Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управленческий учет в государственных корпорациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ практического опыта свидетельствует о важности создания единого информационного пространства, предназначенного для накопления информации о динамике внутренних показателей деятельности на разных уровнях организации и динамике внешних воздействий. Так действенность системы отчетности реализуется при решении следующих проблем: четкое определение целей предприятия, исходя из которых, строится… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЯХ
    • 1. 1. Управленческий учет, его роль и значение в информационной системе организации
    • 1. 2. Государственные корпорации и их особенности, влияющие на организацию управленческого учета
    • 1. 3. Проблемы управленческого учета расходов и доходов в государственных корпорациях
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
    • 2. 1. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
    • 2. 2. Управленческий учет по центрам ответственности
    • 2. 3. Проблемы и основные направления совершенствования управленческого учета в государственных корпорациях
  • ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    • 3. 1. Методика разработки и контроль исполнения бюджетов
    • 3. 2. Формирование и анализ управленческой отчетности
    • 3. 3. Модели и методы принятия управленческих решений

Управленческий учет в государственных корпорациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определяет проблему формирования эффективной системы управления государственной собственностью в финансовых и нефинансовых институтах развития: в крупных государственных холдингах в стратегических отраслях, в государственных корпорациях и в акционерных обществах, с высокой долей государственных вложений. Государственные корпорации занимают особое место в составе этих институтов, способствуя консолидации государственных активов, повышению эффективности стратегического управления ими и, обеспечивая инфраструктурное и инновационное развитие экономики, укрепление обороноспособности страны.

Государственные корпорации созданы как ключевые «точки прорыва» в отечественной экономике. С этой целью на них не распространяются традиционные ограничения сложившейся системы государственных финансов, для создания каждой корпорации принимается отдельный Федеральный закон. На корпорации возложены важные экономические функции, для осуществления которых выделены значительные объемы государственной собственности, в том числе имущественные и финансовые активы, что обеспечивает их деятельность на длительную перспективу, предоставлены широкие полномочия.

Существующий в российской экономике большой сегмент государственного сектора необходим для поддержания пропорций воспроизводства, формирования стратегических рынков, создания рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы (в том числе в смежных отраслях экономики). Государственные корпорации могут создаваться в приоритетных для развития экономики отраслях. В связи с этим, необходимо формирование специальных инструментов управления, обеспечивающих эффективное использование управленческих, финансовых и деловых ресурсов таких хозяйствующих субъектов.

Эффективное управление государственными корпорациями во многом зависит от своевременного и качественного информационного обеспечения процесса принятия стратегических и тактических управленческих решений. В этой связи особое значение имеет управленческий учет, являющийся «поставщиком» информации для принятия управленческих решений и оценки эффективности ранее выбранных стратегических направлений.

Изучение современной методологии и инструментария управленческого учета, позволяет сделать вывод, что это особая сфера экономических знаний, формирующая информационно-аналитическое обеспечение потребностей внешнего и внутреннего менеджмента.

Методология и инструментарий управленческого учета достаточно хорошо разработаны, однако построение системы управленческого учета для новых экономических субъектов, основанных на государственной собственности, имеет свои особенности, связанные с отраслевой спецификой, организационной структурой, источниками поступления средств, стратегическими целями и задачами, и рядом других факторов.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена значением, которое приобретает управленческий учет для руководства государственными корпорациями в целях контроля эффективного использования государственных ресурсов, переданных корпорациям и анализа выполнения миссии, для реализации которой они создавались.

Состояние изученности проблемы. Исследования сущности, роли, функций и методологического инструментария управленческого учета проведены такими учеными, как П. С. Безруких, М. А. Вахрушина, Е. Ю. Воронова, Н. Д. Врублевский, К. Друри, В. Г. Гетьман, В. Б. Ивашкевич, Т. В. Карпова, В. Э. Керимов, Н. П. Кондраков, М. В. Мельник, С.А.Рассказова-Николаева, В. Ф. Палий, Ч. Т. Хорнгерн, Д. Фостер, В. Т. Чая, Н. Г. Чумаченко, А. Д. Шеремет и др. Они тесно связаны с работами по теории организации А. Белкауи, А. Файоля, Г. Минцберга, а также стратегического менеджмента И. Ансоффа, П. Ф. Друкера, М. Портера, A.A. Томпсона, Д.Хана.

Теория учета по центрам ответственности Дж. Хиггинса получила дальнейшее развитие в работах В. Б. Ивашкевича, С. А. Стукова,.

С.И.Поляковой.

Вопросы бюджетирования нашли свое отражение в трудах О. Н. Волковой, А. П. Рудановского, Ю. Бригхем, JT. Гапенски, Д. Шим, Д. Сигел, P.A. Фатхутдинова.

