Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегрированная система управления качеством как основа повышения конкурентоспособности предпринимательской организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи: произвести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предпринимательских организацийна основе исследования вопросов теории и практики эволюции управления качеством в предпринимательских организациях выявить их основные современные концепциитеоретически обосновать и сформулировать концепцию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ проблемы повышения конкурентоспособности предпринимательских организаций на основе совершенствования системы управления качеством
    • 1. 1. Анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предпринимательских организаций
    • 1. 2. Исследование теории и практики эволюции управления качеством в предпринимательских организациях
    • 1. 3. Современные концепции управления качеством в предпринимательских организациях
  • Глава II. Теоретико-организационные основы формирования интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации
    • 2. 1. Теоретические аспекты формирования интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации на основе процессного подхода в сочетании с циклом Деминга-Шухарта (PDCA)
    • 2. 2. Реструктуризация системы управления предпринимательской организацией на основе внедрения интегрированной системы управления качеством
    • 2. 3. Подход к формированию процессов трансформации системы управления предпринимательской организации
  • Глава III. Методические положения по созданию интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации производственного типа
    • 3. 1. Методические указания по построению интегрированной системы управления качеством в предпринимательской организации производственного типа
    • 3. 2. Практика формирования интегрированной системы управления качеством
    • 3. 3. Оценка эффективности от внедрения интегрированной системы управления качеством на предпринимательских организациях производственного типа

Интегрированная система управления качеством как основа повышения конкурентоспособности предпринимательской организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая предпринимательская организация, которая работает в условиях конкуренции, должна постоянно стремиться к обеспечению требуемого потребителем качества выпускаемой продукции, работ и услуг, а также к постоянному улучшению качества работы самой предпринимательской организации в целом и каждого работника в отдельности.

Более высокое качество и такая же цена, как у конкурента, или такое же качество и более низкая цена, чем у конкурента, — вот формула конкурентоспособности организации. Победа предпринимательской организации в конкурентной борьбе позволяет ей успешно работать в рыночных условиях и получать прибыль.

Актуальность темы

исследования. В настоящее время многие предпринимательские организации России и стран СНГ испытывают трудности со сбытом продукции, с оказанием услуг. Некоторые предприятия находятся в довольно плачевном состоянии.

Рост доходов населения, благоприятная динамика валютного курса обеспечили оживление отечественной индустрии и значительно повысили ее инвестиционную привлекательность. При этом резерв расширения производства продукции за счет вытеснения импорта практически исчерпан, поскольку тенденция укрепление реального курса рубля по отношению к американскому доллару способствует ввозу импортной продукции по более дешевым ценам в страну. Форсирование переговорных процессов по вступлению России в ВТО, повышение требований потребителя к качеству и безопасности продукции означают резкое обострение конкуренции на отечественном рынке. Зарубежные компании пытаются захватить российский рынок.

Под действием этих факторов отечественные предпринимательские организации особенно озабочены поиском новых методов управления, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности на рынке. Внедрение системы управления качеством, обеспечивающей выпуск не только качественной по органолептическим свойствам, но и безопасной для здоровья продукции, является тем основополагающим фактором, который сможет помочь предпринимательским организациям занять свою нишу на рынке, найти своего потребителя и удержать его.

Осознание необходимости продвигаться к интегрированным системам управления качеством имеет место сегодня не только на Западе, но и в России.

Внедрение интегрированных систем управления качеством позволит отечественным предпринимательским организациям на равных конкурировать с зарубежными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Поэтому в современных условиях изучение и внедрение отечественных наработок и зарубежного опыта в области формирования систем управления качеством, а также интегрированных систем управления качеством на предпринимательских организациях России становится особенно важным и актуальным.

Актуальность выбранной темы также обусловлена слабой освещенностью в предпринимательской среде вопросов создания интегрированной системы управления качеством как основного фактора повышения конкурентоспособности организаций предпринимательского типа. В настоящее время для многих отечественных предпринимателей не очевидно и остается мало понятно то, что качество — один из самых верных и самых надежных способов уменьшения затрат и получения конкурентных преимуществ.

Степень научной разработанности поставленной проблемы.

Проблема повышения конкурентоспособности продукции и предпринимательской организации в целом на основе внедрения систем управления качеством рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными и специалистами: Андреев В. В., Архипов П. К., Азгальдов Г. Г., Бадалов JI.M., Бойко В. В., Брун М., Блюденов А. Ф., Войтоловский В. Н., Георги Д., Гличев. А.В., Голиков А. А., Джуран Д. М., Деминг Э. У., Киперман Г. Я., Лапидус В. А., Львов Д. С., Окрепилов В. В.,.

Дэниеле Д. Д., Исикава К., Ильдеменов В. И., Диллие X., Прокопенко Н. Ф., Фенгейбаум А., Райхман Э. П., Сиськов В. И. и другие.

Однако теоретические и организационные аспекты формирования интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации не были рассмотрены в полной мере с учетом специфики отечественной практики ведения бизнеса.

