Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие экономической интеграции в социальной сфере муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определено, что фактором, обуславливающим развитие экономической интеграции в социальной сфере является предпринимательская активность. Аргументировано положение о том, что понятие «предпринимательская активность» инвариантно относительно двух различных моделей ^ экономического поведения: приспособительного и реконструктивного. Согласно одному из них варианты взаимодействия субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общесистемные, отраслевые и региональные аспекты развития экономической интеграции в социальной сфере муниципальных образований в условиях рынка
    • 1. 1. Анализ хозяйственной ситуации, сложившейся в России и регионах в условиях реформирования социальной сферы
    • 1. 2. Предпринимательская активность субъектов рынка, как фактор, обуславливающий развитие экономической интеграции в системе территориальной организации социальной сферы
    • 1. 3. Исследование внутренних и внешних проявлений предпринимательской активности в социальной сфере муниципальных образований
  • ГЛАВА 2. Направления и формы интеграции в социальной сфере и их адаптация к условиям экономики муниципальных образований: теоретические основы и методический инструментарий
    • 2. 1. Концепция интеграции производственных компонент социальной сферы муниципальных образований на базе экономических систем обслуживания
    • 2. 2. Теория и практика формирования и развития интеграционных схем в социальной сфере муниципальных образований при помощи проектов организации экономических систем обслуживания
    • 2. 3. Моделирование внутренней динамики по проектам организации экономических систем обслуживания на местном, региональном уровне
  • ГЛАВА 3. Территориальное управление экономической интеграцией в социальной сфере в условиях рынка
    • 3. 1. Организационный механизм управления экономической интеграцией в социальной сфере территории
    • 3. 2. Нормативная модель оценки экономической динамики в процессах управления взаимодействием субъектов рынка в социальной сфере территории
    • 3. 3. Динамическое моделирование результатов в процессах управления экономической интеграцией в социальной сфере территории

Развитие экономической интеграции в социальной сфере муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реализация рыночных реформ в России связана с решением широкого спектра проблем в области социально-экономического развития. При этом на уровне государства, отдельных регионов, муниципальных образований изменения вносятся и в процессы управления социальной сферой.

В настоящее время социальная сфера, будучи объектом экономических отношений и управления, который существенно отличается от материально-вещественного производства, оказалась в особенно тяжелом положении. Резко возросла фрагментарность деятельности, повысился уровень энтропии слагающих ее элементов. Оказалось утраченным свойство системности во всем спектре обеспечения социальных потребностей в территориальной организации населения. Стабилизации и последующему ее развитию в условиях рынка содействует структурная перестройка в направлении увеличения дифференциации внутреннего состава ее отраслей. Здесь важна гибкость субъектов хозяйствования, в основе которой лежит новое осмысление приоритетов и ориентиров.

В поисках резервов роста социальной сферы муниципальных образований исследователи и практические работники чрезмерно сосредоточили свое внимание на проектах внутренних преобразований предприятий в ее составе. В их реализации зачастую основываются на имеющемся опыте отраслевого регулирования производства услуг. Хорошо известно, что в условиях, когда потребитель и производитель услуг социальной сферы по существу субсидируются из государственного и регионального бюджетов, отраслевые приоритеты преимущественно состоят в поиске механизма экономического равновесия. В целом же, инициирование высшим руководством предприятий внутреннего предпринимательства обусловило приспособительное поведение на потребительском рынке, которое не дает нужного эффекта в обеспечении насыщения иерархии потребностей населения и отдельно взятого человека.

По существу, сегодня должно быть основательно пересмотрено представление о трансформации деятельности структурных элементов социальной сферы муниципальных образований. Здесь не обойтись без того, чтобы, во-первых, уметь правильно «уловить» господствующие модели потребления и динамику предпочтений, во-вторых, развить рациональные межхозяйственные связи в границах территориального образования. Экономическую интеграцию в таком случае следует основывать на свободном потоке взаимодополняющих идей и знаний по поводу создания потребительной стоимости для конкретной рыночной ниши.

Позитивные сдвиги в реализации названных выше процессов во многом определяет предпринимательская активность субъектов хозяйствования. Благодаря ей в условиях определенной институциональной среды создаются те или иные организационно-экономические комбинации в предметном мире, окружающем людей. Данное обстоятельство не позволяет проигнорировать наличие множественности моделей самоорганизации человеческого фактора на основе добровольного и устойчивого сотрудничества. Конкурирующие процессы здесь для каждого участника — это рост или упадок, развитие или банкротство. Как раз они и моделируют сложные адаптивные системы со своей внутренней и внешней динамикой. Разумеется, нелепо ожидать, будто сам по себе рынок — достаточно медленно работающий механизм, особенно в области самоорганизации, — все расставит по своим местам. Велико значение регионального фактора в силу того, что на этом уровне отраслевые аспекты тесно переплетаются с задачами межотраслевого взаимодействия.