Проблемы информационно-аналитического обеспечения управления рассматривали в своих исследованиях Т. В. Антипова, Р. Антони, В. И. Бариленко, В. Говиндараджан, О. В. Голосов, И. Н. Дрогобыцкий, О. В. Ефимова, Р. Каплан, В. Э. Керимов, М. В. Мельник, Б. Мильнер, Д. Нортон, М. Е. Портер, А. Томпсон,.

A.Н.Хорин, А. Д. Шеремет.

Информационная роль управленческого учета органически связана с кибернетической теорией, развитой благодаря Н. Винеру, А. Н. Колмогорову,.

B.А. Котельникову, У. Р. Эшби, К. Шеннону, А. А. Харкевич и др.

Исследованиям предпосылок создания, правовым аспектам и вопросам функционирования государственных корпораций посвящены работы П. А. Денисова, Е. С. Стеняева.

Методология организации управленческого учета достаточно разработана и положена в основу данной работы. Вместе с тем следует отметить, что спектр проблем, связанный со спецификой организации системы управленческого учета в государственных корпорациях для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и реализации целей создания корпораций, в том числе инновационной и инфраструктурной модернизации экономики, еще недостаточно изучен и подлежит более тщательному исследованию.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по организации управленческого учета в государственных корпорациях для повышения эффективности управления государственными ресурсами. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

S исследовать особенности государственных корпораций, определяющие необходимость разработки адекватной организации управленческого учета в этих корпорациях- ^ определить место и роль управленческого учета в информационной системе государственной корпорациивыявить возможности и обосновать целесообразность применения действующего инструментария управленческого учета в государственных корпорациях- ^ определить структуру затрат и сформировать методику управленческого учета затрат в государственных корпорацияхразработать рекомендации по формированию системы показателей и управленческой отчетности в государственных корпорациях, сформировать методику мониторинга инвестиционных проектов. Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с пунктом 1.8 «Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм, всех сфер и отраслей» Паспорта специальности 08.00.12 -Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки).

Объектом исследования является система управленческого учета в государственных корпорациях.

Предметом исследования является совокупность информационных потоков, интегрирующих внутрипроизводственную и внешнюю информацию, необходимую и достаточную для обоснования и принятия решений разного горизонта и направленности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области организации управленческого учета и менеджмента, законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, федеральные законы по созданию государственных корпораций. Для проведения исследования использовалась информация, размещенная на официальных сайтах Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, государственных корпораций, аналитические материалы научных периодических изданий.

Методология исследования базируется на теории познания, обеспечивающей объективный анализ экономических процессов, предполагающей изучение экономических явлений в их развитии и взаимосвязи.

Для реализации поставленной цели использовались общенаучные методы исследования — анализ и синтез, метод сравнений, логический, исторический и системный подходы к оценке экономических явленийспециальные методы — группировки и моделирования, обобщения, детализации и др.

Научная новизна исследования заключается в развитии методологии и методического инструментария организации управленческого учета в государственных корпорациях с учетом особенностей их создания и развития, ориентированного на выполнение стратегической миссии по инновационному развитию экономики страны.

Основные результаты, характеризующие научную новизну диссертационного исследования, заключаются в следующем: выявлены особенности государственных корпораций, влияющие на организацию управленческого учетаопределена сущность управленческого учета как комплексного инструмента формирования информационной системы государственной корпорации для принятия управленческих решений на стратегическом и тактическом уровнеобоснованы рекомендации по использованию методик управленческого учета затрат в государственных корпорацияхуточнено представление об относительных затратахоценена возможность конвергенции элементов бюджетного и коммерческого учета государственных корпораций, как получателей бюджетных средств и структур, одновременно осуществляющих предпринимательскую деятельностьсформированы предложения по организации управленческого учета в рамках центров ответственности государственных корпорацийпо составлению и контролю исполнения бюджетов затрат и доходовразработана методика формирования системы социально-экономических показателей деятельности государственных корпораций, методика мониторинга инвестиционных проектов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в развитии методологического подхода к управленческому учету как обобщающей информационной системе для осуществления управленческой деятельности применительно к государственным корпорациямуточнении терминологического аппарата отдельных элементов управленческого учета. Положения и выводы исследования могут быть использованы: в научно-исследовательской работе по изучению проблем управленческого учетапри разработке учебных программ для преподавания дисциплины «Бухгалтерский (управленческий) учет" — для совершенствования системы управленческого учета в государственных корпорациях, бюджетных организациях, отдельные положения исследования могут быть использованы как рекомендации для организации управленческого учета в предпринимательских структурах. Практическое значение исследования имеют: схема формирования центров ответственности ГКположения методики формирования системы финансовых и нефинансовых показателей для оценки деятельности организации (корпорации) — методика мониторинга инвестиционных проектов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научное исследование выполнено в рамках комплексной темы Финансового университета «Инновационное развитие России: социально-экономическая стратегия и финансовая политика» по межкафедральной подтеме «Учетно-аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов».