В свою очередь, данная проблема применительно к предпринимательским организациям производственного типа мало изучена и недостаточно освещена. Имеется необходимость в научных разработках методологии и исследовании проблем повышения конкурентоспособности предпринимательской организации на основе разработки и внедрения интегрированной системы управления качеством в российских условиях.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка теоретических, организационных и методических положений по созданию интегрированной системы управления качеством, обеспечивающей повышение конкурентоспособности предпринимательской организации.

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи: произвести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предпринимательских организацийна основе исследования вопросов теории и практики эволюции управления качеством в предпринимательских организациях выявить их основные современные концепциитеоретически обосновать и сформулировать концепцию формирования интегрированной системы управления качеством предпринимательской организациипредложить и обосновать подход к реструктуризации системы управления предпринимательской организацией на основе внедрения интегрированной системы управления качествомразработать методические и практические рекомендации и положения формирования процессов трансформации ее системы управленияразработать методические положения и рекомендации по построению интегрированной системы управления качеством в предпринимательской организации производственного типа;

Объектом исследования являются российские предпринимательские организации.

Предметом исследования являются процессы создания интегрированной системы управления качеством как основы повышения конкурентоспособности предпринимательской организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам повышения конкурентоспособности предпринимательских организаций и развития конкуренции в современных условиях, комплексу вопросов теории систем управления качеством, теоретическим вопросам организации совершенствования деятельности предпринимательских организаций, теории предпринимательства, сертификации производства, проблемам рыночной экономики.

В основе исследования лежит диалектический метод изучения объекта. Из специальных методов исследования в работе использовались абстрактно-логический, статистические методы, метод экспертных оценок монографический, расчетно-конструктивный, графо-аналитические методы и другие методы.

В качестве информационной базы исследований использовались также статистические данные, приведенные в отечественных и зарубежных монографиях, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета и анализа предприятия мукомольной отрасли, материалы периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, рекомендации по рассматриваемым вопросам, действующие нормативно-правовые акты имеющие отношение к функционированию систем управления качеством в организации, справочные материалы.

Научная новизна результатов исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке организационно-методических рекомендаций по созданию интегрированной системы управления качеством предпринимательских организаций на основе процессного подхода в сочетании с циклом Деминга-Шухарта.

Наиболее существенные научные результаты, обладающие научной новизной и выносимые на защиту:

Произведен анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предпринимательских организаций;

На основе исследования вопросов теории и практики эволюции управления качеством в предпринимательских организациях выявлены их основные современные концепции;

Теоретически обоснована и сформулирована концепция формирования интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации;

Предложен и обоснован подход к реструктуризации системы управления предпринимательской организацией на основе внедрения интегрированной системы управления качеством;

Разработаны методические и практические рекомендации и положения формирования процессов трансформации ее системы управления;

Разработать методические положения и рекомендации по построению интегрированной системы управления качеством в предпринимательской организации производственного типа.

Практическая значимость научных результатов исследования: Научные положения, сформулированные в диссертационной работе, позволяют на более качественном уровне решать проблему повышения конкурентоспособности предпринимательских организаций. Основные методические положения по разработке и формированию интегрированной системы управления качеством, предложенные автором диссертационной работы, обусловили приоритетную позицию Открытого Акционерного Общества «Институт Перерабатывающей Промышленности» мельзавод № 2 «Новая победа» среди мукомольной промышленности Москвы по внедрению интегрированной системы управления качеством.

Разработанные в диссертации и апробированные методические рекомендации по формированию интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации могут быть использованы в практике их функционирования с целью повышения финансово-экономической устойчивости и конкурентоспособности в условиях жесткой конкуренции. Результаты исследования представляют практический интерес для руководителей и менеджеров предпринимательских организаций любой сферы деятельности. Также целесообразно использовать материалы исследования в учебных процессах в области создания эффективной интегрированной системы управления качеством предпринимательской организации.

Апробация результатов исследования: Практические результаты исследования применялись при реструктуризации системы управления предпринимательской организации производственного типа ОАО «Институт Перерабатывающей Промышленности» мельзавод № 2 «Новая победа», где показали высокую эффективность использования, позволив повысить его конкурентоспособность в результате совершенствования качества выполнения процессов и продукции предприятия, улучшения гибкости и адаптивности управления качеством предпринимательской организации.

Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в Университете Российской академии образования -«Инвестиции в человеческий капитал в современной России» и «Проблемы и перспективы российской экономики» (Москва, 2005 — 2006 г.), на международной научно-практической конференции Американского Института Пищевых Технологов (2005 IFT Annual Meeting) в рамках секции «Менеджмент качества» (USA, New Orleans, Louisiana, Room Hall 1−2, 2005 July 15−20), на научно-практической конференции в Московском государственном Университете технологий и управления, (Москва, 2004 г.), на научно-практической конференции молодых ученых МГОУ (Москва, 2006 г.).

Публикации автора: По теме диссертационного исследования автором опубликовано 6 научных трудов, общим объемом 2,65 пл., в том числе 1,55 п.л. принадлежит автору.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа содержит 171 страницы основного текста, включая список литературы из 171 наименования, 4 таблицы и 20 рисунков.