Научно-обоснованные методы развития экономической интеграции на основе сочетания самоорганизации и организации функционирования субъектов хозяйствования социальной сферы разработаны недостаточно. Это свидетельствует об актуальности научного исследования.

Цель и задачи исследования

Научная цель исследования заключается в развитии теоретических и практических основ территориального управления, ориентированного на качественное улучшение использования возможностей экономической интеграции в процессах создания потребительной стоимости в социальной сфере субъектами рынка в условиях динамичной внешней среды.

Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие основные задачи:

• выявление влияния рыночных преобразований на экономическое состояние элементов социальной сферы на национальном, региональном и муниципальном уровнях и обоснование в территориальном аспекте необходимости развития экономической интеграции в процессах обслуживания населения;

• изучение особенностей экономической интеграции в социальной сфере и исследование интеграционных форм реализации взаимодействия и ее территориально-организованных элементов;

• развитие научных основ территориального управления экономической интеграцией в социальной сфере и механизмов регулирования процессов организации и самоорганизации в производстве социальных благ на местном и региональном уровнях;

• развитие методов оценки и моделирование организационно-экономических решений, принимаемых в процессах управления экономической интеграцией в социальной сфере муниципальных образований.

Объектом исследования настоящей диссертации служат элементы социальной сферы муниципальных образований и их взаимодействие в процессах обслуживания населения.

Предметом исследования являются организационные схемы и механизмы управления экономической интеграцией в социальной сфере муниципальных образований.

Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных, зарубежных ученых и специалистов в области управления социальной сферой, формирования государственной и региональной структурной политики, регулирования развития межхозяйственной интеграции в пределах территориального образования, управления научно* техническим прогрессом.

При исследовании использованы приемы исторического, логико-теоретического анализа социально-экономических явлений. Применены системно-структурный анализ, модели математического аппарата теории оптимального управления и динамического развития, статистические и графические методы.

Выводы основаны на данных государственной и региональной стати-Ф стики, а также экономической периодики. Эмпирический материал базируется на сведениях экспертов, программных документах федеральных, региональных органов управления и общероссийских законодательных, нормативных документах, а также на аналитической информации, которая получена автором в ходе практической деятельности непосредственно на предприятиях социальной сферы муниципальных образований.

Научная новизна исследования. В диссертации разрабатываются малоисследованные проблемы развития экономической интеграции в социальной б". сфере муниципальных образований в условиях динамичной внешней среды.

Научная новизна проявляется в следующих элементах: разработана концепция интеграции производственных компонент социальной сферы муниципальных образований на базе экономических систем обслуживанияобоснован способ регулирования экономической интеграции в социальной сфере муниципальных образований, сочетающий процессы региональной организации и самоорганизации субъектов рынка в произ-д. водстве социальных благсформулированы и раскрыты представления об интеграции экономических систем обслуживания в хозяйственном комплексе социальной сферы территории, обеспечивающей межотраслевую перестройку потоков ресурсов — развиты теоретические и методические основы формирования организационного механизма управления межхозяйственной интеграцией в социальной сфере территории, увязывающего экономические интересы участников путем использования организационных проектов. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные подходы, схемы, приемы управления позволяют:

• органам регионального управления преодолеть ведомственно-отраслевой подход в развитии социальной сферы муниципальных образований;

• специализированным субъектам рынка формировать эффективные связи таким образом, чтобы, инвестиционные процессы сопровождали хозяйственную деятельность по отношению к определенной рыночной нише;

• максимально вовлечь структурные элементы государственного, муниципального, частного секторов территориального образования и граждан, проявляющих предпринимательскую активность в индивидуальном порядке, в сферу производства услуг социального характера. Реализация и апробация результатов работы. Основные результаты диссертационного исследования внедрены в работе отдельных предприятий социальной сферы и региональной инфраструктуры г. Комсомольска-на-Амуре, г. Хабаровска, в региональных научно-технических программах «Дальний Восток России» и «Техноэкополис: Комсомольск — Амурск — Солнечный». Ряд положений диссертации используется при проведении учебных занятий по дисциплинам «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Информационные технологии в коммерческой деятельности», «Региональная экономика», «Организация коммерческой деятельности», «Теория организации», «Исследование систем управления» в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете и в Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом университете, Дальневосточном институте бизнеса и делового администрирования, Хабаровской государственной академии экономики и права, Дальневосточном государственном университете путей сообщения, Владивостокском государственном университете ^ экономики и сервиса.

