, 1997, — 168 с.
  49. И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп., испр. и пераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.
  50. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 1992 — 111 с. 54.3лотникова Т. С. Введение в культурологию: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. — 117 с.
  51. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
  52. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов/ С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
  53. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя в высшей школе. М., 1993.
  54. И.Ф., Шеховская H.JI. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессионально-педагогической культуры. Белгород: Изд-во БГУ, 1997, — 144 с.
  55. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб. Петербург — XXI век, 1997. — 160 с.
  56. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  57. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 217 с.
  58. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дис.канд.пед.наук. Минск, 1994. — 189 с.
  59. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
  60. Е.А. Психология профессионализма. М.: Изд-во «Инст-т практич. психологии». Воронеж. НПО «Модэк», 1996. -400 с.
  61. Т.М. Становление инновационной школы// Школьные технологии. 2002. № 20. С. 74−83.
  62. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2 — 656 с.
  63. Коноплина Н. В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа. Дис. .канд.пед.наук, — М., 1999. 191 с.
  64. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов/Отв. ред. Р. В. Рывкина. М.: АН СССР, Сиб. отд-е, 1989 — 231 с.
  65. A.B. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Учеб.пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 152 с.
  66. И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: монография /Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». 1998. -169 с.
  67. В.В. Методология педагогического исследования. Самара. Изд-во СамГПИ, 1994.- 165 с.
  68. Краевский В В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград: Перемена, 1994. — 324 с.
  69. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования: Монография. Ярославль., 1995. — 267 с.
  70. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии-1984.-№ 1.-С.20−26.
  71. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
  72. C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя//Педагогика, — 1997. № 5.-С. 108−115.
  73. Кулюткин Ю Н. Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  74. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
  75. Г., О’Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. -М., Прогресс, 1981.-211 с.
  76. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений// Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980 — 196 с.
  77. Н.И. Социальный механизм инновационных процессов/ Отв.ред. Р. В. Рывкина. М.: АН СССР, Сиб. отд-ие, 1989, — 302 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  79. Леонтьев, А Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. -391 с.
  80. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  81. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций// Педагогика. 1996. -№ 2. — С.7−11.
  82. .Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998.-200 с.
  83. Г. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально квалификационного роста учителя: Дис. .канд.пед.наук. Екатеринбург, 2000. — 189 с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-448 с.
  85. T.B. Роль инновационной деятельности в личностно-профессиональном саморазвитии молодого педагога: Дис.канд.пед.наук. Хабаровск, 2000. — 198 с.
  86. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика. 1995, — № 6- С. 55−63.
  87. А.К. Психология профессионализма: М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  88. А.К., Матис Т А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  89. А.К., Никонова А. Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя// Вопросы психологии. 1987, — № 5. — С. 40−48.
  90. H.A., Бабкина Т А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической деятельности ?// Педагогика. 2000, — № 5. — С. 25−27.
  91. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента- Пер. с англ.-М., 1995.-300 с.
  92. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари: пер. с англ.- М.: Инфра -М&bdquo- 2002. 448 с.
  93. М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе (на примере создания многопрофильного лицея): Дис.. канд.пед.наук.СПб., 1995. 210 с.
  94. Методическая деятельность. Словарь-справочник. Л., 1991. — 45 с.
  95. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Аминта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
  96. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
  97. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Челябинск: Чел-ГУ, 1998, — 164 с.
  98. Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего и профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998 128 с.
  99. Г. В. Инновации в области среднего профессионального образования: инновации в российском образовании (среднее профессиональное образование). М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.
  100. Мышление учителя/ Под ред. Г. С. Сухобской, Ю. Н. Кулюткина. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  101. Наин А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика. 1996, — № 5. — С. 10−15.
  102. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 3-е ид. — М.: Издательство «Эсвес», 1999.- 104 с.
  103. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: АПО РАО, 1998. — 134 с.