Выход iпроцесса, А «.

Вход I процесса В.

Выход процесса В j.

Вход процесса С!

Выход процесса С.

Процесс, А ••.

-•v.V. .

• *.

Процесс В.

Процесс С :

ПРОВЕРЯЙ •.

ДЕЛАЙ. .

Рис. 2−2. Сочетание цикла PDCA и процессного подхода при ее внедрении организации получат надежный инструмент для управления и улучшения своей деятельности.

Как процессный подход, так и цикл PDCA, определены в Руководстве ИСО 72 в качестве принципов, на которых должны разрабатываться стандарты на системы менеджмента. В качестве базового принципа систем менеджмента NEN дополнительно называется управление рисками.

2.2 Реструктуризация системы управления предпринимательской организацией на основе внедрения интегрированной системы управления качеством.

Общего стандарта на систему менеджмента, в основе которой лежали бы все описанные выше принципы, не существует. Если бы он существовал, единая модель менеджмента организации включала бы в себя все существующие области менеджмента, что автоматически вело бы к созданию интегрированной системы. Однако ИСО и другие организации разработали отдельные стандарты и руководящие указания для каждой конкретной области менеджмента (качество, охрана окружающей среды, профессиональное здоровье и безопасность, безопасность продуктов питания и т. д.).

Автор данного диссертационного исследования полагает, что наиболее необходимыми для организаций являются стандарты ИСО 9001:2000 (качество), ИСО 14 001:1996 (окружающая среда) и OHSAS 18 001:1999 (профессиональное здоровье и безопасность). Эти три стандарта хорошо соотносятся с принципами систем менеджмента. В их основе лежит идентичный подход, в особенности это относится к двум первым стандартам, что является результатом консенсуса на мировом уровне. Таким образом, интеграция систем менеджмента означает объединение отдельных систем, основанных на этих стандартах, в единую систему.

Важно понимать, что наряду с определением возможностей стандарты обеспечивают единый подход к выявлению и оценке разных критических аспектов и рисков, что является основой управления организацией и улучшения ее процессов и видов деятельности. В таблице 2−1. приведено сравнение принципов, лежащих в основе каждого из трех стандартов: ИСО 9001:2000, ИСО 14 001 и OHSAS 18 001.

Хотя в этих стандартах используется разная терминология, определение и толкование понятия «система менеджмента» в них очень близки, а именно — это инструмент для выработки политики и достижения целей, стоящих перед организацией в определенной области. В любом случае политика направлена на улучшение либо окружающей среды той территории, на которой функционирует организация (ИСО 14 001), либо профессионального здоровья и безопасности ее персонала (OHSAS 18 001) или на повышение удовлетворенности потребителей посредством улучшения продукции и процессов (ИСО 9001). С целью реализации принятой политики организация должна осуществлять управление критическими аспектами, связанными с воздействиями на качество, окружающую среду и/или профессиональное здоровье и безопасность, являющимися результатом ее процессов, деятельности и продукции/услуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать ряд теоретических обобщений, методических и практических выводов:

В диссертации автор уточняет трактовки понятий «качества» и «конкурентоспособности». «Качество» продукции (услуг, систем) определяется как способность продукции (услуги, системы) оптимально удовлетворять потребности потребителей (заказчиков, пользователей) — или иначе, говоря «качеством» (продукции, услуги, системы) называется совокупность свойств и характеристик, набор которых обусловлен при создании (продукции, услуги, системы) стремлением оптимального удовлетворения потребности потребителя (заказчика, пользователя), не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребностей будущих поколений.

Данная формулировка учитывает концепцию устойчивого развития, на наш взгляд, позволяет избегать одностороннего подхода к оценке качества, полнее соответствует методическим требованиям, предъявляемым к управлению качеством, позволяет с позиций интересов производителя и потребителя завоевывать рынок и повышать тем самым конкурентоспособность организации.

Понятие «Конкурентоспособность» трактуется автором как стабильная возможность выигрыша в конкурентном противостоянии (соревновании) за счет оптимального удовлетворения потребности потребителя (заказчика, пользователя) без ущерба интересов будущих поколений. Конкурентоспособность товаров определяется в сравнении с товарами той же группы качества и соответственно цены.

На основе изучения исторической ретроспективы развития отечественных и зарубежных систем управления качеством и анализа их особенностей сделан вывод, что отечественный опыт управления качеством является достаточной основой для внедрения передовых элементов зарубежного опыта. Но отмечено, что в ситуации интеграции России в мировое сообщество существует необходимость адаптации накопленного опыта в области управления качеством к новым условиям с учетом мирового опыта и современных требований потребителей к качеству. Период устойчивого развития характеризуется зарождением новой фазы эволюции качества, основанной на проявлении новой формы противоречия между возрастающими требованиями к качеству продукции и эффективностью производства в его существующих формах. Речь идет о требованиях соответствия систем менеджмента на предприятиях международным стандартам — не только на системы менеджмента качества, но и на системы экологического менеджмента, системы профессиональной безопасности и охраны труда, системы социального менеджмента.