По проблемам диссертационного исследования и его результатам сделаны доклады и сообщения на заседаниях научных конференций «Проблемы управления экономикой в современный период» (г. Хабаровск, 1996 г.), «Проблемы управления в условиях реформирования экономики» (г. Хабаровск, 1998 г.), «Экономическая политика на Российском Дальнем Востоке» (г. Хабаровск, 1999 г.), «Социально-экономическое развитие регионального С научного, инвестиционного и промышленно-строительного комплексов» (г.

Новосибирск, 2000 г.), «Менеджер XXI века» (г. Новосибирск, 2000 г.), «Политическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока, проблемы и перспективы» (г. Находка, 2001 г.), «Проблемы экономической политики на российском Дальнем Востоке» (г. Хабаровск, 2001 г.).

Публикации. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано лично и в соавторстве 8 печатных работ, в том числе одна монография.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех 4> глав, заключения, библиографии и приложений. Она изложена на 168 стра.

Выводы по третьей главе.

1. Реализовать цель защиты существующих и вскрытия новых возможностей в социальной сфере муниципальных образований следует путем.

I Г.

1.0 0.9.

0,994.

Уменьшение сходства (cos г).

1 I I I Г.

0.8 0.7 0.6 0.5 0.4.

0,863.

0,889.

0,869.

0,546.

0,590 | | ^ 0.3 0.2 0.1 О.

0,297.

0,195.

0,012.

Показатели.

Рис. 3.9 Дендрограмма взаимосвязи нормативной системы показателей по ^ степени управленческого воздействия развития экономической интеграции на территории так, чтобы предпринимательские союзы концентрировались на основе «пакетов» рабочих проектов, ириснтириваниыл па ниши розпыл дилидпыл групп. Оснивий территориальной организации межхозяйственных связей в социальной сфере являются проектные решения в следующих системообразующих областях: определение «ядра конкурентоспособности" — формирование «технологического круга" — создание «круга организационного встраивания». При таком подходе к структурной перестройке социальной сферы территории сочетаются приоритет индивидуального действия и сугубо личной инициативы, с одной стороны, и региональное поощрение всяких кооперативных возможностей совместного развития — с другой.

2. Основным гарантом сбалансированности интересов региона и предпринимательства призваны быть ассоциации экономического взаимосодействия. У ассоциаций нет запрещающих функций, а только экспертно-аналитическая и консультационно-координационная с выходом на инновационные результаты, внедряемые в практику. Критическими проблемами, которыми они должны заниматься, являются: интеграция, временные риски, изменение условий конкурентной борьбы и т. д.

3. Обеспечить процессы межхозяйственной интеграции в социальной сфере территории на базе экономических систем обслуживания призван организационный механизм управления. Это такой ряд необходимых процессов и состояний, который сознательно выбирается неразросшейся иерархии управления, упорядочивается и исполняется. В цикле управления поиск эффективных целей более важен, чем поиск эффективных средств достижения. Для обеспечения условий самовоспроизводства субъектов социальной сферы территории принципиальное значение придается проектам упреждения, согласования, сопровождения. Последние ориентированы на передачу интегральной предпринимательской ответственности за определенную комбинацию социальных услуг на уровень ЭСО.

4. Результативность в процессах управления экономической интеграцией есть неаддитивная функция на значениях показателей деятельности субъектов хозяйствования в социальной сфере территории. Оценить реализацию функций управления можно при этом не по абсолютному значсиши и не по уровню того или иного показателя экономической динамики, достигнутому в анализируемый период, а по изменению темпов роста показателей. При построении нормативной системы для условий конкретного территориального образования необходимо использовать дифференцированный подход к удовлетворению социальных потребностей и интересов людей. Основой тому является ценностный ряд, с которым сталкиваются предприниматели, вступая в хозяйственные отношения по поводу создания общественных, смешанных и рыночных благ. Он, свою очередь, строится на трех основных понятиях: доверие, ответственность, компетентность. В этой системе координат должны осуществляться экспертные процедуры, связанные с определением показателей нормативной модели.