  104. A.M. Российское образование в новой эпохе// Парадоксы наследия, векторы развития. М: Эгвес, 2000. — 272 с.
  105. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М., 2000 — 187с.
  106. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1994. — 353.
  107. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед-спец.высш.учеб.заведений/ И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  108. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-пресс, 1997. 512 с.
  109. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Гребенкиной Л. К., Байковой Л. А. 3-е изд.испр.и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  110. Е.Е. и др. Организация и функционирование научно-методической службы в региональном, многопрофильном коллед-же//Среднее профессиональное образование. 2001.- № 3. — С. 27−31.
  111. Ю.П. Психология профессионального становления личности (Основы психологической концепции профессионализации). Учеб. пособие для студ.пед.ин-ов. Курск: КГПИ, 1991. — 132 с.
  112. Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль: ЯГПУ, 2000. — 98 с.
  113. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993 — 112 с.
  114. С.Д. В поисках педагогической инноватики // Инноватика образовательных технологий. Т. З. Красноярск. 1994. — С.16−56.
  115. А.Я. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — 222 с.
  116. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997 — 352 с.
  117. А.И. Современная социология организаций. Учеб. М.: Ин-терпракс, 1995. — 296 с
  118. Проблемы результативности педагогической деятельности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 56 с.
  119. Программа развития среднего профессионального образования на 2000−2005 гг. Утверждена приказом Минобразования России от 01.02.2000 № 305//Вестник образования России, — 2002.-№ 22, — С. 14−67.
  120. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы. Утверждена приказом Минобразования России от 24.04.01 № 18/18// Бюллетень МО РФ Высшее и среднее профессиональное образование. 2001. -№ 8. — С.5−19.
  121. Проектирование систем внутришкольного управления/ Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем/ Под ред. А. М. Моисеева М.: Педагогическое общество России, 2001. — 284 с.
  122. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров: социально-педагогические и психологические аспекты (материалы конференции). СПб., 1994. — 133 с.
  123. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. A.A. Бодалева, В. И. Журавлева и др. М.: Изд-во института психотерапии, 2002. — 585 с.
  124. Психология. Словарь/Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. М. Политиздат, 1990. -494 с.
  125. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону., 1994. — 102 с.
  126. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Владос, 1998. — 496 с.
  127. Э., Агарвала -Роджерс Р. Коммуникации в организациях. -М., 1980.-215 с.
  128. М.И. Развитие личности и формирование индивидуальности //Сб. матер, открытых между нар. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 1996. — С. 47−48.
  129. М.И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций/ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. -Ярославль, 2000 90 с.
  130. В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона. Дисс.канд. пед. наук. Ярославль, 1996.-49 с.
  131. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2000. — 254 с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М., — 1993. — Т.1. -608 с.
  133. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2−332 с.
  134. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Белорусская наука, 1998.-319 с.
  135. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя- монография. М: Педагогический вестник, 1998 — 224 с.
  136. В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. — 116 с.
  137. .В. Деятельностный подход к инновациям// Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980, — 212 с.
  138. Л.Г. Стандарт уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. М., 1993. — 28 с.
  139. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведения. М., 2001.
  140. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд — во «Зауралье», 1997 .- 464 с.
  141. В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -266 с.
  142. В.П. Педагогический менеджмент:50 ноу-хау в обл.упр.образоват.процессом: учебное пособие. М.: Рос. педагентство, 1997.-246 с.
  143. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Высш. шк, 1991.-312 с.
  144. H.A. Руководство творческими группами как инновационная научно-методическая деятельность заместителя директора образовательного учреждения: Дис.канд.пед.наук. СПб., 1999 — 185 с.
  145. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие М., 1993. — 260 с.
  146. В.А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. М.: ИЧП изд-во Магистр, 1997. 224 с.
  147. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  148. Словарь основных психолого педагогических понятий/Сост. Н. П. Ансимова, Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, В. Б. Успенский и др. Ярославль. 1998. — 46 с.
  149. Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности: Дис. .канд.пед.наук. СПб., 2000. — 198 с.