В настоящее время эта фаза только формируется и ее концепцияконцепция устойчивого развития — еще не получила должного развития.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством на предприятии. Но, чтобы повысить эффективность и результативность своей деятельности, организации во всем мире стремятся интегрировать системы менеджмента. Хотя в последние годы технические комитеты ИСО/ТК 176 (ИСО 9000) и ИСО/ТК 207 (ИСО 14 000) начали сотрудничать, чтобы сделать свои стандарты более совместимыми, организации при интегрировании систем менеджмента нуждаются в рекомендациях по применению общих принципов и подходов, заложенных в стандартах ИСО 9001:2000 и ИСО 14 001.

В диссертации описывается базовая модель, в которой объединены в единое целое системы менеджмента на основе международных стандартов ИСО 14 001:1996 (окружающая среда) и ИСО 9001:2000 (качества), в основу которой заложены принципы и общие элементы, рекомендованные в Руководстве ИСО 72. Эта модель способна направлена на то, чтобы помочь при разработке ИСМ продуктивно совместить, с одной стороны, общие и широко используемые в практике многих организаций принципы и подходы, а с другой, — условия, характерные для конкретной организации. В связи с тем, что модели, основанные на процессном подходе (стандарт ИСО 9001:2000) и цикле PDCA (стандарт ИСО 14 001), в настоящее время широко признаны в качестве базовых моделей систем менеджмента качества и экологического менеджмента. Предлагаемая базовая модель ИСМ основана на принципах и процессного подхода, и цикла PDCA, а также содержит общие элементы, рекомендованные в руководстве ИСО 72.

Исходя из того, что базовые понятия и принципы, сформулированные в стандартах ИСО серии 9000, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента, базирование интегрированной системы менеджмента на стандартах ИСО серии 9000 активно продвигает организацию от менеджмента качества к качеству общего менеджмента и повышению конкурентоспособности такой организации в целом. Итак, ИСМ является неотъемлемой частью системы ОМ.

Таким образом, факт необходимости совершенствования общего менеджмента очевиден. Благодаря данному положению мы приводим уточняющую трактовку понятия ИСМ.

Интегрированная система менеджмента — часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.

Данная трактовка ИСМ позволяет уменьшить вероятность чисто механического подхода к работам по интеграции систем менеджмента, в случае когда создание ИСМ выступает как самоцель.

Автор приводит сравнение принципов, лежащих в основе каждого из трех стандартов: ИСО 9001:2000, ИСО 14 001 и OHSAS 18 001. Это сравнение подтверждает, что стандарты обеспечивают единый подход к выявлению и оценке разных критических аспектов и рисков, что является основой управления организацией и улучшения ее процессов и видов деятельности. Также в работе сформированы основные методические положения в отношении создания ИСМ и описан порядок работ по созданию и внедрению. Мы предполагаем создание аддитивной модели ИСМ на базе стандарта ИСО серии 9000 (управление качеством), поэтому все дальнейшие теоретические обобщения, методические и практические выводы приводятся относительно системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества подразумевает постоянное улучшение качества продукции, что вызывает появление экономического эффекта.

Автор систематизирует и анализирует основные методологические подходы оценки эффективности системы менеджмента качества с финансовой точки зрения и делает вывод, что в оценку экономической эффективности единовременных затрат, связанных с реализацией составляющих процесса обеспечения качества, целесообразно использовать критерий общей (абсолютной) экономической эффективности.

В связи с поставленной целью объектом управления качеством на предприятии становятся все этапы жизненного цикла продукции, и целенаправленное воздействие на них позволит поднять деятельность по управлению качеством на более высокий уровень.

Схематически представлен процесс воспроизводства качества (введение на предприятии системы управления качеством в рамках ИСМ) Кайрио-процесс, по существу представляющий собой реинжиниринговый процесс, когда в результате внедрения новой технологии или других нововведений принципиально нового плана, добиваются резкого повышения (скачка) уровня качества.

Используя механизм воспроизводства качества, проведен анализ динамики основных характеристик производства (показатель качества, производственной себестоимости и конкурентоспособности изделий, а также эффективной стоимости) в процессе введения на предприятии системы управления качеством в рамках ИСМ.

Анализ системы управления производством и реализацией продукции мукомольной промышленности на одном из передовых предприятий Москвы (ОАО «Институт Перерабатывающей Промышленности» мельзавод № 2 «Новая Победа») выявил необходимость совершенствовать систему управления качеством. Для этого, предложена концепция разработки, внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством на основе изменения организационной структуры промышленного предприятия. В этих целях на предприятии предложено создать и постоянно совершенствовать Службу качества.

Наличие на ОАО «Институт Перерабатывающей Промышленности» Центральной Службы качества, имеющей статус независимой от производственной, технических и других Служб предприятия, обеспечит активное влияние с её стороны на состояние факторов и процессов, формирующих качество продукции в производстве и деятельности персонала.