Основные положения и результаты исследования докладывались на.

XXXVII научно-практической конференции «Татуровские чтения — 2009» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009), научно-практической конференции «Системный анализ в экономике — 2012» (Москва, Финансовый университет, 2012).

Результаты исследования используются в практической деятельности ОАО «Воскресенский НИУиФ», в частности методика управленческого учета по центрам ответственности, схема планирования бюджетов, что позволяет сократить время для обработки информации, связанной с контролем за уровнем затрат и доходов, используемой для принятия решений.

Отдельные положения методики формирования системы финансовых и нефинансовых показателей для оценки и анализа эффективности деятельности структурных подразделений, процедуры мониторинга инвестиционных проектов, направленные на совершенствование информационного обеспечения принятия решений и контроля эффективности использования средств применяются при организации управленческого учета ОАО «Федеральный центр проектного финансирования».

Материалы диссертации используются кафедрой «Бухгалтерский учет» Финансового университета при разработке дисциплины «Бухгалтерский учет (продвинутый курс)» по направлению подготовки «Экономика» магистерской программы «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент».

Публикации. По теме диссертации опубликованы 4 статьи общим объемом 2,65 п.л. (авторский объем — 2,24 п.л.), в том числе три статьи авторским объемом 1,73 п.л. опубликованы в журналах, определенных ВАК Минобрнауки России.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список из 131 наименования и 14 приложений. Текст диссертации проиллюстрирован 20 рисунками и 9 таблицами.

Заключение

.

В ходе проведенных исследований проанализировано функционирование хозяйствующих субъектов — государственных корпораций с точки зрения предпосылок, особенностей создания, результатов деятельностиобобщены современные подходы, методология и инструментарий управленческого учета, сделаны следующие выводы и предложения по организации управленческого учета в государственных корпорациях.

1. Современный подход к управлению, как процессу организации взаимодействия субъектов и объектов на основе принципа обратной связи сформирован под влиянием теории кибернетики, открывшей информационную и пространственно-временную зависимость в данном процессе. Структура управления представлена в диссертации в виде схемы, включающей 4 основных элемента. Процесс управления начинается с определения цели воздействия на управляемый объект, определяются характеристики (показатели). Цель формируется как внутренними потребностями субъекта управления, так и под влиянием внешней среды. На следующей стадии выбирается модель, способ воздействия на объект управления, далее организуются условия для функционирования и достижения объектом поставленных целей, на четвертой стадии осуществляется контроль и анализ полученных результатов. В работе показано, что каждый этап управления нуждается в ценностно-ориентированной информации, системой сбора которой для хозяйствующих структур является управленческий учет.

В диссертации обосновываются причины обособления управленческого учета как самостоятельного направления. Одной из причин является необходимость предоставления информации для разных категорий пользователей, имеющих различные цели, в том числе внутренние и внешние. Следующая причина связана с потребностью управления в своевременной и полезной информации для принятия управленческих решений.

На основе обзора подходов к определению сущности управленческого учета и анализа его общих и различных черт с финансовым и производственным учетом автором обоснована позиция, что управленческий учет является самостоятельным направлением, аккумулирующим внутренние информационные потоки о показателях деятельности предприятия и внешние о состоянии экономической среды для осуществления управленческой деятельности. Автор предложил схему, характеризующую управленческий учет как обобщающую информационную систему организации.

Практика показала, что построение системы управленческого учета для отдельной организации определяется следующими объективными обстоятельствами: целями организацииоперативными и тактическими задачами менеджментаорганизационной структурой (в том числе размерами организации, функционально-организационными элементами, ресурсными элементами) — профессиональными данными работников бухгалтерской службы и др. Наряду с общими факторами, определяющими систему управленческого учета в государственных корпорациях, имеют место их специфические особенности, также оказывающие влияние на ее построение.

2. В диссертации прослежена история возникновения термина «корпорация», предпосылки его использования в качестве определения для новой организационной структуры. Обнаружены «правовые нестыковки» юридического использования термина «корпорация» только для некоммерческих организаций, которыми являются ГК.

Автором исследованы предпосылки возникновения государственных корпораций в России, в том числе экономические, административно-политические и правовые. В работе представлены примеры существования такого рода институтов в зарубежной практике и перспективы их функционирования.

Анализ условий создания и деятельности ГК позволил заключить, что данные институты существенно отличаются от функционирующих хозяйственных структур. Прежде всего, при создании в Российской Федерации государственных корпораций использовался целевой подход. Законы о создании ГК, принятые в рамках требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», определяют особенности правового статуса ГК, в том числе конкретные цели, задачи, области деятельности и отдельные условия функционирования, а также порядок формирования менеджмента.