5. Необходимой мерой оценки результативности территориального управления экономической интеграцией в социальной сфере выступает уровень соответствия фактического соотношения темпов роста показателей нормативной системы к их эталонному соотношению, принимаемому для идеально отрегулированных и бесперебойно функционирующих механизмов организации и самоорганизации. В качестве математического аппарата, позволяющего получить численный результат, следует использовать метод ранговой корреляции. С тем, чтобы можно было судить о величине изменения между ускорениями показателей, которые возникли в результате преобразований в контролируемой сети организационных взаимосвязей субъектов рынка, необходимо рассмотреть задачу классификации показателей, включенных в нормативную систему. И для выявления групп, обладающих наиболее сильными внутренними связями, следует применить метод вариантных приближений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В самом общем виде научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном исследовании действительных параметров функционирования социальной сферы на территории России, основных тенденций и проблем в организации процессов экономической интеграции в социальной сфере муниципальных образований, значительная часть предприятий которой находится в состоянии реформированияв развитии теоретических основ управления межхозяйственной интеграцией посредством развертывания экономических систем обслуживания, представляющих собой формы организации совместного предпринимательства в социальной сфере муниципальных образований в условиях рынка, и отдельного методического инструментария, используемого для принятия инновационно-инвестиционных решений по проектам взаимодействия субъектов рынкаформирование и обоснование организационного механизма управления экономической интеграцией в социальной сфере территории, а также моделей оценки результативности процессов организации и самоорганизации в производстве социальных благ.

Личный вклад в разработку проблем, вынесенных на защиту, видится соискателю в следующем.

1. На основе современного состояния, оценки тенденций и выявленных проблем выживания субъектов рынка в социальной сфере даны обобщения и трактовка процессов интеграции производства услуг на местном, региональном уровне в условиях рыночной экономики. Обосновано положение о том, что использование новых организационно-хозяйственных форм позволяет субъектам социальной сферы территории функционировать в качественно ином, более широком и многоплановом информационном поле.

Показано, что российская практика в данном направлении, хотя и в достаточно специфическом виде, следует общемировым закономерностям.

2. Определено, что фактором, обуславливающим развитие экономической интеграции в социальной сфере является предпринимательская активность. Аргументировано положение о том, что понятие «предпринимательская активность» инвариантно относительно двух различных моделей ^ экономического поведения: приспособительного и реконструктивного. Согласно одному из них варианты взаимодействия субъектов хозяйствования в социальной сфере территориального образования связаны с реализацией финансовой, а также деловой активности. В другом случае идет поиск нового состояния хозяйственных связей, что приносит участникам интеграции, проявляющим инновационную и инвестиционную активность, дополнительный эффект. Предложена принципиальная модель взаимодействия полей пред-^ принимательской активности, структурной и экономической динамики в социальной сфере. Изучены внутренние и внешние проявления предпринимательской активности в социальной сфере муниципальных образований. Реализован экспертно-статистический подход к их оценке.

3. Предложен новый подход к сохранению и развитию потенциала производственных систем социальной сферы. Его сущность заключается в формировании рациональных межхозяйственных связей путем организации совместного предпринимательства на основе свободных информационных и бизнес-идей в отношении определенной рыночной ниши. Показано, что в процессах интеграции преимущество имеют организационно-экономические связи над финансово-технологическими и динамику развития социальной сферы муниципальных образований определяют информационные потоки, а не потоки капиталов.

4. Сформировано представление о взаимоналаживании хозяйственных связей самостоятельных предприятий и индивидуальных участников в рамках согласованных целей и мероприятий по соответствующим производствам услуг. Предлагается новая концепция создания и развития экономических систем обслуживания, как одной из форм организации процессов интеграции в социальной сфере муниципальных образований. В ней соединены производственные компоненты разных фирм и индивидуальных предпринимателей, которые собраны для особых целей и особых рынков в новой форме организации производства услуг социального характера и извлечения экономической или иной выгоды. Обосновано, что в такой структуре на вероятность того или иного результата оказывает влияние внутренняя динамика, обусловленная сетью взаимоотношений между имеющимися в распоряжении экономической системы обслуживания ресурсами и способностями. Предложен методический подход к оценке управленческих решений по проектам становления и развития экономических систем обслуживания в социальной сфере, предусматривающий использование математического аппарата теории оптимального управления.

5. Сформулированы научные положения, касающиеся интеграции экономических систем обслуживания в хозяйственном комплексе социальной сферы территории. Для этого следует из совокупности рабочих проектов, связанных с производством социальных услуг, сформировать «пакеты», а накопленный потенциал развивать в сетевых структурах, ориентированных на рост добавленной стоимости. Предлагается концепция создания организационного механизма управления экономической интеграцией. В соответствии с ним при помощи проектов производства услуг и на основе неразросшейся иерархии и при активном участии региональных ассоциаций взаимосодействия реализуются смешанные стратегии делового сотрудничества в социальной сфере муниципальных образований. Деятельность экономической системы обслуживания рассматривается как проект, в осуществлении которого важно обеспечить реализацию трех качеств: гибкости, адаптивности, инновационное&trade-. Основополагающими здесь являются проектные решения в следующих системообразующих областях: определение «ядра конкурентоспособности», формирование «технологического круга», создание «круга организационного встраивания».