Предложена концепция совершенствования управления качеством. В основу концепции положена идея поддержания устойчивости заданного качества на предприятии. Под устойчивостью качества предложено понимать способность предприятия противодействовать влиянию внешних и внутренних условий на отклонения от заданного уровня качества и тем самым обеспечить стабильность показателей заданного уровня качества на предприятии в установленный период времени. В связи с этим определены цели и критерии управления качеством продукции на предприятии. Целью управления качеством предложено считать достижение предприятием устойчивости заданного качества.

Критерии для достижения цели:

1) признание продукции у потребителя;

2) снижение дефектности изделия при изготовлении;

3) рост финансовых результатов от повышения качества.

В связи с поставленной целью объектом управления качеством на предприятии становятся все этапы жизненного цикла продукции, и целенаправленное воздействие на них позволит поднять деятельность по управлению качеством на более высокий уровень.

Предлагаемая концепция ориентирована на современную систему управления качеством и создает предпосылки для решения задач совершенствования управления качеством.

С целью совершенствования организации управления качеством предприятиям рекомендовано использовать современные методы управления качеством (структурирование функций качества, методы Тагути, анализ причин и последствий отказов, групповые методы анализа и решения проблем, семь инструментов качества японской экономики, статистический контроль, статистическое регулирование технологических процессов, статистический анализ). В исследовании предложена матрица применяемых методов управления качеством, в которой по горизонтали расположены стадии жизненного цикла продукции, а по вертикалиметоды, применяемые для обеспечения качества на каждой из этих стадий.

