Налоговое планирование на предприятии
Во-первых, уменьшение налогов не входит в перечень одобряемых обществом действий — работниками бюджетной сферы, пенсионерами и т. д. Предприниматель, распространяющийся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, и как следствие, поступлением излишней информации в государственные органы. Во-вторых, существует возможность, что удачный опыт… Читать ещё >
Налоговое планирование на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учреждение образования
БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Контрольная работа по дисциплине
«Налоговое планирование на предприятии»
г. Брест, 2012
- 1. Система налогового планирования и ее элементы
- 2. Принципы качественной налоговой оптимизации
- 3. Задача № 3
- 4. Задача № 14
- 5. Задание № 3
- Список использованной литературы
1. Система налогового планирования и ее элементы
Налоговое планирование — это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств (реализация политики «приемлемых» налогов). Сущность его выражается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Задача налогового планирования — организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.
Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, месту регистрации предприятия, разработке организационной структуры компании.
В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.
Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений.
Однако в настоящее время говорить об оптимальности в налоговом планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:
· состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;
· основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;
· комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;
· состояние правопорядка в государстве;
· уровень правовой культуры налоговых органов;
· профессионализм налоговых консультантов.
Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего крупных компаний, в области оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.
Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.
В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.
Элементы налогового планирования
Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:
1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.
2. Учетная политика — выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым Кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.
6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.
7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории нашей страны. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.
8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).
9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.
2. Принципы качественной налоговой оптимизации
Законное уменьшение налогов или налоговая минимизация: в эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как от уплаты, как таковой, налогоплательщик не уклоняется, а оптимизация налогов. В последнее время актуально ставить проблему не столько «как не платить налоги», а скорее «как налоги не переплачивать и как не платить штрафы».
Таким образом, налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Данные способы с юридической точки зрения в отличие от уклонения от уплаты налогов не противоречат интересам бюджета, не нарушают нормы налогового и уголовного законодательства и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика. Отсюда вытекает главное отличие налоговой оптимизации от незаконного уменьшения налогов.
Итак, мы признали, что у всех налогоплательщиков есть объяснимое желание платить налогов поменьше. Но действия многих из них направленные на достижение этой цели носят хаотический, неорганизованный характер. Например, реализовав разовую высокорискованную схему, налогоплательщик затем начинает перестраховываться, переплачивать налоги и постепенно теряет полученный эффект. Если же затем налоговая инспекция поставит под сомнение грубо разработанную схему, то дело может обратиться прямыми убытками, так как излишнюю уплату налогов она точно выявлять не будет.
По этим причинам представляется одним из самых важных действий для успеха в налоговой оптимизации взвешенный выбор правильной стратегии управления налогами.
Выбор у налогоплательщика небольшой, и в белорусской налоговой практике сложились четыре основных типа налоговых стратегий:
— метод высокого налогового риска;
— метод неплатежей;
— метод умеренного риска;
— безрисковая стратегия качественного администрирования.
Стратегия умеренного риска является оптимальной для применения в малом и среднем бизнесе. Чтобы следовать выбранной стратегии и не уклоняться в сторону риска, налоговый менеджер должен учитывать множество факторов и следовать определенным принципам.
Рассмотрим их.
Существуют следующие принципы качественной налоговой оптимизации:
1. Принцип разумности.
Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие — государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей, нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали. Например, выплата вознаграждения по договору за информационно-консультационные услуги в размере 300 млн. рублей даже самому неискушенному налоговому инспектору говорит о возможном фиктивном характере сделки.
2. Принцип экономической обоснованности и оправданности.
Экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности в будущем может стать причиной острых конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Подчеркнем, что речь в основном идет о ситуациях, когда та или иная операция не вписывается в общепринятые рамки хозяйственной деятельности или не согласуется с обычной практикой деятельности конкретного налогоплательщика.
Как правило, сам налогоплательщик может выявить такие операции и предпринять соответствующие меры для их соответствующего экономического обоснования. Во-первых, налогоплательщик должен однозначно доказать, что в динамике его производственной деятельности та или иная операция была необходима и оправданна. Во-вторых, экономическая оправданность тех или иных расходов, должна быть основана на их разумности. Разумность расходов должна обозначать в первую очередь соразмерность затрат по их стоимостной оценке, а также по степени участия этих затрат в производственной деятельности.
3. Принцип перспективы.
Не рекомендуется строить метод налоговой оптимизации на использовании исключительно пробелов в законодательстве. Справедливости ради, хотелось бы отметить, что, налоговая оптимизация, наряду с другими методами, требует использования юридических пробелов в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика, однако такой метод должен носить не определяющий, а прикладной характер. налоговый планирование оптимизация нагрузка
Во-первых, оперативность внесения изменений и дополнений в нормативные документы очень высока. Во-вторых, налоговые органы руководствуются не только законодательством, но и различными ненормативными актами МНС (инструкциями, письмами, разъяснениями). Чаще всего позиция МНС противопоставляется интересам налогоплательщика, в связи с чем налоговому менеджеру, использующему противоречия в законодательстве, нужно заранее готовиться к судебными баталиям.