Государственные корпорации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность способствует выполнению основной миссии корпорации. При осуществлении своей деятельности государственные корпорации используют значительные государственные средства в виде имущественного взноса, которые становятся собственностью государственной корпорации.

В диссертации определены основные особенности, оказывающие влияние на построение эффективной системы подготовки управленческой информации: цели и задачи создания государственных корпораций, влияющие на функциональную область деятельности отдельной корпорацииправовое поле создания и функционирования государственных корпораций, влияющее на взаимодействие с органами власти, другими субъектами экономической жизни и общественными институтамипотребность общества в контроле за деятельностью корпораций, связанной с использованием значительных государственных ресурсов.

3. Диссертантом проведено обследование целей, функций ГК, основных показателей деятельности данных хозяйствующих субъектов за период с 2007 по 2010 г. на основании информации, размещенной на официальных сайтах Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, государственных корпораций, аналитических материалов научных периодических изданий.

Анализ деятельности ГК выявил группы проблем, решение которых необходимо для повышения эффективности хозяйствующих структургосударственных корпораций:

1) оптимизация расходов на содержание корпорациипостроение системы показателей для мотивации менеджмента и сотрудников корпорации;

2) оценка эффективности инновационных проектов и проектов государственно-частного партнерства ГК, осуществляющих инвестиционную деятельность;

3) совершенствование организации холдинговых компаний (интегрированных структур) для ГК, чей имущественный взнос РФ состоит в том числе из присоединяемых хозяйствующих структур;

4) использование оптимальных методов управления имуществом ГК и ее организаций, в том числе непрофильными активами.

4. В процессе исследования рассмотрены две стороны проблемы эффективности. Во-первых, эффективность — показатель использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия для достижения намеченных целей. Во-вторых, эффективность — это степень достижения намеченных целей, т. е. конечного результата работы. Другими словами — результативность деятельности.

Для решения проблемы эффективного использования ресурсов информация о затратах становится особо ценной, в связи с этим исследованы методы учета затрат и обоснованы рекомендации по их использованию в государственных корпорациях.

На основе изученных источников автор пришел к выводу о необходимости разграничения понятий: затраты, расходы, издержки. Термин «издержки» является обобщающим показателем, применяемым в экономической теории для обозначения суммарных трат («жертв») предприятия, возможных при совершении экономическим субъектом какого-либо действия (в том числе явные и вмененные издержки) — затратыфактические (явные) издержки предприятия, выраженные в средствах, ресурсах, израсходованные на приобретение других средств, а также для осуществления хозяйственной деятельностирасходы — затраты, не приводящие к образованию активов, использованные для осуществления хозяйственной деятельности (получения доходов).

В соответствии с широким пониманием управленческого учета, как информационной системы, интегрирующей внутреннюю информацию о затратах и результатах деятельности предприятия и внешнюю информацию, автор предлагает расширение существующей классификации затрат за счет введения нового признака: отношение к деятельности организации. Затраты по данному признаку могут быть собственными — затраты конкретного предприятия по осуществлению данного вида деятельности, относительными.

— затраты по аналогичным предприятиям или по аналогичным видам деятельности. Относительные затраты могут стать ориентиром при планировании расходов ГК, а также определении эффективности инвестиционных проектов.

Затраты ГК предлагается разграничить в соответствии с основными направлениями деятельности: осуществление конкретных проектов (мероприятий), запланированных для реализации и утвержденных Правительством Российской Федерации за счет средств имущественного взноса РФосновная деятельность, определенная законами о создании ГК в том числе на коммерческой основепредпринимательская деятельность, способствующая выполнению основной миссии ГК.

Предлагается следующая группировка затрат для планирования и анализа: постоянные, условно-постоянные затраты, связанные с содержанием корпорации (при планировании учитывается их целесообразность и оптимальный уровень в сравнении с относительными затратами) — затраты, связанные с осуществлением функций и полномочий ГК (затраты по реализации утвержденных целевых программ, проектов, затраты по видам деятельности, определенным законами о создании ГК) — затраты по другой предпринимательской деятельности.

В вопросе о взаимосвязи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции автором сделан вывод, что данные понятия не тождественны, но взаимосвязаны, и степень взаимосвязи будет зависеть от используемых на предприятии методов учета затрат. Калькуляция подразумевает правильный расчет сумм всех расходов, понесенных в прошлом для определения себестоимости единицы произведенной продукции. Учет затрат, в частности в концепции релевантных затрат, делает акцент на будущих решениях.

Автором проведено исследование существующих в современной экономической практике различных методов учета затрат и сделаны выводы о преимуществах и недостатках их использования в практической деятельности государственных корпораций. Подробно рассмотрен один из способов формирования полной себестоимости — метод распределения косвенных расходов ABC-costing (функциональный учет затрат).