Прелагаемая усовершенствованная модель организации управления качеством продукции ОАО «Институт Перерабатывающей Промышленности» мельзавод № 2 «Новая победа» полнее соответствует условиям современного рынка России и будет лучше содействовать стабилизации и подъему промышленного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «О защите прав потребителей», Закон РФ № 2300−1 от 1 февраля 1992 года.
  2. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5153−1 (в ред. Федеральных законов 01 27.12.95 г. № 211-ФЗ, от 02.03.98 г. № ЗО-ФЗ, от 31.07.98 г. № 154-ФЗ).
  3. Закон Российском Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154−1.
  4. ИСО 9004.1−94. Общее руководство качеством и элементы системы качества. — М., 1996.
  5. МС ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Женева: изд. ЦБ ИСО, 2000 г., 32 с.
  6. МС ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования: -Женева: изд. ЦБ ИСО, 2000 г., 42 с.
  7. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000−2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  8. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001−2001 «Системы менеджмента качества. Требования».
  9. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004−2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
  10. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14 001−1998. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
  11. ГОСТ 15 467–70. Качество продукции. Термины.
  12. Европейские нормы системы обеспечения качества DIN ISO 9000−9004
  13. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № ИЗ «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».
  14. Порядок проведения сертификации продукции в РФ. М.: Госстандарт России, 1995.
  15. Р 50−601−30−92. Рекомендации. Организация на предприятии работы по обеспечению стабильности качества изготовления продукции (в соотв. С положением МС ИСО серии 9000). Состав работ. М.: Изд-во ВНИИС, 1992.
  16. Р 50−601−35−93. Проектирование и разработка продукции с учетом требований стандартов ИСО серии 9000. М.: Изд-во ВНИИС, 1993.
  17. Р 50−601−41−94. Рекомендации. Организация работ на предприятии (в рамках системы качества) по подготовке к сертификации продукции. М.: Изд-во ВНИИС, 1994.
  18. Система качества. Сборник нормативно-методических документов. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  19. Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции: Справочник.— М.: Изд—во стандартов, 1990. — 214 с.
  20. Управление качеством продукции. Справочник. М.: Изд-во стандартов, 1991.
  21. Системы качества: Сб. нормат.-метод. док. / Гос. ком. СССР по стандартам. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 128 с.
  22. Ю.П., Щепетова С. Е. Экономика качества как система // Методы менеджмента качества. 2002. — № 5.
  23. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982
  24. JI. От обеспечения качества к обеспечению конкурентоспособности // Стандарты и качество. № 1. 2002.
  25. Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции II Стандарты и качество, 1990, № 8.
  26. Г. А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. Части 1,2,3 СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1995
  27. И., Версан В. О моделях систем управления: нужна ли альтернатива моделям МС ИСО серии 9000? Какова стратегия действий в этой области? // Стандарты и качество. 2003. № 2. С. 56.
  28. А.Н., Клюев А. Ф., Кудрявцев А. В. Рыбнов Е.И. Экономика предпринимательства. М.: Изд-во АСВ, СПб.: Спб ГАСУ, 2000.
  29. Ю. Интеграция управления качеством с новаторской структурой управления бизнесом // Стандарты и качество, 1999, № 7. 58−61.
  30. Г. Г. Исследование показателей, применяемых в управлении качеством продукции в производстве / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Минск, 1970.
  31. В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. М: АСМС, 2003.
  32. Бенделл Тони. Генити Тагути // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — с.80−82.
  33. А.Ф. Машины и оптимальные решения. Челябинск, ЮжноУральское книжное издательство, 1976 г. 229 с.
  34. В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства. М.: Машиностроение, 1982.
  35. В.Б., Лозенко В. К. Современная организация промышленного бизнеса. 1. Концепция Системы и ее эволюция. (Основные механизмы менеджмента качества.) Рукопись, 2001 г., 90 с.
  36. В.Б., Лозенко В. К. Современная организация промышленного бизнеса. 3. Оценка и сравнительный анализ качества и конкурентоспособности. Рукопись, 2001 г.
  37. В.Г., Гамев В.И, Акинфиев Л. Л. Учреждение в России премии по качеству на базе мирового опыта шаг к повышению конкурентоспособности и совершенствованию деятельности отечественных предприятий. «Стандарты и качество», 1995.
  38. Г. Главное не тормозить. Качество менеджмента и главные цели общественного движения за качество // Стандарты и качество. № 11. 2004. С8
  39. Все о качестве. Зарубежный опыт. Изменения в системах управления в 21-ом веке. Вып.28. М.: НТК «Трек». 2001.
  40. Все о качестве. Зарубежный опыт. Международные стандарты серии 9000:2000 г.: Подходы, принципы и термины. Вып. 17. М.: НТК «Трек». 2002.
  41. Все о качестве. Зарубежный опыт. Переход на новые стандарты ИСО 9000:2000. Вып.29. М.: НТК «Трек». 2002.
  42. Все о качестве. Зарубежный опыт. Примеры внедрения и сертификации систем качества. Вып. 10. М.: НТК «Трек». 2003.
  43. В. И. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для студентов вузов Ростов-н/Д: «Феникс», 2000. — 255 с.
  44. А.В. Качество продукции и экономика. М.: Знание, 1968
  45. А.В. Предмет и направления науки о качестве продукции. — «Стандарты и качество», 1969, № 5.
  46. А.В., Круглое М. И. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979.
  47. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции «Стандарты и качество», 1990 № 8, 10, 1992 — №. 9, 10, 11, 1993 — № 1,2, 1994-№ 10 и 12, 1995-№ 1,3,4,5,6,10.
  48. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: «Стандарты и качество», 2001.50."Глобальные" перспективы применения «глобальных» стандартов // ИСО 9000+ 14 000+. Ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество». № 4. 2004. С. 9
  49. А.А. Совершенствование и повышение эффективности основных производственных фондов. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1977 г.
  50. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия — М.: МИК, 1996. — 128 с.
  51. В. Эдварс. Выход из кризиса. Тверь.: Изд-во «Альба», 1994. — 498 с.
  52. Дж.М. Качество и прибыль. В.Сб. Качество, торговля, экономика. -М.: Изд-во стандартов, 1970.