6. Разработана нормативная модель, используемая для оценки экономической динамики в процессах управления взаимодействием субъектов рынка в социальной сфере территории. Реализован ценностный подход к формированию состава показателей оценки, сформулированы правила их отбора и упорядочения. Осуществлено динамическое моделирование результатов, достигнутых в процессах управления экономической интеграцией в социальной сфере в зоне техноэкополис Комсомольск-Амурск-Солнечный. Экспериментальные расчеты осуществлены с использованием методов ранговой статистики и иерархической классификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы. // Экономист. — 1997. — № 3. — С.34−45.
  2. А.К. Регулирование социального развития региона в условиях становления рыночной экономики. Автореф. на соиск. уч. ст. д.э.н. (08.00.05) / Рос. акад. управления, Центр пробл. рыноч. экономики. М., 1994.-30с.
  3. О.Б. Перечень задач и функций муниципального управления // Общие принципы построения муниципальных систем управления: Сб. ст. -М., 1998. С.34−38.
  4. Н.В. Проблемы взаимодействия плана и рынка в современной экономике. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997 — 176 с.
  5. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
  6. Ю.П. Организационно-экономический механизм обновления наукоемкой продукции. Диссерт. на соиск. уч. ст. д.э.н. (08.00.05) / Госуд. академия управления им. С. Орджоникидзе. М., 1993. — 363с.
  7. К. Масловские заводы не стоят земли, на которой стоят // Коммерсантъ, 16 августа 2000
  8. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996. — 241 с.
  9. A.M., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. / Под ред. Е. Н. Жильцова. М., 1993. — 170 с.
  10. B.JI. и др. Диверсификация социальной сферы региона: анализ проблем и организационно-правовое обеспечение. Екатеринбург: Ин-т экономики, 1998. — 38с.
  11. П.Батурин JI.A., Бутов В. Н. Социальная сфера в рыночной экономике. Ростов н/Д, 1997. -52с.
  12. В.В. Управление социально-экономическим развитием крупного города (на примере Москвы). Автореф. на соиск. уч. ст. д.э.н. (08.00.05) / Центр соц.-экон. исслед. и информ. М., 1993. — 61с.
  13. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран). // Вопросы экономики. 1996. -№ 10. -С.64−77.
  14. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Философия качества // Стандарты и качество. 1997. — № 7.
  15. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Философия качества // Стандарты и качество. 1997. — № 11
  16. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. 1999. — № 5. — С. 19−23
  17. В.В., Васильев В. А., Зубарев А. А. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999, — 224с.
  18. П.И. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка. // Рос. экон. ж-л. 1996. — № 3. — С. 18−24.
  19. П.Н. Программы социального развития региона в условиях становления рыночных отношений (на примере Москвы). Автореф. на соиск. уч. ст. д.э.н. (08.00.05) / Центр соц.-экон. исслед. и информ. М., 1995. — 45с.
  20. В лабиринтах современного управления: (стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда). Сб. статей. Вып.1 / Ред.-сост. Грегори Р. Райтер. М.: ОАО «НПО» Изд-во «Экономика», 1999. — 248с.
  21. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Международная экономика и международные отношения. 1997. — № 9 — С. 74−86
  22. В.И. Инвестиционная деятельность предприятий и организаций в социальной сфере. // Межвуз. науч.-практ. конф. «Упр. соц. сферой». СПб. 29−31 мая 1995. Тез. выступл. 4.1. СПб., 1995. — 134с.
  23. Н. Технология успеха // Аргументы и факты. Август 2000. — № 31
  24. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и кооперация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА, 1996.-288с.
  25. В.И., Юрганова JI.A. Субъекты управления социальной сферой региона: условия и механизмы оптимального взаимодействия. Препринт. -Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 1998. 26 с.
  26. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело — 1998. — 128 с.
  27. А.Г., Ланин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело. — 1998. — 128 с.
  28. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход / Пер. с англ. 4 изд. — М.: ЮНИТИ. — 1997. — 767 с.
  29. .М. Эффективность труда и качество жизни: Учеб. пособие. -СПб.: СПбГИЭА, 1997. 112с.
  30. Н.Г., Иванова Т. Н., Макушкин А. Г. Социальные критерии инвестиционной политики. // Социальная сфера: проблемы вхождения в рыночную экономику: Материалы науч.-практ. конф. М., 1999. — 225с.
  31. В.Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада: Специализир. информ. М., 1997. — 48с.
  32. В.А. Эффективность территориального управления. Минск: Высшая школа, 1992. — 106 с.
  33. Е.П. К вопросу оценки эффективности управления. // Науч. конф. «Организация науки и проблемы государственного регулирования рыночной экономики». М., 1997. — С.73−75.