5. Анализ существующей практики позволил сделать вывод, что построение управленческого учета находится в непосредственной зависимости от структуры организации. Организационную структуру предприятия можно представить как совокупность уровней ответственности внутри организации. Формирование центров ответственности (ЦО) в организациях вызвано новыми требованиями к управлению. Среди них: оперативность управления, полнота исходной информации для управления, повышение качества управления организацией в целом.

Необходимость децентрализации управления возникает при количественном увеличении масштабов организации и диверсификации ее деятельности. На основе изученных подходов автор предлагает определить центр ответственности как сегмент организации (подразделение, отдел), возглавляемый менеджером, обладающим полномочиями и несущим ответственность за результаты работы и принимаемых им решений.

Как показывает практика контролируемые доходы и расходы являются основой для определения эффективности работы подразделений ГК. С этой целью в рамках ГК следует предусмотреть создание центров ответственности (ЦО), соответствующих организационной структуре и функциональным направлениям корпорации. Структурные подразделения, выполняющие финансовые, юридические функции, занимающиеся маркетингом, исследованиями являются центрами затрат. Планирование следует организовать, используя концепцию «бюджетирования с нуля», так как инкрементное бюджетирование, основанное на показателях прошлых периодов ведет к устойчивому росту затрат. При организации учета необходимо предусмотреть частичную конвергенцию элементов бюджетного и коммерческого учета. Так, для реализации утвержденных программ, проектов создать центры затрат, осуществляющие мониторинг данных мероприятий в рамках поступивших целевых бюджетных средств. Для реализации других проектов по осуществлению функций ГК предлагается организовать центры доходов. По предпринимательской деятельностикоммерческие центры прибыли. В работе выявлены наиболее значимые этапы создания центров ответственности: построение системы (ЦО) на основе существующей организационной структуры в соответствии с функциональными задачамиоценка подконтрольности затрат, доходов, выработка методики распределения косвенных расходов по ЦОпостроение схем взаимосвязей выделенных ЦО как объектов управления, субъектов управления и партнеровопределение перечня показателей деятельности ЦОформирование бюджетов ЦОизучение существующей структуры документооборота и ее оптимизация.

6. Исследование представленных в экономической науке тенденций по оценке эффективности деятельности организаций показало, что разработка показателей должна осуществляться на основе системного подхода, который позволяет изучать объект как целостное явление, состоящее из взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, и способствует развитию этого объекта. Эволюция методов оценки деятельности предприятий в последние десятилетия направлена на разработку системы показателей, включающей финансовую и нефинансовую составляющую. Данный вектор развития обусловлен положениями и выводами институциональной теории о зависимости функционирования отдельной организации от интересов сопредельных групп (stakeholders).

Автором сделаны выводы о возможности использования, таких разработок в области систем показателей, как ключевые показатели деятельности (KPIs), система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), метод концепции «устойчивого развития» (триединого итога, «Triple Bottom Line» TBL) для государственных корпораций.

На основе изучения целевых установок государственных корпораций предложена стратегическая карта информационной системы государственной корпорации. Разработаны показатели финансовой, нефинансовой составляющей стратегической карты, показатели внутренних процессов. Предложены подходы к формированию системы показателей по основным видам деятельности корпорации «Внешэкономбанк».

Одним из инструментов управления, на уровне осуществления инвестиционных проектов, рассмотренным в диссертационном исследовании является мониторинг основных показателей. Процессы жизненного цикла проектов целесообразно, по мнению автора, объединить в две укрупненные стадии: предынвестиционную стадию и стадию реализации проектов и осуществлять процедуры мониторинга в соответствии с этими стадиями. В качестве основных предлагается четыре группы показателей: экономической эффективностифинансовой эффективностибюджетной эффективностипоказатели социального эффекта. Автором предложена модель для расчета показателей эффективности инвестиционных проектов.

Исследование существующих в экономической литературе концепций бюджетирования позволило, разграничить понятия долгосрочного стратегического планирования, программ развития и бюджетирования. В диссертации раскрыты основные функции бюджетирования, разработаны этапы процесса составления бюджетов, представлена схема взаимосвязи бюджетов в государственной корпорации. На основе примеров автором выявлены преимущества составления гибких бюджетов. В работе выявлены серьезные недостатки традиционного бюджетирования и возможные пути их разрешения. Как показала практика основным документом финансового планирования и бюджетирования в корпорациях является Финансовый план доходов и расходов (бюджет), отражающий в денежной форме доходы и расходы на текущий год. Для формирования статей затрат финансового плана предлагается использовать разработанную классификацию затрат корпорации и структуру статей поступлений.