Использование пробелов в законодательстве является самой квалифицированной частью минимизации, требует сугубо индивидуального подхода и сопряжено с определенным риском, так как в данном случае защита интересов налогоплательщика должна осуществляется только в судебном порядке (на уровне судебного прецедента). Тем не менее, прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно, так как это зависит от множества факторов.
4. Принцип простоты и доступности.
Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях белорусского законодательства.
5. Принцип многоотраслевого регулирования.
Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).
При формировании системы налогового законодательства РБ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства.
Так, согласно Гражданскому кодексу РБ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Необходимо также учитывать то, что в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в белорусском законодательстве сохраняется. Как гласит статья 1 п. 2 общей части Налогового кодекса РБ: «Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в настоящем Кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено настоящим Кодексом».
Так же немаловажен тот факт, что в целях налогообложения порядок ведения бухгалтерского учета корректируется с учетом требований налогового законодательства. Поэтому построение любой схемы оптимизации требует комплексного подхода с учетом особенностей налогового законодательства и требований иных отраслей права.
6. Принцип комплексного расчета экономии и потерь.
При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.
Всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов.
Таким образом, к выбору какой-либо схемы необходимо подходить с большой долей осторожности, как показывает пример, действительно, не все схемы приносят выгоду. Особенно осторожно нужно быть с налогами, находящимися в составе себестоимости (например, земельный налог, платежи во внебюджетные фонды и т. п.). Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
Для налогов, находящихся вне себестоимости (налог на прибыль) следует стремиться к уменьшению ставки и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости, однако в целом эффект будет.
7. Принцип конфиденциальности.
При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.
Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя осведомленность сотрудника может привести к утечке информации, а методы оперативной работы правоохранительных органов весьма эффективны.
Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов также может иметь ряд негативных последствий.
Во-первых, уменьшение налогов не входит в перечень одобряемых обществом действий — работниками бюджетной сферы, пенсионерами и т. д. Предприниматель, распространяющийся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, и как следствие, поступлением излишней информации в государственные органы. Во-вторых, существует возможность, что удачный опыт будет принят на вооружение другими предпринимателями и приобретет массовое распространение, что впоследствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства.
Как говорил Паркинсон в своей книге «Закон и доход»: «Человек, нашедший в законе лазейку, через которую он может провести шикарный кадиллак, безусловно, сохранит этот секрет для себя. Если кто-то один использует известную ему лазейку, то это может оставаться незамеченным, но если все стадо соберется у дыры в заборе, то тут же будет разработано и принято соответствующее законодательство».
8. Принцип абсолютного документального оформления.
При осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделить пристальное внимание документальному оформлению операций.
Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов является основной причиной успеха налоговых органов в судах. Особо это касается необходимости соблюдения тождества цифр и формулировок. Это означает, что цифры, отраженные в документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных платежей.
Думаю, не лишним будет упомянуть и о необходимости формального отношения к соблюдению всех установленных законом сроков, будь то сроки уплаты налогов, представления отчетности или иной информации в контролирующие органы. Ни у одного предпринимателя нет желания финансировать чьи-то ошибки, проходить неприятную процедуру привлечения к ответственности, поэтому сроки необходимо соблюдать.
9. Принцип добросовестности.
Применение данного принципа подразумевает под собой создание и сохранение имиджа добропорядочного налогоплательщика, так как арбитражная практика показывает, что фактор добросовестности является определяющим при рассмотрении налоговых споров в суде.
Позиция Суда заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств в целях хозяйственной деятельности. Деятельность исключительно с намерением избежать уплаты налога не может оцениваться, как добросовестное поведение. Таким образом, разрабатывая схему налоговой экономии, необходимо заранее заручиться доказательствами добросовестности поведения.
10. Принцип комплексной налоговой экономии или принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов.
Безусловно, каждому руководителю хотелось бы найти одну идеальную схему, которая называлась бы примерно так: «Как сделать так, чтобы ничего не платить, и за это мне ничего не было». Однако таких схем нет.
Качественное налоговое планирование — это целая система последовательных действий, основанная на использовании различных инструментов, сочетающая в себе не только оптимизацию отдельных участков налогового бремени, но и постановку налогового и бухгалтерского учета, формирование обновленной налоговой модели и трансформации в соответствии с ней всего бизнеса, целью которой является высвобождение активов за счет налоговой экономии.
3. Задача 3
Предприятие применяет общую систему налогообложения. За отчетный период предприятием получены следующие результаты финансово-хозяйственной деятельности:
1. Выручка от реализации продукции собственного производства (ставка НДС 20%) — 1 175,0 млн руб.
2. Выручка от реализации продукции собственного производства (НДС 10%) — 546,5 млн руб.
3. Себестоимость реализованной продукции — 1 400,0 млн руб.
4. Налоговые вычеты по НДС — 85% от суммы исчисленного НДС.
5. Внереализационные расходы — 15,3 млн руб.