  34. B.JI. Программно-целевое управление актуальными проблемами охраны здоровья населения // Экон. здравоохр. 1998. — № 8−9. -С.21−24.
  35. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 96с.
  36. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1993. — 156с.
  37. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учебное пособие. -М.: Финстатинформ, 1997. 360с.
  38. И. Адаптация промышленной фирмы. М — 1997
  39. М.В. Региональные аспекты бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Автореф. на соиск. уч. ст. к.э.н. / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1995. — 24с.
  40. Л.А. Структурно-динамический анализ в экономике. Ижевск: Изд-во Ижевского государственного технического университета. — 1995. -159 с.
  41. М. Русская рулетка для регионов // Экономика и жизнь. Сентябрь 2000. — С.2−3
  42. Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 2. — С. 24−32
  43. Н. Чем прирастают доходы / Экономика и жизнь. 2001. — № 645. Дожить до востребования // Экономика и жизнь. 2001. — № 6
  44. А. Способ формирования единого экономического пространства // Проблемы теории и практики управления. 2000 — № 2
  45. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГЙ, 1991 — 191с.
  46. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: КОНСЭКО. — 1997
  47. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации концептуально-технологическое обоснование проекта. М.: Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы. — 1995. — 178 с.
  48. С.А., Тишин Е В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 278с.
  49. Т. Управление управляющим // Экономические стратегии. 2001. — С.93−95
  50. В. Приглашение к разговору / Экономика и жизнь. 2001. — № 1
  51. Инструмент управления реальной экономикой // Маркетинг. 2001. — № 1 -С. 118−122
  52. К., Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем.: Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 1991. — 214с.
  53. М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1995. — 216с.
  54. В.В., Адамеску А. А. Государственно-территориальное устройство России на экономическую основу. // Экономист. — 1993. — № 8. — С.16−21.
  55. А.Е., Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1994. — 87с.
  56. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1995. -141с.
  57. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика. — 2000. -240 с.
  58. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / Отв. ред. к.э.н. И. М. Шейнман, д.э.н. Л. И. Якобсон. -М.: Наука, 1995 156с.
  59. В. В школах появились волонтеры / Известия. Январь 2001
  60. .Л., Леонов С. Н. Депрессивный район в переходной экономике. Владивосток: Дальнаука, 1999. — 155с.
  61. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования. СПб.: СПбГИЭА, 1995. — 59 с.
  62. В. Социальный вектор изменения реформационной модели. // Рос. экон. ж-л. 1996. — № 9. — С. 13−24.
  63. S бб. Кураков В. Л. Ресурсное обеспечение социальной сферы. Чебоксары:
  64. Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. 215с. 67. Ланцов В. А., Бабкина Л. Н., Песоцкая Е. В. Потенциал (территориальный, экономический, социальный, экономический аспекты). — СПб.: СПбУЭФ, 1994, — 146с.
  65. В.А., Максимов Ю. Д., Романов М. Д., Ястребов А. В. МатематиIческие методы моделирования процессов управления в соц. сфере. СПб.: ! Нестор, 1999, — 173с.
  66. В.Н., Селиверстов В. Е. Сущность, проблемы и механизмы формирования общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем. // Регион: экономика и социология, 1999, № 4.- С.3−31.
  67. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-615с.
  68. В. Почему мы бедны? В мире нет законов, обрекающих Россию 4 на вечную нищету // Эксперт, 2000. № 1 -2. — С.37−41
  69. Ю.П. Фазовый анализ временных рядов // Экономика и математические методы. Т.29. — Вып. 3, 1993
  70. Т.Д. Проблемы и методы обеспечения развития социальных эко-лого-экономических систем. СПб.: СПбГИЭА, 1999. — 145с.
  71. В.В. и др. Модель региона квазикорпорации // Регион: экономика и социология, 2000, № 2. С 17−25.
  72. Е.А. Специфика экономического механизма сферы социальных услуг в переходный период. Автореф. на соиск. уч. ст. к.э.н. (08.00.01). -Ростов н/Д, 1996. -22с.
  73. В.П. Проблемы формирования сбалансированной муниципальной бюджетно-финансовой политики // Проблемы эффективной организации производства и приоритетной инвестиционной политики. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Новосибирск, 2000.
  74. В.П. Региональные аспекты формирования инвестиционной активности // Менеджер XXI века. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Новосибирск, 2000.
  75. В.П., Разумовская М. И. Управление процессами организации и самоорганизации в социальной сфере на территории экономического района // Синергетика 2000: Сб. научн. трудов. Комсомольск-на-Амуре: Ком-сомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2000