7. Анализ практического опыта свидетельствует о важности создания единого информационного пространства, предназначенного для накопления информации о динамике внутренних показателей деятельности на разных уровнях организации и динамике внешних воздействий. Так действенность системы отчетности реализуется при решении следующих проблем: четкое определение целей предприятия, исходя из которых, строится комплекс обобщающих показателей оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений, оптимальный выбор центров ответственности и организация взаимодействия между ними. В диссертационном исследовании предлагается обобщенная схема видов управленческой отчетности, и дается их характеристика. Центральным вопросом построения эффективной структуры управленческого учета является по мнению автора внутренний отчет для менеджеров (Internal Management Report, IMR), составленный в нужном формате и в зависимости от функциональных обязанностей, статуса управленца и пакета необходимой информации на конкретном участке. Как показала практика, отдельные показатели управленческой отчетности рассматриваются в качестве стимула для повышения ответственности крупных компаний перед широким кругом заинтересованных сторон и становятся неотъемлемой частью реализации принципов устойчивого развития.

8.Автор проанализировал основные этапы управления с точки зрения процесса принятия решений, предложил модель принятия решений при осуществлении деятельности на предприятиях. Исследованы возможности применения положений теории принятия решений для построения эффективной системы управления: роль лица принимающего решение (ЛРП), выбор критериев при оценке решения, простые методы принятия решений и методы с использованием математического аппарата. Автором исследованы проблемы, современного этапа развития теории принятия решений: системный подход при принятии решений, современные методы принятия решений и проблема горизонта планирования, которые оказывают влияние на процессы управления, принятие решений при управлении инновационными и инвестиционными проектами как основными направлениями деятельности государственных корпораций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Норл шт пен ые доку л шнт ы
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях».
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете».
  4. Федеральный закон от 08.07.1999 N 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
  5. Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О реструктуризации кредитных организаций».
  6. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О банке развития».
  8. Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-Ф3 (ред. от 31.05.2010) «О Российской корпорации нанотехнологий».
  9. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
  10. Федеральный закон от 30.10.2007 N 238-Ф3 (ред. от 29.12.2010) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
  11. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О Государственной корпорации «Ростехнологии».
  12. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
  13. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 «О развитии города Сочи как горноклиматического курорта».
  14. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».
  15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  16. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
  17. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».
  18. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N ЗЗн (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».
  19. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 марта 1999 г. N 97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов».
  20. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Министерство образования 17.03.2000 г.,№ 181 эк/СП.
  21. Письмо Минфина РФ от 21.02.2002 N 16−00−14/67 «О порядке распределения общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между их подразделениями».
  22. Книги, монографии, диссертации
  23. О.В. Управленческий учет: стратегический аспект: дис. канд.экон.наук. М., 2003.- 228с.
  24. И. Стратегический менеджмент: Классическое издание: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2009 .— 344с.
  25. П.С. Бухгалтерское дело : учеб. пособие для студ. вузов по спец. 80 109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / П. С. Безруких, И. П. Комиссарова.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 .— 272с.
  26. А., Бутырин Г., Добренькова Е. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. М: Инфра-М, 2002. — 231с.
  27. Большая Советская энциклопедия. Под ред.О. Ю. Шмидт Государственное Словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия» М. 1927, Том 8.- 500с.
  28. Большой толковый словарь русского языка./Гл.ред.С. А. Кузнецов.-СПб.: «Норинт», 2003.- 1325с.
  29. Ю. Гапенски Л. Финансовый менеджмент. В 2-х томах.Т.1: Полный курс. Т. 1 / Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева СПб.: Экономическая школа, 2005.- 669с.