  150. Г. Е. Методы активного группового воздействия// Школьные технологии. 1997. — № 1 — С. 94−100.
  151. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ Под ред. А. В. Великановой. Самара: Изд-во Профи, — 2001.-60 с.
  152. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995. — 29 с.
  153. Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития/Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: ИПР СПО, 2001. 105 с.
  154. M.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 368 с.
  155. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — СПб.: Акмеологическая академия. 1995. — 168 с.
  156. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986, — 108 с.
  157. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288 с.
  158. Е.П., Кричевский В. Д. Об одном из подходов к составлению профессиограмм педагогических кадров// Советская педагогика. -1991.-№ 3.-С. 61−67.
  159. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  160. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие/ Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000, — 448 с.
  161. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/. Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М. Новая школа, 1995 — 462 с.
  162. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ Под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336с.
  163. В.Б. Введение в учительскую профессию. Ярославль. ЯГ-ПУ, 1995.-64 с.
  164. В.Б. История образования. Краткое учебное пособие. 2-е изд. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. — 140 с.
  165. Учитель и школа: (социологические аспекты педагогического труда) /Под ред. М. С. Комарова и В. И. Рыбаковой. Ярославль: «ДИА-пресс», 1999, — 84 с.
  166. К.Д. Соч. в 10 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
  167. Р. Энциклопедия современного управления, т. 1. М., 1992.
  168. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова 5 изд.- М.: Политиздат, 1987. 840 с.
  169. Г. Мотивация и деятельность в 2 т. (пер. с нем.)/ Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 392 с.
  170. Г. И. Основы акмеологии. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. М.: РГАФК, 1997. — 19 с.
  171. О.Г., Поташник M.M., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994, — 62 с.
  172. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 236 с.
  173. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  174. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М., 1993.
  175. Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ: в 2-х ч. 4.1. Казань: ИССО РАО, 1996. — 56 с.
  176. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. 176 с.
  177. Р.Х., Алишев Б. С. Психология управленческой деятельности в ССУЗ. Казань. ИССО РАО, 1997. — 124 с.
  178. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АППЦИТП, 1992.-64 с.
  179. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001.- 320 с.
  180. Н.Л. Формирование профессионально-педагогическойкультуры преподавателя колледжа: Дис.канд.пед.наук. Белгород, 1997.- 186 с.
  181. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  182. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегральных структурах профессиональной школы (теория и практика). Мн., 1995.- 212 с.
  183. Л.В. Цель проективно-технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. 2002. -№ 4. — С. 36−48.
  184. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романкова Л. И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения)// Высшее образование в России, 1994. № 2 — С. 13−28.
  185. П.Г. Система педагогических исследований (методологический анализ)// В кн. Педагогика и логика. М., 1993 С. 16−200.
  186. Д.Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1989. — 87 с.
  187. Энциклопедический словарь. М., 1989. 1306 с.
  188. В.З. Педагогические инновации в гимназиях и лицеях Кировской области. Учеб. пособие по спецкурсу. Киров.Киров.обл.ИУУ, 1995.-62 с.
  189. В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Дис. .док-ра пед. наук, — Киров, 1999. 330 с.
  190. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании (методическое пособие). М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
  191. E.JI. Психология развития потенциала личности. М.: «Флинта», 1997. — 224 с.
  192. Department for Education News: Statement by Gillian Shepherd, Minister for Education, 2 December 1994.
  193. Higher Education Quality: Notes for Guidance of Auditors, September 1993.
  194. National Foundation for the Improvement of Education «Teachers Take Charge of Their Learning: Transforming Professional Development for Student Success». Washington, 1996.
  195. Hawley W., Vallis L. The Essentials of Effective Professional Development // Darling-Hammond L. et al. (eds). Teaching as the Learning Profession. San Francisco, 1999.
  196. Geber B. Does your Training Make a Difference? Prove it! // Zielinski D. (ed). Adult Learning in your classroom. Minneapolis, 1996.
Заполнить форму текущей работой