  76. Н.Н. Макроэкономический анализ на основе региональных счетов. Владивосток: Дальнаука, 1998. 176с.
  77. Р. Разумная стратегия // Экономические стратегии. Сентябрь1. Г" ЛЛЛЛ Г- /'Л f У
  78. ШилирЬ, L))) > — UJ-UU.
  79. Р. Сложные процессы экономики переходного периода и стратегия бизнеса // Экономические стратегии. 2001
  80. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. / Под ред. Л. В. Ивановского, В. Е. Рохчина. СПб.: ИСЭП, 1998. — 274 с.
  81. Е.В. Эффективность социальной сферы и методика ее оценки (региональный аспект). Автореф. на соиск. уч. ст. к.э.н. / Томе. гос. ун-т. -Томск, 1994. -20с.
  82. Е.В. Маркетинг услуг. / Серия «Краткий курс». СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 160 с.
  83. М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства // Маркетинг. 2000. — № 2. — С. 63−68
  84. Пш1ив Р. Региинаьлный менеджмент. Учебник Краснодар: «Сов. Кубань», 2000. — 384 с.
  85. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред проф.
  86. B.Я.Корфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 199 994."Предприниматель года" любимая игра хабаровчан // Дальневосточный капитал. — 2001. — № 2. — С. 5
  87. Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем: Сб. ст. / Под ред. А. Е. Когута. СПб., 1996. — 208с.
  88. Проблемы совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений здравоохранения. Сб. науч. тр / Отв. ред. К. Ф. Пузыня. СПб.: СПбГИЭА, 2000. — 164с.
  89. Проблемы управления региональной экономикой в условиях становления рынка: Сб. ст.-М.: Рос. АН центр, экон.-мат. ин-т, 1993, — 197с.
  90. Проблемы управления территориальными системами. Казань. Изд-во Казан, ун-та, 1991. — 130с.
  91. О.Д. Новые направления менеджмента в России // Экономика и управление, 1996, № 1. С. 9−11.
  92. К.Ф., Агапова Л. В. Сущность и проблемы развития социальной сферы в России. // Проблемы управления и предпринимательства в социальной сфере: Сб. науч. тр. / Ред. К. Ф. Пузыня и др. СПб.: СПбГИЭА, 19 991. C.3−8.
  93. В. «Даль-У сауна» победитель Всероссийского конкурса // Известия от 30.03.01
  94. М.И. Организационно-экономический механизм управления технологическими системами военно-промышленного комплекса. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1998. 298с.
  95. Н.М. и др. Развитие региона: Методический подход. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 1995. -, 136с.
  96. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры. / Отв.
  97. ТЧ «I—Г 1 Г 4 Т Т /-t /-t /~1ТЧ Г Т Т < в Лред. о.и.мижин, /лл и др. ivi.: паука, 1уо /. — z /и с.
  98. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. М., 1999. — 861с.
  99. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. / Рос. АН. Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству М.: Наука, 1993. — 127с.
  100. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. / Под общ. ред. Н. С. Слепцова. М.: Изд-во РАГС, 1998. -292с.
  101. А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998. — 336с.
  102. Н.М. Социальная составляющая долгосрочной стратегии // Экономические стратегии, сентябрь-октябрь, 2000. С.38−40
  103. Российская экономика: прогнозы и тенденции, 2000. № 86
  104. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы науч.-практ. конф., посвященной памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.) / Науч. ред. Э. Б. Гилинская и С. Н. Смирнов. М.: ВШЭ, 1998. — 368с.
  105. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.-621с.
  106. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 416с.
  107. Россия 1999. Экономическая конъюнктура. — М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. — 1999, вып. 1,2,3
  108. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  109. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фатнил Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИН-ФРА-М, 1996
  110. В.М., Корягина Т. Н. и др. Сфера услуг: новая концепция раз-4 вития. М.: Экономика, 1990. — 158с.
  111. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М.: Институт международного права и экономики, 1994
  112. Е., Тинсшш Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения //Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 56−70
  113. П., Федотова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // Российский экономический журнал. 2000. — № 7- С. 66−73
  114. Р. Телефонизация торговли // Известия от 18.04.01
  115. В. Великобритания: сфера услуг в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 2. — С.89−96
  116. Социальная сфера России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1996. -275с.
  117. Социальная сфера: проблемы вхождения в рыночную экономику: Сб. ст./ Отв. ред. к.э.н. Свирина Л. Н. -М.: Б.и., 1991. 153с.