  30. Брюйн Ханс де. Управление по результатам в государственном секторе: пер. с англ. — М.: Ин-т комплексных стратегических исследований, 2005 -189с.
  31. Бухгалтерский и управленческий учет/С.С.Молчанов. М.:Эксмо, 2008.-736с.
  32. Т.Н., Лысенко Ю.В., Неганов С. А. Управленческий учет и анализ в системе управления агропредприятием. /Под редакцией д.э.н., профессора А. Н. Семина. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2002.- 148с.
  33. Бахрушина М.А.,. Учетная политика в системе управленческого учета: методика формирования, практика применения: Монография / М. А. Бахрушина, Е. Е. Лялькова .— М.: Экономистъ, 2008 .- 206с.
  34. М.А. Теория и практика бухгалтерского управленческого учета: дис. д-ра экон.наук.- М., 2002, — 408с.
  35. Н. Кибернетика и общество.- М. Тайдекс Ко, 2002.-184с.
  36. О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях .— М.: Финансы и статистика, 2005 .— 269с.
  37. Генри Минцберг, Брюс Альстрэнд, Джозеф Лэмпел. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: «Питер», 2000.
  38. Л.Т., Вехорева А.А.Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия.- СПб. Литер, 2003.-256с.
  39. Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России.- М.: Издательский Дом Альпина, 1999. 272 с.
  40. В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е, стереотип. М.: «Статут», 2001. — 411 с.
  41. П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика: Пер. с англ.-М.:Вильямс, 2008.-990с.
  42. К. Управленческий и производственный учет: пер. с англ.- Учебник. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 1071.
  43. В.Б. Бухгалтерское дело : Учебное пособие / В. Б. Ивашкевич, Л. И. Куликова .— М.: Экономисту 2007 .— 523с.
  44. О.Д. Управленческий учет в конкурентной среде: дис. д-ра экон.наук.- СПб.:РГБ., 2006.- 336с.
  45. В. Организация, методика, опыт внедрения: дис. канд.экон.наук. -М.:РГБ, 2003.-202с.
  46. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ.2-е изд., испр. и доп. М. Юлимп-Бизнес, 2005.- 320с.
  47. Карданская H. JL Управленческие решения, — М.: ЮНИТИ ДАНА, Единство, 2003.- 288с.
  48. Т.П. Бухгалтерский управленческий учет производства: концепция совершенствования: дис. д-ра экон.наук.- М., 2004.- 350с.
  49. , В.Э. Бухгалтерский управленческий учет : Учебник / В. Э. Керимов .— 8-е изд., изм. и доп. — М.: Дашков и К, 2011 .— 483 с.
  50. Керимов В. Э. Управленческий учет на производственных предприятиях потребительской кооперации: дис. д-ра экон.наук. М., 2001.- 375 с.
  51. , Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях : Электронный учебник / Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков .— М.: Кнорус, 2009 .— 1 CD-ROM .
  52. , Н.П. Бухгалтерский учет : Учебник / Н. П. Кондраков .— М.: Инфра-М, 2007 .— 592 с.
  53. Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003.-210с.
  54. И. В. Попов В.П. системное мировоззрение: теория и анализ.- Пятигорск: Издательство ИНЭУ, 2005.- 140с.
  55. Лейкин Д. В. Управленческий учет в головных компаниях холдинговых структур: дис. канд.экон.наук.- М., 2006.- 161с.
  56. Менеджмент / Под ред. Ж. В. Прокофьевой. М.: Знание, 2000. — 288 с.
  57. , Б.З. Теория организации : Учебник для студ. вузов / Б. З. Мильнер .— 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010 .— 864 с.
  58. В.М. Исследование систем управления. Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-527с.
  59. .М. Управленческий учет на нефтеперерабатывающих предприятиях Ирака: дис. кан. экон. наук.-М., 2009.-155с.
  60. Новая философская энциклопедия. Т. 4, Т-Я / Ин-т философии РАН, Нац. общ-науч.фонд- Научно-ред. совет B.C. Степин, A.A. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов .— М.: Мысль, 2001 .— 608с.
  61. А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А. И. Орлов.-М.: Издательство «Март», 2004. 656с.
  62. В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов с элементами финансового учета.-М.:ИНФРА М, 2006.- 279с.
  63. Платон. Собрание сочинений в четырех томах Т.1. Том 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А.Тахо-Годи- Авт.вступ.ст. А.Ф.Лосев- Пер. с древнегреч. Вл.С.Соловьева, М. С. Соловьева, С.Я.Шейнман-Тонштейн и др. — М.: Мысль, 1990 .- 860с.
  64. Г. Н. «Ампер и кибернетика». Изд.2.-Едиториал УРСС, ЛКИ, 2007.- 270с.
  65. М.А. Финансовый менеджмент в системе стратегического управления банком:монография (Текст)/М.А.Поморина.-М.:ГУУ, 2008.-316с.
  66. М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -454с.
  67. М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ.- М.:Альпина Бизнес Брукс, 2005. 715с.
  68. Рудановский А. П. Руководящие начала (принципы) фабричного счетоведения, вытекающие из понятия о счетоводстве. 2-е изд. -М.:Макиз, 1925.-315с.70. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя /под ред.В. В. Кондратьева.- М. :Эксмо, 2008.- 780с.
  69. Скидельски Р. Джон Мейн К. Т2 -М., 2005.- 425с.
  70. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров .— 4-е изд., испр. и доп. —М.: Сов. энциклопедия, 1989 .— 1632 с.