Со следующего года предприятие планирует перейти на упрощенную систему налогообложения. С 20 декабря отчетного периода предприятие зарегистрировано в сельском населенном пункте, что позволяет применять льготные ставки упрощенной системы налогообложения. Определите на основе имеющихся данных, какая из предложенных систем налогообложения будет являться оптимальной для предприятия:
— общая;
— упрощенная без уплаты НДС;
— упрощенная с уплатой НДС.
Для определения оптимальной системы налогообложения составим расчетную таблицу для вычисления сумм налогов к уплате в бюджет и определения прибыли в распоряжении предприятия после уплаты налогов по трем вариантам:
Из результатов расчетов ясно видно, что минимальная сумма налоговых отчислений в бюджет с одновременной максимальной суммой прибыли, остающейся в распоряжении рассматриваемого предприятия, наблюдается в случае общей системы налогообложения, каковая и будет являться оптимальной для нашей компании в планируемом периоде при сохранении в будущем году данных условием задачи показателей хозяйственной деятельности (товарооборот, себестоимость и так далее).
4. Задача 14
Определить величину налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, на планируемый период на основе имеющихся данных с использованием расчетно-аналитического метода налогового планирования. Ставка НДС 20%.
Показатели | Фактические данные отчетного периода | Индексы внешних изменений | Индексы внутренних изменений | Плановые величины | |
Себестоимость реализованной продукции: | |||||
в т.ч. | |||||
— материальные затраты | 2 150 235 | 1,4 | |||
— заработная плата | 1 068 500 | 1,6 | 0,8 | ||
— отчисления в ФСЗН | 1,6 | 0,8 | |||
— амортизация | 1 380 000 | 0,95 | 1,1 | ||
— прочие затраты: | |||||
в т.ч. налоги, включаемы в себестоимость | 345 000 | 1,2 | 0,7 | ||
отчисления в ремонтный фонд | 25 000 | 1,1 | 1,4 | ||
прочие накладные расходы | 518 000 | 0,9 | 0,9 | ||
Затраты в составе себестоимости реализованной продукции, не участвующие в налогообложении налогом на прибыль | 119 000 | 0,9 | 1,15 | ||
Оборачиваемость дебиторской задолженности | 5,8 | 0,7 | 1,7 | ||
Среднегодовая дебиторская задолженность | 1 650 500 | 1,1 | 0,8 | ||
Расчетно-аналитический метод планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.
С помощью расчетно-аналитического метода определим в таблице плановые величины наших показателей, которые равны произведению фактических данных отчетного периода и соответствующих им индексов внешних изменений и индексов внутренних изменений.
Затем произведем все необходимые расчеты по определению суммы прочих затрат, себестоимости реализованной продукции, выручки от реализации, выручки от реализации без НДС, прибыли от реализации и валовой прибыли для целей расчета налога на прибыль, а также сумм налогов и сборов из прибыли, подлежащих уплате в бюджет на планируемый период. Вычисления произведем с помощью расчетной таблицы.
Произведенные с помощью расчетно-аналитического метода налогового планирования расчеты показывают, что сумма налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, на планируемый период составят 258 463,7 тыс. руб.
5. Задание 3
Задание: Придумать или разработать вариант законной притворной сделки, дающей возможность законного снижения налоговой нагрузки или достигнуть требуемого результата с гораздо меньшими налоговыми последствиями.
Компания А, занимаясь производством товаров народного потребления, работает по упрощенной системе налогообложения. Расчеты подтверждают, что предприятию выгоднее продолжать работать по УСН, а не по общей системе налогообложения. Однако, уже в июне 2011 г. руководство компании видит, что валовая выручка за 9 месяцев превысит установленный особенной частью Налогового Кодекса РБ размер в 9 млрд руб., что не позволит организации в новом году работать в условиях УСН. При этом предполагается, что валовая выручка за 2011 г. не превысит размера 24 млрд руб. У учредителя компании, А есть возможность разделить основные производственные фонды без ущерба для технологического процесса производства продукции и разместить половину машин и оборудования в сельской местности.
Выход из создавшейся ситуации:
Учредитель организации регистрирует в сельской местности ЧУП Б, передает ему технологическое оборудование и начинает производить тот же товар. Объемы производства, таким образом, разделяются примерно поровну. В результате получаем две компании с годовой валовой выручкой до 12 млрд руб., что позволит продолжать применять на каждом из них упрощенную систему налогообложения. Более того, ЧУП Б, зарегистрированное в сельской местности, будет применять к своей налогооблагаемой базе пониженную ставку налога при УСН.
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) принят 19 декабря 2002 г. (N 166-З).
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) принят 29 декабря 2009 г. (N 71-З).
3. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования/ Е. Н. Евстигнеев.? СПб.: Питер, 2004. — 288 с.
4. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение: Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. ?141 с.
5. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.? 558 с.
6. Брызгалин А. В., Головкин А. Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика // «Налоги и финансовое право. — 2009. — 104 с.
7. Боброва, А. В. Организация и планирование налогового процесса/ Н. Я. Головецкий.? М.: Изд-во «Экзамен», 2005.? 320 с.
8. Акчурина Е. В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практ. пособие/ Е. В. Акчурина.? М.: Ось-89, 2003.? 496 с.