  118. Социальное обеспечение в зарубежных странах: Научно-информ. сборник. М.: НИИ труда, 1989. — 120с.
  119. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. — 445с.
  120. Социальные цели и социальная реформа: Сб. ст. / Отв. ред. д.э.н. П. В. Савченко М.: Ин-т экономики РАН, 1994. — 260с.
  121. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Акад. труда и социал. отнош., 1999. — 384с.
  122. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (На примере г. Тольятти Самарской области) / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭП РАН, 1999. — 183с.
  123. А.В. Организационное взаимодействие в теории и практике социального управления. Автореф. на соиск. уч. ст. д.э.н. (22.00.03) / Рос. АН, Ин-т социол.-полит, исслед. М., 1994.-32с.
  124. Сфера услуг: новая концепция развития / В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика, 1990. — 159 с.
  125. Темесген Навийю. Моделирование инвестиционно-финансовых решений фирмы. Автореферат диссерт. на соиск. к.э.н. СПб.: СпбУЭиФ, 1994.1.л- ю с.
  126. Е.В., Половинкин А. Е. Проблемы повышения качества жизни населения крупного города. СПб., 1997. — 234с.
  127. А.Н. Управление социальным развитием региона при переходе к рынку. Автореф. на соиск. уч. ст. к.э.н. М., 1997. — 25с.
  128. Управление инновациями. Становление и развитие малой технологической фирмы / Под ред. Н. М. Фонштейн. М. АНХ, Центр коммерциализации технологий, 1998. — 248с.
  129. Управление социальной сферой. / Под ред. В. Э. Гордина: Учебник. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998, — 289с.
  130. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса / Под ред. проф. В. Н. Соловьева, проф. Д. В. Шопенко. Санкт-Петербург: «Гидрометеоиздат», 1995. 295с.
  131. Н.Н. Регулирование комплексного развития социальной сферы региона в условиях перехода к рыночным отношениям. Автореф. на соиск. уч. степ, к.э.н. СПб., 1992. — 16с.
  132. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 12
  133. О.А. Предпринимательство в сфере услуг. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 113с.
  134. B.C. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999.-79с.
  135. JI.M. Оптимизация управления социально-экономическими системами. Теория и практика. В 2 ч. СПб.: СПбГИЭА, 1997. — 4.1. — 306с., 4.2. — 304с.
  136. JI.M., Ильин С. А. Ресурсная пропорциональность основа эффективного управления. — СПб.: Изд-во ФРА, 1996. — 107с.
  137. С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М. НИИ культуры, 1992. — 187с.
  138. Р.И. Вопросы разработки и классификации региональных комплексных программ. // Изв. СОАНСССР Сер. обществ, наук. 1980, № 1, вып. 1. С. 3−11.
  139. Р.И. Регион: Диагностика и прогнозирование Новосибирск, 1996 -305с.
  140. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 443с.
  141. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982
  142. Т.В. Регулирование социальной сферы крупного города. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. -90с.
  143. А.И. Социальная сфера в воспроизводственном процессе. Уч. пособие. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1990. — 103с.
  144. Экономика Дальнего Востока: переходный период. / Отв. ред. Минакир П. А., Михеева Н. Н. Хабаровск- Владивосток: Дальнаука, 1996. — 239 с.
  145. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е. Н. Жильцова. Казань, 1996.-206с.
  146. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб. / Под ред. Ф. Ф. Рыбакова. СПб., 1992. — 147с.
  147. Экономические проблемы развития социальной инфраструктуры города: Сб. науч. тр. / Под ред. Сутырина Н.М.- JI.: ЛИЭИ, 1989. 1 Юс.
  148. А.Я. Региональная социально-экологическая политика: Сб. науч. тр. Новосибирск. ИЭИОПП, 1994. — 144с.
  149. А.Я. Территориальная организация региональной политики. / Рос. АН, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг-ции пром. пр-ва. Новосибирск, 1994. — 183с.
  150. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991. — 174с.
  151. В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) и современных условиях /1 У у. — М&bdquo- 1999.- 153с.
  152. East west joint ventures: Econ. Business, financial. Legal aspects / Econ. Commiss. For Europe, Geneva. — N.J.: UN, 1988. — IX
  153. Jhomas L. Saaty. Decision making with dependence and feedback, analytical network process. Pittsburgh, RWS. Publications, 1996, p. 1−4
  154. Statistischer Yahrbuch 1996, Wiesbaden, 1996 ^ 164. Survey of Current Business, May, 1997
  155. Prigogine, I. From Being to Becoming. Freeman. — San Francisco. — 1980
  156. Prigogine, I. and Stengers, I. Order Out of Chaos. Bantam. — New York. -1 984 167. «OECD Observer», June-July, 19 974
  157. Рентабельность продукции и активов предприятий по отдельным отраслям социальной сферы (а) транспорт- б) связь- в) торговля и общественное питание- г) жилищно-коммунальное хозяйство) 122, с. 516. а)
Заполнить форму текущей работой