  53. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. /Пер. с англ./ М.: Изд. «Фаир-Пресс», 2001 г., 288 с.
  54. Е.А. Проблемы и стратегические задачи повышения конкурентоспособности экономики России. // Вестник СПбГУ. № 1. сер.5. 2003.
  55. В. В. Барт Т.В. Управление качеством: Учебное пособие. -Ульяновск: УлГТУ, 2002. 148 с.
  56. С.А. Основы теории управления качеством экономического функционирования предприятия // Жданов С. А. Основы теории экономического управления предприятием. М.: Финпресс, 2000. — С.248−305. — Библиогр.: 12 назв.
  57. A.M. и др. Основы современного менеджмента качества М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 207 с.
  58. H.JI. Экономическая эффективность повышения качества промышленной продукции // Зайцев H.JI. Экономика промышленного предприятия. М.: Инфра-М, 2000. — С.296−303.
  59. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии. Под ред. Гличева -М. Изд-во стандартов, 1976.
  60. С.Д. и др. Управление качеством: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  61. Интеграция производства и управления качеством продукции / В. Г. Версан, В. И. Сиськов, Л. Г. Дубицкий и др. М.: Изд-во стандартов, 1995. -319с.
  62. Н. Современная история качества. М.: «Стандарты и качество», 2003.
  63. К. Японские методы управления качеством. М. Экономика, 1988.
  64. Исикава Каору. Японские методы управления качеством: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  65. Как работают японские предприятия. Под ред. Мондена, Р. Сибакавы, С. Такаянаги, Т. Нагао М.: Экономика, 1989.
  66. Качество продукции: экономический словарь. Под ред. Т. Н. Кашневской. М., Экономика, 1990 96 с.
  67. Р. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации. М.: «Стандарты и качество», 2001.
  68. Ф. Качество и я: Жизнь бизнесмена в Америке. М.: «Стандарты и качество», 2003.
  69. А.А. Внедрение ИСО 9000 это необходимость! // Директор. № 5., 2002.
  70. Кружки качества на японских предприятиях // Стандарты и качество. — 1999. -№ 3.-С. 63−65.
  71. Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. М.: Финансы и статистика, 1991.
  72. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд—во стандартов, 1992. 140с.
  73. И.Э., Шадрин А. Д. Внедрение стандартов по системам менеджмента в практику организаций // Все о качестве. Отечественные разработки, 2005, № 36. С. 4−27.
  74. Курс экономики: Учебник / Под редакцией д.э.н., д.т.н., проф. Райзберга Б. А. М.: ИНФРА — М, 1997. — 720 с.
  75. В.А. Звезды качества. Стандарты и качество, 1996 № 4.
  76. В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. Болезни российского менеджмента // Методы менеджмента качества. 2000. — № 2,3,4. — С. 3−8.
  77. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «Новости», 2002.
  78. Д.С. Экономическая наука в новой России. Вестник РАН, 1997, № 6.
  79. О.М. Совершенствование учета и планирования затрат на обеспечение качества продукции / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Львов, 1984.
  80. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством. М.: Высш. шк., 2003.
  81. С. П. Система управления качеством в условиях рынка // ЭКО. — 2000.-МЗ.- С. 117−124.
  82. Менеджмент систем качества: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений, обучающихся по направлению «Метрология, стандартизация и сертификация» (М.Г. Круглое, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др.). М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. — 367 с.
  83. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента — М.: Дело, 1992.—520 с.
  84. .С. О работе территориальных органов Госстандарта России в новых условиях хозяйствования. Стандарты и качество, 1995, № 6.
  85. Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№ 1.-С. 134−139.
  86. Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества // Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 2.-С. 114−121.
  87. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. В. М. Мишин. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1997. — 115 с.
  88. Я. «Тойота» Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
  89. А.И., Рыжков Г. Г. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Под редакцией проф. А. И. Моисеевой.- М.: Колос, (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений), 1993.- 400 с.
  90. А.И. Методологические основы управления качеством продукции.- М.: Изд- во УРАО, «Вестник Университета российской академии образования» 2(12), 2001.
  91. О.А. Управление качеством продукции как фактором конкурентоспособности предприятия / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Челябинск, 2000.
  92. Научиться жить по законам качества! // Стандарты и качество. № 1. 2004. С. 9
  93. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. Книга 2. М.: «Стандарты и качество», 2003.
  94. Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  95. Л.И. др. Статистические методы контроля качества продукции. -М. Изд-во стандартов, 1989.99.0гвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие. М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
  96. В.В. Международные стандарты в управлении качеством продукции. Л.: Знание, 1990.
  97. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 639 с.
  98. В.В. Экономические и организационные проблемы повышения качества. Издательство ЛФЭИ, 1990. 128 с.
  99. В.В., Швец В. Е. Служба управления качеством продукции. Лениздат, 1990.
  100. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. д.э.н. Фаминского И. П. М.: Международные отношения, 1994. — 260 с.
  101. А.Н. Как победить в конкурентной борьбе: Гармоничная система качества основа эффективного менеджмента. М.: «Стандарты и качество», 2003.
  102. В. А. Экономика метрологического обеспечения качества продукции и ресурсосбережения. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  103. Переход на стандарт ИСО 9001:2000. Что будет происходить?// ИСО 9000 + ИСО 14 000 +. № 2. 2004.
  104. М.Б. О методике оценивания стратегической состоятельности товара II Стандарты и качество, 1999, № 3.
  105. Т., Адлер Ю., Назарова И., Хунузиди Е., Шпер В. Система менеджмента качества организации: почему она не дает отдачи? // Стандарты и качество. № 5. 2004.
  106. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  107. А.Ю. Экономические методы обеспечения качества продукции в условиях рыночного хозяйства / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Спб., 1992.
  108. В. Японский менеджмент уроки для нас. Серия статей. Япония сегодня, 1995, № 2 3,4, 6,11.
  109. Э.П. К вопросу оценки показателей качества. «Стандарты и качество», 1969. № 9.