  71. Е.С. Проблемы становления крупнейших государственных корпораций в современной России (на примере госкорпорации «Росатом»): дис. канд.экон.наук. М., 2008.- 144с.
  72. Стиглиц Д, ж.Ю. Экономика государственного сектора / Науч. ред. пер. Г. М. Куманин .—М.: Инфра-М, 1997 .- 720с.
  73. A.A. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: Учеб. пособ.: Пер. с англ./ А. А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд.-12-е изд.-М.:Вильямс, 2009.- 925с.
  74. Управленческий учет. Под ред. Шеремета А.Д.-М.:ФБК Пресс, 2008.-230с.
  75. P.A. Управленческие решения: Учебник .— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. 313с.
  76. Философский энциклопедический словарь/ Ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко .—М.: ИНФРА-М, 1999 .- 576с.
  77. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов- Под общ. ред. проф. А. Г. Грязновой.— М.: Финансы и статистика, 2002 .-1167с.
  78. Хан Д. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. / Д. Хан, Х. Хунгенберг- Под ред.Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича и др. — М.: Финансы и статистика, 2005 .— 927с.
  79. Ч. Управленческий учет : Пер. с англ. / Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар .— 10-е изд. — СПб.: Питер, 2008 .— 1008с.
  80. К. Рамперсад, Кари Туоминен, Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности М.:Олимп-Бизнес, 2002. 324 с.
  81. Шим Д., Сигел Д. Основы коммерческого бюджетирования: Пошаговое руководство. Спб.: Бизнес — Микро, 2001.
  82. Экономическая энциклопедия /Науч.-ред.совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл.ред.Л. И. Абалкин.-М.:ОАО «Издательство «Экономика», 1999.-1055с.
  83. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник/ Э.Дж.Долан, Б. И. Домненко. -М. .'Лазурь, 1994.-554с.
  84. Статьи и материалы из периодической печати
  85. Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение управления: история и современность: материалы научно-практической конференции. Ч.2.- М.: Фин.академ. при Правительстве РФ- Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009.- С.31−44.
  86. В.П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам // Финансы.- 2004, № 11.
  87. C.B. Управленческий учет нелегкая задача?// Московский бухгалтер.-2005, № 3.
  88. М. Стратегические межфирменные альянсы // Вопросы экономики.- 2002, № 4.
  89. В.В. Информационная функция управленческого учета.// Финансовая газета. Региональный выпуск. 2003, № 41.
  90. М.В. Проблемы внедрения управленческого учета в организациях // Бухгалтер и закон. -2009, № 2.
  91. М.А. Управленческий анализ: объекты, методы, задачи // Современный бухучет. 2004, № 11.
  92. Ю., Шэффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории- и практики управления. 2000, № 5.
  93. JT.B. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства//ЭКО. -2000, № 10.
  94. Е.Ю. Взаимосвязь управленческого и финансового учета//Аудиторские ведомости.- 2009, № 11.
  95. Р., Лесли К., Мендонца Л. Создание здоровой корпорации //Вестник McKinsey. 2004, № 1(2).
  96. Р. Осваиваем систему управления/Р.Каплан, Д. Нортон//Нагуагс1 Business Review Россия. — 2008, № 5.
  97. В.В. Организационно-экономический анализ государственного сектора корпоративной экономики //Страховое дело.- 2008, № 4.
  98. Лазарева Е. Н. Принципы организации управленческого учета в холдингах//Управленческий учет.- 2005, № 1.
  99. Медведев М. Ю. Основные проблемы российского учета//Финансовый и бухгалтерский консалтинг.-2000, № 8.
  100. М.Б. Система сбалансированных показателей. Вечный поиск эффективности // Двойная запись. 2006, — № 1.
  101. В.Ф. Актуальные вопросы теории бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет.- 2005,№ 3.
  102. В.Ф. О предмете бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет.-2004, № 5.
  103. Палий В.Ф., Палий В. В. Управленческий учет-новое прочтение внутрихозяйственного расчета.//Бухгалтерский учет. 2000,№ 17.
  104. Л.В. Интервыо//Управленческий учет, — 2005, № 1.
  105. Серов М. Идеалы и идеология управленческого учета//Консультант.-2007,№ 21.
  106. А., Чеховский Н. Госкорпорации: как распилить триллион. //Журнал РБК. 2008, № 31.
  107. А. Государственно-корпоративный сектор и его развитие// Экономист. -2008, № 1.
  108. Суворов A.B.Международные и российские подходы к учетной политике хозяйствующих субъектов//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005, № 4,5.
  109. A dictionary of accounting/ Edited of Hussey. R- Oxford. N.Y.:Oxford University press. 1995.-346c.
  110. Belkaoui A. Conceptual Foundations ofManagement Accounting. Wesley, 1980.
  111. Brimson S. Activity Accounting. An Activity-Based Costing Approach. New York, John Wiley, 2000.
  112. Gabriel Hawawini. Finance for executives. Managing for Value Creation.-South-western, 2010.
  113. Jonson H.T., Kaplan R.S.Relevance Lost: the Rise and Fall of Management Accoounting/Boston: Harvard Bussiness School Press, 1987.
  114. Robert N. Anthony, Vijay Govindarajan. Management Control Systems.-Irwin./McGraw Hill.- 9-th ed.
Заполнить форму текущей работой