  110. Дж. П. Применение МС ИСО 9004 для улучшения деятельности // Методы менеджмента качества. № 12. 2003. С. 44. (Перевод статьи: Russell J.P. Use ISO 9004 to improve performance // Quality Progress. May 2003.)
  111. В.В., Елиферов В. Г. Непрерывное совершенствование бизнес-процессов в Российских условиях. М.: Финэксперт. 2001. — С. 13−20.
  112. Российский бизнес под знаком качества // Методы менеджмента качества. № 8−10. 2003.
  113. Е.П. Качество XXI века // Стандарты и качество. 1999. — № 12.-С.З-7.
  114. И.Н. Качество и конкурентоспособность продукции при рыночных отношениях. Стандарты и качество, 1995, № 12.
  115. Т.Ф., Филатов O.K. Проблемы развития конкуренции предприятий (стратегия и тактика).М.: «Пищепромиздат», 1999. 119 с.
  116. М.З. Анализ факторов, влияющих на качество. М. 1976.
  117. М.З. Организация работ по обеспечению конкурентоспособности продукции. JI., 1989.
  118. М.З., Мацута В.Д, Рахлин К. М. Международные стандарты ИСО серии 9000, методика и практика применения. М.: Изд-во СПб ун-та, 1997.
  119. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к TQM. Стандарты и качество, 1997, № 9.
  120. М. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качества. № 1.2003.
  121. М.З. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество, 2004, № 2. С. 56−61.
  122. С.Н. Менеджмент в системе интеграции качества продукции / С. Н. Семенов, Ю. Б. Дрючков- Под ред. С. Н. Семенова Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1998.-405 с.
  123. Семь инструментов качества в японской экономике. — М.: Изд-во стандартов, 1990. — 345 с.
  124. В.И. Статистическое измерение качества продукции. М.: Статистика, 1966.
  125. В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции, М.: Статистика, 1971.
  126. Э.П. Управление качеством и конкурентоспособностью промышленной продукции на основе патентных исследований: Метод, пособие.-М., 1998, — 162 с.
  127. JI. Экономические методы менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. № 7. 2002. С. 68.
  128. Е.К. Экономические показатели промышленности: Справочник. — М. Экономика, 1989. — 335 с.
  129. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П, Панов, Е. М. Купряков и др.- Под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  130. Г. П. Управление эффективностью и надежностью работы предприятий / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Челябинск, 1995. 165 с.
  131. Статистические методы повышения качества. Под ред. Хитосе Куме. -М.: Финансы и статистика, 1990.
  132. Стоимость качества / Сост. Конарева JI .А. М.: Экономика, 1971.
  133. Ф. Принципы научного менеджмента//Контроллинг. 1991. — № 6.-104 с.
  134. P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988.
  135. В.Н., Управление качеством в условиях перехода к рыночной экономике // Стандарты и качество, 1990, № 10.
  136. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации. Учебник для вузов. — М.: ИНФА — М., 2000. — 412 с.
  137. Уильям Оучи. Методы организации производства. Японский и американский подходы. М.: Экономика, 1984 — 342 с.
  138. Управление качеством: Учебник для ВУЗов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. д.э.н., проф. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 199 с.
  139. Р. А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1995. — 132 с.
  140. Федеральный закон «О техническом регулировании» и российский рынок // Стандарты и качество, 2004, № 3.
  141. В.Г. Основы технической квалиметрии // В. К. Федюкин, В. Д. Дурнев, В. Г. Лебедев. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. М.: Филинъ- Рилант, 2000. — С. 6−51.
  142. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1994.
  143. Флинт Хьюго Брайн. Взгляд американца на системы управления предприятием в России // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С. 38−40.
  144. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.- 272 с.
  145. Дж., Эсселинг К. С., Нимвенген X. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация / Пер. С англ. Спб.: ООО «Б. Микро», 2002. — 317 с.
  146. А.Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества. М.: Издательство «Дело и сервис», 2003.
  147. М. Пропуск в высшее экономическое общество // Стандар ты и качество. № 11. 2003.
  148. И.И. Конкурентная борьба предприятий — это соревнование систем управления качеством. Стандарты и качество, 1996, № 12.
  149. В. Качество начинается с учебы (обзор лекций Шиба по управлению качеством продукции) // Стандарты и качество, 1990, № 8 и 9.
  150. Л.В., Клюева Т. А. Уровень конкурентоспособности новой продукции и управление нововведениями. Стандарты и качество, 1999, № 1.
  151. А., Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация // Стандарты и качество, 2002, № 5.
  152. В.А. Качество, стандартизация и сертификация продукции на предприятии // Экономика предприятия / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М: ЮНИТИ, 2000. — С. 346−372.
  153. С., Сеггези Х. Д. Интеграция менеджмента качества в управление бизнесом // Все о качестве. Зарубежный опыт, 2001, выпуск 28. -С. 19−29.
  154. В. Универсальный цикл менеджмента качества // Стандарты и качество. 1999. — № 10. — С. 48 — 49.
  155. С.П. Особенности национального менеджмента// Стандарты и качество. 1999. — № 10. — С. 40 — 45.
  156. А.Н., Букаринов Н. Г. Методы нахождения оптимального качества промышленной продукции. «Стандарты и качество», 1968, № 4.
  157. JI.A. Первые шаги по созданию системы качества // Автоматика. Связь. Информатика. -2000. — № 10. С. 27.
  158. Д., Ситтинг Дж. Больше через качество. М.: Изд-во стандартов, 1968.
  159. International Standard ISO 9000:2000. Quality Management Systems -Fundamentals and vocabulary.
  160. International Standard ISO 9001:2000. Quality Management Systems -Requirements.
  161. International Standard ISO 9004:2000. Quality Management Systems -Guidelines for performance improvements.
  162. International Standard ISO 10 012:2003. Measurement Management Systems -Requirements for measurement processes and measuring equipment.
  163. International Standard ISO 19 011:2002. Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing.
  164. Kaplan R., Norton D. The Strategy Focused Organisation: How Balanced Scorecard Companies Thrive In The New Business Environment. Harvard Business School Press, 2001.
  165. G.K., Asher M. 100 methods for total quality management.-L. Etc: Sage, 1996.-VI237p., ill-Bibligr P.234−235.
  166. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall. 1985.
  167. Juran J. M. Quality Control Handbook. New York: McGraw-Hill, 1951.
Заполнить форму текущей работой